Есть ли смысл лечить поздний брак. Раннее христианство

Введение

Семейное счастье, абсолютное взаимопонимание супругов в определённых вопросах, доверительные отношения - многие из семейных пар хотели бы, чтобы данные явления присутствовали в их совместной жизни. В нашем мире все чаще создаются семьи, когда партнерам по тридцать или больше лет. Хотя наши бабушки в возрасте двадцати пяти уже считались старыми девами. С одной стороны, женщины сейчас стали более независимыми, вначале хотят получить образование, построить карьеру, а уже потом семью. С другой стороны, чем старше и опытнее становится женщина, тем труднее ей ужиться с мужчиной. Не говоря о том, что усложняется возможность рождения ребенка. Предлагаем выявить положительные и отрицательные стороны «поздних» браков.

Определение брака

Российское законодательство не дает определения брака, используя этот термин как общеизвестный. В юридической литературе сложились различные определения брака. Приведем одно из них, предложенное Г. К. Матвеевым: “Брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности”.

В данном определении, как и в большинстве других, брак понимается как особый институт семейного права. Обосновывая отраслевую самостоятельность семейного права, большинство авторов считали, что в понятии брака ключевым словом выступает “союз”, подчеркивающий несовместимость и несводимость брака к гражданско-правовым сделкам. Понимание брака как союза не относится к достижениям советской юридической мысли. Русская дореволюционная цивилистика, раскрывая понятие брака, также определяла его как “союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме”, не отрицая при этом гражданско-правовую природу брачных отношений.

В каком возрасте сочетались браком в старину

В России, как и везде издавна существовала традиция ранних браков. Еще в 1774 году церковь устанавливала бракоспособный возраст в 13 лет для женщин и в 15 лет для мужчин. В соответствии с императорским указом 1830 года, минимальный возраст для вступления в брак был повышен до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако крестьяне и нижние слои городского населения нередко обращались к духовным властям за разрешением выдать замуж дочь в более раннем возрасте.

В качестве главного мотива выдвигалась необходимость иметь в доме работницу или хозяйку.

Следует отметить, что в Европе к этому времени традиция ранних браков уже была изжита. Такой тип брачности получил название «европейский».

Первая всеобщая перепись населения в России, проводившаяся в 1897 году показала, что к возрасту 25 лет почти все мужчины и женщины состояли в браке. В отличие от Европы, количество неженатых и незамужних к 25 годам было значительно: 70-80 процентов женщин не были замужем, и даже к 30 годам доля незамужних достигала 40, а иногда и 50 процентов; неженатых мужчин в этих возрастах было еще больше.

Возраст вступления в брак различался в России и в зависимости от территории. Так, в европейской части России возраст вступления в брак был близок к «европейскому» - 16-23 года.

На юге девушек отдавали замуж в 13-14 лет. В 19 лет девушка, не вышедшая замуж, считалась «застаревшей».

На Российском Севере и в Сибири браки были более поздними, но и там, в основном, женились до 25 лет.

(Следует отметить, что в это время в Западной Европе средний возраст вступления в брак для женщин колебался в пределах 24-27 лет и для мужчин в пределах 27-29 лет.)

В последние 100 лет возраст вступления в официальный брак в России не менялся. Правда, в некоторые десятилетия наблюдались определенные тенденции варьирования брачного возраста. Так, после Великой Отечественной войны женский возраст вступления в брак увеличился на 2-3 года. Причем, зачастую, женщины выходили замуж за мужчин моложе себя.

В последние годы советского периода также наблюдалось снижение возраста вступления в брак. Социологи объясняют это либерализацией сексуального поведения, расширившейся практикой предоставления общежитий для студенческих семей.

Кроме того, в заключении брака до завершения учебы, нередко, был и меркантильный интерес: избежать обязательного распределения после получения диплома, остаться в большом городе. Ранние браки стали наблюдаться во второй половине 1990-х годов. Возрастные характеристики первого брака оказались на уровне второй половины XIX века, то есть вернулись к тем, какими они были когда-то у прабабушек и прадедушек

Когда жениться в наше время

Большинство современных молодых людей избавлены от необходимости вступать в брак по воле родителей и в раннем возрасте, хотя и не везде. Представители некоторых культур и национальностей и сегодня следуют вековым традициям, заключая браки как можно раньше.

В нашем же обществе ранние браки скорее не приветствуются, чем поощряются. Если говорить о предпочтениях современных девушек, то они, согласно статистике и опросам, предпочитают сочетаться браком в возрасте примерно 25 лет. В довольно большом проценте случаев, на решение о замужестве влияют веяния западных культур и социально-экономические факторы.

Несколько иначе обстоит дело у мужчин. Бытует мнение, что мужчину трудно привести в ЗАГС, так как он боится брака. Это утверждение не совсем верно. Согласно исследованиям психологов, страх женитьбы у мужчин бывает только в определенном возрасте.

Согласно тем же исследованиям, мужчины считают оптимальным возрастом для создания семьи возраст после 27 лет. Связано это с тем, что в обществе существует представление об идеальной модели поведения истинного мужчины, согласно которой прежде чем вступать в брак, он должен подготовить материальную базу и реализовывать себя на работе.

Ещё одним интересным результатом исследований стало подтверждение расхожего мнения о том, чтомежду супругами должна быть некоторая разница в возрасте, но не слишком большая: наибольшее число разводов встречается среди вступивших в брак "одногодок". При этом семьи, в которых возраст супругов на момент заключения брака был ближе к 30 годам, являются более счастливыми и число разводов значительно ниже.

Впрочем, идеального рецепта счастливой женитьбы не существует. Можно пожениться в 18 и прожить долго и счастливо, а возможно и другое развитие событий. Как бы то ни было, главное - совершать этот поступок осознанно, принимая на себя ответственность за принятое решение. Немаловажный момент - взаимное уважение и взаимопонимание. Ну, и любовь, конечно!

Плюсы поздних браков

Как мужчина, так и женщина, перешагнувшие рубеж 30 лет, как правило, уже знают для себя, кого бы они хотели встретить на своём жизненном пути в качестве партнёра. И останавливая свой выбор на спутнике жизни, они предполагают большую вероятность того, что брак может быть крепким и стабильным, так как люди конкретно для себя знают в этом возрасте, какой им нужен человек для совместного проживания.

1. Стабильное материальное положение. Возьмём, к примеру, пару, которая узаконила свои отношения в возрасте 20-ти лет. Здесь финансовый вопрос может быть иногда несколько проблематичен в плане того, что молодые люди только начинают заниматься своей карьерой. И вряд ли у них есть достаточно средств, если, конечно, не помощь родителей, на какие-то масштабные проекты, которые имеют место в их жизни. А, вот, если говорить о людях, вступивших в брак после 30 лет, то они, как правило, могут иметь, как своё жилье, так и быть реализованными в трудовой деятельности. Соответственно, добившись успехов и реализовав себя в карьере, супруги будут больше уделять внимания своей семье и ценить самые прекрасные моменты в их жизни.

2. Гармоничное воспитание детей. Имея за плечами жизненный опыт, плюс реальное желание иметь детей, муж и жена с тщательностью готовятся к рождению малыша, которому, несомненно, будут уделять достаточно внимания в отношении воспитания.

3. Мудрость в решениях, касающихся семейной жизни. Жизненный опыт и возраст наших героев позволяют не совершать какие-либо противоречивые поступки, способствующие возникновению конфликтов между супругами. Хотя это не означает, что люди, создав семью в возрасте 40 лет, не будут ругаться друг с другом. Просто, вполне вероятно, в таком браке будет меньше придирок и больше стремления найти компромисс в том или ином вопросе.

Минусы в поздних браках

Если говорить об отрицательной стороне позднего брака, то, наверное, можно выделить следующие моменты, которые в разной степени могут влиять на саму супружескую жизнь.

1. Здоровье супругов и рождение малыша. Зачастую муж и жена, пребывающие в позднем браке, желающие родить себе кроху, к сожалению, испытывают трудности в плане зачатия и вынашивания малыша. Ведь ни для кого не секрет, что самый идеальный возраст в отношении рождения ребёнка, - это период между 20-ю и 30-ю годами, когда организм особо не тревожит человека разными заболеваниями. Поэтому, как женщина, так и мужчина, если у них не получается зачать маленькое сокровище, конечно же, испытывают не самые приятные эмоции.

2. Каждый из пары, до того как узаконить свои отношения с противоположным полом, привык жить на своей территории длительное время в гордом одиночестве и жить так, как ему хочется. Это и привычки, и питание, словом, тот уклад жизни, который наиболее комфортен для всех нас. Вот тут и могут возникнуть определённые проблемы во взаимоотношениях, и если супруги не захотят искать компромисс, то брак может дать трещину.

3. Иногда как мужчина, так и женщина, слишком увлекшись карьерой, начинают задумываться об серьёзных отношениях только после 40 лет. И когда такое радостное событие происходит в их жизни, то спустя немного времени, одна из половинок вновь начинает рьяно заниматься продвижением по работе, тем самым забывая о том, что дома ждёт любимый человек.

Заключение

Но если честно, каждый сам решает, пора ли уже обзаводиться семьей или стоит еще подождать. Универсальных рецептов, как и возрастных границ, для вступления в брак не существует. Семья -- это испытательный полигон. Она испытывает супругов и на терпимость, и на крепость брачных уз. Она ставит перед супругами непростые задачи и проверяет, готовы ли они их решать без шума и крика, по-деловому и интеллигентно.

Так-то оно так, спешить с таким серьезным делом не стоит. Но с другой стороны, проведя исследование взаимосвязи между возрастом родителей и здоровьем детей, ученые сделали вывод, что чем старше мужчина, тем выше вероятность рождения ребенка с болезнью Дауна или с дефектом конечностей. С возрастом в сперме и яичках происходят генетические изменения, которые приводят или к бесплодию мужчин, или к неблагоприятным последствиям для рожденных от них детей. У мужчин в возрасте старше 35 лет большее число половых клеток имеет разрушенную молекулярную цепочку ДНК, а сперматозоиды уже не так активны, как у хотя бы 30-летних. Это в свою очередь снижает вероятность оплодотворения. Про женщин мы уже и не говорим. У 40% женщин в возрасте старше 40 лет беременность заканчивается выкидышем. У матерей младше 30 лет ребенок с синдромом Дауна рождается один из тысячи, у 35-летних -- один из 400, после 40 лет -- один из 105.

возраст традиция брак правовой

Список использованной литературы

1. Иоффе О.С. Советское гражданское право. -- Л., 1965. -- Т.З. -- С. 187-188

2. Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 30

3. Нечаева А. М. Семейное право. М., 1998.

4. Семейное законодательство. Сборник нормативных актов и документов. М.: Спартак. 1995

5. Синельников, А.Б. Брак // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.

Моя знакомая Ангелина вышла впервые замуж в 32 года. Сейчас ей сорок. Подрастает пятилетняя любимая дочь. Сегодня Ангелина с уверенностью может рассуждать о том, чем все же хорош поздний брак и чем он плох. Верно ли сложилась ее жизнь и по правильному ли пути пошла она, выйдя замуж после тридцати? Я записала мнение этой героини сюжета.

Плюсы позднего брака

Сегодня твердо могу сказать, что начни я свою жизнь заново, то вновь бы вышла замуж в эти годы. В нашей стране сложился неверный стереотип: не вышла девушка замуж в 18-20 лет – чем дальше, тем будет хуже и сложнее ей найти себе супруга. И вообще в 22 года – незамужняя леди уже чуть ли не «старая дева». А жаль. Американцы вообще, к примеру, подходят к браку очень серьезно, приходя в церковь со своей половиной только после тридцати. Французы живут в «пробных» гражданских браках по несколько лет и не женятся. И в этом есть смысл.

Плюсы моего позднего замужества? Их много. Перечислю.

Я накопила большой опыт в общении с противоположным полом и уже точно знала, какого мужчину я вижу своим мужем. И когда я встретила его, то приняла таким, какой он есть. Не «ломала» под себя, занимаясь юношеским максимализмом, не ущемляла его свободы и сложившихся привычек. Как и он не ущемлял моих, будучи мне за мое отношение к нему благодарным.

Я переехала в квартиру к мужу, но за это время и сама благополучно «реализовалась» до собственного жилья, автомобиля и достойной карьеры. Так что, была с ним «на равных» и вполне независима. К тому же знала, как бы не сложились у нас отношения, я бы все равно не осталась без средств к существованию.

Родители мужа увидели во мне сложившуюся личность. И поучительный тон к своей снохе, который бы конечно применили к 20-летней жене своего сына, посчитали неуместным.

К сексуальным отношениям мы оба пришли опытными любовниками. И толк в них знали. Поэтому гармонии достигли гораздо быстрее, чем это было бы, приди мы к браку девственниками.

Дочку я родила через три года после моей полной уверенности в правильном выборе мужа и отца моему ребенку. А когда девочка родилась, я смогла нанять хорошую няню, чтобы не бросать работу, которая приносит хороший доход нашей семье. У моего ребенка есть все, и рождена она не по воле случая, а сознательно. В любящей ее семье.

Я не строила «воздушных замков», не рисовала себе «прекрасного принца» в мыслях о будущем супружестве. Жизнь и годы «обтесали» все эти «мыльные пузыри» и мы оба прекрасно понимали, что брак – это труд, а не постоянный праздник.

Синдромом «старой девы» я переболела еще в 23-24 года, когда подружки перестали напоминать мне о моем незамужнем состоянии и успели к этому времени развестись со своими пацанами-мужьями, оставшись в одиночку растить детей.

Получается, что в каких-то тридцать пять у меня получилось и срослось все в жизни – любимый муж, здоровый ребенок, материальный достаток, карьера…

Минусы позднего брака

Было бы неправильным не сказать о «минусах» позднего брака. Но я считаю, что по сравнению с «плюсами» - они ничтожны.

Пришлось забыть холостяцкие привычки. Такие как посиделки после работы с подругами в кафе, построение распорядка выходных дней по своему вкусу и желанию. Конечно, в доме прибавилось домашней работы, стирки, готовки, уборки. На себя меньше времени стало оставаться. Но ведь нужно и чем-то поступаться, когда образовывается семья?

Первое время нам с мужем было трудно «притираться» друг к другу. Ведь к совместной жизни мы пришли оба со своими привычками, устоями и душевными ранами.

В роддоме меня все время называли «старородящая». И врач-гинеколог постоянно разъясняла, как проблематичны «поздние» роды. Это было неприятно. Но осталось позади.

В общем-то и все. На этом весь мой негатив от позднего брака заканчивается. Я не понимаю мамаш, которые третируют своих 20-летних дочерей, чтобы те спешно искали себе супруга и не засиживались в старых девах. Я никогда не буду подталкивать к этому свою дочь.

Мое мнение - нужно сто раз отмерить, выходить ли рано замуж, и отрезать один раз как можно позже. Спешка в этом деле – дело последнее.

Настоящая любовь стоит того, чтобы её ждать, а у позднего брака есть свои преимущества.

Поздний брак - совсем не трагедия, а наоборот! Связав судьбу с мужчиной в сорок лет, вы получаете состоявшегося партнера, даже уже с готовой лысиной (портит она его или нет – понятно сразу). Теперь всем видны его успехи и его неудачи, его пристрастия и болячки.

Сюрпризов в вашем позднем браке уже не будет: вряд ли мужчина в этом возрасте резко разбогатеет, или разом сопьется и пойдет по наклонной. Все свои желания и причуды молодости к этому возрасту мужчина исполнил (крутил мимолетные романы, менял мотоциклы).

Вы точно знаете, что вам досталось, не то, что в восемнадцать лет, когда не угадаешь, как будет выглядеть ваш муж через двадцать лет, как перенесет кризис среднего возраста, что станет носить и чем увлекаться.

Самый большой плюс позднего брака – кавалер выбрал вас, предпочел другим особам, значит, лет до семидесяти, как минимум, вы вместе обречены на счастье.

В юности каждая из нас твердо была убеждена в том, что только замужество избавит нас от всех проблем, а без мужчины жизнь наша пуста и лишена всякого смысла.

Когда свадьбы подружек случаются каждую субботу, трудно понять, чего ты на самом деле хочешь, и тем более осознать, что далеко не каждый кавалер годится в мужья. Так, под шумок, за кампанию, часто и выскакивают за первого встречного, чтоб не прослыть старой девой. Отсюда большой процент разводов и неполных семей, детей, воспитывающихся только мамами. Трагедии!

Встретив своего суженого намного позднее, вы уже научитесь придавать другой смысл жизни, станете понимать, что счастье ваше зависит не только от супруга. Понимание этого будет полезно для вашего брака.

Женщина расцветает к сорока годам, становится уверенной и набирается мудрости, на примерах своих подруг, рано выскочивших замуж, познает тонкости общения с мужьями, познает семейную психологию. Ведь учиться лучше на чужих примерах и ошибках.

Главное – набраться терпения, не отчаяться и не озлобиться на весь мир!

Мужчина к сорока годам уже угомонился, достиг максимального в жизни, он вполне состоятелен и может позволить пригласить вас в приличный ресторан или свозить за границу, на курорт. Самостоятельная жизнь приучила такого мужчину вести хозяйство, он может сварить обед, погладить брюки, постирать себе носки. Круг его друзей давно прошел проверку и сведен к единицам, тем, кто нужен ему на самом деле, это избавит вас от разных еженедельных компаний в вашем доме.

Зрелого мужа не пугает независимость жены – наоборот, он рад, что за вами не нужно присматривать, как за маленькой девочкой и исполнять капризы. Все вопросы вы можете решать вместе, обсуждая плюсы и минусы, без упреков и скандалов. Вы оба научились терпимости, набрались опыта, умеете слушать и слышать мнение других, осознание того, что вас теперь двое, прибавит уверенности и спокойствия в вашем, пусть и позднем, но счастливом браке.

Уверенность и спокойствие, благодарность, благоговение, облегчение, радость дарит обоим поздняя любовь. У неё особый вкус, не такой, как в юности.

Вы любите и готовы одаривать любовью всех вокруг.

Когда в семье подруги измена, или вовсе муж уходит к молоденькой, к вам приходит ощущения полной эйфории от осознания того, что ваш брак счастливый!

Ваши друзья и родители от всей души рады за вас, вы становитесь героиней. Вас наперебой приглашают в гости, чтоб погреться от вашей любви, полюбоваться на изменения в вашей внешности: помолодевшая, глаза светятся счастьем, уверенная и обожающая всех вокруг.

Вы оба знаете, как не разумно терять время на пустые споры и обиды, живете и любите взахлеб, каждую секунду стараетесь провести вместе. Ваш опыт не даст угаснуть любви, настоящей любви, без иллюзий.

Если вы думаете, что не встретите свою любовь, не отчаивайтесь, глядите на мир с долей здорового цинизма, приглядывайтесь к окружающим вас холостякам и обязательно дождётесь от судьбы подарка, который только сами сможете по достоинству оценить.

У позднего брака только один недостаток: трудно или невозможно родить ребеночка, хотя медицина сейчас и с этой задачей справляется. Малыш сумеет во сто крат увеличить ваше совместное счастье и продлит вашу жизнь, стоит постараться, если в ваши планы это входит и позволяет здоровье.

Умейте радоваться тому, что подарила вам судьба. Сейчас самый расцвет, вы молоды, прекрасны, желанны, у вас замечательные перспективы и огромное счастье!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Благодаря научным исследованиям психологи и математики вместе рассчитали время, идеально подходящее для заключения брака.

сайт собрал несколько занимательных теорий, которые помогут определить, чем может закончиться тот или иной роман в зависимости от возраста будущих супругов.

5. Не влюбляться в первого встречного

Когда времени в обрез и необходимо выбрать что-то одно, лучшая стратегия - принять решение, рассмотрев 37 % всех вариантов . Этот метод известен также как «Задача невесты». Если его применить к возрасту для выявления лучшего периода для замужества, получится следующее: если большинство свиданий приходится на период с 18 до 40 лет, лучшее время для того, чтобы пожениться, - это 26 лет.

4. Сначала набраться опыта, чтобы потом избежать развода

Есть мнение, что существует связь между возрастом, когда человек вступает в брак, и вероятностью развода . В период с 20 до 30 лет формируется наша личность, определяется круг ценностей и интересов. Благодаря этому человек делает более осознанный выбор, когда речь идет о партнере. И тогда лучше всего устраивать свадьбу в возрасте с 28 до 32 лет.

3. Учиться, учиться и еще раз учиться, а уже потом жениться

Есть исследования, изучающие влияние образования на качество брака: в большинстве случаев чем выше уровень образования, тем ниже вероятность, что первый брак закончится разводом . Правило работает при условии, что девушки до 27–33 лет больше времени посвящают образованию и самореализации.

2. Любить не за что-то, а просто так

Согласно другому исследованию, современные женщины все чаще переосмысливают значение брака . Брак больше не нужен, чтобы завести детей или прийти к экономической стабильности. Психологи советуют женщинам не торопиться: сперва посвятить время самореализации и научиться принимать других людей такими, какие они есть. Тогда в основе будущих отношений с большей долей вероятности будет не какая-то выгода или влюбленность, а дружба и уважение.

1. Не бояться ошибок. И жениться снова в 45–49 лет

Если что-то пошло не так, то, согласно новым исследованиям, можно смело выходить замуж снова (или в первый раз) в период с 45 до 49 лет . Браки, заключенные в этом возрасте, реже всего заканчиваются разводом. А значит, никогда не поздно влюбиться снова.

Раннее христианство

Несмотря на то что Ветхий Завет вполне допускает развод, христиане с самого начала своей истории относились к этому явлению резко отрицательно. Уже в Нагорной проповеди Христос, противопоставляя новые религиозные заветы прежним, объявил: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». А.П. Лопухин, комментируя этот не вполне ясно переведенный текст, объясняет, что имеется в виду следующее: тот, кто разводится по любой другой причине, кроме прелюбодеяния, тот толкает на прелюбодеяние оставленного супруга.

Позднее, когда фарисеи задали Иисусу провокационный вопрос о разводах, разрешенных Моисеем, Он подтвердил свой запрет: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает», – и пояснил: «Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала было не так». Теперь же послабления отменялись, поскольку последователям Иисуса предлагалось стать «совершенными, как Отец ваш Небесный». Однако ученики Христа на тот момент то ли еще не были готовы к такому совершенству, то ли не видели вокруг себя достойных кандидатур для бессрочной семейной жизни. Согласно Евангелию от Матфея, ученики сказали Учителю: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться».

Вопрос о том, что лучше, жениться или не жениться, впоследствии долго обсуждался у ранних христиан – тем более что монашества, как альтернативы семейной жизни, поначалу не существовало. Но вопрос о разводах был таким образом решен почти однозначно. Позднее апостол Павел в своем Первом послании к коринфянам несколько расширил границу дозволенного, разрешив христианам разводиться со своими неуверовавшими супругами, если эти последние настаивали на разводе: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны…» Что же касается всех остальных, им развод возбранялся, в том числе и тем христианам, которые жили в супружестве с иноверцами: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его…»

Апостол подтвердил: «…вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем… и мужу не оставлять жены своей». А поскольку слаб человек, то для жен, которые все-таки не вынесли бремени супружеских уз, было дано еще одно указание: «…если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим…» А.П. Лопухин, комментируя это место, утверждает, что это требование касается в равной мере мужчин и женщин и что апостол запрещает повторный брак только виновной стороне. «О невиновной стороне, которая остается одинокой после ухода виноватого супруга, апостол ничего не говорит и тем самым дает ей возможность вступить в новый брак». Лопухин подчеркивает, что государство, «применяясь к состоянию человеческих нравов», иногда разрешает повторный брак и виновной стороне, но «Церковь не может благословлять такие браки». Забегая вперед, скажем, что в российской практике можно найти немало примеров таких односторонних разводов, когда церковный суд разрешал повторный брак лишь одной из сторон, но, как правило, не той, которая настаивала на разводе, а той, которая подала к нему повод своим прелюбодеянием. Но об этом – в главе «Разводы по-русски».

Что же касается Церкви католической, то она, в отличие от православной, истолковала слова апостола иначе. У католиков развод категорически запрещен, возможно лишь признание брака недействительным. Кроме того, практикуется «разлучение» супругов «от стола и ложа» в случае тяжелого преступления (например, прелюбодеяния) одного из них, но права вступить в новый брак ни виновная, ни безвинная стороны при этом не получают. Впрочем, о католическом разводе (вернее, о его отсутствии) авторы скажут позднее. А пока вернемся к раннему христианству, которое еще не знало разделения на восточную и западную традицию.

Надо отметить, что апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, запретил им развод, но при этом ни словом не упомянул о данном Христом разрешении разводиться в случае прелюбодеяния одного из супругов. Однако известно, что такие разводы случались и не осуждались. Так, святой Иустин Мученик, живший во втором веке, без осуждения пишет о женщине, которая ушла от своего распутного мужа-язычника: «оставила его против его воли». Впрочем, эта дама «и сама была прежде распутною». Но потом она познала учение Христа и постаралась объяснить своему супругу, «что для тех, которые живут не целомудренно и не согласно с здравым разумом, будет мучение в вечном огне». Муж, однако, не поверил или же не в должной мере испугался, во всяком случае, он «продолжал те же распутства».

Сначала христианка, «почитая нечестием долее разделять ложе с таким мужем», решила развестись с ним, благо по законам Римской империи это было несложно. Однако близкие уговорили ее «потерпеть еще, в надежде, что муж когда-нибудь переменится». Муж, однако, не переменился, а, напротив, «вдался в дела еще худшие». «Тогда она, чтобы оставаясь в супружестве и, разделяя с ним стол и ложе, не сделаться участницею его непотребства и нечестия, дала ему так называемый развод и удалилась от него», невзирая на его протесты. Это не вполне согласовывалось с заветами апостола Павла и, кстати, привело к трагическим последствиям: муж добродетельной дамы обиделся и «представил против нее обвинение, объявляя, что она христианка». В результате последовавшего разбирательства были казнены трое ее единоверцев. О судьбе самой разведенной женщины святой Иустин умалчивает.

В отличие от своих предшественников, святой Василий Великий в четвертом веке не признавал равенства полов, когда речь шла об изменах и разводах. Он утверждал, что согрешившая жена должна быть отвергнута своим супругом: «…муж оскверненную жену изгоняет из своего дома». А жена в аналогичном случае должна была простить грешного мужа: «… соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею». «Причину сему дати не легко, – признавался святой, – но тако принято в обычай». Василий строго осуждает женщин, бросивших своих мужей: «… жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодейца, аще перешла к другому мужу, а муж оставленный достоин снисхождения». Снисхождение толерантного святого к брошенному супругу простирается настолько далеко, что даже женщина, «сожительствующая с ним, не осуждается».

Крупнейший теоретик христианства Иоанн Златоуст, живший в конце четвертого – начале пятого века, посвятил немало страниц вопросам брака и развода. Авторам настоящей книги, при всем их уважении к великому богослову, точка зрения Иоанна на развод представляется несколько противоречивой. «Бог хочет, чтобы все люди воздерживались от брака», – недвусмысленно пишет Златоуст. Однако же тех людей, которые хотят развестись и в результате воздерживаться от брака, он порицает… С одной стороны, Иоанн пишет: «…я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его». С другой стороны, он сравнивает брак с рабством, причем «рабу часто можно бывает получить совершенную свободу, если он будет в состоянии, собрав довольно серебра, внести за себя плату господину; а муж, хотя бы имел жену несноснейшую из всех, обязан переносить рабство и никак не может найти освобождения от него и выхода из этого подчинения»…

Златоуст со свойственным ему красноречием описывает все те унижения и лишения, которым порой подвергается в браке скромная и богобоязненная жена. Тем не менее он считает, что «однажды связанному (браком) не следует разрывать его, ибо это влечет за собою много скорбей». Казалось бы, обилие скорбей не должно пугать истинную христианку, но нет – развод с мужем жене не дозволен. Взамен добродетельная христианка получает ценный совет: «У тебя есть другая возможность избавиться и освободиться. Какая же? Ожидай его смерти».

Златоуст твердо стоит на страже нравственности. «Для чего и браки, – пишет он, – когда мужья стали бы безразлично пользоваться женами друг друга и все просто смешивались бы со всеми?» Он беспокоится, что в таком случае между супругами «исчезло бы… взаимное расположение». Впрочем, говоря о взаимном расположении, Иоанн, безусловно, имеет в виду расположение чисто духовное. Что же касается физического благорасположения супругов, то оно также понимается Златоустом, с точки зрения авторов настоящей книги, несколько противоречиво. Дозволяя плотское соединение супругов, Иоанн тем не менее пишет: «Наслаждаться совершенно не дозволяется».

Однако, что бы ни писал Иоанн Златоуст, на территории Римской империи, хотя в ней и победило христианство, вопросы разводов и браков пока регулировались римским правом. Одни императоры вводили какие-то ограничения на развод, другие – отменяли их, но в целом разводы были, как правило, разрешены.

Из книги Писатель и самоубийство автора Акунин Борис

Из книги История культуры автора Дорохова М А

50. Христианство Появилось в I в. н. э. среди евреев Палестины. Уже в IV в. стало государственной религией Римской империи. В 988–989 гг. произошло Крещение Руси под влиянием Византии, а к XIII в. христианство стало государственной религией во всех странах Европы.Христианство

Из книги Писатель и самоубийство. Часть 1 автора Акунин Борис

Христианство О, если б ты, моя тугая плоть, Могла растаять, сгинуть, испариться! О, если бы Предвечный не занес В грехи самоубийство! Боже! Боже! Вильям Шекспир. «Гамлет» Я уже писал в историческом очерке, что христианская церковь сформировала безоговорочно негативное