Дети с особенностями в развитии индивидуальный подход. Понятие об индивидуальном подходе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

4. Анализ опыта работы

Введение

индивидуальный подход дошкольник

Проблема индивидуального подхода к детям издавна притягивала внимание педагогов. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через внутренние условия, без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Большой вклад в разработку вопросе индивидуального подхода внесли Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский, В.М. Галузинский, А.В. Зосимовский, В.А. Крутецкий, А.Г.Ковалев, Л.И. Князева, П.И. Ковальчук и др.

Исследователи рассматривают индивидуальный подход как целенаправленное воздействие на личность ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, социального окружения, в котором он находится.

Цель данной контрольной работы: изучить особенности индивидуального подхода в контексте дошкольного воспитания.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность понятия «индивидуальный подход».

2. Изучить условия осуществления и основные этапы индивидуального подхода.

3. Охарактеризовать особенности реализации этапы индивидуального подхода в процессе организации трудовой деятельности дошкольников.

4. Проанализировать опыт работы по осуществлению индивидуального подхода с дошкольниками.

В ходе работы нами были использованы следующие научные методы: анализ, систематизация, наблюдение.

1. Сущность индивидуального подхода к детям

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек.

А.С. Макаренко разработал теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, он обосновал положение о том, что методы и приёмы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависит от общих целей и задач воспитания, учёта возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности и ребёнка. Индивидуальный подход к детям освещался им в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Индивидуальный подход является важным психолого-педагогическим принципом, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность индивидуального подхода в обучении заключается в том, что общие цели обучения конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Для осуществления индивидуального подхода как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей.

Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и другие. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

Индивидуальный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учете индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Индивидуальный подход к ребенку - важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление цели и содержания воспитания к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности.

Приспособление методов работы к индивидуальным особенностям детей должно затормозить развитие тех черт и качеств, которые не соответствуют или противоречат требованиям общества, его прогрессу и, наоборот, способствовать развитию или формированию тех черт и качеств, которые представляют собой определенную социальную ценность.

Это достигается без болезненной ломки личности и при меньшей затрате сил и средств, в чем и заключается смысл индивидуального подхода.

В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, а не только тот, который по каким-нибудь причинам выделяется из коллектива детей. В каждом ребенке есть что-то свое, особенное, неповторимое - это нужно найти и дать ему применение.

Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им через педагогические воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

2. Условия и этапы осуществления индивидуального подхода

При всем разнообразии индивидуальных особенностей у детей наблюдаются некоторые общие, типичные черты, на которых базируется дифференцированный подход к их воспитанию и обучению. Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппового разделения детей на подгруппы по похожим, типичным особенностям. Эти подгруппы носят временный характер, они динамичны; переход из одной группы в другую осуществляется с учетом уровня развития каждого ребенка.

Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам необходимо осуществлять поэтапно:

1) изучение индивидуальных особенностей детей;

2) постановка задач педагогической работы, то есть проектирование личности;

3) подбор методов и средств воспитательного воздействия;

4) анализ проведенной работы и ее корректировка на последующий период.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. При умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием коллектива, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребёнка, воспитать умение подчинять свои личные интересы общим. Вне коллектива не могут раскрыться такие личностные качества детей, как коллективизм, уважение к товарищам, организованность, умение дружить, желание помогать друг другу. Влияние коллектива имеет особенно большое значение в преодолении отрицательных проявлений - эгоизма, своеволия, зазнайства.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребёнка. Опора на положительное должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Бережное развитие положительных черт органически связано с глубокой верой и уважением к ребёнку. Педагогу необходимо в своём обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды.

Различные отклонения в поведении ребёнка на начальной стадии устранить легче; позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в старшем дошкольном возрасте особенно необходим.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему как работников детского сада, так и родителей. Многие вопросы воспитания нельзя разрешить вне связи с семьёй.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка, если он осуществляется в определённой системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Таким образом, индивидуальный подход - это учёт возрастных, индивидуальных и психических особенностей, особенностей протекания процессов высшей нервной деятельности при обучении и воспитании детей. Только опираясь на теоретический научный фундамент, педагог может овладеть мастерством индивидуального подхода к детям.

3. Индивидуальный подход к дошкольникам в процессе организации поручений, дежурства, коллективного труда

На многочисленных примерах своего практического опыта А.С. Макаренко доказал, что только в коллективе у ребёнка могут быть воспитаны такие качества, как умение подчиниться товарищу, целеустремлённость в практической деятельности, сила воли, честность, деловитость, дружелюбие, гуманные чувства, но при этом он подчеркнул, что по отношению к каждому члену коллектива необходимо осуществлять индивидуальный подход.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели: характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу); уровень знаний и умений (осознанность, действенность); работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость); уровень самостоятельности и активности; отношение к обучению; характер познавательных интересов; уровень волевого развития.

На занятиях воспитатель стремится избежать влияния отрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т.д.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников.

Поручения имеют свои особенности:

Всегда исходят от взрослого;

В них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;

Предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми;

В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

В практике воспитательной работы с детьми дошкольного возраста особенно распространены индивидуальные поручения в ходе которых, для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений. При этом более удобен контроль за действиями каждого ребенка, своевременное оказание помощи, дополнительный показ.

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования умений предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (дежурства) отвечает за какое-то дело.

У детей дошкольного возраста поручения в таком виде труда, как хозяйственно-бытовой, занимают большое место в режиме дня. Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручений.

Правила, помогающие ребенку организовать свою деятельность:

1) сначала внимательно выслушай задание, а потом начинай его выполнять;

2) приготовь все, что нужно для работы;

3) если работа закончена, скажи об этом взрослому.

Правила, соблюдение которых повышает качество работы:

1) нельзя отвлекаться (убегать, играть, отвлекаться, когда трудишься);

2) любое задание старайся выполнять хорошо, аккуратно;

3) вытирай пыль влажной тряпочкой, при загрязнении прополоскать её и т.д. (в зависимости от содержания поручения).

Овладев этими правилами, дети могут действовать целенаправленно в первых несложных поручениях: приготавливать все необходимое для работы, рациональными способами достигать качественного результата. Затем следует ставить детей в условия, при которых необходимо самостоятельно обдумывать предстоящий процесс труда.

Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает детям вдвоем-втроем выполнить его. В подобных ситуациях они должны не только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто что будет делать. Важно не торопить детей подсказывать очередность действий. Навык верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность, исполнительность, в которой можно усмотреть начало ответственности, первые проявления самоконтроля.

Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен, прежде всего, их содержанием. Определение содержания поручения зависит от интересов и склонностей воспитателя, от условий жизни детского сада и группы, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении и, конечно, географических условий.

Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих.

Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.

Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.

4. Анализ опыта работы

Занимаясь проблемой индивидуализации обучения старших дошкольников в ДОУ, мы имеем в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному ребёнку, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям.

В этом случае реализуется дидактический уровень индивидуального подхода, то есть субъектом, осуществляющим индивидуализацию, является педагог.

Считаем, что сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при его осуществлении:

Знание и понимание детей;

Основательный теоретический баланс;

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Для обеспечения выше обозначенных моментов, подготовка воспитателей к реализации технологий индивидуального подхода включала:

Формирование представлений о достаточно широком спектре индивидуальных особенностей дошкольников: психофизиологических, психологических, педагогических;

Формирование умений диагностики определённых индивидуальных различий дошкольников.

Конечно, диагностику индивидуально-психологических особенностей учащихся призваны осуществлять специалисты (педагог-психолог, логопед, социальный педагог), а воспитатель уже от них должен получать соответствующую информацию. Однако в силу определённых обстоятельств, на практике воспитателю нередко приходится заниматься такой диагностикой вместе со специалистами или даже самому. Кроме того, непсихологические (педагогические) особенности ребёнка воспитатель диагностирует самостоятельно. Необходимо чёткое обеспечение педагогическим инструментарием для подобных случаев диагностики, развитие вариативности педагогического мышления, которое необходимо, например, при подготовке занятия, для разработки заведомо избыточных наборов разнотипных заданий по изучаемой теме. Задания распределяются на основе учёта индивидуальных особенностей детей.

В рамках работы творческой группы прошедших подготовку педагогов ДОУ, деятельность по реализации индивидуального подхода в обучении старших дошкольников осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе - был определён выбор критериев индивидуализации. Мы учли рекомендуемые специалистами ограничения:

По числу (не более 1-2 особенностей);

По значимости (выбраны особенности, действительно важные в процессе обучения старших дошкольников);

По внедряемости (выбранные особенности могут быть учтены при варьировании форм, методов, приёмов обучения).

Второй этап - проведена диагностика индивидуальных особенностей детей групп, определённых на первом этапе.

Третий этап - (текущий в настоящее время) - педагоги начали выбирать формы, методы и приёмы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Происходит работа воспитателя с собственным вариативным мышлением и воображением: по каждой теме создаётся множество заданий, которые затем распределяются по группам индивидуализации. При этом индивидуализация может быть как полной (каждому типу особенностей - свой тип заданий), так и частичной (ориентация заданий на ведущий в группе тип, с организацией индивидуального подхода к тем детям, которые отличаются от большинства).

Таким образом, индивидуальный подход требует от воспитателя помимо умения работать разнородно и разнообразно, ещё и большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения - и это только некоторые из причин пока недостаточно широкого применения его на практике при широкой декларативности.

Мы считаем, что в настоящее время эту проблему можно и нужно решать, так как реализация индивидуального подхода помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом, является важнейшим условием успешного формирования готовности дошкольников к обучению в школе.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

В ходе данной контрольной работы нами были изучены особенности осуществления индивидуального подхода в дошкольном образовании. В результате нами были сделаны следующие заключения.

Индивидуальный подход должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Одним из главных факторов индивидуализации учебно-воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка. Как правило, он определяет темп деятельности, а не его социальную ценность.

Для детей дошкольного возраста ведущей формой организации трудовой деятельности являются поручения. На основе их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться умения и желания трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям.

Список использованной литературы

1. Выготский, Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1991. - С. 81-89.

2. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В.[ и др.] // Сост. Т.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1982. - 256 с.

3. Ефилекина, Р.П. Детская психология: Методические указания / Р.П. Ефилекина. - Н.: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2007. - С. 24-31.

4. Князева, О.Л., Маханёва, М.Д., Стеркина, Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения / О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Р.Б. Стеркина. - М.: ЛИНКА-ПРЕССС, 1998.

5. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 1981.

6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова. - М.: Издательоский центр «Академия», 2007. - 432 с.

7. Кононова, И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике / И.М. Кононова. - М.: ДиС, 2004. - 256 с.

8. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 607 с.

9. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. - СПб.: Питер, 2004.

10. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров // Педагогический вестник. - 1994. - С. 139.

11. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения, понятия, формы и методы. Учет психологических и возрастных особенностей младших школьников в реализации индивидуального подхода. Опыт индивидуализации в современной образовательной системе.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников. Поручения как форма организации детского труда. Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации поручений. Исследования уровня сформированности трудовых умений.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2011

    Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактике. Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математики в начальной школе. Логико-дидактический анализ темы "Сложение и вычитание в пределах 100". Анализ фрагментов конспектов уроков.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2012

    Научно-теоретические основы организации индивидуального подхода к детям среднего дошкольного возраста. Экспериментальная апробация методики индивидуального подхода для детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2007

    Подбор эффективных стандартизированных практических методик для изучения индивидуальных особенностей личности. Необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка для создания благоприятной образовательной среды, развивающей личность ребенка.

    реферат , добавлен 16.07.2008

    Проблема познания индивидуальных особенностей учащихся в истории развития педагогической мысли, а также современные подходы к ней. Технология, формы и опытно-экспериментальная работа по организации индивидуального обучения в общеобразовательной школе.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2009

    Сущность индивидуального подхода к учащимся. Основные пути и способы индивидуальной работы с детьми. Особенности применения индивидуального подхода к учащимся на уроках трудового обучения. Роль индивидуального шефства в перевоспитания трудных школьников.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2012

    Понятие индивидуализации при обучении иностранному языку. Анализ успешности усвоения иностранного языка при применении индивидуального подхода. Практика устной речи, работы с книжным текстом и аудиотекстом при использовании индивидуального подхода.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям. Сущностная характеристика феномена одаренности. Диагностика и обучение одаренных детей. Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике. Анализ состояния проблемы в практике.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2007

    Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников. Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия. Психологические особенности в реализации индивидуального воспитания.

Одной из проблем современного общества является проблема внимания к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств.

Одно из важнейших направлений деятельности современного Российского общества – всестороннее развитие каждого конкретного ребенка.

В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.

Проблемы индивидуального подхода к детям требовали решения с давних времен. В ХХ веке А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным. Решая ряд педагогических проблем он обосновал важнейшие положения индивидуального подхода к детям. Также проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он считал, что путь изучения индивидуальных особенностей ребенка, нужно начинать с его семьи, с необходимости педагогического просвещения его родителей, так как в каждой семье свой уклад, свои традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. Проблема индивидуального подхода к детям решается и в ХХI веке, но без знаний педагогом психологии она не может быть решена успешно.

Современная психология занимается проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Всем известно, что личность – это индивидуальность, неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному ребенку и отличающих его от всех других детей.

Для формирования личности, имеет большое значение темперамент ребенка, он помогает ему приспособиться к изменяющимся условиям, сказывается на активности, работоспособности, уравновешенности поведения. В процессе воспитания и обучения у ребенка формируется характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности. Характер не врожденная черта, его необходимо воспитывать и развивать. Основными условиями становления характера являются – целенаправленная деятельность и единые требования поведения ребенка, как в публичном месте, так и дома, в семье.

Для развития психических процессов, формирования умственных, эмоциональных и волевых качеств личности, ее способностей и характера необходима активная деятельность. Можно выделить следующие основные виды деятельности ребенка: игра, посильный труд, как физический, так и умственный, а также учебная деятельность.

Эффективным индивидуальный подход будет в тех случаях, когда существует опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.

Одним из условий осуществления правильного индивидуального подхода к ребенку, является единство требований к нему как педагога, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача развивать положительные черты и качества ребенка, которые у него уже есть, и формировать качество личности.

Знания анатомо-физиологических, психических, возрастных и индивидуальных особенностей являются основой индивидуального подхода в воспитании детей. Существует прямая зависимость между физическим, нравственным, умственным и эстетическим развитием ребенка.

Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что влияет на умственное развитие, формирование характера ребенка, обеспечивает охрану и укрепление здоровья.

Дошкольный возраст и младшие школьники это начало формирования и всестороннего развития личности.

В нравственном воспитании у детей данного возраста формируются моральные нормы, опыт поведения, отношение к окружающим людям, формируется воля. Нравственное воспитание, также, как и физическое, формирует характер ребенка. Умственное воспитание формирует интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности. Эстетическое воспитание - это важнейшая часть развития ребенка, оно способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Важнейшей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. Игра – лучшее средство удовлетворения интересов и потребностей, реализация замыслов и желаний. Игры формируют добрые чувства, смелость, уверенность, решительность.

В шестилетнем возрасте у ребенка первая перемена в жизни - это переход в школьный возраст. У ребенка появляются новые обязанности, новые отношения с окружающим миром, изменяется уклад жизни. У ребенка идет интенсивное развитие мышечной системы, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок быстро овладевает навыком быстрого письма, может приступить к занятиям на музыкальных инструментах. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, развиваются функции большого полушария головного мозга, быстро развивается психика ребенка.

Познавательная деятельность младшего школьника проходит в основном в процессе обучения, у ребенка расширяется сфера общения. Восприятие отличается остротой и свежестью, но в тоже время оно неустойчиво и не организовано. Восприятие постепенно усложняется и углубляется. Внимание младшего школьника ограничено по объему, не достаточно устойчиво. Произвольное внимание развивается с функцией мотивации учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. В познавательной деятельности младшего школьника имеет большое значение память, которая имеет наглядно-образный характер. Под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения происходит становление личности.

Средний школьный возраст от 11-12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Этот период обучения в школе (сV по IX классы) характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, укрепление костей, возрастает сила мышц, а развитие внутренних органов не равномерно, кровеносные сосуды отстают от роста сердца, легочный аппарат развивается не достаточно быстро. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение.

Половое созревание – характерная особенность подростка, она вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, вносит новые переживания, нарушает внутреннее равновесие. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Восприятие детей среднего школьного возраста более организовано, планомерно, целенаправленно.

Специфическая избирательность - это характерная черта внимания подростков. Мышление становится зрелым, последовательным, систематизированным. Меняется речь подростка, появляется логическое обоснование, доказательное рассуждение, точные, правильные определения.

В среднем школьном возрасте идет нравственное и социальное формирование личности. Педагогу необходимо нравственно осмысливать особенности развития и поведения современного подростка.

В старшем школьном возрасте завершается физическое развитие организма идет его общее созревание. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела - коры больших полушарий.

Юношеский возраст - это период активного осмысления будущего, жизненного самоопределения, самоутверждения, бурного роста сознания, убеждений, период выработки мировоззрения. У старшеклассников формируется избирательное отношение к предметам. Интенсивно формируются нравственные и социальные качества. Жизненные планы, выбор профессии старшеклассников, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – занять достойное место в жизни, получить хорошую, интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Изучая индивидуальные способности детей необходимо обращать внимание на физическое состояние и здоровье, от которых зависит работоспособность и внимание ребенка. Нужно знать ранее перенесенные заболевания, хронические болезни, состояние зрения, склад нервной системы. С учетом свойств памяти, склонностей, интересов, познавательной деятельности детей, предрасположенности к изучению отдельных предметов, осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении.

Педагог должен быть знаком с условиями домашней жизни и воспитания ребенка, его контакты, которые оказывают влияние на его развитие.

В завершении хотелось бы отметить, что индивидуальный подход – один из главных принципов педагогики. Проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты дифференцированного подхода к детям:

Знание и понимание детей;

Любовь к детям;

Основательные теоретические знания;

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Важнейшие задачи, поставленные обществом перед школой – повышение качества обучения трудового и нравственного воспитания школьников, всемерное укрепление связи школы с жизнью. Существуют ещё не использованные резервы, введение которых в действие поможет успешно выполнить программу перехода на качественно новую ступень развития школы. К их числу относится реализация одного из дидактических принципов – индивидуального подхода к ребёнку в процессе его обучения и воспитания. Необходимость реализации этого принципа связана с объективно существенными противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, содержанием обучения и воспитания и индивидуальными возможностями каждого ребёнка.

В практической деятельности эти противоречия выражаются в том, что, например, запланированный учителем материал на урок – учебная «доза» - для одних детей может оказаться недостаточной, для других непомерно большой, для третьих оптимальной.

Выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим – необходимы разъяснения. Успешность освоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем стоит задача – нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т. е создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных способностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.

Индивидуальный подход обеспечивает устранение трудностей в учении отдельных школьников. Наконец, он обеспечивает возможность развития всех сил и способностей учащихся. Из этого определения становятся ясными задачи, стоящие перед учителями, по реализации индивидуального подхода в практической деятельности: необходимо разработать план, ещё лучше – систему воздействия на каждого ученика с учётом возрастных индивидуальных особенностей, имея в виду задачи каждого данного периода обучения и общие задачи обучения и воспитания.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ученик, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Индивидуальный подход к учащимся зависит от уровня воспитательной работы в школе. Это выражает необходимость воспитывать класс как учебный коллектив, создавать условия для активной работы всех учащихся и в тоже время индивидуально подходить с целью успешного обучения и содействия развитию положительных задатков к каждому школьнику. Критерием успешности индивидуализации в обучении и воспитании можно считать темп продвижения ребёнка к более высокому уровню знаний, умений и навыков, качество их, организованность, интерес к учению, овладение обще-учебными навыками.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

а) систематическое изучение каждого ученика;

б) постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

в) выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

г) фиксация и анализ полученных результатов;

д) постановка новых педагогических задач;

Основным исходным элементом в этой система является изучение ученика. Систематическое изучение ребёнка целесообразно начинать до его поступления в школу.

Следующий раздел в системе изучения ученик отражает примерный уровень общего умственного развития и степень готовности к учению: особенности внимания и восприятия, речь ученика и его словарный запас, уровень умений чтения, счета, письма, навыки самостоятельности, умение преодолевать посильные трудности, интерес к школе и учению, овладение приёмами поведения школьника, отношение к товарищам и положение в коллективе.

Первичное изучение ребенка, поступающего в школу, и первоклассника проводится обычно методами опроса родителей, наблюдения культурно-бытовых условий, беседы с медицинскими работниками, изучения медицинской карты, а также методом специально организованных бесед с ребёнком и методом наблюдения за ним в процессе обучения и воспитания.

Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся. Поэтому для изучения школьников предлагается план наблюдений:

1. Особенности умственного развития:

Внимания, памяти, мыслительных процессов;

Усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы;

Речь, начитанность, общий кругозор;

2. Знания ученика и его отношение к учению:

Качество знаний по предметам;

Уровень обще-учебных умений: умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе и в отведённое время, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), не мешать работе другого ученика, умение довести работу до конца;

Отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношения к оценке учителем и товарищами;

Прилежание, интерес к учебной работе;

3. Дисциплина и морально-волевые качества: сосредоточенность, настойчивость, стремление достигнуть результата.

Методы изучения учащихся следующие: наблюдение за ними в процессе обучения и воспитания, анализ результатов их учебной деятельности (ответов, самостоятельных и контрольных работ, поделок), беседы с родителями, с учащимися.

Результаты изучения школьников, проводимого преимущественно методами бесед, носят приблизительный, относительно объективный характер. По результатам проведённых исследований был сделан вывод о том, что семилетние дети, поступающие в школу, составляют три условные группы: в первую группу вошли ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения; во вторую группу – учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над торможением; в третью группу – школьники с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.

Для учителя важно хотя бы общее представление об этих группах детей. Установлено, что для учеников с преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения характерны следующие особенности при обучении. На первых порах обучения восприятия отличается бедностью, неэмоциональностью, односторонностью. Дети медленно включаются в процесс наблюдения. Самостоятельно наблюдение им недоступно. Однако в процессе обучения восприятие у таких детей заметно улучшается, делается полнее. Для этой группы учеников характерны медлительность неповоротливость, растянутость речи, невысокий темп работы. Если учитель не принимает во внимание особенности этой группы детей, не создаёт им условий для включения в учебную деятельность, дети теряют интерес к учёбе, делаются апатичными, ещё более замкнутыми и робкими.

Вторую условную группу составляют дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Едва учитель начал формулировать вопрос, как они поднимают руку; они первыми принимаются выполнять задание, не выслушав его до конца; в работе они опускают многие детали, не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание на объекте наблюдения. Речь у них торопливая, громкая, эмоциональная, но бедна по словарю. Для прочного закрепления в памяти учебного материала им необходимо многократное подкрепление. Для этой группы детей характерен низкий уровень и медленный темп анализа и синтеза, а обобщение и абстрагирование могут быть недоступными в первый год обучения. Для этих детей необходимы систематические работы над развитием у них звукового анализа слова, запоминания звуков, обучение их чёткому артикулированию слов, слоговому проговариванию и на этой основе точной записи слова. При письме желательно большое число упражнений на точное воспроизведение орфографического состава слова – списывание, письмо по образу, письмо по памяти, только после этого возможен переход к записи слов, где буквенный состав расходится со звуковым.

Самую большую группу составляют дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Их восприятия характеризуются полнотой, разносторонностью, вычленением не только частей, но и признаков действий и состояний объекта. Наблюдая, они проявляют вдумчивость, сосредоточенность, внимание. Эти дети обладают довольно высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования в процессе овладения учебным материалом. Речь учащихся с уравновешенными процессами торможения и возбуждения ровная, выразительная, неторопливая, в меру громкая, эмоциональная, словарный состав достаточно велик; дети говорят полными предложениями, могут кратко и связно предать отдельные мысли. На таких учащихся в основном и ориентированы методические рекомендации и повседневная деятельность учителя.

Выделяя три группы детей по их индивидуально-типологическим особенностями протекания психофизиологических процессов и используя приёмы изучения состояния знаний, умений и навыков, можно провести первичное обследование - изучение первоклассников с целью установления их индивидуальных особенностей. Результаты обследования станут основой для постановки ближайших педагогических задач, выбора и применения наиболее эффективных форм, приёмов и средств индивидуального подхода к учащимся.

Список используемой литератур ы.

  1. Булычева Л .С . Индивидуальный подход к учащимся как условие предупреждения их неуспеваемости . / Л .С . Булычева - М.: Просвещение . 2004 – 189 с.
  2. Ильченко Е .И . Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы / Е .И . Ильченко М .: Просвещение . 2004 – 213 с.
  3. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е .С . Рабунский . – М.: Педагогика, 2000. – 213 с.
  4. Макаров , С.П . Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров// Педагогический вестник. – 1994.-№1.- С.2-10.
  5. Файнберг, С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. Файнберг // Дошкольное воспитание. – 2010.

Среди вопросов физиологии ВНД человека особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному прогнозированию ее результатов.

Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами.

В понятие "тип нервной системы" входят 3 свойства нервных процессов:

1. сила нервных процессов;

2. уравновешенность нервных процессов;

3. подвижность нервных процессов.

Сила нервных процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. В основе - выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).

Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Подвижность нервных процессов - возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Типы высшей нервной деятельности (ВНД)

Типы высшей нервной деятельности (ВНД) -- совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного -- продукт взаимодействия генотипа и среды -- может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы -- силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности -- позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.

Т. ВНД сильный неуравновешенный -- характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах -- это холерический тип.

Т. ВНД уравновешенный инертный -- с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах -- это флегматический тип.

Т. ВНД сильный уравновешенный подвижный -- имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах -- это сангвинический тип.

Т.ВНД слабый -- характеризуется слабостью обоих нервных процессов -- возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов -- это меланхолический тип.

На основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).

Учение о типах ВНД имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД. Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Учителя должны достаточно хорошо знать типологические особенности ВНД и темперамента учащихся. У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертными нервными процессами - воспитывать быстроту реакции, у ученика с «безудержным» типом нервной системы - тренировать процессы торможения и т.д.

Задача учителя помочь детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и утомления.

Учителями могут стать люди с любым типом ВНД, но это будут учителя разного индивидуального стиля и почерка работы. Зная особенности своей нервной системы, учитель может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

Критически используя наследие дореволюционной педагогики Н.К.Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. «Советское воспитание,- писала она, - направлено на то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность » (№8.с.5). Воспитание личности, указывала Н.К.Крупская развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» (№8.с.6).

Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К.Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала.

Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей, -писала она, - которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… » (№8.с.6). При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте.

В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…» (№21.с.19).

Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.

Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.

Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…» (№8.с.9). При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности: личность - индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера.

Характер - совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности.

Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой - единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.

Деятельность - важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (№8.с.13).