Развитие детей от года до двух. Ребенок от года до двух

После первого Дня рождения в жизни малыша начинается новый, более осознанный этап. Рассказываем, каким направлениям в развитии крохи следует уделить основное внимание в это время.

Физическое развитие

Двигательная функция

Малыш в возрасте года уже уверенно стоит на ногах, а многие детки ходят. С этого момента начинается активное развитие двигательной функции. Чтобы ребёнок быстрее адаптировался к новым условиям и совершенствовал свои умения, взрослым нужно помогать малышу, но в меру. Не стоит делать за кроху то, что ему по силам выполнить самому. Иначе излишняя активность родителей будет тормозить этот процесс. Когда шаги при ходьбе ещё неуверенные - вкладывайте в детскую ладошку указательные пальчики, а не держите за запястья всей рукой. Внимательно изучите возможные «домашние» маршруты ребёнка и уберите с его пути все лишние предметы, которые могут помешать свободному проходу или поранить малыша.

Психомоторное развитие

Когда ребёнок уже активно ходит, садится и встаёт без посторонней помощи, стоит научить его более сложным движениям: прыжкам, приседаниям, лазанию. Развитию этих навыков будут способствовать регулярные и неутомительные игры-задания. Например, утро можно начинать с лёгкой зарядки-разминки, в течение дня - потанцевать под любимые детские мелодии, потопать ножками и похлопать в ладоши вслед за мамой. Ведь малыши в этот период активно подражают взрослым и копируют за ними все действия. Так же отличным вариантом игр, развивающих крупную моторику, станут прятки, салки или игры с мячом. Большой популярностью у родителей пользуются мобильные спортивные уголки для самых маленьких: с перекладинами, шведскими стенками, лесенками и матами. Но помните, любая новая активность должна быть понятной и простой, не вызывать у ребёнка сильных затруднений. Взрослые всегда должны сначала объяснить и показать малышу основные игровые моменты, а потом уже вовлекать его в эту активность.

Упражнения:

  • Поиграйте с ребёнком в футбол. Учите его отбивать мяч то правой, то левой ногой;
  • Проведите совместную разминку. Сделайте наклоны вправо-влево, потяните ручки вверх и в стороны, присядьте и обнимите себя за коленки и так далее.

Особое внимание следует уделить мелкой моторике. Для её развития включайте в ежедневные игры различные сортеры, крупные пазлы, развивающие доски: бизиборды, геодески. Усложняйте задания по мере взросления ребёнка. Мастерите и придумывайте с крохой свои обучающие развлечения: сортируйте крупы, собирайте бусы и браслеты, играйте в пальчиковые игры. Но будьте внимательны. В этом возрасте малыши продолжают пробовать всё на вкус, следите за тем, чтобы ребёнок не проглотил мелкую деталь.

Упражнения:

  • Ребёнок двумя пальчиками должен переложить каждую фасолинку из тарелки в кружку;
  • Вместе с мамой малыш скатывает шарики из пластилина, лепит их на бумагу в произвольном порядке, а дальше украшает каждую пластилиновую лепешку цветной пуговкой;
  • Кроха рисует цветочки пальчиковыми красками: горизонтальными движениями прорисовывает стебельки и листики, а подушечками пальцев - лепесточки и центр цветка.

Координация

Ближе к полутора годам ребёнок уже может справиться с несложными заданиями на координацию движений. Для таких игр можно использовать любые подручные средства: игрушки, посуду, одежду, книги или спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалку, обруч, постепенно усложняя и добавляя новые элементы.

Упражнения:

  • Попросите своё чадо собрать мячики (или другие предметы) и положить их в центр обруча (или кастрюлю);
  • Предложите карапузу переложить книги из стопки одну за одной на другое место.
  • Постепенно усложняйте задания: попросите ребёнка перешагнуть, не касаясь палочки (скакалки), запрыгнуть в обруч, закинуть мяч в корзину и другие игры.


А поговорить?

В возрасте одного года в лексиконе малыша помимо простых и наиболее значимых «мама, папа, баба» имеются и другие слова, которые могут состоять из произвольного набора звуков, букв или отдельных слогов. Но, чтобы речевой и познавательный навык у ребёнка развивался в хорошем темпе, родители должны помогать ему обогащать свой активный и пассивный словарный запас.
Каждый день читайте вместе с малышом стихи и сказки, рассматривайте картинки и объясняйте их значения, показывайте карапузу новые предметы, рассказывайте об их свойствах и качествах. Часто дети привыкают к тому, что их понимают с полуслова или даже с одной буквы и не стараются выговаривать слова полностью. Поэтому чтобы мотивировать кроху развивать речевые навыки, мамы и папы должны вовремя перестать разговаривать на их «детском языке». Помните, что до полутора лет у детей развивается функция понимания речи, а после - пополнения словарного запаса. Причём, если в возрасте года малыш орудует всего десятком слов, к двум годам в его арсенале их уже несколько сотен.

Упражнения:

  • Больше разговаривайте с ребёнком , описывая происходящие события и окружающие предметы;
  • Называйте малышу предметы , чтобы он показывал их на картинках;
  • Попросите кроху выбрать из кучи игрушек именно ту, которую вы назвали;
  • Добавляйте больше занятий по развитию мелкой моторики : сортировка мелких предметов, пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и кинетического песка, рисование пальцами;
  • Помните про игры с развивающими досками , сенсорные картинки с различными поверхностями.

Развитие логического мышления и памяти

На втором году жизни малыш начинает различать предметы, выделять их свойства и качества. Ребёнок уже может самостоятельно рассортировать игрушки по определённым признакам: животные, растения, формы, цвета, кроха приобретает навык сопоставления. Закрепить и улучшить новые умения помогут несложные игры-задания.
Для этого можно использовать красочные пособия с готовыми упражнениями в виде карточек, доски с прорезями в форме геометрических фигур, рамки-вкладыши, пирамидки, цветные кубики, конструктор с крупными деталями. Для начала ребёнку нужно объяснить смысл задания и дать возможность сделать всё самому. Помните, что темпы освоения нового материала малышом могут отличаться от ваших представлений, и на закрепление того или иного навыка может уйти не одна неделя. Запаситесь терпением, но будьте в меру настойчивы и дисциплинированны - занимайтесь регулярно.

Упражнения:

  • Соберите башню из 4-6 кубиков самостоятельно и попросите своё чадо повторить за вами;
  • Сделайте пирамидку из цветных колечек разного диаметра;
  • Игра «Найти маму для малыша»

Здесь понадобятся карточки с животными: на одной - взрослая особь, на другой - детёныши;

  • «Тёплое-холодное»

Сварите два яйца: одно быстро остудите, второе выложите на тарелку. Как только горячее яйцо станет в меру тёплым, достаньте из воды остывшее и дайте потрогать малышу, объясняя, где тёплое, а где холодное (только сначала всегда сами проверьте горячие предметы, чтобы ребёнок не обжёгся).


Развитие бытовых навыков

В возрасте 1-2 лет кроха начинает активно копировать взрослых. Он старается подражать маме и папе во всём, поэтому родителям стоит внимательно следить за своей речью и действиями. Ведь даже если ребёнок ещё не говорит, он всё слышит и ещё лучше запоминает. В это же время малыш пытается показать свой характер и проявить самостоятельность. Не пресекайте его инициативу, пусть учится сам есть ложкой, расчесывать волосы или месить тесто, если ему так хочется. Помощь карапуза должна быть вами оценена по достоинству, даже если после неё вас ждёт в два раза больше уборки - зато ребёнок будет ещё долго с улыбкой на лице помнить вашу благодарность и ощущать свою нужность.

Упражнения:

  • «Метёлка». Дайте малышу веник и пусть упражняется;
  • «Маленький повар». Нарежьте крупно картофелину и морковку, налейте воды в кастрюлю. Пусть кроха сварит суп для кукол (лучше «играть в повара» в ванной комнате);
  • «Мини-уборка». Попросите своё чадо протереть пыль - дайте ему влажную тряпочку (только ни в коем случае не смачивайте её средством для уборки - ребёнок может захотеть попробовать тряпочку на вкус).

Ролевые игры

Важным аспектом развития малыша в возрасте от года до двух лет является навык ролевых отношений. Легче всего его сформировать с помощью сюжетных и драматических игр. Они не только развивают творческое мышление и артистизм, но и приучают ребёнка к условиям взрослой самостоятельной жизни. Среди сюжетно-ролевых игр, самыми популярными оказываются «дочки-матери», «больница», «шофёр».
Даже в возрасте полутора-двух лет малыш уже может покормить куклу, полечить медвежонка или довезти кубики на грузовичке. Что касается драматических игр, здесь кроха действует в рамках заданного сюжета, без возможности его изменения. Это разнообразные домашние постановки или утренники в школах раннего развития, где даже малыши разучивают свои несложные, но главные «роли». Такая театральная практика тренирует память и развивает навык публичных выступлений.

Каждому детскому возрасту свойственны те или иные особенности нервной системы, учитывая которые, маме или другому воспитателю проще находить с подопечным "общий язык". Сегодня мы поговорим об основных законах, по которым действует психика малышей . Зная их, мамы, мы надеемся, будут получать больше удовольствия от общения со своими крохами.

Негибкость внимания

Эту очень свойственную маленьким детям особенность психологи еще называют ригидностью внимания , или застреванием. Родители же порой всерьез считают своего ребенка вредным, с плохим характером и даже делающим нечто им назло. О чем же идет речь? О проблемах с переходом от одного к другому, с переключением . Для малыша от года до двух, до двух с половиной лет это действительно очень непростая вещь.

Вот вы сидите в песочнице, а теперь нужно встать и пойти домой. Ребенок не то чтобы не хочет идти вместе с вами, но совершить этот переход — оторваться от того, чем занят сейчас, — он не может. И это не плохо, это не направлено лично против вас и не является личным качеством ребенка. Это : ему трудно переключиться с одного на другое, у него "реле заедает". Это нельзя изменить, это перерастется само собой. Где-то к двум с половиной годам с переключением становится значительно легче.

А к особенностям этого возраста — от года до двух с половиной, иногда до трех — можно только приспособиться. Знать, что ребенку свойственно застревать. Знать моменты, в которых это случается конкретно у вас. Обычно ситуаций "застревания" считанное количество, они повторяющиеся, и в течение месяца-другого они примерно одни и те же. Разумно эти трудные моменты вычленить и "не наступать на одни и те же грабли": знать эти ловушки — т.е. в какие моменты ваш ребенок склонен орать из-за того, что ему сложно переключиться. Да, это нормально, что он орет, когда он не может переключиться, а вы его заставляете. Его физически "клинит", когда вы предлагаете ему быстро перестать делать одно и начать делать другое.

Физиологически эта "переключалка" должна созреть к двум с половиной, к трем годам. Бывают частичные отставания от этих сроков. Но если "застревание" продолжается и дальше, скорее всего, это не возрастное свойство, а какое-то свойство темперамента, которое очень похоже — есть люди с плохой переключаемостью. У маленького ребенка это все обострено до невозможной степени.

Итак, вы знаете, какие именно моменты перехода для вас особенно сложны, — теперь можно их всячески смягчать . Хорошо, если хватает сил и фантазии смягчать с помощью игр, "отвлекалочек". Имейте в виду: вы не прогибаетесь под ребенка в этот момент, вы не теряете своего достоинства, своих принципов жизненных. Вы только лишь говорите с ним на его языке. Вы знаете, что малышу трудно уйти из песочницы, и вы играете с ним: вот он уже полетел, как будто он — самолетик. Или побежал за мячиком. Вы пытаетесь каким-нибудь способом снять зацикленность с этого действия. Уйти просто так сложно, а побежать за собачкой, которая мимо идет, или догонять друга, или догонять маму, — это проще. Негибкость внимания сохраняется довольно долго. И как раз у детей спокойных сохраняется дольше и серьезнее.

Нет ощущения времени

Еще один стандартный совет, который в большинстве случаев работает хотя бы какое-то время, — это правило трех звонков , предупреждение. Но и предупреждение в этом возрасте воспринимается малышом не так, как, например, старшим дошкольником.

Вот вы говорите: "Через десять минут мы пойдем гулять". Но ребенок не знает, что такое десять минут. В раннем возрасте дети не понимают и не чувствуют длительности временных промежутков . Что такое пять минут, ребенок тоже не знает. Ощущение времени у него еще не включилось и включится очень не скоро. Ребенок от года до двух живет как бы в бесконечности. У него время очень насыщенное и гораздо более растянутое, он не чувствует промежутков.

Мы с вами, в основном, чувствуем, когда прошло пятнадцать минут, когда прошли полчаса. У ребенка чувство временных интервалов включается от шести с половиной до семи лет, на границе школьного возраста. До этого только какие-то упорядоченные спокойные детки могут чувствовать интервалы. У большинства детей чувство времени формируется позже.

Поэтому если вы говорите: "Я тебе двадцать минут назад сказала, чтобы ты убирал игрушки!" — то это совершенно непонятно ребенку. Ребенок не знает, что такое двадцать минут, что для вас это значит и почему вы так нервничаете, что двадцать минут уже прошли. Логика взрослых ему недоступна. Так что в первую очередь эти десять, двадцать минут должны стать для ребенка осязаемы .

Чтобы сделать время осязаемым, есть песочные часы (только укрепленные неподвижно). Есть заведенные будильники. Что такое "десять минут", он не поймет, что такое "мы играем до тех пор, пока не прозвенит звоночек", полуторагодовалый не поймет. Двухлетний скорее всего поймет, а двух-с-половиной-летний поймет очень хорошо. Он может также понять что-то, конкретно приуроченное к вашим действиям: "Ты играешь, пока мама пылесосит".

Но опять же, до двух лет причинно-следственные связи у детей не выстраиваются. Они это услышали. Они даже могут это повторить, если хорошо говорят, но потом, когда вы пылесос выключите... Если ребенок вам двадцать раз проговорил эту фразу, и вы подумали, что вы договорились, — это вы подумали. На самом деле это ничего не значит. Все это из разряда вещей, которые являются как бы работой на будущее, инвестициями. Когда-то это заработает. Когда-то у ребенка дозреют какие-то связи, и он начнет выстраивать логические последовательности.

А сейчас мы делаем так. Первый звонок: "Через десять минут мы пойдем гулять". Второй звонок: "Скоро пойдем гулять", вот уже сейчас. И третий звонок: "Мы собираемся". Не меньше! Ребенок не знает промежутков, но на 10-12-й раз он поймет, что означает, когда вы так говорите. Подумает: "Ага, скоро она начнет меня дергать". Будет предупрежден.

Консерватизм, любовь к стабильности

Итак, вы помните о сложностях переключений-переходов для своего ребенка. И в будни все "ямки" уже известны, вы знаете, где малыш упрямится и застревает. Вы даже научились приспосабливаться к ребенку и идете на уступки. Но вот в выходные дни — вы пытаетесь нагрузить их разными делами, впечатлениями, поездками — ребенку нужно много раз переключиться, больше, чем в обычный день, он выбит из режима. Если количество переходов в полтора-два раза превышает их привычное дневное количество у ребенка, к вечеру резко повышается вероятность истерики. Большое количество переходов — это серьезная перестимуляция , серьезная перегрузка впечатлениями.

Это работает даже не до двух лет, а до четырех, до четырех с половиной лет. С возрастом ребенок способен вынести большее количество переходов от одного к другому. Что считать переходами? Это режимные моменты плюс смена рук: сидели утром с мамой, потом пришла няня, няню сменила бабушка, бабушку сменил папа. К вечеру ребенок невменяемый. Переходом является смена обстановки. Побыли дома с утра, потом поехали в торговый центр, потом — к бабушке, от бабушки — в бассейн, еще куда-нибудь заехали по дороге в гости. Одни переходы — и непременная истерика к концу выходного дня.

Вообще, маленькие дети — большие консерваторы . Они любят традиции, они любят, чтобы все было узнаваемо, и чтобы день был похож один на другой. Они любят режим. Для них режим является таким внешним скелетом, за который дети держатся. И если они выбиты из привычной обстановки, выбиты из режима, они себя чувствуют очень неуютно, нестабильно, как рак-отшельник без панциря.

Это будет работать довольно долго, до трех — трех с половиной лет. Если вы хотите вырастить ребенка со стабильной психикой, нужно стараться придерживаться режима. Обычно взрослым это тяжело, потому что для многих взрослых, особенно взрослых неритмичных, жизнь по режиму — это по сути своей как постоянный "День сурка". Просыпаетесь — и каждый день у вас одно и то же.

Но ребенку необходима эта стабильность. Если нет стабильности, он чувствует себя выбитым из колеи. Это связано с тем, что огромное количество информации о мире ребенку неизвестно. Он живет, и вокруг него 80-85% неизвестного. А режим и домашний мир — это то, что он знает, где он чувствует себя уверенно. Вопреки представлениям родителей, стремление к новизне у детей этого возраста есть только в исследовании физического мира. А вот стремление к новым впечатлениям появляется позже, после трех с половиной лет.

Любовь к стабильности — это бич коротких поездок. Если вы любите выехать на несколько дней или на неделю-другую, то высока вероятность, что первые пять-семь дней ребенок будет привыкать к изменившейся ситуации. Потом наступит короткий период, когда он уже привык, а вы еще отдыхаете, а потом — возвращение, после которого неделю или больше он будет привыкать к прежним домашним условиям. Есть редкие-редкие исключения детей, которые переключаются быстро, и детей, которые просто выросли в путешествиях, и для них это "пройденный" вариант.

Быстрое формирование и угасание новых навыков

Еще одна особенность. У ребенка очень медленно формируются какие-то навыки, не совсем свойственные возрасту, с опережением идущие, и очень быстро теряются. Формирование новых навыков идет очень медленно, а потеря их идет очень быстро при отсутствии каждодневной тренировки. Например, ребенка раньше, чем нужно. Приучали-приучали, потратили рекордное количество сил; ребенок на три дня остался с бабушкой или с няней — все навыки потеряны полностью.

Закрепление идет долго, а потеря идет быстро. Это связано с физиологией, потому что нервный след образуется медленно и очень быстро затухает, пропадает при отсутствии подкрепления, при отсутствии повторения этого действия. Поэтому если вы хотите добиться навыков, не совсем соответствующих возрасту, типа приучения к горшку, или знания форм и цветов, или знания букв, — вы это можете сделать колоссальными усилиями при ежедневном повторении. Как только вы перестали повторять, ребенок навык потерял.

Если навык соответствует возрасту, он возникает быстро и уже не уходит. Это такая очень верная проверка того, своевременно вы даете что-то или нет. Когда ребенок дозрел, когда есть чисто физическая основа, он моментально схватил, и это осталось.

Полевое внимание

Следующий момент — большая истощаемость. То есть время рабочего диапазона ребенка, время, на которое он может концентрировать свое внимание, сосредотачиваться, очень мало. Длительность концентрации внимания ребенка раннего возраста равна календарному возрасту плюс-минус одна минута .

Если ребенку два года, он может сосредоточиться на три минуты; довольно часто, но на три минуты. Это неплохо. Если ребенок готов сконцентрироваться на или на рисовании только на две-три минуты, значит, вам нужно большое количество подходов по три минуты. Это не является выпадением из возрастной нормы. Чем младше ребенок, тем меньше время, на которое он способен сосредоточиться.

А произвольное внимание — когда ребенок хочет и может сосредоточиться — появляется довольно поздно. Это наработка конца дошкольного возраста. Произвольное внимание созревает к шести с половиной — семи годам, когда ребенок может довольно долго, путем сознательных усилий удерживать свое внимание на каком-то предмете. Это, собственно, признак готовности к школьному обучению: сосредотачивать свое внимание на том, чего от него хотят, удерживать его значительное время.

У маленького ребенка внимание полевое . Его что-то привлекло, пусть даже дольше, чем на три минуты, он с этим играет. Потом его привлекло что-то другое, перетянулось внимание, как магнитное поле, — он не может вернуться, он не может сознательно переключиться туда. Очень часто родители недовольны качеством внимания детей. А на самом деле просто запросы у родителей неимоверные. Если ваш ребенок готов часами слушать книжки, вам просто повезло. А если он подбежал, четыре строчки послушал, и его унесло, то это нормально. Другое дело, что по четыре строчки вы должны читать много раз за день.

Настроение

И еще одна особенность, она добавочная, но очень важная. Если у ребенка все в порядке, у него нет физических недомоганий, основное время бодрствования он будет находиться в радостно-приподнятом настроении .

Это вроде бы не такая очевидная вещь, но она очень показательная. В принципе, детки этого возраста при всех сложностях — это очень солнечные существа, радостные, радующиеся. У них положительные эмоции преобладают. Если у вашего ребенка это не так, то либо что-то серьезно не в порядке с воспитанием, либо малыш не совсем здоров.

О физических особенностях малышей второго года жизни мы поговорим .

Календарь развития ребенка второго года жизни: месяц за месяцем

«Каждый новенький ребенок вылезает из пеленок и теряется повсюду, и находится везде! Он всегда куда-то мчится, он ужасно огорчится, если что-нибудь на свете вдруг случится без него». Малыша от года до двух можно смело считать героем этой популярной мультяшной песенки. Расскажем обо всех сложностях и заботах этого особого периода развития ребенка.

Ребенок 12-15 месяцев

Маме на заметку . Даже если ваш ребенок довольно уверенно себя чувствует во время ходьбы, все равно на прогулку нужно брать прогулочную коляску, чтобы малыш мог в ней поспать, когда утомится. Дети в этот период быстро устают от физической нагрузки, восполняя силы здоровым сном.

Физическая активность . Ребенок повторяет удавшиеся ему действия несколько раз. Он успешно выискивает непростые пути для достижения цели: ямы, холмики, лужи, неудачи не останавливают от повторения пройденного. Дети «обезъянничают», повторяя за взрослыми, жесты становятся более уверенными, тяга к новому и неизведанному набирает стремительные обороты.

Речь . Сейчас малыш накапливает слова, а пользуется, как обычно, уже наработанной лексикой: возгласами и лепетом. Но понимает многое и выполняет односложные просьбы: принеси, положи, возьми, отдай.

Эмоции и поведение . Центральная нервная система ребенка продолжает формироваться, поэтому он действует исключительно импульсно, эмоционально, не осознавая последствия своих действий. Ребенок в этом периоде — следопыт, причем объектом его исследований становится все окружающие предметы: соринка на полу, гвоздик в стене, скрепка на столе, пуговичка на одежде, улетающая бабочка. Сейчас ребенку интересно абсолютно все. Взрослым надо это понять и не мешать познавать мир, а просто быть рядом.

Вслед за исследовательской деятельностью, ребенок развивает самостоятельность, поэтому его практически невозможно уговорить не подбирать фантик на дороге и не засовывать камни в карман. Появляется интерес к более взрослым детям.

Уход и питание . Отсутствие страха и непонимание опасности у ребенка может привести к печальным последствиям (утюг, кипяток, розетка, дверной проем, щель). Все тщательно изучите и уберите опасные предметы с глаз долой. Можно продолжать кормить грудью, продолжая знакомить ребенка с разными видами пищи по возрасту. Рацион также должен содержать и свежие овощи, и фрукты по сезону.

Развитие . Играйте с ребенком в подражательные игры: купайте, кормите, укладывайте спать куклу; показывайте, как мыть посуду, подметать пол. Играйте в прятки, догонялки, подвижные игры с мячом.

Ребенку 15-18 месяцев

Маме на заметку . Не стоит «загружать» малыша разнообразными игрушками в этом возрасте: практика показывает равнодушие детей к большинству новомодных игрушек и огромную любовь к кухонной утвари и прочим предметам обихода. Ребенок сам находит себе игрушки, иногда это могут быть неожиданные предметы, к примеру, кусочек тетрадки, листик с улицы или старый потрепанный мишка. Несколько развивающих игрушек плюс конструктор — будет вполне достаточно.

Физическая активность . Ходьба ребенка еще далека от совершенства, его частенько «заносит», нередки падения и ушибы.

Речь . Лексикон расширяется, а в ходу около десятка двусложных слов. Малыш учится лучше понимать взрослую речь, он быстрее понимает интонацию слов, вглядываясь в лицо говорящего. Пытайтесь налаживать с ребенком диалог, провоцируйте его на ответ, вам обеспечены счастливые мгновения!

Эмоции и поведение . Ребенок очень ярко и эмоционально выражает свои чувства по отношению к любимым людям и в то же время может проявлять признаки стресса, когда долго нет любимого человека рядом, когда в семье проблемы, когда привычный для него уклад жизни резко меняется. Сознание ребенка меняется, он подолгу думает, может посидеть сам и поиграть.

Уход и питание . Настает завершающий этап в приучении к горшку, хотя некоторых детей до сих пор ни за что на него не усадишь. Малыш становится чистюлей, протестует против неопрятности в одежде. В питании ребенка мало что меняется, пищу, как и раньше, нужно готовить свежую и давать кушать ребенку не позже, чем через полчаса после приготовления.

Развитие . «Лидерами» игр по предпочтениям малыша могут стать: пальчиковый театр, сортеры и матрешки, крупные пазлы и пирамидки.

Ребенку 18-21 месяц

Маме на заметку . Именно сейчас ребенок впитывает все, как губка. И нередко в том числе — не самые лучшие привычки взрослых. Контролируйте, по возможности, свои слова и действия, чтобы потом не увидеть свое «отражение» в собственном чаде.

Физическая активность . Этот этап развития двигательных навыков можно охарактеризовать как «ходьба-бег». Также ребенок пытается взобраться и вылезти на самую верхнюю точку, пробуя свое «мастерство», будьте внимательны!

Речь . Ребенок пробует соединять слова в предложения на очень ломанном «тарабарском» языке. Старайтесь записывать его первую речь, впоследствии будет интересно вдвоем читать эти первые слова и предложения. Но если ваш малыш упрямо не хочет говорить, не расстраивайтесь, многие дети начинают разговариваться к 2,5 годам.

Эмоции и поведение . Малыш обдумывает свои действия, осторожничает с незнакомыми предметами, чего раньше не было. У ребенка часто проявляются капризы , поэтому во избежание истерик нужно либо их предупреждать, либо учиться «гасить» огонь.

В кругу своей семьи и на примерах ролевых игр помогайте ребенку формировать представление о дружбе и взаимопомощи, это очень важно.

Уход и питание: можно постепенно отказываться от прогулок в коляске, приучая ребенка подолгу ходить пешком. Вместо коляски можно купить трехколесный велосипед с ручкой. Если кроха без проблем и помощи поднимается вверх по лестнице — это явный признак того, что он готов к приучению к горшку. В питании сохраняется разнообразие, мясо должно оставаться нежирным, в меню должны быть печенка, творог, молоко 3,5% жирности, яйца.

Развитие . Девочки будут с восторгом играть в «дочки-матери» с пупсами, кормить их, вести гулять, одевать. Можно играть с малышом в продавца и покупателя овощей и фруктов, складывать пазлы.

Ребенку 21-24 месяца

Маме на заметку . Это период вездесущей «помогайки»: хочет вместе с мамой (или вместо нее) пылесосить, мыть посуду, готовить еду, стирать. Не мешайте малышу вникать в эти процессы, они помогут ему позже стать настоящим маминым помощником!

Физическая активность . Ребенок умеет ходить по всем направлениям, держит равновесие, пытается перепрыгивать мелкие ямки, поднимается по наклонной плоскости, умеет бросать и ловить мяч, с удовольствием ездит на машинках, здорово управляется с каталками на колесиках.

Речь . Понимает коротенький рассказ, наполненный короткими предложениями по сути (где были, куда поедем, что видели). Выполняет более сложные просьбы взрослых (пойди, возьми, принеси). Активный лексикон составляет около 200 слов, а предложения строятся из 2-3 слов. Запоминает стихи и пытается закончить строчки четверостиший.

Эмоции и поведение : с ребенком становится проще договариваться, малыш может немного подождать, прежде чем взрослый выполнит его просьбу. Дети начинают различать принадлежность к полу и тянутся больше к «своим», перенимая их навыки и привычки. Ребенок хочет к детям, подражает им или навязывает свою волю, выделяет из круга общения подруг и друзей, делится с ними своим имуществом. Малыш осознает слово «надо», чувствителен к похвале и наказанию.

Развитие . Страсть к музыкальным игрушкам можно унять, купив музыкальные инструменты и обучив игре на них. Также можно приобрести детское лото и вместе изучать цвета и фигуры, буквы и цифры.

Никакие игрушки не смогут полноценно развить ребенка, это могут сделать только родители, находящиеся в постоянном контакте с ребенком. Познавайте мир вместе, переживая миг детства снова и снова. Воспитание ребенка 1-2 года — это непросто, но здорово!

Укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.

В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.

Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.

Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы. Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.

Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.

Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.

Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.

Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить. Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Развивать эстетическое восприятие.

Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов.

Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации. Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка. Развивать понимание взаимосвязи музыки движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.

Поощрять самостоятельную деятельность детей. В предметноигровой деятельности показывать детям правильные способы действий, поддерживать познавательную активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами.

Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметызаместители.

Учить играть, не мешая сверстникам.

Формировать умение играть вместе, сдерживать свои желания. Формировать способности попросить, подождать.

Воспитание ребенка от 1 года по месяцам при проведении режимных процессов

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.

Воспитывать культурногигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. (За стол усаживать только по 2-3 человека, не умеющих есть самостоятельно. Остальные дети в это время продолжают играть. И так далее.)

Детей первой подгруппы приучать к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки. Учить малышей есть ложкой густую пищу, к 1 году 6 месяцам — и суп. Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого), после еды благодарить взрослых (как умеют).

Детей второй подгруппы продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Закреплять умение пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых, задвигать стул.

Содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в определенном порядке.

Приучать детей к опрятности, аккуратности. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание детей на порядок в группе.

Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам).

Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Закреплять навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы. Формировать желание оказывать посильную помощь воспитателю в группе и на участке; в домашних условиях — членам семьи, соседям.

Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить.

Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать.

Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы и листья, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их. Положительное отношение к окружающему должно носить действенный характер: нужно учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.

Расширять ориентировку в окружающей среде. Формировать умение свободно ориентироваться в группе (приемной, спальне). Знакомить с назначением помещений группы, с местами хранения личных вещей, местом ребенка за столом. Знакомить с дорогой от дома до детской площадки.

Развивать понимание речи. У детей первой подгруппы расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой платок, расческа и т. п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела.

Для детей второй подгруппы закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.).

Развивать активную речь. Развивать умение детей первой подгруппы произносить простые по звуковому составу слова, фразы, состоящие из двух слов («дай мне», «на» и др.).

Воспитание ребенка от 1 года в играх занятиях

В целях планомерного воздействия на развитие детей проводить специальные игры занятия.

Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.

С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по 2 занятия в день: с каждой подгруппой по 10 занятий в неделю. Игрызанятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы — в утренний и вечерний периоды бодрствования.

С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игрызанятия проводятся по подгруппам (по 2-4 человека). Длительность игрызанятия 3-6 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет можно объединять по 4-6 человек в зависимости от вида игрызанятия. Продолжительность игрызанятия 6-10 минут.

Развитие речи ребенка от 1 года по месяцам

Развивать умение понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовые игровые действия (умываться, гулять); цвета предметов (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), формы (кубик, кирпичик, шар, призма).

Приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.

Активная речь. Совершенствовать умение детей подражать звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т. п.).

Развивать умение показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам).

Формировать умение отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?».

Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств. Развивать умение произносить по подражанию предложения из двух слов.

Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица.

Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крышапризма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года).

Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.

Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т. п.), способы питания (клюет, лакает и т. п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т. п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т. п.).

Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на. Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий т. п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т. п.).

Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.

Активная речь. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо авав — собака и т. п.).

Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию.

Продолжать расширять и обогащать словарный запас: существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т. п.), игровые (катать, строить и т. п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать и т. п.); с прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов; наречиями (высоко, низко, тихо).

Формировать умение детей составлять фразы из трех и более слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; использовать предлоги (в, на). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где). Способствовать формированию интонационной выразительности речи.

Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, скажи нам и т. д.).

Приобщение ребенка от 1 года к художественной литературе

Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.

Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.

Развитие движений ребенка от 1 года

Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми.

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой в прямом направлении по лежащей на полу дорожке. Ходьба с помощью взрослого вверх по доске, приподнятой одним концом от пола на 10-15 см (ширина доски 25 см, длина 1,5-2 м), и вниз до конца. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 × 50 × 10 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку, положенную на землю, или палку, приподнятую от пола на 5-10 см.

Ползание, лазанье. Ползание на расстояние до 2 м, подлезание под веревку (высота 50 см), пролезание в обруч (диаметр 50 см). Лазанье по лесенкестремянке вверх и вниз (высота 1 м).

Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 25 см) вперед (из исходного положения сидя, стоя). Бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль.

Развитие ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой, ходьба по доске (ширина 20 см, длина 1,5-2 м), приподнятой одним концом от пола на 15-20 см. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 × 50 × 15 см) спуск с него. Перешагивание через веревку или палку, приподнятую от пола на 12-18 см.

Ползание, лазанье. Перелезание через бревно (диаметр 15-20 см), подлезание под веревку, поднятую на высоту 35-40 см, пролезание в обруч (диаметр 45 см). Лазанье по лесенкестремянке вверх и вниз (высота 1,5 м).

Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 20-25 см) в паре с взрослым, катание по скату и перенос мяча к скату. Бросание мяча (диаметр 6-8 см) правой и левой рукой на расстояние 50-70 см.

Общеразвивающие упражнения. В положении сидя на скамейке поднимание рук вперед и опускание их, отведение за спину.

В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей предмета.

В положении стоя полунаклоны вперед и выпрямление; при поддержке взрослого полунаклоны вперед, перегибаясь через палку (40-45 см от пола).

Приседания с поддержкой взрослого.

Подвижные игры с детьми от 1 года до 1,5 месяцев

Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм. Ежедневно проводить подвижные игры с использованием игрушки и без нее.

С детьми 1 года — 1 года 6 месяцев подвижные игры проводятся индивидуально. С детьми старше 1 года 6 месяцев — индивидуально и по подгруппам (2-3 человека).

Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча).

Формировать умение двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу. Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.

Примерный список подвижных игр

«Догони мяч», «Передай мяч», «Доползи до погремушки», «Догони собачку», «Маленькие и большие», «Поймай бабочку», «Где пищит мышонок?» и др.

Самостоятельные игры детей с игрушками, стимулирующими двигательную активность: с каталками, тележками, автомобилями и пр.

Игры занятия с дидактическим материалом

Развитие ребенка от 1 года до 1 года 5 месяцев

Продолжать обогащать сенсорный опыт детей.

Обучать детей действиям с предметами: нанизывать на стержень пирамидки 2—3 кольца одинакового размера, собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конусной основе, состоящую из 2—3 колпачков разных размеров; собирать пирамидку из четырех колец двух контрастных размеров; открывать и закрывать одноместную матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.

Совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать — закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на их величину (большой, маленький), цвет (красный, синий). Учить действовать с различными дидактическими игрушками (шаробросы, дидактические коробки, грибки и втулочки со столиками к ним и т. д.).

Игры занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма), «опредмечивая» их (призма — крыша).

Совместно с взрослым обыгрывать постройки с использованием сюжетных игрушек.

Развитие ребенка в 1,5 года

Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5 колпачков.

Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).

Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.

Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.).

Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.

Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.

Игры занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).

Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.

Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.

В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой — с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметовзаместителей (листик — тарелка).

Музыкальное воспитание детей от 1 года

Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку.

Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения.

Неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года).

Развитие ребенка от 1 года до 1 года 6 месяцев

Приобщать к веселой и спокойной музыке, формировать умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка).

Содействовать пониманию детьми содержания понравившейся песенки, помогать подпевать (как могут, умеют). Постепенно формировать умение заканчивать петь вместе с взрослым.

Развивать умение ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками — «фонарики»).

В процессе игровых действий вызывать желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).

Развитие ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Начинать развивать у детей музыкальную память.

Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.

При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).

Продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно.

Развивать умение детей вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение). Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).

Праздники, музыкальные игры, развлечения.

Приобщать детей к сюжетным музыкальным играм. Формировать умение перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру. Вызывать радость, чувство удовлетворения от игровых действий.

Показывать детям простейшие по содержанию спектакли.

В этой статье:

С года и до двух лет - это возраст, когда родители познают наибольшее счастье отцовства и материнства, наблюдая за первыми шагами, первыми словами, первыми достижениями малыша. Развитие ребенка от года до двух - это колоссальный прогресс, множество навыков и умений, которые осваивает малыш. О том, чего ждать от крохи в этом возрасте, к чему быть готовыми и на что особенно обратить внимание? вы сможете почитать ниже, а еще больше узнать можно, изучив тематическое видео.

Физиология крохи после 12 месяцев

После года с малышом происходят колоссальные изменения в физическом отношении. В это время он проявляет больше самостоятельности, поэтому не всегда позволяет родителям вести себя с ним так же покровительственно, как раньше. Кроха отстаивает свои права, требует от взрослых осознания его как личности, настаивая на желаниях, проявляя волю.

Такие серьезные перемены продиктованы в первую очередь освоением двух важных навыков - умения ходить без поддержки и произносить несколько слов. После года кроха активно развивается сразу в нескольких направлениях помимо физического: в социальном и умственно-
психологическом. Он проявляет огромный интерес к окружающему его миру, день за днем оттачивает освоенные навыки и стремится получить новые.

Если говорить о физиологии, то она переходит на новый уровень развития. После рождения за год вес крохи увеличивается практически в три раза, тогда как рост в среднем становится больше на 20-25 см.

В год ребенок весит до 11 кг, рост его составляет до 76 см. У крохи к этому времени уже достаточно зубов (от 6 до 12), поэтому он постепенно переходит на общий стол, осваивая навыки пережевывания кусковой пищи. В этот период родители должны сокращать число перетертых блюд, давая чаду возможность тренироваться в пережевывании пищи. Что касается грудного вскармливания, то в этом возрасте можно попробовать отлучить кроху от груди, подобрав для этого подходящий момент. Грудное молоко можно заменить обычным.

Физические навыки малыша после 12 месяцев

С 12 до 24 месяцев малыш, как уже было отмечено, становится очень самостоятельным, его характер постепенно формируется и совершенствуется, что заметно по поведению крохи, которы,й несмотря на полную зависимость от взрослых, пытается отстаивать свои права всегда и везде.

Естественно, что физические навыки в период от года до двух лет не одинаковы и совершенствуются по мере взросления. Так, например, развитие от года до года и двух месяцев ознаменовывается, скорее, более
уверенным освоением тех навыков, что уже были приобретены раньше. К 14 месяцам годам кроха умеет:

  • ползать, вставать, ходить и бегать;
  • поднимать с пола игрушки, не теряя равновесия;
  • спускаться и подниматься по ступенькам на четвереньках или с поддержкой на ногах;
  • изучать все новое, забираясь на возвышения вроде стульев, диванов и даже столов;
  • проявлять интерес к окружающим предметам на улице и дома, изучая содержимое шкафов, тумбочек и комодов;
  • играть не только игрушками, но и интересными бытовыми предметами;
  • собирать за собой игрушки в коробку;
  • выполнять поручения и просьбы взрослых.

В период с 14 месяцев до полутора лет кроха осваивает еще ряд навыков, совершенствуя имеющиеся:


В период с 18 месяцев до двух лет малыш осваивает дополнительные навыки и становится почти самостоятельным:

  • он не только уверенно ходит и бегает, но и приседает, и даже кружится;
  • поднимается по лестнице, не требуя помощи, используя поручни для страховки;
  • пьет из чашки, не проливая, пользуется вилкой, ест аккуратно и быстро;
  • самостоятельно надевает и снимает с себя простые элементы одежды;
  • снимает с себя ремни безопасности в коляске, детском кресле или стульчике для кормления;
  • просится на горшок, пробует пользоваться им самостоятельно;
  • собирает за собой игрушки;
  • точно попадает ногой по мячу;
  • моет руки, умывается, чистит зубы, поласкает рот.

Безопасность крохи - ответственность родителей

В период с года до двух малыш особенно активен, подвижен, старается изучить все, к чему у него есть доступ. Именно поэтому так важно, чтобы родители заранее позаботились о том, чтобы малышу ничего не угрожало в рамках той территории, где ему можно будет передвигаться.

Розетки, электроприборы, предметы бытовой химии, острое и ядовитое -
от всего этого нужно будет оградить малыша. Пространство, где он будет передвигаться, должно быть безопасным, просторным, комфортным и чистым.

Будет здорово, если у ребенка от года и до двух лет появится свой собственный игровой уголок с безопасной горкой, маленькой шведской стенкой, игрушками и батутом. В таком уголке кроха будет чувствовать себя абсолютно счастливым, ему не будет скучно, а главное - там он будет в полной безопасности.

Нужно понимать, что в возрасте до двух лет кроха проявляет повышенный интерес к предметам, которые часто видит в руках у взрослых. Поэтому малышу для игры можно подобрать предметы, которые уже вышли из строя и не представляют для него опасности, например, старый телефон.

Развитие речи на втором году жизни: становление

Как уже было отмечено выше, в два года малыш не только многое понимает, но и способен донести свои мысли и желания до окружающих с помощью пусть пока детской, но речи. Взрослые на этом этапе обязательно должны помочь крохе развиваться в этом направлении, чтобы он чувствовал поддержку, а не бессилие и обиду из-за того, что его не понимают.

От года до двух лет речь развивается в несколько этапов.

На первом этапе появляются первые слова. В период от года до полутора малыш начинает исследовать все вокруг, поэтому не удивительно, что любознательность его проявляется и в процессе речевого
развития. Первые слова от крохи можно услышать уже начиная с 9,5 месяцев.

Второй этап. К полутора годам слов в словаре может быть уже несколько, начиная от самых простых «мама» и «папа» и заканчивая более сложными - прилагательными или глаголами. В этом же возрасте для малыша не становится проблемой подражать животным, машинам, воспроизводя звуки, которые от них исходят.

Достаточно часто малыши в этом возрасте выбирают из слова отдельный слог и произносят его как самостоятельное слово. Кстати, уже в этом возрасте у детей есть особые предпочтения. Кто-то любит наполнять речь существительными, а кто-то целенаправленно использует глаголы, имеющие связь с социальным взаимодействием, например «дай», «уйди», «бери» и пр.

В речи ребенка первые слова отличаются обобщенным значением, но не совсем в том виде, в котором принято его понимать. Пока малыш способен выделить только один из признаков, по которому считает нужным объединить несколько предметов.

Так, например, словом «ням» кроха может объединить все, что связано, по его мнению, с едой. Не должно удивлять взрослых и то, если ребенок объединит одним словом «яблоко», например, все предметы, имеющие круглую форму, либо «ку-ка» - все, что
умеет издавать звуки, из-за того, что первым звуком, который произвел на малыша впечатление, был крик петуха.

Дети в этом возрасте могут обобщать по самым неожиданным признакам, поэтому родителям нужно будет проявить смекалку для того, чтобы понять, что кроха имеет в виду, когда, например, называет домашние тапки «р-р-р», считая их похожими на тигра.

Продолжение развития речи: как реагировать на «ы-ы-ы»?

В период от года до двух малыши особенно любят на все указывать пальцем, с вопросительной интонацией произнося «ы-ы-ы». Некоторые родители воспринимают такое общение детей как неуместное. Между тем, нужно понимать, что даже этот жест играет важную роль в формирования развития речи. Задача родителей заключается не в том, чтобы запрещать малышу развиваться пусть и с помощью таких жестов, а в том, чтобы способствовать процессу.

Один из отечественных психологов уверял, что
такой жест малышей - это не что иное, как незавершенное хватательное движение. То есть у крохи возникает желание взять предмет, но он не рассчитывает расстояние, и его рука так и остается зависшей в воздухе. Речь идет исключительно об указывающим на предмет движении, не более. Когда же взрослые помогают крохе это движение осмыслить, ситуация в корне меняется, и простой указательный жест переходит в статус жеста для других.

В итоге, развиваясь, малыш начинает понимать, что у каждого предмета есть определенное название. Показывая на предметы с вопросительным «ы-ы-ы», кроха пытается спросить у взрослых, какое название они имеют. Родители в ответ на такие «вопросы» детей должны терпеливо отвечать, наблюдая за тем, как пополняется сначала пассивный, а затем и активный словарь малыша.

Как вести себя взрослым во время процесса развития речи крохи?

Во время становления речи у крохи в период с года до двух лет родители должны помнить, что главное - это побольше общения. В ответ на интерес малыша к чему бы то ни было нужно рассказывать ему о функциях предметов, знакомить с их названиями и признаками. Общаться с ребенком можно дома и на улице, в общественных местах и в гостях - это не стыдно, это правильно.

Очень важно, чтобы комментарии к словам по возможности подкреплялись движениями, тактильным ощущениями. Если малышу сказать, что перед ним цветок, и дать его понюхать, то слово
«цветок» отложится у него в памяти, прежде всего ассоциируясь с приятным запахом.

При знакомстве крохи с новым словом постарайтесь связывать его с другими подходящими словами, создавая словосочетания. Так, например, если малыш узнал новое слово «молоко», то будет здорово, если вы покажите ему бутылку, в которой хранится молоко, ковшик, в котором будете из него варить кашу, корову (на картинке), которая это молоко дает.

Очень полезно развивать речь крохи, изучая вместе с ним тематические картинки. В период от года и до двух малыш уже способен на идентификацию предмета и его образа. Можно пробовать вместе с ним сравнивать реальные предметы, людей и животных с их изображениями на картинках. Что между ними общего, в чем основные различия и так далее.

Как наладить процесс общения с крохой?

Чем старше будет становиться малыш, тем более очевидными для него будут связи между определенными предметами и словами. Это лишний раз подтверждает простой эксперимент, который провели детские психологи и сняли на видео результаты для демонстрации родителям и педагогам ранних школ развития. В нем принимали участие дети в возрасте от 12 до 15 месяцев.

Малышей разделили на группы. Членам первой группы показывали на протяжении двух месяцев ежедневно по 10 раз в течение 5 секунд новый предмет и повторяли несколько раз его название. Каждый раз малыши обращали внимание на один и тот же предмет, закрепляя реакцию. Называли его одинаково, например «книга».

Малыши из другой группы также ежедневно видели перед собой книгу, с которой им предлагали сделать разные манипуляции. Детям давали поручения типа «Открой книгу!», «Положи книгу!» и пр. Всего в день ребята получили по 20 команд, связанных с книгой и имеющих отношение к движению.

В конце эксперимента детям из обеих групп предлагали несколько вариантов разных предметов, включая книги, в числе которых была та книга, которая принимала участие в эксперименте, после чего просили их подать книгу, снимая действия на видео. Целью эксперимента было понять, выберет малыш ту книгу, которую ему показывали ранее, или любую другую.

Малыши из первой группы выбрали лишь ту книгу, которую им показывали до этого на протяжении двух месяцев. Когда после этого их просили взять еще книгу, они не знали, что делать. Это означает, что малыши со словом «книга» ассоциировали только ту книгу, которую видели перед собой, а значит, слово не получило обобщающего значения и многократные повторы не повлияли на развитие обобщения детей.

Именно поэтому так важно учить ребенка, показывая разные предметы, обобщая их разными словами, объясняя их функции. Например, если идет закрепление слова «книга», то можно показать, что в книге есть картинки, что ее можно поставить на полку или положить на стол, что в ней много страниц и их можно листать. В этом случае ребенку станет ясно, что именно называется «книгой» в общем смысле этого слова.

Что делать, если малыш не начал говорить после года?

Уделяя внимание процессу развития речи детей, начиная с года и до двух лет, нужно быть очень аккуратными. Желание родителей быстрее научить детей говорить, читать, различать цифры порой приводят к обратному результату. Обучение должно соответствовать возрасту малыша и отвечать его физиологическим возможностям.

Важно помнить, что от года до двух возможности мозга крохи ограничены незрелостью мышления, поэтому слишком сложное обучение только замедлит природный процесс развития. В этом возрасте главное для крохи - это полноценное общение, доброжелательное отношение близких, регулярные прогулки.

Если ближе к двум годам кроха не делает попыток заговорить, необходимо в первую очередь понять, пробует ли он использовать другие способы для общения, например жесты или интонации. Если это так, то нужно набраться терпения и
подождать, пока в лексиконе малыша появятся первые слова – скорее всего, это произойдет в ближайшие несколько месяцев.

Если же кроха не просто не говорит, но и не пытается наладить контакт с окружающими его людьми, животными, предпочитает играть в привычные для него примитивные игры, в его жизни преобладающими являются стереотипные движения, более того, он не всегда реагирует на имя, старается избегать взгляда «глаза в глаза», не способен дать ответы на вопросы и не может проникнуться вашим состоянием – все это значит, что, скорее всего, имеют место некоторые проблемы с психическим развитием.

Особенно нужно насторожиться в том случае, если ребенок «закрылся» внезапно, хотя до этого был общительным и доверчивым. При всех вышеописанных проявлениях необходимо срочно обратиться за помощью к детскому психологу.

Психология детей второго года жизни: что нужно знать родителям?

Важно понимать, что период от года до двух в жизни малыша один из самых
непростых, поэтому в это время от взрослых, окружающих ребенка, потребуется как можно больше терпения и поддержки.

Развивать кроху от года и до двух лет можно и нужно, причем не в специально отведенное для этого время, а постоянно, при любом удобном случае. Это должно происходить естественно, в игровой форме, а главное - без принуждения. Если это книги, то они должны быть с небольшими четверостишиями, которые не утомят кроху, обязательно иллюстрированные, в твердом переплете, чтобы малыш мог их кинуть.

Учитывая, что развитие мелкой моторики движения рук будет способствовать развитию речи крохи, уделять внимание этому процессу нужно постоянно. С ребенком можно заниматься всем тем, что будет ему приносить радость и удовольствие, а заодно и поспособствует развитию моторики пальцев. Интересные варианты игр для развития мелкой моторики можно изучить, просмотрев видео о развитии детей в этот период жизни.

Конечно же, идеальный вариант - это совместное творчество. С малышом можно лепить из соленого теста и вместе раскрашивать готовые поделки, запеченные в духовке, можно лепить из глины или мягкого пластилина.

Хороший вариант для развития моторики - это занятия с мелкими предметами под присмотром взрослых, например нанизывание бусин на леску, перебирание горошин или фасоли с сортировкой по посуде, а также популярные сегодня игры с кинетическом песком, с которым можно заниматься даже дома.

Прогуливаясь с малышом, нужно постоянно с ним разговаривать,
рассказывать о том, что встречается на пути, описывать погодные явления, знакомить с признаками и функциями предметов, знакомиться с домашними животными, наблюдать за животными на улице и в зоопарке.

Родителям нужно помнить о том, с года до двух любимое занятие крохи - наблюдать и повторять за взрослыми. Именно поэтому так важно контролировать не только свои слова, но и действия в присутствии ребенка, подавая только положительный пример.

В жизни малыша с года до двух лет не должно быть компьютера, телевизора или видео с мультиками на планшете. Их можно заменить веселыми дидактическими и ролевыми играми, домашним кукольным или теневым театром, в конце концов, просто рисованием, чтением, разучиванием детских песенок и стихов.

Особенности детского мышления

В конце ХІХ века команда психологов во главе с Зигмундом Фрейдом пришла к выводу, что мировосприятие малыша и взрослого принципиально отличаются друг от друга. Они установили, что ребенок по-другому смотрит на мир. Он не руководствуется стереотипами: процесс их приобретения находится на самой ранней стадии.
Малыш живет сегодняшним днем, минутой, мгновением, именно поэтому каждый миг жизни является для него таким важным.

Эмоции крохи ситуативные. Это значит, что он может горько расплакаться, если у него сломалась игрушка, и тут же рассмеяться, если ему показали забавный фокус с участием новой игрушки или животного. Ребенок живет каждый момент жизни полноценно и получает от этого радость и наслаждение. Кроха от года до двух лет открыт для всего нового, быстро меняет предпочтения, неспособен уделять много времени какому-то одному делу.

Сознание малыша в этом возрасте никуда не направлено и ни на что не опирается. Для него нет прошлого и нет будущего. Он мыслит, но не так, как привыкли взрослые. Он не думает или вспоминает, а действует интуитивно, используя те предметы и игрушки, которые ему в этот момент доступны. Буквы, цифры и прочие атрибуты взрослой жизни ему в этот период не просто не нужны – они ему не интересны. Малыш учится и развивается, подражая и наблюдая за окружающими взрослыми и детьми.

Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, любите его, общайтесь с ним, радуйтесь каждому мгновению, каждому новому дню вместе, получая удовольствие от совместного времяпрепровождения, и малыш будет расти умным, развитым и, что самое главное, счастливым.