Надо ли наказывать ребенка. Нужно ли наказывать детей? Как воспитывать детей без наказаний: метод естественных последствий

Укусы собак очень опасны, и это если на ребенка напало здоровое животное, а если бешеное – то укусы смертельно опасны. Поэтому на подобные ранения надо реагировать как можно быстрее. Даже легкая царапина может привести к значительным осложнениям. А в случае с ребенком многие нападения заканчиваются тяжелыми рваными ранами. Поэтому родителям в первую очередь надо очень внимательно относиться к безопасности своих детей, особенно маленьких, и не подпускать их близко к собакам. Ведь дети часто сами неадекватно ведут себя с животными – дразнят их, пугают, тяну за хвост и т.д. В итоге провоцируют агрессию даже со стороны вполне мирного пса.

Итак - собака укусила ребенка что делать ? Попробуем как можно подробнее дать ответ на этот вопрос и расписать все возможные ситуации.

А также рекомендуем вам прочесть статью "Ребенка укусил клещ, что делать " и познавательный материал "Как научить ребенка защищать себя от обид ".

Что делать, собака укусила ребенка – неотложная помощь

Возможные осложнения при укусе ребенка собакой

При укусе собаки существует несколько серьезных опасностей. Первая – это конечно сами раны, они в зависимости от ситуации могут оказаться очень большими, второе – это кровотечение, в некоторых случаях возможна большая кровопотеря, особенно если повреждена артерия, третье – это болевой и психологический шок, и четвертое – риск заразится бешенством или столбняком, а также занести в рану инфекцию.

Запомните, даже при незначительном укусе, сразу же после оказания первой помощи следует обратиться за консультацией к врачу, так как в некоторых случаях возможны серьезные осложнения.

Инфекционные осложнения наблюдаются у каждого пятого укушенного человека. Проявляются они обычно время от восьми часов до суток. При инфекции на месте укуса образуется воспаление, может выделяться гной иногда с сильным неприятным запахом, появляются сильные пульсирующие боли. Инфекция после укуса собаки часто сопровождается увеличением лимфоузлов, лихорадкой и лимфангиитом. Инкубационный период (время пока болезнь не проявится) при столбняке от суток до трех недель. Симптомы болезни – это судорога мышц челюсти, затрудненное глотание и спазм мускулов лица. При укусе ребенка обязательно уточните, делалась ли ему прививка от столбняка.

Инкубационный период при заражении бешенством довольно длительный от десяти дней до нескольких месяцев. В некоторых случаях даже наблюдались ситуации, когда он достигал года. Длительность инкубационного периода напрямую зависит от места и силы заражения, наиболее долгое время до наступления болезни наблюдается при укусе в ногу. Заболевание бешенством, к сожалению, очень распространено среди детей, поскольку они часто контактируют с животными и далеко не всегда рассказывают о случаях укусов (чтобы взрослые их не ругали) – последствия могут быть трагическими. По статистике примерно треть детей хотя бы раз в жизни кусала собака.

Объясните ребенку важность того, что нужно сообщить взрослым даже о небольшом укусе животного. Убедите малыша, что вы не будете его ругать, а просто посмотрите на ранку.

Запомните – современная медицина еще НЕ умеет ЛЕЧИТЬ бешенство, поэтому в случае наступления болезни шансов вылечиться практически нету. Медики лишь облегчают больному страдания и искусственно поддерживают работоспособность организма. История знает всего несколько случаев, когда люди выздоравливали после заболевания, и почти все они были связаны с людьми, у которых вирус в организме был ослаблен вакцинацией. Поэтому после укуса собакой необходимо не мешкая обратиться за медицинской помощью, чтобы если понадобится, ребенок прошел курс иммунизации. Даже при коротком инкубационном периоде бешенства дней в десять, пострадавший получает достаточную дозу вакцины, чтобы не заболеть. Кстати, некоторые взрослые еще помнят о том, что пострадавшему делают «сорок уколов в живот», следует знать, что это устаревшая технология, сейчас уколы обычно делают в плечо, а их количество колеблется от трех до шести. И еще учтите – бешенством можно заразиться не только от укуса собаки, но и многих других животных, причем даже не обязательно после укуса, иногда достаточно, чтобы больная собака просто полизала малышу ранку.

Первая помощь пострадавшему ребенку от укуса собаки

Итак, расскажем на практике что делать, собака укусила ребенка. По пунктам необходимы следующие действия:

  • Первичная промывка и обеззараживание раны.
  • Обработка краев раны.
  • Наложение повязки.
  • Обеспечение ребенку квалифицированной медицинской помощи и по необходимости проведение мер по профилактике столбняка и бешенства. А также проведение антимикробного лечения раны.

Расскажем подробней о каждом из пунктов. Если ребенок сильно напуган и плачет, то обязательно успокойте его, дайте ему попить, и объясните свои действия, скажите, что ранку надо хорошо промыть чтобы в середину не попала инфекция, что всё будет хорошо. Если ребенок страдает от сильной боли, дайте ему обезболивающий препарат. Теперь про саму обработку раны. Для начала необходимо тщательно в течение 15 минут или более промыть рану медицинским мылом, растворенным в воде. В домашних условиях можно воспользоваться обычным коричневым хозяйственным либо же хотя бы туалетным мылом. Для приготовления раствора соблюдайте пропорции 4 части воды и одна часть мыла, то есть 100 грамм мыла на 400 миллилитров воды. Для быстрого растворения можно взять горячую воду, а потом развести её холодно и тщательно перемешать. На рану надо лить слегка теплую воду. Суть этой процедуры заключается в том, что мыло в значительной мере инактивирует достаточно нестойкий вирус бешенства. В медицинских исследования при длительной обработке ран животных, в которых был вирус бешенства, 90% из них не заболевало.

После активного промывания раны мыльным раствором, надо обработать её перекисью водорода для уничтожения возможных инфекций, а края раны смазать йодом или раствором бриллиантового зеленого («зеленкой»). Затем на рану надо наложить марлевый тампон и асептическую (стерильную) повязку. Учтите, что повязка не должны быть герметичной, рана должна «дышать». Старайтесь не прикладывать к ране материал, который может потом трудно удаляться, например, вату, используйте современные марлевые ткани для перевязки.

Далее надо делать следующее: ребенка необходимо доставить в ближайший травматологический пункт, чтобы его осмотрел врач и назначил соответствующее лечение. При необходимости следует быстро осуществить иммунизацию от бешенства и столбняка. Учтите, что международные медицинские правила не рекомендуют вмешательство в рану после укуса собаки острыми предметами и зашивать её (накладывать швы), поскольку достаточно велик риск инфицирования. Исключение составляют очень крупные и глубокие раны, а также раны головы.

Собака укусила ребенка, что делать – действия после первой помощи

Проверка собаки, укусившей ребенка

Параллельно с помощью ребенку, желательно, решить вопрос с животным, которое укусило вашего малыша. Если это домашнее животное и известен хозяин, то необходимо потребовать справку о том, что собаке делалась прививка от бешенства. О бездомном животном необходимо сообщить в государственную ветеринарную службу. При возможности за укусившим животным необходимо установить 10-дневное наблюдение, причем в стационарных условиях ветеринарной клиники.

Косвенные признаки, которые позволяют судить о состоянии собаки. Во-первых, надо понять причину укуса, если ребенок собаку сам спровоцировал, то, скорее всего, она здорова, и, наоборот, если животное беспричинно нанесло укус, то оно может быть бешеным. Бешеная собака – обычно одиночка (её изгоняют из стаи), она беспричинно бросается на окружающих людей и животных, она громко гавкает и мечется.

Если животное мертвое, например, его застрелили, то проводится исследование головного мозга для выявления морфологической картины бешенства.

Немного о вакцинации при укусе ребенка собакой

Вакцина против бешенства снижает риск заболеть на 98%. Эффективна она лишь в том случае, если начать курс не позднее, чем 14 дней после укуса. Хотя её делают при обращении пациентов и в более поздние сроки. В сложных случаях: несвоевременное обращение, сильные или множественные раны; дополнительно к вакцине пострадавшему ребенку делают ввод антирабического иммуноглобулина.

Учтите, что во время курса вакцинации (30 или 90 дней), а также в течение полугода после этого категорически противопоказано физическое переутомление, переохлаждение или перегрев, посещение саун и т.д. Подросткам и взрослым надо учесть, что прием алкоголя также полностью запрещен. Иначе ослабевает иммунная система и выработка антител против вируса бешенства снижается.

Возьмите на заметку, что 75% умерших – это люди, которые не обратились за медицинской помощью или легкомысленно от неё отказались. Половина оставшихся летальных исходов – это пациенты, которые прервали курс вакцинации или не придерживались рекомендаций, остальные смерти наступают вследствие ошибок медицинских работников, которые неадекватно назначают курс лечение.

Когда вакцинацию делают при укусах ребенка собакой

Вакцина вводится если:

  • Рана большая или имеет опасную локализацию: голова, шея и т.д.
  • Если был укус дикого животного. По умолчанию летучие мыши, волки, лисы и т.д. признаются бешенными.
  • Если животное убежало и провести обследование невозможно.

Если животное находится на 10-дневном обследование, то пациенту могут давать за это время 3 дозы вакцины. Если животное окажется здоровым, то вакцинацию прекращают, иначе, продолжают.

Если пострадавший был ранее привит и не прошел еще год, то ему назначают три вакцины, если прошел год и более, то делают полный курс.

Когда вакцинацию не делают при укусах ребенка собакой

Вакцина обычно не вводится если:

  • Если животное прикоснулось к коже, но не повредило её либо же если не были обслюнявлены слизистые оболочки ребенка или ранки на теле.
  • Укус был через толстый слой ткани, которая не была прокушена.
  • Если человек употреблял в пищу термически обработанное мясо или молоко больного животного.
  • Если был укус домашними мышами или крысами в местности, где в течение двух лет не регистрировалось бешенство.
  • Если рана была нанесена когтями или клювом не хищной птицы.
  • Небольшой укус был совершен привитым от бешенства домашним животным.

Наказание детей ... Нужно ли наказывать ребенка? Имеет ли право на существование «воспитательный метод» - ? А как воспитывать детей без наказания ? Надеюсь, что мои рассуждения помогут вам ответить на эти вопросы.

«Традиция» применения наказаний в берёт своё начало из глубокой древности. Почему же этот «воспитательный приём» так распространён и в настоящее время? Для чего нужны наказания? И так ли они нужны?

Давайте разберемся в этих вопросах, уважаемые взрослые. Почему же родители используют наказания? Почему этот «воспитательный приём» по мнению этих же родителей срабатывает?

Наказание или даже угроза наказания вызывает у ребёнка такие чувства, эмоции, как страх, чувство вины, стыда, подавленности, слабости. Гораздо проще управлять человеком, находящимся в состоянии страха или испытывающим чувство вины, гораздо легче навязать ему, растерявшемуся, свою волю.

Приведу несколько примеров.

Разнимая дерущихся малышей, родитель дает обоим по шлепку (применяет метод – «наказание ремнем») и ставит каждого в угол со словами: «Если будете драться, будете наказаны!». Какие должен сделать выводы ребенок из такой реакции взрослого на данную ситуацию? «Драться нельзя, потому что накажут». «Кто сильнее, взрослее, тот и прав». А может быть вам, уважаемые родители, хотелось бы, чтобы дети перестали драться потому, что сделали выводы о том, что любой спор можно разрешить мирно, не применяя физической силы. Но, тогда нужно это объяснить и самим показать , а не применять физическую силу и моральное давление, объясняя, что драться, то есть применять все ту же физическую силу, причиняя боль, нельзя.

Еще один пример. «Не будешь спать – «бабай» заберёт!» - говорит строгим голосом папа сыну, и малыш испуганно жмурит глазки. Папа доволен: ребёнок тотчас же сделал то, что хотел родитель, к чему хотел его приучить – стал «пытаться уснуть» ровно в 9.00. А какой будет сон у этого ребёнка, после такой «страшной сказки» на ночь, любящий папа не подумал. А потом родители удивляются: с чего это наш малыш стал бояться темноты, стал плаксивым, боязливым или, наоборот, агрессивным.

Или вот другой пример. Опережая прикосновение ребёнка к горячей кастрюле, мама резко хлопает его по попе. Не знаю, что ребёнку в данном случае будет больнее: обжечься или получить неприятный и обидный шлепок от самого родного человека.

Используя наказания, запугивания, жёсткие запреты, моральное подавление, родители, руководствуясь «благими намерениями», пытаются привить детям правильные, культурные нормы поведения.
Но нужно не забывать, уважаемые взрослые, что у этих «действенных» средств есть побочные эффекты, и кто знает, какой из них рано или поздно проявится: , агрессивность или излишне развитое чувство вины. Став взрослыми, люди с таким багажом, взятым из детства, становятся лёгкой «добычей» для манипуляторов, психологических «вампиров». Почему? Ну, если ваш ребёнок растёт с ощущением того, что самый родной и близкий человек имеет право сделать ему больно (наказать, обидеть и т.п.), он считает это нормой. И в результате - позволяет так обращаться с собой (например, женщина живёт с мужем-тираном и считает при этом себя виноватой). Да, картина, конечно, получилась у меня страшноватая, но, по-моему, достаточно наглядная.

Возможен и противоположный вариант развития: копируя своих родителей, ребёнок убежден, что имеет право наказывать того, кого считает слабее, младше.

Задумайтесь, уважаемые взрослые, какого ребёнка вы хотите вырастить: свободно и самостоятельно мыслящего, руководствующегося в своих поступках собственными моральными ценностями, стойкого к разного рода попыткам психологического манипулирования или слабого, легко управляемого (и, надо сказать, не всегда теми людьми, которых вы бы посчитали достойными подражания), а может бездумно агрессивного.

Думаю, что вы сможете правильно ответить на вопросы: так ли необходим воспитательный метод – наказание детей , . Ваше любящее сердце, дорогие родители, обязательно подскажет правильные решения для всех этих вопросов, и вы сделаете мудрые выводы, ведь вы желаете своим детям только добра и хотите, чтобы они выросли замечательными и счастливыми людьми.

А существует ли альтернатива наказаниям?

Как воспитывать, не наказывая!? Вообще, как воспитывать детей без наказания?

Боль ребенку, особенно маленькому, причинять нельзя! Применяя физические меры наказания, взрослые наносят прямой ущерб личности ребенка, которая еще только формируется. Конечно, даже самые мягкие и спокойные родители порой могут рассердиться не на шутку и даже шлепнуть ребенка. Ничего хорошего в этом нет, но если это исключение из правил, то вреда ему это тоже не принесет. Очень важно, чтобы вы, успокоившись, объяснили ему, что в сердцах сделали что-то такое, чего сами не одобряете. Например, нужно сказать: "Извини, я не сдержался. Я не должен был шлепать тебя". Такие слова будут понятны даже маленькому ребенку. А главное, они важны для укрепления истинно дружеских отношений между родителями и ребенком.

Когда вы наказываете ребенка, вы лишь резко отрицательно реагируете на его дурное поведение. Наказание говорит о том, что вы не потерпите такого поведения сегодня и сейчас, но ребенок вовсе не узнает, как он должен себя вести завтра, послезавтра и через месяц.

О физических наказаниях нельзя сказать ни одного доброго слова (хотя некоторые лжепедагоги, перефразируя классиков марксизма, говорят: "Битиё определяет сознание"). Начнем с того, что можно покалечить ребенка. Даже "легкий" (с вашей точки зрения) шлепок может оказаться достаточно сильным, чтобы ребенок потерял равновесие, упал и ударился головой или спиной. Удар по голове может вызвать сотрясение мозга, а по уху - нарушение слуха. И совершенно не факт, что ребенок понял, за что его наказали. Большинство детских проступков происходит из-за импульсивности и забывчивости. Например, вы отшлепали его за то, что он залез на подоконник и опрокинул горшок с цветком. Завтра он снова полез туда же, и вы отшлепали его сильнее. Но такое усиление наказания в конце концов может перейти в самые настоящие побои. Исследования же ученых говорят о том, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Им больно, они унижены и пытаются убежать от взрослого, кипя злостью, но вовсе при этом не раскаиваются. Физическим наказанием не удается воззвать к чувству раскаяния в содеянном у малыша. В данном случае правильнее было бы выяснить, что хотел увидеть ребенок из этого окна (может, там стоит и "рычит" невиданная доселе машина), и попытаться удовлетворить его любопытство. А уже после этого показать ему упавший горшок с цветком и объяснить, что "цветочку больно, он упал и ударился. Ведь и ты, когда падаешь, то больно ударяешься. Нужно впредь, если хочешь посмотреть из окна, попросить кого-нибудь подвинуть цветок или сделать это аккуратно самому". Тогда возникшая жалость к цветку, которому стало больно, может вызвать раскаяние и запомнится ребенку.

Закрывать ребенка в какой-либо комнате или запрещать выходить из нее - тоже глупое наказание. Если он переживает такое наказание, то у него может возникнуть нежелание бывать в этой комнате. Еще глупее сочетать это с выключением в ней света. Это уже садизм! (Так и до психических расстройств недалеко!)

Если вы заставляете малыша носить слюнявчик постоянно только потому, что он несколько раз облился супом, вы лишь утверждаетесь за его счет, поскольку вы сильнее его и власть в семье принадлежит вам. Наказывая его подобным образом, вы лишь даете ему почувствовать себя никчемным и беспомощным.

Если вы действительно пытаетесь показать ребенку, как надо вести себя, совсем не обязательно обижать или унижать его. Например, играя, ребенок стал расшвыривать игрушки во все стороны (допустим, он изображает взрыв). При этом одна из них сломалась. Конечно же, ребенок расстроен. А вы, вместо того чтобы ругаться, попробуйте починить ее - то есть покажите, что вас огорчает не его поведение, а то, что игрушка испорчена и ею теперь нельзя будет играть. Этот урок будет более действенным для ребенка: он поймет, что так себя вести не нужно, иначе могут произойти неприятные события. В этом случае наказанием будет то, что он совершил сам, а не то, что способны сделать с ним вы.

Задача родителей, воспитывающих ребенка, непроста: надо дать понять ребенку, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет. Из-за этого он вовсе не захочет слушаться вас, поступать по-вашему. Вы должны попытаться научить малыша управлять своими эмоциями и поступками, нести полную ответственность за свои действия.

Психологи утверждают: физическое наказание недопустимо, оно ломает психику ребенка на многие годы вперед. Крики и дерганые жесты лишь истончают нить отношений между родителями и детьми, особенно если мать кричит на ребенка прилюдно. Поставить ребенка в угол тоже не вариант - это воспринимается как ограничение свободы. Чем больше ограничений – тем острее желание отвоевывать свое мнение.


Как же объяснять ребенку, что он не прав? Словесно, тщательно подбирая слова. Вот пять основных способов контролировать детское поведение без психологических и физических наказаний:


1. Устанавливайте и обговаривайте правила заранее . Идя в магазин, спокойно повторите правила поведения в магазине. Сыграйте в игру: «Мы в магазине», обыграв куклой положительные и отрицательные моменты. Вот кукла хочет новую игрушку, упала на пол и закатила истерику. Спросите у ребенка: правильно ли кукла себя ведет? Советуйтесь с ребенком, словно с взрослым человеком. Правила поведения в домашних условиях необходимо распечатать крупными буквами и повесить на видное место в доме.


2. Метод «Меняемся местами» . Если ребенок имеет привычку драться, швырять предметы в человека и т.д., необходимо поставить ребенка на место этого человека. Опять же играючи. Спросите: «Когда тебе больно, ты плачешь?». Объясните, что взрослые могут контролировать свои слезы, но это не значит, что от прилетевшего в лицо или плечо кубика не больно. Нарисуйте карточки (или найдите подходящие ), когда можно драться, а когда нет. Например, можно вступить в драку, защищаясь. Но нельзя драться просто так.


3. Сказкотерапия . Придумывайте сказки, где главного героя зовут так же, как вашего ребенка, и он совершает те же плохие поступки. Делайте акцент на том, что хорошо, а что плохо. Можно перефразировать уже имеющиеся сказки, вставив туда подходящие ситуации.


4. Устраивайте раз в неделю «День веселья» . Детская энергия требует выхода, разрешите ребенку выплеснуть накопившуюся агрессию – побейте чучело из подушек, порвите бумагу, громко покричите вместе где-нибудь на природе и т.д.


5. Метод «Волшебные часы» . Возьмите любые часы со стрелками. Когда ребенок совершил плохой поступок, объясните, почему это плохо и предложите поиграть в «Машину времени», чтобы самостоятельно исправить ситуацию: поверните стрелки на несколько часов назад, и пусть ребенок сам найдет вариант правильного поведения в аналогичной ситуации. Вариантов может быть несколько, не забывайте каждый раз переводить часы назад. Можно добавить музыкальный элемент, как знак временного перемещения.