8 9 месяцев ребенку развитие и питание. Граничные показатели развития ребенка в зависимости от пола

Что делать, если ребенок ударился головой? Этот вопрос волнует многих мам и пап. Все родители, даже самые опытные и внимательные, сталкиваются с проблемой детского травматизма. Маленькие дети, в частности малыши, которые только научились ходить, довольно часто пугают взрослых своими неожиданными падениями. Стоит только отвлечься на мгновение, как кроха уже покоряет очередную «вершину» в виде стула или дивана. А вот для деток, которые еще не умеют самостоятельно передвигаться, любимым занятием является перекатывание со спины на живот и наоборот. Хорошо, если все эти телодвижения малыша не несут в себе опасности для его здоровья. Несмотря на все принятые меры безопасности, иногда случаются удары и падения, без них не обходится ни один ребенок. Опаснее всего, когда малыш падает и ударяется головой. Что делают, если ребенок ударился головой? Какие действия взрослых должны быть первоочередными? Такая ситуация требует трезвой оценки обстановки и незамедлительного принятия решения.

Что делают, если ребенок ударился головой? Осматривают место удара.

Маленькие дети во время падения очень часто ударяются головой, так как еще не умеют держать равновесие и управлять своим телом. Наиболее опасными последствиями травмы головы являются сотрясение, ушиб головного мозга и перелом костей черепа.

Что делают, если ребенок ударяется головой? Главное, не паниковать и постараться успокоить без того напуганного кроху. Здесь потребуется ваше хладнокровие, чтобы адекватно оценить общее состояние малыша и осмотреть место удара. Первое, что делают, если ребенок ударился головой – осматривают голову на наличие видимых повреждений. Это может быть синяк, «шишка», ссадина или рассечение мягких тканей головы, здесь все зависит от силы удара и поверхности, на которую упал малыш. Если он споткнулся во время ходьбы и приземлился на мягкий ковер, максимум, что может появиться, так это «шишка» на лбу. Совсем другое дело, когда вместо ковра твердая плитка, по которой кроха мчался с необычайной скоростью.

1. Что делать, если ребенок ударился головой, и появилась «шишка» или синяк (гематома)?

Конечно же, приложить холодный компресс. Для этой цели подойдет любая бутылка с водой, овощ или фрукт из холодильника. Несмотря на сопротивление малыша, необходимо подержать компресс хотя бы несколько минут, чтобы уменьшить отек и предотвратить дальнейшее распространение гематомы.

2. Что делать, если ребенок ударился головой и течет кровь из ссадины?

Нужно остановить кровь с помощью ватного тампона. В любом доме, где есть маленькие дети, можно найти в аптечке перекись водорода. Смочите ею ватный тампон и протрите ссадину, во избежание попадания в нее инфекции. Если в течение 10 минут кровотечение не останавливается, следует немедленно обратиться к врачу. В этом случае, лучше позвонить в скорую.

Во время падения малыш мог удариться не только головой, поэтому тщательно осмотрите его на предмет ушибов и переломов. Дети постарше могут сами указать на место, которое болит. Даже, если кроха жалуется на боль, до приезда врача нельзя давать никаких обезболивающих средств, так как они могут смазать клиническую картину и затруднить диагностику.

Что делают, если ребенок ударился головой? Оценивают общее состояние.

1. Что делать, если ребенок ударяется головой, а видимые повреждения отсутствуют?

Вопреки непреодолимому желанию мамы куда-то бежать и что-то делать, необходимо просто внимательно наблюдать за поведением ребенка. Для того, чтобы оценка состояния была объективной, в первые полчаса после травмы не давайте малышу спать, ведь если он заснет, можно выпустить из виду тревожные симптомы травмы головного мозга.

2. Что делать, если ребенок ударился головой и потерял сознание?

Потеря сознания, головокружение и рвота – главные признаки сотрясения головного мозга, при наличии которых, необходимо незамедлительно вызвать скорую медицинскую помощь. Малыш без сознания? Значит первым делом, ребенка, который ударился головой, нужно уложить на бок, то есть придать телу «безопасное положение», чтобы он не захлебнулся рвотными массами. Пока скорая помощь в пути, проверьте у него наличие дыхания и пульса, оцените состояние зрачков. При тяжелых травмах головного мозга, зрачки могут быть разными по размеру. Если ребенок не дышит, сделайте ему искусственное дыхание «изо рта в рот».

Что делать, если ребенок ударился головой? Тревожные симптомы.

Нужно обязательно вызвать скорую помощь, если ребенок ударился головой и появились следующие тревожные симптомы:

  • ухудшение общего самочувствия;
  • плачь более 15 минут;
  • головокружение, сонливость, слабость, потеря сознания;
  • появление судорог, потеря чувствительности, паралич конечностей;
  • тошнота, рвота, примесь крови в рвотных массах;
  • обильное кровотечение из раны;
  • прозрачные выделения из носа, рта или ушей;
  • кровоизлияние в глаз.

Что делают, если ребенок ударился головой? Продолжают наблюдение.

Когда вы осуществили все, что делают, если ребенок ударяется головой, и при этом отсутствуют все опасные симптомы травмы головного мозга - продолжайте наблюдать за поведением крохи. Детям постарше можно задать вопрос и по адекватности ответа на него оценить степень поражения мозга. Даже в ночное время нужно будить ребенка и проверять его самочувствие. Наблюдение за состоянием крохи необходимо продолжать в течение 7-9 дней. Вот, в принципе, и все, что делают, если ребенок ударяется головой.

Когда маленький человечек учится ходить, в этом возрасте он часто падает и набивает шишку на лбу. Иногда это бывают столкновения с препятствиями или удар об острый угол.

Когда у ребенка появляется шишка на лбу от удара - что делать родителям в этом случае?

Как определить, насколько серьезна травма?

Даже если кроха немного подрастет, все равно детская непоседливость нередко приводит к шишке на лбу у ребенка от сильного удара. Эта травма в большинстве случаев особой опасности не представляет - она вызывает отек мягких тканей на пораженном участке. После удара из поврежденных сосудов просачивается кровь и скапливается в месте ушиба. Таким образом формируется гематома.

Если ребенок ударился лбом, шишка будет большой, так как в этой зоне расположена сетка мелких кровеносных сосудов. Некоторые родители в этом случае сразу вызывают медицинскую помощь, но зачастую нужно просто не паниковать.

Если ребенок упал и ударился об пол лбом, то это менее опасно, чем он бы сделал это другой частью головы (затылком, теменем или виском), потому что эта часть головы наиболее вынослива.

Но нужно иметь в виду, что разные ситуации имеют различную степень опасности. Чем малыш младше, тем больший вред травма способна нанести его здоровью. Если это новорожденный ребенок, то нужно без промедления вызывать врача, а что следует делать в других случаях, мы рассмотрим в этой статье.

Тревожные симптомы

После того как ребенок сильно ударился лбом, все-таки нужен медицинский осмотр и консультация специалиста. Но сначала родителям следует самостоятельно оценить состояние травмы малыша. Для этого взрослые должны за ним внимательно наблюдать.

Существуют определенные признаки, которые указывают на сотрясение мозга. Вас должны насторожить такие симптомы, при появлении которых необходим немедленный визит к врачу:

  1. На пораженном участке возникла впадина, а не шишка.
  2. Кроху тошнит, и он рвет.
  3. Изменилось поведение: проявилось чрезмерное спокойствие или очень выраженная раздражительность.
  4. Возникла сонливость, появилось тяжелое дыхание во сне, а также стала неестественно белой кожа и посинели губы.
  5. Кроха постоянно плачет.
  6. Зрачки стали разного диаметра или появилось косоглазие.
  7. Возникли судороги.
  8. У ребенка повысилась температура.
  9. Малыш при наклонении головы, вставании, движениях испытывает боль.
  10. Ребенок терял сознание.
  11. Из слуховых проходов и носа у крохи пошла кровь.
  12. Шишка стремительно растет.
  13. Маленький ребенок много срыгивает и отказывается от приема пищи.
  14. Замедленная частота пульса - должен быть около 100 ударов, а у младенца - до 120 ударов в минуту.

Если ребенок травмировался вечером, то его нельзя сразу укладывать в кровать, даже если уже пришло время сна. Нужно малыша отвлечь и понаблюдать за ним, чтобы определить степень тяжести травмы.

В случае у крохи наблюдаются какие-либо из вышеперечисленных признаков, родители должны вызвать детскую неотложку. Такие симптомы свидетельствуют о тяжелых травмах мозга.

Нужно помнить, что некоторые из них способны проявляться не сразу, а на протяжении 24 часов или позже, поэтому в данный период вашему малышу необходимо повышенное внимание взрослых.

Результатом удара может быть сотрясение мозга или трещина в черепе, но точно оценить состояние ребенка способен только врач с помощью рентгенографии или УЗИ.

В случае тяжелой или вовремя не диагностированной травмы пациент требует специальных условий для проведения терапии. У не обследованного вовремя ребенка удлиняется период выздоровления, а также повышается вероятность появления осложнений.

Первая помощь

Маленький ребенок нередко падает, ударяясь лбом. Если ребенок набил шишку на лбу, то на пораженном месте возникает:

  • припухлость величиной до 5 см;
  • рана или ссадина;
  • гематома (при повреждении стенок сосудов, находящихся под кожей) появляется спустя час-два после удара;
  • болезненное ощущение в месте ушиба.

Когда ребенок набил шишку, взрослые проводят первичный осмотр и оказывают первую медицинскую помощь. Через несколько минут после удара прикладывают к шишке компресс. Следует приложить холод еще до возникновения отека мягких тканей.

Лечение шишки на лбу от удара

Все родители знают, что нужно проявлять бдительность при уходе за малышами, но на практике не всегда получается за ними уследить.

После того как малыш ушибся, на его лоб кладут компресс. Это может быть либо чистая ткань, пропитанная холодной водой, либо лед, завернутый в марлю.

Прикладывают компресс на пораженный участок на 10-15 секунд. Затем делают короткий (5-10 секунд) перерыв и прижимают опять. Если нет ни воды, ни льда, то используют те холодные предметы, которые окажутся под рукой. Это может быть замороженный кусок мяса, охлажденная бутылка или столовая ложка. Проделывают эту манипуляцию около 15 минут. Если все сделать правильно, то шишка не вырастет, а гематома уменьшится.

Не нужно травмированное место в ребенка на голове поливать холодной водой, так как положительного эффекта это не даст. В итоге вместо помощи можно заработать простуду.

После ушиба родителям следует сохранять спокойствие, иначе тревога может передаться и малышу, и будет сложно его успокоить.

Если ребенок ударился лбом, и возникла большая шишка, то, кроме немедленного наложения компресса, нужно принять и ряд других мер. Далее в статье мы их рассмотрим.

Традиционное лечение

Когда после ушиба под кожей скапливается кровь, то у родителей возникает вопрос, чем помазать шишку на голове у ребенка. При условии, что тревожные симптомы отсутствуют, лечение ушиба можно проводить специальными мазями и другими препаратами, которые уменьшают отек.

Они обладают рассасывающими и противовоспалительными, а некоторые из них и анестезирующими, свойствами. Поэтому после обработки пациенту становится значительно легче.

Лекарство наносят непосредственно на гематому на лбу легкими движениями. Обычно шишки очень болезненные, поэтому обработка должна быть очень осторожной.

Процедуру нанесения препарата повторяют 2-3 раза каждый день. Лечить одним лекарством не следует более 5 суток. Иногда шишка на лбу в течение этого времени не проходит. В таком случае данное лекарство заменяют другим препаратом или дожидаются, чтобы она прошла самостоятельно.

Когда шишка на лбу превратилась в синяк, то уже можно применять тепло. Оно помогает активизировать обменные процессы и ускорит окончательное излечение от ушиба. В зависимости от степени тяжести повреждения, шишка может рассасываться от 7 до 30 суток.

Когда, кроме гематомы, есть кровоточащая рана с рваными краями, то тогда компрессы класть нельзя. В этом случае поврежденное место обрабатывают. Это поможет избежать инфицирования. Затем обращаются в медицинское учреждение.

На третьей неделе гематома уже должна исчезнуть. Если этого не происходит, то может возникнуть необходимость пункции. На месте шишки со временем может появиться рубец. Уменьшить интенсивность этого процесса поможет мазь, которая размягчает рубцы.

Народное лечение

В домашних условиях лечение шишки можно проводить с помощью домашних рецептов. Вот самые распространенные из них:

  1. Лопух или капуста - они обладают противовоспалительными и антисептическими свойствами. Листья следует просто приложить к пораженному участку головы и зафиксировать с помощью повязки. Еще капусту можно измельчить и завернуть в марлю. Прикладывая ее к ушибу, можно получить выраженный рассасывающий эффект.
  2. Бодяга. Это средство существует в двух видах: порошок и гель. Последняя форма является полностью готовой к нанесению на ушиб. Если используют порошок, то его нужно перед использованием развести водой 1:1. Дальше кашицей покрывают всю поверхность шишки. Выдерживают лекарство до 20 минут, затем смывают водой. Делают аналогичную процедуру 1-2 раза в день.
  3. Прокипяченные лавровые листья. Для приготовления нужно взять листья (3 шт.) и кипятить их на протяжении 5 минут. После этого дают им немного остыть и в теплом состоянии прикладывают к пораженному месту.
  4. Крахмал из картофеля. Берут 2 ст. л. вещества и разводят с водой до густоты сметаны. Этим средством нужно помазать место ушиба. Спустя некоторое время смывают. Повторяют по пару раз в день до полного излечения.
  5. Хозяйственное мыло. Его натирают на мелкой терке и к нему добавляют яичный желток. На 1 желток берут 1 ст. ложку стружек. Полученным средством обрабатывать шишку каждые 3 часа. Перед сном нужно его смыть.
  6. Банановая кожура. Снимают ее с банана, внутренней стороной кладут на травмированное место и держат от 5 до 15 минут.
  7. Сливочное масло. Растапливают его на водяной бане и смазывают припухлость каждые 30 минут.
  8. Вместо обычного льда можно прикладывать к шишке замороженный отвар череды, ромашки, шалфея.
  9. Йод. Его наносят на место ушиба в виде сетки. Процедуру повторяют несколько дней.

Все эти несложные рецепты способны помочь в лечении ушиба, поэтому при необходимости можно использовать самые подходящие из них.

Дети отличаются от взрослых своей подвижностью. Поэтому ушиб лба у маленького ребенка, пока он не вырастет, бывает не один раз. Если шишка не сильно выраженная, то лечить чаще всего не нужно, так как она в большинстве случаев проходит бесследно. При сильном ушибе желательно проконсультироваться с врачом.

Самая действенная профилактика детских ушибов - это беседы о безопасном поведении. Ребенку нужно мягко и доступно рассказывать, как себя правильно вести. Но если неприятность все же произошла, то теперь родители будут знать о симптомах, требующих немедленной медицинской помощи. В остальных случаях взрослые выберут эффективные методы быстрого излечения ушибов.

Малышу исполнилось 8 месяцев. Его умения и навыки становятся совершеннее, раскрывая перед ним новые возможности. Каждый ребенок индивидуален и в ближайший месяц он выберет свой путь получения информации о своем теле, окружающем мире, тайнах игрушек. Кто-то начнет ускоряться в ползании, кто-то сделает первые шаги у опоры и, возможно, пойдет, кто-то начнет произносить свои первые слова. Любой из этих вариантов — норма. Задача взрослых помочь карапузу освоить умения, интересующие его в данный момент, обеспечить развивающую среду, контролировать состояние здоровья и гигиену.

Изменения, происходящие с ребенком на 9-м месяце жизни

После 8-го месяца жизни малыш все больше преображается. Его движения и действия стали осмысленные, целенаправленные и скоординированные. Теперь его сложно назвать «несмышленышем», ведь он четко знает, чего он хочет. Малыш использует интонацию, голос, эмоции для выражения своих желаний, иногда четко видно, как он пытается манипулировать взрослыми. Бурная реакция и разнообразие форм и видов общения ребенка с окружающим миром и людьми – хороший признак. Так формируется личность ребенка, он осознает себя и свое место в семье.

Большинство деток на 9-м месяце жизни начнут говорить первые простые слова, вкладывая в них смысл. Переходя от звукоподражания к речи, карапуз будет использовать мимику и жесты, по которым вы безошибочно поймете, малыш обращается к вам. «Мама», «папа», «баба», «гав-гав» и т.д. – слова, которые постепенно приобретают образ конкретного человека или животного. Некоторые детки, кроме существительных, могут начать употреблять первый глагол: «дай». Он может звучать полностью или как сочетание двух первых букв. Называя удобный для него вариант, карапуз протянет руку в сторону интересующего его предмета и выразительно на вас посмотрит. Не бойтесь, вы не пропустите этого события, четко поймете, когда оно произойдет.

В игровой и познавательной деятельности между 8 и 9 месяцами жизни кроха все чаще будет использовать два пальчика: большой и указательный. Захватывая ими предметы, двигая и перенося с место на место игрушки. Появление этой возможности принято называть «пинцетный захват» и он свидетельствует о совершенствовании мелко-моторных навыков, нервной системы. Малыш все чаще будет останавливать свое внимание на мелких рисунках и крошках, постарается их схватить пальчиками и положить в рот.

Уберите из поля зрения малыша все мелкие предметы. Карапузу хватит и минуты, чтобы схватить и положить в рот пуговицу, монету или батарейку. Это очень опасно.Будьте бдительны!

Самые активные и нетерпеливые детишки на 9-м месяце уже не только поднимаются у опоры и начинают делать первые шаги, а по-настоящему топают, удерживая свое тело при помощи рук. Но не спешите помогать карапузу, облачать его ноги в ботинки или сандалии. Если ваш кроха перемещается по дому, придерживаясь за стены, то обувь ему пока не нужна. Чувствуя стопами различные поверхности, совершенствуя равновесие, наступая на неровные края, малыш массажирует множество важных точек, положительно влияющих на весь организм в целом.

Как подобрать первые ботинки для карапуза

  • подходить крохе по размеру. Для формирующихся детских ног недопустимо применять тесные или очень большие ботинки;
  • быть выполнен из натуральных тканей, предпочтительно кожи. Искусственные материалы не пропускают воздух, что неблагоприятно сказывается на коже ног, способствует размножению бактерий;
  • иметь жесткий задник. Нога малыша еще формируется, кроха учится правильно ставить ножку во время ходьбы, чтобы избежать травм и неправильного формирования ноги остановите ваш выбор на обуви, имеющей жесткий задник;
  • подошва не должна быть резиновой. Резина – мягкий материал, легко поддающийся деформации при нагрузке. Для формирования правильной стопы нога должна находиться на жесткой поверхности;
  • под пяткой должен быть небольшой каблучок (0,5 – 1 см) для формирования правильного подъема свода стопы, профилактики плоскостопия.

Указанные особенности строения детской обуви должны применяться родителями, как минимум, до школы. Выбор правильных ботинок и сандалий позволит крохе сформировать правильную походку, сохранить здоровье ног и суставов.

Физическое развитие ребенка

Набор веса на 9-м месяце жизни постепенно снижается. Большинство детей наберет за 4 недели не более 500 гр. Вверх карапуз вытянется на 1-2 см. Голова и грудина прибавят по 0,5 -1 см.

Все ярче проявляется индивидуальность развития ребенка. На 9-м месяце жизни, некоторые родители начинают волноваться, если их карапуз по весу или росту не попадает в обозначенные педиатрами нормы. При оценке состояния ребенка: гармоничности его развития, не стоит делать выводы о проблемах со здоровьем, ориентируясь только на эти две величины. Помните, что на итоговый вес влияют болезни, активность ребенка, заложенные генетические особенности организма. Рост малыша зависит от питания, наследственных факторов, экологии. Давать оценку гармоничности развития может только врач, после оценки всех факторов и сравненияпоказателей, полученных в течение предыдущих 8-ми месяцев.

Если у вас в семье все взрослые небольшого роста и веса, то вполне нормально, что ребенок будет меньше своих сверстников. В случае, если члены вашей семьи крупного телосложения, высокие, то вполне вероятно опережение норм границ веса и роста.

Отдельный вопрос о видимой избыточности веса у детей на 9-м месяце жизни. После введения прикорма многие дети набирают значительно больше установленных норм, становясь упитанными, пухленькими. Прежде чем делать вывод об ожирении, обратите внимание на умение своего карапуза, приобретенные на данный момент навыки. Если ребенок подвижен, активен, но еще не научился ползать или ходить, то излишняя масса вполне нормальна. Как только кроха освоит эти действия, все придет в норму. В случае, если малыш уверенно ходит или ползает, а вес существенно превышает нормы, при этом рост находится в установленных рамках, то необходимо обратиться к педиатру для установления причин излишнего набора веса, коррекции питания.

Граничные показатели развития ребенка в зависимости от пола

Пол ребенка Нижняя граница роста Верхняя граница роста Нижняя граница веса Верхняя граница веса Средний объем головы Средний объем груди
Мальчик 8 мес. 66,8 73,1 7,5 10 45,5 48
Мальчик 9 мес. 68,2 75,1 7,9 10,5 46 48,5
Девочка 8 мес. 66 72,5 7,2 9,3 45 47
Девочка 9 мес. 67,5 74,1 7,5 9,7 45,5 47,5

Нервно-психическое развитие и эмоции

Наряду с возросшими физическими способностями множество изменений происходит в психике ребенка. Его эмоциональное, нервно-психическое развитие идет очень быстро. На 9-м месяце жизни карапуз уже хорошо понимает речь взрослого и может выполнить простую просьбу, состоящую из знакомых слов: «дай куклу», «покажи мяч».

Играя с предметами, ребенок постепенно дополняет используемые приемы игры более нежными движениями. Он может гладить, щупать, обнимать куклу или другую игрушку. Увидев свое отражение в зеркале, кроха улыбается, тянет ручки и смеется. Время самостоятельной игры с одним предметом может увеличиться до 10-ти минут, а если во время занятия кроху отвлечь, то он вернется к прерванной игре чуть позже.

В эмоциональном плане заметны значительные изменения. Кроха бурно реагирует на свои победы и неудачи, пытается манипулировать родителями, охотно идет на контакт с другими детьми. Все больше карапуз привязывается к своей маме, все чаще требуя ее внимания и ласки. Громко и яростно реагирует на запреты, радуется, когда его хвалят. В этот период начинает формироваться самооценка. Следует внимательно подбирать слова, если вам необходимо поругать или остановить кроху от нежелательных действий.

Постепенно реакция на посторонних людей становится более спокойной. Если кроха находится рядом с мамой дома и к ним в гости приходит незнакомый для малыша человек, то карапуз уже не будет реагировать слезами. Но ходить в гости все еще сложно. Незнакомая обстановка и новые люди продолжают пугать малыша. Кроха очень не любит расставаться с мамой, его пугают громкие звуки. У некоторых детей в этот период появляется боязнь пылесоса или фена.

Заметно развились память и восприятие. К знакомым предметам малыш применяет необходимые действия. Получая новую игрушку, знакомство начинает с движений, используемых им с подобными вещами.

Поведение

Возрастающая привязанность к маме становится заметной. Карапуз тяжело реагирует на расставание, может проявлять не только капризность, но и страх. Если малыш видит, что мама одевает верхнюю одежду, то он понимает, что она собирается уходить и может заплакать.

Полностью спокойным кроха чувствует себя дома, где ему знакомы все предметы, в окружении близких людей. Для ровного развития рекомендуется проводить в комфортных для малыша местах, как можно больше времени. Посещение гостей и мест большого скопления людей должно быть редким.

Постепенно страх перед незнакомыми людьми становится чуть меньше. Малыш все еще насторожен при первом знакомстве. Если мама чувствует себя спокойно, ведет дружелюбную беседу и улыбается, то карапуз быстро отбрасывает страх и начинает знакомство с новым человеком.

Малыш уже хорошо понимает значение слов «нельзя» или «нет». В большинстве случаев он протестует против запрета слезами, криком, капризами. Некоторые карапузы пытаются использовать простые способы манипуляции взрослыми, истошно крича или ноя достаточно длительное время. Не поддавайтесь. Если вы решили что-то запретить, то не отступайте от своих правил. Так вы покажете малышу границы дозволенного, сохраните свой авторитет.

Умения ребенка в 8 месяцев

Карапуз на 9-м месяце жизни многое умеет. Среди самых ярких навыков:

  • умение подняться в сидячее положение и вернуться из него на спину. Может поднять свое тело при помощи руки или, поднявшись на четвереньки, сместив попу в нужное положение;
  • повороты в разные стороны из разного положения;
  • подъем на ноги в кроватке, попытка сделать небольшие шаги;
  • игры с руками, хлопки в ладоши. Если научить, машет ручкой, прощаясь и здороваясь;
  • ползанье. У детей, научившихся рано ходить, этот навык пока остается слабым. Во время передвижения на четвереньках свободно отрывает руку и берет игрушку. Некоторые дети, вместо классического ползания, предпочитают передвигаться на попе;
  • захват предмета большим и указательным пальцами;
  • указывание на интересующий предмет пальчиком;
  • умение самостоятельно пить из чашки или бутылочки, может кушать небольшие кусочки пищи;
  • понимание обращенной к нему речи, выполнение простых просьб;
  • способность показать, где находятся некоторые части тела: ручки, ножки, носик и т.д. Этот навык появляется, если ежедневно заниматься с ребенком, называя и показывая части тела на себе и на крохе;
  • умение снять с себя носки, лежа на спине.

Двигательные навыки

Моторные навыки 8-ми месячного карапуза становятся все более совершенными и осознанными. Малыш не задерживается в положении лежа на спине, все время стремится перевернуться или сесть, поползти или встать.

В игре заметен существенный прогресс в хватании и бросании небольших предметов. В зависимости от ситуации малыш может стремиться схватить одну игрушку двумя руками или попытаться взять сразу два предмета, заполучив которые начинает выполнять игровые действия.

Постепенно руки малыша становятся подвижнее. Ладошка открыта, пальчики растопырены. Малыш готовится к активному развитию мелкой моторики.

С освоением навыка вставать на ноги, ребенка начинает интересовать возможность забраться на окружающие предметы. Некоторые карапузы научаться забираться на диван или стул уже к 9-ти месяцам. Следует внимательно следить за ребенком в этот период, не допуская падений.

В норме, малыш на 9-м месяце жизни:

  • увидев, предложенный ему предмет, самостоятельно садиться и тянется;
  • сидя, легко снимает ткань с головы, если вы его накрыли;
  • протестует, сопротивляется попыткам отобрать у него игрушку;
  • смеется и пытается найти маму при игре в «ку-ку»;
  • захватывает предмет большим и указательным пальцами;
  • стремится повторить предложенные движения;
  • берет знакомый предмет или указывает на него пальчиком по просьбе взрослого.

Первые шаги

Некоторые дети сделали свои первые шаги чуть раньше, но для большинства этот ответственный момент настанет между 8 и 9 месяцами жизни. Кроха поднимет свое тело, придерживаясь за опору, попытается переместиться. Первый шаг обычно слишком широкий и неуклюжий, но с развитием понимание техники ходьбы карапуз с каждым днем будет совершенствовать.

Стимулированию навыка ходьбы способствуют:

  • предложение достать игрушку, лежащую на высоте. Обычно малыш поднимается на ноги около дивана, а взрослый кладет интересный предмет на небольшое расстояние. Любопытство заставит кроху искать пути к достижению предложенной игрушки и попытается переступать ножками, придерживаясь за край дивана. Хорошо постепенно увеличивать расстояние, которое нужно преодолеть ребенку;
  • движения в такт музыке. Когда малыш стоит, включите музыку и начните танцевать. Кроха будет пытаться повторить за вами движения;
  • во время прогулки на улице, достаньте кроху из коляски и поставьте его около лавочки. Его заинтересует разнообразие мира, он будет стараться менять свое положение тела.

Техника безопасности

Увеличивающаяся двигательная активность ребенка требует от родителей повышенного внимания к безопасности. Ваш дом должен быть полностью подготовлен к любым желаниям карапуза. Рекомендуется:

  • закрыть острые углы мягкой тканью;
  • установить заглушки на все доступные розетки;
  • убрать провода за мебель или скрыть их под ковром;
  • закрепить легкую и подвижную мебель;
  • все химикаты и лекарства убрать в недоступное место;
  • убрать бусы, пуговицы и другие мелкие предметы из доступных мест;
  • бьющиеся, хрупкие предметы поднять повыше.

Дети не думают о безопасности, они просто играют и изучают окружающий мир. Задача родителей создать условия, в которых малыш будет чувствовать себя свободно и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности.

Волосы и ногти

Уход за волосами 8-ми месячного ребенка производится ежедневно. Следует расчесывать кроху специальной щеткой после каждого сна, стимулируя рост волос и приучая к уходу за собой. Мыть голову с шампунем нужно не чаще раза в неделю. Использовать для этого средство подходящее для детей этого возраста. Выбранный шампунь должен быть с низким индексом возможной аллергии (гипоаллергенным), не содержать отдушек и красителей.

Ногти ребенка требуют постоянного контроля. Кроха много времени ползет и играет с различными предметами, соприкасается с большим количеством микроорганизмов, находящихся вокруг нас. Во время вечернего купания нежелательные микробы легко смываются с тела, но из-под ногтей их убрать сложнее. Следует следить за длиной ногтевой пластины крохи и своевременно ее обрезать. Для этой процедуры желательно использовать специальные ножницы для детей, с закругленными концами. Удобные щипчики или острые ножницы лучше не использовать, они легко могут поранить подвижного кроху во время процедуры. Ноготь обрезается строго по прямой, не закругляя форму.

Слух и зрение

На 9-м месяце жизни обостряется восприятие резких громких звуков. У некоторых детей появляется страх перед пылесосом и феном. Эти страхи проходят, если познакомить малыша с предметом, издающим их. Показать, зачем вы используете этот бытовой предмет. Кроха может не сразу перестать бояться, поэтому при использовании шумной бытовой техники постарайтесь предупреждать карапуза о своих действиях.

Находясь в сидячем положении и пытаясь извлечь звук, малыш может поднимать или опускать голову, в попытке лучше услышать звучание. Это хороший признак. Малыш исследует способы распространения звука и возможности определения места их происхождения.

Зрение ребенка на 9-м месяце жизни становится острым. Малыш теперь видит мелкие крошки и отдельные элементы рисунка обоев или ковра, хорошо различает и видит знакомые предметы на любом расстоянии и с любого ракурса. Кроха уже различает игрушки по цвету, форме, текстуре. Играя, выбирает действия, подходящие для используемого предмета: круглые вещи катает, квадратные и прямоугольные – ставит друг на друга.

Зубы

У большинства деток к этому периоду уже появилось первых 2 зуба и в ближайшие 4 недели может появиться от 2-х до 4-х новых. Постепенно можно приучать карапуза чистить зубки. Вначале это делает мама, используя детскую зубную щетку, смоченную в чистой воде. Использование зубной пасты не требуется. Раннее приучение ребенка к чистке зубов позволит выработать привычку и избежать проблем с зубами в последствии.

Социальный контакт

Все большую роль в жизни ребенка играет социальный контакт. Общаясь с окружающим миром при помощи звуков, взглядов и улыбки, карапуз находит все больше способов четко объяснить свои желания и потребности. Появляются новые эмоции: смущение и обида.

Все сильнее чувствуется привязанность к маме, выражающаяся в требовании постоянного присутствия, активном диалоге, сильной реакции на расставание.

Возрастает интерес к общению с другими взрослыми и детьми. Карапуз внимательно наблюдает и копирует наиболее понравившиеся действия и звуки. Все сильнее выражается желание подражать. Кроха хочет самостоятельно кушать из ложки, пить из кружки. Стоит поддерживать эти порывы, показывая ему, как правильно выполнять то или иное действие. Показывайте, как мыть ручки, держать кружку и т.д.

Речь ребенка

Речь карапуза развивается в двух направлениях. С одной стороны увеличивается понимание обращенной к ребенку речи, с другой совершенствуется умение подражать звукам, использовать сочетание знакомых слогов в качестве обозначения конкретного предмета или действия. Большинство детей между 8 и 9 месяцами первый раз произносят осознанное «мама» и «папа», впервые употребят глагол «дай» в полной или сокращенной форме.

Развитие понимания обращенной речи выражается в безошибочном восприятии простейших просьб. Рекомендуется, как можно чаще предлагать малышу подать, положить или указать на знакомый ему предмет или человека. Такие упражнения закрепляют образованные звуко-зрительные связи в головном мозге, способствуют скорейшему появлению связной речи.

Лепет малыша становится эмоционально окрашенным, напоминает монолог. Малыш может долго негодовать, используя разнообразные звуки, если у него не получается совершить действие, радостно лепетать, увидев маму или другого знакомого человека. Если внимательно прислушаться, то в лепете ребенка можно услышать все звуки родного языка.

Развитию речи между 8 и 9 месяцами жизни способствуют:

  • активное употребление описания во время игры. Как можно чаще называйте предметы, их цвет и форму, рассказывайте, что вы делаете. Желательно использовать непосредственное название предмета или героя (кукла, собака), а не имя (Маша, Тузик), следить за чистотой собственной речи;
  • игра в «покажи». Как можно чаще просите карапуза показать, где находится определенный предмет, кто на фото мама и т.д. Не расстраивайтесь, если вначале ребенок не сможет уверенно дать правильный ответ. Помогите ему, самостоятельно указав на необходимую игрушку или человека. Постепенно кроха поймет, что вы хотите, начнет делать успехи;
  • просите малыша выполнить простые просьбы: подать, показать, принести;
  • предлагайте занятия, развивающие мелкую моторику. Сенсорные мешочки и бизиборды, игры с кубиками, конструктором и т.д.;
  • не сюсюкайте и не заменяйте полные слова на их уменьшенные аналоги. С самого начала называйте автомобиль машиной, а не би-би и т.д.;
  • читайте книги, пойте песенки, декламируйте стихи. Чем больше красивой, чистой речи будет звучать вокруг ребенка, тем быстрее и качественнее он заговорит.

Правила по уходу

Новшеством для 8-ми месячного ребенка становится его желание изучать продукты своей жизнедеятельности. Карапуз может пописать или покакать и попытаться потрогать или даже попробовать на вкус полученный материал. Не стоит позволять ему это делать. Через это стремление постепенно формируется понимание между действием и последствием, малыш начинает осознавать, зачем мама высаживает его на горшок. Но не стоит радоваться раньше времени. Полное понимание необходимости горшка придет намного позже, ближе к 2-2,5 годам. Если вы приучите, то карапуз будет проситься на горшок на уровне рефлексов.

Купание и гигиена

Купать малыша на 9-м месяце жизни стоит каждый день в чистой воде. Можно добавлять слабые растворы трав, рекомендуемые педиатром. Мыло используется только после дефекации 1 раз в день. Раз в неделю можно помыть голову малышу шампунем для детей.

Во время купания все большую роль играют специальные игрушки. Кроме резиновых животных и кукол, можно предложить карапузу мельницы и фонтаны, небольшой ковшик и кружку. Игры с водой доставляют карапузу удовольствие и способствуют расслаблению.

Время купания варьируется в зависимости от настроения ребенка и занимает от 10 до 40 минут.

Хорошо разнообразить процедуру очищения кожи различными полезными для развития занятиями:

  • пойте песенки и читайте стихи о воде и чистоте;
  • учите играть с игрушками, показывая, как их использовать;
  • предложите самостоятельно помыть свои руки или ноги;
  • рассказывайте, как называется часть тела, которую вы моете в данный момент.

Питание

На 9-м месяце жизни ребенка, при наличии 4-х передних зубов можно постепенно менять консистенцию предлагаемых блюд. Постепенно от пюреобразного питания нужно отходить, предлагая крохе жевать. Использование челюсти во время еды положительно влияет на развитие вкусовых рецепторов, речи, общих знаний ребенка о еде.

Продолжает изменяться режим кормления. Если еще месяц назад между 2-мя и 3-мя дневными кормлениями, состоящими из прикорма, карапуз мог попросить мамину грудь, то теперь он часто об этом забывает, занявшись игрушками. Все дело в увеличивающемся количестве прикорма. Если до этого он был ознакомительным (педагогическим), то к началу 9-го месяца объем пищи увеличивается приблизительно до 100 грамм за одно кормление и полученной пищи хватает для обеспечения энергией до следующего перекуса.

Следует задуматься над тем, чтобы малыш кушал с остальными членами семьи. Это благоприятно скажется на его самооценке, аппетите, простимулирует желание кушать самому.

К 9-ти месяцам малыш должен полностью заменить грудь на прикорм в 2-х из 5-ти подходов к еде в течение дня. Интервал между приемом пищи постепенно увеличивается до 4-х часов. Грудь или смесь обязательны в утреннее и последнее вечернее кормление.

Желательно к 9-ти месяцам ввести многокомпонентную пищу, каши из 3-5 злаков, пюре из нескольких видов овощей, овощи с мясом. Если малыш хорошо отреагирует на творог, то им можно заменить четвертое кормление. Продолжайте знакомить ребенка с новыми продуктами во второе утреннее кормление.

Таблица разрешенных продуктов для ребенка 8-9 месяцев.

Продукт Возраст введения
Фруктовый сок 5-6 мес.
Фруктовое пюре 5-6 мес.
Творог 6,5 мес.
Овощи 6 мес.
Молочная каша 5 мес.
Безмолочная каша 7 мес.
Мясо 7 мес.
Рыба 8 мес.
Кефир 7 мес.
Хлеб 7 мес.
Сухари, детское печенье 6 мес.
Растительное масло 6 мес.
Сливочное масло 6 мес.
Яичный желток 6 мес.
Многокомпонентная молочная каша 8 мес.
Многокомпонентная безмолочная каша 8 мес.
Многокомпонентное овощное и фруктовое пюре 8 мес.

Сон и режим дня

Спит 8-ми месячный ребенок по-прежнему. Ночной сон занимает 10-11 часов, днем кроха отдыхает дважды по 2-3 часа. Некоторые дети постепенно начинают переходить на однократный дневной сон, который занимает до 4-5 часов. Рекомендуется перед сном проветрить помещение, приглушить свет, создать естественную тишину. Малыш должен быть чистым, накормленным, уставшим. Температура помещения не должна превышать 22 градусов, влажность — не менее 50% и не более 75%. Хорошо предлагать карапузу поспать во время прогулки на свежем воздухе.

Гулять с 8-ми месячным ребенком нужно каждый день. Чем больше времени вы будете проводить на свежем воздухе, тем лучше. Если малыш не спит во время прогулки, то посадите его, дав возможность изучать окружающий мир.

Рекомендуется соблюдать режим дня. Оптимальным считается режим, при котором малыш спит, ест, гуляет и играет в одно и то же время. Постепенно кроха привыкает к последовательности действий и будет чувствовать себя более уверенным.

Зубы, инфекции и другие события, нарушающие график жизни ребенка, на 9-м месяце жизни могут привести к смещению графика жизнедеятельности малыша. Некоторые карапузы путают день и ночь, начиная активничать ближе к вечеру и отказываясь уходить на ночной сон. По утрам же наоборот, просыпаются поздно, ведут себя вяло. Такой график сильно влияет не только на малыша, но и здоровье мамы. Следует, как можно быстрее вернуть ребенка в нормальный режим дня, не дав привыкнуть к новому.

Закаливание

Укреплению иммунитета на 9-м месяце жизни способствуют действия, направленные на закаливание организма. Если вы уже на протяжении нескольких месяцев используете базовые принципы приучения организма к перепаду температур, то ваш ребенок уже привык к этим процедурам и практически не реагирует насморком и температурой на изменения, происходящие в природе. Следует продолжать проводить воздушные и солнечные ванны, обтирать водой комнатной температуры, избегать кутания.

Если по каким-либо причинам вы еще не проводили процедуры по закаливанию организма, то начинать необходимо постепенно. Солнечные и воздушные ванны для начинающих следует проводить на время, не превышающее 5-ти минут в комнате с температурой не ниже 22 градусов. Обтирание лучше делать водой, чуть теплее комнатной температуры.

Как развивать малыша?

На 9-м месяце жизни ребенка игры и развивающие занятия начинают иметь большую роль. Развивающая среда для малыша выстраивается по его потребностям и должна содержать в себе разнообразные игрушки и предметы для формирования двигательного совершенства, умственных способностей, развития речи и познаний об окружающем мире.

Малыш уже много умеет, поэтому взрослые могут предложить ему большой спектр различных игр и упражнений. Подбирать их рекомендуется под темперамент и вкус ребенка. Спокойным детям хорошо предложить занятия, не требующие концентрации и манипуляции пальцами рук, активным и подвижным – игры и познавательные занятия, требующие скорости.

Среди подходящих для детей между 8 и 9 месяцем жизни занятий можно предложить:

  • игры с коробочками, сумочками, сортерами. Предложите собрать предметы в коробку, достать их из сумочки, подобрать по размеру и форме. Вначале покажите, как это делать сами, после совершите действие руками карапуза, дайте возможность повторить самостоятельно;
  • катать и бросать мячики и шарики. Сядьте напротив ребенка и покатите к нему шарик. Предложите крохе оттолкнуть его в вашу сторону. Научите бросать мяч, пробовать ловить его и т.д.;
  • «волшебный мешочек». Сложите в непрозрачный мешок несколько игрушек. Дайте карапузу потрогать его. Спросите, что находится внутри. Извлеките предмет;
  • «оркестр из кастрюль». Дети очень любят предметы, движения с которыми производят звук. Дайте малышу кастрюлю и крышку. Покажите, как хлопнуть ею. Предложите положить в кастрюлю игрушку и повторить действие;
  • «хрюкаем и гавкаем». Показывайте карапузу разные варианты сочетания звуков, предлагайте ему самостоятельно повторять за вами;
  • замки и башни. Стройте с малышом небольшие башенки и позволяйте ему их рушить;
  • книги и разговоры. Предложите полистать книгу для младенцев, показывайте, кто изображен, что он делает и т.д.;
  • ролевые игры. Пора познакомить карапуза с играми в куклы. Возьмите одни из них и начните разговаривать с крохой. Он очень обрадуется. При помощи куклы покажите простые игры: чаепитие, прогулки, укладывание спать;
  • прятки и догонялки. Если малыш уже хорошо ползает или двигается у опоры, предложите ему убегать от вас, а сами мелкими шагами или на четвереньках делайте вид, что не можете догнать.

Кроме обычных игр, хорошо предложить карапузу самостоятельно изучать окружающий мир. На 15 мин за один раз, и не более 1 часа в день можно поставить кроху в ходунки. Вначале кроха будет просто стоять, смотреть вокруг себя, но достаточно быстро освоит предложенную технику и начнет передвигаться по комнате. На счет использования ходунков родителям необходимо проконсультироваться с врачом.

Какие развивающие игрушки нужны

Игротека на 9-м месяце жизни расширяется. К уже купленным ранее игрушкам добавляются новые, развивающие умственные навыки и совершенствующие умение ползать и ходить. Среди наиболее полезных можно выделить:

  • Каталки и ходилки. Игрушки, помогающие малышу освоить навык ходьбы, должны выдаваться малышу под строгим контролем взрослых, пока малыш не научится самостоятельно ходить без опоры;
  • Заводные игрушки. Новый вид развлечения, позволяющий оживить персонажей, заставить их производить новые для ребенка звуки. Хорошо влияют на развитие слуха, зрения, координации;
  • Пирамидки и сборные игрушки с большими деталями. Умение выстраивать небольшие башенки, соединять простой конструктор или вкладывать одну деталь в другую, хорошо влияют на развитие мелкой моторики;
  • Коробочки, ведерки, тарелочки разных размеров и цвета. Хорошо приобрести набор посуды. Малыша очень интересуют игрушки, по форме напоминающие предметы из жизни взрослых. Наличие уменьшенных копий таких предметов хорошо развивает понимание предназначения конкретной вещи для определенных действий;
  • Кубики и мячики. Разные по форме и размеру, тренируют не только моторику, но и умственные способности. Можно постепенно при помощи таких предметов обучать ребенка различать и разграничивать большое и маленькое, сортировать по цвету;
  • Куклы и звери. Резиновые, пластиковые, тряпичные, чем больше разнообразие животных и кукол, тем лучше. Называйте название животного, рассказывайте, что он кушает и как говорит. Чем больше информации получит малыш на данном этапе, тем богаче будет его речь и знания впоследствии;
  • Сенсорные мешочки и бизиборды. Старайтесь уделять достаточно внимания мелкой моторике ребенка. Предлагайте ему щупать разные на ощупь предметы, открывать безопасные дверцы бизиборда, дергать за молнии и пытаться закрыть окошки;
  • Музыкальные инструменты и игрушки. Малышу очень нравится слушать различные звуки и мелодии. Позвольте ему самостоятельно изучать мир звуков;
  • Книжки для младенцев. Чем раньше познакомите малыша с книгой, тем больше вероятность, что он будет ее любить впоследствии.

Кроме обозначенных игрушек, хорошо предлагать малышу играть с разными кнопочными моделями, использовать в качестве игрушек безопасные вещи взрослых. Каждый новый предмет малыш изучит и попробует на вкус. После первого знакомства и изучения покажите, как с игрушкой можно заниматься. Малыши не умеют придумывать игровые действия самостоятельно – это задача родителей. Научив кроху играть в 8 месяцев, вы увидите, как быстро он придумывает новые варианты занятия с предметами.

Что должно насторожить, оценка умений.

Развитие малыша идет стремительно и каждый день вы можете заметить изменения, происходящие с ребенком. Развитие проходит в норме, если ваш малыш:

  • Лежа на спине, поднимается в положение сидя, пытаясь достать предложенную ему игрушку;
  • При попытке накрыть его пеленкой тут же сдергивает ее с головы;
  • Протестует и негодует при попытке отобрать у него игрушку;
  • Хохочет, когда с ним играют;
  • Во время игры использует обе руки, при этом в каждой из них может находиться по одной игрушке;
  • Узнает на фотографии знакомых взрослых;
  • Поднимает с ровной поверхности небольшие предметы при помощи 2-х пальцев;
  • Копирует поведение взрослых;
  • Понимает вопрос «где» и с удовольствием ищет названный предмет.

Если один или несколько указанных навыков слабо развиты, то необходимо постараться развить их, как можно быстрее.

Вас должно насторожить, если кроха не может:

  • Ползти назад, вперед или по кругу;
  • Стоять при поддержке;
  • Схватить маленький предмет 2-мя пальцами;
  • Сидеть, самостоятельно удерживая равновесие;
  • Пить из чашки или стянуть пеленку с головы;
  • Постучать удерживаемым предметов об пол;
  • Произнести более 8-ми слогов;
  • Проявлять эмоции.

Наличие одного или нескольких признаков у карапуза – повод срочно посетить педиатра. Возможно, придется пройти дополнительное обследование у других специалистов.

Снижение аппетита, активности, излишняя капризность, без признаков появления зубов также должны побудить вас обратиться к врачу.

Малыш растет и развивается, радует своим смехом и попытками покорить новую высоту. Возможно, вы уже услышали первое «мама» или «папа». Теперь ваша жизнь стала меняться, ускоряться. Не забывайте думать о себе и своем здоровье, отдыхайте и старайтесь быть спокойными и счастливыми. Для вашего ребенка каждый день – открытие, радуйтесь вместе с ним и не забывайте делать фотографии самых первых и важных шагов малыша.