Занятия для детей 3 4 лет в детском саду. Формирование понятия о речевых обозначениях правых и левых частей тела, развитие памяти

В 3-4 года дети очень любознательны, они интересуются всем, что происходит вокруг, изучают предметы и их свойства, учатся сравнивать, искать сходства и различия между ними. Важно поддерживать познавательную активность ребенка, формировать позитивное отношение к обучению.

В возрасте 3-4-х лет дети уже довольно самостоятельны, много умеют делать и накопили внушительный багаж знаний. Активно развивается логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи. Заниматься всесторонним развитием ребенка необходимо с раннего детства, так как именно в этот период идет интенсивное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования и становления ребенка как отдельной личности.

Программа занятий с детьми 3-4-х лет должна включать:

  • задания для развития мелкой и крупной моторики;
  • занятия по формированию и развитию речи;
  • изучение элементарных математических понятий;
  • музыкальные занятия;
  • рисование;
  • задания, развивающие логическое мышление.

Развивающие упражнения и игры с детьми, не посещающими детские дошкольные учреждения, можно проводить дома.

Развитие речи

В 3-4 года у детей идет интенсивное развитие речи – она становится более сложной и развернутой, изменяется ее словарный состав. Предложения удлиняются и усложняются. Занятия по развитию речи необходимы для расширения словарного запаса, совершенствования разговорных навыков, формирования способности формулировать и связно выражать свои мысли. Дети учатся грамматически правильно строить предложения, в том числе сложные, употреблять предлоги и склонять слова. В 3-4 года многие дети знают и употребляют в речи вежливые слова – «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и т.д.

Упражнения для развития речи младших дошкольников:

  • составление небольшого рассказа по сюжетной картинке;
  • описание предмета по картинке;
  • группирование предметов по признаку;
  • игры с использованием предлогов – перемещение предмета на стол, под стол, за стол, около стола и т.д.;
  • изучение характеристик, признаков и свойств предметов по картинкам;
  • группировка предметов по назначению;
  • пересказ небольшой сказки.

Также программа развития речи у детей 3-4-х лет должна включать игры, которые знакомят ребенка с формами слов во множественном числе, развивают навыки правильного употребления форм глаголов, местоимений и предлогов. Задания должны быть интересными и соответствующими возрасту ребенка.

В 3-4 года у детей могут наблюдаться проблемы в произношении некоторых звуков, поэтому очень полезна будет артикуляционная гимнастика. Заниматься можно дома, с помощью специальной литературы.

Развитие моторики

Начинать заниматься развитием мелкой моторики желательно с раннего возраста, так как она оказывает значительное влияние на развитие речи, которая в свою очередь является одним из самых мощных факторов общего развития детей. Более того, мелкая моторика тесно связана с такими психическими процессами, как внимание, мышление, координация, воображение и память. Упражнения на развитие мелкой моторики у детей в возрасте 3-4-х лет очень важны, так как в дальнейшем точные, четко скоординированные действия пальцев и кистей будут необходимы для овладения навыком письма, рисования, бытовых нужд (одевания, причесывания и т.д.).

Упражнения на развитие моторики дошкольников:

  • пальчиковая гимнастика;
  • лепка;
  • аппликации;
  • рисование;
  • различные графические задания – штриховка, обводка;
  • игры со шнуровкой.

Дети в 3-4 года, как правило, обращают внимание на яркие предметы и картинки, поэтому в процессе занятий с детьми и в дошкольных учреждениях, и дома желательно использовать интересный дидактический материал.

Математика

Упражнения:

  • посчитать количество определенных предметов на рисунке и найти соответствующее ему графическое изображение цифры;
  • выборочно посчитать только яблоки или только карандаши;
  • показать на картинке самый маленький и самый большой предмет;
  • указать на картинке фигуры — круг, квадрат и треугольник.

Задания, требующие от детей усидчивости и концентрации внимания, необходимо чередовать с активными, подвижными играми, чтобы избежать переутомления ребенка и сохранить интерес к занятиям. В 3-4 года детям сложно удерживать внимание на одном занятии. Необходимо учитывать эту особенность и разрабатывать программу занятий в соответствии с ней. Дома обучать ребенка раннего возраста элементарным математическим действиям можно занимаясь повседневными делами и используя подручные материалы.

Музыкальные занятия

Музыкальные занятия очень важны для полноценного и всестороннего развития детей 3-4-х лет. Они развивают слуховое внимание, умение чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве. Дети учатся выражать характер и настроение музыки при помощи движений и мимики. Развивается костно-мышечная система, пластичность, координация движений.

Танцуя, дети не только осваивают различные движения, но и создают определенный художественный образ с учетом характера и настроения музыкального произведения. Танец – это прекрасное средство раннего эстетического и художественного развития ребенка. Занятия ритмикой рекомендуется включать в программу обучения детей 3-4-х лет с интеллектуальными нарушениями и речевыми проблемами. Занятия включают:

  • простые речевые и двигательные упражнения;
  • песни, стихи;
  • пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
  • танцы с четко выраженным ритмом;
  • изучение музыкальных инструментов и их звучания;
  • подвижные игры.

Танцы и простые танцевальные упражнения – это эффективные методы тренировки детского организма. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабиться, развивают чувство ритма, способствуют формированию хорошей осанки и походки, ловкости и плавности движений. Практически все дети любят танцевать с раннего возраста, поэтому занятия приносят им много положительных эмоций и поднимают настроение.

Развитие логического мышления

В возрасте 3-4-х лет у детей на основе наглядно-действенного начинает формироваться наглядно-образное мышление, активно развивается логическое мышление. В 3-4 года дети, как правило, умеют собирать пазлы или разрезные картинки из 3-4 частей, определять в группе лишний предмет или находить предмету пару, знают некоторые профессии, виды транспорта, ориентируются во времени суток.

Упражнения для развития логического мышления:

  • найти отличия на двух похожих картинках;
  • определить на картинках предметы, которые относятся к одной группе – посуда, одежда или игрушки;
  • сравнить предметы по размеру, цвету и форме;
  • собрать простую картинку из 3-4-х частей;
  • определить сходства и различия между двумя предметами.

Логические игры учат ребенка сравнивать предметы, анализировать их свойства, устанавливать причинно-следственные связи и делать собственные умозаключения о различных явлениях. Во время игры ребенок учится просчитывать ход событий и делать выводы.

Рисование

Занятия рисованием полезны для развития моторики, воображения, творческих способностей, фантазии и воображения. В процессе рисования ребенок знакомится с различными цветами, экспериментирует с линиями и формами, изучает свойства материалов. Для детей в 3-4 года это особенно важно, так как именно в этом возрасте дети усваивают простейшие математические понятия, знакомятся с формой, величиной и цветом предметов.

Упражнения :

  • дорисуй по точкам;
  • раскрась по образцу;
  • выполни штриховку.

Рисование – это увлекательное, интересное занятие, которое развивает художественный вкус и обогащает знания детей. Оно помогает подготовить руку ребенка к письму и познакомить его с основными геометрическими фигурами.

Занятия с детьми 3-4-х лет как в дошкольном учреждении, так и дома должны проходить в игровой форме и дружественной обстановке. Задания должны соответствовать возрасту ребенка. Очень важно поощрять старания и помогать крохе, если какие-то задания вызывают у него трудности. Необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к занятиям, чтобы сохранить познавательную активность. Ввиду особенностей развития детей возраста 3-4-х лет рекомендуется чередовать умственную, творческую и физическую деятельность, чтобы не допустить переутомления ребенка.

Вам может быть интересно:


  • Программа групповых занятий с детьми 3-4 лет

    Занятие 1. Знакомство

    «Ласковое имя». Ведущий спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, ведущий помогает.

    «Если он медведь, назови его ласково». Ведущий дотрагивается до ребенка «волшебной палочкой», «превращая» его в какое-либо животное. Ребенок старается изобразить это животное, а остальные придумывают, как можно назвать его ласково - например, мишенька, мишутка, медвежонок и т.п. Используются известные детям животные: лиса, заяц, кошка, собака.

    «Я - мама зайчиха». Ведущий изображает какое-либо животное со словами «Я - мама зайчиха» (лисица, волчица и т.п). Дети должны вслед за ведущим превратиться в зайчат, лисят, волчат - в детей своей мамы. Ведущий-мама показывает, как она любит своих детей.

    «Тихий час для мышат». Ведущий предлагает детям превратиться в мышат. Показать, как они откусывают кусочки сыра - обедают. Гладят свои животики - наелись. Показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать».

    Включается музыка для релаксации.

    Занятие 2. Веселые-грустные

    «Здравствуй, я котик». Ведущий надевает на руку куклу-котенка (можно использовать обычную игрушку) и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я котеночек» - «Здравствуй, я Сашенька».

    «Котик ласкает». Ведущий из роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хороший (ая) Сашенька, Машенька» и т.д. Затем дети по очереди надевают на руку котенка и ласкают друг друга. Ведущий помогает им произносить фразу «Хороший Сашенька...».

    «Раз, два, три, зайцы - замри». По команде ведущего дети замирают в позах, которые он показывает: зайцев, петушков, котят и т.п. (3-4 раза).

    Ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в волка, медведя, и после этого замереть в позах этих животных.

    «У птички болит крылышко - пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам пожалеть птичку.

    Первым жалеет сам ведущий-котенок, затем другие дети надевают котенка на руку и его лапками гладят «птичку» со словами «Птичка-Саша - хорошая».

    «Тихий час для мышат».

    Занятие 3. Страшный-веселый

    «Здравствуй, я пластилинчик». Ведущий говорит ребятам о том, что в гости к ним пришел кусочек пластилина, хочет с ними подружиться, но сначала надо поздороваться.

    «Превратись в пластилинчик». Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пласти-линчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.

    «Страшный - веселый стульчик». В центр группы ставятся два стульчика. Ребенок в роли какого-нибудь животного поочередно садится то на один стульчик, то на другой, изображая то страшное, то веселое животное.

    «Чего боялся зайчик?» Ведущий рассказывает детям: «Жил-был маленький зайчик. Все было у него хорошо: были любимые мама, папа, братик, сестра, дедушка и бабушка. Но одно было у зайчика плохо - он чего-то боялся. Чего он боялся? (Дети отвечают.)

    Итак, зайчик боялся (перечисляется то, что скажут дети) лисы, волка и медведя». Далее ведущий спрашивает, что случилось с зайчиком, дети придумывают свои рассказы.

    «Ау». Один ребенок поворачивается спиной к группе - он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему: «Ау!» Водящему необходимо догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.

    «Тихий час для мышат».

    Занятие 4. Радуется-боится

    «Хорошие ушки--красивые глазки». Ведущий предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. Затем погладить себя со словами «хороший мальчик» и «хорошая девочка».

    «Кто погладит козочку?» Ведущий «лепит» из одного ребенка какое-либо животное (например, козочку), спрашивает у детей, понравилось ли оно им, и предлагает желающим его погладить.

    «Кто когда радуется и боится». Дети превращаются в кошечку, которая радуется. Ведущий спрашивает детей, когда она радуется. Затем в кошечку, которая боится. Обсуждается, когда и кого она боится. После этого они превращаются в радостных и испуганных детей - Таню и Гошу..В конце упражнения делается вывод о том, когда дети обычно боятся и когда радуются.

    «Помяукай и похрюкай». Ведущий предлагает детям помяукать радостно, испуганно, грустно. Затем так же похрюкать, полаять и т.п.

    «Тихий час для мышат».

    Занятие 5. Радость, страх, злость

    «Пластилинчик».

    «Как выглядят чувства». Ведущий показывает детям поочередно картинки с изображением ребенка, который злится, радуется, боится. Просит их угадать чувство ребенка (если дети не могут этого сделать, то он помогает им), а затем изобразить это чувство (при этом сам ведущий тоже изображает его).

    «Покажи чувства язычком». Ведущий просит детей высунуть свои язычки, а затем показать, как язычок радуется, злится, боится.

    «Покажи чувства руками». Дети, ориентируясь на образец ведущего, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в кулачки и дрожат (боятся).

    «Листочек падает». Ведущий поднимает в метре над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. Затем просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги - дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно опустить руки на стол плавно, в одно время с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.

    «Тихий час для мышат».

    «Кто самый похожий?» Детям предлагается показать, как спит кошечка, собачка, волк, медведь, и выбрать самую похожую фигуру.

    «Кто лучше разбудит?» Один ребенок ложится на коврик в центре группы - он «уснул». Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку» по-разному (словами и прикосновением), но ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кому удалось разбудить наиболее ласково.

    «Что чувствует кошечка?» Ведущий на ушко загадывает ребенку одно из изученных чувств (радость, страх, грусть). Он изображает его при помощи мяуканья. Остальным необходимо догадаться, какое чувство было загадано. В итоге делается вывод, что чувство можно узнать по голосу.

    «Что хочет сделать Колина мама?» Ведущий принимает на себя роль Колиной мамы (важно, чтобы ребенка с таким именем не было в группе) и произносит слова «Подойди ко мне» с разной интонацией. Дети должны догадаться, что хочет сделать мама: приласкать Колю или отругать?

    «Тихий час для мышат».

    Занятие 7. Узнаю чувство по походке

    «Карандашик-кисточка». Ведущий показывает детям, как изображать карандашик - напряженная, вытянутая вперед рука. А кисточка - мягкая изогнутая рука. По сигналу ведущего «Карандашик!» дети напрягаются, изображая карандаш, «Кисточка!» - расслабляются. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку.

    «Я иду на день рождения». Ведущий выбирает двух детей. Одному из них на ушко дает задание показать, как зайчик идет на день рождения к ежику, другому - как зайчик идет домой и прячется от лисы. Дети угадывают, какой из зайчиков идет на день рождения, какой прячется от лисы. Затем определяют, что первый зайчик чувствовал радость, а второй - страх. Делают вывод, что чувство можно узнать по походке (хорошо, если лица детей при этом закрыты масками).

    «Вот так». Ведущий рассказывает историю, сопровождая ее действиями (дети повторяют действия ведущего): «Жил на, свете мальчик. Он любил радоваться (вот так). Радовался солнцу, когда просыпался, радовался папе и маме и говорил им радостно: «Доброе утро!» (вот так). И радостно шел в детский сад (вот так). Но однажды по дороге в сад он увидел большую собаку и испугался (вот так), закричал «А-а-а» (вот так) и побежал быстрее к садику. Но собака-то быстрее бегает, чем мальчик. Тем более что это была большая собака, а он маленький мальчик. Собака догнала маленького мальчика и... лизнула его, и вильнула весело хвостом. Мальчик остановился и рассмеялся (вот так). И мы с вами тоже можем немного посмеяться (вот так)».

    «Тихий час для мышат».

    Занятие 8. Забота

    «Превратились - кошечки - радость». Ведущий называет животное и чувство, ребятам необходимо показать это чувство из роли названного животного.

    «Игрушечный магазин». Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в игрушки (на ушко шепчет, кто в какую игрушку превращается). Ребята изображают свои игрушки. А остальные угадывают. В продвинутой группе можно предложить выполнить какие-либо действия с этими игрушками.

    «Поехали, поехали». Ведущий предлагает ребятам отправиться в путешествие: на поезде, самолете, пароходе, велосипеде, пешком. Все вместе дети показывают и. озвучивают самолет, поезд и т.п.

    «Маша упала». Ведущий выбирает ребенка, которому нужно понарошку упасть и заплакать. Ребенок садится на стульчик, а все остальные по очереди подходят к нему и утешают его.

    «Встану я утром». Ведущий читает текст, а дети показывают к нему действия: «Встану я утром, глазки протру, бочок почешу, сильно потянусь, надену ботинки, шнурки завяжу, открою я дверку, выйду из дома и пойду... Куда я пойду?» Дети отвечают: «В детский сад». Затем ведущий продолжает: «В детском саду я позанимаюсь, потом поиграю, потом поем, хорошо посплю, приду я домой и к маме на ручки, поглажу ее». Все вместе дети кричат: «Ой, как хорошо!».

    «Тихий час для мышат».

    Занятие 9. Поссорились-помирились

    «Добрые-злые». Дети делятся на две группы. Одна группа показывает, злых животных, другая - добрых. Затем группы меняются, в конце все вместе изображают добрых.

    «Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые». Дети превращают свои пальцы поочередно в добрых кошечек и злых мышек, в добрых волчат и злых зайчат и т.п.

    «Звери поссорились». Ведущий выбирает двух ребят на роли зайчика и ежика. Предлагает детям показать, как ежик и зайчик поссорились. Потом ссорятся волк и медведь. Делается вывод, что ссорятся всегда двое, значит, и мириться нужно двоим.

    «Кто больше знает мирилок». Ведущий играет роль слоника, который по очереди ссорится с каждым из ребят. Детям необходимо придумать, как по-разному помириться со слоником (например, мизинчиком или словами «Мир, мир навсегда, ссор, ссор никогда»).

    «Утро--вечер». Дети «превращаются» в цветы. Когда ведущий говорит: «Пришел вечер, цветочки закрылись и заснули», - дети кладут руки на колени и опускают головы. А когда ведущий говорит: «Но вот пришло утро, цветочки проснулись и потянулись к солнышку», - дети поднимают голову и тянут руки вверх. Так повторяется несколько раз.

    «Тихий час для мышат».

    Программа занятий с детьми 4-5 лет

    Занятие 1. Я рясту, изменяюсь

    «Самое интересное летом». Дети вспоминают и рассказывают группе самый интересный случай, который произошел с ними летом.

    «Я - маленький. Я - большой». Ведущий предлагает детям по очереди принимать позу маленького ребенка, потом позу взрослого, потом вернуться в свой возраст.

    «Я расту». Ведущий просит одного из детей показать размеры ребенка, который недавно родился. Затем приложить этот размер к другому ребенку и сделать наблюдение, что все дети сильно выросли за 4-5 лет своей жизни. После этого, используя стулья, дети показывают рост взрослого человека. Размышляют над тем, сколько им еще предстоит расти.

    «Интервью». Дети по очереди залезают на стульчик, входя в роль взрослого человека. Ведущий берет у них интервью, просит представиться по имени и отчеству, рассказать, где и кем работают, есть ли дети и т.п.

    Занятие 2. Я рясту, изменяюсь

    «Мысленная картинка». Ведущий просит детей закрыть глаза, вслушаться в тихую музыку и попробовать придумать какую-либо картинку, подходящую к этой музыке, а затем описать ее группе.

    «Умел - умею - буду уметь». Один из детей сначала садится на корточки, потом поднимается, затем залезает на стул, изображая при этом себя маленького, себя сейчас и себя в будущем. И соответственно придумывает, что он умел раньше, умеет сейчас, чему еще научится. После того как это проделают все дети, начинается второй круг. Но теперь дети говорят, как их называли раньше, как называют сейчас и как станут называть в будущем. В третьем круге дети называют одежду, которую носили, когда были маленькими, одежду, которую носят сейчас, и одежду, которую будут носить.

    «Линия времени». Ведущий и ребенок проигрывают основные этапы жизни человека. В центр круга ряд им ставятся два стульчика - это кроватка. Один из детей ложится на стульчики, двигает руками и ногами, изображая младенца. Ведущий - мама, которая качает ребенка. Далее ребенок вырастает - идет в детский сад. Ведущий сначала в роли мамы сопровождает туда ребенка, затем играет роль воспитательницы. Потом ребенок идет в школу, ведущий при этом становится учителем. Когда ребенок вырастает большим, он идет в армию, на работу, в институт (как сам придумает). Соответственно ведущий - либо начальник, либо командир, либо преподаватель. Важно, чтобы ребенок сам строил линию времени, а взрослый только помогал в инсделировании «содержания возрастов».

    Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют: стихотворение Э.Мошковской: «Кран откройся. Нос умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Шейка мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся! Грязь смывайся!»

    «Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

    Занятие 3. Я - мальчик, девочка

    «Мысленная картинка».

    «Девочки и мальчики умеют». Ведущий берет два мяча разного цвета (или размера) и поочередно бросает их детям. Дети, которые получают первый мяч, называют то, что умеют мальчики, поймавшие второй мяч -- то, что умеют девочки.

    «Я люблю». В центр круга ставятся два стульчика. Каждый ребенок садится сначала на первый стульчик и заканчивает предложение «Если я девочка, я люблю... », затем на второй стульчик и заканчивает предложение «Если я мальчик, я люблю...».

    «Я - мама». Дети по очереди загадывают и изображают одну из семейных ролей (маму, папу, бабушку, дедушку, брата), остальные стараются отгадать.

    «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение И.Мазнина: «Почему, почему говорят коровы - МУ, Кошки - МЯУ, ГАВ - собаки, Овцы - БЕ, Козы - ME, А киты - ни БЕ ни ME? Почему киты молчат, Ничего не говорят, Хоть имеют киты Преогромные рты?

    Потому, что киты в рот набрали воды!»

    «Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

    Занятие 4. Какие девочки-какие мальчики

    «Мысленная картинка».

    «Какие девочки - какие мальчики». Ведущий бросает детям мячик, называя поочередно то качество девочки (красивая, хозяйственная и т.п.), то качество мальчика (храбрый, сильный и т.п.). Если ребенок считает, что названо качество мальчика, он должен бросить мяч ведущему, если девочки, то откатить.

    «Что любят мальчики, что любят девочки». Ведущий бросает детям мячик, называя любимые занятия девочек и любимые занятия мальчиков. Если ребенок считает, что названо любимое занятие девочек, он должен отбросить мяч ведущему, если мальчиков - откатить.

    «Кто кого обидел».- Выбирается пара детей. Ведущий дает им задание показать ситуацию, в которой мальчик обидел девочку. Затем другая пара показывает ситуацию, в которой девочка обидела мальчика. Потом дети обсуждают, кто кого чаще обижает в реальной жизни и как обычно реагируют на обиду девочки и мальчики.

    «Мама делает, папа делает». Дети задумывают какие-либо привычные действия мамы (варит суп, читает своему ребенку книжку и т.п.), затем по очереди показывают их группе, которая старается отгадать, что изображено.

    Театр. Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Г.Кружкова: «Хозяйка сегодня грозна. Не к добру!» - Почувствовал пес и полез в конуру.

    «Коты - это скверно, пора уходить!» - Подумала мышь и сквозь щелочку - фить!

    «Ой! Мышка! Спасите меня! Караул! - Вскричала хозяйка и влезла на стул.»

    «Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

    Занятие 5. Кто хозяин своих чувств

    «Мысленная картинка».

    «Собачка хочет ласки». Дети по очереди «превращаются» в собачек, которым очень хочется, чтобы их погладили. Ребенок-«собачка» подходит к остальным, машет хвостиком и просит ласки. Остальные гладят его.

    «Хозяин чувств». Ведущий рассказывает детям о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животными, и собаки слушаются их. У других - такие непослушные собаки, что иногда даже кусают своих хозяев. Так же и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет управлять, командовать ими. А у другого - чувства командуют своим хозяином и приносят ему одни неприятности. Ведущий спрашивает у детей, хотят ли они быть хозяевами своих чувств, а затем предлагает поупражняться в управлении своими чувствами. Дети по команде «Прыг!» начинают прыгать по комнате. По команде «Стоп!» они должны быстро сеть на веревочку, разложенную по полу (команды могут даваться довольно тихо, чтобы дети старались их услышать).

    «Стоп, кулак!» Выбирается пара детей. Один ребенок понарошку говорит другому дразнильные слова, как бы пытаясь спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий обращает внимание на то, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.

    «Танцы для пальцев». Дети представляют что их пальцы пришли на праздник. На своих коленях они танцуют вприсядку, по парам (палец одной руки с пальцем другой), вокруг елочки и т.п.

    «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение С.Я.Маршака: «Два маленьких котенка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу. И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе, Два маленьких котенка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. «Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?» Прошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег и оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном».

    «Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

    Занятие 6. Я учусь не драться

    «Мысленная картинка» с задание представить себе что-нибудь волшебное.

    «Оживи картинку». Ведущий показывает фотографию какого-нибудь животного и просит детей точно отобразить позу этого животного.

    «He-хозяин чувств». Вспомнив вместе с детьми понятие «хозяин своих чувств», ведущий предлагает детям ситуации, релевантные их жизненному опыту. При этом дети по очереди пересаживаются со стульчика «хозяина своих чувств» на стульчик «не-хозяина чувств» и придумывают действия и реплики в этих ситуациях. Например, Миша толкнул Машу. Если Маша хозяйка своих чувств, то она... Если Маша не хозяйка своих чувств, то она...

    «Стоп, кулак! А как?» Ребята начинают игру прошлого занятия «Стоп, кулак!», но продолжают ее обсуждением и показом конструктивных действий в ситуации обиды.

    «Сказочная страна». Дети закрывают глаза и представляют себе сказочную страну. Ведущий просит детей «рассмотреть», что в их стране самое главное. Затем дети рассказывают о своей стране и рисуют ее.

    «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Л.Барбаса: «Вова-растеряшка, Где твоя рубашка? Может, серые коты Унесли ее в кусты? Может, заяц приходил? Может, ежик утащил? Может, плюшевый медведь Захотел ее надеть? Стал рубашку примерять - И засунул под кровать. Вова-растеряшка, Вот твоя рубашка!»

    «Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

    Занятие 7. Я учусь не обзывать других

    «Мысленная картинка» на тему «Волшебство».

    «Кто больше знает обзывалок». Ведущий предлагает вспомнить все известные детям обзывалки и дразнилки. Спрашивает, в каких ситуациях дети обычно дразнят или обзывают друг друга. Делается вывод, что часто обзывалки употребляются как ответные реакции «Ты -...» - «А ты - ...».

    «Обзывалки, стоп!» Проводится аналогично «Стоп, кулак!». Один ребенок понарошку обзывает другого, последнему нужно улыбнуться и найти конструктивный ответ.

    «Оживи картинку». Ведущий предлагает детям внимательно рассмотреть фотографию или картинку с интересным для них сюжетом. Затем один ребенок «строит» такую же из остальных детей. Для некоторых элементов картинки, например, для дома он может использовать несколько человек.

    «Акулы-рыбки». Дети делятся на две группы: акул и рыбок. Посередине группы кладется веревочка. Акулы становятся по одну сторону веревочки, щелкают зубами, хотят съесть рыбок. Рыбки по другую сторону веревочки очень боятся. Затем дети меняются ролями.

    «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение В.Семерина: «Прямо в комнатную дверь Проникает страшный зверь. У него торчат клыки И усы топорщатся, У него горят зрачки - Испугаться хочется! Хищный глаз косится, Шерсть на нем лоснится-Может, это львица? Может быть, волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!!!

    Храбрый мальчик крикнул: Брысь!!!»

    «Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

    Занятие 8. Я учусь не обижаться

    «Мысленная картинка» на тему «Обида».

    «Хозяин своих чувств». Дети вспоминают понятие «хозяин своих чувств». Далее выбирают пару: хозяина и его чувство. «Чувство» закрывает глаза, хозяин становится позади, берет его за локти, затем пара начинает двигаться по группе. Хозяину нужно управлять своим чувством так, чтобы уберечь его от столкновения с предметами.

    «Какими чувствами нужно уметь управлять?» Ведущий обсуждает с детьми вопрос: какими чувствами в первую очередь нужно уметь управлять? Делается вывод, что самые непослушные чувства - злость, страх, обида, и нужно уметь ими управлять.

    «Обида, стоп». Ведущий спрашивает ребят, как можно по: разному обидеть другого. Затем они понарошку обижают сначала водящего, потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

    «Волк-волчишко, пусти переночевать». В угол комнаты ставят стульчик, на него садится ребенок, играющий роль волка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят к волку со словами: «Волк-волчищко, пусти переночевать». Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущий говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро подняться и добежать до своих стульчиков-домиков. Волк тоже, встает и ловит детей. Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка.

    «Театр». Дети с помощью ведущего инсценируют стихотворение Э.Мошковской: «Горько живет Лежебока - Кровать Лежебоке высока.

    Полы от кровати далеко. Слезать Лежебоке - морока!

    Вот и лежит Лежебока. Спит Лежебока без срока.

    Уже отлежал оба бока... Спит и вздыхает глубоко: Кабы еще два бока!»

    «Ручеек радости». Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

    Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

    В 3 года происходит новый виток в развитии ребенка, сопровождающийся кризисом

    Особенности возраста

    • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
    • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
    • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
    • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
    • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.


    Играйте вместе с ребенком и придумывайте интересные сюжеты

    Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

    Что должен уметь ребенок?

    Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

    • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
    • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
    • Длительно слушать сказки.
    • Задавать много вопросов.
    • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
    • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
    • Разучивать стихи и песни.
    • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
    • Показывать части тела и знать их назначение.
    • Называть себя «я».
    • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
    • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
    • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
    • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
    • Считать до трех.
    • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
    • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
    • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
    • Рисовать по своему замыслу.
    • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
    • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
    • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
    • Использовать носовой платок.
    • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.


    Выбирайте наиболее "слабые" места в развитии ребенка и работайте над ними

    Что такое "кризис трехлетки"?

    Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

    Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

    Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

    1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
    2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
    3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
    4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
    5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
    6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
    7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

    Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.


    Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет

    Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

    Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

    Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

    • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
    • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
    • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
    • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
    • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
    • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
    • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

    Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

    Рост и вес

    Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

    Большинство родителей не довольны весом своего ребенка. Стоит ли беспокоиться из-за отклонения от нормы, смотрите в телепередаче Е. Комаровского.

    Виды развития ребенка

    Физическое

    Такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:

    • Зарядка под музыку, стихи или видео-урок.
    • Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
    • Ходьба по наклонной доске.
    • Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
    • Ходьба по разложенной на полу веревке.
    • Прыжки на двух ногах с места вперед.
    • Спрыгивание с небольших возвышенностей.
    • Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
    • Подвижные игры с несложными правилами.
    • Преодоление полосы препятствий.
    • Танцы.
    • Фитнес с мамой.
    • Плавание.
    • Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
    • Езда на велосипеде.

    Шведская стенка поможет ребенку проводить время дома более активно

    Познавательное

    Данный вид развития помогает изучить крохе окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память. В игровой форме кроха изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет. Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:

    • Ищем цвета по названию и по образцу.
    • Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
    • Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
    • Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
    • Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
    • Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
    • Складываем картинку из 2 частей.
    • Играем с мозаикой и лото.
    • Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
    • Ищем целую картинку по ее детали.
    • Изучаем понятие правый-левый.
    • Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
    • Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
    • Находим лишний предмет в группе.
    • Выбираем из группы предметов противоположные.
    • Изучаем цифры.
    • Ищем тень картинки.
    • Подбираем заплатки.
    • Добавляем недостающие предметы.


    Занятия должны быть интересными для ребенка

    Родители могут начинать в игровой форме знакомить ребенка с математическими понятиями. Проведите следующее занятие по методике "Цветоник", которое показывает М. Л. Лазарев (эксперт по музыкальному развитию) в следующем видео.

    В трехлетнем возрасте крохе будет интересно познакомиться и с днями недели. Занятия проводите в игровой форме и с хорошим настроением.

    Сенсорное

    Такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой кроха улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу. Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:

    • Определение фактуры предметов.
    • Определение геометрических фигур на ощупь.
    • Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
    • Игры с сенсорными мешочками и коробками.
    • Угадывание предметов по запаху.
    • Угадывание продуктов питания по вкусу.


    Занятия по развитию должны быть разносторонними

    Музыкальное

    Данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.

    Развивать малыша можно с помощью таких занятий:

    • Пение.
    • Игра на музыкальном инструменте.
    • Прослушивание музыки с разным ритмом.
    • Угадывание звуков бытовых предметов.
    • Угадывание песен.
    • Танцы.
    • Музыка фоном.

    Эксперт по музыкальному развитию Лазарев М.Л. показывает, как можно провести театральное представление "Праздник музыки" по методике "Цветоник". Ребенок познакомится с музыкальными инструментами и музыкальными интервалами.

    Речевое

    Для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с карапузом. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции. С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:

    • Разучивать песенки и стихи.
    • Обсуждать сюжетные картинки.
    • Рассказывать по картинкам сказку.
    • Обсуждать прочитанное.
    • Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
    • Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
    • Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
    • Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
    • Выполнять артикуляционную гимнастику.
    • Изучать гласные.


    Пойте, учите стихи и разговаривайте больше с ребенком для его речевого развития

    Мелкая моторика

    Развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития карапуза, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону. Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:

    • Пальчиковая гимнастика.
    • Игры с песком и крупами.
    • Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
    • Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
    • Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
    • Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
    • Игры с водой.

    Творческое

    К занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные. С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:

    • Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
    • Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
    • Закрашивать рисунок.
    • Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
    • Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
    • Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
    • Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
    • Вырезать детскими ножницами.
    • Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
    • Инсценировать сказку.
    • Играть с кукольным театром.


    Готовьте и украшайте блюда вместе с ребенком

    Для творческого развития малыша проведите занятие по методике "Маленький Леонардо", которое показывает Теплякова О.Н. - эксперт по интеллектуальному развитию.

    Социальное

    Трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.

    Занятия, направленные на социальное развитие крохи, будут такими:

    • Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
    • Изучение слов вежливости.
    • Складывание одежды перед сном.
    • Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
    • Изучение правил поведения за столом.
    • Посильная помощь по дому.

    Многие родители сталкиваются с трудностями расставания с ребенком, сопровождающиеся слезами и истериками крохи. Нормально ли это и стоит ли дальше водить малыша в детский сад, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

    Примерная программа упражнений на неделю

    Составив недельный план занятий для развития трехлетнего ребенка, вы сможете равномерно распределить занятия по дням недели, при этом ничего не упускать, но и не перегрузить карапуза. Для каждого ребенка такой план занятий будет своим. Его составление должно быть основано на интересах малыша и мамы, а также наличии определенных навыков у карапуза. В план вписывается посещение спортивных и развивающих занятий, массаж и другие обязательные действия.

    При составлении плана впервые лучше ориентироваться на минимальный перечень занятий. Через одну-две недели вы сможете проанализировать, как ребенок справляется, нужно ли добавить какие-либо занятия, что больше нравится малышу, а что удается сложнее.


    Занятия должны проводиться только при наличии хорошего настроения и быть в удовольствие как родителям, так и ребенку

    Мы предлагаем такой примерный недельный распорядок развивающих занятий для 3-летнего ребенка:

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Суббота

    Воскресенье

    Физическое развитие

    Плавание

    Зарядка по видео-уроку

    Игры с мячом

    Зарядка под музыку

    Игра с фитболом

    Подвижные игры

    Познавательное развитие

    Изучение цифр

    Изучаем птиц

    Ищем целое по детали

    Изучение явлений природы

    Изучение цветов

    Сенсорное развитие

    Игры с сенсорным мешочком

    Изучаем вкусы

    Изучаем запахи

    Угадывание предметов на ощупь

    Мелкая моторика

    Пальчиковая гимнастика

    Игра с прищепками

    Игра с песком

    Игра с бусинами

    Игра с водой

    Игра с крупой

    Музыкальное развитие

    Изучение музыкальных инструментов

    Музыка фоном

    Речевое развитие

    Чтение сказки

    Артикуляционная гимнастика

    Рассказываем сказку по картинке

    Разучиваем стих

    Аудио-сказка

    Обсуждаем сюжет картинки

    Творческое развитие

    Рисование

    Кукольный театр

    Рисование

    Игры с конструктором

    Раскрашивание

    Аппликация

    Социальное развитие

    Изучаем этикет

    Игры со сверстниками

    Изучаем слова вежливости

    Уход и режим

    В развитии 3-летних детей следует уделять внимание поддержанию здоровья малышей, поэтому важность режима дня и ухода за карапузом не поддается сомнению:

    1. Малыш должен достаточно отдыхать. Примерная длительность сна в 3-летнем возрасте составляет 12-13 часов в сутки. Многие детки могут отказываться от сна в дневное время, но педиатры отмечают, что дошкольники нуждаются в отдыхе днем, поэтому родителям стоит стараться укладывать ребенка днем поспать на 1-2 часа.
    2. Утро трехлетки должно начинаться с гигиенических процедур. Ребенок должен самостоятельно умываться, чистить зубки и причесываться. Родителям следует постоянно напоминать малышу о мытье рук перед едой и после возвращения с прогулки, а также после туалета.
    3. Многие родители продолжают закалять детей, проводят процедуры в период после дневного сна. К таким процедурам относят солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, обтирания смоченным полотенцем, обливание ног или всего тела, контрастный душ, купание в водоемах.
    4. С трехлетним ребенком советуют гулять 1-2 раза в день, одевая карапуза по погоде.
    5. В питании ребенка этого возраста предусмотрено 4 приема пищи, между которыми проходит 3-4 часа. Питательность дневного рациона трехлетних детей составляет 1500-1800 ккал.

    И еще раз о самом важном: что происходит с ребенком в 3 года и почему важно правильно себя вести в этот непростой период, смотрите в видео детского психолога Юлии Миловановой на Открытом телеканале.

    • В трехлетнем возрасте важно обеспечить наличие у ребенка игрушек, которые будут поддерживать двигательную активность малыша (мяч, велосипед, кегли и подобные). Также для игр трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги и плакаты, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр (куклы, животные, посуда, продукты и другие).

    Ольга Белоцерковская

    Основная задача комплексных занятий – углубление и систематизация знаний маленького человека о предметах и явлениях окружающего мира.

    Комплексные занятия включают разнообразные виды деятельности: развитие речи, совершенствование двигательных навыков, сенсорных и математических представлений, развитие конструктивных способностей и психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).

    Комплексные занятия предусматривают частую смену видов непосредственно образовательной деятельности, так как лишь таким способом, возможно, удержать внимание ребенка младшего возраста достаточно длительное время. Кроме того, для поддержания необходимого уровня работоспособности детей на занятиях проводятся физкультурные минутки, подвижные игры, упражнения с речью и движением.

    Продолжительность представленного занятия 15 минут. Проводить лучше в утренние часы, когда работоспособность детей самая высокая. Занятие рассчитано на подгруппу детей до 8 человек. Занятие должно проходить по возможности эмоционально и динамично.

    Конспект комплексного занятия с детьми 3-4 лет

    «МИШКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ»

    Предварительная работа. В повседневном общении во время игр и режимных моментов показывайте детям и называйте разные части тела и лица. Почаще просите малышей показывать на себе и на кукле следующие части лица: глаза, нос, рот, лоб, брови, ресницы, щеки, подбородок; части тела: шею, плечи, руки, пальцы, локти, ногти, туловище, живот, ноги, колени, пятки.

    Рассмотрите вместе с детьми игрушки, изображающие животных, и обратите внимание малышей на то, что у животных есть части тела, сходные с человеческими, и особенные. Например, у многих животных есть хвост, а у людей хвоста нет. У животных вместо рук и ног - лапы, вместо ногтей - когти, а вместо лица - мордочка.

    Обсудите с детьми, для чего нужны те или иные части тела: глаза (смотреть, уши (слушать, нос (дышать, нюхать, рот (кушать, говорить, ноги (ходить, руки (имеют много разнообразных функций).

    Прочитайте детям стихотворение А. Барто «Мишка» и покажите иллюстрацию.

    Разучите с малышами это стихотворение.

    Программное содержание:

    Образовательная задача:

    Даем понятие о частях тела;

    Учим детей выполнять элементы психогимнастики;

    Развивающая задача:

    Развиваем мышление;

    Развиваем зрительное и слуховое внимание и память, фонематический слух (учим различать близкие по звучанию слова - «ногти» и «когти»);

    Развиваем основные виды моторики: общую и мелкую, учим малышей координировать речь с движением, развиваем чувство ритма;

    Воспитательная задача:

    Воспитывать любознательность, интерес к получению новых знаний.

    Словарная работа:

    Вводим в активный словарь детей имена существительные (лоб, шея, брови, ресницы, плечи, локти, колени, подбородок и др.); активизируем глагольный словарь (смотреть, слушать, кушать, дышать, ходить, бегать, держать, носить и др.);

    Употреблять в речи имена существительные в родительном падеже.

    Материал: картинки «Чего у Мишки не хватает?», человечек из геометрических фигур и счетных палочек

    Ход занятия

    1. Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.

    Прочитайте вместе с детьми рифмовку и показывайте на себе перечисляемые в ней части тела:

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Тело будем изучать.

    (Шагать на месте. )

    Вот спина, а вот животик,

    (Показать обеими руками свою спину, затем живот.)

    (Потопать ногами.)

    (Протянуть вперед руки и вращать кистями.)

    (Указательными пальцами обеих рук показать на глаза.)

    (Указательным пальцем правой руки показать на рот.)

    (Указательным пальцем правой руки показать на нос.) Ушки,

    (Указательными пальцами обеих рук показать на уши.)

    (Положить руки на голову.)

    Показать успел едва.

    (Покачать головой из стороны в сторону.)

    Шея крутит головой -

    (Обхватить шею ладонями.)

    Ох, устала! Ой-ой-ой-ой!

    Скажите детям, что хотя вы долго перечисляли, но все равно назвали не все части тела.

    Попросите малышей показать еще:

    (Пальцами обеих рук погладить лоб от середины к вискам.)

    (Указательными пальцами провести по бровям от середины к вискам.)

    Вот реснички

    (Указательными пальцами показать ресницы)

    Запорхали словно птички.

    (Поморгать глазами.)

    Розовые щечки,

    (Ладонями погладить щеки от носа к вискам и закончить движение на подбородке.)

    Подбородок кочкой.

    Волосы густые,

    (Пальцами обеих рук, как гребнем, расчесать волосы.)

    Как травы луговые.

    А теперь взгляну пониже,

    Назову я, что увижу:

    (Дотронуться кистью правой руки до правого плеча, а левой до левого.)

    (Не убирая руки с плеч, выставить вперед локти.)

    (Слегка нагнуться и похлопать по коленям.)

    У меня, Сережи, Лены.

    (Выпрямиться и развести руки в стороны, жестом показывая на детей.)

    Затем попросите детей сесть за стол.

    2. Мишка-топтыжка.

    Покажите детям игрушку «Мишка-топтыжка». Скажите, что Мишка-топтыжка очень хочет познакомиться с ребятами.

    Сообщите детям, что Мишке-топтыжке очень понравился стишок про части тела и он тоже решил показать, какие части тела есть у него.

    Скажите за медвежонка:

    Я Мишка-топтыжка.

    Весело пляшу, лапками машу.

    Глазками моргаю,

    Ротик открываю. ]

    3. Мишкины вопросы.

    От имени Мишки задайте детям вопросы.

    Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.)

    А для чего уши? (Чтобы слушать.)

    Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

    А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)

    Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)

    А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.)

    Если у малышей возникают трудности, то помогите им ответить.

    Мишка продолжает разговор с детьми: «Ребята, у нас с вами много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это».

    Если дети сами не называют хвост, то Мишка дает малышам подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это? А еще, ребята, у людей на пальцах ногти, а у животных острые когти».

    4. Будь внимательным.

    Вступите в разговор с медвежонком: «И, правда, Мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть - у Мишки или у вас». Сначала дайте детям образец ответов.

    Педагог

    У кого есть ногти?

    Дети

    Движения, выполняемые педагогом и детьми

    (Показать ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.)

    Педагог

    У кого есть когти?

    Дети

    У медведя.

    (Показать на Мишку.)

    Педагог

    У кого есть лапы?

    Дети

    У медведя.

    (Показать на Мишку.)

    Педагог

    У кого есть ноги?

    Дети

    (Потопать ногами.)

    Педагог

    У кого есть хвост?

    Дети

    У медведя.

    (Показать на Мишку.)

    Педагог

    У кого есть руки?

    Дети

    (Протянуть вперед руки.)

    5. Уронили Мишку на пол.

    Скажите детям, что однажды с Мишкой-топтыжкой случилась беда. Спросите детей, знают ли они, какая беда?

    Уронили мишку на пол,

    Оторвали мишке лапу.

    Все равно его не брошу

    Потому что он хороший.

    Если дети сами захотят продолжить чтение стихотворения, то дайте им такую возможность. Затем скажите: «Мы с вами не бросим Мишку в беде, мы вылечим Мишку-топтыжку - пришьем ему лапку».

    Дайте каждому ребенку по картинке с изображением Мишки-топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка.

    Дети дают ответы: «У Мишки нет лапы. У Мишки нет уха. У Мишки нет хвоста. У Мишки нет рта. У Мишки нет носа».

    Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей».

    Затем предложите малышам выбрать нужные части тела, для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил (а) Мишке лапу. Я пришил (а) Мишке ухо. Я пришил (а) Мишке хвост. Я пришил (а) Мишке рот. Я пришил (а) Мишке нос».

    6. Снова Мишенька веселый.

    Скажите детям, что Мишка-топтыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал веселым. Попросите детей изобразить на лице печаль - таким Мишка был, а затем радость - таким Мишка стал, потому что у него есть надежные друзья - ребята, которые всегда готовы придти ему на помощь.

    Игры и задания для закрепления материала

    Игра «Стенка, стенка, потолок»

    Цель: закреплять названия частей лица, развивать у детей мелкую моторику и мышление.

    Описание игры. Предложите детям рассказать и показать старинную народную потешку.

    Стенка,

    (Указательным пальцем дотронуться до правой щеки.)

    Стенка,

    (Указательным пальцем дотронуться до левой щеки.)

    Потолок,

    (Указательным пальцем дотронуться до лба.)

    Два окошка,

    (Указательным пальцем показать па правый, потом па левый глаз.)

    Дверь,

    (Указательным пальцем показать на рот.)

    Звонок: «Дзи-и-и-инь!»

    (Указательным пальцем дотронуться до копчика носа.)

    Затем скажите детям, что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком.

    Игра «Пять братцев»

    Цель: познакомить детей с названиями пальцев; развивать мелкую моторику, навык владения карандашом.

    Описание игры. Предложите детям рассказать и показать потешку про пять пальчиков.

    Утро настало,

    (Ладони скрестить, пальцы растопырить, изобразив солнышко.)

    Солнышко встало.

    - Эй, братец Федя,

    (Показать указательный палец правой руки, спрятав остальные в кулак.)

    Разбуди соседей!

    (Показать ладонь левой руки.)

    - Вставай, Большак!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к большому пальцу левой руки.)

    - Вставай, Указка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к указательному пальцу левой руки.)

    - Вставай, Середка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к среднему пальцу.)

    - Вставай, Сиротка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к безымянному пальцу.)

    - И Крошка-Митрошка!

    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к мизинцу.)

    - Привет, Ладошка!

    (Вращать кисть левой руки.)

    Все потянулись -

    (Обе руки поднять вверх.)

    Зашевелились,

    (Быстро пошевелить пальцами обеих рук.)

    Мигом проснулись,

    Развеселились.

    Расскажите детям, что у каждого пальца на руке есть свое имя. Покажите и назовите пальцы на своей руке, а дети пусть покажут соответствующие пальчики на своей ладошке: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Дайте каждому ребенку лист бумаги и карандаш. Предложите положить левую ладонь на бумагу и обвести ее карандашом. Когда рисунки будут готовы, попросите назвать каждый пальчик на рисунке.

    Игра «Человечек»

    Цель: закреплять у детей знания о частях тела, геометрических фигурах; развивать счетные и конструктивные навыки.

    Описание игры. Предложите детям выложить человечков из геометрических фигур-кругов и овалов, а ручки и ножки сделать из счетных палочек. В процессе работы уточните, как называются геометрические фигуры и какие части тела малыш выкладывает: круг - голова, овал - туловище. Затем задайте детям вопрос: «Сколько надо палочек, чтобы сделать человечку ручки, ножки? Сколько всего понадобится счетных палочек?»

    Игра «Зеркальце»

    Цель: закреплять в речи детей названия частей тела; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.

    Описание игры. Попросите детей встать в круг или в шеренгу. Подойдите к одному из малышей и скажите:

    Ну-ка, зеркальце, смотри,

    Да все верно повтори.

    Произведите какое-либо действие, например, топните ногой. Ребенок должен его повторить. Затем подойдите к другому ребенку, вновь прочитайте рифмовку и хлопните в ладоши. Так подходите по очереди к каждому из малышей, но задание каждый раз давайте новое. После окончания игры попросите детей рассказать, какие движения они выполняли. Например: один хлопал в ладоши, другой топнул ногой, третий хлопнул себя по коленям, четвертый погрозил указательным пальцем, пятый потер щеки, шестой пригладил волосы, седьмой закрыл глаза и т. п.

    Игра «Отгадай загадки»

    Цель: закреплять у детей знания названий частей лица, развивать слуховое внимание и мышление.

    Описание игры. Предложите детям отгадать загадки про разные части лица и показать их на себе. Если надо, помогайте детям.

    На ночь два оконца

    Сами закрываются.

    А с восходом солнца

    Сами открываются.

    (Глаза)

    Красные двери в пещере моей,

    Белые звери сидят у дверей.

    И мясо, хлеб - всю пищу мою -

    Я с радостью этим зверям отдаю.

    (Губы и зубы)

    Есть гора, а у горы

    Две высокие норы.

    В этих норах воздух бродит -

    То заходит, то выходит.

    (Нос)

    Он нам кушать помогает,

    Вкус прекрасно различает.

    Без умолку каждый день

    Говорить ему не лень.

    (Язык)

    Рис. 1. Рисунки «Чего у Мишки не хватает?»

    Рис. 2. Человечек из геометрических фигур и счетных палочек

    Развитие детей, которым исполнилось 3-4 года, должно проводится с учётом их возрастных и психологических особенностей. В этом возрасте малыши очень активны, любознательны и сами тянутся к получению новых знаний. При этом они ещё недостаточно хорошо умеют концентрироваться и поэтому важно, чтобы во время занятий происходила систематическая смена упражнений, физические нагрузки чередовались с умственными.

    Развивающие занятия для детей 3-4 лет должны включать в себя упражнения на развитие:

    • мелкой моторики;
    • речевого аппарата;
    • словарного запаса;
    • математических знаний;
    • логики;
    • художественных навыков.

    Всестороннее развитие дошкольника способствует формированию необходимых навыков, умений и умственных способностей.

    Принцип построения занятий для дошкольников

    Все занятия для детей дошкольного возраста строятся на принципе игрового обучения и развития. Малыши лучше усваивают информацию, которую им преподносят ненавязчиво, в форме игры.

    Занятия следует проводить после ночного или дневного сна - это то самое время, когда дошкольник готов к усвоению нового материала. Длительность занятий не должна превышать 25 минут.

    Для занятий необходимо подготовить реквизит, составить план и продумать сценарий. Лучше, если все упражнения одного занятия будет объединять общий сюжет. Это может быть определённый сказочный герой, пришедший в гости к малышу и нуждающийся в помощи. Последний помогает гостю решить проблемы и найти выход из ситуации, попутно усваивая материал и необходимые знания.

    Знания и умения детей 3-4 лет

    Дошкольник в возрасте 3 - 4 лет уже имеет определённый опыт и набор знаний. Обычно в этом возрасте дети умеют:

    • различать и называть цвета;
    • считать до 10;
    • собирать простые пазлы из 4 - 6 частей;
    • убирать лишний предмет по заданным характеристикам;
    • видеть и называть несоответствия;
    • запоминать лёгкие стишки.

    Разрабатывая сценарий занятия с дошкольником следует учитывать данные нюансы. Слишком простые упражнения не вызовут интереса у малыша, а сложные - помимо непонимания могут спровоцировать протест.

    Задания для развития детей 3-4 лет

    Занимаясь разработкой сценария занятий можно проявить творчество и придумать упражнения самостоятельно. Другой вариант - использование уже готовых упражнений , применяемых педагогами в дошкольных учреждениях.

    Развивать логику и внимание ребёнка помогут следующие упражнения:

    Математика

    В возрасте 3-4 лет дети уже знают счёт до 10 , отличают большее от меньшего, короткое от длинного, называют основные геометрические фигуры.

    Развитие речи

    Ребёнок в 3 года уже умеет поддерживать диалог, говорить простые предложения. Он понимает и использует местоимения "я" и "мы", может рассказать что нарисовано на картинке.

    1. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, разучивание и проговаривание чистоговорок и стихов помогут улучшить звуковую сторону речи.
    2. Покажите ребёнку картинку и предложите составить по ней короткий рассказ.
    3. "Как говорят животные". Это упражнение актуально как для игры с маленькими детьми, так и для занятий с дошкольниками. Особое внимание уделяйте чистоте проговариваемых звуков.
    4. Прочитайте малышу короткую сказку и попросите его пересказать сюжет.

    Окружающий мир

    Дети 3 лет уже умеют отличать домашних животных от диких, ягоды от фруктов, рыб от птиц и т. д. Они называют признаки времён года, различают время суток .

    Музыкальные занятия

    Развивать ребёнка 3-4 лет необходимо не только умственно, но и физически. Активная двигательная деятельность под музыкальное сопровождение положительно влияет на психоэмоциональный настрой дошкольника. Музыкальные занятия помогают привить эстетический вкус, учат чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве.

    1. Предложите малышу потанцевать под разную музыку: ритмичную, мелодичную, озорную, грустную. Пусть в танце он не просто повторяет движения, но и учится слышать и передавать настроение музыкального произведения. Объясняйте, что под медленную музыку движения должны быть плавными и размеренными, а под ритмичную - быстрые.
    2. Разучите с малышом детскую песенку и вместе придумайте танец для неё.
    3. Хорошо знакомую песенку спойте на разный мотив: весело, грустно, вопросительно. Пусть малыш тоже попробует спеть эту песню, меняя интонацию голоса.

    Творчество

    В возрасте 3-4 лет у детей происходит активное развитие творческих способностей. Малыши с удовольствием вырезают, клеят, рисуют и мастерят несложные поделки под присмотром взрослых.

    Мелкая моторика

    Развитию мелкой моторики способствует работа руками. Это может быть лепка из пластилина, использование мозаики на занятиях, бусин и пуговиц. Во время занятия, предполагающего использование мелких предметов, необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не подносил их ко рту и не пробовал на вкус.

    Занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на всестороннее развитие дошкольника. Любое, даже незначительное достижение ребёнка следует отмечать и поощрять. Если какие-то упражнения вызывают у него сложность - следует подсказать и помочь, не высказывая своего недовольства. Правильный подход к организации и проведению занятий поможет развить познавательную активность крохи и заложить основу будущего положительного отношения к получению новых знаний.