Военно патриотическое воспитание дошкольников. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере великой отечественной войны

Современные подходы к патриотическому воспитанию в ДОУ

Статья предназначена для родителей дошкольного возраста и воспитателей дошкольных учреждений.

Актуальность темы. Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. У людей поменялось отношение к Родине. Раньше мы гораздо чаще слышали и пели сами гимны своей стране, а сегодня о ней часто говорят негативно. Трудности в переходном периоде являются как раз причиной приостановки гражданско-патриотического воспитания. Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, город, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

К.Д. Ушинский писал, что "Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства".

Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, эта задача входит в годовой план.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому задача педагогов:

Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу;

Формирование бережного отношения живой и неживой природе;

Воспитание уважения к чужому и своему труду;

Развитие интереса к русским промыслам и традициям;

Формирование базовых знаний о правах человека;

Расширение имеющихся представлений о своем городе;

Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн);

Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны;

Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями.

Уважение, терпимость, принятие и правильное толкование мировых культур должно прививаться в раннем возрасте, т.е. в детском саду. Почтительно и уважительно относиться к представителям всех культур - обязательное условие толерантного воспитания, и в детском саду воспитатели должны довести это до детей, что все люди в своих правах и достоинствах равны, хотя они отличаются по природным признакам.

Проблема толерантного воспитания актуальна сегодня, потому что именно в последние несколько лет происходят существенные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны. Толерантность воспитывается посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ: в играх, в труде, в образовательной, в быту, в совместной деятельности детей и воспитателей.

Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов. Работа по направлению гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:

1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;

2. Работа с детьми;

3. Работа с родителями.

Все эти направления взаимосвязаны и включают:

Знакомство со своим городом, его историей;

Знакомство с Россией и родным краем;

Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;

Знакомство с героями былин и их подвигами;

Знакомство с символикой государства, республики, города.

Методическое сопровождение

Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:

В холле детского сада оборудованы стенды: "Моя страна", "Мой город";

В группах имеется набор дидактических игр: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России" и т.д.;

Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии и т.д.;

Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность, длительность изучения в зависимости от возраста детей в группе.

Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю - дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной.

Работа с кадрами. Цель методической работы с кадрами - совершенствование работы ДОУ по проблеме патриотического воспитания. Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция - наиболее эффективные факторы воспитания. Знания воспитателя не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. В воспитании все сводится к личности воспитателя.

Работа с детьми

Патриотическое воспитание в ДОУ тесно взаимосвязано с умственным, нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим и физвоспитанием.

Гражданско-патриотическое воспитание - это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Зада сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников - сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.

Задача педагога:

Отбор объектов, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми, свойственными данной местности (свои традиции, природа, ремесла, быт);

Отбор понятий и сведений, которые может усвоить дошкольник (частота посещения, близость расположения, удобство);

Расширение диапазона объектов для старших дошкольников - это район, город в целом, его исторические и памятные места, достопримечательности, символика. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;

Привитие детям понятий "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";

знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;

Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.

Связь воспитателя и других специалистов ДОУ

Логопед - разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;

Инструктор по физкультуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.

Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;

Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы "Как прошли выходные?" - так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы "Кому требуется помощь и как ее осуществить?", "Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?".

Цель этой работы - формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.

В дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия

Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.

Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.

Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.

Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами.

Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Работа с родителями

Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).

Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.

Стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело.

Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители".

Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Федеральный Госстандарт одной из самых значительных сфер деятельности педагогов и психологов определяет патриотическое воспитание дошкольников. Подобный подход соответствует превалированию духовных ценностей над материальными.

Осознание себя не просто личностью, а гражданином России, ответственным по отношению к ней и готовым защитить ее, — одна из важнейших целей современного воспитания. Реализация ее начинается с детьми дошкольного возраста.

Своеобразие психики детей-дошкольников

Сознанию малышей характерна эмоциональная открытость, готовность к сопереживанию. Дети еще не имеют четких жизненных ориентиров, однако идет активный процесс их построения. Именно поэтому дошкольный возраст как никакой другой подходит для прививания ценности любви к Отечеству, имея целью воспитание основ гражданственности и патриотизма.

Любовь к своей стране — это чувство. Воспитатель работает с эмоционально-волевой сферой психики, оперирует впечатлениями, эмоциями. Патриотическое воспитание дошкольников предполагает целый спектр чувств в душах ребят.

Ребенок должен ощущать гордость за свою страну, понимать, что каждый человек достоин уважения. Малыш начинает чувствовать, что он не один, а за его спиной — великая история его Родины, к которой он должен относиться с безграничным пиететом.

Ощущение прекрасного, способность разглядеть и оценить красоту природы вокруг — тоже составляющая любви к Родине. На помощь воспитателям приходят прекрасные картины русских художников, запечатлевшие поистине волшебные пейзажи родного края. Кроме того, педагог обращает внимание детей на вид за окном или окружающую природу во время прогулки. Ребенок открыт новым впечатлениям, он обращает внимание на то, что раньше казалось ему повседневностью, открывает для себя красоту родного города.

Если же детский сад находится в городе, где нет возможности продемонстрировать природу рядом, то уход за помещением группы или участком на улице, посадка цветов и деревьев, забота о них могут преподноситься педагогом как вклад малышей в украшение города. Дети чувствуют, что именно с таких малых дел начинается настоящая любовь к Родине.

Семья как основа воспитания

Последовательность воспитательной работы заключается в том, что началом формирования нравственно-патриотических чувств является атмосфера в семье. Здоровые межличностные отношения внутри семьи — залог успешной воспитательной работы, особенно это характерно для патриотического воспитания. Ответственное и почтительное отношение детей к родителям — это первый шаг к осознанию личности себя как гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников берет начало из семьи. Именно поэтому рассказы старших, чтение детям книг о великих и героических событиях в истории России, фольклор в виде народных сказок, песен, пословиц и поговорок — особенный этап в формировании нравственно патриотических чувств у дошкольников. Ребенок понимает, что живет не просто в семье, а в обществе, у которого есть своя богатая история. Начинается процесс адаптации к социуму, и воспитание патриотизма — это его направление как часть общества. В дальнейшем элементы работы переносятся в стены детского сада, однако семья создает именно тот базис, на котором будет строиться дальнейшая система воспитания отношения к родной стране.

Задачи патриотического воспитания

Главная цель патриотического воспитания — формирование любви к Отечеству, ответственного отношения к людям и природе, установление крепкой взаимосвязи поколений.

ФГОС определяет следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование ощущения гордости за свой народ;
  • воспитание пиетета к национальным культурным обычаям и традициям;
  • формирование толерантности к друзьям, родителям, взрослым людям, представителям других национальностей;
  • воспитание норм морали и нравственности, положительного отношения к окружающим, уважения к старшим, вежливости.

Следует понимать, что невозможна реализация одной из этих задач в отрыве от других. Системность и цельность в реализации всех этих задач обеспечит гармоничное развитие личности и приведет к достижению цели патриотического воспитания. Работа по решению проблем обязана быть целенаправленной и непрерывной.

Воспитатели и родители должны работать сообща, дети не должны слышать в детском саду одну точку зрения, а дома — другую. В таком случае патриотическое воспитание дошкольников не будет успешным, малыши оказываются перед противоречием, преодолеть которое не в силах.

Роль музыкальных средств в воспитании патриотизма

Музыка, как и любой другой вид искусства, воздействует преимущественно на душу человека, оставляет впечатления, которые он переживает, заставляет чувствовать, испытывать сильные эмоции.

Именно поэтому роль музыки в патриотическом воспитании так велика. Как правило, на занятиях воспитатели используют ценные в плане воспитания произведения.

Восприятие окружающего мира дошкольниками является эмоциональным, и именно оно становится основой для нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Если произведения находят у малышей отклик и понимание, то следует говорить об успешном ходе воспитания.

Психологи установили, что любому человеку характерны глубинные чувства любви к Родине, к ее истории и культуре. На этих чувствах и строится патриотическое воспитание дошкольников. Кроме того, воспитательный эффект оказывает и социально-культурное окружение, в котором пребывает человек. Музыка является ярким проявлением национальной культуры.

Часто воспитатели на занятиях обращаются не к авторской, а к народной музыке, а также произведениям композиторов, часто использовавшим народные мотивы, например П.И. Чайковский, И.И. Глинка, С.С. Прокофьев. Это происходит из-за того, что именно народная музыка может наиболее полно выразить культуру и быт предков. Кроме того, она имеет несложную мелодию и простые слова, которые дети могут запомнить и петь вместе.

Военно-патриотическое воспитание дошкольников

Главная цель военно-патриотического воспитания дошкольников — пробуждение у них увлечения историей России, родного края.

В ходе беседы, обычно рассказывается о Второй Мировой войне, о судьбе родного края и его жителей, о знаменитых героях и судьбоносных событиях. В семье родители повествуют детям о жизни прадедушек и прабабушек в военные годы, показывают фотографии, водят в краеведческие музеи.

Дети чувствуют преемственность поколений, ощущают себя наследниками большой страны с богатой историей, начинают интересоваться ею, стремятся познать ее через призму истории своей семьи.

Для претворения в жизнь программ по военно-патриотическому воспитанию существует множество форм организации деятельности малышей: чтение и обсуждение книг, ролевые игры, походы к памятникам или экскурсии, тематические выставки, встречи с ветеранами. Программы обязательно предполагают сотрудничество воспитателей и психологов с родителями, поскольку любовь к Родине невозможно развивать на пустом месте, если ребенок не знает истории своей семьи, кем были его предки. Поэтому в ходе выполнения программ родителям отводится важная роль.

Роль праздников в воспитании патриотизма

Широкие возможности для формирования интереса к истории России предоставляют праздники 23 февраля и 9 мая. Мероприятия, посвященные памятным датам, предполагают, что дети уже знают эти страницы истории России.

Поэтому при подготовке к торжествам педагог рассказывает малышам о Великой Отечественной войне, что такое армия, зачем она нужна. В саму программу Дня Защитника Отечества может входить сюжетно-ролевая игра.

Дети примеряют на себя роль солдат, героев, известных личностей, разыгрывают знаменитые события, что позволяет малышам лучше понять мотивы, чувства и эмоции людей.

Безграничное уважение к подвигам ветеранов, желание стать их достойными наследниками — эти чувства развиваются у малышей во время игры и подготовки к ней.
День Победы — праздник, во время которого каждый ощущает сильнейшую связь поколений, один из наиболее уважаемых праздников. В любой семье имеются свои традиции, связанные с 9 мая, свои истории о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. В День Победы ребенок находится в уникальной атмосфере единения всех граждан страны, вспоминающих своих героев. Малыш получает информацию о предках, принимавших участие в обороне Родины, ощущает сопричастность к истории своей семьи и страны.

В дошкольных образовательных учреждениях ребята учат песни, посвященные Победе, читают стихи о Второй Мировой войне. Проводятся встречи с ветеранами, дети слушают их рассказы, дарят цветы и подарки.

Гражданско-патриотическое воспитание

Педагоги разделяют гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на несколько направлений:

  1. «Малыш и семья». В семье ребенок получает первичные знания об окружающем мире, культивируется уважительное отношение к его близким, узнает о профессиях родителей, истории семьи, традициях.
  2. «Детский сад». В детском саду с помощью различных форм организации деятельности ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, старшими, узнает об основных правилах вежливости. Дошкольник начинает бережно относиться к окружающей обстановке, стремится поддерживать в группе порядок. Именно при реализации этого компонента начинается активная социализация ребенка.
  3. «Родной город и родная страна». Малыши получают знания об истории родного города, о его достопримечательностях, известных людях. Постепенно сфера интереса расширяется, дети узнают о других городах России, о столице, педагоги рассказывают о символах родного города и страны, воспитывают уважительное к ним отношение. Ребенок осознает свою личную сопричастность к России, чувствует себя гражданином.
  4. «Родная культура». В процессе реализации компонента малыши приобретают знания о народном творчестве, рассказывают о ежедневном труде народа, о его истории, читают сказки. Дети посещают краеведческие музеи, участвуют в народных праздниках.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников предполагают развитие социальной солидарности.

Именно эти чувства позволят малышу гармонично развиваться и занять достойное положение в многонациональном и высокотехнологичном обществе.
Трудно переоценить важность воспитания любви к Родине. Другие положительные качества малыша развиваются именно в патриотическом ключе.

Актуальность патриотического воспитания

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — важнейшая задача современной педагогики. Россия пережила колоссальные изменения за последние 30 лет.

Изменились духовно-нравственные ориентиры, отношение к историческим событиям. Однако трудности этого времени не могут стать основанием для прекращения патриотического воспитания.
Патриотизм довольно близко стоит к политическим воззрениям, лояльности действующей власти. В ключе воспитания любви к Родине он не должен переходить в эти области.

Закон об Образовании определяет, что каждый гражданин России должен любить и уважать свою страну, испытывать к ней глубокую душевную привязанность и быть готовым отстаивать свои убеждения. Для воспитателей и родителей важно дифференцировать патриотические чувства и политические взгляды.

Лояльность или нелояльность действующей власти не должна иметь отношения к воспитанию чувства любви к Родине. Политика не может влиять на процесс воспитания. В противном случае патриотизм может быть воспринят детьми как нечто, разделяющее людей, а не объединяющее. Именно чувство близости всех граждан страны, ответственности друг за друга делает патриотизм таким важным качеством современной личности.

Готовность защищать свою семью и страну — самые важные составляющие любви к Родине.

У детей дошкольного возраста еще нет гражданской позиции и знания исторических фактов, личностные ориентиры только начали формироваться. Цель педагогов и родителей — нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование ответственного отношения к Родине и окружающим. В ходе воспитания малыши становятся настоящими гражданами страны, готовыми защищать ее, гордиться ей, любить ее культуру, вносить свой вклад в ее процветание, а также с уважением относиться к другим странам и культурам. В этом и состоит патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

На чтение 11 мин.

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.

Понятие “Я – патриот”

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание – знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель – воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания – один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево – метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда – важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников