Шаблоны для вышивания на картоне для детей. Изонить, приемы для начинающих, схемы с цифрами

Узнайте о технике изонить, при помощи которой вы сможете создать красивые картины из ниток. Посмотрите и как смастерить панно из ткани.

Для начинающих: изонить-схемы


Технику изонить придумали английские ткачи. Они предложили интересный способ изготовления панно: в рамки вбивали гвозди, на них нужно было натягивать разноцветные нити в определенной последовательности. В результате получались красивые полотна, которыми украшали стены.

Чтобы сделать картины из ниток, давайте сначала усвоим 2 достаточно простых приема. Используя и комбинируя их, вы сможете выполнять интересные композиции. Первый мотив - это техника заполнения угла, второй касается заполнения окружности.

Вот что необходимо для такой работы:

  • картон;
  • игольница и игла;
  • нитки: ирис, мулине, шелковые;
  • шило;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • линейка.
Первый прием - заполнение угла.


На листе начертите прямой угол со сторонами 8 и 10 см. Сделайте на одной и второй его стороне разметки, поставив точки через каждый сантиметр. На всех этих разметках сделайте шилом отверстия.


Если вы только осваиваете технику изонити, тогда пронумеруйте точки, это поможет не запутаться при вышивании нитью.

  1. Вонзите иглу с изнанки в картон (с этой стороны остается узелок) в цифру 1, пропустите нить на лицевую сторону, просуньте иголку в отверстие номер 2.
  2. Сделайте прокол с изнанки в отверстие под номером 3. Игла оказалась на лице. Переместите ее в 4.
  3. Следующий виток нити будет иметь путь на лицевой стороне, равный расстоянию он цифры 5 до 6.
  4. Очередная прямая имеет расстояние 7–8.
  5. Основываясь на эту технику, заполните все отрезки от одной до другой стороны угла.
Делая картины из ниток, вы будете придерживаться этого принципа заполнения угла. Но со временем сможете использовать углы различных градусов, длины, при этом будете получать разные результаты.

Второй принцип - заполнение круга.


Начертите круг, пронумеруйте его точками, ставя их на одинаковом расстоянии. Чем их будет больше, тем плотнее друг к другу лягут витки.

Если вы впоследствии будете делать узоры в форме капли или овала, выполняйте их, используя оформление угла или круга.


Познакомьтесь с еще одним принципом оформления элементов в технике изонить схемы помогут в этом.


Вот 2 варианта заполнения сердечка.


Когда вы узнали, как помогают создавать картины в технике изонить схемы, научились выполнять несложные элементы, переходите к практической работе. Картина «Бабочка» состоит из простых узоров, которые помогут воссоздать это эффектное насекомое.


Для этой картины из ниток вам понадобятся:
  • цветной картон;
  • изображение бабочки;
  • шило;
  • зеленые и желтые нитки мулине;
  • иголка;
  • тонкий скотч;
  • ножницы.


Картон должен быть такого окраса, чтобы используемые нити хорошо на нем смотрелись. Например, на темном прекрасно выглядят яркие и светлые.


Перерисуйте бабочку на картон, на одинаковом расстоянии при помощи шила сделайте отверстия. Для удобства можете пронумеровать отрезки для правильного движения нити.


Начинаем с верхнего крыла. Вот как оформляем его. С изнанки закрепляем концы нитей скотчем.


Второе крыло оформляем точно так же - симметрично по отношению к первому. Вот что получится.


Нижние будем выполнять из нитей другого цвета.


Чтобы обозначить нитями туловище, усики бабочки, прошейте их по прямой линии и вернитесь назад. Изнанку заклеиваем белым листом бумаги или картона, чтобы и с этой стороны работа выглядела аккуратно.

Такая бабочка может стать лицевой стороной открытки, как и следующие образцы.


Используя изонить-схемы, вы сможете сделать очаровательную собачку или сердечко, цветы, чтобы подарить свои творения. Можно оставить эти вышитые изделия и в своем доме, они придадут жилищу неповторимый вид.
  1. В качестве основы используйте гладкий картон или плотную бумагу, иногда для картин применяют бархатный картон.
  2. Для работы понадобится шило, берите острое и короткое. Делайте проколы на картоне с лицевой на изнаночную сторону, чтобы она были аккуратной.
  3. Для рисования схемы берите простой хорошо заточенный твердый карандаш.
  4. Используйте иголку с большим ушком, в такое будет беспрепятственно проходить нить.
  5. Чтоб не повредить рабочей поверхности, кладите под картон подложку, это может быть деревянная доска, толстый пенопласт.
  6. Следите за натяжением нити. Если слишком сильно потянуть ее, можно порвать картонную основу. А очень слабый виток приведет к провисанию нити.
  7. Изнаночная сторона будет смотреться лучше, если выполненную картину из ниток приклеить на плотный картон.
  8. В техника изонить изготавливают панно, открытки, картины, закладки для книг, обложки.

Картины из ниток

Посмотрите, какие еще панно вы сможете изготавливать из данного материала. Вот как создаются картины из ниток и гвоздей (которые используют вместо проколов).


Основой может служить фанера или другой подобный материал, в который можно вбить гвозди. Их прикрепляют по границам контура рисунка и обкручивают нитью в определенном порядке, используя технику изонить или в хаотичном.


Для такой картины из ниток и гвоздей вам понадобятся:
  • крашеная фанера;
  • гвозди;
  • молоток;
  • яркие нитки.
Вбейте гвозди молотком по периметру небольшого листа фанеры. На конце нити завяжите петлю, накиньте ее на первый угловой гвоздь, затяните. Пропустите нить по диагонали, накинув на соответствующий гвоздик. Затем верните ее на место, накрутив уже на соседний, от первого углового, гвоздик. Направьте нить по диагонали, закрепите на симметричном гвозде. Так, постепенно двигаясь по часовой стрелке, закончите работу.
Для следующей картины из ниток и гвоздей возьмите:
  • прочную основу с темным фоном;
  • белые нитки;
  • рисунок;
  • гвозди;
  • молоток.


Приложите выбранный рисунок к плотной основе. Забейте по его внешним и внутренним контурам гвозди. Оформите нитью рисунок, последовательно наматывая ее то на внешний, то на внутренний гвоздь.

Так как гвоздей, закрепленных в форме сердечка, меньше, чем вбитых по наружному контуру, наматывайте нить на один внутренний и на несколько внешних.


Если вы не хотите соблюдать пропорцию, оформите нить хаотично.

Для следующей картины из гвоздей нить выходит из одной точки, а затем, последовательно, устремляется к внешним контурам крыльев.


А вот как хаотично намотанная веревка поможет сделать красивую надпись, сердечко. В такой технике можно изготовить вывеску и здорово сэкономить на этом.


В тонкостях следующей работы, где главную роль также играют нитки мастер-класс поможет разобраться.

Для нее понадобится немногое:

  • картон;
  • шерстяные нити различных цветов;
  • карандаш, ножницы;
  • кисточка;
  • клей.
На светлом картоне нарисуйте любимого персонажа, природу или что-то иное. Смажьте кисточкой с клеем контуры одного из самых крупных элементов полотна (в данном случае - это кот). Приложите сюда пряжу, приклейте.

Оформляем нитками разных цветов, также подклеивая их, мелкие детали: глаза, нос, рот, лицо. Если на панно есть цветы, другие некрупные элементы, тоже заполните их тканной пряжей.


Теперь можно переходить к более крупным элементам - телу, хвосту, а в конце обклеить фон картины.

Картина из ткани

Они получаются не менее красивыми и оригинальными. Картины из ткани можно делать вместе с детьми, а тем более такие, на которых рисуют мелом. Он не будет сыпаться с готовых полотен, а почему, об этом секрете вы узнаете совсем скоро.

Для художественного творения нужны:

  • кусочки хлопковой ткани;
  • цветные мелки;
  • миска;
  • крахмальная вода;
  • сковорода или широкая тарелка;
  • фольга.

Из х/б ткани вы можете вырезать кусочки прямоугольной или любой другой формы. Чем ярче будет расцветка мелков, тем красочней получится картина.


Положите лоскуты в миску. Разведите крахмал с водой в пропорции 1:3, залейте этой жидкостью отрезки ткани, хорошо промочите их в растворе.


Отожмите лоскут, расстелите на плоской поверхности тарелки или сковороды. Нанесите мелом рисунок.


Таким же образом оформите и другие полотна. Теперь нужно разложить на фольге картины из ткани, сделав это своими руками или, доверив ребятишкам. Ведь им будет очень интересно узнать о новом виде творчества и опробовать его.


Всё, можно обрамлять панно и вешать их на стенку. Крахмальный раствор закрепил мел, и он не осыплется. Если у вас нет готовых рамок, склейте их при помощи ПВА из деревянных палочек для мороженого. В ход пойдут даже круглые пяльцы, которые применяют для вышивания.


А вот как еще можно создавать картины из мокрой ткани, используя ее свойство прекрасно драпироваться. Для такого художественного произведения вам понадобятся:
  • фанера или ДВП;
  • тонкая однотонная х/б ткань;
  • газеты;
  • вода;
  • мука.


Всыпьте в маленькую кастрюлю полстакана муки, влейте 200 мл воды, тщательно перемешайте венчиком. Поставьте массу на огонь. Периодически помешивая этим же кухонным инструментом, доведите до кипения. Снимите с огня, остудите.

Расстелите ткань, беря клейстер руками, разотрите его по поверхности полотна. Этой стороной прилейте к фанере.

Ткань должна быть шире ДВП со всех сторон на 5–8 см. Ведь мы будем ее драпировать, и она уменьшится.


  1. Начинаем драпировать ткань. Разделите картину примерно на 2 части. Верхняя - будет гладкая, здесь вы изобразите небо, солнце. Нижнюю драпируем, чтобы в результате получились изображения: гор, воды, берега, деревьев.
  2. Там, где будет небо, тщательно разровняйте полотно ладонями, чтобы поверхность стала гладкой, без пузырьков воздуха под тканью.
  3. Для рельефной части картины оформляйте ткань складочками различной формы и величины.
  4. Если вы хотите обозначить выпуклую деталь, например, большой камень, тогда применяйте газету. Смочите ее мучным клеем, подложите под полотно там, где это нужно.
  5. Мелкие детали приклеивайте на мокрую ткань сразу же.
  6. Готовую картину из ткани сушат примерно 10–12 часов.
  7. Если желаете нанести рисунок на панно, тогда делайте это тогда, когда полотно полностью высохнет. Это могут быть: церковь, дом, дерево, животное, человек и т.д.).
  8. После того, как вы нарисовали церковь, смазали ее купола клеем, на эту часть картины из ткани своими руками насыпьте пшено. Раскрашиваем церковь гуашью или акриловыми аэрозольными красителями.
  9. Раскрасьте небо, воду голубой краской. Берег - желтой.
  10. Мох покройте зеленой краской, дайте ей высохнуть. Дождитесь, когда само полотно тоже хорошо подсохнет. Только после этого приклейте мох к кроне деревьев и вместо наземной растительности.
  11. Для этого хорошо использовать термопистолет или клей «Титан» или «Дракон».


Приятно делать и картины из ткани, своими руками сначала вырезая лоскуты, затем, прикладывая их на свои места.


Для такой используйте:
  • кусочки ткани;
  • нитки;
  • клей;
  • тесьму;
  • блестки;
  • карандаш;
  • плотный картон.
Следуйте такой инструкции:
  1. Нарисуйте на картоне сначала будущую картину в карандаше. Пусть это будет ваза с растениями.
  2. Заполните фон тесьмой различного цвета, располагая ее прямо или волнисто.
  3. Цветы вырежьте по одному шаблону, но и разных тканей: голубой, синей, фиолетовой. Приклейте к сердцевинкам блестки.
  4. Приклейте на полотно вазу, а сверху - цветы, сгруппировав их по несколько штук и оформив зелеными листьями.
  5. После высыхания ткани картину можно заключать в рамку и вешать на стену.
Комбинируя желтые, оранжевые, бардовые, сиреневые лоскуты, сделайте паутину. Ее фрагменты отделяются белой тесьмой. В центр панно приклейте красочную бабочку, сбоку - лист.


Используя технику пэчворк, вы сможете придумать еще много картин из ткани. Для полета вдохновенья посмотрите интересные видео:

Шитье по карте (картону) может быть использовано в самых разных областях церковной вышивки. Возникнув во второй половине XVI века, непрерывно развиваясь и совершенствуясь в течение всего XVII века, эта техника в XVIII-XIX веках стала одной из ведущих в украшении шитой церковной утвари и богослужебных одежд. Шитье по картону применяется в основном для плотных, тяжелых тканей и на изделиях, предполагающих подкладку. В древности в качестве «настила» под вышивку использовали бересту, кожу, бумагу в несколько сло ев. Современные вышивальщицы применяют плот ный гладкий картон (электрокартон) различной толщины. Применяя в одной работе картон разной толщины, несколько оттенков золотых и серебряных нитей, пользуясь различными приемами шитья по карте, можно создать драгоценную, богатую нюансами фактуру вышивки.

Подготовка картонных форм

Картонные детали вырезают специальным острым ножом со скошенным лезвием. Края картонных деталей обрабатывают мелкой наждачной бумагой или напильником (пилкой для ногтей), убирая неровности, шероховатости и скругляя верхние ребра краев, чтобы не портилась (не ломалась и не перетиралась) золотная нить. На рис. 1а вы видите простейшую картонную деталь с необработанным краем, на рис. 1б — с обработанным.

Перевод рисунка на ткань и крепление картонных деталей

В шитье по картону можно пользоваться обычными способами перевода рисунка на ткань (через копировальную бумагу, силками, «в припорох»). В этих случаях картонные формы либо приклеивают к ткани клеем ПВА или «Момент», либо пришивают. Стежки при этом должны располагаться перпендикулярно нитям будущей вышивки. Детали следует прикреплять тонкой, но прочной нитью, предварительно прокалывая картон шилом. Особенно нужно следить за тем, чтобы хорошо были прикреплены острые и выступающие края. (рис. 4).

Кроме общих способов перевода рисунка на ткань, в шитье по картону есть и свои особые приемы. Если вышивка выполняется по бархату, то при простом приклеивании или пришивании деталей они могут смещаться из-за подвижности бархатного ворса. При выполнении сложного рисунка, состоящего из множества деталей, можно пользоваться следующим способом: рисунок вышивки переносится на папиросную бумагу или кальку. На нее приклеиваются заранее вырезанные и обработанные картонные детали. Эту заготовку размещают на ткани по месту вышивки и прикрепляют по краю (приметывают). Затем прокладывают силки по остальным линиям рисунка (если они есть), предназначенным для выполнения в других техниках (это могут быть шнуры, канитель, жемчуг и др.). Работу выполняют в следующем порядке:

  • картонные детали пришивают к ткани, как описано выше;
  • выполняется вышивка по картону;
  • затем папиросная бумага удаляется;
  • по линиям силков выполняется вышивка в других техниках;
  • по окончании работы удаляют стежки наметки, если они видны.

В нашей мастерской мы почти всегда пользуемся этим способом, так как он обеспечивает точность расположения деталей рисунка, к тому же папиросная бумага или калька предохраняет поверхность ткани от загрязнения в процессе работы.

Техника вышивки

Как и при освоении любой другой техники, в вышивке по картону следует начинать с наиболее легкого образца. Шитье по картону относится к техникам шитья «в прикреп»: золотной нитью покрывается только лицевая поверхность вышивки, на изнанку золотная нить не выходит, пришиваясь к ткани одинарной прикрепной нитью (шелковой, ЛЛ, х/б) в тон золота или серебра.

Для выполнения учебных образцов можно вначале использовать вместо золотных нитей простые, менее дорогостоящие, например «Ирис». Этот материал мягче, и начинающим осваивать эту технику будет легче с ним справиться.

В шитье по картону нужно обязательно пользоваться шилом: оно обеспечивает точность и аккуратность шитья, значительно увеличивает скорость работы.

1. «Полоска» (прямой стежок)

В качестве первого образца предлагаем обшить полоску шириной 8-10 мм. Картон нужно обработать описанным выше способом и прикрепить к ткани (приклеить или пришить несколькими стежками, перпендикулярными направлению золотной нити).

Способ А (одинарная нить). Рабочую (прикрепную) нить закрепляем обычным способом у края картонной детали, стараясь спрятать закрепку под картон. Затем с помощью вспомогательной иголки с большим ушком кончик золотной нити, намотанной на витейку или катушку, выводим с лица на изнаночную сторону рядом с закрепкой и фиксируем двумя короткими стежками прикрепной нити в месте выхода из ткани. Кончик золотной нити на изнанке обрезаем до 1-1,5 см. Потом нить прикрепа выводится с изнанки на лицо у противоположного края детали и, захватив золотную нить, опять выводится на изнанку. При этом делается небольшой стежок, чтобы золотная нить не вытягивалась на изнанку. Затем игла с прикрепной нитью снова выводится у противоположного края детали, но не вплотную к предыдущему стежку, а на расстоянии толщины золотной нити. Далее игла захватывает золотную нить, как показано на рис. 6, и вкалывается вплотную к предыдущему стежку (т. е. делается шаг назад). Если прием выполнен верно, золотная нить сама развернется в нужную сторону.


Способ Б (двойная нить). Шить по картону можно как одинарной золотной нитью, так и двойной. Для шитья двойной нитью более подходит другой способ крепления, он показан на рис. 8 (в этом случае надо следить, чтобы две золотные нити не перекручивались между собой, на рисунке они показаны как одна). Прикрепный стежок расположен перпендикулярно краю картона, длина его чуть меньше миллиметра.

Золотная нить укладывается плотными параллельными рядами строго перпендикулярно краям картона. Ниткам не должно быть тесно, иначе они будут выталкивать друг друга и поверхность не будет гладкой, но в то же время шитье не должно быть редким, иначе картон будет виден.

В шитье по карте есть два различных способа вывода иглы с прикрепной нитью: 1) игла всегда проходит через ткань строго перпендикулярно последней, как во всех других техниках золотной вышивки (рис.9а); 2) игла выводится на лицо немного под углом, из-под картона, и уводится на изнанку так же, под картон (рис. 9б). В нашей мастерской мы пользуемся преимущественно вторым способом.

При шитье и золотную и прикрепную нити нужно подтягивать, чтобы они не болтались на картоне, а плотно прилегали к нему. Натяжение нитей должно быть равномерным.

2. «Полоска» (косой стежок)

При вышивке прямых полос иногда удобнее укладывать золотную нить по косой (этот прием может использоваться при шитье букв или креста, где прямые полосы стыкуются под разными углами, см. рис. 3). В этом случае необходимо следить за тем, чтобы угол наклона нитей не менялся.

3. «Фестоны»

Техника вышивки этого образца точно такая же, как и при шитье по прямой. Нужно все время следить, чтобы золотная нить лежала строго перпендикулярно краям картона, ее натяжение было равномерным. Не должно оставаться просветов между нитями, но им не должно быть при этом тесно.

4. «Волна» (прием «веер»)

Если картонная деталь имеет изгибы, можно применить следующий способ шитья: стежки золотной нити укладывать не параллельно друг другу, а «веером», при этом нужно следить, чтобы они все время оставались перпендикулярными краям картона. Для тренировки предлагаем следующий образец — «волна». На рис. 14 показано, как нужно укладывать золотную нить: стежки все время располагаются перпендикулярно краям картонной детали. По внутренней стороне округлости стежки кладутся как можно плотнее друг к другу, а по внешней — равномерно распределяются так, чтобы просветы между ними были небольшими и одинаковыми, в этом случае вышивка будет смотреться аккуратно и красиво.

Кольцо вокруг креста на рис. 17 и завиток на рис. 12 выполнены с помощью этого приема.

5. «Монетка»

Шитье этого образца удобнее начинать с середины детали. Сначала зашивается одна половина «монетки», затем другая. Края можно смазать «Моментом». Чтобы золотные нити не сползали с картона на ткань, делается небольшой закрепляющий стежок. Для этого в картоне, на расстоянии примерно 2 мм от края, шилом прокалывается отверстие и делается закрепляющий стежок от края детали золотной или прикрепной нитью. Стежок должен лечь перпендикулярно золотным нитям (рис. 19). Таким же образом зашиваются овальные детали, «виноградины», причем золотная нить может укладываться как перпендикулярно краям картона, так и под углом (см. рис. 18). Так же можно закреплять округлые кончики прочих деталей (крестов).

6. «Листик»

Если вышиваемая деталь имеет заостренный кончик, как в образце «листик», вышивку удобнее начать не с начала элемента, а чуть отступив от края. Сперва золотной нитью «в прикреп» зашивается средняя часть листа, и после этого покрываются оставшиеся незашитыми кончики. Если трудно сделать эту тонкую работу «в прикреп», можно закончить работу швом «на проем». Для этого золотную нить вдевают в иглу (нитка должна свободно проходить в оставляемое иглой отверстие, не повреждаясь при этом) и заканчивают работу стежками «на проем» (как в двусторонней глади). Кончики листика можно смазать клеем «Момент», тогда нить не будет соскальзывать с картона (рис. 20).

Листья, как и любые другие детали, можно зашивать и «прямым» и «косым стежком». Золотная нить может использоваться и одинарная, и двойная. Но острые кончики «на проем» удобнее зашивать в одну нить.

7. Листья сложной формы

Часто в шитье по картону приходится вышивать листья более сложной формы, имеющие несколько острых или округлых кончиков. В этом случае применяются все вышеописанные приемы: «веер», «монетка», зашивание острых кончиков «на проем» (рис. 21, 24). Еще до начала вышивания нужно продумать, в каком направлении должны лечь золотные нити в «проблемных» местах: как правило, там, где от листа отделяется зубчик, картон имеет наибольшую ширину. В этих местах карандашом намечается оптимальное направление нити (рис. 25а).


Вышивку начинают, как в образце «листик», чуть отступив от кончика детали; дойдя до места, где лист разделяется надвое, зашивают один из зубчиков, причем кончик, возможно, придется обшивать «на проем». Последовательно зашивают все части листа, вводя новые отрезки золотной нити, или делают протяжки по изнанке, выводя ту же золотную нить в нужном месте. Наконец закрывают оставшийся незашитым вначале кончик.

8. Шитье «с расколом»

Иногда в соответствии с рисунком, или если картонная деталь слишком широкая, требуются дополнительные прикрепные стежки по самому картону. Так как прикрепляется каждая золотная нить, стежки прикрепа выстраиваются в линии, которые могут служить дополнительным декоративным элементом вышивки, если заранее продумано, в каких местах они должны распологаться (рис. 27). Часто этот способ шитья применяется для вышивания сложных элементов, состоящих из нескольких деталей (рис. 28, 30).



Сначала элемент вырезается из картона по контуру, обрабатывается и прикрепляется к ткани. Затем расчерчивается карандашом в соответствии с тем, где будут располагаться линии дополнительных прикрепов. По этим линиям шилом аккуратно процарапываются канавки. Это делается для того, чтобы игла не скользила по картону, а попадала точно в рисунок.

После этого начинаем зашивать элемент золотом, при этом в местах карандашных линий шилом раскалываем картон, выводим с изнанки нить прикрепа, обхватываем ею золотную нить и уводим в ту же дырочку, утягивая на толщину картона так, чтобы ее не было видно. При этом золотная нить не должна вытягиваться на изнанку. Стежки прикрепов должны плотно прилегать друг к другу, при этом нужно следить за тем, чтобы игла не соскальзывала в дырочку предыдущего прикрепа. Очень важно следить также за тем, чтобы игла шила раскалывала картон строго под прямым углом.

Часто образовавшиеся канавки заполняют канителью, цепочкой блесток, тонким шнурком или просто нитью.

9. «Бублик»

Этот способ шитья с расколом применяется в том случае, если в работе не удается обойтись приемом «веер», т. е. если при вышивке сложных округлых деталей угол разворота нитей очень велик. В этом случае картон приходится раскалывать, чтобы вставить более короткие стежки, закрывающие просветы между длинными. Нужно следить за тем, чтобы золотные нити всегда оставались перпендикулярны краю картона. В зависимости от крутизны изгиба детали соотношение длинных и коротких стежков варьируется — 1 длинный и 1 короткий, 2 длинных и 1 короткий и т. д. Длинные стежки выполняются обычным способом, т. е. от края до края картонной детали, а в том месте, где нужно сделать дополнительный короткий стежок, шилом делается отверстие в картоне (ближе к вогнутому краю детали), нить прикрепа выходит с изнанки на лицо через это отверстие, захватывает золотную нить, утягивая ее разворот в отверстие. Следующий длинный стежок золотной нити перекрывает место разворота короткого стежка, делая его практически незаметным. Длинные стежки по внутреннему краю детали должны прилегать как можно ближе друг к другу (рис. 31).

10. «Перекрестие»

Этот прием часто используется для вышивки середин крестов. Место стыковки четырех крыльев креста зашивается одной золотной ниткой. Перекрестие (средний квадратик) расчерчивается по диагонали, шилом делаются канавки.

Вышив одно крыло креста и дойдя до места его соединения с другими сторонами (точка А), разворачиваем золотную нить на 90° и прикрепляем ее у противоположного края соседнего крыла (т. Б). Делаем еще два таких же стежка, замыкая квадрат (тт. В, Г). Далее золотная нить будет все время поворачивать по спирали к центру, прикрепляясь к картону по прочерченным линиям. Для этого шилом делаются проколы в картоне для каждого прикрепного стежка. В конце вышивки, т. е. в середине детали, золотная нить закрепляется двумя маленькими стежками прикрепной нити и выводится на изнанку. Далее можно продолжить обшивать оставшиеся крылья креста.

11. «Крест» (прием «перышки»)

Другой способ выполнения перекрестья представлен на рис. 34.


Все четыре крыла креста по осям имеют продольные канавки и зашиваются по отдельности, начиная от середины креста. Золотная нить прикрепляется в точке А, затем шилом картон раскалывается в точке О и прикрепная нить, выйдя в это отверстие, захватывает золотную и утягивает ее. Следующий прикреп делается в точке Б, т. е. золотная нить сгибается под прямым углом. Это похоже на прикрепный шов «перышки». Таким образом зашивается все крыло креста, а способ зашивки кончика креста зависит от его формы. В нашем случае применены приемы «веер» и «бублик». Расположенные под углом нити по-разному отражают свет, что придает работе дополнительный художественный эффект.

12. «Двойной картон»

Интересного эффекта можно достичь, используя в вышивке картон различной толщины, иногда даже в пределах одной детали. Образцы на рис. 35 вышиты по картону из двух слоев.

Из картона вырезается элемент большей площади, прикрепляется к ткани, затем на него приклеиваются детали, которые по замыслу должны быть более выпуклыми. Вплотную к ним шилом процарапывается канавка. При шитье золотная нитка прикрепляется по контуру наложенных деталей и при этом утягивается ниткой прикрепа на толщину картона. Если вышивка выполнена аккуратно и прикрепная нить не видна, создается эффект дополнительного объема. Можно покрывать всю площадь одной ниткой (рис. 35г), а можно зашивать детали по отдельности (рис. 35а, б, в, д), тогда и нити, и направление шитья могут варьироваться.

13. «Картон с настилом»

Другим вариантом придания вышивке по карте большей объемности служит прикрепление поверх картона дополнительного настила. Это может быть один или несколько шнуров, нитей, веревочек, пришитых или приклеенных поверх катонной детали. На рис. 36 буквы шиты по картону с дополнительным настилом из шнура посередине. Это придает шитью большую выпуклость, и свет отражается от него иначе.

14. «Картон с веревочкой» (с эффектом «наплыва»)

Другой вариант применения настила поверх картонных деталей — это разновысотное шитье с эффектом «наплыва», как будто одна деталь рисунка лежит поверх другой. В лицевом шитье XVIII-XIX вв. этот прием использовался при вышивке одежд золотом по карте, когда нужно было изобразить складки ткани. Мы предлагаем в качестве образца для тренировки вышить листья, лежащие одни поверх других.

Картонная деталь вырезается цельной, на ней по рисунку шилом процарапываются канавки (как при шитье с расколом). По краю того лепестка, который визуально находится сверху, прокладывается веревочка. Она должна быть достаточно плотной (ее можно изготовить самостоятельно, навощив любые нитки, находящиеся под рукой, и скрутив их пальцами). Веревочка пришивается тонкой прочной ниткой поперечными стежками. Дальше начинаем зашивать элемент одной нитью, делая прикрепы по линиям рисунка. Для этого раскалывем картонную деталь шилом по процарапанной канавке.

С этим способом шитья нас познакомили мастерицы из Пензы на московской конференции в ПСТБИ в январе 2003 г. На рис. 39 вы видите выполненный ими оклад иконы.

15. «Корзиночка»

Этот образец выполняется в 2 этапа. Сначала на картон, обработанный и прикрепленный к ткани, кла- дут толстую иглу или спицу и покрывают его золотом «в прикреп» так, как описано в образце «полоска». Спица при этом лежит перпендикулярно золотным нитям, оставляя зазор между ними и картоном. Нити должны быть хорошо натянуты и располагаться плотными параллельными рядами (рис. 43). После выемки спицы они оказываются свободно лежащими на поверхности картона.

Для выполнения второго этапа золотную (или цветную шелковую) нить вставляют в иглу и переплетают с нитями первого слоя «корзинки» в шахматном порядке. Дойдя таким образом до края детали, по изнанке делают протяжку к противоположному краю (как в двусторонней глади). Плетенка может быть квадратной, например 4?4 нити, а может быть и более сложной, 4?2 и т. п. С помощью этого приема можно выполнить различные орнаментальные композиции, как в мозаике (рис. 44, 45).



Как видно из приведенных образцов, техника шитья по картону дает нам достаточно богатые возможности в украшении предметов литургического шитья. Она может быть использована как в орнаментальной, так и в лицевой вышивке. Последняя особенно ярко представлена в церковном шитье России и Украины XVIII-XIX веков.

Торжокские техники золотого шитья

Со второй половины XIX века золотная вышивка активно развивается как народный промысел в г. Торжке Тверской обл. Там до сих пор функционирует фабрика «Торжокские золотошвеи», а также существует профессионально-техническое училище золотной вышивки. Торжокское шитье обладает узнаваемым стилем, близким по характеру и духу к народной вышивке, и использует устоявшиеся традиционные художественные мотивы и технические приемы. Например, в торжокском шитье по карте рабочая нить выходит на лицевую сторону шитья и уводится в одно и то же отверстие, утягивая золотную нить на изнанку. Кроме того, наша терминология несколько отличается от принятой в Торжке: гладкое шитье по картону называется там «литым швом», шитье с расколом и «в прикреп» по картону или настилу — швом «в раскол» (так мы называем одну из техник шелкового шитья). Прикреп «клопчик» имеет два названия, в зависимости от шага прикрепа: швы «бабий» и «гусем». Шитье «в прикреп» по форме называется «плоской накладной гладью». Подробнее с техниками торжокского золотного шитья можно ознакомиться в книге Н. В. Бабушкиной «Золотое шитье» (см. в рубрике «Книжная полка»).

Одной из особенностей торжокской золотошвейной школы является также использование приемов шитья «в прикреп с расколом» по карте с образованием различных геометрических узоров на поверхности плотно покрытого золотом картона. Рисунки этих прикрепов те же, что и при обычном золотном шитье «в прикреп» («городок», «ягодка», «денежка», «черенок» и т. д.).

В нашем мастер-классе мы расскажем как сделать небольшую вышивку простыми швами на картоне для детей и оформить ее в открытку. Мы предлагаем вам сделать с вашим малышом две небольшие открытки. Материал для нее наверняка окажется у вас дома: немного цветного картона, толстая игла и нити мулине трех цветов. Вышивка на картоне имеет свои особенности о которых мы подробно расскажем.

Мы специально подобрали достаточно простые схемы, с которыми смогут справиться дети от 5 лет и в то же время они достаточно эффектны. Открытку с такой вышивкой можно подарить бабушке, да и для ваших знакомых получить такую открытку с вышивкой, сделанную своими руками будет приятно. Для тех кому покажется приведенные вышивки простоватыми, посмотрите нашу вторую статью:

Особенности вышивки на картоне простыми швами.

1. Картон - материал достаточно жесткий и прежде чем вышивать нитью надо сделать проколы в необходимых местах шилом или иглой. В то же время можно и не переносить рисунок на видовой картон, а делать проколы сразу на бумажном шаблоне, положив под шаблон картон.

2. Узлы на изнаночной стороне делать не надо, чтобы не увеличивать толщину работы. В начале вышивки оставьте небольшой хвостик незакрепленной нити. Сразу или в конце всей вышивки, концы нитей закрепите скотчем обычным или бумажным.

3. Простые швы, которые можно использовать в вышивке по картону, тоже достаточно ограничены. Хорошо подойдут рисунки выполненные швом . К слову, во всех рисунках с изонитью использованы именно прямые стежки. Такие швы как тамбурная петля (цветок) или тамбурный шов надо разбивать на два этапа, но их тоже можно использовать в вышивке по картону. Подробнее об этих и других простых швах вы можете почитать в нашей статье «Ручные декоративные швы»

4. Нити для вышивке на картоне можно использовать любые, но лучше брать толстые: мулине в 6сложений, ирис или шерстяные пушистые нити. Интересно будут смотреться и металлизированная нитка.

5. Оформить вышивку на картоне в открытку или картинку значительно проще, чем вышивку на материале. Надо только приклеить уже готовую вышивку к другому картону, чуть большего размера, и открытка или картинка готова.

Необходимые материалы для вышивки открыток на картоне:

- цветной картон для вышивки 10х16,5 см

Цветной картон для оформления 14х21см или 21х28см, если у вас будет двойная открытка

Мулине в 6 сложений трех разных цветов.

Толстая игла, ножницы

Клейкая лента

Розовая открытка с вышивкой на картоне для детей, выполнена прямыми стежками и французскими узелками. Мастер-класс.

На этой открытке мы будем вышивать 6 звездочек прямыми стежками, а в центре каждой звездочки сделаем по французскому узелку.

Возьмите цветной картон 10х16см, наметьте на нем простым карандашом круги с центральной точкой посередине - это будут наши звездочки. Круги можно нарисовать разного размера.

Сделайте проколы иглой или шилом в центре каждого круга и еще по окружности 6-15 проколов.

Сотрите карандашную наметку с картона.

Начинаем вышивать. Проколите иглу в центре звездочки с изнанки на лицо. Узел на конце не делайте, а оставьте кончик нити длиной 2-3см. Позже мы приклеем ее скотчем к изнаночной стороне вышивки.

Вышивайте звездочку выводя иглу на лицевую сторону в центре звезды и прокалывая на изнанку в намеченных точках по окружности.

Так вышейте все шесть звездочек.

В центре каждой звезды делаем французский узелок. Выведите иглу в центре на лицевую сторону. Обмотайте 3 раза нитью вокруг иголки, сильно нить не затягивайте. Вколите иглу обратно в центр звезды и выведите нить на изнанку. У вас получилась середина звездочки.

Выполните вышивку по картону полностью: сделайте все звездочки с центральными узелками.

Переверните вышивку на изнаночную сторону. Приклейте торчащие хвостики от начала и окончания нитей к основе с помощью скотча. Скотч можно использовать любой.

Если вы планируйте сделать двойную открытку то большой кусок цветного картона перегните пополам, предварительно прочертив по линейке любым острым предметом по линии сгиба. Приклейте клеем вашу вышивку к центральной стороне большого картона.

Ваша открытка с вышивкой по картону готова.

Голубая открытка с вышивкой на картоне для детей, выполнена тамбурными петлями и французскими узелками. Мастер-класс.

В этом мастер-классе работа немного посложнее, чем в предыдущем. Три центральных цветка состоят из тамбурных петель, в центре каждого цветка вышиваем французский узелок. Вокруг цветов также вышиваем точки французскими узелками.

Подготовьте материалы: картон и нити мулине нужного вам цвета.

Наметьте центральную вертикальную линию простым карандашом по центру картонки 10х16,5 см.

Отметьте на нем центральные точки цветков. Нарисуйте окружности вокруг центров. Разметьте на них еще 5 точек - это будут вершины лепестков. Разбросайте в произвольном порядке вокруг цветов еще точки.

Сделайте на картоне необходимые проколы иглой или шилом. Сотрите карандашный рисунок.

Можно рисунок сделать на обычной простой бумаге, наложить его сверху на картон и сделать проколы.

Начинаем вышивать. Узлы на нитях мы при вышивке на картоне не делаем, а в конце работы концы нитей закрепляем скотчем к обратной стороне картонки.

Вышиваем тамбурную петлю на картоне. Выведите иглу в центре цветка на лицевую сторону, сзади оставив хвостик нити длиной 2-3 см. Вколите иглу опять в центр и потяните нить оставив с лицевой стороны петлю нужного размера. Вколите иглу на лицевую сторону в точке вершины лепестка, проденьте иглу через петельку и опять вколите иглу в туже точку. Протяните нить и сформируйте лепесток.

Вышивка – самый распространенный вид рукоделия. Современное направление в вышивке - это техника изонить, вышивка на картоне нитками. Вышивка крестиком не очень подходит для детей, так как в этой технике используются сложные схемы и острая игла, что не очень безопасно. Изонить, в отличие от обычной вышивки, не прибегает к использованию иглы, поэтому пользуется большой популярностью в детских художественных кружках.

Изонить или графика из ниток, изображение нитью – создание рисунков и объемных картин при помощи нити на плоском твердом материале, бумаге, картоне, дереве, CD-дисках. Картинами, созданными при помощи такой техники, можно стильно украсить домашний интерьер.


Схемы для новичков

Существует большое количество готовых схем по работе с изонитью для начинающих. Для лучшего понимания некоторые из них сопровождаются отдельными видео.

Такие схемы можно найти в Интернете или сделать самому из обычных рисунков.




Рисунки могут быть самыми разнообразными и неповторимым, но отдельного восхищения заслуживает тонкость выполнения работы. Такая работа потребует большое количества терпения, внимания и усидчивость, но это не помеха для творчества, главное — желание и творческий подход.

Основные элементы

Для того чтобы начать работать в технике изонить, нужно изучить основные ее элементы и фигуры, а также методы заполнения негативного пространства таким образом, чтобы работа выглядела аккуратной, тонкой и органичной.

К основным мотивам техники изонить относят заполнение углов, заполнение круга, заполнение узора из одной точки.

Инструменты и материалы:

  1. Картон;
  2. Нить мулине любого цвета;
  3. Шило;
  4. Ножницы;
  5. Карандаш;
  6. Линейка;
  7. Иголка с широким ушком;
  8. Циркуль.

Приступим к детальному изучению техники.

Шаг первый. Учимся заполнять углы. Для этого берем картон и при помощи карандаша с линейкой чертим на нем прямой угол со сторонами 10 см. При помощи шила делаем отверстия в картоне через каждый сантиметр и нумеруем их, как показано на фото.

Продеваем нитку в иголку и делаем узелок на одном из концов нитки. Вводим иголку с изнаночной стороны в отверстие под номером 1 и протягиваем до отверстия номер 2, через которое выводим иглу на изнаночную сторону картона. Выводим иглу в отверстие 3, первый стежок готов.

По лицевой стороне ведем нить в отверстие номер 4, снова выводим нить на изнаночную сторону и продеваем иглу в отверстие под номером 5, делаем следующий виток по лицевой стороне к отверстию 6.

Делаем изнаночный виток через 6 к 7, лицевой от 7 к 8 отверстию, выводим нить на изнанку через 8 отверстие и продеваем нить в 9.

Продолжаем заполнять угол, следуя заданному порядку, пока всех сделанные нами отверстия не заполняться нитью. Получаем готовый графичный угол.

Для того чтобы запомнить данный принцип, можно повторить процесс заполнения углов несколько раз, после того как последовательность станет понятной, можно уже не рисовать цифры. Таким образом заполняются углы всех градусов и наклонов.

Шаг второй. Учимся заполнять круг. Чертим круг, используя циркуль, и расставляем точки по всему диаметру на одинаковом расстоянии, который будем заполнять нитью. Чем больше точек будет находиться на окружности, тем плотнее будет располагаться на рисунке нить. Уже знакомым образом нумеруем точки и приступаем к заполнению, метод заполнения остается прежним.

Шаг третий. Техника заполнения рисунка из одной точки. Рассмотрим два варианта заполнения. Рисуем на картоне две произвольных фигуры, например, сердечки. Расставляем точки и номера.

В первом случае расставляем точки поочередно, слева направо, начиная сверху с цифры 1 и двигаясь по кругу, как показано на фото.

Во втором случае расставляем точки таким образом, как расставляли их на фигуре круг.

Приступаем к заполнению фигур нитками.

Такие способы заполнения можно применять к любым фигурам.

Картина в технике изонить

В данном мастер-классе детально описываться процесс создания эффектного панно с применением техники изонить в стиле «string art».

Для работы с техникой изонить потребуется:

  1. Основа для панно;
  2. Акриловая краска;
  3. Схема для работы;
  4. Гвозди маленького размера;
  5. Кисть;
  6. Нитки мулине разных цветов;
  7. Скотч-лента;
  8. Молоток.

Приступим к созданию панно.

Шаг первый. Выбираем основу, на которой будет размещаться панно. Для основы хорошо подойдет фанерная доска, несколько слоев плотного картона или пробковая декоративная панель. В этом мастер-классе используется фанера.

Шаг второй. Красим основу для панно. Акриловой краской понравившегося оттенка красим основу в несколько слоев, главное — добиться плотного ровного покрытия. Даем основе хорошо просохнуть.

Шаг третий. Выбираем схему. Для дальнейшей работы будем использовать английское слово «dream», что в переводе означает «мечта». Чтобы буквы выглядели более эффектно, обрабатываем их в текстовом редакторе и выбираем понравившийся шрифт.

Шаг четвертый. При помощи скотча надежно закрепляем схему на окрашенной и высохшей основе. Далее берем маленькие гвоздики и аккуратно прибиваем их на одинаковом расстоянии друг от друга по всему контуру схемы, как показано на фото.

Совет: лучше подложить под низ основы небольшие обрезки доски или металлические крышки от банок, это поможет немного ее приподнять и не прибить основу с гвоздями к поверхности, на которой работаете.

Шаг пятый. После того как все гвозди прибиты, нужно удалить бумажную схему. В результате на основе будущего панно останутся только прибитые гвозди, которые полностью повторяют схему.


Шаг шестой. Начинаем работать с нитками. Берем мулине понравившихся цветов. Не обязательно делать картину разноцветной, можно также использовать только один цвет нити. Надежно закрепляем первую нитку и наматываем ее на гвозди, начиная с верхней части первой буквы.

Шаг седьмой. Когда работу с первым цветом нити закончили, берем следующую нить и продолжаем обматывать ею гвозди до тех пор, пока все буквы не будут заполнены нитками.



Шаг восьмой. Картина готова, осталось повесить ее на стену и любоваться получившимся результатом.



Видео по теме статьи

Новый вид художественной деятельности все больше и больше развивается в последнее время среди рукодельниц. Называется этот вид рукоделия изонить. Это занятие предполагает нанесение графического рисунка на картон или плотную бумагу с помощью ниток. Способ нанесения рисунка напоминает вышивание. Только в качестве основы выбирают не ткань, а картон. Все элементы вышивают по схемам в определенной технике. Вышивание на картоне по схемам очень удобно для начинающих рукодельниц.

Особую популярность получила эта техника в различных образовательных кружках и учреждениях. Дело в том, что обучение технике нитяной графики очень благотворно сказывается на общем развитии ребенка. Так, у ребенка, занятого вышиванием очередного элемента, развивается образное, абстрактное мышление, появляется понимание геометрических фигур. Ребенок становится более усидчивым, внимательным. Малыш старательно и терпеливо постигает азы нового вида деятельности, одновременно разрабатывая моторику рук.


Техника вышивания на картоне нитками для начинающих

Перед тем, как приступить к вышиванию, необходимо подготовить инструменты, с которыми придется работать. Для создания вышивки на картоне понадобится:

  • Картон (для начинающих рукодельниц подойдет специальная гофрированная бумага, которая уже адаптирована для работы с нитками);
  • Нитки (подойдут любые, кроме шерстяных. С ними работать сложнее);
  • Схема рисунка;
  • Ножницы;
  • Шило/булавка;
  • Иглы разной толщины;
  • Карандаш и линейка;
  • Подложка (например, поролон);
  • Скотч;
  • Скрепки.

Суть процесса вышивания нитками на картоне заключается в прокалывании картона иголкой с ниткой в определенной последовательности. Существует три основных метода, которые определяют эту последовательность. Это метод заполнения окружности, угла и дуги.


Заполнение окружности

Для выполнения этого элемента необходимо с помощью циркуля начертить окружность на бумаге, прикрепить рисунок к картону и через равные промежутки сделать отверстия шилом либо булавкой. Количество проколов должно быть четным числом. Чтобы сделать процесс прокалывания наиболее удобным, под картон подкладывают кусок поролона.

Начинать заполнение окружности можно с любой точки. Иглу вводят с изнаночной стороны и протягивают к диаметрально-противоположной точке, снова выводя иглу на обратную сторону. Изнаночной стороной будет та, на которой образовались бугорки от проколов. С обратной стороны иглу вводят в соседнее отверстие и повторяют предыдущие действия, всегда двигаясь в одном направлении.

Вторым вариантом заполнения окружности будет заполнение по линии хорды. Это значит, что самую первую линию прокладывают не по линии диаметра, а сбоку от нее. От того, насколько близко друг к другу расположены соединяемые точки, будет зависеть величина внутренней окружности.

Вышивание на картоне нитками: схема окружности

Заполнение угла

Сначала на бумаге чертят угол и так же, как и в случае с окружностью, делают через бумагу на картоне отверстия на равном расстоянии друг от друга. Чем меньше будет это расстояние, тем четче и красивее получится рисунок. При такой разметке лучше использовать тонкую иглу и тонкие нитки.

Процесс заполнения угла начинается с самой дальней от угла точки. С изнаночной стороны иглу выводят на лицевую сторону и прокалывают точку, которая расположена на противоположном луче максимально близко к углу. С изнаночной стороны иглу вводят в соседнюю на этом луче точку и выводят нить на лицо. Далее иглу вводят в предпоследнюю точку противоположного луча. Таким образом продолжают до тех пор, пока все проколы не будут использованы.


Заполнение дуги

Начало работы происходит по той же схеме. Рисуют дугу и наносят отверстия. Заполнение дуги начинается с самой крайней точки. Иглу выводят с изнаночной стороны и произвольно выбирают точку для ввода ее на обратную сторону. Чем ближе друг к другу будут выбранные точки, тем уже получится дуга. Все действия всегда производятся в одном направлении.

С помощью метода вышивания нитками на картоне можно изготовить красивую открытку или создавать милые картинки для украшений детской комнаты, и даже целые шедевры для стен гостиной. Этим способом можно вышивать любые картины. Это могут быть цветы и пейзажи, птицы и животные, величественные храмы и великолепные корабли, фигуры людей или абстрактные предметы.

Конечно, многое зависит от мастерства. Для начала можно попробовать вышить розу. Она состоит из различных дугообразных элементов. Чем меньше расстояние будет между проколами, тем плотнее будет вышивка. Научившись вышивать самые простые схемы для детей, можно взяться за работу посложнее. Максимально сложным считается вышивание тоновых изображений. Здесь очень важно правильно разместить все элементы, подобрать цвета ниток. Картины, вышитые в этой технике, получаются очень живописными и изысканными. Техника нитяной графики - это увлекательное занятие для детей и взрослых.

Видео по теме статьи