Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни Проект программы. "программа подготовки воспитанников интернатного учреждения к самостоятельной жизни" Подготовка приемного ребенка к самостоятельной жизни

1. Существует противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и отсутствием единого государственного документа (стандарта), определяющего объем знаний и умений, необходимых выпускникам детских домов для успешной социальной адаптации. 2. На современном этапе развития общества выдвигаются новые требования к развитию личности, ее самоопределению. В приоритеты выходит социальная компетентность. 3. Контингент воспитанников детского дома представляет собой особую категорию детей, испытавших на себе влияние травмирующих факторов, что способствовало деформации их психического и, в некоторых случаях, физического развития. 4. Условия вне семейного воспитания не являются естественными и влекут за собой искажение представлений о реалиях жизни, что существенно затрудняет социализацию воспитанников. Актуальность


Предполагает обеспечение преемственности, системности, взаимосвязи, а так же целостности процесса воспитания и развития детей в условиях детского дома; является основой для организации работы службы развития и воспитания детского дома; Позволяет дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни, подобрать оптимальные условия для реализации целей и выполнения миссии детского дома. Назначение Программы


1.Требования, предъявляемые государством и обществом к современному самостоятельному человеку. 2. Проблемы социализации выпускников детского дома. Анализ причин, затрудняющих интеграцию в общество выпускников детского дома. 3. Особенности контингента воспитанников детского дома. 4. Цели и задачи подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. 5. Направления подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Разделы программы. 6. Ожидаемый результат подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. 7. Мониторинг эффективности деятельности по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни. Структура Программы


«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»,- сказано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Социальный заказ


1. Отсутствие жилья, неспособность сохранить имеющееся жилье. 2. Проблемы в трудоустройстве, связанные с низким уровнем профессионального образования, невостребованностью полученной профессии на рынке тру-да. 3. Отсутствие активной экономической позиции, ориентация на государственное обеспечение (получение пособий). 4. Трудности в установлении новых социальных контактов, отчуждение. 5. Трудности включения в трудовой коллектив (конфликты на рабочем месте, не соблюдение правил трудового распорядка, несамостоятельность). 6. Повышенная внушаемость, некритическая доверчивость, подверженность манипулятивным психологическим воздействиям, в результате чего выпускники становятся жертвами обмана, попадают в асоциальные группы, совершают правонарушения. 7. Неудачи в создании собственной семьи, связанные с личностной незрелостью, отсутствием опыта проживания в семье. 8. Склонность к формированию аддиктивных форм поведения. Проблемы социализации выпускников детского дома


1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер; 2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; 3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни; 4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями. Трудности социализации детей- сирот


Уровень когнитивного развития воспитанников недостаточный для успешного освоения ими образовательных программ, обучаемость детей снижена. Для многих воспитанников характерно недостаточное развитие эмоционально- волевой сферы, волевой регуляция своего поведения и настроения. Характерными особенностями личности воспитанников является не-адекватная самооценка, неспособности оценивать свои личностные качества, недостаточно высокий общий уровень принятия себя, уверенности в себе, тревожность. Нарушения в сфере общения, проявляющиеся в неготовности устанавливать продуктивные контакты, агрессивности, неадекватных формах поведения в конфликтных ситуациях. Отсутствие стремления к независимости, пассивность, низкий уровень готовности к выбору своего места в жизни. Выпускники детского дома чувствуют себя недостаточно готовыми к самостоятельной жизни. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детского дома, сформированности социальных ценностей. Особенности воспитанников детского дома


Цель Программы - создать условия для развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и успешной интеграции в общество после выпуска из детского дома. Задачи: 1. Создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников. 2. Обеспечение реализации Программ, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. 3. Расширение социального пространства воспитанников. Цели и задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни




Принцип «замещающей семьи»; Позиция воспитателя; Отношения в группе; Учет возрастных интересов, удовлетворение потребностей воспитанников; Организация деятельности с учетом основных мотивов в каждом возрастном периоде. Организация жизнедеятельности воспитанников




Обучение детей в различных образовательных учреждениях, посещение кружков вне стен детского дома, посещение гостевых и родственных семей; участие детского дома в различных мероприятиях (городских, областных, школьных и пр.). контакты с социумом через установление отношений с социальными партнерами. Открытая среда воспитательной системы


Модель выпускника Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни Социальные роли Компетентность Я – гражданин (Я - в обществе) Компетентность в сфере социально-правовых отношений Я – работник (Я в трудовой жизни) Компетентность в сфере трудовых и профессиональных отношений Я – хозяин (Я – дома)Компетентность в социально-бытовой сфере Я – семьянин (Я в семье)Компетентность в сфере семейных отношений Я – творец (Я - в свободное время)Компетентность в досуговой сфере Я – личность (Я отвечаю за себя)Личностная компетентность Я – здоров (Я отвечаю за свое здоровье) Культура здорового образа жизни Я - общаюсь (Я - в мире людей)Коммуникативная компетентность


1. Программа социализации воспитанников дошкольного возраста в условиях детского дома; 2. Программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни «Ступени» (для воспитанников школьного и старшего возраста). Программы, направленные на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни


Ступени освоения программы, основанные на возрастной периодизации: 1 ступень – младший школьный возраст – 7-10 лет; 2 ступень – средний школьный возраст – лет; 3 ступень – подростковый возраст – 15 – 17 лет. Программа «Ступени»


Направление подготовки Формы организации подготовки Режим подготовки Социально-трудовая подготовка и профориентация Занятия по Программе социально-трудовой подготовки воспитанников детского дома 1 занятие в неделю Клуб «Хозяюшка»1 занятие в неделю Клуб выпускников 1 занятие в месяц Режимные моменты (дежурство, санитарно-гигиенические процедуры) По режиму дня Общественно-полезный руд (генеральные уборки, сельскохозяйственный труд) 1 раз в неделю Программа «Наш дом»В период каникул Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни Занятия по Программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 1 занятие в неделю Клуб любителей игры 1 занятие в месяц Туристический клуб «Путник»По плану Режимные моменты (зарядка, организованные прогулки)По режиму Социально-нравственная подготовка Занятия по Программе духовно-нравственного воспитания личности гражданина 1 занятие в неделю Клуб «Вологжанин»1 занятие в месяц Клуб «Читай-ка»2 раза в месяц Клуб общения 2 раза в месяц Художественно-эстетическое развитие Занятия по Программе музыкального воспитания детей и подростков в условиях детского дома По расписанию занятий Занятия по Программе «Ручной труд»По расписанию занятий Направления подготовки воспитанников к самостоятельной жизни


Программа социально-трудовой подготовки воспитанников детского дома; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; Программа духовно-нравственного воспитания; Программа музыкального воспитания детей и подростков в условиях детского дома; Программа «Ручной труд». Содержание программ, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни


Регламентированные Виды деятельности детей регламент Занятия (воспитательные часы), как специально организованная форма обучения Календарно-тематическое планирование Инструктивно-практические занятия Режим дня Коллективные творческие дела Календарь событий детского дома Дополнительное образование Сетка занятости воспитанников нерегламентированные Взаимодействие с социумом Занятия по интересам Групповые дела Свободное время Формы организации воспитанников




Месяц Праздники концерты Тематические недели Конкурсы в детском доме Городские акции, проекты Конкурсы, фестивали Собрания воспитанников сентябрь До свидания, лето! Уют и порядок в группе-семье. «Цветущий город». Конкурс цветочных композиций и букетов. «Рубцовская осень». «Святые земли Вологодской». 1. Итоги летнего отдыха, 2. Правила проживания в детском доме, 3. Планирование на год. октябрь День Учителя. Концерты к дню пожилого человека. Неделя малой Родины. Цветник в группе.Кросс нации. Общегородской субботник. «Вологодские дворики». Ферапонтовские чтения. 1. Итоги учебной деятельности, 2. Итоги конкурсов. ноябрь Неделя Книги.Оформление читательских уголков. «Вологда – здоровый город». «Веселые дети» Мини-футбол. декабрь Новогодняя шоу- программа. Новогоднее оформление групп. «Новогодняя игрушка для центральной елки» «Букет зимы суровой». «Подарок Деду Морозу». 1. Итоги учебной деятельности 3. План на зимние каникулы. январь Неделя здоровья и спорта. На самую здоровую группу. Лыжня России. «Школа выживания» «Рождество Христово – вечной жизни свет» февраль День защитника Отечества. Конкурс бережливых. «Подарок солдату»«Дорога без опасности». «Моя семья» март 8 Марта. День рождения детского дома. Неделя профориентации. Портфолио группы. «Азимут надежды»Малые Димитриевские чтения. «Азимут надежды» 1. Итоги учебной деятельности 2. Итоги конкурсов. апрель Неделя права Проекты «Цветущее чудо» у детского дома. Двухмесячник по благоустройству территории. «Покровские встречи». «Природа и творчество». май Поздравление ветеранов. Выездные концерты. Самый красивый участок на территории детского дома «Подарок ветерану» «Цветущий город» Славные сыны и дочери государства Российского 1. Итоги учебной деятельности за год. 2. Итоги конкурсов. 3. План летнего отдыха июнь День выпускника. «Наш зеленый дом». «Город детства» Календарь событий детского дома


Направления социального партнерства: 1. Обучение воспитанников в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования. 2. Проведение совместных занятий в клубах по интересам. 3. Обеспечение условий для развития воспитанников: использование возможностей учреждений культуры, физкультурно-оздоровительных учреждений. 4. Обеспечение условий для оздоровления, отдыха и занятости воспитанников в каникулярный период. 5. Обеспечение дополнительной подготовки воспитанников к итоговой аттестации. 6. Обеспечение дополнительных условий для самоопределения и самореализации воспитанников. 7. обеспечение дополнительных условий для профессиональных проб воспитанников. 8. Профилактика правонарушений воспитанников. 9. Информационное обеспечение деятельности детского дома. Расширение социального пространства воспитанников


Мониторинг уровня образовательной подготовки; Мониторинг сформированности учебных навыков; Мониторинг здоровья и уровня культуры ЗОЖ; Мониторинг развития личности воспитанников; Мониторинг социальной адаптации воспитанников; Мониторинг готовности к самостоятельной жизни; Мониторинг развития группы. Оценка эффективности Программы

  1. Организация воспитательной работы
  2. Модель путей осуществления поставленной цели.
  3. Критерии готовности детей к взрослой жизни

Введение.

Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю. Социальные потрясения XX века стали причиной возникновения нового явления, получившего название социального сиротства. Социальные сироты -дети до 18 лет, оказавшиеся без попечения родителей в силу того, что родители были лишены родительских прав, находятся в заключении, страдают тяжелыми, в том числе психическими, заболеваниями вследствие наркомании, алкоголизма или по другим причинам.

По данным МВД России, в стране 2,5 миллионов детей-беспризорников, 700 тысяч инвалидов, 14 миллионов детей, у которых только один родитель, как правило, мать; растет число детей, рожденных вне брака.

90% воспитанников детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами.

Семья как институт естественной биологической и социальной защиты ребёнка, выступает источником и опосредующим звеном передачи ребёнку жизненного опыта. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни маленького человека, которая оставляет глубокий след в его душе и коренным образом меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру.

Для тех, кто провёл свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов и школ-интернатов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её. Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью . Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей . Объясняется это тем, что в учреждении позиция ребенка-сироты носила в значительной мере «объектный» характер, о нем заботились, его обеспечивали всем необходимым . При выходе из учреждения характер позиции этого же ребенка нормативно становится «субъектным» . Он сам должен обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности . Иначе говоря, выпускнику детского дома фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство, поскольку отсутствуют преемственность, опыт для подражания . Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру .

В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи :

  1. перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;
  2. выстроить границы своего нового жизненного пространства .

Анализ проблем выпускников детских домов показывает, что они являются следствием тех недостатков, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений . Это иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах; трудности в общении там, где оно свободно, произвольно, где требуется строить отношения; инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы; перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения и пр .

Каковы факторы, препятствующие успешной социализации воспитанников детских домов? Это неопределенность их социального статуса . Дети-сироты лишены семьи, а после ухода из детского дома они лишаются и «принадлежности» к своему учреждению . Большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья и психического развития . Отставание в физическом и интеллектуальном развитии этих детей нередко осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении .

Особенности психического развития , по мнению многих специалистов, особенности психического развития воспитанников детских домов, особенно в подростковом возрасте, проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми . Искажения в общении со взрослыми лишают детей-сирот важного для их психологического благополучия переживания своей значимости и ценности для других и одновременно переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к нему. Большое значение для формирования личности воспитанников детского дома имеют стремления, желания, надежды, т . е . отношение к своему будущему . Однако, как показывает практика, для них характерно жить сегодняшним днем, важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное будущее . Если же перспективные планы и намечаются, то они не заполнены реальным содержанием . Неуверенность в себе, низкая самооценка приводят к тому, что подростки – воспитанники детских домов не ориентированы на совершенствование своего образовательного уровня, на приобретение профессии, зачастую не знают, что для этого необходимо делать . Они рассчитывают на общество, государство и других попечителей . В результате у выпускников детских домов формируются боязнь внешнего мира, недоверие к нему . Чтобы молодой человек успешно вошел в жизнь, он должен знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь соответствующие навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир.

Вопросы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни давно привлекали внимание общества. Вокруг этой проблемы сталкивались различные точки зрения, философские концепции, моральные и религиозные принципы. Однако она до сих пор остаётся недостаточно решенной даже в рамках школьного воспитания и обучения.

Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками детских домов учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни. Недостаточно полно раскрыт механизм данного процесса, разработаны условия, формы и методы педагогического воздействия на процесс подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. Имеющиеся в этом направлении работы не предполагают изменения структуры данных учреждений, преодоления их специфической изолированности от окружающей социальной среды. Выше изложенное позволяет констатировать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к подготовке подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни, с одной стороны, консерватизмом и инертностью системы социально-педагогических учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы, механизмов реализации педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, с другой стороны.

На основании выявленных противоречий, путей и способов их разрешения определена следующая цель.

Цель: создание условий для подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме.

Эффективность подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме будет успешной при соблюдении следующих условий:

  1. создание специально организованной социально-педагогической среды в семейно-родственных группах;
  2. осуществлени медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития;
  3. внедрение разнообразных форм и методов совместной деятельности, направленной на формирование родственных взаимоотношений;
  4. формирование правильного представления о семье, ее функциях и взаимоотношениях в семье.

Задачи:

  1. Развивать различные формы устройства детей в семьи (приёмная, гостевая, опека, попечительство)
  2. Попытаться восстановить, либо компенсировать утраченные семейные связи.
  3. Укреплять родственные взаимоотношения, как основу для привития навыков самостоятельной семейной жизни.
  4. Готовить воспитанников к самостоятельной жизни, созданию в будущем своей благополучной семьи.
  5. Создавать условия для подготовки воспитанников к трудовой деятельности. Организовывать профориентационную работу.
  6. Выявить особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Разработать модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома.
  8. Обосновать и раскрыть роль семейно-родственных групп как эффективной среды в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.
  9. Выявить содержание, формы и виды совместной деятельности в формировании родственных взаимоотношений.

Методы для решения поставленных задач:

  1. теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме,
  2. изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта;
  3. опытно-экспериментальная работа,
  4. эмпирические методы, (беседы, наблюдение, анкетирование, сочинение, тестирование, методы диагностики, прогнозирование, моделирование ситуации, анализ педагогического опыта, продуктов деятельности,).

Способы решения поставленных задач.

  1. коррекционный. Основными задачами являются: корректировка показателей моделей деятельности участников воспитательного процесса; внесение изменений: в коммуникативные процессы, в инструкции и методики, в программу дополнительного социального воспитания в детском доме.
  2. конструктивно-организационный : создание личностных и коллективных условий воспитания социальной компетентности у воспитанников и повышения профессионального мастерства воспитателей (изменение режима дня, регламента воспитательного процесса, отработка взаимосвязей со школами и другими учреждениями социальной инфраструктуры, проведение мероприятий по оптимизации воспитательного процесса, дополнительных исследований проблем, сдерживающих процесс воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома и т.д.)
  3. итогово-диагностический . В задачи которого входит анализ тенденций изменения квалиметрических показателей, заложенных в модели деятельности участников воспитательного процесса; определение эффективности предыдущего этапа: экспертный анализ; анализ развития групповых процессов на основе индивидуальных показателей воспитанников; анализ на основе показателей модели социально-компетентной деятельности выпускника; педагогический анализ.

Показателем эффективности осуществления воспитания социальной компетентности у воспитанников детского дома является увеличение числа детей, имеющих оптимальный уровень социальной компетентности. Положительная динамика изменения результатов свидетельствует о конструктивном влиянии реализации предложенной нами педагогической технологии на процесс адаптации подростков к взрослой жизни, на формирование их нравственно-моральных качеств.

Организация воспитательной работы должна идти поэтапно:

Первый этап - изучение и анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы, накопление эмпирического материала; определение цели обобщение полученного материала; разработка методики опытно-экспериментального исследования; приведение в систему идей развития готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни.

Второй этап - опытно-экспериментальная работа по выявлению и апробации организационно-педагогических условий адаптации воспитанников к условиям семейно-родственных групп; разработка и внедрение новых программы; модели создания службы сопровождения развития воспитанников детского дома.

Третий этап - анализ, оценка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка выводов.

Для решения поэтапно данной проблемы необходимо:

1. медико-социально-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника детского дома в процессе развития готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

2. Уточнить понятие «семейно-родственные группы» как группы детей-родственников, объединенных из нескольких семей и проживающих совместно, связанных общностью быта и взаимной помощью;

3. Выявить и охарактеризовать основные составляющие понятия готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни: когнитивная, потребностно-мотивационная, эмоциональная и деятельностно- практическая;

4. Определить условия среды и средства воспитания, влияющие на формирование готовности к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

Социальная адаптация – важнейший фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников.

Одним из ведущих направлений в работе нашего детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Сегодня особенно важно не только показать и помочь выпускнику в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, активность и предприимчивость, умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы.

Известно, что большинство выпускников детских учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться с взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Наш детский дом работает над проблемой социально-трудовой адаптации воспитанников. Основные задачи, стоящие перед коллективом детского дома в процессе этой работы – это социальная адаптация воспитанников, восстановление их социального статуса, утраченных, либо невоспитанных социальных навыков, подготовка к самоопределению и полноценной жизни, подготовка выпускников к организации и ведению быта, воспитание граждан России.

Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни возможен при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы воздействия на воспитанников, складывающейся из нескольких звеньев: воспитательные мероприятия, трудовые занятия, кружковая работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Воспитатели детского дома и инструктора по труду в повседневной жизни и на специальных занятиях формируют у детей необходимые навыки самообслуживания: учат их умению приготовить пищу, ухаживать за обувью, одеждой, соблюдение личной гигиены и внешнего вида, ведению домашнего хозяйства. Дети полностью осуществляют уборку своих комнат, заботятся о создании уюта, с помощью взрослых по-своему оформляют интерьер. В каждой группе проводятся уроки этикета. Начиная, с 3-х летнего возраста, дети учатся вести себя за столом, в гостях, на улице, встречать гостей.

В более старшем возрасте, знакомятся с правилами пользования магазином, учатся самостоятельно делать покупки.

При поездках на рынок в сопровождении воспитателя дети сами выбирают себе

одежду.

Трудовое воспитание начинается с дошкольного возраста. Каждый ребенок имеет поручение: поливает цветы, протирает пыль, моет пол, расставляет книги, пользуется бытовой техникой. В швейной мастерской (в основном девочки, начиная с 9-летнего возраста) учатся штопать, гладить, пришивать пуговицы, класть заплаты, работать на швейных машинах.

В столярной мастерской мальчики своими руками заготавливают черенки к садово-огородным инструментам, разделочные доски для кухни, сувениры. Под руководством инструктора дети осуществляют мелкий ремонт мебели в группах.

С мая нынешнего года дети принимали непосредственное участие в выращивании гусят в детском доме. В порядке очередности они за ними ухаживали: кормили, пасли их, сопровождали на реку и обратно. Ежегодно с 1-го июня у нас работает лагерь труда и отдыха, где воспитанники работают на огороде, трудятся на ремонте своих квартир. Регулярно проводятся дни по благоустройству дома и территории детского дома.

Мы учим детей быть экономными, рассчитывать свой бюджет, даем основы экономических знаний. Они регулярно получают средства на карманные расходы. С детьми 7-9 классов проводятся занятия «Основы домашней экономики».

Одной из важнейших задач нашей работы при подготовке детей к самостоятельной жизни является социально-правовая защита детей. Наша цель – помочь детям подготовиться к жизни в обществе, принимать законы, нормы общежития.

С этой целью с учащимися 8-9 классов у нас проводятся занятия «Уроки правовых знаний», на которых знакомим детей с их правами и льготами, которые государство им представило при выборе жизненного пути. Воспитанники, особенно будущие выпускники 9-11 классов должны твердо запомнить наличие у каждого из них статьи о закреплении ими предоставления жилой площади, а также ориентируем их на то, в какие учреждения им необходимо обратиться в каждом отдельном случае за помощью. Задолго до входа из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного типа заявлений.

Из цикла бесед «Ты и закон» выпускники получают необходимые для них знания о норме права и юридической ответственности за правонарушения, о правах человека и гражданина, о праве собственности, трудовом праве, уголовном праве, уголовном праве и преступлении. Дети знакомятся с юридическими документами, помогающими им в будущем защищать свои права. Каждый из детей знает свои права на жилую площадь, получают пенсии.

Акцент в профориентационной работе Красивского детского дома делятся на возможность быстрого достижения экономической самостоятельности через выбранную профессию. Для достижения этой цели в детском доме согласно возрасту детей проводятся беседы, лекции, встречи, экскурсии. Например, такие темы бесед, как «Поговорим о выборе профессии», «Вступая во взрослую жизнь», «Кем быть, каким быть» и т. д. Проводится анкетирование «Выбор профессии. Цель в жизни». По желанию детей проводим экскурсии – посещение тех профессиональных училищ, куда они хотят пойти учиться.

Мы поддерживаем тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности бывших воспитанников. Особое внимание уделяется контролю над соблюдением охранных законодательных и нормативных документов в отношении выпускников детского дома и оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. И к нам обращаются бывшие воспитанники. В основном, конечно, с просьбой о помощи в получении жилья, и, несмотря на сроки, прошедшие со дня выпуска, мы помогаем им, оказываем посильную помощь и следим за их дальнейшей судьбой.

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны осваивать больший объем содержания социальной адаптации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни: не рассчитывая на поддержку родителей, они должны уметь использовать внутренние ресурсы, творчески реализовывать жизненные планы. И помочь им в этом можем мы, взрослые, педагоги.


Энговатова

Семья как институт естественной биологической и социальной защиты ребёнка, выступает источником и опосредующим звеном передачи ребёнку жизненного опыта. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни маленького человека, которая оставляет глубокий след в его душе и коренным образом меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру.

Для тех, кто провёл свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. В тоже время они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель» приводит к смещению ценностных ориентацией детей-сирот, осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов. Выпускники детских домов и школ-интернатов нередко оказываются неспособными не только создать благополучную семью, но и сохранить её.

Вопросы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни давно привлекали внимание общества. Вокруг этой проблемы сталкивались различные точки зрения, философские концепции, моральные и религиозные принципы. Однако она до сих пор остаётся недостаточно решенной даже в рамках школьного воспитания и обучения.

Последствия отсутствия системной работы в этой сфере демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте - матери из числа детей-сирот. В связи с этим подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается.

Многие авторы жизни (А.Н.Ганичева, И.А.Горчакова, О.Л.Зверева, Т.А.Куликова, А.М.Прихожан), различным аспектам социального сиротства (Л.А.Байбородова, И.Ф.Дементьева, И.В.Дубровина, Г.М.Иващенко, М.М.Плоткин, Е.Е.Чепурных).сходятся во мнении, что подготовка к самостоятельной семейной жизни естественным путём идёт в семье. Внимание исследователей, в основном, направлено на решение таких вопросов, как: кому отдать предпочтение в воспитании будущего семьянина - семье или школе, и как в рамках школы готовить будущего семьянина. Проблеме подготовки к самостоятельной семейной жизни детей, лишенных родительского попечительства и воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, в педагогике внимание практически не уделялось. Лишь в работах И.В.Дубровиной, В.С.Мухиной, А.М.Прихожан,

Т.Н.Счастной, Н.Н.Толстых прямо или косвенно анализируются проблемы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и даются рекомендации. В последние годы над этой проблемой продолжают работать Г.В.Семья, Н.Ф.Плясов, Г.И.Плясова.

Однако следует отметить, что в настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в более глубоком и детальном исследовании подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни. На наш взгляд, недостаточно полно раскрыт механизм данного процесса, разработаны условия, формы и методы педагогического воздействия на процесс подготовки воспитанников к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. Имеющиеся в этом направлении работы не предполагают изменения структуры данных учреждений, преодоления их специфической изолированности от окружающей социальной среды. Выше изложенное позволяет констатировать, что в современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к подготовке подрастающего поколения к будущей самостоятельной жизни, с одной стороны, консерватизмом и инертностью системы социально-педагогических учреждений для детей-сирот, недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы, механизмов реализации педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, с другой стороны.

На основании выявленных противоречий и нашей исследовательской установки на поиск новых путей и способов их разрешения определена проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в закрытой социально-педагогической системе.

Цель исследования состоит в выявлении и экспериментальном обосновании организационно-педагогических условий подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме.

Объект исследования - процесс воспитания детей-сирот в условиях детского дома.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме.

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что эффективность подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в детском доме будет успешной при соблюдении следующих условий: создание специально организованной социально-педагогической среды в семейно-родственных группах; осуществление медико – социально - психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития; внедрение разнообразных форм совместной деятельности братьев и сестёр, направленной на формирование родственных взаимоотношений; формирование правильного представления о семье, ее функциях и взаимоотношениях в семье.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Разработать модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома.

3. Обосновать и раскрыть роль семейно-родственных групп как эффективной среды в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

4. Выявить содержание, формы и виды совместной деятельности братьев и сестёр в формировании родственных взаимоотношений.

Организация исследования:

Первый этап - изучение и анализ философской, социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; накопление эмпирического материала; определение цели, объекта предмета, гипотезы и задачи исследования; обобщение полученного материала; приведение в систему идей развития готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни.

Второй этап - опытно-экспериментальная работа по выявлению и апробации организационно-педагогических условий адаптации воспитанников к условиям семейно-родственных групп; разработка и внедрение программы «Семья»; модели создания службы сопровождения развития воспитанников детского дома.

Третий этап - анализ, оценка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка выводов, оформление результатов исследования.

Новизна исследования заключается в следующем: - теоретически разработаны и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях семейно-родственных групп детского дома, проявляющиеся в совместном проживании братьев и сестер малыми семьями в отдельных помещениях-квартирах, максимально приближенных к домашним, постоянный состав воспитателей, наличие психологической службы, развивающей предметно-игровая среды, наполненной предметами домашнего быта;

Обоснована роль семейно-родственной группы для совместного проживания братьев и сестер в условиях детского дома как эффективной среды в процессе подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, которая служит формированию и укреплению родственных чувств и привязанности, мягкой адаптации к новым условиям;

Выявлены содержание, формы и виды совместной деятельности братьев и сестёр в формировании родственных взаимоотношений (трудовая, игровая, учебная, досуговая, спортивная, общественная и другие виды деятельности), в основе которой единое жизненное пространство, единые правила и требования, традиции, выработанные этой семьей;

Раскрыта сущность и содержание этапов медико-социально-психолого-педагогического сопровождения развития воспитанника, как специально организованной службы помощи и поддержки детей-сирот в подготовке к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома и направленной на обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации, компенсации и развития воспитанников, диагностику особенностей психического развития, обусловленную особыми условиями воспитания.

Теоретическая значимость исследования:

1. Теоретически обоснована необходимость медико-социально-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника детского дома в процессе развития готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

2. Уточнено понятие «семейно-родственные группы» как группы детей-родственников, объединенных из нескольких семей и проживающих совместно, связанных общностью быта и взаимной помощью;

3. Выявлены и охарактеризованы основные составляющие понятия готовности воспитанников к самостоятельной семейной жизни: когнитивная, потребностно-мотивационная, эмоциональная и деятельностно-практическая;

4. Определены условия среды и средства воспитания, влияющие на формирование готовности к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная в нем модель службы комплексного сопровождения развития воспитанников, апробированная в детском доме, а также разработанная система организационно-педагогического обеспечения процесса подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни, включающая комплексную программу «Семья», целевые авторские программы процесса подготовки воспитанников к будущему могут быть широко использованы в системе социально-педагогических учреждений. Результаты исследования вносят определенный вклад в развитие социальной педагогики: разработаны авторские программы по психолого-педагогической поддержке детей-сирот «Защити меня», а также программа «Здоровье». Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены опорой на теоретические положения философии, педагогики и психологии; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных объекту, целям и задачам исследования; этапным характером, результатами опытно-экспериментальной работы и личным участием диссертанта в разработке готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома:

1. Организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома: организация социально - педагогической среды в условиях семейно-родственных групп; осуществление медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников на каждом этапе развития; внедрение совместной деятельности братьев и сестёр, направленной на формирование родственных взаимоотношений; формирование правильного представления о семье как о культурной ценности.

2. Модель службы сопровождения развития воспитанников в условиях детского дома, содержащая цель, задачи, критерии деятельности, кадровое и методическое обеспечение.

Совершенно очевидно, что тех средств, влияния на детей, которыми обладает семья, лишена обстановка специализированного детского учреждения.

В детском доме сложилась особая структура детского коллектива - семейно-родственная группа, состоящая из нескольких семей, генетически являющимися братьями и сестрами.

Жизнь в небольшом по количеству детей детском доме положительно сказывается на развитие ребенка, улучшает его психический тонус, позволяет педагогам лучше его понять, приблизиться к его проблемам, своевременно помочь, поддержать его, обеспечить наиболее мягкую адаптацию к новым условиям.

Наиболее приемлемые условия для воспитания и проживания детей» родственников - это условия, максимально приближенные к домашним, именно поэтому специалисты детского дома руководствуются следующими требованиями к условиям жизнедеятельности:

Развивающая предметно-игровая и природная среда;

Семейно-родственные группы - наиболее эффективная среда в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.

Группы воспитанников сформированы с учетом родственных связей по принципу дружеской привязанности, психологической совместимости, состояния здоровья.

Важнейшая задача коллектива детского дома - не только дать кров ребенку, одеть, обуть и накормить его, а попытаться, прежде всего, восстановить, либо компенсировать утраченные им семейные связи. Необходимо также помочь восстановить коммуникативные связи детей, без чего сложно достигнуть восстановления и других видов деятельности - трудовой, познавательной, игровой, ибо общение присутствует в каждом из них.

Вся система отношений к ребенку должна подчеркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. Это имеет многоликое проявление.

Необходимость выполнения главной задачи - укрепления родственных взаимоотношений и подготовки детей к самостоятельной семейной жизни -привела к разработке программы «Семья». Цель программы: подготовка воспитанников к семейной жизни. Программа нацеливает на решение многих задач, включает в себя разнообразные методы, приемы и формы работы с воспитанниками.

Руководствуясь основной задачей формирования родственных взаимоотношений, как часть подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, педагогический коллектив детского дома использует все формы и виды совместной деятельности детей-родственников: трудовую, игровую, учебную, досуговую, спортивную, общественную, а также добрые традиции, рациональный режим дня, организацию самоуправления.

Содержание совместной деятельности детей-родственников отражает положительные отношения членов семьи, а формы организации направлены на развитие взаимоотношений от индивидуальных (младший и старший ребенок) к групповым и коллективным (семейные объединения). Общие интересы объединяют братьев и сестер, сплачивают и укрепляют их отношения, создают эмоциональный комфорт, атмосферу доверия и чувства взаимоценности, что так необходимо для совместного проживания.

Анализ данных экспериментальной работы позволил сделать вывод: программа воспитательной деятельности детского дома, основанная на совместном проживании детей-родственников, стала обеспечивать более высокий уровень социализации личности, который характеризуется ярко выраженной направленностью на многостороннее развитие личности воспитанника в различных сферах жизнедеятельности.

В ходе обследования применялись следующие методы научно-практического исследования: включенное наблюдение, анкетирование, моделирование, беседы, сочинения, ранжирование, создание воспитывающих ситуаций и др.

С воспитанниками детского дома было проведено исследование на предмет изучения:

Представления детей о семье;

Значимых потребностей и тревог;

Привязанности между братьями и сестрами;

Преобладающего эмоционального состояния;

Самооценки детей 10-12 лет на умение решать простейшие жизненные задачи;

Социальной адаптации;

Социального статуса;

Склонности к асоциальному поведению (побегам, бродяжничеству, кражам);

Уровня воспитанности.

Проведённый констатирующий эксперимент показал результаты низкой готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни:

Ограниченные представления детей о семье, о полоролевых отношениях в семье, функциях членов семьи;

Слабые привязанности между детьми -родственниками;

Низкая самооценка воспитанников в решении простейших жизненных задач;

Повышенный уровень состояния правонарушений среди воспитанников;

Низкий уровень воспитанности;

Неблагополучное состояние эмоциональных связей в межличностных отношениях детей;

Низкий уровень социальной адаптации к новым жизненным условиям воспитанников;

Неблагополучное эмоциональное состояние вновь поступивших детей (тревожность, страхи, агрессия и т.д.).

Для более углублённого изучения уровня подготовки к самостоятельной семейной жизни воспитанников детского дома был проведён констатирующий эксперимент, в процессе которого была проведена комплексная диагностика воспитанников, направленная на изучение их личностных проявлений, в частности, уровня социальной адаптации, позволяющая выявить их готовность к будущей семейной жизни.

В результате многолетней работы коллектива детского дома в подготовке воспитанников к самостоятельной семейной жизни стала наблюдаться положительная динамика.

В ходе эксперимента была проведена промежуточная и заключительная диагностика, которая показала следующие результаты:

Значительно расширились представления детей о семье, её функциях;

Улучшились отношения между детьми-родственниками и взрослыми;

Повысился уровень воспитанности детей-сирот;

Повысилась самооценка воспитанников в решении простейших жизненных задач;

Важным этапом в решении проблем была проведенная психокоррекционная и воспитательная работа. Результаты диагностических ^ исследований помогли определить направления работы с детьми.

Это разнообразные формы и виды коррекционной работы, направленные на снятие страхов и повышении уверенности в себе, на снятие агрессии и ослабление негативных эмоций, на развитие умения чувствовать настроения других и сопереживать окружающим, на развитие положительных эмоций и снятие психоэмоционального напряжения детей, на развитие социально адаптированного поведения, формирование положительных представлений о семье, на укрепление родственных взаимоотношений между братьями и сестрами.

Итогом всей проведенной опытно-экспериментальной работы стало значительное повышение уровня результативности работы детского дома по всем направлениям.

Заключение.

Проблема подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома настолько актуальна, что в объеме одного исследования не представляется возможным осветить все её стороны. Исходя из этого в работе мы выделили наиболее существенные актуальные вопросы данной проблемы и попытались раскрыть те из них, которые, на наш взгляд, наименее рассмотрены в современной педагогической науке. Сформированы основные результаты исследования, целью которого являлось выявление и экспериментальное обоснование организационно-педагогических условий в семейно-родственных группах детского дома.

Проведенные исследования позволили сделать следующий вывод о том, что ухудшение условий жизни общества привели к усилению кризисных явлений в семье и способствовали формированию негативных тенденций, в том числе и к резкому росту социальной дезадаптации детей. В сиротские учреждения из семей обычно поступают дети, уже давно лишенные родительского тепла. Все это оборачивается тяжелыми последствиями для его психического и физического развития.

Ребёнок-сирота требует специфических методов организации воспитательного процесса. Основной идеей воспитания является создание условий для становления такой личности, которая в процессе своего развития приобретает способность самостоятельно строить свой вариант жизни достойного человека.

Существующая система воспитательного процесса в сиротских учреждениях имеет определённые недостатки. Учреждение, призванное выполнять функцию замены семьи для несовершеннолетнего ребёнка, не всегда в полном объёме с нею справляется. Прежде всего, это заключается в гиперопеке ребёнка в стенах учреждения. За него многое решается и делается взрослыми. Строгий режим дня, постоянный контроль над действиями ребёнка, приготовление пищи, выдача вещей - всё это является причиной отсутствия у ребёнка инициативы, поисковых форм поведения, ответственности и самостоятельности, а, самое главное, не формирует социальную готовность ребёнка к самостоятельной жизни.

В ходе изучения выявлено, что основным путём оказания помощи дезадаптированным детям-сиротам с трудностями в обучении, общении, поведении должен быть путь последовательной социальной интеграции их в нормально развивающуюся среду сверстников. Большая роль в этом процессе принадлежит взаимосвязанной деятельности всех сотрудников детского дома.

Ребёнку-сироте уже на самых ранних этапах онтогенеза требуется индивидуальное социально-психологическое сопровождение его развития, в основе которого должны быть мероприятия по развитию и коррекции психических функций и эмоционально-личностной сферы, социальной адаптации и подготовка к будущей самостоятельной жизни.

В исследовании мы придерживаемся теории В.С.Басюка, как метода определения сопровождения, обеспечивающего создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Анализ сложившейся практики сопровождения позволяет выделить пять основных областей деятельности служб:

Решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;

Решение социально-эмоциональных проблем; преодоление затруднений в учебе;

Помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или в выборе пути дальнейшего профессионального образования и трудоустройства; помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации.

Психологическое сопровождение службы представлено педагогом-психологом; медицинская служба - педиатром, невропатологом, стоматологом, медицинскими сестрами, медицинской сестрой по физиотерапии и массажу; социальная - социальным педагогом; педагогическая - воспитателями, логопедом, дефектологом.

Деятельность службы сопровождения развития воспитанников в детском доме направлена на обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации, компенсации и развития воспитанников, диагностику особенностей психического развития, обусловленную особыми условиями воспитания.

Как показало наше исследование, совершенно очевидно, что тех средств влияния на детей, которыми обладает семья, лишена обстановка специализированного детского учреждения.

Несомненно, что такая организация жизнедеятельности воспитанников, в основе которой семейность, благотворно сказывается на психологическом состоянии детей.

Проживание братьев и сестер ставит перед коллективом детского дома непростую задачу - формирование родственных чувств в подготовке детей к самостоятельной семейной жизни. Все аспекты жизнедеятельности детского дома направлены на решение этой задачи.

В исследовании раскрывается понятие «семейно-родственные группа», как группа детей из нескольких семей, генетически являющимися братьями и сестрами.

Такая группа не является «закрытой», изолированной, дети в свободное время, в период занятий по интересам бывают в других семьях. Это позволяет им найти себе партнера, как по уровню развития, так и по содержанию деятельности, расширяет круг общения детей. С помощью условий, созданных в детском доме, задача педагогов воспитать хорошего человека, семьянина, умеющего в дальнейшем создать свою нормальную семью, способную воспитать своих детей, умеющую ориентироваться в различных жизненных ситуациях, научить ребенка практическим навыкам ведения домашнего хозяйства.

Совместное проживание братьев и сестер в семейно-родственных группах в условиях детского дома - наиболее оптимальная среда для формирования родственных чувств в подготовке детей к самостоятельной семейной жизни. Адаптация воспитанников в новых условиях в значительной мере зависит и от качества человеческих связей и отношений, в которые включается ребенок.

Мы пришли к выводу, что жизнь в небольшом по количеству детей детском доме положительно сказывается на развитие ребенка, улучшает его психический тонус, позволяет педагогам лучше его понять, приблизиться к его проблемам, своевременно помочь, поддержать его, обеспечить наиболее мягкую адаптацию к новым условиям.

В исследовании доказывается, что наиболее приемлемые условия для воспитания и проживания детей-родственников - это условия, максимально приближенные к домашним, именно поэтому специалисты детского дома руководствуются следующими требованиями к условиям жизнедеятельности:

Совместное проживание братьев и сестер;

Постоянство состава воспитателей, его ограниченность;

Наличие психологической службы;

Развивающая предметная и природная среда;

Открытость и взаимодействие с широким социумом.

Важнейшей задачей коллектива детского дома не только дать кров ребенку, одеть, обуть и накормить его, а попытаться, прежде всего, восстановить, либо компенсировать утраченные им семейные связи. Необходимо также помочь восстановить коммуникативные связи детей, без чего сложно достигнуть восстановления и других видов деятельности - трудовой, познавательной, игровой, ибо общение присутствует в каждом из них.

Выполнение главной задачи - укрепление родственных взаимоотношений и подготовки детей к самостоятельной семейной жизни привела нас к необходимости разработки программы «Семья» (1999 г.) Цель программы: подготовка воспитанников к семейной жизни. Программа нацеливает на решение многих задач, включает в себя разнообразные методы, приемы и формы работы с воспитанниками.

Руководствуясь основной задачей формирования родственных взаимоотношений как части подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, педагогический коллектив детского дома использует все формы и виды совместной деятельности детей-родственников (трудовую, игровую, учебную, досуговую, спортивную, общественную), а также добрые традиции, рациональный режим дня, организацию самоуправления.

В ходе обследования нами применялись следующие методы научно -практического исследования: включенное наблюдение, анкетирование, моделирование, беседы, сочинения, создание воспитывающих ситуаций и др. Проведённый констатирующий эксперимент показал результаты низкой готовности детей-сирот к самостоятельной семейной жизни.

Формирующий эксперимент включал в себя психокоррекционную и воспитательную работу.

В результате многолетней работы коллектива детского дома в подготовке воспитанников к самостоятельной семейной жизни стала наблюдаться положительная динамика: значительно расширились представления детей о семье, её функциях;

Улучшились отношения между детьми - родственниками и взрослыми;

Снизился уровень тревожности, страхов, неуверенности, агрессии;

Повысился уровень воспитанности детей - сирот;

Снизился уровень правонарушений среди воспитанников, исчезли случаи побегов и бродяжничества;

Повысилась самооценка воспитанниками в решении простейших жизненных задач;

Стабилизировалось эмоциональное состояние воспитанников в новых жизненных условиях;

Повысилась учебная мотивация и социальный статус воспитанников в школьном социуме.

Список литературы:


1.Программы медико-социальной реабилитации несовершеннолетних: В помощь сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / Отв. ред. Г.М. Иващенко. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2002. - 96 с.

2.Прихожан A.M., Толстых H.H. Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах (дошкольного и младшего школьного возраста). М.,1986. - 29 с.

3.Психологические рекомендации по воспитанию детей в детских домах и школах-интернатах. М., 1986.- С. 12-42.i172.Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга) / Под ред. Л.М. Шипициной., СПБ, 1996. 57 с.

4. Семья Г.В., Плясов Н.Ф., Плясова Г.И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2001.