Мужская рубаха кушак. Рубаха русская народная: описание, особенности пошива, выкройка, фото

Джо Армстронг из 1-го батальона, 5-го кавалерийского полка, 2-й бригады 1-й кавалерийской дивизии на крыше одного из домов в ходе операции в районе Amariyah в западной части Багдада, Ирак, 13 августа 2007. (AP Photo / Petr David Josek)

Строитель убирает мусор внутри разрушенного дома в Багдаде, 11 декабря 2003. (Joe Raedle / Getty Images)

Сержант армии США Крейг Зенткович из Коннектикута, принадлежащий к тактической группе 1-й бригады фотографирует спальню в президентском дворце Саддама Хусейна, 13 апреля 2003 года. (Romeo Gacad / AFP / Getty Images)

Мужчина читает иракскую газету в северном городе Тикрит после того, как убили сыновей Саддама Хусейна, и снимки мертвых Удея и Кусея были опубликованы в первый раз, 26 июля 2003 года. В надежде убедить иракцев, что они мертвы, американские военные опубликовали фотографии в четверг и позволили небольшой группе средств массовой информации продублировать их в своих изданиях. (Reuters / Фалех Кхейбер)

Обломки иракского военного транспорта на свалке на окраине Багдада, 25 мая 2003 года. Транспортные средства, показанные на снимки, были уничтожены, когда США целенаправленно направило все боевые силы на уничтожение танков и других бронированных транспортных средств.

На изображении свергнутый иракский лидер Саддам Хусейн, его тащат из укрытия после захвата войсками США, 13 декабря 2003 года. Саддам был пойман недалеко от своего родного города Тикрита на севере Ирака. Это одна из фотографий, сделанных в американской армии незаконно, сразу же после поимки лидера, несколько подобных снимков заполонили интернет. Человек, который держит его в руках, как позже выяснилось, американец, иракского происхождения, по имени Самир, работавший переводчиком. (AFP / Getty Images)

Иракские полицейские охраняют трубопровод недалеко от города Кербела, 23 февраля 2004 года. (Reuters / Фалех Кхейбер)

Британские солдаты атакованы в южном иракском городе Басра, в понедельник 22 марта 2004 года во время протеста безработных мирных жителей, которые не смогли устроиться на работу в местную таможню. (AP Photo / Набиль аль-Джурани)

Бывший заложник Томас Хэмилл, в окружении двух американских солдат, вскоре после того, как он сбежал недалеко от города Тикрит, 3 мая 2004. Хэмилл бежал из плена в выходные, покинул Ирак и остановился в военном госпитале в Германии для проверки, американскими чиновниками. (AP Photo)

Фото сделано 31 марта 2004, иракцы скандируют антиамериканские лозунги, на фоне обугленных тел, свисающих с моста через реку Евфрат в Фаллудже, к западу от Багдада. Конвой, содержащий американских военных принадлежащих частной военной компании Blackwater USA, попал в засаду, все военные были убиты. (AP Photo / Khalid Mohammed, File)

Падает первая бомба во время американских воздушных нападений на повстанческие цели в Эн-Наджаф, Ирак, 19 августа 2004 года. (AP Photo / Jim MacMillan)

Чарльз Гранер, резервист армии США, готов ударить иракского задержанного в тюрьме Абу-Грейб, другие задержанные лежат связанными на полу. После появления этого фото в сети по всему миру вспыхнула волна возмущений и протестов, это стало фотографическим доказательством пыток и жестокого обращения в тюрьмах в 2004 году. (Фото любезно предоставлено Washington Post через Getty Images)

Американские военные стреляют по противнику во время второй битвы при Эль-Фаллудже, 11 ноября 2004 года. (USMC / Саманта Л. Джонс)

Британский военный Михаель Фитцпатрик и медсестра Джейми Бай в американском военном госпитале в Багдаде, 15 октября 2004 года. Фицпатрик сказал, что он пил кофе в зеленой зоне, когда террорист-смертник взорвал бомбу, убившую 6 человек. (AP Photo / John Moore)

Иракский мальчик смотрит на тела погибших мужчин, подвергшихся нападению боевиков на севере Ирака в городе Мосул, 17 декабря 2004 года. Повстанцы напали на автомобиль, убили водителя и отрубили голову одному из погибших. (Reuters / Намир Нур-Элдин)

2-й танковый батальон возвращается с пожара в здании после того, как американские морские пехотинцы попали под атаку в Эль-Фаллудже, 16 декабря 2004 фото. (Reuters / USMC)

Серия снимков, сделанных 17 декабря 2004 года (вверху слева) морской пехотинец США сержант Райан П. Шейн, с 1-го батальона 8-го полка морской пехоты тянет смертельно раненного товарища в безопасное место, находясь под огнем во время военной операции в Эль-Фаллудже. (Вверху справа) Шейн и помощник пытаются поднять смертельно раненого товарища из под огня. (Внизу слева) Шейн (слева) пострадал и (внизу справа) лежит раненный. (Reuters / USMC / капрал Joel A. Chaverri)

Иракские рабочие чистят мусор возле большой лужи крови на месте теракта в городе Хилла, 28 февраля 2005 года. Террорист-смертник взорвал автомобиль возле полицейских-новобранцев, убив при этом 115 человек. (Reuters / Али Абу Шиш)

(1 из 2) Самар Хассан кричит после того, как ее родители были убиты американскими солдатами с 25 пехотной дивизии 18 января 2005 в Таль-Афар, Ирак. Войска открыли огонь по машине семьи Хасана, когда та случайно приблизилась к ним во время патрулирования в ночное время суток. Родители Самара были убиты мгновенно, а одиннадцати летний брат Ракан, был тяжело ранен в живот. (Chris Hondros / Getty Images)

(2 из 2) Ракан Хасан, в реабилитационном госпитале в Бостоне, штат Массачусетс, 11 января 2006 года. Родители Ракана были застрелены, а он был тяжело ранен солдатом 18 января 2005 года в северном иракском городе Таль-Афар. Инцидент получил широкую огласку, и в конечном итоге способствовал переезду и лечению Ракана в Бостоне. У мальчика был поврежден нерв и врачи думали, что он никогда не будет ходить, но интенсивная терапия позволила Ракану снова встать на ноги. (Chris Hondros / Getty Images)

Медбратья в военном госпитале, во главе с Патриком МакЭндрю пытаются спасти жизнь американскому солдату, 4 апреля 2005 года. (AP Photo / John Moore)

Американский фотограф делает снимки статуи Саддама Хусейна, лежащей лицом вниз в сильно укрепленной зеленой зоне в Багдаде, 24 января 2006 года. (AP Photo / Jacob Silberberg)

Кристин Кенни Эдисон из Нью-Джерси сидит на могиле своего парня Денниса Фланагана, в то время как члены двести восемьдесят девятой военной полиции почетного караула уносят флаги, после похорон на Арлингтонском национальном кладбище в Арлингтоне, штат Вирджиния, 25 мая 2006 года. Фланаган погиб в Ираке 21 января 2006 года. (AP Photo / Gerald Herbert)

Американский солдат на пресс-конференции в Багдаде держит изображение Абу Мусаба аль-Заркави, боевика Аль-Каиды. Заркави был убит в результате авиаудара США, об этом объявил Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики 8 июня 2006 года. (AP Photo / Khalid Mohammed)

Человеческий череп с завязанными глазами лежит на братской могиле. В могиле множество человеческих останков, американские власти утверждают, что эти люди были убиты во время режима бывшего президента Саддама Хусейна и сейчас обнаружены в неглубокой могиле, в отдаленной пустыне к югу от Багдада в Ираке в июне 2006 года. (AP Photo / Эрик де Кастро)

Американский солдат оказывает первую помощь своему коллеге, раненому в результате нападения в Багдаде, 4 мая 2006 года. Бомба ударила по колонне американских военных. Свидетели говорят, что один солдат был ранен и эвакуирован на вертолете. (AP Photo / Hadi Mizban)

Саддам Хусейн выступает в качестве свидетеля в ходе судебного разбирательства, на территории сильно укрепленной зеленой зоны в Багдаде, 19 октября 2006 года. Саддаму и другим обвиняемым были предъявлены обвинения в военных преступлениях и преступлениях против человечества, во время Анфаль - военном наступление против курдов в 1987-88 гг. (AP Photo / David Furst)

Сотни местных жителей собрались вокруг взорвавшегося автомобиля, 1 июля 2006 года в районе Садр-Сити в Багдаде. Начиненный взрывчаткой автомобиль взорвался утром недалеко от популярного в Багдаде рынка, было убито 45 человек и ранено 41, а 14 автомобилей и 22 магазина и киоска были уничтожены, сказала полиция. (AP Photo / Mohammed Hato)

Американский солдат из Альфа-компании 1-17 полка 172-й бригады обыскивает дом, испуганные женщины закрывают своих детей, 3 октября 2006 года. Американские военные выполняли задание, направленное на обеспечение безопасности и остановку насилия на религиозной почве в столице. (AP Photo / Darko Bandic)

Это изображение из видео, показанного на иракском государственном телеканале, Саддаму Хусейну вешают петлю на шею за несколько минут до его казни, 30 декабря 2006 года. Саддам Хусейн был повешен еще до восхода солнца. Он понес наказание за безжалостные действия, которые совершал в стране на протяжении последних десятилетий, действий унесших жизни тысяч людей и спровоцировавших войну с Соединенными Штатами и Ираном. (AP Photo / иракское телевидение)

Горящий человек в микроавтобусе, вскоре после теракта в Багдаде, 21 января 2007 года. Бомба убила двух человек, её взорвал семилетний смертник в центре Багдада, сообщает полиция. (Reuters / Намир Нур-Элдин)

Тысячи демонстрантов на фоне Мемориала Линкольна 17 марта 2007 года во время акции протеста против войны в Ираке. (AP Photo / Gerald Herbert)

Немецкий солдат выжил после ожога, поразившего более 97 процентов его тела. Он скончался в апреле 2008 года, после незначительной операции трансплантат кожи. (AP Photo / Eric Gay)

Бетонные барьеры, украшенные пасторалью, защищающие часовню в зеленой зоне в Багдаде, 3 сентября 2007 года. (John Moore / Getty Images)

Иракский солдат охраняет задержанного, который был арестован в ходе операции иракской армии за пределами города Бакубе, 22 августа 2007 года. (AP Photo)

Члены военного почетного караула складывать флаг над гробом капрала. Джейсон Эрнандес был убит в результате взрыва бомбы 7-го сентября в свой 21-й день рождения, находясь на службе в Мосуле, Ирак. (AP Photo / Amy Sancetta)

Скорбящая женщина держит на руках своего умирающего шести летнего сына. Мальчик был ранен, когда их семейный автомобиль был обстрелян неизвестными вооруженными лицами в Бакубе, в 60 километрах к северо-востоку от Багдада, 16 сентября 2007 года. Его десятилетний брат был ранен во время нападения. (AP Photo / Adem Hadei)

Государственный секретарь США Кондолиза Райс столкнулась с членом движения Code Pink Desiree Fairooz, её руки окрашены в красный цвет, 24 октября 2007 года. В этот день в Вашингтоне, проходило слушанье по вопросам политики США на Ближнем Востоке, где Райс говорила о войне в Ираке, Иране и Израилее. (AP Photo / Charles Dharapak)

Американский самолет MV-22B летит над провинцией Анбар в Ираке во время миссии в Аль-Асад на воздушную базу, 10 ноября 2007 года. (USMC / капрал Sheila M. Brooks)

Иракские строители начали работы по реконструкции и восстановлению разрушенной исторической святыни шиитского имама Аль-Аскари в северной части города Самрра, 5 февраля 2008 года. Начались работы по восстановлению почитаемого храма, который был сильно поврежден в результате взрыва бомбы. Взрыв бомбы, по словам корреспондента AFP, развязал волну насилия на религиозной почве по всему Ираку почти два года до этого. (Dia Хамида / AFP / Getty Images)

«Лети листокъ на восток на грудь белу ему кто дорог приятенъ сердцу моему на память дарю» — нитки красная, белая, синяя свиваются, сплетаются, перекручиваются, на узком ярком полотне проступают эти нехитрые, однако безмерной надежды слова…

«Поясъ — развяжись, земле — расступись!»

Моментов, когда народная одежда оказывалась распоясанной, немного, и все они — чрезвычайные.

Сговор с потусторонней силой

Замыкаясь вокруг живота (жизни ) человека, тельник охранял от всякого зла — исходящего от людей, стихий, потусторонних сил. Но были такие случаи, когда человек по своей воле снимал оберег, открывался.

  • Распоясанной русская рубашка оказывалась, когда хозяин отправлялся искать клад, добывать цвет папороти в Купальскую ночь — по-другому клады не открывались, папоротник цветка не показывал.
  • Девушка, желая узнать суженого, снимала наживотник, клала на ночь под подушку, приговаривая: «Пояс мой, пояс, покажи жениха да поезд».
  • В некоторых губерниях верили, что вытканный за «един день» из остатков льна кушак, который нужно надеть один поверх одежды, позволяет увидать на Радуницу (Родительский день, вторник Фоминой недели) всех умерших родных.
  • Молодая, входя после венчания и пира в комнату для первой брачной ночи, снимает венчальный пояс и бросает его на печь (по другой версии это делает муж) — так она вверяет себя хозяину дома, домовому, и мужу, признавая последнего полным хозяином над её животом (жизнью).

В обычной жизни только колдуны, оборотни, ведьмы не опоясывались, чтобы не поймать самим себя в ловушку и не потерять силу.

Роды, беременность

Народные платья не предполагали частой перемены: рожала баба в чём была и где была — в поле, на покосе, скотном дворе, в избе. Нередко роды были тяжёлыми, тогда развязывали на роженице кушак и нательник, расплетали косы. Так же поступали и женщины, находившиеся при родах и помогавшие повитухе.

Случается, что и сейчас, отправляя дочь или внучку на роды, наказывают ей распустить волосы, расстегнуть пуговицы, развязать завязки, если окажутся на одежде.

А в далёких сибирских деревнях до сих пор некоторые бабки-лекарки лечат от бесплодия тем, что заставляют мальчика завязать на женщине кушачок. Носить его нужно постоянно: говорят — помогает.

Однако делать такие поясочки — на беременность, к рождению ребёнка, лучше самой женщине. Потому далее мы расскажем, как сплести шнурок самым простым способом — дёрганьем.

Плетём тонкий поясок — нательный, на русский сарафан или косоворотку — на пальцах

Техника дёрганья — самая простая и самая древняя из всего множества, что сейчас известны.

  • Чтобы сплести прочный шнур, берут 5 ниток одинаковой толщины, одного цвета или разноцветных, в 2 раза длиннее, чем будущее изделие.
  • Нитки складывают пополам, свободные концы собирают пучком, надёжно закрепляют на чём-либо на уровне груди, петли надевают на пальцы — указательный, средний, безымянный правой руки; средний и указательный — левой (рисунок А).
  • Свободным рабочим пальцем оказывается левый безымянный. Им захватывают петлю с указательного правой, протягивают через другие петли на правой руке (рисунок Б).
  • Теперь справа — 2 петли. Их перекидывают на указательный и средний, освобождая безымянный, который становится рабочим и проделывает те же манипуляции, что безымянный палец левой руки — зеркально.

…Рассказывать о поясах можно много: как их завязывали, ткали-плели, украшали, сколько полагалось сделать девушке до замужества, какой — к свадебному костюму, как с их помощью уберечь скот и дом. Если эти истории покажутся вам интересны, мы к ним обязательно вернёмся.

Хочется добавить одно: изучая архитектуру и эстетику народного костюма, самых мелких его деталей, убеждаешься в необыкновенной мудрости наших предков, в явном обладании удивительными знаниями, которые нам только предстоит возродить и усвоить.

Из глубины веков дошло до нас слово «распоясаться» - вести себя дурно. Что же такое пояс для русского человека? Почему к нему издавна было такое трепетное отношение? Оказывается, пояс был не только необходимой деталью одежды, но и выполнял важные социальные и обрядовые функции.

Пояс («опояска», «кушак», «покромка») до недавнего времени был обязательной деталью как женской, так и мужской одежды. И тут дело не только в удобстве - пояс сопровождал человека на протяжении всей его жизни.

Недаром народная мудрость гласит: «Носи рубаху с крестом и поясом, и ничего тебе не деется». Интересно, что женщины даже ночью пояс не снимали - исподняя рубаха обязательно должна быть подпоясана.

Хождение без пояса всячески осуждалось: в сказках «без креста и пояса» ходит всякая нечисть, да и о человеке, который уже «сраму не имет» говорят: «совсем уж распоясался».

Особая роль отводилась поясу и в народной медицине, и в празднично-обрядовой культуре крестьян.
Так в Новгородской губернии широким льняным поясом - «свивальником» - свивали новорождённого, а на крестины крёстная дарила новорождённому нательный крестик и пояс, который считался оберегающим от всех невзгод и сохранялся на протяжении всей жизни.

И, конечно же, ни одна свадьба без поясов не обходилась. Кроме того, что пояса служили подарками жениховой родне и дружке, они играли важную роль и в обрядности. Вот в Пермской области в день венчания невеста опоясывалась лыком прямо по голому телу, и только потом уже одевалась в свою лучшую одежду. По мнению стариков, такая опояска была надёжной защитой от колдунов.

Ну а самый яркий и красивый пояс невеста дарила жениху в день сговора. Но не просто так дарила, а «куражилась», чтобы жених помучился, посомневался. Вот как это было: пояс раскладывали перед лавкой,на которой стояла девушка, а она приговаривала: «Хочу - вскочу, хочу - не вскочу», причём длиться это могло достаточно долго. Но если уж она давала своё согласие и впрыгивала в круг пояса, то отказаться от своего слова уже не могла и вручала пояс жениху.

Вообще, пояс (так же как и рушник) олицетворял дорогу. В свадебной обрядности - это дорога в новую семейную жизнь, в похоронной - в жизнь иную. Усопшего опоясывали и ещё несколько поясов клали рядом в гроб. На поясах же опускали гроб в землю. Отличались погребальные пояса особенными молитвенными текстами: «ВСЕ УПОВАНИЯ МЫ НА ТЯ ВОЗЛАГАЮ, МАТИ БОЖИЯ СОХРАНИ МЯ ПОД КРОВОМ ТВОИМ»(Новгородская обл.).

Однако, молитвы встречаются не только на погребальных поясах. Например, при монастырях часто делали и продавали такие пояса.

Каких только поясов не было в России ещё в начале ХХ века! И кручёные, и кожаные (правда, только у мужчин), и плетёные, и полутканые, и тканые, и вышитые; и цветов самых разных - ведь с середины ХIХ века уже появляются анилиновые красители. А ещё в это же время развивается целый «кушачный» промысел на берегу Северной Двины в Красноборске и «Белой Слуде». Эти кушаки отличались особой прочностью. Но чаще женщины ткали пояса сами - себе и своей семье. «Тыкали так - эдакую палочку приделывали, вот как вроде … швейка. Дак на швейке вот намотают и притыкают вот эдак. У каждого было не по одному поясу» (Вологодская обл.)

К мужским поясам часто крепились кожаные мешочки для денег, ключей, расшитые кисеты с табачком и ножики. Дарёные вышитые платочки тоже за пояс затыкали. А у женщин были специальные поясные сумочки- «лакомки» или «лакомники», украшенные вышивкой. В некоторых областях России были даже поясные украшения - «назадни», «подмохорники» и многие другие.

Вроде бы и предмет-то простой - пояс, а вот сколько у него было применений. В этом-то и есть мудрость наших предков - ничего лишнего и бесполезного, всему-то должно быть объяснение, всему-то - применение, от всего-то - радость.

Во все времена и для любого народа одежда имела не только традиционную практическую функцию, но и представляла национальную ментальность и культуру. Современные известные кутюрье все чаще используют русский для изготовления своих коллекций. Рубаха русская является самым древним и универсальным элементом Ее разрешалось одевать всем: мужчинам, женщинам, крестьянам, купцам и князьям.

История русской рубахи

Старославянский язык содержит множество слов, имеющих много общего с «рубахой». Но если подойти к данному вопросу этимологически, то наиболее близкими окажутся: «рубь» - отрезок, кусок ткани и «руш» - рушить, рвать.

Это нельзя назвать совпадением. Причина в том, что рубаха - это самое простое одеяние: тканевое полотно, согнутое посередине и оснащенное отверстием для головы. Да и ножницы появились гораздо позже, чем человек обратился к ткачеству. Постепенно рубахи стали скреплять по бокам, а потом еще и дополнять их прямоугольными кусками ткани - рукавами.

Отличительные особенности мужской русской рубахи

Рубаха русская (славянская) - это еще и средство социальной интеграции. Ее мог надеть на себя как знатный человек, так и рядовой мирянин - единственным отличием являлся используемый материал - лен, конопля, шелк, хлопок и богатство отделки.

Ворот, подол и запястья русской национальной рубахи обязательно должна была украшать вышивка-оберег. Русскую мужскую рубаху 17-18 века можно отличить от южнославянской по легко узнаваемым чертам: смещенному влево разрезу на горловине, позволяющему скрыть крестик, и длине по колено.

Женская рубаха

Русская женская рубаха является основополагающим элементом национального наряда. В южной части страны поверх нее одевалась юбка-понева, а в центральной и северной - сарафан. Льняную рубаху, по длине совпадающую с длиной сарафана, называли «станом». Кроме того, рубаха могла быть:

  • будничной;
  • праздничной;
  • ворожбенной;
  • покосной;
  • для кормления младенца.

Но к числу наиболее интересных относят рубаху-порукавку. Особенность этого одеяния состоит в очень длинных, порой до подола, рукавах, которые на уровне запястья были оснащены прорезями для рук, что позволяло завязать свисающие рукава за спиной. Кроме того, ношение подобной рубахи можно было осуществить еще одним способом: лишнюю длину рукава собрать в складку и прихватить. Конечно, такую рубаху нельзя назвать будничной, так как работать в ней, мягко говоря, неудобно (кстати, выражение «работать спустя рукава» берет свое начало именно отсюда).

Первоначально её надевали для ворожбы или какого-либо языческого религиозного обряда. А немного позже она стала праздничной одеждой либо нарядом для знатных людей.

Магнетизм вышивки-оберега

Даже спустя много лет после того, как русичи приняли христианство, они не перестали верить в целительную силу вышивки-оберега, нанесенного на нательную рубаху. Те же соображения брали в основу при пошиве первой рубашки для новорожденного - если родился мальчик, то использовали рубаху отца, а если девочка, то матери. Это был самый мощный оберег. Только к трехлетию ребенка шили одежку из нового материала.

Одежда или визитная карточка

В давние времена рубаха русская являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена. Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство - семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод - если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая.

Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием. Этот факт также является подтверждением того, что, по мнению предков, за атмосферу в семье должна отвечать только жена.

Мужская рубаха

Русская рубаха мужская сильно отличается от женской. Разница состоит в более архаичном крое и декоре. Раньше была популярна домотканая ткань - полотно шириной 40 см (размер обусловлен конструкцией ручного Именно отсюда берет начало и вид кроя, применяемый по настоящее время - для изготовления рубахи используются вертикальные полосы ткани разной ширины. Ассортимент ширины современного материала позволяет не прибегать к использованию дополнительной полосы вдоль стана, но именно такой крой предусмотрен духом древности и традициями предков.

Русская которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою.

Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» - участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.

Аутентичные образцы часто содержали свастичную символику. Данные элементы декора уже нельзя назвать простым украшением мужской рубахи - это скорее мощный оберег, защищающий хозяина от злой силы и черной энергии. Такой же обереговой силой обладал пояс, или кушак, который являлся неизменным и обязательным дополнением к мужскому наряду. Поэтому слово «распоясанный» означает не только потерю сдержанности и приличия, но и беззащитность перед злыми духами.

Цельная и составная женская рубаха

Просторная русская рубаха для женщины шилась из целого продольного полотнища. В разных губерниях подобная одежда имела свое название:

  • в Архангельской ее звали целошницей или исцеленницей;
  • в Вологодской - проходной;
  • в Калужской и Орловской - цельной или одностенной.

В XIX веке такие рубахи считались редкостью - их можно было встретить лишь на свадьбе да на похоронах.

Составная рубаха (русская) предполагает наличие верхней и нижней части. Первая должна была быть видна из-под сарафана или поневы, поэтому для ее изготовления использовалась льняная или конопляная, а потом - хлопчатобумажная или шелковая ткань. На изготовление нижней части шел плотный домотканый холст.

Рубахи XIX-XX веков преимущественно были составными. В основном при пошиве использовались очень экономичные выкройки, не оставляющие после себя обрезков-отходов, так как за модуль кроя принималась ширина ткани.

В состав рубахи входили прямоугольные и клинообразные детали. Крой переда и спинки - составляющих основ рубахи - производился таким образом, чтобы располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширяли посредством бокового полотнища или клина.

Для соединения рукава с центральной деталью использовался прямой угол.

Большинство рубах содержало ластовицу - квадратную или клиновидную деталь, расположенную под рукавом и обеспечивающую свободу рукам.

Виды кроя

Русская народная рубаха может быть скроена различными способами.

Самым архаичным считается туникообразный крой. К нему прибегали многие народы, а в нашей традиции он также нашел отражение и в других одеждах, например, в глухом сарафане, завеске и нагруднике.

К самому распространенному виду относится рубашка с поликами - плечевыми вставками, которые расширяют горловину рубахи, а также соединяют перед и спинку. Среди них можно выделить:

  • рубаху с прямыми поликами, пришивание которых осуществлялось параллельно утку основной детали стана;
  • рубаху с прямыми поликами, которые были соединены параллельно с основой стана.

Первые были популярны в губерниях, расположенных в северной и центральной частях страны, а вторые - в Рязанской, Московской губерниях, а также у населения верхней Оки.

Являются неизменным вдохновением современной моды. Только этника может внести в тот или иной элемент гардероба неповторимую изюминку гармоничной индивидуальности и наделить его особенным характером. Славянская культура всегда рождает особый интерес, так как национальные костюмы в русском стиле неизменно харизматичны и самобытны. Именно по этой причине русская рубаха все чаще появляется в коллекциях знаменитых дизайнеров, при этом, не только отечественных.

Немного истории

Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.

Традиционная славянская косоворотка
Именно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе

По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.

Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.


Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным

Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.

Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.

Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».


Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке

Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».


Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом

Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.

Орнаменты и символизм

У каждого народа есть множество тайн и секретов, над разгадкой которых «бьются» ученые, а также интересующиеся древними русскими традициями и национальной символикой. и сегодня является одной из наиболее магических, рождая немало вопросов и сегодня. Традиционно любая одежда в этническом стиле украшалась вышивкой, особенно в этом искусстве преуспели представители трудолюбивых славянских народов.


На данный момент известна масса исконно славянских орнаментов
Наносились такие узоры на одежду, предметы быта и т.п

Издавна считалось, что национальная одежда не только обладает эстетическим колоритом, но и имеет обережные свойства. На Руси особое внимание уделялось вышивке. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает его внутреннюю суть, является зеркалом его души. Именно поэтому особая атрибутика и декор рубахи являлся мощной защитой против скверны, недоброго глаза и зависти. Славяне стремились жить в ладу не только с собой и своим миром, но и с Матерью-Природой. Славяне верили, что быть в согласии с природой — это значит, сохранять и преумножать ее богатство! Поэтому вышитая вручную рубаха — это отражение духовности и символ нравственности.


Благодаря вышивке, обычная одежда превращалась в мощный оберег

Каждый элемент декора рубахи, будь она мужской или женской, имел свое глубокое значение:


  • Барвинок — олицетворение неувядающей жизни.
    Символ барвинка вышитый на мужской рубашке
  • Виноград. Изображение гроздьев винограда на рубахе — традиционный мужской декор, означающий богатство, плодородие и изобилие.

    Виноград можно встретить на традиционных украинских рушниках
  • Ласточка. Традиционный славянский символ, олицетворяющий весну, успех и счастье, которое приносит на своих крыльях ласточка.
  • Маки. На Руси верили, что вышитые на рубахе маки помогут защитить от любого зла. Чаще всего таким орнаментов вышивалась одежда невесты и жениха.
    Сейчас маки используются, скорее, в декоративных целях
  • Хмель. Листья и плоды хмеля изображались на рубахах юных девушек и парней, что означало молодость и любовь.
    Вышивка хмель
  • Петух. Традиционный славянский символ, которым украшались рубахи мужчины — главы семьи. Петух был не только вестником зари, восходящего солнца, но и олицетворял мужское начало и очаг дома.
    Пример использования изображения петуха в вышитой композиции
    Сейчас этот символ используется и в таких вот оберегах
  • Голуби. Таким орнаментом украшали рубашки молодоженов как символ образования новой семьи.

По мнению наших предков, вышивкой, как правило, украшались только те части рубахи, через которые к телу и к душе был доступ злых сил. Сама рубаха являлась защитой и темных сил, поэтому так называемый охранительный узор наносился там, где заканчивалась ткань: на манжеты, на ворот, подол и разрезы.

Правила декорирования

Мало кто поспорит с тем, что русские рубахи, декорированные этническими мотивами — это всегда торжественно, элегантно и стильно. Надевая сегодня такие элементы национального костюма, мы не только внешне преображаемся, создавая неповторимый в своей колоритности образ. Это еще и дань уважения богатейшей славянской истории и традициям наших предков. Современные модели рубашек с использованием национальной символики пользуются невероятной популярностью у представителей любого поколения. Особо ценится в изготовлении такого элемента гардероба ручная работа.


Красная рубаха с ручной вышивкой станет одним из самых нарядных элементов гардероба

Сегодня рубашку в народном стиле можно надеть даже на деловые переговоры. Согласно поверьям, вышивка голубыми с золотом нитками обязательно принесет финансовый успех в любом начинании!

До сих пор сохранились некоторые традиционные правила декорирования одежды в народном русском стиле:

  • Основной цвет ниток для вышивки считался красный или его оттенки (алый, брусничный, вишневый, кирпичный, смородиновый).
    Также часто используется черный цвет, но основным остается красный
  • Швы, которыми шьется и вышивается рубаха, должны быть счетными: для каждого стежка нитки считаются. Известными счетными швами считаются такие, как «роспись», «набор» или «счетная гладь».
  • Хлопковые нитки наделяют рубаху обережными свойствами от сглаза, порчи и завистливых взглядов.
  • Шелковые нити помогают добиться успеха в карьере, сохранить ясность ума.
  • Шерстяная вышивка рубахи, по поверьям наших предков, помогает излечить от телесных и душевных хворей. Вышитое на рубашке шерстью солнце поможет в холода согреть и тело, и душу.
  • Вышивая рубаху, нужно выбрать орнамент, в котором каждый символ находится в одной тематике, иначе можно внести некую энергетическую сумятицу.


    Используемые цвета также играют свою роль

  • Вышивка на рубашке в этническом стиле выполняется только в хорошем настроении. Она не должна содержать узелков, чтобы не нарушить магическую связь.
  • Выбирая ткань для пошива рубахи, важно отдавать предпочтение исключительно натуральным тканям. Так, лен и хлопок прекрасно подойдут для пошива повседневных рубашек, шерсть — для холодной поры, а шелк можно использовать в особо торжественных случаях, таких, как свадьба.

В такой рубахе было удобно работать

Несмотря на простой крой такого одеяния, ручная вышивка с использованием древнеславянской символики наделяет его особенным смысловым колоритом. Рубаха легко дополнит не только повседневный, но также деловой или праздничный образ, придавая смысловой элегантности, оберегая от зла и подчеркивая высокий статус.