Как осуществлять умственное развитие взрослого. Умственное развитие

Дети шестилетнего возраста в умственном развитии заметно отличаются друг от друга.
Здесь перед нами предстают дети с нормальным умственным развитием , дети с опережающим развитием и одаренные в умственном отношении (вундеркинды), дети с задержкой умственного развития, дети с умственной отсталостью.


В функции учителя не входит ставить диагноз тому или иному ребенку, это дело других специалистов. Но ориентироваться в диапазоне умственного развития детей своего класса он должен. Это поможет прежде всего ребенку, за умственное воспитание которого учитель отвечает. Обратимся к анализу наиболее значимых вариантов умственного развития детей младшего школьного возраста.

Дети с нормальным умственным развитием находятся в большинстве. Шестилетний ребенок может сам разрешать более или менее сложные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Правда, само приложение своих возможностей у каждого из детей имеет свои особенности, связанные с образом жизни ребенка.

Любой нормально развивающийся дошкольник из хорошего детского сада может обнаружить способность к изобретательности, готовность к поиску новых способов действий в игре, рисовании, лепке, конструировании при выполнении учебных и трудовых заданий.

Все нормально развитые дети шестилетнего возраста обладают умственной активностью; они неизменно ставят перед собой познавательные задачи, воспринимая окружающий их мир как свою познавательную проблему. Вопросы «зачем» и «почему» есть показатель умственной активности ребенка. При этом не все вопросы адресуются ко взрослым. Ребенок стремится сам найти ответ: он может провести «эксперимент» для выяснения своих вопросов; он может внимательно наблюдать животных, людей, явления природы; он может рассуждать и делать выводы.

Расширение круга проблем, доступных мышлению ребенка, связано с усвоением знаний. Объем знаний и его качество — обязательное условие нормального умственного развития ребенка . Дело в том, что вместе с усвоением знаний упражняются мыслительные способности. Ребенок, для того чтобы усвоить ту или иную информацию об окружающем его мире, должен суметь выполнить мыслительные действия, направленные на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Нормально развитый ребенок может и умеет включить усвоенное знание в решение новых задач.

Как мы говорили выше, шестилетний ребенок мыслит образами. Образное мышление в наибольшей степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника , тем задачам, которые возникают перед ним в игре, рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Так, действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким путем решает возникшую перед ним задачу. Поэтому, пытаясь сообразить, поплывет ли предмет или утонет, он связывает плавучесть с величиной предмета, формой предмета, материалом, из которого сделан предмет. Эти умственные действия доступны образному мышлению ребенка. Что же касается мышления отвлеченного, логического, то оно только осваивается ребенком. И отдельные логические суждения шестилетних хотя и доставляют нам чувство восхищения и радости за успехи в умственном развитии малыша, но в целом это не типичное мышление нормального ребенка шестилетнего возраста.

Детей с опережающим умственным развитием, или вундеркиндов , в классе немного. Определить на первых порах степень опережения в умственном развитии учителю трудно, несмотря на то, что такие дети обычно на виду.

Детей, которые заметно выделяются своим высоким уровнем интеллектуального развития, исключительными способностями, обычно называют вундеркиндами (wunderkind — нем., буквально — чудо-ребенок). Эти «чудо-дети» далеко опережают ровесников, поражая окружающих своим развитием, трудоспособностью и интеллектуальной активностью.

Безусловно, ранний умственный подъем — благоприятный признак. В нем таится залог успешной умственной деятельности и в дальнейшей жизни.

Шестилетние дети, явно опережающие сверстников по общему умственному развитию , требуют особого внимания учителя. Эти дети рано выучиваются читать, считать; они чаще всего увлекаются какой-либо областью знаний, и здесь они достигают порой удивительного совершенства.

Каждый такой ребенок, конечно, явление исключительное. С поступлением в школу его знания и его умственные возможности становятся проблемой для учителя и одноклассников. Ведь его исключительность требует особого подхода.

Если в классе есть ребенок с опережающим умственным развитием, то программной загруженности ему недостаточно. Основная особенность детей с опережающим умственным развитием состоит в ярко выраженной умственной активности, в ненасыщаемой потребности в умственной нагрузке, в повышенной склонности к умственной деятельности.

Н. С. Лейтес, специально в течение десятков лет изучавший умственно одаренных детей, пишет о том, что поглощенность таких детей всевозможными упражнениями есть показатель быстрого подъема способностей.

В младшем школьном возрасте у детей с опережающим умственным развитием обнаруживается необычайная склонность к умственной работе. Умственные занятия становятся для ребенка своего рода игрой (игра ума!), в процессе которой он может проявлять неограниченную инициативу, наслаждаться возникающими проблемами и их решением. Такие дети увлечены умственной работой, они не знают скуки, им незнакома лень. Для них не существует отвлекающих обстоятельств, когда они думают.

Дети, опережающие сверстников в умственном развитии, отличаются ранним преодолением эгоцентрических установок, сформированностью объективной позиции по отношению к миру.

Помимо чрезвычайной умственной активности следует отметить способность таких детей к самоорганизации. Ребенок мобилизует все свои силы для решения взятой на себя задачи. Все они могут быть удивительно сосредоточенными и длительно поддерживать умственное напряжение. «Их организованность,— пишет Н. С. Лейтес,— выступающая в установке на преодоление трудностей, на сохранение стремления к цели, как бы непроизвольна, внутренне им присуща».

Весь комплекс способностей, определяющий опережение умственного развития, требует к такому ребенку специального внимания со стороны учителя. Такого ребенка следует обеспечить заданиями, которые принесли бы пользу его уму. Книги по интересующим его вопросам, беседы на значимые для него темы поддержат малыша в нормальном психическом состоянии. Такого ребенка нельзя оставлять незагруженным, он нуждается в постоянной умственной работе.

Дети с задержкой умственного развития есть почти в каждом классе. проявляется в быстрой истощаемости ребенка. На уроке такие дети не могут сосредоточить свое внимание на объяснении учителя, им неинтересно, скучно, они не могут и не хотят делать то, что нужно в данный момент. Эти дети не могут сосредоточенно размышлять над поставленной перед ними задачей. В результате они балуются на уроке, не выполняют правил поведения, мешают занятиям всего класса. Кроме того, задержка умственного развития нередко сопровождается выраженным эгоцентризмом мышления.

Причин задержки умственного развития много. Во-первых, в число таких детей попадают те, у которых имеется поражение или недоразвитие какого-либо из органов чувств (тугоухие, слабовидящие). При отсутствии своевременного компенсирующего обучения такие дети отстают по умственному развитию от сверстников.

Особую трудность вызывают дети, у которых происходит недоразвитие анализаторов, участвующих в формировании речи (двигательного или слухового). Плохое развитие речи определяет особенности развития всей познавательной деятельности ребенка, что отражается и на школьной успеваемости. Однако и эта задержка может быть устранена. При соответствующей логопедической восстановительной работе дети могут догнать нормально развивающихся сверстников.

Во-вторых, задержка умственного развития может появиться у детей, которые долго и тяжело болели, и в эти годы никто не заботился об их умственном развитии.

В-третьих, задержка умственного развития возникает у педагогически запущенных детей. Лишенные полноценного общения со старшими, лишенные любви и заботы об их умственном развитии, дети не развиваются в умственном отношении. Конфликты в семье, пьяные драки родителей, обедненное по содержанию общение — условие для возникновения у ребенка задержки умственного развития. Формальное общение, лишенное положительных эмоций, лишенное тепла, юмора, доброжелательности в семье, интернате или детском доме, также выступает в качестве условия для возникновения у ребенка задержки умственного развития.

Малоразвитыми могут казаться дети, семья которых поселилась в иноязычной среде и заблаговременно не обеспечила усвоение языка этой среды. То же впечатление может сложиться у учителя, говорящего только на русском языке, приехавшего в иную языковую среду, где дети говорят на родном языке и только начали осваивать русский язык.

Недостаточность развития познавательной деятельности еще не повод для того, чтобы ребенок был лишен полноценого обучения и воспитания. Исследования показали, что дети с задержкой умственного развития при внимательном к ним отношении обнаруживают интерес к занятиям, оказываются сообразительными и обучаемыми. Они достаточно легко преодолевают эгоцентризм в мышлении, когда им наглядно показывают и объясняют те изменения предметов, которые осуществляются на их глазах.

Следует знать, что от детей с задержкой умственного развития нужно отличать умственно отсталых детей . Причиной умственной отсталости является тяжелое поражение головного мозга ребенка. Это происходит из-за недоразвития, болезни, ушиба и в ряде других случаев. Поэтому умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. При этом умственная отсталость не определяется конкретным заболеванием, а возможностями ребенка к умственной деятельности, к обучению в школе.

Умственно отсталым может оказаться ребенок, перенесший в дошкольном возрасте энцефалит, сложную форму гриппа с осложнением на мозг, тяжелую травму, также больной шизофренией, эпилепсией. Сюда также входят и другие состояния выраженного интеллектуального недоразвития. Особое место здесь занимают олигофрены . Дети-олигофрены составляют основную часть учащихся вспомогательной школы. Олигофрения — это название состояния умственных возможностей, возникающего после большого числа различных поражений центральной нервной системы ребенка в период до развития его речи, до полутора-двух лет. К числу таких поражений относятся наследственные и внутриутробные повреждения зародыша (часто причина олигофрении — алкоголизм родителей), природовые травмы, а также заболевания, влияющие на центральную нервную систему ребенка в доречевой период.

При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе, но при этом он практически здоров. Основные дефекты олигофрении: сниженные любознательность и познавательные интересы; слабая способность к пониманию проблемной ситуации и ее решению; затрудненная восприимчивость нового, плохая обучаемость; бедность кругозора; малый запас представлений; примитивность и конкретность мышления.

Ребенок с умственной отсталостью должен учиться во вспомогательной школе. Диагностика умственной отсталости проводится, по крайней мере, двумя специалистами: врачом-психоневрологом и патопсихологом или педагогом-дефектологом.

Детей диагностицируют в конце первого года обучения в школе. За это время учитель должен стараться сделать все возможное, чтобы продвинуть в развитии детей с задержкой в умственном развитии и подарить им счастье познания и ученья с нормальными детьми.

В.С. Мухина
"Шестилетний ребенок в школе"

… важным успехом в вопросе о мышлении, или об умственном развитии человека вообще, мы обязаны трудам знаменитого английского мыслителя Герберта Спенсера . Благодаря его гипотезе о преемственности нервно-психического развитая из века в век и только благодаря ей открылась наконец для ума возможность решить с удовлетворительной ясностью вековой философский спор о развитии зрелого мышления из исходных детских форм, или, что то же, решить вопрос о развитии всего мышления из чувствования. Ему же мы обязаны установлением на основании очень обширных аналогий общего типа умственного развития человека и доказательством того, что путь эволюции мышления должен оставаться неизменным на всех ступенях развития мысли. […]

Так, в настоящее время признают собственно три главные категории отношений - сходство, сосуществование и последование - соответственно тому, что в мысли объекты являются только в трёх главных формах сопоставления: как члены родственных групп, или классификационных систем, как члены пространственных сочетаний и как члены преемственных рядов во времени.

Это обстоятельство во всяком случае указывает на то, что из всех органических основ мысли те, которые соответствуют актам сопоставления объектов мысли друг с другом, должны быть по существу наиболее однородными.

Четвёртый, столько же бесспорный факт, открываемый наблюдением, касается известной прогрессивной последовательности в ходе мышления у человека от детства к зрелости. Эту сторону называют очень метко и справедливо умственным развитием человека. По своему чисто внешнему характеру оно заключается в умножении числа мыслимых объектов, с вытекающим отсюда увеличением числа возможных сопоставлений между ними (хотя бы общие направления сопоставлений и оставались неизменными), и в так называемой идеализации или символизации объектов мышления.

Первый пункт очевиден. Для этого стоит только сравнить между собой по объектам узенькую сферу мышления ребенка с умственным содержанием взрослого. Увеличение числа возможных сопоставлений с умножением числа объектов тоже не требует разъяснений. Общий же смысл символизации определяется следующим.

В первую пору развития ребёнок мыслит только предметными индивидуальностями - данной елкой, данной собакой и т. п. Позднее он мыслит ёлкой как представителем известной породы деревьев, собакой вообще и пр. Здесь объект мысли уже удалился от своего первообраза, перестал быть умственным выражением индивидуума, превратившись в символ или знак для группы родственных предметов. С дальнейшим расширением сферы сравнения по сходству объектами мысли являются растение, животное - группы несравненно более обширные, чем ель и собака, но выражаемые по-прежнему единичным (хотя и другим) знаком. Понятно, что при таком движении мысли объекты её должны принимать всё более и более символический характер, удаляющий их от чувственных конкретов.

Но это ещё не единственный путь развития мысли. Другое направление его определяется дроблением конкретов на части или умственным выделением частей из целого. При этом каждая выделенная часть индивидуализируется, приобретает право на отдельное существование и получает определённый знак. Там, где умственное выделение части совместно с физическим дроблением, первое может и не иметь символического значения (когда говорится, например, о данной части, выделенной из данного индивидуального предмета), но как только этого условия не существует или если выделенная часть употребляется в смысле родового знака для группы соответствующих частей, значение её будет опять символическое; точно так же, если дробление заходит за чувственные пределы.

Третье направление развивающейся мысли определяется воссоединением разъединённых частей в группы в силу их сосуществования и последования. Насколько эта сочетательная деятельность ведет за собой образование символических продуктов, видно из нашей способности мыслить такими вещами, как час, день, год, столетие, песок, ландшафт, Европа, земной шар. Вселенная и пр.

Сумма всех подобных превращений, обязательная для всех сфер мышления, начиная с предметного, составляет то, что можно назвать вообще переработкой исходного чувственного или умственного материала в идейном направлении. Вот те коренные черты мыслительных актов, которые с давних пор открывал для исследователя анализ словесных образов мысли, при помощи сравнительно простых психологических наблюдений, - черты, которыми воспользовались столь различно сенсуалисты и идеалисты.

Сеченов И.М., Элементы мысли, СПб, Питер, 2001 г., с. 212 и 215-217.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

1. Понятие умственного развития.

Умственное развитие - это сложная система изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в связи с обучением, с условиями среды, возрастными и индивидуальными особенностями психики, а также обогащением опыта человека.

Мыслить - значит действовать! Экспериментально была доказана идея, высказанная еще И.Кантом: "Мы не можем мыслить линии, не проводя ее мысленно, не можем мыслить окружности, не описывая ее". Мыслить - значит воспроизводить, строить предмет. Такое действие построения и преобразования мысленного предмета является актом человеческого понимания и объяснения, раскрытия его сущности. Поэтому мышление принято рассматривать как процесс решения познавательных задач .

Думает и мыслит каждый человек по-своему: один понятиями, другой образами. Еще И.П.Павлов различал на этой основе "мыслителей", "художников" и смешанный тип людей. Независимо от этих особенностей мышление в своем развитии движется от наглядно-действенного и наглядно-образного (дошкольный возраст) к абстрактному, словесно-логическому (школьный возраст). Естественно, что границы эти подвижны и зависят от характера и качества обучения, которое "ведет за собой" развитие. Данное положение Л.С.Выготского имеет методологическое значение для понимания детского мышления.

В младшем школьном возрасте при выполнении ребенком деятельности происходит взаимодействие трех основных видов мышления. Данные виды мышления образуют единый процесс познания реального мира.

Наглядно-действенное мышление развивается в процессе предметных действий с последующим высказыванием по поводу решений практических задач. Наглядно-образное мышление начинает воспроизводить действия детей без опоры на реальные вещи, т.е. на уровне представлений. Это облегчается, если действия совершаются с заместителями - моделями реальных предметов. Дети быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом. Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что речевое действие осуществляется с опорой на понятие, что впоследствии ведет к обобщениям, способствует лучшему усвоению понятий, формирует умственную деятельность.

Если мышление дошкольника ориентировано на реальные свойства вещей, открывающиеся в личном опыте, то мышление школьника направлено на поиск признаков, указанных в определении понятия, в правиле и т.п. Именно формулировка понятия, правила, т.е. форма изложения знаний о предмете, а не сам предмет и действия с ним определяют собой содержание мышления и его возможности.

Мышление влияет на развитие речи. Так, словарь трехлетнего ребенка включает от ста до тысячи слов. У ребенка 4-5 лет - от 1000 до 4000 слов. У дошкольников 6-7 лет - от 3000 до 7000 слов. У десятилетнего ребенка, переходящего из начальных классов в среднее звено школы, - от 7000 до 12000 слов. У ученика 8-го класса (в конце года) - от 15 до 45 тысяч слов. К концу десятого - от 25 до 60 тысяч слов. Ежедневно в начальных классах словарь ребят обогащается в среднем 4- 5 словами, в средних классах - 5-7 словами, и у старших - 7-10 словами. По данным филологов, до 4-го класса лишь половина новых слов входит в словарь учеников через уроки русского языка и литературы.

Основными компонентами умственного развития являются: 1) обученность как фонд усвоенных знаний; 2) обучаемость как способность к их приобретению.

1) Обученность как показатель усвоенных знаний - определяется качествами ума, общими умственными способностями к усвоению знаний. Показателем будет являться развитие интеллекта и других особенностей психики учащихся: внимания, памяти, мотивов, черт характера и т.д.

2). Обучаемость как способность к обучению - связана с возможностью учащегося извлекать из учебного процесса необходимую информацию, опыт, культуру учения, труда и т.д. (Обычно выделяют высокую, среднюю и низкую обучаемость.) Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает человек новые знания и оперирует ими в новых условиях.

Обученность и обучаемость протекают в деятельности ученика и проявляются сквозь призму свойств его личности, т.е. через личностные параметры умственной деятельности (функции мышления, виды обобщения, способы и уровни отражения действительности, речевая деятельность). Эти параметры выражены через психологические показатели:

1. Умственная работоспособность - это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении работы. Умственная работоспособность проявляется через призму свойств личности. Немаловажным здесь является отношение самих учащихся к умственной деятельности и характер самой деятельности (например, интересная работа повышает показатель работоспособности). Здесь наблюдается взаимосвязь между обучением, умственной работоспособностью и успеваемостью.

2. Учебно-познавательная мотивация.

3. Самооценка результатов своего труда, своих возможностей, своего положения в коллективе.

Выделяют уровни мыслительной деятельности , критерием которых служит степень самостоятельности отражательных процессов:

1 уровень - репродуктивный,

2 уровень - конструктивный,

3 уровень - творческий.

Этапы формирования мышления учащихся взаимосвязаны с формированием позитивной мотивации и знаний: от репродуктивного через конструктивный - к творческому уровню. Умение видеть новое в неизвестном, использовать старые знания в новых ситуациях и с новыми целями - формируют творческое мышление.

2. Различные подходы к обоснованию критериев умственного развития.

Существует много подходов к раскрытию общих показателей в умственном развитии учащихся.

Л.С.Выготский показателями (критериями) умственного развития дает:

а) степень обобщенности, абстрагированности понятий;

б) степень включения их в систему.

Высший уровень умственного развития - установление взаимосвязи между различными понятиями.

Д.Б.Эльконин основным критерием умственного развития считает наличие правильно организованной структуры учебной деятельности с ее компонентами.

Л.В.Занков уделял внимание общему развитию учащихся. Здесь выделяются три линии развития: развитие деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Учащийся должен овладеть приемами выполнения каждой из них. Процесс общего развития проявляется в том, насколько учащиеся могут объединить все эти приемы в единую систему.



По мысли Е.Н.Кабановой-Меллер, важным показателем умственного развития учащихся является пользование рациональными приемами умственной деятельности (абстрагирование, установление различных соотношений в заданном материале и т.д.)

Критерии умственного развития по Н.Д.Левитову:

1) самостоятельность мышления;

2) быстрота и прочность усвоения учебного материала;

3) быстрота умственной ориентировки при решении нестандартных задач;

4) глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений;

5) критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.

Развитое мышление, по мнению П.П.Блонского, проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. Низкий уровень развития мышления ведет к тому, что школьник заучил материал, а выделить в нем главное, сопоставить факты, обобщить, доказать не умеет.

И.А.Менчинская дает такие особенности мыслительной деятельности, как:

1) быстроту усвоения;

2) гибкость мыслительного процесса;

3) тесную связь наглядных и отвлеченных компонентов мышления;

4) различный уровень аналитико-синтетической деятельности.

Критерии развития мышления по Ю.К.Бабанскому:

1. Степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности.

2. Степень владения оперативными приемами мыслительной деятельности, умения производить рациональные действия по применению их в учебном и внеучебном познавательном процессах.

3. Степень умения осуществлять перенос осознания операций и приемов мышления, а также навыков пользования ими в другие ситуации и на другие предметы.

4. Степень сформированности различных видов мышления, а также состояния мышления в процессе перерастания одного его вида в другой.

5. Величина тезауруса, т.е. запаса знаний, их системность, появление новых способов усвоения знаний.

6. Состояние и возрастающая динамичность различных качеств ума: самостоятельности, глубины, критичности, гибкости, последовательности, быстроты и т.д.

7. Степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, быть оперативным в действиях.

8. Способность учащихся усваивать логические суждения и использовать их в учебной деятельности.

Однако все исследователи сходятся в своих мнениях в том, что важнейшими показателями умственного развития являются качества умственной деятельности, которые проявляют себя через:

а) любознательность (стремление узнать все новое);

б) пытливость (стремление к анализу объекта мышления, к выявлению причин);

в) глубина (стремление и способность вскрыть существенные стороны и особенности объекта мышления);

г) гибкость и подвижность (умение быстро устанавливать новые связи, сочетания);

д) логичность (строгая последовательность в умозаключениях и суждениях);

е) доказательность (строгая обоснованность мышления);

ж) критичность (строгий контроль за ходом мышления) и т.д.

3. Пути обучения мышлению (методические рекомендации).

Развитие - один из необходимых результатов любого педагогически разумного обучения. Однако развивающий эффект обучения может быть весьма различным. В любом случае мышление определяет развитие личности, то есть все психические процессы подчинены логике формирования процессов мышления. Можно сказать, каково мышление младшего школьника, такова его психика.

В школьном обучении ребенок впервые сталкивается с принципиально новым для него типом знания - понятием, которое становится ведущим в его учебной деятельности. Если дошкольник решал разнообразные практические или игровые задачи в чувственно-житейской форме, то школьнику все чаще приходится сталкиваться с научными понятиями. Это обстоятельство ускоряет развитие мышления от наглядно-образного к словесно-логическому.

В центре учебной деятельности младшего школьника - его учебная задача, результатом ее решения является теоретическое понятие об определенной области действительности (величина, фонема, число, морфема) и одновременно способ решения всех конкретно-практических задач, связанных с этим понятием. Перед учителем ставится задача обучить детей самим приемам умственной деятельности (умственным действиям). Поэтому учение представляет собой процесс одновременного накопления знаний и владения приемами оперирования ими. Овладение приемами умственной деятельности происходит через:

а) ознакомление учащихся с ними;

б) упражнение - применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале;

в) перенос - использование приемов при решении новых задач.

Таким образом, путь формирования приемов умственной деятельности таков: усвоение содержания приема - самостоятельное его применение - перенос в новую ситуацию.

Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний ("Пустая голова не рассуждает", - П.П. Блонский). В процессе школьного обучения ребенку нужно не просто сообщить "сумму знаний", но сформировать у него, насколько это возможно, на доступном ему уровне, систему взаимосвязанных знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру. Здесь цель обучения решает две главные задачи:

а) сообщить ребенку доступные ему сведения, накопленные человечеством в разных областях знания;

б) развить его ум, его мышление. ("Ум - это хорошо организованная система знаний", - К.Д.Ушинский).

Условиями умственного развития являются:

1) Развитие должно исходить из достигнутого уровня каждого учащегося.

2) Необходимо выявить этот уровень у каждого ребенка.

3) Индивидуализация обучения.

4) Развивающие задания с оптимальными трудностями, которые должны формировать рациональные умения умственного труда (при соответствующих средствах обучения).

5) Усвоение знаний в систематическом порядке.

6) Знания должны взаимодействовать с жизнью, с практикой.

Также необходимым условием умственного развития является формирование теоретического мышления, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте. Образование понятий и обобщений должно идти через непроизвольное запоминание, которое в свою очередь позволяет входить в мир научных знаний легко и свободно. Оно позволяет мышлению окрепнуть, стать, как принято говорить, на ноги. Это одновременно и путь совершенствования самой памяти, формирование ее механизмов.

Программа I класса еще не предусматривает теоретическое изучение правил, все познается на основе практических действий, выводы и обобщения делаются в результате многократных наблюдений, сравнений. Для ребенка естественно: знать - значит уметь, потому, что знание получено с помощью его собственных действий, анализа предмета. Главное, чтобы все действия ученик выполнял осмысленно, не повторял механически. Осмысленность здесь будет зависеть от активности в обучении.

Если не удалось овладеть знаниями при первичном восприятии и повторении, работа по их закреплению в памяти требует сравнительно большой последующей затраты времени. Такой материал целесообразно разбивать на несколько смысловых единиц и каждую часть повторять и воспроизводить отдельно в определенную единицу времени, отделяя усвоение одной части от другой отдыхом в 5-10 минут.

Психологические исследования показали, что из памяти скорее всего исчезают формулировки определений, описательный материал, дольше всего сохраняются знания, основанные на понимании закономерностей, причинно-следственных связей.

Существует три способа усвоения знаний :

1. Способ осмысленного, дословного или недословного заучивания формулировок, выводов, правил, текстов путем многократных повторений.

2. Заучивание материала путем многократного его применения на практике.

3. Заучивание и запоминание учебного материала путем переработки его в обобщенные и абстрактные формы. Методика этого способа включает в себя 2 этапа: а) подготовительный этап - изучение материала, его осмысливание, осознание фактов, примеров; б) основной этап - материал каждого изученного параграфа, темы перерабатывается, сводится к единым основаниям (например, если два элемента между собой равны (или не равны), и один из которых соответственно равен (или неравен) по отношению к третьему, то и второй элемент по отношению к третьему может относиться соответственно).

Кроме этого необходимо проводить параллели между различными явлениями и фактами, давать задания на умение различать в них сходный материал. Это усиливает гибкость мышления и вырабатывает умения: вспомнить нужные знания, отобрать из них только те, которые требует поставленная задача. Припоминание, связанное с отбором, анализом и использование знаний в новых условиях - это сложный умственный труд.

Повышение развивающей функции обучения зависит от усиления роли общих идей в учебном материале, которые как бы "цементируют" отдельные факты и создают возможность для широких обобщений и формируют у учащихся системы знаний различной меры общности. Поэтому необходимо сократить удельный вес фактического материала на уроке, вводить чаще и смелее теоретические знания крупными блоками с минимальной дозой конкретизации (ведущая роль теоретических знаний - Д.Б.Богоявленский, Н.А.Менчинская, Л.В.Занков). Это связано также с межпредметными обобщениями и укрупнением единицы знания (В.В.Давыдов, П.М.Эрдниев). Опережающее и проблемное обучение создают для детей неожиданные аналогии, сопоставления, оригинальные догадки, неясные знания, влияющие на характер мотивации и активность мыслительных процессов.

Исходя из целей умственного развития ребенка, В.А.Сухомлинский сформулировал следующие требования к построению урока в начальной школе:

1. Сочетание, объединение, слияние практической работы с восприятием знаний, развитием, углублением и применением.

2. Применение знаний в разнообразных формах с целью их проверки.

3. Длительность, постепенность процесса овладения знаниями.

Для доступности обучения младших школьников рекомендуется использовать условно-знаковую наглядность, что достигается при помощи действий замещения и наглядного моделирования (Л.А.Венгер).

Замещение - условная подстановка знаков, символов вместо реальных предметов и явлений (опорные сигналы). Замещение ведет к пониманию истинного значения слов, отношений между объектами и т.д.

Наглядные модели - предметы обозначены при помощи условных заместителей в пространстве (в объеме и на плоскости).

Заместители и наглядные модели помогают детям представлять в уме все, о чем рассказывает учитель, заранее "видеть" возможные результаты собственных действий. Работа с заместителями и наглядными моделями постепенно вырабатывает действия замещения и моделирования.

Особое внимание уделяется домашней учебной работе ученика. Сотрудничество учителя с родителями необходимо налаживать с первого класса, так как большую часть времени ребенок проводит в общении с родителями. Родители осуществляют умственное воспитание лишь от случая к случаю, опираясь при этом в основном на здравый смысл и свой индивидуальный опыт, который неизбежно является ограниченным. "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому", - это положение является аксиомой воспитания. Каждый здоровый, нормальный человек получает от родителей "полный набор" задатков всех человеческих способностей. И сделать талантливым своего ребенка располагают те родители, у которых он родился без какой-либо патологии, и они будут заниматься развитием его способностей с самого раннего возраста. Ведь около 50% умственных способностей в переработке информации формируется у ребенка до 4 лет и 80% - к 8 годам.

К сожалению, многие факторы нашего времени нас не радуют. Дети перегружены, физически ослаблены. Показательным является то обстоятельство, что за 10 лет обучения они высиживают на уроках более 12 тысяч часов, у экранов телевизора - 20 тысяч часов.

2. Установить, к какому разделу изучаемого предмета относится данная задача.

3. Осознать цель задачи: что необходимо найти.

4. Наметить план решения, разбить решение на ряд последовательных этапов.

5. Осуществить план решения, контролируя каждый свой шаг.

6. Проанализировать ответ: правилен ли он по размерности, по жизненной реальности результата.

Назначение Учителя должно сводиться к следующему постулату: "Создать, сохранить, поддержать, утвердить!"

екатерина манжосова
Статья для воспитателей «Умственное развитие детей»

Статья «Умственное развитие »

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна .

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников , Н. Н. Поддьяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания .

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. На умственном развитии ребёнка сказывается и биологические факторы : строение мозга, состояние анализаторов, изменения первой деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Об умственном развитии ребёнка судит по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие , память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум . В дошкольном возрасте с большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от и комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и она бучение .

Умственное воспитание планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие , способствует ему. В дошкольные года наблюдается более высокие темпы умственного развития , чем в последующие возрастные периоды. Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образовательных форм познания : восприятия , образовательного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Умственное воспитание ребёнка , как подчёркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития , от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик. И на самом деле познавательные процессы, которые развивают у ребёнка , проявляются в различных видах деятельности. Таким образом, умственное воспитание , имея своей целью воздействие на ум, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии , приобретения привычки к здоровому образу жизни.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребёнок учится познавать окружающий мир. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления . При помощи восприятия ребёнок познаёт внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину) . Отражение этих свойств в мозге создаёт образ предмета. Благодаря мышлению ребёнок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями (причинно- следственные, временные, количественные) .

Для полноценного умственного развития ребёнок первых лет жизни необходимо заботится о развитии его восприятия и мышления . В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются :

Сенсорное воспитание (развитие ) ;

- развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями).

Становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направленно на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач : - воспитание любознательности , познавательных интересов.

Так же можно сказать, что умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижных, дидактических) заключены разнообразные знания, мыслительные операции умственного действия , которые дети должны освоить.

В умственное воспитание входят и творческие игры они по своей природе отобразительные в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. Что касается продуктивных видов деятельности (труда, конструирования, изобразительной деятельности) они обладают своими специфическими возможностями для дальнейшего развития планирующей функции мышления. Ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации. В этом и заключается умственное развитие детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы :

1. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : Учеб., пособие для студентов. М.: 2000г.

2. Усова А. П. Обучение в детском саду, 3-е изд., М.: 1981г.

Введение…………………………………………………………………………....…3

1. Понятие об умственном развитии и умственном воспитании…………...…5

2. Показатели умственного развития………………………………………….11

3. Методы и приемы умственного развития детей со сложными нарушениями развития……………………………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………………….…21

Введение

В работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития. Так считали педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, создавшие первые системы дошкольного воспитания. Но в своих трудах А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьякова неоднократно отмечали, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач .

Проблема умственного развития была и остается одной из самых значимых в специальной педагогике и психологии. На современном этапе она приобретает особое значение из-за наметившейся тенденции роста числа детей со сложными и множественными нарушениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Дошкольная специальная педагогика в отношении таких детей только складыва­ется.

Дети со сложным нарушением развития, представляющие по своим сенсорным, двигательным и интеллектуальным возможно­стям разнородную группу, не менее других детей с проблемами развития нуждаются в специальном обучении и воспитании, и соответствующие учреждения должны занять свое место в системе дошкольного специального обучения.

Как гласит специальная педагогика, что необучаемых детей нет, а есть дети с разными возможностями обучения. Можно и нужно обучать и воспитывать каждого ребенка данной категории, учитывая его индивидуальные и часто уникальные возможности. Результаты воспитания и обучения зависят от психофизического состояния ребенка, его активности в освоении окружающего мира, от любви и понимания его проблем со стороны родителей, от своевременности и качества специальной помощи и от многого другого.

При планировании и организации коррекционной работы специалисты и педагоги отдают предпочтение программно-методическим материалам, ориентированным на один ведущий дефект, что не позволяет учитывать структуру нарушения и индивидуальные особенности ребенка. В некоторых случаях за основу индивидуальной образовательной программы берутся программные и методические материалы из опыта работы специалистов других регионов РФ, что не позволяет учитывать региональные особенности.

Наблюдается тенденция к позднему вовлечению родителей (семьи) в качестве активных участников коррекционного процесса.

Как отмечают Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин, умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематизированного обучения. Также умственное развитие происходит в процессе деятельности: предметной, игровой, а затем, и в учебной, в трудовой, в продуктивной (лепка, рисование, аппликация, конструирование) деятельности.

Таким образом, умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы, поэтому педагогические ошибки, допущенные в период дошкольного детства, трудно исправляются в старшем возрасте и отрицательно сказываются на дальнейшем развитии ребенка. Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников со сложными нарушениями, надо знать закономерности и возможности их умственного развития.

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. . На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков .

Козлова и Куликова в своих исследованиях приводят данные ученых (генетиков, психологов): «предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень – до 80%)». Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось, и природа наградила его задатками различения цветов. На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду. Он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т. д.

Условия жизни, воспитание, отношение родителей и педагогов к самому ребенку, и к его деятельности - вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа .

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Итак, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности .

Основными задачами умственного воспитания являются:

Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями);

Становление речи;

Воспитание любознательности, познавательных интересов;

Формирование системы элементарных знаний.

Средства умственного воспитания:

Ø Деятельность детей (бытовая, игровая, продуктивные виды, трудовая).

Ø Предметы материальной и духовной культуры (игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, ДПИ и др.)

Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности. .

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие. Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами. Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе. Или в дошкольном возрасте не воспитали интерес к книге, не развили способность мыслить, переживать на основе художественного слова. Слушая литературное произведение, ребенок должен представить себе его героев, их внешность, действия, понять мотивы поступков, вообразить картины природы. А в его жизни знакомство с художественными произведениями «перепоручили» телевизору. Малышу не надо представлять, воображать, мыслить: все дано на «картинке». В школе преодолеть этот пробел в умственном развитии ребенка бывает очень трудно: сказывается привычка к облегченному восприятию литературного произведения.

Однако когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А.В. Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся мозгом, созревание которого не закончилось, особенности которого еще не сложились, возможности которого еще ограниченны. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка! .

Умственное воспитание ребенка, как справедливо под­черкивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

И действительно, познавательные процессы, которые развивают у ребенка, проявляются в различных видах дея­тельности. Так, у ребенка с развитым воображением скла­дывается образ предстоящей деятельности, он планирует ее, определяет, что для нее потребуется. Знания, которые усваивает ребенок, не просто расширяют его кругозор. Эти знания закладывают отношение к людям, их поступкам, природе, искусству и т. п.

Для развития нравственного облика ребенка важны пред­ставления о моральных нормах, правилах поведения, о кон­кретных проявлениях нравственных качеств. Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг». Кто такой друг? Что значит дружить? Как поступает друг? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведе­ние, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом (как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой), которые становятся осно­вой охраны здоровья, формирования культурно-гигиеничес­ких привычек, усвоения правильных движений.

Приобщение детей к культуре, ознакомление с произведе­ниями искусства, восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии требуют осознания, осмысления, что невозможно без участия воображения, мышления, памяти. Активное включение мыслительной деятельности в процесс эстетического восприятия - предпосылка для формирования оценочных суждений, в которых проявляются наблюдатель­ность ребенка, уровень сенсорной культуры, мышления.

Таким образом, умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на ста­новление его нравственного облика, эстетическом развитие, приобретение привычки к здоровому образу жизни .

Умственное воспитание осуществляется как процесс ус­воения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах по­знания и т. п.

Основная функция умственного воспита­ния детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности, т. е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи вос­приятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину и др.). Отраже­ние этих свойств в мозге создает образ предмета. Благода­ря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свой­ства, связи между предметами и явлениями (причинно-след­ственные, временные, количественные и другие связи). Результаты мышления отражаются с помощью слова.

Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется впервые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления Л. С. Выготский относит к возрасту около 2 лет. В основе развития мышления лежит восприятие, которое предоставляет для углубленного познания чувственный (сенсорный) опыт. На протяжении дошкольного возраста восприятие готовит мышление, дает ему «пищу» для анализа, сравнения, обобщения, выводов. Мышление, в свою очередь, положительно влияет на развитие и совершенствование восприятия, усиливая его целенаправленность, продуктивность.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

Сенсорное воспитание (развитие);

Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

Становление речи.

Умственное воспитание детей этого возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому одна из его задач:

Воспитание любознательности, познавательных интересов.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Рассматривает ли ребенок божью коровку, которая села к нему на ладошку, слушает ли рассказ мамы о ней или рисует ее «портрет» - у него возникает представление о предмете познания (божьей коровке). Это представление складывается в виде образа, но может получить выражение в речи, жестах, мимике, модели (рисунок).

Таким образом, чтобы найти пути оптимального решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, - с другой.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16