Игры для развития мелкой. Игры для развития мелкой моторики

Лариса Кудрявцева

Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным способам действия на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Чем лучше ребенок владеет своей рукой, пальчиками, тем лучше развито его мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.

Предлагаю вам рассмотреть несколько простых и веселых развивающих игр, которые можно сделать самим.

«Паутинка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия, координированных движений.


«Кораблик»

Цель: развитие мелкой моторики рук, силового тонуса руки, формирование восприятия величины, сенсорных эталонов (цвет).


«Елочка»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, силового тонуса руки, количественный счет, пространственная ориентировка, ознакомление с окружающим.


«Числовой ряд»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, силового тонуса руки, закрепление знаний цифр, закрепление порядкового и обратного счета, знание геометрических фигур, зрительная память (найди фигуру).


«Божья коровка» и «Котик»

Цель: Развитие мелкой моторики, бытовых навыков (застегивание и расстегивание пуговиц и молнии, количественный счет.



«Ежик»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, знание названий цветов и их оттенков, пространственная ориентировка, зрительное восприятие величины (длинный, короткий).

Для игры используются старые фломастеры.

«Рисуем нитками»

Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения, зрительно-двигательной координации, закрепление названия цветов и их оттенков, зрительное восприятие величины (длины)

Будет хорошо, если шаблоны будут иметь жесткую основу.



«Рисуем пуговицами»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, знание цвета, величины, формы. Наложение на контур, работа со схемой, пространственная ориентировка, развитие воображения.

Для игры необходимы: пуговицы разного цвета, формы и величины. Схемы.




«Плетем корзину»

Цель: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, знание названий цветов, зрительного восприятия величины (длинный - короткий, широкий -узкий, счет.

Для игры необходимы: ленточки и шнурки разного цвета и величины.




Надеюсь мои идеи вам пригодятся. Желаю творческих успехов.

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста, сделанные своими руками из нестандартного материала Игра «Весёлые бусины».

В первом полугодии мы в группе проводили родительское собрание. Одним из пунктов этого собрания было «Развитие мелкой моторики рук у детей.

В. а. сухомлинский:Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный.

Фоменко т. а. :Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.

В нашем детском саду прошел конкурс дидактических игр, которые изготовили воспитатели своими руками, для детей своей возрастной группы.

Развитие мелкой моторике имеет очень большое значение для развития ребенка. Если ее хорошо развивать, то у ребенка будет развита логика,.

Игры своими руками на развитие мелкой моторики у детей младшей группы

Формирование мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью развивающих игр.

Игры, сделанные своими руками, для детей раннего возраста

Седых Нина Павловна,воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
Назначение: Данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми раннего возраста. Пригодится он и родителям малышей. Эти игры мы используем для работы с "особенными" детьми.Самое главное, что наши игры очень просты в изготовлении и в использовании.

Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга
И. И. Павлов

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный - желудка, большой - головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики целесообразно сочетать речевым сопровождением. Если будет совместно работать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, то это дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.


В общении с детьми мы используем различные потешки, поговорки, в стихотворной форме обыгрываем упражнения для развития мелкой моторики. Для этого у нас создана картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется.


Ведь, только играя, ребенок полноценно развивается, особенно такие дети, которые посещают коррекционную группу. Именно они как никто нуждаются в развитии мелкой моторики рук, так как у большинства наблюдается речевое отставание или полное отсутствие таковой. Поэтому очень важно, чтобы в педагогическом процессе участвовали не только педагоги, но и родители ребенка. Для этого и был организован проект «Волшебство на кончиках пальцев». Мы попытались донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Всем детям хочется поиграть с предметами, которыми манипулируют взрослые.
Так можно придумывать игры, используя бытовые предметы, природный и бросовый материал.
Этим мы достигаем одновременно несколько целей: во-первых, экономия. Во-вторых, приятное времяпровождение с ребёнком. В-третьих, развитие. Оно начинается уже в процессе изготовления игры. Максимально потенциал развивающей игрушки раскрывается лишь в совместных играх взрослого и ребенка. Важно расширять кругозор ребенка за счет «переноса» и «распространения» знаний, полученных в игре с развивающей игрушкой на окружающий мир.
Начинать лучше со шнуровок, бусинок, разноцветных пробок. Очень нравятся детям игры с водой, песком, различными крупами. Можно использовать баночки, коробочки, цветные резинки, тесьму, шнурки, проволочки, счетные палочки и многое другое.
На первом этапе можно использовать самомассаж, для которого нужны специальные колечки, мячики с шипами, но прекрасно подойдут шишки, даже бигуди с шипами. Надо просто приделать ручку из проволоки и массажер готов. Можно сделать массаж рук кусочками льда, поглаживая по внутренней и внешней стороне ладони.
Я предлагаю сделать игрушку из обыкновенной картонной коробки.


По аналогии с игрой «Волшебный мешочек». Мы назвали ее «Волшебная свинка» . В ней находятся мелкие игрушки и предметы. Можно рассмотреть с ребенком их, ощупать один из предметов, назвать его и достать.
Можно сшить тактильные мешочки размером 7 на 5 сантиметров и наполнить их фасолью, горохом, крупами, ватой, целлофаном (по две с каждым из наполнителей).


Предложить ребенку:
Ощупать и определить, в какой ее части спрятались горошки;
Найти среди трех подушечек ту, которая набита крупой;
Найти среди четырех две с одинаковым содержанием.
Родители сделали для нас тактильные дощечки с различными структурными поверхностями.


Дети закрывают глаза, ощупывают структуру материала и находят пару с такими же свойствами. Можно ощупать дощечку с закрытыми глазами, а потом найти пару, открыв глаза. Со временем игра усложняется. Надо найти дощечку с определенным изображением.
Это уже другая игра, выполненная с помощью шнура, который наклеивается на картон. Можно использовать силуэты геометрических фигур, а картонки различных цветов.

Нравится нашим детям «Пальчиковый бассейн». Это тазик, заполненный различными крупами.


Дети с удовольствием трогают крупу, пропускают ее между пальцами. Можно предложить ребенку закрыть глаза и достать на ощупь какой-либо предмет определенной формы. Попросить малыша опустить в «пальчиковый бассейн» резиновый мячик с шипами, достать его и предложить «помочь ежику почисть иголки».
Очень нравятся нашим детям игры с песком и крупами.
Родители сделали нам удобный ящик для работы с песком, а для круп мы используем поднос и различные флакончики и стаканчики.


Сначала дети изучают структуру круп и песка.
Предлагается закрыть глаза и определить крупу на ощупь.
Насыпать на поднос тонким слоем крупу или песок и собрать крупу горкой, оставить на песке отпечатки ладоней или предметов.
Походить по крупе, оставляя следы.
Можно нарисовать волны, дождик, траву.
Ведь если рисунок не получится, то его легко смахнуть рукой. В играх по развитию мелкой моторики мы используем и цветной песок, специально окрашенный с помощью колеров.


Дети с удовольствием делают аппликации из цветного песка. Надо контур рисунка намазать клеем ПВА и ребенку остается сыпать песок определенного цвета, захватив его пальчиками. Опять же мы поднимаем самооценку ребенка. Рисунки получаются красивыми, а технология их исполнения очень несложная.


С таким же успехом дети играют с манкой.

Надо «покормит» птичек, провести дорожку от одного домика к другому. В играх с песком и крупами я использую музыку. Дети рисуют музыку. Придумывают истории и сказки.
Можно смешивать крупы и предлагать ребенку разложить их по структуре и цвету.
Из простой пластиковой бутылки я сделала забавных ежиков. Игру назвали «Накорми ежика» . Ребенок должен «кормить» ежика, зажимая фасоль кончиками пальцев. Можно смешать фасоль с бобами и кормить двух ежиков, сортируя бобы и фасоль.


Наибольший интерес представляют игры с водой . Дети с удовольствием мешают воду ложкой, ловят рыбу поварешкой и руками. Достают из воды различные предметы. Для игр с водой вам понадобятся тазики, пластиковые бутылки, воронку, мерные стаканчики, кувшинчик. Надо наполнить одну емкость водой и предложить ребенку переливать воду из одного стаканчика в другой до определенного уровня, из кувшина в стакан.


Из бутылки с узким горлышком в стакан, из стакана в бутылку через воронку, из одного блюдца с помощью губки в другую емкость. Я стараюсь, чтобы ребенок сам убирал за собой рабочее место и не боялся, что вода прольется.


Нами собрана коллекция природных материалов. Здесь и шишки, ракушки, камешки, каштаны, желуди. Засушены цветы, листья, веточки, которые используются в аппликации.
Наши родители придумывают игры из самых неожиданных материалов. Это трубочки от туалетной бумаги, различные коробочки от корпусов фломастеров и т.д. Эти игры мы назвали «Из трубок».


В играх пригодятся мячики, как простые, так и массажные, бусинки.


Все зависит от того, какой диаметр у нашей «трубки». Надо не только подобрать определенный мячик нужного размера, но и правильно сжав его, суметь прокатить по «трубке». Что нашим детям особенно нравится.
Надо всего один поднос, на который наклеены трубочки различного диаметра. Ребенок проталкивает различные мячики, бусинки в трубочки. Приклеив широкие трубки на потолочные плитки, дети устраивают гонки большими мячиками. Игру я назвала «Ралли».
Трубки от туалетной бумаги пригодились в игре «Спрячь мышку» .


В пластмассовом кубике прорезается круг. Затем вставляется трубка от туалетной бумаги и закрепляется скотчем. Родители сшили четыре забавных мышки разного цвета, чтобы мышки прятались в «норке», Надо проталкивать мышек определенного цвета в свой «домик», что дети с удовольствием и делают.
Самый популярный бросовый материал для производства игр – это пробки .




Можно накручивать, скручивать различные виды пробок.
«Накормить» головастика. Украшаем аппликацией непроливайки и дети «кормит» головастика.
Дополнить рисунок пробками определенного цвета, и получится законченная картина. Можно просто «рисовать» пробками.
Сделать из них бусы, дорожки.
В своей практике мы используем ленточки, шнурки, нитки.
Перед вами игра «Салют» .


Сделаны «султанчики» из разноцветных ленточек Дети должны не только « устроить» салют, но крутить палочки ладошками, а затем и пальцами. Интересна игра «Пчелка». С одной стороны простая «закрутка», а пчелка то летает. И к кому она первому «прилетит», тот и победил.


Игра «Улитка». Принцип тот же, но тянут дети одну улитку.
Из набора цветных канцелярских скрепок, шнурков, картинок можно сделать интересные игры из скрепок . Собрать скрепки в коробочку, надеть скрепки на шнурок или рисунок.


Очень просто сделать игру из счетных палочек и спичек. Выложить дорожки, заборчики, «нарисовать» солнышко, бабочку, геометрические фигуры.


Очень важными для развития мелкой моторики являются игры из бельевых прищепок. Очень сложно научить малыша открывать прищепку. Надо уметь повесить прищепку на веревку, зацепить прищепку за одежду, Закончить фигурки, найти прищепку определенного цвета. Надеть прищепки на кончики пальцев и изобразить пианино.


Дети нашей группы учатся считать на счетах, тоже сделанных своими руками. Можно не только вращать бусины, но и учить порядок счета.
Кусочки ваты можно с помощью пинцета перекладывать в формочки, находить силуэты на магнитной доске,


закручивать настоящие шурупы на болт, очень нравятся игры с бусинками и пуговками. Когда дети выкладывают узоры, украшают цветочками полянку, складывают бусы по цвету и форме.


Так же в создании игр используются резинки.

Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, логопедам, родителям детей дошкольного возраста.
1. Бусы
Цель:
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

2. Упражнения с пинцетом
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.
Как играем: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).


3. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.

Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.


4. Дорожки
Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.


5. Выкладывание по контуру
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.


6. Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.


7. Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.


8. Ажурный рисунок
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.
Как играем: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.


9. Покорми птичку
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.
Как играем: в дырочку бросать по одному зёрнышку.

Широко известен факт, что развивать мелкую моторику рук малыша очень важно. Точные, скоординированные движения рук и пальцев необходимы ребенку для полноценной жизнедеятельности: чтобы писать, рисовать, одеваться, выполнять множество бытовых действий. Кроме того, учеными давно установлено, что развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на ребенка. Связано это с тем, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому при стимуляции моторного центра речевой центр начинает активизироваться.

Так как же развивать мелкую моторику? Для этого используются следующие варианты занятий:

  • игры с мелкими предметами (с бусинами, шнурками, замочками и т.п.);
  • , сопровождающиеся веселыми стишками или песенками;
  • массаж пальчиков,

В сегодняшней статье я хотела бы предложить вашему вниманию несколько игр с мелкими предметами для тренировки моторных навыков пальчиков малыша, большинство из них легко сделать своими руками. Игры рассчитаны на малышей от 1 года. Вторую часть игр смотрите здесь:

Итак, приступим

1. Чистить вареное яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват , тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

4. Проталкивать монеты в копилку

Проталкивание небольших монеток в узкую дырочку как нельзя лучше тренирует моторные навыки. Не так это просто, как кажется на первый взгляд, — направить монетку так, чтобы она вошла в узкое отверстие.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Подробнее об этой игре я писала в , поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook . Также обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:


Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в , которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.


Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

С 7 месяцев до года

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.

С года до двух лет

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.

С 2 до 3 лет

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

  • Работа с тестом.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Работа с ножницами и цветной бумагой.


Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.


Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.


Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.


Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Вставай, Середка!

    Вставай, Сиротка,

    И крошка-Ерошка!

    Привет, ладошка!

  2. К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  3. С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.


Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  1. Пирамидка.
  2. Кубики.
  3. Ребристые погремушки.
  4. Мячики разных размеров.
  5. Сортер.
  6. Книжки с выпуклыми картинками.
  7. Конструктор.
  8. Счеты.
  9. Пазлы.
  10. Лабиринты.
  11. Рамка со шнуровкой.
  12. Бусы.
  13. Кнопочные игрушки.


Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

«Как взрослый»

Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

Пуговицы

Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

Сортировка

Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

Рисование на муке

Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

Лоскутки

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

Шнуровка

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

Губка

Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

Сборщик

Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

Фокусник

Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

Заключение

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.