Творческие игры. Игры на развитие творческих способностей

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество — процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Полезная книга для родителей

Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.

Игры на развитие творческого мышления дошкольников

«Что будет, если?..» Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:

Что будет, если...

Человек перестанет есть?

Не выключить кипящий чайник?

Оставить холодильник открытым?

Носить тесную обувь?

Не чистить зубы?

Забить мяч в окно?

Съесть десять порций мороженого сразу?

Дразнить соседскую собаку?

Ходить задом?

Не спать?

Посадить цветы в песке?

Сесть на ежика?

Человек научится летать?

«Образы». Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»

«Новый человек». Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.

«Непослушный карандаш» . Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10— 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).

«Новая поза» . Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.

«Какого вкуса небо? » Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»

«Найди применение»

Самый известный пример о творческом применении предмета — это история с кирпичом.

Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?

Введите e-mail адрес:

Творчество справедливо считается проявлением настоящего таланта. Если ребенок умен, он хорошо и быстро учится и применяет свои знания в повседневных ситуациях. Но создание чего-то нового, неординарного, не похожего ни на что другое – это и есть настоящий талант. Люди ценят и восхищаются способностью создавать что-либо необычное, будь то оригинальные произведения искусства, нетривиальный сюжет или изобретение, которое облегчает жизнь многим людям.

Как мы можем научить наших детей творчески мыслить? Как мы можем привить им привычку мыслить нестандартно? Предлагаем несколько простых и забавных способов, которые помогут ребенку в игровой форме развить ценный навык творческого мышления. (В зависимости от его возраста и имеющихся навыков может понадобиться незначительная корректировка предлагаемых игр.)

Игра первая. Кто-нибудь начинает рассказывать историю и останавливается после нескольких предложений, а следующий игрок продолжает рассказ . При этом ограничений в количестве игроков нет. Историю можно записать на диктофон или на бумаге, чтобы впоследствии распространить ее среди участников игры. Это очень забавная игра, которая обучает ребенка мыслить творчески (а если вы тоже участвуете в этой игре, то и вас).

Игра вторая. Подготовьте серию изображений, которые можно взять из книги (перефотографировать), нескольких книг, газет или из Интернета и распечатать на домашнем принтере. Поместите фотографии рядом друг с другом, и пусть ваш ребенок расскажет историю, о которой повествуют эти изображения. Вы можете по очереди развивать сюжет. Игра может иметь несколько вариантов: поместите изображения лицевой стороной вниз, а затем переворачивайте их одно за другим, чтобы продолжить историю. Постепенно увеличивайте скорость открывания изображений – так, чтобы рассказчик придумывал рассказ все быстрее и быстрее. Когда вы отработаете первоначальный набор картинок, просто измените их порядок и посмотрите, сможет ли ваш ребенок придумать другую историю.

Модификация второй игры для слов. Подготовьте ряд слов, написанных на карточках, и поиграйте во вторую игру, используя их. Вы можете использовать все те же варианты игры, которые описаны выше.

Игра третья. Включите фрагмент классической музыки , и пусть ваш ребенок скажет вам, какое настроение создает данное музыкальное произведение, и какую историю оно хочет рассказать своим слушателям.

Игра четвертая. Включите фрагмент классического музыкального произведения и предложите ребенку нарисовать картину, которая будет иллюстрировать передаваемое им настроение или историю, которую она рассказывает.

Модификации игр. Когда ваш ребенок рассказывает историю, играя в одну из приведенных игр, попросите его изменить историю так, чтобы изменить ее настроение. Например, если история грустная, может ли он изменить ее так, чтобы она превратилась в счастливую? Может ли он изменить ее, чтобы она стала полна тайн и загадок? Может ли он превратить ее в комедию?

Открытые вопросы стимулируют творческое мышление. При чтении книги с вашим ребенком всегда задавайте открытые вопросы (предполагающие развернутый, а не односложный ответ), среди которых могут быть такие, как: «Как бы ты справился с этой ситуацией?», «Что персонаж мог бы сделать по-другому?», «Как ты думаешь, как себя чувствовал главный герой?».

Игра пятая. Распечатайте несколько фотографий на бумаге формата А4. Разрежьте каждую из них на девять частей (или больше, если вы хотите сделать игру более сложной). Теперь предложите ребенку сложить фотографии из фрагментов в первоначальный вид. После того как он справится с этим заданием, вы можете смешать фрагменты, чтобы ребенок мог создавать новые картины, объединяя фрагменты разных фотографий (лучше с самого начала подобрать исходные фотографии с расчетом на это). Начните с перемешивания фрагментов двух фотографий и постепенно переходите к большему количеству исходных изображений. Начните с крупных фрагментов, которые составляют ¼ исходного изображения, постепенно переходя к использованию более мелких фрагментов. Постепенно переходите к более сложным изображениям, которые включают в себя более мелкие детали.

Игра шестая. Поощряйте и принимайте участие в играх, в которых ребенок изображает какого-либо персонажа или явление, а также используйте ролевые игры для моделирования различных ситуаций с вашим ребенком. Когда вы читаете историю, попросите ребенка, войти в роль и изобразить своего любимого персонажа.

Игра седьмая. Когда к вашему ребенку придут в гости друзья, предложите им выучить роли и сделать представление любимой сказки, такой как, например, «Три поросенка», и показать его родителям. Это очень веселая и занимательная игра, которая поможет детям весело провести время и оставаться занятыми.

Игра восьмая. Попросите ребенка нарисовать какой-нибудь предмет и раскрасить его в подходящие цвета. Например, попросите ребенка нарисовать несколько фруктов. Затем попросите его изменить цвет всех фруктов. Пусть банан станет красным, а яблоко синим, и так далее.

Игра девятая. Выберите один день недели, когда все члены семьи, включая ребенка, будут выполнять свои обычные действия по-другому. Например, чистить зубы не правой, а левой рукой и при этом не так, как обычно. Выберете другой путь в школу. Пойте целый день вместо того, чтобы говорить. Встаньте раньше и поиграйте в новую игру. Прогуляйтесь в безопасном месте задом наперед... Будьте изобретательными и поощряйте вашего ребенка творчески относиться ко всему.

Наталья Полухина
Игры на развитие креативного мышления для дошкольников

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что творческое мышление можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

Сенситивный период развития креативности приходится на возраст 3-5 лет. В этом возрасте формируется «первичная» креативность, как общая творческая способность.

Предлагаю игры, которые помогут развить качества креативного мышления у ребенка дошкольного возраста.

Упражнение «Что ты види шь?»

Цель: развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности; развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений.

Задание: Изображенные в этом задании фигуры – основа рисунка. Предложить детям пририсовать к ним то, что они считают нужным, раскрасить цветными карандашами и придумать название.

Упражнение «Волшебная мозаи ка».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противореч ий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Педагог начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Игра «Поиск предметов, обладающих сходными свойств ами»

Цель: формирование установки на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, учить мыслить творчески.

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут. Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом.

Игра «Поиск способов применения предм ета»

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.). Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Игра «Что это так ое?»

Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Комплекс игр по развитию творческого мышления дошкольников

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Для развития творческого мышления детей можно рекомендовать комплекс игр. В играх используются задания, составленные на основе простого, хорошо знакомого материала. Педагог может организовать работу с группой из 5-8 детей. Длительность одного занятия не должна превышать 25 минут. Частота проведения таких занятий - 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и будет зависеть от того, каков был исходный уровень развития мышления детей, от того, как быстро они продвигаются вперёд.

Занятие 1 .

Цель: развивать способность устанавливать связи между предметами и явлениями, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

На первом занятии дети знакомятся с двумя играми: “Составление предложений” и “Поиск общих свойств”.

Игра “Составление предложений”

Детям предлагаются три слова, не связанные между собой по смыслу, например “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Даётся задание: составь как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова (можно менять число этих слов, а также использовать другие слова). Время выполнения задания ограничено - 10 минут. Ответы детей могут быть банальными: “Медведь уронил в озеро карандаш”, а могут быть и творческими: “Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”

Игра “Поиск общих свойств”.

Предлагаются два слова, мало связанные между собой. Например: блюдо и лодка; карандаш и уголь; мел и мука и т. д. За 10 минут надо назвать как можно больше общих признаков для этих предметов. Результаты обсуждаются. Ответы могут быть стандартными: в примере “блюдо и лодка” могут быть названы такие общие свойства, как “сделаны человеком”, “имеют глубину”, но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы. В игре побеждает тот, кто называет больше общих признаков.

При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, то есть второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно чётко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Занятие 2.

Цель: развивать способности описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между разрозненными явлениями, легко переходить от одних связей к другим; развивать операцию “классификация”.

Игра “ Что лишнее? ” .

Детям предлагаются любые три слова: птица, лисица, огурец; корова, ботинки, трава; курица, пшеница, подушка и т. д. Задание: из предложенных трёх слов надо оставить только те два, которые имеют в чём-то сходные свойства, а одно слово - “лишнее”, оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключённому лишнему слову. Заслушиваются ответы всех ребят, так как варианты могут быть самые разные: от стандартных до оригинальных.

Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, а поэтому не следует ограничиваться каким-то одним решением. Решений может быть множество. Игра учит мыслить творчески.

Игра “ Поиск предметов, обладающих сходными свойствами ” .

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут. Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом. Пример: слово “стрекоза”. Могут быть названы: бабочка, птица, самолёт - они тоже летают, у них есть крылья, хвост; они садятся и поднимаются. Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов, то есть выделил наибольшее количество существенных признаков данного предмета и нашёл другие предметы, обладающие этими же признаками.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а так же оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

Занятие 3.

Цель: формировать способность изучать свойства предмета, познакомить с такой категорией, как противоположность; развивать способность находить предметы по заданным признакам, быстро переключать мышление с одного объекта на другой, искать похожие предметы, находить аналогии между различными непохожими предметами.

Игра “ Поиск предметов с противоположными свойствами ”. Называется какой-либо предмет, например, “дом” (лес, молоток, туфли и т.д.) Задание: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному предмету. В примере со словом “дом” это могут быть следующие свойства: размер (как противоположный предмет называется “собачья конура” или “улей”), степень комфорта (сарай) и т.д. Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество противоположных предметов, чётко доказав при этом ответы.

Игра “ Поиск предметов по заданным признакам”.

Ребёнку перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы. Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами. Таким перечислением свойств может быть какая-либо загадка. Можно предложить и такое задание: назвать предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций. Пример: дверь, она открывается и закрывается; выключатель (включает и выключает) и т.д. Побеждает тот, кто дал наибольшее количество ответов.

Занятие 4.

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Игра “Поиск предметов - звеньев, объединяющих данные предметы”. Для игры предлагаются два предмета, например “серп” и “комбайн”. Инструкция: дайте названия предметов, которые являются как бы переходными мостиками от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь чёткую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в данном случае это могут быть такие предметы, как человек (жнёт серпом и водит комбайн), коса (имеет такой же нож, как у серпа, и такие же ножи в комбайне) и т.д. А всю цепочку можно представить следующим образом: серп, коса, сенокосилка, комбайн.

Игра “Поиск способов применения предмета”. Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д.). Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Занятие 5.

Цель: учить чёткости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки предмета, развивать способность одновременно охватывать массу разновидностей проявления одного и того же предмета; учить точно выражать свои мысли, чётко и точно передавать чужие мысли, развивать речь детей.

Игра “Учимся формулировать определения”. Называется всем знакомый предмет, например: дырка, шкаф, стул и т.д. Инструкция: дать предмету наиболее точное определение, которое обязательно включало бы все существенные признаки данного явления или предмета и не касалось бы несущественных. Побеждает тот, чьи определения однозначно характеризуют именно данный предмет, то есть любая разновидность предмета обязательно охватывается данным определением, но никакой другой предмет под данное определение не подходит.

Игра “Учимся выражать мысли другими словами”. Детям предлагается несложная фраза: “Нынешняя зима будет очень холодной”. Инструкция: необходимо предложить несколько вариантов передачи мысли, но другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов новых предложений.

Занятие 6.

Цель: развивать способность выражать суть текста одной фразой, развивать память, учить логически мыслить; формировать чёткость мышления.

Игра “Перечень заглавий к рассказу”. Берётся небольшой рассказ или сообщение. Надо подобрать к нему как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными, или формальными. то есть по существу не схватывающими главное, или образными, яркими.

Игра “Сокращение рассказа”. Зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь 2-3 предложения, и в них - ни одного лишнего слова. Основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты необходимо отбросить.

Занятие 7 .

Цель: учить при анализе явления выделять все зафиксированные в алгоритме аспекты.

Игра “Построение сообщений по алгоритму”. Участники игры договариваются, что рассказывая о каких-либо событиях, предлагаемых взрослым или выбранных ими самими, будут чётко придерживаться определённого общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно пользоваться следующим:

факт (что произошло?)

сопутствующее событие

аналоги и сравнения

последствия

Можно пользоваться и алгоритмом, предложенным ещё Цицероном: кто - что - где - чем - зачем - как - когда. Не следует алгоритмы применять формально. В некоторых сообщениях ответы на некоторые вопросы могут не иметь смысла. Мы рекомендуем составлять сказки.

Именно в таких, на первый взгляд казалось бы простых и искусственных, ситуациях развиваются и тренируются некоторые универсальные и всеобщие механизмы и свойства мышления.

Каждая игра обязательно проводится по нескольку раз на различном конкретном материале. В течение одного занятия следует проводить по 3 - 4 игры, как разученные ранее, так и новые. Особенно полюбившиеся детям игры можно проводить чаще других и активно привлекать детей к подбору игрового материала.

Игры проводятся в последовательности, отражающей их тематическую связь друг с другом, а внутри тематической группы - по возрастанию их сложности.

Приведённый комплекс игр при необходимости может быть дополнен другими играми, а описанные игры могут быть модифицированы в зависимости от конкретной ситуации их проведения. Активность заметно возрастает и развивающий эффект увеличивается в том случае, когда дети привлекаются к самостоятельному подбору и заготовке игровых заданий, и ведущий всячески стимулирует детей к внесению предложений по изменению и совершенствованию процедуры проведения игр. Наблюдения показывают, что описанный комплекс игр оказывает положительное влияние не только на творческие способности детей, но и в ряде случаев на их эмоциональные качества.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Предлагаемые упражнения направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.

Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми.

Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.).

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...
Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

Задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

Утром Дима проснулся раньше обычного.
Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Подумай, что может произойти, если...

"… дождь будет идти, не переставая."
"… люди научатся летать, как птицы."
"… собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"… оживут все сказочные герои."
"… из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Задания на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик, санки.

Игра «Теремок». Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

«Собери фигурки». Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

«Нелепицы». Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Игра «Что на что похоже ». 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на...» и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

«Сюрреалистическая игра » (рисунок в несколько рук). Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

«Волшебные кляксы ». Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Игра «Словоассоциации». Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

С хлебобулочными изделиями.
с созвучными словами: барон, бекон.
с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.