Как видят двухмесячные дети. Всего два месяца на свете: что должен уметь ребенок

Ребенку уже два месяца… Несмотря на то, что этап новорожденности пройден, организм малыша продолжает развиваться. Причем это происходит настолько быстро, что родители не перестают удивляться появлению новых способностей у крохи.

Физическое развитие

На втором месяце жизни малыш заметно набирает вес и дает значительную прибавку в росте. О многих детях в этот период можно сказать, что они растут буквально на глазах. Подобный стремительный рост организма малыша должен непременно подкрепляться соответствующим количеством энергии.

Ребенок в 2 месяца спит в среднем 18-20 часов за сутки. Но каждый малыш индивидуален, поэтому не стоит бить тревогу, если кроха бодрствует немного больше или меньше. В два месяца ребенок хорошо и часто кушает — особенно это касается детей на грудном вскармливании, которые едят по требованию. Такие малыши могут прикладываться к груди несколько десятков раз за сутки, высасывая необходимое им количество молока.

Сегодня многие специалисты рекомендуют не вводить количественных ограничений по кормлению, поскольку дети сами чувствуют, сколько и когда им есть. Поэтому если ваш малыш хорошо кушает и достаточно спит, вам не о чем волноваться. Если же физическое развитие ребенка в 2 месяца жизни сильно отстает от нормы, врач может посоветовать вам введение докорма или соответствующее лечение.

Двигательные навыки

В этом возрасте ребенок уже может самостоятельно поднимать голову, держать ее вертикально несколько секунд, а также приподнимать и удерживать, лежа на животе. Ножки и ручки малыша расслаблены, он может вытянуть их в разные стороны. Родители замечают, непроизвольное подергивание мускул у крохи заметно снизилось по сравнению с первым месяцем. В 2 месяца малыш может уже недолго удерживать в руках предметы – погремушку, пустышку и пр. Можно также наблюдать, что ребенок начинает бесцельно стучать ручками по кроватке или по себе.

2 месячный ребенок – развитие психическое и эмоциональное

В этот период малыш может гораздо увереннее пользоваться органами, отвечающими за коммуникацию, по сравнению с первым месяцем жизни. Ребенок уже осознанно ловит взгляды родителей и улавливает их движения. Если он увидит интересный для него объект на расстоянии до полуметра, то он может сфокусировать на нем взгляд. Подобное сосредоточение зрения является безусловным прогрессом в развитии младенца.

Помимо этого, ребенок уже может внимательно наблюдать за движущимися объектами. Причем теперь он умеет делать это не только с помощью движения глазами, но и поворотом головы в нужном направлении. Если вы не замечаете подобного прогресса, то проведите эксперимент: поводите перед глазками крохи какой-нибудь яркой игрушкой.

Помимо развития органов зрения, у малыша идет активная динамика в развитии его эмоционального состояния. Теперь кроха уже способен реагировать на ласковое обращение взрослых, умилительно «расплываясь» в улыбке. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют радовать своих родителей не только улыбкой, но и заливистым смехом.

2 месячный ребенок, развитие которого идет невероятно быстрыми темпами, может различать живые и неживые объекты. Поэтому, когда малыш видит другого ребенка или какое-нибудь животное, то его внимание будет приковано именно к «живому» объекту, а не к любимой игрушке.

Многие родители отмечают, что по достижении малышом двухмесячного возраста, он уже начинает произносить свое первое «Агу-ау-ха-хэ» и т.д. Подобное гуление может быть спокойным и тихим, но некоторые детки, радуясь собственным успехам, способны на протяжении всего дня громко и задорно повторять новые звуки.

В два месяца малыш уже четко понимает, что позвать на помощь или попросить о чем-либо он может плачем. За первый месяц жизни кроха натренировался и осознал, что после каждого плача мама спешит на помощь. Подобная мыслительная ассоциативная связь у ребенка в дальнейшем будет только развиваться.

Не секрет, что дети чувствуют атмосферу окружающей обстановки и настроение близких. Поэтому любая смена вашего эмоционального фона может погрузить кроху в «глубочайшее раздумье». Малыш будет пристально смотреть на вас, будто сканируя ваши черты лица, а поняв, что вы грустите, может тоже расплакаться.

Слуховое развитие

На втором месяце жизни малыш старается определять местоположение издающего звуки объекта. Например, если вы заведете музыкальную игрушку, потрясете погремушкой или просто включите музыку в другом конце комнаты, кроха сначала сильно сосредоточится, пытаясь определить источник звука, а потом начнет крутить головой, пытаясь увидеть его. Кроме различных «звучащих» объектов, кроху интересуют и голоса окружающих. Поэтому когда вы разговариваете вдали от малыша, он начинает искать вас взглядом.

Мама уже оправилась после родов, выработала четкий режим своей и жизни малыша. В двухмесячном возрасте можно говорить о первых успехах в воспитании и развитии деток, целенаправленных занятиях, играх, активном общении и взаимопонимании.

Особенности развития двухмесячного ребенка

В этом возрасте малыш спит до 18 часов в сутки. Из них беспробудно может спать 6 часов подряд ночью. Весь ночной сон двухлетнего ребенка составляет 9-10 часов. Мама должна помнить, что его череп еще очень мягкий, поэтому необходимо менять положение тела крохи во сне, чтобы избежать деформирования костей. Детки в двухмесячном возрасте различают ночь и день, спят дольше в темное время суток.

На этом этапе развития младенец начинает приспосабливаться к окружающей обстановке. Он все чаще радует маму и папу первой улыбкой. Постепенно она станет просто сияющей, завораживающей при общении с самыми близкими.

Мама всё больше понимает малютку. Чувствует, почему она плачет, что хочет, учится понимать дитя через его плач. Ведь в два месяца даже его интонация меняется, обозначая просьбы и недовольства. Взаимопонимание между малышом и мамой улучшается.

Умственное и физическое развитие ребенка в 2 месяца

По данным отечественных педиатров, в этом возрасте вес мальчиков составляет от 4,2 до 6 кг, рост - от 53,8 до 59, 4 см; вес девочек - от 4,2 до 5,5 кг, рост - от 53,3 до 59,3 см.

Окружность головы мальчишек может быть от 37,4 до 41 сантиметра, девочек - от 36,7 до 39,8 сантиметра.

Что касается данных ВОЗ, то они немного отличаются показателями верхних границ в сторону увеличения.

За второй месяц своей жизни малыш должен набрать четверть своей массы тела на момент веса в один месяц. В цифрах это примерно 800 граммов. Рост за месяц увеличивается на 3-4 сантиметра. Действительно можно констатировать, что дитя развивается по часам, а не по дням. Только до года дети растут такими интенсивными темпами. Активно развиваются все их внутренние органы. Такая стремительность невозможна без надлежащего энергетического обеспечения. За сутки мальчик или девочка съедают порцию пищи, соответствующую одной пятой массы их тела. Здоровый сон и обильное питание - основа физического развития, главные источники энергии.

В возрасте два месяца малыш все увереннее пользуется коммуникативными органами. Он уже может поймать взгляд папы и мамы, потому что его орган зрения способен в течение 20-30 секунд фиксировать взгляд на неподвижном объекте. Это, в первую очередь, близкие, а также игрушки, яркие предметы. Зрительное сосредоточение - главный прогресс развития крохи. Также дитя уже может прослеживать глазами за объектами, которые движутся медленно - это, например, подвешенные над кроваткой игрушки.

В возрасте два месяца малыш уже пытается определять местонахождение звучащего объекта, потому что и орган слуха в этот период тоже активно развивается. Помимо искусственных источников шума его интересуют человеческие голоса. Если тихо и ласково заговорить с крохой, то он повернет головку в вашу сторону.

Существенная динамика наблюдается и в развитии детской эмоциональной сферы. Реагировать на обращение мамы искренней улыбкой ребенок может как раз в два месяца. Карапуз способен также спонтанно смеяться, и в этом прелесть данного возраста!

Умственное и психическое развитие двухмесячного малыша выражается в его гулении. Так называется произношение отдельных звуков. Оно довольно эмоциональное: порой малыш визжит, иногда воркует, булькает.

У ребенка данного возраста уже появляются ассоциативные связи: после плача следует помощь, кормление, контакт с мамой.

Что должны уметь дети в 2 месяца

Итак, в этом возрасте мальчики и девочки должны проявлять такие навыки и умения:

  1. Хорошее удерживание головки в вертикальном положении. Ребенок может ее поворачивать в сторону источника звуков - это реакция на слуховые раздражители, которая четко проявляется на голоса близких людей.
  2. Удерживание головки в позе на животе. Окрепшие мышцы спины позволяют делать это малышу буквально несколько секунд. Порой он отрывает конечности от горизонтальной поверхности, совершая движения, напоминающие плавание.
  3. Улыбка. Развитие эмоциональной сферы крохи проявляется именно такой реакцией. Первая улыбка может появиться во сне. В период бодрствования она выражает радость от общения с взрослыми.
  4. Расширение диапазона эмоциональных реакций. У ребеночка развивается интонация, мимика. Его плач может содержать нотки возмущения, просьб.
  5. Фокусирование взгляда на предмете. Лучшим и любимым объект для рассматривания является лицо мамы.
  6. Улучшение координации движений. Дитя совершает произвольные движения конечностями, зарождается зрительно-направленное доставание. Это обычные попытки дотянуться до игрушки, схватить погремушку, удерживать ее.
  7. Выработка режима дня . Ребенок этого возраста привыкает к череде действий, которые происходят на протяжении суток. Если мама до этого периода еще не приучала свою кроху к распорядку, то выработать его возможно всего лишь за неделю.

Игры и упражнения для развития ребенка в 2 месяца

Итак, физическое развитие крохи происходит быстрыми темпами. Умственное и психомоторное во многом зависит от того, насколько активно мама общается со своим малышом, сколько времени ему уделяет, проводит ли специальные занятия.

В два месяца полезной будет зарядка для пальчиков, поскольку у деток возникают ощупывающие движения, происходит развитие тактильного анализатора. Движения пальцев имеют специфическое значение, поскольку они влияют на развитие нервной деятельности.

Рекомендуется практиковать упражнения рефлекторного типа, то есть использовать хватательный рефлекс. В раскрытую ладонь надо вкладывать маленькие шарики. Они должны быть разными по весу и материалу изготовления. Сначала малыш должен просто их ощупывать, позже их можно привязывать над кроваткой, стимулируя активность крохи, желание дотянуться, пощупать, изучить. Привязывать можно и округлые палочки - они развивают тактильную чувствительность ладоней.

Слуховую активность малыша можно развивать игрой «Где звенит». С этой целью используется колокольчик. Его мама или папа держат на вытянутой руке так, чтобы малыш не видел, а только слышал звук. После двух-трех звоночков ребенку нужно дать время найти глазками источник звука (ним может служить и погремушка).

Также можно порекомендовать уже в этом возрасте на ночь петь крохе колыбельные или включать их на ночь, делая это в одно и то же время. Песенка должна быть спокойной, приятной, она будет способствовать формированию ритуала отхождения малыша ко сну, развивать его слух. После нескольких таких включений дитя уже начнет реагировать на знакомую музыку улыбкой. Постепенно надо знакомить его и с другими мелодиями, например, включая более ритмичную музыку утром и выполняя зарядку под нее. Кстати, она тоже является прекрасным способом общения и укрепления здоровья крохи. Легкий массаж, сгибание ручек и ножек, поджимание нижних конечностей к животику, подъем туловища за пальчики - вот простые движения для утренней зарядки с крохой.

Пальчиковые куклы - это еще один вариант развития зрительных навыков, сосредоточения взгляда. Игрушку мама надевает на пальчик, сначала просто демонстрирует, а потом и водит перед глазками крохи.

Игрушка-пищалка помогает крохе чувствовать движения своих рук. Надо положите такую игрушку малышу на ладошку. Со временем он научится добывать звук, сжимая объект.

Яркие игрушки над кроваткой малыша тоже способствуют развитию его зрительных реакций, фиксации взгляда, сосредоточения. Время от времени их надо менять.

Игра «Вверх-вниз» - хороший способ общения и формирования вестибулярного аппарата ребенка. Выполнять ее надо только тогда, когда головку малыш держит уверенно. Надо взять кроху за туловище и поднимать немного выше своей головы, затем опускать на уровень своих глаз. То есть амплитуда не должна быть широкой. Движения сопровождаются словами «вверх-вниз» и улыбкой мамы.

Каждый раз, перед тем войти в комнату, обращайтесь к малышу по имени. Это сформирует у крохи реакцию на звук, запоминание своего имени. Общение с крохой в период бодрствования - основной инструмент ее умственного развития. Мудрая мама все свои действия, движения сопровождает комментариями, объяснениями. Она рассказывает, что одеваться на прогулку надо для того, чтобы было тепло. А свежий воздух сделает малыша здоровым - он будет крепче спать, быстрее расти и радовать родителей. Да, смысл всех слов дитя еще не понимает. Но таким образом мама формирует пассивный словарный запас крохи, который в свое время перейдет в активный. Это работа на перспективу, ведь все старания и добрые начиная в отношении ребенка обязательно принесут пользу для его физического и психического развития.

Специально для - Диана Руденко

2 голос, средняя оценка: 4,00 из 5

Двухмесячный малыш уже становится маленькой личностью. Он понемножку учится понимать своих родителей, а родители его. Хотя физическое и психическое развитие ребенка в 2 месяца еще слабое, но первые шаги к познанию мира он уже старается делать. В этот период важно придерживается правильного режима сна, кормление должно быть регулярным и полноценным. Нужно больше говорить, играть с ребенком. Ведь положительные эмоциилучший стимул для правильного развития детей.

Физическое развитие и навыки двухмесячного ребенка

В конце первого месяца жизни вес ребенка увеличивается приблизительно на 800 грамм, показатель этот может колебаться у разных детей в пределах 100-200 грамм, как в ту, так и в другую сторону. Вырастает малыш на 2-3 сантиметра, а окружность его грудной клетки становится больше на 15-20 миллиметров. С такой интенсивностью человек не растет ни в один период своей жизни. Чтобы возобновить энергию, которая интенсивно тратится, сон ребенка должен быть не меньше 18-20 часов в сутки. Он все еще просыпается ночью каждые 3-4 часа, но промежутки становятся все большими. И наоборот, днем малыш активнее, чем был в предыдущий месяц. Кормление следует обеспечить по первому требованию малыша, молока он должен съедать в сутки приблизительно пятую часть от собственной массы. Дополнительной жидкости давать не нужно, разве что в квартире слишком жарко и сухо.

Физические навыки ребенка в два месяца еще слабые, но значительно лучше, чем навыки новорожденного. У него пропадают хаотические движения ручками и ножками, нервная дрожь первых дней жизни. В этот период дети учатся держать головку. Сначала они интенсивно ею крутят, когда лежат на спине. Если взять малыша на руки, он старается повернуть голову в ту сторону, которая ему удобна. Но не стоит думать, что головку ребенок уже держит уверенно, вынимая из кроватки или держа малыша на руках в вертикальном положении, ее нужно легонько придерживать рукой. С двух месяцев детей нужно почаще укладывать на животик, тогда они будут укреплять мышцы спины и шеи. Увидите, как малыш старается поднять голову и удерживает ее несколько секунд, выгибает спинку, приподнимается на ручках. После этого карапуз может немножко полежать, и опять предпринимать свои попытки подняться.

Ребенок в 2 месяца уже старается двигаться, интересуется своими ручками, тянет кулак в ротик. Ни в коем случае нельзя оставлять его одного на неограниченном пространстве, чтобы он не перевернулся, и не упал с дивана или со стола. Если подвесить над его коляской или кроваткой погремушку, он может случайно задевать ее ручкой или ножкой, получая от этого море удовольствия, и совершенствуя свои двигательные навыки. Конечности в этот период уже расслаблены, совершенствуется их координация, малыш даже может короткое время удержать в руке игрушку. С удовольствием хватает маму за пальчик, пробует затащить его себе в рот. Движения ребенка могут замедляться или ускоряться, в зависимости от настроения, реакции на окружающие звуки.

Давайте коротко просуммируем все, что происходит с двигательной активностью детей в период развития 2 месяца:

  • Может самостоятельно держать головку пару секунд, когда находится на ручках в вертикальном положении
  • Лежа на животике, приподнимает грудь и голову, несколько секунд удерживает
  • Некоторое время удерживает в руке предметы
  • Может расслаблять ручки и ножки, что связано со снижением гипертонуса, характерного для новорожденных
  • Лучше управляет мускулатурой, непроизвольные движения наблюдаются все реже.

Все эти навыки будут совершенствоваться в последующие месяцы. Не следует в этот период слишком нагружать ребенка физическими играми или упражнениями. Пусть мускулатура укрепляется естественным путем. Поверьте, не пройдет и двух десятков дней, и у ребенка появятся новые навыки, он сам станет намного сильнее.

Развитие органа слуха и зрения

Если внимательно следить за малышом, можно заметить, что в 2 месяца он уже умеет фокусировать взгляд. Глазки не такие сонные и затуманенные, как у новорожденного. Он способен некоторое время изучать лицо мамы и папы, начинает их различать, интересуется игрушками, которые находятся вблизи него. Приблизительно в это время малыш начинает различать цвета, зеленый, красный, синий, желтый. Лучше всего он воспринимает яркие оттенки и контрастные предметы.

Если поводить погремушкой перед глазами ребенка на расстоянии полуметра, он начнет следить за ней взглядом. Пока малыш осваивает лишь ближнее пространство вокруг себя, далекие предметы начнут интересовать его чуть позже. Зато он начинает воспринимать яркий свет, от включенной среди ночи лампочки он может проснуться или просто зашевелиться в кроватке. Потому в комнате детей лучше не вкручивать слишком яркие лампочки, свет должен быть приглушенным, чтобы младенец мог спокойно уснуть.

Не менее интенсивным становится развитие слуха у детей в 2 месяца. Он уже реагирует на звук машины, телевизор, начинает различать человеческие голоса. При чем голос мамы интересует его больше всего. Следует помнить, что пока малыш не понимает ни слова из того, что вы ему говорите. Но уже очень четко реагирует на интонацию голоса. Потому так важно разговаривать с малышом ласково, не повышать голоса, не кричать, иначе он может испугаться и заплакать. Если младенец слышит новый, не известный ему ранее звук, сначала замирает, может даже на секунду задержать дыхание. В это время интенсивно включаются полушария мозга и начинают анализировать полученную информацию. После этого малыш поворачивает голову в сторону нового шума. Когда звук повторяется несколько раз, ребенок перестает на него реагировать, если изменить тональность, он опять заинтересуется новым звучанием.

Вот короткий список всех навыков ребенка в 2 месяца, которые связаны с развитием зрения и слуха:

  • Малыш учится концентрировать взгляд на разных предметах, на лице родителей
  • Реагирует на яркие и контрастные игрушки, яркий свет, различает цвета
  • Начинает изучать ближнее пространство
  • Способен проследить взглядом за движущимся вблизи него предметом
  • Начинает различать человеческие голоса и интонации
  • Поворачивается в сторону нового звука

Нельзя забывать и о важности тактильных ощущений для детей в этом возрасте, они по-прежнему занимают одно из самых важных мест в восприятии мира. Когда играете с малышом, старайтесь больше гладить его, ласкать, почаще берите на руки. Полезным будет легкий массаж, он принесет ребенку удовольствие и укрепит его мускулы. Купание грудничка тоже можно использовать с этой целью, подводный массаж еще полезнее.

Умственные навыки у ребенка в 2 месяца

Наблюдения за малышом в 2 месяца становятся все более интересными. Его интеллект, как и тело, развиваются семимильными шагами. Конечно, он у него не такой, как у дошкольника, но с каждым днем совершенствуется. Ребенок в этом возрасте начинает становиться настоящей личностью. Окружающий мир он воспринимает намного более осмысленно, чем новорожденный младенец, начинает свои первые исследования собственного тела и близлежащих предметов. Он уже различает живые объекты от неживых. На маме, папе, бабушке, или старшем ребенке кроха будет концентрировать взгляд дольше, чем на обычной игрушке. Также малыш учится реагировать на эмоции, если вы ему улыбаетесь, он может улыбнутся в ответ. И наоборот, грустное выражение лица мамы способно вызвать испуг или плач ребенка. Он же не понимает, что именно происходит, просто реагирует на то, как мама выглядит, и ему это не очень нравится.

Двухмесячный малыш уже пытается анализировать то, что видит или слышит. Если в поле зрения попадает новый предмет или звучит непонятный звук, ребенок замирает в раздумье. Это значит, что мозг его усиленно работает, пытаясь воспринять новую информацию. Но младенец в 2 месяца не только лучше воспринимает окружающий мир, а пытается более разнообразно выражать свои эмоции и потребности.

Хоть основным методом коммуникации до сих пор остается плач, малыш все чаще начинает выдавать новые звуки. Когда он спокоен и доволен, старается гулить. Простые гласные складываются в слоги с некоторыми согласными, например, «хе», «эхе», «апе». Каждый ребенок гулит по-своему, и набор звуков может получатся самый разнообразный. Хотя гуление звучит почти как первые слова, произносит малыш звуки неосознанно. Скорее этот этап является тренировкой мимических мышц лица и языка.

В два месяца ребенок уже способен установить простые причинно-следственные связи. Например, он запоминает, когда плакать, придет мама и решит проблему. Иногда малыш способен успокоить себя сам, засунув в рот пальчик или кулачек. Если долго общаться с малышом, уже можно различить особенности его крика, перемены настроения. Многие мамы по тону плача угадывают потребности ребенка, хочет ли он есть, спать, пить, заложен ли у него нос, или малыш просто капризничает. Яркие игрушки, интересные звуки способны успокоить ребенка, если причина капризов плохое настроение. А тихая песенка может его даже приспать.

Итак, эмоциональное и умственное развитие ребенка в 2 месяца характеризуется следующими пунктами:

  • Различает взрослых и детей от неживых предметов
  • Реагирует на эмоции окружающих людей
  • Более разнообразно вырежет собственные эмоции, может улыбаться, выдавать новые звуки
  • Может сам себя успокоить
  • Начинает понимать причинно-следственные связи.

Второй месяц жизни новорожденного очень важен для дальнейшего эмоционального развития. Потому для него так необходим постоянный контакт с мамой и положительные впечатления. Старайтесь в это время не показывать своего плохого настроения ребенку, какая бы проблема у вас не была, он не поймет причины, но очень испугается. Если у малыша в раннем возрасте будет установлен хороший эмоциональный контакт с родителями, он на всю жизнь получит прививку от страха и неуверенности в себе.

Уход за малышом

На втором месяце, как и на первом, главным для ребенка является правильный уход, кормление и здоровый сон. Одежда грудничка должна быть свободной, без складочек. Не нужно его кутать и пеленать, так как он не сможет свободно двигать ручками и ножками, развивать свои мышцы. Важно, чтобы ножки в любой одежде были разведены, это предупреждает вывихи тазобедренных суставов при легкой дисплазии. Нужно следить за состоянием кожи, она по-прежнему очень нежная, любое раздражение может вызвать ее воспаление. Купание ребенка должно быть ежедневным. Используют чистую водичку, специальный шампунь или пенку. Купание детей в травах можно делать раз в несколько дней или 1-2 раза в неделю. Если ребенок беспокойный, в ванную можно добавить немножко ромашки ли мяты. Для профилактики гнойничковых заболеваний кожи хорошо купать малыша с отваром календулы. К двум месяцам пупок уже заживает, если этого не случилось, стоит сходить к педиатру.

Кормление детей в два месяца должно быть свободным, по первому требованию. Мама уже ориентируется немного в том, чего хочет ребенок, и понимает, что не каждый раз он плачет от голода. Грудничок тоже начинает лучше ориентироваться в собственных ощущениях, сам регулирует количество потребляемого молока. Когда малыш находится на искусственном вскармливании, смесь подбирает педиатр. Нормы ее рассчитывают согласно таблице и регулируют в соответствии с потребностями ребенка. Если на смесь возникла аллергия, покраснели щеки, на коже появились серозные выделения, следует немедленно посоветоваться с врачом и поменять питание. Приучить к новой смеси ребенка несложно, только делать это нужно постепенно.


Занятия с пятимесячным ребенком

Как развивать ребенка физически на втором месяце жизни? Помочь в этом может гимнастика. Упражнения не должны быть слишком интенсивными и занимать много времени. Можно их делать во время переодевания, перед купанием. Для упражнений лучше подойдет первая половина дня. Следует несколько раз в день укладывать малыша на живот. Младенец в это время уже начинает держать головку и поднимать грудь в таком положении. А вот спать ребенку на животе пока нельзя, в кроватке он должен лежать на спине или на боку. Полезным будет массаж, делать его можно самостоятельно, в домашних условиях, узнав правила проведения у педиатра. Если у ребенка есть какие-то проблемы, лучше, чтобы массаж делал специалист. Возможно, чуть позже малышу понадобится лечебная гимнастика.

Для развития зрения у младенца вам понадобятся яркие игрушки или картинки, на которых нарисована, геометрическая фигура, цифра или буква. Показывают их ребенку на расстоянии пол метра. Когда ребенок сконцентрирует взгляд на игрушке, ее медленно двигают из стороны в сторону, чтобы он следил за ней взглядом. Можно приближать и удалять предметы. Тогда у малыша будет развиваться аккомодация. Игрушки и картинки должны быть яркими, с контрастными цветами. Стоит подвесить их и над кроваткой, чтобы ребенок мог постоянно за ними следить, учился концентрировать внимание и тренировать свои глаза. Обучение не должно длится слишком долго, чтобы карапуз не устал, не следует в таком раннем возрасте проводить испытание его выносливости.

Малыш будет трогать ее ручками и слушать звуки, которые та издает. Несколько раз в день следует делать упражнения для слуха. Недалеко от ребенка стучат погремушкой или звонят колокольчиком, чтобы научить его поворачивать голову на звук голову. Время от времени предметы нужно менять, потому что ребенок перестает реагировать на одинаковые, часто повторяющиеся сигналы.

Итак, второй месяц жизни ребёнка очень важный. За эти четыре недели он обретает множество новых навыков. Снимите все на видео, чтобы потом, через много лет, вспомнить эти счастливые дни. Бывает малыш опережает своих сверстников, а бывает отстает от них. Нужно помнить, что на развитие влияют многие индивидуальные факторы, и не обязательно ваш ребенок должен стать чемпионом по физическому развитию, мало ли какие таланты у него откроются потом. Ориентироваться нужно не на то, что умеет соседский мальчик или девочка, а на советы медсестры или педиатра.

Первый, самый сложный, месяц после рождения вашего малыша остался позади. Адаптационный период к домашним условиям прошел гладко, на 2 месяце жизни ребенок уже не считается новорожденным. Он вступает в новую, еще более интересную и насыщенную жизнь. Развитие ребенка в 2 месяца делает большой скачок, активность повышается, за этот период приобретаются новые важные навыки и полезные привычки.

Пошел второй месяц с момента появления в доме появился маленький человечек, и он, сам не зная, диктует собственные правила и устанавливает режим дня всем домочадцев. Обычно в течение 1–2 месяцев у малыша устанавливается четкий график кормления, сна и периодов бодрствования, который необходимо постепенно корректировать по мере подрастания ребенка.

Сейчас главным залогом активности и правильного развития является пища, получаемая от мамы, и здоровый сон, позволяющий ему набраться сил, помогающих ежедневно познавать чудесный окружающий мир.

Количество грудного молока, обеспечивающее потребности младенца, составляет не менее 800 грамм в сутки. В случае невозможности грудного вскармливания ребенка кормят смесью в том же количестве — около 800 г. Современное детское питание обогащено всеми необходимыми микроэлементами и витаминами и является вполне сбалансированным, поэтому перекармливать младенца не стоит.

В среднем за указанный период вес грудничка достигает примерно 0,8–1 кг , а рост увеличивается где-то на 3 см . Однако это усредненные показатели, и не стоит расстраиваться, когда младенец недостаточно вырос либо, наоборот, набрал слишком много. Организм каждого малыша индивидуален, и потребности у него разные.

Младенцу в 2-месячном возрасте полезно много спать и набираться сил для активного роста. Обычно дневной сон длится примерно 2,5 часа, потом период бодрствования и прием пищи (все вместе минут 40). Ребенок большую часть дня спит. Но подобные интервалы тоже крайне индивидуальны, у разных деток режим дня различный. Многие детки достаточно мало спят днем. Главное, чтобы ночной сон длился 5–6 часов и был глубоким и спокойным.

Оцениваем умения малыша

Относительно тех способностей и навыков, приобретенные ребенком в первые 2 месяца жизни, то здесь можно только радоваться. Развитие малыша сейчас идет просто семимильными шагами, и он буквально каждый день преподносит родителям маленькие сюрпризы. В идеале, грудничок во второй месяц должен научиться:

  • удерживать прямо головку примерно 10–20 секунд;
  • лежа на животике, приподнимать голову, плечи и грудь, и оставаться в подобном положении недолгое время;
  • спокойно лежать, расслабив ножки и ручки, в течение достаточно длительного периода;
  • удерживать легкие игрушки, вложенные в ладошки родителями;
  • исследовать свое тело, хватать себя за различные части;
  • прислушиваться к голосам и другим звукам, раздающимся поблизости;
  • следить глазками за медленно движущимися предметами и фокусировать взгляд на неподвижных.

Сюрпризы продолжаются

Кроме всего вышеперечисленного, на втором месяце жизни ребенок начинает улыбаться. Да-да, именно улыбаться, но осознанно, очень мило и беззубо. Малыш выдает не те непроизвольные гримасы, впервые замеченные в 1 месяц и возникающие во время сна или сосания груди. Это очаровательная, самая драгоценная улыбка в мире, и ей младенец одаривает, прежде всего, маму и папу.

К 2 месяцам ребенок начинает гулить, произносить нараспев различные гласные звуки. Постепенно звуки станут складываться в простые слоги и слова — прекрасное начало дальнейшему речевому развитию малыша и пополнения его богатого словарного запаса. А повторяя за ним лепет и одновременно делая акцент на четкой артикуляции, станете ребенку прекрасным примером, помогающим ему развивать речь дальше. Делайте это в виде игры, рассказывая ему различные стишки и потешки.

Плач грудничка в 2 месяца приобретает множество оттенков и значений. Теперь малыш точно знает, как сообщить о том, что он голоден, устал, хочет на ручки и просто пообщаться. Внимательные родители по характеру издаваемых звуков сразу же поймут причины беспокойства малыша. Зачастую за плач принимаются просто крики, с помощью чего ребенок просто подзывает к себе, скучая.

Первые занятия с малышом

В правильном и быстром физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенку стоит немного помочь. Различные упражнения, направленные на закрепление приобретенных навыков и умений, принесут малышу неоспоримую пользу в дальнейшем, а вам помогут еще больше сблизиться с крохой.

  • Упражнения на осязание. Чтобы развивать пальчики, полезно ребенку в ручки попеременно вкладывать небольшие предметы, изготовленные из разных материалов: пластика, дерева, металла, ткани, меха, стекла, бумаги, кожи и прочих. Вообще, любые упражнения с пальчиками благотворно влияют на правильное развитие речевого аппарата и впоследствии помогут избежать встреч с логопедом.
  • Упражнения, способствующие развитию зрения и слуха. Надо взять яркую погремушку и потрясти ею в течение нескольких секунд сбоку от малыша, сантиметрах в 30. Малыш обязательно сначала замрет, стараясь определить, откуда доносится звук, а затем начнет активно вертеть головкой по сторонам в поисках его источника. Стоит ту же погремушку подвесить в кроватке и передвигать ее с края на край, давая малышу следить глазками за движением игрушки. Прекрасно в подобном плане действуют на детей мобили на кроватку.

Подобные игры стоит проводить 2–3 раза в день и следить за состоянием ребенка, не переутомлять. С началом капризов и иным проявлением недовольства недовольство, упражнения следует на время прекратить и подождать, пока малыш снова окажется в хорошем расположении духа. Правильное проведение описанных упражнений и некоторых новых подробно показано на прилагаемом видео.

Крупа и другие подручные средства

Прекрасным способом физического укрепления организма малыша служит массаж и самомассаж . Обычно с массажем более-менее понятно, и родители успели освоить его еще в первый месяц жизни ребенка, но о самомассаже многие не слышали. На расстеленную на пеленальном столике простынку надо высыпать немного крупы и положить на нее малыша – животиком или спинкой. Малыш начинает ерзать, тем самым получая новые тактильные ощущения и развивая воображение. Здесь нужно внимательно следить за реакцией ребенка, старайтесь не сделать ему больно, неприятно, ему нельзя тянуть крупу в рот.

Обычный массаж тоже можно несколько разнообразить: например, не просто поглаживать малыша руками, а катать по спинке, животику, ножкам и ручкам разные катающиеся предметы — различные шарики, карандаши, орехи, матерчатые валики.

Также полезно поглаживать тельце крохи лоскутками из различных материалов и меховыми помпонами. Во время подобного массажа делается акцент на разнообразии материалов и, соответственно, различных ощущениях, воспринимаемых ребенком.

Уход очень важен

Основной уход за ребенком в два месяца ничем особо не отличается от ухода за новорожденным. Ребенка по-прежнему необходимо купать 4–5 раз в неделю, подмывать, чистить ушки, носик и глазки. При необходимости – избавляться от себорейных корочек на голове.

Важно ухаживать за пупочной ранкой. Необходимо чистить ее, если еще остались выделения и корочки, обрабатывать 3%-ной перекисью водорода. Но в целом в 1–2 месяца подобной проблемы у деток нет.

В целом, необходимо внимательно наблюдать за самочувствием малыша и с появлением каких-то признаков болезни вовремя обратиться к педиатру. К концу рассматриваемого периода ребенка обязательно осматривает невролог, хирург, окулист, ортопед. Зачастую делают УЗИ тазобедренных суставов и органов брюшной полости.

Кишечные колики в 2 месяца все еще могут беспокоить малыша. Облегчить ему состояние помогут нехитрые манипуляции — выкладывание на животик, поглаживание по часовой стрелке, а прикладывание грелки с теплой водой, свежевыглаженной (либо согретой на батарее) пеленки.

Сейчас грудничку необходимы любовь, забота и внимание. Наслаждайтесь временем, когда вы можете безгранично общаться и заниматься с малышом, дарите ему и себе бесценные минуты общества друг друга, и тогда любые возникающие проблемы станут решаться гораздо легче и оперативнее.

По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Приглядитесь к своему ребенку: он уже обладает индивидуальными чертами характера, которые отличают его от сверстников, своей манерой общения, в первую очередь с родителями.

Общение для крохи в этом возрасте по своей занимательности сравнимо с разгадыванием головоломки: младенец старается понять вас, серьезно всматриваясь в ваше лицо. Ребенку еще нет и двух месяцев, а он уже ищет источник эмоционального питания, нуждается в пополнении своего эмоционального резервуара – ему необходимо присутствие мамы, ее песенки, теплые руки, нежные слова. Рядом с ней, глядя в ее глаза, он улыбается, приглашая маму к взаимодействию.

Учимся понимать друг друга

Лишь к концу первого месяца родители начинают по-настоящему понимать своего малыша. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, пребывает в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко он успокаивается или нет, предсказуемы ли его действия, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг.

На 2 месяце жизни у ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь кроха способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер.

Если он слышит очень громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения или испытывает чувство голода, то начинает просить о помощи, и единственно доступным средством общения для него является плач. В такие моменты важно научиться понимать язык младенческого плача. Это не так-то сложно.

Как правило, внимательно наблюдая за ребенком, вы обнаружите, что его плач в основном сигнализирует о следующем: «я хочу есть (пить)», «у меня мокрые пеленки», «мне нужно общение», «у меня болит животик», «я устал».

Как успокоить малыша? Однозначного ответа вам не даст никто. Попробуйте дать ребенку грудь, приложив его ладошку к своему телу. Запах мамы, стук ее сердца, прикосновения к ее коже – самый верный способ успокоить малыша. Или покачайте младенца на руках или в коляске; некоторые дети успокаиваются, если убрать лишнее освещение; для кого-то верным средством является пустышка.

В этом возрасте ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее, он стремится к общению. Больше всего малыш любит слушать человеческий голос. Поэтому используйте любую возможность, чтобы поговорить с любимым чадом.

Старайтесь, чтобы ваша речь сопровождалась богатой мимикой: поднимайте брови, широко открывайте или прищуривайте глаза и округляйте рот или сжимайте губы. Путем таких гримас и движений, на первый взгляд кажущихся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который является неотъемлемым элементом разговорного языка.

Продолжительному поддержанию интереса малыша к разговору способствует и изменение тембра голоса от низкого до высокого и наоборот. Если ваше общение носит регулярный характер, уже к концу второго месяца кроха начинает «гулить». И хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается 1-2 гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить

Двигательные навыки ребенка в 2 месяца

На 2 месяце жизни ребенок начинает управлять своим телом. У него исчезают хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Характерная для новорожденных нервная дрожь также пропадает. Наиболее заметное изменение, которое можно отметить в поведении ребенка – это способность двигать головой.

Если малыша положить на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. А некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают ее и смотрят вокруг. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками.

Как правило, в этом возрасте дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, тем не менее, даже самые пассивные малыши способны производить неожиданные движения. Поэтому никогда не оставляйте ребенка на столе или на другом высоком месте без присмотра. Достигнув этого возраста, младенец начинает значительно лучше владеть мышцами рук и ног.

Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

Вижу, слышу, ощущаю…

В состоянии бодрствования малыш активно изучает окружающий мир – можно заметить, как он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве, – повесьте над кроваткой вращающуюся карусель, перемещайте перед личиком ребенка погремушку.

Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для ребенка 2 месяца жизни новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и, кажется, что он внимательно прислушивается. Если звук повторяется несколько раз, кроха перестает обращать на него внимание.

Чтобы вновь заинтересовать малыша, можно изменить звук, например, вместо звонка колокольчика дать послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Маленький человечек радостно реагирует на ласковые прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти простые упражнения будут способствовать развитию осязания.

Для этой же цели можно использовать хватательный рефлекс, который пока еще у младенца очень силен. Предложите малышу хватать не только ваши пальцы, но и предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные. Чтобы помочь сыну или дочке «открыть» свои кулачки, ежедневно нежно массируйте крохотные пальчики.

Занятия с ребенком в 2 месяца

Поскольку и мама, и папа вносят что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Надеемся, что игры, предлагаемые ниже, не только помогут ребенку освоить новые навыки и умения, но и будут способствовать вашему с ним сближению.

Смастерите для младенца куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку руку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от личика малыша. Через некоторое время кроха начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Чтобы ребенок научился следить за предметом, предлагайте ему наблюдать за погремушкой или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 см от личика малыша. Когда сын или дочка научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением младенца и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.

К маленькой мягкой игрушке пришейте резиновую тесемку и закрепите под потолком. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх-вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него и схватить. Чтобы стимулировать развитие слуха, привяжите к детским пинеткам колокольчики. Каждый раз, шевеля ножкой, кроха будет слышать звон.

Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Пусть это будут хорошо знакомые вам детские стихи или народные потешки. Народный фольклор особенно нравится детям, поскольку обладает важнейшей особенностью – и песенкам, и прибауткам, и пестушкам, и напевкам присуща музыкальность, в них прекрасно обыгрывается «гуление», которое осваивает в этом возрасте малыш.

Физическое развитие ребенка 2 месяца:

Положите ребенка на спинку, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…».

Положите младенца на пеленальный столик на живот. Сядьте рядом и, называя чадо по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, развивая тем самым мышцы шеи, спины и рук. Проделывайте то же самое упражнение, только сейчас вы должны лечь на спину и положить ребенка себе на живот. Называя малыша по имени, старайтесь, чтобы он поднял голову и посмотрел на вас.

Практические советы

Не кутайте ребенка: Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.

Посадите ребенка в детское креслице: Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит. Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский стульчик или креслице.

Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему: Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть ему прямо в глаза.

Пойте, занимаясь с ребенком: Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Игры с братьями и сестрами: Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их присутствие развлечет и обрадует малыша.

Внимание, снимаем! Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями – лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и запечатлеть счастливые моменты.

Возьмите ребенка с собой: Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать развитию малыша.

Время игр

Зрение.

Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки: Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Иногда надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Кукла на руке: Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях – вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.

Игрушка, которая может пищать: Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

Кукла на пальце: Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку.

Кукла-тарелка: Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой – печальную. Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.

Повесьте над кроваткой игрушки: Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно те, которые легко двигаются.

Разные фигурки: Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги. Сделайте это так, чтобы фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.

Папа вверх ногами: Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит папино лицо вверх ногами.

Разные картинки: Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять. Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.

Восприятие звуков Потрясите погремушкой: Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение – потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры напевайте песенку.

Вверх и вниз: Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх. Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения. Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз (опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).

Позовите ребенка: Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.

Погремушка из консервных банок: Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки. Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами «погремушку». Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски.

Ощущения

Погремушка: Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.

Разнообразные ощущения: Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка способствует развитию хватательных навыков у ребенка.

Упражнения

Прыгающий помпон: Положите ребенка на спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: «Сейчас упадет еще один помпон!» По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда упадет следующий помпон.

Упражнения для ног «под ариозо»: Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Арена для упражнений: Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть он тренируется.

Повседневные дела

Время кормления

Условный сигнал: Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет, что означает этот сигнал.

Кресло-качалка: Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы воспользоваться им. Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и ребенку.

Теперь очередь папы: Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить малыша. Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды (если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить ваши обязанности.

Время купания

Поплескаемся в воде: Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купания осторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучше познать окружающий мир.

Прекрасное отражение: Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будет смотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобы пощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя ваши прикосновения, малыш больше узнает о себе.

Продолжается массаж: Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения – вот основной способ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом, затем поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайте осторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша. Время пеленания

Настенный коврик: Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки, называя ткань каждого из них.

Посмотри в зеркало: Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя. Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.

Метелка из перьев: Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из перьев. Когда малыш будет раздет, ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его тела: «Я щекочу, щекочу носик», «Я щекочу, щекочу пяточки» и т. д.

Маленький боксер: Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе, глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его обстановку интересной и привлекательной. Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует ударить по нему рукой.

Время отдыха

Покатайся на мячике: Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим. Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение помогает успокоиться и заснуть.

Время для телевизора: Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.

Запишите на пленку голос своего малыша: Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может успокоиться и заснуть.