Акции для дошкольников летом. Социальная акция в работе педагогов детского сада

Звонарь Лидия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт: ХМАО - Югра Тюменская обл., г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Экологические акции в детском саду
Дата публикации: 19.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Экологические акции в детском саду

Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на

первый план, по причине ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный

возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической

культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени,

что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и

уважением к природе. На сегодняшний день используются разнообразные формы

обучения детей, формирующие экологическое сознание и активизирующие

познавательную потребность дошкольников: экскурсии, разнообразные целевые прогулки,

экологические акции, праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.

Интересной и эффективной формой работы я считаю проведение экологических

(природоохранных) акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками

и детьми, родителями.

Что же такое экологическая акция?

Экологическая акция – это социально значимое комплексное мероприятие. Акция

может затрагивать круг слушателей и действующих лиц: дети одной группы детского сада,

дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и

даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для

решения одной проблемы и применять их на практике. Объектом акции могут стать

деревья, птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило,

приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение.

Цель : создание условий для формирования экологической культуры, сознания и

мировоззрения.

Задачи :

формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое

отношение, эстетическую отзывчивость

развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и

заботиться о ней.

Алгоритм проведения акций

цель (каждая акция имеет свою цель);

задачи (выполняются общие и конкретные);

объект (на что направлены- птицы, деревья…);

участники (дети – родители- сотрудники- дети-родители);

Любая акция включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап:

Составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием темы, цели,

периода, состава участников, условий;

Готовится оборудование и материал, план мероприятий.

2. Познавательно- исследовательский этап (организационный) :

Организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение

художественной литературы;

Решение логических, проблемных задач.

3. Этап практической деятельности:

Изготовление плакатов в защиту объектов акции;

- «экологическая почта»- переписка с объектами акции;

Выработка правил, упражнение в трудовых действиях; - инсценировка произведений,

досуги, праздники;

Выставка рисунков, книг

Самоделок, газет, коллажей, фотовыставка;

Аналитический

Подведение итогов,

Рефлексия. (может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома,

видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

ВИДЫ АКЦИЙ:

Осень:

«Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов,

семеня для подкормки птиц);

«Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда

дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели

отмечают благодарность активным семьям).

Зима:

«Ёлочка – зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут

домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап

может выйти в форму

Витамины на подоконнике» конкурса и выставки – «Ёлочка – зелёная иголочка»);

« (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях,

ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

Весна:

воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница

вода». Плакаты, экспериментальная деятельность – вожжа живительная сила).

«Любимый – чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит

традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем

территорию, благоустраиваем и озеленяем).

«Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и

прикрепление скворечников. Можно прилепить во дворе своего дома, на даче).

Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало

акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

Лето:

«Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады,

уход за посадками).

«Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу,

осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе,

его жителям, людям).

Широкий спектр структурных компонентов акции позволяет сделать данную работу

наиболее интересной и привлекательной.

Структурные компоненты природоохранных акций, являются и методами и формами

экологического воспитания. На наиболее интересных хочется остановиться подробнее.

Экологические экскурсии-экспедиции.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить

формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности,

условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиции

дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для

коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в

благоприятной экологической обстановке: вдоль забора, на пустыре и т.д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой

природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное

воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа,

карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла, папка для гербария; коробочки;

пакеты; фотоаппарат и т.д.

Экспедиции чаще планируются в подготовительной к школе группе. Результаты работы

оформлять в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям.

Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и

со взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр

нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и

воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для

бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и

Экологический музей.

Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие

экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и

животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода,

ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы);

экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные

темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность»,

«Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т.д.

Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение

имеют экологические наблюдения.

Экологические наблюдения.

Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах,

показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за

растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения,

связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение);

внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда

обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных;

способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек

помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название

(интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности;

классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения,

приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи,

приспособление к способу добывания пищи; пища, среда обитания, приспособление к

среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни

человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только

просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической

деятельности.

Уроки доброты.

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в

минуты их обращения к миру природы.

Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное

отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство

сопереживания.

Такие мероприятия, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны;

могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от

настроенности ребенка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по

ребенок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»;

«Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Чем удивительна

лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»;

«Когда они бояться?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты

чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»;

«Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты

чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»;

«Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Экологические игры.

Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания

экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники

выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать

представление о том, что строительство может осуществляться только при условии

соблюдения экологических норм и правил).

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической

деятельности. Игра «Экосистема водоема» позволяет проследить роль каждого

компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на

биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок

наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели

остальных).

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в

приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся:

конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в

которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где

живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания);

«Живое – неживое»; «Птицы – рыбы – звери» (на классификацию заданным признакам);

«Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно

дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Экологические плакаты.

Как пробуждать в детях гражданскую активность ко всему живому? Я думаю, что

каждый ребенок может «выговориться» на данную тему в рисунке, эскизе. Эскизная

работа является первоисточником пробуждения активности детей, направленной на борьбу

за защиту окружающей среды.

Многие узнав, что дети будут рисовать экологические плакаты, удивляются. Ведь

экологический плакат - серьезная вещь. Зачем он нужен ребенку? Но, подумав, поняли,

что это правильно. Ребенка нельзя изолировать от проблем жизни. Маленький человек

глядит в мир и часто видит (особенно по телевизору) то, что его воображение даже не

может принять (горящую тайгу, умирающих, испачканных нефтью птиц, загубленную

рыбу). Все это травмирует психику ребенка. Одним из способов освобождения от такого

нервного стресса и могут быть экологические рисунки-плакаты, в которых ребенок

призывает к действенной помощи окружающей среде, а значит, и сам делает попытку не

навредить своему «дому» и тем, кто живет и растет рядом с ним».

Рисунки детей не оставляют никого равнодушным. Можно назвать этот вид работы

гимнастикой для ума, которая, помимо всего прочего, формирует личностные качества

Природоохранные акции являются действительно эффективной формой работы

по формированию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой,

Экологическая тропа

Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных

условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Основными видами

деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение.

На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и

животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике

природоохранную деятельность. Экологическая тропа рассчитана преимущественно на

организованное прохождение. При выборе маршрута учитывается доступность,

эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком

личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего

окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со

своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Объектами экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев,

(аллеи, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные

клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные); уголок луга; уголок

нетронутой природы; муравейник; грядка с лекарственными растениями; огород,

отдельные красивоцветущие растения и др

Этапы создания и оформления тропинки:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее

интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:

общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом

возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет

экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать

любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на

природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении

каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе.

Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.

Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение

сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх

позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить

отношение к нему в яркой эмоциональной форме. В летний период на экологической

тропе воспитатели прививают детям любовь к труду.

Трудовая деятельность на экологической тропе в летний период

1. Природоведческий труд

Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка, прореживание).

Уход за цветами на экологической тропе.

Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.

Уборка урожая на огороде.

Заготовка лекарственных трав.

Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.

2. Хозяйственно-бытовой труд

Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)

3. Природоохранный труд

Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.

Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка (педагогом) их настоем

их трав, луковой и чесночной шелухи.

Осмотр муравьиных дорожек и подкормка муравьев.

Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).

4. Ручной труд

Изготовление поделок из природного материала.

Аппликация из природных материалов.

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и

оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств

каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с

окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и

бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в

рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,

исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течении всего

учебного

дошкольники

получают

природоведческие

формируют

экологической

культуры,

активную

жизненную

служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети

видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты,

памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки,

конкурсы, посвящённые объектам акции. (слайд)

Проведение природоохранной акции в детском саду позволяет способствовать

поступательному развитию у детей познавательного интереса к миру природы,

воспитанию бережного отношению к растениям, животным и птицам, формированию

навыков природоохранной деятельности, а также переоценке мировоззренческих

ориентиров (восприятие себя как части природы, понимание взаимосвязи человека и

природы). Таким образом, данная деятельность направлена на создание условий развития

ребенка, открывающих возможности для его успешной социализации, всестороннего

личностного развития.

Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе,

только дружно, помогать природе нужно!».

«Давайте друзья, везде, где живём,

Деревья посадим, сады разведём.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым лучшим своим друзьям!».

Педагогическая статья "Социальные акции в работе педагогов дошкольного образования."

социальный педагог МДБОУ "ДСОВ № 50" Рожкова Маргарита Григорьевна
назначение: рекомендована для воспитателей ДОУ, педагогов дошкольного и дополнительного образования.
Статья:
В настоящее время широко используется в процессе работы педагогов различные социальные акции. Социальные акции-это такие запланированные социальные действия,которые направлены на достижение поставленных целей. С помощью социальных акций формируется основа отношения детей к социальной стороне жизни. Наиболее это актуально сейчас, когда социальное развитие рассмотрено,как компонент дошкольного образования. Реализация социальной акции должна идти по двум направлениям: работа с детьми, работа с родителями.
Для того чтобы провести акцию надо понять ее составляющие. Каждая акция должна включать в себя три составляющих этапа: мотивация, планирование социальных действий и заключительный этап.
Очень важна мотивация на начальном этапе проведения акции. Дети и родители должны осознавать свою позиции относительно темы акции, знать ее значимость и актуальность.
По длительности акция может быть однодневная,а может и проходить на протяжении всего года.
Каждая социальная акция должна содержать свои агитационные материалы. Это могут быть плакаты, листовки. Так же в рамках определенных акций возможно проведение коллективных творческих мероприятий,таких как театрализация, концерты, постановки.
Главная черта каждой акции - это ее системность и последовательность. И это является первым принципом проведения социальных акций.
Второй принцип: это согласованные действия с администраций,родителями и пр. общественностью.
Важно оформить мероприятие документировано, особенно если оно связано с выходом детей за пределы дошкольного учреждения.
Третий принцип: соблюдение безопасности. Любые действия в рамках акции должны быть проведены с соблюдением здоровьеохранных мероприятий и не нести угрозу психическому или физическому здоровью участников акции.
Каждая акция включает в себя:
-участников
- цели
-задачи,вытекающие из цели
- объект, то на что акция направлена
После проведения акции подводятся ее итоги, анализируется ее процесс и дальнейшие перспективы.
Опыт проведения социальных акций показывает, что такие акции прекрасно справляются с целями нравственного воспитания.
Так же можно рекомендовать в работе с детьми дошкольного возраста использовать при проведении акции дополнительные красочные атрибуты, такие как воздушные шары, запускание воздушного змея, ряжение и прочие яркие элементы.

Распространенные темы наших социальных акций:
-экологическая направленность, патриотическая направленность, социально-нравственная направленность.

- "Не оставим без дворца не синицу не скворца"

- "Вернисаж"


- "Мемориал"

Экологические акции в детском саду.

«Истинное воспитание состоит

не только в правилах,

сколько в упражнениях»

Наше дошкольное учреждение представляет опыт работы с детьми в области экологического воспитания, а так же нетрадиционную форму работы с родительской общественностью, где проведение экологических акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие. Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка. Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад - первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, насколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений. Акция - это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции. Цель проведения экологических акций: формирование основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение к природе, эстетическую и практическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. Алгоритм проведение акций:
 цель (каждая акция имеет свою цель);  задачи (выполняются общие и конкретные);  объект (на что направлено - птицы, деревья…);  участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);  этапы: 1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов); 2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности); 3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
ВИДЫ АКЦИЙ:
Осень:
1. «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц); 2. «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели отмечают благодарность активным семьям).
Зима:
1. «Ёлочка - зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап может выйти в форму конкурса и выставки - «Ёлочка - зелёная иголочка»); 2. «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
Весна:
1. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»
(22 марта - Международный день воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница вода». Плакаты, экспериментальная деятельность - вожжа живительная сила).
2. «Любимый - чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем). 3. «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников. Можно разместить во дворе своего дома, на даче). 4. Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
Лето:
1. «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). 2. «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу, осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе, его жителям, людям).
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». «Давайте друзья, везде, где живём, Деревья посадим, сады разведём. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым лучшим своим друзьям!

Груздева Ирина Николаевна Воспитатель высшей категории МАДОУ № 5 «Теремок» г. Ковдор

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на изменение его качества, а оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями воспитанников на всём протяжении дошкольного детства. Чтобы вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка в дошкольном образовательном учреждении новые формы взаимодействия – интерактивные. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «интеракт» , где «inter» - это взаимный, а «art» - действовать. Интерактивные формы взаимодействия – это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. В сотрудничестве и взаимодействии ДОУ и родителей выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы: семейные клубы, круглые столы, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер-класс и другие. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяют воспитателям улучшить отношение с семьями, повысить их педагогическую культуру, расширить представления детей по различным образовательным областям.

Тематическая акция – это одна из интерактивных форм взаимодействия с родителями. Тематические акции направлены на сотрудничество семьи и ДОУ в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Их основными целями являются:

  • Формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребёнка;
  • Разработка технологий реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

В результате проведения акции создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания:

  • Физическое развитие;
  • Трудовое и патриотическое воспитание;
  • Формирование экологической культуры;
  • Формирование основ безопасности и другие.

При проведении тематических акций педагог через направленную организационную деятельность решает педагогические задачи:

  • Углубление знаний;
  • Воспитание качеств личности.

Приобретение ребёнком опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Их тематику педагог выбирает заранее. В дальнейшем идёт творчески поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции – это возможность стать основным разработчиком и исполнителем ряда действий для достижения цели.

Педагог самостоятельно:

  • Определяет проблему;
  • Предлагает пути их решения;
  • Вместе с родителями и детьми осуществляет решение этих задач.

Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций.

  • Определение целей и задач;
  • Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников (консультации, беседы, анкетирование, домашние задание, конкурсы) ;
  • Формы взаимодействия с детьми;
  • Совместные мероприятия с родителями и детьми;
  • Подведение итогов по результатам проведённых акций.

Я хотела бы вас познакомить с акциями, в которые прошли в нашей группе и в ДОУ, где мы принимали активное участие.

В октябре месяце мы участвовали во Всероссийской акции «Живи лес» , которая была посвящена году окружающей среды.

Цель: привлечение особого внимания общества к сохранению, восстановлению и преумножению российских лесов.

Задачи:

  • Формирование желание беречь природу;

В качестве предшествующей работы с детьми проводили следующие мероприятия:

  • НОД с тематикой о природе родного края; о правилах поведения в лесу;
  • Экологически – оздоровительные экскурсии в близлежащий парк;
  • Целевые прогулки на территории ДОУ.

Родители с удовольствием откликнулись на призыв поучаствовать в акции.

Ими было изготовлены рекламы на тему «Береги лес» . Работы получились интересные, красочные, разнообразные. В рамках ДОУ воспитанница Тася Виноградова получила диплом 3 степени за свою работу «Берегите лес от пожара» .

Благодаря заинтересованности родители и детей мы решили на группе внести свою изюминку в эту акцию и провести выставку поделок из природного материала. Как известно, интересная работа способна увлечь на столько, что внутри себя человек открывает неограниченный творческий потенциал. В работе пригодилось всё: шишки, семечки, самоклеющая бумага, косточки, цветная бумага и картон, веточки, камешки и другой подручный материал. Особенно хочет отметить стопроцентное участие взрослых и детей. Выставка творений под названием «Осенние фантазии» никого не оставила равнодушным. Материал о ней был опубликован газете «Ковдорчанин» за 12 ноября 2014 под названием «Творчество объединяет» . Работы семей: Алеши Мамаева, Андрея Овчинникова, Эвелины Коринчук, Семёна Лазутина участвовали в муниципальном конкурсе «Город мастеров» , на котором заняли 1-ые места в номинациях «Картина, плакат» и «Оригинальность» . Сейчас поделки изготовленные родителями и детьми нашей группы находятся на выставке «Умелые руки» в районном краеведческом музее.

В ноябре мы уже притупили к участию в акции «Давайте славить осень» .

Цель: содействовать развитию интереса дошкольников к миру природы и расширять знания о природных богатствах нашей малой Родины.

Задачи:

  • Развивать эстетический вкус, творческое воображение;
  • Формировать художественно – образное мышление воспитанников;
  • Расширять знания о сезонных особенностях родного края;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

В рамках акции были проведены: целевые прогулки в ближайший парк, экскурсии по территории ДОУ; совместное развлечение с родителями «Осень – краса» ; совместная поэтическая гостиная «Давайте славить осень» ; совместный труд взрослых и детей «Дары осени» (поделки из овощей) и как результат весёлая выставка «Весёлые истории» .

На прогулках мы отмечали бедственное положение птиц зимой и решили провести акцию «Каждой пичужке свою кормушку» .

Цель: Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц и организовать дежурство в «Птичьей столовой» .

Задачи:

  • Обогатить и систематизировать знания детей о зимующих птицах;
  • Учить узнавать птиц по внешнему виду и способам передвижения;
  • Учить испытывать радость от того, что подкармливая птиц, мы спасаем их от гибели;
  • Развивать творческую и практическую деятельность по охране и защите птиц;
  • Вовлекать детей и родителей в активную творческую деятельность.

В ходе проведения акции мы: наблюдали за птицами; в НОД проводили беседы о птицах Севера: их сходстве, отличии, характерных признаках. Взрослые решили внести свою лепту и изготовить кормушки. В своей работе использовали самый разнообразный материал: картонные коробки, пластмассовые бутылки, деревянные дощечки. Когда «столовые» были готовы, папы развесили их на участке, а дети с удовольствием наблюдали за этим процессом. Сейчас мы ежедневно подкармливаем пернатых и радуемся их весёлым песням.

Никого не оставила равнодушным акция «Притормози!» - знакомство с правилами дорожного движения.

Цель: создание условий для формирования у воспитанников, как участников дорожного движения, активной жизненной позиции и установочных навыков.

Задачи:

  • Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • Формировать у воспитанников уважительное отношение к законам дороги;
  • Поддерживать у родителей детей устойчивый интерес к соблюдениям безопасности и здоровью ребят, как участников дорожного движения.

В рамках акции были проведены: НОД «Незнайка на дороге» ; совместное спортивное развлечение «Правила соблюдать – беду миновать» ; просмотр мультфильмов из серии «В гостях у Совушки – совы» ; чтение художественной литературы по теме; рассматривание картинок по правилам дорожного движения; дидактические игры. Среди родителей было проведено анкетирование «Как вы учите ребёнка ПДД» . Взрослые приняли участие в оформлении плаката «За безопасность движения все вместе!» .

В марте в группе была проведена акция «Стань природе другом» .

Цель: содействовать развитию интереса дошкольников к миру природы.

Задачи:

  • Развивать эстетический вкус;
  • Формировать навыки работы с природным материалом;
  • Приобщать родителей и детей к совместному творчеству;
  • Развивать эстетический вкус, творчество, фантазию.

В рамках акции в проведены: целевые прогулки в прилегающий парк, наблюдения, труд, дидактические игры по теме, чтение художественной литературы о природе. Совместные мероприятия «Неизведанное рядом» - ручной труд из природного и бросового материала никого не оставил равнодушным, а поделки удивляли своим разнообразием, красочностью, оригинальностью.

Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства, способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. В результате проведения акции создается благоприятная среда для контакта с родителями; формируется положительное взаимопонимание между взрослыми и детьми и объединяет их в едином творческом порыве. Сотворить всё это без доброй улыбки, терпения невозможно, а хорошее настроение точно гарантированно.

Список литературы

  1. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка - Пресс. – 2001 г. - с. 25-26.
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014 г.

В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

Повышение педагогической культуры родителей.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи своей работы мы видим в активизации и обогащении воспитательных умений родителей, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье, обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач.

Когда начинается новый учебный год, перед нами, администрацией ДОУ, стоят такие задачи, как сплочение коллектива на основе решения общих задач и принципов, стимулирование творческого поиска, создание благоприятной творческой среды не только с педагогами, но и с родителями дошкольников для решения одной общей задачи-воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Что же для этого необходимо? Конечно же, система взаимоотношений и общения, которая формируется в процессе деятельности. Наиболее существенную роль играет такой тип взаимодействия, при котором активизируется творческая деятельность человека (педагога, ребенка, родителя). Одной из интересных форм работы в нашем детском саду является планирование и проведение тематических акций.

Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций: определение целей и задач; формирование творческой группы, отбор литературы, составление плана акции, посещение открытых мероприятий по данной теме (занятий, музыкальных, физкультурных развлечений, праздников), взаимодействие с родителями дошкольников (консультации, беседы, анкетирование, тренинги), обсуждение о проведении акций на сайте ДОУ, педагогических совещания; итоговый приказ по поощрению педагогов, детей и родителей.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Основными целями проводимых нами акций являлись: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

В результате проведения акций создана благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформированы положительные отношения родителей к учреждению, выросла потребность в организации семейного досуга.

В ходе реализации тематических акций решались следующие задачи семейного воспитания: развитие ребёнка, трудовое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни. Поставленные задачи решались через организацию семейного клуба «Гнездышко», конференций, семейной гостиной, дней открытых дверей, совместных праздников, часов общения.

Традицией нашего детского сада стало проведение различных тематических акций совместно с родителями на различные темы: «Дети – маленькие граждане Югорской земли»; «» «Маленьким детям – большие права» (формирование правовой культуры дошкольников, и родителей), «Мой любимый детский сад» (проекты оформления участков детского сада); «Куклы из бабушкиного сундука» (пошив тряпичной народной куклы); «Письмо пожарному» (создание авторских писем пожаному); «Внимание – дети!» (изготовление и проведение игр по ПДД, детских маршрутов совместно с родителями,) и другие.

Хотелось бы немного поподробнее рассказать о некоторых из них

Чтобы у ребенка сформировать экологическую культуру: любовь к природе, всему живому, умение ухаживать за растениями и животными, чуткость к окружающему миру, сопереживать; в детском саду проводятся экологические акции: «Лесная аптека» - сбор лекарственных трав в сентябре. На протяжении всего лета дети совместно с родителями и педагогами посещают фито огород на территории детского сада, собирают семена и лекарственные растения. Совместно с родителями оформляют гербарии. Результатом становиться выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия», созданная руками детей и родителей.

В детском саду стало уже традицией проводить ежегодно «День журавля», в этой акции принимают участие педагоги, дети, родители. Дети сочиняют стихи. Сказки, совместно с взрослыми делают оригами из бумаги «журавлик» и пускают в небо на воздушных шариках.

Акция «Птичья столовая» - дети совместно с родителями делают кормушки для птиц. Каждая кормушка имеет свое название. Результатом становится фоторепортаж о кормушках на территории детского сада и информация для родителей на сайте ДОУ.

Акция «Живая елочка – зеленая иголочка» проходит в преддверии новогодних праздников, дети с удовольствием совместно с родителями готовят высказывания о елочке. Результатом становятся совместные коллажи о бережном отношении к зеленой ели.

Акция «Чтобы деревья были большими» - посадка деревьев ко дню Земли. Родители и дети с гордостью высаживали деревца, оставляя о себе память. А как приятно было смотреть за родителями, которые приходили в детский сад вечером и поливали посаженные деревья.

Акция «Украсим землю цветами» поделки, оригами из бумаги, созданные совместно с родителям к «Дню земли»

«Майский букет» - посадка цветов ко Дню Победы. Оформление территории детского сада цветами, создание цветников, клумб, альпийских горок.

На протяжении всего летнего периода проводятся однодневные акции: сбор ягод, полив цветов, посадка овощей. Результат все лето дети получают витамины благодаря собственному труду.

Акция «Посылка солдату» проводится в феврале с целью формирования патриотических чувств у детей, воспитания уважения к ветеранам войны, солдатам, защищающим наши рубежи, активно участвуют дети, родители и сотрудниками. В ходе бесед при чтении художественной литературы дети “проследили” историю нашей Армии.

В детском саду оформлен мини-музей «Наши защитники, где педагоги рассказывают детям об экспонатах. Проходят очень интересно встречи с ветеранами сражений, воинами, уволенными в запас. Проведено музыкально-спортивное развлечение: “Есть такая профессия Родину защищать”. Дети и их родители принимали участие в выставке.

Тематика акций педагогам предлагается заранее. В дальнейшем идет творческий поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции - это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами, педагоги определяют проблемы, предлагают пути их решения и сами вместе с детьми и их родителями осуществляют их, повышая свой творческий и профессиональный уровень.

При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди людей-сверстников, взрослых. Акция - одна из интересных форм работы с детьми старшего возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.Акция маленьким детям-большие права.doc (934 КБ) Приложение 2. Акция внимание-дети!.doc (148.5 КБ) Приложение 3.Экологические акции.docx (531 КБ)