Какой может быть характер у подростка. Список положительных и отрицательных качеств человека

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных

классов филиала МБОУ « Комсомольская

средняя общеобразовательная школа»

Черняновской Надежды Алексеевны

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать

его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Э.Г. Хаббард

В 1980 году окончила Мичуринский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения», присвоена квалификация учителя начальных классов и звание учителя средней школы.

С августа 1980 года работаю в МОУ Совхозная сош учителем начальных классов. С 1 сентября 2011 года МОУ Совхозная сош стала филиалом МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа».

В настоящее время являюсь классным руководителем 2 класса.

МОУ Совхозная сош – образовательное учреждение с предельно гибкой системой обучения. Единая методическая тема МОУ Совхозная сош «Формирование социально-ответственной, компетентной, мобильной личности через интеграцию общего и дополнительного образования». Исходя из реальности сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня культуры обучающихся, педагогический коллектив школы видит решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Цель образовательного учреждения – формирование универсальных познавательных способностей и компетентностей обучающихся, обеспечивающих интеграцию знаний в целостное мировоззрение.

Перед школой стоят задачи:

Формировать потребности в обучении и саморазвитии;

Раскрыть творческий потенциал учеников;

Развивать духовную культуру и нравственность;

Создать методические и технологические основы для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья обучающихся.

Работая по традиционной программе «Школа России», стараюсь использовать на своих уроках элементы развивающего обучения. Это помогает развить в ребенке интеллектуально – творческую личность.

В условиях модернизации образования главной целью своей профессиональной деятельности считаю формирование образованной, высококультурной, всесторонне развитой личности, способной эффективно действовать в различных условиях, востребованной современным обществом. В связи с этим, ставлю перед собой следующие задачи:

Повышать качество знаний;

Развивать и укреплять интерес к предметам;

Использовать новые педагогические технологии;

Раскрывать интеллектуальный, нравственный и творческий потенциал каждого ребенка;

Поддерживать и укреплять здоровье обучающихся.

Я согласна с высказыванием французского писателя А. Барбюс: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».

Уровень познавательных способностей моих учеников разный, многие дети имеют низкую мотивацию к обучению, следовательно, основной целью педагогической деятельности следует считать развитие познавательных способностей обучающихся. Тема по самообразованию «Формирование ключевых компетенций младших школьников через развитие познавательной активности на уроках и во внеурочной деятельности»

Для реализации поставленных задач использую различные виды деятельности школьников на уроке, это позволяет сделать урок интересным и результативным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, что способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. В своей работе активно использую дифференцированный подход в обучении. Дифференцирую задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности обучающихся при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а помощь учителя становилась минимальной. Для подобной дифференциации в своей практике использую образцы выполнения заданий, памятки-опоры, памятки-алгоритмы и самоинструкции.

Создание положительной мотивации учения способствует формированию навыков самообразования, развивает у обучающихся познавательную активность и самостоятельность.

Возможности школьников различны, важно пробудить мыслительный процесс ученика. Для этого использую в своей работе следующие методы: поисковый, исследовательский, метод проблемных ситуаций. Активно изучаю и внедряю в свою педагогическую деятельность современные образовательные технологии: метод проектов, информационно-коммуникационные технологии и другие. Использование на уроках и во внеурочной деятельности современных образовательных технологий повышает интерес к изучаемым предметам и уровень мотивации, позволяет мне как учителю формировать ключевые компетенции необходимые для современного человека. Определяю одной из значимых компетенций обучающегося информационную, поэтому особое внимание уделяю работе с различными источниками информации.

Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии.

1.Компьютерные технологии.

Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

    как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы, медиаресурсы с использованием программы Power Point ;

    для организации коллективной и групповой работы (проекты);

    как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).

С помощью программы Microsoft Office Word разработала:

Тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению; тексты для проверки техники чтения;

Памятки по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии.

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word и Power Point . С помощью программы Word дети готовят сообщения, кластеры, синквейны к урокам литературного чтения и окружающего мира.

Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил:

Повысить эффективность обучения;

Дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций (Проекты «Моя семья», «Остров безопасности», «Зеленая книга нашего класса»

Своими методическими разработками делюсь с коллегами на образовательных сайтах: openclass , rusedu , proshkolu , it - n , zavuch . info и других

2.Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.

3.Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.

4.Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование.

Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей, используя таблицы EXCEL . Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести индивидуальную работу над ними. При проверке техники чтения использую компьютерную методику Зайцева. Результатом использования различных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе является высокий уровень обученности – 100%; качество знаний составляет – 72,2%.

Этому способствуют рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которые я решаю каждый день, учитывая возрастные особенности детей, условия школы.

Развитию обучающихся способствуют и применяемые мною формы организации обучения. Основной формой является урок. Важным для себя считаю его структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока, применяю и нетрадиционные формы. Урок формирования новых знаний – это урок-исследование, урок-путешествие, виртуальная экскурсия. Уроки проверки знаний – зачеты, смотры знаний, викторины. Зачеты в форме тестовых заданий психологически настраивают на подготовку к мониторинговому исследованию, воспитывают ответственность за формирование знаний и умений. После проведения уроков нетрадиционной формы при сравнительном анализе качества знаний отмечаю повышение среднего балла с 3,9 до 4,1. Всему этому способствует методическая работа:

Открытое мероприятие по окружающему миру на муниципальном уровне «Остров безопасности» - 2009 год;

Районный семинар презентация «Краеведение – один из важнейших факторов патриотического воспитания обучающихся»;

Разработала программу кружка «Мой край родной».

Реализуя задачи программы развития школы, разработала:

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку для 4 класса;

Для повышения качества знаний обучающихся разработала рабочие программы для начальных классов УМК «Школа России» на основе стандарта образования.

В своей практике применяю разные формы организации учебной деятельности обучающихся: индивидуальную, групповую, фронтальную. Организация групповой формы работы на практике способствует заинтересованности в предмете, дает возможность проявить себя, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение. Группы комплектую по различным принципам в зависимости от поставленной цели урока: по уровню обучаемости, интересам, темпам работы, они могут быть постоянного или переменного состава.

Немаловажное значение для обучающихся имеет итог урока, который отражается в памяти ученика, особенно младшего школьного возраста. А если одновременно включается не один вид памяти, а затем идет закрепление с помощью практических действий, то знания остаются надолго. Именно с этой целью использую на уроке карточки-тесты, выделение главного на уроке.

Наиболее востребованной и методически обоснованной системой контроля результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся является педагогическое тестирование. Мониторинговые исследование требуют развития у обучающихся навыка работы с тестами. Для тематической проверки знаний обучающихся в процессе экспресс-контроля и для итоговой проверки знаний и умений мною составлены тестовые задания, что позволяет отслеживать различные интеллектуальные умения школьников.

В своей работе особое место отвожу оценке как мотивирующей функции в обучении. Основными принципами оценивания знаний обучающихся считаю следующие: объяснять оценки; замечать успех ученика, а не недостатки; считать оценку не целью, а средством развития ученика; создавать ситуацию успеха на уроке.

Повышению результатов в обучении детей способствует применение информационно-коммуникационных технологий на различных этапах урока. Компьютер выполняет на уроке не только роль источника информации, но и выступает в качестве средства оценки, учета и регистрации знаний обучающихся. На уроках я применяю мультимедийное оборудование, электронные образовательные ресурсы и обучающие программы. Использование современных образовательных технологий, в том числе и ИКТ, положительно отразилось на результатах образовательной деятельности: повысилось качество знаний, улучшился средний балл по предметам.

Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения.

Результаты качества знаний при 100% успеваемости

Результаты мониторинга в 4 классе.

Учащиеся моего класса писали мониторинг по русскому языку и по математике. Всего выполняло работу 16 человек.

Математика Русский язык

отлично – 6; отлично – 3;

хорошо - 7, хорошо – 8:

удовлетворительно – 3 удовлетворительно – 5

Обученность составила 100%, качество знаний по математике составило – 81,3%, по русскому языку – 68,8%.

Обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности, однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Можно ли избежать серьёзных проблем с учёбой при переходе в среднюю школу?

При изучении динамики отношения учащихся своего класса учебной и другим видам деятельности использую следующие методы: наблюдение, анализ документации, беседы с учащимися, написание сочинений.

Анализ ответов учащихся убеждает меня в том, что отношение детей к учёбе значительно меняется от третьего класса к пятому. Например, если во втором третьем классах дети на вопрос: «Любишь ли ты учиться?» нветов учащихся убеждает меня в том, что отношение детей к учёбе значительно меняется от третьего к пятому.инений.й, способами (методика Капустина) практически все дают положительный ответ, то в четвёртом – пятом классах число их уменьшается.

Такое изменение отношения к учёбе характеризуется, судя по анализу, мотивировок детей, неудовлетворённостью и снижению интереса к ряду предметов, субъективным ощущением утомления, перегруженности, увеличения трудностей.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются. На последнем родительском собрании я знакомлю детей с трудностями, которые могут возникнуть у детей в учёбе, и как они могут приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Меня очень беспокоит, как учатся мои пятиклассники, я проявляю интерес к их делам, мы вместе обсуждаем сложные ситуации, совместно ищем выход из сложившихся ситуаций.

Помочь ребёнку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным можно, только разобравшись в их причинах. Вместе с классным руководителем доводим до сознания детей, что основными помощниками в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

В 5 классе мы проводим много внеклассных мероприятий совместно.

Учебную работу провожу в тесной связи с внеурочной деятельностью.

Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития личности. Каждый ребенок должен знать: «Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!». Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Принимают активное участие в жизни школы, района.

За последние 3 года мы приняли участие в следующих конкурсах:

    Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

2012-2013 год – 7 человек

- Стрыгин Вячеслав Игоревич – 1 место по школе

- Кочуков Евгений Дмитриевич – 2 место по школе

2013-2014 год – 8 человек

- Стрыгин Вячеслав Игоревич – 2 место по школе

    Международный конкурс игра «КИТ - 2012» - 10 человек

- Стрыгин Вячеслав Игоревич – 3 место по школе

    Международный конкурс игра «Инфознайка - 2012» - 12 человек

- Стрыгина Дарья Александровна – 2 место по школе и 2 место по району

    Региональная игра – конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» в 2013 году -

    Региональная игра – конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» в 2013 году –

- Зуева Юлия Сергеевна – 2 место по школе

    Областной интеллектуально – творческий конкурс для младших школьников «Муравей» (2014) – 3 человека получили свидетельства участника

    Всероссийская дистанционная викторина «Предметный мир сказок Х.К.Андерсена» - 2 человека – получили дипломы участника викторины

- Тормышова Альбина Викторовна – диплом победителя (3 место в регионе)

    Областной конкурс поделок «Образ матери глазами ребенка» - 4 человека

- Зуева Юлия Сергеевна – диплом победителя (1 место в области)

    Районный конкурс чтецов «Победе 70» - 2 человека

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Воспитательный процесс планирую во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.

Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания являются краеведение и поисково-исследовательская деятельность учащихся. Свою работу я организую в предметном кружке «Край мой родной».

Мы и зучаем боевые и трудовые традиций своих земляков, вносим коррективы в летопись своего поселка и школы, организовывали выставки «Русские ремесла», куда приглашали жителей нашего поселка А.А. Леонову, В.Ф. Третьякова, которые показывали, как работать на прялке, вышивать рушники, картины с изображением православных мест. Традицией стало и проведение фольклорных праздников: Рождественские посиделки, Зимушка-Зима, Масленица.

Большое внимание уделяю изучению истории заселения Тамбовского уезда, для чего совершаем экскурсии по старому Тамбову и православным местам Тамбовщины: монастыри города Тамбова, Трегуляевский монастырь, посетили Задонский монастырь. В ходе таких экскурсий школьники комплексно изучают родной край. Немаловажным при формировании духовно-нравственного сознания является и патриотическое воспитание. На примере реальных людей я знакомлю ребят с участниками войны и тыла, учимся брать у них интервью, проводим встречи, поздравительные мероприятия. Ветераны и дети ветеранов делились своими воспоминаниями о войне, показывали награды, личные вещи. В канун праздника Победы в нашем классе проводилось мероприятие «Детство, опаленное войной», в ходе которой состоялась встреча с узником концлагеря Беловым Анатолием Александровичем, жителем поселка «Селезневский». На внеклассном мероприятии «Женщины на войне» дети узнали о роли женщин на войне, проводили встречу с Баженовой Марией Григорьевной – артиллеристской во времена Великой Отечественной войны. Кроме того, мы ежегодно принимаем участие в праздничном концерте ко Дню Победы.

В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению поселка как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя, его воспитывает история, прошлое.

Я поставила задачу по формированию личности обучающихся на основе приобщения к традициям своего народа. Непосредственной целью является свободное развитие творческой личности и формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании духовных ценностей, рожденных веками исторического пути русского народа.

Воспитание у молодого поколения устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей русского народа обеспечит успешное развитие России.

В классе развито самоуправление. В основу воспитания мною взят деятельностный подход.

В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Американский философ Р.У. Эмерсон сказал: «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику».

Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний: (собрание-лекторий, круглый стол, тематическая дискуссия с приглашением специалистов, консультация со специалистами, собрание-практикум, общешкольная и общеклассная конференция и др.)

На них знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах; обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому (считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности); использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей.

В 2009-2011 провела родительские собрания с использованием ИКТ, подготовила в виде презентаций материал по темам:

    «Особенности учебников, по которым учатся ваши дети";

    "Утомляемость ребенка: как с ней бороться";

    "Поощрение и наказание в семье";

Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям , вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя. Провела анкетирование с родителями по темам: «Способности вашего ребенка», «Отношение к школе». Данные анкеты показали, что удовлетворённость родителей организацией учебного процесса в классе высокая.

В классе проводим заседания круглого стола. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей. За активное участие в жизни класса, за правильное воспитание своих детей родители получают благодарственные письма от родительского комитета. Веду работу по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру». Электронный дневник - это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одно из главных проблем школы - информативность.

Результативность работы:

    в классе нет пропуска без уважительных причин, и эта ситуация сохраняется в среднем и старшем звене;

Итоги анкетирования родителей показали уровень удовлетворенности школьной жизнью коллектива: 78% высокий, 22% средний.

Психологическая атмосфера в нашей школе здоровая, сложился коллектив единомышленников, работают люди творческие, у которых многому можно научиться .

Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства. Прошла теоретическую и методическую подготовку на курсах повышения квалификации по программам:

    «Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС нового поколения (144 часа)»;

    «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»(72часа).

Принимаю участие в работе методического объединения начальных классов, провожу открытые уроки, мероприятия, участвую в районных научно-практических конференциях и семинарах. Подготовила презентацию для районного семинара на тему «Краеведение – один из важнейших факторов патриотического воспитания обучающихся».

В 2008 году являлась членом районной аттестационной комиссии учителей начальных классов. К 2011 году приняла участие во всероссийском конкурсе ЦОР для школы «Лучший IT -учитель России».

Особой проблемой современного преподавания в начальных классах считаю отсутствие у обучающихся интереса к чтению. В целях воспитания культуры чтения разработала по многим произведениям литературные викторины, кроссворды по тексту произведений и литературные игры (по типу «Счастливый случай»). Такие формы работы с литературным произведением позволяют мне активизировать ребят на уроках, развивать умение читать вдумчиво, обращать внимание на важные детали.

Тревожит, что с каждым годом все больше детей приходит в первый класс эмоционально-неустойчивых, с низким уровнем способностей, со слабым здоровьем. В связи с этим в 2011-2014 учебном году веду кружок в рамках дополнительного образования «Я и моё здоровье».

На смену одним трудностям придут другие, жизнь продолжается. Мне близки слова Сократа «Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних».

2016 год

Педагог должен увидеть ребенка таким, какой он есть «внутри себя», каким знает себя «только он сам».

Е.Ю.Сазонов

В любой системе общего образования математика занимает одно из центральных мест что, несомненно говорит об уникальности этой области знаний.

Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.

Моё педагогическое кредо – создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей, через личностно – ориентированный подход, что соответствует проблеме работы школы.

Основными целями обучения математики выделила для себя следующие: обеспечение прочного и сознательного освоения учащимися системы знаний и умений по математике и формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности).

На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:

  • учебно-познавательные компетенции : приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
  • информационные компетенции : учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции : воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Наряду с решением основной задачи моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, подготовку к дальнейшему обучению в СУЗе или ВУЗе.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения.

Ориентируясь на концепцию профильного образования, работаю над расширением выбора содержания материала. Для формирования у учащихся различных форм мышления: логического, алгебраического, алгоритмического использую разработанную мною программу элективного курса «Решение линейных и дробно-линейных уравнений и неравенств с параметрами» (10, 11 классы). Разработанная мною программа элективного курса даёт возможность ознакомиться учащимся с нестандартными решениями, позволяет развивать способности личности к математической деятельности.

На уроках математики направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика. Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала по алгебре под редакцией Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. (7,8,9 класс), сборник «Самостоятельные работы» под редакцией А.П.Ершова, В.В. Голобородько (8, 10-11классы).

Важной составляющей своей работы считаю исследовательскую деятельность учащихся. В своей практике использую проблемные уроки. Благодаря созданию проблемной ситуации на уроке ученикам необходим поиск новых способов решения поставленных задач. Именно такие уроки развивают мышление обучающихся, делают уроки интересными, непредсказуемыми и разнообразными. Дети с удовольствием решают поставленные задачи, предлагая даже необычные варианты решения проблемы. Таким образом, на уроке работает исследовательский метод.

Для формирования творческих способностей учащихся использую уроки творческого характера. На них широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся: викторины, деловые игры, побуждающие мыслительную активность, творческие работы – рисунки, рассказы, сочинения. Например,
– по окончании темы составить контрольную работу и решить её, а затем предложить её соседу по парте и проверить его работу;
– подготовить дома с друзьями сценку на тему «Реклама целого отрицательного числа –15» и показать её на уроке;
– придумать и изготовить математическую игру;
– составить кроссворд с математическими терминами, ребус, интересную задачу;
– сделать книжки-малышки про всё, что узнали о десятичных дробях.
Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на суд одноклассников. Такие формы работы делают уроки интересными и разнообразными.

При изучении математики роль информационных технологий повышается в связи с тем, что они выступают как эффективное дидактическое средство, с помощью которого можно формировать индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Такая траектория возникает в результате выбора личностно значимого содержания обучения, его сложности, типа заданий, их качественного содержания, скорости изучения и т.д. В качестве основы предполагается построение учащимися различных компьютерных моделей, выполняющих различные развивающие функции. Мои ученик создают такие модели: презентации в PowerPoint по изученной теме, интерактивные сообщения, построение графиков функций в системе MathCad и т.д. Информационные технологии на уроках математики позволяют дать ученикам уникальную возможность самим в процессе независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают математические вопросы. Применение информационных технологий позволяет делать уроки математики не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению. Я вижу горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. И это немаловажно.

На успешность деятельности учителя влияет качества материально-технической базы. В кабинете математики имеется различная научно – популярная литература, дидактические папки с систематизированным материалом по математике, алгебре и геометрии. Мною созданы учебно-методические комплексы для коррекции знаний по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей» (5 класс); зачётных материалов по геометрии «Четырёхугольники», «Площадь», «Теорема Пифагора», «Соотношение между сторонами и углами треугольника». Материально-техническая оснащённость кабинета позволяет учащимся пользоваться электронными библиотеками, интернет-ресурсами. Учащиеся с удовольствием выполняют индивидуальные задания на основе привлечения дополнительных источников.

Я постоянно работаю над повышением своего профессионализма, систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету (научно теоретический и методический журнал «Математика в школе», приложения к газете «1 сентября»; научно-методический журнал «Классный руководитель»). Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Периодически просматриваю новые документы на сайтах Министерства образования РФ поэтому в курсе последних событий в образовании. За прошедший аттестационный период прошла курсы повышения квалификации по темам «Особенности преподавания математики в профильных классах» и «Влияние психологического стресса на развитие личности».

Полученные на курсах знания, свои методические находки стремлюсь рекомендовать среди коллег. Выступала на заседании педагогического совета в рамках темы «Новые педагогические технологии», где делилась опытом по использованию НИТ на уроках математики. Обобщила собственный опыт по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках математики» в рамках районного конкурса «Учитель года-2008»; давала конкурсный открытый урок

Профессиональная деятельность педагога имеет для общества огромное значение, ибо его профессиональные знания и навыки составляют ценностный капитал общества. Передать знания, которые накопило общество, есть основное предназначением педагога. Поэтому его компетентности, способности к самореализации придаётся очень большое значение. Сегодня от педагога зависит, насколько он готов к постоянно меняющимся условиям. Это достигается не только постоянным самообразованием, но и постоянным самоанализом своей деятельности.

Актуальность самоанализа

Профессиональное совершенствование представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования. Педагогу важно видеть процесс, как бы со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Жизнь постоянно выдвигает новые подходы к подготовке, и в связи с этим необходимо вовремя и корректно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации.

Необходимость самоанализа

Стремительное развитие науки, появление новых технологий – говорят о необходимости вносить изменения в процесс планирования и методику передачи знаний. Способность педагога быстро реагировать на всевозможные изменения подчеркивают, что педагогу следует проводить не только анализ результатов своей деятельности, но и самоанализ форм и методов передачи знаний, навыков и умений. Необходимость самоанализа деятельности очевидна, ибо на этой основе происходит систематизация деятельности и, в конечном счёте, достижение поставленных целей.

Задача есть цель, которая ставится в определённых условиях. Решение задачи обусловлено объективными и субъективными обстоятельствами. Субъект, т. е. педагог, является главной движущей силой, способной добиться решения задачи. От его знаний и воли зависит, найдёт ли задача своё решение или её выполнение прервётся на полпути. Что в первую очередь предпринимает педагог? Он проводит самоанализ своих знаний и умений, насколько они соответствуют поставленной задаче и только после этого намечает пути её выполнения. Решение образовательной задачи можно сравнить с мыслительной деятельностью, в ходе её проведения, идёт постоянный обмен между накопленными знаниями и способами их реализации, идёт самоанализ собственных возможностей. Здесь уместно сказать о стратегической стороне, поскольку рассматриваются последствия, которые произойдут после решения задачи и тактической — ибо здесь рассматриваются способы решения задачи. В чём здесь проявляется самоанализ? Оселком образовательной деятельности является единство целей и содержания. Без самоанализа просто невозможно добиваться достижения целей и решения конкретных задач. Педагог начинает с познавательной задачи. Далее, идёт включение в этот процесс собственных знаний, которые воплощаются в поиск средств, а исходя из этого, предполагается результат. По сути дела, это процесс постоянного самоанализа своей деятельности.

Когда мы говорим об анализе, то больше представляем внешнюю часть деятельности. С помощью анализа мы мысленно разделяем предмет изучения на части, сопоставляем их для выявления определённых свойств и качеств предмета. Педагогическая деятельность не является исключением и может рассматриваться как решение многообразных задач. Это могут быть организационные, психологические, познавательные и т.д. В педагогическом анализе рассматривают диагностическую, познавательную, преобразующую и самообразовательную стороны. Оценка качества – задача администрации. Главная задача в этой работе – это оказать помощь педагогу в случае возникших трудностей и, конечно, обобщить опыт его работы. При этом практикуется заслушивание самоанализа педагога. Этот приём может показать степень осмысления им не только решения конкретной задачи, но и его кругозор. Самоанализ – это не афишируемая сторона педагогической деятельности. В этом случае педагог, давая оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в окружающем мире, со своей деятельностью. Самоанализ проводится по предварительно разработанным темам и вопросам. Он направлен на выявление, изучение и, при необходимости, корректировку, каких-то сторон педагогической деятельности. В большинстве случаев он ограничен конкретной темой и направлен на изучение её развития или корректировку.

Чтобы представить самоанализ достаточно полным и последовательным, можно воспользоваться примерным перечнем вопросов для подготовки. Их можно считать точкой отсчёта для разговора с собой и своими коллегами.

1.Можно начать с того, как согласуются цели педагога с деятельностью учебного заведения?

2.Насколько удаётся решать проблемы, которые ставит педагог в учебном процессе, и каков результат их решения?

3.Каков вклад педагога при реализации программы развития учебного заведения?

4.Есть ли возможность учитывать тягу детей к знаниям при осуществлении своей деятельности? Можно ли сказать, что деятельно педагога удовлетворяет запросам учащихся?

5.Используются ли обучающиеся технологии и новые приёмы в повседневной работе? Как воспринимаются они учащимися?

6.Как складываются взаимопонимания с учебной группой во время занятий и вне их? Можно ли говорить о рабочей обстановке при проведении уроков?

7.Проявляют ли учащиеся интерес к работе на уроке и предмету?

8.Есть в учебной группе учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к предмету и как он удовлетворяется?

9.Каковы успехи учащихся по конкретному предмету за отдельно взятый промежуток времени?

10. Что является главным критерием оценки учащихся при изучении предмета? Как он соответствует решению поставленных задач?

11.Как вы оцениваете свой контакт с учащимися? Можно ли говорить о предпосылках доверия и уважения?

12.Насколько удаётся контакт с родителями, и прислушиваетесь ли к их мнению?

13.Как складываются взаимоотношения с коллегами по работе?

14.Как вы относитесь к самообразованию и что делаете для повышения профессионального уровня?

15.Есть ли трудности в повседневной работе? Удалось ли их преодолеть и каков результат?

Проведение самоанализа необязательно приурочено к какому–либо этапу деятельности, педагог может его проводить самостоятельно, работая:

  • по совершенствованию обучения,
  • по использованию технических средств,
  • по применению методов воспитания,
  • по совершенствованию форм обучения,
  • по результатам применения новых методов в педагогической науке,
  • по результатам применения собственных разработок для обучения и новых технологий,
  • по практическому применению новых, экспериментальных методов воспитания,
  • по результатам организации самообразования.

При помощи самоанализа можно сделать предварительные выводы о результатах своей работы, акцентировать внимание на сложных вопросах, наметить способы улучшения недоработанных моментов. Нельзя, чтобы самоанализ превратился в отчёт о проделанной работе, а содержал выводы и оценки ключевых моментов, которые были намечены ранее.

После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат.

В самоанализе есть необходимость указывать информацию, которая несёт содержательный смысл. Важно то, почему были использованы именно эти технологии для достижения поставленной цели и насколько они сказались на конечном результате.

Если в самоанализе не говорится о трудностях, с которыми столкнулся педагог в процессе решения задачи, то может сложиться мнение, что всё получается само собой. Только в практической деятельности возможен профессиональный рост. Важно показать, как решалась на практике, возникшая в процессе работы, трудность. Можно отразить собственный диалог с самим собой о том, как вёлся поиск путей выхода из создавшейся проблемы. Самоанализ – это возможность осмысления принятых решений и собственного опыта.

Устный самоанализ для себя не даёт должного результата. Он должен быть оформлен в письменной форме, чтобы в любой момент можно было вернуться к нему, чтобы ещё и ещё раз можно было пройти путь, который привёл к определённому результату. Как мы говорили выше, самоанализ строится по определённому алгоритму.

Первое, с чем нужно определиться – это тема. Причём, она должна быть актуальной для настоящего времени и соответствовать общим тенденциям.

Второе – это формирование проблемы в рамках предложенной темы.

Третье – это необходимость решения проблемы и какие методические приёмы применялись в ходе исследования.

Четвёртое – это какие собственные наработки лежали в основе исследования, чем они обоснованы, применительно к решению данной проблемы. Если это связано с учащимися, то даётся характеристика уровня их развития.

Пятое – это в чём состоит новизна предлагаемого метода или вида деятельности. Здесь возможно сравнение с уже существующими методами и программами.

Шестое – это обоснование предлагаемой технологии или метода и насколько они носят развивающий характер.

Седьмое – это само описание работы, деятельности по реализации предлагаемой темы. В содержании отражаются формы и методы, посредством которых был достигнут результат, а также сравнительная характеристика с существующими.

Восьмое – это подтверждение аргументами необходимости применения новых методов на основании диагностического материала.

Девятое – это выводы, которые доказывают необходимость применения предлагаемого метода или вида деятельности, его оригинальность и, конечно, новизну по сравнению с другими.

Was last modified: Декабрь 18th, 2015 by Елена Погодаева