Целостное системное изучение ребенка. Подходы в воспитании детей

Подходы в воспитании детей позволяют выбрать правильное направление для обучения, становления и развития ребенка, раскрыть его индивидуальные особенности и способности.

Современные подходы в воспитании детей

Подход в воспитании детей играет важную роль для комфортного и полноценного развития. В дошкольном периоде важную роль играет социальная среда, в которой пребывает ребенок, она напрямую воздействует на него и его развитие.

В современной педагогике активно используют подход воспитания жизнью. В рамках этой методики воспитание и обучение ребенка происходят за счет его собственного опыта, а также с учетом правильных и неправильных поступков. Условия жизни напрямую влияют на личность ребенка.

При воспитании детей дошкольного возраста можно использовать трудовой подход, в состав которого может входить как трудовая деятельность дома, в детском саду и других дошкольных заведениях, так и занятия спортом. Тренировки и спортивные упражнения помогают закалить характер ребенка, воспитать в нем выносливость, силу воли и духа, трудолюбие и терпение.

Современные подходы в воспитании детей заключаются в постепенном прививании ребенку основных жизненных навыков.

При выборе определенных подходов в воспитании детей следует подбирать соответствующее направление – авторитарное, либеральное, демократичное и индифферентное.

Авторитарный подход предполагает воспитание ребенка в жесткости и строгости, безоговорочном подчинении и соблюдении строгих правил. Ребенок находится в пассивном состоянии, он зависит от родителей и не принимает решений. Серьезным недостатком авторитарного подхода в воспитании детей является утрачивание творческого начала и безынициативность, отсутствие самостоятельности и способности к принятию серьезных решений.

Противоположным направлением в воспитании является либеральный подход, в котором важную роль играет личность ребенка. В процессе воспитания отсутствуют запреты, правила и ограничения. В педагогике этот подход называют «методом вседозволенности». Недостатком данного подхода является отсутствие ограничений, которое может привести к эгоизму и избалованности, отсутствию цели в жизни.

Демократичный подход в воспитании детей подразумевает равноправное отношение между родителями и детьми. Решения принимают на семейном совете, а на всех этапах развития ребенок является равноправным участником воспитания, высказывает свое мнение и отстаивает личные интересы.

Индифферентный подход в воспитании детей является методом свободного развития ребенка, в котором родители не принимают участия. Ребенок считается независимой и свободной личностью, которую не следует обременять различными правилами, ограничениями и проблемами. Родители, используя этот подход, не участвуют в жизни ребенка, в его внутреннем и внешнем развитии. В результате такого воспитания у ребенка отсутствуют ориентиры в жизни, он не чувствует поддержки и защиты, а также у него нет духовной связи с родителями. В конечном итоге такого воспитания дети становятся закрытыми и асоциальными.

Для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью, подходы в воспитании необходимо выбирать с учетом особенностей ребенка. При воспитании не должно быть большого количества запретов, но родителям и педагогам необходимо быть направляющей и контролирующей стороной.

Особенности индивидуального и деятельностного подхода в воспитании

Наиболее эффективными в педагогике являются индивидуальный и деятельностный подходы в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании ребенка представляет собой педагогический процесс, который учитывает индивидуальные особенности, влияющие на поведение и развитие. В этом подходе используют различные методы воспитания (в соответствии с личностью ребенка), направленные на достижение положительных результатов. Ребенок рассматривается как самостоятельная, уникальная и ответственная личность.

При использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка открываются скрытые способности и возможности, происходит становление самосознания и самоопределения. Личность ребенка преобладает над коллективом, учитываются ее гуманистические, творческие, интеллектуальные и физические способности.

Преподаватели, использующие индивидуальный подход, высоко ценят ребенка, прививают ему интеллектуальные, моральные и социальные ценности. В этом подходе внимание акцентируется на каждом ребенке, его желаниях и возможностях.

Деятельностный подход в воспитании детей является эффективным методом обучения, в процессе которого ребенок получает, запоминает и использует знания в учебно-познавательной деятельности. Знания ребенку не дают в готовой форме, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы ребенок активно и системно развивался и познавал.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей лежат следующие дидактические принципы:

Познание деятельностного подхода в воспитании детей рассматривается в широком смысле, а также включает миропознание, личностное становление и самостоятельное определение ребенка. Главную роль в этом подходе играет деятельность детей, в процессе которой находят решения задач. Преподаватели и родители являются корректирующей, поддерживающей и стимулирующей стороной.

Развите детей. Целостное системное изучение ребенка. Как уже отмечалось, преодоление порочного подхода к диагностике нарушений умственного развития на основе чисто количественной психометрической оценки результатов выполнения детьми тестовых заданий и отказ от придания тестам ведущей роли в отборе умственно отсталых детей в специальные школы привели к созданию комплексного подхода к диагностике нарушений развития.

Комплексный подход как один из основных принципов диагностики аномального развития означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка, охватывающей не только интеллектуальную, познавательную, деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками и т. д., а также состояние его зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, историю развития. Сведения о соматическом состоянии ребенка, о состоянии его нервной системы и органов чувств, об условиях и особенностях его развития, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при определении путей обучения ребенка, чем его психологическая характеристика и данные о его знаниях, умениях и навыках. Таким образом, психологическое исследование составляет органическую часть диагностической системы, часть комплексного подхода к обследованию ребенка и не имеет самодовлеющего значения. В обследовании ребенка в целях диагностики и отбора в специальные школы принимают участие врачи: психоневролог или психиатр, отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед; педагог-дефектолог, логопед, психолог. Такой состав диагностического комплекса предусматривается «Положением о медико-педагогических комиссиях». К сожалению, участие психолога не всегда реально обеспечивается из-за недостатка специалистов этого профиля, работающих в области нарушений развития, а психологические методики (хотя они часто оказываются единственным надежным средством выявления нарушений развития) используют в этом случае психоневролог или психиатр, логопед и педагог-дефектолог.

Целостное системное изучения ребенка. Следующим важнейшим положением современного подхода к диагностике аномалий развития в целях отбора детей в специальные школы является принцип целостного системного изучения ребенка. Системный подход, о необходимости применения которого к изучению нарушений развития писал еще Л. С. Выготский (1983) и который получил достаточно глубокое развитие в исследованиях его учеников, является сейчас одним из основных в методологии советской психологии, а значит, и в дефектологии. Однако его полная реализация представляется весьма непростым делом, и осуществляется этот подход далеко не всегда.

Целостный системный анализ в процессе психологической диагностики предполагает прежде всего обнаружение не просто отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, т. е. того, что Л. С. Выготский определял как взаимосвязанную систему дефектов – первичных, вторичных и т. д. Для осуществления такого анализа необходима не только четкая постановка задач исследования психического развития применительно к отбору в специальные школы, но и соответствующая система диагностических методик, без применения которых крайне затруднительно получить материал для обоснованного решения этих задач. Однако пока задачи исследования четко не формулируются, а психолог и другие специалисты, обследующие развитие психических функций ребенка, не располагают набором методик, который мог бы обеспечить системное исследование. Об этом подробнее мы поговорим ниже.

Можно не согласиться с положением о необходимости четких задач для реализации целостного системного обследования. Можно противопоставить ему утверждение, что если детально обследовать все психические функции ребенка, выявляя все его возможности, то тем самым и будет достигнуто целостное системное представление о его психическом развитии. Однако в этом случае мы получим огромное количество избыточного материала, среди которого может затеряться интересующий нас. Вместе с тем для такого обследования необходим гораздо более продолжительный отрезок времени, чем затрачиваемый теперь на обследование одного ребенка медико-педагогическими комиссиями. Поэтому такой подход является просто нереальным.

Существенное значение имеют также принципы динамического изучения ребенка и качественного анализа полученных данных.

Целостное системное изучения ребенка. Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой в советской психологии теории психического развития ребенка, в создании которой принимали участие такие ведущие российские психологи, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие. Для дефектологии (и в частности, для разработки основ психологической диагностики) особо важное значение имели два положения, сформулированные Л. С. Выготским (1983) в русле разработки теории психического развития ребенка.

Одно из них состоит в том, что основные закономерности развития нормального ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии, являются общими для обоих случаев. Вместе с тем Л. С. Выготский отметил и существование специфических закономерностей аномального развития, в качестве примера которых указал на затруднения во взаимодействии с окружающими, обнаруживающиеся при всех аномалиях развития. Естественным выводом из этого положения Л. С. Выготского применительно к диагностике нарушений развития является признание важности данных специфических закономерностей, поскольку они могут служить весьма существенными ориентирами (В. И. Лубовский, 1971,1978). Именно опора на знание специфических, закономерностей и особенностей, своеобразных для разных категорий аномальных детей, позволяет избежать диагностических ошибок в трудных для дифференциации случаях (Т. А. Власова, 1956), однако наше знание таких закономерностей пока весьма ограниченно.

Вторым, важнейшим для психологической диагностики, положением Л. С. Выготского является его концепция о зонах актуального и ближайшего развития. Подлинная реализация принципа динамического изучения предполагает прежде всего не только применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого ребенка, но и выявление его потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития».

Принятая в отечественной психологии теория психического развития ребенка отвергает жесткую обусловленность стадий и отдельных проявлений психического развития физиологическим «созреванием» ребенка, полную зависимость формирования психологических функций от возраста (как это делается, например, в теории психического развития Ж. Пиаже), подчеркивает ведущую роль обучения, значение влияния среды, условий развития. Тем не менее имеется определенная последовательность стадий развития, которые не могут опережать друг друга, и, таким образом, определенная (относительная) возрастная периодизация, на которую необходимо ориентироваться при исследовании, существует. В разработку проблемы внесли наибольший вклад Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Однако разработанная ими периодизация недостаточно дробна для практических диагностических целей.

Отмечая прогрессивный характер отечественной теории психического развития, следует сказать, что особо важное значение для разработки путей и средств психологической диагностики отклонений в развитии должны иметь определенные нормативы развития, качественные характеристики возрастных этапов. Следует, однако, признать, что пока таких характеристик, которые могли бы в полной мере играть роль критериев развития, не существует, они не разработаны. До настоящего времени охарактеризованы лишь наиболее общие психологические особенности, свойственные большим возрастным этапам, недостаточно определенные и конкретные, чтобы служить в качестве диагностических критериев.

Установлены, например, лишь основные изменения в психической деятельности ребенка, происходящие при переходе от дошкольного к школьному возрасту (изменение ведущих видов деятельности). Такого рода данные могут лишь ориентировать на поиск диагностических критериев, но ни в коей мере не могут служить такими критериями, ибо не являются достаточно конкретными показателями. Разумеется, нет точной хронологической привязанности определенных психологических проявлений к тому или иному возрасту, но при всей «возрастной неопределенности» формирования этих процессов могут быть установлены определенные ориентировочные показатели для некоторых важнейших функций, умственных операций и т. д. При этом необходимо учитывать, что психическое развитие детей в каждом обществе в значительной мере определяется социальными требованиями и отвечающей этим требованиям системой воспитания и обучения.

Принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, т. е. качественного анализа результатов применения психологических методик, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Этот принцип выдвинут как противопоставление чисто количественному подходу к оценке психологических данных, характерному для классического тестирования (см.: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, 1968). Однако и этот принцип нуждается в дальнейшей разработке, поскольку его реализация сталкивается с теми же трудностями, что и осуществление принципа динамического изучения. Проблема качественных показателей выполнения различных психологических методик разработана совершенно недостаточно. Да и в целом следует сказать, что не существуют и, видимо, принципиально не могут быть созданы такие единые психологические методики, которые позволили бы однозначно и качественно разграничивать не только детей, относящихся к разным категориям аномалий, но и нормальное развитие от нарушенного. Существуют, конечно, различия в способах выполнения заданий, способах действий. Однако такие различия наблюдаются и среди нормально развивающихся детей, а с другой стороны, не все такие различия доступны для наблюдения (между прочим, это обстоятельство является причиной, объясняющей необходимость использования при исследовании, скажем, мыслительной деятельности методик наглядно-действенного характера).

Таким образом, качественный подход в чистом виде невозможен. В большинстве случаев, когда при диагностике применяется набор заданий, аномальные дети выполняют отдельные задания хуже, чем нормально развивающиеся, или выполняют лишь некоторые из тех заданий, с которыми справляются нормально развивающиеся дети, однако и среди последних не все дети справляются со всеми заданиями. Таким образом, возникают реальные количественные различия, на основании которых необходимо принимать диагностическое решение. Как эта реальность учитывается в имеющихся методических пособиях для медико-педагогических комиссий, можно будет увидеть из примеров, приводимых ниже.

Из сказанного следует, во-первых, необходимость применения при диагностике многих методик (целого набора, «батареи»), причем каждая методика должна содержать несколько однотипных заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых, неизбежность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных. Более того, следует сказать, что в подавляющем большинстве случаев качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей. Количественные и качественные различия практически выступают во взаимосвязи. Качественные определяются на основе перехода количества в качество. Практически так и происходит, хотя исследователи не отдают себе отчета в этом.

Заканчивая рассмотрение состояния теоретической концепции в психологической диагностике нарушений развития, следует отметить, что на данном этапе она определяет лишь самые общие требования к построению диагностических процедур и не содержит никаких положений, которые определяли бы критерии разработки или отбора методик, объекты диагностики (т. е. проявления – процессы, состояния, – которые целесообразно исследовать), способы обработки получаемых экспериментальных данных и оценки результатов.

В этой статье речь пойдет о развитии ребенка. Что такое развитие ребенка? Почему важен целостный подход ? И что такое нормы развития?

Развитие ребенка описывает биологические и эмоциональные изменения, которые происходят по мере взросления человека.

Давайте посмотрим на развтиие ребенка в этих четырех областях :

  1. Когнитивная сфера -это первая область, которую мы рассмотрим. Это развитие навыков мышления, рассуждения и решения проблем.
  2. Физическое развитие . Это развитие крупной и мелкой моторики, а также развтие сенсорного восприятия (зрение, слух и т.д.).
  3. Социальное и эмоциональное развтие . Это развитие способностей понимать свои чувства, справляться с ними, а также умение ладить с другими людьми.
  4. Развитие речи и коммуникативных способностей.
обязательно включает в себя все четыре области . И нет смысла смотреть на одну из этих конкретных областей развития в отрыве от остальных. Это и есть целостный подход к развитию ребенка.

Вот такой пример : ребенок начинает ходить. Ну, очевидно, это сфера физического развития, в плане развития крупной моторики — навыка хождения. Но в то же время очень важно, что ребенок в это время учится осознавать пространство вокруг себя, понимать, где в данный момент находится его тело. А это уже развитие когнитивной сферы.

А если посмотреть на детей в песочнице, то можно увидеть все области развития, о которых говорилось выше. Дети взаимодействуют друг с другом. Они сотрудничают, чтобы построить что-то. Они роют и перемещают песок, развивая крупную и мелкую моторику. Они используют не только речь для общения, но и язык тела.

Здесь очень много разных областей развития, которые необходимо рассматривать обязательно в комплексе .

На практике это означает, что нельзя развивать одну из этих областей отдельно от других . А еще, если в какой-то из областей для нас очевидна проблема, значит, снова, необходимо работать не только с «проблемной» областью, но и с остальными тремя .

Например, если у ребенка задержка речевого развития, ему, возможно, будет недостаточно логопедического массажа и занятий по картинкам. Очень может быть, что огромный скачок в речевом развитии произойдет после того, как малыш научится кататься на велосипеде или будет регулярно выполнять упражнения из .

Мы знаем, что все дети уникальны , и они развиваются по-разному .
Тем не менее, мы ожидаем, что они развиваются в определенной последовательности .

Это значит, что по мере роста детей, мы ожидаем увидеть, что определенные
этапы развития происходят примерно в одно время , или, по крайней мере, в определенном порядке . Это нормы развития ребенка.

Например, если говорить о физическом развитии, мы ожидаем, что он сначала начнет переворачиваться, потом — ползать, потом — сидеть, затем стоять, и, наконец, самостоятельно ходить, и так далее.

Вы можете видеть, что у разных детей эти вехи происходят немного в разное время, но сохраняется последовательность. Важно , например, чтобы ребенок не пропустил какую-то фазу развития , скажем, ползание, а прошел все эти вехи в своем темпе.

В современных условиях необходимо максимальное внимание уделять воспитанию человека. Бесспорно, что формирование личности начинается с раннего детства, и роль семьи имеет одно из самых главных значений. Но и роль школы огромна.

Для формирования целостной личности необходим симбиоз семья – школа – ребёнок. Срединное расположение учебного заведения неслучайно. Оно берёт на себя ответственность развивать всё то лучшее, что даёт ребёнку семья, корректировать отклоняющиеся модели воспитания, а так же формировать познавательные сферы личности, социально значимые качества и нравственность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Овсенев Р.Р.

Формирование целостной личности ребёнка

В современных условиях необходимо максимальное внимание уделять воспитанию человека. Бесспорно, что формирование личности начинается с раннего детства, и роль семьи имеет одно из самых главных значений. Но и роль школы огромна.

Для формирования целостной личности необходим симбиоз семья – школа – ребёнок. Срединное расположение учебного заведения неслучайно. Оно берёт на себя ответственность развивать всё то лучшее, что даёт ребёнку семья, корректировать отклоняющиеся модели воспитания, а так же формировать познавательные сферы личности, социально значимые качества и нравственность.

Конечно, в рамках одного класса и за счёт работы одного педагога сделать это невозможно, необходима единая воспитательная система учебного заведения, где учитель, классный руководитель являются неотъемлемыми её элементами. В гимназии такая система есть. Так средняя школа является правопреемницей начальной, развивая и совершенствуя в личности всё то положительное, что было заложено в первые годы обучения.

В своей работе я стараюсь сочетать воспитательные методы классного руководителя и учителя-предметника. Говоря о познавательной сфере личности, мною ведётся работа по вовлечению ребят участвовать в различных конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах. Зачастую приходится убеждать, опираясь на значимость данного участия для самого учащегося. Результат даёт о себе знать. Успешность ученика толкает его продолжение подобной деятельности, мотивирует. Походы в театры, экскурсии так же формируют потребности в расширении собственных знаний, поэтому обсуждение увиденного должно, на мой взгляд, стать традицией на классных часах. То есть, проявляется система урок – внеурочная деятельность – классный час.

Бесспорно, очень остро сегодня стоит проблема нравственности. И здесь необходимо стремиться следовать принципам государственной политики: формирование правового сознания (начиная со знания Устава гимназии, до собственных прав и законов государства) и воспитания толерантности. Значительную роль в этом оказывают уроки обществознания и тематические классные часы, например по правам ребёнка, проведённый социальным педагогом Кожевниковой А.А. (воспринят детьми очень позитивно)

Толерантность – понятие, которое не сходит с экранов телевизоров, звучит по радио, прописано в печатных изданиях. Уважительное отношение к представителям других национальностей, умение слышать и слушать мнение других людей формируется в совместных беседах, диспутах, круглых столах. И здесь огромную роль играет патриотическое воспитание: понятия чести, преданности, мужества.

Злободневно стоят вопросы межличностного отношения и ответственности человека перед самим собой и окружающими. И здесь так же необходимо вырабатывать определённые подходы к учащимся. В рамках новых ФГОСов, учащемуся необходимо больше предоставлять свободы деятельности. Учитель выступает как координатор, который направляет и корректирует деятельность ребят. При этом, необходимо подчёркивать важность совершаемых дел и поступков и ответственности за них. На мой взгляд, интересные, с практической точки зрения, советы по общению предлагает Ю.Б. Гиппенрейтер. Дружеское общение на позициях старшего товарища способствует развитию гармонично развитой личности.

Подводя итог, необходимо отметить следующее: для формирования личности гимназиста среднего звена обучения необходимы единая система воспитания в учебном заведении, преемственность с начальной школой, поощрения на активную познавательную деятельность и грамотно построенная форма диалога с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"

· Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...

Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"

Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Материал можно использовать для бесед с родителями. Речь идёт о том, какой разной может быть родительская любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...