Почему дерется годовалый ребенок. Ребенок дерется с родителями? Советы по воспитанию драчуна

Очень неловко бывает родителям услышать от воспитателя в детском саду или возмущенных мам других малышей слова о том, что их ребенок кусается. Замешательство, изумление, возмущение - все эти чувства вихрем пролетают в материнской голове: «Ребенок кусается? Мы постоянно занимаемся с ним и все ему разъясняем! Как отучить ребенка кусаться?»

Если ребенок стал вдруг кусаться, необходимо правильно оценить обстоятельства, понять, когда это началось, а также учесть возраст «хулигана». Мотивы, побуждающие его использовать укусы, могут быть самыми различными.

В детском саду случается разное, однако «кусачий» ребенок способен насторожить и воспитателей, и родителей

Так, малыши в 10 месяцев будут использовать укусы совершенно по другим причинам, чем 2-4 летние дети. Разумеется, и способы исправления их поведения тоже будут отличаться.

Причины

Первую пробу «на зуб» малыш делает еще в грудном возрасте. Грудь мамы, резиновая соска, свой кулачок – вот основные объекты, которые испытывают атаки крохотных кусак. Тут нет ничего необычного – считают мамочки. Зубки прорежутся и причины кусаться у ребенка не будет. Часто так и происходит, но не всегда.

Известный педиатр Комаровский писал, что почти все детишки начинают кусаться, только одни с первого замечания прекращают свои эксперименты, а некоторых приходиться отучать от дурной привычки довольно долго.

Физиологическая точка зрения

Почему маленький ребенок кусается? Чаще всего виноваты неприятные ощущения во рту, когда хочет прорезаться зубик – постоянный зуд, сильное раздражение, напухшие десны. Наверное, отсюда и желание что-нибудь затащить в рот и укусить, будь то свой собственный палец или грудь мамы, порой даже папин подбородок.

Ребенок испытывает желание кусаться, так как его набухшие и покрасневшие десны просто заставляют это делать. Купите для ребенка специальные игрушки-прорезыватели, сделанные из пластика или резины - пусть они всегда лежат рядом с ним.


Желание кусаться может быть связано с периодом прорезывания зубов и болезненными ощущениями от него

Детишки в 1,5-2 года, как правило, владеют ограниченным словарным запасом и не могут передать свои переживания, настроение, ярость или согласие словами. На очень значительные происшествия может последовать необычная реакция - укус, даже если впечатление было приятным.

Переходный возраст

У 3-х летнего малыша наступает первый переходный возраст, происходит осознание своего «Я»: «сам хочу», «сам могу». Любая попытка родителей подкорректировать этот процесс встречает со стороны человечка протест: отстаивая свою самостоятельность, он может пустить в ход и зубки.

Стоит обратить внимание на его взаимоотношения со сверстниками. Возможно, он испытывает трудности в общении с ними, а укусы - это просто защита? Бывает, что такой ребенок не только кусается, но и еще царапается. Вдруг он не обороняется, а наоборот, идет в наступление? Тогда у него могут быть проблемы с самоконтролем.

В любом случае, если ребенок стал регулярно кусаться, нужно встретиться с неврологом, детским психологом и выслушать их советы. Психология детей им более доступна и понятна.


Бывает, что в совсем юном возрасте отношения ребенка со сверстниками не складываются, у него накапливается подавленная обида или агрессия

Причины психологического характера

Довольно часто основной причиной того, что при общении ребенок кусается и щипается, является недостаточное внимание со стороны родителей. Таким образом дети хотят привлечь внимание взрослых: мама не реагирует на слова, продолжает смотреть телевизор или сидеть у компьютера, нужно ее укусить!

На появление у ребенка привычки кусаться большое влияние оказывают конфликты в семье, когда агрессия проявляется на глазах у малыша. Он испытывает стресс, это может послужить развитию у ребенка дурных наклонностей.

Детские психологи обратили внимание, что ребенок, который кусается во время споров или игровых конфликтов, обязательно наблюдал сцены семейного насилия. Кстати, привычка кусать сверстников, возникшая как реакция на враждебные взаимоотношения родителей и родственников, искореняется тяжелее всего. Ее проявление возможно даже в школе.

Очень часто родители задают вопросы: «Что произошло? Пока малыш не ходил в садик - не кусался, как начал посещать, появилась эта дурная привычка? Почему ребенок начал кусаться? Что делать, если ребенок кусается?» Привычка может возникнуть в результате стресса: незнакомое окружение, «старожилы» в детском саду, враждебное поведение детей в группе. В результате – укусы в целях самообороны или для утверждения своего авторитета. Некоторые дети призывают на помощь не только свои зубы, но и руки, начинают активно щипаться и драться.

Уход из семьи отца, переселение в другую квартиру в новом доме, рождение младшего братишки или сестренки – это все стрессовые ситуации. На любую из них дети реагируют каждый по-своему, укусами в том числе.


Нездоровая обстановка в семье или развод родителей становятся причиной стресса, который может вылиться в агрессивные проявления

Когда укусы говорят о серьезных проблемах в поведении?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • дошкольник продолжает кусаться, хотя взрослые запрещают;
  • возраст кусаки более 4-х лет;
  • укусы очень чувствительные, на их месте остаются раны;
  • укусы являются результатом выражения враждебности и негодования, а не намерением завладеть игрушкой или самообороной в драке;
  • агрессия обращена на домашних животных.

Что делать в этой ситуации?

Если ребенок кусается, надо попробовать заранее предупредить агрессию малыша к окружающим его детям. Видите, что он начал раздражаться, нервничать, ссориться, дерется со сверстниками - постарайтесь заинтересовать его другим занятием, отвлеките его.

Пусть он поиграет в другие игры или посоветуйте посидеть одному, чтобы проанализировать свои поступки. Данный метод хорош тем, что он способствует сокращению времени общения кусаки с окружающими детьми, взрослыми. Бывает, ребенок кусается в результате длительного нахождения среди детей (взрослых), виной может быть банальное переутомление.

Если кусается неговорящий ребенок, его поступки надо непременно озвучивать, чтобы он запоминал их название. Например, начните так: «Ты укусил Мишу!». Затем продолжите: «Кусать никого нельзя, ты поступаешь плохо!», «Кусать надо только груши или яблоки». Потом предложить малышу поиграть во что-нибудь интересное.


Для трансформации агрессии можно предложить ребенку спокойные игры или компанию родителей, которые разделят с ним досуг

Остановить его агрессию можно через другой вариант действия. Поинтересуйтесь, заметив, что малыш начал нервничать: «Может, тебе дать большую куклу или новый трактор?».

Если вы не смогли предупредить агрессию, остановите ее дальнейшее проявление со стороны малыша. Для этого надо нежно, без порывистых движений обнять его. Потом, глядя в глаза, рассказать ему о его переживаниях и чувствах, например: «Тебе не хочется расстаться с медведем и отдать его Насте. Я тебя прекрасно понимаю и т.д.». Постарайтесь говорить утвердительно, чтобы ваши слова были по эмоциональности схожи с его состоянием. Главное - убедить малыша, что вам хорошо понятны его чувства, что цель его агрессии – демонстрация своей обиды. Она достигнута - дальнейшее проявление агрессивных действий не имеет смысла.

Когда ребенок кусается в детском саду, поинтересуйтесь у воспитателей, ходят ли в группу дети с такими же наклонностями. Может оказаться, что на него плохо повлияли товарищи.

Поведение родителей

Если ребенок стал кусаться в детском коллективе, постарайтесь выяснить, что провоцирует укусы. Вспомните, когда первый раз обнаружили у малыша эту нехорошую привычку. Может быть, в жизни крохи произошел какой-то переломный момент.

Малыш укусил кого-то при вас, займитесь утешением укушенного, пожалейте его на глазах маленького кусаки. Пусть он увидит наглядный пример того, что нужно сочувствовать другим. Дайте малышу шанс искупить вину, пусть он поможет наложить вам лейкопластырь на укушенное место, произнесет извинения, подарит пострадавшему сверстнику рисунок.

От укуса или удара малыша пострадали вы – скажите ему: «Ты причинил мне боль. Ты обидел меня, я не хочу, чтобы меня кусали» Нельзя отвечать укусом на укус, чтобы у него не возникло утверждение, что именно так и надо защищаться или отстаивать свое собственное мнение. Когда от укуса пострадали вы или какой-либо другой малыш, не надо повышать голос или наказывать виновника.

В тот миг, когда ребенок кусается, он весь во власти гнева. Он не контролирует свои действия. Приказывая ему, но не дав возможности успокоиться, вы вызываете у него еще большую злобу. Запомните, агрессию у малыша нельзя останавливать, надо дать ей возможность выплеснуться. В противном случае отрицательные эмоции, оставшиеся в нем, рано ли поздно все равно проявят себя, найдут выход.

На что обратить внимание?

  • Надо учить малыша приходить к общему мнению, выражая свои чувства, отстаивая свое мнение и желания словами. Старайтесь почаще говорить ему: «Мне нравится, что ты так сдержан».

Не нужно стесняться хвалить ребенка или подчеркивать его сдержанность, воспитанность - это очень важно
  • Любить малыша надо всегда: и когда он тихий и ласковый, и когда агрессивный.
  • Не надо поддаваться эмоциям. Старайтесь быть умными и чуткими. Если ребенок кусается, за ним нужен родительский контроль. Когда взрослый тверд в своих требованиях, у ребенка идет формирование чувства различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). Эти ограничения и социальное неодобрение способствуют формированию чувства стыда и сомнения.
  • Если родителями не подавляется в ребенке желание быть самостоятельным и отсутствует чрезмерная опека, у него к 3-м годам сформируются такие положительные качества как чувство собственного достоинства и дружелюбность. И наоборот, излишняя опека родителей способствует формированию чувства стыда, сомнения, неуверенности.
  • Чтобы личность ребенка развивалась правильно и у него формировались положительные качества характера, взрослым надо выбрать верные методы воспитания в семье.
  • Чтобы ребенок перестал кусаться, ему необходима ваша помощь.

Чтобы принять правильное решение для устранения проблемы, надо сначала выявить причину. Если вы затрудняетесь самостоятельно справится с этой привычкой у ребенка, не тяните - немедленно поговорите с детским психологом, если вам нужна его консультация.

Иногда случается так, что ваш ребенок вдруг становится кусачим. Он хватает зубами мамину руку, пытается откусить папино ухо и даже на плюшевом медведе оттачивает «зубастое» мастерство. И если мишке все равно, что из него пытаются выгрызть опилки, то родителям малыша такие кусачие проблемы совсем ни к чему: больно, обидно и даже немножечко страшно.

А что, если укушенными вдруг окажутся не мама или папа, а сосед по подъезду или малыш в детском саду? Тут и до конфликта «вооруженного» недалеко: ссоры, выяснение отношений и, как следствие, поиск нового детского садика.

Почему же кусается ребенок? Как вести себя родителям, если это происходит с их малышом? Каких ошибок нельзя допускать в процессе отучения? Что делать, если малыш не только кусается, но и щиплется и даже дерется? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить прямо сейчас.

Почему ребенок кусается?

Укусы в 6 месяцев

Главная причина «кусачести» карапуза — это дискомфорт или болевые ощущения, вызванные прорезыванием зубов. Ну обо что еще чесать десны, если не о любимую маму? Конечно, это очень больно, тем более, если речь идет об укусах груди во время кормления.

Что делать?

Как вариант — купить пластиковые насадки, защищающие грудь от зубов малыша, но не мешающие кормлению. Можно также намазывать соски специальным средством, предназначенным для облегчения страданий малыша во время того, как у него растут зубки.

Также вы можете дать ребенку «помощника»: кусочек морковки или яблока, твердую сушку или прорезыватель, чтобы он точил о них свои десны.

Если же малыш укусил вас «просто так», сделайте серьезное лицо и всем своим видом покажите, как это некрасиво. Наконец, просто потерпите немного, хоть это и невероятно трудно.

Укусы в 8-14 месяцев

В этот период малыш кусается, когда сильно возбужден: его переполняют эмоции, которые он вкладывает в свой укус (как и всю душу). Иногда ребенок кусается потому, что просто напугался или злится на вас по какой-то причине.

Что делать?

Попытайтесь показать малышу, что так делать нельзя, вам от этого очень больно и вы на него обиделись. Он обязательно изучит полученную «информацию» и сделает правильные выводы.

Укусы в 15-36 месяцев

Это время приходится на период социализации ребенка: малыш идет в детский сад, но вместо того, чтобы подружиться со сверстниками, начинает точить о них свои выросшие зубы.

Причины кусачего поведения вызваны простым желанием контролировать мир вокруг и подчинить себе тех, кто его «населяет». Это подтверждает и тот факт, что малыш кусает только сверстников, а родственников при этом «зубом» не трогает.

Иногда в том, что ребенок кусается, виновато не только влияние других детей, но и простое непонимание того, что это причиняет кому-то боль.

Что делать?

Объясните ребенку, что с ним, таким злым и драчливым, никто и никогда не захочет дружить.

Укусы в три года и после

Когда кусаться начинает взрослый трехгодовалый ребенок, это свидетельствует о том, что он напуган или чувствует свою беспомощность. Пример: два малыша не поделили игрушку и один из них укусил соперника. Произошло так потому, что он просто не нашел другого способа отстоять свое мнение (или защититься, если в ход пошли маленькие кулачки).

Что делать?

Можно проверить ребенка у доктора, чтобы исключить из списка причин «для кусания» неврологические заболевания.

Очень часто случается так, что детки, которые начали кусаться в 2 года, продолжают делать это и в 2,5 и даже в 3. Проблема заключается в том, что теперь укусы крохи уже не так безобидны, а уже ощутимо болезненны.

Именно поэтому специалисты советуют родителям кусачих детей обратить пристальное внимание на поведение ребенка и отреагировать на него немедленно.

Выяснение причин

Первое, что вы должны сделать, это понять, отчего на вашего ребенка напала «кусачесть». Расспросите воспитателя, есть ли в вашей группе такие же зубастые детки, обязательно выясните, не происходит ли чего-то странного или плохого перед тем, как ваше чадо кусает кого-то.

Наконец, постарайтесь вспомнить, когда это случилось с вашим ребенком в первый раз.

Разговор по душам

Поговорите с малышом и выясните, почему он «показывает зубы». В красках и деталях объясните, что так ведут себя только маленькие детки, а взрослые — такие, как он — никогда не станут пытаться «съесть» кого-то из близких. Дайте понять ребенку, что укусами он не добьется ничего хорошего и тем более не решит проблем.

Выражаем чувства правильно

Малыш должен понять, что выражая любовь, нужно обнимать того, к кому он испытывает это трепетное чувство, а если его переполняет злость, пускай говорит об этом прямо.

Перемещение агрессии

Чтобы отучить ребенка кусаться, можно записать его в бассейн или секцию самообороны. В общем, туда, где он будет много бегать, прыгать, двигаться и выплескивать переполняющую его энергию.

Быть последовательными

Реагируйте на каждый повторяющийся «инцидент» одинаково и тогда ребенок усвоит урок если не со второго раза, то с пятого точно. Он просто поймет, что если будет поступать так и дальше, мама обязательно его отругает.

Создание миролюбивой обстановки

Отгородите ребенка от ссор и скандалов, так как психологи утверждают: кусачие дети появляются в семьях с неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Малыш не должен видеть, как взрослые выясняют отношения — это приведет к тому, что он скопирует эту модель поведения и будет добиваться желаемого аналогичным образом.

Нежность и ласка все перетрут

Проявляйте больше нежности к ребенку и ласкайте его, говорите, что любите больше жизни и целуйте изо всех сил. Вы увидите, что вместо укусов он подарит вам такие же крепкие поцелуи и жаркие объятья.

Что нельзя делать, если малыш кусается?

Кусать в ответ

Добиться того, чтобы малыш перестал кусаться, ответными «кусаниями» - это даже звучит странно, не так ли?

Обращать большое внимание на укусы

Иногда для того, чтобы ребенок перестал кусаться, нужно просто не обращать на это внимания. Парадокс, но, видя, что «оборона» не приносит плодов, малыш просто перестает обнажать свои зубы.

Мыть рот мылом или бить по губам

Такое неадекватное поведение родителей только усугубит ситуацию: внутренняя агрессия увеличится, а малыш решит, что вы его не понимаете.

Ребенок щиплется и дерется: почему?

Иногда случается и так, что малыш «призывает на помощь» не только зубы, но и руки: он активно начинает щипаться и драться, вызывая своим поведением недоумение и даже страх у окружающих его людей. Причины такой агрессии кроются в переполняющих ребенка негативных эмоциях: ревности, злости, раздражении и обиде.

Малыш не может накапливать в себе негатив и, когда у него что-то не получается или ему не дают желаемое, эмоции начинают бить через край. Проблема заключается еще и в том, что укусы, щипки и удары крепнут и учащаются.

Давайте детально разберемся в том, почему ребенок щиплется и дерется и как его от этого отучить.

Ребенок дерется с другими детьми

Дети дошкольного возраста дерутся либо для того, чтобы продемонстрировать окружающим свою силу, либо потому, что хотят привлечь к себе чье-то внимание.

Если вы увидели, что ваш малыш дерется или кто-то из соседей рассказал вам о случившемся, постарайтесь узнать у них подробности драки. Так вам легче будет установить причину агрессивного поведения вашего малыша.

После этого позовите ребенка и выслушайте, что он скажет вам по этому поводу. Если он пускает в ход руки потому, что хочет кого-то «воспитать», объясните, что добиваться желаемого нужно словами, а не кулаками.

Ругать при этом ребенка не стоит, так как вы можете превратиться из доброжелателя в самого настоящего врага. А с ними он как поступает? Разумеется, бьет и щиплет.

Ребенок дерется с родителями

Если малыш бьет вас все чаще, имейте ввиду: это ответная реакция на ваше «неправильное» поведение. Например, вы постоянно ругаете его, запрещаете ему все на свете или стыдите.

Другая причина драк — проблема восприятия ребенка, который думает, что, ущипнув или ударив кого-то, он спровоцирует его на определенную игру: удар — обида — примирение — объятья.

В обоих случаях вам нужно быть терпимее к ребенку и не проявлять агрессию. Он ударил вас — пресекайте это без крика и ругани. Можете еще и обидеться на него, спрятавшись в другой комнате. Пусть весь дом вас утешает! Глядя на это, ребенок поймет: его игра не удалась и, значит, поступил он не очень-то правильно.

Наконец, третья причина, по которой малыш дерется (как с родителями, так и со сверстниками): он просто насмотрелся «злобных» мультфильмов и теперь позиционирует себя, как отрицательного персонажа. Контролируйте то, что телевизор «показывает» вашему малышу, только не запрещайте смотреть его совсем.

Главная задача: показать ребенку различие между злом и добром и дать понять, что добро всегда побеждает.

Когда стоит обратиться к специалисту?

Причины агрессивного поведения ребенка заключаются во множестве факторов: задержке речевого развития, травме, тяжелой болезни, смерти близкого родственника, появления в классе нового учителя или ученика.

Еще чаще кусаются дети, в семьях которых сами родители ведут себя злобно: постоянно выясняют отношения, ссорятся и даже дерутся. Яблоко от яблони, не так ли?

Сигналами, свидетельствующими о том, что нужно обратиться за помощью к психологу, являются следующие моменты:

  • малыш «точит» свои зубы, не реагируя на ваше желание это остановить;
  • ему уже больше трех лет;
  • ваше чадо ранит своими укусами других людей;
  • малыш делает это, чтобы причинить боль;
  • он не только дерется, но и мучает домашних животных.

Психологи утверждают, что привычка кусаться со временем проходит, но если ребенку уже три года, а он продолжает делать это с удвоенной злобой, значит, ему необходима помощь специалиста.

Подводя итоги

Думая о том, как отучить ребенка кусаться, вы должны понимать, что исправить ситуацию вам помогут только терпение и труд, благо детская психика настолько гибкая, что успешно поддается коррекции. Постарайтесь показать малышу всю прелесть нахождения на стороне «добра» и научите его выражать негатив в безопасной и приемлемой для общества форме.

Что такое детская агрессия и откуда она берется
Даже совсем грудничок может показывать свое недовольство громким криком и мимикой. А когда он чуть-чуть подрастает, может даже укусить или ущипнуть маму. Обычно такие первые признаки агрессии возникают у детей в районе полугода. Ребенок еще не говорит, он не всегда может плачем объяснить, что его беспокоит и, конечно, в какой-то момент ребенок начинается злиться, сжимать кулачки и кусаться. Не стоит этого пугаться, ведь это – нормальный этап развития эмоциональной сферы карапуза. Замечу, что многие считают, что злость – это недопустимая эмоция, которую надо жестко пресекать. Однако расскажу вам по секрету, что злость, ярость – это базовая эмоция, которая присуща всем людям, обусловлена специфическим строением нашей нервной системы и одинаковым у всех людей ее мимическим выражением. А вот выражать эту злость можно социально приемлемым или социально не приемлемым способом. И вот, задача родителей - показать ребенку социально приемлемый способ выражения эмоций.

На самом деле, проявление агрессии у детей до года в основном связано с раздражительностью мамы. Ведь в этом возрасте малыш и мама – одно целое и, если мамочка уставшая, раздраженная, то и карапузу это тоже передается.
В районе года наступает новая волна бурных протестов и детской агрессии.

Это связано с тем, что ребенок начинает свободно перемещаться по дому, т.к. научился ходить. И, естественно, тут он сталкивается с запретами: «сюда не ходи», «это не дергай», «не убегай» и т.д. и т.п. Конечно, такое обилие «нельзя» вызывает у ребенка протест, который он проявляет криками, может ущипнуть, или даже ударить родителей. Смягчить, или даже полностью «проскочить» этот период детской агрессии помогает отвлечение ребенка, т.е. вместо того, чтобы говорить ребенку «нельзя вытаскивать вещи из шкафа», вы можете освободить ему одно отделение в шкафу или ящике с ненужными для вас вещами и разрешить вытаскивать оттуда все, что ему захочется.

Но основные проблемы, касающиеся детской агрессии, возникают немного позже.
Наиболее остро проявляется агрессия у детей 2-3 лет.

Эти цифры условные, ведь все дети разные, поэтому можно смело к этим цифрам ставить плюс-минус полгода. Всплеск детской агрессии в этом возрасте обусловлен совпадениями нескольких факторов:
Кризис 3-х лет. Знаменитое «Я - сам». Малышня в этом возрасте очень стремится делать все так, как ему надо, подражать взрослым, делать все самостоятельно. Доходит частенько до абсурда из-за какой-нибудь ерунды. Например, ребенок может начать истерику с дракой из-за того, что родители сами открыли/закрыли дверь в подъезде/нажали кнопку лифта и пр. Это первая причина возникновения агрессии у детей 2-3 лет. Подробно разбирать ее мы здесь не будет, так как кризису 3-х лет будет посвящена отдельная статья.
Недостаточное развитие речи, самоконтроля и навыков общения. Многие дети в этом возрасте еще плохо говорят. Соответственно, не могут объяснить, что им надо. Ну и самоконтроля еще как такого нет: даже если малыш хорошо говорит, то в момент, когда он считает, что его обидели, на эмоциях он дает в лоб обидчику, пусть даже и потенциальному. Особо остро эта проблема проявляется в общении со сверстниками. Тут детская агрессия частенько бывает взаимной. Наверняка все вы наблюдали сцену в песочнице, когда одному ребенку очень нравится игрушка другого. Но ребенок или не знает, как ее попросить, или ему ТАК хочется, что он выхватывает игрушку из рук владельца. Обиженный ребенок в ответ бьет первого карапуза, потому что или тоже не знает, как правильно потребовать, чтобы ему вернули «имущество», или его переполнили эмоции от обиды. Агрессия детей 2-3 лет выглядит именно так и обусловлена именно этими причинами, а не тем, что у кого-то из детей «сложный характер». Сгладить этот период могут только мамы, постоянно демонстрируя детям социально приемлемый способ выражения агрессии.

PS.Годовалый ребенок дерется, потому что появляется большое количество запретов, связанных с тем, что малыш начал ходить.
Дети дерутся в 2-3 года из-за того, что еще плохо говорят и не могут словами что-то объяснить/ попросить/ отстоять свои права. Также в этом возрасте не развит самоконтроль, коммуникативные навыки тоже только формируются.
Детям 4-7 лет в меньшей степени свойственно драться, в конфликтной ситуации они чаще проявляют вербальную агрессию.

«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БЬЕТ РОДИТЕЛЕЙ?»

Первые прецеденты обычно бывают, когда годовалый ребенок дерется. В этих ситуациях чаще всего ребенок бьет маму.Потому что именно мама в этот период - самый близкий для него человек. Часто это бывает просто от переполняющих малыша эмоций. Ведь ребенок в год еще не может оценить, делает ли он больно другому. И поэтому бывает, что от переполняющих эмоций ребенок ТАК вцепляется в маму, что ей больно до слез.

В таких ситуациях надо понимать, что ребенок причиняет боль маме не специально.

Или может быть другой вариант: ребенок бьет родителей по лицу от радости, или просто ему интересно, как это происходит.

Задача взрослых в таком случае:
- Точная обратная связь. Многие родители СМЕЮТСЯ, когда их бьет такой маленький ребенок. Ведь частенько это даже не больно, а со стороны смотрится забавно (как Моська на Слона). Но своим весельем мы показываем ребенку, что одобряем его поведение. И чего же тогда удивляться, если такое «развлечение» закрепляется потом? Очень важно правильно демонстрировать свои эмоции ребенку. Если ребенок ударил маму, сделал ей больно, она должна расстроиться, сказать об этом словами, которыми обычно говорит ребенку, когда тому больно. Ведь как иначе он будет учиться понимать последствия своих поступков?!
- Демонстрация приемлемого способа выражения эмоций. Объясняем ребенку, что маму бить нельзя, а можно вот так обнять, или вот так погладить. Очень важно не просто запретить, но и дать альтернативу, ведь ребенку все равно надо как-то свои эмоции выражать.
А еще бывает, что ребенок бьет родителей в качестве протеста.

Ведь когда ребенок начинает ходить, вдруг резко появляется большое количество запретов: «Туда не ходи, сюда не залезай, это не трогай» и т.п. Конечно, у карапуза это вызывает протест, ему же интереснее всего залезть-то как раз на стол и подоконник. И вот тут в ход идут крики, кулаки и зубы.
Ребенок бьет маму, которая ему что-то запрещает. Как же этого избежать?

Во-первых, надо продумать систему запретов. То есть, подумайте, что действительно опасно для карапузика, а что можно переставить, поднять повыше, чтобы убрать из доступа ребенка. Большое количество запретов вызывает пропорционально большую агрессию у ребенка. Зачем нам самим провоцировать ребенка? Запретов не должно быть много, но они должны быть точные, твердые и непоколебимые. Тогда ребенок будет гораздо спокойнее на них реагировать. Система запретов-достаточно сложный вопрос, который мы подробно обсуждали в программе «Секреты воспитания»

Во-вторых, необходимо продумать отвлекающие маневры. Иногда бывает, что даже если запретов не много, ребенок все равно упорно пытается их нарушать. Надо придумать, чем же мы можем его отвлечь, придумать альтернативу. Ну, например, у вас активный малыш, который любит залезть на спинку или боковину дивана и прыгать оттуда на сиденье. Конечно, у вас каждый раз инфаркт, т.к. ребенок может навернуться на пол. А когда вы это запрещаете, ребенок начинает драться. Решение: найти что-то безопасное, на чем можно так же весело прыгать. Это может быть спортивный мат или старый матрац, или специальные мягкие большие подушки. В итоге - ребенок счастлив, мама спокойна.

Как реагировать, если ребенок бьет маму?

Многие родители признаются, что не знают, как правильно реагировать в такой ситуации.

Если ребенок дерется с родителями постоянно, то вполне можно предсказать такое поведение. Можно перехватить руку во время замаха и очень строго, но без злости, сказать, что нельзя драться. При этом очень важен зрительный контакт. Потом вы озвучиваете эмоции ребенка («Я понимаю, ты расстроен»), объясняете причину запрета («нам сейчас надо идти ложиться спать, иначе мы вечером не сможет пойти гулять и не увидим твоих друзей»), даете альтернативу или «замануху» («пойдем скорее в кроватку, там тебя уже заждался, наверное, сон про Лунтика»). При необходимости повторить.

Бить ребенка в ответ лично я считаю крайней мерой. Иногда она срабатывает, но очень часто это выглядит так: сидит мама и дочка. Девочка бьет маму, та в ответ бьет дочь по руке и говорит: «Нельзя драться!» Девочка опять бьет маму… история повторяется. Девочка из ситуации выносит: «Драться можно, мама ведь дерется». С этим не поспоришь. Я еще понимаю такую ситуацию, если мама немного бьет ребенка и говорит: «Вот, смотри, тебе больно, а ведь мне тоже больно, когда ты меня бьешь».
Бывает, что дети проявляют агрессию только к другим детям, особенно безобидным. Как показывает практика, это бывает обычно с теми детьми, в воспитании которых используют физические наказания. Причем я говорю не о разовых инцидентах, а именно о системе наказания. Почему так происходит? Потому что ребенку систематически показывают, что прав тот, кто сильнее. Что если рассердишься (ведь родители бьют детей практически всегда находясь в ооочень рассерженном состоянии), то можно ударить другого. И выбирают они обычно более слабых детей, тех, кто не может дать сдачу. Ведь что демонстрирует эта воспитательная система? «Кто сильнее, тот и прав». И такой малыш будет драться до тех пор, пока родители не пересмотрят свои взгляды на воспитание ребенка, не научатся владеть собой и общаться со своим ребенком.

По большей части укусы и шлепки во время игры, какими бы ужасными они ни казались сторонним наблюдателям и пострадавшему, являются для ребенка нормальными средствами коммуникации, а не выражением злобы и агрессии. Большая часть деятельности ребенка сосредоточена вокруг рук и рта, и для него совершенно нормально использовать именно эти части тела как инструменты для общения. Ребенок любит экспериментировать, кусая и колотя различные поверхности, как для того, чтобы выяснить, какие при этом появляются ощущения, так и для того, чтобы увидеть реакцию. Во время истерик дети

обычно кусают и бьют родителей или других знакомых взрослых, которым доверяют, а не чужих людей. Не принимайте это слишком близко к сердцу. Да, дети кусают руку, которая их кормит.

Помимо выполнения функции коммуникативных средств, укусы и удары являются формой негативного, агрессивного поведения, от которого могут пострадать все те, кто находится на другом конце острых клыков и когтей. Подавите импульс достать намордник и наручники. Есть более простые способы укрощения ребенка, который любит кусаться и драться.

Покажите альтернативу. Дайте ребенку слова и жесты для выражения чувств. Помогите ему научиться производить хорошее впечатление, а не впечатывать зубы в вашу кожу: «Не кусаться... маме больно!» Предложите альтернативные коммуникативные жесты: «Обними папочку... дай пять».

Выясните, что вызывает такое поведение. Ведите дневник, записывая, какие обстоятельства вызывают агрессивное поведение, например, слишком много детей на маленьком пространстве, а также перегрузка и усталость в конце дня. Посмотрите на ситуацию глазами своего ребенка, чтобы увидеть, почему он кусается или дерется. Может быть, он утомленный, ему скучно, он голодный или обстановка вызывает выплеск раздражения?

Смягчите игру. Если вы замечаете, что ваш ребенок становится злобным, подавайте пример мягких действий и игр, таких как обними мишку, погладь киску, как ты любишь куклу. Признаком нарастающей агрессии у ребенка является то, что во время игр он постоянно стучит игрушками, устраивает столкновения машин и бьет друг об дружку кукол. Хотя это нормальная игра, важно сохранять равновесие агрессивной игры и мягкой игры. Кроме того, объясните разницу между медвежьими объятиями (которые хороши для мамы с папой) и объятиями зайчика (которые для его друзей-ровесников подходят больше).

Бдительно присматривайте. Не

спускайте глаз со своего ребенка, если он кусается и дерется, когда он играет с другими детьми, и дайте другим мамам знать, чтобы они тоже были начеку. Если ваш ребенок укусил или стукнул другого ребенка, немедленно разведите детей и изолируйте обидчика на некоторое время, чтобы он подумал над своим поведением. Усильте действенность наказания соответствующими наставлениями: «Если ты кусаешься, это больно, а больно делать нельзя, и вот мы сейчас будем сидеть на стуле и думать, почему ты не должен кусаться». Если ребенок умеет говорить и достаточно много понимает, вытяните из него: «Прости меня». Нужно, чтобы ваш ребенок усвоил связь между укусом и немедленным удалением с места преступления.

Это может быть для него первым уроком того, что нехорошее поведение ведет за собой нехорошие последствия.

Уберите юпитеры. Любители кусаться (и драться) обычно становятся центром внимания: «Осторожно, он кусается!» Если вы придете к выводу, что ребенок кусается, чтобы привлечь к себе внимание, покажите ребенку более приемлемые способы привлечения внимания. Хвалите его за хорошее поведение и снижайте ценность укусов.

Пример, пример и еще раз пример.

Ребенок, который живет среди агрессии, становится агрессивным. Как-то я стал свидетелем того, что ребенок примерно двух лет ударил свою маму, которая тут же набросилась на него: «Не бей меня», - и сама ударила его по руке. Понятно, где этот ребенок научился давать рукам волю. Кроме того, не нужно кусать ребенка в ответ. Если громоздить на незрелое поведение одного глупое поведение другого, это лишь усугубит проблему. Однако важно дать ребенку почувствовать, что когда он кусается, это больно.

Покажите и скажите. Если он не поверит вам на слово, что это больно, вот техника, которой родители успешно пользуются, чтобы донести до ребенка суть своих слов: прижмите руку ребенка к его верхним зубам, как если бы он кусал себя, но не делайте это злобно и агПосиди и остынь

На большинство двухлетних детей это простое наказание, которое следует за тем, что они не слушали ваших замечаний, оказывает достаточно сильное воздействие. Нет необходимости напускать на себя строгий или рассерженный вид; на самом деле тем самым вы только снизите обучающую ценность этого наказания. Ребенок должен уяснить, что, если он совершит запрещенный поступок, это приведет к остановке всякой деятельности. В зависимости от возраста и характера ребенка перерыв длиной в одну-пять минут, в течение которых он посидит на стуле, - все, что вам требуется. Если ребенок не может послушно отбывать наказание, вы можете посидеть рядом с ним, чтобы проконтролировать. В любом случае, немного посидеть спокойно вместе - это может быть именно то, что нужно вам обоим. Вы можете завестись, удерживая его на месте; это хорошо, и, возможно, вам даже удастся добиться, чтобы он высказал свои чувства словами, или вы можете выразить их словами за него.

рессивно. Подкрепите отметины, которые он оставил на своей собственной руке, словами: «Видишь, когда ты кусаешься, это больно!» Преподайте этот урок сразу же после того, как ваш ребенок укусил кого-то, чтобы у него в голове установилась связь между укусами и болью.

Пострадавшие отношения. Ваш

маленький кусака может стоить вам лучшей подруги. Родители ребенка, который кусается, приходят в ужас и смятение; родители укушенного ребенка естественным образом расстраиваются из-за того, что их ребенок пострадал, и обе стороны обижаются друг на друга. Если ваш ребенок кусается или дерется, предупредите родителей детей, с которыми он играет, заранее и попросите их помочь вам урезонить своего ребенка. Возможно, они и сами прошли через период агрессивного поведения у своих детей, и они оценят вашу честность и дадут хороший совет. Предупредив их, вы также даете понять, что беспокоитесь за их детей и не хотите, чтобы они пострадали.

Примечание для обиженных родителей укушенного ребенка: вместо того чтобы отправиться к родителям обидчика и высказать им, что у них плохой ребенок (они и так уже чувствуют себя очень виноватыми), проявите понимание. Предложите свою помощь. Так вы не только сохраните дружеские отношения, но и освободите этих родителей от чувства, что они «плохие родители».

Как только ваш ребенок научится лучше говорить, скорее всего, он перестанет распускать свои руки и зубы, и вы забудете об этих неприятностях.

Селиванова Дарья Александровна

Многим мамам знакома ситуация, когда вдруг их замечательный малыш со слезами бьет родителей кулачками или с гневным взором бросается кусаться. Некоторые впадают в ступор, некоторые гневно отвечают тем же «чтоб знал, как это больно!», а некоторые начинают задумываться: «Нормально ли, если малыш кусается или дерется»? Как правильно вести себя в подобных ситуация? Стоит или не стоит за это наказывать?

Давайте попробуем разобраться в причинах подобных явлений.

Природа наделила человека несколькими базовыми эмоциями: это радость, печаль, гнев и страх. У каждой эмоции существует огромный вариант чувственных проявлений. К примеру, страх может быть как ужасом, так и легким опасением, как переживанием, так и замешательством. И гнев, в свою очередь может проявляться в форме раздражения, недовольства, обиды, злости или даже ярости. Вы уже догадались, что в основе таких поведенческих проявлений, как укусы или удары лежит гнев.
Для чего эта эмоция дана человеку?
Изначально, природа даровала ее как помощника в преодолении препятствий. Гнев помогал выжить и наделял силой, чтобы дать отпор, отстоять свои интересы или показать превосходство и силу. Не имея такого помощника, древним людям тяжело было бы выжить. Однако времена существенно изменились, сейчас уже нет столь сильной необходимости в мобилизации резервных сил организма для самозащиты. Все спорные вопросы можно решить путем диалога и поиска компромиссов. И гнев из помощника превратился во врага, с которым стали усердно бороться. Ведь большинство людей считают, что испытывать и проявлять гнев – невоспитанно, некультурно и недостойно. Поэтому когда родители сталкиваются с проявлениями гнева у своего малыша, они начинают задумываться: а все ли в порядке с их крохой?

Стоит их успокоить: проявления гнева – совершенно нормальное явление.
Ребенок пользуется тем, что ему дала природа. Он пока не умеет по-другому проявлять свое недовольство. Однако здесь нужно обратить внимание на частоту и интенсивность этих проявлений. Потому как если такие ситуации повторяются изо дня в день, лишь усиливаясь и появляясь все чаще и чаще, то стоит бить тревогу и начинать искать причину переизбытка таких эмоциональных разрядок. Почему малышу постоянно приходиться выплескивать свой гнев?

Дело, как ни странно не в конкретных причинах и не в избалованности малышей. Гнев, как и любая другая эмоция, имеет различную степень выраженности и силу своего проявления.

К примеру, Вы вышли из дома в отличном настроении, у Вас замечательно складывается день и Вы всем довольны. И вдруг кто-то в общественном транспорте нечаянно толкнул Вас. В ответ у Вас, скорее всего, возникнет небольшое недовольство, которое быстро улетучится после извинения «обидчика». А если такая же ситуация случиться, когда Вы в ужасном настроении, злитесь на начальника, да еще и предвкушаете выяснение отношений с супругом? Скорее всего, Вас обуяет злость: «Смотри, куда лезешь!» - таким может быть Ваш ответ. В обсуждаемой нами проблеме ситуация совершенно аналогична.
Скажем, в семье поддерживается дружелюбная атмосфера, к малышу относятся с уважением, не игнорируя его потребности и предпочтения. Родители стараются прислушиваться к его эмоциям и переживаниям. В таком случае он вряд ли будет кусаться или драться каждый раз, когда Вы будете собирать его гулять или же усаживаться кушать.
Но вот если в семье все строится по принципу авторитарного главенства родителей, если только они решают, как можно и нужно поступать, да еще и наказывают за непослушание, то у ребенка будет постоянная обида, злость на родителей, или на кого-то одного из них. И поэтому Ваш очередной запрет будет вызывать бурю протеста и даже попытку физической агрессии со стороны малыша. Ведь детям от рождения дается только эмоция. А вот как ее проявлять, они учатся на основе той модели, которая принята в семье. В том случае, если родители постоянно испытывают недовольство поведением малыша, его одергивают и поправляют; его активность и чрезмерная шумность вызывает постоянное раздражение, то родители подавляют «неудобные» проявления через наказание. Оно не обязательно может быть физическим. Уход из комнаты, эмоциональный шантаж («если ты не перестанешь, то я не буду тебя любить» и пр.), запугивание («волк заберет, отдам в интернат»), окрик или равнодушное игнорирование – это все тоже наказание. И тогда малыш четко усваивает – своего нужно добиваться силой. «Ведь родители добиваются своего силой, авторитарным навязыванием «нужного» поведения, то и я буду делать то же самое». Только у малыша еще нет такого арсенала воздействия на родителя. Он пользуется тем, что умеет: а именно дерется и кусается. Причем в том случае, если в семье принято физическое наказание, то процент физической агрессии со стороны малыша возрастает в десятки раз.

Таким образом, если у Вашего малыша случаются частные приступы гнева, сопровождающиеся физической агрессией, то необходимо обратить внимание не на его «ненормальность», а на эмоциональное состояние взрослых, которые его окружают.
Возможно, Вашей семье необходима психологическая помощь, причем в первую очередь именно взрослым. Дело в том, что данные приступы можно научиться пресекать, подавлять. Но это не решит проблему. Вы только загоните имеющуюся агрессию вглубь психического мира малыша. Эмоция не проходит, если ее не выразить.

Чем это чревато?
Во-первых, такие дети обычно являются «драчунами» в детских садах. Они обижают других детей, потому что те не могут как родители им «ответить». Отсюда постоянные склоки в песочницах, жалобы воспитателей и учителей. Научно доказано, что дети, которых наказывают дома, являются более агрессивными, чем их сверстники.
Во-вторых, это может вызвать «покорность» родителям и перерасти в другую крайность. Если наказание за проявления гнева очень серьезные, то малыш будет абсолютно послушным не только дома, но и с другими людьми. Таким деткам сложно постоять за себя, когда есть необходимость. Они не умеют отстаивать свое мнение, интересы. А ведь не забывайте, что модель поведения, заложенная в раннем возрасте, определяет характер человека на всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, стремление подавлять свои чувства привод к тому, что во взрослом возрасте человек не умеет проявлять свои чувства и понимать чувства других людей. И, наконец, постоянно подавление какого-либо чувства, будь то злость или обида, приводит к формированию психосоматических заболеваний. Дело в том, что при возникновении гнева, на уровне физиологии происходят вполне ощутимые изменения: повышается кровяное давление, учащается сердцебиение, появляется напряжение в мышцах, повышается уровень сахара в крови. И в том случае, если эмоция подавляется и не выводиться, то все эти изменения остаются. Через какое-то время такое состояние «боевой готовности» организма становиться нормой. Однако органы и системы нашего тела не могут работать на пределе долгое время без ущерба для здоровья. Через какое-то время что-то может выйти из строя, и человек заболевает. Причем заболевание уже вполне «ощутимое» и требующее медицинского лечения. Но, зачастую, оно становиться хроническим, сопровождая человека по жизни.

Давайте разберем, как же стоит себя вести в момент физической атаки со стороны Вашего чада.
Для начала необходимо остановить приступ гнева. Для этого нужно крепко обнять малыша. Причем именно обнять, но не схватить или скрутить. В Ваших действиях не должно быть ответной агрессии. Затем нужен зрительный контакт. Вы должны посмотреть малышу прямо в глаза, если это возможно. Не разрывая совсем телесный контакт, необходимо, в зависимости от возраста, правильно подобрать фразу, чтобы успокоить малыша. Для совсем крохи подойдет: «Тебе плохо, малыш! Успокойся!» Для тех, кто постарше необходимо обозначить чувство, которое испытывает малыш и причину: «Тебе обидно, что нужно собирать игрушки, а тебе еще хочется поиграть». Или: «Ты сейчас на меня очень злишься, так как я веду тебя в детский сад, а тебе совсем не хочется туда идти». Если Вам больно от укуса или удара, стоит сказать о своем чувстве так: «Мне больно! Я очень злюсь, когда меня кусают».

Обращаю Ваше внимание на следующие нюансы:
Как бы Вам не хотелось сорваться на привычное поведение и наказать или накричать, или хотя бы строго скомандовать: «нельзя!» или «прекрати сейчас же!» - этого делать не стоит.
Поймите, малыш в такой момент испытывает очень сильную злость. И он, скорее всего, еще не способен осознавать последствия своих действий. Кроме того, когда любому человеку в момент злости приказывают или наказывают его, это еще больше провоцирует накал страстей. Поэтому Вы своими действиями лишь усугубите вспышку гнева, а не ликвидируете ее. Можно таким образом добиться прекращения атаки, но эмоция останется и будет все равно искать выход.

Обязательно в момент Вашей реакции опуститься на один уровень к ребенку и установить зрительный и телесный контакт. Дело в том, что на бессознательном уровне это сигналы к обретению спокойствия, так как мама рядом. И даже если сейчас преобладает злость по отношению к Вам, то все равно это подействует успокаивающе.

Фразу, с которой Вы начнете свое обращение к ребенку, нужно строить обязательно в утвердительной форме и обязательно с обозначением эмоционального состояния малыша. Это необходимо для того, чтобы дать ему понять, что Вы понимаете его чувство. Ведь фактически атака устраивается с целью продемонстрировать свое чувство. А если Вы его поняли и обозначили, то цель достигнута и дальнейшее продолжение становится бессмысленным. И Ваш тон не должен быть приказным, поучающим или повелевающим. Интонация должна быть по возможности нейтральной.

Если Вам поведение малыша причинило боль, то говорить об этом стоит именно с позиции «Я-высказывания». Это такое предложение, где используется только местоимения «Я», «мне», «меня», но нет места для «ты, тебя, твое». А действие малыша лучше сформулировать безлично. То есть не: «Не кусайся, сколько раз ТЕБЕ говорить!», а «мне не нравиться, когда меня бьют». Не: «меня раздражает, когда ТЫ кусаешься, не делай так!», а «Я очень недовольна, когда дети кусаются». Казалось бы, несущественное изменение несет в себе более глубокий смысл. В нем не содержится обвинения, которое неизбежно есть в «ты-высказываниях». А «я-сообщения» приводят к тому, что ребенок не начинает обороняться и защищаться от нападок, что еще более способствует «остыванию» и уходу эмоции. Воспитание о том, что так себя вести не стоит, необходимо проводить после случившегося, когда эмоции уже схлынули. Тогда малыш будет способен Вас услышать. В момент атаки это делать бессмысленно.

Однако гораздо более полезным является регулярная профилактика таких атак. В связи с тем, что гнев является естественной эмоцией, которая возникает даже у самых спокойных детей, пока малыш не научился выражать свое недовольство спокойно, стоит проводить специальные игры. Их условно можно обозначить как «гнево-профилактические», поскольку основная их цель – это моделирование телесного и звукового проявления гнева. Они позволяют в игровой форме снять тот эмоциональный накал, который мог скопиться у Вашего малыша. Приведу общие рекомендации и примеры таких игр:

Для «драчунов» подойдут игры, где необходимо делать движения, которые совпадают с реальными ударами. Любимыми играми детей, в которые мы играем на консультациях, являются:
Драка воздушными шариками или подушками. Не редко я совмещаю ее с игрой на профилактику вербальной агрессии, которую назвала «шпрот». Смысл игры: обзывать друг друга безобидными словами, например: «А ты – шпрот! А ты - чашка! А ты – шнурки!». В сочетании с предыдущей игрой, очередная «обзывалка» совпадает с атакой воздушным шаром.
Выбивание ковра теннисной ракеткой с ритуальным изгнанием оттуда микробов, сопровождающееся криком Воинов.
Разрывание на мелкие кусочки бумаги на скорость: кто быстрее, а затем бросание этими кусочками друг в друга.
Пинание или бросание меча. Необходимо найти такое пространство, где малыш смог бы бросать мяч безопасно для окружающий, не ограничивая себя в движениях.

Для «зубастиков» подойдут игры, где есть проявление гнева с использованием зубов. Например:
Игры в зоопарк со скалящимися и рычащими животными. Необходимо показать, как злятся тигры, львы, волки, медведи и пр. Обязательно с ревом и оскалом.
Купить длинный багетный батон и играть, кто больше откусит от него кусочков. Съеденные кусочки не считаются.
Для совсем маленьких малышей можно использовать детские прорезыватели для зубов, которые малыш имел бы возможность кусать.

Помните, что все игры необходимо проводить вместе с малышом, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет. И помните: если малыш дерется или кусается слишком часто, стараясь сделать каждую свою атаку еще болезненней, и никакие Ваши усилия не помогают это исправить, Вам необходима семейная консультация. И скорее всего помощь потребуется всей семье.