Гигиена учебной деятельности. Гигиеническая организация прогулок и экскурсий в режиме дня

ТРЕБОВАНИЯ САНПИН К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ

Пожалуй, трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это полезно для здоровья, физического и умственного развития детей.

Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях) определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.

Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с;

Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.

Причина частой заболеваемости ребенка не может находиться в прямой зависимости от проведения прогулок в детском саду. Напротив, в детском саду реализуются физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья каждого ребенка.

Требования к оснащению территории детского сада:
1. Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки:
все оборудование на участке должно быть в исправном состоянии (без острых выступов углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов),
малые игровые формы, физкультурные пособия и др. должно отвечать возрасту детей и требованиям СанПиН;
2. Выносной и дидактический материал для игр детей, должен соответствовать периоду осень-зима. Игрушки должны быть гигиеничны, не поломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей;
3. Ограждения детского сада не должны иметь дыр, проёмов во избежание проникновения бродячих собак и самовольного ухода детей;
4. Ямы на территории должны быть засыпаны, колодцы закрыты тяжёлыми крышками;
5. При обнаружении на участке опасных и подозрительных предметов, немедленно сообщить администрации (охраннику), детей увести на другой участок или в помещение;
6. Ворота детского сада должны быть закрыты на засов;
7. В случае самовольного ухода ребёнка на его розыски немедленно отправлять сотрудника и сообщать о случившемся в ближайшее отделение милиции;
8. Должны быть соблюдены требования к изготовлению снежных построек (горок, дорожек для скольжения, снежных и т.д.)

При организации прогулок в осеннее - зимний период, следует:
1. Одевать детей в соответствии с температурными условиями, не допускать:
- обморожение, переохлаждение или перегревание организма ребенка;
- намокание детской одежды, обуви;
2. Оградить детей от воздействия следующих опасных факторов, характерных для осенне-зимнего периода:
- травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;
- травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;
- падение с горок, в случаях отсутствия страховки воспитателя
(обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем во время скатывания с горки, лазании, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания);
- травмирование: торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.;
- травмирование ног воспитанников: при наличии ямок и выбоин на участке, при спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя;
- травмы при скольжении по ледяной дорожке;
- при организации труда дошкольников;
- травмы, ушибы во время игр со спортивными элементами;
- травмы, ушибы во время игр на мокрой и скользкой площадке;
- травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;
- травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);
Не допускать:
- заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки.
- крыши всех построек очищать от снега, сосулек - посыпать песком.

Каждый воспитатель и все замещающие его педагоги должны учить детей узнавать опасные ситуации на иллюстрациях, разъяснять детям.
Согласовать со старшей медицинской сестрой, заведующей возможность выхода на прогулку в зависимости от состояния погодных условий, температуры воздуха.
Воспитатель должен осматривать одежду, обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям.
Дети должны быть всегда обеспечены запасными вещами на случай непогоды, которые для этого заранее приносят родители;

Требования безопасности во время прогулки
1. Не допускается организация прогулки, труда на одном игровом участке одновременно 2 групп воспитанников, присутствие родителей на вечерней прогулке
2. Воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом воспитанников из помещения и спуска с крыльца, не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др.
Дополнительные требования безопасности во время прогулки зимой:
1. Обеспечить контроль и непосредственную страховку воспитателем воспитанников во время скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках;
2. Следить, чтобы при катании на санках следующий ребенок терпеливо ожидал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки;
3. Не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к скату;
4. Следить, чтобы дети не брали в рот грязный снег, сосульки;
5. При усилении мороза и ветра детей отвести в помещение детского сада;

Требования безопасности в ситуациях во время прогулки:
1. Все сотрудники, временно заменяющие на группе воспитателя, берут на себя функции по спасению детей.
2. При возникновении непредвиденных ситуаций необходимо:
- обеспечить безопасность детей;
- убедиться в отсутствии опасной ситуации;
- сообщить администрации о случившемся, оказать первую помощь при несчастном случае;
- сообщить в службу спасения по телефону, если этого требует ситуация.

Требования безопасности по окончании прогулки
1. Организовать спокойный вход воспитанников в помещение детского сада (1-я подгруппа проходит и раздевается под присмотром помощника воспитателя, 2-я – под присмотром воспитателя).
2. Очистить верхнюю одежду воспитанников, обувь от снега, грязи, песка.
3. Проверить, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодеть воспитанников в сухую одежду, белье.
4. Организовать выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом.
5. Обеспечить просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или в зимнее время

ПРОГУЛКА В ДЕТСКОМ САДУ:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Сегодня, как никогда, важно, чтобы это требование не осталось просто декларацией. Его соблюдение весьма актуально, по крайней мере, по нескольким причинам.

Во-первых, состояние здоровья детей РФ характеризуется устойчивыми тенденциями к росту дисгармоничности физического развития, отклонений в сроках биологического созревания детей, росту заболеваемости, увеличением распространенности хронической патологии, снижением количества здоровых детей во всех возрастно - половых группах, что подтверждается данными и официальной статистики, и результатами научных исследований. В настоящее время снизился возраст возникновения многих хронических заболеваний у детей. До сих пор еще не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции. Как свидетельствуют результаты исследований, выполненных в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

Во-вторых, с уходом от единообразия и унифицированности в том числе и дошкольного образования , с созданием условий для вариативной и личностно ориентированной педагогики принципиально важно обеспечить возможность реализации только таких образовательных программ , которые удовлетворяют требованиям укрепления и физического, и психического здоровья детей.

В-третьих, как уже неоднократно отмечалось не только в научных публикациях , но и в материалах Министерства образования и науки, в условиях вариативности образования весьма актуальна проблема защиты ребенка от перегрузки. Причем перегрузка касается не только содержательной его части, но и организационной, то есть происходит увеличение не только информационного объема, предлагаемого дошкольникам, но и увеличение числа занятий, сокращение перерывов между ними, забвение возрастных регламентов режима дня дошкольников не только воспитателями, но и родителями дошкольников.

Среди мер, способствующих гармоничному развитию детей , поддерживающих и повышающих уровень здоровья, выделяется регулярная, достаточная по продолжительности и рационально организованная прогулка. Она выполняет разгрузочную роль, ослабляя негативное влияние интенсивной интеллектуальной и статической нагрузок, способствует их чередованию и поддержанию у детей уровня работоспособности, необходимого для освоения общеразвивающих программ на протяжении учебного дня, недели. Прогулка не только создает наиболее благоприятные условия для реализации одной из главных биологических потребностей детского организма - потребности в движении, но выполняет учебно-воспитательную функцию.

Дефицит двигательной активности характерен не только для современных школьников, но и для детей дошкольного возраста. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Даже в холодное время года она не должна быть менее 3-4 часов. Но как показывают наши наблюдения, дети фактически бывают на воздухе меньше, чем это советуют специалисты. К сожалению, и в выходные дни многие родители пренебрегают этими советами и «забывают» погулять с детьми. Прогулка нередко заменятся просмотром телепередач или очень привлекательными для детей занятиями за компьютером. Между тем известный педиатр прошлого очень точно подметил, «что день, проведенный без прогулки, потерян для здоровья малыша».

ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛОК В ДЕТСКОМ САДУ:

Отсутствие реализации планов прогулок, их стихийность;

Осуществление присмотра за детьми вместо целенаправленных занятий и разностороннего развития;

Однообразие организации прогулки;

Отсутствие личностно ориентированного подхода к детям с учетом особенностей их развития и состояния здоровья.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ:

Создание условий для оптимальной двигательной активности детей;

Учет возрастных закономерностей физического и психического развития детей, возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития детей;

Использование профилактических, оздоровительных и коррекционных технологий с учетом возраста и состояния здоровья детей;

Формирование у детей положительной мотивации к двигательной активности;

Профилактика травматизма.

Реализация этих принципов в деятельности воспитателей будет способствовать достижению максимальной эффективности прогулки для здоровья детей.

На прогулках имеется уникальная возможность не только для физического, но и интеллектуального развития: ознакомление с окружающим, природой. Теплое время года - удачный период для активного использования выносного материала - игрушек для самостоятельных сюжетно - ролевых игр, игр с песком, водой, подвижных игр. Выносной материал рекомендуется периодически обновлять, регулярно мыть, он должен быть исправным. Для игр с водой удобно использовать надувные бассейны. Дети с удовольствием осваивают элементы спортивных игр. таких, как бадминтон , волейбол, баскетбол и др., катание на велосипедах , самокатах. В теплое время года гигиенисты рекомендуют максимальное число занятий проводить на свежем воздухе. Это вполне согласуется с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которой отмечается, что образовательный процесс должен отойти от структурированных занятий и строиться по комплексному принципу и принципу интеграции. Подразумевается, что дети включаются в большую игру-проживание, содержащую в себе ряд игровых моментов, объединяющих разные виды и формы деятельности детей, которые взаимопроникают и дополняют друг друга. Все это имеет прямое отношение к прогулкам.

Для регионов средней полосы в зимнее время года прогулку детей 5-7 лет (как и физкультурные занятия на участке) не проводят при температуре воздуха ниже - 200С и скорости ветра более 15 м/сек. Продолжительность прогулки следует сократить или отменить ее вовсе, если на улице сильный снегопад или ветер и т. п. В районах Сибири и Заполярья прогулки проводят и при более низких температурах. Так, старших дошкольников можно выводить на прогулку в безветренную погоду и при -30С. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней до 50% суточной потребности в активных движениях. Даже в холодное время года суммарное пребывание ребенка на улице не должно быть меньше трех часов. Прогулка и занятия физкультурой на свежем воздухе являются еще и хорошим закаливающим средством.

Важным условием для полноценной организации прогулки и физкультурных занятий детей на воздухе являются соответствующие погоде одежде и обувь. В холодное время года одевание и раздевание детей нередко очень затягивается, за счет чего сокращается время пребывания детей на улице. Важно своевременно формировать навыки самообслуживания, привычку аккуратно и рационально складывать одежду, мотивировать детей к выходу на участок. Одеваться, выходить на участок и возвращаться с прогулки дети должны подгруппами. Это избавит от толчеи в раздевальной комнате и перегрева детей. Разумное чередование и сочетание различных занятий делает прогулку интересной и привлекательной. Перед выходом детей на улицу необходимо проконтролировать, как они одеты.

В процессе прогулки воспитатели должны осуществлять контроль за состоянием детей, не допуская их переохлаждения или перегрева, обращая особое внимание на часто болеющих детей, детей, страдающих хроническими заболеваниями, обостряющимися при охлаждении. Учащенное дыхание и пульс, покраснение лица, усиленное потоотделение свидетельствуют об избыточной нагрузке и нарушении теплового состояния ребенка. В этом случае следует уменьшить интенсивность игры, переключить детей на спокойные занятия. Малоподвижных детей, которые во время прогулки предпочитают спокойные игры, необходимо побуждать активно двигаться.

В холодную погоду очень важна такая организация деятельности детей, которая способствует оптимизации их двигательной активности, препятствует их переохлаждению. Если ребенок не занят интересной игрой, не бегает, не катается, то весьма вероятно, что скоро он начнет замерзать и проситься в тепло. Поэтому в арсенале воспитателя должны быть разнообразные коллективные или групповые игры, которые необходимо чередовать с непродолжительными спокойными занятиями детей, оставляя время и для самостоятельной деятельности детей. Если перед прогулкой занятия носили статический характер, ее лучше начать подвижной игрой, если предшествовали динамические занятий, игру целесообразнее организовать в середине прогулки. Не рекомендуется завершать прогулку подвижными играми.

Нередкой является практика временного освобождения детей от прогулок и занятий физической культурой после перенесенных острых респираторных заболеваний. В результате у ребенка резко снижается двигательная активность и не восполняется дефицит движений, который возник во время болезни. Все это приводит к понижению функциональных возможностей, снижению эмоционального тонуса и тем самым замедляет полноценное выздоровление. Между тем правильно дозированная физическая нагрузка, в том числе и на прогулке, способствует развитию компенсаторных реакций, и процессы восстановления после перенесенного заболевания идут быстрее. Поэтому после перенесенных острых заболеваний с учетом рекомендаций врача дети должны заниматься физической культурой с первых дней возвращения в детский сад. Однако нагрузку для них следует дозировать, исключать упражнения, требующие большого напряжения. Нежелательны упражнения и с резким изменением положения тела.

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛОК

Практика показывает, что в большинстве случаев дети травмируются в результате:

Нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности;

Бесконтрольности со стороны воспитателя;

Неисправности игровых и спортивных сооружений на территории детского сада;

Плохого ухода за территорией и зелеными насаждениями на участке;

Недостаточного искусственного освещения в темное время.

Экскурсии детей - выход за пределы участка - должны быть педагогически оправданны, а передвижение детей - безопасно организовано. Во время экскурсий детей должны сопровождать не менее двух взрослых: один в начале колонны, другой - в конце. Перед экскурсией необходимо провести беседу с детьми о правилах безопасного поведения на улице.

Рациональная организация прогулки предполагает наличие благоустроенного участка детского сада, назначение которого многообразно. Организация земельного участка подчиняется принципу функционального зонирования. Размеры, планировка, оборудование участка определяются особенностями работы учреждения, специфическими особенностями учебно-воспитательной работы и регламентируются соответствующими строительными нормами и правилами. Как групповые, так и физкультурные площадки должны быть оборудованы необходимым, соответствующим возрасту детей инвентарем и в достаточном количестве. Обязательным элементом являются зеленые насаждения, которые улучшают микроклимат, оказывают тонизирующее действие на организм, снижают запыленность и загазованность, снижают уровни шума, что особенно важно в городских условиях. Согласно современным гигиеническим требованиям, не менее 50% территории, свободной от застройки, отводится под зеленые насаждения. Деревья высаживают на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5,0 м от здания дошкольной организации. Такие требования позволяют обеспечить достаточное естественное освещение в помещениях детского сада. При озеленении территории следует исключить посадку деревьев и кустарников с ядовитыми плодами в целях предупреждения возникновения отравлений среди детей.

Покрытие групповых площадок может быть травяным или утрамбованным грунтом, важно, чтобы оно было беспыльным. Допускается использовать современные синтетические покрытия площадок, однако они должны быть безопасными для здоровья детей.

Обязательным является наличие теневых навесов на участке детского сада, которые служат и защитой от непогоды, обеспечивая возможность прогулки детей практически в любую погоду. Их оборудуют из расчета не менее 2,0 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30,0 кв. м.

Теневые навесы оборудуют деревянными полами на расстоянии не менее 15 см от земли. Полы могут быть и из других строительных материалов , безвредных для здоровья детей. В районах Крайнего Севера для создания благоприятных условий организации прогулки на свежем воздухе необходимо позаботиться о ветро - и снегозащите территории детского сада.

Размеры и конструкция спортивно-игрового оборудования на территории детского сада должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей разных возрастных групп: строго следует соблюдать доступную высоту снарядов, диаметр перекладин должен быть удобен для обхвата детской рукой, оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, привлекать детей формой и окраской.

Спортивно-игровое оборудование должно быть надежно закреплено. Его поверхность не должна иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Оборудование не должно быть постоянным, по возможности его надо обновлять. Состояние спортивно-игрового оборудования необходимо регулярно контролировать, следить за его исправностью, вовремя ремонтировать, восстанавливать утраченные детали, а в случае невозможности их восстановления во избежание случаев травматизма поломанное оборудование следует демонтировать.

Использование сельскохозяйственного инвентаря в процессе трудовой деятельности на участке предполагает не только его соответствие росту детей, но и надежное крепление рукояток. Переносить тяжести не более 2-2,5 кг могут только дошкольники старшего возраста, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

На территории детского сада для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата И для слепых и слабовидящих детей должны быть предусмотрены дополнительные безопасные условия. Так, в первом случае уклон дорожек должен быть не более 5 градусов, а ширина их - не менее 1,6 м. На поворотах и примерно через каждые 6,0 м необходимо оборудовать места для отдыха.

Для безопасности передвижения слепых и слабовидящих детей на участке ширина прогулочных дорожек должна быть не менее 3,0 м и иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила на высоте 90 см и планка-на высоте 15 см. Ограждения необходимо предусмотреть для всех предметов, которые могут быть препятствием при ходьбе детей. Дорожки около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов и других препятствий должны иметь крупнозернистую структуру покрытий, шероховатая поверхность которых служит сигналом для замедления ходьбы. Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5-15 см).

Территория детского сада должна иметь наружное электрическое освещение. Минимально необходимый уровень искусственной освещенности участка составляет не менее 10 лк на земле. Для детского сада, предназначенного для слепых и слабовидящих детей, этот показатель составляет не менее 40 лк.

Участок детского сада круглогодично нуждается в уходе. Уборку территории проводят ежедневно: утром за 1-2 часа до прихода детей и по мере загрязнения территории. В зимний период необходима регулярная очистка его от снега, в первую очередь дорожек, групповых площадок, навесов, физкультурных площадок. В случае необходимости следует проводить обработку участка, особенно дорожек, ступенек, противогололедными средствами. Эти средства должны быть безопасны для детей, не загрязнять почву И не вредить зеленым насаждениям.

Ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарника, вырубку молодой поросли, сухих и низких веток.

Для игрового и спортивного инвентаря, который используется на участке, необходимо предусмотреть специальное хранилище или кладовую. Важно следить за исправностью этого инвентаря и игрушек, вовремя устраняя поломки, которые могут служить причинами травматизации детей.

  • 4.Понятие о здоровье. Основные определения и принципы оценки состояния здоровья детей.
  • 5.Факторы, определяющие здоровье
  • 6.Общественное здоровье. Показатели оценки общественного здоровья
  • 7.Физическое развитие ребёнка. Показатели физического развития. Группы здоровья детей
  • 8.Понятие о микроклимате и важнейших его показателях, влияние на здоровье детей
  • 9.Основные принципы построения режима дня в различных возрастных групп
  • 10.Значение игр и занятий для здоровья и развития детей. Требования к предметам и оборудованию для игр, игрушкам
  • 11.Особенности приёма новых детей в дошкольное учреждение
  • 12.Гигиена учебной деятельности: виды занятий, продолжительность. Гигиена трудовой деятельности: своеобразие и виды трудовой деятельности, гигиенические требования к орудиям труда
  • 13.Требования к проведению прогулок и экскурсий
  • 14.Понятие о рациональном питании. Основные ингредиенты пищи и их значение
  • 15.Роль белков, жиров, углеводов. Роль витаминов для здоровья. Роль минеральных веществ для организма ребёнка
  • 16.Естественное вскармливание и его значение для здоровья ребёнка
  • 17.Искусственное и смешанное вскармливание. Прикорм
  • 19.Воспитание правильной осанки, профилактика её нарушений
  • 20.Гигиенические требования к оборудованию и инвентарю в дошкольных учреждениях
  • 21.Организация системы закаливания в дошкольных учреждениях
  • 22. Принципы закаливания. Закаливание воздухом и водой. Значение солнечной радиации для закаливания
  • 23.Гигиена белья, одежды и обуви
  • 24. Готовность детей к обучению в школе.
  • 25.Эпидемический процесс и его звенья
  • 26.Понятие о дезинфекции (текущая, заключительная, профилактическая)
  • 27.Понятие об иммунитете
  • 28.Иммунопрофилактика в детском возрасте. Виды осложнений при введении прививок.
  • 29.Меры по предупреждению распространения инфекции в дошкольном учреждении
  • 30.Профилактика инфекционных заболеваний.
  • 31.Туберкулез, признаки, основы диагностики
  • 32. Профилактика туберкулёза
  • 33.Рахит и его профилактика
  • 34.Глистные инвазии. Аскаридоз, Энтеробиоз, Трихоцефалез. Профилактика
  • 35.Ангина, причины, признаки, осложнения, профилактика.
  • 36.Признаки и виды нарушения осанки у детей.
  • 37.Сколиоз, признаки, профилактика
  • 38.Плоскостопие, признаки, профилактика
  • 40.Острый ларингит, причины, признаки, доврачебная помощь
  • 41. Острый бронхит, причины, признаки, доврачебная помощь.
  • 42.Острая пневмония, причины, признаки, доврачебная помощь
  • 43.Бронхиальная астма, причины, признаки, доврачебная помощь
  • 44.Обморок, причины, признаки, доврачебная помощь
  • 45. Анемия у детей, причины, признаки.
  • 46.Аллергические кожные заболевания у детей, причины, признаки, доврачебная помощь
  • 47.Ожоги, причины, признаки, доврачебная помощь.
  • 48.Отморожения, причины, признаки, доврачебная помощь.
  • 49.Укусы и ужаливания, причины, признаки, доврачебная помощь.
  • 13.Требования к проведению прогулок и экскурсий

    К прогулкам, экскурсиям допускаются дети дошкольного возраста не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

    При проведении прогулок, экскурсий необходимо соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.

    Группу воспитанников должны сопровождать двое взрослых, обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

    Участники прогулки, экскурсии должны надеть удобную одежду и обувь, нестесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.

    Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя.

    Общая продолжительность прогулки, экскурсии составляет 1-3 часа.

    Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.

    Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

    Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.

    При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.

    Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду, которую необходимо брать с собой, или кипяченую воду.Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки, экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах.

    Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

    по окончании прогулки, экскурсии необходимо проверить по списку наличие воспитанников в группе.

    14.Понятие о рациональном питании. Основные ингредиенты пищи и их значение

    Рациональное питание характеризуется 2-мя сторонами:

    1.количественный состав пищи;

    2. качественный состав пищи (соотнош-ие белков, жиров, углеводов).

    Продукты питания в организме ребёнка выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую функцию.

    Пища реб-ка по своему кол-ву и кач-ву должна отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его потребность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном кол-ве нужные реб-ку белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду и витамины).

    Быстрый рост реб-ка требует сравнительно большого кол-ва белка. При недостатке белка в пище у реб-ка теряется аппетит, появляется слабость, а затем и заболевание (пищевая дистрофия). Правильный обмен белков возможен при надлежащем соотношении их с др. пищевыми веществами (жирами, углеводами, минеральными солями).

    Жиры также участвуют в строении клеток организма, явл-ся источником энергии, а также носителями ряда витаминов.

    Потребность в углеводах индивидуальна. У некоторых детей от избытка углеводов появляется сыпь.

    Ежедневно в меню необходимо вводить определённое кол-во БЖУ. Завтрак 20-25% суточной калорийности; Обед 30-35%; полдник 15-20%; ужин 20-25%.

    Основными элементами необходимыми для жизнед-ти чел-ка явл-ся кальций, магний, калий, фосфор – участвуют в строении клеток и тканей; железо входит в состав гемоглобина. Детям дошкольн- возраста необходимо получать 15микрограмм железа в сутки. Также реб-ку необходимы медь, бром, йод, цинк, фтор и др микроэлементы. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма.

    Вода вместе с растворёнными в ней минеральными веществами составляет внутреннюю среду организма, являясь основной частью плазмы, лимфы, тканевой жидкости. 5 блюд в дневном рационе дошкольника должны быть жидкими.

    Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном кол-ве витамины. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма и высокой устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды.

    Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

    На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

    Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

    Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 – 4,5 часа.

    Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

    В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня – перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

    Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

    Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

    На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах.

    Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и младшими воспитателями, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

    Подготовка к прогулке.

    Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

    Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток, стульчиков или скамеечек, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

    Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

    Воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

    Помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

    Воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

    Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

    В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

    Требования к одежде детей:

    В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

    Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

    Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

    Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

    Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

    Структура прогулки:

    1. Наблюдение.

    2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

    3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

    4. Труд детей на участке.

    5. Самостоятельная игровая деятельность.

    Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

    Наблюдение.

    Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

    В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

    Объектами наблюдений могут быть:

    ü Живая природа: растения и животные;

    ü Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

    ü Труд взрослых.

    Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

    Виды наблюдения:

    · Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.

    · Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

    Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

    1. устанавливаются факты;

    2. формируются связи между частями объекта;

    3. идет накопление представлений у детей;

    4. проводятся сопоставления;

    5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

    Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

    Подвижные игры.

    Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

    Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

    Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

    Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

    Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 12 -15 минут.

    Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

    В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

    проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

    Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

    Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

    Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

    Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

    Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

    Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

    В холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

    При низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.

    Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

    из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

    При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

    ü опираться на уже имеющиеся у детей знания;

    ü задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;

    ü постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

    ü конкретно и четко объяснять правила;

    Виды дидактических игр:

    · Игры с предметами (игрушками или природным материалом),

    · Словесные игры.

    Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

    На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

    Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

    Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творч. игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

    Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

    Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

    Формами организации труда детей являются:

    · Индивидуальные трудовые поручения;

    · Работа в группах;

    · Коллективный труд.

    применяются во всех возрастных группах детского сада.

    Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

    В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

    В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

    показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

    У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

    Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

    Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

    Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

    В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.

    Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

    На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

    ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов, таких как прогулка.

    В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд».

    Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.

    Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд» решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – социально-личностное развитие.

    Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» решаются на прогулке через подвижные игры с детьми, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие.

    Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности.

    Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

    Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

    Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

    В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

    При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

    В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

    При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

    Запрещается:

    · Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

    · Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

    О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

    1. Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

    2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

    3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.

    4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.

    5. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов , кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.

    6. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.

    7. Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят в расчистке участка от снега, осенью – листьев и т.д.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультации для воспитателей.

    Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

    Составила:

    Толокнова И. А.

    Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

    Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

    На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

    Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

    Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

    Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 – 4,5 часа.

    Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

    В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня – перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

    Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

    Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.

    Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

    На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах.

    Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и младшими воспитателями, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

    Подготовка к прогулке.

    Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

    Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток, стульчиков или скамеечек, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

    Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

    Воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

    Помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

    Воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

    Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

    В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

    Требования к одежде детей:

    В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

    Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

    Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

    Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

    Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

    Структура прогулки:

    1. Наблюдение.
    2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
    3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
    4. Труд детей на участке.
    5. Самостоятельная игровая деятельность.

    Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

    Наблюдение.

    Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

    В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

    Объектами наблюдений могут быть:

    • Живая природа: растения и животные;
    • Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
    • Труд взрослых.

    Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.

    Виды наблюдения:

    • Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
    • Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

    Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

    1. устанавливаются факты;

    2. формируются связи между частями объекта;

    3. идет накопление представлений у детей;

    4. проводятся сопоставления;

    5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

    Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

    Подвижные игры.

    Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

    Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

    Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

    Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

    Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 12 -15 минут.

    Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

    В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

    В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

    Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

    Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

    Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

    Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

    Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

    Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

    Особенности организации двигательной активности в зимний период:

    В холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

    При низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.

    Дидактические игры и упражнения.

    Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

    Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

    При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

    • опираться на уже имеющиеся у детей знания;
    • задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
    • постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
    • конкретно и четко объяснять правила;

    Виды дидактических игр:

    • Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
    • Словесные игры.

    Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

    На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

    Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

    Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творч. игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

    Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

    Трудовая деятельность детей на участке.

    Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

    Формами организации труда детей являются:

    • Индивидуальные трудовые поручения;
    • Работа в группах;
    • Коллективный труд.

    Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

    Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

    В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

    В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

    показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

    У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

    Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

    Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

    Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

    В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.

    Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

    На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

    ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает решение программных образовательных задач не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов, таких как прогулка.

    В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд».

    Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.

    Задачи образовательных областей «Безопасность», «Социализация», «Труд» решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – социально-личностное развитие.

    Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» решаются на прогулке через подвижные игры с детьми, трудовые поручения, ознакомление с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие.

    Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности.

    Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

    Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

    Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

    Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

    В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

    При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

    В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

    При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

    Запрещается:

    • Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
    • Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

    О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи .

    Инструкция проведения прогулок в ДОУ.

    1. Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
    1. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.
    1. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.
    1. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
    1. Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов , кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.
    1. При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.
    1. Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь ребят в расчистке участка от снега, осенью – листьев и т.д.

    личность экскурсия речевой дошкольный

    Экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

    Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

    Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах - 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

    Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. (7, 8)

    Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. В системе подготовительной работы активно используются игры-тренинги, предполагающие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктивного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.

    К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

    Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. (1, 3)

    • - прогулка-поход проводится только после тщательного изучения маршрута;
    • - тщательно продумывается содержание маршрута, похода;
    • - взрослый вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение;
    • - продумывается одежда детей - удобная и соответствующая погоде;
    • - о времени проведения похода дети и их родители извещаются заранее;
    • - желательно уточнить прогноз погоды;
    • - накануне с детьми проводится беседа о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы;
    • - взрослые должны хорошо знать ягоды, грибы, растения, растущие в данной местности; должны знать содержание аптечки и правила пользования ею;
    • - взрослые должны хорошо знать и учитывать индивидуальные и физические возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника, ходьба не должна быть однообразной);
    • - план и маршрут согласовывают с медработником, заведующей, заместителем заведующей;
    • - взрослые должны хорошо знать и соблюдать правила дорожного движения.