Коррекционное занятие по нравственному воспитанию. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Солнце материнской любви

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Впустите в сердце доброту»

Задачи приоритетной образовательной области:
«Социально-коммуникативное развитие»:
Усвоение норм и правил, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка (внимательность, доброжелательность, милосердие, желание помочь)
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и не красоту злых, дать детям возможность глубже осознать, что каждому человеку дана свобода выбора: творить добро или зло
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие»: ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
«Речевое развитие»: развитие свободного общения с взрослым и детьми; обогащение словаря детей.
«Художественно-эстетическое развитие»: развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения; развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения,
Планируемые результаты НОД
Целевые ориентиры: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Предпосылки учебной деятельности:
коммуникативные – умение слушать, договариваться, высказывать свое мнение
познавательные- умение размышлять;
регулятивные- умеет следовать определенным правилам,
личностные – умение видеть и слышать не только себя, но и окружающих.
Оборудование для педагога: Макеты: планета Добра, планета Зла, звездочки 6 шт., кукла – пресонаж Хорплоша,(кукла двухсторонняя-с одной стороны доброе приветливое лицо, с другой стороны злая гримасса) воздушные шары, наполненные гелем-15шт, мультимедийное оборудование
Оборудование для детей: фигурки Хорплошиков
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Ребята, Как вы думаете,что такое добро? (Ответы детей).
Добро бывает разным. Одно добро можно увидеть и даже потрогать руками: это картины, скульптуры, книги, сокровища. Всё это можно увидеть в музеях, на выставках, а что-то в детском саду или у себя дома. Игрушки, ваши поделки, созданные своими руками – это тоже добро.
Есть добро, которое мы можем услышать – это музыка, песни, звуки природы, задушевные стихи, добрые сказки, нежные слова.
Но есть такое добро, которое каждый из нас и взрослый и ребёнок должен носить в себе: это доброе сердце, добрая душа, добрые слова. Именно такой человек и совершает добрые поступки. Он помогает всем, кто попал в беду, будь то человек, или животное, и даже растение. О таких людях говорят: «Добрый человек».
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Чтение авторской сказки о путешествии маленькой Звёздочки.

В далёком-далёком космосе жили весёлые маленькие звёздочки. Вместе они играли, веселились, кружились в стройном хороводе и никогда не скучали. Ведь всю ночь им нужно было светить на небе, освещая космические пути. И вот, однажды, самая озорная звёздочка так раскачалась, что упала с неба и попала прямо на планету зла. Планета эта была холодная, колючая, каменистая, на ней никогда не росли цветы, не пели птицы, вся она была покрыта колючками, шипами и острыми камнями. Маленькая путешественница долго бродила среди колючек и камней, просила помочь ей вернуться на небо, но со всех сторон только и слышалось: «Отстань, мы не хотим помогать тебе, фу какая ты некрасивая – отойди от нас…» все прогоняли Звёздочку, кололи её острыми шипами и отталкивали… маленькая Звёздочка совсем опечалилась. Не просто на такой планете найти друзей, которые были бы рады тебе.
Но тут неожиданно поднялся ветер и, немного покружив, унёс нашу героиню на другую планету. Маленькая Звёздочка согрелась и решила осмотреться, куда она попала. Планета эта была совсем не похожа на планету зла. Вся она утопала в прекрасных цветах, слышалось пение птиц, летали бабочки. Это была планета Добра. Новую гостью сразу заметили обитатели доброй планеты. Они пригласили её остаться здесь навсегда. Ведь Звёздочка была очень добрая как все на планете Добра. Здесь только и было слышно: «Оставайся у нас, милая Звёздочка. Давай поиграем вместе. Побудь у нас ещё немного».
Так и осталась маленькая Звёздочка жить на планете Добра, все обитатели планеты очень полюбили её, играли и веселились вместе с ней. Но иногда ясными звёздными ночами маленькая звёздочка смотрела на небо, где в весёлом хороводе кружились её подружки-сестрички, такие же звёздочки как она сама, и ей очень хотелось вернуться на небо.
Вопросы:
1. Вам понравилась сказка? Кто главная героиня сказки? Какая она?
2. Куда сначала попала Звездочка? Как она себя чувствовала? Почему?
3. Что с ней случилось на планете Добра?
4. На какой планете вы хотели бы жить?
Ребята, вот так и наши с вами слова и поступки создают вокруг себя маленький мир добра или зла. Если мы приветливы, добры, отзывчивы друг к другу, то всё вокруг расцветает, а если грубы, то зарастает злыми холодными колючками.
Д/И « Оцени поступок»
А теперь посмотрите, кто пришел к нам в гости. Правильно Хорплоша. Он всегда помогает нам отличить хорошие поступки от плохих. Одевайте на руку маленьких Хорплошиков, садитесь поудобнее и давайте немного поиграем. Вы вместе с Хорплошами будете оценивать разные ситуации:
Ситуация 1: Дети вышли гулять и увидели старенькую бабушку, помогли донести её сумку до дома. (Хорплоша радуется);
Ситуация 2: мальчик поймал кота и тянет его за хвост (Хорплоша сердится);
Ситуация 3: Девочка идёт мимо магазина и причитает: мама, купи, ну купи мне хоть что-нибудь (Хорплоша сердится)
Ситуация 4: Дети вышли гулять, взяли с собой крошки хлеба и покормили птиц (Хорплоша радуется)
Ситуация 5-8 на экране.
Ситуация 9-10 – музыкальные.
(Убираем Хорплош).
Д/И « Закончи фразу добрым поступком»
Я буду начинать фразу, а вы попробуйте закончить:
- Мальчик нашёл потерянную игрушку и …
- дети слепили красивого снеговика, а Саша проходя мимо…
- мама заболела и прилегла, а дочка……
- бабушка уронила палочку и ………….
- все дети убирали игрушки, а Лиза…..
Создание проблемной ситуации
-Ребята, как же нам помочь звездочке вернуться на небо к своим сестричкам?
(Ответы детей)
Дети, если попробовать привязать звёздочку к шарам может быть она сможет улететь на них к своим сестричкам. Давайте попробуем. Вам не жалко отдать свои шары для доброго дела?
Давайте на прощание скажем звездочке ласковые слова! Д/И « Скажи ласковое слово»
(передаём звёздочку по кругу и придумываем ласковые слова и выражения)
Привязываем шары и звёздочка улетает.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
-Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым - значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней,
И все же посмотри,
Как много у него друзей
А злой всегда один.
Подведение итога: Дети, вам понравилось сегодня наше занятие? Что вам понравилось больше всего? Наше занятие называется
«Впустите в сердце доброту», как вы думаете мы впустили в наши сердца доброту? Что хорошее и доброе мы сделали?
Мы помогли сегодня маленькой сказочной звездочке, но ведь в нашей реальной не сказочной жизни каждый день бывают моменты, когда мы выбираем, как поступить: помочь или отказать, пожалеть или пройти мимо, отнять игрушку или уступить, сделать добро или зло? Какой ваш выбор?
Молодцы. Мы выбираем добро и будем всегда стараться идти дорогою добра.
Танец «Дорогою добра».

наталья чернуха
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи «Путешествие дорогою добра»

Предлагаю Вашему вниманию план - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи . также прилагаю видеозапись этого занятия , смотрите на ютубе (моя страница Наталья Чернуха, видеоматериал сад+40) . Мне было очень интересно работать над этой проблематикой, дети раскрывались с удивительной стороны. Считаю, что достигла хороших результатов. Буду рада вашему вниманию к моей работе. Благодарю заранее за внимание.

План - конспект занятия

по духовно - нравственному воспитанию детей

и возрождению духовных ценностей семьи .

Тема : «Путешествие Дорогою Добра »

Цели : сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.

Задачи : Формировать нравственную позицию детей . Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к духовному миру , человеческим качествам личности. Воспитывать духовно – нравственные ценности , умение работать в группе. Закреплять коммуникативные навыки.

1. Здравствуйте, ребята! (ответ детей )

А давайте поздороваемся не только друг с другом, а и со всем Миром? (ответ) . Приготовьте свои ручки, свои улыбки! Попробуем мысленно нарисовать такую картину (выполняем с движениями, по тексту) :

Здравствуй, солнце золотое, (рисуем круг)

Здравствуй небо голубое, (ладонями гладим небо)

Здравствуй легкий ветерок, (кач руками)

Здравствуй маленький дубок! (присели, изобразили росток)

Мы живем в одном краю, в России, (раскинуть руки широко)

Всех я Вас приветствую! (хлопаем друг другу)

Надо мною небо, (руки вверх)

А внизу Земля – (руки вниз, топаем)

Мир такой огромный, (кружимся вокруг себя)

А посередине – Я! (прыжок, ладони прижимаем к груди)

Замечательно, как тепло мы поздоровались со всем Миром . Я рада Вас видеть в хорошем настроении, здоровыми и готовыми потрудиться, чтобы хорошему и полезному в жизни научиться!

Наше занятие предлагаю сразу начать с путешествия ! С путешествия Дорогою Добра . И только тот, кто до конца пройдет все испытания на этом пути и, может быть, даже трудности, сможет наполнить свою жизнь безграничной добротою , любовью и теплотой. Вы хотите стать такими людьми? (Ответ) Кто за, кто не испугался трудностей, поднимите руки! (ответ детей ) Отлично, единогласно! Тогда отправляемся в путь.

(запевка) Возьмёмся за руки с тобой и станем лентой золотой, которая сошла с небес в волшебный хоровод … (идём змейкой по группе)

Итак, послушайте одну историю (приглашаю жестом присесть на ковёр) . Это было очень давно…

Один человек долго путешествовал и неожиданно попал в волшебный сад. Он проделал длинный путь и очень устал. Завидев уютное местечко, в тени развесистого дерева, странник решил немного вздремнуть. Из всех деревьев, растущих в саду, он выбрал самое необычное – дерево исполнения желаний. Под его кроной мгновенно сбывались все мечты, все мысли становились явью, но путник этого не знал! Представим, что оно было вот таким (СЛАЙД - демонстрирую дерево) .

Давайте на минутку оставим нашего путника отдыхать, а сами представим себя под этим волшебным деревом исполнения желаний. Закройте глазки, прислушайтесь к себе, к своему сердечку, послушайте его, оно вам всегда подскажет самый правильный ответ. Мысленно досчитайте до 5 и скажите, какую заветную добрую мечту вы хотели бы осуществить прямо сейчас? (4 ответа детей ) .

Спасибо, что поделились своими мыслями. А сейчас вернёмся к путнику. Первое, что он пожелал, была еда и питьё, ведь он очень проголодался! А после захотел крепко поспать.

Пусть символом обозначения ЕДЫ, ВОДЫ И ОТДЫХА для человека будет яблоко жёлтого цвета, я прикреплю его к дереву.

(Я НА ИН. ДОСКЕ ВЕШАЮ ПЕРВОЕ ЯБЛОКО) .

Дальше наступила ночь, ему стало боязно одному, да и скучновато одному сидеть под деревом. Пусть яблоко зеленого цвета станет обозначением ЗАЩИТЫ и ВЕСЕЛЬЯ для человека, прикрепим его к дереву (Я НА интерактивной ДОСКЕ вешаю ЗЕЛЁНОЕ ЯБЛОКО) .

Вы знаете, вдруг желания путника почему-то закончились, а мысли совсем запутались. Ребята, давайте ему поможем ПОНЯТЬ, ЧТО ВАЖНО НА САМОМ ДЕЛЕ! (ответы детей )

Скажите, достаточно в жизни только есть, пить, отдыхать и веселиться? В чём мы ещё очень нуждаемся? Что нам ещё надо? Для чего мы пришли в этот мир?

(Дарина - яблоко дружбы, Лёва - помощи, Егор – заботы, Арс – защита, Кар – любовь, Варя – работа, Серж – ласка).

Как с вами интересно! Спасибо за ваши ответы.

Посмотрите, какое прекрасное получилось у нас дерево! Вы очень помогли путнику. Вы объяснили, что важно! Ведь каждого в жизни свой путь. Вы добьётесь успехов! Слушайте себя, своё сердечко, свои мысли, будьте вежливыми, честными, добрыми и отзывчивыми .

(встаём)

Наше путешествие предлагаю продолжить игрой. Испытания продолжаются! Я буду называть слова, а вам их надо заменить только добрыми словами и обязательно успеть подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, справитесь?

Злой - добрый

Грубый - ласковый

Отнять - подарить, отдать

Поругать – похвалить

Обидеть – защитить

Грустный – весёлый

Молодцы! Вы назвали только добрые слова !

(ВКЛЮЧАЕМ МЕЛОДИЮ, фоном звучит спокойная музыка) . Наше . (Стоим)

Ребята, сейчас я произнесу удивительные и волшебные слова, послушайте : доброта , добро , добрый человек , добрый поступок .

Давайте вместе скажем и внимательно вслушаемся в эти слова – доброта , добро , добрый человек , добрый поступок .

А как вы понимаете, что такое добро ? (4 ОтветА.)

(МУЗЫКА ВЫКЛЮЧАЕТСЯ)

(встаю) Ребята, что-то я не могу разобраться, если человек добрый , какой же он еще? Вот загадка! А поможет разобраться нам игра. Вам понадобятся 2 сердца, возьмите их со своего стола. Я назову слова, которыми можно охарактеризовать хорошего, доброго человека , а потом плохого, недоброго человека . Если вы будете согласны , поднимаете сердечко соответствующего цвета.

Я попробую начать : У плохого, недоброго человека душа злобная. Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.

Кто продолжит? У недоброго человека душа … Полным предложением (жесткая, хитрая, темная, грязная, холодная, жадная, грубая, равнодушная, нетерпимая).

У хорошего человека душа …добрая . Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.

Кто продолжит? … Полным предложением. (щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая).

(показ на сердце) Да, вы правы, у хорошего человека душа щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая). Эти человеческие душевные качества ценились с давних времён. Давайте вспомним народную мудрость, пословицы о добре . Я начну, а вы продолжите! - Доброе слово лечит , а худое калечит. - Доброе слово доходит до сердца. - Добрый человек придёт – словно свет принесёт.

А какие пословицы о добре знаете вы ? (Лев, Арс - Жизнь дана на добрые дела . Саша - Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.)

Но мир людей, ребята, не делится на только хороших и плохих людей. Все мы с вами разные, совершаем и хорошие поступки и не очень достойное. А в нашем сердечке есть природный инструмент, который есть у нас от рождения. Это, ребята, наша совесть. Идите по жизни всегда В ЛАДУ со своей совестью.

Предлагаю пойти и немного размяться на пути Дорогою Добра .

Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те , которые назову с «вежливыми словами» .

1. Поднимите руки. - Поднимите, пожалуйста, руки!

2. Будьте добры , похлопайте!

3. Попрыгайте. Попрыгайте, пожалуйста!

4. Покружитесь и потопайте. Будьте добры , покружитесь и потопайте.

5. Присядьте 4 раза. Пожалуйста, Присядьте 4 раза.

6. Будьте добры , коснитесь правою рукою левого ушка.

7. Пожалуйста, найдите сзади свои коленки и коснитесь их.

Молодцы! Ребята, продолжая эксперименты, предлагаю увидеть и потрогать своими руками доброту , почувствовать её запах, попробовать на вкус? Как вы думаете, это возможно? (Ответы)

А в чем её можно увидеть? (поступках, действиях, чувствах человека) Да, вы правы.

Посмотрите, пожалуйста, на экран (СЛАЙД ДЕМОНСТРАЦИЯ СИТУАЦИЙ) .

Как должны поступить дети в этой ситуации? (2чел)

–Какой поступок они совершают?

Когда человек совершает добрые дела и поступки , какое лицо бывает у него в эту минуту? Покажите.

Наше путешествие Дорогою Добра продолжается , приглашаю пройти к столу. Вы видите здесь, много разных предметов, назовите : Зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, листок бумаги и фломастер, маленькое детское платье.

Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок . Скажите, какой? (Дети : Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, на листке бумаги нарисовать что-нибудь приятное и подарить близкому человеку)

Молодцы! Доброта – это важное человеческое качество. Оно творит настоящие чудеса! Если мы будем добрыми , то всегда будем стараться помогать людям, попавшим в беду. Давайте сотворим пирамиду Добра из наших рук . Вот вам моя рука, кладите на неё свою! Чувствуется тепло, исходящее от пирамиды Добра . Пусть каждый из нас поместит кусочек добра в своё сердце , и оно станет большим и полным Любви! (СЛАЙД СЕРДЦА)

А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, если мы каждый день будем делать добрые дела , изменится наше сердце? Каким оно станет? (добрым , отзывчивым) . Когда сердце совершает добро , в нем расцветает прекрасный цветок. Давайте вспомним добрые вежливые слова . Если верно отгадаете мои загадки, на нашем сердце расцветут цветы добра и любви ! (ГОТОВИМ СЛАЙД СЕРДЦА С ЦВЕТКОМ)

Игра : «Подскажи словечко» .

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо) - СЛАЙД 1 ЦВЕТОК

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день ) . СЛАЙД 2 ЦВЕТОК

Когда виноваты, сказать поспешите : «Прошу Вас, пожалуйста, меня вы (простите) СЛАЙД 3 ЦВЕТОК

Если больше есть не в силах, скажем мамочке (спасибо) . СЛАЙД 4 ЦВЕТОК

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте.) СЛАЙД 5 ЦВЕТОК

Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста) . СЛАЙД 6 ЦВЕТОК

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания) . СЛАЙД 7 ЦВЕТОК

Молодцы, вы отличные знатоки вежливых слов!

У вас у каждого доброе , чуткое, щедрое сердце. Давайте будем каждый день щедро дарить частички своего душевного тепла, любви и радости окружающим нас людям. Давайте своими руками сотворим сердце, полное Доброты ! Всё нужное для работы у вас на столах. Присаживайтесь. И начинайте творить. (МУЗЫКА ВКЛЮЧАЕТСЯ И СЕРДЦЕ ФОНОМ)

У вас получились прекрасные сердца! Я уверена, что они подарят вашим близким частичку доброты , душевности и любви! Вы сегодня были очень активными и справились со всеми заданиями!

  • формирование УУД:

Познавательных;

Регулятивных;

Коммуникативных;

Личностных.

Задачи:

  • предметные:
  • метапредметные:
  • личностные:

Формы деятельности:

Оборудование:

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  • Упражнение «Круг радости» слайд 1

Дети! Вы заметили, что в начале каждого занятия я всегда вас приглашаю в наш «круг радости». Это я делаю для того, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы улыбались, были радостными и задорными.

Сегодня я предлагаю «круг радости» начать такими словами:

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Возьми с собой друзей:

Они тебе помогут

И с ними веселей.

Актуализация. Цели:

Ребята, сегодня на занятии мы постараемся ответить на простые вопросы: умеем ли мы по-настоящему дружить, видеть свои недостатки, можем ли мы их признавать. Попытаемся выработать для себя нужные человеческие качества, чтобы стать настоящими людьми, гражданами своей страны.

2. Введение в тему. слайд 2

Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.

Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом? (Ответы детей)

Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)

слайд 3

Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.

Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?

(Ответы детей)

Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)

К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, поможем добрым словом и советом, поддержим человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

3. Основная часть.

  • Игра «Паутинка».

Показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;

Дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

Обсуждение:

Ребята вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас.
- Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение? (Сказать хорошее доброе слово - комплимент.)

  • Игра «Комплименты»

Создание доброжелательной атмосферы;

Повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

Обсуждение:

Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?

(Ответы детей)

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать,
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды? Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться.

  • Работа в группах.

Внимательный

Отзывчивый

Насмешник

Справедливый

Терпеливый

Надежный

Решительный

4. Закрепление.

  • Игра-практикум «Коврик мира»

Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)

Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами «коврик мира». Давайте договоримся, если возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится (в центре комнаты постелить ткань, а на нее - красивую игрушку). Представьте себе, что Маша и Лера хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так (Дети занимают место на ковре). Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)

  • Игра «Желания»
  • - На ваших партах лежат ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего мальчика, написав ему пожелания. слайд 4

Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса.

4. Итог.

Какова была цель занятия?

  • Игра «Синквейн» слайд 5

Поиграем в игру. Педагог раздает карточки для игры. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка - данное слово, вторая строчка - два прилагательных к этому слову, третья строчка - три глагола к данному слову, четвертая строчка - короткое предложение об этом слове, пятая - слово-ассоциация. (правила игры объясняются детям доступным языком. Например: ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; ребенок - это маленькое солнышко; радость).

  • - Предлагаю вам для игры словосочетание «нравственно-воспитанный человек». Опрос детей. слайд 6

Просмотр содержимого документа
«занятие по нравственности »

Занятие по духовно-нравственному воспитанию

с элементами игровых упражнений

Младший школьный возраст – важный период в психосоциальном развитии ребёнка. Ребёнок активно включается в разные виды деятельности, осваивает разные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. В семилетнем возрасте можно заложить столько человечности и мудрости в сердце ребёнка, что их с лихвой хватит на всю жизнь. Именно в эти годы формируется нравственный стержень человека.

Приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. На своих занятиях я применяю игровые упражнения для активизации нравственного развития школьников. Считаю, что данная деятельность способствует тому, что каждый ребёнок попадает в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Тема: « Занятие по духовно – нравственному воспитанию с элементами игровых упражнений»

Цели:

    воспитание нравственных качеств и этического сознания;

    обучение моделированию взаимоотношений с помощью игровых

форм деятельности;

    формирование УУД:

Познавательных;

Регулятивных;

Коммуникативных;

Личностных.

Задачи:

    предметные: показать значимость нравственности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми;

    метапредметные: учить ставить коллективную цель и согласование принятых решений друг с другом;

    личностные: ориентировать в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; развивать этические чувства как регуляторы поведения; учить основным моральным нормам; формировать моральную самооценку, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Формы деятельности: беседа, игровые упражнения, работа в группах.

Оборудование: карточки, компьютер, проектор, презентация.

Ход занятия

    Организационный момент.

Мотивация. Цель: включение и мотивирование детей посредством игровой ситуации.

    Упражнение «Круг радости» слайд 1

– Дети! Вы заметили, что в начале каждого занятия я всегда вас приглашаю в наш «круг радости». Это я делаю для того, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы улыбались, были радостными и задорными.

– Сегодня я предлагаю «круг радости» начать такими словами:

Когда живется дружно,

Что может лучше быть!

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу

Возьми с собой друзей:

Они тебе помогут

И с ними веселей.

Актуализация. Цели:

Определение содержательных рамок занятия;

Формулирование основной цели занятия.

– Ребята, сегодня на занятии мы постараемся ответить на простые вопросы: умеем ли мы по-настоящему дружить, видеть свои недостатки, можем ли мы их признавать. Попытаемся выработать для себя нужные человеческие качества, чтобы стать настоящими людьми, гражданами своей страны.

2. Введение в тему. слайд 2

– Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.

– Давайте подумаем, всегда ли люди могут жить в полной гармонии друг с другом? (Ответы детей)

– Хорошо ли вы себя чувствуете в этом огромном мире? (Да.)

слайд 3

– Ребята, это житель нашей планеты, то есть один из нас с вами. Посмотрите на него какой он грустный. Наверно ему чего-то не хватает. Давайте попытаемся сделать его счастливым, весёлым, радостным.

– Скажите, что необходимо человеку, чтобы жить и быть счастливым?

(Ответы детей)

(Появляется дом, солнце, игрушки)

– Посмотрите, у него есть всё, о чем можно мечтать, рядом есть окружающие его близкие люди, а он всё равно грустит. Подумайте и скажите, а когда человек бывает грустным, невесёлым, печальным и одиноким? (Когда обижают.)

– К сожалению, окружающие нас люди не всегда делают нашу жизнь радостной и счастливой. Не всегда отношения между людьми бывают добрыми, нежными. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, поможем добрым словом и советом, поддержим человека. Зачастую мы своей грубостью, злостью, нетерпимостью делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.

3. Основная часть.

    Игра «Паутинка».

– показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;

– дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(педагог опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует, и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)

Обсуждение:

– Ребята вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас.
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение? (Сказать хорошее доброе слово – комплимент.)

    Игра «Комплименты»

– создание доброжелательной атмосферы;

– повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

(Ребята делают друг другу комплименты, пожимая руку.)

Обсуждение:

– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?

(Ответы детей)

Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать,
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды? Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться.

    Работа в группах.

С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом зачеркивают.

В пустые клеточки вписывают положительные качества.

Внимательный

Отзывчивый

Насмешник

Справедливый

Терпеливый

Надежный

Решительный

Итог: Ребята запомните эти качества. Я уверена, что вы сможете и приложите все усилия, чтобы быть именно такими, ведь мы доказали, эти качества нужны человеку.

4. Закрепление.

    Игра-практикум «Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. «Коврик мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.

– Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)

– С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)

– Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами «коврик мира». Давайте договоримся, если возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится (в центре комнаты постелить ткань, а на нее – красивую игрушку). Представьте себе, что Маша и Лера хотят взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а их – двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так (Дети занимают место на ковре). Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)

    Игра «Желания»

    – На ваших партах лежат ладошки. Давайте постараемся этими ладонями развеселить нашего мальчика, написав ему пожелания. слайд 4

– Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса.

4. Итог.

Вспомните тему нашего занятия.

Какова была цель занятия?

Сформулировать вывод урока предлагаю в форме синквейна.

    Игра «Синквейн» слайд 5

– Поиграем в игру. Педагог раздает карточки для игры. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка – данное слово, вторая строчка – два прилагательных к этому слову, третья строчка – три глагола к данному слову, четвертая строчка – короткое предложение об этом слове, пятая – слово-ассоциация. (правила игры объясняются детям доступным языком. Например: ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; ребенок – это маленькое солнышко; радость).

    – Предлагаю вам для игры словосочетание «нравственно-воспитанный человек». Опрос детей. слайд 6

Конспект занятия по нравственному воспитанию для подростков на тему «Разговор о счастье»

«Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливым и других. Счастливый может видеть только счастливых вокруг себя».
Л. Фейербах

Цель : формирование нравственных качеств.
Задачи : обсудить значение понятия «счастье», установить, что связывают воспитанники с понятием «счастье», формировать мотивацию на оптимистическое восприятие жизни, содействовать сплочению группы.
Форма проведения занятия: комбинированная
Оборудование: листы бумаги, плакаты по тематике, ватман, информационные карты, воздушный шар, раздаточные материалы, теле-ауди – аппаратура.

Ход занятия

1. Вступительная часть
Воспитатель предлагает сесть в круг, взяться за руки и поздороваться .
- Тема нашего занятия – «Разговор о счастье». Сегодня мы вместе поразмышляем о счастье, попытаемся установить, что у каждого из вас связывается с понятием «счастье».
II. Основная часть

1. Беседа
- Поднимите руки те, кто хочет быть несчастливым.
-А теперь те, кто хочет быть счастливым.
- Из этого небольшого эксперимента ясно, что все из нас хотят быть счастливыми. А что такое счастье?
Высказывания детей. Обсуждение.
- Подведем итоги.
Счастье – это чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Счастье – это осуществленное разумное желание.

2. Дискуссия «Как стать счастливым»

- У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Подумайте и назовите только одну вещь, которая может сделать вас счастливыми.
Обсуждение.
- Что есть счастье?
Это результат поисков счастья или осуществление желаний? О смысле счастья рассуждали многие великие люди – поэты, писатели, философы. Вот высказывания, некоторых из них:
«Для счастья нужны… внешние блага, ибо невозможно или трудно совершить прекрасные поступки, не имея никаких средств». Аристотель
«Каждая семья счастлива по своему». Л.Н.Толстой

Давайте прочитаем их, и пусть каждый из вас определит, какое высказывание ближе всего и почему.

Фронтальное оценивание высказанных мнений.
- Психологи указывают на семь конкретных способов стать счастливыми:
Любите своих близких.
Постарайтесь сделать правильный выбор и обрести любимую профессию.
Помогайте другим людям.
Старайтесь развивать эмоции.
Будьте физически активными.
Вносите в свою жизнь элементы новизны.
Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастными.

Попробуйте сформировать свое согласие или несогласие с данными утверждениями.
Обсуждение.

3. Упражнение «Формула счастья».

- Счастье человек может испытывать по любому поводу. Перед вами карточки с «формулами счастья»:
Голод + еда = счастье
Жажда + вода = счастье
Тоска по кому-либо + встреча с ним = счастье
Любовь к Родине = счастье
Жизнь с любимым человеком = счастье

Давайте прочитаем, осуществление, каких желаний приносит счастье человеку? Посмотрите, счастье человек может испытывать по самым разным поводам. И это естественно. Но у меня такой вопрос: может ли человек испытывать счастье, если, например, еда отравлена? Вода заражена? Чтобы поскорее встретиться с другом, вы прыгаете с балкона и калечитесь?
Вывод : обретение счастья через осуществление желаний возможно только тогда, когда наши действия соответствуют определенным физическим и нравственным законам. Если этими законами пренебрегать, то нас ждут нежелательные последствия.
- А вы смогли бы составить свою формулу счастья? Попробуйте.
Обсуждение вариантов.

4. Решение ситуаций.

- Знакома ли вам пословица: «На чужом несчастье счастья не построишь»? нельзя быть счастливым, когда ты приносишь несчастья другим людям. Давайте обсудим следующие ситуации:
В семье старшая сестра издевается над младшим братом – подсмеивается, обзывается, распускает руки. Она от этого получает удовольствие. Имеет ли она право на такое «Счастье»? можем ли мы назвать ее счастливой?
Человек украл у кого-то большую сумму денег. Но от этого счастлив. А эти деньги были собраны для лечения малыша. Имеет ли он право на такое «счастье»? можем ли мы назвать его счастливым?

Испокон веков таких людей осуждают, потому что народная мудрость гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь».

5. Динамическая пауза «Передай воздушный шарик»

- А сейчас немного разомнемся. Давайте встанем и поиграем. Воздушный шарик нужно зажать между ног. Каждый проходит дистанцию и передает шарик следующему. У кого шарик падает, тот выбывает из игры.

6. Упражнение « Для счастья мне нужно..»
- Напишите, чтобы вам хотелось иметь для счастья. Мы вернемся к этим записям через некоторое время, и, наверное, вам будет, о чем подуматься
7. Упражнение «Ладошка»
- Каждый из вас может принести много или чуть-чуть счастья другим людям. Для этого нужно учиться порадоваться, сочувствовать, сопереживать другим. Когда вокруг тебя радостные и счастливые лица и самому на сердце становится тепло и радостно. Поэтому давайте дарить друг другу наше доброе отношение, внимание и тепло.
Положите на лист бумаги свою ладонь и обведите ее. Теперь напишите в центре ладошки свое имя. По моей команде, вы будете передавать листы по часовой стрелке по кругу. На ладошке нужно записать добрые слова, комплименты, которые могут порадовать ее хозяина. Итак, начали!
III. Заключение
- Подведем итоги. Вам понравилось занятие?
- Что вам запомнилось?
- Посмотрите на свои записи, хотели бы вы изменить то, что вам нужно для счастья?
- И в заключении давайте запомним волшебный настрой, который поможет вам испытать радостное и бодрое состояние, близкое к состоянию счастья.

Я настрой себе нашел, чтобы стать везучим:
У меня все хорошо, а будет еще лучше!
Спасибо!

Цель: накопление положительного субъектного опыта каждым ребенком через участие в специально запланированных и организованных педагогом воспитательных ситуациях.

Задачи:

  • расширять представление детей об эмоции «радость»;
  • способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими);
  • раскрыть значение слов-приветствий.

Материал:

Ход занятия

Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Какие слова говорят люди друг другу когда встречаются? (Ответы детей.)

Педагог. Слово «здравствуйте» - очень интересное слово. Послушайте: «Здравствуйте» - мы желаем вам здоровья (здравия). Поэтому людям приятно это слово – приветствие.

Педагог читает стихотворение В.Солоухина:

- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку роднее сделалась жизнь?

Дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.

Педагог говорит, что для того, чтобы людям было радостнее, приятнее, мы добавляем к словам-приветствиям улыбку и слова, которые делают наше обращение к собеседнику более теплым и доброжелательным. Мы говорим: «Здравствуй, мамочка!».

Педагог спрашивает, какие еще вежливые слова знают дети и говорят их при встрече с друзьями и родными.

Педагог: Давайте вспомним, как изображается радость на лице и на схеме (обсуждение мимики; показ пиктограммы «радость»).

Игра «Маски»

А теперь попробуйте сделать маску «Радость». Вы должны щипковыми движениями сделать отверстия в этих салфетках так, чтобы получилась маска, выражающая чувство радости. (Дети выполняют задание.)

Беседа «Относительность радости»

Педагог: Один и тот же ребенок может совершать и плохие поступки, и замечательные, например… (Приводятся примеры знакомых детям ситуаций). То же самое характерно и для чувства радости. Послушайте внимательно мой рассказ, а потом мы побеседуем о нем.

В одном городе жила семья: папа, мама и двое детей – Леша и Аня. Дети любили, когда родители им что-нибудь покупали и очень этому радовались. И родители старались порадовать детей, часто покупая им игрушки и сладости. И вот настал день, когда комната заполнилась игрушками настолько, что в ней стало трудно передвигаться. А дети посмотрели на игрушки, и им стало скучно. «С кем бы поиграть», - подумали они, взяли игрушки и побежали на улицу. Там кто-то играл в прятки, кто-то – в футбол. Никому из детей не интересны были дорогие игрушки Ани и Алеши. Дети загрустили.

Ребята, как вы думаете, что можно или нужно сделать детям, чтобы у детей стало хорошее настроение? (Предположения детей о способах улучшения настроения). Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы неожиданно не приехала бабушка и не увезла их в деревню.

В деревне было весело и без игрушек. Днем они помогали бабушке в огороде, гоняли кур, ловили в пруду головастиков, а вечером смотрели на звезды.

Через месяц приехали их навестить родители и не смогли узнать своих детей: такие веселые они стали. На это Аня и Алеша сказали: «Когда ты можешь сделать что-то своими руками, это для тебя большая радость».

Как понимали радость родители этих детей? А что стало для ребят настоящей радостью?

(Педагог помогает детям сделать вывод: не бывает хороших или плохих чувств. Но любое чувство может быть полезно как самому человеку, так и окружающим его людям, а может и навредить.)

Игра «Изобрази»

Педагог: Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубок и попрошу, например, так: «Сережа, изобрази медвежонка». Сережа должен будет поймать клубок и сказать: «Я – медвежонок. Я радуюсь, когда …».

Сережа расскажет нам, когда медвежонок радуется, изобразит его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав его по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази …» и назовет любое животное, что птицу или предмет. (Дети выполняют задание.)

Этюд «Встреча с другом»

Послушайте историю, а потом мы попробуем ее разыграть.

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды шел мальчик по улице и вдруг увидел, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ.

Как же обрадовались они друг другу! (Дети разыгрывают этюд. Выразительные движения: объятия, улыбка.)

Педагог: А теперь, ребята, представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…

Например:

  • Пусть избавятся от болезней;
  • Пусть никогда не умирают;
  • Пусть у всех будет дом;
  • Пусть все дружно живут;
  • Пусть все будут счастливы…

И тогда все люди станут радостными!!!

А теперь, ребята, я вам предлагаю нарисовать те слова, которыми вы бы хотели, чтобы вас называли ваши близкие люди. (Рисунок 1)