Советские мультфильмы вред или польза. Исследовательская работа "польза и вред мультфильмов"

Задача хорошей анимации – научить чему-то полезному. Для самых ответственных родителей мы составили список мультфильмов, признанных психологами, неврологами и самими родителями, опасными для психического здоровья детей.

Маша и медведь

Сюжет: на голову цирковому медведю в отставке сваливается неугомонная девочка Маша, которая, как магнит, притягивает к себе неприятности.

Мультик с приятной графикой, качественно прорисован, дети его обожают. Но то, что любят дети, не всегда полезно для них. Маша – гиперактивный ребенок с явным дефицитом внимания, наглая, невоспитанная, эгоистичная. Балуется, развлекается, шкодит, стоит на ушах. Медведь смиренно терпит ее выходки, почти не наказывает и мечтает, чтобы его оставили в покое.

Опасность: посыл мультфильма – "нарушай все правила приличия, веди себя, как вздумается, тебе все простят". Это никак не способствует послушанию, и снимает внутренние табу ребенка на плохие поступки. Сериал спорный, рекомендуется смотреть в присутствии родителей, сопровождая подробными разъяснениями, почему, как Маша, поступать нельзя.

Клуб Винкс – школа волшебниц

Сюжет: шесть девочек-волшебниц учатся в школе фей, активно занимаются личной жизнью, параллельно воюя с темными силами.

Опасность: героини – барышни эффектные: огромные глаза, стройные длинные ноги, широкие бедра, узкая талия, распущенные волосы и броская сексуальная одежда. Над созданием образов потрудились, кстати, дизайнеры Дольче и Габбана. В подкорку маленькой девочки закладываются ложные стандарты красоты, с вытекающим комплексом неполноценности: отражение в зеркале никогда не будет дотягивать до идеального образа.

Традиционно женские качества – скромность, целомудрие, милосердие – в этом мультфильме откровенно высмеиваются, предлагается взамен модель мира, где царствует женская сила. Волшебницы сами могут за себя постоять, нагрубить или сдать сдачи. У ребенка формируются ошибочные понимания женского и мужского поведения. Анимационный сериал пропитан идеей: "Хочу яркой легкой жизни без усилий и труда". Обладая сверхспособностями, несвязанными с уровнем интеллекта, феи не утруждают себя даже мелкой работой, за них ее выполняют летающие мини-помощницы.

Школа монстров

Сюжет: вампиры, зомби, мутанты, оборотни и прочие монстры-подростки обучаются в одной школе.

Задумка была похвальной – собрать героев легенд и мифов разных стран в одной мультистории, но исполнение подвело. Режущая глаз анимация, тупые шутки, жаргонная речь – никак не повышают словарный запас и не обогащают новыми знаниями. Из серии в серию герои презирают учебу (не учиться – это здорово), обсуждают шмотки, парней, внешность. Такие понятия, как уважение к взрослым, семейные ценности, дружба, понятия о прекрасном опошляются.

Опасность: в психике ребенка заложен стандарт – хорошее должно быть красивым, симпатичным, отрицательные герои – наоборот. Если все персонажи одинаково уродливы, ужасны, у ребенка нет ориентиров, кто плохой, кто хороший, кто поступает правильно, а кто плохо. Плюс, когда ребенок вынужден подражать страшному герою, то страдает самоощущение малыша. У детей притупляется страх смерти, как один из сильнейших сдерживающих барьеров, помогающих избежать опасности. Наоборот, в "Монстрах" активно воспевается культ смерти и гламур загробного мира.

Губка Боб – квадратные штаны

Сюжет: морская губка работает поваром в ресторане. Увлекается охотой на медуз, карате, пусканием мыльных пузырей. Отличается крайней степенью наивности, оптимизма.

Губка Боб и его друг Патрик засовывают себе в уши и носы различные предметы, называют друг друга "тупицей", "идиотом", бьют поочередно по голове кувалдой, поедают несъедобное (фонарики, например). Все это вперемешку с примитивным юмором о мире взрослых, "Как стать взрослым: выпяти грудь, скажи "подоходный налог", а теперь прими многозначительный вид". И этот мир кажется им непривлекательным, непонятным, требует тяжелого однообразного труда.

Опасность: от мультика веет пугающей деградацией и отупением, впечатлительные же дети могут броситься повторять мультяшные эксперименты на практике. Завуалированная мораль Боба – а зачем вообще взрослеть – грозит вырастанием поколения инфантильных людей.

Барбоскины

Сюжет: пять щенят пытаются ужиться между собой, самостоятельно решая свои проблемы.

Показана явно нездоровая модель семьи, где родители заняты собой и появляются, когда надо кого-то отругать или что-то купить. Дети не дружат, напротив, не прочь поиздеваться друг над другом, подначивают, ябедничают, пакостят и обзываются

Опасность: грызня между братьями и сестрами, интриги – не лучший пример для решения конфликтов. Плюс, мультсериал напичкан избитыми стереотипами: тупая красавица, ботан, недалекий спортсмен, ребенок без особых дарований.

Том и Джерри

Сюжет: кот пытается поймать мышонка, и сам страдает от этого на протяжении всех серий.

Опасность: агрессивность. В эпизодах регулярно показываются сцены насилия, жестокости, демонстрируются вредные привычки. Ни кот, ни мышь не несут ответственности за свои издевательства. (Альтернатива – советский мультфильм "Кот Леопольд", где противные мыши попадаются в свои же ловушки).

Трансформеры

Сюжет: затяжная война роботов.

Хитросплетения ребенку трудно понять, от длительного просмотра накапливаются злость и раздражение.

Опасность: роботы превосходят человека по разуму, способностям, малыш искренне восхищается непобедимыми и всемогущими героями, подавляя собственное "я", снижая свою самооценку. Легко привыкает к острым ощущениям – просмотру агрессивных сцен, и после этого спокойные и добрые мультфильмы кажутся ему скучными, пресными.

Все виды аниме (Покемон, Сейлор Мун, Наруто)

Ребенок любит все яркое и броское, его внимание приковано от и до (пример с рекламой), он, как завороженный, готов сутками пялиться в экран, плохо улавливая суть происходящего.

Опасность: яркие цвета, компьютерная графика, не передающие настоящую мимику – и малышу трудно осознать, какие чувства испытывает герой. Смущает и внешний вид героев: неестественно большие глаза, нереальные изображения рта и носа, неправильные пропорции тела ломают понятие ребенка о том, как должен выглядеть нормальный человек. Ядовитые краски, мельтешение провоцируют излишнюю возбужденность, а хаотичный видеоряд может привести к логоневрозу (речевым нарушениям), поскольку информация не успевает усваиваться. Стоит предостеречь от просмотра "Покемонов" особенно впечатлительных детей, склонных к подражанию. Были зафиксированы случаи, когда дети, как и покемоны, прыгали с высоты, из окон, трюки, которые они пытались повторить, сопровождались серьезными травмами.

_________________________

Мультфильм неотделим от детства, поэтому невозможно убрать анимацию из жизни ребенка, запретить ее. Более того, демонстративный запрет вызовет дополнительный интерес, к тому же вы лишите ребенка тем для общения со сверстниками. Лучше сесть рядом с чадом и разобрать досконально увиденное. Обсуждайте, узнайте точку зрения ребенка, задавайте вопросы.

"Подберите те мультфильмы, где герои красивы и добры, мужественны, смелы. Пусть малыш копирует хорошие манеры, тактичность и доброжелательность, пусть слышит и повторяет правильную речь, улыбается и учится дружить, а не старается быть первым во всем, мстить и злиться, забавно хмуря бровки, как это делают большинство героев ненужных ребенку мультиков", – рассказала Дням.Ру детский психолог Татьяна Голубева.

Ребенку свойственно перенимать то, что он видит. Малыши с удовольствием подражают мимике и жестам, манерам и поведению, свойственным персонажам мультфильмов. "Когда родители замечают некрасивые гримасы, агрессивное поведение, слышат грубоватые жаргонные фразы и жалуются на это, то всегда хочется сказать, поменяйте мультяшный репертуар", – резюмирует эксперт.

Просмотр мультфильмов является достаточно увлекательным процессом, как для взрослых, так и для детей любого возраста. Яркие мелькающие картинки в телевизоре вызывают у малышей бурю различных эмоций. В связи с этим у многих родителей возникает вопрос: «Несут ли мультфильмы какую-либо пользу для ребенка? И существует ли опасность негативного воздействия мультиков на развитие маленького человека?
Мультфильмы, в общем, могут обладать как положительными, так и отрицательными характеристиками. То, что черпает из них ребенок, зависит напрямую от качества материала и от количества времени, проведенного у экрана телевизора. Мультфильм "Симпсоны" признан лучшим телесериалом XX века.

Полезные свойства мультиков

При просмотре светлых, добрых мультфильмов, к которым обычно относятся советские мультики, ребенок будет получать навыки общения и поведения в социуме. Наблюдая за сказочными героями, ребенок сможет научиться доброте, ответственности, честности и многим другим положительным качествам. Как известно, в добрых мультиках добро всегда побеждает зло и, следовательно, отрицательные персонажи в итоге наказываются. На таких примерах малыши смогут понять «что такое хорошо и что такое плохо». Именно из мультфильмов дети понимают, что зло, совершенное человеком, обязательно вернется к нему, а за добрым делом всегда следует поощрение.
С помощью навыков, полученных при просмотре мультиков, малышу будет проще адаптироваться в детском саду или школе. Ребенок без труда будет общаться со своими сверстниками. Кроме того, интересный мультик может стать отличной темой для обсуждения с друзьями.
Важно, чтобы просмотр телевизора не отнимал у ребенка слишком много времени. Малыш должен гулять, играть, рисовать, играть с другими детьми. Если ребенок будет смотреть телевизор примерно 30 минут в день, то любимые мультфильмы будут нести только пользу для его развития.

Вред от мультфильмов

Если телевизором родители пытаются заменить ребенку няню и при этом малыш проводит за просмотром мультиков большую часть своего времени, то польза от этого занятия практически утрачивается. Постоянный просмотр мультфильмов может нести за собой следующий вред:
1. Негативное влияние на органы зрения ребенка;
2. Появление тревожности, нервозности ребенка. Особенно часто такое бывает при просмотре ребенком мелькающих мультиков, в основу сюжета которых заложена погоня одного персонажа за другим. У ребенка может нарушиться сон;
3. В отдельных случаях развитие отрицательных качеств личности: жестокость, грубость. Это случается, когда в просматриваемом мультфильме нет четкого разграничения между отрицательным и положительным персонажем;
4. Отрицательное воздействие на развитие речи. Если не обсуждать с малышом события мультфильма, то он может сделать неправильные выводы о том, как вести себя в той или иной ситуации. Часто случается, что малыши настолько «вживаются» в сюжет мультиков, что начинают путать «экранный» мир с реальным.
При существовании в современном обществе очень сложно избежать знакомства ребенка с телевизором и мультфильмами. Однако дети дошкольного возраста должны смотреть телевизор как можно реже и только под присмотром взрослых людей.

Часто бывает, что ребёнок становится агрессивным и раздражительным, перестаёт спать по ночам, проявляет жестокость по отношению к другим детям или животным, обеспокоенные родители бегут посоветоваться с профессиональным психологом , и там выясняется, что ребёнок неконтролируемо, часами смотрит мультфильмы.

На самом деле мультики не так безобидны, как могут показаться. Яркие цвета, динамичный сюжет, выразительные герои имеют большое воздействие на детскую психику, особенно в раннем возрасте, когда ребёнок не способен критически их воспринимает. И это влияние может приносить как пользу, так и вред.

1. Дети ассоциируют себя с героями мультиков, переживает различные ситуации, примеряет на себя различные роли и модели поведения, его опыт расширяется.

2. При просмотре ребёнок узнаёт новое – факты, явления жизни, с которыми не столкнулся ещё в повседневности, это расширяет кругозор малыша, стимулирует любопытство.

3. Просмотр известных популярных мультиков облегчает коммуникацию со сверстниками – детям всегда есть, о чём поговорить, что обсудить: любимых героев, повороты сюжета, сказочные места, в которых происходит действие.

1. Дети воспринимают происходящее на экране как реальность, копируют поведение любимых героев, поэтому нужно критически подходить к выбору мультфильмов, где положительные герои бьют и убивают других персонажей, пусть даже с благими целями.

2. Ребёнок выносит из фильма представления о добре и зле. Если отрицательный герой избегает наказания за свои проделки, то у ребёнка формируется представление о том, что такое поведение допустимо.

3. Слишком яркие краски, громкие звуки, высокая динамика событий атакуют неокрепшую психику малыша, он перевозбуждается, становится раздражительным и тревожным. Чтобы этого избежать, нельзя допускать неконтролируемого просмотра анимации и лучше ограничить время просмотра 15 минутами.

Чтобы сделать просмотр мультфильмов максимально полезным, нужно руководствоваться несколькими правилами:

1. Выбирать такие фильмы, где положительные персонажи выглядят привлекательней отрицательных, где женские персонажи не ведут себя вызывающе кокетливо и не проявляют неумеренную агрессию, где добро побеждает зло.

2. Обязательно пояснять ребёнку сложные моменты на экране, обсуждать с ним ситуации и героев, предлагать осмыслить творчески: например, придумать сюжет с любимым героем, предположить, как он бы решал спорную ситуацию, нарисовать его или её.

3. Обращать внимание на уровень художественного исполнения, выбирать анимацию, выполненную в различных техниках, не одних упрощённых диснеевских, чтобы формировать зрительное восприятие. Фактически все советские мультфильмы проходили жёсткий критический отбор педагогов, и их смело можно смотреть детям.

Будет ошибкой совсем отказаться от мультфильмов, которые уже стали неотъемлемым фактом жизни. Как минимум сам ребёнок будет чувствовать себя неуютно, обсуждая это со сверстниками. Как говорил великий лекарь Парацельс: «всё есть лекарство и всё яд». Пока дети не способны сами сопротивляться вредному воздействию мультипликации, долг родителей - уберечь их от вреда мультиков и извлечь их них максимум пользы для интеллектуального и эмоционального развития.

Можно ли показывать малышу мультфильмы? Молодые родители не прекращают дебаты вокруг этого вопроса. Мультики помогают быстрее выучить алфавит и цифры, помогают найти общий язык со сверстниками, дают представление о моральных ценностях, помогают отрабатывать спорные ситуации, в которые может попасть малыш, да и просто развязывают маме руки. В то же время, они портят зрение и осанку, способствуют малоподвижности и лишнему весу, делают детей гиперактивными и агрессивными, и могут научить малыша тому, на что родители не рассчитывали. Отдельная тема - иностранные мультики. Вокруг них витает множество пугающих мифов. Так ли они оправданы?

Мультфильмы в раннем возрасте: вред для детей и их здоровья

В поликлинике, салоне автомобиля, супермаркете или салоне красоты часто можно встретить маму с грудничком, который смотрит мультики на планшете. Все довольны: мама успевает сделать покупки или пообщаться с врачом, малыш - развлечься и повеселиться, да и окружающим не будут докучать детские капризы или плач. Но есть одно но. Врачи в один голос утверждают, что до двух лет ребенок не должен смотреть на экран. Не имеет значения, телевизор это, смартфон или планшет. Просмотр мультфильмов в этом возрасте особенно губителен. На это есть несколько причин.

Плохое влияние на зрение

Глаза привыкают смотреть на плоское изображение, и мышцы не тренируются перестраивать фокус. Захваченный круговертью сюжета, малыш забывает моргать, и нежная роговица пересыхает.

Замедление двигательного развития

В то время, когда ребенок должен ползать, крутиться, бегать и играть, он неподвижно сидит перед экраном. Он меньше тренируется, мышцы не получают должной нагрузки, и двигательное развитие замедляется.

Набор лишнего веса

В этом возрасте природа закладывает у малыша привычку много кушать. Часть пищи используется как «строительный материал», а часть идет на калории. Кроха, который учится ползать и ходить, тратит очень много энергии. Но если он, вместо этого сидит на диване перед планшетом, обильная еда станет причиной лишнего веса, диатеза и плохого пищеварения.


Врачи разрешают малышу смотреть мультфильмы, начиная с трех лет. Перед экраном можно проводить один час в день. Для школьника это время можно увеличить до двух часов. Однако это не значит, что можно включить ребенку двухчасовое кино и уйти спать. Каждый сеанс должен длиться около 20 минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Лучше всего, чтобы в это время детские глаза тренировались переключаться с ближних предметов на дальние. Можно выйти на балкон и обсудить погоду, можно покатать мяч из одного угла комнаты в другой, а можно просто отправиться на улицу и поиграть там.

Вред современных мультфильмов для детской психики

Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов.

Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков - одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее.

Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма.

Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный.

Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга.

Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов. Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни. Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение.

Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен - выбирай: или кот, или я!», - восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», - рассуждает папа.


Не так страшен черт: неоспоримая польза мультиков

Да, бесконтрольный просмотр мультиков может нанести ребенку большой ущерб. Но столь же велика может быть и польза, если применять их с умом. Какие же полезные аспекты есть у хороших мультфильмов?

Образовательный

Современные дети быстро учатся чтению и счету. Они осваивают это, подпевая любимым героям на экране, повторяя за ними, запоминая динамичные цветные силуэты букв и цифр. Есть очень много мультфильмов по истории, географии, иностранным языкам.

Коммуникативный

Малышу легче найти общий язык со сверстниками на детской площадке, если они смотрят одни и те же мультики. Дети постарше затевают веселые игры по мотивам «Ну, погоди!», «Смешариков», «Маши и медведя». Если кто-то из них не смотрел такой мультфильм - ему придется остаться в стороне.

Речевой

Ребенок усваивает только те слова, которые звучат вокруг него. Но повседневный словарный запас родителей ограничен. Из мультфильмов он может почерпнуть много новой интересной лексики. Отдельная тема - мультики, которые в форме песенок и скороговорок помогают улучшать дикцию.

Сюжетно-ролевой

Сопереживая героям, дети примеряют на себя их роль. Чебурашка учит, что без дружбы жить нельзя. Рыжий-конопатый призывает принимать окружающих такими, какие они есть. А Умка привьет пресловутые семейные ценности.

Творческий

Посмотрев «Пластилиновую ворону», малыш волей-неволей захочет вылепить какую-нибудь фигурку из мультика. А посмотрев «Петух и краски», возьмет в руки кисточку. Есть целые сериалы, которые рассказывают, как делать поделки. Один из них - необычайно популярный мультик «Бумажки».

Польза мультфильмов неоспорима. Обидно было бы лишать своего ребенка всего этого. Но стоит понимать, что экран - это не способ занять малыша, а инструмент, с помощью которого родители могут дать своему чаду что-то полезное. Родители занимают здесь активную позицию. Они всегда должны стоять между малышом и телевизором. Поэтому вредный миф о том, что мультики развязывают родителям руки, стоит как можно быстрее развеять. Домашний киносеанс - это совместное времяпрепровождение ребенка, мамы или папы.

Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям

Главная задача родителя - сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет - того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.

  1. Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
  2. Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
  3. Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг - это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
  4. Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
  5. Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.

Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках. Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы.