Самообразование коммуникативные танцы и игры в доу. Методическое пособие «Коммуникативные игры-танцы в музыкальном развитии детей

Коммуникативные танцы для дошкольников

Общение является важным условием психологического развития человека, формирования его личности, его социализации. В детский сад поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Есть дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков - многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец - благодатный в решении проблемы старших дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.

В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное . Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми.

Общение со сверстниками происходит в различных видах деятельности детей, в том числе и музыкальной. Особым потенциалом для развития навыков невербального общения обладают музыкальные занятия. В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое.

В педагогике музыкального образования вопросами, связанными с использованием элементов невербального общения в танцах, занимались, Й. Вуйтак, К. Орф, А. Остертаг, . К. Орф отмечал необходимость подбора к музыке соответствующих настроению танцевальных движений. Й. Вуйтак считал, что танец является социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей. Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом процессе у детей развиваются определенные

коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, взрослым. Очевидно, поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец», который, по мнению, является художественной деятельностью, включающей комплекс определенных танцевальных упражнений, направленных на установление общения между детьми.

Несмотря на то, что все авторы подчеркивали такую важную составляющую музыкально-ритмической деятельности детей, как установление положительных отношений средствами невербального общения, коммуникативный танец недостаточно используется в практике дошкольных учреждений.

Невербальное общение и танец имеют много общих элементов: невербальные сигналы и знаки, пространственно-временную структуру, установление и регуляцию .

Невербальные средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются средствами художественной выразительности. Поэтому стало возможным появление в педагогике музыкального образования понятия «коммуникативный танец» (,) .

Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Выкрики приветствия и одобрения не только поднимают настроение танцующих, но и помогают точно выполнять движения.

Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.

Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, мельницу, квадраты, змейки. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций.

Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, на праздниках, в свободной деятельности. Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером. Можно предложить некоторым участникам исполнить танца на шумовых и ударных инструментах

Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении совместных праздников и развлечений для детей и их родителей.

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения старших дошкольников.

Со второй половины XX века особое место в педагогике занимает направление, изучающее влияние музыки на детей с различными проблемами в развитии. Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, формирование его мыслей, чувств, отношения к окружающему, на становление личности и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Основой взаимодействия методики, в том числе и музыкального воспитания, с педагогическими науками являются теоретические положения известных психологов и педагогов Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н.А. Ветлугиной и др., показавших, что основным смыслом обучения и воспитания является формирование личности ребенка, которое осуществляется с учетом возрастных закономерностей развития и с опорой на ведущий вид деятельности. В дошкольном детстве – это игра. Проблемам игры детей дошкольного возраста посвящены исследования, известных педагогов и психологов: С.Л.Рубинштейна, Ф.И.Фрадкиной, А.П.Усовой, Д.В.Менджерицкой, Т.А.Марковой Е.И.Удальцовой и др,. Вопросами музыкально – ритмической деятельности детей средствами коммуникативных игр и танцев занимаются педагоги А. И. Буренина, Л.И.Плаксина.

Внутрисистемные нарушения зрения приводят к сложностям зрительной ориентации, замедляют ход развития важных системных структур: зрительного восприятия, ориентировки и движения в пространстве. Пространственная ориентировка при слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза. Несомненно, занятия музыкальной деятельностью, ритмикой и танцами благоприятно влияют на эмоциональное, творческое развитие детей с нарушением зрения, формируют музыкальный слух, музыкальную память, пластичность.

Музыкальная коммуникативная играэто синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.

Это определило тему опыта работы «Использование коммуникативных танцев и игр для развития музыкально — ритмических движений у детей с нарушением зрения».

Цель опыта работы: развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения для формирования ориентировки в пространстве посредством коммуникативных игр и танцев.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Разработать систему коммуникативных игр и танцев по развитию музыкально — ритмических движений в процессе формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

2. Развивать у детей с нарушением зрения музыкальность, двигательные качества и умения, творческие способности, потребности к самовыражению в движении под музыку, нравственно — коммуникативные качества личности.

3. Использовать коммуникативные танцы и игры с детьми и их родителями на музыкальных занятиях, досугах, праздниках, развлечениях и в совместной деятельности в группах компенсирующей направленности.

В своем опыте работы опиралась на основные дидактические принципы обучения и воспитания. В том числе принцип коррекционно — компенсирующей направленности обучения и воспитания, который предполагает построение образовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребёнка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отраженными в содержании, методах и организационных формах.

Принцип личностно — деятельностного подхода в воспитании и обучении позволяет рассматривать личность ребёнка с проблемами как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми.

Принцип художественно — коррекционного воздействия предполагает использование художественно — коррекционных технологий, направленных на решение задач художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста и одновременно на коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии средствами музыки.

Работа построена в тесном контакте с воспитателями коррекционной группы для детей с нарушением зрения, учителем — дефектологом и врачом-офтальмологом на полисенсорной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной.

Для реализации поставленных задач составлен план работы по использованию коммуникативных игр и танцев с музыкальным сопровождением в образовательном процессе с детьми с нарушением зрения.

1 квартал — осенние занятия и развлечения:

— Танцы – игры: «Все танцуем вместе», «Найди себе друга», «Веселые пары», «Здравствуй, друг!», «Музыкальный паровозик», «Зеркало».

— Игра-знакомство «Мы сегодня собрались, ты кто?»

— Игры: «А кто у нас самый умный», «Бабушка Маланья», «Все мы рады», «Сороконожка».

— Музыкальные игры: «Гуляем играем», «Передай мяч», «Кто скорее», «Роботы и звёздочки», «Ищи», «Великаны и гномы», «Кот и мыши», «Колпачок».

— Танцы: «Приглашение», «Весёлый танец», «Танец в кругу», «Отвернись — повернись», «Потанцуй со мной дружок».

2 квартал — зима и Новый год:

— Танцы – игры: «Варежки передавайте», «Если нравится тебе, то делай так!», «Четыре шага».

— Игры с дедом Морозом: «У тебя Дед Мороз», «Горячая пора», «Дед мороз и дети», «По тропиночке лесной», «Холодно замёрзли руки», «Лавата» .

— Игры: «Хвост Бабы Яги», «Зимушка», «В нашем зале все друзья».

— Песни – танцы: «Согревалочка», «Пингвины».

— Песня – игра «В снежки».

— Танцы: «Озорная полька», «Передача платочка», «Отойди и подойди», «Найди себе пару», «Ну и до свидания», «Мальчики и девочки».

— Пляски: «Приглашение», «Вот и поздоровались», «Потанцуй со мной, дружок», «У меня, у тебя», «Ну и до свидания!», «Танцуем с мамой», «Полька – знакомство», «Полька – шутка».

— Песня – игра «Три хлопка».

— Игры с пением: «Наша тётя – весельчак», « Каравай», «Кто у нас хороший».

— Игры: «Лягушки и аисты», «Жмурки», «Весёлый паровозик».

— Танцы: «Танцуй как я», «Музыкальный паровозик».

На непрерывной образовательной деятельности использовала музыкальные коммуникативные игры, которые помогли детям с нарушением зрения адаптироваться к условиям ДОУ, сняли телесные зажимы, способствовали эмоциональной разрядке, развили воображение, мимику и жесты, активизировали внимание, научили соблюдать правила, познакомили с чувствами и научили их распознавать.

В своей работе применяла следующую классификацию коммуникативных игр:

Игры — импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Гномы и великаны», «Пылесос и пылинки» и др.).

Игры – зеркала, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало», «Не сердись, а улыбнись», «Позы», «Снежинки, летайте» и др.).

Игры – массажи и тактильные игры («Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – «Комарики», «Баня –Бабаня», «Мы капусту рубим..» и др.).

Ритмо – интонационные игры с именами, которые являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребёнку представить себя в различных ролях («Сон», «Дед Егор»).

— Игры на развитие танцевального и вокального творчества (танец — игра «Если нравится тебе, то делай так!», «Придумай песенку воробья»).

— Игры-фантазии, направленные на развитие воображения детей в процессе восприятия музыкальных произведений, умение согласовывать свои действия в парах, группах («Нарисуй музыку»).

— Игры на развитие внимания («Замри», «Будь ловким», «Угадай, кто позвал», «Передай мяч»).

В коррекционно — воспитательной работе, помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве, эффективно реализовала такие направления: развитие динамической стороны общения (лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению), а также развитие эмпатии и сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Использованные танцы и игры, способствовали развитию позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия.

Наиболее эффективной формой коммуникативных музыкальных игр явились танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствовали повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт способствовал развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе («Здравствуй, милый друг», «Раз, два, три» и др.).

Коммуникативные игры применяла не только в работе с детьми, но и родителями. В ходе проведения мероприятий творческого объединения для детей и родителей «Навстречу друг другу» с успехом прошли совместные игры: «Как живёшь?», «Весёлый оркестр», «У меня, у тебя», «Здравствуйте», «Я от тебя убегу, убегу»; игры для повышения самооценки «Шляпа знакомств», «Скажи хорошее о друге», «Комплименты», «Передай сигнал», «Сладкий апельсин».

На праздниках и развлечениях практиковала игры и танцы с мамами и бабушками: «Найди маму», «Пляска с мамами», «Танец в кругу»; на Новогодних утренниках использовала игры с Дедом Морозом и другими персонажами; при проведении Масленицы — игры «Соколик мой», «У бабушки Маланьи», «Ручеёк», «Тетёры», «Как у нашей Дуни», «Дрёма».

Эти игры побудили детей и родителей говорить друг другу комплименты, что способствовало созданию и укреплению товарищеских отношений как в детском коллективе, так и среди родителей. Игры повысили их настроение и придали чувство собственной значимости; сформировали умение по взгляду партнера понять его намерения.

Ценность и польза коммуникативных танцев игр очевидна. Они позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создавать эмоционально-положительный микроклимат в группе, умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим. Все эти факторы определяют судьбу ребенка, дают ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализовать себя как личность.

Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно и нужно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими патологию развития зрительного анализатора.

Список информационных источников.

1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – СПб.: Музыкальная палитра, 2004.

2. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей / Н.Г. Куприна; Урал.гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2002.

3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. – М.: АСТ, 2001.

4. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е.А. Медведевой – Москва, издательский центр «Академия», 2002 г.

Нестеренко Наталья Игоревна Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида №1» г. Балаково Саратовской обл.

В настоящее время встречается всё больше детей с неадекватной самооценкой, ребёнок зажат, либо расторможен, вследствие чего возникают проблемы с общением. Поэтому педагогам следует заботиться о социально-эмоциональном развитии дошкольников, о формировании таких качеств, как: коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициативность. Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Дошкольный возраст это важнейший этап в развитии личности. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным. Основной целью в работе с детьми является формирование у ребёнка активного творческого восприятия музыки, способности получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным. Этому способствуют музыкальные коммуникативные игры.

Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств, развития чувства ритма, звуковысотного слуха, диатонического слуха, вокального и танцевального творчества детей. Через коммуникативные музыкальные танцы - игры эффективно реализуются следующие задачи:

  1. Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.
  2. Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  3. Уверенность в себе.

Коммуникативные танцы - игры это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.

В работе с детьми можно использовать следующие коммуникативные игры: Игра-знакомство «Мы сегодня собрались, ты кто?» - данная игра позволяет успешно адаптироваться ребёнку в группе. Например, во время игры дети стоят в кругу и поют «Мы сегодня, мы сегодня, мы сегодня собрались» , один ребенок в это время - ведущий идёт по кругу, по окончании музыкальной фразы подходит к ребёнку и поёт: «Ты кто?» , ребенок-участник поёт своё имя. Ведущий встаёт на место отвечавшего ребёнка, тот становится ведущим, идёт по кругу, игра продолжается. «Игры-фантазии» направлены на развитие воображения детей в процессе восприятия музыкальных произведений, умение согласовывать свои действия в парах, группах. Например, во время игры «Нарисуй музыку» детям предлагают выразить свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки и придумать сюжетную картину к ней в паре или в группе из 3-5 человек. Дети договариваются в процессе придумывания и выстраивания общей сюжетной линии, выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Можно оформить выставку детских творческих работ «Мы рисуем музыку» . «Игры-массажи» построены на тактильных ощущениях, исполняются в парах, дети договариваются, кто первый делает массаж под музыку. Игры на развитие танцевального и вокального творчества («Зеркало» , танец - игра «Если нравится тебе, то делай так!» , «Придумай песенку воробья» и др.) побуждают детей к совместному придумыванию танцевальных композиций, несложных музыкальных мелодий.

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе. Коммуникативные танцы: «Приглашение» , «Вот и поздоровались» , «Потанцуй со мной, дружок» , «У меня, у тебя» , полька «Ну и до свидания!» «Лавата» , «Танцуем с мамой» , «Музыкальный паровозик» другие. Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. В этих танцах развивается легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению.

Ценность и польза коммуникативных танцев - игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми − и на НОД, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

Особенно актуально использовать коммуникативные танцы - игры при проведении совместных праздников с родителями, где родители не только гости, но и активные исполнители.

Анна Любивая
Коммуникативные музыкальные танцы-игры в социально-личностном развитии дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ойский детский сад»

Составила :

музыкальный руководитель

Любивая Анна Андреевна.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии . Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности . Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке , правильное восприятие содержания музыкальных произведений , пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере.

Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки , основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это-синтез музыки с речью , движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка.

Наблюдения во время музыкальных занятий показали социальных социализации дошкольников .

Поскольку в работе с детьми есть постоянная потребность обновлять репертуар, можно самостоятельно моделировать танцы – игры , меняя музыкальное сопровождение и моделируя построение движений в зависимости от подготовленности детей. Кроме того, в подобных танцах – играх есть возможность формировать двигательные навыки, закреплять некоторые более сложные движения, которые не сразу у всех детей получаются. В игровой форме при многократном повторении эти движения постепенно и не заметно для ребенка усваиваются.

ЦЕЛЬ :

улучшение социализации детей старшего дошкольного возраста в детском коллективе с помощью коммуникативных музыкальных танцев - игр .

Наблюдения во время музыкальных занятий показал , что через игровую деятельность ребёнок воспроизводит систему социальных отношений в детском коллективе, что определяют магистральную линию социализации дошкольников .

Через коммуникативные музыкальные танцы - игр эффективно реализуются следующие задачи

Развитие динамической стороны общения : лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.

Развитие эмпатии , сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Уверенность в себе.

Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс участия в танце-игре .

Обогащая музыкально -слуховые навыки детей, мы научим их понимать, что движения, жесты, мимика и пантомимика имеют свой смысл, с их помощью можно выразить настроение, намерение, отношение к другому человеку, можно рассказать целую историю, не издавая ни звука. А с помощью выразительных движений, пластики тела, через создание образа, соответствующего музыкальному произведению , мы научим их понимать музыку , чувствовать её, любить.

Публикации по теме:

Коммуникативные и театрализованные игры для дошкольников Коммуникативные игры Кривое колесо (умеренно подвижная игра для детей от 5 лет) Играющие встают взявшись за руки, спиной в круг. Это «колесо».

Коммуникативные игры Как заинтересовать современных детей? Коммуникативные игры Коммуникативная игра-это вид игр который помогает развивать коммуникативные.

Коммуникативные игры ПРИВЕТСТВЕННЫЕ ИГРЫ Младший возраст Игра «Здравствуйте, ладошки!» Цель: формирование контроля за движениями, развитие способности концентрировать.

Коммуникативные игры для старших дошкольников «Охота на тигров» «Небоскреб» «Ладонь в ладонь» Название игры: «Ладонь в ладонь» Цель игры: Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни.

Коммуникативные игры-танцы в работе с детьми групп компенсирующей направленности Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель, происходит освоение форм.

Коммуникативные умения дошкольников и игра Аннотация: В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности,.

Консультация для педагогов и родителей «Коммуникативные игры для дошкольников» Консультация для педагогов и родителей Коммуникативные игры для дошкольников Человек становится личностью в результате общения, взаимодействия.

МАДОУ «Детский сад №15 с. Кабанск»

Вид проекта – Творческо-игровой

«Коммуникативные танцы-игры –

как средство социальной компетенции ребенка»

«Танцуем вместе»

Группа подготовительная.

Подготовила: Давлеткулова Елена Владимировна

музыкальный руководитель

Кабанск 2018г.

Пояснительная записка

«Не существует более чудовищного

Наказания, чем быть предоставленным

В обществе самому себе и оставаться

Абсолютно незамеченным»

Уильямс Джеймс

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, и дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель, происходит освоение форм позитивного общения с людьми. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Проблема:

В наше время все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или расторможен) и, как следствие, проблемы с общением.

Гипотеза:

У детей разовьется социальная компетентность, если включать в образовательный процесс коммуникативные танцы-игры.

Цель:

Способствовать развитию социальной компетенции детей с помощью коммуникативного танца-игры.

«Социальная компетентность – умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в разных ситуациях». (Е.И. Рогов «Азбука общения»)

Задачи:

  • Развивать музыкальныйслух, выразительность движений;
  • Формировать динамическую сторону общения: лёгкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению;
  • Создать ситуацию для проявления эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • Развивать позитивное самоощущение, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением своей значимости в детском коллективе.
  • Воспитывать через танец умение понимать состояние и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать

Сроки проекта: проект рассчитан на 10 недель.

Исполнители проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети.

Методы и формы:

Организованная совместная деятельность с детьми, гимнастика, праздники и развлечения, самостоятельная деятельность детей, ИКТ технологии, беседы, дидактические музыкальные игры, тренинги в парах.

1. Наиболее часто используемый прием – музыкально-игровой. Особенности его заключаются в том, чтобы воображаемая игровая ситуация создается перед танцем.

Например: танцы: «Танец солдатиков и кукол».

«Дамы и кавалеры».

2.Элементы психогимнастики для отражения отдельных черт характера и эмоциональных состояний – этюды на выражение эмоций, показ невербальных средств общения.

Например:

Танцы «Как хорошо с тобой танцевать»

«Ну и до свидания», « поссорились –помирились»

«Боюсь - не боюсь» и др.

3.Поисковый метод – проблемная ситуация человеческого общения.

Например:

Танцы « Хочу, не хочу»

Ситуации: «Танцуем с малышами (с бабушками)»

« Танцуем как … зайка (неуверенность; волк (агрессивность); медведь (уверенность) и др.

4.Прием сравнения средств выразительности:

Танцы – импровизация: « Чья пара пляшет лучше?», «Чей хоровод дружнее?»

5.Психологические техники.

Парные упражнения «Приветствия»

Коллективные - « Давайте поздороваемся», «Хоровод с воротцами»

Прием – отзеркаливание (танцы по типу «Зеркало»).

Ожидаемые результаты.

1. Положительная динамика в развитии коммуникативной культуры, как ребенка, так и всей группы в целом.

2. Значительное расширение и обогащение за счет знакомства с невербальными средствами общения, практического опыта конструктивного взаимодействия детей с окружающими людьми на межличностном уровне.

3. Накопление у каждого ребенка опыта построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.

4. Развитие е детей таких личностных качеств, как:

Социальная уверенность в себе.

Активность.

Самостоятельность.

Креативность.

Целевые ориентиры уровня развития:

I Активная потребность и желание взаимодействовать с другими людьми

«Я хочу»

II Способность отразить коммуникативное содержание танца через невербальные средства общения.

«Я умею»

III Умение актуализировать в общении с разными людьми содержание приобретённого и межличностного опыта

«Я знаю»

Организация работы по проекту:

Одной из особенностей организации проекта является использование разных моделей сотрудничества в коммуникативном танце-игре.

Модели сотрудничества:

1. .

После принятия общей цели (станцевать танец) каждый ребенок индивидуально выполняет свою работу, которая становится частью общей итоговой работы. Это коллективные танцы: «Попрыгунчики», различные хороводы, «Хоровод с воротцами», « Ехор», « Лавата», «Каравай» и др.

Эта модель обеспечивает развитие умения принимать общую цель деятельности, действовать синхронно, сохраняя темп и ритм танца, совместно оценивая итоговый результат.

2. Совместно – последовательная модель .

Это принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий с участниками. Результат действий первого партнера становится предметом другого. Основная задача ребенка согласованно с партнером определить свое место в последовательности действий, выполнить свою операцию в нужном ритме и темпе.

Эта модель позволяет сформировать умение координировать, регулировать совместные действия. Одновременно повышать понимание зависимости между результатом своей деятельности, результатом деятельности партнера и общим итогом. Это танцы со сменой партнера: «Найди пару», «Приглашение», «Как хорошо с тобой танцевать», «Вальс друзей» «Четверки с лентами»др.

3. Совместно – взаимодействующая модель .

Дети работают в парах, микрогруппах. Это парные танцы «Потанцуй со мной, дружок», «Поссорились – помирились», «Полька парами», «Танец с хлопками» и др.

В данной модели сотрудничества обогащается опыт взаимодействия формами танцевальной вежливости.

Этапы реализации проекта:

I этап – предварительный (3-4 неделя марта)

мониторинг, анкетирование родителей, изучение литературы,

подготовка материала

Чтобы обеспечить детям оптимальные условия для развития коммуникативных способностей, необходимо знать особенности коллектива- группы. Поэтому в начале реализации проекта проводится диагностика уровня развития коммуникативной культуры через танец, посредством аутентичного наблюдения за детьми во время танца. При наблюдении за детьми выявляются наиболее актуальные проблемы развития, как каждого ребенка, так и группы в целом.

Диагностический инструментарий – танец «Приглашение»

Параметры:

Разработаны на основе «Диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков и умений» И.Ф. Мулько.

I. Коммуникативная активность.

1.Стремление вступить во взаимодействие (танец) со

Сверстником.

2. Желание и умение ответить на адресованное ему

Действие партнера.

II. Эмоциональность – передача характера, настроения танца с помощью невербальных средств общения.

1. Жесты (эмоциональные, стилистические, указательные, ритмические, изобразительные).

2. Поза (адресация, изумления и др.).

3. Мимика (динамическая).

4. Язык глаз (передача чувств: радость, печаль, любовь и т.д.).

5. Улыбка.

III. Культура танца.

1. Приглашение.

2. Окончание танца.

3. Благодарность за танец.

4. Чувство такта (умение уступать, считаться с другими

людьми, избегать конфликты).

5. Способность к эмпатии (видеть и учитывать настроение, состояние партнера; сопереживать).

III. Музыкальность.

1. Умение согласовывать свои действия с действиями

партнера в ритме танца.

2. Владение танцевальными движениями (парными,

коллективными).

Критерии:

3балла – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

1 балл – ниже среднего уровень;

0 баллов – критический уровень.

Так, например, в данной группе (подготовительной) одна из проблем – избирательные контакты среди сверстников, поэтому реализацию проекта следует начать с парных танцев, чтобы ребенок обрел, сначала друга, т.е. «значимого» для него человека, а затем уже перейти к коллективным танцам, чтобы партнер помог ему войти в коллектив. После этого можно включать танцы со сменой партнера и ребенок постепенно вступит в сотрудничество со всеми, а дети одновременно примут его как равного.

На основе этого был разработан перспективный план.

II этап – основной: (апрель-май)

сроки

мероприятие

цель

1-2 неделя апреля

Модель совместно-взаимодействующая

Парные Танцы:

примерный репертуар:

«Веселые пары», «Ай да сапожник», «До свидания», «Шаги и поклоны»,

развивать навыки взаимодействия ребёнка со значимым ему человеком (взрослым, другом); вызывать совместные эмоциональные переживания

1-2 неделя апреля

Дидактическая игра

«Цветная музыка»

– выявить музыкальные предпочтения детей танцевальной музыки и развивать умение отражать предпочтения через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.

Двигательная импровизация «Деревья и листочки»- работа в паре.

Развивать умение ребёнка работать в паре, повышать уровень танцевального творчества.

Предложить детям выбрать, как им удобнее и приятнее танцевать

3-4 неделя апреля

Модель сотрудничества:

Совместно – индивидуальная модель Тип танца:

Коллективный (общий)

Примерный репертуар:

«Попрыгунчики», различные хороводы, «Хоровод с воротцами», « Лавата», «Каравай» и др .

Обогащать социальный опыт взаимодействия со сверстниками

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей в ритме танца.

Осознание своей принадлежности к группе

Беседа «Как ты любишь танцевать»

Выявить характерные особенности отношения детей к музыке и танцу

Развивать способности к сотрудничеству в группе.

Развивать способности различать звуки.

Развитие зрительного контакта.

Развивать способности соотносить движения со звуками

1-2 неделя мая

Модель совместно-последовательная

Парный танец со сменой партнера.

примерный репертуар:

«Праздничная полька» М. Гоппе.

«Найди пару» Х. Бурениной.

«Ножка»,«Четверки с лентами»

Развивать умение вести «диалог» ребенка со сверстниками в танце путем специального моделирования ситуаций общения. --------------Обогатить опыт взаимодействия формами танцевальной вежливости.

Модель сотрудничества:

совместно – последовательная .

Тип танца:

Парный танец со сменой партнера

Примерный репертуар:

«Хочу – не хочу», «Ну и до свидания», «Хлоп-хлоп-хлоп», «Отойди - подойди»,

Развивать умение понимать мимику, жесты и выразительные движения партнера.

Развивать умение доброжелательно воспринимать любого партнера.

Упражнение «Улыбка»

формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

3-4 неделя мая

Модель сотрудничества:

Совместно – последовательная.

Тип танца:

Коллективный танец, со сменой партнера.

Примерный репертуар:

«Уж я улком шла», «Хоровод друзей», «Как хорошо с тобой танцевать»«Вежливый танец».

Развивать умение согласованно с партнером определить свое место в последовательности действий, выполнить свою операцию в нужном ритме и темпе

Совместная организованная деятельность

«Дружба начинается с улыбки!»

Дать возможность переживать положительное состояние от танцевального общения друг с другом на основе использования невербальных средств для выражения своего положительного эмоционального отношения к сверстникам.

Воспитывать основы танцевальной и коммуникативной культуры посредством приобщения детей к музыкальной культуре.

III этап – заключительный: 4 неделя мая

Итоговое мероприятие : Танцевально – игровое взаимодействие родителей, ребенка и педагогов совместное развлечение «Танцуем вместе»

Продукт проекта:

Аудиотека и картотека коммуникативных танцев

Дидактические музыкальные игры (к проекту)

Примерный вариант плана работы с родителями:

Задачи:

1. Установление партнерских взаимоотношений с семьей для объединения усилий по преодолению коммуникативных проблем ребенка.

2. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

4. Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

Формы работы:

  1. - анкетирование
  2. - консультации по решению проблемных задач семейного воспитания, побуждающие родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения.
  3. - танцевально – игровое взаимодействие родителей и детей, что способствует приобретению партнерских отношений.
  4. - наглядная агитация (статьи в уголке для родителей, создание справочника для родителей, информация в газете ДОУ.).

Данный проект может использоваться в практике любого педагога ДОУ, т.к. он:

Прост и доступен.

Не требует приобретения дорогостоящего оборудования.

Позволяет внедрить данный проект в любой образовательный процесс без нарушения его структуры и продолжительности.

Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, он доступен любому в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Приложения

Примерный перечень элементов невербального общения, с которыми дети знакомятся в танце (элементы предложены доктором филологических наук Е. Формановской).

I Жесты – динамическое движение

Тип жеста:

указательные, изобразительные, ритуальные, ритмические, эмоциональные.

Элементы:

погрозить пальцем, подозвать кистью руки, прижать руку к сердцу, указать на себя, помахать рукой, почесать затылок, приподнять плечи (удивление), пожать плечами (не знаю), развести руками (не могу помочь), приподнять брови, махнуть рукой, хлопнуть по лбу, разные виды рукопожатий, кивок головой, поклон.

II позы:

Поза адресации (вопрошающие глаза, движение рук, человек хочет обратиться).

Поза слушателя (замедление движений, выражения внимания на лице).

Поза изумления.

Расположение собеседника (далеко друг от друга – нет контакта, слишком близко - неудобство).

III мимика – передается вся палитра человеческих эмоций

Динамическая

Застывшая

мимические знаки: скривился, округлил глаза, вытаращил, скорчил рожицу, расцвел улыбкой, задрал нос, надулся, усмехнулся и др.

IV язык глаз – можно выразить любое чувство: радость, печаль, гнев, восторг, любовь и др.

V улыбка – личностное выражение вежливости и заинтересованности. Это «поле положительного знака», самый естественный способ общения.

Примерные варианты упражнения «Улыбка».

Цель: формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

1) представьте себе, что вы видите перед собой солнышко, которое улыбается вам. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире – улыбайтесь и ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

2) Как приятно видеть улыбки на ваших лицах! Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда. Ведь она ничего не стоит, но так много дает. Обогащает тех, кто её получает, не обедняя тех, кто ею одаривает.

3) здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня замечательные, необычно симпатичные. У вас очень добрые, тёплые, ласковые улыбки. Когда я вижу вас такими, мне сразу хочется сделать что-нибудь необыкновенное.как вы думаете, что обычный человек может сделать необычного для другого человека?

Упражнения для развития мимики.

Солёный чай

Ем лимон

Сердитый дедушка

Лампочка погасла, загорела

Грязная бумажка

Тепло - холодно

Рассердились на драчуна

Встретили хорошего знакомого

Обиделись

Удивились

Испугались гуся

Показать, как кошка выпрашивает колбасу

Мне грустно

Люблю – не люблю

Примерная ролевая гимнастика.

1) нахмуриться как …король, ребёнок, у которого забрали игрушку

2) улыбнуться как… младенец матери, кот на солнце

2) стоять как …. оловянный солдатик, дама в платье и шляпе, Буратино.

Упражнения «Произнеси фразу».

произнесение слов с разной интонацией:

Спасибо

Здравствуйте

До свидания

Ах, так!

Ну и ладно

Привет

Ты смотри, не шали

Хочу – не хочу.

Тренинг в парах «Расположение партнёров»

Цель: предложить детям выбрать, как им удобнее и приятнее танцевать

Позиции:

Партнёр взял вас за руки

Спрятал от вас руки

Едва касается рук

Держит за ладони

Смотрит под ноги, в сторону

Смотрит на тебя

Улыбается

Сердит

Анкетирование родителей музыкальным руководителем.

Вопросы:

Как ребёнок дома реагирует на музыку?

Есть ли у него привязанности к каким-либо музыкальным произведениям, жанру музыки, стилю?

Реагирует по-разному на разные по характеру музыкальные произведения?

Отражает ли ребёнок свой характер в танце?

Вспоминает ли ребёнок о танцах, разученных в саду, дома?

Танцуете ли вы с ним?

Он танцует один, с игрушкой, просит кого-то из семьи?

Любит танцевать сам по себе или необходимо присутствие зрителей?

Как вы реагируете на его танцы?

Музыкальная игра «Кати или кидай!»

Цель Развитие способности к сотрудничеству в группе.

Дополнительны цели Развитие способности различать звуки.

Развитие зрительного контакта.

Развитие способности соотносить движения со звуками.

Что понадобится Два контрастных по звучанию музыкальных инструмента. Один мяч.

Количество участников От 6 до 10

Основной вариант Группа садится в круг, а одного участника просят взять инструменты и сесть вне круга. Кто-то из сидящих в кругу берет мяч. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким - его катить. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга. Во время паузы мяч остается у кого-то из группы.

Замечания Возможно, ведущему придется напоминать участнику, играющему на музыкальных инструментах, о том, что во время смены инструмента ему следует делать паузу.

Играющему вне круга, чтобы не отвлекаться, лучше смотреть в сторону, а не на группу.

Может быть, придется напоминать участникам о том, что при всех манипуляциях с мячом им следует оставаться в сидячем положении.

Другие варианты Играющий за кругом может петь контрастные по звучанию песни.

Можно использовать мячи разного типа и размера.

Можно использовать и другие предметы, например, мешочки с фасолью или обручи (чтобы перекатывать по полу).

Можно пробовать разные способы передачи мяча, например, ногами.

Можно использовать три или более инструментов.

Музыкальная игра «Сороконожка»

Совместное танцевальное творчество

Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.

Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.

Выполняется под музыку в умеренном темпе.

1.Шла сороконожка

По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

2.Вдруг закапал дождик: кап!

Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)

3.Насморк мне не нужен

Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)

4.грязи в дом не принесу

Каждой лапкой потрясу (останавливаются, трясут одной ногой)

5.И потопаю потом

Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)

Список литературы:

1. Л.С.Выготский. «Психология искусства».

2. Л.А Мазель. «Строение музыкальных произведений».

3. В.В.Зеньковский. «Психология детства».

4. Л.В.Чернецкая. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников». Ростов – на Дону. 2012.

6. А.И.Шипицына. «Азбука общения». 2003.

7. А.И.Буренина. «Коммуникативные танцы – игры». Санкт-Петербург. 2004г.

8. А.Ганнушкина. «Проблемы коммуникативного поведения дошкольников» М.2013г.

9. Алексеев. «И танцы лечат». Ст. ж. «Обруч» №3 – 1998г.