Духовно нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями. Мастер-класс "активные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию"

Организация: МБОУ «СОШ с.Восток» МО «Енотаевский район»

Населенный пункт: Астраханская область, с.Восток

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме..

Поэтому духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач дошкольного образования.

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.

От педагогического мастерства воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Целью нашей работы является – повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством внедрения форм и методов работы с детьми и родителями.

Для того, чтобы детский сад стал для ребенка вторым домом рекомендуем ввести в «жизнь» группы разнообразные обычаи:

  • утро радостных встреч (после выходных, болезни)
  • встречаем гостей
  • походы к друзьям
  • веселые выходные
  • моя семья(составление семейных альбомов)

Для формирования нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста в детском саду, можно использовать следующие методы:

1.Беседа . Беседуя с детьми,воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два – три вопроса дают ребятам высказаться.Это позволяет педагогам понять, о чем дети думают. что знают из личного опыта. В группе с детьми рекомендуется проводить этические беседы (плановые, групповые, индивидуальные). Например: « из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей формируются представления о нравственных качествах человека: доброта,скромность, смелость... С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно,а что нельзя,что хорошо, а что плохо.

2.Чтение и анализ художественных произведений . Например, Сухомлинского В.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятием создают стихи, загадки, песни, включенные как в основную часть,так и в дополнительную работу с детьми.

Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других,чем свои собственные. Для всестороннего развития личности надо включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки детских работ.

3.Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В работе с детьми используются игры-упражнения, игры –инсценировки, игры- сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игр можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого- средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего -школой развития нравственных чувств,гуманных отношений со сверстниками. Можно проводить такие игры и упражнения:

1. направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей (Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови друзей»,Волшебный стульчик», «Подарок другу»).

2. направленные на развитие эмоциональной осведомленности: («Цветное настроение», «Маски», «Мы артисты»).

3.направленные на овладение детьми невербальных средств общения: «Угадай кто я» , «Зоопарк» , «Где мы были вам не скажем, а что делали покажем»

4.направленные на овладение детьми правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: «Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой общаются»

4.Наблюдение за деятельностью воспитателя в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом,мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность(раскрашивание, лепка, конструирование…), выслушивание, смех над шутками ребенка-все это оказывает положительное влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. Всю эту работу по развитию у дошкольников нравственных качеств следует вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, проводить консультации об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам. С целью установления тесных контактов с семьей.для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры можно использовать следующие методы:

Общие и групповые родительские собрания

Консультации

Посещение педагогом семей своих воспитанников

Дни открытых дверей

Папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений

5. Анализ уровня подготовленности педагогов, привлечение внимания родителей к проблеме сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию детей.

6. Анкетирование педагогов.

7. Анкетирование родителей.

8. Анализ уровня духовно – нравственного развития детей.

9.Семинары – практикумы - помогают воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

Кроме того эффективны такие формы работы как просмотр видеозаписей НОД коллег других ДОУ с последующим обсуждением; смотры –конкурсы; мастер – классы.

В работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию очень важно не только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах поведения, выработку привычки соблюдать эти правила, но и освоение, накопление и обогащение нравственного опыта во все аспектах его проявления.

Широко используются следующие направления работы с детьми: тематическая НОД по ООП, беседы, проектная деятельность, чтение художественной литературы, экскурсии и целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, праздники – развлечения, театрализованная деятельность, прослушивание аудиозаписей.

Данные формы и методы работы с детьми по нравственному воспитанию позволяют ввести ребенка в мир человеческих отношений, учат навыкам жизни среди людей и навыкам общения с ними.

Литература.

  1. «Планирование работы по патриотическому воспитанию. Н.Ф Андреева, 2005 год.
  2. «Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников» .
  3. Нравственное воспитание в детском саду (2-7 лет). Программа и методические рекомендации.

Ольга Веденеева
Работа с родителями дошкольников по духовно-нравственному воспитанию личности

«Работа с родителями дошкольников по духовно- нравственному воспитанию личности »

Работа по воспитанию у детей духовно -нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса :

ребенок- ДОУ- общественные организации- семьи воспитанников .

Одной из причин кризиса в духовно -нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье;

2. Повреждены устои семьи;

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства ;

4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания ;

5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства;6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи;

7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии;

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения.

Родительские собрания на духовно-нравственные темы («Семейные традиции – как основа воспитания детей » , «Воспитываем добротой » , "Ребенок учится тому, что видит у себя дома«, "Воспитание трудолюбия в семье . Как воспитать себе помощника ?«, «Семейное здоровье» , «Прививаем любовь к чтению» , «Как хорошо в семье» , «Что такое дружба?» )

Цель собраний : Создать условия для понимания значимости духовно - нравственного воспитания в семье .

Задачи собраний:

Показать родителям значимость духовно - нравственного воспитания детей в семье .

Формировать культуру общения родителей и детей , умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей .

Открытые показы воспитательно -образовательного процесса (дни открытых дверей, праздники, досуги)

Организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей ;

Организация и проведение совместных, экскурсионных походов, посещение театров, музеев;

Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы) ;

Факультативные занятия совместно с родителями : анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье ;

Наглядные виды работы : информационные стенды для родителей , папки-передвижки, выставки детских работ , дидактических игр, литературы;

Совместные с родителями праздники , спектакли; Использование различных форм сотрудничества с родителя­м . Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета

Помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы ).

Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а ежедневная работа , направленная на воспитание толерантности , любви к своей семье, родному городу, краю. Считаю, что только при условии совместной работы педагогов , детей и родителей можно достичь наиболее эффективных результатов. Л. Н. Толстой писал : «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

программы духовно-нравственного развития

и воспитания школьников.

Пушнова Ю.Б.,методист кафедры управления образования СарИПКиПРО

Без глубокого нравственного чувства

человек не может иметь ни любви, ни чести,

ничего, чем человек есть человек.

В.Г. Белинский

Издревле в России именно семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них определенного мировоззрения, ценностных ориентиров и установок, черт характера. В семье развивается интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы личности. Семья являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению главным механизмом которого была родительская любовь, доверие ребёнка к родителям, стремление подражать им.

Сегодня, когда ценности «родительского» поколения подвергаются критике со стороны повзрослевших детей, родители, сталкиваясь с нестандартными воспитательными ситуациями, все чаще обращаются за помощью к педагогу, испытывая недостаток собственных педагогических знаний и способностей.

Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи, стали высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая обстановка в некоторых семьях, отсутствие общих интересов и семейных традиций. Ведь и дети, и родители нуждаются во взаимной любви и взаимопонимании. И тем, и другим важно чувствовать, что их ценят, любят, признают, уважают. В своей семье человек должен приобрести уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не научится понимать и принимать окружающих. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для духовно-нравственного становления личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, осознает мотивы поведения, расставляет собственные нравственные оценки.

Работа по духовно-нравственному развитию младших школьников будет намного эффективнее, если педагоги и воспитатели, создав единую систему, помогут своим воспитанникам не только усвоить знания, но и закрепить жизненные навыки, определяющие нравственные ориентиры.

Огромное значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и семьи. Часто те нравственные ценности, которые прививаются в школе, стираются в результате негативного воздействия семьи. Недоверие к учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм – вот самый ожидаемый результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания. Как учителю завоевать доверие родителей? Как не растерять его на протяжении обучения ребенка в школе и получить союзника и единомышленника в семье?

Есть удивительный пример из практики японской школы, где существует такое уникальное явление, как «переговорник». Это дневник, который в начальной школе одновременно ведут и учитель, и родители каждого ученика. Мама, провожая ребенка в школу, дает ему дневник, в котором она записала свои наблюдения за ребенком в течение предыдущего дня. А учитель, просмотрев мамину запись, пишет в ответ свои впечатления и возвращает дневник ученику. И так каждый день. В результате и родители постоянно находятся в курсе поведения и успехов своего ребенка в школе, и учитель не упускает своих учеников из виду даже вне школы.

Возможно ли такое в российской школе, или в отдельно взятой школе? Наверное, в каком-то виде возможно. Личность учителя имеет огромное влияние на маленького ученика. Ему доверяет ребенок и радости и разочарования. В семье формируется стереотип межличностных отношений, уважение к семейным ценностям. Взаимодействие семьи и школы будет иметь решающее значение для организации жизни, формирования духовности, нравственности младшего школьника.

За последний год система образования в России претерпела существенные изменения. В жизнь вошел новый федеральный государственный образовательный стандарт.

Наверное, впервые в материалах стандарта расставлены акценты на вопросы, о которых раньше либо не говорилось вовсе, либо говорилось в контексте внеурочной деятельности обучающихся. В материалах ФГОС прямо указывается на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды» 1 . Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественостью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящие перед школой и обществом.

В программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования даны рекомендации по организации взаимодействия школы и семьи. В шестом разделе этой программы определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

В области формирования семейной культуры:


  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). 2

Опыт взаимодействия семьи и школы сложился в прошлом столетии в условиях образования советского периода, когда обеспечивавался государственный заказ на обучение и воспитание детей. Профессионально подготовленные учителя, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения, государственный контроль и официальная поддержка обеспечивали школе бесспорное главенство в отношениях с семьй.

Школа определяла все параметры жизни школьника, подчас не изучая мнение и пожелание родителей и обучающихся. Ни юридически, ни фактически семья не могла предъявлять и не предъявляла каких-либо особых требований к образовательному учреждению. Тем более она не имела возможности контролировать, и не мела прав официально оценивать ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

От семьи требовались только безусловная поддержка воспитательных и образовательных программ школы, посильная помощь детям в учебе, контроль за их поведением, регулярное посещение родительских собраний. Семейное воспитание носило специфический характер, обеспечивая природные потребности ребенка, и опиралось в основном на традиции народной, семейной педагогики. Уровень образования большинства родителей существенно уступал образованию школьных учителей. Социального заказа школе на образовательные и иные услуги в этих условиях не существовало, и не могло существовать.

Перемены в социальной и экономической жизни общества за последние несколько десятилетий, привели к существенным изменениям и в системе российского образования, и в институте семьи. Однообразие советской школы сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов школ. Внутри одного образовательного учреждения возникли уровни и профили образовательной и развивающей деятельности, расширилась сфера услуг системы дополнительного образования. Это повысило интерес к системе образования, обеспечило семье реальные возможности выбора образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.

Одновременно произошло заметное расслоение общества по социальным и экономическим показателям. Родители, сответственно материальным и социальным возможностям начали осмысливать специфику своих образовательных потребностей и формировать собственные требования к образованию и воспитанию детей. В отдельных группах населения социально-образовательный уровень оказался выше учительского. В результате школа оказалась в центре весьма критического внимания родителей, СМИ и общества в целом.

Всё это привело к объективной необходимости пересмотра ролей в отношениях семьи и школы, в системе их взаимодействий в образовательном и воспитательном процессе. В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения, проблемы социализации ребёнка возможно только при объединении усилий семьи и школы. Приведение взаимоотношений и взаимодействий семьи и школы на уровень, адекватный новым требованиям и возможностям, является актуальной задачей для любого образовательного учреждения.

Если школьное образование строится на авторитете учителя, на особой форме взаимоотношений по горизонтали (ученик-ученик) и вертикали (учитель-ученик), то семейное воспитание носит особо эмоциональный характер и основано оно на родственных чувствах, глубокой и бескорыстной любви родителей к детям и детей к родителям.

Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование личности ребенка зависит от следующих факторов:


Раскрывая суть этих понятий можно определить воспитательные функции семьи как следующие:

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими обществеными институтами. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным, когда возрастает влияние школы.

2. Семья играет ведущую роль и в интеллектуальном развитии ребенка. Американский исследователь Говард Блум в конце ХХ века выдвинул интересную гипотезу о том, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, влияет на отношение детей к учебе, во многом определяя ее успешность. На всех этапах социализации интеллектуальный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на умственном развитии ребенка, на формировании его внутренней культуры, на стремлении к продолжению образования и самообразования.

3. Большое значение семья имеет в овладении человеком обществеными нормами в процессе его социального развития. Связано это с тем, что одобрение, поддержка, безразличие или осуждение близких сказываются на интересах ребенка, помогают или мешают ему искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях. Определяется стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.

Таким образом, в любой семье человек проходит своеобразную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Интресно применяется «методика репертуарных решеток» для изучения содержательных и уровневых характеристик оценивания взрослых и сверстников подростками и старшими школьниками. Картина в разных возрастных группах респондентов оказалась зеркально противоположной. В подростковом возрасте родители и другие значимые взрослые составляли своего рода фундамент, зону понятного, «психологический тыл», необходимый для уверенного вхождения в мир сверстников. В старшем школьном возрасте сверстники в большей мере рассматриваются как понятная, базовая площадка, где легко можно ориентироваться, в то время как мир взрослых становится объектом повышенного интереса, психологического анализа и соотнесения с собой. 3

В непростой ситуации сегодняшних дней семья часто передает свои функции по воспитанию школе, которая теперь отвечает не только за уровень образования, но и за уровень воспитанности, социальной адаптированности, духовности детей.

Семья и школа являются основными звеньями в системе воспитания нового поколения. Перед этими социальными институтами стоят важные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в жизни общества в условиях глобализации, нравственного разрушения, морального опустошения. Это потребовало приведения методов воспитания в соответствие с требованиями жизни.

В ФГОС ясно указано, что в воспитании детей доминирующей стороной будет нравственное воспитание в единстве семьи и школы.

Пятый раздел «Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся» формулирует и раскрывает:

-основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности образовательного учреждения, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;

-задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательного учреждения с общественными объединениями и традиционными религиозными организациями. 4

При этом содержательная сторона нравственных понятий будет обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Результат школьного воспитания проявится в отношениях детей к своим учебным и внеучебным обязанностям, к другим людям. Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в жизни школьного сообщества. Здесь практически любая деятельность имеет нравственную окраску. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка, причем в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Учителю принадлежит решающая роль в воспитании и обучении, в подготовке своих учеников к жизни, в формировании активной жизненной позиции. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к своему делу. Из этого следует, что суть нравственной воспитанной личности состоит не только в усвоенных ею знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.

Конечная цель воспитания - формирование у человека потребности и способности к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Такой человек в идеале должен обладать следующими качествами:

1. Личность свободная, с высоким уровнем самосознания. Принимающая понятие гражданственности, как ответственности за будущее своей страны.

2.Личность гуманная, милосердная, способная к состраданию, готовая прийти на помощь.

3. Личность толерантная, доброжелательная.

4. Личность духовная, с потребностью в познании и самопознании.

5. Личность творческая, с развитой способностью к креативному мышлеию, с потребностью в знаниях, с развитым интеллектом.

6. Личность трудолюбивая, обладающая знаниями основ экономики и предпринимательства.

Именно эти запросы формируют сегодня социальный заказ родителей на воспитание образовательному учреждению.

Если государственный заказ имеет форму предписаний, причем, весьма определенных, то социальный заказ выступает в форме родительских ожиданий, представлений, претензий. Одни группы населения тяготеют, например, к раннему религиозному воспитанию, как одной из составляющих духовного воспитания. Другие – к естественно-научному образованию, как форме социальной и профессиональной адаптации ребенка. Сегодня можно говорить не только о «классическом образовании», в традиционом понимании, а о «формировании компетентностей», что подчас важнее и нужнее ребенку.

Для того, чтобы требования и ожидания школы и семьи совпали, родительская общественность предлагает сегодня строить отношения с образованием на позициях социального партнерства, которое моржет обеспечить:


  • повышение степени участия родительской общественности в образовательном процессе, управлении образовательным учреждением, в формировании социального заказа на образование;

  • организацию взаимоотношений семьи и школы, в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, от социальных и экономических возможностей родителей и обучающихся;

  • расширение возможностей выбора семьёй дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);

  • качественные изменения педагогического просвещения населения в зависимости от потребностей и социальных особенностей семей;

  • повышение качества образования и степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
В планах совместной деятельности семьи и школы указывавют следующие направления:

1. Формирование единства требований к учащимся в семье и в образовательном учреждении

2. Ознакомление родитетелй (их законных представителоей) с законами, защищающими семью и ребенка,

3. Создание единой воспитательной среды, созданной авторитетом родителей и учителей. В такой среде ослаюляется или совсем нивелируется негативное влияние улицы, средств массовой информации.

4. Коррекция недостатков в процессе формировании личности ребенка. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях с возможностью психологической поддержки.

5. Повышение педагогической грамотности родителей, обеспечивающей знание психологических особенностей ребенка.

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой важнейший компонент, формирующий нравственный уклад жизни обучающегося.

Однако говорить о всеобщей и обязательной грамотности родителей в наше непростое время очень сложно. Большинство семей не вполне осознают необходимость и важность совместной работы со школой. Только крайний случай, когда собственная интуиция и жизненный опыт не помогают в решении сложных воспитательных задач, заставляет родителей обратиться за помощью к учителю.

Для предвосхищения подобных случаев, можно выстроить систему диагностики состояния воспитательного процесса в каждой семье. Для этого создана определенная методика и инструментарий изучения семей обучающихся. (По материалам Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье – М. Просвещение, 2008 г.) 5


Метод изучения

Параметры

Наблюдение

У родителей наблюдается:

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;

  • форма и характер взаимодействия с ребенком;

  • особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);

  • особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

  • особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

  • выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

Индивидуальные беседы

Беседа-интервью и другие дополнительные методы психологического консультирования и диагностики. По форме интервью может быть:

  • свободным , когда беседа проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;

  • стандартизированным , когда тщательно регламентируется порядок проведения беседы;

  • частично стандартизированным , объединяющим первую и вторую формы.
Беседа-интервью - один из специальных методов анализа ситуации с целью создания альтернативного варианта переживания значимой проблемы и определения возможного выхода из «тупиковой ситуации». Как часть диагностической процедуры беседа включается в процесс консультирования семьи. Проведение беседы строится в несколько этапов:

  • Во вступительной части беседы-интервью устанавливаются доверительные отношения с ребенком и его близкими, затем определяется перечень проблем, которые их волнуют.

  • В основной части беседы, проводимой с ребенком или с его родителями, обсуждаются заявленные проблемы.

  • В завершающей части беседы предполагается наличие изменений или проявление тенденции к изменению ценностных ориентаций родителя по отношению к ребенку. Акценты переставляются таким образом, чтобы родители под руководством психолога сами меняли свой подход к обсуждаемому вопросу.

Тестирование

Тесты различных видов и содержания используются для интенсификации работы с различными семьями.

«Семейная социограмма» -проективный рисуночный тест (Э.Г.Эйдемиллер). Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить структуру и характер коммуникации в семье. Родителям предъявляется бланк с нарисованной окружностью. Затем предлагается нарисовать себя и членов своей семьи в виде кружков. В качестве критериев, по которым производится оценка результатов, используются следующие:


  • число членов семьи, попавших в площадь окружности;

  • величина кружков;

  • расположение кружков относительно друг друга;

  • дистанция между ними.
Оценивая результат по первому параметру, психолог сопоставляет число кружков, изображенных испытуемым, с реальным количеством членов семьи. Те члены семьи, которые находятся в конфликтных отношениях с испытуемым, могут быть вынесены им из окружности. Величина кружков в соответствии с мнением испытуемого указывает на значимость членов семьи. Расположение кружков относительно друг друга и расстояние между ними указывают на характер отношений между членами семьи.

____________________________________________________________

Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument, Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений) предназначена для изучения наиболее общих особенностей и принципов родительского воспитания, а также и внутрисемейных отношений (E.C.Шефер и Р.К.Белл).

Методика позволяет оценить:


  • особенности внутрисемейных отношений и организации семейной жизни;

  • основную причину конфликтной ситуации в семье;

  • характер внутрисемейных взаимоотношений;

  • индивидуально-личностные характеристики ребенка;предпочтения, интересы, круг общения;

  • особенности отношений ребенка к каждому из родителей и другим членам семьи;

  • психологический тип каждого из родителей ребенка;

  • ценностные ориентации родителя в отношении ребенка, оценка ребенка каждым из родителей, отношение к его личности, прогноз будущего;

  • особенности взаимных контактов с ребенком и модели воспитания, используемые каждым из родителей;

  • влияние прародительской семьи на внутрисемейные отношения и модель воспитания ребенка.

Анкетирование

Используется с целью определения характера реакции родителей на сложившуюся семейную ситуацию. За дачи этого вида диагностической деятельности включают:

  • исследование личностных особенностей родителей и определение психологического типа;

  • оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс;

  • анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории;

  • установление типа родительско-детских отношений, детско-родительских отношений и причин их нарушений;

  • определение модели семейного воспитания;

  • изучение динамики детско-родительских и родительско-детских отношений под воздействием коррекции.

Психологическое консультирование семей с проблемными взаимоотношениями с детьми

Консультирование семей с проблемными взаимоотношениями может осуществляться в следующих направлениях:

  • психолого-педагогическое консультирование;

  • семейное консультирование;

  • профориентированное консультирование.
Этапы психолого-педагогического и семейного консультирования:

  • знакомство, установление контакта, необходимого уровня доверия и взаимопонимания;

  • определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих;

  • психолого-педагогическое изучение психофизических особенностей ребенка;

  • определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств;

  • формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье;

  • определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены;

  • подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем.
Профориентированное консультирование.

Особое значение в профессиональном становлении ребенка играет семья, ее позиция, понимание перспектив его профессионального будущего. В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:


  • понимание родителями основных целей профессиональной ориентации ребенка;

  • формирование адекватных ожиданий относительно прогноза профессиональных перспектив ребенка;

  • формирование единой родительской позиции в отношении оказания помощи ребенку по профориентации и планированию будущей карьеры;

  • повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей.

Деловые игры

Методика «Лесенка для детей» (B. B.Ткачева)

Методика «Лесенка» используется при изучении самооценки детей, при определении оценки ребенком его взаимоотношений в семье.


  • Первый вопрос «С кем тебе чаще приходится общаться?» , определяет степень его близости с окружающими людьми.

  • Второй вопрос («Кто лучше к тебе относится? Кто больше тебя ценит?» ) оценивает характер и качество этих отношений.
Ребенок сам устанавливает иерархию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему близкие.

В беседе с ребенком выясняется состав его семьи, определяется круг друзей и любимых учителей. Затем перед ребенком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Объясняется, что на верхней ступеньке лесенки находится он сам. Затем на лесенке располагаются члены семьи и близких людей. Далее предлагается второй бланк. Теперь ему нужно оценить чувства близких людей, которые они испытывают к нему.

Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд)

Эта методика используется для изучения общения ребенка с членами своей семьи. Определяются особенности взаимоотношений близких людей с ребенком, и устанавливается его оценка, данная этим отношениям. В качестве иллюстративного материала используется предварительно подготовленный рисунок. Вверху альбомного листа помещается многоэтажный дом, нарисованный простым карандашом. Внизу располагаются два других дома: один в виде коттеджа, большой и красивый, выполненный в красном цвете, а другой - поменьше, обычный, нарисованный простым карандашом.

В беседе с ребенком о его семье выясняется ее состав. Затем ребенку предлагается переселить членов своей семьи из многоэтажного дома в новые дома. При этом сообщается, что в большом красном доме поселится он сам. В свой дом он может взять с собой тех близких, кого захочет. Всех остальных можно поселить в домике, который расположен рядом.

В конце беседы звучит вопрос: «Кого из членов семьи ты возьмешь в свой новый дом, а кого поселишь рядом?»

При оценке результатов в первую очередь обращается внимание на то, всех ли членов семьи ребенок разместил в своем доме. Оценивается и быстрота ответа. Чем больше ребенок думает, тем менее достоверным расценивается его ответ.


Анализ детских рисунков.

Используются следующие рисуночные тесты: «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Кинетический рисунок семьи». Особенностью рисуночных тестов является то, что ребенку не нужно вербализовывать характеристики этих отношений, а достаточно их изобразить. В любом детском рисунке может быть отражено содержание межличностного и внутрисемейного конфликта. Исследование межличностных контактов ребенка в семье с помощью методики «Рисунок семьи» осуществляется следующим образом. Ребенок рассказывает о своей семье. Затем на чистом листе бумаги, цветными карандашами он рисует свою семью. На вопросы ребенка о том, кого рисовать отвечаем: «Рисуй тех, о ком сейчас рассказывал» . Продолжается беседа рассказом о тех, кто изображен на листе бумаги. При этом вопросы типа: «Это мама? А это папа?» - должны быть исключены. Задается лишь вопрос: «Кто это? А это кто?» Обязательно отмечается последовательность изображения ребенком членов семьи.

Анализ документации.

В качестве дополнительных методов изучения используется анализ документации на детей, включающей медицинскую, социальную и психолого-педагогическую информацию, а также анализ продуктов их деятельности.

Для того, чтобы эффективно работать по предложенным методикам, необходимо точно определить тип отношений в каждой отдельно взятой семье. Можно выделить несколько типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания ребенка.


Тип семейных отношений

Деятельность педагога

Формы взаимодействия

Семьи, в которых традиционно сложился высокий уровень межличностных отношений наблюдается здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих физических, умственных и творческих способностей.

Вмешательство педагога в воспитательный процесс здесь минимальное. Оно касается умения жить в классном коллективе (социальная культура), формирование отношения к окружающим, родине, государству (гражданско-патриотическое воспитание), стремления к саморазвитию и самоутверждению (личностная культура) и т.д.

Типичной ошибкой родителей в таких семьях становятся нереальные планы в отношении детей. Иногда это нереализованные мечты самих родителей. Необходимо объяснить, что при организации дня ребенка не следует забывать о его собственных желаниях, оставляя время для личных дел.



Такие семьи могут стать главными помощниками учителя в работе с детским коллективом по формированию семейной культуры.

2

Семьи с устойчивыми «ровными» взаимоотношениями.

В таких семьях часто родители в силу педагогической неграмотности или за неимением времени не могут самостоятельно обеспечить полноценное и гармоничное воспитание детей.



Деятельность школы по организации первоначальной педагогической грамотности для родителей. Родители ни в кое случае не могут показывать ребенку, что им безразлично, чем он живет. За таким безразличием может последовать «проверка» реакции на заведомо неблаговидные поступки.

Одна из типичных ошибок в таких семьях - излишнее доверие по отношению к детям. Чаще всего за этим кроется обычное безразличие чем и с кем занят ребенок.



Привлечение к совместной деятельности с детьми. Участие в классных и школьных мероприятиях. Работа со школьным психологом.

3

Семьи, в которых часто возникают конфликтные ситуации между родителями, между родителями и детьми. Члены семьи самостоятельно не могут решить конфликтные ситуации. Воспитание детей происходит стихийно. Взаимоотношения требуют серьезной коррекции.

Одна из моделей поведения родителей в таких семьях – излишняя строгость. В такой модели дети обязаны слушаться родителей беспрекословно. Это становится самым главным принципом воспитания. Часто это напоминает «дрессировку», когда ребенок беспрекословно выполняет требования взрослых, то только в их присутствии. Педагог здесь может объяснить,что обычное убеждение трудоемко по затратам времени, но эффективно по воздействию.

Частой ошибкой родителей становится навязывание детям определенной роли.

Дети в таких семьях делают все, чтобы понравиться своим родителям. Малыши готовы погрузиться даже в сложный мир взрослых. При этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.


Встречи с классными руководителем и учителями. Работа со школьным психологом. Работа с семейным психологом.

Благополучные только внешне семьи, в которых пропроцветает бездухов-ность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений нарушена.

Некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально асоциальных поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям.



Участие в классных и школьных мероприятиях совместно с детьми. Работа со школьным психологом.

Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Критерии при определении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации 6

  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);

  • отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка;

  • смерть одного из родителей;

  • уход отца/матери из семьи, развод родителей;

  • постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;

  • возвращение родителей из мест лишения свободы;

  • семьи, воспитывающие детей с девиантным поведением.
Критерии при определении семей, находящихся в социально опасном положении:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями (опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным привычкам ребенка;

  • злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных веществ), аморальный образ жизни (проституция и т.п.);

  • вовлечение детей в противоправные или антиобщественные действия (попрошайничество, бродяждничество, проституция и т.п.);

  • наличие признаков жестокого обращения с детьми (признаки физического, психологичяеского, сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).

Работа со школьным психологом, комиссией по делам несовершеннолетних.

Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об·образовании».

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна быть основана на следующих принципах:


  • ·совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

  • ·сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

  • ·педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

  • ·поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

  • ·содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

  • ·опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Система социально-педагогического партнёрства семьи и школы опирается на следующие инновационные и традиционные формы взаимоотношений:


  • управляющий совет, как коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательным учреждением;

  • общешкольный родительский комитет, который собирается с определенной периодичностью (например, два раза в год) и решает насущные проблемы школы;

  • классный родительский комитет, как орган, регулирующий внутреннюю жизнь класса;

  • профильные родительские объединения. Это оригиальная форма общения родителей, которая готовится в виде ответов на вопросы родителей по актуальным педагогическим проблемам;

  • «Совет отцов». Новая форма взаимодействия с родителями, которая начала свою деятельность как мощная воспитательная структура школы;

  • родительские конференции, которые, в отличие от родительских собраний, ставят целью проведение социологических и психологических исследований по проблеме воспитания, а также знакомство родителей с результатами исследований.

  • родительские собрания, которые должны просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. При этом родительское собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  • круглые столы с приглашением всех участников образовательного процесса и представителей общественных организаций. Здесь могут принимать участие специалисты по решению какой-либо проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения.
Таким образом, два социальных института – семья и образовательное учреждение имеют решающее значение для воспитания ребенка, формирования его личности, как «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». 8
Литература:

1. Вершинин В.Н., Шаркаев Р.Н. Социально-педагогическое партнерство семьи и школы. Методические рекомендации к областному родительскому собранию. – Ульяновск: УИПКиПРО, 2009 г.

2. Жарич Л. А. Взаимодействие семьи и школы. //ИД Первое сентября. Открытый урок. 1 september.ru

3. И. Ю.Левченко, 2000; Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков, 2002)

4. Н.В. Лукьяненченко Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – .№5.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

6. Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации) // Коммерсант. Власть. – 2011 – №16

1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

3 Лукьяненченко Н.В. Семья как фактор психоэмоционального благополучия подростка // Воспитание школьников – 2011. – .№5.

4 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

5 Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье – М. Просвещение, 2008 г.

6 Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации).// Коммерсант. Власть. – 2011 – №16

7 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

8 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2 е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).

Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально-экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально-ценностным нормам и поведению человека в обществе.

Самая большая опасность, которая подстерегает в современном мире – деградация человека, как личности.

Особенности нравственного воспитания

В духовно-нравственном воспитании стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманные просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.

Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердие, сострадание и патриотизме.

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основных китов: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие воспитатель-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семьи и детский сад – два приоритетных места, где происходит полноценное формирование человека, как личности.

Семья – залог нравственного воспитания

Слабым местом в формировании правильных нравственных представлений, является семья. Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.

К новым, современным традициям можно отнести семейный субботний вечер, совместный поход на каток, в кино. Отличным решением будет выбрать семейный праздник, который будет, значимым именно для данной семьи. Это может быть Новый год, день рожденье или 8 марта.

Совет: необходимо как можно больше уделять времени для общения со своим ребенком. Читать ему книги, смотреть вместе мультфильм, интересоваться его жизнью и увлечениями.

При просмотре мультфильмов, лучше отдавать предпочтение добрым советским мультфильмам, а не современным американским. “Влияние современных мультфильмов на развитие и воспитание детей” – станет отличной темой для следующего родительского собрания или консультации.

Задачи, формы и цели духовно-нравственного воспитания в семье

Задачи, которые должны ставить перед собой родители, просты:

  • научить детей отличать добро и зло, учить творить добро и быть милосердными;
  • формировать чувство уважения, любви к своей Родине;
  • ориентировать на нравственное воспитание дошкольников в семье, путем ознакомления с традиционными устоями семьи.

Формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье:

  • родительские собрания на духовно-нравственную тематику;
  • вечера-дискуссии;
  • открытые показательные выступления педагогов;
  • завлечение родителей для совместной деятельности: проведение выставок, конкурсов, театральных постановок;
  • индивидуальные консультативные встречи со специалистами: психолог, педагог и воспитатель;
  • совместные с детьми экскурсии;
  • активное участие родителей в жизни детского сада или школы (помощь в благоустройстве участка, в мелком ремонте, совместная подготовка праздников)
  • общий с родителя досуг.

При совместном с родителями духовно-патриотическом воспитании необходимо перед собой ставить следующие цели: формирование у детей положительного отношения к людям и окружающему его миру; знакомство с умением проявлять сострадание к людям; учить нести ответственность за свои поступки.

Образовательное учреждение, как средство духовно-нравственного воспитания

Прежде чем начать воспитательную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия. Выявить проблемные зоны, темы интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сенситивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью дошкольника к школе.

На занятиях по социализации уместным будет познакомить детей с профессиями своих родственников. Формировать у них добросовестное отношение к любому делу.

Отличным праздником, где напрямую будут взаимодействовать дети, и родители станут: спортивно-развлекательный праздник 23 февраля и праздник Мам к 8 марта.

Важно: родителям детей старшего дошкольного возраста (6 лет) следует помнить, что уровень развития познавательной и эмоционально-волевой сферы остается все еще на уровне младшего дошкольника, где основной вид деятельности - все еще игра. Постарайтесь доносить серьезные вещи в игровой форме.

Взаимосвязь нравственного и патриотического воспитания

Духовно-нравственное воспитание тесно переплетается с патриотическим воспитанием, ведь любовь к своему дому, городу, Родине влечет уважение и любовь к своей семье. В настоящее время все больше семей стараются привлекать детей к ознакомлению с историей своего края и человечества в целом. Правильным решением станет совместный просмотр фото книг, кинолент, посещение этнических музеев, галерей, тематических празднований. К тематическому гулянию можно отнести празднование Масленицы. Именно оно позволяет наглядно и практически познакомится с традициями и обычаями своего народа.

Детям свойственно совершать необдуманные, эмоционально окрашенные поступки.

Но на их фоне, все равно, можно просмотреть положительную динамику в нравственном воспитании. Дети уже могут давать оценку своим поступкам и реакциям, научились видеть поступки других людей, отличать хорошие и плохие дела, сформировался навык проявления милосердия, отзывчивости.

Воспитание духовно-нравственных представлений - дело не одного дня и даже не месяца.

Это повседневная работа родителей и педагогов, направленная на формирование толерантности, уважения к семье и родному краю.

работы с родителями

«Самопознание»

ГККП Дошкольная гимназия №7 «Арман»

Зубкова Оксана Львовна, педагог

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей»). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств:

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

Установление единства в воспитании детей;

Педагогическое просвещение родителей;

Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

Ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

    беседы;

    консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;

    совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

    совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;

    досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;

    поручения родителям;

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Юрта», «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей.

Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В группах оформлять "Уголки для родителей", помещать консультативные материалы.