Методы развития детского творчества. Развитие творческой деятельности детей дошкольного возраста

Консультация для родителей: «Нужны ли детям краски?»


Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ «Радуга» ст. Тацинская Ростовская область.
Назначение работы: данная публикация предназначена воспитателям для проведения консультаций и работы с родителями.
Цель: привлечение внимания родителей к сознанию о важности изобразительной деятельности дошкольника в семье.

Вопросы для обсуждения:

1.Значимость и важность изобразительного творчества в жизни детей.
2.Советы для родителей.

Детское изобразительное творчество-это мир ярких, удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности.
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут наши малыши. Мы, взрослые, не в состоянии изолировать детей от окружающей действительности. Встаёт риторический вопрос: «Что делать?», какими методами воспитывать нравственность? И тут нам на помощь приходит изобразительная деятельность. С самого раннего возраста детей нужно учить доброте, терпению, умению помогать другим и взрослые должны научить ребёнка видеть прекрасное, вызвать желание самому творить.


Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Окружающая действительность-основной источник, влияющий на развитие детского изобразительного творчества. Воспитывая у детей эстетическое восприятие природы, не надо принуждать к искусственному умилению ею. Пусть ребёнок естественно и радостно воспринимает красоту и при этом принимает опыт не только эстетический, но и сенсорный: почувствовать шероховатость ствола дерева, шелковистость молодой травки, влажную прохладу опавших листьев. Родителям необходимо привлекать внимание к красоте окружающей природы, богатству красок, звуков, побуждать выразить своё эмоциональное отношение. Во время прогулки хорошо вспомнить стихотворения или напеть песенку радостную и весёлую. Необходимо помочь ребёнку увидеть и почувствовать окружающую красоту природы. После прогулки у ребёнка может появиться желание порисовать, предложите вспомнить увиденное и изобразить на бумаге или вылепить с помощью пластилина. У вашего малыша должен быть уголок для творчества, где должны присутствовать все необходимые материалы, с помощью которых сможет выразить свои чувства и эмоциональную отзывчивость. Рисуя то, что его интересует и волнует, ребёнок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе. Маленькому ребёнку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудился не напрасно, то, что он делает, кому-то необходимо, не обязательно ему самому, но кому? В первую очередь-это взрослым, у вас в запасе всегда должны находиться нужные слова восхищения и одобрения. Ваша похвала благоприятно скажется на дальнейшем творчестве малыша.


Родители могут предложить ребёнку нарисовать персонажей любимой сказки и должны бережно относиться к результатам детского творчества и такое же отношение воспитывать у детей. Детские рисунки следует собирать и хранить.
Научиться рисовать, лепить, вырезывать может каждый ребёнок, если родители уделяют внимание этим занятиям, если они терпеливо помогают детям овладеть навыками и умениями и помнят о том, что изобразительное творчество требует от ребёнка большого труда, усидчивости и интереса. Очень важно, чтобы каждый ребёнок испытал радость творчества.

Путём бесед, наблюдений развивать у ребёнка эстетическое отношение к окружающему, обогащать его художественными впечатлениями, образами сказок, рассказов, стихотворений, рассматриванием картин, иллюстраций в книгах.
-Проявлять интерес к детскому изобразительному творчеству с целью обогащения его новыми образами, сюжетами, замыслами, оказывать ребёнку помощь в процессе рисования, лепки, аппликации.
- Предоставлять ребёнку разнообразные материалы с целью формирования у него устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (художественное, словесное, театрально-игровое и музыкальное), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).

Таким образом, интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рационального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов. Изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возможности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения. Следующей задачей является формирование восприятия, так как изобразительная деятельность возможна на уровне сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоциональное эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Музыкальная деятельность обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Она развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка -- мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения -- определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса -- способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы . Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное -- это “школа чувств”, которые формируются благодаря особому свойству музыки -- вызывать сопереживание слушателей.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи - конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры - театрализованная игра.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка, во многом предопределена текстом произведения. Таким образом, творчество является процессом создания нового и креативность как способность к созиданию. Творчество выделяется как универсальная натуральная функция, присущая всем нормально развивающимся детям, и творчество как высшая психическая функция, в которую детское творчество перерастает при взрослении. На развитие творчества влияют многие факторы, напрямую связаны с возрастными особенностями. Детское творчество разделяется на: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное, каждое из них имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых. Анализ исследований посвященных проблемам детского творчества, таких авторов как: Т.Г.Казакова, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплова, Е.А. Флерина, позволяет дать определение понятию «детское творчество». Таким образом, под детским творчеством понимается создание субъективно нового (значимого, прежде всего для ребенка) продукта; создание к известному ранее не используемых образов, разных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы. Необходимым условием для формирования театрализованной игры у дошкольников с нарушением интеллекта является определенный уровень воображения, игровых, изобразительных, двигательных, поведенческих навыков, сохранность органов чувств, обеспечивающих запас ярких и четких представлений, определенный уровень развития мышления и общения. У детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью все эти процессы нарушены, соответственно предпосылки театрализованной игры не сформированы. При организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью эти особенности требуют особого подхода.

Детское творчество рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта. Данный процесс рассматривается в русле исследования именно той деятельности, в которой формируется творчество. Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества, связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Фамилия, имя автора статьи (полностью): Слепенко Анна Петровна

Класс (курс): 2 курс, группа СД-2

Название ОУ (полностью): Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Донской педагогический колледж»

Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью): Гончарова Елена Юрьевна

Тема работы: Роль и значимость искусства в развитии творчества ребёнка дошкольного возраста

e-mail: [email protected]
Роль и значимость искусства в развитии творчества ребёнка дошкольного возраста

Слепенко А. П.

ГБПОУ РО "ДПК" г. Ростов-на-Дону

Проблема:могут ли произведения искусства влиять на развитие изобразительного творчества ребёнка?

Цель: показать какую роль и значимость имеют произведения искусства в развитии изобразительного творчества ребёнка.

Объект: развитие изобразительного творчества ребёнка

Предмет: ознакомление с произведениями искусства как средство развития изобразительного творчества ребенка

Гипотеза: развитию изобразительного творчества ребенка могут способствовать целенаправленные, систематические и интересные занятия с использованием произведений искусства.

Ах детство, какая это прекрасная пора. Детство- время, когда весь мир для нас одно огромное полотно, которое можно расписать разными цветами. Детство-время, которое позволяет нам мечтать о чём-то, чего не бывает на свете, к примеру: о неведомых нам волшебных мирах, где всё сделано из ваты или из шоколада; о несуществующих животных и птицах ; о цветах, которые умеют говорить.

Это наше детство. Да, наивное! Да, верящее в чудо! Но, бесспорно, весёлое и полное жизни чудесное детство!

Как же порой приятно вспоминать о некоторых моментах этого прекрасного времени. Готова спорить, что у каждого человека сохранились воспоминания о моментах или действиях из детства, которые повлияли на его дальнейший род занятий, выбор профессии, хобби, ну или просто повлияли на его характер.

Хочу привести пример из собственной жизни. Я до сих пор помню тот день, когда мой папа привёз мне из командировки в подарок большой набор юного художника. В этом наборе были все художественные принадлежности, о которых могла мечтать трёхлетняя девочка. Для меня это были не просто кисточки с красками , это было нечто большее. Это были инструменты, с помощью которых я могла создать свой собственный мир. Когда я рисовала, пусть изначально все мои рисунки были просто каракулями, мне казалось, что мои рисунки- произведения искусства. Моё воображение позволяло мне придумывать «зебрамота» (скрещение зебры и бегемота), который имел тигровую окраску, так же «котосома» (скрещение кота и сома) и других небывалых существ. В общем, моё воображение было живее всех живых.

Я до сих пор храню свои детские рисунки вместе с подделками, которые делала ещё в детском саду. Они пробуждают много приятных воспоминаний и моментов, которые навсегда остаются в памяти любого человека.


Но сейчас, вспоминая то, как мой папа подарил мне мой первый художественный набор, который пробудил во мне желание творить, я думаю, а какой бы я сейчас была, если бы в моей жизни не было интереса к искусству и изобразительной деятельности? Я не могу даже представить себя без кисточки и красок в руках, ведь они стали частью моей жизни, такой возможностью самовыражения своих чувств, эмоций, в общем всего того, что просто так на словах нельзя сказать.

Вот вроде, такой небольшой подарок, а как он смог повлиять на формирование интереса ребёнка, то есть меня. Вот из таких мелочей и складывается наше будущее.

А теперь давайте представим себе, что будет если убрать искусство и изобразительную деятельность из жизни детей. Как Вам кажется, какими людьми они вырастут, если из их детства вырвать возможность творить - такую способность выражать себя? Что будет потом с нашим Миром, если у будущего поколения не будет стремление к высокому, к прекрасному, к всему тому, что в нас воспитывает искусство?
Под словом "творить" я не имею ввиду только рисовать или делать подделки. Под этим словом я обобщаю всё то, что делает ребёнок своими руками и воображением. Ведь собирать различные новые модели роботов - тоже своеобразное детское искусство, они используют свою фантазию и придумываю что-то новое, что даже не каждому взрослому может прийти на ум. Делать человечков или другие фигурки из пластилина, вырезать платья из бумаги для кукол, делать композиции из листвы и т.п. Я считаю, что всё это – детское творчество.

Но какую же роль играют произведения искусства в развитии изобразительного творчества ребёнка?

Первоначальное понимание искусства закладывается в нас ещё с детского сада. Именно там формируются наши первые представления об этом. Таким образом, можно утверждать, что одной из важных задач дошкольного воспитания является введение дошкольников в мир художественно-эстетической культуры. Накопленные ребенком в этом возрасте впечатления и знания реализуются затем на протяжении всей жизни.

Одна из главных задач детского сада и воспитателей - создать условия для воспитания ребенка творческой, всесторонне развитой личностью. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре - вот задачи, которые стоят перед воспитателями и детским садом. Для этой высокой цели по самой своей природе предназначено искусство, и в том числе занятия по изодеятельности. Именно они обладают таким воздействием на ребенка, что формируют и развивают его всесторонне:

Углубляют и направляют эмоции;

Возбуждают фантазию;

Развивают глазомер и ручную умелость;

Формируют нравственные принципы;

Участвуют в развитии универсальных способностей.

На данный момент мнение современных ученых таково: работа пальцев способствует развитию речи. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Предварительно нарисовав события, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать ему так же необходимо, как и разговаривать.
Занятия рисованием - это еще и огромный источник радости, не сравнимой ни с какой другой радостью. Создавая свою картину, ребенок постигает окружающий мир, но, что очень важно, постигает самого себя - а это первый шаг к самовоспитанию. Самовоспитание уходит своими корнями в детство, начинаясь с узнавания самого себя. И узнавание это, как говорил В.А.Сухомлинский, должно быть обязательно радостным. Вот пятилетний ребенок нарисовал картинку - и с удивлением смотрит не только на творение своих рук, но как бы и на самого себя: «Неужели это сделал я? »

Важно, чтобы дошкольники имели запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отраженных в произведении искусства, иначе ребёнок просто не поймёт то, что вы хотите до него донести.

Художественные произведения должны оказать эстетическое воздействие на детей и должны быть выполнены средствами доступными их восприятию, ведь если использовать слова или выражения, которые дети ещё не в состоянии понять, то это может вызвать большие затруднения в понимании и восприятии произведения детьми.

А также хочу заметить, что глаз, воспитанный на наблюдении многообразии форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведения искусства. Воспитывать глаз эстетически – значить, сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, проникаться восторгом и радостью перед гармонией природы. И это очень важная часть!

Для эстетического развития ребёнка в процессе наблюдения необходимо развивать эстетическое восприятие, учить детей видеть эстетическое свойство и признаки предметов, разнообразие и красоту форм, сочетание различных цветов и оттенков. Необходимо постоянно развивать у детей способность понимать, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Главное, надо стараться всё это показывать на своём примере. Ведь если мы будем пытаться втолковать всё это маленькому ребёнку, а сами при этом не будем проявлять никакого интереса ко всему вышеперечисленному, то можно смело заявить, что всё было впустую. Для маленького ребёнка его родители - главный пример для подражания. Нельзя забывать об этом!

На занятии, да и в другие режимные моменты необходимо систематически направлять внимание детей на красоту окружающих нас предметов, замечать эту красоту, научить бережно, относиться к ней. Знакомство с произведениями искусства оказывает большое влияние на изобразительную деятельность детей. Дети должны увидеть художественные достоинства предмета, которые им предстоит изображать, просто выделять его свойства - форму, строение, движение, и т. д. Иначе понятие «красивое» не приобретет в их глазах конкретный смысл. Но как это сделать?

Необходимо день за днем вести наблюдения за природой, обращать внимание на то, как светит солнце, как плывут облака. Необходимо дать возможность детям пофантазировать. Такого рода наблюдения, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать красоту, наслаждаться ею - важный фундамент эстетического развития человека. Только нужно не забывать обо всём этом и уделять достаточно времени, зато потом ваш ребёнок в будущем скажет Вам спасибо.

Но самое важное, чтобы и родители поверили в своих детей, увидели их способности, нашли время для общения с ними - это так необходимо для полноценного развития. Ведь не секрет, что родители мало видят своих детей и мало с ними общаются из-за напряженного ритма жизни, постоянной спешки и многих других причин. Часто, когда работы вывешиваются на выставке, приходилось слышать разговор родителей о детском рисунке в присутствие ребенка. Бывает так, что родитель, сравнивая работу своего ребенка с работами других детей, начинает критиковать ее, не зная или забывая о том, что ребенок отождествляет свою работу с самим собой. Он несет окружающему миру свою работу как своего представителя. Поэтому все, что мама говорит о рисунке, ребенок переносит на личностный план. Анализ детского рисунка требует большой осторожности и такта. Так что нужно следить за тем, что Вы говорите и о чём в говорите в присутствие своего ребёнка.

Таким образом, я смело могу подвести итог моей исследовательской работы, которая была посвящена роли и значимости искусства в жизни ребёнка.

Как Вы сами могли заметить в моей работе тот факт, что искусство обязательно должно присутствовать в жизни любого ребёнка, начиная с его младенчества. Этот факт неоспорим и доказан. Но самое главное то, что всё зависит от нас с Вами, то есть от родителей и воспитателей ребёнка. Именно мы помогаем ему сформироваться и найти себя в этой жизни. Мы являемся проводниками в светлое и доброе будущее наших детей . Прошу Вас, помните об этом!

Спасибо большое за ваше внимание! Надеюсь Вам понравилась моя работа Список использованной литературы:

Нина Дмитриева. Происхождение искусства // Всеобщая история искусств. Том 1. Москва, 1956.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967.

Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1983. Т. 4

Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

Столович Л.Н. Жизнь-творчество- человек: Функции художественной деятельности.- М.: Политиздат, 1985. С. 3

Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975. С. 29

Столович Л.Н. Жизнь-творчество - человек: Функции худож. деятельности.- М.: Политиздат, 1985.

художественного творчества дошкольников

Коробова Татьяна Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №118
Выборгского района Санкт-Петербурга

Органы чувств новорожденного ребенка начинают функционировать с момента его рождения. Ребенок растет, его зрение, слух, обоняние, осязание, вкус развиваются вместе с ним и ежедневно помогают малышу узнавать все больше нового и интересного. Вся жизнь ребенка связана с бесконечным ощущением и восприятием окружающего мира, с его красками, формами, звуками и т.п.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

Дети и творчество - понятия неразделимые! Малыши любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка. В процессе художественного творчества дошкольники испытывают целую гамму чувств: радуются созданному красивому изображению, огорчаются, если что-то не получается, стремятся преодолеть трудности или пасуют перед ними. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Если присмотреться, то заметно, что полученные ранее детьми впечатления отражаются в их художественном творчестве, но в то же время в процессе создания продуктов художественного творчества дети получают новые впечатления. Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь впечатлений и художественного творчества дошкольников создает непрерывный процесс познания окружающего мира!

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является одним из самых интересных видов деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Для развития творческих способностей детей необходимо грамотное руководство со стороны взрослых. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. В воссоздающем воображении ведущую роль играют образы памяти. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. В детском художественном творчестве оба эти вида воображения тесно переплетаются, задача педагогов - помочь ребенку научиться использовать их в полной мере, развить творческие способности каждого малыша. Лучшим способом для достижения этого являются детские впечатления! Помогите детям получить их как можно больше!

Несколько советов для воспитателей ДОУ и родителей - как с помощью детских впечатлений развить художественное творчество дошкольников:

1. Обогащайте жизненный опыт дошкольников - читайте сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Обсуждайте прочитанное с детьми. Поощряйте детское сочинительство, это способствует развитию воображения!

2. Ходите с дошкольниками в театры, музеи, ездите на экскурсии и т.д. Заранее продумывайте маршруты, темы для обсуждений, интересные детям. Выслушайте внимательно все впечатления от поездки каждого ребенка, обсудите их с ними, задавая наводящие вопросы!

3. Воображение формируется в процессе творческой переработки жизненных впечатлений. Учите детей рисовать, лепить все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили. Но в то же время поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное. Возможно, фантазия переплетется с действительностью, и это - замечательно!

Уважаемые взрослые! Успешный человек - всегда творчески одаренная личность. Помогите детям вырасти именно такими! Это нетрудно, просто помогите малышам накопить за детские годы как можно больше разнообразных ярких положительных впечатлений!

Литература

1. Энциклопедический словарь «Общая психология» под ред. А.В. Петровского, М. - СПБ, «Речь», 2005

2. Коробова Т.В. «Роль творческого воображения у дошкольников», электронный журнал «Экстернат», 09.08.2012

Самое ближайшее социальное окружение, которым являются для маленького ребенка семья и детский сад, оказывает решающее воздействие на целенаправленное формирование гармонической личности. В семье и дошкольном коллективе ребенок впервые познает самого себя и мир вокруг. В семье и детском саду у него впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности.

Основными источниками детских впечатлений эстетического содержания являются игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения с музыкально-поэтической программой и декоративным оформлением. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребенок стремиться отразить в играх, рисунках, поделках. Следовательно, дошкольники не только получают художественную информацию, но и практически ее осваивают. Чем полнее и содержательнее ведется эстетическая воспитательная работа на занятиях в детском саду, тем ярче и интереснее ребенок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.

Творчество является формой жизнедеятельности человека, в которой находят свою актуализацию сущностные возможности и способности человека. В творчестве реализуется универсальность человека, его неконечность, способность быть собой и другим, которая опредмечивается в творчестве как способность отождествления себя с объектом творчества и объекта с собой, их слияние в одно целое, что и лежит в основе такого наиболее трудно поддающегося выявлению механизма творчества, как инсайт, озарение, момент открытия и т.п.

В материалах исследований психологии креативности, проведенных в последнее время, содержится довольно много параметров, ее характеризующих. Но в большинстве современных тестов, оценивающих креативность, учитывают обычно четыре из них.

Продуктивность, или «беглость» - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Считается, что этот показатель не является специфическим для творчества, однако понятно - чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет весьма существенные преимущества, перед тем, кто мало «продуктивен». В исследовательском поведении это свойство проявляется, прежде всего, на уровне конструирования гипотез в ответ на проблемную ситуацию. Естественно, чем больше гипотез, тем больше возможностей для разносторонних исследований объекта.

Гибкость мышления представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют инертностью или ригидностью мышления.

Оригинальность мышления - один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Другой полюс креативности обозначается в психологии творчества термином «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие - детально, творчески разрабатывать существующие (как свои, так и чужие). Эти варианты творческой деятельности часто ранжируются на уровне обыденных представлений, но этого никогда не делает психология творчества, где считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.

Занятия художественным трудом рождают у ребенка чувство сопричастности миру прекрасного, открывает пути освоения мира через его преображение. Процесс и результат творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством глубокого эмоционального выражения чувств самого юного созидателя. В процессе творческого познания ребенок проходит этапы созерцания, размышления и практической реализации идеи.

Результатом деятельности на занятиях по художественному труду является как индивидуальный художественный продукт (поделка, аппликация из листьев и т.д.), так и продукт коллективного творчества.

Последнее предстает в виде проектов, выполняемых силами детей всей группы совместно с членами семей при активном участии педагога как организатора, режиссера, как помощника и советчика.

Деятельность учреждений образования направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации.

Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового, открытия неизвестного. Творческая мотивация стимулирует развитие любознательности, поддерживает у ребенка интерес к окружающей действительности как источнику знаний, необходимых для творчества. Развиваемая у дошкольников креативность, способствует творческой переработке субъективного опыта детей, делает их открытыми для непознанного.

Существует множество теорий, суждений и определений творчества. Однако новейшие исследования обращаются к центральному звену творческой деятельности: закономерностям и механизмам, определяющим возникновение творческого продукта.

Так, Я. А. Пономарев, проведя основательный анализ литературы по проблемам творчества, приводит два ключевых определения:

Творчество - это деятельность человека, направленная на создание новых, оригинальных, общественно значимых ценностей;

Творчество - это деятельность человека, направленная на самовыражение, самоактуализацию личности.

В своих поздних работах Я. А. Пономарев дает уточненное авторское определение: творчество - это «атрибут материи, источник развития, движения - взаимодействие, ведущее к развитию, развивающее взаимодействие». Д. Б. Богоявленская считает творчество производной интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует интеллектуальные проявления. Чтобы получить новый оригинальный продукт (решение), необходимо выйти в более широкое пространство. Эту способность Эдвард де Боно называет боковым мышлением, которое в отличие от нетворческого «вертикального» мышления, позволяет «искать около».

Современный отечественный исследователь творческих способностей В. Н. Дружинин, ссылаясь на Г. С. Батищева, называет творчество и деятельность принципиально противоположными формами человеческой активности, направленными соответственно на преобразование либо на адаптацию. Преобразование может быть конструктивным, создающим новую среду (проявление творческой активности) и деструктивным, уничтожающим существующую среду (дезадаптивное поведение).

Представители гуманистической психологии по-разному определяют творчество. Ф. Баррон определяет творчество как способность адаптивно отвечать на потребность в новом образе существования, который оказывается средством усиления способности к росту и/или выживанию. Новизна творчества может проявиться в виде триады: продукт, процесс, личность. Н. Роджерс определяет творчество как процесс нахождения новых решений проблем или новых способов выражения. Способность к творчеству называет нашей сущностью, силой, создающей положительную самооценку и обеспечивающей саморазвитие человека. А. Маслоу творческого человека называет самоактуализирующимся. Э. Фромм определяет творчество как «способность удивляться и познавать: умение находить решения в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта!

Творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта - художественного произведения, картины, механического прибора. Результатом творчества может явиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статус научного открытия.

С этой точки зрения говорить о творчестве детей нецелесообразно. Результат их деятельности, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства.

Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.

Поэтому в психологии и педагогике говорят о детском творчестве, но выделяют его специфические особенности.

Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна. Вторая особенность связана с тем, что процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат. Этим творчество детей тоже существенно отличается от творчества взрослых, для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.

Ребенок же приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам. И это - третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. Тем не менее, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе мы можем добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Существенным также является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Анализ типов решения задач на воображение, проведенный О. М. Дьяченко, позволил ей выделить два способа действия при построении воображаемых образов:

1) «опредмечивание» - когда в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее;

2) «включение» - когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, и это обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творческость.

Однако даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творческой деятельности недостаточно. Отсюда можно сделать важный для педагогики вывод: каждая система обучения дошкольников, направленная на развитие творческих способностей, должна также ставить и другие задачи:

Развитие у детей мышления (логического и образного),

Развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться ее),

Развитие самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т.п.).

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых «распознается» детское творчество. Это:

Новизна продукта (субъективная),

Оригинальность,

Вариативность решений,

Интеллектуальная активность,

Эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений.

Отечественный психолог Д. Б. Богоявленская в качестве интегрального свойства личности выделяет интеллектуальную активность. Действия творческой личности являются не формой ответа на поставленную кем-то задачу, а носят порождающий характер, то есть, связаны с постановкой целей. Интеллектуальная активность, как бы преодолевая диктат внешней необходимости или утилитарные цели, стимулирует бескорыстное творчество. Как показано Д. Б. Богоявленской, а затем подтверждено и в работах Л. А. Парамоновой, Г. В. Урадовских, у детей уже в дошкольном возрасте ярко проявляются интеллектуальная активность, имеющая большое значение в развертывании творческого процесса. Однако это важнейшее качество обязательно должно быть востребовано в разных видах детской деятельности. Иначе оно затухает.

Одним из наиболее адекватных видов такой деятельности является «детское экспериментирование», выделенное в качестве феномена Н. Н. Поддьяковым. Н. Н. Поддьяков определяет два типа детского экспериментирования: «бескорыстное», направленное на выявление свойств объектов и их связей и отношений безотносительно к решению каких-либо практических задач, и утилитарное, направленное на поиск решения задачи.

Отсюда следует вывод: детское экспериментирование необходимо развивать. Во-первых, нужно постоянно расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью. Во-вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.), побуждая к дальнейшему их изучению.

В художественном труде, например, такими объектами для бескорыстного экспериментирования являются, прежде всего, материалы (бумага, картон, природный материал, ткани и др.), обладающие разными свойствами: цветом, размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью и др., учет которых в немалой степени обеспечивает продуктивность деятельности.

На занятиях по художественному труду дети включаются в творческий поиск, экспериментируют с материалами. Благодаря этому дети открывают новые свойства предметов, находят их взаимосвязи, ставят перед собой определенные цели.

Однако дети дошкольного возраста могут «изобретать» приемы или «открывать» новые способы деятельности только на основе уже имеющегося у них опыта, приобретенного, в частности, в процессе подражания взрослым.

Поэтому использование образцов необходимо для формирования у детей таких знаний, умений и навыков, которые затем обязательно будут задействованы ими в самостоятельной деятельности, приобретут более обобщенный характер и станут исходной позицией для развития творчества.

Вышеперечисленные особенности детского творчества необходимо учитывать при выработке педагогической стратегии по отношению к детскому художественному рукоделию.

Художественный труд относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлен на получение определенного продукта.

В художественном рукоделии дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «прекрасный принц» и т.п.

Рукоделие является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные поделки дети используют в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

В процессе художественного труда можно проследить два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла и его исполнение. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фаранонова и др.).

Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом, связанное с выполнением замысла.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в поделках.

По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и рукоделия.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.