Методы удовлетворения потребностей высших уровней социальные потребности. Потребности

Борис Михайлович Генкин, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии.

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. Маршалл ссылается на классификации Бентама, Бенфилда, Джевонса, МакКуллоха, Германна и других авторов.

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи - третьей и четвертой группам; потребности роста - пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков - три группы: обеспечения, призвания и престижа.

В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».

Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

О силе потребности в творчестве можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них, подобно П. Гогену, ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Архимед и Дмитрий Шостакович создавали великие произведения в осажденных городах. Двадцатилетний Эварист Галуа в тюремной камере разрабатывал основы современной алгебры; накануне дуэли, которая закончилась для него трагически, он писал математическую статью.

Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруистических действиях) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества.

Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.

Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазона потребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

Чтобы учесть эти факторы, целесообразно прежде всего разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.

К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Мы полагаем, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: «Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством». «...Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; ...рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, - это одна из самых важных задач практического приложения экономической науки к образу жизни людей».

Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о «возвышении» потребностей в Германии после второй мировой войны. С отчетливостью, свойственной немецкому языку, экономисты Германии пишут о трех больших волнах потребностей в течение первых 5-6 лет восстановления экономики: «der sogenannten «Fress-Welle» (так называемой «волне обжорства»), «der Kleidungs-welle» («волне одежды»), «der Wohnungswelle» («квартирной волне»). После этого стали развиваться потребности в роскоши (die Luxusbediirfnisse).

Занятие Объекты маркетинга - Потребности и спрос

1.Объектом - маркетинговой деятельности выступают по­требности в широком понимании этого слова 1 . подкреп­ленные платежеспособностью. Они являются не только объектом изучения. Но и формирования.

2. Уровни потребностей: нужда, конкретизированная потребность. Спрос

3. Общие. Иерархия потребностей А Маслоу. Полезность знания этой иерархии в том, чтобы понять в какой степени потребитель готов платить деньги за удовлетворение тех или иных потребностей.

4. Классификация и характеристика потребностей

Для предпринимателя очень важно найти именно те потребнос­ти, которые нуждаются в настоящее время в удовлетво­рении и понимать структуру потребностей , что означает:

определение причин возникновения потребностей , их существования и изменения ; определение места потребностей и перспектив на рынке, а также коммерческие возможности для их разработки . Основой потребностей являются Нужды. Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды разнообразны и сложны. Если нужда не удов­летворена, человек чувствует себя обездоленным и не­счастным, это подталкивает его к поискам предмета, способного удовлетворить нужду. Так появляются конкретизированные по­требности - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурой и особенностями личности. Потребности выражаются в предметах или процессах, удовлетворяющих нужду способом, свойственным дан­ному обществу.

Правильно оценить степень коммерческого риска поможет анализ природы потребностей. В каждый конкретный момент человек испытывает множество разнообразных потребностей. Психологи разработали ряд теорий, объясняющих природу их воз­никновения. Так, Абрахам Маслоу, автор одной из са­мых популярных теорий, пытается объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. По А. Маслоу потребности можно классифицировать по степени их значимости от низших к высшим. Удовлетворение одной потребности является началом возникновения следующей по важности потребности. Физиологические потребности и потребности в безопас­ности составляют низшие потребности - это жажда, голод, тепло, безопасность и т. п. Эти потребности основные, т е вытекают из природы человека. Их еще называют базовыми. Эти потребности всеобщи и наиболее устойчивы в пространстве и времени.



Следующие ступени потребностей - высшие. К ним относится стремление принадлежать к определенному кругу людей (родственники, друзья, знакомые). За этим следует желание завоевать признание, уважение, авторитет, под­нять свой престиж в глазах окружающих. Высшую сту­пень в этой иерархии потребностей составляет стрем­ление человека реализовать себя в этом мире, в своем деле, т. е. потребность в самореализации и самовыражении. Эти потребности относят к вторичным. Одни виды потребностей могут возникать только у индивидуальных потребителей, другие и у индивидуальных потребителей и у организаций и у общества в целом.

Анализируя потребность надо установить ее место в иерархии потребностей

Природа возникновения (основные, вторичные)

Что влияет на потребность : социальные, экономические условия, уровень развития пр-ва, исторически сложившиеся привычки, условия жизни, быта, труда, национальные особенности и т. д.

Уровень удовлетворения потребности

Масштаб распространения (географический и социальный)

Частота удовлетворения (единичн, периодич, постоянный),

Применяемость потребности (в одной (елочные игрушки), нескольких областях (кухонная посуда), во всех областях (телевизор, телефон)),

Комплексность удовлетворения (единым товаром, взаимодополняю­щим товаром, взаимозаменяющим товаром)

Отношение общества .

Способ удовлетворения (Индивидуальный, коллективный, общественный).

Спрос является внешней формой проявления потребностей как таковых. Уровень спроса является одной из основных характеристик рынка. Для маркетинга спрос - основной объект постоянного наблюдения, детального изучения и воздействия.

Для того чтобы удовлетворить имеющуюся потребность, необхо­димо иметь определенное количество конкретных благ, способных удовлетворить данную потребность. Но не только. Необходимо иметь еще и финансовые возможности, для участия в обмене. Т.О.Спрос отражает потребность в конкретных количествах товаров, определенного потребительского назначения, но не всю потребность, а только ту ее часть, которая обеспе­чена денежными средствами. Спрос - потребность, предъявляемая на рынке, но не любая а только подкрепленная деньгами. Любой спрос по определению пла­тежеспособен, в противном случае это - потребность Задача маркетинга в этой ситуации состоит в том, чтобы собирать и предостав­лять информацию, которая сопровождалась бы анали­зом и оценкой желаний и предпочтений соответствую­щих групп потребителей, которые проявили бы при оп­ределенных условиях желание купить данный товар.

Покупательский спрос - сложное явление, складывающееся из различных элемен­тов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические и региональ­ные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облег­чает его регулирование.

Классификация спроса

По состоянию рынка

негативный спрос – большинство отвергает данный товар или услугу (вегетарианцы на мясо, некурящие – на табак, большинство – на прививки),

отсутствующий спрос – большинство не проявляет интереса к конкретному предложению (товары не имеют или потеряли потребит.ценность для данного рынка, покупатели ничего не знают о товарах)

скрытый спрос - спрос, который невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг он же потенциальный;

чрезмерный спрос – превышает уровень предложения, возможности производства, имеющиеся товарные ресурсы,

полноценный спрос – уровень и структура спроса полностью соответствуют уровню и структуре предложения;

Классификации спроса по состоянию рынка помогает маркетингу фирмы оценить спрос с целью выработки определенной рыночной стратегии .

По тенденциям - растущий (интенсивный), стабилизировавшийся, - угасающий (сокращающийся, спад спроса), колеблющийся.

Классификация спроса по тенденциям напрямую связана с этапами жизненного цикла товара (услуги).

Потребности общества, и прежде всего экономические потребности как основа всего общественного производства, объективны . Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами потребности выступают в качестве их интересов .

В зависимости от исследовательских задач применяются различные основания для деления потребностей на группы:

Основная проблема – все классификации рассматривают определенные стороны потребностей и нет полной классификации. Её пытался построить Бестужев-Лада, но…

Качественное и количественное разнообразие потребностей породило множество классификаций потребностей. Их можно классифицировать по разным признакам.

Но для начала определимся с тем, что мы понимаем под понятием «классификация». Классификация - от лат. classis разряд + facere делать:

1) система соподчинённых понятий какой-либо области знаний, используемая как средство установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектах;

2) упорядоченная совокупность понятий, распределённых по классам на основании их отношений, структура классификации обычно представляется в виде таблиц или схем;

3) процесс упорядочения или распределения понятий по классам с целью отражения отношений между ними и составления классификационной схемы.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия.

Чаще всего сейчас встречаются следующие классификации:

1. По сферам деятельности:

потребности труда

познания

2. По субъекту потребностей:

индивидуальные

коллективные

общественные

3. По объекту потребностей

материальные

духовные

4. По функциональной роли:

доминирующие/второстепенные

центральные/периферические

устойчивые/ситуативные

5. По уровню удовлетворения

потребности минимального уровня

потребности базового уровня

потребности уровня роскоши

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить».

6. По степени рациональности

потребности рациональные (разумные и нормальные)

потребности иррациональные (неразумные)

7. По степени эластичности

жесткие (потребность в пище, например)

эластичные (потребность в ювелирных украшениях, например)

Интересна классификация К.Обуховского, изложенная в книге «Психология влечений человека». Она включает в свой состав: потребность безопасности, потребность признания, потребность дружбы, потребность нового опыта.

С.Н.Паркинсон писал: «Когда Адам и Ева вкусили запретного плода, они были изгнаны из рая не затем, чтобы лишить их познания добра и зла (в этом отношении ущерб они уже понесли), а чтобы помешать им найти еще и древо жизни, вкусив плоды которого, они обрели бы бессмертие. Так что Адам и Ева оказались за вратами рая, наделенные смертностью как наследственной, родовой чертой. Кроме того, они познали целый ряд устойчивых стимулов, который с тех пор увеличился лишь на один. Нарушить запрет Адама и Еву побудило стремление к: а) еде (и крову), б) красоте, в) знанию, г) сексу и д) озорству. Эти соображения (плюс одно – забота о статусе) и есть основные потребности».

Абрахам Маслоу

А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения , когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

    Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.

    Реализация потребности в безопасности .

    Потребность в общении, любви со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.

    Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

    Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью.

Э.Фромм выделяет две группы потребностей. Одна – утоление голода, жажды, сон и т.д. – то есть физиологически обусловленные потребности самосохранения. Они составляют такую часть натуры человека, которая требует удовлетворения при любых условиях и поэтому является первичным мотивом человеческого поведения.

Другая группа потребностей, столь же важных, хотя и не коренящихся в физиологических процессах, но составляющих самую сущность человеческого бытия – это потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, также как физический голод – к смерти. Индивид может жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности; если это переходит какую–то грань, то возникает умственное расстройство шизофренического типа.

Одна из современных концепций потребностей человека следующая:

Критерием выделения потребностей является сама структура человека, где можно выделить биофизическую, психофизиологическую и психо–социальную подсистемы индивида, оптимальное взаимосвязанное функционирование которых обеспечивает его выживание и развитие.

Следовательно, на основе фундаментальной потребности в собственном воспроизводстве и развитии выделяем три пересекающиеся и взаимодействующие группы потребностей: биофизиологические (удовлетворение которых обеспечивает выживание и развитие организма); психофизиологические (связанные с темпераментом и психическими свойствами личности); социально–психологические (продиктованные местом и ролью индивида в социальных группах и общностях).

В группе биофизиологических потребностей выделяются:

    Потребность в биологически полноценном питании, обеспечивающем воспроизводство вещественно–энергетических структур организма;

    Потребность в постоянно поступающей информации о состоянии внешней среды и самого организма;

    Потребность в безопасности

    Половой инстинкт, "прорастающий" в других измерениях человека в виде сексуальной потребности и потребности в любви.

Психофизиологический комплекс потребностей включает в свой состав:

    Потребность в материальном комфорте;

    Потребность в общении и контактах;

    Потребность в эмоциях, впечатлениях и развлечениях;

    Потребность в смене видов деятельности.

Социально–психологические потребности отражают нужду человека в принадлежности к определенной социальной группе и объединяют:

    Потребность в идентификации, или, пользуясь другой терминологией, потребность в вере, убеждениях, идеалах;

    Потребность в статусе, то есть в занимании определенного места в социальной группе;

    Потребность в персонализации, то есть в обладании возможности влиять на других людей, оставить свой след, «впечатать» себя в коллективную память;

    Потребность в новом социальном опыте, без которого невозможно жить в постоянно меняющихся условиях. (Внешне эта потребность выступает как потребность в обучении, как информационная потребность и т.д. Одной из форм выражения этой фундаментальной потребности является потребность в оперативном освоении новых способов жизнедеятельности и в регулярном обновлении уже используемых способов. Среди социальных систем, призванных удовлетворять эту потребность, самоопределяются и различные системы коммуникации, в том числе и массовой);

    Потребность в смысле жизни, которая иногда обозначается как потребность в самоуважении.

Все эти потребности взаимодействуют друг с другом, отражаются одна в другой, а иногда и превращаются одна в другую. Поэтому человек может быть искренне убежден, что он желает одного, в то время как подлинным источником его активности является совсем другая, подчас неосознаваемая потребность.

Количество фундаментальных человеческих потребностей, как было сказано выше, невелико, однако количество предметов (явлений, процессов), которые могут эти потребности удовлетворить, не поддаются никакому перечислению. И самое главное, одна и та же потребность может быть удовлетворена совершенно разными предметами и способами и наоборот, один и тот же предмет может быть использован для удовлетворения разных потребностей.

Длительное использование одного и того же предмета (или способа) удовлетворения потребности делает его настолько привычным, что возникает потребность именно в этом предмете или именно в этом способе. При этом все другие предметы или способы, даже в тысячу раз лучшие, могут просто не замечаться.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КЫРГЫЗСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.РЫСКУЛБЕКОВА

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Выполнила: Бакаева Ж.К.

Проверила: проф., д.э.н. Орозбаева А.О.

Бишкек 2014

Введение

1. Понятие потребностей

2. Удовлетворение и неудовлетворение личных потребностей

2.1 Структура потребностей

3. Мотивация

3.1 Теория мотивации по Маслоу

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Все живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающим миром определенных условий.

Уже много веков назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Она также носила физиологический характер. В ходе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И сегодня потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса.

Цель любой деятельности человека - это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей - мертвый человек.

С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). В научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. В чем же все-таки их отличие? Отличает эти понятия то, что отличает человека от животного, то есть разум. Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что существует в подсознании, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно. Интересны этим потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая, конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

Чтобы удовлетворить потребности необходимо иметь блага. Можно определить потребности человека как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.

1. Понятие потребностей

потребность человек мотивация маслоу

В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько значений.

«Потребность - в самом общем значении этого слова - существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы». В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире - как причина всякой жизнедеятельности).

Более развернутое значение связано с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, т.е. носителе потребностей (биологический организм, человеческий индивид, сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальная группа или слой (класс, нация, сословие, поколение).

Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.

Понятие «потребность» обобщает нужды людей, их стремления, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Потребности личности и другие стимулы ее повеления формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп.

1.1 Классификация потребностей

Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. А. Н. Леонтьев в 1956 году соответственно с этим делил потребности на предметные и функциональные.

Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) потребности. А. Пьерон предложил различать 20 видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, создающих базу для любого мотивированного поведения животных и человека: гедонические, исследовательского внимания, новизны, поиска коммуникации и взаимопомощи, конкурентные побуждения и др.

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.

П. В. Симонов (1987) считает, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальное и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных - еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П. В. Симоновым с волей.

А. В. Петровский (1986) делит потребности: по происхождению - на естественные и культурные, по предмету (объекту) - на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные -- материальными и духовными.

П.А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Другое дело, - каким целям (общественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность.

У В. А. Крутецкого (1980) потребности разделены на естественные и духовные, социальные потребности.

Зарубежные психологи не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление.

Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.

Э. Фромм (1998) считает, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных - иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам).

Психологи говорят также о потребности сохранения и развития, дефицита (роста); о потребности быть отличным от других, единственным, незаменимым (т. е о потребности, связанной с формированием и сохранением собственного «Я»); о потребности в избегании; о потребности в новых впечатлениях; о первичных и базальных потребностях - с одной стороны, и о вторичных потребностях - с другой.

Выделяют также группу невротичных потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в информации, во славе и в справедливости.

Б.Ф. Ломов выделяет потребности человека в веществе, энергии и информации, Г. Олпорт (1953) и А. Маслоу (1998) - «потребности нужды» и «потребности роста», Э. Фромм (1998) - потребность в связях с людьми, познания, потребность отождествления себя с классом, нацией, религией, модой и т. д. Выделяются также потребности, считающиеся принципиально не выводимыми из биологических потребностей в пище, сексе и т. п.: потребность в общении, потребность в самоцельных действиях, например игры, и потребность в абсолютной истине. Пожалуй, только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации.

Очевидно, что предложенные классификации и деления потребностей на группы не отражают их разнообразие.

Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию. В качестве такового может выступать как индивид, так и социальная общность, организация.

Неудовлетворенная потребность проявляется в той или иной форме. Например, неудовлетворенная потребность в пище - в форме чувства голода, в воде - в чувстве жажды, в витаминах - в авитаминозе, в общении - в чувстве скуки, тоски и т.д. Люди замечают индикаторы потребностей, когда последние не удовлетворяются. Так, мы можем не подозревать о потребности в воздухе до тех пор, пока нам не перекроют поступление кислорода в дыхательные пути. Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию.

Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел, есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, которые выступают стимулом к действиям лишь после из декодирования. Например, заболел живот. Что случилось? Человек декодирует свои ощущения, исходя из своих представлений о медицине, личного опыта, что тесно связано с уровнем медицинской культуры данной страны. Поэтому осознанные потребности часто очень далеки от объективных или прямо противоположны им. Многие потребности проявляются в таких формах, которые требуют квалификации для их декодировании (например, потребность в витаминах осознается лишь при наличии определенной медицинской эрудиции).

Потребности индивида - это объективно необходимые условия существования человека. Будучи природно-социальным существом, человек имеет две группы потребностей: одни порождены его физиологией и психологией, другие сконструированы обществом. Часто эти две группы потребностей переплетаются. Например, есть природная потребность в воде, но общество сформировало в людях чувство брезгливости по отношению ко всему нечистому, поэтому возникает синтетическая осознанная потребность не в воде вообще, а в чистой воде. Отсутствие последней вызывает такие же страдания, как и отсутствие воды вообще. Таким образом, осознание природной потребности является по своей природе социальной конструкцией, несущей не себе отпечаток культуры данного общества.

Статусные потребности - это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции. Так, статусная позиция преподавателя включает такие объективно необходимые условия ее сохранения (потребности), как существование университета, его финансирование в объемах, позволяющих поддерживать учебный процесс и выплачивать зарплату, и т.д. Статусные потребности лежат в основе многих направлений потребительской активности людей. Осознанные статусные потребности фиксируются в таких суждениях: «В этом костюме туда идти неприлично», «Этот автомобиль не соответствует моему положению» и т.д.

Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей. Так, многие виды деятельности требуют переработки большого количества информации, что порождает потребность в средствах ее сбора и анализа, среди которых сейчас ключевое место занимает персональный компьютер. Потребность в нем порождается не индивидом, а его рабочим местом, для обслуживания которого необходим компьютер. Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Если в этой среде многие имеют компьютеры, пользуются ими, работая или играя на них, ведут разговоры о них, то обладание компьютером превращается в более или менее жесткое условие принадлежности к ней. Так, если индивид попал в среду хакеров, компьютерных фанатов, то влиться в нее, не имея компьютера, он не сможет. Здесь статусная потребность сплетается с психологической потребностью в принадлежности к группе.

Таким образом, рассмотрев взгляд на потребности человека у ряда психологов видно, что до сих пор нет единой классификации потребностей и что в основу деления каждый автор, кладет различные подходы.

1.2 Анализ основных потребностей человека

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. Маршалл ссылается на классификации Бентама, Бенфилда, Джевонса, МакКуллоха, Германна и других авторов.

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи - третьей и четвертой группам; потребности роста - пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков - три группы: обеспечения, призвания и престижа.

В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно, прежде всего, соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по сервису Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями: жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».

Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

О силе потребности в творчестве можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них, подобно П. Гогену, ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Архимед и Дмитрий Шостакович создавали великие произведения в осажденных городах. Двадцатилетний Эварист Галуа в тюремной камере разрабатывал основы современной алгебры; накануне дуэли, которая закончилась для него трагически, он писал математическую статью.

Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.

Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают:

1) всего диапазона потребностей человека;

2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей;

3) уровней удовлетворения потребностей;

4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

2. Удовлетворение и неудовлетворения человеческих потребностей

Следует разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.

К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Мы полагаем, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования:

1) минимальный,

2) базовый,

3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: «Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством». «...Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; ...рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, - это одна из самых важных задач сервиса к образу жизни людей».

Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о «возвышении» потребностей в Германии после второй мировой войны. С отчетливостью, свойственной немецкому языку, экономисты Германии пишут о трех больших волнах потребностей в течение первых 5-6 лет восстановления экономики: «der sogenannten «Fress-Welle» (так называемой «волне обжорства»), «der Kleidungs-welle» («волне одежды»), «der Wohnungswelle» («квартирной волне»). После этого стали развиваться потребности в роскоши (die Luxusbediirfnisse).

У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Все великие философы и религиозные деятели - те, кого принято называть Учителями человечества, призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Многочисленные высказывания на эту тему приводит А. Шопенгауэр. Например: «...Сократ, при виде выставленных к продаже предметов роскоши, воскликнул: "Сколько существует вещей, которые мне не нужны"».

Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:

1) материальные блага для индивидуума и семьи;

2) власть и слава;

3) знания и творчество;

4) духовное совершенствование.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других - к власти и славе; у третьих - к знаниям и творчеству; у четвертых - к духовному совершенствованию.

На первых страницах книг по основам сервиса обычно постулируется, что таких границ не существует. Например, во введении одного из наиболее солидных учебников США по сервису отмечается: «Основная проблема в сервисологии, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между фактически неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей»

Несомненно, что не имеют границ духовные потребности человека, его стремление к знаниям, развитию и применению своих способностей. Что же касается материальных потребностей, то их безграничность нельзя считать очевидной. В мире вещей желания разумного человека с самым богатым воображением достаточно конкретны.

Иногда безграничность потребностей выводят из технического прогресса. Но, создавая новые товары и услуги, он, в конечном счете, выражается в росте среднедушевого потребления энергии и других ресурсов природы. Их количество ограничено и постоянно уменьшается.

Известно, что запасов нефти и многих других полезных ископаемых осталось лишь на несколько десятилетий. Этот факт все более осознается образованной частью населения и не может не влиять на формирование его потребностей.

Для того чтобы доказать необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, совершенно не обязательно исходить из аксиомы о безграничности потребностей человека. Известно, что чем меньше требования аксиом, тем прочнее здание теории. Поэтому в качестве постулата, определяющего задачи сервисологии, вполне достаточно утверждения о том, что потребности людей больше возможностей их удовлетворения.

2.1 Структура потребностей

Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.

Основные отличия предлагаемой структуры потребностей состоят в следующем:

· потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни;

к первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности; ко второму - потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;

· выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши;

потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования;

базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.

3. Мотивация

Мотив (или побуждение) - нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

Самые популярные из них - теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу - предполагают совершенно разные выводы для деятельности по исследованию потребителей и сервиса.

Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при всём этом в себе множество влечений.

Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и т.д. Таким образом, че ловек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.

3.1 Теория мотивации Маслоу

Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных.

По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке:

Физиологические потребности;

Потребности самосохранения;

Социальные потребности;

Потребности в уважении;

Потребности в самоутверждении.

Человек стремится в первую очередь удовлетворить самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.

Разработанная Маслоу иерархия представлена на рис. 1.

Рисунок 1

Восприятие. Мотивированный человек готов к действию. Характер его действия зависит от того, как он воспринимает ситуацию. Два разных человека, будучи одинаково мотивированными, в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, поскольку по-разному воспринимают эту ситуацию.

Избирательное восприятие. Сталкиваясь с огромным количеством раздражителей, человек не в состоянии реагировать на все. Большинство из них он отсеивает, а замеченными оказываются следующие раздражители:

Связанные с имеющимися в данный момент потребностями;

Которых ожидают;

Которые резко отличаются какими-то своими значениями от обычных.

Избирательное искажение. Замеченные потребителем раздражители не обязательно воспринимаются им так, как это было задумано отправителем. Каждый человек стремится вписать поступающую информацию в рамки существующих у него мнений. Под избирательным искажением имеют в виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость.

Избирательное запоминание. Человек склонен запоминать информацию, поддерживающую его отношения и убеждения.

Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятельности.

Усвоение - это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.

Убеждения и отношения. Посредством действий и усвоения человек приобретает убеждения и отношения. А они в свою очередь влияют на его покупательское поведение.

Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-либо.

Убеждения могут основываться на реальных знаниях, мнениях или просто вере. Производителей, естественно, интересуют убеждения людей в отношении конкретных товаров. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок.

Отношение. Почти ко всему - политике, одежде, музыке, еде и т.п. - человек имеет собственное отношение.

Отношение - сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий.

4. Формирование общественных потребностей как социально-экономический процесс

Новый концептуальный подход к исследованию общественных потребностей как сложной многоуровневой системы, охватывающей потребности социума, позволяет рассмотреть формирование общественных потребностей как:

Воспроизводственный процесс;

Информационный процесс;

Социальный процесс.

Наличие трех составляющих единого процесса формирования общественных потребностей характеризует его как важнейшую основу воспроизводства и эволюции хозяйственных систем. Все три составляющие процесса формирования общественных потребностей взаимосвязаны. Так, любой воспроизводственный процесс предполагает аккумуляцию и учет информации об объекте воспроизводства, в данном случае - о хозяйстве в целом. Информация, в свою очередь, выступает обязательным начальным условием любого хозяйственного процесса, при всём этом объемы располагаемой хозяйствующими субъектами информации могут быть различными. Механизмы получения субъектами необходимой хозяйственной информации зависят от многих факторов, среди которых важнейшими являются связь производства и потребления, тип организации хозяйства, характеристика хозяйственной среды. Поскольку процесс формирования системы общественных потребностей направлен на результаты общественного воспроизводства, взятые в широком смысле слова, т.е. включающие формирование ценностных ориентиров социума и отдельного человека в ней, то, следовательно, формирование общественных потребностей есть процесс социальный.

В первом случае они выражают отношения по поводу эволюции хозяйственных систем, во втором - по поводу воспроизводства и развития одной конкретной хозяйственной системы. При этом общественные потребности всегда отражают макрохозяйственные связи, складывающиеся в исследуемом хозяйстве (хозяйствах), и представляют информационные потоки, характеризующие связь производства и потребления, тип воспроизводственного процесса.

Формирование общественных потребностей - многоуровневый воспроизводственный и информационный процесс. Исследование его возможно в следующих аспектах:

1) общеэволюционном - как эволюции систем общественных потребностей, функционирующих в различных типах хозяйства, а также эволюции отдельных подсистем целостной системы общественных потребностей;

2) конкретно-историческом - как воспроизводства системы общественных потребностей и ее подсистем в рамках определенной системы хозяйства;

3) футурологическом - как выявление тенденций становления системы общественных потребностей качественно новой системы хозяйства, еще не существующей как целостной системы, т.е. в данном случае предметом исследования выступают потребности общественного развития.

Подчеркнем, что формирование общественных потребностей можно рассматривать и применительно к каждой из подсистем общественных потребностей, и применительно к целостной системе общественных потребностей. Кроме того, процесс формирования общественных потребностей протекает на различных уровнях хозяйствования и соответственно предполагает свое исследование на микроуровне, региональном уровне, макроуровне хозяйства, а также, что особенно актуально в современных условиях, на глобальном уровне. Отметим, что рассмотрение процесса формирования общественных потребностей возможно и с точки зрения механизма реализации потребностей, в этом случае акцент исследования смещается на проблемы типов макрорегуляторов общественных потребностей и субъектов макрорегулирования общественных потребностей.

В отличие от потребностей вообще общественные потребности есть потребности социума, опосредованные макрохозяйственными связями, и соответственно процесс их формирования опирается на следующие макрохозяйственные связи:

1) производственные связи, отражающие процессы интеграции, универсификации, диверсификации и т.п.;

2) воспроизводственные связи, характеризующие тип воспроизводства, основные пропорции общественного воспроизводства;

3) финансовые связи, показывающие направления и приоритеты финансовых потоков;

4) организационные связи, обеспечивающие управляемость данной хозяйственной системы на различных уровнях;

5) информационные связи, предполагающие развитую сеть сбора и обработки хозяйственной информации, а также наличие каналов ее передачи.

Многоаспектность и многоуровневость процесса формирования общественных потребностей хорошо иллюстрирует уже использованная ранее схема эволюции хозяйственных систем. Опираясь на нее, раскроем содержание процесса формирования общественных потребностей как сложного эволюционного и социально-экономического процесса.

Формирование общественных потребностей может быть рассмотрено:

1) как эволюционный процесс, предполагающий смену одних систем общественных потребностей другими;

2) как воспроизводственный процесс, протекающий в рамках определенной хозяйственной системы;

3) как процесс качественного изменения всех подсистем общественных потребностей при переходе к качественно иной хозяйственной системе;

4) как процесс становления новой системы общественных потребностей в рамках переходного периода от одной хозяйственной системы к другой;

5) как процесс выявления новых тенденций в хозяйственной жизни и соответственно - потребностей общественного развития.

Формирование общественных потребностей как эволюционный процесс имеет своим исходным пунктом потребность в труде и потребность в средствах производства, которые взаимосвязаны в истории становления хозяйственных систем и вместе положили начало собственно человеческим потребностям, как прежде всего потребностям хозяйствующих субъектов. В свою очередь, формирование потребностей хозяйствующих субъектов привело к становлению потребностей хозяйства, объединяющих потребности в результатах процесса общественного воспроизводства, структурообразующие потребности и часть потребностей общественного развития. С усложнением самих хозяйственных систем получают все большее развитие социально-культурные потребности социума как часть общественных потребностей, порожденная потребностями хозяйства и имманентным ему уровнем материально-технической базы для их удовлетворения. С появлением частной собственности связано зарождение экономических потребностей, которые на определенном этапе развития хозяйственных систем начинают играть главенствующую роль в хозяйственной и общественной жизни, своего расцвета как системы они достигают в условиях господства экономической цивилизации. Далее эволюция общественных потребностей приводит к появлению финансовых потребностей как специфической формы потребностей экономических. Потребности развития господствующего сегодня в мире экономического хозяйства проявляются в его противоречиях и, основываясь на них, начинают вырисовываться контуры грядущих хозяйственных систем. Современные противоречивые тенденции развития хозяйственного мира в самом общем плане сводятся к двум основным тенденциям: глобализации и социализации. Первая тенденция опирается на потребности общественного развития, ведущие к становлению и утверждению в хозяйственной жизни господства финансовой экономики или, как ее еще называют, финансизма. Вторая тенденция, также получившая свое отражение в научной литературе, базируется на эволюции отношений планомерности в современном мире.

Заключение

По данной работе можно сделать следующие выводы:

1. Потребность - это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект - в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности

Понятие потребности используется в трех значениях: как обозначение

а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект);

б) состояния психики, отражающего нехватку чего-либо (потребность-состояние);

в) фундаментальных свойств личности, определяющих ее отношение к миру (потребность-свойство).

Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так, А. Маршалл, ссылаясь на немецкого экономиста Германна, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др.:

1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

2. Потребности всемирного объединения людей.

2. Сфера сервиса - совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах.

Список литературы

1. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 1996.

2. Головин С. Эволюция мифа «Как человек стал обезьяной». М., 1999.

3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986

4. Мотивация поведения человека в сфере труда. М., 1990

5. Кушлин В.И. Экономическая теория - М.: Институт экономики РАН. 2004г.

6. Марченко Т. А. «Потребность как социальное явление». Москва, 2000г.

7. Соловьев Б. А. «Потребности. Рынок. Спрос». Москва, 2002г.

8. Харвей Д. Современные экономические теории. Издательский дом Дашков и К., 2000г.

9. Чепурин «Основы экономической теории». Изд-е 4-е. Москва, 1999г.

10. Использованные сайты: Vikipedia.ru, google.ru.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ основных потребностей человека, основные классификации и характеристика. Осознание, удовлетворение и неудовлетворение личных потребностей. Теория мотивации по Маслоу. Формирование общественных потребностей как социально-экономический процесс.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2011

    Уровни потребностей человека по А. Маслоу. Двухфакторная теория Герцберга. Группы потребностей человека согласно теории К. Альдерфера. Порядок актуализации потребностей. Общие моменты в теориях Маслоу и Герцберга. Потребности существования, связи и роста.

    презентация , добавлен 01.11.2011

    Определение и понятие потребностей современного человека. Теория предельной полезности. Взаимосвязь производства и потребностей современного общества. Влияние науки, искусства и религии на духовное развитие человека. Пирамида потребностей Маслоу.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Анализ управленческих приложений иерархии потребностей. Содержание теории мотиваций А. Маслоу. Пирамида потребностей личности. Характерные черты самоактуализирующихся людей. Формирование общественных потребностей как социально-экономический процесс.

    презентация , добавлен 03.03.2015

    Иерархия потребностей по теории А. Маслоу. Особенности базовых потребностей, степени их удовлетворения. Условия, необходимые для удовлетворения. Процесс мотивации и самоактуализация. Теории мотивации Альдерфера и приобретенных потребностей МакКлелланда.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Теория иерархии Маслоу. Использование теории Маслоу в управлении. Методы удовлетворения потребностей высших уровней. Процесс актуализации потребностей. Факторы стимулирования и мотивации труда. Соотношение морального и материального стимулирования.

    реферат , добавлен 07.06.2016

    контрольная работа , добавлен 22.01.2015

    Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Социальные потребности. Теория потребностей МакКлелланда. Двухфакторная теория Герцберга. Факторы мотивации. Теория К. Альдерфера. Мотивация на основании потребности. Потребности самовыражения (самореализации).

    реферат , добавлен 23.01.2009

    Понятие мотивации и мотива. Виды и способы мотивации. Основные теории мотивации. "XY" - теория Макгрегор, теория человеческих отношений, теория "Z" Оучи, теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория Д. МакКлелланда.

    реферат , добавлен 23.05.2006

    Теория потребностей А. Маслоу. Характеристика содержательных и процессуальных теорий мотивации. Причины безразличного отношения подчиненных к работе. Методы удовлетворения потребностей высших уровней. Мотивирование руководства в отношении подчиненных.

1.2 Структура потребностей человека

Потребности, их виды. Классификация потребностей

Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.
К специфической особенности потребностей относится их «необратимость»: с той или иной степенью интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста.
Виды потребностей: материальные, духовные, потребности в безопасности.
Многие ученые по-разному классифицировали потребности.
Аристотель делил потребности на первичные и вторичные.

Иерархия потребностей Маслоу
Классификация потребностей по Маслоу представлена на рисунке 48.

Рис. 48. Классификация потребностей по Г. Маслоу

Выдвинутая Мас-лоу классификация человеческих потребностей включает:

  1. Физиологические потребности: потребность в возду-хе, пище, воде, жилище и т. д.
  2. Потребности в безопасности и защищенности: безо-пасность на рабочем месте, страхование от болезней, пен-сионная система, права, обеспечиваемые стажем работы; защита, обеспечиваемая членством в профсоюзе, система бонусов в виде акций фирмы и т. д.

Потребность в принадлежности к определенной соци-альной группе: любовь и дружеские отношения со стороны окружающих, чувство собственной необходимости ок-ружающим, человеческие контакты.

  1. Потребность в уважении: потребность в чувстве соб-ственной ценности, уважение и признание со стороны окружающих, обращение членов коллектива за советом и др.
  2. Потребность в самовыражении: стремление быть самим собой, возможность реализовать себя в своем деле, овладение новыми знаниями, ощущение достижений, воз-можность гордиться своей работой.

Согласно Маслоу, эти пять видов потребностей прису-щи каждому человеку.
Теория МакКлелланда
Она связывает поведение и разви-тие людей с тремя основными потребностями: власти, ус-пеха и причастности.
Потребность в власти предполагает желание влиять на других людей, ощущение способности изменить естествен-ный ход событий. Люди с высокой потребностью власти обыч-но искренние и решительные, не боящиеся конфронтации, умеющие отстаивать свои позиции, требующие повышен-ного внимания со стороны окружающих.
Потребность успеха проявляется как внутреннее стрем-ление к достижению необходимых результатов. Люди с развитой потребностью к успеху любят брать на себя ответ-ственность за решение проблем, предпочитают ставить пе-ред собой трудные задачи, рискуют умеренно, придают большое значение отношению окружающих к своим резуль-татам.
Потребность причастности выражается в стремлении к взаимодействию с другими людьми, налаживании дружес-ких взаимоотношений, оказании помощи коллегам по ра-боте.
Теория Герцберга
Двухфакторая теория Ф. Герцберга выделяет гигие-нические (поддерживающие) факторы и мотивации.
Гигиенические факторы, формирующие окружающую среду, в которой осуществляется работа, включают:
1. Политику фирмы и стиль руководства.
2. Техническое руководство.
3. Межличностные отношения с начальниками, колле-гами и
подчиненными.
4. Заработную плату.
5. Гарантию занятости.
6. Частную жизнь.
7. Условия труда.
8. Статус.

Структура потребностей отдельного человека, граница и динамика
развития потребностей

Совокупность потребностей человека разнообразная исходя из его особенностей.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Это подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.
Экономические потребности - это потребности, опосредован-ные производственными отноше-ниями. В их систему входят, прежде всего, предметные по-требности (материальные и ду-ховные) - в продуктах питания,одежде, газетах, книгах и т. д., а также социальные потребности - в труде, образовании, охране здоровья. В условиях рыночныхотношений экономические по-требности опосредуются деньга-ми и приобретают форму спроса.
Это, прежде всего, относится кличным потребностям. Обще-ственные потребности реализуются частично внеспроса - через социальные функ-ции государства (например ис-пользование страхового полисав системе здравоохранения).
Любая экономическая потреб-ность - результат реальных про-тиворечийобщественного произ-водства, выражает несоответст-вие экономических потребностейсложившимся производительным силам. Разрешение этих противо-речий приводит, в конечном счете, как к росту производительныхсил, так и к удовлетворению по-стоянно возрастающих потребно-стей.
Труд - это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей.
Важнейшим элементом труда является целепологание: прежде чем приступить к деятельности, человек мысленно представляет готовый результат своего труда.
Вторая часть труда - отношения между людьми по поводу производства, то есть отношения собственности, отношения социальных групп и классов.

Индекс развития человеческого потенциала: его сущность, компоненты, опыт расчетов

В настоящее время люди перестали рассматриваться как рядовой фактор производства на-ряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Че-ловек воспринимается как главный ресурс организации, от которого в решающей мере зависит ее благополучие. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном производстве, обусловленное следующим:
1) обострением глобальной конкуренцией, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда;
2) опытом передовых компаний в Японии, добившихся значительных экономи-ческих успехов за счет персонала;
3) повышением уровня образования работников, их квалификации, зрелости;
4) изменением содержания труда, связанным с появлением принципиально но-вых технологий;
5) развитием демократии на производстве и в обществе;
6) ростом стоимости рабочей силы.
В общем смысле человеческий капитал представляет собой совокупность социо-культурных и личностно-психологических свойств работников: знаний, навыков; способностей к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и раз-витию. То есть по существу это человеческий потенциал.
Выделяют следующие виды человеческого потенциала:
1) общий (перемещаемый) в виде совокупности теоретических или достаточно универсальных знаний, которыми обладает работник;
2) специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей специфики предприятия и своей работы, личные связи и способы и существования исключительно в рамках данной фирмы. Основными характеристиками человеческого капитала являются:
1) Численность и структура персонала.
2) Духовное и телесное здоровье сотрудников, обеспечивающее их нормальную трудоспособность.
3) Знания, опыт и квалификация.
4) Производственная и социальная активность.
5) Культурно-личностная ориентация.
6) Гражданская ответственность.
Человеческий потенциал не изнашивается, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчете по развитию человеческого потенциала.
В настоящее время, по мнению многих зарубежных и отечественных ученых, при исследовании проблем управления в постиндустриальном обще-стве необходимо делать акцент, прежде всего не на материальном процессе и материально-технических факторах, а на человеке и его характеристиках. Р.Кроуфорд в своей книге «В эру человеческого капитала» исследует не про-сто человеческий капитал, а пытается доказать, что в конце XX века наступа-ет особая эра человеческого капитала. Согласно этому подходу, главным фактором экономического роста признан человеческий капитал.
Лауреат Нобелевской премии Г.Беккер разработал «Общую теорию ин-вестиций в человеческий капитал», в которой обосновал «автоматическое право собственника на свою квалификацию», на владение ею и использова-ние лишь с его согласия. Естественно, такой подход стимулирует как саморазвитие каждого индивидуума, так и его справедливые требования по оплате труда. Данный аспект (предоставление каждому физическому лицу права на «рост») можно считать важнейшим принципом современного ме-неджмента.
Главным объектом управления социальным развитием является чело-век. В процессе эволюции концепций менеджмента взгляды на человека как на субъекта и объект управления существенно изменялись. Ученые выделили три основные ролевые модели человека в организации в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Применение способностей человека в том или ином виде трудовой деятельности оказывает большое влияние на экономические результаты труда. Степень применения способностей выражается в экономическом поведении человека.
Всякое поведение должно ориентироваться на результат, на количество и качество затраченных человече-ских ресурсов. Применяя свои профессиональные способности в процессе производства, индивид постоянно ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. В противном случае, если не будет компенсации (товарно-денежной, натуральной, эконо-мической, социальной), то начнется падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие виды экономиче-ского поведения: «максимум дохода ценою максимума труда», «гаран-тированный доход ценою минимума труда», «минимум дохода при мини-муме труда» и «максимум дохода при минимуме труда». Существуют различные формы экономического поведения в сфере распределения и потребления.
Экономическое поведение характеризуется понятием эффектив-ность. Применительно к производственной и трудовой деятельности эффективность часто определяется как соотношение между затратами и результатом. Данную характеристику можно отнести как к произ-водству, так и к работнику. Под экономической эффективностью труда на рабочем месте обычно понимают производительность труда, за-траты рабочего времени, материалов, топлива, электроэнергии и т.д.
Социальный эффект, получаемый в результате трудовой деятельно-сти, выражается в характере воспроизводства работника, в сбережении и развитии его физических и духовных сил, накоплении знаний, на-выков, умений.
Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовый продукт (ДВП). Каждый показатель описывается отдельными пунктами: продолжительность жизни - годами жизни, образование - годами обучения, доход - покупательской способностью, грамотность взрослого населения - процентами. Для того чтобы можно было использовать данные показатели в единой системе, применяется шкала от 0 до 1, где 0 - это минимум, а 1 - максимум (табл.23).

Таблица 23

Установленные минимальные и максимальные показатели для ИРЧП

Управление человеческим потенциалом (человеческими ресурсами) предполагает:
1) осознание проблемы дефицита высококвалифицированного персонала;
2) индивидуальный подход ко всем работникам;
3) отказ от представлений о персонале как даровом благе, не требующем затрат о стороны работодателя и признание необходимости инвестиций в его фор-мирование и развитие;
4) разработку специальной политики по управлению человеческим капиталом, справедливое вознаграждение персонала;
5) осуществление стратегии занятости, обеспечивающей ее реальные гарантии;
6) создание благоприятного морально-психологического климата;
7) обеспечение участия работников и их представителей в управлении фирмой.