Семья и брак. Семья как социальный институт

— это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др.

История семьи — фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых примитивных обществах семья — единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи.

В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры:

  • нуклеарная, состоящая из мужа, жены и их детей;
  • расширенная семья, включающая в себя нуклеарную вместе с многими родственниками — бабкой, дедом, внуками, дядьками, тетками, кузенами и кузинами. Этот список может быть продолжен.

Характеризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием над расширенной.

Формы брака

Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи является брак - исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называется неполной семьей.

Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называют экзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени. Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союзс партнером другой расы или из низших слоев общества).

Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества - моногамию , т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуется полигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии: групповой брак , при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях; полиандрия , когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния , или многоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины.

Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразных макрострук- турных изменениях и природе интимных отношений.

В некоторых исследованиях отмечается, что в период экономических спадов число разводов уменьшается, а в период экономического подъема, наоборот, возрастает. Может быть, причина этого в том, что развитое индустриальное общество открывает человеку атьтернативные источники финансовой стабильности, служебного благополучия, нравственной и личной удовлетворенности.

Любая нестабильность в институте семьи противодействует устойчивому функционированию общества. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Так, в некоторых католических странах, например в Италии, традиционно развод был вообще невозможен. Только в конце XX в. итальянское общество сделало шаг навстречу тем, кто ошибся в выборе партнера и хотел бы расторгнуть брачный союз. В большинстве развитых стран в случае развода бывший супруг должен обеспечить своей бывшей супруге то материальное положение, которое она имела в замужестве. В России в подобных случаях происходит раздел имущества, выносится вердикт об оплате алиментов; дети, как правило, остаются с матерью.

Социальные институты семьи

В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. С биологической точки зрения только у человеческих существ отсутствуют ограниченные во времени сезоны, в течение которых возможна близость между мужскими и женскими существами, только у людей имеется возможность зачатия потомства в течение всего года. Второй биологической особенностью людей является гораздо более длительный, чем у всех других существ, период беспомощности рожденного ребенка, что диктует необходимость сохранения в течение длительного периода заботы о нем со стороны выкармливающей его матери и экономического обеспечения семьи со стороны отца.

В течение тысячелетий в каждом обществе заботой матери являлся уход за ребенком, заботой отца — материальное обеспечение семьи и ее защита (охота, тяжелый крестьянский труд, война). Вследствие этого повсеместно возникла единообразная структура: мужчины и женщины вступали в постоянные отношения, в ходе которых достигалось наиболее эффективное развитие потомства и осуществлялась необходимая экономическая активность, базирующаяся на разделении полов.

В условиях сельскохозяйственного производства семья выполняла функцию важнейшей производственной ячейки, экономической структурой, в рамках которой создавались и аккумулировались материальные ресурсы, что предопределило необходимость возникновения таких специфических институтов, как институты брака, развода, наследования. Через их посредство распределялись и перераспределялись материальные ресурсы, наследовались власть и привилегии. Никакое общество не может существовать, не создавая особый механизм, обеспечивающий беспрерывную замену одних членов общества другими. Семья как социальный институт выполняла эту социальную функцию, обеспечивая преемственность поколений путем восприятия индивидами социальной роли отца или матери, и связанной с такой ролью ответственности.

Ребенок, законно рожденный в семье, приобретает стабильное положение в обществе. По наследству передается не только материальное состояние, но и социальный статус, часто сохраняется принадлежность к той же этнической группе, к которой принадлежит семья, к тому же классу или к числу последователей той же религии. Происхождение человека представляет собой значительный фактор, определяющий положение человека в обществе, его социальный статус. В современном модернизированном, динамично развивающемся обществе наряду с подобного рода предписанным (данным, гарантированным по семейному происхождению статусом) все больше возможностей предоставляется для обретения достигаемого статуса, завоевания положения в обществе благодаря усилиям самого человека. Тем не менее семейная принадлежность сохраняет роль фактора, в определенной степени определяющего социальный статус индивида.

Семья представляет собой важнейшую разновидность первичных социальных групп, обеспечивая социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщая членам семьи чувство безопасности, удовлетворяя эмоциональную потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращая психологическую неуравновешенность. Также семья защищает от переживания чувства изолированности, которое в крайних проявлениях ведет к деморализации личности, возникновению деструктивных проявлений в поведении (агрессия и аутоагрессия). Еще статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, — чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств — это убийства одними членами семьи других ее членов.

Если одним из результатов успешного функционирования семьи как является достижение жизненно важного для индивида и всего общества результата — социализации индивида, что обеспечивает эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни, то развал семьи подрывает самые основы организации общества как упорядоченной социальной системы.

Значение семьи как первичной социальной группы предопределено не только сс особой ролью в социализации индивидов, но и особой, фундаментальной ролью в аккумуляции, сохранении и передаче от поколения к поколению основы социальной структуры общества, той базовой структуры, которая в случае сохранения семьи переживает смену политических режимов, институтов. Семья выполняет роль посредника между индивидом и обществом; помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность — с другой.

Такова важнейшая социальная функция семьи. Семья обращена к обществу, это ячейка общества; она социализирует индивида. Одновременно семья обращена к индивиду; она охраняет строго индивидуализированную сферу его существования. Именно в отношениях между членами семьи возникает эмпатия — переживание чувств других лиц (их страданий, огорчений и т. д.) как собственных. Семья как место безопасности, сочувствия, утешения, душевного комфорта поддерживает стимул к активной деятельности. С распадом семьи как социального института, т. е. особой общественной структуры, утрачивается сама основа существования цивилизации данного типа.

Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. Лишь в конце XVIII — начале XIX в. с развитием индустриального производства обозначился распад патриархальной семьи как доминирующего института. Последовавшая затем послереволюционная насильственная индустриализация страны, форсированная урбанизация населения были дополнены истреблением наиболее производительных семей патриархального типа в сельском хозяйстве («кулаки»), лишением (на селе и в городах) семей экономической основы в виде частной собственности. Атеизм как часть государственной идеологии лишил институт брака его религиозной составляющей. Утверждение приоритета общественного над личным, государства нал гражданином, официальной идеологии над общечеловеческими моральными, этическими, религиозными ценностями во многом извратило содержание первичной социализации индивида в рамках семьи.

В современном обществе структура и функции семьи также претерпевают серьезные изменения. Непременным условием развития модернизированного, промышленного, урбанизированного общества является возрастающий уровень социальной мобильности, в таком обществе постоянно возникает необходимость для конкретных членов семьи переместиться, переселиться туда, где открываются возможности для получения работы, социального продвижения. Это ведет к разрыву семейных связей, обязательства по отношению к ссмьс уступают место императиву мобильности как залогу достижения материального благополучия и социального успеха. Единство образа жизни членов семьи уступает место возникающему разнообразию их жизненных устремлений, нарастающему различию в их социальном положении. Семейные узы ослабляются или распадаются.

В условиях городского окружения все менее сохраняется семья из трех уровней (старшее поколение, их дети и внуки). В подобного рода патриархальной семье, служившей основной производственной единицей, большее количество членов семьи означало и большую производительность. В индустриализированном, городском окружении эта зависимость резко ослабляется; многие функции семьи (уход за детьми, их образование, лечение, воспитание) выполняются иными социальными институтами, социализирующая функция семьи дополняется в системе соответствующих институтов, средств массовой информации и т. д. В условиях, когда экономическая, социализирующая, воспитательная функции семьи ослабляются, возникает тенденция основывать семейные узы на эмоциональной, духовной близости между супругами и относиться к детям не как к экономическому фактору семейного благополучия, объекту социализации, воспитания, но как к самостоятельным индивидам.

В современном обществе залогом успеха становятся не столько социальное происхождение индивида, прежде определявшее его судьбу, сколько его личные достижения и заслуги. Семейная принадлежность все меньше определяет социальный статус лица. Личные устремления начинают превалировать над семейными обязательствами. Они предопределяют брачный выбор, место проживания и род занятий индивида. Возникающая в индустриальном обществе нуклеарная семья (муж, жена, ребенок) становится более уязвимой в случае неблагоприятного развития событий (болезнь, старость, уход из жизни, материальные потери у кого-нибудь из членов семьи), чем семья патриархальная, где все подобные случаи могли быть компенсированы в силу взаимных обязательств.

Тенденции в развитии социальных функций семьи в условиях современной России будут определяться в прямой связи с обретением семьями (и гражданами) социальных и экономических прав (право собственности в их числе), обретением реальной материальной основы семьи, во-первых, и социально-культурных, духовных семейных ценностей гуманистического характера, во-вторых.

Семья -- малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За период между переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей. Следует отметить одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их уже 15%.

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и

качественном воспроизводстве населения.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 1997 г. смертность превысила рождаемость в России.

Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность -- основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение.

Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призвана решать вся система воспитания, включая и искусство, и массовую информацию, и общественное мнение, и общественные организации.

Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Тенденция к установлению равноправия в семье позитивна по своей сути. В то же время перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психологического комфорта.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ.

Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой -- от нравственно-психологического климата. семья брак социальный институт

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д.

Семья легче и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семейного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается их вообще.

Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой.

Подлинный авторитет завоевывается не просто дидактическими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только лишается своих подпорок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или: молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими «подачками», заставить его уважать себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного внутрисемейного авторитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.

Настоящее воспитание в семье -- большой труд: и физический, когда мать ухаживает за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (воспитание недостаточно стимулируется материально, а нравственная и социальная ценность труда матери-воспитательницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в трудовом законодательстве к профессиональному труду), да и самой семьей, которая часто воспитывает

(иногда и неплохо) лишь своим «бытием».

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит телевизор, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе - путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой - привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

При изучении института семьи особое внимание уделяется анализу выполняемых им функций. Мнения специалистов по данному вопросу хорошо между собой согласуются. Существующие различия касаются в основном лишь степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. К примеру, сексуально-эротическую функцию некоторые авторы отделяют от репродуктивной, во-первых, ввиду ее самостоятельной ценности, во-вторых, отводя ведущую роль в психосексуальном развитии человека семье.

Институт семьи

Семья является сложным социальным образованием, в котором переплетены интересы общества в целом, отдельной семьи и каждого ее члена в частности. Ее определяют как исторически сложившуюся конкретную систему супружеских и детско-родительских взаимоотношений. Ее рассматривают как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. В ней видят социальную необходимость, обусловленную потребностью общества в воспроизводстве физически и духовно здорового населения.

Семья обладает целым комплексом важных социальных функций и ролей, ради которых общество готово создавать, поддерживать и охранять этот социальный институт. Важно учитывать, что в человеческой культуре в социальных нормах отражены идеализированные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества.

Поэтому нормальная семья - понятие весьма условное. Таковыми можно считать те, которые обеспечивают необходимый минимум благосостояния, социальной и психологической защиты, создают условия для социализации детей до достижения ими зрелости - психологической и физической. Нормально функционирующие семьи - это те, которые ответственно и дифференцированно выполняют свои функции.

Относительно основных функций семьи суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Этой теме посвятили работы такие известные психологи, как Дружинин В.Д., Елизаров А.Н., Мацковский М.С. По мнению Елизарова А.Н., в семью людей объединяют ценностные ориентации, и они же задают перспективу ее развития.

Под социальными функциями семьи понимаются виды ее жизнедеятельности, непосредственным образом связанные с удовлетворением потребностей ее членов. Время от времени они претерпевают некоторые изменения вследствие развития общества.

Единой общепринятой классификации социальных функций семьи на сегодняшний день нет, однако между существующими наблюдается взаимозависимость и взаимодополняемость. Расхождения во взглядах на этот предмет не столь существенны. Ниже приведены характеристики основных функций семьи.

Сексуально-эротическая функция

Сексуальность - это врожденная потребность, выражающая себя в сочетании биологических, физиологических, психических и эмоциональных реакций. Все они неразрывно связаны с влечением друг к другу лиц противоположного пола и с удовлетворением этого влечения. Поэтому одной из важнейших функций семьи является сексуально-эротическая, подразумевающая получение удовольствия от удовлетворения сексуальных потребностей партнеров.

Неудовлетворенность в интимной сфере мешает человеку нормально жить и выполнять свои повседневные обязанности. Он становится раздражительным, мрачным. Сексуальная неудовлетворенность является сильным дестабилизирующим фактором для супружеских отношений.

Репродуктивная функция

Репродуктивная функция семьи подразумевает удовлетворение индивидуальной потребности в ребенке. Она также сопряжена с поддержанием здоровья. Ведь перед семьей в этом случае встает задача предотвращения проявления в новых поколениях различных биологических аномалий. Репродуктивная функция семьи представляет колоссальную значимость для общества в целом, поскольку удовлетворяет его потребность в воспроизводстве населения.

Воспитательная функция

Очень важна. Психологи подчеркивают, что из всех детенышей человеческий является наименее самостоятельным. Чтобы он мог нормально расти и развиваться, ему необходимы длительные уход и забота родителей. Главное, что они могут дать ему, - это любовь. Вместе с ней они передают ребенку свой жизненный опыт и знания, а также помогают раскрыть и развить его уникальные способности и таланты. Семейное воспитание оказывает гораздо более сильное воздействие, нежели общественное, так как оно более эмоционально и связано с любовью к детям со стороны родителей, вызывающей ответные чувства у детей.

Воспитательная функция семьи распространяется не только на юное поколение, но и на взрослых людей. Систематическое воздействие воспитательного характера со стороны семейного коллектива ощущается человеком в течение всей его жизни. Также происходит постоянное влияние со стороны детей на родителей и других взрослых членов семьи. Самовоспитание родителей связано в первую очередь с постоянным влиянием детей на их жизнь.

Экономическая функция

Под экономической функцией понимается организация деятельности по финансовому обеспечению семьи, включающему все источники и объем семейных доходов. На них базируются материальные условия жизни семьи. Это и создание нормальных бытовых условий. Это и финансовая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. Это потенциал обеспечения растущих потребностей и расширения возможностей семьи.

Взрослые члены семьи принимают участие в сфере общественного производства, формируют и распределяют семейный бюджет, организуют потребительскую деятельность. В большей степени своим примером осуществляют трудовое и экономическое воспитание детей.

Хозяйственно-бытовая функция

Эта функция семьи отвечает за ведение домашнего быта. Поддержание чистоты и порядка в доме, создание в нем уюта, стирка, глажка, готовка - все это рутинные повседневные меры, в целом способствующие поддержанию здоровья партнеров и детей. Сюда же относят уход за младенцами и заботу о престарелых родственниках.

Все это требует большого количества временных затрат, поэтому актуальным становится вопрос о распределении ролей между супругами, приобщении детей к домашнему труду. Этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы.

Досуговая функция

Досуговая функция предусматривает удовлетворение потребности членов семьи в общении и организации свободного времени. Они могут устраивать совместный просмотр телевизора, поход в кинотеатр, организовывать семейные праздники, путешествовать, играть, заниматься спортом, творчеством. Это создает благоприятный эмоциональный фон и способствует укреплению семьи. Если семья счастлива, то в ней происходит взаимное обогащение интересов супругов и детей, и ее деятельность носит, как правило, развивающий характер.

Досуг - свободное время, которым человек может распоряжаться по своему усмотрению. Это время, когда он может осуществлять деятельность для своего собственного удовольствия, будь то развлечение, самосовершенствование или достижение каких-то целей по личной инициативе, а не вследствие необходимости. Первичные навыки конструктивного использования свободного времени усваиваются в рамках семьи.

Психотерапевтическая функция

Каждый человек испытывает потребность в любви, принятии, понимании, уважении, признании, психологической поддержке. Той нишей, где она в полной мере удовлетворяется, должна быть семья. В ней в первую очередь человек должен чувствовать себя принятым и защищенным, без оглядки на его статус, внешность, жизненные достижения либо их отсутствие, финансовое положение. Это способствует сохранению эмоционально-психического здоровья личности и именно в этом задача психотерапевтической функции. Отсутствие семейного взаимопонимания нередко приводит к депрессиям, агрессиям, развитию девиантного поведения.

Функция первичной социализации

Функции семьи в обществе невозможно переоценить. Семья - это самый первый социальный институт в жизни человека, в рамках которого он начинает познавать мир. Именно в ней ребенок усваивает нормы морали и правила поведения в различных сферах жизнедеятельности, ознакамливается с санкциями за их нарушение, узнает об ответственности и обязательствах во взаимоотношениях между родственниками. Родители знакомят ребенка с культурой страны, ее традициями. Так проявляется функция первичной социализации. От того, насколько качественно она выполняется, зависят особенности развития психики и первичная социализация детей на самых ранних этапах их развития.

Социально-статусная функция

Семья является ключевым институтом в жизни человека. Помимо влияния на формирование его личности, она также дает ему опору и поддержку во взрослом возрасте. Семья накладывает отпечаток и на его положение в обществе - определяет принадлежность к определенному сословию, наделяет титулами, если таковые имеются, передает наследство. Через предоставление членам семьи определенного социального статуса способствует формированию и удовлетворению их потребностей в социальном продвижении.

Функция объединения усилий

Одна из наиболее важных особенностей функций семьи - это комплексность. Любая из вышеперечисленных потребностей может быть удовлетворена и без создания семьи. И все же лишь институт семьи позволяет выполнять все эти функции в совокупности и обеспечивать комплексное удовлетворение потребностей человека.

Дети-маугли

В мире известны случаи, когда человеческие детеныши попадали в стаи животных и воспитывались там. Их "родителями" были волки, медведи, реже леопарды, павианы. Таких детей неоднократно отлавливали люди. Поймать их было настолько же непростой задачей, что и поймать дикого зверя.

Одичавшие детки вели себя подобно животным - бегали на четвереньках, не могли стоять и передвигаться на двух ногах, проявляли агрессию, причем даже большую, чем животные из их стаи. У них были хорошо развиты обоняние, зрение и слух. Они отличались большой мускульной силой и ловкостью. Во всем остальном они уступали обычным детям их возраста.

В реальности детей, воспитанных животными, практически нет никакой возможности социально адаптировать и вернуть в человеческое общество. Как показала практика, они яростно сопротивляются попыткам приобщить их к цивилизованной жизни, пытаются убежать обратно в дикую среду.

Эти многочисленные случаи наглядно показывают, что при отсутствии включенности в коллектив, общественную жизнь человек не может развиваться как личность и остается на уровне животного. Психофизическое развитие человека очень сильно зависит от качества воспитания и образования, основы которых в первую очередь закладываются в институте семьи.

Ф. Энгельс считал, что определяющим моментом в истории являются: а) "ступень развития труда", с одной стороны, "и б) уровень развития семьи". Семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения старых поколений, благодаря рождению детей и поддержке существования всех членов семьи. Без воспроизводства населения и социализации поколений невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Семья - это сложное социальное образование и представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в обществе. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологией взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с демографической динамикой, с экономическими условиями жизни, с государством и политикой, с историческими трансформациями в целом. И в этом смысле в социологии семья рассматривается как социальный институт, находящийся во взаимосвязи с институтами и процессами в обществе. С другой стороны, социология рассматривает семью как малую группу, как сравнительно автономную социальную систему со специфическими функциями, системой ценностей, установок, ролей. Следовательно, в социологии с её специфическим подходом изучения социального мира через взаимосвязь личного и общественного семья выступает в качестве посредника между индивидом и обществом.

Эта посредническая роль семьи на макроуровне изучается на институциональном уровне, т.е. в качестве простого социального института и его функций. На микроуровне семья как малая социальная группа изучается как единство взаимодействующих личностей (членов семьи).

В разных школах социологии доминируют эти два подхода к феномену.

1) Семья как социальный институт.

В социологии марксизма, функционализма, закономерности становления и модернизации семьи вместе с эволюцией общества.

  • 2) Социология "социальных групп" представляет семью как малую группу, что выражено во взглядах Э. Бержесса на семью как единство взаимодействующих личностей.
  • 3) Третий подход интегральный в социологии, рассматривает семью как систему, он вбирает в себя институциональный и микрогрупповой подход. Так Т. Парсонс и К. Дэвис отмечали: "Стабильность семьи зависит одновременно как от внешних социокультурных влияний, так и от внутренних взаимодействий. Согласно Т. Парсонсу, семья это подсистема общества, обеспечивающая стабильность социума, благодаря установлению инструментальных отношений с другими социальными подсистемами и структурами.

Определение понятия семьи

Существует множество определений семьи в социологии А.Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях "супружества - родительства - родства". Это основной тип семьи, насчитывает в России 60-70% из общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожёны -15-20% и бездетные супруги -10-15%.

Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют "семейные группы". Семья - не брачная группа, а социальный институт, т.е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера брака, особенностей родительства и родства. Семья и брак как институт возникла и развивалась с формированием общества.

В зависимости от форм брака выделяются полигамная и моногамная семья. Полигамная - это брак одного супруга с несколькими.

  • 1) Стадии дикости соответствовал групповой брак в роду (стадо);
  • 2) для варварства характерен парный брак, т.е. брак одного супруга с несколькими членами семьи (по Дж. Моргану).

Полигамия бывает двух видов: 1) полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами (патриархат); 2) полиандрия (основа от андр- муж, мужчина) - брак одной женщины с несколькими мужчинами. Форма брака эпохи матриархата, когда власть в клане принадлежала женщине, и принадлежность детей в браке определялась не по отцовству, а по материнству (одна мать, много мужей). Экзогамия- промежуточная форма брака, где супружество возможно с несколькими партнёрами, но лишь вне данной родственно-семейной группы (фратрии). Эндогамные браки заключаются внутри фратрии (кровосмесительные).

Моногамия - брак одного мужчины с одной женщиной (дополняется полигамными отношениями полов вне семьи). Моногамия встречается в истории семьи в 5 раз реже, чем полигамия, полиандрия- в 20 раз реже, чем моногамия, и в 1000 раз реже полигинии.

По критерию социального статуса семьи бывают гомогенные (супруги из одной социальной страты) и гетерогенными (из разных классов, каст, слоёв), и по национально- этническому критерию - браки межнациональные или внутринациональные.

Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами (сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми).

На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались племенно-родовыми обычаями (священные синкретические нормы поведения), базировались на религиозно-нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало ответственность не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее брак. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы. В современном урбанизированном обществе (Запад) основным типом семьи стали нуклеарные семьи, состоящие из двух поколений- родители, дети. Нуклеарная семья называется репродуктивной (если в ней остались несовершеннолетние дети) или ориентационной (вышли взрослые дети и создали свои репродуктивные семьи). Иногда нуклеарные семьи называют супружескими. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар (тесть-тёща, свёкор-свекровь, братья-сёстры, их супруги-дети). Это кровнородственные семьи. Полная расширенная семья - это когда никто из мужчин разных поколений не покидает пределы большой семьи (Китай).

Функции семьи

В социологии выделяются специфические и общие функции семьи. У каждого социального института есть уникальные функции, определяющие профиль конкретного института и функции, сопровождающие действия основных функций. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают её особенности, а неспецифические функции семья вынуждена исполнять в определённых обстоятельствах.

Специфические функции:

  • 1) деторождение (репродуктивная функция). Малодетные семьи - это семьи с 1-2 детьми, состоит из двух пар, т.е. нет воспроизводства. Для воспроизводства нужно примерно 2,5 детей в семье, или 1(4-двухдетных семей, а 1(3- трёхдетных семей, 20% - четырёхдетных, 7% -пятидетных, или 14% -бездетных или однодетных;
  • 2) функция содержания и социализации детей - остаётся при всех изменениях общества, но с усилением роли институтов государства в ХХ веке исторически заметен рост тенденции убывания потребности семьи в детях;
  • 3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья семьи, уход за малолетними и престарелыми.

Неспецифические функции:

  • 1) экономическая- экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных;
  • 2) передача собственности, статуса;
  • 3) организация отдыха досуга;
  • 4) первичного социального контроля.

В ХХ веке общество и государство всё больше совмещают вместе с семьёй выполнение неспецифических функций.

Таким образом, социальные институты - это мощные системы, охватывающие совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, на которых держится здание общества.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что означает термин "Социальный институт"?
  • 2. Приведите примеры простых и сложных социальных институтов.
  • 3. Что означает процесс институализации социальных отношений?
  • 4. Каковы основные элементы организованных социальных систем?
  • 5. Дайте определение института брака и семьи.
  • 6. Какую эволюцию в истории прошли формы семьи?

социальные институты семья социологическая

Семья представляет собой первичную общность людей, связанных между собой отношениями брака либо кровным родством, в рамках которой обеспечивастся воспитание детей, и удовлетворяются иные социально значимые потребности. Для социологов семья представляет собой, прежде всего, социальный институт, регулирующий воспроизводство человека, при помощи особой системы ролей, норм и организационных форм.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак -социально обусловленная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их сексуальные отношения, а также устанавливает супружеские и родственные роли. Брак считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой сексуальных отношений супругов. Он включает в свою структуру, как нормы, так и совокупность обычаев, регулирующих супружеские отношения мужчины и женщины (обручение, свадебная церемония, медовый месяц и др.).

В настоящее время в обществах западного типа брак ассоциируются с моногамией , когда один мужчина может состоять в браке не более чем с одной женщиной одновременно. При этом в мировом масштабе моногамия не является самой распространенной формой брака. Американский антрополог Джордж Мердок, проведший сравнительное исследование 565 различных обществ, обнаружил, что полигамия (то есть форма брака, при которой мужчина или женщина могут иметь более одного супруга) допускается в 80% из них . При этом различают два типа полигамии: полигиния , при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной жснщиной;и менее распространенная полиандрия , при которой женщина одновременно состоит в двух и более брачных союзах с разными мужчинами (как правило, такая форма брака порождает ситуацию, когда биологический отец ребенка, рожденного в таком браке, неизвестен).

С точки зрения сферы выбора супруга браки подразделяются на эндогамные (заключенные в рамках собственной общности) и экзогамные (заключенные между представителями разных групп). Это приводит к появлению двух видов семьи: социально-гомогенной (однородной) , в которой супруги и их родители принадлежат к одним тем же социальным группам, слоям и классам, и социально-гетерогенной (разнородной).

Категории «брак» и «семья» тесно взаимосвязаны между собой, при том, что у них есть и немало различий. В отличие от брака, представляющего собой только отношения между супругами, семья представляет собой еще и социальную организацию, затрагивающую как супружеские, так и родительские отношения. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, при этом их брачные обязательства связывают семейными узами

гораздо более широкий круг людей (кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны).

Структура семьи включает в себя следующие группы отношений, в совокупности создающие семью как особое социальное явление:

  • природно-биологические, то есть сексуальные (половые) и кровнородственные;
  • экономические, базирующиеся на ведении домашнего хозяйства, организации быта и семейной собственности;
  • духовно-психологические и нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения.

На сегодняшний день, по мнению ряда исследователей, можно выделить несколько основных функций семьи :

  • - репродуктивная, т.е биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребностей в детях - в личном плане;
  • - воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  • - экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  • - сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения;
  • - социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • - досуговая - организация рационального досуга для всех членов семьи;
  • - эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов;

Выделяют две основные формы организации семьи:

  • родственную ("или расширенную) семью , характерную для традиционных обществ, основывающуюся не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников (по сути - клан родственников вместе с супругами и детьми).
  • нуклеарную (от лат. nucleus- ядро,) или супружескую семью , характерную для современных обществ (где дети имеют возможность после брака жить отдельно от родителей); основу такой семьи составляет пара людей, связанных брачными отношениями (муж и жена), а также их дети, образую-

щие биологический, социальный и экономический центр семьи, все остальные родственники относятся уже к периферии семьи;

Жизнь семьи, ее исторические типы и структура зависят от общих тенденций социально-экономического развития общества. При переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется. В связи с тем, что домашнее хозяйство перестает быть основной производящей единицей, происходит разделение дома и работы, осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из нескольких поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых. На смену многодетной семьи приходит однодетная.

По отношению к индивиду семьи, подразделяются на родительские и репродуктивные. К родительским семьям относятся те, в которых человек рождается, к репродуктивным - те, которые человек образует, став взрослым, и внутри которых он воспитывает новое поколение детей. При этом в зависимости от места проживания выделяют семьи матрилокальные (когда супруги живут у родителей жены), патрилокальные (когда супружеская пара переезжает к родителям мужа), либо отдельные (когда супруги живут отдельно от родителей жены и мужа и ведут отдельное хозяйство).

Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям. В свою очередь, семья оказывает влияние на все стороны жизни общества. Она является своеобразной микромоделью общества, всех его социальных связей.

В современном вестернезированном постиндустриальном обществе распространение получает модель «нетрадиционной семьи», основанная на однополом браке. Важнейшую роль в ее легализации сыграла Каирская конференция ООН по народонаселению и развитию 1994 г., закрепившая, в принципе 9 Программы действий по регулированию народонаселения, равноправие и равноценность разных типов половых союзов, включая однополые. В настоящее время однополые браки (а также однополые партнерства) узаконены в ряде стран ЕС, в Канаде, в некоторых штатах США и в ЮАР.

Сложный характер семьи как социального образования требует различных методологических подходов к ее социологическому анализу. Современная социология рассматривает семью, в первую очередь, как систему социальных и гендерных ролей.

Ггндерные роли представляют собой один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочерн, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту (например, между ролью деловой женщины и ролью супруги).

В индустриальном обществе существовала так называемая «патриархатная» иерархия ролей гендерной системы, основанная на гендерном контракте «домохозяйки» (англ. - housewife) для женщины и «кормильца» (англ. - breadwinner) - спонсора семейной жизни для мужчины.

В постиндустриальном обществе гендерный контракт «домохозяйки» вытесняется контрактам «равного статуса» (англ. - equalstatus ), в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание положения, прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной (политика, образование, карьера, культурная жизнь), так и в приватной сфере (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность и пр.). Изменения гендерных контрактов обусловлены трансформациями, произошедшими в обществе позднего модерна: становление государства благосостояния, общества массового потребления, феминизация мужчин и маскулинизация женщин повлияли на радикальное изменение традиционного гендерного порядка.

Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. В традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, тогда как современная форма семейных отношений выводит психологические проблемы расставания на передний план. Партнеры, чаще всего, не находят точек соприкосновения в личностном взаимодействии; и в этом случае психологическое спокойствие становится для них более предпочтительным, нежели, например, экономические трудности.

Среди основных факторов предопределяющих разводы сегодня, можно назвать следующие:

  • - индустриализация;
  • - урбанизация;
  • - миграция населения;
  • - эмансипация женщин.

Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени автономной и анонимной, чувство ответственности, привязанности, взаимной заботы сильно снижается.

Наиболее часто к непосредственному разводу между супругами приводят:

  • 1. Бытовые проблемы (жилищная неустроенность, материальная необеспеченность и пр.)
  • 2. Межличностные конфликты (утрата любви, уважения, привязанности; ревность одного из супругов; различные взгляды на жизнь в экономическом, социальном, духовном плане)
  • 3. Внешние факторы (измена, вмешательство в отношения третьих лиц, например, родителей супругов, начало новых отношений и пр.)

«Брак сегодня перестал быть связью, имеющей целью передать собственность и свой статус другому поколению. По мере обретения женщинами экономической самостоятельности брак - все реже следствие необходимости экономического партнерства... По всей вероятности, рост числа разводов связан не с глубоким разочарованием в браке как таковом, а с усиливающимся стремлением превратить его в полнокровный союз, приносящий удовлетворение».

Э. Гидденс «Социология»

Природа связей между людьми, вступающими в брак, изменилась в последние несколько десятилетий. Политические, экономические, социальные перемены современного мира способствовали тому, что общественное мнение стало терпимее к разным моделям семейной жизни. И все же, ситуация развода - есть критически острое переживание в жизни индивида, которое не имеет одномоментного характера, а развивается в течение продолжительного времени.

Начало XX века - период нс только революционной деятельности, активной модернизации, феминизации, многочисленных социальных перемен в общественной жизни, но и этап резких изменений брачно-семейных отношений. Изменения структуры семьи во всем мире в двадцатом веке, позволяют нам говорить о переходе к эпохе малодетности, увеличения разводов и падения показателей количества зарегистрированных браков, отчужденности индивида и его автономности.

Постепенно происходит переход к специфической модели брачности: позднее вступление в брак - либо по достижении экономической самостоятельности от родителей, либо после завершения образования и обретения профессии.

Кризис современной семьи во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). Причем у более чем трети распадающихся семей совместная жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т. е. совсем недолго. Нестабильность семьи приводит к росту неполных семей, снижает родительский авторитет, отражается на возможностях формирования новых семей, на здоровье взрослых и детей .

К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных семей, где воспитание детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего. Это весьма отрицательно сказывается как на взрослых, так и на детях. Именно в таких семьях обнаруживаются источники алкоголизма, наркомании, неврозов и правонарушений.

Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Именно поэтому, сегодня особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта, подобным местом должна быть семья - стабильность на фоне повсеместной изменчивости. Однако, несмотря на столь явную необходимость, в настоящее время институт семьи испытывает достаточно острый кризис: под угрозой само его существование, которое было неизменным на протяжении многих веков.

«В мировой науке существуют разнообразные точки зрения на состояние семьи в современном обществе, которые могут быть упорядочены на континууме, напоминающем поле боевых действий. На одном фронте - позиция, утверждающая, что семья деградирует, переживает глубокий кризис, причины которого кроются в социальных катаклизмах, идеологических или морально-этических трансформациях, причем это разрушение семьи вредит как обществу, так и человеку. На другом - диаметрально противоположная точка зрения. Произошедшие за последние двести лет (а в нашем контексте еще и бурные изменения последних десятилетий) социальные изменения обнажили тот факт, что семья как институт устарела и в таком старомодном виде, как она существует сейчас, должна либо исчезнуть, либо подвергнуться радикальной переделке. ...Между этими радикальными точками зрения существует более умеренная позиция, разделяемая, возможно, большинством ученых, что семья, хотя и пребывает в состоянии кризиса, оказывается весьма адаптивным и сильным образованием, стойко выносящим удары судьбы. Как мы уже упоминали, это - своеобразное поле битвы за монополию социального контроля над личностью. Нужно ли говорить, что острия пик всех трех дивизий направлены друг против друга, в известные уязвимые места противника? Равновесность амуниции, так же, как и заманчивая, кажущаяся доступность объекта их притязаний убеждают в том, что до конца сражения еще далеко».

Ярская-Смирнова Е.Р. «Социокультурный анализ нвтипичности»

  • Murdok G. (1949) Social Structure. New York: The Mac Millan Company.
  • См., например Антонов А.И. Социология семьи М.,2010; Зритнсва Е.И. Социология семьиМ., 2006; Черняк Е.М. Социология семьи М., 2004 и др.
  • См.: Зритнева Е.И. Социология семьи. М: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.