Метод моделирования в работе с воспитателями схемы. Технология наглядного моделирования на практике в доу

Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.

Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.

Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема использования информационно-коммуникативных технологий по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний

2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсии

4. Дидактические игры

5. Сюжетно – ролевая игра

Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Педагоги при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Выбор профессий, с которыми воспитатели знакомят детей, определяется по следующим факторам: возраст детей, профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк).

Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является – экскурсия: В магазине можно увидеть как работает кассир, в аптеке дети познакомятся с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети познакомятся с необычными ножницами и разнообразными приспособлениями для оформления причёсок.

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей. Мы приглашаем к себе в гости театральные коллективы для знакомства детей с профессией артиста. С профессией библиотекаря дети знакомятся в процессе представления новинок детской литературы представителями библиотек на базе ДОУ. Впечатляюще выглядела для детей (да и для взрослых) поездка в пожарную часть города Димитровграда. Пожарные машины и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление.

После антиплагиата

Знакомство детей с профессиями взрослых

Несомненно, у детей в дошкольном возрасте развивается интерес к труду взрослых. У ребенка на данном периоде начинает формироваться предпосылки к будущей профессии.

Значительным направлением познавательного и социального развития детей дошкольного возраста является знакомство с трудовой деятельностью взрослых.

Ребенок начинает сталкиваться с профессиями взрослых изначально в детском саду, потом в семье, а также в доступном ему общественном окружении, принимается пользоваться его результатами. Первоначально детей интересуют лишь внешние моменты. Поэтапное знакомство с профессиями мира взрослых в ближайшем окружении, а затем за пределами детского сада дает возможность вырабатывать у них понятие о значении и сути трудовых действий, о социальном устройстве жизни в целом.

Значимая роль в многогранном развитии личности ребенка заключается в наблюдении за трудом взрослых и пояснению его значения в жизни людей. Конечно, в работе детского сада могут быть свои трудности в реализации развития интереса детей к труду взрослых: большая часть времени трудовая деятельность взрослых происходит не на глазах у ребенка, он ограничен возможностью наблюдать, как работают его родители и ближайшее окружение. Следовательно, нужно найти формы и пути приближения к труду взрослых у дошкольников, представив его значимость в социуме, представив результаты трудовой деятельности, сущность труда, также определить условия, которые наиболее действенные на развитие образных представлений трудовой деятельности у дошкольников.

Игра-исторический вид деятельности детей. В игре дети отражают труд взрослых. Основной источник, питающий игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются. В дошкольном возрасте дети показывают живую заинтересованность к трудовой деятельности взрослых, в игре и в быту стремятся им подражать. Следовательно, нужно создать такие условия, при которых дети могли бы использовать наглядные примеры поведения взрослых. Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим миром является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

При этом очень немаловажно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель. Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема использования информационно-коммуникативных технологий по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний.

1. Встречи с людьми разных профессий

2. Диалоги о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсии

4. Дидактические игры

5. Сюжетно-ролевые игры

6. Компьютерные игры, презентации.

Наиболее доступны для понимания и убедительны живые образы, реальный образец профессий взрослых. Жизненная наглядность (экскурсии, наблюдения) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Педагоги при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются демонстративными методами, умело совмещая их со словесными рассказами, беседами; удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Важное место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В развитии заинтересованности к труду взрослых у дошкольников существенную роль играет чтение художественной литературы. Своей образностью, эмоциональностью, живостью детская книга вызывает сильное впечатление у детей, заряжает энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: поднимает интерес, уважение к труду, желание быть как литературные герои любимых произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы познакомить детей с трудовой деятельностью взрослых это экскурсии и наблюдения. Самое главное подобрать для наблюдений такие виды работ, содержание которых доступно для понимания дошкольниками, которые вызывают желание подражать трудовому поведению взрослых и которые имеют вес в воспитательном отношении.

Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является экскурсия: В магазине можно увидеть, как работает кассир, в аптеке дети познакомятся с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети познакомятся с необычными ножницами и разнообразными приспособлениями для оформления причёсок.

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, это приглашение гостей. Мы приглашаем к себе в гости театральные коллективы для знакомства детей с профессией артиста. С профессией библиотекаря дети знакомятся в процессе представления новинок детской литературы представителями библиотек на базе ДОУ. Впечатляюще выглядела для детей (да и для взрослых) поездка в пожарную часть города Димитровграда. Пожарные машины и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление.

Главное придерживаться постепенности в расширении знаний при развитии заинтересованности у детей к труду взрослых. Нужно иметь в виду, что огромное количество впечатлений может привести к тому, что дети получат поверхностные сведения, которые мало влияют на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество запаса знаний, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, тем самым закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Работа по ознакомлению с профессиями очень интересна и для детей и для взрослых. Педагоги, готовя материал для детей, и сами узнают не мало нового о необычных профессиях (водолаз, космонавт, палеонтолог и др.)

    Из истории профессий

    В рабовладельческий период произошло разделение труда людей по их социальному положению. Больше людей начинает заниматься интеллектуальной, творческой и управленческой деятельностью, искусством. Производства материальных ценностей (питания, одежды, жилища) начали отделяться от производства духовных ценностей (художественные промыслы, музыка, наука), и умственный труд отделился от физического. Профессиональная деятельность - результат совершенствования и развития трудовой деятельности людей. Промышленная революция 17 в. приводит к специализации труда и появлению «узких специалистов» - ремесленников, овладевших одной-двумя операциями производства. Дальнейшее развитие механизации и автоматизации производства потребовали от работника большего количество знаний, появилось много новых профессий, в том числе и профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью людей и разработкой современных информационно-коммуникационных технологий. Сейчас насчитывается около 50 ООО профессий. Эта цифра приблизительная. В некоторых справочниках профессий всего около 8000, так как те виды деятельности, что в других источниках названы профессиями, считаются специальностями. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека. Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.

    5. Электронное пособие. Тема “Знакомство с профессиями”, задание 1.

    С огнём бороться мы должны,

    С водою мы напарники.

    Мы очень людям всем нужны,

    Так кто же мы? (Пожарники)

    Наведёт стеклянный глаз,

    Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)

    (Учитель)

    И набойки на каблук -

    Тоже дело этих рук. (Сапожник).

    Кладёт кирпич за кирпичом,

    Растёт этаж за этажом,

    Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).

    У меня есть друг Степашка,

    Он весь год учил букашку

    Прыгать из стакана в ковшик.

    Степа-юный. (Дрессировщик)

    У Степашки три подружки -

    Галя, Машенька и Вера

    По призванью. (Модельеры)

    У Степашки есть сосед,

    Сколотил сам табурет,

    А еще для птичек дом.

    Значит, станет. (Столяром)

    Наш Степашка ходит парой

    С доброй девочкой Тамарой.

    Лечит та зверей отваром,

    Хочет стать. (Ветеринаром)

    А еще его соседи -

    Близнецы Денис и Федя.

    Кашу варят вечерами,

    Значит, будут. (Поварами)

    В заключение спросите ребят:

    Труд строителя всем нужен,

    Нужен всем и вкусный ужин,

    Доктор, чтобы всех лечил,

    И учитель, чтоб учил.

    Летчик нужен, чтоб летать.

    Ну а ты кем хочешь стать?

Просмотр содержимого документа
«Урок экономики на тему "Знакомство с профессиями"»

Тема. Знакомство с профессиями.

Цель урока:

Повышение уровня ориентации школьников в мире профессионального труда.

Задачи:

    Расширить представление школьников о профессиях.

    Показать роль труда в жизни человека.

    Рассказать о таком понятии, как квалификация.

    Показать значение образования в профессиональной деятельности.

    Развивать у школьников навыки самопознания.

Время: 2 часа

Для работы на уроке понадобятся:

    Страницы 36-41 рабочей тетради.

    Электронное пособие для учащихся 5 класса “Основы экономики и финансовой грамотности”.

    Фломастеры, ножницы, листы плакатной бумаги - каждой группе.

    Карточки для игры «Найди пару».

Ход урока:

    Упражнение «Здравствуй, ты хороший». Поделить класс на три группы, можно согласно рядам. Определите место для каждой группы так, чтобы ребята могли образовать три круга. Надо, обращаясь к соседу слева, назвать его по имени, с улыбкой и глядя в глаза, поздороваться и отметить его положительное качество. Ребята говорят по очереди. Например: «Руслан, здравствуй, ты замечательный друг. Аня, здравствуй, ты упорная». Объясните школьникам, что надо называть не внешние особенности (красивые глаза, волосы, одежда и т.д.), а качества личности, характера, отмечать полезные навыки.

    Учащиеся открывают на рабочем столе компьютера электронное пособие, тема “Знакомство с профессиями” и читают текст в разделе “Лекции”. После того как школьники прочитают текст, спросить:

    Как вы поняли, что такое профессия?

Ребята приведут примеры профессий и попробуют объяснить разницу между профессией и специальностью.

    Дайте задание к следующему уроку выполнить задания 2, 3 на стр. 36-37.

    Школьники читают текст на стр. 38. Обсудите с ребятами, как они понимают, что такое способности, склонности, характер, личные качества. Спросите, знают ли они свои личные качества.

Задание 1 в рабочей тетради школьники выполняют под вашим контролем. После того как ученики выполнят вторую часть задания (обмен тетрадями), обсудите результат в классе. Не задавайте вопросов о наличии конкретных качеств у детей, ведите беседу как можно более доброжелательно:

    Как вы думаете, вы оценивали свои качества объективно?

    Узнали вы о себе что-то новое?

    Как применить эти знания для поиска подходящей профессии?

    Почему нужно изучать свои личные качества?

    Как можно изучать себя?

Задание 2 на странице 39 школьники выполняют самостоятельно, с последующей проверкой. Скажите, что у каждого человека свой характер. Характер складывается на всем протяжении жизни человека. Когда о человеке говорят, что у него волевой характер, то это не значит, что он родился волевым. Такие черты характера, как воля, терпимость, стойкость воспитываются не за один год. Если человек постарается, то он сможет воспитать в себе практически любые черты характера.

    Как вы поняли слова: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу»?

    Какие привычки вы хотели бы приобрести? Почему?

Из истории профессий

Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. Постепенно одни племена начали заниматься преимущественно земледелием, другие - скотоводством, а третьи - рыболовством. Так началось разделение труда на виды. Шли века, и внутри сообществ начали выделяться различные виды труда: появились ремесленники - гончары, пекари, кожевенники, кузнецы, портные, сапожники; крестьяне, купцы.

В рабовладельческий период произошло разделение труда людей по их социальному положению. Больше людей начинает заниматься интеллектуальной, творческой и управленческой деятельностью, искусством. Производства материальных ценностей (питания, одежды, жилища) начали отделяться от производства духовных ценностей (художественные промыслы, музыка, наука), и умственный труд отделился от физического. Профессиональная деятельность - результат совершенствования и развития трудовой деятельности людей. Промышленная революция 17 в. приводит к специализации труда и появлению «узких специалистов» - ремесленников, овладевших одной-двумя операциями производства. Дальнейшее развитие механизации и автоматизации производства потребовали от работника большего количество знаний, появилось много новых профессий, в том числе и профессии, связанные с интеллектуальной деятельностью людей и разработкой современных информационно-коммуникационных технологий. Сейчас насчитывается около 50 ООО профессий. Эта цифра приблизительная. В некоторых справочниках профессий всего около 8000, так как те виды деятельности, что в других источниках названы профессиями, считаются специальностями. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

    Электронное пособие. Тема “Знакомство с профессиями”, задание 1. «Отгадай профессию». Ответы к загадкам набирать с клавиатуры в окошки снизу.

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарники)

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз - и помним вас. (Фотограф)

Природу любить, стариков уважать? (Учитель)

Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук -

Тоже дело этих рук. (Сапожник).

Кладёт кирпич за кирпичом,

Растёт этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днём,

Всё выше, выше новый дом. (Каменщик).

У меня есть друг Степашка,

Он весь год учил букашку

Прыгать из стакана в ковшик.

Степа-юный... (Дрессировщик)

У Степашки три подружки –

В лентах, блестках, перьях, стружках.

Галя, Машенька и Вера

По призванью... (Модельеры)

У Степашки есть сосед,

Сколотил сам табурет,

А еще для птичек дом.

Значит, станет... (Столяром)

Наш Степашка ходит парой

С доброй девочкой Тамарой.

Лечит та зверей отваром,

Хочет стать... (Ветеринаром)

А еще его соседи –

Близнецы Денис и Федя.

Кашу варят вечерами,

Значит, будут... (Поварами)

В заключение спросите ребят:

Труд строителя всем нужен,

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать...

Ну а ты кем хочешь стать?

Пусть школьники назовут предположительно свои будущие профессии.

Час 2

    Проверьте, как справились школьники с заданиями 2, 3 (стр. 36-37). Обсудите результаты работы. Пусть школьники сравнят свои Семейные деревья.

    Есть ли профессии, которые в одной семье повторяются из поколения в поколение? (например, могут быть династии рабочих, врачей, математиков и т.д.)

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Хотите ли вы продолжить семейную традицию и выбрать ту же профессию, что у родителей, дедушки или бабушки?

    О каких новых профессиях вы услышали в презентации ребят?

    Какие профессии уже исчезли или их осталось очень мало? (Например, машинистка, белошвейка, печник).

    Есть ли в ваших семьях такие редкие профессии?

Подведите школьников к заключению, что 1) получить профессию необходимо, так как профессия дает средства к удовлетворению потребностей, 2) человек тем успешней в профессии, чем больше она соответствует его способностям и склонностям.

Скажите, что при получении профессии важна также и квалификация - уровень подготовленности человека для выполнения той или иной работы. Можно пойти в ученики к парикмахеру, и он научит тому, что умеет сам. Можно пойти учиться в профшколу, получить профессию парикмахера и вполне успешно работать. Но можно учиться и дальше - на курсах повышения квалификации или в высшем учебном заведении. Новые знания и навыки сделают квалификацию специалиста выше, и перед ним откроются новые возможности. Есть профессии, овладеть которыми можно только в высшем учебном заведении - вузе, университете, академии. Это такие профессии, как врач, инженер, архитектор, экономист и многие другие.

    Страницы 40-41 рабочей тетради. Прежде чем школьники начнут выполнять тест (задание 1), расскажите о делении профессий на группы по предмету труда (техника, природа, человек, знак, художественный образ). Объясните, что, выбирая профессию, прежде всего имеют в виду предмет труда - то, с чем или с кем человек работает. Каждая группа профессий требует определенных профессионально важных качеств. Например, особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья. Особенность профессий группы «Человек» в том, что все эти профессии требуют от специалиста терпения, умения контролировать свои эмоции. Не стоит выбирать такие профессии людям несдержанных; или агрессивным. Профессии группы «Природа» отличает любовь ко всему живому, к природе. Но эта любовь деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, если надо, лечить, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей. Для специалистов группы профессий «Знак» важно уметь представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека. Специалистов группы профессий «Художественный образ» от всех других типов профессий отличает то, что для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант. Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми.

После того как школьники выполнят тест (результат на стр. 68), спросите: «Как вы думаете, почему существуют такие группы профессий?» Ответы школьников сводятся к тому, что деление профессий на группы происходит согласно требуемым для этих профессий профессионально важным качествам. Все люди разные и имеют разные качества. Надо стараться выбрать профессию, требования которой максимально совпадают с имеющимися у человека склонностями, способностями и личными качествами.

    Игра «Профессии». Цель игры - расширение представлений школьников о профессиях. Упрощенный вариант игры: сидящий за первой партой,школьник называет профессию. Его сосед - профессию, название которой начинается с последней буквы слова, сказанного первым учеником, и т.д. Игра с мячом: школьники образуют круг. Получивший мяч ученик называет профессию и перебрасывает мяч любому школьнику. Тот называет профессию и перекидывает мяч следующему игроку.

    «Отгадай профессию». Разделите класс на 4-5 групп. Раздайте фломастеры, ножницы, листы плакатной бумаги. Задание: изобразить на листе представителя какой-либо профессии, вырезав отверстие для лица. Скажите, что работать надо быстро, изображать человека схематично. Команды сохраняют в тайне изображаемую профессию. Контролируйте выбор школьников, чтобы не было повторений профессий, кроме того, изображение не должно явно указывать на профессию, чтобы отгадать профессию было не очень легко. Например, человек в белом халате - это и врач, и аптекарь, и повар, и лаборант. Но с первого взгляда можно установить, что человек в белом халате со стетоскопом - врач. Представитель отгадывающей группы становится лицом к доске. Двое представителей загадывающей группы выносят свой плакат так, чтобы отгадчик не видел рисунка. Отгадчик становится за плакатом. Классу видно в прорезь его лицо и изображенную на листе профессию. Задача отгадчика, задав максимум 7-8 вопросов, узнать, в роли представителя какой профессии он выступает. На вопросы отгадчика отвечает команда, чей рисунок видит класс. Вопросы могут быть разными: работа мужская или женская, какое образование необходимо, в каких условиях проходит работа, к какой группе профессий принадлежит и т.д. Все группы должны побывать в роли отгадчиков. Обсудите игру:

    Какие вопросы помогли узнать профессию?

    Почему не получилось отгадать?

    Какие профессии было отгадать легко? Почему?

    Что нового вы узнали?

    Электронное пособие. Задание 2. Исключить лишнее. Лишние слова: закройщик, связист, автобус (т.к. работает на бензине или другом топливе, но не на электрической тяге), утюг. Ребята должны уметь объяснить алгоритм исключения.

    «Найди пару». В игре участвуют 16 учеников. По аналогии вы можете составить еще карточки или имеющиеся карточки с названиями профессий раздать по одной на двух-трех школьников. Найдя пару, ребята должны рассказать, почему они выбрали такой вариант объединения.

Таблицу следует скопировать и разрезать:

Балерина

Плита, кастрюля, ложка

Ветеринар

Компьютер, программа, файл

Провода, плоскогубцы, кусачки

Оператор, программист

Животные, шприц, лечение, прививки

Матрос, капитан, штурман

Болезнь, лекарство, анализы, пациенты

Ручка, журнал, оценка, знания

Груз, штурвал, море, судно

Электрик

Танец, движение, пуанты, талант.

Чему должны научиться школьники:

    Понимать роль труда в жизни человека.

    Уметь рассказать о профессиях, приводить примеры разных групп профессий.

    Уметь обосновывать значение склонностей, способностей и личных качеств при выборе профессии.

    Получить навыки самопознания.

ЦЕЛЬ: Расширение информационного поля учащихся.

  1. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  2. Выявить уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
  3. Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
  4. Воспитание уважительного отношения к любой профессии и труду в целом.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

  1. Презентация к уроку.
  2. Задание на ватмане (профессии и место работы человека.)
  3. Конверты с буквами.
  4. Бумажные куклы, поднос с одеждой.
  5. Бланки с заданными буквами.
  6. Пословицы.
  7. Кроссворд.
  8. Тесты с пословицами.

Время проведения занятия: 35 - 40 мин.

Участники: учащиеся 2 класса.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня у нас с вами занятие по теме: «Знакомство с профессиями».

Мы с вами ходили на экскурсию на разные предприятия, приглашали к нам людей разных профессий, рисовали профессии своих родителей, смотрели различные слайдовые презентации, посвященные разным профессиям. Я думаю, ваши знания о мире профессий пополнились. А насколько - покажет сегодня занятие.

Поприветствуем друг друга, для этого улыбнитесь соседу справа, а соседу слева - подмигните. Все по кругу. На занятие к нам пришли гости, поприветствуйте их!

Ребята, во время занятия у нас будет работать табло (на экране), которое будет показывать, как вы будете выполнять то или иное задание: в паре, в тройке, в малой группе или все вместе.

Итак, внимание на табло:

Это наш круг. Сегодня круг работает слева от меня.

Пожалуйста, назовите свое имя и профессию, но на ту букву, на которую начинается ваше имя, условие: не повторяться!

Хорошо, молодцы!

Сейчас первоклассники проведут для вас разминку. Для этого они приготовили загадки на тему: «Профессии».

Из просеянной муки он печет нам пироги

Булки, плюшки, сайки. Кто он? Угадай -ка. (пекарь)

Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом. (строители)

Вот на краешке с опаской он железо красит краской.

У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (маляр)

За мольбертом с кистью я. Краски - вот мои друзья.

Я один и не один - в окружении картин. (художник)

Спасибо, это была разминка. Внимание на табло! На табло у нас 1 молекула, 1 шарик, значит, я буду вызывать к доске по одному.

1) Задание вот такое: соединить стрелочкой название профессии и место работы человека.

ДЕТСКИЙ САД

СТОЛОВАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ

ПРОДАВЕЦ

Внимание! Табло показывает нам 2 молекулы - значит следующее задание будем выполнять в парах. Встали, закрыли глаза, найдите себе пару. Итак, у нас образовались пары.

2) Задание для пары: Вам предстоит работа с карточками - нужно собрать название профессии. Пожалуйста, подойдите и возьмите конверт с набором букв. (Ребята должны собрать названия профессий—рыбак,маляр,шофер,повар.)

Дружно и быстро справились с заданием у нас пары. Спасибо! Сейчас первоклассники приглашают вас на веселую физминутку:

Трактор водит- ……тракторист (показывают движения)

Электричку-.машинист,

Стены выкрасил-……маляр,

Доску выстрогал-……столяр,

В доме свет провел- …монтер,

В шахте трудится-…….шахтер,

В жаркой кузнице-……кузнец.

Кто все знает- молодец!

В это время табло показывает 3 молекулы-шарика.

Ребята, закройте глаза, образуйте тройку! Прошу вас занять рабочие места за столиками.

3) Задание для тройки: Напишите как можно больше профессий на заданную букву. (Раздаю бланки с заданными буквами: М К Н П)

Время работы - 3 минуты.

Каждая группа зачитает нам свой список профессий. Остальные можете дополнить свой список. Молодцы, быстро справились с заданием. (На табло - 4 молекулы).

Встали, закрыли глаза, хаотично двигаемся по залу, по моему сигналу нужно остановиться и собраться вместе 4 молекулам. И у нас образовались 3 рабочие группы. Прошу занять рабочие места.

4) Задание: «Пора на работу»

Ваша задача: Одеть человека какой - либо профессии на работу, и составить небольшой рассказ о данной профессии. У каждого в группе своя работа: один - выбирает одежду, второй - одевает манекен, третий - составляет рассказ, четвертый - защищает проект. Через 7 минут я приглашаю вас на защиту проектов.

Молодцы! Мне понравились все проекты, все группы хорошо защищали свою работу, похлопайте друг другу.

Для этих же групп у нас еще одно задание - тест.

5) Задание - тест: каждая группа получает конверт с вопросом и тремя вариантами ответов, из которых только один правильный, его вы найдете и подчеркнете. Правильным может быть только один ответ. (2 минуты).

Давайте проверим ваши работы…

Тест 1: Семь раз отмерь - один раз отрежь.

А) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

Б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

В) продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

Тест 2: Куй железо, пока горячо.

А) кузнец кует горячее железо.

Б) если есть благоприятные возможности для дела, надо их сразу использовать.

В) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

Тест 3: Поспешишь - людей насмешишь.

А) клоун смешит людей.

Б) чтобы сделать работу хорошо - можешь отдохнуть.

В) торопливость может привести к нелепым результатам.

Тест 4: Сделал дело - гуляй смело.

А) если выполнил работу хорошо - можешь отдохнуть.

Б) мальчик вышел на прогулку.

В) дело нужно делать смело.

Пожалуйста, передайте тесты, давайте проверим, правильно ли вы выполнили тестовые задания.

А на табло у нас вот такой красивый цветок. Что это значило?

Да, работаем дружно, все вместе!

6) Задание: разгадай кроссворд на тему: «Чем пахнут ремесла?» (прилагается кроссворд). Я думаю, справитесь легко, тем более, все вместе.

Давайте проверим, как вы разгадали кроссворд, все ли профессии угаданы?

А может быть кто-нибудь догадался, откуда эти строки, кто написал это стихотворение? (Джанни Родари)

Я приглашаю вас в круг на обсуждение нашего занятия.

Чем мы сегодня занимались? (говорили о разных профессиях)

Что вам понравилось? Что не понравилось?

Как больше всего вам понравилось работать? В паре, в тройке, в малой группе, или всем вместе?

Какие задания вам понравились больше?

Кто на ваш взгляд сегодня хорошо работал? (проговариваем все по кругу). Давайте попрощаемся, спасибо вам, мне было приятно сегодня с вами работать. До свидания.

Занятие подготовила и провела:

Воспитатель группы «Малыш» Мутуева Жанна Валентиновна.

Курс «Развитие творческого мышления»

В этом учебном году вела у второклассников курс «Развитие творческого мышления». Курс строится на основе программы Ю.Б. Гатанова «Курс развития творческого мышления». Хочется отметить, что данная программа очень интересна детям, и не менее интересна для учителя, кроме того, к ней прилагается альбом заданий.

Выполнение заданий развивает мышление, внимание, память, логику, воображение, что очень важно, потому что сейчас дети очень мало читают и у них слабо развито воображение. Самое главное - задания развивают творческие способности учащихся.

Отдельные занятия стараюсь придумать сама, разрабатывая сценарии и задания. Хочу представить сценарий проведения занятия

с профессиями и трудом взрослых

Термин «профессия» (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

История возникновения профессий – в эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения и появилась специализация по видам труда. Люди становились рыбаками, охотниками. Кузнецами, гончарами, они обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Профессия может объединять несколько специальностей. Врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д. Учитель- истории, географии, математики и т.д. Инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер по технике безопасности

Есть понятие – занимаемая должность. Это круг обязанностей, которые исполняет человек независимо от специальности. – директор, зав. отделом, заместитель директора, помощник воспитателя, ст. воспитатель

Профессии имеют свою классификацию

Классы профессий

«Человек-человек»

«Человек-техника»

«Человек-знаковая система»

«Человек-художественный образ»

«Человек-природа»

Виды профессий

Связанные с медицинским обслуживанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой

Связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники

Связанные с текстом, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами

Связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием, с воспроизведением изделий по эскизам

Связанные с изучением живой и неживой природы, уходом за животными и растениями, с лечением заболеваний растений и животных

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГТ к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  1. развитие трудовой деятельности;
  2. воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  3. формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.

Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому в перспективе ставятся следующие цели:

  1. формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути основа жизни;
  2. воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности;
  3. знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы: выполняемыми ими трудовыми навыками, развитие их трудовых способностей.

Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

Прокомментируйте, выражение: «При формировании у дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых наиболее эффективен интегрированный подход». Согласны вы с данным утверждением? Как вы понимаете данное утверждение?

Вся работа, осуществляемая в ДОУ в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Через интеграцию каких образовательных областей мы ведем эту работу?

Примерные виды интеграции области «Труд»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

«Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)

«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»)

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.

Данная работа организуется через следующие виды деятельности:

  1. совместную деятельность взрослого с детьми:

Через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);

Через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)

  1. самостоятельную деятельность детей;
  2. взаимодействие с семьями воспитанников;
  3. организацию взаимодействия с учреждениями социума.

Организация работы с детьми

При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:

  1. организованная непосредственно образовательная деятельность;
  2. совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
  3. самостоятельная деятельность ребенка;
  4. познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
  5. наблюдения за трудом взрослых;
  6. коммуникативная деятельность;
  7. чтение художественной литературы;
  8. художественно-творческая деятельность;
  9. игровая деятельность;
  10. моделирование;
  11. целевые прогулки и экскурсии;
  12. культурно-досуговая деятельность;
  13. экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
  14. встречи с интересными людьми;
  15. живой пример окружающих взрослых.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Задание Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Задание. Смоделируйте любую педагогическую ситуацию.

Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.

Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

  1. получение сведений о профессиях от родителей;
  2. от воспитателей детского сада;
  3. от сверстников и детей более старшего возраста;
  4. из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;
  5. приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликацию и т.д.)

Вопрос: с какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах.

В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).

Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.

Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.