Консультации для родителей дети раннего возраста. Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста

Валентина Михайлова
Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста»

«Особенности развития детей раннего возраста » .

Ранний возраст (второй-третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, – уникальный период в жизни человека. Так в чем же его необыкновенность?

Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребенка и возникает исключительно, как говорят ученые, благодаря ранней социализации малыша , т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребенка начинается очень рано. Малыш копирует. Отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Можно сказать, что мы «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один : духовно обогащенная окружающая действительность – главное условие нравственно-этического развития личности ребенка .

В данный период психика ребенка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самими упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что ученые назвали период второго года жизни возраста «Я сам!» . Если ребенка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнет отстаивать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведет за собой духовную леность. Так теряются рациональные зерна раннего трудового развития человека , которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни. В ту благоприятную пору. Когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие ее удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители , помните, что лишенный самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать. Не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так проявляется негативное явление – детская нервность.

Эмоциональная жизнь маленького ребенка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции. Которые испытывает маленький ребенок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают все за него. Не следует требовать от ребенка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания на незначительные шалости приводят к тому, что ребенок становится замкнутым и агрессивным.

Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей . Не удивляйтесь, если заметите : плохое настроение мамы передалось ребенку. Он будет капризен. Плаксив, беспокоен. Также реагирует на ссоры между родителями , на их движения. Тон голоса.

Классики о воспитании детей .

«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного, и чувствовать, – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым».

(Ушинский)

«Детское «Дай» , даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим «Нет» , а от этих первых «Не дам, нельзя, не разрешаю» зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы».

(Корчак)

«Первые впечатления могущественно действуют на юную душу : все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».

(Белинский)

«Нельзя грубо вторгаться в душевную организацию ребенка. Дайте ему развиваться свободно , и он сам сумеет выбрать то, что ему доступно и интересно».

(Конради)

«Лучшее средство в деле воспитания – это дать проявиться в душе ребенка какому-нибудь хорошему чувству».

(Шацкий)

Публикации по теме:

Консультация «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Особенности работы воспитателя.

Консультация для родителей «Особенности развития детей от 3–4 лет» Особенности развития детей от 3-4 летЭто очень важный период в жизни ребенка. Именно в 4 года закладываются основы будущей личности, формируются.

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Особенности развития связной речи, детей среднего дошкольного возраста». Воспитатель: Клименко Ольга Александровна,.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления.

Консультация для воспитателей «Особенности развития общения детей дошкольного возраста» Особенности развития общения дошкольного возраста Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого.

Консультация для воспитателей «Особенности формирования количественных представлений у детей раннего возраста» Введение Актуальность темы «Особенности развития количественных представлений у детей раннего возраста» обусловлена тем, что математические.

Данилова Юлия Алезиевна
МБДОУ детский сад №12 "Белочка", Свердловская область, г. Невьянск
Воспитатель
Консультация для родителей

"Особенности развития детей раннего возраста"

СКАЧАТЬ (с картинками)

В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода.

Первый период - от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он - исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период - от полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период - от 2 до 3 лет. Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Сразу после года ребенок начинает произносить все новые и новые слова. Он еще не скажет вам фразу, да и слова, что посложнее, произносит неправильно, но вы уже знаете, что он имеет в виду. Это период накопления слов, ребенок запоминает слова. И если он долгое время не произносит какое-либо слово, это не значит, что он его забыл. Нет, оно уже отложилось в «ящичке памяти».

Ваша задача: как можно больше заниматься с малышом, разговаривать - сопровождать комментариями свои и его действия, по нескольку раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение... Дитя - это ваш храм; что вы в него вложите, то в нем и останется. Его развитие останется с ним навсегда, какие бы ни были жизненные перипетии, умственного развития, знании у вашего ребенка никто не отберет. Основы этого развития, знаний закладываете вы.

В голове у вашего ребенка, как и у всякого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение вашего ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Не огорчайтесь, что ваш ребенок еще только говорит отдельные слова и не строит фразы. Это нормально для его возраста. Вы можете убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее вам. Скажите положить пирамидку, и он положит.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Едва проснувшись, ребенок выбирается из кроватки. Лежать, как он лежал прежде, уже скучно. Вокруг так много интересного. Не мешайте ребенку познавать мир, не говорите ему на каждом шагу «этого нельзя!», «того нельзя!», «не трогай!» и т. д. Если чего-то ребенку, действительно, нельзя, например, играть с папиной зажигалкой, то, значит, зажигалка не должна попадаться ребенку на глаза. Все, что ребенок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть - посмотреть, что будет. Помогите ему в его исследованиях, поучаствуйте. Заодно будете держать его исследования под контролем. Если ребенок хочет забраться в шкаф, забирайтесь с ним в шкаф, хочет повытаскивать ящики стола, вытаскивайте ящики стола. Ребенок - полноправный член вашей семьи; он тоже хочет знать, где у вас что лежит. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому должно быть обидно, если ребенок теряет время, слыша очередное «нельзя!».

Малыш все меньше спит и все больше бодрствует. Днем он спит только один раз - в послеобеденное время. Чем же он занят во время бодрствования? Конечно же, играми. Ребенок в этом возрасте способен играть не только с игрушками, но и со всеми предметами, попадающими ему в руки: с тарелками, с молотком, с часами, с кошельком и т. д. Вы понимаете, что не все предметы, подходящие для игр, но не спешите отнимать их у малыша - нужно же ему обретать кое-какие практические навыки, нужно знакомиться с миром предметов.

Ребенок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки. Дайте ребенку книгу, которую читаете, и научите обращаться с ней аккуратно. Ваше дитя довольно быстро приспособится перелистывать страницы. Дайте малышу чашку и кубик, и малыш порадует вас умением ловко вкладывать кубик в чашку. Задумайтесь над тем, какие новые практические навыки вы могли бы воспитать в своем ребенке.

ПАДЕНИЯ, ПАДЕНИЯ...

Кроме постижения мира, ребенок, после года быстро постигает премудрости ходьбы. И, конечно же, часто падает. А вы всякий раз бросаетесь к нему на помощь. И поступаете неправильно. Еще А. М. Горький говорил своему сыну: «Падая и поднимаясь, ты растешь, мой мальчик»... Не переживайте, что ребенок часто падает; он не сильно ушибается, поскольку еще слишком легок; и переломы ему не грозят (косточки его, содержащие много органики, очень гибки). А поднимаясь, малыш развивает, тренирует мышцы. Во время падений, как во время любого движения, развивается и совершенствуется чувство равновесия (задействуется вестибулярный аппарат), ребенок набирается опыта в плане ориентации в пространстве. Ребенок упал. Пусть поднимется сам. Ваше неучастие в этом период имеет большое воспитательное значение. Ребенок должен привыкнуть, сам справляться со своими трудностями. Не то он в будущем будет постоянно оглядываться на вас, ожидая помощи. Единственное, что от вас требуется, это поддерживать ребенка морально, словом. Если малыш разнервничался, успокойте его, ободрите. Умейте поддержать хорошее настроение. Но не сюсюкайте. Разговаривайте с ребенком, как с одним из взрослых.

ВАШ РЕБЕНОК УЧИТСЯ ЕСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

По своему развитию ребенок после года вполне способен сам управляться с ложкой. Если он еще не ест самостоятельно, активизируйтесь в этом направлении. Некоторые дети способны пользоваться ложкой уже до года. Что нужно делать, чтобы ребенок поскорее научился есть сам? Ничего особенного не нужно. Только не делайте из ложки запретного предмета. Если ребенок схватил ее, пусть поиграет с ней, пусть изучит. Он уже знает назначение ложки и, подражая вам, попробует ее использовать. Первые попытки, конечно, будут неудачными, но малыш быстро освоит науку. Вы же будьте терпеливы, не браните ребенка, если он слишком вывозится в каше. К 15-месячному возрасту большинство детей вполне осваиваются с ложкой и владеют ей, если не виртуозно, то во всяком случае достаточно уверенно, чтобы обходиться при еде без вашей помощи. Вы заметили, что ваш ребенок склонен позабавиться за столом и отвлекается от еды или начинает баловаться едой. Попробуйте пресекать эту нехорошую манеру поведения следующим образом: заберите у ребенка еду, спрячьте тарелку. Точно так же поступите и в следующий раз. Ребенок быстро сообразит, что баловство ему не на руку.

ИГРЫ В ВОДЕ

Имейте в виду, что от года до трех лет дети становятся «водяными». Вы и раньше замечали, что ребенку доставляет огромное удовольствие каждое купание - как он плещется, как смеется... А теперь малыша так и тянет к воде. Что ж, создайте ему условия, пусть поиграет игрушками в теплой воде. Это можно устроить дома в ванной комнате, или на даче - на зеленой лужайке поставьте пластмассовый таз, или в саду - на солнышке. Воды много не наливайте. Бросьте в воду несколько игрушек, с ними - пару пластмассовых чашек. Пусть малыш переливает воду.

ИГРЫ В ПЕСОЧНИЦЕ

В этом же возрасте - от года до полутора лет - ребенок очень любит играть в песке. Тяга к песку сохранится еще долго. И вы должны это учитывать. Это счастье для вашего малыша: целыми часами он может быть занят играми с песком; вы и не услышите ребенка, пока он не захочет есть.

ПОКУПАЕМ ИГРУШКИ СООТВЕТСТВЕННО ВОЗРАСТУ

Необходимо помнить, что ребенок играет только в те игры и теми игрушками, до которых созрел внутренне, до уровня которых поднялся. Если вы купите ребенку 1,5 - 2 лет набор фломастеров 24 цветов и роскошный альбом для рисования, то ничего хорошего из этого не выйдет. Понятно, всякий родитель хочет видеть в своем малыше вундеркинда, но вундеркинды - слишком редкое исключение. Малыш распишет вам не только альбом, но и обои на уровне своего роста. И придется делать ремонт. Ребенок повырывает из альбома все листы, скомкает и будет гонять по комнатам. А вы будете огорчены. Покупайте ребенку игрушки, соответствующие возрасту. Если же хотите купить что-то заранее, то, пожалуйста - покупайте. Но спрячьте подальше до поры, до времени. Когда ребенок подрастет, все пойдет в ход.

РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ОДЕВАТЬСЯ САМ

В возрасте 1,5 - 2 лет многие дети вполне способны сами раздеться. Но одеваться самостоятельно у них еще не получается. Нет специальных методик, как поскорее научить ребенка одеваться. Для этого необходимо время. От вас требуется немногое: когда вы одеваете ребенка, делайте это неторопливо (вообще все ваши действия по отношению к ребенку должны быть неторопливыми: ребенок учится, прослеживая ваши действия; наблюдая ваше спокойствие, ребенок и сам спокоен). Можно сопровождать процесс одевания комментариями: сначала надеваем это, затем то... Случается, что дети закапризничают и не хотят одеваться, либо, наоборот, раздеваться. Как быть в таком случае? Настаивать, доводить дело до скандала? Надо попробовать отвлечь, ребенка чем-нибудь, и пока он будет "переваривать" новую информацию, сделать свое дело.

ШКАФЫ И ИХ СОДЕРЖИМОЕ

Ребенок от 1,5 до 3 лет очень подвижен. Он всюду лезет, открывает шкафы и выбрасывает из них одежду, предметы, хозяйничает в папином письменном столе, если попадается что-то хрупкое, ненароком сломает. Как с этим быть? Запрещать или все позволять? Запрещать не следует. Ребенок подвижен - это так и должно быть. Но и не надо все позволять. Чтобы вам не приходилось нервничать, все предметы, какие ребенок может сломать или какие могут причинить ему вред, уберите подальше - на шкаф, на стенку, на полку, а лучше вообще спрячьте, чтобы не искушали вашего малыша. Шкаф и письменный стол закройте на ключ, а ключ уберите. Или загородите проход к столу стулом, креслом.

Ребенок в этом возрасте любит все выбрасывать из ящиков шкафа. Ребенок проявляет естественное любопытство, он должен удовлетворить жажду познания. Ему ведь давно надоели игрушки, а смотреть часами на однообразный рисунок обоев - кому это интересно?.. Найдите время, поучаствуйте в исследованиях вашего малыша: выдвиньте нижние ящики шкафа, достаньте вещи, пусть ребенок их рассмотрит. Пользуясь случаем, за игрой вы можете навести в этих ящиках порядок (раньше ведь все руки не доходили). И ребенку интересно, и хозяйству польза. Так - методично, с ревизией - вы можете заглянуть во все уголки, куда давно не заглядывали.

ВАШ РЕБЕНОК РАЗГОВАРИВАЕТ

В полуторагодичном возрасте вы можете ждать от ребенка первых фраз. Чем больше и чем яснее вы с ним разговариваете, тем быстрее ребенок научится самостоятельно строить фразы. Когда вы разговариваете с ребенком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляции (любую мысль можно выразить словами). Не копируйте языковых неумелостей своего ребенка. И не насмехайтесь над ним, не передразнивайте. Вашему ребенку уже 2 года, а он еще плохо говорит, опускает букву «р», заменяет букву «с» и т. д., плохо строит фразу да и фраз тех раз-два - и обчелся. Между тем соседняя девочка в два года щебетала, как птичка, и разговаривала с мамой вполне взрослым языком (вообще опыт показывает, что в раннем детстве девочки в речевом развитии несколько опережают мальчиков; со временем эта разница исчезает). Вероятнее всего, вы напрасно паникуете. Не все дети начинают говорить одновременно. Пройдет немного времени, и ваш малыш нагонит соседскую девочку. Но на всякий случай вы можете встретиться с логопедом. Даже если он не назначит вам занятий, он может дать несколько полезных советов.

ПЕРИОД «ПОВЫШЕННОЙ ПОДВИЖНОСТИ»

От 1,5 до 2 лет, когда ребенок чересчур подвижный, но не совсем еще ловкий, когда он в каждые пять минут «выдает» вам повод его поругать и даже нашлепать, будьте терпеливы. Окриками и руганью вы воспитаете чувство постоянной вины в ребенке со всеми исходящими из этого чувства комплексами. Очень подвижный ребенок - это хорошо. Если ваш ребенок тихо сидит в углу и не дает вам повода погрозить ему пальцем - и так час за часом - это ненормально. Обратите внимание, не заболел ли ваш малыш.

ВАШЕМУ РЕБЕНКУ УЖЕ ДВА ГОДА

В возрасте после 2 лет ребенок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словарный запас, много спрашивает, повторяет слова, как эхо, охотно идет на контакт с окружающими, разговаривает со всеми, кто его окружает, и даже с неодушевленными предметами. Ваша задача: побольше говорить с ребенком; для этого вы должны всегда найти время. Также позаботьтесь об обществе для вашего ребенка. Всякий человек развивается в общении: чем больше общения, тем больше и развития. Если ваш ребенок посещает ясли - хорошо; общения ему хватает, есть на ком «заточить» свои разговорные способности.

А если ребенок «домашний», тогда найдите ему круг друзей. Желательно, чтобы круг был примерно одного возраста. Вы увидите, каких успехов ребенок добьется в языке. В возрасте от 2 - 2,5 лет ребенок уже бегает. Причем бегать он может и, оглядываясь, и глядя по сторонам. По этой причине повышается опасность травмы. Если ребенок разбегался по квартире (а квартиры не у всех отличаются просторностью), будьте начеку. А лучше создайте ребенку условия - чтобы он мог побегать, сжечь лишнюю энергию, поупражнять мышцы. Освободите для подвижных игр коридор, почаще выводите малыша на улицу. Как и прежде, ребенок многие навыки обретает, подражая вам и окружающим его близким. Используйте это.

Пусть ребенок постоянно видит, чем вы заняты. Вы стираете - пусть и малыш поучаствует, вы наводите порядок - пусть и он сложит в уголок свои игрушки. Ради забавы «покормите» вместе с ребенком куклу. Покупайте ребенку яркие с хорошими рисунками книжки. На рисунках все должно быть приятно. Рассказывайте ребенку, что изображено на рисунках, какие действия происходят. Он будет слушать очень внимательно. Заодно обучайте малыша бережно относиться к книжкам не рвать их, не мять. Некоторое время спустя пускай ребенок сам расскажет по картинкам, что на них изображено. Если он не может, повторите рассказ.

НАЧАЛСЯ «ПЕРИОД ВОПРОСОВ»

Вы уже почувствовали, что началось время бесконечных вопросов. Через это испытание надо пройти. И готовьтесь к тому, что кончится оно не скоро. С терпеливостью, достойной похвалы, отвечайте на все вопросы ребенка. Не отмахивайтесь «мне некогда!», «отстань!» - этим вы совершаете большую ошибку. Всегда помните, что для ребенка 2 - 2,5 лет вы едва ли не основной источник знаний. И все слова, которые он знает, - ваши слова. И все выражения, какие он использует, - ваши выражения.

Вы бываете уставшим или по какому-либо поводу раздражены, а тут еще ребенок со своими бесконечными вопросами. Владейте собой, владейте ситуацией... Ребенок, показывая на телефон, спрашивает: «Что это?» Вы должны не только сказать название предмета, но и объяснить, для чего он служит. Это очень расширяет кругозор ребенка. В 2,5 года ваш ребенок должен знать до 300 слов. В ваших возможностях этот запас слов пополнять и дальше. Когда ребенок вырастет, он вам только спасибо скажет.

Ранний возраст - это период активного исследования ребенком окружающего мира. Малыш уверенно изучает пространство, ему трудно оставаться на месте - каждый предмет словно притягивает его.

  • Основной вид деятельности этих детей - манипулирование предметами. Т. е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразной.

Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

Восприятие, внимание и память ребенка этого возраста непроизвольное. Т. е. привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки и т. д. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого - правильно называть признаки и действия предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки.

Дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

Окружающий мир

Детей раннего возраста необходимо:

Знакомить с названиями предметов ближайшего окружения (игрушки, одежда, посуда, обувь, мебель, транспорт).

Правильно складывать пирамидку, матрешку.

Общественная жизнь: учить находить свой шкафчик, свой стол (место за столом, свой горшок, свою кровать, свою одежду).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, руки, ноги, спина, живот, лицо).

Природное окружение: уточнять представления о растениях (трава, деревья), выделять листья, цветы.

Наблюдения за животными, птицами. Учить различать (называть) животных (собака, кошка, заяц, лиса, медведь, корова и т. д.).

Наблюдения за явлениями природы (идет дождь, снег, листопад, светит солнце, дует ветер и т. д.).

Воспитывать интерес к труду взрослых (учить узнавать трудовые действия).

Учить различать по внешнему виду фрукты и овощи.

Сенсорное воспитание

Учить детей обследовать предметы, выделяя их по цвету, по величине, форме.

Складывать пазлы из 2-4 частей.

Узнавать и называть основные цвета.

Происходит формирование математических представлений.

Знакомство со значением: один - много, больше - меньше.

Учить различать предметы по форме: кубик, кирпичик, шар.

Узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Ориентироваться в пространстве, понимать слова «сверху», «снизу».

В этом возрасте важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок, потешек и стихов.

Развитие речи

Предлагать для рассматривания картинки, книжки, игрушки.

Приучать слушать и слышать рассказ воспитателя.

Расширять словарный запас (существительными, глаголами, прилагательными).

к 1, 5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

к 2 годам - 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто? », «Что? », ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь.

Называть действия людей и животных (бегает, прыгает, рисует, спит и др.).

Учить по словесному указанию находить предмет.

Запоминать несложные стишки, потешки.

Отвечать на вопросы взрослого по картинке.

  • Нравственное воспитание:

Учить доброжелательно общаться со сверстниками.

Учить здороваться и прощаться, употреблять в речи слова «спасибо » и

«пожалуйста ».

Учить играть, не ссорясь, помогать друг другу, сочувствовать.

Учить спокойно вести себя в помещении.

Поведение ребенка раннего возраста непроизвольное. Эти дети очень восприимчивы к эмоциональным состояниям окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Ведь в раннем возрасте формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

  • Физическая культура

Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Приучать придерживаться определенного направления.

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, приносить, бросать, катать).

Учить прыжкам на двух ногах, с продвижением вперед.

  • Одна из задач воспитания детей раннего возраста - воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Какие же навыки должны быть сформированы у нашего малыша?

Сформирована привычка под контролем взрослого, а затем и самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки и лицо полотенцем.

Сформировано умение во время еды правильно держать ложку.

Сформировано умение одеваться и раздеваться в определённом порядке при небольшой помощи взрослого.

Поведение ребёнка за столом :

Необходимо развивать умение кушать самостоятельно, при этом быть чистыми и аккуратными, не разбрасывать еду, не играться ею. Вести себя за столом тихо и спокойно, не лезть в чужую тарелку. Развивать умение кушать за общим столом, благодарить за еду «волшебным словом».

Ведь каким бы маленьким не был ребенок, ему нужно развиваться. Вместе мы и гуляем, и играем, и кушаем, и, конечно, у детей есть свободное время, которое они посвящают самостоятельной игре в игровых уголках.

Надежда Павлиновна Карачарова

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» - В. А. Сухомлинский

Чтение книг маленькому ребенку, прежде всего, объединяет семью, сближает родителей и детей , дает первичные представления о добре и зле, приносит радость ребенку. Роль книги в воспитании и развитии детей незаменима. Ребенок раннего возраста пока еще только слушатель, порой пассивный, чтобы ребенок стал активным слушателем взрослым необходимо приложить много усилий, эмоций, «превратиться в ребенка» и стать другом. Активный слушатель очень любознателен, задает много вопросов, открыт и эмоционален. В мир книги малыша вводим постепенно, ненавязчиво, играя, в ребенке «разбудим» интерес к книге. Предполагаем следующие этапы :

1. Петь песенки, потешки, рассказывать детям сказки .

2. Активно учить с ребенком потешки, песенки, стихи.

4. Рассматривание иллюстраций и картинок книги с небольшим пояснением или самостоятельное рассматривание картинок в книгах малышом под контролем взрослого.

5. Рассматривание картинок с пересказом взрослого.

Рассказ должен быть кратким и выразительным.

6. Чтение.

7. Обсуждение прочитанного произведения .

8. Вместе с взрослым придумать продолжение сказки.

1. Приучайте детей овладевать навыками бережного отношения к книге, не разрешайте рвать страницы.

2. Читайте всей семьей , отключив телевизор, компьютер.

3. Выделяйте для чтения ребенку ежедневно по 10 мин. перед сном.

4. Меняйте репертуар книг.

5. Если ребенок не понимает, то необходимо пояснить.

6. Поощряйте ребенка за то, что он слушает : хвалите его, обнимите и поцелуйте малыша.

7. Читайте ребенку то , что он способен воспринимать.

8. Не забывайте, что основная деятельность малыша – игра.

9. Создавая детскую библиотеку необходимо соблюдать принципы : возрастная доступность , наглядность, занимательность, динамичность сюжета, художественность.

10. Встреча с книгой должна быть радостной и эмоционально комфортной.

В группе организовали выставку для родителей и детей «Читаем детям » . Мы постарались показать родителям книги для детей раннего возраста .









Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Читаем детям» Как правильно читать детям Дети в возрасте пяти лет любят семейные традиции, и с удовольствием их поддерживают. В этом возрасте как раз.

Консультация для родителей «Игрушки детям» Для развития ребенка нужны игрушки. Ведь именно игрушки помогают ребенку выражать чувства. Игрушки учат детей общаться, познавать. Игрушки.

Конспект мастер – класса для родителей группы кратковременного пребывания ранний возраст Тема: «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла».

Консультация для педагогов «Что мы читаем нашим детям» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 «Заинька» Консультация для педагогов «Что мы читаем.

Межрегиональная Акция «Читаем русскую классику» проходила в течение одного тематического дня с детьми старшего дошкольного возраста. Две.

Проект «Ёлочка-красавица детям очень нравится» Ранний возрастВид проекта: практико-ориентированныйПродолжительность проекта:10 декабря –.

Совместная деятельность детей и родителей «Путешествие в цирк» (ранний возраст) Цель: создать приятную, веселую атмосферу; в увлекательной форме побуждать детей к самостоятельному приобретению двигательного опыта и творчества;.

Ирина Калинина
Консультация для родителей группы раннего возраста «Воспитание коммуникативной культуры у детей группы раннего возраста»

Консультация для родителей группы раннего возраста .

Тема : Воспитание коммуникативной культуры у детей раннего возраста .

Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении социума – семьи (родителей , старших детей , сверстников – детей в группе детского сада , малыш не может не использовать коммуникативные навыки , т. е. свою речь.

Задача взрослого вовремя и правильно начать обучение ребёнка навыкам общения. С рождения мама должна разговаривать со своим малышом, эмоционально откликаться на все его живые проявления, говорить о том, что его окружает и какие звуки вокруг него. Все минуты бодрствования ребёнка должны сопровождаться речью мамы, хорошо было бы включать музыку.

С помощью слова малыш имеет возможность высказать просьбу или недовольство, радость или удивление, задать вопрос взрослому или сверстнику.

Зачастую мама, находясь один на один с ребёнком дома, очень мало обращает внимание на первые звуки, которые произносит малыш, на то, как грамматически строится его речь, на сколько быстро идёт обогащение словаря. А это очень важно для полноценного и своевременного развития ребёнка.

На сколько рано начинает говорить малыш, целиком и полностью зависит от родителей – как они общались со своим младенцем, на сколько развита их коммуникативная культура , которую они способны передать своему ребёнку. Если в семье доброжелательная и спокойная обстановка – дома слышны слова любви, добра, нежности, взаимопонимания. Соответственно и интонация речи взрослых будет таковой. Если же постоянно ребёнок слышит громкую речь и ненормативную лексику – о культуре вообще нет речи , тем более, коммуникативной .

Ваша задача, уважаемые родители , продолжать те начинания, которые предлагает педагог в группе ясельного возраста : на забывать поздороваться со сверстниками, попрощаться перед уходом, поблагодарить взрослых после еды. С этих элементарных слов начинаем кроху приучать быть добрым и вежливым, культурным .

Обязательно по дороге домой с вашим малышом, не забывайте обсудить как прошёл его день, задавать вопросы, рассказывать о себе и других членах семьи. При этом терпеливо и внимательно слушая монолог ребёнка, нужно дать ему возможность высказаться. Также необходимо во время любого взаимодействия с ребёнком в повседневной жизни, сопровождать свои действия речью, грамотной, чёткой, доступной вашему малышу.

Таким образом, как будет говорить Ваш ребёнок, зависит полностью от вас – родителей . При этом необходимо взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов детского сада. Спасибо.

Консультация для родителей детей раннего возраста
Подготовила учитель-логопед МБДОУ 67 "Медвежонок" г. Северодвинск Архангельской обл. Рзянина Наталья Ивановна
Тема: "Ранний возраст - это серьезно".

Полноценное психическое и речевое развитие ребенка зависит от знания и умения взрослых создать необходимые условия в первые три года жизни малыша

Раннее детство (с года до трех лет) – это период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного ЧЕЛОВЕКА.

Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период интенсивного развития мозговых клеток. Р ебенок не рождается гением или глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка – с рождения до трехлетнего возраста. Именно в это время, благодаря взрослым у ребенка активно развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и др.

Главные приобретения этого возраста:

* способность передвижения ребенка, что позволяет расширять его контакт с окружающим миром;

* развитие предметных действий, в которых совершенствуются восприятие, мышление, воображение, движения, развитие речи, которое перестраивает общение и сознание ребенка;

* возникновение и развитие новой для малыша деятельности – сюжетной игры;

* начало общения со сверстниками, которое значительно расширяет круг социальных контактов малыша.

Открытие предметного мира

Ребенок открывает предметный мир очень рано, еще в младенчестве. Мир предметов завораживает и притягивает его. Он побуждает малыша к особым формам поведения, совершенно не похожим на те, которые он используем при общении с мамой. Уже в первом полугодии жизни у него у него складываются элементарные предметные действия, а к году можно насчитать до 50 разнообразных движений руки с предметом. Ребенок становится неутомимым исследователем. Любой попавшийся предмет, он рассматривает, ощупывает, тянет в рот, совершает с ним различные действия. Он запоминает именно те, которые совершает с предметом взрослый и в последствии вспоминает их и действует так же (специфические действия).

Важнейшее условие расширение объема специфических действий – окружающие малыша близкие люди. Они не только источник тепла, комфорта, любви, заботы, но и замечательные помощники в его действиях с предметом. Малыш никогда не откроет для себя всей полноты и богатства предметной культуры человека без помощи взрослого.

В раннем возрасте малыш усвоит лишь первые, простые уроки действия с предметом. Он еще долго будет узнавать предметный мир, но эти первые уроки самые важные для его дальнейшего полноценного развития.

По многочисленным данным, полученным в психологии, речь, интеллект, воображение, память, сознание и личность ребенка обязаны своим возникновением предметной деятельности, основы которой закладываются в раннем возрасте.

Родителям необходимо помнить, что:

  • Ребенку раннего возраста для успешного осуществления действия необходимо тесное сотрудничество со взрослым, который участвует в действиях малыша, выступая попеременно то партнером, то образцом в совместных и разделенных с ребенком действиях.
  • Ребенок достаточно долго усваивает образец действия и для успешной имитации ему необходимо многократное воспроизведение образца.
  • Малыш не в состоянии оценить правильность своего действия без поощрения и эмоционального подкрепления со стороны взрослого. Разделяя с ребенком радость в связи с его маленькой победой, взрослый побуждает его к дальнейшим шагам, вселяет уверенность и закладывает позитивное отношение к предметной активности.
  • Для ребенка самый привлекательный предмет тот, что находится в руках у мамы. Для него предмет и действие с ними еще не имеет ценности, но имеют смысл те отношения, в которые малыш вступает со взрослым. Именно благодаря особым отношениям к взрослому у малыша возникает желание следовать его образцу, постигать для него «трудные» правила действия.
  • Если родители не участвуют в совместной деятельности со своим ребенком, то рано или поздно у ребенка будет отмечаться снижение любознательности и активности, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, снижение интеллекта, слабая сформированность волевых процессов.
  • Больше всего ребенок не терпит безразличного отношения со стороны взрослого к тому, что и как он делает. В такой ситуации предметная деятельность развивается хуже всего, и ребенок становится конфликтным и агрессивным. Он идет даже на то, чтобы спровоцировать отрицательную оценку своего действия, лишь бы получить от взрослого эмоциональный отклик.

Речевое развитие

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно , так как они составляют единое целое.

Первое полугодие второго года жизни – это период активного манипулирования речевыми звуками. Лепетное говорение достигает своей вершины. Оно приобретает совершенно понятные человеческие интонации и выразительность. Прислушиваясь к нему, сразу можно понять, сердится ли ребенок или радуется. Эмоциональные лепетные монологи похожи на иностранную речь, понятную по своему настроению. Почти у каждого ребенка в этом возрасте есть свои любимые слова, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет: «ба-ба-бах», «бух», «ням-ням» и т.п. Такое манипулирование речевым звуками доставляет большое удовольствие ребенку. Игры словами тренируют артикуляционный аппарат и способствуют развитию речевого слуха. У многих детей есть в арсенале несколько лепетных слов, которыми они называют отдельные предметы. Именно они являются предпосылками активной самостоятельной речи, фундамент которой закладывается именно в этом возрасте.

Изменение в сфере предметной активности во втором полугодии второго года жизни идет по всем направлениям, но в основе всех лежит речевое развитие ребенка, который начинает обращаться к взрослому с просьбами: «Помоги (дай, принеси, покажи, я сам)». Развитие речи приводит к тому, что малыш начинает обобщать и классифицировать предметы и действия с ними не только на основе их наглядных свойств, но и по смысловой принадлежности действий к целостным процессам: кормление, приготовление еды, стирка. Речевое развитие вносит в жизнь ребенка совершенно уникальный, чисто человеческий способ овладения предметным действием, основанный на объяснении, а не на показе действия.

В это время активно развивается фонематический слух – умение слышать и различать близкие по звучанию звуки. Эта способность развивается в практике общения со взрослым на протяжении первых двух лет жизни и особенно интенсивно в первой половине второго года жизни.

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

Основные условия полноценного развития речи:

  • · Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи. Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.
  • · Ребенок должен видеть лицо говорящего . Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.
  • · Взрослым необходимо произносить слова правильно, не смотря на то, что в раннем возрасте ребенок недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом и произносит не все звуки правильно. Нельзя разговаривать с ним «на его» языке. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.
  • · Чтение детям книжек является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.
  • · Обыгрывание игрушек очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли. У детей более старших возрастов игры протекают молча, про себя .

Правильно организованная внешняя среда имеет для ребенка в раннем возрасте огромное значение. Неблагоприятными факторами являются отсутствие условий для активной деятельности и ограничение сенсорных впечатлений. Ограничение в движениях препятствует физическому развитию малыша, снижает познавательную активность, недостаток необходимой информации приводит к снижению возбудимости и восприимчивости ребенка. А то и другое вместе – к отставанию в развитии.

Родителям необходимо знать, что если активная речь у ребенка появляется после трех лет – это повод для обязательного обращения к специалистам: отоларингологу (проверить состояние слуха ребенка), психологу, к учителю-логопеду.