Сказкотерапия на занятиях по развитию речи. Сказкотерапия как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми имеющими речевые нарушения

, Коррекционная педагогика

В настоящее время модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГТ. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

Одним из эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения является использование сказки, которая оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок: быть дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными.

Сказки, несут в себе активизирующее воздействие - как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.

При организации сказочно-игровых ситуаций идёт постепенный переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом активизируется словарь ребёнка.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти) и российскими (Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М.Осорина, Т.Зинкевич-Евстигнеева) учёными.

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: А. В. Гнездилов, Т. М.Грабенко, Н.А.Погосова, М.А.Поваляева, Д.Ю.Соколов, О.В.Защиринская, С.А.Черняева и многие другие.

Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.

Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные функции:

  • лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности;
  • активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.
  • при слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок;
  • при пересказе, драматизации - становление речевой культуры;
  • развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой - организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста навыкам связной речи, можно использовать метод моделирования плана высказывания.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети придумывают и завершают сказку, составляют сказку на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка.

Список литературы.

  1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001. - 128 с, ил.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.
  3. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. “Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии” Спб.-1998 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  5. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. “Речевое развитие ребёнка в детском саду: новые подходы”. Ростов-н/Д: ТЦ “Учитель”,2002 г.
  6. Короткова Л.Д. “Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста” Москва: “ЦГЛ”, 2004 г.
  7. МакунинаЕ.Ж. Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
  8. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. - СПб., “Детство-пресс”, 1999.
  9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., “Детство-пресс, 2001.
  10. Шорохова О.А. “Играем в сказку” ТЦ “Сфера” Москва 2006г.

Сказкотерапия, как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Пономарева И. В.

ГККП я/с № 27

г. Костанай

Ребенок в сказке вырастает мудрым.

И духом тверже и добрее.

Ведь тот, кто сказку с детства любит,

Тот в жизни злым уже не будет.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неуступчивость и т.п.

Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим - значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Я, как родитель и воспитатель на личном опыте знаю и пробую, как с помощью сказки помочь ребенку решить возрастные, ситуативные трудности.

Привлекательность сказки для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей, возможно, научить ребенка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества, развить творческие способности.

Поэтому в своей работе стала использовать сказки. Сказки помогают детям почувствовать себя комфортно, наладить контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них ситуации. Всякая сказка-это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка.

Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:

использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;

организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;

включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;

использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

Работая в группе, часто сталкиваюсь с детьми, которые ссорятся, жадничают, злятся. Такие чувства делают их некрасивыми, неприятными для окружающих. Для этого беру пример всеми любимой сказки «Золушка». Говорю: «Вы можете себе представить, как Золушка вырывает у кого-то игрушку, рвет книжку». Золушка прекрасна и в старом платье и в новом, она не делает некрасивых поступков. А кто мог так поступить грубо? Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Хотелось бы вам быть на них похожими? Нет, они такие же плохие, как их поступки. На этом примере ребенку становится понятнее чувства и поступки героев.

Например: в театрализации сказки «Заюшкина избушка», мы с детьми беседуем по содержанию: «Хорошо ли лиса поступила, выгнав зайца из избушки?». «Что чувствовала лиса, когда выгнала зайца?». «Что чувствовал заяц, когда его выгнала лиса?». Дети сразу не могли найти словесного определения, тому, что они почувствовали. Поэтому они стали выражать свои чувства мимикой, интонацией голоса, жестикуляцией. Я даю ребенку возможность не только понять поступок персонажа, мотивировать свое отношение к его поступку, но и побуждаю чувствовать добро и зло, как бы примеряя его на себя. У детей большой популярностью пользуются сказки драматизации с использованием кукол. Мастерить кукол занятие достаточно кропотливое и трудоемкое, особенно для мальчиков, а вот рисовать кукол любят все. Вырезав и наклев нарисованных кукол на картон и, прикрепив с обратной стороны подставку, дети начинают разыгрывать, сказочное представление с любимым сюжетом и разными персонажами.

Использование кукол на занятиях помогает в развитии саморегуляции и самоуправлении, так как, управляя куклой, дети учатся управлять собой, отыгрывают в конструктивной форме агрессивность, эмоциональное напряжение, самовыражаются через слова и действия кукол.

В сказках хорошо отражен труд людей, трудятся даже звери, помогают друг другу в беде. Поэтому сказка с малых лет воспитывает уважение к труду, недаром труд всегда награждается, а лень наказывается. Дети сочувствуют положительному герою: и обиженной падчерице, и доброй сестрице Аленушке, и наивному, доверчивому петушку, и горько плачущему зайчику. Мы часто сочиняем сказки сами, я начинаю, а дети уже продолжают. В таких случаях фантазии нет предела. Придумывание сказочных сюжетов сначала происходит под ненавязчивым руководством воспитателя. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника. Нравится детям придумывать речь героя, это развивает не только воображение ребенка, но и развивает память, умение строить сложные предложения, диалогическую и монологическую речь. Ведь желание героев, это по существу тайные желания ребенка. Все это помогает проникнуть во внутренний мир детей. Мы часто используем необычный способ изображения места, где происходит действия сказки. С помощью отрезков тканей, различающиеся по форме, фактуре, размеру, цвету, ребенок создает поле, лес, море, луг.

Например, вышел Иван царевич в широко поле, на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Красная шапочка, появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная, голубая лента из шифона (ручеек), ткань с ягодами (земляничная поляна). Здесь мы рассказываем о природе и обычаях народов той страны, в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяет особенностями климата, флоры и фауны страны, а также мировосприятия людей. Просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например они «НЕ видят» ни леса, через который пробирается Иван царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб.

В этом случае помогают иллюстрации. После чтения сказки я предлагаю детям нарисовать, восстанавливая в памяти различные эпизоды. Наблюдая за детьми, я вижу, что каждый ребенок воспринимает сказку по своему, а рисование поможет понять нравственные коллизии, облегчить процесс пересказывания самой сказки. Когда в своей группе провела анкетирование воспитанников «Читают вам дома сказки?», ответы меня расстроили. В ходе анкетирования, выяснилось, что детям практически не читают дома, по словам детей книг дома очень мало, а если есть, то не соответствуют возрасту. Поэтому подготовила для родителей консультацию «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Что читать детям». Стала привлекать родителей к изготовлению сказочных персонажей, костюмов, различных видов театров, к участию совместных мероприятий в детском саду.

Наши дети не живут под стеклянным колпаком, они не все время находятся под спасательной защитой взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы Добра и Справедливости. Поэтому и надо рано, но постепенно и обдуманно учить стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи.

Я считаю, что сказки приобщают ребенка к моральной культуре своего народа. В течение многих веков сказка была мудрым воспитателем ребенка. Так же как и сегодня, сказка учит любить добро, труд. В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркие примеры подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной цели.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. В сказочных сюжетах отображены ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом: все это отображено в образах сказки. Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему. За добро отплачивают добром. Этому учат сказки. Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть - надо только его поискать.

Таким образом, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста.

«Сказка развивает внутренние силы ребенка,

благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.»

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление идеально подходит и детям, и взрослым; людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования.

Сказкотерапия имеет значительные преимущества перед другими методами психологии:

    Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт с ребёнком, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребёнка и даже поработать с проблемой, которую он по той или иной причине пока не готов озвучить открыто. Сказкотерапия позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает ребёнок в реальной жизни, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем. Сказкотерапия даёт ребёнку возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность, ведь в сказках всё наполнено гармонией, которая передаётся малышу. Сказкотерапия способствует пробуждению творческих сил в самом психологе. Сказкотерапия даёт специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии (психодрамы, гештальт-психологии, арт-терапии).

Сказка обычно выполняет три функции:

    Диагностическую Развивающую (профилактическую) Психотерапевтическую (коррекционную)

Как инструмент диагностики сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка.

Можно узнать, какая сказка больше всего нравится малышу, а, следовательно, какую модель поведения он будет реализовывать в жизни: Буратино или Джека-Воробья, Золушки или хитрой лисички. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

В диагностических целях ребёнку можно предъявить такую инструкцию: «Сочини сказку о мальчике пяти лет» или «Сочини любую сказку»; затем провести анализ сказки.

Существуют и специальные методики, использующие сказку для диагностики различных проблем детей: CAT, проективная методика Луизы Дюсс, др. Для выявления страхов перед различными стихиями можно применять сказку об Иванушке, предложенную Виталией Лаврентьевой

Как инструмент познавательного и сказка позволяет в ненавязчивой форме передать ребёнку опыт поколений, моральные нормы и правила поведения в обществе, а также позволяет развить фантазию, творческое воображение, мышление, речь, внимание и память малыша, обогатить его представления об окружающем мире.

Как инструмент коррекции и терапии, сказка позволяет расширить поле сознания и поведения ребёнка, найти нестандартные, оптимальные выходы из различных ситуаций и, в конечном итоге, вернуть ребёнку гармоничное самоощущение.

Воздействие на ребёнка осуществляется с помощью следующих видов сказок (по -Евстигнеевой):

    художественных дидактических психокоррекционных психотерапевтических медитативных

Художественные сказки – всё литературное наследие наших предков: сказки, мифы, легенды и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими (, Ш. Перро, др.). Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной форме дидактический материал, учебные задания и инструкции. Одним из первых создателей дидактических произведений был. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника.

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, педагогами и родителями. Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка

Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Существуют сказки, воспитывающие женскую мудрость («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие, и качества настоящего героя-мужчины и главы семьи («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина)

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Сказкотерапевтические технологии (формы работы со сказкой).

Медитации

Первая задача, которую решает психолог на коррекционных занятиях, Ї это снятие психоэмоционального напряжения у детей, накопление положительных эмоций, установление доверительных отношений и настрой на дальнейшую работу. Для этого с детьми проводятся медитации. Они могут быть статическими или динамическими, и в их основе лежат сказки-путешествия, не содержащие конфликтов.

Психодинамическая медитация связана с перевоплощениями (в сказочных героев, в животных, в камень, в растения, пр.) или с погружением в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а также с движениями в танце.

В случае статической медитации участники, находясь в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии, слушают медитативную сказку. Медитативная сказка рассказывается чаще всего под музыку и способствует ещё большему расслаблению, погружению в собственное бессознательное и достижению эмоционального равновесия.

Сказочные задачи, сказочные головоломки.

Сказочные задачи встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, это зашифрованные в сказке алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам преодоления трудностей.

Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете «упаковать» в сказочный контекст, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.

Сочинение и рассказывание сказок

«Фантастический бином»

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например, « ».

Учителя или другие авторы эксперимента исследуют с помощью такой игры-упражнения способность детей реагировать на новый, и по отношению к определенному ряду фактов неожиданный, элемент, их умение исполь­зовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.

Сказки «наизнанку»

Один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» ска­зочной темы.

    Красная Шапочка злая, а волк добрый... Мальчик с пальчик сговорился с братьями убежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все согласно первоначальному варианту, но — как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева... Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха... Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь и стала сообщницей их бандитских набегов.

Карты Проппа

Согласно системе Проппа, сказка состоит из функций — их тридцать одна. Если учесть, что внутри они еще варьируются и видоизменяются, то материала вполне достаточно для того, чтобы составить сказки с опорой на эти функции, оформленные в виде карт.

Отлучка кого-либо из членов семьи; запрет, обращенный к герою; нарушение запрета; выведывание; выдача; подвох; невольное пособничество; вредительство (или недостача); посредничество; начинающееся противодействие; герой покидает дом; даритель испытывает героя; герой реагирует на действия будущего дарителя; получение волшебного средства; герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков; герой и вступают в борьбу; героя метят; антагонист побежден; беда или недостача ликвидируется;

20) возвращение героя;

21) герой подвергается преследованиям;

22) герой спасается от преследования;

23) герой неузнанным прибывает домой или в дру­гую страну;

24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания;

25) герою предлагается трудная задача;

26) задача решается;

27) героя узнают;

28) ложный герой или антагонист изобличается;

29) герою дается новый облик;

30) враг наказывается;

31) герой вступает в брак.

С помощью этих «карт» ребятам ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию. Ребята любят также тасовать карты и придумы­вать свои правила; например, строить рассказ на вы­тащенных наугад трех картах, или начать сочинять с кон­ца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занима­тельнее.

Колоду «пропповских карт» может сделать каждый: достаточно написать на картах названия функций или сказочных тем; без иллю­страции можно и обойтись.

Групповое придумывание сказки

Сказка из 10 слов

Необходимо придумать 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у ребенка (взрослого) смысло­вых ассоциаций и были из разных областей жизни.

Затем нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них име­на собственные, другие , читать наоборот и пр.

Сочинение сказки по кругу.

Дети, сидя в кругу, поочередно достают из мешочка картинки со сказочными персонажами или волшебными животными. Первый ребенок, взявший картинку, придумывает начало сказки, затем подключается второй ребенок со своим героем, он сочиняет еще пару предложений и так продолжается до тех пор, пока все дети в кругу не придумают по несколько предложений. В итоге получается новая, интересная сказка.

Рассказывание сказок

Среди психологов, работающих с детьми, бытует мнение, что лучше использовать аудиокассеты, на которых записаны коррекционные сказки. Обычно это объясняется легкостью использования такого сказочного материала для работы и тем, что «актер профессионально рассказывает». Это действительно так, но нельзя забывать о «личностном» факторе в такой работе. Слушая кассету, ребенок активизирует свой аудиальный канал восприятия. Остальные же не задействованы. Когда сказку рассказывает человек, другой человек видит его эмоциональные реакции, мимику. Подключается визуальный канал восприятия. Если в момент рассказывания сказки мама или психолог держит ребенка за руку, то подключается и сенсорный канал восприятия.

Рассказываются сказки несколькими способами: от имени рассказчика; от имени сказочного героя (здесь есть возможность рассказать одну и ту же сказку от имени всех героев) и др.

После рассказанной сказки можно побеседовать с ребенком о смыслах, заложенных в ней; о том, что происходило с главным героем; каким образом он решал сложные ситуации.

4. Сочинение сценария спектакля и его постановка

Когда мы работаем с проблемой ребенка, мы ищем пути ее разрешения. При использовании метода сказкотерапии мы можем зашифровать проблему в сказочный контекст. Это может сделать и сам ребенок, если вы попросите его придумать сказочную историю. Если для ребенка, с которым вы работаете, это сложная задача, ее решите вы, сочинив для него коррекционную сказку и предложив ее проиграть в виде спектакля. Психолог исполняет роль рассказчика или ведущего спектакль, а ребенок играет все роли по очереди.

При групповой работе чаще всего разыгрывается сказка, сочиненная группой под какую-то проблему или поставленную ей задачу. Роли распределяются внутри группы. Возможно многократное проигрывание одного сценария, при смене ролей в группе.

5. «Сказочные» игры

Можно бесконечно говорить о пользе игры в психологической практике. Существует огромное количество игр, направленных на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательных процессов (дидактические игры), развитие коммуникативной сферы (коммуникативные игры, и многие другие). Задача психолога, использующего сказкотерапию, Ї «упаковать» их в сказочный контекст. Это легко сделать с любой игрой. Например, всем известной Ї «Хвост дракона». Если вы работаете с группой агрессивных детей, то она может быть включена в одно из занятий и обыграна, как встреча со сказочным драконом, который только и делает, что пытается поймать свой хвост, а тот норовит убежать. Вообще, вокруг этого дракона можно построить все занятие.

Обычно игры подбираются к уже продуманному сказочному контексту занятия, исходя из того, какие психологические задачи вы хотите на нем решить.

Попадая в сказку дети легко воспринимают «сказочные законы» нормы и правила поведения.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.



Сказка и терапия – как можно объединить эти два понятия? Занятия с использованием сказочных сюжетов помогают ребятам справиться со многими возрастными проблемами. Не случайно этот жанр фольклора – древнейший метод воспитания. Задачи, которые поможет решить сказка: -повышение мыслительной и эмоциональной активности; -снятие физической и психической напряженности; -совершенствование речевых навыков; -развитие психических процессов и творческих способностей.


Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум.





Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды.


Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.


У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.


Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.


Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.




Литература: 1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, Л.Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста»,- ЦГЛ, М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006.

Пичугина Любовь Юрьевна
Учебное заведение: МБДОУ №23 «Буратино» г. Мыски
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-05-12 Статья на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» Пичугина Любовь Юрьевна В статье описана актуальность и теоретический материал работы со сказкотерапией для развития речи детей дошкольного возраста.

Просмотреть свитедельство о публикации

Статья на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольников включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; развитие звуковой и интонационной культуры; формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие речевого творчества.

К сожалению, практика показывает, что на сегодняшний день у дошкольников существуют множество проблем в речевом развитии. Односложная речь, бедная диалогическая речь, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений и т.д. Поэтому очень актуальной и значимой, для дошкольного образовательного учреждения является задача развития речи детей.

Возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей даёт поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми - использование сказки.

В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказкотерапии в развитии речи детей: Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования сказкотерапии для развития речи детей.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. С помощью сазкотерапии происходит воспитание и лечение сказкой, которая не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить но и побуждает детей к речевому общению.

Очень важно отметить тот факт, что сказкотерапия — это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе

сказкотеропию, как средство для развития речи детей дошкольного возраста.

Работа по развитию речи с применением приема сказкотерапии ведется в различных видах деятельности.

В самостоятельной деятельности, в процессе игры используются различные виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, магнитный, перчаточный театр на ложках, шапочки-маски, ширмы для кукольного театра, аудиотека набор для прослушивания сказок. Дети учатся самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, воссоздавая в действительности сказочные сюжеты, Разыгрывать сюжеты сказок в театральных, режиссерских играх и в играх-драматизациях. Участвуют в показе кукольного театра. Так же дети рисуют любимых героев или отдельные сюжеты из сказок, в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений

Работа с дошкольниками в непосредственно образовательной деятельности по сказкотерапии очень разнообразна и включает в себя: чтение или рассказ сказки, затем ее обсуждение. пересказ сказок ; рассказывание сказок от третьего лица; групповое рассказывание сказок; рассказывание сказок по кругу, сочинения сказок; драматизация, проигрывание сказки в ролях и т.д. Детям предоставляется возможность: приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке; освоения содержания сказочного произведения; овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами; самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.

Важную роль играет заинтересованность родителей в данном вопросе поэтому в педагогической работе особую роль следует отводить просвещению родителей. Рассказывать о роли сказки в развитии речи. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Привлекать родителей для изготовления дидактического материала.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в развитии речи, у ребёнка формируется активный речевой запас, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.

Используемая литература:

Василькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб., 2012.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 200

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006

Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СП, 201

Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо-пресс,2001