Цель сенсорного развития детей 2 3 лет. Общие рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста


Предоставление моей педагогической работы. Я хочу вам представить опыт моей работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет Давно сказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни. Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка.


С чего начинается познание?.. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.




Сенсорные ощущения могут быть разными: зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать; осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей; обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира; вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда. Разные сенсорные ощущения различаются по степени значимости в жизни человека. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.


Что же такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях. Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.


Цель сенсорного воспитания - формирование сенсорных способностей у малышей. На этой основе выделяются следующие задачи: Формирование у детей систем перцептивных действий Формирование у детей систем сенсорных эталонов Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.


Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый; Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; Три величины; большая, средняя, маленькая. В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы. Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:


Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2 до 3 лет: ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу ориентироваться в трех и более контрастных величинах собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске) составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма) ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник) сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.


А как это сделать? Давайте попробуем вместе… Я ребёнок, ты ребёнок У меня нос, и у тебя нос У меня щёчки гладкие, И у тебя щечки гладкие У меня губки сладкие, И у тебя губки сладкие Ты мой друг, и я твой друг Вместе весело вокруг… Самое главное создать положительный психологический настрой на занятие или игру


Какими я методами и приёмами пользуюсь? Игры с разрезными картинками и пазлами; Игры с мелким конструктором и разной величины мозаикой; Игры с крупами и природным материалом; Игры со шнурочками; Задание «Дорисуй узор»; Пальчиковая гимнастика с заучиванием текста; Простая тренировка (со спичечным коробком); Пальчиковый кукольный театр; Игры с прищепками; Игры «Вденем бусы»; Игры с разными массажными мячами и многое другое.


Как я это делаю? Запоминание небольших стихотворений, песен, текстов; Игры « Что изменилось?», « Чего не стало?»; Игры на запоминание картинок - карточек; Игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических изображений) и понимание слов потом по ним; Игры тренировки (таблицы из нескольких фигур);


Для этого использую в своей работе Игры на поиски формы, похожей на предмет « На что это похоже?»; Игры опознания « Силуэты», « Кто, где живёт» и другие; Игры дорисовывания «Дорисуй картинку»: -угадай что нарисовано; -найди силуэт и др. Раскрась нужным цветом и другие.


Развитие мышления Наглядно-образное Игры обобщения «Назови одним словом»; Игры классификации «Что лишнее» обязательно должно быть объяснение, «Разложи на две группы»; Разрезные картинки; Пальчиковый театр; Логическое Игры и упражнения на составление рассказов по серии картинок


Развитие воображения Здесь можно использовать те игры, которые мы использовали при развитии восприятия, но самым главным, я считаю, является упражнение, когда ребёнок может фантазировать сам. Например, «Нарисуй не существующее животное» или придумай и нарисуй не существующий предмет, а далее идёт уточнение, какой предмет: посуды, мебели и т.п.


Работа с родителями Я изложила какими методами и приёмами я пользуюсь при развитии сенсорного развития, но без помощи родителей добиться хороших результатов сложно. Я считаю, что в ребёнке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значить основой успеха, являются родители. По этой теме разработаны план работы с родителями и рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности в своих детях и с помощью каких игр и упражнений, можно достичь желаемых результатов.



Ребенок уже с самого рождения начинает активно познавать окружающий мир. Он хватает предмет руками, тянет его в рот, крутит со всех сторон. Эти обследования пополняют знания малышей об окружающем мире, они познают свойства и качества предметов, ведь у детей раннего возраста развито наглядно-действенное мышление. Ребенок познает действительность через органы чувств. Их всего пять. Это слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.

Что такое сенсорика?

Сенсорика - это восприятие окружающего мира разными органами чувств. Формировать эти умения и способности является задачей родителей и воспитателей детских садов уже с раннего возраста. Дети 2-3 лет знакомятся с эталонами, принятыми в мире. Это различие основных цветов и оттенков, размер, форма, вкус продуктов, различные материалы, расположение предметов в пространстве, понятие времени и многое другое.

Занимаясь сенсорным развитием детей 2-3 лет, нужно использовать многочисленные дидактические игры. Несмотря на то что их сейчас достаточно много в продаже, воспитатели в детских садах продолжают делать наглядные пособия своими руками, придумывая или подбирая нужный материал по теме занятия. При этом используется подручный и бросовый материал.

Диагностика по эталонам

Когда малыш приходит первый раз в группу раннего возраста, воспитатель проводит диагностику сенсорного развития детей 2-3 лет. Делается это в виде игры, используются эталоны. Например, различает ли малыш предметы по величине, проверяют с помощью простой пирамидки. Например, ребенок должен сложить по порядку возрастания или убывания величины все кольца.

Цвета проверяют по образцам. Например, на палочке прикреплены ленточки разных цветов, в форме султанчика. По очереди показывая ленту, воспитатель спрашивает цвета. Также собирая пирамидку, ребенок проговаривает названия цветов.

Умения различать форму предметов проверяют обычными вкладышами Монтессори. В отверстия вставляются детали такой же формы. Таких игр продается очень много. Система Монтессори очень популярна во многих странах мира. Существуют даже детские сады, где обучение проводится только в такой форме.

Требования программы

В группах раннего возраста по программе сенсорного развития детей 2-3 лет предусмотрена работа с основными направлениями: цвет, форма, величина, ориентировка в пространстве. Существует в расписании отдельное занятие по сенсорному воспитанию, но в течение всей недели воспитатель проводит много игр на привлечение внимания малыша к сенсорным эталонам, умение взаимодействовать с предметами в игре. Только в ходе ежедневной работы у детей формируются устойчивые представления о свойствах предметов.

Раннее детство - это период, когда закладываются основы будущих знаний детей. От того, как ребенок видит, слышит, чувствует, зависит его умственное развитие и дальнейшие успехи в школе. Самое подходящее время для сенсорного развития способностей - это возраст от 2 до 3 лет, после этого уже должны быть четко сформированы определенные эталоны.

Основными задачами сенсорного развития детей 2-3 лет являются всестороннее обогащение чувственного опыта и формирование предпосылок для дальнейшего обучения дошкольников.

Принципы сенсорного воспитания детей

Основной вид деятельности детей в таком возрасте - это предметная игра. В это время ребенок всячески обследует игрушку. Сенсорное воспитание должно придерживаться следующих принципов:

1. Игрушка должна быть новая. У детей в этом возрасте развито непроизвольное внимание, им должно быть интересно, иначе ребенок отвлечется и ему тяжело будет сосредоточиться на предмете.

2. Игра должна быть занимательной. Малышу интересно производить какие-то действия с игрушкой, она должна быть динамичной, разбираться на отдельные части, складываться в определенном порядке, на что-то надеваться, куда-то вставляться. Иначе игрушка быстро надоест.

3. В игре должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его физиологические и психические возможности.

4. Работа по сенсорному развитию детей 2-3 лет должна проходить постоянно и последовательно, с постепенным усложнением материала.

5. Научность. В мире существует определенная система сенсорных эталонов. Работая с детьми, нужно постепенно подводить их к формированию понятий о свойствах предметов, взаимодействии с ними.

Игры на изучение основных цветов

Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет проходит только в игре. Для того чтобы научить детей различать основные цвета, подбирать предметы одного цвета, действовать по образцу, специалисты разработали целый ряд разнообразных игр. Имея фантазию, их можно варьировать и постоянно придумывать новые.

Игра "Найди предмет такого же цвета". На столе раскладываются предметы разных цветов. Это могут быть пробки, игрушки, карандаши, фломастеры, колечки пирамидки и т. д. Ребенку показывают эталон (вырезанный из картона кружок, например, красный), и воспитатель просит найти предметы такого цвета. Для большей занимательности можно дать коробки таких же цветов, куда складываются предметы.

Игра "Надень гному его шапку" Даются разноцветные фигурки "гномов" и шапки таких же цветов. Малыш должен подобрать шапку такого же цвета и надеть ее на голову гному.

Игра "Гаражи". Из картона разных цветов вырезаются контуры машинок и домики. Раскладываются домики на столе, а перед ребенком "ездят" машины. Малыш должен подобрать для каждого автомобиля свой гараж.

Игры на сенсорное развитие детей 2-3 лет можно делать самим, каждый раз придумывая что-то новенькое. Делать это несложно, а малышу каждый раз будет интересно.

Игры на изучение формы предметов

Изучать форму предметов можно с помощью вкладышей Монтессори. Их продается огромное количество видов. Также проводится сенсорное развитие детей 2-3 лет на занятии по аппликации, только без клея.

Игра "Сделай домик". Ребенку дается образец по аппликации. Это квадратный дом с треугольной крышей, прямоугольной трубой и круглыми окошками. Все детали разных цветов. Ребенку дают комплект деталей. Малыш должен сложить на столе такой же домик.

Игра " Найди фигуру" (по системе Монтессори). Даются ребенку фигуры, перед ним лежат квадратные детали с отверстиями такой же формы. Ребенок должен понять, в какое отверстие нужно вставить фигуру.

При этом малыш может не заучивать, как правильно произносится геометрическая фигура, а называть название предмета.

Игра " Найди нужную тень". Перед ребенком выкладывают листы картона, на которых из черной бумаги вырезаны предметы, например, рыбка, дом, яблоко, самолет, гриб и другие. У ребенка набор картинок с правильным изображением этих предметов, вырезанных по контуру. Малыш ищет такую же форму и прикладывает картинку сверху на "тень".

Игры на изучение величины предметов

Сенсорное развитие детей 2-3 лет включает освоение понятий величины. Для начала это должны быть контрастные величины (большой - маленький), потом можно добавить среднюю по размеру фигуру. Ребенок должен называть предметы так: большой, меньше, самый маленький.

Игра "Три медведя". Перед детьми на столе разложены картинки трех медведей из известной сказки. Малыш должен каждому по размеру подобрать ложку, чашку, тарелку, стул, кровать.

Игра "Назови правильно". Воспитатель дает задание: покажи большое яблоко, найди маленькое солнышко, где среднее по величине яблоко и т. д.

Игра "Подбери аквариум для рыбок". Вырезаются три прямоугольника разной величины. Детям дают три рыбки такого же размера. Большую рыбку нужно приложить к самому большому прямоугольнику, средней и маленькой тоже определить свое место.

Игры на ориентировку в пространстве

В играх дети учатся определять местоположение предметов: вверху, внизу, сзади, спереди. Во время таких занятий развивается речь детей раннего возраста, они учатся правильно употреблять предлоги (на столе, в коробке, под стулом, за машинкой, над листиком и т. д.)

Игра "Что где находится?". На картине изображена, например, елочка. Воспитатель произносит предложения: «Над елкой находится солнышко или летит птичка», «Перед елкой растет гриб», «Рядом цветет ромашка», «На елке есть шишка». Ребенок ищет предмет, названный воспитателем, и рассказывает, где он.

Игра "Где мяч?". Воспитатель меняет расположение мячика, а ребенок называет нужный предлог. Например, мяч под столом, над столом, на столе.

Также сенсорное развитие детей 2-3 лет интересно проводить с конструктором: повторять постройку за образцом воспитателя, строить башню по заданию. Сначала красный кубик, потом зеленый, сверху синяя крыша. Вариаций множество.

Только постоянно играя с детьми, вы сможете развить его способности. Это поможет ему лучше ориентироваться в сенсорных эталонах, разовьет умение думать и принимать самостоятельные решения. Для дальнейшей учебы в школе такие навыки просто необходимы.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»

Проект

по сенсорному развитию детей

«Мир сенсорики»

Разработали: воспитатели

Рябцева Е.Л., Романова Е.В

г. Шарыпово

2017 -2018уч.г.

Информационная карта проекта:

Тип проекта: познавательно – игровой;

По количеству участников: групповой;

По продолжительности: долгосрочный ;

Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители;

Срок реализации проекта : ноябрь - май

Постановка проблемы :

У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук.

Актуальность:

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Цель проекта: развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет

Задачи проекта:

создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;

разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей;

формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

способствовать развитию у детей обследовательских умений и мелкой моторики рук;

воспитывать познавательный интерес, любознательность;

приобщить родителей к изготовлению игр, для развития сенсорных способностей детей.

Ожидаемые результаты от работы с детьми:

формирование познавательно – речевой активности детей раннего возраста;

дети познакомятся с эталонами цвета;

дети научатся играть в дидактические игры;

после создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.

Ожидаемые результаты от работы с родителями:

формирование родительской культуры в области воспитания и развития ребенка раннего возраста;

родители научатся создавать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их;

родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3этап – заключительный.

Подготовительный этап:

знакомство с темой проекта;

изучение литературы;

выявление проблемы, цели, задачи;

составление перспективного плана работы;

разработка консультаций, тематического пособия для родителей;

создание условий для эффективного использования игр;

подбор дидактического материала и игр;

анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.

изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет в соответствие с ФГОСТ

Практический этап:

Работа с детьми:

Реализация плана проекта “ Мир сенсорики”;

Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе;

Дидактические игры:

1.Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Украсим елочку» и т. д.;

2.Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.;

3.Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии);

4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.;

5. Мозаика настольная;

6. Настольно-печатные дидактические игры;

7. Чтение художественной литературы;

8. Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

1.Консультация "Сенсорное развитие детей раннего возраста" с использованием ИКТ

2.Беседы о роли развивающих игр для детей.

3.Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей»

4.Мастер - класс для родителей «Сенсорное развитие детей в условиях семьи»;

5.Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап:

Фотовыставка "Мир сенсорных игр";

Мини-выставка продуктов проекта;

Фотоотчет на сайте группы и детского сада;

Подведение итогов;

Презентация проекта.

Перспективный план работы с детьми

Тема

Цель

Сроки

Д.и. «Собери утенка» (пирамидка).

Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по цвету.

ноябрь

Д.и. «Вкладыши и башенки»

Знакомить с величиной в ходе практических действий.

Д.и. «Веселые матрешки»

Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Д.и. «Собери пирамидку»

Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.

Д.и. «Огурчики и помидорчики».

Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы.

декабрь

Д.и. «Цветные колпачки»

Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.

Д.и. «Найди такую же фигуру»

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Д.и. «Разложи фигурки по домикам»

Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.

Д.и. «Две коробки»

Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.

январь

Д.и. «Собери

пирамидку»

Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.

Д.и. «Занимательная коробка».

Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.

Д.и. «Гусеница»

Учить детей различать цвет, понятия: короткий -длинный. Развивать мелкую моторику рук.

Д.и. «Машины»

Закреплять знания соотносить разнородные предметы по цвету. Развивать мелкую моторику рук.

Д.и. «Забрось пуговицу»

Закреплять умения соотносить предметы по форме и цвету.

Д.и. «Летящие бабочки»

Д.и. «Укрась сумочку»

Закреплять у детей умение подбирать цветок по цвету пуговицы. Развивать мелкую моторику рук.

Д.и. «Цветные кубики»

Закрепление цвета.

февраль

Д.и. «Цветочная полянка»

Закреплять у детей умение подбирать крабик по цвету резиночки. Развивать мелкую моторику рук.

Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать

Д. и. «Сделаем матрешки бусы»

Учить чередовать предметы по цвету.

март

Д. и. «Башенки для гномиков»

Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий

Д. и. «Где Мишка?»

Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Д.и. «Веселые клоуны»

Закреплять знания детей о цвете предметов; умение соотносить предметы по цвету.

апрель

Д. и. «Тут и там»

Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.

Д.и. «Геометрические фигуры»

Закреплять знания детей о цвете предметов; умение соотносить предметы по форме.

Д. и. «Поручения».

Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.

Разрезные картинки.

Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.

май.

Д. и. «Что потеряли котятки».

Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цвету.

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Игры:Сухой бассейн, «Смешарики», «Мишки» и.др.

Развивать мелкую моторику рук.

Используемая литература:

  1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.

Сенсорное развитие вашего ребенка - это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.

С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.

Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают.

Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.

При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной.

В 2-3 года игра подразумевает не просто захват и овладение игрушкой, а ролевые и различные дидактические игры. Вот несколько примеров занятий с детьми этого возраста:

  • Сложить картиночку из геометрических фигур так, как показано на рисунке;
  • Найти предметы, которые по форме напоминают треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и т. п.;
  • Украсить листок бумаги узорами из различных фигур по образцу.

Занятия с ребенком помогут вам развить в нем внимательность, музыкальный слух, тактильную восприимчивость, артистизм и концентрацию.

Развитие творческих способностей детей 2-3 лет

Развитие ребенка дошкольного возраста имеет немалое значение. Сенсорное развитие в эти годы жизни вашего чада превращаются в важную познавательную деятельность.

Детки-дошколята очень восприимчивы и впечатлительны. Их нужно знакомить с произведениями художественной литературы - читать им сказки, учить повторять фразы и заучивать небольшие стишки.

Мастерите какие-нибудь поделки вместе с вашим ребенком. Пусть он оказывает посильную помощь. Потом можно устроить игры с этими поделками. Малыш под вашим руководством в силах самостоятельно сделать несложные игрушки из пластилина.


Показатели сенсорного развития детей

2 года – 2 года 6 мес

  • Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;
  • Может подобрать предметы разной формы;
  • Правильно называет несколько цветов;
  • Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.
  • Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;
  • Ставит кубики друг на дружку;
  • Умеет собирать пирамидку.

2 года 7 мес. – 3 года


НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1 ИМ. МАКАРЕНКО

Курсовая работа

Тема: Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет


Введение

ГЛАВА 1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста

1.1 Сенсорное воспитание в детском саду

1.2 Задачи, формы и методы сенсорного воспитания

Глава 2. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры

2.1 Дидактические игры и упражнения, и их значение

2.2 Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста

2.3 Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет

2.4 Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет

Список литературы


Введение

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогике, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я.Каменский, Ф. Фребель, М.Монтессори, О.Декролт, Е.И.Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов позволил сделать вывод о необходимости разработок нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новых психолого-педагогических исследований. На основе современных дидактических принципов была разработана система сенсорного воспитания. Она была разработана учеными, педагогами и психологами (А.В.Запорожцем, А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Л.А.Венгером, Н.Н.Поддъяковым и др.)

В основу первого принципа положено обогащение и углубления содержание сенсорного воспитания, предполагающего формирование, у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснения смысла предметов и явлений или выяснение их «сигнального значение».

Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда схожих задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания, как средство восприятия и осознания нового предмета.

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились принципы сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать, и самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности.

Н.П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появиться достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах.

Таким образом, основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов – это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

В раннем детстве еще нет необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметах. Однако проводимая работа должна готовить почву для следующего усвоения эталонов, т.е. строиться таким образом, что бы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3-4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.

Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра(красный, оранжевый, желтый, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины(большой, средний, маленький), то нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач. Соотнесение, сличение объектов между собой является обобщенным способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определенный круг задач на различение цвета, формы, величины.

Поскольку в раннем детстве еще не ставиться задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий цветов, форм.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, используя игры и игровые занятия, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы (по величине, форме, цвету), размещение вкладок в гнезда. Втыкание грибков-втулочек в отверстие доски.

Почвой для введения опредмечивания свойств служат элементарные действия продуктивного характера. Можно научить наносить цветовые пятна. Передающие специфику определенных предметов и явлений, использовать мозаики различной величины, формы, цвета.

Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей и уровень их развития.

Важным фактором в планировании занятий является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Усвоение знаний и формирование умений, должно происходить систематически (1 раз в 2недели).

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.