Возрастные категории населения. Возрастные категории людей по годам

Возрастная психология изучает факты и закономерности психического развития здорового человека. Традиционно принято разделять его жизненный цикл на следующие периоды:

  1. пренатальный (внутриутробный);
  2. детство;
  3. отрочество;
  4. зрелость (взрослое состояние);
  5. преклонный возраст, старость.

В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с уровнем физиологического функционирования, степенью психического развития человека, его психологическими качествами и преобладающими желаниями, превалирующими формами поведения и деятельности.

Пренатальный период делят на 3 стадии:

  • предзародышевую;
  • зародышевую (эмбриональную);
  • стадию плода.

Первая стадия длится 2 недели и соответствует развитию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика. Вторая - с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференциация различных органов. Третья начинается с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит формирование систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, и с этого времени его уже называют ребенком.

Период детства включает стадии:

  • рождение и младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (или «первое детство» - с 1 года до 3 лет) - период развития функциональной независимости и речи;
  • дошкольный возраст (или «второе детство» - от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;
  • младший школьный возраст (или «третье детство» - с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода:

  • подростковый (или пубертатный);
  • юношеский (ювениальный).

Первый период соответствует половому созреванию и продолжается с 11-12 до 14-15 лет. В это время, под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе. Второй период длится с 16 до 20-23 лет и представляет собой переход к зрелости. С биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, поиски смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, избрание спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) и большие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последними перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость. Она подразделяется на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости , или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это период «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды. Один из них - кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуются его здоровье, семейное положение и сексуальные отношения.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие 45-55 лет. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста: ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, наступает отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь ни в жизни, ни в карьере, ни в любви. В результате этого возникает чувство усталости от действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» в любовных интригах, или происходит взлет карьеры. Завершающий период зрелости длится с 55 до 65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я в духовных раздумьях о прожитых годах - и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо понимает, что жизнь прошла зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под-кризиса. Первый из них - переоценка своего Я, не касающегося профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать необходимое равнодушие к этому.

В результате третьего подкризиса исчезает самоозабоченность, и теперь без ужаса можно принять мысль о смерти.

Столкнувшись с ее неизбежностью, человек переживает ряд стадий. Первая из них - отрицания . Мысль «Нет, не я!» - обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем наступает стадия гнева. Он охватывает больного при вопросе «Почему именно я?», изливается на заботящихся об этом человеке других людей и вообще на всякого здорового. Чтобы такая стадия подошла к своему окончанию, умирающий должен излить свои чувства вовне.

Следующая стадия - «торга» . Больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, пытается продлить свою жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки.

Все эти три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке, бывают возращения к предыдущей стадии.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии . Он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замыкается в себе, часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап. Он все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, - наступает состояние «социальной смерти » (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия - «принятие смерти» . Человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца. Это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и остановки дыхания, но в течение 10-20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Смерть мозга означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех его клеток. Согласно некоторым религиозным воззрениям и мнению ряда ученых, с гибелью тела душа, психея человека, не умирает. Существует гипотеза, что она в виде информационного сгустка продолжает существовать после смерти человека и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционное материалистическое понимание отрицает возможность сохранить душу, психику человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Возраст как категория служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Другими словами – это цикл (этап, период) развития. Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности его развития, специфику возрастных изменений психики.

Существует разделение возраста человека на хронологический, социальный и психологический. Охарактеризуем их.

Хронологический возраст обозначает уровень биологического развития человека с момента рождения. Чаще всего под ним понимается физиологическое существование индивида. Еще этот возраст определяют как паспортный возраст. Его основными критериями считаются рост и вес человека, скелетная зрелость, сроки появления молочных и постоянных зубов, сроки наступления вторичных половых признаков и др.

Психологический возраст характеризует уровень онтогенетического развития, обуславливаемый закономерностями психофизического созревания организма. Его определяют по степени развития психических процессов и свойств личности. С точки зрения Л.С. Выготского, психологический (условный) возраст – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования (в психике или поведении), которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Социальный возраст включает уровень социальной зрелости человека, его адаптивности в социуме. Основными критериями данного возраста могут быть усвоение нравственно-правового уровня и социальных ролей, развитие профессиональной направленности и др. Градациями социального возраста выступают следующие: школьный, студенческий, пенсионный возраст и др.

Психологический возраст, как и социальный, в большинстве случаев не совпадают друг с другом и с хронологическим возрастом, что зависит от социокультурных, экономических, природных и других факторов.

Кроме того, существует также субъективно переживаемый возраст, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Понятие возраста, как единицу психического развития, ввел Л.С. Выготский, который считал, что возраст имеет свою структуру и динамику. С учетом данного понимания им была разработана периодизация детства. В ее основу положено два критерия – динамический и содержательный. Руководствуясь динамикой развития, он выделил в детстве критические и литические (спокойные, стабильные) этапы. С точки зрения содержания Л. С. Выготский разделил детство на периоды, исходя из новообразований каждого этапа. Таким образом, у него была получена следующая периодизация детства.

Кризис новорожденности.

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год).

Кризис одного года.

Ранний возраст (1 – 3 года).

Кризис трех лет.

Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

Кризис семи лет.

Школьный возраст (8 – 12 лет).

Кризис 13 лет.

Пубертатный возраст (13 – 17 лет).

Кризис 17 лет.

На современном этапе развития психологической науки полный жизненный цикл человека поделен на следующие возрастные этапы:

Младенчество (от рождения до года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый возраст (от 11 до 16 лет), юношеский возраст (от 16 лет до 21 года), молодость (от 21 до 35 лет), зрелость (от 35 до 60 лет), пожилой возраст (от 60 до 75 лет), старческий возраст (от 75 до 90 лет), долгожители (90 лет и более). Такое определение границ возраста условное и дается для ориентировки психологического возраста.

Следует дать определение «возрастным особенностям». Они представляют собой специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Они отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры. Возрастные особенности образуют комплекс многообразных свойств познавательной, мотивационной, эмоциональной и других сфер, которые ложатся в основу показателей развития на определенном возрастном этапе.

Введ?нное в психологию понятие возраста дало начало понимания возрастной нормы, которая обозначает диапазон колебаний системы психологических показателей определенной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития.

К пониманию возрастной нормы выделяют следующие подходы.

Статистический подход основывается на изменении индивидуальных различий по тем или иным показателям (рост или вес, объем памяти или внимания, коэффициент интеллекта и др.). Нормальным признается такое значение признака, которое находится в пределах среднего, а показатели, выходящие за установленные границы, считаются отклоняющимися от нормы.

В рамках данного подхода возрастную норму выражают в виде среднего количественного показателя.

Функционально-системный подход рассматривает норму не как набор стандартных критериев, а как процесс, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Физическая и психическая норма понимаются через интервал оптимального функционирования организма, в рамках которого сохраняется связь со средой. Возрастная норма определяется как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы среды.

Медико-биологический подход базируется на эмпирический опыт, лежащий в основе оценки функционального состояния организма. О возрастной норме судят по таким показателям, как строение тела, работа внутренних органов в покое и во взаимодействии со средой, психические реакции и др.

С учетом подходов можно выделить виды норм:

Статистическая (характеризует статистическое большинство описываемых показателей);

Физиологическая (включает средние показатели процессов и состояний живого организма);

Психическая (определяется показателями большинства индивидуальных проявлений психики);

Индивидуальная (включает показатели функционирования организма конкретного человека без ориентировки на средневозрастные критерии).

Следует отметить, что о психической норме говорят тогда, когда функции организма, главным образом головного мозга, находятся в пределах физиологической нормы, а психические составляющие – в пределах статистической нормы.

В настоящее время существует несколько уровней психической нормы (по С. Б. Семичеву).

I. Идеальная норма. Это значит эталон, гипотетическое психическое состояние, характеризующееся гармоничной интеграцией теоретических норм, создающее условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта. Данный уровень соответствует нулевой вероятности психической болезни или психической неустойчивости.

II. Среднестатистическая норма. Она является производным показателем усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной популяции. На этом уровне предполагается риск психического расстройства.

III.Конституциональная норма. То есть показатель, полученный в результате соотнесения определенных типов психических состояний здоровых людей с конкретным типом телесной конституции.

IV. Акцентуация развития. Как вариант психической нормы характеризуется особой выраженностью и непропорциональностью некоторых черт характера, приводящих к дисгармоничному складу личности.

V. Предболезнь. Еще один уровень психической нормы, включающий показатели первых признаков психических отклонений (патологии, дисфункции и др.).

Установление возрастной нормы развития в психологии позволяет обобщить особенности индивидуального развития, дифференцировать нормативное и отклоняющееся развитие, создавать периодизации и диагностические критерии, вводить групповые и индивидуальные ориентиры в психосоциальном развитии.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЗРАСТА, возрастная группировка, распределение возрастов людей по более или менее крупным группам, объединяющим их на основе сходства каких-либо социальных или демографических функций. Применяется обычно в отношении всего населения или больших совокупностей людей. В основе классификации возраста лежит представление о периодизации возраста. Классификация возраста позволяет разделять те или иные возрастные контингенты. Критерии классификации возраста зависят от цели исследования. В демографии предпочтительна классификация возраста по 1-годичным или 5-летним группам, в последнем случае часто (например, при расчете кратких таблиц смертности) первая 5-летняя группа ввиду ее особой важности подразделяется на 1-годичные. При изучении брачности и рождаемости выделяются бракоспособные возрасты и репродуктивный возраст женщин. С экономической точки зрения возрасты подразделяются на 3 группы - дорабочий, рабочий и послерабочий (дотрудоспособный трудоспособный и послетрудоспособный), границы которых различны наиболее употребительно членение на 3 группы с целым числом 5-летних групп в каждой (0-14, 15-59, 60 лет и старше или 0-14, 15-64, 65 лет и старше). Такая классификация возраста принята в международной практике. В СССР в практике планирования применяется группировка 0-15, 16-54, 55 лет и старше - для женщин 0-15, 16-59, 60 лет и старше - для мужчин. Классификация возраста, имеющая значение для анализа структуры трудовых ресурсов разработана Б. Ц. Урланисом. При этом население подразделяется на группы дорабочая - до 15 лет (в т. ч. дети ясельного возраста - до 2, лошкольного-3-6 и школьного - 7-15 лет) рабочая - 16-59 лет (в т. ч. юность - 16-24, зрелость - 25-44 и поздняя зрелость - 45-59 лет), послерабочая - 60 лет и старше (в том числе пожилой возраст - 60-69, ранняя старость-70-79, глубокая старость - 80 лет и более).

На основе анализа возрастных изменений в различных органах и тканях, а также оценки работоспособности организма решением Ленинградской конференции по геронтологии (1962) и семинара ВОЗ по социальным и клиническим проблемам в СССР принята так называемая рабочая классификация возрастных рубежей второй половины жизни человека. Возраст 45-59 определяется как средний, 60-74 - пожилой, старше 75 лет - старческий, в котором выделяются долгожители - люди в возрасте 90 лет и старше.

Попытки предложить универсальную классификацию возраста предпринимались издавна. Так русский статистик и демограф 1-й половины 19 века А. П. Росчавский-Петровский выделял подрастающее поколение - до 15 лет (в т. ч. малолетние - до 5 лет и дети - 5-15), цветущее поколение - 16-60 лет (в т. ч. молодые - 16-30, возмужалые - 30-45, пожилые - 45-60 лет), увядающее поколение - 61-100 лет и старше (в т. ч. старые - 61 - 75, долговечные- 75-100 и старше). Классификация возраста, предложенная в 1939 году секцией демографической статистики американской ассоциации здравоохранения, соответствует классификациям, принятым в современных международных сравнениях. В ней 8 периодов: младенчество - до 1 года, дошкольный возраст - от 1 до 4 лет, школьные годы - 5-14, юношеские годы - 15-24, годы наибольшей активности - 15-44, средний возраст - 45-64, ранний период старости - 65-74, старость - от 75 лет. Известны и другие универсальные классификации возраста, однако ни одна из них в настоящее время не стала общепринятой (см. также Возраст).

И.В. Калинюк.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Тема: изготовление елочных игрушек из бросового материала. Цель: Изготовление игрушки с использованием бросового материала.


Задачи:

Образовательные: Обучать приемам работы сбросовым материалом;

Развивающие: способствовать формированию знаний о нормах и правилах поведения в природе, развивать творческие способности, художественный, эстетический вкус, образное мышление, мелкую моторику;

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание создавать полезные вещи своими руками.

Здоровьесберегающие: укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук

Предварительная работа: рассматривание разнообразные работы из бросового материала. Оборудование: пластмассовая бутылка, тесьма, ножницы, самоклеящая пленка, капсула от киндер-сюрприза.

Ход занятия

Вводная часть - Здравствуйте дорогие гости.

Дети встают в круг, взявшись за руки произносят:

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

Какой сегодня день недели? (среда)

Какое у нас занятие по средам? (трудовое)

А вот что мы будем делать?

Основная часть

Стук в дверь. – Извините дети, кто то к нам стучит. Что это? Нам передали какой - то странный мешок, а с ним письмо.

Давайте прочитаем. «Здравствуйте дорогие ребята! К Вам обращаемся мы: дядя Федор, кот Матроскин, и пес Шарик. Недавно мы ходили в лес искать клад, а нашли вот этот мешок. Помогите нам пожалуйста, мы не знаем что с этим делать, куда это все девать. С уважением к вам герои мультфильма «Простоквашино».

Давайте посмотрим что там. (в мешке лежит бросовый материал: пластмассовые бутылки, коробки, салфетки, банки и т.д.)

Кто же в лесу это мог оставить? (отдыхающие люди)

А что вы делаете с мусором который у вас собирается?

А почему из леса надо убирать за собой мусор?(это засоряет природу, наносит ей вред, будет очень много свалок)

Правильно ребята, будет очень много свалок, наши города и деревни превратятся в мусорный контейнер. Знаете ли вы, что брошенная вами бумага, будет лежать более 2 – х лет, консервная банка – 30 лет, полиэтиленовый пакет более 200 лет, а стекло 1000 лет.

А что еще можно сделать с этим мусором? (поделки)

Правильно поделки, но не простые поделки, мы с Вами будем делать новогодние игрушки, ведь скоро новый год, а наша елочка должна быть самой красивой.
Теперь сейчас Вам надо отгадать загадку

Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие

И мячи, и безделушки

Это всё мои … (игрушки)

Какая тема нашего занятия?

Для чего нам надо уметь делать игрушки? (Играть, дарить)

Правильно. Молодцы! Сегодня мы с вами научимся изготавливать вот такую игрушку (Показываю игрушку, предлагаю поиграть с ней). Называется она «Веселая лягушка».

Конечно, игрушку можно купить, но лучше сделать своими руками. Ведь мы с вами умеем работать со многими материалами (с бумагой, тканью, природным материалом). А сегодня будем работать с бросовым материалом

Вы хотите такую игрушку сделать?

Тогда скажите, что вам понадобится для её изготовления? (дети перечисляют: пластмассовая бутылка, тесьма, шарик, самоклеящаяся пленка)

А какие инструменты во время работы нам пригодятся? (ножницы)

– Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:

1. Передавать кольцами вперёд

2. Не держать ножницы остриём вверх

3. Резать материал на виду.

Соберите пословицу и объясните её смысл

Труд кормит, а лень портит.

Сто раз отмерь, один раз отрежь.

Человека красит не лицо, а труд

Правильно. А сейчас рассмотрите технологическую карту (алгоритм) выполнения работы и расскажите что вы сделаете сначала, затем, потом и наконец.

1. Сначала возьмем пластмассовую бутылку, отрезаем верхнюю часть;

2. Затем берем цветные кусочки самоклеящейся пленки, накладываем заготовленные шаблоны цветочков, обводим с помощью карандаша и вырезаем;

3. Потом вырезанные цветочки приклеиваем к заготовке игрушки.

4. Откручиваем крышку у пластмассовой бутылки, прикладываем тесьму и закручиваем крышку.Второй конец тесьмы закрепляем в контейнере от киндер-сюрприза.

5. И наконец наша игрушка готова.

Предлагаю детям приступить к выполнению работы. Напоминаю, что работаем по алгоритму. Оказываю помощь тем, кто затрудняется.

В конце занятия прошу привести свои рабочие места в порядок.

Вот закончилось занятье,
Всё убрать нам нужно в срок
Мусор быстро соберите,
И порядок наведите.

Заключительная часть

–Возьмите свои «Веселая лягушка», посмотрите какие они красивые.

Вот и подошло наше занятие к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на занятии, как вы сделали эту игрушку?

–Что интересного вы узнали?

–Что было сложным в работе?

–Что понравилось, а что не понравилось?

–Что вы сделаете с этими игрушками? (подарим первоклассникам)

Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу.

Хочется закончить занятие такими словами:

Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!

Месяц: Декабрь

Тема дня: «Здравствуй Зима»

Цель: рассказать детям о зимних приметах, о там, что зима - это очень весело. Зимой много праздников.
Образовательные области:

· социально-коммуникативное развитие;

· познавательное развитие;

· речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

Режимные моменты Режимные моменты Направление развитие
Утренний прием Консультация я родителей (беседа) «Осторожность на льду. Подсказки Снежной королевы» Цель: Напомнить родителям о мера предосторожности поведения детей на льду. Социально-коммуникативная. Физическая культура Познавательная культура Художественно-эстетическое
1.Утренняя гимнастика Цель:создание условия для укрепления здоровья детей Физическое развитие
2.Культурно –гигиенические навыки Цель:формирование навыков личной гигиены Физическое развитие
3.Завтрак Физическое развитие
ООД 1. Занятие по трудовой деятельности. Ручной труд Изготовление елочных игрушек из бросового материала. Цель: Изготовление игрушки с использованием бросового материала. Задачи: Образовательные: Обучать приемам работы сбросовым материалом; Развивающие: способствовать формированию знаний о нормах и правилах поведения в природе, развивать творческие способности, художественный, эстетический вкус, образное мышление, мелкую моторику; Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание создавать полезные вещи своими руками. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие.
Дидактическая игра «Закончи слово» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Социально-коммуникативное познание
3.Музыкальное занятие «Зимка» Музыкальная деятельность. ПО ПЛАНУ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Художественно-эстетическое познание
Прогулка 1.Наблюдение за погодой 2. «Уборка снега на участке». 3.Подвижная игра Цель: продолжать учить детей самостоятельно определять погоду. Цель: Обращать внимание детей на красоту природы. Приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Развивать умение пользоваться лопатой «Мороз - Красный нос» Цель:развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения. Познавательное развитие. Физическое развитие.
Обед Трудовая деятельность – самообслуживание Цель: продолжать учить пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Формировать навыки аккуратного приема пищи. Физическое развитие
Тихий час 1.Бодрящая гимнастика после сна «Солнышко просыпается». «Солнышко потягивается». ). «Солнышко красит лучики». . «Солнышко делает зарядку». «Солнышко поднимается». Физическое развитие
2.Закаливающие процедуры Цель:укрепление здоровья
  • Воздушные ванны
  • Умывание прохладной водой перед приемом пищи
Полдник Трудовая деятельность – самообслуживание, дежурство Цель: продолжать учить пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Формировать навыки аккуратного приема пищи. Физическое развитие
Беседа «Зимующих и перелетных птицах» Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам Индивидуальная работа. Рассказать Саше, Артему и Лизу о птицах которые улетают на Юг. Познавательное развитие
Настольно-печатная игра «Наша улица» Цель: 1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. 2. Закрепить представления детей о назначении светофора. 3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов. Познавательное развитие Социально-коммуникативное
Прогулка 1.Наблюдение за времени суток Подвижная игра Цель: продолжать формировать понятие времени. День Вечер « Совушка» Цель: Развивать у детей наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге. «Самолеты» Цель: Развитие двигательной активности детей. Индивидуальная работа.Объяснить Вите и Ксюше о времени суток. Днем солнышко встает, нас будит. Вечером солнышко провожает спать, и мы видим луну Познавательное познание Социально-коммуникативное
Консультация для родителей. «ПДД. Светофор подскажет путь!» Цель: ознакомить и уточнить знания родителей о правилах дорожного движения.

План - конспект трудовой деятельности


Возрастная группа:
2 младшая

Тема: «Поможем Маше собраться на прогулку»

Цель: помочь детям запомнить названия предметов зимней одежды, последовательность одевания;
Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей: о одежде; последовательности действий при одевании;
Развивающие: развивать внимание, речь; вспомнить стихотворение С. Капутикян «Маша варежку надела»; учить классифицировать и группировать предметы по цвету.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к одежде.

Здоровьесберегающие: укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук.
Предварительная работа: принимает участие в игровой ситуации «Одевание куклы», активно отвечает на вопросы воспитателя, принимают участие в игре «Разноцветная одежда».
Оборудование: куклы, кукольная зимняя одежда, детские варежки, шапки, шарфы и варежки для кукол трех цветов.

Ход занятия: Вводная часть

В гости к детям приходит кукла Маша.

Воспитатель. Посмотрите, кто пришел к нам в гости! Давайте знакомиться, ее зовут Маша.

Основная часть.

Воспитатель. Маша хочет позвать вас гулять. Вы согласны? Но мне кажется, что кукла Маша одета совсем не по сезону! (На кукле одето платье и туфли). Маша, а ты знаешь какое сейчас время года? (Обращается к кукле). А вы, ребята? Какое сейчас время года? Правильно, зима. А почему? Верно, на улице стало холодно и выпал снег.

Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.

Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.


При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.

Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.

Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.

Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.

Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.

Влияние возраста на человека

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.


В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.

Опрос

Бальзак, описывая внешность героини своего романа «Тридцатилетняя женщина», говорил о «пожелтевшей с возрастом коже лица». Это в тридцать-то лет! Если даже сделать скидку на некоторую доверчивость писателя, и в самом деле принимавшего за правду те цифры, которые считали возможным озвучить молодящиеся светские дамы, всё равно очевидно: в прежние времена люди намного раньше начинали ощущать себя старыми. Гиппократ насчитывал десять периодов жизни человека, которые связывал с перестройкой организма. Эти периоды он объединил в четыре фазы: детство (до 14 лет); зрелость (15-42 года); старость (43-63 года); долголетие (старше 63 лет). В Древнем Риме, видимо, жили дольше. Периоды жизни там выделялись в соответствии с изменением общественного положения индивида: отрочество (до 17 лет, получение тоги взрослого); молодость (до 46 лет, увольнение с военной службы и переход в старший разряд центуриев); преклонный возраст (до 60 лет, прекращение общественной деятельности); старость. Но даже в начале прошлого века жизнь считали практически законченной в сорок лет. В романе Горького «Мать» сорокалетнюю женщину называют старухой.

Не те нынче времена. Мир меняется очень быстро. Ещё в 2005 году большинство опрошенных считали временем наступления старости 50 лет. Буквально за последние семь лет произошли изменения в определении биологического возраста. Всемирная организация здравоохранения разработала новую возрастную классификацию: от 25 до 44 лет - молодой возраст, 44 - 60 лет - средний возраст, 60 - 75 лет - пожилой возраст, 75 - 90 лет - старческий возраст, после 90 - долгожители. Может, это быстрые темпы старения населения планеты вынуждают искусственно повышать пределы работоспособности?

Нет. Ибо новые возрастные границы укладываются в мироощущение современного человека. Согласно проведённому в этом году социологическому исследованию, каждый четвёртый европеец уверен, что старость наступает в 64 года, почти каждый пятый – что в 74 года. Социологические опросы проводились в 31 стране, опрошено более 40 тысяч человек, результаты обобщил британский профессор Доминик Абрамс. Выяснилось, что на Западе 80-летние люди ощущают уход молодости в 52 года, а приход старости - в 69 лет. Женщины отодвигают начало своего увядания ещё дальше. Поменял возрастные рамки и кризис среднего возраста. Полсотни лет назад он наступал в 36 лет, сегодня - в 55.

Некоторые учёные убеждены, что по такому пути пошла эволюция человечества, на нынешнем этапе она заинтересована уже не просто в количественном увеличении населения, как было до сих пор, а в развитии интеллектуальных свойств, самосовершенствовании людей. Сегодня природа затормаживает биологическое старение, умирание организма происходит медленнее, потому что теперь прогресс человечества требует развитого мозга и опыта, присущего представителям старшей возрастной группы. Высшего интеллектуального развития люди достигают после 40 лет, затем приходит мудрость. К семидесяти годам полностью сформирована жизненная, профессиональная и интеллектуальная база, которая может быть использована для дальнейшего развития человечества в биосфере. Численность населения с 60 до 90 лет увеличивается в четыре - пять раз быстрее, чем общая численность населения.

Глас народа

Вписываются ли в мировую статистику дзержинцы? На сколько лет себя чувствуют? Вот ответы некоторых жителей нашего города.

Надежда Фёдоровна, 60 лет:

На 60 лет и чувствую. До 55-ти ощущала себя моложе своего возраста, а как здоровье ухудшилось, так всё сравнялось. А что сейчас люди стареют позже – и физически, и психологически, думаю, правда.

Павел Николаевич Черненко:

В свои шестьдесят жалею, что мне не двадцать пять. Душа, в отличие от тела, молодой может долго оставаться. Душа моя, наверное, двадцатипятилетняя и есть. Это потому, что я всегда видел перспективу, вёл активный образ жизни. Проработал 37 лет в проходке, из них шестнадцать после пенсии, и одновременно ферму держал. Жить надо завтрашним днём, как только одним сегодняшним днём жить начнёшь, так жизнь и остановится.

Надежда Емельяновна:

Мне 59, здоровье подводит, а стареть некогда - на мне муж больной, мама старенькая. Ей уже девяносто, но она лучше меня знает, что ощущение своего возраста не обязательно должно совпадать с паспортными данными: до 78 лет работала, сейчас старается быть в тонусе, делает посильную зарядку.

Мария Яковлевна, 69 лет:

Ну, лет на 65 себя ощущаю. Моложе почувствовать болезни не дают. Они навалились, как только уволилась с работы. А проработала 52 года закройщицей в КБО. Работу любила, в радость было и общение с людьми. Трудовая активность позволяет чувствовать себя моложе и продлевает жизнь.

Определите свои шансы

Этот тест, разработанный зарубежными учёными, поможет вам со статистической достоверностью определить, насколько велики ваши шансы прожить долго.

1. Кардиологические заболевания.

а) Кто из ваших родителей, бабок и дедов переносил преждевременный сердечный приступ или инфаркт (до 60 лет): никто - 10 очков; один или два - 5 очков; трое или более - 0 очков.

б) В последний раз у меня был уровень холестерина (если это неизвестно, вероятно, придётся ориентироваться на привычки в питании): превосходный (менее 200 мг) - 10 очков; средний (220 мг) - 5 очков; плохой (свыше 240 мг) – 0 очков.

в) В последний раз у меня было кровяное давление:

превосходное (120/70) - 10 очков; неплохое (130/90) - 5 очков; плохое (140/95) - 0 очков. (Для большей точности давление надо измерять трижды в течение суток)

2. Удовлетворённость работой.

Отправляясь утром на работу, я чувствую себя: готовым к новым подвигам - 10 очков; готовым работать, но без особого энтузиазма - 5 очков; не заинтересованным - в конце концов, это лишь работа - 0 очков.

3. Курение.

За последние пять лет я: не курил вовсе - 10 очков; курил время от времени - 5 очков; курил постоянно - 0 очков

4. Физическое состояние.

Для определения физического состояния существует множество показателей, таких как координация движений, эффективность функций дыхания, быстрота реакций, деятельность системы кровообращения и т. д. Для самооценки сравните свою нынешнюю физическую форму с той, что была у вас 10 лет назад.

Я чувствую себя: практически так же - 10 очков; кое-что ухудшилось - 5 очков; у меня возникла необходимость прибегнуть к лечению - 0 очков.

5. Удовлетворенность жизнью.

В общем и целом в последнее время моя жизнь складывается: очень удачно - 10 очков; неплохо - 5 очков; не лучше, чем у других - 0 очков.

6. Самооценка состояния здоровья.

В этом году состояние моего здоровья: превосходное - 10 очков; хорошее - 5 очков; среднее или плохое - 0 очков.

7. Уровень интеллекта.

По моему мнению, за прошедший год интеллект:не изменился - 10 очков; изменился незначительно - 5 очков; память и сообразительность стали хуже - 0 очков.

Подведём итоги:

Показатель «отлично» (90 очков) говорит о том, что вы проживете дольше, чем любой средний гражданин (примерно 78 лет для женщин и 72 года для мужчин).

Показатель выше среднего (от 65 до 90 очков) свидетельствует о том, что вы можете прожить на 3 года дольше средней статистической цифры или более, если вы прошли тест в пожилом возрасте.

Средний показатель (45-65 очков) говорит о средней продолжительности жизни.

Показатель ниже среднего (40 очков) говорит о том, что вам нужно обращать больше внимания на свое здоровье.

Для того чтобы получить более точную оценку состояния здоровья, вам нужно принять во внимание следующие факторы:

Возраст. Следует принимать во внимание ваш возраст во время прохождения теста. Если вам за 50 лет, то показатель 75-90 очков говорит об очень высокой вероятности того, что вы - долгожитель. Тот же показатель в 30 лет менее значим.

Ваш жизненный стиль и привычки. При прочих равных условиях регулярный образ жизни коррелирует с долгожительством. Речь идет о регулярном трёхразовом питании, о ежедневном восьмичасовом сне - в одно и то же время и т. д. Люди, состоящие в браке, как правило, живут дольше, чем одинокие. Потребление алкоголя должно быть минимальным, если не нулевым - алкоголизм сокращает срок жизни.

Вес. Лучше всего иметь идеальный вес, хотя лишние 4-6 килограммов тела не являются угрозой. Тучность сокращает жизнь, и опасным уровнем являются 15 процентов лишнего веса. Беспокоить должны также резкие колебания веса в течение нескольких лет.

Подготовила Ирина ЛАЗАРЕНКО.

Украшения для любой женщины является реальным оружием и источником радости, счастливым талисманом. Драгоценностей и украшений никогда не бывает слишком много. Именно поэтому вам стоит заглянуть на наш сайт milady-24.ru/zodiac/kamni-znaka-zodiaka-deva.html, на виртуальных витринах которого вас ожидает множество товаров, ассортимент которых постоянно увеличивается модной бижутерией и различными украшениями из натуральных камней.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter!

Возрастная периодизация - это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти, и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления криминальной ответственности, пенсионный возраст и др.).

Проблема периодизации

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета - это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета - это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом.

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7-13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13-17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

  • Раннее детство
    • Младенчество (0-1 год)
    • Ранний возраст (1-3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11/12 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12-15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1 - 3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4 - 6-7 лет)
  • Школьный возраст (7-8 - 12 лет)
  • Юность (13 - 19 лет)
  • Молодость (19-35 лет) - начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Взрослость (35-60 лет) - период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) - период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация:

  • Новорождённые - от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок - от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство - от 1 до 2 лет
  • Первый период детства - от 3 до 7 лет
  • Второй период детства - от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст - от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст - от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период - от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период - от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди - от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст - от 76 до 90 лет
  • Долгожители - старше 90 лет

Биологический возраст

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста:

Возрастные периоды у детей

  • Период новорождённости (неонатальный период) - первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1-3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года - 6-7 лет
  • Младший школьный возраст: 6-7 - 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 - 17-18 лет
    • мальчики: 12 - 17-18 лет

Возрастные периоды взрослого человека

  • Юношеский период
    • юноши: 17 - 21 год
    • девушки: 16 - 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21 - 35 лет
    • женщины: 20 - 35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35 - 60 лет
    • женщины: 35 - 55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60 - 75 лет
  • Старческий возраст: 75 - 90 лет
  • Долгожители - 90 лет и более

См. также

  • Возраст
  • Психология развития
  • Якудоси - несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.

Примечания

Литература

  • Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни Филипп Арьес // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Психология развития человека. Сапогова Е. Е. // М.: Аспект пресс, 2001, 460 стр.
  • Психология развития. Молодость, зрелость, старость. О. В. Хухлаева // Академия, 2006, 208 стр.; ISBN 5-7695-2635-1;

Ссылки

  • Проблема возраста и возрастной периодизации