Базовые эмоциональные выражения лица младенцев. Эмоциональное развитие новорожденного

Я. Дембовский (1959) отмечает, что новорожденный обладает тремя эмоциями: страхом (точнее было бы сказать - испугом), который обнаруживается при сильном звуке; гневом, как реакцией на стеснение движений, и удовольствием, возникающем в ответ на покачивание, а также на легкое поглаживание кожи. Что же касается выражения этих эмоций, то прежде всего у новорожденного возникает плач. Но у него бывает выражение, похожее на улыбку. Вероятно, это чисто рефлекторное явление, не связанное с событиями окружающего мира. Мне довелось наблюдать ребенка в возрасте около 10 дней, у которого прорезался даже хохот, продолжавшийся две-три секунды.

Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. М. Ю. Кистяковская (1946) отмечает, что если 3-4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, то 5-6-месячные дети при приближении и обращении к ним другого взрослого, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем либо улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова (1949) пишут, что до года улыбка появляется у ребенка почти исключительно на человеческое лицо или голос. Крик (испуг) в ответ на зрительные воздействия впервые появляется при дифференцировании знакомого человеческого лица от чужого человека или маски.

Формы реагирования, связанные с плачем и улыбкой, по-видимому, универсальны и отражают процесс созревания нервной системы (Emde et al., 1976). Даже у детей, рожденных слепыми, наблюдается та же последовательность событий (Fraiberg, 1971). Примерно в два с половиной месяца у младенца появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческому лицу. Малыши с готовностью улыбаются и реагируют движениями всего тела на приближающегося к ним человека.

С этого момента ребенок требует социальных контактов, в результате чего появляется новый вид эмоционального реагирования - формирование аффективно-личностных связей. Они закладываются в первые полгода жизни ребенка, чему способствует развитие у него средств экспрессии. В начале младенец выражает свои аффекты беспокойными движениями или неподвижностью. Затем подключаются мимика, звуки и телесные движения.

Меняется и характер голосовой экспрессии. На протяжении 1-го месяца крик ребенка выражает только его недовольство, причем звуковой состав этого крика сходен с интонациями обиды и недовольства взрослых. На 2-м месяце появляется спокойное «гуление», на 3-м - звуки радости, а позднее - смех (Тонкова-Ямпольская, 1966). Правда, по другим данным, ребенок впервые начинает смеяться в возрасте 5-9 недель (Church, 1966; Maior, 1906; Wolff, 1966). Стимулы, вызывающие смех, с взрослением младенца меняют свое значение. Дети 10-12 месяцев, как показали Л. Сроуф и Дж. Вунш (Sroufe, Wunsch, 1972), гораздо чаще смеялись в ответ на зрительные и социальные стимулы, тогда как дети 7-9 месяцев - в ответ на тактильную и звуковую стимуляцию. Авторы объясняют это тем, что у более старших детей в понимании ситуации как смешной когнитивные процессы принимают уже большее участие. В среднем реакция смеха у детей возникала на тактильные стимулы - в 6,5 месяца, на слуховые - в 7 месяцев, на социальные (игра в прятки) - в 8 месяцев, на зрительные - в 10,5 месяца.

В 3-месячном возрасте младенцы уже «настроены» воспринимать родительские эмоции, и их поведение показывает, что они ожидают увидеть выражение эмоций на лице матери или отца. В эксперименте, когда родитель по инструкции должен вдруг сделать «каменное лицо» во время аффективного общения, младенец удивлялся, пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью. Если родитель продолжал делать безучастное лицо, поведение ребенка менялось. Он отворачивался в сторону, начинал сосать палец и выглядел страдающим (Tronic et al., 1978).

Характерно, что и мать «настроена» на восприятие выражения эмоций младенца и готова ответить на них заранее, до того, как эта эмоция проявится у младенца.

Д. Штерн (Stern, 1984) вводит в связи с этим термин «аффективная настройка», который означает способность матери соответствовать в своем поведении темпу и интенсивности проявлений младенца и его эмоциональному состоянию без буквальной имитации его поведенческой экспрессии. Все это способствует установлению взаимной аффективной системы обратной связи между ребенком и взрослыми, обеспечивающими его выживание (Basch, 1976; Call, 1984).

В первые полгода жизни ребенка аффективно-личностные связи проявляются как его стремление разделить со взрослыми свои положительные эмоции по поводу восприятия радующих воздействий (интересной игрушки, веселой музыки и т. п.). Сначала - это отслеживание визуальных признаков сопереживания, включение объекта восприятия и взрослого в единое поле зрения; несколько позже отмечаются более активные проявления: показ взрослому радующего предмета, ожидание ответных положительных эмоций.

Ко второй половине первого года жизни младенец проявляет умение пользоваться восприятием эмоций матери для того, чтобы проверять себя и получать поддержку (Mahler et al., 1975), а также по выражению ее лица ориентироваться, продолжать ли свои действия, когда ситуация становится незнакомой. Это аффективное взаимодействие называется «социальным соотнесением» (Emde, Sorce, 1983).

Во вторые полгода жизни аффективно-личностные связи проявляются не только в положительной, но и в отрицательной эмоциогенной ситуации (в незнакомом помещении, при встрече с посторонними взрослыми, при виде пугающего предмета и т. п.). Ребенок ищет у взрослого защиту, прижимается к нему, заглядывает в глаза.

В это время у детей внезапно появляются боязнь незнакомых людей и тревога отделения от родителя («тревога семимесячных»). Малыши, которые до этого улыбались и были приветливыми, в присутствии посторонних становятся робкими и настороженными. Перспектива остаться одним в незнакомом месте даже на короткое время вызывает у них сильное беспокойство. Они часто плачут и цепляются за родителя. По данным Г. Бронсона (Bronson, 1978) 9-месячные малыши, увидев незнакомца, иногда начинают плакать еще до того, как тот к ним приблизился. Боязнь незнакомых людей сопровождает ребенка почти до двух лет.

Как отмечают М. Эйнсворт (Ainsworth, 1967), Е. Маккоби и С. Фельдман (Масcoby, Feldman, 1972), младенцы, имеющие отношения исключительно с одним из родителей, склонны проявлять более сильную боязнь незнакомцев и тревогу отделения (последняя особенно проявляется при попадании детей в ясли, что показано в работе Дж. Якобсона и Д. Билль (Jacobson, Wille, 1984). Кроме того, эти виды тревоги появляются у них раньше, чем у детей, имеющих связи не только с одним родителем. По Р. Спитцу (Spitz, 1965), ребенок боится, что незнакомый взрослый разлучит его с матерью.

Имеется несколько подходов к объяснению механизмов негативной реакции ребенка на незнакомого человека. Одни психологи рассматривают ее как проявление более общей отрицательной реакции на все новое и неизвестное (Hoffman, 1974).

Однако экспериментально показано, что далеко не любое новое вызывает у ребенка отрицательную реакцию; например, незнакомый ребенок вызывает улыбку и интерес (Дж. Боулби). Другие авторы полагают, что дети боятся не незнакомого человека как такового, а его необычного, непохожего на материнское, поведение. Если незнакомец подражает поведению матери, то у ребенка страх не возникает (Р. Рахман, цит. по: Haith, Campos, 1977).

К. Кальтенбах и др. (Kaltenbach et al., 1980) показали, что приближения незнакомого взрослого к младенцам боятся и их матери, на основании чего они делают вывод, что боязнь незнакомца - общечеловеческая реакция, а не только маленьких детей.

И все же в отношении этого вида страха у малышей остается много неясного. Некоторые авторы приводят данные, согласно которым он вовсе не обязателен. В исследованиях С. Ю. Мещеряковой (1974), Г. Моргана и X. Рициути (Morgan, Ricciuti, 1969) показано, что такой страх возникает у малышей в основном в критических ситуациях - в незнакомой обстановке, в отсутствии матери, в тех случаях, когда незнакомец берет ребенка на руки и т. д. Если же ребенок находится на коленях у матери, то отрицательная эмоциональная реакция отсутствует, а у нормально развивающихся «домашних» детей наблюдается даже исследовательское поведение. С. В. Корницкой показано, что в детском саду привыкшие к обстановке, хорошо адаптированные дети не проявляют страха по отношению к незнакомым людям. Поэтому высказывается мнение, что возникновение страха незнакомого человека может быть следствием определенных отклонений в формировании личности и эмоциональной сферы ребенка. Возможно, что имеют значение и индивидуальные особенности психики ребенка, которые вследствие малого возраста детей с помощью диагностических методик не могут быть выявлены.

При недостатке ситуативно-личностного общения младенца с взрослыми аффективно-личностные связи не устанавливаются, что нарушает не только эмоциональное, но и общее психическое развитие ребенка. Это было показано в ряде экспериментов зарубежных авторов. Р. Спитц (Spitz, 1962, 1963), создавая свою концепцию взаимодействия матери и младенца, опирался на эксперименты Харлоу с детенышами обезьян, которых растили с использованием неодушевленных суррогатных матерей. Спитц отмечает, что отсутствие аффективного диалога между младенцем и суррогатной матерью имело разрушительные последствия для развития обезьяньих детенышей.

Такие же отклонения в поведении и развитии наблюдаются и у человеческих детей (Г. Крейг, 2000).

П. Янг (Young, 1961) модифицировал и уточнил схему К. Бриджеса (Bridges, 1932), в которой показано постепенное появление эмоциональных реакций у детей в течение первых двух лет жизни.

В этой схеме сомнение вызывает отнесение к эмоциональным реакциям младенца подозрительности, а также влечения к взрослым и детям. Подозрение - это интеллектуальная характеристика, это предположение, основанное на сомнении в правильности, законности, справедливости слов, намерений, поступков. Влечение, хотя и имеет положительную эмоциональную окраску, является потребностно-мотивационным образованием. Впрочем, такая нестрогость в отнесении психологических феноменов к эмоциональным реакциям присуща, как уже неоднократно отмечалось мною, многим авторам. Кроме того, в схеме отсутствует эмоция обиды, которая, по некоторым данным, появляется в возрасте пяти месяцев. Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка.

А. Джерсилд и Ф. Холмс (Jersild, Holms, 1935) показано, например, что если в возрасте от года до шести лет одни факторы (шум, падение, чужие объекты) перестают быть причиной плача, то другие, напротив, вызывают страх все чаще (образы живых существ, животные, темнота и одиночество).

Когда малыш начинает сознательно улыбаться и выражать свое удивление , родители приходят в восторг . Ведь так интересно наблюдать за радостью , удивлением и даже гневом маленького человечка .

Эмоции закладываются еще в утробе матери и являются врожденными сигналами , которые выражают реакцию человека на посылы из окружающего мира . "Сигнализаторами " эмоций являются мимика , голос и движения тела . В основном с первых дней жизни дети задействуют именно голосовые эмоции .

К концу первого месяца жизни ребенок смотрит на лица родных и хочет повторить их выражения . Через месяц кроха способен подарить осмысленную улыбку родителям . Трехмесячный карапуз уже смеется и активно изучает незнакомые места и людей . Малышу становится скучно без мамы и он может капризничать и требовать ее внимания различными звуками , движениями ручек и ножек .

В четыре месяца ребенок настолько любопытен , что часто отвлекается даже от любимого лакомства - маминого молока . Во время кормления кроха может вертеться по сторонам и отворачиваться на появляющиеся звуки . Именно с этого периода время кормления может увеличиться на 10 -20 минут .

К пяти месяцам ребенок радуется при встрече с другими детьми , выражая свой восторг звуками . Ваше чадо узнает вас среди незнакомых людей и обязательно выразит свои положительные эмоции . Однако иногда вы можете заметить некоторые перепады настроения у своего малыша .

Шестимесячный ребенок начинает бояться незнакомых ему людей и сообщает об этом маме и папе . Карапуз будет чаще проситься к вам на ручки и показывать свои желания .

Ближе к восьми месяцам малыш способен заметить исчезнувший предмет в комнате , а уход родителей воспринимает с волнениями и плачем . Девятимесячный ребенок показывает свои достижения в игре родителям , ожидая от них похвалы .

В конце первого года жизни дети способны воспринимать запреты , наблюдают за реакцией мамы и папы на свои действия . Получив желаемое , годовалый карапуз испытывает радость , но недовольно реагирует , если родители не выполняют его требований .

Очень важно научиться разумно реагировать на чувства и эмоции своего ребенка . Не делайте из своего чада идеального ребенка , загоняя в жесткие рамки правильного поведения . Постоянными одергиваниями и наказаниями за бурные проявления чувств вы рискуете сделать так , что малыш будет скрывать свои эмоции . Постепенно из раскрепощенного и оптимистично настроенного ребенка может вырасти эмоционально зажатый и неуверенный в себе человек .

Психологи советуют избегать проблем с эмоциональными проявлениями , устанавливая контакт с малышом с момента зачатия . Учите своего карапуза различным эмоциям и общайтесь с ним с помощью определенной интонации , которая подходит для конкретной ситуации .

Эмоции играют большую роль в жизни маленького человека, определяют мотивы его поведения. Хорошее настроение помогает малышу усваивать те или иные привычки, навыки. Положительные переживания активизируют физиологические процессы в организме, а отрицательные, наоборот, угнетают их. Не случайно врачи не рекомендуют кормить плачущего ребенка: обменные процессы, сокоотделение пониженные, пища хуже усваивается, закрепляется отрицательное отношение к еде.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика.

Первый крик – результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик – это и первое проявление отрицательных эмоций (спазмы вызывают чувство стеснения). В данном случае трудно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение, так как у новорожденного нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни ребенок реагирует на неприятные ощущения, связанные с его потребностями в питании, сне, тепле. Причиной крика служат голод, мокрые пеленки... При правильном воспитании оглушительный крик младенцев незаметно переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции – плач, который становится естественным выражением всякого рода неприятных или болевых ощущений.

Положительные эмоции появляются позднее, на 2-м месяце жизни. Сначала это легкая улыбка, когда взрослый, склонившись над малышом, ласково разговаривает с ним. Ребенка нужно учить радоваться. Состояние комфорта, испытываемое малышом, когда он здоров, чист, накормлен, необходимо для его спокойного поведения, но само по себе вызвать радость не может. Главные условия возникновения положительных эмоций – общение с близкими людьми и познание окружающего мира.

С каждым днем дитя улыбается все чаще и обворожительнее, приводя в восторг родителей. Постепенно- вырабатывается особая реакция обращения к взрослым, которая называется комплексом оживления. Малыш сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает руками и ногами, издает тихие звуки. Это и есть выражение появившейся потребности в общении – первой социальной потребности ребенка.

В 3 – 4 мес. малыш может радоваться и в отсутствие взрослых, например, рассматривая яркие игрушки. Позже он научится смеяться, громко и забавно. Эмоциональное общение с ребенком в этот период является основным средством его психического развития. Дети легко переходят от смеха к плачу и наоборот, поэтому их легко успокоить: достаточно показать новую игрушку. Некоторые малыши могут быть некапризными и неплаксивыми, но безразличными ко всему. Такое состояние возникает чаще всего из-за слабого здоровья или в результате недостаточного внимания взрослых.

К концу 1-го года жизни ребенок ярко проявляет любовь и привязанность к близким, симпатию к тем, кто его забавляет. Малыш может испытывать и смущение. Некоторые дети, когда к ним обращается незнакомый человек, опускают глаза, отворачиваются. Но в этот период жизни чувство смущения еще не имеет особого значения, хотя и может стать впоследствии основой застенчивости. Вот почему нужно, чтобы ребенок привыкал к общению с разными людьми.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни чувства малыша становятся более разнообразными. Расширяется круг объектов, вызывающих как положительные, так и отрицательные эмоции. Ребенок радуется, наблюдая за кошкой, играющей с котятами, целует любимую куклу, горько плачет, когда лопнул подаренный ему воздушный шар, огорчается, если взрослые не понимают его речь, и уже способен всерьез обидеться.

Малыш испытывает и чувство страха. Он может испугаться незнакомых предметов, которые неожиданно приводятся взрослыми в движение или издают громкий звук. (Это может быть заработавший пылесос или загудевшая сирена.) Постарайтесь оградить ребенка от пугающих предметов, пока он к ним не привыкнет. Если что-то пугает ребенка, а изолировать его при этом некуда, советуем отвлечь его внимание, не акцентировать на том, что так страшит.

Не надо думать, что у всех детей страхи развиваются в результате неправильного воспитания. Одни дети от природы могут быть более чувствительными и боязливыми, чем другие. Если малыш боится засыпать в темноте и требует включать свет, его следует убедить в том, что темнота не опасна. Не высмеивайте ребенка, доказывайте словами свою правоту. Постарайтесь дать понять, что ему ничто не угрожает, что в любом случае вы рядом и придете на защиту.

Ни в коем случае нельзя пугать детей бабой-ягой, волком, чужим дядей, милиционером и тем более врачом (когда появится необходимость обратиться к доктору, с ребенком будет очень трудно справиться).

Малыш может бояться в этом возрасте собак и других животных, хотя они никогда не причиняли ему вреда. В этом случае не надо уговаривать его подойти к собаке, чтобы убедиться, что она не тронет. Страх быстро исчезнет, если ребенка оставить в покое: через некоторое время он сам постарается преодолеть свою боязнь, если встретит на улице собаку.

Очень рано у ребенка появляется способность к сопереживанию. Даже грудные дети небезразличны к настроению матери, а 2-летним доступно понимание настроения и других близких людей. Нужно пробуждать у малыша сочувствие к тем, кто младше и беспомощнее, кто ушибся и плачет: подойти вместе с ним, сказать слова утешения, пожалеть, погладить. Понаблюдайте, как радуются дети, когда в показываемом диафильме Колобок успевает спастись от злого волка. Эту способность к сопереживанию нужно всеми силами приветствовать и развивать: на ее основе формируются более сложные нравственные чувства и поведение детей.

С раннего детства у ребенка развивают и эстетические чувства, учат видеть прекрасное, радоваться ему. Весной обратите его внимание на красоту пробуждающейся природы, вместе с ним порадуйтесь аромату майского ландыша, зимой полюбуйтесь покрытыми инеем деревьями, искрящимся на солнце снегом. Послушайте вместе с малышом веселую детскую песенку по радио, в грамзаписи или по телевидению, похвалите его за аккуратно и красиво расставленные игрушки в его уголке.

Избегайте безвкусицы в детской и собственной одежде, убранстве квартиры, воспитывайте у малыша неприязнь к хаосу и беспорядку.

Даже очень маленькие дети могут распознавать и реагировать на эмоции своих родителей. Это говорит о том, что эмоциональное развитие ребенка начинается в самом раннем возрасте. Вы можете способствовать эмоциональному развитию ребенка, показывая чувства на своем лице.

Случай из хрестоматии, который вполне мог произойти в жизни

Прекрасный летний день в парке. Молодой отец и его 10-недельный сынок Артемка с удовольствием проводят время в компании друг друга на расстеленном одеяле. Папа наклоняется над Артемкой, воркует и счастливо улыбается, в то время как малыш внимательно смотрит на него. Ответные улыбки малыша приводят папу в восторг. Внезапно пробегающая мимо собака нарушает семейную идиллию и опрокидывает стакан лимонада.

Раздраженный отец оборачивается к собаке и кричит на нее, прогоняя прочь. Когда он поворачивается к ребенку, выражение гнева все еще остается на его лице. Артем смотрит на своего папу и внезапно начинает плакать. Папа немедленно реагирует на плач младенца, берет его на руки и успокаивает.

Что произошло? Была ли улыбка Артемки вначале реальным выражением довольства либо просто зеркальным отражением выражения отца? Была ли ответная реакция сына на гнев своего отца настоящей эмоциональной реакцией? Что чувствуют младенцы, и когда у них просыпаются чувства во «взрослом» смысле этого слова?

Рождение эмоции

Младенцы испытывают различные эмоции с самого рождения. В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что новорожденные могут реагировать на выражения эмоций своих родителей, вроде большой открытой улыбки на лице, уже в течение первых 2-3 недель жизни. Авторитетные исследователи полагают, что в течение первых трех месяцев младенцы могут реагировать и выражать пять основных эмоций:

  • радость;
  • интерес;
  • гнев;
  • печаль;
  • отвращение.

Исследователи полагают, что эмоциональные способности младенцев даются им с рождения, чтобы как можно быстрее создать эмоциональную связь с теми, кто заботится о них. Это своеобразный механизм защиты, который сложился в ходе эволюции и увеличивал шансы на выживание маленьких homo sapiens . Мнение об улыбке новорожденного, как о лишенной смысла, не имеет смысла.

Знаете ли вы, что страх является базовой эмоцией, которой обладают все дети? Ощущать его ребенок начинает в возрасте 7-8 месяцев. Это именно тот возраст, когда ваш ребенок начинает расстраиваться, когда вы выходите из комнаты.

Как узнать, какие эмоции испытывает малыш?

Малыши не могут рассказать о своих переживаниях и эмоциях – по крайней мере, пока. Чтобы узнать об эмоциях детей в раннем возрасте, учеными проводятся эксперименты, в ходе которых они наблюдают, как дети реагируют на выражения эмоций, которые они могут видеть или слышать.

В ходе одного из них 10-недельным младенцам в состоянии покоя мамы демонстрировали различные выражения – счастья, печали и гнева. Реакции малышей были записаны на пленку и проанализированы. Вот, что удалось установить:

  • ответная реакция младенца на каждое из трех выражений матери была разной, что доказывает их способность делать различие между счастьем, гневом и печалью;
  • сначала младенцы отражали радостные выражения своих матерей. Но если эта эмоция повторялась дважды, младенец отвечал уже на нее интересом и волнением;
  • злое выражение лица мамы вызвало у некоторых малышей такое потрясение, что они не смогли продолжить участие в эксперименте.

Другой эксперимент был посвящен тому, чтобы узнать какие эмоции из четырех – радость, интерес, грусть, гнев – маленькие дети испытывают наиболее часто. Ученые установили, что более половины всего времени в период исследования на лицах детей при их общении с мамой было выражение интереса. А вот печаль младенцы испытывали реже всего.

Эти результаты еще раз доказывают, что дети невероятно любознательны по своей природе и буквально с первых дней жизни нацелены на то, чтобы установить как можно лучший контакт с окружающими людьми.

  • проводите как можно больше времени, общаясь со своим ребенком. С каждым днем и ребенок, и вы сами будете узнавать множество интересных и захватывающих вещей друг о друге;
  • улыбайтесь, смейтесь, играйте выражениями лица. Знайте, что ваш гнев или грусть могут вызвать ответную реакцию малыша;
  • воспринимайте серьезно выражения эмоций ребенка и соответственно на них реагируйте;
  • смотрите и изучайте, как с течением времени развивается эмоциональный фон вашего сына или дочки.

Получайте удовольствие от того, что вы мама! И не забывайте всячески демонстрировать это!

Следующее видео поможет вам понять своего малыша, научит распознавать его чувства и эмоции: