Особенности воспитания в семьях разных религиозных верований. Религия как один из факторов народного воспитания

 /  Религиозное воспитание детей

Религиозное воспитание ребенка - сложный процесс, который вызывает у родителей множество вопросов. Как правило, дети просто перенимают традиции семьи и отношение ко всем религиозным аспектам. Но времена меняются, поколения становятся более свободными от убеждений, поэтому вопрос воспитания в религиозном ключе может встать ребром.

Из статьи вы узнаете целях и особенностях религиозного воспитания детей.

Цели религиозного воспитания

Общая цель религии заключается в воспитании духовных и нравственных качеств — именно родители являются первыми примерами, благодаря которым ребенок знакомится с религиозными ценностями.

Вы должны научить ребенка самоконтролю и способности постоянно анализировать свое поведение, делать правильные выводы. Нужно поощрять и усиливать склонность к вере, чтобы он понимал и осознавал позитивное значение религии.

Многие родители думают, что до 2-3 лет разум не готов к усвоению каких-то духовных вещей — это не так. Ребенок уже с самого рождения непрерывно фиксирует все ощущения и впечатления: он улавливает звуки, взгляды, интонацию голоса и чувствует настроение папы и мамы.

Таким образом, активно формируется подсознание и личность ребенка. Примерно до 6-7 лет душа легко поддается изменениям, поэтому ни в коем случае не упускайте ценное время.

Церковь учит тому, что дети с самых ранних лет должны различать дозволенное и недозволенное — на вас же лежит обязанность подсказывать, направлять, готовить ребенка самостоятельно принимать решение в различных ситуациях. Нет, это вовсе не навязывание своей воли — помните, что воля ребенка слишком слаба, чтобы заранее знать, к чему приведет тот или иной поступок. Разумные и умеренные принуждения, адекватные наказания без применения физической силы обозначат в голове чада определенные нравственные понятия.

Считаю, что выбор религии должен быть осознанным. Конечно, я за религиозное воспитание. По крайней мере, ребенку объяснят принципы и основы веры, а не просто повесят крестик на шею. Но, повторюсь, я за осознанный выбор. Ребенок подрастет и поймет свой путь сам, а дальше самостоятельно пойдет по нему. С религией или нет — решать только ему.

Счастливый папа Евгений Затыльный

Особенности религиозного воспитания

В некоторых странах распространено свободное воспитание — родители не принуждают и не наказывают маленьких детей, не мешая проявлять и развивать свою личность. Вряд ли эта модель подойдет и вам, ведь ребенок пока совсем не ориентируется в мире и не знает, как себя вести во многих ситуациях — все это чревато развитием эгоизма и неспособностью нести ответственность за свои поступки.

Религиозное воспитание оказывает ощутимое влияние на психологическую уравновешенность ребенка, но только в том случае, когда не происходит фанатичное навязывание определенных взглядов или сурового религиозного «режима». Ваша задача — дать чаду представление о Боге. С возрастом ребенок сам определится кто он — протестант, мусульманин или, например, католик.

Важно воспитать здоровый интерес к религии — это будет положительно воздействовать на эмоциональную, личностную и душевную структуру ребенка. Не бойтесь огорчить или обидеть его, когда этого требует ситуация, ведь внутренняя борьба невозможна без запретов и порой даже слез. Апостол Павел говорил: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».

«Для того, чтобы дать детям религиозное воспитание, родители должны сами придерживаться определенной веры. Вы сами должны жить с Богом.

Религия не может быть наказанием для ребенка — «будешь плохо себя вести — отведу к батюшке». Либо же вести в храм в ущерб его игровым развлечениям: сходили сегодня в церковь, значит на карусели уже не пойдем — это неверно. То есть храм должен быть дополнением к повседневным делам ребенка, а не заменой его жизни.

В церковном воспитании нужно ориентироваться на то, каким хочет видеть ребенка Бог. В этом и есть суть любви: «Любить — значит видеть человека таким, каким его задумал Бог», — сказал Федор Достоевский.

Важно «не перекармливать» ребенка церковной жизнью — тут необходимо проявлять чуткость и смотреть за поведением чада в церкви.

Но все самое важное начинается в семье. Если родители вмести с детками молятся перед тем, как сесть за стол, это и есть духовное воспитание. Как отмечает священник Даниил Сысоев, важно молитвы не читать, а распевать — так дети лучше усваивают. Я убедился в этом на моей семье. Если родители читают дома Священное Писание — это и есть духовное воспитание.

Кстати, в дореволюционной России общее семейное чтение Писания было нормой. Если родители вместе с ребенком могут посмотреть, например, мультфильм «Маша и медведь» или «Лунтик», а потом дать свой христианский комментарий, то это тоже будет религиозной ремаркой».

Родион Петриков, священнослужитель, психолог и счастливый папа

Учите делать добрые дела и дайте понять, откуда берется все то, что окружает ребенка. Не пытайтесь оградить его от всех опасностей — наоборот, готовьте к честному труду и к некоторой доле суровости жизни. На начальном этапе вам необходимо добиться послушания.

Во всех элементарных аспектах воспитания иногда нужно опираться на религиозную основу — вера в Бога и отношение к нему (любовь, благодарность, надежда). Без этого невозможно познание истинной нравственности. Ребенок должен чувствовать ответственность за свои поступки не только перед вами, но и перед Богом, который может разозлиться и наказать непослушного.

Не забывайте, что ваше поведение будет хорошим примером — любите друг друга, совместно произносите молитвы, беседуйте о Боге, ходите в храм, соблюдайте посты и другие церковные обычаи, помогайте нуждающимся.

Неудачи в религиозном воспитании могут происходить из-за вашей неподготовленности, слабой веры и чрезмерного увлечения материальными благами. Также не стоит раздражаться и проявлять гнев при непослушании — вы должны быть внутренне дисциплинированы, чтобы ребенок брал с вас пример.

Ни в коем случае не принуждайте детей к мучительным делам, которые им пока не по силам — будьте максимально снисходительными и мягкими, но избегайте крайностей, чтобы первые шаги религиозного воспитания укрепились в сознании ребенка.

Создание личностной привычки (в том числе и в совершении религиозных традиций) помогает устранению каких-то вольностей в поведении и в дальнейшем поможет ребенку направлять свою энергию в нужное русло.

Верующая мама делает акцент на то, Бог может наказать и наградить, он находится повсюду и спрятаться от него невозможно. Бог помогает во всех добрых делах и пообщаться с ним возможно посредством молитвы — за помощь его необходимо обязательно благодарить. Расскажите ребенку о том, что у него есть Ангел-хранитель, который будет оберегать от всего плохого.

Вам необходимо непрерывно наблюдать за поведением любимого чада, справедливо оценивать тот или иной поступок, воспитывать последовательность действий и безгранично его любить.

Религиозное воспитание осуществляется священнослу­жителями; верующими агентами социализации (родителя­ми, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских круж­ков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в свет­ских учебных заведениях; различными объединениями, в т.ч.

Детскими и юношескими, действующими при религи­озных организациях, или под их влиянием.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сак­рализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным со­держанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

В процессе религиозного воспитания используются раз­личные формы, многие из которых аналогичны по вне­шним признакам формам социального воспитания (уроч­ная система, семинары, лекции и пр., клубы для различ­ных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но при­обретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, ко­торые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: цер­ковное богослужение, приобщающее верующих к цер­ковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и по­буждающая к соответствующему поведению; молитва, по­могающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вы­рабатывать стойкость; епитимья - наказание, способству­ющее укреплению в вере и соблюдению норм отноше­ний и поведения.

Христианская община действует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно. Главной миссией христианской педагогики является воспитание личности человека в «образ и подобие Бога».

Деятельность социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий должна строиться на следующих принципах: уважения к свободе вероисповедания личности, соблюдения прав и интересов ребенка, тщательного изучения процесса и динамики христианского перевоспитания в каждом конкретном случае. Участие социального педагога в деятельности христианской общины может сводиться к консультированию служителей и прихожан, исследованию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 30. Религиозное (конфессиональное) воспитание:

  1. 4. Государственно-конфессиональная политика в современной России
  2. 18. Роль конфессионального фактора в российском политическом процессе.
  3. 14.Религиозная община как важнейший фактор формирования религиозности индивида.
  4. 15. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Система форм и методов воспитания.
  5. 23. Сущность воспитания и его типы. Отличительные особенности авторитарного и ненасильственного воспитания. Принципы воспитания.
  6. 25. Роль конфессиональных организаций (церкви) в формировании у верующих гражданских качеств, чувства патриотизма.
  7. 5. Русская религиозная философия начала ХХ века. Метафизика всеединства и русский религиозный ренессанс
  8. 14.Особенности конфессиональных отнош на тер-ии Б. Реформация и контрреформация. Брестская уния. Конфесотн + бруния
  9. 28.Воспитание в системе целостного образовательного процесса, его исторический характер. Развитие научных представлений о воспитании. Воспитание как система.
  10. 13. Социальное воспитание. Принципы социального воспитания. Личностный, возрастной, гендерный, дифференциальный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.
  11. 16. Трудовое воспитание. Задачи и условия трудового воспитания дошкольников. А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский о трудовом воспитании. Виды и формы организации детского труда

Целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания). Р.в. - составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе Р.в. лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня Р.в. - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три осн. компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нём проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень Р.в. в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе Р.в. используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для Р.в. в той или иной конфессии содержанием.

Р.в. осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде Р.в. занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.).

В процессе и в результате Р.в. у верующих формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 238)

"Религиозное воспитание" в книгах

Наследие религиозное

Из книги Цезарь [С иллюстрациями] автора Этьен Робер

Наследие религиозное Если политическое наследие было подвержено влиянию противоречивых, а иногда противоборствующих сил, то наследие религиозное имело под собой твердую почву. Оно основывалось на семейной традиции. Дело в том, что в Риме каждый род (gens) имел свои

Религиозное искусство

Из книги Византийцы [Наследники Рима (litres)] автора Райс Дэвид Тальбот

Религиозное искусство Религиозное искусство великого среднего периода Византийской империи отличается полным взаимопроникновением различных элементов, участвовавших в его формировании, с одной стороны, греческих и римских, а с другой – персидских и семитских

2.2. Религиозное воспитание

Из книги Сравнительное образование. Вызовы XXI века автора Джуринский Александр Н.

2.2. Религиозное воспитание Место религии в воспитании. Особое место в воспитании занимает религия. В мировом сообществе распространена религиозная педагогика, которую представляют в первую очередь буддизм, индуизм, иудаизм, мусульманство и христианство. Следует принять

19 Воспитание в особых случаях и воспитание особенных детей

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

19 Воспитание в особых случаях и воспитание особенных детей Дети с повышенными потребностями нуждаются в особом воспитании. Некоторые дети ставят перед родителями чрезвычайно серьезные задачи, потому что у них иные способности сравнительно с обычными детьми. Вкладывая

2. РЕЛИГИОЗНОЕ ВНУШЕНИЕ

Из книги Этика Преображенного Эроса автора Вышеславцев Борис Петрович

2. РЕЛИГИОЗНОЕ ВНУШЕНИЕ Религиозная точка зрения, как мы видели, принципиально отличается от научно–психологической. Та и другая признает сублимирующую мощь «религиозного символа». Но для первой - все подлинные религиозные переживания, след, и религиозные внушения,

4.2. Религиозное сознание

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

4.2. Религиозное сознание

3. Религиозное мироотрицание.

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

3. Религиозное мироотрицание. - Несмотря на то, что религии, казалось бы, фактически упорядочивали мир человека, сообщали человеку мирское благочестие (weltfromm gemacht), последовательный вывод всякой безусловной религиозной деятельности таков, что единственно лишь в ней можно

Из книги автора

3. Воспитание Маленький человек. – Игрушки и игры. – Воспитание дофина. – Порка. – Нравственность. – Приобщение к ремеслу

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

2.9. Воспитание Зигфрида кузнецом Регином в лесу и воспитание Ахиллеса кентавром Хироном вдали от родителей

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

2.9. Воспитание Зигфрида кузнецом Регином в лесу и воспитание Ахиллеса кентавром Хироном вдали от родителей Мы уже говорили, что богиня Фетида, мать Ахиллеса, покинула своего мужа, который отдал Ахиллеса на воспитание кентавру Хирону. Тот воспитал Ахиллеса, выкармливая

12. Половое воспитание: воспитание половой принадлежности, половой роли и правильного полового поведения

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Алексеев Виктор Сергеевич

12. Половое воспитание: воспитание половой принадлежности, половой роли и правильного полового поведения Недостаточность и неправильность воспитания, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных установок, деформированных или архаичных представлений о

Воспитание армии в атеистическом государстве. Воспитание «красной» армии

Из книги Душа армии автора Краснов Петр Николаевич

Воспитание армии в атеистическом государстве. Воспитание «красной» армии Чем выше идеалы, за которые борется армия, тем доблестнее ведет она себя на войне. Из примеров великих Русских полководцев, Петра и Суворова, из всего быта старой Императорской Армии мы видели, что

Религиозное воспитание и образование

Из книги Мудрость Ганди. Мысли и изречения автора Ганди Мохандас Карамчанд

Религиозное воспитание и образование Если Индия не хочет в ближайшее время объявить себя духовным банкротом, то религиозное воспитание молодежи должно считаться таким же необходимым, как и светское образование40.* * *Я всегда отдавал пальму первенства культуре души и

Религиозное воспитание

Из книги Домашняя церковь автора Каледа Глеб Александрович

Религиозное воспитание Залогом христианского воспитания детей в семье является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они соучаствуют в меру своего возраста и в соответствии с особенностями характера. «Дух веры и

Религиозное воспитание

Из книги Мысли о детях в православной церкви сегодня автора

Религиозное воспитание Целью христианских родителей и учителей, которую им нужно всегда хранить хотя бы в глубине сознания, должно быть: вдохновлять детей к личной любви ко Христу и к Матери Божией. Если ребенок вырастет, почитая Господа и Матерь Божию как любимых

Духовно-нравственное воспитание детей – один из важнейших вопросов человечества, который имеет непосредственную связь с его эволюцией. В этом вопросе существует два взгляда. Приверженцы одного мнения считают, что добродетели ребёнку лучше всего прививать с помощью религии, а другие считают, что воспитать хорошего человека можно и без неё. Несмотря на разность, эти позиции сходятся в одном: все родители хотят, чтобы их дети получили представление о нормах морали и правильного поведения в обществе. О том, как религиозное воспитание влияет на формирование личности ребёнка, его мировоззрения – читайте в нашей статье.

Воспитание и религия

Любое религиозное воспитание должно содействовать проявлению и раскрытию лучших качеств в ребёнке.

Воспитание - это воздействие на человека с целью формирования у него определённых качеств. Вот и религиозное воспитание призвано просвещать и, прежде всего, формировать высокие духовно-нравственные качества. Любое религиозное воспитание должно содействовать проявлению и раскрытию лучших качеств в ребёнке. Малыш, воспитываемый таким образом, будет думать и действовать в соответствии с началом, которое в него заложено Богом, и в каждом поступке своём, в каждой мысли он будет пытаться соответствовать мировоззрению, в котором основное место занимает Бог.

Главный вопрос религиозного воспитания - формирование определённого мировоззрения.

Религиозное воспитание может осуществляться с помощью:

  • священнослужителей
  • верующего окружения (родителей, родственников, знакомых, членов религиозных общин и пр.)
  • педагогов учебных заведений (как обычных средних школ, гимназий, лицеев, так и дополнительных - воскресных школ, религиозных кружков и др.)
  • детско-юношеских объединений при религиозных организациях
  • светских детско-юношеских организаций (к примеру, скаутов)
  • СМИ, которые созданы по инициативе религиозных организаций
  • культурного наследия (литературы, искусства и пр.)

При религиозном воспитании используются в основном такие формы :

  • уроки
  • лекции
  • семинары
  • клубы для верующих
  • праздники
  • оркестры
  • паломнические экскурсии
  • и пр.

Все формы религиозного воспитания наполняются сакральным смыслом и специфическим содержанием той или иной конфессии. Под воздействием таких форм у ребёнка вырабатывается определённая система норм и ценностей, особый стиль жизни.

Формирование духовной жизни ребёнка

Хорошие качества у малышей неустойчивы и нуждаются в поддержке и укреплении.

Истинная природа ребёнка – это нежность, жалостливость, незлобность, искренность. Однако эти хорошие качества у малышей неустойчивы и нуждаются в поддержке и укреплении. Родители должны приложить усилия, чтобы сохранить и развить эту прирождённую доброту в ребёнке, помочь малышу найти средства для борьбы с негативными проявлениями его характера, сформировать нужное качество, именуемое «совестью». На этом пути и может помочь религиозное воспитание, осуществляемое на основе мудрости той конфессии, которая принята в семье ребёнка. Это и будет залогом правильного формирования духовной жизни малыша.

С чего начать? Как начать воспитывать, опираясь на религию, правильно?

  1. Воспитывайте, опираясь на веру ребёнка в Бога и формируя отношение к Нему.
  2. Не забывайте, что вера в Бога, его любовь в Нему – это ключ к формированию всех лучших качеств ребёнка: доброты, сострадания, сочувствия, раскаяния, взаимопомощи, жалости, стыда, желания быть лучше и т. д.
  3. Помните, что 3-4 летнему крохе уже доступны понятия о добре и зле. Просто преподносить их нужно в доступной, приемлемой форме для ребёнка.
  4. Понимайте религиозное воспитание как средство решения некоторых принципиальных вопросов, которые ребёнку не объяснишь иным способом: о категориях «добро» и «зло», о сотворении мира, о смысле жизни и т. д.

«Священнослужители утверждают, что вера в Бога даётся человеку при рождении, именно поэтому она является понятной и доступной всем людям – и детям, и взрослым, и простым крестьянам, и выдающимся учёным».

Религиозное воспитание в семье, его средства

Верующие родители могут корректировать характер ребёнка с помощью средств религиозного воздействия.

Религиозное воспитание в семье начинается с того, чтобы научить ребёнка слушаться. Чем раньше малыша мы этому научим, тем проще будет воспитывать его дальше. Вначале просто: запретил и всё. А потом? Иногда у нас не хватает слов и доводов, почему нельзя то или иное. В таких ситуациях родители могут прибегнуть к двум вариантам. В первом случае они используют наказание. Однако если его применять часто, сделав основным способом воспитания, то оно может породить в душе ребёнка упрямство, неподчинение, озлобленность, скрытность, недоверие. Во втором случае можно использовать религиозный способ воспитания, который будет действовать более эффективно. В этом случае родителям незачем наказывать ребёнка, достаточно пояснить, что требуемые правила – не их выдумка, а того требует Господь Бог (Высшая сила). Верующие родители скажут: «Не поступай так – Боженька этого не одобрит…». Постепенно можно приучить ребёнка к ощущению, что Бог наблюдает за всеми действиями ребёнка, и это может стать более гуманным способом воздействия на поведения ребёнка в целях воспитания.

Воспитывая ребёнка, религиозные родители также расскажут ему, что за хорошее поведение Бог вознаграждает, в сложных полезных делах – помогает, оберегает, приносит удачу. Поэтому они учат ребёнка молиться, говорить с Богом о своих трудностях, а также благодарить Бога за все блага.

По мере развития детей, верующие родители могут корректировать характер ребёнка с помощью средств религиозного воздействия:

  • совместного чтения и обсуждения религиозной литературы
  • посещения храмов
  • соблюдения священных дней
  • отмечание традиционных праздников.

«Как в любом воспитании, и особенно в религиозном, большое значение имеет личный положительный пример родителей. Оберегайте семейные традиции и старайтесь, чтобы влияние семьи на формирование характера ребёнка было преобладающим».

Тенденции современной жизни таковы, что родители сегодня привыкли довольствоваться чисто внешними достижениями ребёнка, практически не обращая внимания на то, какие изменения происходят в его душе. Внутренние достижения (усовершенствование душевных качеств) не менее важны достижений внешних. Такое развитие происходит в семьях, где между родителями и детьми существует тесная душевная связь. Чтобы установить такую связь, необходимо постоянно общаться с детьми, вовлекать их в мир семейных проблем и забот, возлагать на них ответственность за посильные дела на благо семьи. Хорошо, если родители сумеют добиться того, чтобы дети охотно принимали участие в семейных делах не по принуждению, а по зову сердца: тогда можно считать, что духовная работа состоялась. Как этого достичь?

«Совет. Чтобы научить ребёнка искренне помогать родителям, нужно создать в доме благоприятную доверительную атмосферу между детьми и родителями, не унижая достоинства ребёнка».

Подросшие дети (средние и старшие школьники) всё чаще задумываются о том, что у них в душе. Здесь важно не пропустить момент, быть внимательным к ребёнку, иначе отсутствие ответов на его вопросы может резко смениться на равнодушие и враждебность к внешнему миру.

И в первом, и во втором случае на помощь придут средства религиозного воспитания: беседы о Высшей Силе, о добродетели, рассмотрение поступков и ситуаций.

Особенности уроков духовности в школе

С религиями можно познакомиться, изучая школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

Теперь в российских школах можно выбрать школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» . Программа содержит шесть направлений, одной из которых родители могут выбрать для своего ребёнка в зависимости от взглядов и верований:

  • «Основы мировых религиозных культур»
  • «Основы светской этики»
  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы буддийской культуры».

Этот школьный предмет разработан Министерством образования и науки с целью формирования более глубокого понимания национальной культуры региона, в котором проживает ученик, и воспитания нравственных ценностей. Курс был разработан поликонфессиональной группой с учётом особенностей основных мировых религий, верующие которых проживают на территории России. Создание этого курса продиктовано настроением современности: времени, когда утрачены многие идеалы, и когда важно воспитать духовность у подрастающего поколения. Ребёнок, не имеющий моральных ориентиров, легко может стать жертвой дурного влияния. А мировые религии будут основой нравственности и этики школьника, его ценностей, психического здоровья. В процессе обучения дети одного из модулей этого курса дети учатся быть толерантными, патриотичными, по- настоящему культурными и воспитанными; они учатся уважительно относиться к разным религиям и культурам.

Курс разработан таким образом, чтобы не навязывать ученику ту или иную религию, а показав разнообразие и познакомив с традициями, привить ему глобальные ценности, присущие всем конфессиям: ценность жизни и семьи, верность, долг, честность, трудолюбие и т. д.

Смотрите видео о том, как проходят уроки религиозного воспитания в школе

Трудности религиозного воспитания детей

Главная проблема , которая лежит в основе правильного воспитания детей, считают священнослужители, - это ослабление веры родителей, что ведёт к многочисленным сложностям в семье, в том числе и к ослаблению ценности семьи, её разрыву. Семейный кризис, в основе которого неверие, негативно влияет на становление личности ребёнка. На его глазах меняются ценности, он может стать чёрствым, неуверенным в себе, депрессивно настроенным, бесцельным.

Родителям важно понять то, чтобы правильно воспитать ребёнка, следует духовные ценности семьи ставить выше материального благополучия. Именно благодаря таким установкам можно правильно воспитывать и растить детей, передавая им вековую мудрость и демонстрируя свой положительный пример. Многие религии указывают на то, что гораздо лучше жить небогато, не зато, не ссорясь и радуясь, чем роскошно, но с унижениями, скандалами и жестокостью. Именно вера помогает родителям находить общий язык между собой и детьми, укрепляя семью и привлекая удачу.

Чтобы воспитание детей давалось легче, родителям следует обратить внимание на:

  • атмосферу в семье
  • отношения между супругами
  • что и сколько дети смотрят по ТВ, какую музыку слушают, чем увлекаются
  • сохранение семейных традиций.

Вера помогает родителям находить общий язык между собой и детьми, укрепляя семью и привлекая удачу.

Дорогие родители, знайте, что при всех трудностях, подстерегающих вас при воспитании детей, есть и нечто положительное: обучая ребёнка уму-разуму, вы растёте духовно сами. Заботьтесь о детях, ищите гуманные способы их воспитания, передавайте им доступную мудрость и помните, что если что-то не получается – поможет вера.

Введение

Глава 1. Теоретические основы религиозного воспитания

1.1 Понятие религиозного воспитания

1.2 Задачи и средства религиозного воспитания

Выводы по 1 главе

Глава 2. Исследование влияния семьи на религиозное воспитание детей

2.1. Семья как орган религиозного воспитания

2.2 Исследование уровня религиозного воззрения семьи

Выводы по 2 главе

Список литературы

Приложение


Введение

Актуальность исследования

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно здесь под влиянием сложившегося окружения начинает происходить формирование его будущего характера. То, что ребенок в детские годы приобретает в домашнем окружении, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Как быть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себе очень часто. Люди, по привычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции. Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие научных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией. Одни осознают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представлениями о вере, поэтому не считают нужным давать детям какое-то особое религиозное образование. Другие, независимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Эти родители считают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма. Несмотря на различные мнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а именно - всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими представлениями о нормах морали и хорошего поведения. Верующие люди к тому же убеждены, что их вера и молитвы - большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолевать сложности жизни.

Однако, необходимо заметить, что феномен религиозности относится к одному из массовых и стойких общественных явлений. И сегодня можно наблюдать значительное усиление интереса к религии не только в самых разнообразных социальных странах, но и в семьях, где велика власть культурных традиций. Кроме этого деятельность религиозных организаций России, связанная с сохранением традиций и ценностей народа (а главной ценностью часто выступает семья), сопровождается активным неприятием ныне пропагандируемых установок общества потребления, индивидуалистических, прагматических ориентации. И сегодня религия становится одним из основных признаков этнического самосознания.

Объект исследования: семья как фундаментальный социальный институт.

Предмет исследования : педагогические условия воспитательного процесса в семье.

Цель работы: изучить особенности религиозного воспитания детей в семье.

Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что религиозное воспитание в семье будет организовано успешно, если:

· высок уровень религиозной воспитанности родителей;

· будет основываться на традициях духовности;

· учтены особенности социокультурного окружения детей;

Задачи исследования :

1. Раскрыть сущность понятия «религиозное воспитание».

2. Определить задачи и средства религиозного воспитания.

3. Выявить влияние религиозного учения на воспитание ребенка в семье.

В работе были использованы следующие методы исследования :

1. Теоретические: анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические:

· анкетирование;

· метод обработки данных

Методологической основой исследования являются философско-педагогическая концепция В.В.Зеньковского, А.В.Мудрика.

Экспериментальная база : 10 семей русской национальности.

Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения. Общий объём работы составляет 38 печатных листа.


Глава 1. Теоретические основы религиозного воспитания в семье

1.1 Понятие о религиозном воспитании

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом. Тем не менее в отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание».

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют: воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.) . Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие - нравственное, религиозное, трудовое, эстетическое воспитание, третьи - добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание. Процесс религиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себя несколько измерений, которые в равной степени необходимы для формирования целостной личности. Иными словами, в религиозном воспитании важно то, что в современной педагогике называется холистическим, то есть целостным подходом. Какие же аспекты включает в себя холистический подход применительно к воспитанию в духе религиозной традиции? Несомненно, в процессе религиозного воспитания очень важным является привитие навыков благочестия, религиозного образа жизни, в том числе во внешних формах и проявлениях. Подлинное воспитание должно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в него Богом; в каждом своем поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное место занимает Бог.

Главным вопросом воспитания, таким образом, становится вопрос формирования мировоззрения . Именно такой холистический подход к воспитанию важен в современной России. Сегодня, согласно статистике, свыше 60% населения нашей страны тем или иными образом связывают себя с православной традицией. Однако процент тех, кто регулярно ходит в храм, значительно меньше. В связи с этим важно понять, что следование определенным нормам жизни, диктуемым православной традицией, - это не только принятие «православной бытовой субкультуры», которая связана с внешними формами религиозной жизни: бытом, лексиконом, способом одеваться и т.д. Религиозное воспитание не может быть направлено лишь на включение человека в эту субкультуру. Само по себе это включение, конечно, важно, однако его недостаточно, поскольку значительное количество наших соотечественников, которые хотя и идентифицируют себя с Православием, тем не менее, не достаточно воцерковлены и поэтому окажутся невосприимчивыми к такому религиозному воспитанию. Тому большинству наших соотечественников, которые хотя и не ведут пока активной церковной жизни, тем не менее, ассоциируют себя с православной традицией, важно получить некую мировоззренческую опору в жизни. Это и должно стать целью современного религиозного образования и воспитания .

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях, или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.) .

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический .

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяет следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь .

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме .

9. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. - М., 1989.

10. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. - 1998. - № 4. - С. 2

11. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999. - 184 с.

12. Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. - Минск, 1971.

13. Отец в семье: Книга для родителей. - М., 1970.

14. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасиситого. - М.: Пед. общество России, 1998. - 640 с.

15. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 256 с.

16. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. - М., 1987.

17. Феоктистова Т., Шитякова Н. О программе духовно-нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 6. - С. 7 - 11.

18. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с.

19.Чернов М.И. Русская православная церковь: прошлое и настоящее // Советская педагогика. – 1988 №6 с.117-121
Приложение

Анкета для родителей

1. Считаете ли вы свою семью религиозной?

2. Какую роль играет религия в жизни Вашей семьи?

· Полезную

· Нейтральную

· Вредную

· Затрудняюсь ответить

3. Отмечают ли в Вашей семье православные праздники?

4. Какие из православных обрядов совершались в вашей семье?

· Крещение

· Венчание

· Исповедь

5. Все ли члены вашей семьи соблюдают пост?

6. Как часто в вашей семье читают религиозную литературу?

· Никогда

7. Кто-нибудь из членов Вашей семьи посещали воскресную школу?

8. Кто Вам помог прийти к вере?

· Родители

9.Как часто вы посещаете церковные службы?

· Время от времени

· Очень редко

· Никогда

10. Считаете ли вы религиозное воспитание обязательным в семье?

· Затрудняюсь с ответом

11. На чем, по Вашему мнению, должно основываться религиозное воспитание ребенка?

· На посещении духовных школ.

· На духовных семейных традициях.

12. Зависит ли воспитательный процесс в семье от уровня религиозности родителей?