Категории трудных детей. Категории трудных детей и методы их воспитания

А.С. Макаренко определил, что "Основной признак, в соответствии с которым можно судить о трудновоспитуемости ребенка, это его активное сопротивление воспитанию, непринятие им признанных средств педагогического воздействия". Исследователи выделяют три основных признака, присущих трудновоспитуемому:

неравномерное развитие психики (чрезмерное развитие какой-либо ее стороны и отставание другой),

педагогическая запущенность,

неадекватные взаимоотношения с окружающим миром.

На основе этих признаков педагоги составили ряд классификаций трудновоспитуемых детей и разделили их в 4 группы: аффективные дети, девиантные дети, педагогически запущенные дети; дети, имеющие значительные физические и психические отклонения

В данной курсовой работе мы рассмотрим 3 группы трудновоспитуемых школьников, потому что дети из четвёртой группы обучаются в специальных школах и учителя общеобразовательных школ не сталкиваются с этой группой детей.

Девиантное поведение и его формы

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью ребенка. Поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т.е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаше всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами.

Причины девиантного поведения:

  • 1. недостаточное воспитание;
  • 2. чрезмерное воспитание;
  • 3. неспособность адаптироваться в новой среде.

Девиантное поведение - почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансированном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет и формируются нормальные люди.

Виды проявлений девиантного поведения:

нарушения;

непослушание;

озорство;

проступок;

детский негативизм.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Характеристика отклоняющегося поведения

Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т.е. примерно 1,5 миллиона);

дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;

подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;

подростки сексуально распущенного поведения;

подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);

уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;

внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).

Если учитель вовремя не выявит в своем классе ребенка с девиантным поведением, то это поведение перерастет в педагогическую запущенность, что в последствии негативно скажется на формировании личности ребенка. Поэтому важно, прежде всего, учителям обращать внимание на поведение ребенка на уроках и переменах, и на общение ребенка со сверстниками и со взрослыми. Немаловажна позиция трудного ребенка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием.

Главная > Документ

Трудные подростки

Неуспевающие;

Недисциплинированные;

Дети разного рода нервными и психическими расстройствами;

Подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних;

Дети из неблагополучных семей.

В настоящее время в психологии нет единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития.

Выделяют 3 существенных признака, составляющие содержание понятия – «трудные подростки».

    Наличие отклоняющегося от нормы поведения (деликвентное, девиантное).

    Нарушение поведения этих детей и подростков нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные подростки» и пед. запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются пед.запущенными. Но не все пед. запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

    Особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива и сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

Чаще всего такому ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой. Даже если он досаждает воспитателям, не чувствуя в начале от этого дискомфорта, то вскоре нарушитель спокойствия начинает испытывать неприятные эмоциональные переживания, как следствие ответных действий взрослых. Нередко разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы коррекции бывает весьма трудно, а подчас эффективные воспитательные способы воздействия наукой еще не найдены.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников

в неправильных отношениях в семье,

в просчетах школы,

изоляции от товарищей,

в средовой дезадаптации вообще,

стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе.

Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин.

Семья и проблема «Трудных детей».

Различают следующие виды неблагополучных семей:

Конфликтная;

аморальная;

педагогически некомпетентная

и асоциальная семья.

Семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю.

Семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучности отношений.

Семьи с нездоровой нравственной атмосферой.

Также выделяют варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющего поведения:

Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;

Высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя. Как правило, к подростковому возрасту;

Преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка;

Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

Личко выделяет 4 неблагополучных ситуации в семье:

    Гиперопека

    Гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность.

    Ситуация, создающая «кумира семьи»

    Ситуация, создающая «золушек» в семье.

Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных детей»:

1. Семьи, с недостатками воспитательных ресурсов (неполные семьи, с недостаточно высоким уровнем развития родителей).

2. Конфликтные семьи (где один родитель не терпим к манере поведения другого).

3. Педагогически некомпетентные семьи.

Для профилактики или ликвидации трудности поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос, как применять

наказание и поощрения в семье. Сразу отметим, что достаточно тяжелые или легкие наказания нецелесообразны. Среди средних наказаний особых различий нет. Важнее частота наказаний. Постоянно наказываемые мальчики отвечают агрессией или даже асоциальным поведением. Также значима последовательность наказаний.

Мать и отец в воспитании ребенка Мать – это природа. Дом, из которого ребенок уходит. Отец представляет мир вещей и мысли, закона и порядка.

Однако, одного начала – материнской и отцовской любви недостаточно для нормального психического развития ребенка. Э. Фром отмечает, что подавляющее большинство женщин – любящие матери в то время, пока ребенок мал и целиком зависит от них. Однако действительным наивысшем достижением человеческой любви является материнская любовь к растущему ребенку, а не только к младенцу. Сущность материнской любви в желании и способствовании развитию и отделению от нее ребенка, которого она продолжает любить и дальше. Многие женщины не способны достичь именно этой высшей границы материнской любви.

Основные психологические требования к организации воспитания школьников, обеспечивающие его эффективность и способствующие профилактике и исправлению возникающих трудностей в поведении детей и подростков:

    Основой воспитания является формирование у школьников нужной мотивации;

    Важно настойчиво воспитывать у них положительные привычки поведения и помогать искоренять отрицательные;

    Воспитание личности учащегося, возможно лишь в его собственной деятельности;

    Воспитательные воздействия на учащегося должны адресоваться не только к уму, но и к его чувствам;

    В процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности;

    Обязательно надо воспитывать у школьника адекватную самооценку своей личности и уровень притязаний.

Существуют определенные психологические методы и средства воспитательного воздействия на учащихся: -- Беседа; Личный пример; Поощрения и наказания; Методы воспитания в труде. Ролевые игры; Тренинги;

Необходимо использовать в совокупности.

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена


Портфолио на тему


«Воспитание и обучение трудных детей»


Выполнила

Шарикова Елизавета

курс, 3 группа


Санкт-Петербург 2010г.


Почему я выбрала именно эту тему


В последнее время проблема общения с трудными детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность трудных детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры.

Если в былые годы трудными детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет.

Общение с детьми такой категории часто приобретают конфликтный характер. Родители, педагоги и воспитатели, желая исправить ситуацию, пользуются силовыми методами (наказаниями или административными взысканиями) и удаляют детей от себя, исключают или отталкивают.

Существует ли какой-то иной путь работы и общения с "трудными" детьми? Я попыталась найти его в своей работе. Для меня как для будущего педагога проблема взаимодействия с трудными детьми важна вдвойне.


Трудный ребенок - кто это


Трудные дети - широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным образом в научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих явное отклонение в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразны. Дети данной категории демонстрируют девиантное и делинквентное поведение.

Девиантное поведение - (от лат. deviatio - отклонение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Делинквентное поведение (лат. delictum - проступок, англ. delinquency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.


Трудных детей относят к группе риска


Группа риска - группа лиц (часто подросткового возраста), которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к социальной и психологической дезадаптации.



Причин, по которым ребёнок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Например, А.И.Кочетов выделял следующие причины:

Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится всё менее цивилизованным.

· Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

· Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

· Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания - от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

· Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей.

·Неблагоприятная наследственность.

·Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться.

·Неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения.

·Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность).

·Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.).

· Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых.

·Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения.

· Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности.

· Замедленные темпы умственного, социального и морального развития

Педагогическая запущенность.


Классификация трудных детей


В. Клайн (1991) выделяет шесть типов трудных детей с точки зрения психотерапевта:

Он просто «валяет дурака». «Есть подростки, поведение которых изобилует шалостями и неблаговидными поступками. Что имеется в виду?

Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безбилетное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на школьной дискотеке, попробовать наркотики. «Шутники» могут без разрешения, не имея прав, укатить на вашем автомобиле, «расписать» краской соседский забор или стену школьного здания».

Враг родителей. «Причиной плохого поведения таких подростков может быть их месть одному или обоим родителям. С течением времени их враждебность по отношению к родителям перерастает в настоящую войну. Нередко враждебность сына-подростка обрушивается на родителей как гром среди ясного неба. Они не понимают, что все эти годы он подавлял в себе негативные чувства, а теперь они вырвались наружу».

Испорченный ребенок. «Такого ребенка зачастую называют личностью с асоциальной направленностью. Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение - контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной семье. И теперь он живет по нормам своего порочного окружения. Он принял нормы преступного мира и подчиняется им».

Органик. «Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки. К несчастью, таких детей часто дразнят или мучают сверстники, потому что они не такие как все или потому что кажутся беззащитными».

Психотики. «Это умственно неполноценные, больные дети. Для них характерны галлюцинации, мания преследования, всевозможные навязчивые мысли. Один такой четырнадцатилетний подросток застрелил отца и мать. Объяснял он свой поступок просто: «Мне пришлось это сделать. Они не давали мне застрелить директора школы».

6. Дурное семя. «Этот тип подростков называют ещё первичными психопатами. Для них характерны хронические правонарушения в течение всей жизни, здесь уже ничего не поможет. Это отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто еще в дошкольные годы. Обычно такой ребенок постоянно совершает асоциальные поступки, несмотря на то что попадается и знает, что наказание неотвратимо. Его не останавливает даже страх, и все дело в том, что он не в состоянии усвоить правила нормального, порядочного поведения. Он никого не может любить по-настоящему. У него нет чувства ответственности, ему нельзя доверять. Ему неведомы чувства стыда и вины.


Взгляд изнутри


Авторы книги «Воспитание трудного ребенка» предложили учащимся самим ответить на вопросы о том, какое поведение они считают отклоняющимся от нормы и какие формы данного поведения распространены в молодежной среде. Было опрошено более 520 детей и подростков в городе и сельской местности.

трудный ребенок школа

Молодые люди считали, что отклоняющееся от нормы поведение - это такое, за которое можно получить юридическое наказание (80% опрошенных). Неуважение к педагогам, неповиновение, отказ от учебной и трудовой деятельности, конфликты считали нормой, которая обусловливается складывающимися со взрослыми отношениями.

Девушки (75% опрошенных) в качестве критерия отклоняющегося от нормы поведения называли оценку этого поведения взрослыми. Различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой, т. е. фактор взаимоотношения со взрослыми определяется в качестве критерия девиации.

Выявлена достаточно высокая степень выраженности следующих форм отклоняющегося от нормы поведения

Тест-опросник для школьников «Аддиктивная склонность»


Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия

После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов


№Утверждение1Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.2Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.3Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь.4Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин.5Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.6Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.7Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».8Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков.9Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а)10Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально.11Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.12Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.13Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место.14Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.15Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.16Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.17Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.18Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.19Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др.20В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.21Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась.22Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.23Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя.24Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие.25В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты26Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек.27Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму.28Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь.29У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя.30Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.

Интерпретация полученных результатов:

до 13 баллов - риск зависимого поведения не выражен

от 14 до 16 баллов - умеренно выраженный риск зависимого поведения

от 17 баллов и более - выраженные признаки склонности к зависимому поведению.


Этапы психологической работы с трудным ребенком в школе


Заниматься этим видом работы должен школьный психолог. Или при его отсутствии классный руководитель


№Название этапаОсновное содержание работы1Установление психологического контакта с учащимсяУстановление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка2Диагностическая работаОпределение типа дезадаптации подростка; выявление причин поведения; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения подростка к себе, своему поведению, окружению; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям3Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощиРазработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи школьнику: медицинской, педагогической, социальной, психологической4Определение эффективности проделанной работыОценка эффективности и анализ проведенной работы

Психологическое сопровождение школьника группы риска будет успешным, если оно осуществляется на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса и в тесном контакте не только с социальным педагогом и классным руководителем, но и с учителями-предметниками, педагогом-организатором; обязательно также привлечение родителей и других членов семьи.


Индивидуальная коррекционная программа


УчастникиНаправления коррекционной работы с детьмиУчителя-предметникиСоздать условия для переживания школьником ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций; ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенкуКлассный руководительФормирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику; помощь в реализации самоутвержденияПедагог-организаторВыявление интересов и склонностей учащихся, привлечение к занятию в кружках, секциях, в 6-й день учебной недели привлечение к участию во внеклассных и общественных мероприятияхСоциальный педагогСодействие проведению индивидуальной работы с ребенком со стороны педагогов, педагога-психолога; знакомство с семейной обстановкой, регулярные посещения на дому; знать, где и с кем проводит свободное время данный подросток; проследить особенности включения в общественную жизнь класса, школы; доброжелательное отношение и запрет на применение жестких требованийПедагог-психологСоставление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций для педагогов; составление программы необходимых воздействий согласно индивидуальным особенностям подростка; анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания; определение путей индивидуального взаимодействия с матерью подростка; развитие и укрепление чувства взрослости у подростка; обучение навыкам общения, поведения в различных ситуациях, совершенствование отношений с окружающими.

Приемы индивидуального педагогического воздействия на трудного ребенка


Первая группа приемов. Прием - просьба о помощи. Педагог, для того чтобы расположить к себе ученика и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.

Прием - оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.

Прием - обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.

Прием - доброго поступка. В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».

Прием - обнажение противоречий. Он предполагает разграничение позиций учителя и ученика по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Прием - стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.

Прием - рассказ о себе и других. Учитель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?

Прием - мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы ребенка и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.

Прием - сказка для воспитанника. Подходит для учителей младших классов. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Учителем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на ученика и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.

Прием - ролевая маска: учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.

Вторая группа приемов связана с организаций групповой деятельности.

Прием - непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Прием - самостимулирование: учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Прием - импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика.

Прием - инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания, устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием - распределение ролей: четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.

Прием - коррекция позиций: тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Прием - самоотстранение учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.

Прием - распределение инициативы предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь -добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.

Прием - обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

Прием - мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Важно помнить, что, прежде всего, важны следующие составляющие педагогического общения с трудным ребенком:

.Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент правоты педагога.

2.Доверие.

3.Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

.Вовлеченность в интересную деятельность.

.Пробуждение гуманных чувств.

Нравственное упражнение.


Памятка учителю


). Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.

). Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чем его вина не доказана.

). Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.

). Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган».

). Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.

). Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду не исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.

). Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.

). Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать.


Фильмы о трудных детях


«Чучело», 1983.

Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова.

В небольшой провинциальный городок, где каждая собака друг друга знает, приезжает Лена Бессольцева. С первых кадров фильма, режиссер показывает обыденную жизнь обитателей этого городка, компания ребят спокойно направлялась на день рождения друга. Выглядит это вполне обычно, о том, что произойдет дальше, знают лишь те, кто прочитал повесть.

Раскрыть зрителю борьбу одного маленького человека - немалый труд (спасибо Ролану Быкову). Что такое противостоять целому классу одной маленькой внешне хрупкой девочке? Серьезное испытание. И Лена с блеском выстояла.

«Тринадцатилетние», 2003.

Трэйси прекрасная ученица в своем классе, прилежно выполняет всю домашнюю работу и регулярно посещает любимую школу. Но однажды все меняется, когда она знакомится с Эви, самой красивой и популярной девочкой в школе.

В этом фильме показаны этапы взросления девочки-подростка: от прилежной отличницы до наркоманки-рецидивистки. Она переходит в другую школу, где знакомится с самыми крутыми девчонками и начинает портиться на глазах. Ее окружают самые разные соблазны. Девочка вовлекается во всё это, бросает прежних подруг и прилежную учебу.

Также в картине встает еще одна острая проблема. Проблема отношений родителей и их детей-подростков. Родители порой не замечают того, что происходит с детьми. Это приводит к трагедиям

«Класс», 2007.

Обычная эстонская школа, выпускной класс. Парень по имени Йозеп постоянно терпит насмешки и издевательства со стороны одноклассников. Никогда не отвечая на выпады, он провоцирует их заходить в глупых «шутках» все дальше и дальше, до тех пор, пока за него не заступился один из бывших насмешников - Каспар. В классе начинается противостояние, которое постепенно накаляется, приближая неминуемую развязку.

Главная проблема, конфликт возникает из-за недоговорённости, замалчивании, невнимательности со стороны родителей и учителей. Школа это не только место где дети получают знания, а значит не стоит закрывать глаза на вещи к учёбе не относящиеся.

«Все умрут, а я останусь», 2008.

Три девятиклассницы - Катя, Вика и Жанна - самые обыкновенные девчонки из спального района Москвы. В понедельник они узнают, что в субботу в школе будет дискотека, первая в новом учебном году. Всю неделю они проживают, готовясь к этому главному в их жизни событию. Но Катя нагрубила учительнице - и дискотеку могут отменить…

Всю неделю девочки пытаются найти общий язык со своими родителями, учителями, одноклассниками и в конечном счете друг с другом. Катя остается дома, а Вика и Жанна решают пойти, ведь они так долго мечтали об этом дне. Неожиданно для всех на дискотеке появляется и Катя. И этот вечер, которого они так ждали, принесет много неожиданностей, и каждую из героинь ждет еще один удар судьбы - тот самый, после которого заканчивается детство и начинается взрослая жизнь.

«Аквариум», 2009.

Летняя Мия - проблемный ребенок, ее исключили из школы, а друзья подвергают ее издевательствам. Одним жарким летним днем ее мать приводит домой загадочного незнакомца, чье появление обещает изменить их жизнь и научить эту семью тому, что такое любовь.


Цитаты и афоризмы


Бройяр Анатоль:

Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кроме послушания.


Неизвестный

Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо.


Жубер Жозеф:

Детям нужны не поучения, а примеры.


Гераклит:

Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.


Руссо Ж.-Ж.:

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,- это приучить его не встречать ни в чем отказа.

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.

Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать.


И.В. Гете:

Молодость больше любит быть поощряемой, нежели обучаемой.


Л.Н. Толстой:

Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем.

Минутка смеха


Павлика отдали в интернат для трудных детей. Мама спрашивает у дежурного:

Где мне найти Павлика?

А там на дверях списки.

На 1-м этаже мама читает на двери: "Плохие дети" Павлика в списке нет. Поднимается на второй этаж, читает: "Очень плохие дети". Павлика нет. На третьем этаже читает: "Ужасные дети". Павлика нет. На четвертом этаже: "Отвратительные дети". Павлика нет. На последнем, пятом этаже: "Кошмарные дети". Павлика нет. Мама поднимается на чердак, подходит к двери и читает: "Павлик"


Ты почему мне грубишь, мальчишка? Я отец тебе или не отец?

Ну ты задаешь ребус, старик. Я-то откуда знаю?


Мама, сегодня директор школы спросила: есть ли у меня братья или сестры?

Ну и что ты ответил?

Сказал, что я единственный

А она что сказала?

Она сказала: "Слава Богу!"


Для более глубокого изучения данной проблемы можно обратиться к следующей литературе


Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся группы "риска" // Завуч. - 1999. - №2. - С.76-83.

Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200.

Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми и семьями группы риска в Финляндии // Профессиональная библиотека работника социальной службы. - 2001. - №2. - С.34-39.

Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. - М., 1991.

Бытко Ю.И., Ладно А.С. Девиантное поведение подростков // СоцИс. - 1988. - №4.

Васильева Н.В. О превалирующем характерологическом типе лиц с делинквентным поведением и возможных способах психологической коррекции // Проблемы прокурорско-следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. Тезисы международной научно-практической конференции. - СПб., 1996. - С.141-142.

Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2001. - С. 91-121.

Вахрамов Е. Психологическая коррекция аномального поведения подростков: побег из дома // Прикладная психология и психоанализ. - 2000. - №3. - С.52-60.

Вим Лот, Хан Спанярд. Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам (Как профилактика асоциального поведения) // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №1. - С.60-74.

Вингендер И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.5-15.

Воспитывает Киплинг: Игровая программа проведения палаточного лагеря для школьников: Опыт работы с "трудными подростками" // Внешкольник. - 1999. - №4. - С.10-12.

Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб., 1993.

Гиндикин В.Я. Социально-психологическая характеристика различных контингентов трудных подростков // Дети с отклонениями в поведении. - М., 1968. - С.78-94.

Гиндикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. - М.: Триада-Х, 1999. - 266 с.

Гордон М., Зарецкий В. Летняя школа как новая образовательная среда для детей группы риска // Народное образование. - 1999. - №5. - С.173-178.

Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - 1994. - Т.15, № 2. - С.57-65.

Григоренко Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения // Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 3-22.

Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. - Томск, 1994. - 310 с.

Дети "группы риска": Мат-лы Междун. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001.

Дети улицы: Образование и социальная адаптация безнадзорных детей: Доклад / Под ред. А.Н. Майорова. - М.: Интеллект-Центр, 2001.

Завражин С.А. Подростковая делинквентность: Транскультурная перспектива СоцИс. - 1995. - № 2.

Здравомыслова О. Молодежь: поведение, отклоняющееся от нормы // Народное образование. - 1999. - №9. - С.233-234.

Зенкин В.И. Организация ранней диагностики и превентивной коррекции девиантных форм поведения у несовершеннолетних // Первые итоги. - 1997. - С. 61-66.

Зиядова Д. Почему подросток совершает преступление? // Воспитание школьников. - 2002. - №8. - С.17-21.

Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С.16-25.

Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков // Профессионал. - 1997. - №11-12. - С. 50-52.

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М: Сфера, 2001. - 160 с.

Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. - 2003. - №4. - С. 86-103.

Королев В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М., Медицина, 1992.

Кофырин И.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // СоцИс. 1991. - № 1.

Крылова Н. Проблемный подросток: его права и возможности. - 2001. - №9. - С.17-25.

Кузнецов В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентных подростков методами ПДО и УНП // Патохарактерологические исследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. - Л., 1981. - С.54-55.

Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. - 2000. - №№ 29, 30, 31.

Курганов С.И. Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // СоцИс. - 1989. - № 5.

Лукин Н.Н. Творчество как детерминанта профилактики правонарушний детей и подростков // Известия РАО. - 2000. - №4. - С.46-48.

Майсак Н.В. Возможности теста Р.Кеттелла в определении первичных отклонений в поведении и развитии младшего подростка // Вестник психосоциальной и корреционно-реабилитационной работы. - 2000. - №4. - С.33-41.

Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 213 c.

Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения // ОБЖ. - 2003. - №2. - С.52-53.

Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения // Клиническая и медицинская психология. - М.: Медпресс, 1999. - С.351-416.

Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей "трудного" подросткаДомашнее воспитание. - 2000. - №1. - С.78-79.

Морозов В.В. Дети улицы, или Размышления о реабилитационной педагогике // Внешкольник. - 1999. - №10-11. - С.11-13.

Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации девиантов Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №3. - С.40-46.

Немировский Д.Э. Мотивы противоправных действий молодежи // СоцИс. -1992. - № 3.

Олиференко Л.Я., Шульга И.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.

Подростки "группы риска" // Практическая психология образования: Уч. пос. для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.376-401.

Полтавцева А.О. Молодежные девиации в Приморье // СоцИс. - 2003. -№4. - С.135-138.

Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие / Под ред. И.Соковни. - М.: Просвещение, 2002.

Профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди учащихся: Методические рекомендации. - Йошкар-Ола: Марий Эл учитель, 2001. - 24 с.

Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами в Москве / М.Ю. Кондратьев, О.Б. Крушелицкая, С.Л. Нечаева. - // Психологическая наука и образование. - 1999. - №3. - С.4.

Реан А.А. Социальные, педагогические и психологические проблемы "уличных" детей и подростков в России // Magister. - 1999. - №6. - С.1-5.

Родичев Н., Чистякова С. Профессиональное становление подростков с проблемами в обучении и поведении // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С.132-138.

Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. - М.: Гном и Д, 2000.

Садовский М. Г. Новые технологии работы с девиантными подростками в интенсивных школах (специализированных лагерях): [г. Красноярск] // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М., 1995. - С. 192-201.

Самохина А.А. Социально-психологическая деформация как причина деликвентного поведения // Прикладная психология. - 2000. - №3. - С.46-55.

Селиванова О.А. Личностно-значимые условия реинтеграции "уличного" подростка в социум // Педагогика. - 2004. - №1. - С.56-61.

Сергиенко А., Симонова М. Смогут ли центры досуга соперничать с криминальной улицей? // Первое сентября. - 2000. - №27. - С.6.

Спицын Н.П. Работа классного руководителя с трудными семьями // Классный руководитель. - 1999. - №2. - С.83-85.

Стурова М.П., Силенков В.И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. - 1999. - №7. - С.38-41.

Татитдинова Т.Г. Организованная преступность и молодежь // СоцИс. - 2000. №1. - С.55-91.

Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С.44-46.

Цилуйко М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2000. - №1. - С.75-87.

Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска в системе профилактики девиантного поведения подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - №2. - С.41-57.

Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 1997.

Шмелев А.Г. Делинквентное поведение // Основы психодиагностики: Учеб. пособие. - М., Ростов н/Д: Феникс, 1996. - С.383-401.

Юноши и девушки "группы риска" // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - С.436-458.

Юричка Ю. Предупредить правонарушения несовершеннолетних // Народное образование. - 2000. - №6. - С.267-270.


Оценка портфолио


Тема моего портфолио «Обучение и воспитание трудных детей». Это проблема очень актуальна сегодня и интересна мне как будущему педагогу.

Ведь почти в каждом классе есть один или несколько учеников, которые не желают идти на контакт с педагогом. Наверное, именно это и пугает меня в моей будущей профессии. Страх вызывает даже не возможность конфликта, а то что я ничего не смогу предпринять. Но обучать нужно и таких детей, они тоже нуждаются в знаниях. Как же решить эту проблему? С помощью своего портфолио я попыталась разобраться.

Большинство рубрик представлены в виде классификаций, таблиц, есть несколько диаграмм. Для меня это наиболее удобная форма запоминания материала. Кроме научной литературы, я обращалась так же к художественным фильмам, многие из них очень ярко иллюстрируют проблему трудных детей. Хотя, на мой взгляд, многие из фильмов самим детям показывать нельзя, адресованы они скорее их родителям и учителям.

Безусловно, работами моего портофио тема не исчерпывается. Существует множество материалов как в интернете, так и в научной литературе. Возможно, я еще смогу дополнить ими мое портфолио по ходу обучения.

Думаю, что работа выполнена не зря и еще не раз пригодится мне в моей дальнейшей профессиональной деятельности и даже в учебе.


Список литературы


1)Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. метод, пособие/Под ред. М.И. Рожкова. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

)Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск: Беларусь, 1988.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Методы работы социального педагога с трудными подростками в школе

1.1 Сущность категории «трудный подросток»

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами - одна из актуальных проблем современного образования.

На основании анализа современной социально-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины -- «делинквентность» и «девиантность».

Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т. е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений.

Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих. Рассмотрим, кто же такой трудный ребенок.

Трудный ребёнок - это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко дети вынуждены воровать, просить милостыню у прохожих, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.

Трудный ребёнок - это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок - страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Трудности с адаптацией к школьной жизни, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности и нарушениям дисциплины. Неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным так же влияет на стиль его поведения. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их от других детей.

Традиционно главным критерием причисления ребёнка к трудным является, в подавляющем большинстве случаев, плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе .

Ребёнок становится трудным, справедливо отмечает профессор А.И Кочетов, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний .

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать.

Таким образом, проблема трудных подростков - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Огромная общественная важность ее становится особенно очевидной в период кризиса всего общества. Работа социального педагога с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности. Знание психологических особенностей трудных подростков, методики работы с ними являются важнейшим условием эффективности этой работы.

Историческая литература в чтении подростков 10-14 лет

Читательский портрет подростка во многом определяется в 10--11 лет. Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге...

Методические приемы формирования читательской компетенции школьников 6 и 9 классов

Современная действительность диктует свои каноны и правила учебной и профессиональной самореализации. Сегодня важно не столько заучивание определенных норм и положений, сколько получение обобщенных знаний...

Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. Это наиболее общие и емкие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства...

Организация военно-патриотического воспитания подростков

Социальное развитие в подростковом возрасте оказывает гораздо большее влияние на базовые основы развития личности, чем во все другие периоды детства. Необходимо выяснить, что движет социальным развитием подростков...

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование...

Основы процесса формирования межэтнической толерантности у младших школьников

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм...

Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей

информатизация классный руководитель компетентность Проблеме профессиональной компетентности учителя в той или иной мере уделяли внимание выдающиеся общественные деятели, философы, историки, педагоги прошлого...

Связь педагогики с другими науками

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения...

Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость...

Специфика воспитательной работы в трудном классе

Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная, категория трудных детей...

Сущность знаний и их формирование в процессе физического воспитания

К числу наиболее «предметных» категорий физического воспитания следует отнести понятия, характеризующие те или иные стороны двигательной деятельности: понятия двигательных...

Трудные дети

Трудные дети - это те, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети...

Формы и методы воспитательной работы с трудными подростками

Школьному психологу часто приходится иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (со знаком минус) от других детей...

Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей

1. Характеристика понятия"трудный ребенок"Классификация"тяжелых"

2. Причины появления трудных детей и подростков

3. Особенности педагогической запущенности дошкольников и младших школьников

Основные понятия

Педагогическая запущенность, трудновоспитуемость, девиантное поведение, важконаучуванисть, превентивное воспитание, агрессивность, акцентуация характера, реакция имитации, реакция компенсации, гиперопека, инфа антильнисть личности, школьная дезадаптация, коррекция поведения, фрустрация, психопат.

1. Баженов. ВГ . Воспитание педагогического запущенных подростков -. К, 1986 - 90 с

2. Буянов. МЫ . Ребенок из. Неблагополучное семьи:. Записки детского психиатра -. М, 1988 - 207 с

3. Захаров. АИ . Неврозы у детей и подростков -. Л, 1988 - 248 с

4. Кудрявцев. ВН . Причины правонарушений -. М, 1976 - 286 с

5. Леви. В . Нестандартный ребенок -. М, 1992 - 225 с

6. Личко. А. Е . Психопатии и акцентуации характера у подростков - 2-е изд, доп и перераб -. Л, 1983 - 225 с

7. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся /. Под ред. ВАТатенко,. ТМТитаренко -. К, 1989 - 128 с

. Трудный ребенок - это такой ребенок, который требует особого отношения, повышенного внимания семьи, воспитателя. Трудно - воспитуемость - это невосприимчивость индивида к усвоению позитивного социального опыта человечества, или резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его невосприимчивость к воздействию других л людей к тем или других воспитательных воздействий. Понятие"трудные дети"обязана своим происхождением педагогической практике и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Это понятие фиксирует в со би максимально приближен к норме уровень отклонений в поведении ученикиедінці учнів.

. ЛСВиготський в 1929 г дал первую тяжелых: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые в узком смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), психопаты, умственно отсталые, слепые, глухонемые, логопа-ти, психически и физически больномуі.

. Хевитт и. Дженкинс выделяет 2 категории трудных детей:

1. Дети с социализированными формами антиобщественной поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех ан-тисуспильних групп, к которым относятся

2. Дети с не социализированной антиобщественный агрессивным поведением, находящихся в плохих отношениях с другими детьми и своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства. П. Скотт уточнил эту классификацию и отнес к категории социализированных подростков 2 группы детей: тех, которые не усвоили никакой системы норм поведения и тех, которые усвоили антиобщественные нормы

. ОЕЛичко выделяет категории трудных детей на основе различных категорий акцентуаций характера. Например, гипертимный тип, циклоидный, лабильный, сенситивный, конформный т.д.

. ВИАбраменко и. ОИСелецький подают следующую классификацию трудных подростков:

1) неорганизованные подростки;

2) передправопорушникы (отсталые, избалованные, унылые, эмоционально тупые, бродяги, проказники);

3) психически неполноценные (органические, истерические, возбудимые, аффективно неустойчивы, психопаты, гиперсексуальны)

. ДИФельдштейн дифференцирует трудных подростков, учитывая характер доминирующих негативных потребностей и соответствующих им проявлений поведения

. ГГБочкарьова категории тяжелых рассматривает с позиции их субъективного отношения к совершенному поступку: те, которые каются, бесконфликтные и циники

. В школьной практике выделяют следующие группы трудных детей:

1. Ученики, нуждающихся в медицинской помощи

2. Педагогическая запущены ученики (социально дезадаптированные; ученики из преступным поведением; дети, прогуливают занятия,"изолированные"дети). Педзапущенисть - неразвитость, необразованность и невоспитанность младенцев ни, отставание развития ребенка от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинамми причинами.

3 неуспевающих дети (с недостатками мотивационной сферы, с недостатками познавательной деятельности, с формирующейся-ми приемами учебной деятельности, с недостатками развития психических процессов, дети, неадекватно но используют свои индивидуально-типологические особенности).

. Основные причины появления трудного ребенка:

1. Особенности семейного воспитания:

Низкий педагогический и культурный уровень родителей (нарушение единства требований к ребенку и их последовательности, отсутствие четкой организации жизни ребенка; безнадзорность, отсутствие надлежащего полового воспитание неправильное отношение к ребенку: подавление личности, угрозы, физические наказания, чрезмерная опека.

Неблагополучие семьи (конфликтность; безнравственность; асоциальное поведение)

2. Особенности взаимодействия педагога с ребенком:

Слабое знание педагогом ребенка, условий жизни в семье;

Недостаточная работа с родителями неучет индивидуальных особенностей ребенка;

Отрицательное стимулирование поведения детей;

Недемократический тип общения педагога;

Недостаточное руководство межличностным общением и организацией учебно-воспитательного процесса

3. Особенности личности ребенка:

Неадекватность самооценки и уровня притязаний;

Неумение общаться, отсутствие смысла и четкой цели в жизни;

Отсутствие субъекта забот, отсутствие интеллектуальных и эстетических интересов;

Реакция на пережитую тяжелую ситуацию;

Эмоциональная недоразвитость;

Проблемы сферы мотивации и потребностей;

Психологический инфантилизм;

Отсутствие дисциплинированности;

Безответственное поведение

4. Негативные примеры поведения взрослых и референтных групп; общения с правонарушителями и с людьми, которые имеют вредные привычки

5. Неблагополучие психологического климата в коллективе, конфликты с ровесниками

6. Влияние средств массовой информации

7. Негативное влияние алкоголя и наркотиков

8. Отклонения в психическом и физическом развитии

Наше время порождает новые современные причины появления трудных детей частности:

Ухудшение социально-экономических условий жизни у детей происходят наслоения жизненно важных проблем: на их плечи, кроме собственных возрастных проблем, тяжелым бременем ложатся взрослые проблемы (безработица, неуверенность родителей в завтрашнем дне, нестабильность жизни и т.д.).

Кризис переориентации. Старые ценности отходят, новые принимаются нелегко, а вакуум - благоприятная почва для развития отрицательного

Информационный бум - целый поток информации разного рода. Детям трудно понять, что является правдой, что нет. Как следствие - депрессия, падение нравственности

Омоложение сексуальных отношений, что приводит к росту венерических заболеваний, детоубийства

Тенденция ухудшения здоровья. Часто дети не знают, что такое здоровье и поэтому не берегут его. Многие дети имеют тяжелую наследственность, родовые травмы, неблагоприятные санитарно-бытовые условия жизни. Причиной ю ухудшение здоровья может стать экологическим загрязнениемння.

. Признаки социальной и педагогической запущенности дошкольников:

Неуспеваемость в ролевой игре (трудности в общении со сверстниками, дети предпочитают предметным играм);

Неподготовленность к школе (дисгармония эмоционально-волевой сферы, недостаточно развиты познавательные способности и произвольность поведения, неумение общаться со взрослыми и детьми);

Плохая адаптация к пребыванию в детском саду;

Отклонения в поведении (агрессивность, гиперактивность);

Отставание в развитии (позже начинают ходить, говорить и т.д.)

. Признаки социальной и педагогической запущенности младшего школьника:

. Нарушение образа"Я" - неадекватная самооценка, недовольно-лена потребность в признании (быть хорошим учеником, быть принятым) повышенная обидчивость, негативизм, эгоцентризм

. Неразвитость младшего школьника как субъекта общения - слабая социальная рефлексия, непонимание со стороны взрослых, низкий социометрический статус, эмоциональная нестабильность, неадекватное поведение в социальных ситуациях, гиперсоциализованисть, не-восприятия р ровесникам.

. Неразвитость младшего школьника как субъекта деятельности - несформированность мотивов учения, низкая учебно-познавательной активности, слабая научуванисть, несформированность элементов и навыков учебной деятельности, основных учебных умений

. Специфика индивидуально - типологических особенностей -дисгармония развития, нестабильность, ригидность нервной системы, развитая произвольность психических процессов

Организация индивидуальной работы с педагогически запущенными детьми

1. Влияние на условия семейного воспитания ребенка:

Повышение психолого - педагогической грамотности родителей;

Помощь в организации мыслительной деятельности ребенка;

Контроль за организацией нормального режима дня ребенка;

Индивидуальные консультации с родителями

2. Совершенствование воспитательной работы с классом:

Гуманизация межличностных отношений в детском коллективе;

Создание надлежащего микроклимата;

Коррекция взаимоотношений педагога с ребенком

3. Помощь ребенку в личностном росте:

Изучение ребенка;

Индивидуальная работа по устранению недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферы;

Включение ребенка в активную деятельность на основе ее интересов и наклонностей;

Руководство общения ребенка со сверстниками;

Преодоление негативной мотивации учения

Подростковый период - трудный период психического развития он сложен для самого подростка и для работы с ним. Часто причины появления трудного ребенка в этот период связано с возрастными особенностями развития д детей подросткового возраста. . Основные причины сложности возраста:

1) перестройка моторного аппарата;

2) психические изменения, связанные с половым созреванием

3) деформированное развитие сексуального интереса;

4) дисгармония социального и биологического развития;

5) стремление завоевать статус взрослого;

6) недостаточная критичность к себе, увеличена до других;

7) рефлекс подражания, групповой эгоизм, конформность;

8) быстрый темп изменений;

9) накопления дефектов воспитания (нарушение эмоциональной сферы, социальная незрелость, неуверенность, безответственность);

10) чувство взрослости, проблема самостоятельности, реакция эмансипации;

11) аморфная мораль;

12) возбудимость, конфликтность, обостренное чувство собственного достоинства

Эти особенности возраста могут стать причинами появления трудных подростков

. Субъекты реабилитации трудных подростков: педагогически запущенные, правонарушители, дезадаптированные подростки с девиантным поведением, дети-сироты, подростки с отклонениями психосоматического и нервно-психического здоровья и с функциональных отклонений--ниями_

. Основные направления работы учителя с трудными подростками:

1. Профилактика - снятие причин, вызывающих отклонения в развитии личности. Есть такие группы методов профилактики:

Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности;

Организация жизни и деятельности ученического коллектива;

Общение и взаимодействие учителя с подростком;

Стимулирование активности подростка;

Психолого-педагогическая пропаганда

2 . Диагностика : а) педагогически запущенных подростков (выявление характера проявления нарушения развития личности, познавательной, эмоциональной-волевой сферы, поведения и общения, выявления школьных причин);

3 . Коррекционная работа . Основой коррекции является активное привлечение подростков к различным видам деятельности, где они могли бы зарекомендовать себя с лучшей стороны. На начальной стадии коррекции следует привлекать трудных подростков к таким х видов деятельности, которые им легко даются. Со временем задачи должны усложняться. Нужно придерживаться принципов умеренного дозирования, поэтапного осложнения, систематического контрололю.

Учитель должен опираться на тех людей, которые имеют влияние на подростка, знать степень своего влияния на личность; учитывать позицию ученика в классном коллективе; работать с трудным подростком через коллектив;, создать для этого надлежащую обстановку. Он должен не разделять обучения и воспитания согласовывать различные воспитательные воздействия, организовать совместный досуг, способствующим накоплению общих эмоций, пош уку совместных переживаний; опираться на положительное в личности ребенка; учесть ее возрастные и индивидуальные особенности; сочетать психологические и педагогические методы влияниеу.

Эффективность работы с трудными подростками зависит от рационального подбора методов и средств воспитательного воздействия на каждую личность. Индивидуальный подход предполагает:

1 глубокий изучения личности трудного подростка. Учитель должен знать уровень развития подростка, жизненную позицию, его положительные возможности

2 разработки индивидуальной программы воспитания ученика, подбор наиболее эффективных средств и методов воздействия. Учитель должен знать механизмы убеждения, формирование адекватной самооценки, особенности влияния на р развитие познавательной и нравственной сферы личности, коммуникативных и поведенческих навыков подростка, способствовать развитию навыков самопознания и самовоспитанияня.

3. Привлечение к определенному виду деятельности, в каком тяжелом подростку гарантированный успех. Создание условий совместной деятельности, где можно блокировать агрессивность и другие негативные проявления поведения подростка

4. Тесное взаимодействие с семьей. Задачи работы с родителями: ознакомление родителей с возрастными особенностями, помощь в решении конфликтных ситуаций, разработка совместных действий

. Специальные формы работы

- с учениками :

индивидуальные консультации; тренинги общения, предусматривающие взаимное обсуждение качеств личности подростка, выявления негативных качеств

- с родителями

консилиумы; школа для родителей

- с учителями:

развитие коммуникативных качеств учителя, его эмпатийности; личностный рост учителя