Беременным можно шить руками. Почему считается плохой приметой зашивать одежду на себе

Судьба женщин, стоявших у истоков фотографии, была достаточно сложной: в период становления нового искусства оборудование, использовавшееся для съемки, было громоздким и тяжелым. С собой приходилось возить все необходимое – деревянный штатив, камеру, едкие химикаты и пластины. Кроме того, многие скептики попросту не воспринимали всерьез женщин-фотографов, отводя им роль помощницы мужа. Однако, невзирая на все эти сложности и критическое отношение общественности, до нашего времени сохранились имена многих талантливых женщин-фотографов.

Первыми женщинами, имевшими дело с фотографическими технологиями и оставившими след в истории искусства, были Констанс Тальбот , жена изобретателя негативно-позитивного процесса, и Анна Аткинс , английский ботаник. К сожалению, ни одной фотографии Тальбот не сохранилось, и мы ничего не можем сказать о ее вкладе в историю. Но зато Аткинс была автором первого в мире научного труда, проиллюстрированного отпечатками, оставленными самой природой на светочувствительной поверхности. Книга Анны Аткинс "Водоросли Британии" с фотограммами в технике цианотипии издана в 1843 году - на полгода раньше знаменитой фотокниги Тальбота "Карандаш природы".


Анна Аткинс (1799-1871) родилась в графстве Кент, Англия, она рано осталась без матери и воспитывалась в семье ее отца – уважаемого ученого, члена Королевского сообщества – Джона Джорджа.

Фотографией же Анна Аткинс начинает заниматься примерно в 1841 году, вдохновленная своим другом - одним из создателей фотографии, физиком и химиком Уильямом Генри Фокс Тальботом. В 1843 году она знакомится с принципом цианотипии Джона Гершеля, один из первых способов монохромной печати, при которой снимок приобретает синеватый оттенок.

С 1843 по 1853 год Анна фотографировала всю свою большую коллекцию водорослей. Все снимки вошли в 12 частей серии "Водоросли Британии". Анна Аткинсон – один из ярких примеров того, как серьезное увлечение (в данном случае - увлечение ботаникой) привело женщину к серьезному занятию фотографией. Помимо трудов, иллюстрирующих водоросли, Аткинсон стала автором книг по изучению папоротников и цветковых растений Англии и других стран. Эти книги сегодня находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру.

Джулия Маргарет Кэмерон (1815-1879) делала портреты известных людей своего времени и оставила немалое число постановочных фотографий в викторианском духе - героических мужчин, нежных женщин и прелестных детей. Все они имеют вид прекрасных мечтателей, возвышенных, просветленных, меланхоличных и мудрых, не прикасающихся к суетливой материальной повседневности.

Миссис Кэмерон всегда вспоминают при разговоре о фотографах, связанных с кругом художников-прерафаэлитов. Сейчас она - бесспорный классик фотоискусства, и хотя отношение к художественным достоинствам ее работ остается неоднозначным, их историческая ценность не подвергается сомнению.

Джулия Маргарет была своеобразным представителем своего времени. Не вполне типичным было ее поведение, образ жизни и сами фотографии, но типичными - взгляды на искусство и эстетические настроения эпохи, проводником которых она была - как фотограф, считающий себя художником.

Кэмерон оставила потомкам несколько сотен фотографий, часть из которых признается шедеврами, а другая вызывает снисходительную улыбку у критиков, но все равно неизменно чем-то очаровывает. Кэмерон не была профессионалом (то есть человеком, работавшим в студии и имевшим клиентов, или сотрудничавшим с государственными проектами, или каким-либо еще способом зарабатывавшим себе на жизнь фотографией), что неудивительно. Во-первых, в силу социального положения ей не нужно было работать. Во-вторых, если бы такая необходимость все же возникла, вряд ли женщина девятнадцатого века выбрала бы фотографию в качестве средства заработка. Она была увлеченным любителем, которых было достаточно как среди мужчин, так и среди женщин высшего и среднего класса. То есть человеком, имевшим оборудование, освоившим технологию и воплощавшим свои идеи в кругу единомышленников, иногда даже выставляясь, публикуясь и получая отзывы в прессе.

Камера появилась у нее в 1863 году, в разгар "визиточного" бума, когда массовое распространение дешевых снимков размером с визитную карточку заставило некоторых признанных мастеров фотографии разочароваться в судьбе своего благородного средства и в поведении коллег, которые с готовностью бросились угождать непритязательным вкусам массовой публики. Миссис Кэмерон была сорокавосьмилетней женщиной, женой уважаемого джентльмена, занимавшего почетный пост в английской администрации в Калькутте и владевшего кофейными плантациями на Цейлоне.

У нее было шестеро своих и столько же приемных детей, дома в Лондоне, дом на острове Уайт и огромный круг общения, в который входили не только многочисленные родственники, но и цвет британской интеллектуальной элиты - художники, писатели, ученые. Одна из сестер Джулии Маргарет организовывала светские вечера, на которых бывали Чарльз Дарвин, Роберт Браунинг, Данте Габриэль Россетти, Эдвард Берн-Джонс и Джон Гершель. В деревне Фрешуотер на острове Уайт ее соседом был прославленный литератор Альфред Теннисон, ее другом и наставником - живописец Джордж Фредерик Уоттс, среди гостей, друзей и корреспондентов семейства Кэмерон можно было встретить Карлейля, Лонгфелло, Теккерея, Троллопа, Уистлера, Рескина и других знаменитостей.

Миссис Кэмерон была чрезвычайно активной и деятельной натурой, не только занятой делами семьи, но и принимавшей живое участие в жизни своих замечательных знакомых. Ежемесячно она писала по триста писем и обеспечивала маленький телеграф Фрешуотера работой, отправляя не менее шести телеграмм в день. Энергия и интерес к жизни заставляли ее находиться в постоянном движении и молниеносно исполнять свои замыслы. Ей ничего не стоило подбить прислугу и домочадцев на то, чтобы прорубить окно в слишком темной гостевой спальне, пока гость отсутствует, или за одну ночь уничтожить надоевший огород и устроить на его месте ровно подстриженную лужайку. Проблемы и радости друзей и родственников вызывали отнюдь не праздный интерес миссис Кэмерон.

Хотя многие сетовали на ее неуемное стремление окружить всех любовью и заботой, все признавали, что оно вполне искреннее. Нестандартность леди Кэмерон отмечали все. Ее поведение было совершенно независимым, иногда странным, иногда нелепым и вызывающим. Но так как ее благородное происхождение, ум, эрудиция и добросердечность не вызывали сомнений, никто не считал ее поступки неподобающими - их считали эксцентричными, а эксцентричность - вполне легитимная черта английского характера.

В 1863 году мистер Кэмерон с сыновьями отбыл на Цейлон, чтобы заняться делами плантаций. Финансовые трудности семьи и разлука с родными заставили мисс Кэмерон грустить, и именно в этот момент дочь и зять подарили ей камеру со словами: "Это может развлечь тебя, мама, в твоем уединении во Фрешуотере". Миссис Кэмерон приступила к новому занятию с энтузиазмом и целеустремленностью - так же, как она подходила к любому делу, которое должно быть сделано. "Я устроила в угольном сарае лабораторию, а из курятника сделала студию, - вспоминает она. - Куры получили свободу. Больше мои мальчики не ели свежих яиц, а куриное общество сменилось обществом поэтов, пророков, художников и прелестных девушек, которые поочередно были запечатлены в скромной маленькой деревенской студии".

Вскоре были сфотографированы все члены интеллектуальной компании миссис Кэмерон, некоторые даже неоднократно. Фотография стала главным занятием энергичной леди в течение последующих одиннадцати лет. Она позволила ей стать творцом - таким же, как окружавшие ее "лучшие люди Британии, сформировавшие столетие".

Искреннее служение красоте и поиски идеала делали Кэмерон очень демократичной художницей, которая, невзирая на сословия, профессии и общественное положение, смотрела лишь на то, достаточно ли в человеке нужных качеств для воплощения авторского замысла. Кэмерон, по сути, была гуманисткой от фотографии, для которой и горничная, и прославленный поэт, и кронпринц были одинаково интересной натурой. Не из-за социального статуса и личной истории, а в качестве носителей разных проявлений божественной сущности. Это придает ее работе еще одно интересное измерение. Современники Кэмерон - такие же романтики, как и она, хвалили ее фотографии, чувствуя искренний восторг автора и видя ее поклонение прекрасному. "Красота" - последнее слово, сказанное Джулией Маргарет Кэмерон на смертном одре.

После того как в 1948 году вышло первое издание книги Гернсхайма о Кэмерон, леди-любитель стала полноценной частью истории. Ее слава в финансовом эквиваленте достигла кульминации в 1974 году, когда один из ее женских портретов был продан на аукционе "Сотбис" за наивысшую на тот момент для фотографии цену - 1500 фунтов стерлингов. Большая часть фотографий Кэмерон сейчас хранится в музее Виктории и Альберта, хотя коллекции ее работ есть во многих других собраниях, в том числе и в Соединенных Штатах Америки.

Джулия Маргарет щедро дарила свои фотографии и целые альбомы разным людям, от садовника до членов королевских фамилий, в знак любви, благодарности или симпатии. Хельмут Гернсхайм вспоминает, что первым побуждением к изучению творчества Кэмерон стала встреча с ее фотографиями в совершенно неожиданном месте - в павильоне железнодорожной станции Брокенхерст. Развешанные по стенам характерные фотографические портреты сопровождались пояснительной надписью: "Галерея портретов выдающихся людей нашего времени подарена этому месту миссис Кэмерон в память о том, что здесь она впервые после четырехлетней разлуки встретилась со своими сыновьями, вернувшимися с Цейлона 11 ноября 1871 года".

Печаль (актриса Эллен Терри, 16 лет)

Пол и Вирджиния

Чарльз Камерон

Энни. Мой первый успех

Альфред Лорд Теннисон

Красная и белая розы

Кассиопея

Молящаяся девочка

Портрет Генри Тоби Принсепа (торговца в Индии, члена Парламента)

Сэр Джон Гершель

Джон Фредерик Уильям Гершель

Дочь садовника

Племянница Джулия Джексон (впоследствии миссии Герберт Декворт)

Девочки с бутонами роз

Портрет Чарльза Дарвина

Клод и леди Флоренс Ансон

Флоранс Фишер

Вал Принсеп (кузен) в образе Генри VIII

Изабель Бейтман

Альфред Лорд Теннисон

Св.Агнесс

Шепот музы

Гипатия

Алетея (Элис Лиделл)

Король Лир и три его дочери

Вивьен и Мерлин

Леди Клементина Хаварден (Lady Clementina Hawarden, 1822 - 1865) по праву считается одним из самых примечательных фотографов 19 века. Неудивительно, что ее творчество так высоко ценил Льюис Кэрролл. Ее часто сравнивают с Маргарет Кэмерон, но, в отличие от Кэмерон, на чьих работах можно увидеть многофигурные композиции и tableau vivant по мотивам стихов Теннисона, леди Хаварден фотографировала по большей части своих дочерей.

В 1845 году Клементина Флиминг, дочь адмирала Чарльза Элфинстоуна Флиминга, вышла замуж за Корнваллиса Мода, 4-го виконта Хавардена. Следуя заветам королевы Виктории, супруги произвели на свет 8 детей. В конце 1857 года у леди Клементины появилось новое хобби - фотография. А в 1859 году, после переезда в Южный Кенсингтон, Клементина устроила в новом доме фотостудию.

Подросшие дочери всегда были под рукой, так что недостатка в моделях леди Клементина не знала. Чаще всего на ее фотографиях появляются три старшие дочери - нежная и задумчивая Изабелла Грейс, Клементина, которой так шли мужские костюмы, и пухленькая Флоренс Элизабет.

Дочери представали то в образе принцесс, то дремали на кушетках, подражая томным одалискам, то стояли лицом к окну, ловя лучи солнца. Многие фотографии кажутся интимными зарисовками из жизни, не предназначенными для посторонних глаз - как, например, фото, где Клементина-младшая, босоногая и дезабилье, опирается на зеркало. Очень часто зритель подглядывает из-за спины или на ходу бросает взгляд в комнату, где кто-то читает или прихорашивается, где все поглощены своими делами.

В 1863 году виконтесса устроила первую выставку в Фотографическом Обществе в Лондоне, а в следующем году стала его членом. Работы леди Клементины, среди которых встречались пейзажи и жанровые сценки, были признаны ведущими фотографами и удостоены медали за композицию. Тем не менее, к леди Клементине относились скорее как к знатной дилетантке, чем к профессионалу. Возможно, она достигла бы и не таких высот, если бы не ее скоропостижная смерть в 1865. Фотографии леди Клементины, общим числом более 800, хранились в семейных альбомах. В 1939 году внучка виконтессы, Клементина Тоттенхэм, передала фотографии в Музей Виктории и Альберта. Можно представить, как огорчены были кураторы музея, увидев, что драгоценные снимки вырвали из альбомов "с мясом". Края были грубо обрезаны или просто оборваны. Но чем дольше любуешься этими невероятными фотографиями, тем яснее понимаешь - вот так и надо, вот теперь они действительно похожи на клочки прошлого, которые непонятно как занесло в наше время.

Фрэнсис Джонстон (1864–1952) провела детство в Вашингтоне, изучала искусство в Париже, публиковала статьи и сама их иллюстрировала, пока близкий друг семьи Джордж Истман (изобретатель, один из основателей компании Kodak) не подарил Фанни ее первую камеру.

В 1890-е уже как фотограф Джонстон отправилась в путешествие по Европе, позже работала в Eastman Kodak, а в 1895 году открыла собственную фотостудию. Имея доступ в высшие круги американского общества, Фрэнсис работала со многими выдающимися и знаменитыми людьми. С фотоаппаратом она появлялась и в Белом доме, за что получила изящное прозвище "придворного фотографа". Волевая и сильная, Джонстон беспрестанно говорила о важной роли женщины в стремительном развитии искусства фотографии. В 1897 году она опубликовала статью под названием "Что женщина может сделать с фотоаппаратом" (What a Woman Can Do With a Camera). А в 1900 году на выставках в России и Франции она представила 148 работ, выполненных 28 женщинами-фотографами.

Вторая декада XX века прошла для Джонстон под знаком архитектуры. В застывших формах она увидела живую пульсацию времени, которое, казалось, сменило в новом веке шаг на бег. В 1928 году Фрэнсис Джонстон представила серию из 247 фотографий с изображениями как обветшалых особняков, так и убогих лачуг - все, что несло на себе отпечаток времени.

Многие знают лучшую женщину-фотографа Энни Лейбовиц, а вот о первых женщинах, взявших в руку фотоаппарат, информации не так много, а популярность их ничтожно мала.

Вы только представьте себе то время, когда фотография начинала зарождаться, и поймете, почему женщинам-фотографам было непросто завоевывать авторитет и уважение в мире фото. Оборудование было громоздким и тяжелым, не под стать хрупкому женскому телосложению. Им приходилось работать с химикатами. Они тратили много времени и сил на то, чтобы получить, наконец, снимки, которые, заметим, далеко не всегда радовали глаз зрителя. К тому же, женщин-фотографов попросту отказывались принимать всерьез, воспринимая их лишь в качестве ассистентов или помощников. Отличным свидетельством этому является вот такая история. Когда фотограф Роберт Титлер снимал руины, оставшиеся после восстания наемных солдат в Индии в 1858 году, ему при съемке помогала его жена Харриет. Вот только история предпочитает не упоминать этот факт, запомнив только имя Роберта Титлера

Однако женщин-фотографов на заре зарождения фотографии было немало. Их не могло остановить ни общественное мнение, ни какие-либо другие трудности. Основным их отличием от мужчин-коллег были железная воля, целеустремленность и своеобразный (женский) взгляд на окружающую действительность.

Британский биолог Анна Эткинс стала одной из первых женщин-фотографов. Судьбоносным, а иначе и не скажешь, стало ее знакомство с Фоксом Толботом, тоже увлекающимся биологией и фотографией. Именно Толбот рассказал Анне о процессе цианотипии (способ монохромной фотографической печати, дающий отпечатки голубого оттенка). Вскоре Эткинс стала пользоваться этим методом, с целью создания идеальных изображений растений. Ведь до этого ученые в основном применяли зарисовки. Спустя какое-то время, а если быть точным, то в 1843 году, выходит ее книга «Британские водоросли: цианотипии», которая становится первой в истории книгой, иллюстрированной фотографиями. Анна продолжает активно пользоваться методом цианотопии, но со временем переходит на метод фотограммы (известный тогда, как «теневая фотография»), который впоследствии активно использует в своих книгах.

В 1985 году Ларри Шааф (Larry Schaaf) написал о ней: «Анна Эткинс соединила чувство прекрасного с точной наблюдательностью, и она занимает место одного из наиболее значимых новаторов эпохи зарождения фотографии».

Джулию Кэмерон можно смело назвать самой известной женщиной фотографом на заре фотографии. Собственно, большую часть своей жизни леди Кэмерон не имела к фотографии никакого отношения, пока не получила подарок от дочери - камеру. С этого момента жизнь Джулии резко изменилась, фотография стала для нее не просто хобби, а наваждением, смыслом жизни.

Льюис Кэррол отзывался о фотографиях леди Кэмерон так: «Все ее фотографии умышленно расфокусированы — одни очень хороши, другие просто ужасны, однако она говорит о них так, будто бы они шедевральны».

Вопросы технического плана никогда не волновали Джулию Кэмерон, ее образы никогда не были статичными и все время двигались, раскрывали себя в движении. Кэмерон никогда не пыталась подражать другим фотографам, она видела мир сквозь призму объектива по-своему, неповторимо и неотразимо. Ее снимки впечатляют, они несут некий скрытый внутренний смысл и идею.

Даже сам Виктор Гюго почтил ее вниманием, написав ей: «Ни один человек не использовал лучи солнца так, как это сделали вы. Я преклоняюсь перед вами».

Кроме того, перед объективом ее камеры в разное время оказывались Чарльз Дарвин, Альфред Теннисон, Генри Лонгфелло и многие другие.

Известными фотографами становятся волей случая, и никак иначе. Фрэнсис Джонстон жила и горя не знала, пока близкий друг семьи Джордж Истман (изобретатель, один из основателей компании Kodak) не подарил ей первую фотокамеру. Собственно, именно с этого момента жизнь Джонсон и изменилась. В скором времени она отправляется путешествовать по Европе в качестве фотографа. Фрэнсис работает в Eastman Kodak, а уже 1895 году открывает собственную фотостудию. Джонстон, имея доступ в высшие круга общества того времени, запечатлевала на пленке знаменитостей той эпохи. Щелчки затвора ее камеры можно было услышать в Белом доме, за что и получила прозвище «придворного фотографа». Волевая и сильная, Джонстон беспрестанно говорит о важной роли женщины в стремительном развитии искусства фотографии. В 1897 году она опубликовала статью под названием «Что женщина может сделать с фотоаппаратом» (What a Woman Can Do With a Camera).

На этом я и хотел бы закончить свой рассказ о первых женщинах-фотографах. Их было не так много, но история предпочла забыть их имена, оставив на память лишь снимки…

Ellen Von Unwerth

Ее интересует мир красивых женщин. Она умеет раскрепостить любую модель, которая попадает на съемочную площадку. Эллен фон Унверт снимала самых знаменитых женщин планеты и попасть в ее студию мечтает каждая знаменитость. Хотя Эллен специализируется преимущественно на эротической съемке.

Легенда в мире фэшн-фотографии Эллен фон Унверт в молодости работала моделью, именно эта профессия сделала ее впоследствии фотографом. Ее биография похожа на страницы приключенческого романа. Эллен родилась во Франкфурте в 1954 году. В четыре года осталась сиротой, во время обучения в школе мечтала работать в цирке. Получив аттестат, Эллен ни минуты не задумываясь, отправилась к директору шапито, который, увидев ее, воскликнул: «Тебе надо обязательно у нас работать!» Длинноногую девушку одели в купальник и чулки в сеточку и поручили незамысловатый номер с мыльными пузырями. Вскоре у Эллен начался роман с метателем ножей и она стала ему ассистировать. Красивая девушка совмещала учебу с работой, пока на улице ее не встретил представитель рекламного агентства Elite. Из-за модельного бизнеса учебу вскоре пришлось забросить, спустя некоторое время фон Унверт не без сожаления рассталась с работой в цирке.

Hellen van Meene

“Они всё ещё дети, или уже молодые женщины? Девушки, портреты которых создаёт голландский фотограф Хелен ван Меене, сами этого не знают. Они «растут», в середине переходного периода, не в силах справиться с собой и с миром вокруг них, в некоторых случаях с подростковой беременностью в придачу ко всем неприятностям. В своих чутко исполненных фотоработах, чья сдержанная эстетика только на первый взгляд призвана затушевать рассматриваемый предмет, Хелен ван Меене рассуждает об этой сложной остановке на полпути между беспокойством и пробуждением, потерей себя и новым самосознанием.”

Vivian Maier

Почти 40 лет Вивьен Майер проработала няней в Чикаго. За это время ей удалось накопить более 2 000 мотков пленки, 3 000 фотографий и 100 000 негативов, о которых при ее жизни никто не подозревал. Фотографии Вивьен Майер оставались неизвестными, а пленки не проявленными и не отпечатанными, до того, как они были обнародованы в 2007 году на торгах в чикагском аукционном доме. С молотка из-за неуплаты уходили ее архивные боксы, полные негативов, которые вскоре произвели настоящий фурор.

Ее уличные зарисовки сравнивают с работами великого Анри-Картье Брессона (Henri-Cartier-Bresson), а композиционные решения, которые она использовала, считают близкими Андре Кертесу (Andre Kertesz). Ей так же приписывают дружбу с фотографами Лизетт Модел (Lisette Model) и Жанной Бертран (Jeanne Bertrand), но доподлинно о Вивьен Майер не известно практически ничего – ей удалось пронести тайну о своей любви к фотографии через всю жизнь.

Очевидно одинокая, ведомая своими личными мотивами, Вивьен Майер была прирожденным фотографом, и в своих неординарных фотографиях сумела запечатлеть саму суть Америки. Майер была бездетна, но много лет работала няней, что, судя по всему, позволяло ей не думать о таких нуждах, как еда, одежда, кров и посвятить все свое время фотографии и документированию сложной красоты жизни.

Sarah Moon

Сара Мун - французский фотограф английского происхождения. Родилась в 1940 году, в 1960-м стала подрабатывать моделью, а с 1966 года самостоятельно снимает портреты, фэшн-серии и короткометражные арт-фильмы. Снимала для нескольких ведущих журналов - Vogue, Nova, Elle и британского Harper’s Bazaar и делала календарь Pirelli, прославившись своей импрессионистской манерой, размытыми снимками и приглушенными цветами. С персональной выставки в 1981 году считается одним из самых самобытных современных фотографов с собственным почерком: до сих пор Сара Мун снимает на пленку зернистые серии, ничуть не изменяя своей манере. Помимо известной рекламной кампании для Cacharel и роликов для Since 1980, Barney’s, Danone и Revlon Сара придумывает и снимает короткие фильмы по мотивам известных сказок, например, «Красной Шапочки» или «Синей Бороды», и документальные фильмы о других фотографах.

«Именно будучи фотографом, я начала понимать, что такое команда. Конечно, можно снимать платье на вешалке, но мода не существует без модели, и ее вклад - пластика, поза, выражение лица, характер - очень сильно сказывается на результате. Когда я стала фотографом, я вспомнила, как играла, подражала и переживала перед объективом: в работе модели есть очевидная сложность, которую стоит понимать. Я знала все о гримерах и парикмахерах, я знала все о свете и декорациях, потому что была там, перед камерой, и знала о том, что ничего не получится, если модель боится стилиста, а он не ладит с парикмахером. С тех пор я люблю находить на площадке своих героев и продолжать работать с ними дальше. В работе для меня нет никого лучше тех людей, с кем я уже сталкивалась: мы как будто бы вместе идем по одной дороге, держась за руки.»

Sarah Moon » Improbable Memories «1981

Sally Mann, «Immediate Family».

“…Многие фото Салли Манн противоречивы и честны так же, как противоречиво и честно само материнство, в котором человеку открывается бездна света и тьмы человеческой жизни… Тем она, как фотограф, и отличается от приторно-сладких наигранных изображений «детей-цветов жизни». Салли Манн, как истинный садовник, изысканно показывает нам, что эти прекрасные цветы растут из ужасного перегноя…

Мне кажется, что основная масса спорных ассоциаций имеет вполне конкретный источник… Салли Манн никогда не превозносит жизнь над смертью, а видит их рука об руку. Хрупкость и недолговечность жизни, в целом, нельзя укрепить и цементировать оптимистичными улыбками, яркими цветами и спортивными мускульными корсетами… Это уже из области маниакального величия «человека — венца творения», которое порождает огромное количество подавленных страхов и комплексов…

А Салли Манн осторожно и ненавязчиво знакомит нас с чувством той тревоги, когда смерть незаметно отражается в повседневной картине жизни… Это трудно понять и принять. Но тот, кто с чудом рождения ребёнка не пережил одновременно и пугающий ужас смерти, не прислушивался к дыханию своего детёныша во сне, не испытал смешанные чувства радости и страха — тот, скорее, лукавит перед другими, или перед самим собой…”

Annie Leibovitz

Энни была третьей из шести детей в семье офицера ВВС США. Её прабабушка и прадед со стороны матери были еврейскими эмигрантами из России, а родители её отца приехали в Америку из Румынии. Мать, Мэрилин Лейбовиц англ. Marilyn Leibovitz , была преподавателем современного танца. Семья часто переезжала из-за служебных обязанностей отца, и свои первые кадры Энни отсняла на Филиппинах, куда её отца расквартировали на время войны во Вьетнаме.

Училась в Сан-Францисском институте искусств. С 1970 работала фотографом в журнале Rolling Stone. С 1983 работает в журнале Vanity Fair, для которого делает портретные фотографии знаменитостей.

Nan Goldin

Когда Нан Голдин было 12 лет, в семье случилось несчастье - ее старшая сестра покончила жизнь самоубийством. По мнению обследующего Нан психиатра ей угрожала та же участь; но девочка разорвала «семейное проклятие»: в 14 лет она сбежала из дома и окунулась в мир, основными составляющими которого были секс, алкоголь и наркотики.

Свои первые фотографии Нан сделала на похоронах сестры, позже она вспоминала, что эти снимки были для нее средством самоидентификации, способом осознания своего места между жизнью и смертью. Уйдя из дому, она фотографировала свое окружение: наркоманов, трансвеститов, гомосексуалистов, прочих представителей «богемы». Она снимала (и продолжает снимать) в манере получившей название «raw insider» (raw - сырой, необработанный; insider - свой, не посторонний); проще говоря, как фотографирует для семейного альбома фотолюбитель предпочитающий непостановочные кадры. «Моим желанием было сохранить каждое мгновение моей жизни, сохранить ощущение каждого человека, которого я любила», - писала она позднее, - «Я хочу показывать свой мир настолько правдиво, насколько возможно, не идеализируя и не приукрашивая его».

В 1986 году Нан Голдин выпустила книгу «Баллада о сексуальной зависимости» имевшую потрясающий успех и поставивший автора в один ряд с лучшими фотографами XX века. Можно спорить насколько это справедливо: далеко не всякий «семейный фотоальбом» удостаивается такой чести, но «семья» Нан Голдин и тот запретный плод, которым просто напичканы ее работы, показалась американской, а позднее и мировой публике крайне привлекательными. Она была одним из первых фотографов показавшим секс ни как красивую эротику или грязную порнографию, а как иллюстрацию к теории «стакана воды» (сведение отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей» - так же просто, «как выпить стакан воды»). Голдин и ее друзья не только сексом занимаются «походя» - если верить ее фотографиям они так же пьют, принимают наркотики, любят, умирают… Многие из ее друзей не пережили 1990-ые; она же вновь обманула судьбу: пройдя несколько курсов лечения от наркологической и алкогольной зависимости осталась жить … и фотографировать.

Martine Frank

Бельгийский фотограф-документалист Мартина Франк специализировалась на портретной фотографии. Эта талантливая женщина была спутницей жизни легендарного фотографа Анри Картье-Брессона. Она числилась членом агенства Magnum на протяжении 32 лет и была первой женщиной, которую приняли в это знаменитое агентство.

Мартина Франк изучала историю искусства в Париже. Но, готовясь к дипломной работе, поняла, что не испытывает особого интереса к письменному труду и своевременно обратила свою страсть к фотографии. Она начала свою карьеру в качестве замечательного фотографа, проработав помощником множества легендарных мастеров. В 1980 году Мартина присоединилась к агентству Magnum Photos. Это произошло лишь спустя 15 лет замечательной супружеской жизни, и она не хотела быть в тени своего мужа, поэтому наделила свои работы собственной характерной особенностью.

Франк хорошо известна своим стилем в документальной фотографии. Она побывала в выдающихся местах и документировала образ жизни разных людей. Фотограф использовала 35мм камеру Leica и всегда предпочитала съемку в черно-белом цвете.

Diane Arbus

Американский фотограф, известная своими черно-белыми квадратными снимками «девиантных личностей и маргиналов (карликов, гигантов, транссексуалов, нудистов, циркачей), а также обычных людей, которые выглядят уродливо и ирреально». Каталог ее работ, выпущенный журналом Aperture, до сих пор является одним из самых раскупаемых в истории фотографии.

Свой творческий путь в фотографии Диана начинала вместе с мужем Аланом. В 1941 году они посетили фотовыставку в галерее Альфреда Стиглица, где Диана впервые услышала такие имена, как Мэттью Брэди, Тимоти О’Салливан, Пол Стрэнд, Билл Брандт и Эжен Атже. У Алана уже был некоторый опыт в этой области: во время Второй мировой войны он окончил армейские курсы фотографов. Супруги решили попробовать свои собственные силы в фотоискусстве. Их первой совместной работой стала рекламная съемка для универмага отца Дианы.

В 1946 году Диана и Алан открыли собственное фотоателье Diane & Allan Arbus, где она стала художественным директором, а он - фотографом. Очень скоро к ним начали поступать заказы журналов Glamour, Seventeen, Vogue, Harper’s Bazaar, однако это было не то, что интересовало молодых творцов. По их собственным словам, они «терпеть не могли мир моды».

Yelena Yemchuk

Елена Емчук известна не только по эдиториалам для таких журналов, как New Yorker, Another Magazine, ANEW, Dazed & Confused и Italian, British и Japanese Vogue. Она снимала видео для The Smashing Pumpkins, Savage Garden и Rufus Wainwright.

Спустя несколько лет после рождения в Киеве в 70-м семья переехала в Бруклин, Нью-Йорк. В 97-м начала увлекаться фэшн фотографией. Так же Емчук известна как худохник профессионал.

Ее картины «демонстрируют ее уникальный сюрреалистический подход к искусству с сатирическим рассказом историй и неоспоримыми восточноевропейскими влияниями».

Интересы Елены простираются далеко за модный глянец. Ее док. серии Тройка’ и Гидропарк’ сняты по всем канонам крупнейшей фото-артели Magnum. Ненавязчивая сексуальность, глубина образов и нестандартный технический подход делают ее одновременно востребованной как в документальной, так и в модной фотографии.

Антуанетта, или Тони Фрисселл (Toni Frissell) - фотограф из США, прославившаяся, прежде всего, военной и фэшн-фотосъемкой, а также портретами известных и выдающихся людей в неофициальной обстановке. Она работала с Уинстоном Черчиллем, Джоном и Жаклин Кеннеди, Элеонорой Рузвельт и многими другими знаменитостями. Также фотограф известна активной позицией в отношении места женщин в обществе, и многие ее работы использовались в кампаниях за равноправие по гендерному признаку.

Особый, свободный и лиричный взгляд Фрисселл на моделей и сюжет съемки помог ей быстро добиться успеха в модной фотографии, но она не ограничилась им. Среди современников, да и сегодня, Тони известна по своим фотографиям времен Второй мировой войны. На них устрашающие самолеты и их летчики, медсестры в госпиталях и даже осиротевшие дети сфотографированы с позиций жизнеутверждающего позитива.

Это светлые снимки, которые дарят яркие ощущения, даже если речь идет о лондонском мальчике, вернувшемся с прогулки, и увидевшем, что его дом разрушен ракетой ФАУ-2. На фотографии, которая никого не оставляет безучастным, запечатлен ребенок, держащий в руках игрушку - то немногое, что осталось от его жилища и семьи. Фотографию для своей выставки через много лет использовала корпорация IBM. Мальчик, выросший и ставший водителем грузовика, увидел ее и узнал на ней себя.

У Тони Фрисселл много знаменитых фотографий. Кроме снимка маленького лондонца, ее прославил кадр, сделанный во Флориде весной 1947 года. Поэтичное фото с девушкой, будто парящей в воде, использовалось для оформления музыкальных альбомов Билла Эванса, The Beauvilles, This Ascension и других исполнителей.

Другое известное фото, на котором засняты монашки, собирающие раковины на лонг-айлендской отмели, демонстрирует интерес Тони к портретированию женщин всех профессий, возрастов и социальных групп. На нем фотограф сконцентрировалась еще в 50-х годах ХХ века, пропагандируя свободу от общественных стереотипов. Даже фэшн-съемки моделей в вечерних платьях Тони предпочитала проводить на природе, чтобы заинтересовать женщин и помочь им стать активнее.

Яркая карьера в фэшн-съемке, прерванная ради работы на фронте

В решении "общественных задач" Фрисселл помогал талант и профессионализм. Ее обучал сам Сесил Битон, у которого фотограф в молодости работала ассистентом, а давал ей практические советы. Находясь среди знаменитых коллег, она впитывала их знания и преломляла через индивидуальный творческий взгляд. Он принес Фрисселл профессиональное признание: в возрасте 24 лет она уже сотрудничала с американским Vogue. После того, как ее заметил директор крупнейшего модного журнала, Тони получила там работу, а через несколько лет уже печаталась в Harpers Bazaar и других гигантах глянца.

Свои работы автор всегда подписывала девичьей фамилией, даже после замужества с Макнилом Бэконом, жителем Манхеттена и убежденным социалистом. Тони и сама была уроженкой Нью-Йорка. Она появилась на свет на Манхеттене, весной 1907 года и прожила в Большом яблоке до смерти в 1988 году. Фотограф, страдающая болезнью Альцгеймера, скончалась на Лонг-Айленде, оставшись в памяти не только выдающимся фотохудожником, но и смелой, самоотверженной женщиной.

Когда началась Вторая мировая война, Тони заявила, что ей "осточертела" фэшн-съемка и решила доказать себе и окружающим, что может быть настоящим фронтовым фоторепортером. Она добровольно вступила в американский Красный Крест, перейдя из него в Восьмую военно-воздушную армию. Как официальный фотожурналист Женского корпуса, она дважды летала в Европу на Западный фронт, где сделала несколько тысяч снимков солдат на передовой, женщин - бойцов и медсестер, а также мирных жителей, пострадавших от ужасов войны. Ее впечатляющие и наглядные снимки широко использовались в пропагандистских целях, в том числе во время борьбы афро-американцев за расовое равноправие.

После окончания боевых действий, Антуанетта Фрисселл-Бэкон (так звучит полное имя фотожурналистки) была уже известным социально-политическим автором. Это позволило ей переключиться на работу с "сильными мира сего". Параллельно Фрисселл сотрудничала с крупными американскими журналами, специализировавшимися на общественной жизни - Life и Sports Illustrated. Став одной из первых (и немногих) женщин, занимавшихся спортивной фотографией, Тони еще раз продемонстрировала готовность преодолевать социальные барьеры и с честью принимать профессиональные вызовы.

Первая в истории штатная женшина-фотокорреспондент Sports Illustrated параллельно исследовала меняющееся отношение общества к роли прекрасного пола. С 1953 года Фрисселл много внимания уделяла репортажной съемке его представительниц из всех социальных слоев. На снимках женщины представлены во всей полноте эмоций, в разных жизненных ситуациях.

За десятилетия карьеры Тони выпустила пять книг с фотоиллюстрациями, в которых были разнообразнейшие снимки - от портретов послевоенных детей-сирот до эффектных фото политических лидеров.

Работа во всех областях удавалась ей одинаково хорошо - это подтверждали современники Фрисселл и признают сегодняшние зрители, с удовольствием знакомящиеся с ее творчеством.