Семейное воспитание и ее значение. Семейное воспитание детей

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Рассмотрим влияние семьи на ребенка.

1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волненийумнньшается чувство тревоги приразличніх ситуациях.

2. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте.

3. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта.

4. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.

5. Общение в семье становится образцом для ребенка.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлоблен-ным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспи-тания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются:

Неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

Отсутствие нормального психологического климата в семье;

Фанатизм в любых его проявлениях;

Безграмотность в педагогическом отношении, противоправное поведение взрослых.

Характеристика семьи

Семью создают отношения «родители-дети».Могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений. Выпадение одного из этих звеньев, по мнению ряда ученых, характеризует фрагментарность семейных групп.

На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы . К внешним факторам относятся совокупность материальных и духовных условий, существующих в обществе К внутренним факторам , способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально - психологические особенности супругов.

В семейных отношениях существует пять проблемных сфер, это: домашнее хозяйство, распределение бюджета, воспитание ребенка (детей), проведение совместного досуга, общение.

Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Таким образом, семья - сложное образование, которое имеет четыре характеристики:

семья - малая социальная группа общества;

семья - важнейшая форма организации личного быта;

семья - супружеский союз;

семья - многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Семья - это системно-функциональное объединение эмоционально- значимых людей на основе супружества, родства и родительства.

Классификация типов семей

1.По семейному стажу супругов. Здесь выделяют семьи:

· семья молодоженов. Это только что рождённая семья, У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё просто. Молодая семья - (у одних через полгода-год, а у других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья, столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать его. Семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья, ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым становится отец. Семья среднего супружеского возраста(от трёх до десяти лет совместного проживания). В эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный период приходится боль-шинство разводов. Семья старшего супружеского возраста(10-20 лет). Морально-психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости. Пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству детей выделяют такие разновидности семей:

· Бездетные(инфертильные) семьи, где в течение 10 лет совместного проживания не появился ребёнок. Однодетная семья. Из этих семей распадается примерно каждая вторая. Малодетная семья(семья с двумя детьми). Многодетная семья - такою нынче считается семья, в которой трое и более детей.

3. По составу семьи.

· неполная семья - когда в семье есть лишь один родитель с детьми. Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью и эмоциональностью.

· отдельная, простая семья(нуклеарная) Её образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения, проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.

· большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар(родительская пара и несколько детей со своими семьями).

4. По типу главенства семьёй. Различают две основные разновидности семьи:

· эгалитарная(равноправная) семья.. Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа получается лучше. Борьбы за власть не происходит. Вторая разновидность - авторитарная семья, основанная на беспрекослов-ном повиновении одного члена семьи другому.. Семьи этого типа довольно часто раздираются борьбой за власть.

6. По качеству отношений в семье.

· благополучные, устойчивые, проблемные. Тут частенько нет взаимопонимания, вспыхивают ссоры и конфликты. Конфликтные, где семьи не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого эти семьи не стабильны. Социально неблагополучные, в которых культурный уровень достаточно низкий, распространено пьянство. Дезорганизованные семьи, где процветает культ силы, господствующим чувством является страх, каждый член семьи живёт сам по себе.

7. По особым условиям семейной жизни.

· Студенческая жизнь. Особенность такой семьи - отсутствие жилья у молодых супругов, хронический недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей.

· Дистантные семьи- семьи моряков, крупных спортсменов, артистов. Здесь семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе.

ЛЕСГАФТ ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ (1837—1909), педагог, врач, общественный деятель. Россия .
Окончил медико-хирургическую академию в Петербурге (1861), сначала работал в ней, а с 1868 г. — руководил кафедрой в Казанском университете. ЛЕСГАФТ — педагог-демократ, протестовал против произвола царизма в просвещении, много сделал для развития в России женского образования, выступал за свободу науки и прав ученого. За свою общественную деятельность подвергался репрессиям: запрещались его публичные лекции, в 1871 г. был уволен из профессоров Казанского университета, позже выслан из Петербурга, десятилетиями находился под надзором полиции. В 1893 г. ЛЕСГАФТ организует биологическую лабораторию и первые в России «Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания», которые подготовили много женщин педагогов («лесгафтичек»). В 1905 г. открыл Высшую вольную школу с курсами для рабочих.
ЛЕСГАФТ стал признанным автором научной системы физического воспитания. Определил важнейший принцип физического воспитания — его единство с умственным, нравственным, эстетическим. Необходимо развивать у человека умение владеть своим телом, что достигается по ЛЕСГАФТУ, естественными движениями. Такое название означает, что эти движения соответствуют особенностям каждой группы мышц и вызывают действия всех мышечных групп организма (природосообразность): бег, гимнастические упражнения без перенапряжения и др. Исключаются движения, которые противопоказаны природе той или иной группе мышц. Важно, чтобы все физические движения были не подражательными, а осознанными. Особую роль в системе естественных движений ЛЕСГАФТ отводил подвижным играм. Он ценил их за многосторонность, так как в них есть физические упражнения для различных групп мышц, они формируют характер, содействуют нравственному и умственному развитию.
Интересна и теория семейного воспитания, предложенная ЛЕСГАФТОМ. Она насыщена любовью и уважением к ребенку. Истинная забота о нем требует изучения его психических и физических особенностей.
ЛЕСГАФТ талантливо восполнил пробелы в отечественной педагогике, связанные с вопросами физического и семейного воспитания. Оправдалось и предвидение Ушинского, что серьезная разработка теории физического развития может быть сделано ученым — врачом и педагогом. ЛЕСГАФТ снискал уважение современников за свою подвижническую общественную деятельность в области просвещения. Его имя почитаемо и сегодня, а труды широко используются при подготовке спортсменов и специалистов по физическому воспитанию.

Семейное воспитание ребенка и его значение
Введение

Самое существенное требование, какое необходимо предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанность руководить ребенком, вступающим в школу, — это чтобы он понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его дошкольной обстановкой и семейной дисциплиной.
Не менее необходимо для каждого воспитателя отдавать себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.
Большинство воспитателей в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность» детской натуры или же в утешение себе и другим ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.
Привыкнув в обыденной жизни к очень поспешным заключениям, когда приходится указывать причину того или другого поступка взрослого человека, обыкновенно ограничиваются только обвинениями и порицаниями также и тогда, когда спрашивают: где искать причины дурных привычек или безнравственных поступков ребенка, едва достигшего школьного возраста?
Однако эти обвинения и порицания ровно ничего не уясняют, а только доказывают, что педагог не желает взять на себя труд выяснить те психические мотивы, которые составляют подкладку каждого человеческого поступка. Вследствие недостатка внимания, а главное вследствие незнания, обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия.
Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно учить, причем под словом «учить» нередко подразумевают: взыскать, наказать, пригрозить и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге; если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту.
В настоящем этюде представлены главные типы детей, которые приходится наблюдать при появлении их в школе, и по возможности выяснена связь, существующая между наблюдаемыми типичными проявлениями и условиями, при которых дети развиваются в семье. Результаты приводимых наблюдений еще очень неполны, и если они представлены в виде антропологического этюда, то только для того, чтобы вызвать дальнейшие наблюдения и проверки и, таким образом, общими усилиями выяснить развитие и значение типов, встречаемых в школе и в семье. (...)

Школьные типы (Антропологический этюд)

Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1988.— С. 18—19, 24—114,137—138.

2.1 Семейное воспитание и его значение

В настоящее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политического строя, интеграцией России в мировое сообщество.

В связи с этим закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме ценностей и ценностно-смысловых ориентаций как отдельной личности, так и различных социальных групп, в том числе семьи.

В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие общецивилизационные тенденции и преобразования в российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех (Н.М. Лебедева, М.С. Яницкий и др.), о «введении» в современную семью принципа автономии личности (О.М. Здравомыслова), о том, что супруги всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи (Н.Г. Марковская), что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей.

С другой стороны, общество ставит перед людьми среднего возраста (какими являются родители детей-подростков) задачи личностного развития, самоактуализации, профессионального и карьерного роста, установления связей вне семьи, поэтому «отстранение» родителей от ребенка в этом возрасте, как отмечают В.С. Собкин и Е.М. Марич, - закономерное явление.

Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь - на воспитательную функцию. В подростковом возрасте ребенок стремится к автономии, но в то же время нуждается в родителях, их помощи и эмоциональной поддержке. Нарушения же семейного воспитания, фрустрирующие данные потребности ребенка, в этом возрасте напрямую связаны с негативными последствиями для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного развития (Д. Баумринд, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Е. Личко и др.).

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

«Семейное воспитание - дело величайшей важности», - писал А.И.Герцен (1812-1870). При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

Одним из важнейших условий воспитания детей Герцен считал установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства - в любовь к людям, к Родине.

Таким образом, семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.


Семейное воспитание (воспитание детей в семье) - общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость, какая семья, такой и выросший в ней человек.

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут;

Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества, какая семья - такое общество.

Семья обеспечивает преемственность традиций;

Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

Потенциал (в пер. с лат. potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности определенного лица, общества, государства в определенной области. Сделана попытка дать определение и качественный анализ понятия «воспитательный потенциал семьи». Различные авторы по-разному определяют данное понятие. Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей; это семейная микросреда, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств. Потенциал семьи: это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка. При оценке воспитательного потенциала семьи необходимо выделить показатели и критерии. В педагогической науке уже были предприняты попытки дать оценку воспитательным возможностям семьи, оценить ее воспитательный потенциал. Выбирались различные параметры, которые позволили бы примерно оценить уровень воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал семьи имеет сложную структуру и представляет собой единство эмоционального, интеллектуального, действенно-практического компонентов.


Критерии Эмоционального компонента:

· Благоприятный морально-психологический климат в семье.

· Наличие взаимопонимания между родителями, единство взглядов родителей на цели и задачи воспитания.

· Наличие взаимопонимания между родителями и детьми.

· Достаточно благоприятный морально-психологический климат, но случаются конфликтные ситуации.

Критерии Интеллектуального компонента:

· Знания по педагогике и психологии.

· Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

· Умение определять цели воспитания.

· Умение решать конфликтные ситуации.

· Осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы и средства воспитания.

Критерии Действенно-практического компонента:

· Посещение родительских лекториев и собраний в школе.

· Консультации у специалистов: психологов, социальных педагогов и других, которые занимаются вопросами семьи и семейного воспитания.

· Педагогическое самообразование родителей.

· Пример трудовой и общественной деятельности родителей.

Семейное воспитание является наиболее востребованным видом воспитания во все времена. Социокультурный феномен семьи, его эволюция или стагнация (депрессия, застой), способность к дифференциации собственного опыта развития, удовлетворения базисных потребностей всех членов семьи в самоактуализации, безопасности, принятии и одобрении, личностном росте и становлении. Эти показатели семьи тесно взаимосвязаны с биологическим, психологическим и социальным функционированием каждого члена семьи и особо значимы для детей и подростков.

В современных условиях институт семьи рассматривается, как основной в воспитании и развитии ребенка, наряду с семьей важную роль имеют общественные и государственные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.).

Семья - своеобразный коллектив, члены которого разные по возрасту, по профессии, связаны узами родства, ведут общее хозяйство, в котором принимают участие и дети. Взаимоотношения членов семьи строится на взаимной любви и уважении понимании и принятии, поддержке и взаимопомощи. Особую атмосферу в семье создаёт коммуникативная культура общения между собой всех членов семьи: детей и родителей, братьев и сестер, с бабушками и дедушками. От уровня взаимодействия членов семьи зависит обогащение жизненного опыта детей, уровень их духовно-нравственного становления.

Специфика воспитания детей в семье состоит в том, что, начиная с пренатального периода развития плода, затем первые дни, месяцы, годы жизни ребенка считаются самыми ответственными и трудными.

С рождением ребенка в семье появляются новые и сложные задачи.

Одна из первоочередных задач семьи - обеспечение физического развития и воспитания ребенка. Это уход за ребенком, своевременное и правильное питание, прогулки, закаливание организма и привитие санитарно-гигиенических навыков. Для детей раннего возраста важно организовывать игры с предметными игрушками (качать, кормить, катать, укладывать спать и др.), Эти игровые действия вводят ребенка в мир взрослых и совершенствуют его физические возможности, расширяют его кругозор.

Забота родителей в первые годы жизни ребенка об удовлетворении его физических потребностей должно сочетаться с развитием его духовно-нравственного становления. Это рассказывание сказок, чтение книг, просмотр детских мультфильмов, кинофильмов, слушание музыки, рассматривание иллюстраций и картин.

В дошкольные годы воспитание в семье должно быть направлено на формирование культуры чувств. Это воспитание благоговения (глубочайшего почтения) уважения к родителям, старшим, близкое к страху обидеть, огорчить родных и близких. Воспитание родителями благоговения способствует формированию послушания, что особенно важно в современных условиях, когда отмечается утрата таких критериев как «можно» и «нельзя». Семья обязана создать условия для воспитания у ребенка чувства стыда, стыдливости, которое свойственно каждому человеку, чтобы ещё в детстве ни дать ему заглохнуть. Важное место в воспитании детей в семье занимает культура потребления, воздержания, самоограничения. Для этого необходимо формировать у детей потребность в соблюдении режима дня, закаливании, выполнении обязанностей по дому, аккуратность, умеренность в пище. Воспитание благоговения способствует формированию отношений к другому человеку: это чувства понимания и сострадания. Дети с раннего возраста должны усвоить правила: никого не обижай; насколько можешь, помогай; делай добро. Необходимо уделять особое внимание воспитанию правдивости у детей в семье, для этого родители, взрослые члены семьи должны быть примером на словах и в делах, не обманывать детей и не делать им ложных сообщений. Воспитание чувства воли - это воспитание характера. Ещё А.С. Макаренко предлагал упражнения для воспитания воли и называл их «гимнастикой поведения». В современной педагогике и психологии накоплено достаточное количество упражнений на воспитание воли: «Похвали себя» за проявление волевых усилий: не хотел - а сделал, не мог - а научился и др.

Воспитание совести у детей в семье - это самое значительное в проявлении духовности. Совесть - это выражение самосознания, это голос внутреннего «Я», это воспитание осознанной ответственности за себя. Н.Е. Щуркова в своих исследованиях отмечает, что совесть - это основа общечеловеческой нравственности. По её состоянию определяется нравственность человека. Совесть может быть: спокойной, чистой, немощной, мертвой, «сожженной» - это крайне опасное состояние, человек теряет границы дозволенного, не чувствует ответственности, теряет чувство ценности мира, человека, творца. Это приводит к порокам и преступлениям.

Родители, взрослые в семье должны знать, что воспитание чувств у детей осуществляется через классическое искусство, которое присутствует в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Для этого необходимо читать, обсуждать прочитанное вместе с детьми, ходить в музеи, на выставки, в театры, анализировать увиденное, учить видеть и восхищаться прекрасным.

Большое место в воспитании чувств у детей занимает слово. В современных условиях неблагоговейное отношение к слову, забвение его духовных основ, привело к обесцениванию, десакрализации (обеднению) активного словаря ни только детей, но и самих взрослых. Подтверждением этого является частое употребление ненормативной лексики взрослыми в семье, общественных местах, что служит дурным примером для детей.

Специфические задачи существуют в воспитании детей в семье по гендерному (половому) признаку. Родители должны знать, что самой природой запрограммированы характеристики поведения мужчин и женщин. Если последняя это тонко чувствующая, непримиримая к злу, то мужчина - мужественный, способный нести ответственность за своих близких, защищать Родину. Как только ребенок в раннем возрасте начинает осознавать своё «Я», с этого начинается длинный путь становления его как личности. Только к 5-7 годам у детей происходит четкая дифференциация правил их поведения в соответствии с нравами и обычаями той среды, в которой находится ребенок. Дети ещё не имеют развитого опыта поведения, многое делают неосознанно, а родители (папа и мама) являются для них примером для подражания, поэтому атмосфера семейного воспитания в их детстве во многом определит их поведение в будущем, в роли мужа и жены. Дружинин В.И. Психология семьи. - М. 2007.

С дошкольного возраста родители обязаны позаботиться о трудовом воспитании своих детей, чтобы формировались качества созидателя, а не потребителя (последнее, к великому сожалению, мы сегодня наблюдаем чаще). Важно приучать детей к самообслуживанию, оказанию помощи семье по дому, хозяйству, радовать близких своим трудом. Родители, наблюдая за трудом своих детей с детства, их увлечениями, наклонностями, в дальнейшем помогут им в выборе профессии. Воспитание трудолюбия у ребенка является высшим нравственным показателем формирующейся личности.

Задача родителей создать в семье условия для умственного воспитания и развития детей. Важно научить детей наблюдать явления природы, сравнивать предметы и явления, выделять сходное и различное. Атмосфера интеллектуальной жизни в семье характеризуется тем, что взрослые и дети трудятся, книга у всех членов семьи - главный источник знаний, есть традиция совместного чтения, просмотра телепередач. Не последнее место в умственном развитии детей занимают современные информационные технологии. Дети быстрее, чем взрослые овладевают работой на компьютере, поэтому важно, чтобы родители дозировали время работы с ним, предлагали детям игры развивающего характера с постоянным усложнением, где ребенок должен проявить смекалку, ловкость, учился анализировать. Однако без должного контроля со стороны взрослых есть опасность сформировать у детей компьютерную «игрофобию».

Уже в дошкольном возрасте семья формирует у ребенка эстетическую культуру. С раннего детства родители учат ребенка радоваться улыбке матери, красивой игрушке, цветку, пению птиц, красивой музыке, интересной книжке, красивому человеческому поступку. В эстетическом воспитании важно учить детей не только радоваться окружающей их красоте, но и обязательно понимать и беречь её в природе, конкретных поступках, делах и мыслях. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009.

Особое место в семейном воспитании занимает период подготовки детей к школе. Дошкольный возраст - это благодатный период для формирования мотивации учения. Для этого важно, чтобы ребенок «прошел» все виды игровой деятельности: игры с предметами, режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные (драматизации), дидактические и др. Происходит как бы «насыщение» игровой деятельностью, (хотя игра будет сопровождать его и в дальнейшей жизни), что способствует изменению позиции ребенка. Появляется желание идти в школу, интерес к учению, познанию нового. Родители поддерживают интерес к школе; «В школе ты узнаешь много нового», «С первого сентября ты начнешь трудиться, как взрослый», «Учеба в школе это твои трудовые обязанности». Важно уделять внимание формированию таких качеств, которые необходимы для учебной работы: умение доводить начатое до конца, преодолевать встречающиеся трудности, оценивать качество работы и её результаты, переживать удовольствие от выполненного дела, огорчаться неудачей. Так у будущего школьника создается радостная, совершенно реальная личностная позиция. Ребенок, идущий впервые в школу, внутренне готов к своему новому положению и переживает чувство гордости, что он - школьник. Родители должны поддержать тягу ребенка к школе, интерес к новому, неизвестному. Что для этого необходимо сделать? В первую очередь, позаботиться о рабочем месте первоклассника. Организовать правильный режим дня: постоянное время отхода ко сну и подъема, четырех-пяти разовое питание, постоянное время для учебных занятий дома, наличие свободного время для игр, занятий своим любимым делом, прогулка на воздухе. После того как составлен режим дня, помощь взрослых должна выражаться в напоминании о предстоящих делах согласно распорядку. Контроль взрослых не должен быть назойливым и постоянным. У ребенка необходимо вырабатывать самостоятельность. Младшие школьники очень чувствительны к одобрению и замечаниям, поэтому приучайте детей делиться своими успехами, не скрывать трудностей. Показывайте детям свою заинтересованность в успехах ребенка и желании помочь в затруднениях. Практика показывает, что дети легче включаются в школьную жизнь, если в первый месяц их школьной жизни кто-то из родителей рядом, помогает войти им в новый ритм жизни, организовать свою деятельность.

Итак, внимание родителей к школьным делам ребенка поможет ему осознать учение как долг, обязанность и сформировать у него ответственное отношение к учению. Сумеет ли семья в первый год обучения поддержать познавательный интерес ребенка, самостоятельность, от этого зависят успехи его в учебном труде в последующих классах. Задачи семьи с ростом ребенка и переходом его из класса в класс усложняются.