Причины безразличного отношения к учебе. Учимся с удовольствием: как мотивировать ребенка

У школьника проблемы с учебой, которые растут как снежный ком и норовят к новому году обрушиться лавиной на больную голову родителей. Знакомая ситуация?

Вместо того чтобы поднажать - переписать контрольную, прийти на дополнительный урок - подросток только прогуливает школу, злится, отмахивается от взрослых и еще глубже зарывается в компьютер.

В чем причина такого поведения, откуда берется равнодушие к оценкам и нежелание учиться, «Летидору» рассказывают педагог, психовизиолог и психолог.

Марина Сторина – педагог, логопед, мама двух подростков

Марина Сторина

Как и многие заботливые родители, хочу видеть своего ребенка успешным, увлеченным. И его апатия меня очень расстраивает. Поэтому если такая проблема уже появилась, необходимо разобраться в ее причинах. Их может быть несколько.

1. Прежде всего это – отсутствие сил, энергии, когда ребенок истощен. Например, после болезни. Или только заболевает. Или плохо спал, не отдохнул, переутомился. Неправильный режим дня , постоянное недосыпание. 7 уроков в школе, пара кружков, домашние задания. Дети не успевают переключиться, отдохнуть.

iconmonstr-quote-5 (1)

Равнодушие – это защитная реакция на нагрузки.

Что делать? Отдохнуть, организовать правильный режим дня. Сразу чудо не произойдет. На это нужно время.

2. Отсутствие у ребенка понимания смысла в учебе. Дети живут в некой реальности, оторванной от жизни. Не понимают, для чего им нужны нудные школьные предметы. Не видят перспективы.

Что делать? Объяснять зачем. Как пригодится русский язык, а где история и геометрия, физика и химия. Показывать, как взрослые решают ежедневные домашние дела с помощью этих знаний.

3. Переутомление мозга гаджетами: телефоном, телевизором, музыкой. Так называемое «сенсорное пресыщение». Это очень большая проблема, которая касается и взрослых. Люди залипают в экраны.

Что делать? Все выключаем. Да. Все! Отдыхаем.

iconmonstr-quote-5 (1)

Попробуйте сами. Все выключите, отложите книгу или журнал и сядьте на диван. Минут через 20 вам станет скучно. И захочется что-то поделать, почитать.

4. Большое количество в школе непонятных слов, обилие терминов. Мозг загружается, работает все медленнее, медленнее и, наконец, встает. Это похоже на то, когда мы пытаемся понять иностранную речь. Сначала вслушиваемся, пытаемся вникнуть . Потом теряем скорость понимания и уже не пытаемся догнать. В результате теряем интерес к предмету.

Что делать? Поддержать, помочь ребенку прояснить значение слов. Иногда приходится возвращаться к давно пройденному, но недопонятому материалу. Это можно сделать «между прочим». На прогулке, за обеденным столом, в пути. Как бы не тратя на это время.

5. Подростки очень зависимы от мнения одноклассников. В детской среде считается непрестижным много заниматься, вкладываться в учебу. Им важнее пошуметь, сорвать урок, привлечь к себе внимание. Многие, по словам моей дочери, любят «повыпендриваться» таким образом.

Что делать? Видимо, от этого никуда не деться, все проходили через это. Возможно, вместе пошутить по этому поводу.

Главное лекарство против безразличия – это интерес. Если родителям трудно, подключите специалиста. Например, пройдите профориентационную консультацию. Мои дети прошли тест, выяснили свои особенности, компетенции, интересы. Психолог рассказал, какие профессии им подходят, где можно получить такое образование, какие экзамены сдавать. В каком направлении развивать способности. Подсказал, в какие кружки можно записаться уже сегодня.

Анна Гайкалова

Если ваш ребенок неплохо учился, нормально себя вел и вдруг резко изменился, потерял интерес к занятиям и возражает «А что ты мне сделаешь», «Достало», «И дальше что», это означает, что родительский авторитет в глазах вашего ребенка утрачен.

Анализ семей, где дети ведут себя подобным образом, показывает, что родители, обеспечивая своих юных потомков всевозможными благами, не учитывают главного блага и необходимости – передачи ценностей, формирования в ребенке общечеловеческих категорий общения и общества.

iconmonstr-quote-5 (1)

Дети не понимают, в чем ценность жизни.

Они отказываются понимать, почему им надо «напрягаться», с какой стати предки заставляют их учиться и вообще делать что-либо, кроме того, к чему их старательно приучали – получения удовольствия от всего, данного «в клюв» - немедленно и без усилий.

Дети, воспитанные с упором на индивидуализм, избалованные и нефрустрированные потомки успешных людей или же недальновидных менее успешных, живущих под лозунгом «Я жил трудно, а у тебя будет все», утрачивают способность к напряжению, без которого не достигается ни единая цель в жизни.

Советско-израильский психофизиолог Вадим Роттенберг называет подобные реакции обученной беспомощностью.

Инфантильность , валяние на диване, равнодушие к любым аргументам формируются на почве отсутствия ценностей, ради которых стоит жить. По-простому это можно назвать отсутствием смысла, повергающего в пустоту. Это безразличие пугает и самих детей, но обученная беспомощность не дает им возможности покинуть область своего равнодушия и неспособности жить. Что касается стресса, то, не имея привычки и навыков проигрывать, получать «не тот» результат, отступать и при всех этих случаях не терять самооценки, дети становятся неспособными сопротивляться малейшему напряжению.

Помочь вернуть интерес к жизни (а это именно его отсутствием обусловлено, в частности, нежелание учиться), может только формирование ценностей в ребенке, превышающих в его глазах ценность самого себя.

В программе «Целый-невредимый» собраны разнообразные исследования ученых и обильные практические примеры, успешно меняющей ряд установок родителей, а вслед за ними и детей. Мы останавливаем обученную беспомощность, мотивируем и запускаем процессы личностного развития.

Психолог школы №1368 Ольга Лущай

Ольга Лущай

Подростки всегда относились к учебе с некоторым пренебрежением. Только раньше такое отношение было единичным, а детей с таким отношением к учёбе становится всё больше. Но у родителей, учителей, педагогов звучит один вопрос: «Что делать? Как помочь ребенку?»

Для начала приведу примеры из практики.

Первый случай

Ученица 7-го класса, Наташа Н.: Меня родители записали на все дополнительные занятия в школе. Но я не успеваю делать домашние задания. Мне сложно, я устаю.

Я:Ты говорила об этом родителям?

Н.: Нет. Они все равно не будут слушать. Говорят, что мне это не помешает. А мне трудно, и еще я хотела пойти на баскетбол. Но когда?

Второй случай

Ученик 8-го класса, Андрей. Мальчик довольно смышленый, эрудированный. Но особого желания учиться не изъявляет.

А.: А зачем? Мне это не пригодится. Я хочу быть гейм-дизайнером.

Я: Родители разделяют твои увлечения. Ты с ними говоришь об этом?

А.: Зачем? Они работают. Устают. Вечером отдыхают. Да и меня не трогают. Только за учебу ругают. Да все нормально у меня.

iconmonstr-quote-5 (1)

И в первом, и во втором случаях проблема одна – нет общения.

Дети входят в свою «зону комфорта», надевают маску безразличия и пофигизма. И нам, взрослым, надо говорить с детьми, слышать детей. Воспринимать их проблемы и убеждения серьезно, просить их аргументировать. И очень часто дети, сами того не замечая, начинают понимать, что в каких-то моментах они неправы. Не лгать, не грубить, не насмехаться. Только тогда вы поймете и разберетесь в причинах неудач и нежелании вашего ребенка учиться.

Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребёнка учиться на учителей. Мол, если не любит чадо математику, значит, это учитель плохой, не умеет преподнести урок так, чтобы заинтересовать малыша. Конечно, доля правды в этом есть. Но ведь привычка учиться и привитие любви к учёбе не может ограничиваться школьными стенами. И полностью снимать с себя ответственность за то, что ваш младшеклассник не хочет делать уроки, неверно. Те навыки и знания, которые малыш получает в школе, играют решающую роль в его интеллектуальном и социальном развитии. Но и в родительской поддержке он нуждается всегда.

Шесть шагов к успеху

Как привить ребёнку желание учиться?

Читайте с любовью

Привить любовь к чтению непросто. Начните с собственного примера - читайте как можно больше, чаще, вместе и по отдельности, вслух и с выражением! Пусть дома будут печатные книги (а не две электронные). Даже столовые салфетки и туалетная бумага могут быть тематически оформлены и содержать текст. Вы знаете, чем интересуется ваш ребёнок, - пусть в доме будет литература на волнующую его тему. Это сработает!

Поощряйте его интересы

Относитесь с уважением к интересам ребёнка. Даже если они кажутся вам глупыми или смешными. Увлечение малыша - это его первые шаги к самовыражению. Возможно, через увлечение вам удастся заинтересовать его обучением. Расскажите, что математика точно поможет ему достичь своей цели и стать бизнесменом, но при этом важно быть грамотным, поэтому нужно заниматься русским и английским.

Не переставайте играть

В игре мы развиваемся, оттачиваем навыки. Если думаете, что с момента поступления в школу игры нужно прекратить и только делать уроки, ошибаетесь. Игры стимулируют развитие кругозора, поэтому играть нужно! Просто в эти занятия добавляйте «школьную» информацию и говорите, что это всё безумно интересно и как хорошо, что на уроке он может узнать гораздо больше! (Конечно, чтобы играть было интересней.)

Делитесь знаниями

Рассказывайте ребёнку обо всём новом, что вы сами узнали. Пусть у него формируется чувство, что узнавать новое - здорово. И чем больше человек знает, тем больше у него интересов, больше тем для разговоров с другими людьми и мир для него становится шире и многограннее.

Интересуйтесь искренне

Расспрашивайте, даже если устали, ребёнка о том, чему он сегодня научился в школе. Искренне интересуйтесь тем, что ему понравилось и запомнилось, а что показалось скучным. Не спрашивайте об оценках. Говорите только о его интересах. Тогда он будет хотеть говорить вам о себе, а не о том, как его оценивают другие.

Фокус на сильные стороны

Если ваш ребёнок учится неровно и вы знаете, что, к примеру, у него хромает чтение, обсуждайте лишь его сильные стороны. Не выставляйте в центр внимания его слабые стороны, выделяйте его таланты и способности в других дисциплинах.

Зачем это нужно?

Полюбить и захотеть сделать то, что делать необходимо, сложно. Этому нужно учиться в ранние годы. Ведь потом вашего малыша ждут ещё более серьёзные и ответственные периоды жизни - учёба в институте, работа, создание семьи. И, когда мы умеем и можем себе объяснить, зачем нам нужно выполнять некое дело, всё у нас получается быстро и легко.

Елена Воробей, актриса:

Для начала нужно понять, почему так происходит, поговорить с ребёнком, возможно, обратиться к психологу, чтобы выяснить причины неуспеваемости. А причины могут быть разными - начиная с того, что ребёнок что-то не понимает, ему тяжело даётся школьная программа, заканчивая сложными отношениями в семье, классе, с учителем.

Как найти такие слова, методы и приемы, чтобы школьник добровольно и самостоятельно выполнял свою основную обязанность?

С этим вопросом, особенно актуальным на старте самой длинной учебной четверти, корреспондент "РГ" обратилась к специалисту - кандидату педагогических наук Маргарите Крайниковой, начальнику научно-исследовательского отдела Нижегородского института развития образования.

Российская газета: Итак, как же заставить ребенка учиться?

Маргарита Крайникова: Давайте сразу оговоримся: смысл слова "заставить" предполагает некое давление, насилие. С этой точки зрения "заставить" ребенка учиться совершенно невозможно. Конечно, послушный сын, опасаясь вашего гнева, будет выполнять школьные задания, но, как известно, рабство еще никому не приносило счастья. Представьте только, какое омерзение вызывает у вашего ребенка такое учение, как говорят в народе, из-под палки. Кроме того, нужно помнить, что воздействие родителей будет результативно только до определенного возраста. Настанет время, когда чадо перестанет их бояться.

РГ: То есть школьника можно заставить сесть за уроки и даже сделать их, но заставить проявлять интерес к предмету, любить учебу как ежедневную радостную деятельность - не получится?

Крайникова: Существует некий "двигатель", без которого учеба воспринимается нашими детьми как скучная и бессмысленная обязанность. Этот двигатель - мотивация, в педагогическом научном определении - совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Иными словами, это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Он-то, этот двигатель, нам и поможет.

РГ: Родители искренне желают, чтобы их ребенок хорошо учился. Они осознают всю серьезность проблемы, когда школьник отлынивает от учебы. С чего нужно начинать ее решение?

Крайникова: Чтобы заставить (или вызвать мотивацию, как мы договорились) ребенка учиться, прежде всего родители должны ответить себе на простой вопрос: а зачем это надо? На первый взгляд, вопрос кажется бессмысленным. "Ну, как же, - думают многие мамы и папы, - все учатся. Мой ребенок что же - хуже других?" Это первая причина, побуждающая родителей воздействовать на детей. Второе рассуждение: "Не будет учиться - начнет по улицам шляться, попадет в дурную компанию... Вино, наркотики..." Но, конечно, не это главное. Вот третья причина, на взгляд родителей, гораздо более веская: "Не будет учиться - не попадет в колледж или вуз, не получит профессию, заберут в армию, чего бы очень не хотелось. Для девочек тоже немаловажно, в каком коллективе находиться: нам, родителям, спокойнее, если потенциальные женихи - будущие профессионалы, люди образованные и воспитанные".

Рассуждаем дальше. Подумайте, уважаемые родители, являетесь ли вы более интеллектуально и нравственно развитыми, чем современные школьники и студенты? Был ли у вас интерес к учебе, казались ли вам знания ценностью? Если нет - то вам придется очень постараться, чтобы ребенок не пошел по вашим стопам.

РГ: Что же делать нам, отцам и матерям, чтобы чадо прилежно училось?

Крайникова: Самой большой проблемой представляется то, что ребенку "ничего не интересно". Значит, задача родителей - найти такое занятие, от которого у вашего сына (или дочери) загораются глаза, и принять участие в его любимой игре. Я имею в виду игру в широком смысле этого слова - как способ познания жизни. В вашем лице ребенок должен видеть человека, увлеченного его делом. И чем раньше это случится, тем проще вам будет в будущем. Для развития порой достаточно небольшого толчка, затем оно продолжится с вашей минимальной поддержкой.

Общее дело не только пробуждает у ребенка интерес к активному постижению мира, но и цементирует семью, создает атмосферу дружбы и взаимопонимания, необходимую для гармоничного развития человека. Часто семейные конфликты возникают именно из-за того, что родителям, по словам детей, нет до них никакого дела. Родители постоянно заняты, устают, на детей не хватает ни сил, ни времени. Хочется обратиться к таким матерям и отцам: пока не поздно, задумайтесь, будете ли вы счастливы, заработав много денег, но потеряв при этом ребенка?! Это мы, взрослые, можем быть самодостаточными. А ребенку нужна любовь и много внимания. Но самый главный принцип воспитания - это уважение. Если ваша семейная атмосфера лишена этого, ребенку дома неуютно, он будет искать место, где его понимают, где он что-то значит для других.

РГ: Итак, папа с сыном играют в теннис, мама с дочкой шьют наряды или выращивают цветы, но на оценки в школе это не влияет.

Крайникова: Ну, по крайней мере с физкультурой, трудом, биологией у этих ребят проблем, вероятно, не будет. Но дело даже не в этом. Каждый человек от рождения наделен разными способностями, которые позднее становятся фундаментом познавательного интереса к определенной деятельности. Все эти способности можно развить. Но один самый важный талант дается каждому. Этот талант - жажда познания. Ваш малыш с первых месяцев жизни открыт для обучения: он ловит звуки, следит за яркими цветными предметами, трогает руками игрушки. Он не только слушает и смотрит, но уже и запоминает ваш голос, музыку, стихи, картины окружающего мира.

Наконец он научился говорить, и наступило время многочисленных вопросов. "Почему снег тает?", "Почему бабушка с палочкой?"... Мама разговаривает по телефону, встретила подругу, просто занята своими мыслями. "Отстань! Надоели твои глупые вопросы", - раздраженно реагирует родительница и тем самым перекрывает самый главный источник знаний для любимого ребенка. Малыш понимает одно: когда он спрашивает о том, что его сейчас интересует, мама сердится. Он будет спрашивать все реже и реже, лучик света познания (просвещение - от слова "свет") может померкнуть... Пройдет совсем немного времени, и эта же мамаша будет жаловаться, что сыну "ничего не интересно", не признаваясь себе, что сама убила в ребенке жажду познания.

РГ: Первые проводники в мир знаний для своих детей - именно родители?

Крайникова: Конечно. Воспитание ребенка - не простой, но радостный труд. Вы растете вместе с ним, развиваетесь, стараетесь быть примером во всем. Вам необходимо его уважение. Значит, ваша жизнь - постоянное стремление вперед.

РГ: Существует много рецептов того, как подготовить ребенка к учебе, есть даже специальные курсы для малышей. Казалось бы, в школу первоклассник пришел во всеоружии: читает, пишет, рисует, даже с компьютером управляется. Почему же рано или поздно большинство школьников теряет интерес к урокам?

Крайникова: Причин много. Вот некоторые из них. Как правило, интерес пропадает в подростковом возрасте, когда самым важным в жизни человека становится не учеба, а социализация. Другими словами, человека больше всего волнует вопрос: нравится или не нравится он сверстникам? Ребята приходят в школу главным образом для того, чтобы общаться. В этот период наступает кризис сознания ребенка, который связан с революционными изменениями в его организме. Спокойно переживают этот неспокойный возраст ребята, подготовленные к труду всей своей предыдущей жизнью. Те, кто с самого раннего возраста знает, что мир полон удивительных и увлекательных вещей. Те, кто умеет творить.

Правильно ли считать учителя виновником плохой учебы ребенка? Учитель действительно способен заглушить ростки интереса к своему предмету, если он злой, глупый, равнодушный, ненавидит детей, не уважает родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил хорошее образование, ищите Учителя. Не все так безнадежно, уверяю вас. Достойных учителей, профессионалов, много.

О страхе школьников

Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную "тройку", а родители недовольны: они рассчитывали на "пять". У каждого есть свой уровень развития, надо только объективно оценить его. Понять, действительно ли ваш ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачки.

Но если школьник взял планку: справился с ленью или напряг силенки и решил-таки трудную задачу, он достоин похвалы. Сейчас во многих семьях применяют, так сказать, материальное поощрение за оценки. С одной стороны, вы как будто платите за проделанную работу, но с другой - воспитываете корыстного человека, который когда-нибудь ответит вам, заболевшему, одряхлевшему, на просьбу о помощи: "А что мне за это будет?"

Талантливый педагог Шалва Амонашвили, когда ему задали вопрос о правомерности материального поощрения в семье, не cмог скрыть возмущения: "Образование, возможность развития, становление Человека - это большая ценность. Надо ли опошлять ее деньгами!"

Что для вашего ребенка важнее - деньги или ваше хорошее отношение? Ответ зависит от того, насколько благополучна ваша семья. Ведь похвала - это тоже искусство. За что хвалить, какими словами или просто благодарной улыбкой, с какой интонацией? Если малыш будет счастлив, когда вы в восторженных выражениях оцените его хороший поступок, то у подростка ваш восторг вызовет досаду. Здесь нужен более тонкий подход. Косвенная похвала может быть выражена как радость от того, что вот вы устали, думали, что вам еще и мусор выносить, готовить, приводить в порядок квартиру (в зависимости от того, какой подвиг совершил ваш ребенок), а теперь сможете просто отдохнуть. Не бойтесь, что он не почувствует вашу радость, вашу благодарность. Дети очень внимательны.

Помните, что создание ситуации успеха для каждого ребенка - необходимое условие развития волевых качеств. Успешный человек уверен в своих силах, он способен на большие дела, ему свойственно радостное отношение к жизни. Развитые способности к творчеству, к познанию, уверенность в успехе своей деятельности - вот качества, которые должны воспитать родители, чтобы никогда не услышать от своего школьника страшных слов: "Не хочу учиться!"

Учеба занимает важное место в процессе познания ребенком окружающего мира. Обучаясь в школе, дети не только получают необходимые знания по предметам, но и учатся общаться, правильно взаимодействовать друг с другом. Большинство людей, став взрослыми, с особым теплом вспоминают свои школьные годы, беззаботное и счастливое время. Но не всегда ребенок ходит в школу с удовольствием. К сожалению, довольно часто естественная тяга к знаниям ослабевает под влиянием каких-либо внешних факторов. Как мотивировать ребенка к учебе, если он не хочет учиться? Советы психолога помогут родителям разобраться в этом непростом вопросе.

Причины отсутствия мотивации к учебе

Чем обусловлено нежелание ребенка учиться? На это существует несколько причин. Как часто родители стремятся излишне контролировать своего ребенка, следят над каждым шагом, заставляют делать уроки «из-под палки». Такой настрой не может привести к успеху. Ребенок в этом случае чувствует, что просто отбывает повинность, выполняет скучное и неинтересное дело. Неудивительно, что учеба становится тяжкой обузой, которой, к тому же, нельзя избежать. Ребенок чувствует себя, точно в ловушке и не видит выхода. Учителя и школа предъявляют к нему определенные требования, дома родители ждут хороших отметок. Все это давит на психику ребенка, не позволяет ему полноценно развиваться и радоваться собственным свершениям.

Учеба должна приносить радость. Когда ребенок чувствует себя первооткрывателем, то все воспринимается совершенно иначе. Тогда любые преграды преодолеваются с желанием, а учеба становится приятным делом. Советы, изложенные ниже, помогут родителям разобраться в ситуации, понять, как мотивировать любимое чадо получать необходимые знания и испытывать при этом удовлетворение.

Как мотивировать ребенка на учебу? Заботливым маме и папе следует придерживаться некоторых нехитрых советов. Они достаточно просты в применении и не требуют колоссальных усилий.

Поддержка познавательных увлечений

Когда ребенок чем-то интересуется, обязательно поддерживайте его. Дайте понять, что вам небезразличны его увлечения. Очень часто родители по причине занятости отмахиваются от восторженных рассказов детей, не хотят ежедневно их выслушивать. Но ведь ребенок – тоже личность, у него могут иметься свои индивидуальные стремления. Учеба начнет выравниваться тогда, когда ребенок будет увлечен каким-то значимым для него занятием. Не нужно заставлять чадо вовремя делать уроки и стоять у него над душой. Достаточно просто не мешать ему интересоваться окружающим миром, совершать собственные открытия.

Влияние окружения

На то, как у ребенка идут дела с учебой, влияет такой фактор как ближайшее окружение. Причем здесь речь не идет о любящих родственниках. Знаете ли вы, с кем предпочитает дружить ваш сын или дочь? Есть ли у ребенка достойные друзья в классе или он длительное время ни с кем не может подружиться? Отсутствие товарищей может привести к тому, что ребенок замкнется в себе и забросит учебу. Школа – это то место, где происходит множество событий, а не только непосредственно процесс получения новых знаний. Учеба – это не главный мотиватор для ученика десяти-пятнадцати лет. Ему важно выстроить доверительные, гармоничные отношения со сверстниками, только так он сможет почувствовать себя счастливым. Без чувства внутренней самореализации ребенок может даже впасть в депрессию. Личностная значимость рождается из социального одобрения и стремления быть полезным для окружающих. Стоит пересмотреть ближайшее окружение ребенка, если он не справляется с учебной нагрузкой.

Решение школьных конфликтов

Школа – это место, где постоянно что-то происходит. Взаимодействие с одноклассниками и учителями не обходится без конфликтов. Иногда сильная погруженность в какие-то значимые противоречия не позволяет как следует сосредоточиться на учебе. Процесс обучения начинает казаться ребенку скучным, нудным и неинтересным. Он только и ждет окончания уроков, чтобы скорее пойти домой и заняться тем, что ему действительно интересно: поиграть в любимые игры, углубиться в чтение или просмотр телепередачи.

Решение должно происходить мягко, без нажима и психологического давления на ребенка. В первую очередь, стоит разобраться в том, что тревожит вашего ребенка, имеются ли у него внутренние переживания. Как правило, понять, что ребенок испытывает психологический дискомфорт, несложно: он становится замкнутым, апатичным и плаксивым. Некоторые дети настолько уходят в себя, что не хотят лишний раз разговаривать и избегают даже доверительной беседы.

Последствия буллинга

К сожалению, дети иногда отличаются особой жестокостью и непримиримостью по отношению друг к другу. Стоит только ребенку начать чем-то отличаться от сверстников, как он может подвергнуться буллингу. Школьная травля сегодня – не редкость. Оказаться на месте жертвы может любой ребенок, а не обязательно тот, кто имеет физические дефекты. В результате стойкого непринятия ребенка школьным коллективом интерес к учебе в большинстве случаев пропадает. Ребенок часто просто не может полностью сосредоточиться на изучаемом предмете, так как постоянно ожидает от одноклассников нападок и насмешек. Последствия буллинга всегда тяжелые и могут оказывать значительное воздействие на всю дальнейшую жизнь молодого человека или девушки. И если маленький ребенок может попросить помощи у учителей и родителей, то подростки, как правило, ошибочно полагают, что до них никому нет дела. Они считают, что обязаны самостоятельно справляться со всеми возникающими проблемами. Стоит ли говорить о том, что желание ходить в школу может вовсе пропасть?

Реакция на оценки

Многие родители слишком сильно зациклены на учебных отметках ребенка. Порой они начинают переживать, что чадо не дотягивает до уровня «хорошиста» или «отличника», в то время, как сам ребенок демонстрирует безалаберность и несерьезное отношение к учебе. Конечно, при таком подходе высоких результатов быть не может. Ваш сын или дочь должны сами осознавать собственную ответственность. Однако не следует излишне зацикливаться только на оценках. Ведь тогда ребенок может подумать, что сам по себе он никому не нужен, сделаться ко всему безразличным. Нельзя допускать и того, чтобы чадо начало сомневаться в вашей родительской любви. Он должен знать, что при любых обстоятельствах останется нужным и любимым самым близким людям на свете. За хорошие оценки нужно поощрять, но не делать из этого культа. Если ребенка постигла неудача, необходимо разобраться в ситуации. Может быть, он не выучил урок или просто не смог правильно ответить? Анализируйте с ребенком каждую волнующую его ситуацию, тогда он поймет, что родитель – это не строгий контролер, а искренний друг, готовый в любой момент оказать помощь и поддержку.

Помощь в решении проблем

Трудности с обучением бывают у всех. Если ребенок проболел и пропустил какую-то тему, не ждите, что успеваемость восстановится сама собой. Помогите ему разобраться с тем материалом, который изучается в классе. Быть может, восстановить пробел удастся не сразу, зато ребенок сможет почувствовать вашу родительскую поддержку. Прибегая к помощи решения проблем, мальчик или девочка учатся понимать, что нет неразрешимых ситуаций.

Свобода выбора

Многие родители полагают, что ребенка нужно всячески ограждать от негативного влияния. Однако, не позволяя ему принимать решения, мы не сможем научить его самостоятельности. Ответственность за самого себя приходит в тот момент, когда появляется возможность сравнивать, думать, анализировать. Ребенок должен обладать свободой выбора. Нельзя отбирать у человека право голоса ни при каких обстоятельствах. Особенно это касается тех моментов, которые непосредственно связаны с индивидуальностью. Ребенок должен сам решать, какую одежду сегодня надеть, каким видом спорта заниматься, интересны ли ему предметы искусства и т.д. Нельзя лишать ребенка того, что для него является ценным и значительным, как недопустимо и всячески ограничивать его в познании. Учеба – это ведь не только школа и оценки. Процесс познания бесконечен по своей сути.

Баланс между отдыхом и занятиями

Некоторые дети настолько не умеют разделять процесс обучения и отдых, что вскоре сами начинают страдать от переутомления. Родители просто обязаны помочь в этом вопросе, тогда и учеба станет более эффективной. Необходимо научить чадо соблюдать разумный режим дня. Обговорите с ним, в какое время ему лучше и удобнее всего готовить уроки, и старайтесь придерживаться такого графика. У ребенка обязательно должны оставаться свободные часы для того, чтобы общаться со сверстниками, посещать кружки и секции по интересам, играть в любимые игры. Если ребенка всячески ограничить в развлекательных мероприятиях, то он не сможет полноценно учиться. Соблюдение баланса между отдыхом и уроками позволит достичь лучших и больших результатов.

Таким образом, родители должны всячески способствовать успешному процессу учебы в школе, но отказаться от ограничивающего, авторитарного контроля. Ребенок, заручившись такой значительной поддержкой, сможет преодолеть любые преграды. Со временем он научится самостоятельно ставить цели и достигать их.

Сергей Габура

Сын учится в 8-м классе, но к учебе равнодушен, нет мотивации, как говорят учителя. Постоянно врет и изворачивается, лишь бы ничего не делать. Мы с женой работаем, встречаемся все только вечером, дома. Свои мысли не высказывает открыто, с трудом вытягиваем из него скудные сведения о школе, друзьях. О будущем не задумывается, думаем дальше 9-го класса, думаем, ему не стоит учиться. Вместе с тем он общительный с другими ребятами, постоянно на виду и в центре внимания у девчонок. С трудом заканчивает музыкальную школу, там часто пропускает занятия. Все делает спустя рукава, лишь бы отстали. Как нам добиться взаимопонимания, настроить на серьезное отношение к жизни, на перспективу??? Р.S. Мне 53, жене 49 лет.

Здравствуйте! В наше время эта проблема волнует очень многих родителей. Подростковый период - один из самых сложных. Начинается гормональная перестройка организма, появляется импульсивность, раздражительность. Подросток начинает всеми силами отстаивать свою самостоятельность, хотя интеллектуальное развитие ребенка находится еще в середине своего пути. Вы очень коротко описали сложившуюся ситуацию и совершенно ничего не сказали о тех мерах, которые были предприняты. Поэтому мне трудно дать более точный ответ на поставленный вопрос. Перечислю коротко основные правила, на которые Вы сможете ориентироваться. Во-первых, относитесь серьезно ко всем декларациям сына, какими бы глупыми они Вам не казались. Дайте ему почувствовать свою "взрослость" и продемонстрируйте свое доверие к нему. Во-вторых, заключайте договоренности и соглашения по самым основным и второстепенным пунктам. Например, говорите: "Мы понимаем, что тебе сложно взять себя в руки и проявить больше ответственности. Давай подумаем, что тебе мешает это сделать". И по пунктам начинаете расписывать возможные причины: усталость, отсутствие интереса к предметам, плохая школа, недружный класс, лень, непонимание предметов и т.д. Потом рассматриваете возможные варианты решения открывшихся проблем. В-третьих, не только продолжайте любить своего ребенка, но и всячески демонстрируйте ему свою любовь. Верьте, что он хороший и способен на хорошие поступки и преодоление себя. Ошибкой родителей очень часто является то, что они указывают только на недостатки ребенка, а достижения принимают как само собой разумеющееся. Поэтому, когда ребенок не слышит положительной оценки, у него и ориентировка идет только на отрицительную. Причины отсутствия учебной мотивации на самом деле много: гормональный "взрыв" подросткового периода, отношения ученик-учитель, страх перед учебой, непонимание цели учебной деятельности, т.к. будущее невероятно отсрочено. Для того чтобы ребенок включился в работу ему должны не только стать понятны цели обучения, но и внутренне должны стать им приняты. Они должны обрести значимость для ребенка. А в системе учебной деятельности переплетаются и внутренние, и внешние мотивы. К внутренним относятся: собственное самосовершенствование, совместная деятельность подростков, которая является ведущей в этот период, интерес к новому и неизведанному. К внешним можно отнести вынужденное соответствие принятым нормам и правилам, учебы ради престижа и лидерства, стремление оказаться в центре внимания значимого окружения. У ребенка должен возникнуть мотив, т.е. устремление активной деятельности на усвоение знания, самосовершенствование. Для того чтобы добиться главной цели - хорошо справляться в процессом обучения и усвоения программы, надо сначала преодолеть промежуточные цели, которые выстроят эту дорогу. Поэтому для облегчения этой задачи промежуточные цели должны стать для ребенка ярко эмоционально окрашены. Связь интереса с положительными эмоциями имеет очень большое значение на первых этапах становления. Конечно, все это сделать непросто. Это трудоемкая совместная работа и самого ученика, и родителя, и учителя. Так что же все-таки делать родителям? Применяйте систему поощрений и наказаний. Фантазия при этом должна у Вас работать с повышенной нагрузкой. Постарайтесь найти причину "нехотения", как я уже говорила выше. Вычислите её любыми методами. Родители при этом должны олицетворять твердость, терпимость, последовательность и спокойствие. Еще у подростков есть возрастная физиологическая особенность. У них процессы возбуждения нервной системы преобладают над процессами торможения (приблизительно до 20 лет). Поэтому рекомендую еще Вам для регуляции этих процессов курс детского препарата