Занятия психолога с детьми аутистами в школе. Коррекционная работа с ребенком аутистом, с чего начать или "дорогу осилит идущий"

Вопрос №1

План развития начальной школы-детский сад компенсирующего вида

Цель Программы:

Обеспечение комплексного подхода к решению проблемы коррекции, сохранения и развития здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста в инклюзивном образовательном учреждении.

Задачи Программы:

Обеспечить медико-педагогическую поддержку каждого ребенка, способствующую максимальному развитию его личности.

Достичь нового образовательного результата в ОУ компенсирующего вида, функционирующего в условиях инклюзивного образования (совместного образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей) через:

Оптимизацию образовательного процесса;

Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса;

Обновление материально-технической базы.

Разработать и реализовать программу комплексного развития личности детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе, обеспечить образовательные запросы особых категорий детей (детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов).

Обеспечить сотрудничество педагогов, специалистов, медицинских работников и родителей по физическому развитию и оздоровлению детей в ДОУ и семье;

Апробировать новые организационные психолого-педагогические формы и методы работы, способные обеспечить интеграцию детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в группах нормально развивающихся детей, детей с менее отягощёнными диагнозами.

Гарантировать сохранение благоприятного микросоциума – одного из основных условий формирования адаптационных механизмов детей, раскрытия их индивидуальности и личностного роста.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Достижение нового образовательного результата в ГОУ компенсирующего вида, функционирующего в условиях инклюзивного образования, путем

Оптимизации образовательного процесса;

Повышения профессионализма педагогов и воспитателей;



Обновления материально-технической базы и пр.

Программа комплексного развития личности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Создание в ГОУ системы медико-педагогической поддержки каждого ребенка, способствующей максимальному развитию его личности.

Отбор психолого-педагогических форм и методов работы, способных обеспечить интеграцию детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в группах нормально развивающихся детей, детей с менее отягощёнными диагнозами.

Реальное сотрудничество педагогов, воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей по физическому развитию и оздоровлению детей в ДОУ и семье;

Успешное освоение образовательной программы ОУ, психолого-педагогическая готовность детей к обучению в начальной школе (для дошкольников) и средней школе (для младших школьников).

План развития ДОУ

Приоритетными задачами развития ДОУ№4 «Сказка» являются:

1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка на основе диагностики его развития, равных стартовых возможностей.

2. Осуществление коррекции в развитии речи.

3. Осуществление работы, направленной на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни, создание благоприятного режима двигательной активности.

4. Создание условий, способствующих становлению гражданских, патриотических, нравственно-этических основ личности ребёнка, приобщение к русской национальной культуре

5. Формирование основ экологической культуры, совершенствование работы по экологическому воспитанию.

6. Осуществление деятельности по укреплению сотрудничества с семьями воспитанников, привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях.

7. Сотрудничество со школами города в рамках преемственности образования между детским садом и школой.

8. Предоставление воспитанникам ДОУ № 4 «Сказка» дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих интеллектуальное, личностное и творческое развитие детей.

9. Привлечение дополнительных ресурсов для развития ДОУ № 4 «Сказка».

Сроки реализации программы: 2011-2014 гг.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Укрепление кадрового потенциала ДОУ№4 «Сказка»;

Повышение уровня качества образования;

Расширение спектра дополнительных услуг для воспитанников;

Укрепление материально-технической базы.

Основные проблемы

Дошкольное учреждение нуждается в капитальном ремонте. Требуется замена системы канализации, водоснабжения, электропроводки.

Требуются:

Новое игровое оборудование на участки для прогулок воспитанников;

Новое спортивное оборудование на спортплощадку;

Новое игровое оборудование и мебель для групп;

Мультимедийный проектор для оснащения учебно-воспитательного процесса;

Ожидаемые результаты

Реализация поставленных задач должна способствовать:

· Обеспечению психофизического благополучия детей в условиях общественного воспитания, социальной адаптации к социуму, развивающему общению с взрослыми и детьми.

· Изучению и обобщению опыта работы педагогов по воспитанию и обучению дошкольников.

· Внедрению инновационных технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

· Улучшению материально-технической базы.

· Построению современной развивающей среды.

· Снижению детской заболеваемости, повышению сопротивляемости организма, приобщению ребенка к здоровому образу жизни и овладению разнообразными видами двигательной активности.

· Совершенствование форм семейного воспитания детей.

· Обеспечению равных возможностей для получения дошкольного образования

Вопрос №2

Игра как средство развития творческой деятельности старших дошкольников

Проблема: может ли игра являться средством развития творческой деятельности старших дошкольников.

Целью данной работы является теоретический анализ и экспериментальная проверка развития творческой деятельности в игре старших дошкольников

Объектом: творческая деятельность старших дошкольников

Предметом - игра как средство развития творческой деятельности старших дошкольников

В ходе работы была выдвинута гипотеза: игра будет является средством развития творческой деятельности старших дошкольников, если создаются следующие условия:

1. Создание игровой предметно - развивающей среды, и дальнейшее ее изменение;

2. Гарантия самостоятельности и свободы ребенка в игре;

3. Специальная работа, проводимая педагогом по развитию творческой деятельности в игре старших дошкольников.

Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать средства развития творческой деятельности

2. Определить влияние средств развития творческой деятельности

3. Эмпирическим путем исследовать игру как средство развития творческой деятельности

Методы исследования :

Теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы);

Эмпирические (педагогические наблюдения, педагогический эксперимент).

Методы математической обработки данных (расчет U-критерия Манна-Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена)

Вопрос №9

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Актуальность проблемы.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

Отгороженность от внешнего мира;

Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

Неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/

Недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

Приверженность к сохранению неизменности окружающего;

Неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

Однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

Разнообразные речевые нарушения при РДА;

У детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

Развитие познавательных навыков;

Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

Обучение его простым навыкам контакта;

Обучение ребенка более сложным формам поведения;

Развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

Развитие внимания;

Развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,

Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас

Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Я твой друг

И ты мой друг,

Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!

А теперь пойдем налево! Раз, два, три!

Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!

Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!

Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!

И легонечко привстанем! Раз, два, три!

Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!

Повертим над головой!! Раз, два, три!

И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.

Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд

Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Вопрос №12

Программа коррекционно – развивающих занятий для детей 4-5 лет "Веселютник и все-все-все"

Пояснительная записка

Актуальность. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуация у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Хотя чувства гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Уменьшить, снять негативное состояние детей можно через позитивное движение (толкалки, стучалки, построение и разрушение башен из кубиков, «рубка дров»), рисование, игры с песком и водой, психогимнастические этюды, обыгрывающие базовые эмоции: радость, удивление, гнев, горе, грусть, страх. В ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения.

Цели: развитие эмоционально – волевой сферы у дошкольников в возрасте 4-5 лет.

Задачи:

1. познакомить детей с основными эмоциями,

2. способствовать осознанию собственных эмоций,

3. формировать умение понимать эмоции других людей,

4. развивать способность выражать свои эмоции вербально и невербально,

5. формировать умение выражаться сои негативные эмоции социально приемлемыми способами,

6. развитие рефлексии,

7. формирование адекватной самооценки у детей,

8. обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения,

9. создание условий для творчества и самовыражения дошкольников,

Программа имеет коррекционно – развивающее направление, подготовительный уровень.

Данная программа адресована детям в возрасте 4-5 лет, посещающих детский сад.

В качестве методической основы взяты программы Т. Абдурасуловой, И. Вежновец, Т. Громовой, Н., Карпекиной, С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник, В.М. Минаевой, Н. Новиковой, О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной, О.Л. Князевой.

Занятия по данной программе могут быть рекомендованы детям с незрелой эмоционально – волевой сферой. Противопоказана детям аутичным, гиперактивным, с выраженными чертами агрессивности и враждебности. С такими детьми сначала необходимо провести индивидуальную работу.

Программа включает 16 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6-8 человек.

Апробирована в течение двух лет на базе детских садов № 302 и №66 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа, №30 г. Белебея Республики Башкортостан.

Условия реализации. Требования к помещению: просторная комната, столы и стулья по числу участников, желательно, чтобы она запиралась, во избежание посторонних помех.

Необходимые материалы: портреты домовых; цветы с большими лепестками из картона, в сердцевине которых нарисованы пиктограммы эмоций; стаканы с водой, краски, блестки, кисточки, листы бумаги, карандаши или фломастеры; атласные ленты длиной 1-1,5 м ножницы; зеркала по числу детей; мяч, клубочек пряжи яркого цвета; картинка с изображением Тяни – Толкая, грустно – веселого принца; мишень на стене, резиновые шарики наполненные крупой, песком и т.д.; пластиковые бутылки; бумага черного цвета; аудиоаппаратура, кассеты с записью мелодий для релаксации, перышко.

Предполагаемый результат. Психологические занятия по данной программе повышают коммуникативную компетентность детей, происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка, меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими, развивается способность сознавать и контролировать свои эмоции.

В качестве входящей и исходящей диагностики для исследования эффективности проведенных занятий можно использовать методику «Волшебная страна чувств» для исследования психоэмоционального состояния Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой.

Структура занятий.

I. Ритуал приветствия. Упражнение «Солнышко».

II. Разминка (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей).

III. Основное содержание занятий (совокупность психотехнических упражнений и игр, направленных на решение задач данной программы).

Игры с правилами, словесные, ролевые, подвижные, развивающие,

Разыгрывание этюдов,

Свободное и тематическое рисование,

Игры с зеркалом,

Игры с лентами,

Релаксационные упражнения,

IV. Рефлексия занятия (эмоциональная и смысловая оценка занятия): беседа.

V. Ритуал прощания. Упражнение «Ручеек радости».

Занятие 1.

«Удивительный мир».

Цель: Знакомство. Способствовать сплочению группы, создание атмосферы доверия, формирование адекватной самооценки.

Материалы: клубочек пряжи яркого цвета, игрушка «Солнышко».

А теперь мы с вами немного поиграем в волшебную игру. Эта игра сделает так, чтобы мы крепко – крепко подружились. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит этот клубок, чувствует, как его зовут, что хочет пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку. Когда клубок вернется к психологу, дети натягивают нить и видят объединившую их паутинку.

Ребята, покажите, где у вас находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. А теперь погладьте себя и скажите «хороший мальчик» или «хорошая девочка».

Вы знаете, что в нашем детском саду живут домовые? Днем они тихо дремлют в укромных уголках, а вечером, когда мы все расходимся по домам, они вылезают, зажигают свечку и садятся вокруг неё. И тогда домовые начинают разговор. Они любят поговорить. Особенно им интересно рассказывать разные истории из тех, что случаются с нами днем. Но поскольку сами домовые днем спят, они очень любят слушать наши истории. Просто мечтают, чтобы кто-нибудь чего-нибудь о себе рассказал!

Причем все наши домовые – абсолютно разные, как и мы с вами. Один любит веселые истории, любит прыгнуть на ладошку и ждет, блестя глазами, когда с ним поделятся радостью! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется пушистым бочком, слушает и очень-очень рассказчику сочувствует. Третьему домовому нравятся истории сердитые. Брови насупит, кулачки сожмет и слушает, затаив дыхание, историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает! Четвертый домовой предпочитает истории страшные. Пряниками не корми – дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат и шерстка дыбом становится. Пятый домовой любит удивительные истории про то, что, кажется, и на свете то не бывает. Слушает, раскрыв глаза и удивляется!

Рефлексия.

Занятие 2.

Веселютник 1.

Цель: Способствовать сплочению группы, формирование адекватной самооценки. Знакомство и проигрывание эмоции радости.

Материалы: игрушка «Солнышко», изображение домового, рисунок ромашки, зеркала, бумага и карандаши, стакан с водой..

Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть. И хочу подарить вам солнышко. Появляется игрушка Солнышко. Здравствуй, солнышко! А теперь я передам солнышко Леночке. Здравствуй, Леночка! Я рада тебя видеть. Лена передаст солнышко Ване и скажет: «Здравствуй, Ваня! Я рада тебя видеть» и т.д.

Сегодня мы познакомимся с домовым по имени Веселютник. Посмотрите, ребята, какой он веселый, как блестят от радости его глазки. Давайте скажем что-нибудь приятное ему. И поприветствуем его. А как? Сейчас покажу. Мы поиграем при помощи сердечка. Нужно передавать его рядом стоящему, и сказать приятные слова – комплименты: «Лена, у тебя красивое платье. Ваня, мне нравится твоя улыбка» и т.д.

Что же такое радость? Как вы думаете, что нас радует? Ребята, посмотрите, какую рожицу я нарисовала. Вокруг нее я приклеила лепестки и получилась ромашка. На лепестках мы с вами напишем то, что вы мне говорили, когда заканчивали предложение «Я радуюсь, когда…».

Ребята, вы все знаете, что мы чувствуем себя хорошо, когда у нас все получается, мы всем довольны и всех любим. В это время наше настроение похоже на чистую воду, и мысли у нас ясные и «чистые» (показывает стакан с чистой водой). Когда же к нам в голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и перемешивает их палочкой).

Наш домовой Веселютник очень хочет иметь портрет каждого из вас, чтобы оформить красивый альбом на память. Давайте сделаем свои портреты для домового. Веселютник просит изобразить себя так, чтобы сразу можно было догадаться, что веселье – самый лучший друг. Для этого дети сначала рассматривают свои отражения в зеркалах и вместе выделяют отличительные особенности внешности. Психолог может помогать вопросами:

Какой у тебя цвет волос, глаз, прическа и т.д.?

Затем дети изображают эмоцию радости.

Молодцы, ребята. А давайте нарисуем что - нибудь веселое – превеселое. Возьмите цветные карандаши в обе ручки и закройте глазки. А теперь, не глядя, нарисуйте что-нибудь на листочках.

Рефлексия.

А теперь, когда наше занятие подошло к концу, давайте встанем, возьмемся за руки, закроем глаза и мысленно передадим друг другу радость.

Занятие 3.

Веселютник 2.

Цель: Способствовать сплочению группы. Знакомство и проигрывание эмоции радости. Создание атмосферы для творческого самовыражения.

Материалы: изображение домового, мягкая игрушка «Сердечко», атласные ленты, краски, кисточки, бумага,

Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть. И хочу подарить вам солнышко. Появляется игрушка Солнышко. Здравствуй, солнышко! А теперь я передам солнышко Леночке. Здравствуй, Леночка! Я рада тебя видеть. Лена передаст солнышко Ване и скажет: «Здравствуй, Ваня! Я рада тебя видеть» и т.д.

Ребята, давайте поприветствуем Веселютника при помощи сердечка. Нужно передавать его рядом стоящему, и сказать приятные слова – комплименты: «Адель, у тебя красивое платье. Никита, мне нравится твоя улыбка» и т.д.

Ребята, давайте превратимся в морские волны и покажем с помощью лент радость, веселье, покажем волны радости.

Молодцы, а теперь давайте нарисуем веселую – веселую кляксу. Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть «кляксу» на лист и сложить лист пополам так, что «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная «клякса». Затем дать ей доброе веселое имя.

К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светлые краски, и видеть приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и др.). Посредством общения со спокойным ребенком на предмет интерпретации «кляксы» агрессивный ребенок успокаивается.

Ребята, когда вы веселитесь, вы весело смеетесь, собаки – весело лают и виляют хвостиком, а котята – весело мяучат или мурчат. Покажите, как весело лают собачки, мяучат котята, чирикают воробышки и т.д.

А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим, что мы одно большое животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе вделаем вдох – выдох, вдох – выдох, еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. Ещё раз тек – шаг вперед, тук – шаг назад.

Рефлексия.

А теперь, когда наше занятие подошло к концу, давайте встанем, возьмемся за руки, закроем глаза и мысленно передадим друг другу радость.

Занятие 4.

Веселютник 3

Цель: Способствовать сплочению группы. Снятие психоэмоционального напряжения. Проигрывание эмоции радости.

Материалы: изображение домового, игрушки «Солнышко» и «Сердечко», коробка с конфетами.

Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть. И хочу подарить вам солнышко. Появляется игрушка Солнышко. Здравствуй, солнышко! А теперь я передам солнышко Леночке. Здравствуй, Леночка! Я рада тебя видеть. Лена передаст солнышко Ване и скажет: «Здравствуй, Ваня! Я рада тебя видеть» и т.д.

Ребята, давайте поприветствуем Веселютника при помощи сердечка. Нужно передавать его рядом стоящему, и сказать приятные слова – комплименты: «Юля, у тебя красивое платье. Митя, мне нравится твоя улыбка» и т.д.

Ребята, послушайте, какое интересное стихотворение я нашла.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

Мне весело с тобой!

И долго – долго облачку

Махал я вслед рукой.

Детям предлагается изобразить радостное, веселое облачко, плывущее над землей.

Ребята, давайте немного отдохнем. Включается музыка для релаксации. Дети ложатся на ковер.

Солнечный зайчик,

Милый наш друг,

Поможет нам вместе

Отдохнуть.

Поудобнее ты сядь,

Начинаем представлять.

Как глаза закроешь,

Шепотом скажи:

«Солнечный зайчик

В гости приходи!».

Пальцы рук почувствовали легкое тепло,

Выше поднимает к плечикам оно.

Прыгнул зайчик в ножки,

Стал коленки греть.

Ножкам хорошо так –

Хочется взлететь.

Вот погрел он ножки,

Притронулся к спине.

Плечики согрелись,

Как приятно мне.

Шейку зайчик греет,

Щечки, ушки, нос.

Добрую улыбку

Зайчик нам принес.

Язычок стал мягким.

Рот открылся чуть.

Солнечный наш зайчик

Приглашает в путь.

В сказку вместе с другом,

Мы с радостью пойдем.

Любуемся цветами,

Песенки поем.

Нам пора вернуться,

Встретимся опять.

Все, что ты увидел?

Хочешь рассказать?

А теперь послушайте, что я вам принесла. Показать детям коробку, закрытую крышкой. Потрясти коробочку, а дети пусть попытаются на слух догадаться, что там находится. Как вы думаете, что там может быть? Это конфетки. Но не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что модно пожелать людям, которые живут на земле…

Примеры высказываний детей:

Пусть они избавятся от болезней,

Пусть никогда не умирают,

Пусть у всех будет дом,

Пусть у всех будет обед,

Пусть все живут хорошо,

Пусть все будут счастливы.

И тогда все люди станут радостными!

Рефлексия.

А теперь, когда наше занятие подошло к концу, давайте встанем, возьмемся за руки, закроем глаза и мысленно передадим друг другу радость.

Занятие 5.

Грустинка 1.

Цель: Способствовать сплочению группы. Знакомство и проигрывание эмоции грусти.

Материалы: изображение домового, колокольчик, игрушка «Солнышко», цветок с большими лепестками из картона, стаканы с водой, краски, блестки, кисточки, листы бумаги, карандаши или фломастеры.

На семью, где есть ребенок аутист возложена очень ответственная роль. В нашей статье мы разберемся как помочь родителям правильно общаться и как заниматься с детьми аутистами.

Очень важно чтобы вы не отрицали действительность, не впадали в депрессию или уныние, когда узнаете о том, что ваш ребенок аутист. Нужно стараться не тратить время зря, а быстрее искать способы, которые могут помочь и родителям и ребенку адаптироваться в сложившейся ситуации и решить проблемы.

Аутизм - это нарушение развития головного мозга, при котором формируется сильный дефицит социального и психологического взаимодействия с окружающей средой, людьми.

Не смотря на то, что аутизм - это неизлечимое заболевание, существует много разных методик и занятий для детей аутистов. Чем раньше вы начнете действовать, тем продуктивнее будет результат. Дети в раннем детстве очень пластичны в плане эмоционального и психологического состояния, правильное и скорректированное воздействие в виде специальных игр и занятий поможет ребенку быстрее адаптироваться и принимать мир в комфортном свете. Для лучшего эффекта используется система мер, которая включает в себя медикаментозное лечение, физическую культуру, работу с психологами и педагогами и различные виды терапии.

Рассмотрим основные принципы проведения занятий с аутичными детьми, что необходимо сделать:

  • Индивидуально составить занятия в детском учреждении, где сначала будет проводиться просто знакомство с окружающей средой и остальными детьми.
Для детей аутистов попадание в новую незнакомую обстановку является огромным стрессом. Такому ребенку требуется большое количество времени чтобы привыкнуть к новому окружению и не пугаться его.
  • Наладить доверие и создать партнерские и дружеские отношения, чтобы малыш мог без опаски слушать и пытался лучше понимать что от него хотят. Важно общаться с ребенком аутистом на его языке, делать большое количество жестов, сильно мотать головой при ответе “да” или “нет”;
  • Уметь понимать, что ребенок “говорит”, когда он просто смотрит на вас. Многие дети аутисты не разговорчивы, они стремятся к уединению. Важно научиться понимать все жесты и взгляд малыша;
  • Стараться не смотреть прямо в глаза ребенку аутисту, так как это может восприниматься им как вторжение в личное пространство и вызовет лишние негативные эмоции или стресс;
  • Одно из самых главных правил в общении и при проведении занятий с такими детьми - это сохранять максимальное спокойствие. Чтобы у ребенка не было лишних стрессов, каких-то эмоциональных всплесков и потрясений. Малышу важно, чтобы он чувствовал, что находится в безопасном месте и спокойной обстановке.

Давайте более подробно поговорим о том как заниматься, если ребенок аутист. В современном мире существуют специальные центры и детские учреждения, для детей с диагнозом “аутизм”. Там как и в обычных детских садах и школах проводят стандартные занятия, которые заточены и скорректированы для детей с такими особенностями. Детей обучают грамоте, счету, художественному творчеству, развивают навыки общения, сенсорную интеграцию. Рассмотрим каждое занятие более подробно:

  • Развитие навыков общения проводится в виде игры. Детей просят сесть в круг для совместного времяпровождения, они могут петь, лепить, слушать различные истории педагога. Песни поются не простые, а которые будут взаимодействовать с движением частей тела. Взмахи руками, раскачивание головой и тому подобное;
  • Обучение грамоте и счету также чаще всего происходит в виде игры. Детей просят выстроить кубики в ряд и сосчитать их количество, разобрать предметы по цветам. Проводятся занятия с картинками, когда детям показывают карточки, а они называют и описывают то, что на них изображено;
  • Сенсорная интеграция. Это занятия, которые развивают и стимулируют различные органы чувств у ребенка. Они руками трогают предметы различных форм и поверхностей.
В домашних условиях можно тоже создать сенсорную комнату, где ребенок будет заниматься. Специалист подскажет как лучше это сделать и какие предметы там должны находиться.
  • Художественное творчество включает в себя занятия с пластилином, кинетическим песком, тестом. Дети стараются делать различные поделки с педагогами, также рисуют красками, фломастерами и карандашами.

Разделы: Школьная психологическая служба

Актуальность проблемы.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цели программы:

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование занятий по программе

Кол-во часов Номера занятий
Первичная диагностика. Методика наблюдения.
1.ЭТАП
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций
Диагностика активности
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений
Диагностика оценки своего поведения
Диагностика внимания, памяти
2.ЭТАП
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».
3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»
3.ЭТАП
1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)
4.ЭТАП
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд.
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья
5.ЭТАП
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.
6.ЭТАП
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей.
Итоговая диагностика. Диагностика активности.
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

Установление контакта с аутичным ребенком.

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

Тема: Домашние животные.

Цель: развить единство сенсорного восприятия как базы для формирования экспрессивной и импрессивной речи.

Задачи:

  • учить воспринимать в единой совокупности (зрительно, тактильно, на слух) реалии окружающего мира на материале занятия;
  • формировать навык слежения за перемещением предмета в пространстве;
  • развитие мыслительных операций: конкретизация, обобщение;
  • развитие импрессивной речи;
  • формирование первичных навыков экспрессивной речи;
  • воспитание учебного поведения и общеучебных умений.

Педагогический инструментарий:

  • модели игрушек домашних животных (корова, собака, овца);
  • фотографии моделей игрушек животных, фотографии настоящих животных;
  • изображение в рисунках животных разнообразных по окрасу и позе;
  • компьютерное приложение (изображение животных, звуковая запись реально издаваемых звуков животными).

Ход занятия

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Примечание

Орг.момент

Формирование навыка смотреть в лицо.

Федя, привет. Посмотри на меня.

Вот нос. А это щеки. Хорошо смотришь, молодец. Вот глазки. Ку-ку. Это глазки. Хорошо.

Учащийся позволяет педагогу выполнять манипуляции. Смотрит в лицо педагогу и следит за своими движениями.

Педагог берет руки ребенка в свои руки, исследует ими свое лицо. Надувает щеки и лопает указательными пальцами ребенка свои надутые щеки. Трогает пальцами ребенка свои ресницы. Педагог закрывает свои глаза руками ребенка, затем открывает и говорит: «Ку-ку»

Формирование навыка следить за передвижение предмета в пространстве.

Молодец! Дай пять! Лови руки.

Ищет руки педагога.

Педагог и ребенок хлопают друг друга в ладошки, аккомпанируя: «Мо-ло-дец!», педагог на последнем слове неожиданно либо убирает руки в сторону, либо щекочет, что провоцирует ребенка следить за действиями педагога.

Основная часть

Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией

Будем заниматься.

Педагог по одной протягивает игрушку-модель для соотнесения с фотографией.

Ребенок соотносит игрушку и фотографию, раскладывает по категории

Перед ребенком выкладываются три фотографии животных (корова, овца, собака).

Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией, фотографией настоящего животного и нарисованного изображения

Педагог по одной протягивает фотографию или рисунок для дальнейшей сортировки.

Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения.

Слухо-зрительное соотнесение моделей игрушек животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных.

Педагог выделяет на мониторе изображения одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Где? Покажи!»

Ребенок указывает указательным жестом на соответствующую игрушку.


Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как самой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.

Работа по подражательной деятельности

Федя, сделай как я.

Ребенок выполняет подражательные движения.

Педагог хлопает в ладоши, дотрагивается до своего носа, стучит кубиком по столу. Инструкции выполняются поочередно. При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку.

Слухо-зрительное соотнесение фотографий животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания

Педагог выделяет на мониторе изображение одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Му, дай», «Ава, ава, дай», «Бе, дай»

Ребенок дает соответствующую фотографию.

Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.

Слуховое соотнесение рисунков животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных совместно с наложением звукоподражания

Ребенок берет соответствующий рисунок.

Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.
Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения. Ставит игрушку на место и снова задает вопрос.

Формирование навыков экспрессивной речи.

Педагог, провоцируя ребенка к повторению, произносит: «Му, покажи», «Ава, ава, дай», «Бе, возьми»

Ребенок повторяет за педагогом и выполняет инструкции.

Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных.
При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку.

Заключительный этап

- Федя, молодец.
- Идет коза рогатая за малыми ребятами …

К маме пойдем?
- Пока. Пока.

Ребенок пытается увильнуть от щекотки и перехватить руки педагога.

Да.
Машет рукой.

Выполняются игровые действия