Что чернь в древней руси. Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение

Во второй половине XVIII - XIX веке изделия из серебра выпускались в исторически сложившихся центрах обработки металла, таких как город Великий Устюг, село Красное на Волге, село Павлово на Оке, уральские мануфактуры Демидовых и Осокиных. В советское время традиции народных промыслов поддерживались работами известных художников ювелирных заводов „Северная чернь" и „Красносельский ювелир".

Великоустюжская чернь

В качестве востребованных серебряных предметов преобладали серебряные табакерки, браслеты, кубки и шкатулки, узор на которых выполнялся способом чернения по серебру. Им издавна владели мастера Великого Устюга. Они разработали свой секрет состава черни и создали оригинальный стиль местного ювелирного искусства.

Табакерка. Серебро. 1794. Великий Устюг
Табакерка. Серебро. 1847. Великий Устюг

Среди черневых изделий устюгских ювелиров выделяется круглая табакерка с изображением на крышке карты Вологодского наместничества. На дне ее размещен текст с подробными статистическими данными об этом крае, на боковых стенках в четырех фигурных картушах - гербы городов. Табакерка датирована 1794 г. и принадлежит к числу самых ранних изделий подобного характера.

Изображение географической карты, четкие контуры извилистых рек, миниатюрных строений, гербы городов и надписи придают произведению особую значительность. Мастерство владения различными техническими приемами сказалось в сочетании углубленного „оброном" края с золоченым фоном, на котором выделяются плоскостный черневой узор и четкая штриховка. Декоративный узор подчеркивает устойчивость и вместе с тем легкость и строгость формы предмета, что соответствует стилю времени - классицизму. Имя мастера, выполнившего табакерку, нам не известно. Возможно, это был Иван Жилин, неоднократно создававший такие изделия.

На крышке другой табакерки - памятник Петру I в Петербурге. Трактовка изображения Медного всадника очень индивидуальна. В ней мастер по-своему интерпретирует печатную гравюру.


В.А.Якушева-Угловская. Шкатулка "Цветы". 1960. Великий Устюг
Е.П.Шильниковский. Пудреница "Великий Устюг". 1957. Великий Устюг
Государственный Русский музей

Одним из самых любимых изображений у местных мастеров не только прошлого, но и современных была панорама родного города. Пудреница „Великий Устюг", выполненная заслуженным деятелем искусств РСФСР Е. П. Шильниковским, относится к числу наиболее совершенных его произведений. На ней традиционное изображение панорамы Великого Устюга со стороны реки Сухоны.


Е.Ф.Тропина. Чарочка "Великий Устюг". 1967. Великий Устюг
Е.Ф.Тропина. Чарочка. 1971. Великий Устюг
Государственный Русский музей

Иное решение получил этот мотив в творчестве заслуженной художницы РСФСР Е. Ф. Тропиной. На чарочке „Великий Устюг" она использует позолоту, покрывает ее рельефной штриховкой, что придает черневому узору большую выразительность.

Обращаясь к традициям многих устюгских мастеров-ювелиров XVIII в., художники фабрики „Северная чернь" разработали новые приемы орнаментации. Серебристый узор из цветов и листьев мерцает на бархатистом черневом фоне шкатулки В.А.Якушевой-Угловской „Цветы".

Красносельская скань

Образ весны, обновления природы воплотил в декоративной вазе „Весна" заслуженный художник РСФСР П.И. Чулков. Он потомственный мастер другого известного центра ювелирного искусства - села Красное на Волге. Ваза выполнена из сложно перевитых металлических нитей.


П.И.Чулков. Ваза "Весна". 1974. Красное Костромской обл.
Государственный Русский музей


П.И.Чулков. Ваза "Весна". Деталь. 1974. Красное Костромской обл.
Государственный Русский музей

Такая техника называется филигранью или ювелирной сканью (от слова „скать" свивать). Узор вазы Чулкова создан из густосплетенных цветов, трав и листьев. Они образуют своеобразную округлую форму вазы, напоминающую луковицу. Непрерывный узор вьется снизу вверх и переходит в узкое горло. В четком ажурном плетении легко читается рисунок, в котором традиционная техника скани дополнена вкраплением металлических шариков зерни.

В уникальных произведениях художников традиционных народных промыслов обработки металла сохраняются и развиваются давние приемы мастерства, художественные принципы местного искусства, создаются изделия, созвучные новому времени.

Н. С. Григорьева

Литература:
. Н.С. Григорьева. Художественная обработка металлов - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
. М.М. Постникова-Лосева. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI - Х1Хвв. М., 1974.
. Т.Г. Гольдберг. Черневое серебро Великого Устюга. М., 1952.

Для создания поистине потрясающих украшений мастера древности использовали множество необычных техник. Каждая из них делала создаваемый предмет особенным и неповторимым. И только от опыта и мастерства ювелира зависело качество украшений, ведь некоторые техники требовали аккуратности и точности движений. Одними из наиболее сложных способов украшения предметов обихода являлась скань, особенно почитаемая в Древней Руси.

Что значит слово «скань»?

Этот термин происходит от древнерусского «съкати», что означает «свивать» или «скручивать». Другое название этой ювелирной техники имеет латинские корни и звучит как «филигрань» (от filum и granum, что означает нить и зерно).

Скань (филигрань) является техникой изготовления разнообразных ювелирных изделий благодаря спаиванию узоров из металлической проволоки .

Разновидности филиграни

Есть множество способов разнообразить технику скани: использование эмали и драгоценных камней, нанесение узоров из проволоки на чернь или комбинация техник филиграни. Всего выделяют 3 основных вида этого ювелирного искусства:

Техника филиграни из благородных металлов способна образовать красочные сочетания с различными материалами : драгоценными и полудрагоценными камнями, эмалью, чернёным серебром, стеклом и деревом. Разнообразие различных вставок в орнаменты скани требовало высокого уровня умения работы с металлами. К примеру, для дополнения украшения чернью, требовалось обсыпать сплавом нескольких металлов изделие и произвести его обжиг, чтобы расплавленная чернь заполнила рельефный узор. Изначально мастера скани предпочитали исключительно драгоценные металлы вроде золота и серебра, отдавая преимущество первому из-за нескольких его особенностей:

История филиграни

Эта ювелирная техника пришла в современность из глубины веков, подвергнувшись минимальным изменениям. И по сей день при изготовлении украшений мастера используют ту же технологию , что и их предшественники столетия назад.

Сканное искусство известно со II века нашей эры. За свою долгую историю, длящуюся уже более 900 лет, филигрань только усложнялась: глухая техника преобразовалась в ажурную, а вместо мягких драгоценных металлов начали использовать даже тугоплавкую сталь.

В Древней Руси искусство скани впервые упоминается в IX веке . Ажурную технику скани в то время ещё не использовали, предпочитая ей зернь, то есть напаивание на ювелирные украшения или друг на друга множество шариков из металла и составление из них сложного узора. Ажурная скань, то есть составление узоров из металлической проволоки без какого-либо фона, стала применяться с XII века. Тогда же началось усложнение техники путём украшения изделий из скани драгоценными камнями и эмалью.

Сюжеты, выполняемые филигранными техниками, сильно зависели от окружающей действительности. Они не были статичными и менялись тогда, когда менялось общество, чутко реагируя на привнесение в Древнюю Русь влияний других стран и стилей искусства.

Возрастающая потребность во всё более и более сложных узорах скани подстёгивала мастеров к улучшению навыков. Сохранившиеся с XVI века пуговицы, украшенные тончайшим узором металла, до сих пор поражают воображение. Считалось, что чем тоньше и замысловатее узор скани, тем более благородным и уникальным является ювелирное изделие.

Расцвет филиграни приходится на период с XVIII по XIX век. Именно в это время она стала восприниматься как вид ювелирного искусства и применяться не только для создания украшений, но и для росписи небольших предметов. Все сканные изделия, вне зависимости от того, являлись ли они объёмными панно или всего лишь небольшими портсигарами, выполнялись вручную , хотя спрос на филигрань был очень высок.

Филигрань является тем искусством, которое почти не пострадало во времена СССР. Связано это было прежде всего с тем, что скань была объявлена национальным достоянием и народным историческим промыслом . Это позволило ей продолжить своё развитие, пусть и в других темпах.

На нынешний момент создаются сканные вазы и скульптуры различных размеров. Для приобретения достойно выполненного украшения, созданного в этой технике, ювелиры советуют чаще посещать различные выставки ювелирных изделий ручной работы.


Во времена, когда не было масштабного ювелирного производства, когда украшения считались роскошью, на Руси зародилась скань. Уникальная техника художественной обработки металлов передавалась из поколения в поколение, сохраняя старинные секреты плетения драгоценного кружева.

Скань и филигрань

Зачастую у людей, далёких от ювелирного производства, возникает вопрос: чем же отличается скань от филиграни?

Термин «филигрань» имеет латинские корни и происходит от двух слов filum — нить и granum — зерно. В нашей стране этот декоративный способ обработки металла приобрёл не только неповторимый русский колорит, но и другое название — скань (от древнерусского «съкати» — свивать, скручивать). В ювелирном деле оба понятия означают особую технику изготовления изделий путём спаивания тонкой проволоки из драгоценных металлов в узор. Часто сканные украшения дополняются эмалью, камнями и зернью — мелкими золотыми или серебряными шариками.



Из истории скани

На Руси техника скани имеет многовековую историю. Ещё в IX-X столетиях для декорирования украшений стали использовать зернь. Позднее, в XII-XVI веках, помимо напайной скани стала применяться и ажурная филигрань, которая дополнялась камнями, эмалью и даже деревом. Наиболее древние филигранные творения этого периода — «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы» — ныне хранятся в Оружейной палате.


Расцвет русской скани приходится на XVIII-XIX века, когда она приобретает статус ювелирного искусства. В это время в технике филиграни создают не только небольшие предметы (вазы, шкатулки, портсигары), но и объёмные декоративные панно. Производство сканных изделий приобретает промышленные масштабы: на ювелирных фабриках изготавливается посуда, церковная утварь и различные аксессуары. И всё же каждое такое украшение создавалось вручную.














В XX веке стиль модерн предъявляет новые требования к ювелирной моде. Разрабатываются другие способы декорирования украшений, механизируются некоторые процессы изготовления изделий. Однако при всём многообразии технологий ювелирного производства , способы изготовления сканных изделий остаются традиционными.

Разновидности скани

В зависимости от выбранной техники, выделяется несколько разновидностей филиграни.

При применении напайной скани получившийся узор накладывается на металлическую основу.

Ажурная скань — способ изготовления филиграни, при котором декоративные элементы спаиваются между собой без фона, образуя металлическое кружево.




Объёмная скань применяется при создании таких предметов, как вазы, кубки, шкатулки, фигуры животных и др. Эти изделия изготавливаются из отдельных частей, которые затем соединяют в единую композицию.

Как плетётся сканное кружево

Для создания сканных шедевров, похожих на морозное кружево, не требуется большого количества инструментов или высокотехнологичного оборудования. Гораздо важнее здесь мастерство и талант специалиста, выполняющего поистине ювелирную работу.



Заранее развальцованную проволоку сортируют по толщине, скручивают или оставляют гладкой в зависимости от дизайнерской задумки.


Выкладка элементов по рисунку

Скань набирается исключительно вручную. Интересно, что невероятно нежное филигранное кружево складывается всего лишь из нескольких традиционных элементов, самыми распространёнными из которых являются колечко, шестерёнка, завивка, зубчик, репейчик и травочка.


Наиболее распространенные элементы скани

Нарисованный на бумаге узор выполняется из металлической проволоки и приклеивается на эскиз. Элементы должны быть абсолютно идентичными, именно поэтому необходимым условием работы является создание эскиза изделия в натуральную величину.


Далее наклеенные детали спаиваются между собой, образуя более крупные элементы. Под влиянием пламени бумага сгорает, а металлический узор остаётся. Это не менее кропотливый процесс, так как в случае слишком долгого или слишком сильного температурного воздействия уничтожится не только бумага, но и тонкое сканное кружево.

Для придания металлу особого блеска детали опускаются в специальный химический раствор, полируются и только потом соединяются.

Скань в современности

В наше время сканные изделия считаются шедевром ювелирного искусства и атрибутом высокой моды

В начале 2014 года мир моды потрясла зимняя коллекция аксессуаров от Dolce&Gabbana. Одной из дизайнерских находок стали сумки и туфли, декорированные под золотую скань. В «филигранных» усыпанных камнями аксессуарах кружево зазвучало по-новому, сохранив при этом богатство и роскошь старинной ювелирной техники. Эта коллекция стала знаковым событием, поднявшим скань в ранг высокой моды.


Совершенство природных форм вдохновило мастеров компании SOKOLOV на создание серебряных филигранных соколов, ставших символами бренда. Невероятной красоты узоры кажутся нерукотворными, поражают утончённостью и невесомостью. Воплощение красоты и изящной лёгкости свободолюбивой птицы стало возможным благодаря сочетанию старинных секретов изготовления скани и непревзойдённого мастерства ювелиров.




Элементы сканного изделия



На вопрос что такое витраж? коротка своими словами! 1 витраж 2 зернь 3 скань 4 чернь 5 филинрань 6 финифть 7 эмаль 8 фреска спс заданный автором DRAGONE лучший ответ это витраж-окно из цветного стекла
зернь-мелкие ювелирные шарики на скани (создают орнамент)
скань-вид техники для ювелирных изделий
чернь-сплав серебра вроде
филиГрань тоже самое что скань
финифть-прикладное искусство: эмаль окрашивается сплавами и металами
эмаль-тонкое стекловидное покрытие
фреска-живопись по сырой штукатурке
Источник: училась в художке (понятия трактовала своими словами, так что могут быть не очень корректными)

Ответ от Евровидение [гуру]
Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.
Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.
Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.
Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.
Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.


Ответ от трудоспособный [активный]
Витраж-мозаика из цветного стекла, скрепленного свинцовыми полосами. используется в изделиях, пропускающих свет (окна, двери, светильники)
Зернь-крошечные металлические шарики, напаиваются на кручёную проволоку, образующую орнамент
Скань-узор из перевитой металлической проволоки (на которую зернь и напаивается)
Чернь-сплав серебра со специальными химическими компонентами, наносится на гравированную поверхность, обжигается- в результате чего орнамент приобретает чёрный или тёмно-серый цвет
Филигрань- то же, что и скань (разное происхождение слов филигрань из латыни, скань-славянская лексика)
Финифть-на Руси так называли эмали
Эмаль-красочное, стекловидное покрытие, получаемое путём обжига стекловидного порошка
Всё вышеперечисленное относится к русской технике изготовления финифти (она же перегородчатая эмаль) . Интересно, как сюда фреску (роспись по сырой штукатурке) занесло? Хотя, всё это относится к искусству древней Руси.

Ювелирное искусство ценилось всегда. И не столько из-за немалой стоимости используемых материалов, сколько из-за искусного или филигранного исполнения ювелирных шедевров, из-за высокой техники художественной обработки изделия. Одним из видов этой техники и является скань.

Скань или филигрань?

По сути, эти два слова обозначат одно и то же. Только первое - исконно русское - обозначает «свивать», «скручивать нитки». Второе - европейского происхождения, точнее латинского, в его основе лежат слова «нить» и «зерно».

Так что скань - это определенный способ выполнения узорных изделий из тонкой проволоки, которая вытянута из драгоценных металлов (серебра, платины, золота). В результате чего получаются, попросту говоря, проволочные кружева.

Для часто применяют так называемую зернь - маленькие шарики. Они тоже из драгоценных металлов - серебра, золота.

Происхождение скани

Как ни удивительно, но она, зародившись в глубокой древности, продолжает использоваться в современности практически в таком же виде. Неправильно думать, что скань (филигрань) появилась впервые в Древней Руси. Это не так. Памятники 6-4-го веков до н. э., принадлежащие Греции, Египту, доказывают высокий уровень владения этим видом ювелирной техники. Однако метода волочения для получения проволоки в глубокой древности не знали. Ее делали из металлического стержня путем ковки и полировки. На Руси волоченая скань получила распространение в 10-м веке. Приблизительно тогда же начали применять в сканных изделиях зернь. И только в 15-16-м веках в ход пошли очень разные материалы: эмаль, драгоценные камни, дерево.

Русский промысел

Скань в Древней Руси - это своего рода визитная карточка самобытного русского Эта техника широко использовалась для изготовления не только украшений, но и окладов священных книг и икон, оружия, предметов обихода. К примеру, сканью украшали даже сафьяновые сапоги.

В 17-м веке открывались на Руси специальные мастерские, в которых занимались изготовлением делом). А при монастырях, в княжеских имениях открывались мастерские, в которых работали настоящие таланты филигранного дела. Известнейшими мастерами тех времен летописные источники называют Ивана Фомина и Амвросия.

Скань - это очень дорогостоящие изделия, которые были доступны только богатым людям. Ведь это была ручная тонкая работа, требующая от мастера накопленного годами опыта, в котором и заключались тайны мастерства.

Периоды расцвета и упадка

В 18-19-м веках скань на Руси переживает период расцвета. Ассортимент изделий, выполненных в этой ювелирной технике, постоянно расширяется. Мастерские появляются во многих городах, а вскоре налаживается фабричное производство сканных изделий.

Начало 20-го века по вполне понятным причинам было периодом упадка - войны, революции... Конечно же, было не до ювелирного искусства.

Однако в Советской России оно опять возрождается. И до такой степени, что завоевывает мировую известность. В 1937 году на выставке в Париже изделия мастеров из артели «Красносельский кустарь» получили золотую медаль, демонстрировались они и на выставке в Нью-Йорке (1939 год).

Ценились также изделия мастеров из села Казачково (Нижегородской области), поселка Мстера (Владимировской области), города Приволжска (Ивановской области).

Со временем появились большие фабричные производства ювелирных изделий из скани в Москве, Ленинграде и других городах.

Виды ювелирной скани

В зависимости от способа выполнения изделий скань бывает трех видов. В напайной скани на металлическую основу напаивается узор из проволоки.

В ажурной скани основа отсутствует, проволочные узоры скрепляются друг с другом, и получаются металлические кружева. Именно ажурную скань за границей часто называют русской филигранью.

Третий вид - это объемная скань. Как правило, это изделия, состоящие из нескольких частей. Так вот эти части тоже техникой скани выполняются отдельно, а потом соединяются в единое целое. Это могут быть, к примеру, фигурки зверей, поднос, ваза, подстаканник. Скань придает этим изделиям изысканность и неповторимость.

Материалы для скани

С давних времен считалось, что для скани подходят лучше всего серебро и золото. Эти благородные мягкие и без примесей металлы легко вытягиваются в проволоку. К примеру, нить, которую можно сделать из 1 грамма золота, составит в длину около 2500 метров.

Однако сканные изделия, которые получаются из драгоценных металлов, очень дорогие, поэтому для их удешевления начали использовать другие материалы.

В первую очередь медь, потому что она обладает высокой пластичностью и мягкостью. К тому же медную нить легко посеребрить или позолотить.

Используются также алюминий, мельхиор, латунь и некоторые другие металлы. Главное, чтобы была возможность вытянуть из них тонкую проволоку. Ведь скань - это изделия, состоящие из проволочных узоров.

Техника скани требует мастерства

Действительно, каждый мастер-сканщик имеет свои секреты мастерства. Даже сейчас, когда появилось фабричное производство таких изделий, доля ручного труда остается большой. И от мастера, от искусного художника зависит, насколько качественной и прелестной окажется вещь, выполненная техникой скани.

Толщина проволоки для различных элементов изделия, количество и состав припая, продолжительность обжига проволоки… Очень много секретов у каждого мастера. Однако основные этапы работы остаются неизменными. На производстве самих проволочных нитей останавливаться не стоит. Скань - это все же непосредственно выполнение изделия, или даже сотворение произведения искусства.

Отсортировав проволоку по толщине, мастер ее скручивает либо оставляет гладкой - все зависит от изделия, над которым он начинает работу. Кстати, прежде чем ее начать, он должен сделать эскиз в натуральную величину изделия. Работа проводится над каждой деталью отдельно. Они выгибаются строго по эскизу. Для мелких применяются специальные инструменты типа пинцета, а с крупными можно справиться пальцами. При выполнении ажурных узоров детали сначала наклеиваются на эскиз, а затем спаиваются между собой. Бумага, на которую нанесен эскиз, при пайке сгорает, в результате остается только изделие.

Напайная скань сразу крепится на металлическую основу.

Заключительной процедурой становится посеребрение вещи и ее полировка.

Придание оригинальности

Чтобы придать изделию из скани оригинальность, применяют специальные техники.

Первая - это использование зерни, мелких шариков. Они напаиваются уже на готовое изделие в специально подготовленные углубления. И сразу же придают вещи нарядность и изысканность.

Еще интереснее поможет сделать скань чернь. Что это такое? Графический узор, нанесенный на изделие, посыпается сплавом олова, меди, свинца, серы, серебра. Затем проводится обжиг, чернь плавится, и рисунок заполняется этим составом.

Нельзя не упомнить такую технику, как эмалирование. Здесь используется стекловидная масса, которой покрывается изделие. Эмаль бывает очень разная. Самая интересная, пожалуй, расписная, так называемая финифть. Скань расписывается разноцветными красками, которые закрепляются обжигом.

В заключение тем, кто хочет приобрести настоящие филигранные изделия, можно посоветовать почаще посещать специальные ювелирные выставки. Там и ассортимент приличный, и можно встретить настоящие произведения искусства из скани.