Петрановская травмы поколений читать. «Травмы поколений» Людмила Петрановская

makarovalexiy в Настоятель Афонского подворья Игумен Никон (Смирнов) - столп православия последних времен

Игумен Никон - настоятель храма вмч. Никиты на Швивой Горке (Афонское подворье) - человек, который полностью соответствует моим представлениям о том, каким должен быть христианин, монах и священник. Человек безупречный чистоты веры - антимодернист, креационист, уранополит. Несмотря на изоляцию жизни отца Никона и отсутствия доступа в интернет, он знаком с современными модернистскими течениями, я слышал, как он обличал Осипова, кочетковцев, убеждал прихожан сохранять чистоту веры.

Игумен известен своим неприятием технических нововведений в монастырях: я думаю, что Афонское подворье - единственный монастырь в России, где у монахов нет не только компьютеров, но и даже мобильных телефонов, более того, нет даже таких вещей, как средство для мытья посуды - они моют ее горчицей, не желая делать свою жизнь комфортной. Отец Никон говорит, что техническое оборудование превращает кельи в кинозалы и не позволяет монаху быть тем, кем он должен быть. В этом я полностью с ним согласен, монах, который сидит в социальных сетях - полное безобразие, впрочем, исключение в пользовании интернетом может быть сделано для опытных монахов, которым он необходим для осуществления послушания.
Отец Никон часто говорит об обмирщении православных, которое мы наблюдаем в последнее время: он выступает против таких вещей, как православные балы (кстати, буквально сегодня видел очередное приглашение на такое МИРоприятие в храме вмч. Татианы), говоря, что это словосочетание "пасхальный бал" подобно словосочетанию "чистая грязь". Также он говорил, что не может быть православного спорта, потому что это никак не сочетается с призывом Христа стремиться быть последним, чтобы быть первым, что футбольные сборные семинарий - это полное безобразие, дружба с миром, которая есть вражда против Бога.
Нужно сказать, что батюшка также является строгим аскетом и постником. Он посещает большую часть служб суточного круга, а нужно сказать, что службы он установил по Типикону - без каких-либо сокращений. Он часто болеет и, хотя он не показывает этого, я замечаю, что иногда он еле стоит на ногах и не падает только силой Божьей, укрепляющей его в немощи. В последний раз, когда он говорил проповедь, было едва заметно, что его ноги дрожат под подрясником от боли и изнеможения.
Одним словом, игумен Никон - пастырь, который полностью удовлетворяет моим ожиданиям. Если отец Даниил для меня образец белого священника, то отец Никон - монаха. Каждое воскресение он проводит беседы с прихожанами на разные темы, я узнал о них только недавно, впервые пришел на одну из них в прошлое воскресение и остался в полном восторге. Приглашаю своих друзей прийти в следующий раз. Начало беседы в 13:00, храм находится по адресу Гончарная ул., 4-6. м. «Таганская»

В конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве состоялся вечер «Афон. Традиции православных народов: Греция, Сербия, Грузия». Вёл встречу протоиерей Лев Семенов, руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ. Почетным гостем вечера стал митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, также участие приняли представители духовенства, преподаватели, студенты и сотрудники ПСТГУ. Часть вечера была посвящена старцу Паисию Святогорцу - 13 января известный афонский подвижник наших дней был причислен к лику святых.

О встречах с новопрославленным святым рассказали игумен Никон (Смирнов), настоятель Московского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, и протопресвитер Михаил (Макридис), Греция.

Молитвенники Афонского подворья

В 1991-1992 году, в связи с изменением государственного режима, после долгих поисков нам предоставилась возможность выбрать место для Афонского представительства в Москве. Подворье расположено на Таганке, рядом жилая высотка, жители этой высотки построили гаражи, которые теперь оказались на территории подворья. Люди не были настроены освобождать место, угрожая монахам расправой, и обещая разрушить храм.

Тогда наш настоятель отправился на Афон, решив обратиться за духовной помощью к старцу Паисию. Ему удалось увидеться со старцем и рассказать о своей боли.

Старец Паисий выслушал настоятеля и сказал: «У тебя же много молитвенников, обращайся к ним», - «Какие же у меня молитвенники?», — «Сколько у тебя престолов?», — «Пять», — «Вот эти святые, престолы которых у тебя в храме, вам и помогут. Обращайся ежедневно к ним с молитвой, ищи их помощи».

Настоятель так и сделал: ежедневно всей братией мы стали совершать крестные ходы и молиться. И все решилось мирно.

Русский наставник старца Паисия

Старец Паисий был просто происхождения и закончил только начальную школу, но он стал настоящим богословом. Святые отцы говорят: «Кто молится, тот и богослов». Это безусловно относится к преподобному Паисию, ибо он молитвенник вселенского масштаба. В его знаменитую келью стекались тысячи людей, потерявших смысл жизни, и никто не уходил от него не утешенным. Старец Паисий привел к Богу столько заблудших душ, что его можно назвать равноапостольным.

При, казалось бы, столь малом образовании он был удивительно осведомлен в святоотеческом понимании церковных истин. Благодать Божия всегда была с ним.

Кто же из современников мог содействовать его духовному росту? Оказывается, духовным наставником Паисия Святогорца был в свое время русский иеромонах Тихон (Голенков), он же постригал Паисия в великую схиму в 1966 году.

Когда иеромонах Тихон служил литургию, он всех удалял из алтаря. Литургия служилась неимоверно долго, только пение Херувимской длилось два часа, но так как в алтаре никого не было, было ясно, что это пели ангелы.

Иеромонах Тихон знал о времени своей кончины. Однажды он рассказал Паисию, что ему явилась Божия Матерь с чудотворцами Сергием и Серафимом, и известила его, что он отойдет ко Господу через день после Ее рождества - 23 сентября. Так и произошло.

Преемник Арсения Каппадокийского

Старец Паисий родился в Фарасе, в Кападокии (Малой Азии) и был крещен знаменитым подвижником — Арсением Каппадокийским. В то время случился обмен населения — фарасийские греки уезжали из Турции в Грецию, а турки из Греции в Малую Азию. И перед отъездом святой Арсений Каппадокийский окрестил будущего подвижника, дав ему свое имя.

Святой Арсений считал своей миссией перевезти в Грецию людей, чтобы спасти их от репрессий Ататюрка. Так Арсений - будущий старец Паисий, возрастал в сложных условиях, так как его родные и семья были беженцами, жили в бедности и терпели настороженное отношение местных жителей.

В 1940 году началась война Греции с Италией, затем Вторая мировая война и гражданская война в Греции. В 1945 году Арсений был призван в действующую армию, где три с половиной года служил радистом. Именно из-за войны он не имел возможности получить образование, хотя никогда не относился к образованию плохо.

Молитва старца Паисия

В молодости я не очень хорошо относился к священству, так как встречал священников столь же страстных, как я. У меня не было перед глазами духовного примера, хотя я слышал о старце Паисии от друзей. В молодости я увлекался восточными религиями и восточными единоборствами, и вот однажды, после одного чуда, произошедшего со мной во время летних каникул 1991 года, я решил отправиться на Афон и познакомиться со старцем Паисием.

Добравшись до кельи старца Паисия, я увидел много желающих попасть к старцу и тоже встал в очередь. Рядом со мной стоял мальчик — школьник 5 или 6 класса - с отцом. И отец рассказал мне, что старец Паисий спас его сына от смерти.

Несколько лет назад мальчик перебегал дорогу в центре Афин, внезапно навстречу ему вылетел автобус, но произошло чудо — удивительным образом мальчик избежал смерти. Спасенный мальчик все время кричал: «Меня спас дедушка!», но никто не видел этого дедушку. Тогда он рассказал, что видел старца, который закрыл его собой и оттолкнул от места неизбежной трагедии.

Спустя несколько лет в гостях у друзей мальчик увидел фото старца Паисия и сказал: «Этот дедушка на фотографии спас меня». Тогда отец решил отправиться на Афон и спросить старца знает ли он об этом случае.

Когда мальчик увидел старца, он бросился к нему в объятья и не отходил от него. Отец мальчика спросил старца: «Это вы спасли моего сына, когда на него ехал автобус?». Тот ответил: «Нет, это был не я. Но если этот случай произошел в четверг после семи вечера, то именно в этот момент я начинаю молитву о всех путешествующих и о всех христианах. Господь послал мальчику его ангела хранителя, который просто предстал в моем образе».

Мальчик начал протестовать: «Нет, это неправда, это был ты». И старец Паисий рассказал отцу мальчика, что каждый день после своего молитвенного правила он уделяет час молитве о разных людях. Старец Паисий завещал отцу молиться за своего ребёнка, а мальчику молиться за всех своих друзей.

Отношение к критике

Следующим в очереди к старцу был я. Я не мог смотреть ему в глаза, так как его лицо так сияло, что сияние просто ослепляло меня. Я мог смотреть только на землю. Единственное, что я понимал в ту минуту, что этот человек видит всего меня, весь мой внутренний мир, он все знает обо мне.

Но вместо ожидаемого мной обличения за всю критику, которую я говорил в его адрес, старец погладил меня по голове и сказал: «Не огорчайся все, что приходило тебе в голову -не твое, это было искушение». Любой из нас на месте старца выгнал бы меня, но только не старец Паисий.

Так произошло мое знакомство со старцем. С тех пор я много раз посещал его, пытаясь решить свои внутренние противоречия, так как в лице старца Паисия я обрел подлинную духовность нашей Церкви.


Конкуренты

Старец Паисий никогда не смотрел на других святых людей, которые жили в его время, как на соперников. Это был мой первый урок — перестать конкурировать с ближними.

Однажды старцу явилась святая мученица Евфимия, и он спросил ее: «Если бы ты вернулась в мир, чтобы ты хотела исправить в своей жизни?». Святая ответила: «Я бы хотела испытать еще большие мучения за Христа». А святая мученица Евфимия пережила тяжелейшие мучения, и старец Паисий удивился: «Это говоришь ты, которая пережила такие страшные мучения!». «Если бы я знала о том, в какой славе пребывают святые, то сделала бы все возможное, чтобы подвергнуться еще большим мукам» — ответила мученица Евфимия.

Рассказав мне это, старец сказал: «Видишь, святые не имеют никакой зависти и конкуренции — почему ты должен быть ближе ко Христу, а не я — они живут в мире и на этой земле, и в Царствии Небесном. Главное, что их волнует, это восхваление имени Господа».

Молитва подобна автобусу

У меня был очень близкий друг, который заболел раком. Незадолго до его смерти я спросил старца Паисия: «Скажи, моя молитва за друга имеет какую-то силу?». Старец ответил: «А почему ты молишься только за одного человека, молись за всех людей, за всех, кто болен тяжелыми болезнями в мире.

Молитва подобна автобусу — одинаковый плод от водителя автобуса, в котором едет сто человек и от водителя автобуса, в котором едет один человек».

Я воскликнул: «Но ведь остальных я не знаю!». И старец сказал: «Разве Пресвятая Богородица знает тебя? Ты Ей неизвестен, ты не можешь Ей ничем помочь, Она в тебе не нуждается, так почему Она должна тебе помогать? Вот твоя логика.

Священники Израиля, распявшие Христа, молились о себе и приносили жертвы за себя, чтобы Господь исполнил их личные желания. Они не молились за других, не молились, чтобы Господь показал им волю Божию о других людях.

Когда ты молишься только о своих личных проблемах, это все равно что прийти к какому-то депутату и просить для себя личной услуги. Научись молиться за людей вокруг тебя, и тогда ты уподобишься Господу и Богородице».


Бремя ближнего

Однажды мы пришли в келью к старцу и увидели яму, которую он выкопал для себя вместо гроба. Старец был очень болен, бледен, одно его лёгкое почти не работало, накануне он испытал такую сильную боль, что лег в свой гроб.

Мы спросили старца: «Как у тебя появилась столь тяжелая болезнь, ведь ты живешь такой святой жизнью?». И старец рассказал, что однажды к нему приехал один паломник, у которого не функционировало одно легкое. Этот паломник просил старца помолиться не за него, а за его семью - жену и детей.

В тот же вечер старец начал молиться, и ему явился ангел, который сказал: «Чтобы этот человек был исцелен, кто-то должен взять его бремя. Ты хочешь взять это бремя?». Так Господь послал старцу эту болезнь.

Тогда я спросил старца Паисия: «Могу ли я сделать то же самое для своего болящего раком друга?». И он ответил: «Если ты заболеешь, ты огорчишь своих родителей, создашь им много финансовых и других проблем, а вокруг меня нет людей, которым я могу создать проблемы. Поэтому будь доволен тем, что Господь тебе посылает и молись за своих ближних».

Тонкая ветка

Однажды я рассказал старцу о своем увлечении восточными единоборствами, и он сказал: «Это все бесовские увлечения». Я начал протестовать, мне было обидно, я уже почти получил черный пояс. Тогда старец взял в руки тонкую ветку с тремя засохшими листиками на ней и сказал: «Сломай её». Я начал смеяться: «Дай мне ветку потолще!». Но я не смог сломать эту тонкую ветку.

Старец никогда не навязывал людям свою волю, он ждал, чтобы человек сам созрел до того, чтобы принять его слова. Когда мы собирались в келье старца и беседовали с ним, он никогда не перебивал нас, и никогда не навязывал свое мнение. Он всегда смотрел вниз, и было такое чувство, что он с кем-то внутренне беседует, с кем-то, кого мы не видели. А потом он излагал свое мнение, и на всех нас сходило состояние спокойствия и мира.


Крест отца

Однажды я спросил старца какую профессию мне выбрать. Я занимал должность в греческой армии, мой отец был отставным генералом, и я рассказал старцу о своем желании пойти по стопам отца — стать военным. Старец ответил мне: «Военные кресты и награды отца ты наденешь на себя, но его меч тебе не нужен».

Когда старец почил, исполнился его завет: «Вам, людям в миру, принесет пользу моя смерть. Пока я живу на земле вы приезжаете ко мне, а когда я умру, я сам буду к вам приходить».

В 1999 году, после смерти отца, меня рукоположили в Фессалоникийской епархии. А в 2005 году, когда меня рукоположили в сан протопресвитера, ко мне пришла мать и передала награды, ордена и кресты моего отца.

Один священник, увидев эти кресты у меня дома, спросил меня: «Почему ты не сделаешь из этих крестов священнические кресты для себя?». И тогда я вспомнил слова старца.

Один из этих крестов сегодня на мне, я ношу его, воздавая честь святому старцу, и вновь понимая, что промысел Божий совершенно отличен от нашей человеческой логики.


«Чадо мое возлюбенное! – говорил старец Аристоклий. – Если бы ты знала, как мне хочется спасти вас, пусть Господь вас спасет».

Однажды художнику Михаилу приснилась святая блаженная Матрона, которая задала ему «странный» вопрос: «Почему ты ко мне на могилку ходишь, а другого святого старца, который здесь похоронен, не почитаешь?» Стал Михаил расспрашивать народ – кто из почитаемых подвижников еще похоронен на Даниловском кладбище. И узнал! Им оказался преподобный Аристоклий Афонский (он же Московский). С тех пор Михаил стал посещать его могилу, расположенную недалеко от Никольской часовни, что рядом с храмом Сошествия Святого Духа.

Историю эту рассказал мне настоятель Афонского подворья в Москве, игумен Никон (Смирнов). Он же показал портрет преподобного Аристоклия, приобретенный у того самого Михаила. Этот портрет, вернее две его половинки, художник обнаружил на Измайловском вернисаже. Узнав в изображенном старца Аристоклия, он решил купить два куска полотнища и отреставрировать картину. На портрете и сейчас можно увидеть место склейки двух частей. До поры до времени полотно находилось у художника. А в 2004 году (в год прославления отца Аристоклия и в день Ангела старца) Михаил принес портрет на Афонское подворье.

Молитва подняла

Святыми не рождаются, святыми становятся. Вот и преподобный Аристоклий поначалу был простым отроком Лешей Амвросиевым. Родился он в Оренбурге в 1846 году в семье мещан. В раннем детстве остался без отца. А в восьмилетнем возрасте так заболел, что у него отнялись ноги – два года был прикован к постели. Врачи старались изо всех сил, но помочь не смогли. Его мать Матрона уже почти отчаялась. Молясь со слезами перед образом святителя Николая, она дала обет посвятить сына Богу, а самой уйти в монастырь, когда Леша подрастет. И произошло чудо – на второй день мальчик встал на ноги, на третий начал ходить, сначала опираясь на костыли.

Когда Алексею исполнилось 17 лет, Матрона удалилась в монастырь. А ее сын мечтал стать монахом. Он много размышлял об этом и решил, что лучшего места, чем Афон, ему не найти, ведь Сама Матерь Божия является Игуменией этого места и Заступницей в нелегкой духовной борьбе монахов с кознями дьявола. В тридцатилетнем возрасте молодой человек отправился на Святую Гору и поступил в Русский Пантелеимонов монастырь. Это было время духовного расцвета обители.

11 марта 1880 года Алексей принял монашеский постриг с именем Аристоклий, в честь священномученика Аристоклия Саламинского. Спустя четыре года нового монаха рукоположили во иеродиакона, а вскоре после этого – во иеромонаха. По истечении еще двух лет Аристоклий был пострижен в схиму без перемены имени.

Послушание

Одиннадцать лет подвизался иеросхимонах Аристоклий на Святой Горе. В 1887 году его отправили на послушание в Москву в Пантелеимонову часовню на Никольской улице. Эта часовня, самая большая в Москве, была построена около Владимирских ворот Китайгородской стены для хранения святынь, доставленных с Афона. Среди них были чудотворный образ Спасителя, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Иверская, частицы святых мощей и икона святого целителя Пантелеимона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. В городе эта часовня считалась самой богатой реликвиями.

Праздник великомученика Пантелеимона отмечали в Москве с большой торжественностью. Каждый год в день памяти святого (27 июля по ст. ст.) из часовни на Никольской к Богоявленскому монастырю отправлялся крестный ход. Вся Никольская улица была запружена людьми. В «Московских церковных ведомостях» за 1887 год сохранилась заметка об этом крестном ходе. Впереди процессии шел настоятель обители, преосвященный Мисаил, он нес масличную ветвь от дерева, под которым была отсечена глава целителя Пантелеимона. Газета сообщала, что эту святыню привез с Афона иеросхимонах Аристоклий. С 1891 по 1894 год он возглавлял Афонское подворье и был настоятелем часовни.

На Полянке

Преподобный внес большой вклад в строительство Афонского подворья на Большой Полянке. При его участии здесь были построены два трехэтажных здания. В одном разместилась библиотека, в другом – богоугодные заведения. На верхнем этаже была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», которую старец очень почитал и много перед ней молился. Церковь была освящена Святейшим Патриархом Тихоном (Белавиным) 30 сентября 1918 года, уже после смерти старца. На том же этаже находилась и келия иеросхимонаха Аристоклия, где он принимал посетителей – в день не одну сотню человек. Он был опытным старцем, обладавшим дарами прозорливости, исцеления и чудотворения. Никогда его не видели гневающимся. Он излучал тихую радость.

В 1888 году на подворье начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», рассказывающий о жизни русских монахов и афонских подвижников на Святой Горе, о чудотворных иконах в монастырях. Благодаря усердию настоятеля подворья Афон становился для России идеалом духовной жизни. Увеличивался поток паломников на Святую Гору, многие оставались там навсегда. Число русских святогорцев быстро росло, на стыке XIX и XX столетий их насчитывалось до 6000 человек на всем Афоне. В одном только Пантелеимоновом монастыре их было около 2000. На Афон потекли щедрые пожертвования из России. Обители и другие строения, принадлежащие русским, стали благоустраиваться.

« Помаши мне ручкой »

Отец Аристоклий имел большую паству и много духовных чад, благодаря которым до нас дошли сведения о его чудотворениях. Вот один из случаев. Тяжело заболела духовная дочь старца – парализовало ноги. Отец Аристоклий пришел утешить ее и, когда уходил, сказал: «Чадушко мое любимое, не унывай, а молись и благодари Господа. Я вот пойду, и, когда буду выходить, ты подойди к окошку и помаши мне ручкой, а я помашу тебе». Больная смутилась: «Батюшка, я же не могу встать…» Старец улыбнулся: «Ничего-ничего. Помаши». Когда отец Аристоклий вышел за дверь, женщина почувствовала силу в ногах и встала. Подошла к окну и увидела батюшку, который помахал ей рукой, а она в ответ ему.

Еще одно удивительное чудо произошло со слепорожденным мальчиком. По совету местных врачей молодая мама привезла его в Москву. Когда сделали снимок глаз и назначили день операции, она очень волновалась, не решаясь на такой важный шаг. Проходя мимо Пантелеимоновой часовни, она увидела множество различного люда и узнала о старце Аристоклии. На следующий день привезла сюда сына. Старец крестообразно помазал мальчику глаза маслом из лампадки от иконы «Скоропослушница». А потом спросил у женщины: «У тебя муж-то кто?» Не получив ответа, произнес: «Сам сатана!» И тут женщина со слезами рассказала, как муж накануне великих праздников делается как зверь, бьет ее, и она убегает с сыном к матери. А на другой день супруг становится тихим, добрым, и она возвращается. Выслушав женщину, батюшка посоветовал операцию не делать, а все дни, пока она в Москве, приходить в часовню с мальчиком на молебен. «А на будущий год опять приезжай с сыном ко мне… А потом приедешь с мужем», – сказал он.

Пантелеимонова часовня, одна из красивейших и самая крупная в Москве, была снесена вместе с Китайгородской стеной в 1934 году. Сейчас на месте часовни располагается торговый центр «Наутилус»

На следующий год она опять приехала с сыном и опять ежедневно ходила в часовню, а старец крестообразно мазал ребенку глаза святым маслицем. Потом отпустил их со словами: «Господь знает, кому что нужно». На третий год женщина приехала к старцу с исцеленным голубоглазым мальчиком и… одержимым мужем. Супруга подводили к старцу несколько мужчин, он высоко подпрыгивал и с криком падал на пол. Если бы не молитвы монаха, он бы разбился. Старец Аристоклий исцелил и его. Примечательно, что когда мальчику в больнице сделали вторичный снимок здоровых глаз, на нем проявились кресты от помазания маслом.

Дар прозорливости

В 1894 году на старца Аристоклия поступил ложный донос, касающийся финансов. И это на человека, который помогал неимущим, доставал средства на обучение детей из бедных семей, отдавал пожертвования беднякам. Пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон. И, вот чудо, в обители его назначили не кем-нибудь, а казначеем и духовником Пантелеимонова монастыря.

В 1909 году, оправданный, иеросхимонах Аристоклий Собором духовников Пантелеимоновой обители вновь был отправлен в Москву и назначен настоятелем Афонского подворья. Как только старец вернулся, тысячи людей опять стали приходить к нему.

Отец Аристоклий обладал даром прозорливости. Беседуя со своей духовной дочерью, монахиней Варварой (Цветковой) в марте 1917 года, он сказал, что начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Начало в России, а потом дальше. По рассказам монахини Варвары, которая постоянно бывала у батюшки в эти трудные годы, он сказал ей как-то: «А вы уедете в другие страны. И открыто». Отец и старший брат монахини Варвары сидели в это время на Лубянке. Неожиданно брата освободили с условием «высылки за границу», а потом вышел и отец с той же формулировкой. Вместе с профессорами семья была отправлена в Германию. Предсказал батюшка монахине и Вторую мировую войну, сообщив, что узнает она о ней, когда будет в другой стране.

Софиюшка

Одна из духовных чад батюшки работала в гостинице и здесь обратила внимание на печальную красивую молодую барышню, которая всегда была в черном. Однажды горничная спросила, что томит женщину. Красавица поведала ей о своей прежней счастливой жизни с любимым мужем, генералом царской армии, который погиб на фронте. В двадцать лет она овдовела и никак не может забыть мужа. Горничная предложила Софье Николаевне обратиться за советом к старцу Аристоклию. Барышня отнеслась к этому скептически, но неожиданно согласилась, заявив: «Хорошо! Если он такой волшебник, то пусть узнает, что я вдова».

На встречу Софья вырядилась как на бал – шикарное платье, бриллианты, шляпа. В храме батюшка помазывал верующих елеем, очередь была большая, и барышне это наскучило, она собралась уходить. И тут старец воскликнул: «Кто ко мне пришел-то! Софиюшка! Вдовица!» Барышня вздрогнула, упала на колени и, рыдая, ползком направилась к старцу, ничего не замечая вокруг. Батюшка поднял ее, благословил и помазал елеем. Софья Николаевна рассказала ему все о своей жизни. Старец пристально посмотрел ей в глаза и сказал: «Софиюшка, вот что я тебе скажу: все, что имеешь, раздай нищим и убогим. Оставь себе пару верхней и нижней одежды и иди в храм мученика Никиты. Убирай его даром, денег не бери… А вот когда будешь в тюрьме, помолись за меня, а я за тебя помолюсь».

Эта встреча так преобразила Софью Николаевну, что она в точности исполнила наказ старца. Все раздала, пошла мыть полы, денег не брала, жила на подаяние, ходила в рваных валенках. После революции кто-то донес на бывшую барыню, и ее посадили в тюрьму. Несколько раз ее выпускали и сажали вновь. Так в тюрьме она и скончалась.

Море слез

В последние годы жизни у отца Аристоклия обострились хронические заболевания, он страдал водянкой и болезнью ног, но, несмотря на это, продолжал принимать людей. 6 сентября 1918 года он мирно скончался в своей келии на Полянке в двенадцатом часу ночи.

Утром к келии стали стекаться массы людей, почитавших старца, хотя официально о смерти объявлено не было из-за большевиков. Все московские монастыри предлагали похоронить отца Аристоклия у себя на кладбище. Однако монахи подворья решили, что он должен остаться на Полянке.

«Пока хлопотали о разрешении, – писал в письме архимандриту Кирику монах Иларион (приемник отца Аристоклия), – тело старца находилось в храме четыре дня, и в это время что творилось возле гроба, даже и трудно описать: море слез было вылито его духовными чадами и почитателями; тут были люди всяких званий и рангов, и каждый изливал пред его прахом свою скорбь. Да, все имели к нему… большую любовь и веру».

Похоронили отца Аристоклия на Афонском подворье в подклете домового храма, который создавался его руками.

В стране нарастала волна жестоких репрессий. Все домовые церкви подлежали ликвидации. В ноябре 1922 года эта печальная участь постигла и церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница», большевики ликвидировали и само Афонское подворье, в зданиях которого устроили общежитие для студентов горной академии.

В 1923 году гроб с телом старца Аристоклия верующие, спасая от надругательства, перенесли на Даниловское кладбище, о чем святой предсказывал еще до своей кончины. Но и на кладбищах было неспокойно, особо рьяные комсомольцы разоряли могилы священников. Поэтому отца Аристоклия похоронили в стороне от места, где был установлен крест. Это выяснилось не так давно, в 2004 году, когда монахи Афонского подворья приступили к обретению его святых мощей.

И не чаяли

После смерти старца чудеса продолжались. По молитвам к нему люди спасались от голода и даже от самой смерти. Есть совершенно уникальный случай, который произошел во время Великой отечественной войны, о нем рассказала раба Божия Мария. В 1941 году ее послали копать траншеи недалеко от Даниловского кладбища. Во время перерыва одна работница предложила сходить на кладбище к отцу Аристоклию: «Пойдем поклонимся его могилке, он помолится за нас». Мария и некоторые другие согласились и позвали еще женщин, но те были неверующими, они начали ругаться и непристойно отзываться о старце. Православные ушли, помолились на могилке у батюшки, приложились к ней и вернулись обратно. И что же они увидели? Во время авиационного налета немцы сбросили бомбу – взрывной волной и осколками убило тех, кто хулил старца…

Настоятель Афонского подворья игумен Никон (справа) на могиле старца Аристоклия во время обретения его мощей в 2004 году

И еще одна совсем невероятная история, особенно по нынешним временам. Умерла одна из духовных дочерей старца Аристоклия – Евдокия. Ее сестра очень желала похоронить родственницу на Даниловском кладбище, поближе к старцу. В то время хоронили только по месту жительства, а жили они в Новогирееве, которое не было еще Москвой. Однако гроб привезли на Даниловское кладбище. Естественно, администрация отказала наотрез – нет прописки. Что делать? Уже вечер, машина уехала, гроб стоит на земле. Пошли на могилку к старцу и начали молиться: «Батюшка, приехало твое духовное чадо, Евдокия. Определи ей место, где ее положить». Не прошло и получаса, как подошли работники кладбища и спросили: «Ну, показывайте, где вам вырыть могилу?» И оказалась Евдокия рядом со своим духовным отцом, около Никольской часовни.

Прославление

5 февраля 2001 года Синодальная комиссия по канонизации святых опубликовала постановление, согласно которому ее члены, «учитывая праведное житие подвижника, чудеса, явленные по его молитвам при жизни и после смерти, сложившееся почитание в Московской епархии, не нашли препятствий для прославления иеросхимонаха Аристоклия в лике преподобных, как местночтимого святого Московской епархии».

Образ Божией Матери «Скоропослушница», келейная икона старца Аристоклия, прибыла на Афонское подворье с Маросейки одновременно с мощами прославленного батюшки

Это постановление послужило импульсом к обретению мощей старца, которое произошло в 2004 году. В том же году 6 сентября состоялась канонизация иеросхимонаха Аристоклия. Настоятель Афонского подворья, которое находится ныне на Гончарной улице, игумен Никон (Смирнов) рассказал, что канонизация была назначена на другой день, но была перенесена именно на 6 сентября – день блаженной смерти старца. И это не случайно, как и то, что в тот же год на подворье пришла женщина и предложила купить (она очень нуждалась в средствах) икону святого великомученика Пантелеимона с автографом отца Аристоклия на обороте. Ныне этот образ находится в храме великомученика Никиты на Афонском подворье напротив раки с мощами святого Аристоклия. Рядом с ней икона Божией Матери «Скоропослушница», келейный образ старца, перед которым он в последний раз перекрестился и испустил дух. Игумен Никон рассказал, что эта икона долгое время находилась в Никольском храме на Маросейке, там, где почивают мощи московского старца Алексия Мечева. Отец Никон просил у настоятеля храма отдать эту икону на подворье, на что тот отвечал: «Вот когда понесут мощи святого Аристоклия на подворье, тогда и отдадим».