Труд детей в настоящее время. Детский труд в истории

В окружении каждого человека есть люди с тонкой душевной организацией: они очень впечатлительны, чутко реагируют на происходящее с людьми, животными, не выносят жесткого обращения, и сензитивность – качество, характерное для этих людей.

Что такое сензитивность?

Сензитивность это (от лат. sensus чувства) – высокая индивидуальная чувствительность, проявляющаяся как черта личности у людей. Сензитивность охватывает большой спектр психических процессов индивида и может быть выражена в следующем:

  • сильная тревожность и страх перед будущими событиями;
  • повышенная саморефлексия;
  • низкий болевой порог;
  • неадекватная самокритика и самобичевание в случае неудач;
  • робость;
  • заниженная ;
  • ощущение недостойности;
  • высокая требовательность к себе;
  • боязнь критики и неудач;
  • застревание на прошлых переживаниях;
  • низкий уровень притязаний;

Причины возникновения сензитивности:

  • генетическая предрасположенность;
  • органическое поражение мозга;
  • невроз;
  • депрессия;
  • психические заболевания;
  • тревожные расстройства.

Сензитивность в психологии

Психология рассматривает сензитивность не только как определенную личностную особенность отдельно взятого человека, но и как возрастную. Сензитивный период это благоприятный этап в развитии ребенка для условий формирования в нем определенного поведения, свойств психики, навыков и умений. Мария Монтессори (итал. педагог), активно использовала возможности окружающей среды в развитии ребенка и в результате своей работы, отметила несколько возрастных сензитивных периодов:

  • 0 - 6 лет – развитие речи;
  • 0 – 5,5 лет – сенсорное восприятие;
  • 0 – 3 года - развитие восприятия к порядку;
  • 1 – 4 года – активно развиваются двигательные навыки, действия;
  • 1,5 – 7 лет – восприятие мелких предметов;
  • 4,5 – 5 лет – фонематическая чувствительность;
  • 6 – 8 лет - сензитивный период развития навыков письма.

Сензитивность - плюсы

Высокий уровень сензитивности доставляет человеку немало переживаний, но в чувствительности есть свои положительные аспекты, таким людям свойственны:

  • добросердечие и мягкость;
  • высокие моральные принципы;
  • этичность;
  • добросовестность;
  • умение чувствовать боль или подавленность других;
  • талант распознавать тонкие нюансы в деятельности.

Виды сензитивности

Сензитивный может быть особо чувствительным в определенной области восприятия. Д.Г. Смит (амер. клинический психолог) классифицировал основные виды сензитивности:

  1. Теоретическая сензитивность – хорошая ориентация человека в различных теоретических концепциях личности и умение применить знания в соответствующей области (предсказание чувств, мыслей, поступков других людей)
  2. Наблюдательская сензитивность – способность одномоментно наблюдать и оценивать внешность собеседника, его речь, запах, мимику, перемещения и позы. Сюда входит и самонаблюдение.
  3. Идеографическая сензитивность – видение в каждой личности своеобразных, присущих только ей признаков.
  4. Номотетическая сензитивность – при наблюдении за поведением представителя какой-либо социальной группы, сензитивный человек может применить полученное знание для прогнозирования поведения других членов этой группы.

Существует и другая классификация сензитивности:

  • эмоциональная;
  • социальная;
  • сензитивность темперамента.

Эмоциональная сензитивность

Понятие сензитивности в эмоциональном контексте означает гиперчувствительность индивида, выраженная в подверженности влиянию негативных событий прошлого. Толчком к развитию может служить неадекватное жестокое или равнодушное воспитание в детстве. Эмоционально сензитивный человек страдает от того, что прошлые события переживаются им вновь и вновь, усугубляя психофизиологическое состояние.

Социальная сензитивность

Сензитивность в общении мешает человеку эффективно строить отношения в социуме, карьеру, завязывать близкие знакомства. Сензитивный страх проявляется у людей склонных к тревожным расстройствам и паранойе, такие люди подвержены переживанию, что их мысли могут быть «прочитаны» другими людьми. Социальная сензитивность базируется на отрицательных чувствах человека по отношению к самому себе:

  • собственная ущербность («я недостаточно хорош/умен/способен);
  • неуверенность и недостойность.

Сензитивность темперамента

Свойства темперамента сензитивность и реактивность характерны больше для людей меланхолического , тогда как флегматики, холерики и сангвиники сензитивны в меньшей степени. Меланхолики склонны долго переживать, ранимы и склонны к самокопанию – эти особенности позволили психологам сопоставить сензитивность с меланхолическим темпераментом личности.

Упражнения для развития сензитивности

Сензитивность в разумном диапазоне необходимое качество успешного взаимодействия с людьми, понимания процессов происходящих с личностью. Тренинг сензитивности общее название групповых психологических тренингов личностного роста, направленных на развитие в человеке сензитивных способностей: эмпатии, наблюдения, понимания и прогнозирования поведения других. Техники и упражнения сенситивного тренинга:

  1. Упражнение на психологическую наблюдательность . В группе выбирается человек, который уходит за дверь, в это время участники процесса располагаются в комнате: кто-то садится на стулья, другие стоят. Тренер зовет вышедшего участника и просит запомнить в течение 1 минуты «картину» расположения остальных, затем снова просит выйти за дверь. Происходит смена половины членов группы в расположении. Снова заходит вышедший участник, и тренер просит его расположить всех так, как было в первый раз. В результате, оценивается насколько человек наблюдателен.
  2. Упражнение «Эмоции» на повышение восприятия партнера . Участники садятся полукругом и получают карточки, на которых записаны разные эмоциональные реакции. Каждый участник по очереди выходит и становится спиной к остальным, его задача невербально изобразить эмоцию или состояние, записанные на его карточку. Цель остальных почувствовать что это: гнев, радость, печаль и т.д.
  3. Упражнение на развитие наблюдательной сензитивности . Участники садятся в круг и стараются почувствовать эмоциональное состояние соседа, находящегося по левую руку, получая при этом обратную связь, верно ли их предположение. Неверные интерпретации отмечаются тренером, как указывающие на стереотипы, которыми руководствуются люди при анализировании поступков и эмоций других.

Одной из психических сфер жизни человека являются его эмоции. Дети считаются , поскольку с годами люди начинают контролировать и управлять своими эмоциями. Сензитивность подразумевает повышенную чувствительность к различным внешним обстоятельствам у человека, который не научился контролировать свои эмоции и видит мир немного в искаженном свете. Таким образом выделяется возрастная сензитивность, которая говорит о том, что в каждом возрасте уровень эмоциональности отличается.

Если брать взрослых людей, то можно говорить о том, что более эмоциональными являются женщины, нежели мужчины. Это в первую очередь интернет-журнал сайт связывает с воздействием гормонов, которые ежемесячно вырабатываются женским организмом для возможного появления новой жизни. У мужчин тоже есть эмоции, которые часто возникают в стрессовых ситуациях, при виде красивых женщин, в момент достижения успеха или столкновения с неудачами.

Мужчины и женщины часто забывают об одной вещи, которая влияет на то, почему они иногда друг друга не понимают: они не похожи друг на друга. Женщины являются очень эмоциональными существами, а мужчины – рациональными. Вот почему женщины могут «сделать из мухи слона», а мужчины, наоборот, из любой проблемы делают ерундовую ситуацию.

Женщины смотрят на мир так же, как и мужчины. Но порой случается так, что женщину захлестывают эмоции. Мужчины могут вспомнить на собственном примере, как тяжело контролировать свои эмоции, когда они бушуют внутри. А эмоции у женщины могут появиться по любому поводу. Вот почему, когда что-то случается, женщина начинает развивать события, делать их более трагическими, захватывающими, что не соответствует реальности. Тяжело думать разумно, когда эмоции бушуют. Вот почему женщина часто нападает на мужчину, когда тот сделал что-то, с ее точки зрения, неприятное.

Мужчины более рациональные существа. Они умеют контролировать собственные эмоции, хоть и не всегда. Но в большей степени они трезво оценивают ситуацию, не добавляя в нее то, чего нет.

Мужчинам нужно дать женщинам всю необходимую информацию, чтобы им не захотелось «пилить» их мозг. Женщины делают «из мухи слона», потому что они в чем-то не уверены, чего-то не знают, не обладают информацией. Дайте им все, что нужно, чтобы не «раздувать проблему». Ведь, по сути, вы получаете по заслугам, когда женщины на вас начинают нападать с обвинениями. Вы не виноваты в том, в чем женщины вас обвиняют, но вы виноваты в том, что не рассказали им о том, что же на самом деле происходило. Ваша привычка замалчивать заставляет женщин заполнять пустующее место той информацией, которой им удобно ее заполнить. Вы, возможно, действительно ничего не сделали. Но вы и не дали женщине всей необходимой информации, чтобы она не додумывала ситуацию сама.

Женщины – эмоциональные существа. И под действием эмоций они могут придумать такое, чего не было на самом деле. Дайте женщинам все, что им нужно знать. И тогда даже эмоции не заставят их думать о вас плохое.

Однако такое поведение свойственно не только женщинам. Есть категории мужчин, которые тоже преувеличивают случившееся. Наибольшей эмоциональностью обладают подростки и маленькие дети.

Что такое сензитивность?

Теперь перейдем к терминологиям: что такое сензитивность? Под ней понимается повышенная чувствительность к внешним обстоятельствам с дальнейшим тревожным ожиданием чего-то плохого. Простыми словами люди называют сензитивность «деланием из мухи слона».

Сензитивность может сопровождаться такими качествами характера:

  • Робость.
  • Категоричная самокритика.
  • Склонность к длительным переживаниям.
  • Повышенная чувствительность, эмоциональность.
  • Застенчивость.
  • Комплекс неполноценности.

С возрастом сензитивность может снижаться, если человек научается контролировать свои эмоции и переживания. А этот процесс является неизбежным. Хотя у каждого взрослого человека уровень сензитивности отличается, что зависит также от его наследственных предрасположенностей, нервной системы, и прочих физиологических данных. Также человек должен прикладывать усилия, чтобы контролировать свои эмоции. Порой это происходит незаметно для человека, а с некоторыми эмоциями индивид вынужден бороться осознанно и с приложением усилий.

Синонимами сензитивности являются чувствительность и сенситивность. Противоположным термином является нечувствительность, которая проявляется в равнодушии, невнимании и бестактности к людям, отсутствии каких-либо физических ощущений.

Каждый человек проходит через периоды становления своей эмоциональности. Поскольку трудно наблюдать за собой в детском возрасте, то эмоциональность детей можно отмечать за другими людьми. Дети практически не умеют контролировать свои эмоции, порой полностью им отдаваясь. Однако по мере развития человек постепенно научается контролировать некоторые свои переживания.

В подростковом возрасте возникает такой феномен, как юношеский максимализм, когда подростки остро реагируют на различные внешние обстоятельства, преувеличивая значения всех событий. Также они преувеличенно смотрят на собственные возможности и желания.

По мере того, как человек сталкивается с реальными событиями и прочими обстоятельствами, когда его желания не удовлетворяются, он либо застревает в своих эмоциональных переживаниях (таким образом развивается ), либо начинает менять себя, чтобы научиться адекватно реагировать на происходящее и быть гибким в совершении действий, что позволит достичь различных целей.

Мудрецы говорят о том, что человек, который умеет контролировать свои эмоции, способен многого достичь и построить жизнь такой, какой он хочет ее видеть. Здесь необходимо уметь управлять не только эмоциями, но и мыслями, которые как раз-таки и формируют те эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Вот почему даже существует такая поговорка: «Если не можете изменить ситуацию, тогда измените свое отношение к ней».

Сензитивность в психологии

Под сензитивностью в психологии понимается качество, когда человек переживает неуверенность в себе, ранимость и повышенную чувствительность. Такой человек обладает следующими характеристиками:

  1. Жалуется на недружелюбность окружающих, из-за чего он не способен с ними наладить связи.
  2. Жалуется на то, что его никто не понимает и не воспринимает.
  3. Считает себя плохим, недостойным, хуже, чем остальные.
  4. Из-за застенчивости и скованности не способен справиться с личными проблемами.
  5. Сосредотачивается на собственных переживаниях.
  6. Сомневается в собственных решениях и мыслях.
  7. Чувствует ранимость и совестливость.

Данные качества могут проявляться время от времени или постоянно.

Сензитивность проявляется в виде отношения человека к миру как к враждебному. Он избегает ситуаций, особенно если они ему неизвестны и чем-то грозят, поскольку испытывает страх и не способен с ними справиться. Такой человек избегает новых знакомств, выступлений перед публикой и прочих социальных контактов с людьми, которые могут его чем-то обидеть.

Сензитивность отличается по уровням в зависимости от темперамента и личных качеств человека. Она может быть результатом депрессии, психических расстройств. Уровень сензитивности определяется тем, с какой силой внешние обстоятельства должны воздействовать на человека, чтобы вызвать в нем переживания. Так, одни обстоятельства на одного индивида никак не повлияют, а у другого вызовут бурю эмоций.

Чтобы снизить свой уровень чувствительности, лучше обратиться к психологу, который выявит причины высокой эмоциональности и поможет их устранить.

Возрастная сензитивность

Под возрастной сензитивностью понимается чувствительность к определенным внешним проявлениям мира, на которые реагирует человек достаточно высоко. Помимо эмоциональности, которая влияет на поведение человека, следует знать о том, что в каждом возрастном периоде человек становится более склонным к появлению конкретных навыков. Это объясняется мозговой деятельностью, которая в каждом конкретном возрасте направлена на определенные объекты внешней среды. Так, возраст 2-3 лет считается самым благоприятным для изучения языков.

Несомненно, в другие годы человек может заниматься обучением и развитием навыков, однако специалисты утверждают, что это будет сопровождаться определенными сложностями и трудностями, которые будут требовать немало усилий.

Возрастная сензитивность является условной. Каждый человек индивидуален в том, в каком возрасте он становится более склонным к обучению и получению тех или иных знаний.

Тренинг сензитивности

Существуют тренинги сензитивности, на которых люди научаются воспринимать эмоции окружающих, понимать причины их возникновения, наблюдать причинно-следственные связи и предсказывать их. Тренинги сензитивности называют «группами встреч».

Выделяют такие виды сензитивности:

  1. Наблюдательская – умение запоминать, что говорил и как выглядел другой человек.
  2. Номотетическая – выделение типичных характеристик людей определенной группы, чтобы быть способным прогнозировать их поведение.
  3. Теоретическая – интерпретация чужих мыслей, эмоций и поведения.
  4. Идеография – понимание своеобразия поведения других людей.

Таким образом, тренинги направлены на то, чтобы понимать эмоции других людей и уметь их прогнозировать, зная причины возникновения.

Если понимать причины, которые вызывают у другого человека конкретные эмоции, то можно влиять на него, а также легко устранять конфликты, которые являются такими частыми между людьми.

Замечайте, как в вас возникают страхи и волнения. Что-то происходит, но не так, как вам хотелось бы, — это вызывает у вас волнение. Вы начинаете додумывать, догадываться, фантазировать, что соответствует вашему волнению. Вы еще больше вызываете у себя тревожное чувство, веря в это больше, нежели в то, что вы переживаете по тому, чего не произошло и может не произойти. И когда в поле зрения попадает человек (вещь, ситуация), с которым это волнение связано, вы начинаете ссориться, быть недовольными, обороняться, даже если ничего плохого еще не произошло. В реальном мире произошел некий казус, на который можно вообще не обращать никакого внимания. А вы на основе своего волнения сделали целую драму и еще в чем-то обвиняете другого человека или мир в целом.

Замечайте, когда у вас возникают волнения и . Возвращайтесь к ситуации, которая произошла в реальности, не позволяя себе придумывать, додумывать и о чем-то догадываться. Смотрите только на то, что произошло на самом деле, без додумываний! После этого начните концентрироваться на том, какое состояние у вас было до сложившейся ситуации, на том, чего вы хотите, на том, что произошло в реальности без всяких фантазий.

Поймите, что многие проблемные ситуации возникают не потому, что что-то произошло в реальном мире, а потому, что вы переживали. Из-за этого сделали из малейшей неприятности целую катастрофу, поскольку поверили в то, что должна случиться катастрофа, а не в то, что произошла маленькая неприятность, которую просто нужно мимо себя пропустить или решить.

Не позволяйте страхам и волнениям брать верх. Концентрируйтесь на том, что действительно произошло, и на том, чего вы хотите достичь по окончании всей ситуации. Ведь в итоге вы получаете то, о чем думаете, во что верите, на что направляете свои силы.

Отключите свои эмоции! Равнодушно смотрите на происходящее. Пофигизм – это отсутствие эмоций, но это еще не значит, важно вам что-то или нет. Вы просто равнодушно (неэмоционально) смотрите на мир, позволяя другим людям делать то, что они считают нужным. Отключите эмоции. Просто смотрите на происходящее без эмоций, так, как оно происходит, а не так, как вам рисует ваша фантазия. Лучше видьте то, что реально, а не то, что продиктовано вашими страхами, эмоциями и ошибочными суждениями.

Итог

Сензитивность является качеством, которое меняется с годами. Однако некоторые люди застревают на определенном этапе своего развития, когда их тело продолжает расти и стареть, а психика остается на прежнем уровне развития. Здесь человеку необходимо прилагать усилия, чтобы уровень чувствительности его менялся, а эмоции не находились на уровне реагирования 5-летнего ребенка.

Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Данный феномен обнаруживается на разных уровнях организации живых систем (от эмбрионального до социального). В науке выделяется три уровня реализации этого феномена: молекулярный, физиологический и поведенческий.

Данной проблемой занимались: П.Батесона, Р.Хайнда и Дж.Готлиеба в модификации Р.Эйслина. В зарубежной психологии изучение сензитивности ведется в основном этологами (П.Батесон, Дж.Готлиеб, Р.Хайнд, К. Лоренц, Р.Эйслина и др.). В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.Выготского на природу сензитивных периодов как периодов повышенной восприимчивости к внешним воздействиям. О сензитивных периодах писали Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Л.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес.

Два периода возрастной сензитивности, изучены достаточно полно, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия (Т.Г.Бетелева, Л.П.Григорьева, Д.Хьюбел, Т.Визел и др.), и период, сензитивный для формирования речи (М.Монтессори, А.Н.Леонтьев, А.Н.Гвоздев и др.). Сензитивность является характеристикой определенных этапов онтогенеза. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ,СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно.

Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Восприимчивость к внешним факторам

Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность . Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).

Выготский выделил несколько таких периодов :

1.период новорожденности-Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.

2. период одного года-Кризис первого года жизни-связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.

3.период трех лет-кризис трех лет-кризис выделения своего «Я»,повышенная самостоятельность

4. шести-семи лет –кризис связанный с открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника

5. подростковый период-Связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.

6.кризис 30 лет

7.кризис ухода на пенсию

Сензитивность (неуверенность в себе) - это психический феномен, выражающийся в повышенной восприимчивости и впечатлительности людей и механизме их вступления в конфликты. Из-за чувствительности и ранимости злость и обиды сензитивные люди носят в себе, не высказывая. Состояние отягощается переживаниями, защитные механизмы не срабатывают. При застое подавленной агрессии у таких личностей бывают внезапные эмоциональные взрывы.

Понятие

Сензитивность – характерологическая особенность человека, выражающаяся в повышенной чувствительности, которая окрашивается тревожностью перед новыми событиями. Индивидуальные проявления таковы:

  • низкая самооценка;
  • повышенная чувствительность;
  • робость;
  • застенчивость;
  • резкая самокритика;
  • комплекс неполноценности;
  • склонность к продолжительным переживаниям.

На уровень сензитивности в межличностном общении максимально влияют врожденные характеристики человека:

  • особенности полученного воспитания;
  • наследственность;
  • органические поражения головного мозга.

С возрастом, в процессе самовоспитания, человек способен уменьшить уровень своей сензитивности, поборов в себе чувство тревоги перед новыми событиями.

В психологии сензитивность рассматривается как проявление чрезмерной чувствительности или нечувствительности, характеризующееся полным отсутствием эмоциональной реакции на поступки и поведение окружающих людей. Нечувствительность проявляется:

  • полным равнодушием;
  • отсутствием физических ощущений;
  • бестактностью и невниманием к другим людям.

Поведение личности в обществе

Личности с повышенным уровнем сензитивности трудно адаптируются в социуме. Они испытывают проблемы в различных жизненных ситуациях, в которых вынуждены сталкиваться с другими людьми. В результате взаимодействия возникают сенситивные отношения, отягощенные:

  1. 1. Трудностями в установке коммуникативной связи из-за того, что отношение к ним других людей воспринимается как недружелюбное и даже враждебное.
  2. 2. Влиянием разных социальных ситуаций, связанных с новыми событиями и знакомствами. Больные испытывают сенситивный страх из-за:
  • чувства ущербности;
  • боязни публичных выступлений;
  • отказа от социальной активности;
  • избегания новых знакомств.

С проявлениями симптоматики такого рода нужно обращаться за помощью к психологу. Правильная стратегия лечения, выбранная опытным специалистом, поможет существенно облегчить состояние, связанное с повышенной сензитивностью.

Виды

С точки зрения психологии сензитивность как свойство личности трактуется через возможность воспринимать особенности характера и чувства разных людей и прогнозировать их поведение. Межличностная сензитивность делится на следующие виды:

  1. 1. Наблюдательская, основывающаяся на способности замечать сразу все проявления качеств других людей: внешность, речь, поведение.
  2. 2. Теоретическая – использование разных теорий, объясняющих и прогнозирующих мысли, ощущения и поведение другого человека.
  3. 3. Номотетическая - выявление основных черт представителя социальной группы, предсказание поведения людей, принадлежащих этой группе.

Понятие межкультурной сенситивности включает в себя способность к перцептивной оценке, структурированию характеристик представителей разных национальных групп и эффективное прогнозирование поведения людей.

  1. 4. Идеографическая, отличающаяся навыком понимания своеобразия и индивидуальных особенностей конкретного человека.

Развитие сензитивности

Сензитивность развития берет истоки в детстве человека. Причинами могут стать различные ситуации в семье:

  1. 1. Когда родители проявляют излишнюю строгость к ребенку, ответом может стать постоянное избегание контактов, уединение, замкнутость и закрытость в своем мире. Ребенок делает это подсознательно, стремясь избежать наказания и порицания.
  2. 2. Недополучение ласки, внимания, эмоциональная отверженность ребенка в семье провоцирует развитие сензитивности, проявляющееся:
  • замкнутостью;
  • нелюдимостью;
  • тревожностью.

3. Распространено появление сензитивности вследствие отсутствия отца:

  • рождение вне брака;
  • смерть родителя;
  • мало интересующийся ребенком отец.

С этим связывается появление конфликта между «быть» и «мочь», продиктованного строгим Я-идеалом. Усугубляет ситуацию участие матери, выраженное:

  • повышенным вниманием;
  • привязчивостью;
  • ограждением ребенка от невзгод;
  • идеализацией его качеств.

С одной стороны, сенситивная личность ранима, впечатлительна, а с другой – тщеславна. Формируется сильная функция Сверх-Я, выражающаяся зависимостью от оценки окружающих людей, часто выражающаяся через сензитивный страх осуждения.

Возрастная сенситивность

Возрастная сензитивность отражает чувствительность человека к влиянию внешней среды на определенном этапе развития.

Важным открытием Л. С. Выготского в детской психологии считается определение возрастных периодов, наиболее благоприятных для развития определенных функций. Периодизация имеет следующий вид:

  • новорожденность;
  • младенчество: 2 месяца - 1 год;
  • раннее детство: 1–3 года;
  • дошкольный возраст: 3–7 лет;
  • школьный: 8 –12 лет;
  • пубертатный: 14 –17 лет.

Эти знания применяются в педагогике для определения возраста, благоприятного для обучения ребенка, развития и обогащения его физических, интеллектуальных, эмоциональных, социальных и культурных возможностей.

В жизни каждого ребенка есть периоды, в которых самой природой предоставлены благоприятные условия для развития у него свойств психики, обеспечивающих восприимчивость к приобретению определенных знаний. Эти периоды считаются сенситивными.

Сенситивные периоды

Сенситивный период - часть жизни ребенка, характеризующаяся оптимальными условиями для развития у него психологических качеств для определенного вида деятельности.

Эти этапы имеют ограничение во времени. Упустив один из периодов психического развития, придется в будущем затратить немало усилий и времени для восполнения пробела. Некоторые из психических функций могут не проявиться впоследствии. Примерами могут послужить случаи, когда детей, которые провели детство среди животных, вернули в социум. Никакие реабилитационные программы не смогли научить их ни полноценной речи, ни адаптации в новых условиях. Эти дети продолжали копировать жизнь и повадки животных.

Сенситивный период - время оптимальных возможностей для наиболее гармоничного формирования свойств психики, отражающих способность к изменчивости согласно с внешними обстоятельствами.

Предельно важно в первые годы жизни разнообразие деятельности, окружения, эмоций для становления человека. Недополучение в детстве знаний, умений, эмоций, психического и физического развития - невосполнимый пробел в его дальнейшей жизни.