Что делать если ребенок не доверяет взрослым. Как завоевать доверие родителей

Ну же, признайтесь, кто из вас не мечтал об актерской или - чем черт не шутит! - режиссерской карьере?Для тех, кто не готов выкинуть эту мечту на помойку - мануал о том, как подготовиться к поступлению, чего опасаться и как оно всё вообще происходит. Рассказывает Соня, студентка 2 курса режиссерского отделения РГИСИ.

Важная информация для начала:

1) Поступление в театральный институт не имеет ничего общего с поступлением в любой другой ВУЗ. Это огромный труд, который часто превращается в многолетнюю войну, годы подготовки и мучений. Баллы ЕГЭ, если вообще имеют значение, плюсуются на последних этапах прохождения творческого конкурса, состоящего из трех туров, нескольких консультаций и непредсказуемого количества дополнительных отборов.2) Для абитуриента театрального института мой опыт потрясающе ничтожен – всего 2 года, всего 3 города, всего 5 мастерских (для сравнения: моя нынешняя однокурсница поступала 6 лет, в среднем к 4 мастерам за один забег). Будьте готовы к тому, что с первого раза вы туда не попадёте.3) Универсального сценария поступления или подготовки нет и не может быть – каждый мастер ищет «своих» студентов. Чем вы ему понравитесь или не понравитесь – тайна. Очень часто по тем самым тайным причинам «скидывают» очень ярких и талантливых ребят. Увы, талант – ещё не гарантия поступления.4) Туры (при любом финальном раскладе) – сильнейшее эмоциональное впечатление, толпа новых людей, адреналин и опыт. Даже завидую тем, кто пойдёт поступать впервые.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БЫТЬ АКТЕРОМ

1

Вам повезло. 17-18 лет – самое время поступать на актёрство.

2

Тем не менее, без минимального опыта делать там нечего. До поступления лучше «пощупать» профессию – театральная студия, тренинги, книжки. А лучше бы почитать Станиславского и посмотреть много разного театра, в том числе классику типа Эфроса и Товстоногова в записях. Думаю, если вы стремитесь в театр, знать вы о нём должны много.

3

На туры требуется программа. Это проза, стихотворения, басни. Чем больше и разнообразней в жанрах она будет, тем уверенней вы себя будете ощущать в процессе. Материал должен быть «вашим», то есть:
  • не противоречить амплуа.
  • Девочки (понимаю, сама больше люблю Бродского), берите больше женской поэзии. И лучше бы не только Ахматову и Цветаеву, комиссию уже подташнивает;
  • что-то в этом материале вас должно цеплять. И если это сто раз читанный банальный текст, но вы уверены, что он «ваш», не бойтесь. Удивить мэтров оригинальностью получится вряд ли, а вот разозлить современной сверхзаумной прозой неизвестного автора можно. Режиссёрам такое простят. Актёры, будьте проще;
  • можно обратиться к репетиторам, театральным педагогам, и программу вам поставят. Но, как показывает опыт, это не всегда хорошо. Поставленные тексты слышно . Если вы чувствуете в себе силы самостоятельно разобрать текст, то лучше готовиться самим. И над программой лучше начинать работать за год, а то и больше. В течение года она изменится, выровняется, станет «родной». А перед турами можно показаться знающему человеку, пусть вам что-то посоветуют. А не учат с вами интонации. А вообще – всё индивидуально. Опять.
  • 4

    Внешность имеет значение. Нет, речь не о красоте и даже не о весе. Очень важно понимать, кто вы есть на площадке. Природа подарила внешность романтической героини – значит, сделайте акцент на этом. Больше похожи на комедийного персонажа – прекрасно, не комплексуйте, читайте Хармса, подготовьте смешной танец, берите юмором. Театру нужны все. И берут всех.Но! Девочкам всё равно лучше надеть юбки/платья, более того, готовьтесь, что юбку попросят поднять, показать ноги, показать зубы. Лучше отказаться от яркого макияжа. Могут погнать смывать прямо из десятки, вам оно надо?Мальчикам проще. Опрятно выглядеть соответственно себе самому – вполне достаточно.

    5

    Советовать что-то по поводу туров почти бессмысленно. Всё зависит от мастера. Кого он ищет, какой внешний типаж предпочитает. Часто набираются целые курсы под конкретный спектакль. Всё, что вы можете – это максимально подготовиться заранее, а дальше импровизировать и не зажиматься. Хорошо, если помимо программы, у вас готова песня и танец. Если вы играете на музыкальном инструменте, жонглируете, крутите сальто – найдите способ это показать, все дополнительные навыки идут вам в плюс.Система с небольшими вариантами везде одна: запускают десятками, на первых консультациях и турах слушают очень быстро, просто убирают категоричные «нет», а потом начинаются развлечения. Тур, где вы читаете, поёте, делаете всё, что попросят, а по ходу могут давать задания от «покажи птичку» до «перечислите муниципальные театры своего города», после – отсев. И так, пока не останется узкая группа тех, кого мастер хочет видеть на курсе. И когда из 30 надо оставить 15, а талантливы все, начинается самый суровый этап – конкурс. Здесь роль играют секундные прорывы. Так что не расслабляйтесь, если прошли первый тур. Всё только начинается.

    6

    Блат имеет место, но мифы о нём преувеличены. Да, я слышала в коридоре ГИТИСа разговоры о том, кто кому сколько заплатил, и, наверное, такое бывает, но ни один мастер не возьмёт на курс патологическую бездарность, чтобы потом самому с этой бездарностью мучиться. Даже «блатные» учатся за какие-то заслуги.

    РЕЖИССУРА

    1

    Поступить на режиссуру в 17 лет, будучи к тому же (о ужас!) девочкой, почти нереально. Исключения были (кажется, в ГИТИСе, кажется, у Кудряшова). Поэтому, если сразу после школы вам взбрело идти в профессию… идите. Попробуйте. Мне обещали, что меня развернут с порога, в ГИТИСе я дошла до 3 тура, в ЕГТИ поступила и проучилась год. Опыт бесценный. Поступить в РГИСИ летом 2012 было в разы проще.

    2

    Любят брать взрослых (от 25 до 35), опытных мужчин. Набирают режиссёров не по 30 человек, а по 3-5 (если это актёрско-режиссёрский курс) или человек по 12-15, если курс чисто режиссёрский.

    3

    Требования к режиссёрам огромны. Чтобы заниматься этой профессией, надо быть больным.

    4

    См. все, что написано про актёров – это режиссёры тоже проходят. Требования к актёрской программе, правда, другие. Здесь уже будьте добры показать и знание литературы, и умение анализировать текст, и поднимать интересующую вас проблему и массу всего еще. При этом очень пристально смотрят на вас, как на актёра. Поэтому все правила про амплуа и присваивание текста в силе. Если курс режиссёрский, то – поздравляю – первые три курса играть друг у друга будете вы сами, так что при таком наборе на актёрство смотрят очень внимательно. И да, петь и танцевать тоже придётся (при поступлении в мастерскую, где я сейчас учусь, было аж 3 чисто актёрских отсева, только потом с нами заговорили про режиссуру).

    5

    Опыт имеет колоссальное значение. Именно поэтому не очень любят детей. У вас должны быть готовые постановки (конечно, ничего выше любительских театров и собственных проектов от вас не ждут), пусть одноактовка, пусть детский утренник, но вы должны что-то понимать в практике.

    6

    На первую же консультацию лучше принести экспликацию/экспликации и макет/макеты. Экспликация, говоря грубо, это ваша разработка пьесы. В принципе, есть примерный план такой работы (о чём хочу ставить, концепция, разбор по событийному ряду, сценография, костюмы, актёры…), но это тоже не обязательно. Интереснее понять ваше искреннее виденье пьесы. Кратко изложенное необычное решение, которым вы зацепите, запоминающийся макет, эскизы костюмов (не умеете рисовать – обратитесь к художникам, можно). Лучше, если вы везёте экспликацию по поставленной пьесе (тогда + фотографии, видео) и что-нибудь по классике.Можно везти и одну. А в некоторых мастерских её вообще никто не требовал. Зато Женовач в ГИТИСе без неё не пускал на порог. Например, я в свои 17 брала нереальным желанием и количеством проделанной работы, так что в ГИТИС я привезла сразу 2 макета и 3 экспликации, одна из них по готовому спектаклю, 2 по классическим пьесам. В этом году я поехала с 3 макетами и 5 разработками. И да, не обижайтесь, если ваши труды никто не прочитает. Скорее всего, о предложенном поговорят прямо на туре или попросят оставить. Так что умейте красиво изложить людям то, что написали.Если вы пишите стихи-пьесы-рассказы-картины – несите. Посмотрят, будут иметь в виду.

    7


    На сайтах ГИТИСа и РГИСИ представлены списки литературы для абитуриентов (разные школыразные списки!). Это и пьесы, и литература по специальности. Но это – необходимый минимум, и надо знать кучу всего сверх. Во-первых, современные режиссёры и современная драма. Во-вторых, иметь сформированные пристрастия относительно драматургов и режиссёров из списка + осознавать ситуацию в театрах страны. В-третьих, режиссёру странно не иметь любимого писателя, художника, композитора, не знать историю, не понимать ничего в политике… В общем, вы поняли. В любое свободное от репетиций время, ваши лучшие друзья – книги. И, конечно, смотреть. Смотреть-смотреть-смотреть всё подряд, спектакли в городе, спектакли в записи, оперу, балет, хорошее кино.

    8

    Помимо экспликации, которую вы несёте, экспликацию надо писать там. Вам дают список пьес из того списка, который висит на сайте, вы выбираете, что больше нравится, и еще раз доказываете, что умеете это делать.

    9

    Отдельный тур – постановка этюда. Иногда в два этапа. Иногда индивидуально (кто-то делает одну работу, кто-то пять). Здесь всё зависит от того, что предложит мастер. Этюд «случай из жизни», или по событию, или по пословице, по картине, по пьесе, этюд на музыку. Готовиться заранее бесполезно, но тренироваться придумывать этюдные истории – можно.

    10

    Завершающий этап – коллоквиум. Тут вам как раз пригодятся прочитанные книжки и отсмотренные спектакли, хотя могут быть и сюрпризы. Например, мне показали картину и попросили рассказать, что произошло до запечатлённого момента. Да, могут проверить ваше умение анализировать, говорить, всё, что еще не поняли. Могут дать дополнительный этюд – не пугайтесь. Работайте и всё.

    11

    Сложно говорить, насколько сильно отличаются Москва, Питер и Екатеринбург (помимо количества человек на место), потому что поступаете вы всё-таки не в ВУЗ, как ни странно, а в конкретную мастерскую. Так что узнайте заранее, кто набирает (логично, что тот мастер, у которого сейчас 4 курс), поспрашивайте студентов. Поймите направление работы.Хотя ничто не поможет вам так, как умение быть собой. В результате выяснятся, что через все задания педагоги пытаются разглядеть вашу личность. И пока я это не осознала, никакая подготовка и выпученные горящие глаза меня не спасли. Только всё это плюс незаменимый вы.И еще одно: поступление – не самое сложное в театральном обучении. Настоящая работа начинается потом. Это сверхнагрузки, которые можно выдержать только при условии абсолютной любви к своему делу. Лекции по всем гуманитарным дисциплинам, сцендвижение, танец, акробатика, вокал, речь заканчиваются в три часа дня, а потом начинается мастерство – собственно, освоение профессии, которое заканчивается только за 10 минут до закрытия метро. А дальше – ночные репетиции, индивидуальная подготовка, потому что каждый день надо прыгать чуть выше своей головы.Готовы?

    Ежегодно театральные вузы столицы принимают у себя тысячи желающих перенять опыт у признанных мэтров актерского искусства. В погоне за мечтой девушки и юноши штурмуют двери приемных комиссий, однако горящих глаз и энтузиазма недостаточно для того, чтобы получить заветное удостоверение студента. В условиях жесткой конкуренции для поступления в будущие альма-матер предъявляются серьезные требования. Несмотря на это, конкурс из года год остается невероятно высоким, а условия поступления обрастают всё новыми и новыми мифами и байками, что может сбить с толку неподготовленных абитуриентов.

    • Как поступить в театральный?
    • Какие экзамены сдавать в театральный вуз?
    • Что нужно чтобы поступить в театральное училище?

    Чтобы не попасть в ловушку слухов, рассеянных по просторам Интернета, специально для студентов курса Актерское мастерство для поступающих рассмотрим, какие требования предъявляют приемные комиссии самых рейтинговых театральных учебных заведений Москвы при поступлении на актёрский факультет.

    Общие требования к поступающим в театральный вуз:

    • В первую очередь, всем выпускникам школ требуется предоставить сведения об успешной сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и литературе. Минимальный порог для рассмотрения документов: 38 баллов по русскому языку и 40 баллов по литературе. (Отдельные категории граждан, к которым относятся обладатели высшего образования, иностранцы, имеющие среднее специальное образование по специальности «Актер драматического театра и кино» и, в последнее время, постоянные жители Республики Крым или г. Севастополя, могут поступать без результатов ЕГЭ. Для данных лиц высшие учебные заведения проводят собственные тестирования.)
    • К стандартному пакету при подаче документов: также относят аттестат, подтверждающий наличие среднего/высшего образования, медицинскую справку, копию паспорта и набор стандартных фотографий (обычно 4-8 шт.). Юношам дополнительно нужно принести копию прописного свидетельства или военного билета.
    • Начальный отбор происходит в апреле - июне, а главным вступительным испытаниям обычно отводится июль - начало августа. Процесс поступления делится на несколько этапов: консультации - прослушивания, конкурсный отбор, в некоторых случаях проходит собеседование.
    • Обязательным условием является отсутствие органических недостатков речи и голоса.

    Особенности вступительных испытаний в театральные вузы:

    Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина

    «Щепка», как часто называют это училище, считается одним их самых консервативных театральных школ. К тому же, актерское мастерство является здесь единственным направлением подготовки.

    Процесс поступления состоит из следующих этапов: отборочная консультация, 3 ступени предэкзаменационных консультаций и вступительные экзамены.
    На отборочной консультации оценивается чтение наизусть басни, стихотворения и отрывки из прозы (не менее 2-х произведений в каждом жанре). В случае если абитуриент заинтересует педагогов, ему предложат пройти «экзамен на профпригодность». Обязательным условием для прохождения этого раунда является исполнение 2-3 песен или романсов, в отдельных случаях могут попросить исполнить танец. Возможно так же оценка знаний актёрского мастерства, культуры речи, пластики и собеседование (темы: культура, искусство, политика, общественная жизнь, международная обстановка и др.).

    Театральный институт имени Бориса Щукина

    Абитуриент на специальность «Актер драматического театра и кино» сначала должен успешно преодолеть три отборочных тура, к которым необходимо подготовить 2-3 басни (одна из них обязательно должна принадлежать авторству И.А. Крылова), 3-4 стихотворения и 2-3 фрагмента художественной прозы. И только после этого оцениваются результаты экзаменов по общеобразовательным предметам, творческим и профессиональным испытаниям.
    Будьте готовы выступить с чтецкой программой, участвовать в этюдах, показать свою музыкальность и пластичность.
    В качестве испытания профессиональной направленности проводится собеседование, для которого желательно ознакомиться со списком литературы, представленным на официальном сайте училища.

    Российский университет театрального искусства - ГИТИС

    Первое, что следует запомнить: РАТИ-ГИТИС является самостоятельным учебным заведением, т.е. он не относится ни к одному театру, что отличает его, например, от Школы-студии МХАТ. Таким образом, в университете не существует единой школы: особенности обучения зависят от студии или мастерской.
    На очное отделение отбор проходит в 3 тура, после которых абитуриент допускается к прохождению вступительных экзаменов (2 испытания творческой направленности: мастерство актера и собеседование).
    На прослушивание следует подготовить небольшие отрывки из следующих литературных жанров: басня, стихи, проза, монолог. Обратить внимание следует как на классическую, так и на современную отечественную и зарубежную литературу. Помимо этого, приемная комиссия обратит особое внимание на способность к импровизации: например, члены комиссии могут предложить прямо на месте разыграть небольшую простую сценку, спеть песню или исполнить танец.
    Что касается собеседования, то оно призвано оценить ваш уровень культуры и познания в области искусств. Однако готовьтесь к возможной смене темы разговора: могут спросить про характеристику театрального процесса или же завести разговор о семье, родителях и хобби. На официальном сайте РАТИ- ГИТИС в разделе «Информация для поступающих» представлен список обязательных для прочтения произведений, с которым следует ознакомиться.

    Школа-студия МХАТ

    Отборочные прослушивания осуществляются традиционно в 3 этапа. Необходимо заранее подготовить интересную программу, состоящую из 3 отрывков из прозы, 3-4 стихотворений и 3 басен.
    На специальность «Актёрское искусство» проводятся следующие вступительные испытания: творческое и профессиональное. Собеседование отсутствует.
    На творческом конкурсе оценивается исполнение литературного произведения (стихотворение, басня или проза), рекомендуется подготовить исполнение нескольких фрагментов из разных жанров. Особых предпочтений для выбора материала нет.
    На профессиональном испытании поступающий проходит проверку голоса и речи, музыкальности (исполнение песни, выполнение упражнений на ритмичность) и пластичности (танец, выполнение упражнений на пластику и координацию движений). На данный вид экзамена необходимо принести спортивную одежду и обувь.
    К числу особенностей при поступлении в одну из самых популярных школ сценического мастерства можно отнести то, что приемная комиссия учитывает индивидуальные достижения абитуриентов - подтвержденные соответствующими документами, - и начисляет за них дополнительные баллы. Однако к числу учитываемых достижений относится только одно – наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием.

    Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова

    Во ВГИКе тоже готовят по специальности «Актёр драматического театра и кино», однако особый акцент в Институте кинематографии делается на подготовке будущих звезд кино и телевидения. Поэтому если театру вы предпочитаете телевизионные и киносъемки, то подавать документы предпочтительно именно сюда.
    Испытания творческой направленности осуществляются в 3 тура: фото - и видеопробы, профессиональное испытание (чтение наизусть стихотворения, басни или прозы, проверка музыкальности и пластических данных) и индивидуальное собеседование.

    Как можно заметить, этапы поступления в главных Вузах столицы практически не отличаются:

    • несколько туров предэкзаменационных прослушиваний
    • основные вступительные испытания, в которые входят оценка по двум критериям: профессиональные навыки и результаты академической успеваемости.

    Для тех, кто хочет заранее подготовиться ко всем неожиданным заданиям приемной комиссии и подобрать свою программу для прохождения творческих конкурсов, предлагаем пройти обучение на курсах Актерское мастерство для поступающих в театральные вузы Москвы в студии «Твоя сцена».

    На занятиях этого курса делается упор на актерское мастерство и сценическую речь, осуществляет подбор и анализ литературного материала.

    Основные критерии отбора при поступлении в театральный ВУЗ.

    «Существуют только два критерия при поступлении в театральное училище: это у будущего студента можно исправить, это исправить не удастся никогда… Из этого и надо исходить!» Леонид Волков, великий театральный педагог.

    При поступлении в театральный ВУЗ , училище или во ВГИК существуют критерии отбора абитуриентов. Еще недавно перед педагогами по актерскому мастерству, которые слушали абитуриентов на заключительном творческом конкурсе, перед каждым педагогом по мастерству актера , лежал разлинованный лист бумаги, в который педагог ставил свою оценку напротив того или иного творческого критерия абитуриента. Примитивно, по пунктам.

    Сейчас таких «листочков» нет, но для каждого педагога по актерскому мастерству, профессионала своего дела, такие «пунктики» существуют в их головах. Эти пункты – параметры, творческие критерии, критерии отбора напротив которых педагог умозрительно проставляет абитуриенту баллы. Попробуем разобраться. Что же это за пункты?

    Первым пунктом стоят: «Внешние данные абитуриента театрального ВУЗа».

    Для актера – его внешние данные – его визитная карточка. Это то, что он не может развивать, это – от Бога и родителей. Глаза, лицо, улыбка, рост, фигура, белизна зубов, форма губ, цвет и натуральность волос, отсутствие явных физических недостатков, – это реальность и на это, естественно, педагоги по мастерству актера (актерскому мастерству) обращают первостепенное внимание.

    Но не надо путать «внешние данные» абитуриента театрального ВУЗа с его/ее «сценическим обаянием» . Пока, в первом пункте, оно не рассматривается. Как и сексуальность. Как и красота.

    Понятие красоты, кстати, условно и субъективно. Понятие красоты, особенно женской, меняется у человечества, как и мода. Для эпохи Возрождения - Джоконда Леонардо да Винчи - была эталоном красоты.

    Но…если мы сегодня поставим рядом фотографию какой-нибудь Мисс Вселенной и репродукцию Джоконды – уверяю Вас – выбор современного среднестатистического мужчины падет не на «эталон да Винчи».

    Выставляя мысленно оценку в строке «внешние данные» - педагог по мастерству актера (актерскому мастерству) смотрит не на Вашу красоту, а на степень выразительности ваших внешних данных.

    Можно быть далеко не красавицей, но иметь такие выразительные и проникновенные глаза, которые, кажется, отражают малейший «шорох Вашей души», как говорил великий К.С.Станиславский.

    Или, опять же, не быть красавцем, но иметь такую живую мимику живое лицо»), - которая «зеркалит» любой нюанс Ваших переживаний. Можно иметь редкие «внешние данные» . Например, очень смешные, внешние данные комика . Вам встречались на жизненном пути люди, первый взгляд на которых вызывает улыбку? Не часто, но, наверняка, встречались.

    Или – наоборот, - посмотришь на человека – и оторопь берет!

    Настолько он кажется каким-то необычным, ярким, его лицо, глаза, движения – будоражат, вызывают эмоциональный отклик . Еще реже такое случается – но случается.

    Вот такую природную редкость мы, педагоги по мастерству актера , называем уникальными внешними данными. Но это редкость! Наличие этих выразительных средств зависит не от нас с Вами. Повторюсь, это объективная реальность – именно на нее и обращают в первую очередь педагоги. Потому что знают, большинство из нижних строк «оценочной ведомости» (голос, дикция, пластика, даже, музыкальный слух), можно будет развить у студента в процессе обучения, а вот внешние данные и их природная выразительность развитию не подлежат.

    Они или есть, или их нет…

    (Из статьи Эльдара Тагиева «Кого принимают в театральные училища?» - газета «Культура» сентябрь 1993 год.)

    Да, существует понятие «сценическое обаяние» - тоже очень важный критерий при отборе при поступлении в театральные ВУЗы. Но что такое «сценическое обаяние»? Это – «подпункт» того о чем я говорил выше. Сценическое обаяние – опять же не путайте с красотой – вытекает из «внешних данных».

    «Сценическое обаяние» - это то, попросту говоря, что объясняет почему нам - интересно, приятно, увлекательно наблюдать за человеком, находящимся на сценическом пространстве. Это, опять же, объективный фактор: или он есть, или его нет.

    «Сценическое обаяние» может быть как положительное, так и отрицательное.

    Например, возьмем всем известный пример – фильм «Брат»: Данила Багров (актер Сергей Бодров – младший) - положительное обаяние, его брат (актер Виктор Сухоруков) – отрицательное обаяние.

    Но нам зрителю увлекательно, интересно, приятно наблюдать за существованием в кадре этих разнополюсных актеров. Наш глаз не устает ни от того, ни от другого.

    У обоих присутствует магия «сценического (в данном случае - кинематографического) обаяния».



    Сцена и экран обладают поистине магическим действием.

    Порой красавцев в жизни – они превращают в серую посредственность, и – наоборот! Не спорю, существуют всемирно признанные эталоны мужской и женской красоты на сцене и экране. Например, Мерилин Монро – эталон женской красоты и сексуальности для многих американцев. Она была очаровательна и в жизни, и на сцене. Но, согласитесь, Мерилин Монро – никогда не была признана Великой Актрисой.

    Мир «молился» на нее, как на икону очарования. К объективным факторам (критериям, которым невозможно исправить) я отношу, как кому бы ни показалось странным, чувство ритма.

    Его спросили: - "Юрий Андреевич, можно ли без музыкального слуха стать актером?

    Юрий Андреевич ответил:

    «Слух нужен, хотя порой мы принимаем в театральный ВУЗ абитуриентов с приторможенным музыкальным слухом. Но если возникает проблема ритма, то тогда – все. И хочется взять человека, и даже иной раз берешь, но к третьему курсу понимаешь: это непреодолимо. Ребята без слуха начинают петь через ритмы, и слух налаживается. Но если ритм хромает, человек даже слышать и воспринимать не сможет, куда там воспроизводить. Педагоги выпускают его из вуза, понимая, что выпускают на гибель. Бог дал ему многое другое: обаяние, подвижность, хорошую восприимчивость – все в нем есть, а элементарное действие он выполнить не способен. Он может случайно проткнуть кого-то шпагой, нанести кому-то случайный удар, он выпадает из танцевальных номеров, а главное, он неподвижен в речи, а речь вся – на ритмах. Он не воспринимает особую стилистику автора, он везде одинаков: бубухает, бубухает, бубухает….»

    И третьим «китом» из тех критериев, что даны абитуриенту Богом (после внешних данных и чувства ритма ), я считаю, это - внутренняя эмоциональность и заразительность.

    Думаю, не стоит объяснять детально, что под этим подразумевается.

    Для меня «заразительность» - это когда у меня от эмоционального переживания актера начинают по спине « бегать мурашки». Но в отличие от первых двух критериев, Вашу эмоциональность, к счастью, развить можно и ее в хорошем театральном ВУЗ е развивают.

    И по окончании театрального ВУЗа хороший актер этим всю жизнь и занимается – он с каждой ролью «растит» свою эмоциональность , повышает градус воздействия на зрителя.

    1. Начинать готовиться надо не накануне и не за месяц, а уж точно за год, если не за два до предполагаемой попытки. Торопливо выученный текст не является тем, что нужно комиссии. Вас просят не память демонстрировать, а умение присваивать текст, делать его своим, анализировать и визуализировать проанализированное:)) По актерской (профессиональной) примете на усадку разобранного текста в голове требуется не меньше 2 недель. Это после всех репетиций, разборок и проч. 2 недели чистого времени существования в этом тексте для профессионала. А ведь вы еще не профессионал?

    2. Готовиться лучше всего с репетитором, т.е. с человеком, который знает что это такое - театр. Лучше всего в качестве репетитора попытаться найти педагога театрального вуза. Просто потому, что они умеют объяснять, что требуется, ибо каждый день делают это со своими студентами. Стоимость таких занятий в Москве от 20 до 40 долларов за 2 часа. По отзывам тех, кто пользовался услугами репетиторов, частные уроки действительно дают очень много нового, доходящего до буквальных откровений. Только помните: НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ НА КОМИССИИ, ЧТО ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ где-либо или с кем-либо:))

    3. Готовиться можно и на подготовительных курсах, которые обячно есть при каждом театральном вузе (во всяком случае в Москве). Обычно курсы длятся от месяца до трех, занятия один-два дня в неделю. Опять же по отзывам пробовавших, лучшие подготовительные курсы в Москве - это курсы при Щукинском училище. Они продолжаются 3 месяца, занятия идут по выходным, по две пары в день. Изучаются принципы сценической речи, азы актерского мастерства, ритмика, а также читаются лекции по истории театра. Последнего не встречается нигде в Москве, а кафедра истории театра в Щуке - самая сильная среди прочих вузов (ИМХО, конечно). Стоимость курсов около 3500 рублей (данные на 2003 год). В школе-студии МХАТ курсы продолжаются месяц и стоят около 50 долларов. На курсы надо поступать, т.е. проходить нечто вроде прослушивания. Однако отбор туда гораздо менее строгий, отсеивают уж совсем неподходящих товарищей. Занятия на курсах идут в группе, поэтому уступают по качеству и насыщенности занятиям с частным педагогом. Хотя полезно совмещать педагога и курсы. На курсах вы имеете возможность узнать общий уровень тех, кто будет поступать в этом году (как говорится, на других посмотреть и себя показать), познакомиться с преподавателями конкретного училища и с требованиями, которые предъявляются к абитуриентам.

    4. Самообразование обязательно. Надо читать много и упорно. Тут знанием школьной программы не обходится. Тут надо ее осмысление.:)) Кроме того, требуется знание трудов Станиславского, Чехова (и выработанное собственное мнение по этому поводу), почитать побольше по истории театра и литературы. Вы ж все-таки в творческий вуз поступаете, а не на машинный завод:)). Актер не может быть тупым и необразованным.

    Если у вас нет возможности пользоваться услугами репетиторов и курсов. Тяжело, конечно. Но, в конце концов, статистика говорит, что самые большие наши звезды - жители как раз провинции. Обычно также они, достигнув зенита славы, все-таки признаются, что участвовали в самодеятельности или посещали театральную студию:)). Что касается моего личного мнения, представляется весьма сомнительным, что можно поступить в театральный вуз никогда не имея дела со сценой ранее. Возможно, педагоги театральных вузов в чем-то правы, опасаясь выпускников театральных самодеятельных студий... Ибо, конечно, велик шанс того, что вы там получите хороший штамп. Но ведь и вам дана голова на то, чтобы не штамповаться, а работать над собой. Ни один из нормальных руководителей театральных студий не терпит и не любит штампы. Ровно так же, как и маститые театральные деятели. По моим наблюдениям, наличие или отсутствие штампа зависит только от личности актера. Одни покупаются на первые аплодисменты, которые получают, прочитав стих на новогодней елке в 5 классе, - и вот продолжают и дальше читать так же, как и перед Дедом Морозом, типа - я уже умный, как играть знаю:)). Другие и награды на фестивалях и конкурсах не воспринимают как предел своих возможностей, а внимательно анализируют свои видеозаписи, читают, думают, шлифуют технику и речь.

    6. О совсем самостоятельной работе (она же и самая главная). Помните, заниматься театром нельзя по расписанию. Этим либо занимаются всегда, либо не занимаются вовсе. Т.е. у вас в голове должна идти непрерывная работа над отрывками, над накоплением фактического материала, наблюдение за окружающими. Все-все тащите в "свою копилку" актерского опыта.

    Как поступить в театральный вуз или высшее училище - вопрос, мучащий тысячи талантливых людей, стремящихся реализовать свой творческий потенциал на сценах великих театров и в кинематографе. Однако, это весьма сложная задача, требующая полной самоотдачи и осознания того, что с первого раза конкурс не проходили даже самые знаменитые артисты. Поступление в театральный институт совершенно отличается от поступления в любой другой вуз. Баллы по ЕГЭ здесь играют самую последнюю роль, поскольку основное внимание уделяется результатам творческих экзаменов. Чем же должен поразить абитуриент своих экзаменаторов?

    Критерии отбора кандидатов в театральный вуз

    Что нужно, чтобы поступить в театральный и какими качествами должен обладать поступающий? Во время проведения творческого конкурса педагоги оценивают абитуриентов по ряду основных параметров, среди которых:

    1. Образование . В театральный вуз могут поступить только абитуриенты, окончившие 11 классов либо выпускники техникумов и колледжей.
    2. Возраст . Как правило, возраст не имеет значения, но все-таки чаще всего экзаменаторы отдают предпочтение более молодому поколению.
    3. Внешние данные . Это один из самых важных критериев, который никак не подразумевает красивое лицо. Будущий актер должен обладать яркой, запоминающейся внешностью, иметь свою изюминку, способную поразить сердца зрителей. Это может быть и своеобразная мимика, или глубинный проникновенный взгляд, или же смешные черты, присущие комику.
    4. Сценическое обаяние . Также не следует путать с внешностью и красотой. Под этим понятием подразумевается та харизма и талант, благодаря которым людям интересно наблюдать за артистом, любоваться им. Именно за счет этих качеств абитуриент может зарекомендовать себя в качестве перспективного актера.
    5. Чувство ритма . Известно, что актер должен быть талантлив абсолютно в любом направлении. На сцене ему приходится и петь, и участвовать в танцевальных номерах, поэтому будущий артист немыслим без чувства ритма, которое также очень важно для постановки правильной дикции.
    6. Внутренняя эмоциональность . Здесь педагоги оценивают способность поступающего задеть своей игрой зрителя, вызвать в нем эмоциональный всплеск и смешанные чувства, заставить поверить его в действительность происходящего.

    Если вы отвечаете данным критериям, то ваши шансы поступить на актерский в театральный вуз значительно возрастают. Однако, важно помнить, что на творческих конкурсах отсеивается множество талантливых личностей, поэтому будьте готовы к тому, что вам не раз придется доказывать свое мастерство.

    Отборочные туры при поступлении

    Чтобы понять, как поступить в театральное высшее училище, необходимо проанализировать экзаменационную процедуру, которая состоит из трех этапов.

    Первый этап

    Вам необходимо сдать ЕГЭ и предоставить его результаты в приемную комиссию вуза. Для поступления в театральный обязательными предметами являются русский язык и литература.

    Второй этап

    На этом этапе предстоит пройти внутреннее испытание коллоквиум, представляющий собой собеседование, на котором вам будут задавать различные вопросы, например, такие как:

    1. Почему вы хотите поступить в театральный вуз?
    2. Понимаете ли вы суть профессии?
    3. Почему вы решили стать артистом?
    4. Каким актером вы себя видите?

    Необходимо вкратце рассказать о себе, о своем детстве и отрочестве, о том, как вы осознали свою потребность в творчестве. Основной целью такой процедуры является раскрытие не столько культурологических и искусствоведческих познаний, сколько нравственных и этических сторон абитуриента.

    Третий этап

    Вам будет предложено пройти три творческих испытания, которые являются наиважнейшим этапом при поступлении в театральный. При вынесении своего вердикта экзаменаторы в первую очередь руководствуются результатами именно этого испытания, которое включает в себя три задания:

    • речь,
    • актерское мастерство,
    • танцы и вокал.

    Рассмотрим каждый из творческих экзаменов подробнее:

    1. Речь . К данному испытанию абитуриент должен подготовить и заучить несколько отрывков из прозы, басни, пьесы или стихотворения. Во время экзамена вас попросят рассказать отрывок на ваш выбор, но при этом педагогам может не приглянуться зачитываемый вами фрагмент. Именно для этого стоить подготовить сразу несколько произведений, чтобы при необходимости зачитать другой кусок. Здесь проверяется ваша дикция, голос, умение подать материал зрителю.
    2. Актерское мастерство . Данное испытание предполагает постановку этюда: обычно в нем принимают участие 2-3 человека. Комиссия допускает любые темы для зарисовок, то есть можно использовать как сюжет из известного произведения, так и ситуацию из повседневной жизни.
    3. Танцы и вокал . Поступающие заранее должны подготовить вокальные и танцевальные номера. Для песенного экзамена лучше всего выбрать классический романс либо знаменитое произведение из советского кино. Опыт бывших абитуриентов показывает, что комиссия скептически относится к современному репертуару. Также вам необходимо заблаговременно придумать танцевальный номер.

    Итак, ЕГЭ, собеседование и три творческих экзамена, это то, что нужно для поступления в театральный на актерское искусство.

    Как поступить на режиссера

    Процесс поступления на режиссерский факультет несколько отличается от актерского отделения. Будущим режиссерам предлагается пройти пять этапов:

    Экзамены по таким дисциплинам, как литература и русский язык (формат ЕГЭ).

    1. Актерское мастерство (практическое испытание). На данном этапе поступающий должен зачитать несколько произведений различной направленности. Здесь также проверяются импровизационные способности к игре в сценических этюдах, ощущение ритма и музыкальность.
    2. Практическая режиссура . Абитуриенты должны поставить этюд на предлагаемую тему. В качестве темы может выступать классическое произведение или музыкальная зарисовка. В импровизированной постановке принимают участие абитуриенты-актеры. На этом испытании комиссия проверяет изобретательность, инициативность, вкус и фантазию будущих режиссеров.
    3. Письменная работа . Темой данного задания может стать план постановки определенной сцены или пьесы. Могут потребовать составить указания актерскому составу, композитору и художнику.
    4. Коллоквиум . Предполагает оценку знаний абитуриента в области режиссуры, культуры, театральной критики и мировой драматургии. Здесь проверяются интеллектуальные способности абитуриентов и их навыки к образному мышлению.

    Если вы уж твердо решили поступать в театральный, то начинайте готовиться за год или за два до предполагаемой попытки. Готовиться к поступлению можно как с репетитором, так и самостоятельно. Обязательно много читайте одной школьной литературной программы недостаточно.

    Помните, что заниматься театральной деятельностью по расписанию нельзя. Театром занимаются всегда или не занимаются вовсе.