Дочь даниила сысоева. Сергей станиловский, духовное чадо отца даниила

Отец Даниил был рукоположен в свя­щенники б января 2001 года Святейшим Патриархом Алек­сием. Разумеется, он мог и не быть первым священником третьего тысячелетия, за первые шесть дней XXI века мог­ли состояться и более ранние рукоположения, но я о них не знаю. В любом случае отец Даниил - первый священ­ник, который немало повлиял на изменение моей жизни. Я был тогда подобен новорожденному ребенку, и, как мама становится для младенца единственным ориентиром и учителем начавшегося бытия, так для меня и для мно­гих, пришедших в лоно Православной Церкви, отец Да­ниил стал первым надежным проводником и помощником в усвоении истины нашими сердцами. Многим людям он задал верное направление церковной жизни, и необычная таинственная сила, которая исходила от него, была реаль­но ощутима для многих.

В апреле 2005 года мне довелось в первый раз посетить воскресную службу на Крутицком подворье (тогда я толь­ко начинал исповедоваться). После чтения Евангелия отец Даниил стал говорить проповедь, и, хотя я всегда скептиче­ски относился к людям, которые провозглашают различные идеи, к ораторам, спустя пару минут я ощутил, как произ­носимые им слова странным образом входят в мое недовер­чивое к этому миру сердце, и это меня немного смутило. Но - одновременно я чувствовал, что проповедь привле­кает мое внимание, и очень скоро я понял, что многое в ней совпадает с моим мировоззрением. Правда, на тот момент у меня не было православного мировоззрения, а была каша в голове, но слова отца Даниила как будто стряхнули часть ненужной шелухи с моего ума. Однозначно, это были мину­ты просветления. И позже, когда я первый раз попал на его четверговые беседы по толкованию Священного Писания, то уже с удовольствием слушал их, сожалея, почему такие уникальные и полезные слова слышат всего тридцать чело­век, а надо бы, чтобы их услышал весь мир.

Я начал исповедоваться у отца Даниила, попросил освятить квартиру, а вскоре предложил распространять его лекции на аудиодисках. Отец Даниил, не размышляя, согласился, озвучив некоторые условия, и работа пошла, туго, но пошла.

Так мы начали с ним общаться, и так у меня измени­лась жизнь. Мой блуждающий мелкий парусник случайно прилепился к шхуне с грамотно настроенной системой навигации и с профессиональным веселым капитаном, который охотно протянул мне руку, чтобы было удобнее перебраться на борт. Но случайности не случайны - в это я верю абсолютно.

Как известно, жизнь кающегося грешника наполне­на различного рода искушениями, трудностями, борьбой и, конечно же, негативным и насмешливым отношением со стороны светского круга общения. Но и благодатной помощью свыше, которая вполне ощутима при условии послушания Церкви, при стремлении исполнять запо­веди Святого Евангелия, каноны, слушать советы и на­ставления духовника. Таким духовником стал для меня отец Даниил. Казалось, он мог разрешить любую пробле­му или непонимание, на любой вопрос духовного плана у него находился ответ. Однажды я спросил его: «Откуда такая пастырская опытность, Вы же еще молодой?» «Бы­вает так, - ответил отец Даниил, - что ответ приходит сам, зачастую как будто независимо от меня». «А что нуж­но, чтобы такие ответы приходили на ум?» - спросил я. «Ну, ты же не священник», - улыбнулся он. Потом пару секунд подумал и закончил: «В первую очередь нельзя полагаться на свои силы». Очень трудно мне было по­нять, как можно «не полагаться на свои силы». Мы - существа разумные, со свободной волей, с талантами, знаниями, навыками, опытом... И очень часто в своих проповедях и беседах отец Даниил подчеркивал важность ненадеяния на свои силы, приводя цитаты из Псалтыри или Евангелия, показывая на примерах современной жиз­ни, как легко человек может завалить любое дело, особенно духовного направления, если будет надеяться на себя. Ча­сто размышлял я об этом, пытаясь соотнести пропорцию между доверием Богу и опорой на свои силы, но все равно не понимал. И вот однажды, когда мы с ним вместе были в Турции, ехали на машине в Антиохию, по узкой горной дороге. За рулем - отец Даниил. На довольно крутом повороте навстречу нам двигался большой трейлер с ци­стерной. Отец Даниил не был хорошим водителем, с его зрением и двумя годами стажа вождения по московским пробкам автомобильчика «Деу Матиз» трудно стать про­фи на горных дорогах. Я же за свою жизнь немало поездил по горам на разных машинах, и вот я вижу, что мы должны поравняться с трейлером в самом неудобном месте. Есте­ственная реакция - в этот момент сказать что-то вроде «тише, тише, правее возьми», но что-то меня останови­ло. Я посмотрел на отца Даниила, увидел очень сосре­доточенный взгляд, он сильно напрягся, и в то же время сквозь это напряжение я почувствовал его спокойствие, он что-то едва слышно шептал и даже слегка улыбался. Мы разъехались с трейлером буквально в десяти санти­метрах. Дорога была дальняя, и скоро мы, забыв про этот случай (подобных ситуаций на горной дороге бывает не­мало), спокойно продолжали общаться.

Отец Даниил был ходячей энциклопедией, мог ин­тересно рассказывать обо всем, говорить на любые темы. И тут я вспомнил мучающий меня вопрос и задал его: «Отец Даниил, ну как полагаться не на свои силы, а полно­стью на Бога? Вы же сами говорили, что нужно работать на пределе своих сил». «Вот так и делать, использовать все свои силы, и полностью полагаться на Бога», - ответил он. Простой ответ, вытекающий из вопроса, и тогда я начал усваивать это. А спустя немного времени отец Даниил ска­зал: «Если чего-то очень хочешь, нужно четко сформулиро­вать цель, далее - понять средства для ее достижения, за­тем попросить помощи у Бога и нисколько не сомневаться. И - получишь».

Он иногда говорил с такой уверенностью или вла­стью, что слова запоминались накрепко и становились ру­ководством к действию. Теперь, когда я хочу сделать бого­угодное дело, я всегда вспоминаю эти слова, а если процесс становится трудным или заходит в тупик, то вспоминаю случай с трейлером на горной дороге. Это действитель­но «работает», я проверял неоднократно, но важно не за­бывать, что результат и успех зависят от Бога, и не со­мневаться. Позже, наблюдая за многими православными, за их желанием сделать какую-то работу в Церкви, создать интересный проект на благо братьев и сестер, я понял, как нам не хватает такого устроения ума. На миссионер­ских семинарах люди, желая послужить ближнему, пред­лагают интересные проекты, а потом, видя минусы этих проектов, сталкиваясь с трудностями, остывают, и проек­ты не реализуются. Люди пугаются трудностей по причи­не надеяния на свои силы, забывая, что они - живой ин­струмент в руках Божиих, что Бог возьмет человека в Свои руки, не нарушая его свободную волю.

Четверг 19 ноября 2009 года был для меня обычным днем, я мотался по своим делам. В храм я ехать не собирал­ся, потому что четверговые беседы всегда слушал в записи в машине, а других дел у меня там не было. Но после обеда я подумал, что нужно бы исповедаться, потому что меня мучила одна неприятная страсть. Как показывает опыт, если тянет к греху - нужно бежать на исповедь, тем са­мым показывая Богу, что этот прилог или пленение ты не принимаешь, а борешься, и бес посрамляется и отсту­пает. Кто практикует частую исповедь, понимает, о чем я. Отец Даниил мне говорил, что, если мне надо будет ис­поведаться, я могу «поймать» его в храме в любой день или всегда могу прийти в четверг, после беседы. Когда че­ловек решает пойти на исповедь, то почему-то непременно появляются разные «срочные» или «важные» дела, и помы­сел шепчет: «До субботы рукой подать... успеешь». В тот четверг так со мной и было, я разрывался между выбором: вечером пойти на исповедь или развлечься с друзьями. Я ехал на машине по Третьему кольцу, времени около

девяти вечера, и - либо я поворачиваю на Волгоградку, домой, либо - еду дальше, тогда - храм Апостола Фомы. То ли пробка была огромная на повороте на Волгоградку, то ли не так быстро я перестроился, но я поехал в храм. Приехал, припарковался, поднялся к себе в бытовку, где у меня был маленький офис, и стал доделывать текущую работу, связанную с дисками.

После окончания беседы (в бытовке все слышно) я по­шел к батюшке просить об исповеди. Я уже был практиче­ски последним, люди разошлись. Кто-то звонил ему пару раз на телефон храма, разговор, кажется, шел про пожерт­вования. Как позже выяснилось, это звонили убийцы. Отец Даниил уже надел куртку, собираясь уезжать, и сказал мне со вздохом: «Горе ты мое луковое... ладно, подожди», - и вышел из храма. Затем он вернулся, и мы вошли в алтарь. Он быстро надел поручи, епитрахиль, положил крест, Еван­гелие и очень быстро прочитал три тропаря из вечерних молитв. Я уже открываю рот, но отец Даниил меня обры­вает, спрашивает: «Что там за шум?» - и выходит из алта­ря. Мне почему-то показалось, что в храм вбежала большая собака. «Псина, что ли?» - подумал я и тоже направился к выходу из алтаря. Дальше мои воспоминания становятся смутными, но все-таки... я вижу, как человек в маске с ак­центом кричит: «Где Сысоев? Где Сысоев?» - и, размахивая пистолетом с глушителем, стреляет в отца Даниила, и тот падает. Дальше убийца подходит к нему, направляет пи­столет в голову и снова стреляет. Я просто стою на месте. Все длилось, как мне показалось, три секунды. Я закрываю дверь в алтарь, стою там и жду, что сейчас пуля настигнет и меня. Что происходит, я начал понимать не сразу, может быть, это был шок или психологическая защита, потому что подобное я мог видеть только в кино или во сне. Спустя еще секунд тридцать я снова выхожу из алтаря. Батюшка лежит на полу, истекая кровью, рядом стоит ошарашенный регент Владимир. Я наклоняюсь к отцу Даниилу и бормо­чу что-то вроде: «Господи, это что, его конец?» Я отказыва­юсь в это верить. Дальше начинается суета, которую можно описывать долго. Я сижу рядом с истекающим кровью моим батюшкой, снимаю с него крест, потому что он душит его, снимаю и епитрахиль. Вызвали скорую. Она приехала, я по­могаю им разрезать рясу с подрясником, чтобы поставить капельницу. Отец Даниил хрипло дышит, и он спит. Он уснул сразу после первой пули, очевидно, потому, что она попала в шейную артерию. Я слышал его пульс практически до тех пор, пока он не остановился, трогал его постепенно холодеющую руку. Но, даже глядя в холодные и обреченные глаза сотрудников скорой помощи, я все равно отказывался верить, что он умирает. Когда захлопнулись двери скорой, я помчался за ней на своей машине, ворвался на террито­рию больницы и вбежал за батюшкой даже в реанимацию, что строго запрещается. Но никто не остановил меня тогда. Потом я вернулся в машину и стал писать и звонить всем знакомым священникам, чтобы возносили молитвы о ране­ном отце Данииле. В 00:30 я узнал, что смерть наступила в 00:15. Сколько нужно было иметь в себе жизни, чтобы по­сле сквозного выстрела в голову жить еще полтора часа... Потом я вернулся к храму, где меня уже ждали сотрудники милиции и остальные люди, чтобы до утра детально рас­спрашивать обо всем. Многие плакали, многие просто стоя­ли. Начали служить панихиды. В свободную минуту, уже осознав, что произошло на самом деле, я отошел за угол хра­ма и сказал: «Отец Даниил, ты слышишь? Я тебя поздрав­ляю! Это было очень здорово! Действительно, прославил тебя Господь Бог, Которого ты так любишь!»

Некоторые сейчас говорят, что отец Даниил «сам нарвался», даже среди православных пасты­рей находятся те, кто считает, что нужно уважать разные религии, а отец Даниил, дескать, не уважал. Многие со­блазняются его книгой «Спасутся ли некрещеные?» Да, при жизни отца Даниила в его адрес было высказано множество нареканий и клеветы самого разного харак­тера. Но смотрите на плоды его жизни. Ему было 35 лет, а он уже совершил огромное количество дел на бла­го Церкви. Бог обратил через него около 80 мусульман и 550 протестантов, более 30 его книг и 500 часов бесед и проповедей распространяются по всей России и вос­требованы в зарубежных приходах. И самое главное: сво­им ревностным служением, небоязнью говорить правду, неповторимой и насыщенной проповедью и настоящим примером живой апостольской веры отец Даниил зажег эту веру в сердцах многих людей. Его дело продолжается и набирает силу. Мы знаем, что нашей заслуги в развитии Миссионерского фонда нет вообще, нам просто посчаст­ливилось стать участниками его дела.

Вот какие слова мне довелось услышать от неко­торых священников после его смерти: «Хорошо, что его убили сейчас», - сказал отец Сергий, настоятель Свято- Вознесенского храма Пластуновской станицы Краснодар­ского края. «Почему же?» - задал я естественный вопрос. «А он оттуда гораздо больше сделает».

Отец Виталий, настоятель Свято-Никольского хра­ма села Юрово Собинского района Владимирской обла­сти: «Я думаю, выполнение тех целей и задач, которые по­ставил перед собой отец Даниил, было возможно только при условии его мученической кончины. И получается, что он еще при жизни выбрал себе мученический венец». Это действительно так, потому что, стирая границу меж­ду его жизнью и смертью, мы можем видеть динамику реализации его проектов. А главным его проектом, лучше сказать, его целью - была проповедь Евангелия всем на­родам. Проповедь, которая приводит человека к Святой Чаше и через нее - к жизни вечной. Каждый человек должен постоянно двигаться вперед, некрещеный - кре­ститься, крещеный - воцерковиться, воцерковленный - укрепляться, и так - до достижения святости. Но и в веч­ной жизни для святых все только начнется.

«Его убили, чтобы люди поверили, - сказал отец Иоаким, настоятель монастыря Преподобной Марии Еги­петской г. Нью-Йорка, - верующих мало стало». И это тоже правда. После триумфа отца Даниила люди читают его книги, статьи о нем, обращаются в Православие и воцерковляются, многие пишут в фонд, желая работать в миссии или открыть курсы по системе отца Даниила, не­которые в своих письмах просто рассказывают о том, на­сколько сильно он повлиял на их жизнь.

Через отца Даниила Господь показал нам пример той самой веры, которая должна быть в сердцах современных православных. Его мученическая кончина обличает пред­ставления о том, что сейчас времена поменялись и действо­вать нужно иначе. Это диавольская ложь. Для христиан времена не поменялись, и отец Даниил явил пример апо­стольской веры, не привязываясь к временной точке. Пом­ню, однажды я спросил у отца Даниила: «А когда начнется рассвет Православия в стране?» «В смысле?» - уточнил он. Он частенько так делал, чтобы немного подумать, хотя пре­красно понимал вопрос, и любил отвечать сразу, как будто не беря время на размышление. «Старцы пророчествовали, что перед концом Россию ждет ненадолго духовный подъ­ем. ..» - начал было я. «Я думаю, что духовный подъем уже начался», - прозвучал ответ. Да, зачастую многие ждут каких-то резких перемен, что придет великий православ­ный царь и т.д. Ждать этого можно, конечно, долго, можно и не дождаться. Я верю, что если Господь дарует России ду­ховное возрождение, если и будет духовный подъем, то вы­глядеть он будет так, как это было в апостольские времена, что описано в книге Деяний. Так, как действовал отец Да­ниил, так, как говорил 9 октября 2011 года на миссионер­ском заседании в Петербурге настоятель монастыря Препо­добной Марии Египетской г. Нью-Йорка, схиархимандрит Иоаким (Парр) - речь идет об активной христианской жизни православных в дружных и поддерживающих друг друга общинах. Это ежедневный труд по работе над собой, поддержке бедных и воцерковлению ближних.


Похожая информация.


Вдова убитого священника Юлия раскрыла “МК” тайны его личной и общественной жизни

Убитый священник Даниил Сысоев.

Ровно 2 месяца назад не стало священнослужителя Даниила Сысоева. Его застрелили в храме в ночь с 19 на 20 ноября.


Уже на следующий день новостные ленты запестрели различными версиями произошедшего. А к храму, который отец Даниил возводил на пустом месте, потянулись толпы людей.


Каким человеком был убитый священник, кто предсказал ему скорую кончину, о чем думал покойный в последние годы — в откровенном интервью “МК” вдовы погибшего Юлии Сысоевой.

С Юлией мы встретились в том самом храме, где был убит ее муж. Высокая молодая девушка подъехала на алой иномарке. Внешне Юлия совсем не похожа на матушку. Черная стеганая куртка с мехом, прямая юбка чуть выше колена, модный свитер, вместо платка на голове - аккуратная вязаная шапочка, в руке - дорогой iPhone…

Тайное венчание


- Юлия, насколько я знаю, вы девушка из обычной светской семьи. Как же вы познакомились с отцом Даниилом?


- Все просто. Я собирала у себя дома вечеринку, и один мой приятель предложил: “Хочешь, захватим с собой одного хорошего парня?” Отец Даниил тогда учился в семинарии, я заканчивала мединститут, фармацевтический факультет. Ну вот и привезли его ко мне.


- Вечеринка и семинарист - понятия, мягко говоря, несовместимые.


- Видимо, новый гость произвел на вас впечатление в тот вечер?


- Отец Даниил не произвел на меня ни малейшего впечатления. Скорее я на него произвела. Потому что он сразу перешел в наступление, мол, когда встретимся, куда сходим и так далее. Так постепенно и завязались отношения.


- Мне казалось, что все священнослужители - люди скромные, даже замкнутые.


- Да нет, они обычные ребята, веселые, адекватные.


- А как ухаживал семинарист Сысоев?


- Как все молодые люди ухаживают.


- То есть цветы, кино, кафе…


- Ну да. На первое свидание он пришел с цветами. Мы часто гуляли с ним по Москве.


- Как же вам удалось найти общий язык? Вы ведь к церкви не имели никакого отношения?


- Не знаю, как можно сказать насчет моего отношения к церкви… Ну, в 18 лет я крестилась. А в 21 год мы с Даниилом поженились. Были знакомы всего четыре месяца. Вскоре у нас родилась дочка. С Даниилом мы прожили почти 15 лет. У нас трое детей. Это минимум, который мы успели родить. А поразил меня в нем исключительный интеллект.


- Ваши родители спокойно отнеслись к такому браку?


- Родители мой брак восприняли в штыки. Они были возмущены, что моим избранником стал семинарист, да еще из священнической семьи! Социально неравный брак! В то время мой отец занимался бизнесом, являлся руководителем крупной фирмы. Ему было непонятно, почему дочь выбрала в мужья человека из другого мира. Ведь папа строил определенные планы на меня, сам подыскивал мне женихов. В итоге мне пришлось бежать из родительского дома и тайно обвенчаться с женихом.


- Как же восприняли это родители жениха?


- Они тоже не пребывали в восторге от выбора сына. Но я девушка верующая, поэтому они восприняли наш брак более лояльно. Во всяком случае, так выглядело внешне. Хотя не знаю, как обстояли дела на самом деле. Я к ним в душу не лезла. Но моего отца они так и не смогли принять.


- Но со временем ваши родители смирились с Даниилом?


- Мои родители стали общаться только с Даниилом. Но вот между собой наши родители так и не нашли общий язык. Они никогда не общались и не общаются до сих пор.


- Юлия, ваш супруг много времени уделял семье?


- Когда-то уделял много времени. А в последние три года у него, можно сказать, случился брак с храмом.


- Выходит, отец Даниил изменился, когда приступил к строению храма?


- Не скажу, что он сильно изменился. Он всегда был целеустремленным человеком. И на первом месте для него оставалось священническое служение, а потом уже все остальное - дом, жена, дети. Но когда началось строительство прихода и храма, ему, мягко говоря, стало совсем не до семьи. Он не мог совмещать одно с другим. Его буквально разрывали на части. Он был занят с раннего утра до глубокой ночи. Забывал о выходных, об отпуске даже речи не шло. Помимо храма он занимался миссионерскими проектами, организовывал библейские занятия. Так же много времени занимала его миссионерская школа.


- У вас не возникало мысли уйти?


- Человеческие слабости присущи всем. Мы обычные люди, а не ненормальные святоши, как многие думают. У нас с отцом Даниилом тоже были разногласия, и в горячке у меня возникали подобные мысли. Но существует понятие “божья воля”. Верующие люди всегда задумываются: “А угодно ли это Богу?” Даже когда я думала, что все, больше не могу так жить, тут же одергивала себя, понимала, что Богу такое поведение неугодно. Приходилось терпеть. Да, мы могли с мужем поругаться, разбежаться по комнатам, обижаться друг на друга, но в итоге все равно шли на примирение. Проблемы современных людей в эгоизме. Людям проще расстаться, если они не получают удовольствия от жизни друг с другом. А ведь брак и семья - это труд и самопожертвование.


- Известно, что в семьях священнослужителей царит патриархат. Отец Даниил был домостроевцем?


- Как вы отдыхали?


- Любили путешествовать на машине - колесили по России, много ездили за границу. Роль шофера оставалась за мной, Даниил выступал в качестве штурмана - он отлично ориентировался по карте. Автомобиль он начал водить только последние два года. До этого всеми автомобильными проблемами, вплоть до покупки машины, занималась я. Вообще, отец Даниил был далек от бытовых проблем. Так что мне приходилось заниматься проблемами, которые традиционно возлагают на плечи мужчин. Дело в том, что Даниил был человеком не от мира сего. Ему даже было некогда за собой следить.


- Священнослужители не осуждали вас за вождение машины?


- Наоборот. Сейчас большинство матушек водят машину и следят за модой.


- У вас три дочери. Наверняка отец Даниил готовил детей к церковной службе?


- Ну как вы себе представляете, что девочки будут служить при церкви? Мы хотели, чтобы дети выросли верующими людьми, а кем они станут, для нас было неважно. Например, старшая мечтает быть журналистом. И Даниил ее в этом поддерживал.


- Он был строгий отец?


- Нет, даже поощрял баловство детей. По сути, он ведь сам был большим ребенком. Мог дурачиться, веселиться. Благодаря его легкому характеру он запросто сходился с людьми, у него была масса друзей, народ тянулся к нему.

Кончину священника предсказал старец


- Говорят, покойный отец Даниил предчувствовал свою гибель?


- Гибель - неправильное слово в православии. Погибнуть может только душа. Конечно, отец Даниил предчувствовал свою кончину. Три года назад он ездил к одному старцу, который предсказал, что Даниил построит храм, но не будет в нем служить. Муж понял, что скоро с ним случится беда. Поэтому и торопился жить. Он неоднократно повторял: “Боюсь, что многого не успею, поэтому я не могу себе устраивать отдых и выходные”. Слова того старца оказались пророческими.


- Как вы реагировали на его мысли о скорой смерти?


- Да никак я не реагировала! Я считала эти высказывания юродством. Тем более Даниил всегда говорил о смерти как бы между делом, даже шутил по этому поводу. Однажды я ему призналась, что ни разу не присутствовала на священническом отпевании. Он как бы между прочим бросил: “Вот на моем и поприсутствуешь”. А после его смерти я вспомнила еще один случай. Девять лет назад мы пошили ему льняное облачение. Тогда он на полном серьезе сказал: “Я прошу меня в этом облачении отпевать”. Я не отреагировала. Когда его не стало, вспомнила его слова.


- Выполнили его просьбу?


- Выполнила. Правда, то облачение давно пришло в негодность, но хранилось в храме. Только не хватало поручи и пояса. Эти детали были утеряны. В день, когда отца Даниила забирали из морга, поручи и пояс нашлись. Они лежали на самом видном месте - на алтаре. А уже на кладбище случилось еще одно чудо. Все 15 лет, которые мы прожили с Даниилом, я не снимала с пальца золотое кольцо с маленьким бриллиантом, которое привезла со Святой земли. Оно даже вросло в палец. И вот по дороге к кладбищу мне под ноги упал букет фиолетовых ирисов. Именно такие цветы принес Даниил мне на первое свидание. Дорога к кладбищу была усыпана цветами, но ирисов среди них больше не было. Я поняла, что этот букет от него. Тогда я решила тоже сделать ему подарок. То кольцо не снималось много лет, но в этот раз я легко его сняла и вложила ему в руку.

“Когда вся Москва говорила об убийстве мужа, я пребывала в неведении”


- Юля, в тот роковой вечер вы предчувствовали беду?


- Да я весь последний месяц предчувствовала что-то неладное. Вот говорят, что снам верить нельзя. А мне 3 ноября приснилось, что муж умер. Я поведала Даниилу о сновидении. Он посмеялся: “Не верь, это суеверие”. Я отлично знаю, что в приметы верить нельзя, но тогда зацепилась за мысль - если человек умирает во сне, значит, долго жить будет. Не сработало!


- В своих последних заметках на православном сайте вы написали, что не успели попросить прощения друг у друга.


- Люди, когда умирают, всегда просят друг у друга прощения. Есть обиды или нет, неважно. Просто традиция такая. Мы не успели. В тот день мы буднично попрощались: “До вечера, пока”. В течение дня созванивались несколько раз. Но я себе места не находила, хотела вечером приехать за отцом Даниилом в храм. Накануне приезжала, забирала его. А в этот вечер меня как будто кто-то не пустил. Хотя я не переставала думать: “Надо ехать, надо ехать”. А при этом то ужин готовила, то детей спать укладывала, и как-то не получилось. Последний раз позвонила ему за 15 минут до смерти. Он обещал приехать через 40 минут. Второй раз набрала ему ровно через минуту после выстрела. В 22.45 произошел выстрел, в 22.46 раздался мой звонок. Я не понимала, почему он не снимает трубку. Опять заболтался с кем-то? Обещал же приехать…


О смерти мужа я узнала час спустя после трагедии. Мне никто не позвонил, не сообщил о случившемся. Уже вся Москва знала, по телевизору шли новости, а про меня просто забыли. Потом люди оправдывались: “Мы думали, тебе сообщили, не хотели тебя тревожить…” Если бы я сразу узнала, то моментально бы приехала. И, возможно, застала бы его живым. И вдруг нам бы удалось попрощаться? Ну, наверное, кому-то это было не угодно…


- Он еще жил какое-то время?


- Он жил еще полтора часа. Дышал. Это чудо! Вот только в сознание так и не пришел.


- Как ваши дети отреагировали на известие о смерти отца?


- Когда я ночью все-таки добралась до храма, мне позвонила старшая дочь: “Мама, все нормально?” Я сказала: “Папу убили”. В трубке раздался крик. А средней дочери я обо всем рассказала утром.


- Они спрашивали, почему?


- Нет. Мне понравилась мысль одной монахини: “Вопрос “почему” не задаю себе никогда, потому что нельзя войти в промысел Божий”. Убийство Даниила - промысел Божий, что еще можно сказать…


- Незадолго до смерти в адрес Даниила Сысоева поступали угрозы.


- Угрозы начали поступать года три назад. С первого диспута с мусульманами. Хотя инициаторами диспута являлись сами мусульмане. Даниил никогда на рожон не лез, его вызвали на этот диспут. Поначалу, возможно, его пугали угрозы. Со временем он привык, отбоялся, что ли.


- Нападений на него не было?


- Я не знаю. Вряд ли.


- Вы допускаете, что он мог что-то скрывать от вас?


- Он не все мне рассказывал. Может, не хотел травмировать. Но я точно знала, что существовали вещи, которыми он со мной не делился.


- Если вы предчувствовали беду, могли бы запретить ему заниматься миссионерскими делами?


- Он бы не послушал меня. Отец Даниил вел людей к Христу, это была его цель. Если бы я стала препятствовать, это привело бы к конфликту.

“Он ушел к себе домой”


- По слухам, отец Даниил строил свой храм без разрешения властей?


- Добро на строительство храма дали в префектуре. Но согласование было только на словах. Далее требовалось пройти сложную бумажную волокиту, которая заняла бы много времени. Даниил не стал дожидаться окончательного вердикта. Поставил бытовку. В итоге одна инстанция выступила с требованием отобрать землю. Началась борьба. Даниил тогда сильно подорвал здоровье, но отстоял землю.


- Откуда у рядового священника взялись деньги на строительство храма?

Моя жизнь перевернулась. Но я спокойна за отца Даниила. За два дня до смерти он постоянно напевал мелодию группы “Сплин”. “…Прощай навсегда шар земной,/Но мы расстаемся с тобой./Со всей разноцветной листвой/Я падаю вниз головой… Ты, пожалуйста, не бойся,/Так случается со мной,/Ни о чем не беспокойся,/На замок закройся… С головой укройся,/Я иду домой, я иду домой, я иду домой”. Эта песня оказалась пророческой. Отец Даниил попрощался с шаром земным. И ушел к себе домой. Муж всегда говорил: “Наша родина не на земле, а на небе…”


- С его смерти минуло два месяца. Какие моменты совместной жизни вспоминаете?


- Поначалу я прокручивала в голове каждый прожитый день с ним. Сейчас решила в воспоминания не ударяться: это не очень полезно для душевного состояния. Вот вы напомнили - прошло 2 месяца, а мне кажется, что прошло 5 лет, если не больше. После его смерти моя жизнь была перенасыщена разными событиями. Иногда мне кажется: со мной ли это все происходит? Во сне я или наяву? Думаю, вот сейчас проснусь и все вернется на свои места.


- А дети часто вспоминают папу?


- Маленькая часто спрашивает. Ей всего два года, она не понимает, куда он делся. Видит его облачения и тут же: “Папа, папа…”


- Вы ощущаете нехватку советов мужа, нуждаетесь в них?


- Нуждаюсь. Например, когда возникают проблемы с детьми, я говорю: “Ну помоги, смотри, что они творят!” И представляете, чувствуется помощь. Напрямую ведь не спросишь, не позвонишь “туда”, а какие-то знаки существуют. Я знаю, что он нас поддерживает.


Нам, светским людям, зачастую не понять той преданности и самоотдачи, которую верующие демонстрируют в своем служении Богу. Уголовные расследования тоже находятся в ведомстве власти светской. Но хотелось бы верить, что работа следователей будет проведена с тем же фанатизмом, с которым отдавался своему делу покойный отец Даниил Сысоев. И миллиона Доку Умарова не потребуется, чтобы назвать в конце концов имя убийцы и призвать его к ответу.

Вдова убитого священника Юлия раскрыла “МК” тайны его личной и общественной жизни

Убитый священник Даниил Сысоев.

Ровно 2 месяца назад не стало священнослужителя Даниила Сысоева. Его застрелили в храме в ночь с 19 на 20 ноября.


Уже на следующий день новостные ленты запестрели различными версиями произошедшего. А к храму, который отец Даниил возводил на пустом месте, потянулись толпы людей.


Каким человеком был убитый священник, кто предсказал ему скорую кончину, о чем думал покойный в последние годы — в откровенном интервью “МК” вдовы погибшего Юлии Сысоевой.

С Юлией мы встретились в том самом храме, где был убит ее муж. Высокая молодая девушка подъехала на алой иномарке. Внешне Юлия совсем не похожа на матушку. Черная стеганая куртка с мехом, прямая юбка чуть выше колена, модный свитер, вместо платка на голове - аккуратная вязаная шапочка, в руке - дорогой iPhone…

Тайное венчание


- Юлия, насколько я знаю, вы девушка из обычной светской семьи. Как же вы познакомились с отцом Даниилом?


- Все просто. Я собирала у себя дома вечеринку, и один мой приятель предложил: “Хочешь, захватим с собой одного хорошего парня?” Отец Даниил тогда учился в семинарии, я заканчивала мединститут, фармацевтический факультет. Ну вот и привезли его ко мне.


- Вечеринка и семинарист - понятия, мягко говоря, несовместимые.


- Видимо, новый гость произвел на вас впечатление в тот вечер?


- Отец Даниил не произвел на меня ни малейшего впечатления. Скорее я на него произвела. Потому что он сразу перешел в наступление, мол, когда встретимся, куда сходим и так далее. Так постепенно и завязались отношения.


- Мне казалось, что все священнослужители - люди скромные, даже замкнутые.


- Да нет, они обычные ребята, веселые, адекватные.


- А как ухаживал семинарист Сысоев?


- Как все молодые люди ухаживают.


- То есть цветы, кино, кафе…


- Ну да. На первое свидание он пришел с цветами. Мы часто гуляли с ним по Москве.


- Как же вам удалось найти общий язык? Вы ведь к церкви не имели никакого отношения?


- Не знаю, как можно сказать насчет моего отношения к церкви… Ну, в 18 лет я крестилась. А в 21 год мы с Даниилом поженились. Были знакомы всего четыре месяца. Вскоре у нас родилась дочка. С Даниилом мы прожили почти 15 лет. У нас трое детей. Это минимум, который мы успели родить. А поразил меня в нем исключительный интеллект.


- Ваши родители спокойно отнеслись к такому браку?


- Родители мой брак восприняли в штыки. Они были возмущены, что моим избранником стал семинарист, да еще из священнической семьи! Социально неравный брак! В то время мой отец занимался бизнесом, являлся руководителем крупной фирмы. Ему было непонятно, почему дочь выбрала в мужья человека из другого мира. Ведь папа строил определенные планы на меня, сам подыскивал мне женихов. В итоге мне пришлось бежать из родительского дома и тайно обвенчаться с женихом.


- Как же восприняли это родители жениха?


- Они тоже не пребывали в восторге от выбора сына. Но я девушка верующая, поэтому они восприняли наш брак более лояльно. Во всяком случае, так выглядело внешне. Хотя не знаю, как обстояли дела на самом деле. Я к ним в душу не лезла. Но моего отца они так и не смогли принять.


- Но со временем ваши родители смирились с Даниилом?


- Мои родители стали общаться только с Даниилом. Но вот между собой наши родители так и не нашли общий язык. Они никогда не общались и не общаются до сих пор.


- Юлия, ваш супруг много времени уделял семье?


- Когда-то уделял много времени. А в последние три года у него, можно сказать, случился брак с храмом.


- Выходит, отец Даниил изменился, когда приступил к строению храма?


- Не скажу, что он сильно изменился. Он всегда был целеустремленным человеком. И на первом месте для него оставалось священническое служение, а потом уже все остальное - дом, жена, дети. Но когда началось строительство прихода и храма, ему, мягко говоря, стало совсем не до семьи. Он не мог совмещать одно с другим. Его буквально разрывали на части. Он был занят с раннего утра до глубокой ночи. Забывал о выходных, об отпуске даже речи не шло. Помимо храма он занимался миссионерскими проектами, организовывал библейские занятия. Так же много времени занимала его миссионерская школа.


- У вас не возникало мысли уйти?


- Человеческие слабости присущи всем. Мы обычные люди, а не ненормальные святоши, как многие думают. У нас с отцом Даниилом тоже были разногласия, и в горячке у меня возникали подобные мысли. Но существует понятие “божья воля”. Верующие люди всегда задумываются: “А угодно ли это Богу?” Даже когда я думала, что все, больше не могу так жить, тут же одергивала себя, понимала, что Богу такое поведение неугодно. Приходилось терпеть. Да, мы могли с мужем поругаться, разбежаться по комнатам, обижаться друг на друга, но в итоге все равно шли на примирение. Проблемы современных людей в эгоизме. Людям проще расстаться, если они не получают удовольствия от жизни друг с другом. А ведь брак и семья - это труд и самопожертвование.


- Известно, что в семьях священнослужителей царит патриархат. Отец Даниил был домостроевцем?


- Как вы отдыхали?


- Любили путешествовать на машине - колесили по России, много ездили за границу. Роль шофера оставалась за мной, Даниил выступал в качестве штурмана - он отлично ориентировался по карте. Автомобиль он начал водить только последние два года. До этого всеми автомобильными проблемами, вплоть до покупки машины, занималась я. Вообще, отец Даниил был далек от бытовых проблем. Так что мне приходилось заниматься проблемами, которые традиционно возлагают на плечи мужчин. Дело в том, что Даниил был человеком не от мира сего. Ему даже было некогда за собой следить.


- Священнослужители не осуждали вас за вождение машины?


- Наоборот. Сейчас большинство матушек водят машину и следят за модой.


- У вас три дочери. Наверняка отец Даниил готовил детей к церковной службе?


- Ну как вы себе представляете, что девочки будут служить при церкви? Мы хотели, чтобы дети выросли верующими людьми, а кем они станут, для нас было неважно. Например, старшая мечтает быть журналистом. И Даниил ее в этом поддерживал.


- Он был строгий отец?


- Нет, даже поощрял баловство детей. По сути, он ведь сам был большим ребенком. Мог дурачиться, веселиться. Благодаря его легкому характеру он запросто сходился с людьми, у него была масса друзей, народ тянулся к нему.

Кончину священника предсказал старец


- Говорят, покойный отец Даниил предчувствовал свою гибель?


- Гибель - неправильное слово в православии. Погибнуть может только душа. Конечно, отец Даниил предчувствовал свою кончину. Три года назад он ездил к одному старцу, который предсказал, что Даниил построит храм, но не будет в нем служить. Муж понял, что скоро с ним случится беда. Поэтому и торопился жить. Он неоднократно повторял: “Боюсь, что многого не успею, поэтому я не могу себе устраивать отдых и выходные”. Слова того старца оказались пророческими.


- Как вы реагировали на его мысли о скорой смерти?


- Да никак я не реагировала! Я считала эти высказывания юродством. Тем более Даниил всегда говорил о смерти как бы между делом, даже шутил по этому поводу. Однажды я ему призналась, что ни разу не присутствовала на священническом отпевании. Он как бы между прочим бросил: “Вот на моем и поприсутствуешь”. А после его смерти я вспомнила еще один случай. Девять лет назад мы пошили ему льняное облачение. Тогда он на полном серьезе сказал: “Я прошу меня в этом облачении отпевать”. Я не отреагировала. Когда его не стало, вспомнила его слова.


- Выполнили его просьбу?


- Выполнила. Правда, то облачение давно пришло в негодность, но хранилось в храме. Только не хватало поручи и пояса. Эти детали были утеряны. В день, когда отца Даниила забирали из морга, поручи и пояс нашлись. Они лежали на самом видном месте - на алтаре. А уже на кладбище случилось еще одно чудо. Все 15 лет, которые мы прожили с Даниилом, я не снимала с пальца золотое кольцо с маленьким бриллиантом, которое привезла со Святой земли. Оно даже вросло в палец. И вот по дороге к кладбищу мне под ноги упал букет фиолетовых ирисов. Именно такие цветы принес Даниил мне на первое свидание. Дорога к кладбищу была усыпана цветами, но ирисов среди них больше не было. Я поняла, что этот букет от него. Тогда я решила тоже сделать ему подарок. То кольцо не снималось много лет, но в этот раз я легко его сняла и вложила ему в руку.

“Когда вся Москва говорила об убийстве мужа, я пребывала в неведении”


- Юля, в тот роковой вечер вы предчувствовали беду?


- Да я весь последний месяц предчувствовала что-то неладное. Вот говорят, что снам верить нельзя. А мне 3 ноября приснилось, что муж умер. Я поведала Даниилу о сновидении. Он посмеялся: “Не верь, это суеверие”. Я отлично знаю, что в приметы верить нельзя, но тогда зацепилась за мысль - если человек умирает во сне, значит, долго жить будет. Не сработало!


- В своих последних заметках на православном сайте вы написали, что не успели попросить прощения друг у друга.


- Люди, когда умирают, всегда просят друг у друга прощения. Есть обиды или нет, неважно. Просто традиция такая. Мы не успели. В тот день мы буднично попрощались: “До вечера, пока”. В течение дня созванивались несколько раз. Но я себе места не находила, хотела вечером приехать за отцом Даниилом в храм. Накануне приезжала, забирала его. А в этот вечер меня как будто кто-то не пустил. Хотя я не переставала думать: “Надо ехать, надо ехать”. А при этом то ужин готовила, то детей спать укладывала, и как-то не получилось. Последний раз позвонила ему за 15 минут до смерти. Он обещал приехать через 40 минут. Второй раз набрала ему ровно через минуту после выстрела. В 22.45 произошел выстрел, в 22.46 раздался мой звонок. Я не понимала, почему он не снимает трубку. Опять заболтался с кем-то? Обещал же приехать…


О смерти мужа я узнала час спустя после трагедии. Мне никто не позвонил, не сообщил о случившемся. Уже вся Москва знала, по телевизору шли новости, а про меня просто забыли. Потом люди оправдывались: “Мы думали, тебе сообщили, не хотели тебя тревожить…” Если бы я сразу узнала, то моментально бы приехала. И, возможно, застала бы его живым. И вдруг нам бы удалось попрощаться? Ну, наверное, кому-то это было не угодно…


- Он еще жил какое-то время?


- Он жил еще полтора часа. Дышал. Это чудо! Вот только в сознание так и не пришел.


- Как ваши дети отреагировали на известие о смерти отца?


- Когда я ночью все-таки добралась до храма, мне позвонила старшая дочь: “Мама, все нормально?” Я сказала: “Папу убили”. В трубке раздался крик. А средней дочери я обо всем рассказала утром.


- Они спрашивали, почему?


- Нет. Мне понравилась мысль одной монахини: “Вопрос “почему” не задаю себе никогда, потому что нельзя войти в промысел Божий”. Убийство Даниила - промысел Божий, что еще можно сказать…


- Незадолго до смерти в адрес Даниила Сысоева поступали угрозы.


- Угрозы начали поступать года три назад. С первого диспута с мусульманами. Хотя инициаторами диспута являлись сами мусульмане. Даниил никогда на рожон не лез, его вызвали на этот диспут. Поначалу, возможно, его пугали угрозы. Со временем он привык, отбоялся, что ли.


- Нападений на него не было?


- Я не знаю. Вряд ли.


- Вы допускаете, что он мог что-то скрывать от вас?


- Он не все мне рассказывал. Может, не хотел травмировать. Но я точно знала, что существовали вещи, которыми он со мной не делился.


- Если вы предчувствовали беду, могли бы запретить ему заниматься миссионерскими делами?


- Он бы не послушал меня. Отец Даниил вел людей к Христу, это была его цель. Если бы я стала препятствовать, это привело бы к конфликту.

“Он ушел к себе домой”


- По слухам, отец Даниил строил свой храм без разрешения властей?


- Добро на строительство храма дали в префектуре. Но согласование было только на словах. Далее требовалось пройти сложную бумажную волокиту, которая заняла бы много времени. Даниил не стал дожидаться окончательного вердикта. Поставил бытовку. В итоге одна инстанция выступила с требованием отобрать землю. Началась борьба. Даниил тогда сильно подорвал здоровье, но отстоял землю.


- Откуда у рядового священника взялись деньги на строительство храма?

Моя жизнь перевернулась. Но я спокойна за отца Даниила. За два дня до смерти он постоянно напевал мелодию группы “Сплин”. “…Прощай навсегда шар земной,/Но мы расстаемся с тобой./Со всей разноцветной листвой/Я падаю вниз головой… Ты, пожалуйста, не бойся,/Так случается со мной,/Ни о чем не беспокойся,/На замок закройся… С головой укройся,/Я иду домой, я иду домой, я иду домой”. Эта песня оказалась пророческой. Отец Даниил попрощался с шаром земным. И ушел к себе домой. Муж всегда говорил: “Наша родина не на земле, а на небе…”


- С его смерти минуло два месяца. Какие моменты совместной жизни вспоминаете?


- Поначалу я прокручивала в голове каждый прожитый день с ним. Сейчас решила в воспоминания не ударяться: это не очень полезно для душевного состояния. Вот вы напомнили - прошло 2 месяца, а мне кажется, что прошло 5 лет, если не больше. После его смерти моя жизнь была перенасыщена разными событиями. Иногда мне кажется: со мной ли это все происходит? Во сне я или наяву? Думаю, вот сейчас проснусь и все вернется на свои места.


- А дети часто вспоминают папу?


- Маленькая часто спрашивает. Ей всего два года, она не понимает, куда он делся. Видит его облачения и тут же: “Папа, папа…”


- Вы ощущаете нехватку советов мужа, нуждаетесь в них?


- Нуждаюсь. Например, когда возникают проблемы с детьми, я говорю: “Ну помоги, смотри, что они творят!” И представляете, чувствуется помощь. Напрямую ведь не спросишь, не позвонишь “туда”, а какие-то знаки существуют. Я знаю, что он нас поддерживает.


Нам, светским людям, зачастую не понять той преданности и самоотдачи, которую верующие демонстрируют в своем служении Богу. Уголовные расследования тоже находятся в ведомстве власти светской. Но хотелось бы верить, что работа следователей будет проведена с тем же фанатизмом, с которым отдавался своему делу покойный отец Даниил Сысоев. И миллиона Доку Умарова не потребуется, чтобы назвать в конце концов имя убийцы и призвать его к ответу.

«Модель поведения жены не должна отличаться от модели поведения невесты. Невеста же понимает, что если она жениха будет досаждать, то он просто развернётся и уйдёт, и она останется ни с чем. Жена должна вести себя так же, как невеста, а не думать, что она застрахована венцами, печатями, и вести себя так, будто ей всё позволено.
А дети всё видят. Они видят это лицемерие и ложь, они это чувствуют».
Матушка Юлия Сысоева

Юлия Сысоева - вдова священника- миссионера о. Даниила Сысоева , мама троих дочерей: Иустины, Дорофеи и Ангелины, писатель публицист, автор книг «Записки попадьи», «Бог не проходит мимо», президент благотворительного фонда «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева».

О фонде

Мы организовали благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», цель которого – помощь священническим семьям и вдовам священников. У нас в стране есть много специализированных фондов, которые помогают, например, детям с онкологическими заболеваниями или бомжам. А вот такого места, куда могут обратиться попавшие в беду священнические семьи, не было.

Некоторые думают, что таким семьям может помочь приход, но это не так. Есть настолько нищие приходы, есть вдовы иереев, дьяконов, которым достаточно быстро после кончины супруга перестают помогать или вовсе забывают о них.

С каждой ситуацией мы разбираемся лично, выясняем нужды семьи, практикуем индивидуальный подход, потому что нужды у всех разные, проблемы у всех разные.

Понятно, что все проблемы деньгами не решаются, но сейчас многое упирается именно в деньги: ремонт, лечение, отдых для детей. При этом мы, конечно, можем поддерживать и морально. Матушки могут чувствовать, что в трудностях, со смертью супруга о них не забыли, их не оставили, их жизнью интересуются. В кризисной ситуации очень важно понимать, что есть некая организация, которая небезразлична к их горю.

О добрых делах

Мы видим тенденцию такую, что люди последнее время хотят делать добрые дела, но им не хватает информации. Мы же не только помогаем конкретным семьям, но и даём людям возможность делать добрые дела, помогать. Люди действительно ищут, хотят что-то сделать, но не знают, кому помочь. Мы видим это и по своей работе, и по другим фондам. Люди устали уже от этой чёрствости, от бессмысленного зарабатывания денег, и покупка новой машины или бытовой техники уже не доставляет удовольствия.

Был такой период, когда люди только на себя работали, была некая чёрствость в отношении беды других людей. А сейчас мы видим такое явление, что многие люди стремятся выйти за эти рамки, оторваться от суеты, что называется – поднять глаза к небу. Уже устали от этого копания в земле, даже от изобилия устали, которое нам стало доступно в последнее время.

Раньше мы мечтали о забитых полках в магазинах, это казалось для многих просто пределом мечтаний. Сейчас супермаркетами никого не удивишь. Хочется уже думать о чём-то более возвышенном. Поэтому люди сейчас и стали стремиться найти ближнего, которому можно помогать.

А у нас на сайте дана информация о нуждающихся семьях, она проверена и достоверна. И человек может почитать о каждой семье. В этом и заключается смысл работы нашего фонда – дать возможность встретиться тем, кто нуждается в помощи, и тем, кто хочет сделать какую-то посильную жертву.На самом деле, в такой помощи люди находят огромное удовлетворение – когда делается доброе дело, когда они сами получают молитвенную помощь от тех, кому помогают материально . Жертвователи таким образом и себе помогают, ведь вера без дел мертва. Многие действительно хотят жить по заповедям Христовым. Очень страшно услышать будет на Страшном суде «истинно говорю вам: не знаю вас» ()

Здесь присутствует и в хорошем смысле корыстный интерес, конечно. Помогая другим, человек зарабатывает себе «капитал» в Царстве Божием, вкладывая земные деньги в нетленные банки, которые не зависят от политической ситуации и курса валют. А там-то богатство точно не исчезает!

И матушки потом звонят, благодарят, рассказывают о том, как решились их проблемы. Вот у нас, например, была священническая семья, собирали им деньги на лечение ребёнка, больного лейкозом. Недавно они сообщили, что нужная сумма была найдена, ребёнок прошёл необходимый курс лечения и исцелился. У нас была такая радость!

Человек всегда может найти то, что ему делать по силам. Да можно даже найти соседку одинокую в подъезде и элементарно ходить для неё в магазин за хлебом или разговаривать с ней. Я думаю, что если человек хочет делать добрые дела, то Господь всегда ему предоставит такую возможность. И такие дела, которые человек делает ради Бога, а не ради себя, никуда не теряются, навсегда остаются в вечности.

Сотрудники фонда на могиле о. Даниила

О замужестве

Стремление женщины, заложенное от природы – это семья, дети. Многим кажется, что их нереализованность в том, что не могут найти спутника жизни, но ведь Апостол Павел: «Всегда радуйтесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» () И если человек начинает впадать в уныние и говорить, что его жизнь не складывается, надо вспоминать эти слова о благодарности.
При этом понятно, что в Евангелии говорится: «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят » (). Поэтому если девушка действительно очень хочет замуж, наверное, ей надо об этом молиться и попросить об этом Того, у Кого всё в руках.

Своим дочерям я говорю, что бегать за парнями не надо.
У подростков главная задача – учиться, становиться человеком, нормальной христианкой, а всё остальное приложится. Будут и женихи

обязательно. При этом с мальчиками, конечно можно и нужно дружить, но первостепенные дела всё же другие. Маме надо учить своих детей грамотно расставлять приоритеты, не лениться объяснять ребёнку о том, что такое хорошо и что такое плохо, доступными для ребёнка словами, чтобы ребёнок сам научился разбираться в своей жизни.

Ну а процесс христианского воспитания в семье очень сложный, особенно когда кругом столько соблазнов, белое называют чёрным, а чёрное – белым, всё выворачивается наизнанку. Тому же подростку надо помочь разобраться, как делать выбор, чему верить.

Молодёжи активно пропагандируется сексуальная раскрепощённость, обещается при этом безопасный секс. Мол, делайте что хотите, главное – предохраняйтесь. А дети не могут смотреть на эту тему объективно, не понимают последствий такой жизни.

Понятно, что, прежде всего, должен быть пример в семье. А ведь бывает, что как раз в семьях дети видят обратное подтверждение тому, о чём их пытаются учить родители. Дети очень хорошо чувствуют это лицемерие, когда мама и папа живут какими-то двойными стандартами, двойной жизнью.

Если родители тихо ненавидят друг друга, но при этом «долбят мозг» и «парят» детей этим христианством, то у детей совершенно закономерно возникает отторжение. И им кажется, что родители лгут, а вот в сериале показывают правду жизни. Поэтому, конечно, в первую очередь должен быть искренний пример родителей.

О проблемах православных семей

Я вижу, что в православных и священнических семьях очень много проблем. Православие само по себе не является гарантией семейного счастья, верности, любви. Я вижу, что многие матушки думают, что они застрахованы от измен и развода. Если обычные женщины ещё могут побаиваться измен, то уж в священнических семьях матушки бывают уверены, что уж их-то мужья от них точно никуда не денутся, всё вытерпят, ведь им второй раз жениться нельзя. Ничего подобного!

Вообще, у нас это встречается. Девушка добилась своего, вышла замуж. Штамп в паспорте, венчание. И если при этом думать «Ну всё, теперь он от меня никуда не денется, теперь я могу не следить за собой, есть всё подряд, об мужа ноги вытирать, могу орать на него, он всё равно развестись не может». У православных это развито гораздо сильнее, чем в обычных семьях. Ну а как же! Венчаный брак, один раз на всю жизнь.

И здесь важно понимать, что модель поведения жены не должна отличаться от модели поведения невесты. Невеста же понимает, что если она жениха будет досаждать, то он просто развернётся и уйдёт, и она останется ни с чем. Жена должна вести себя так же, как невеста, а не думать, что она застрахована венцами, печатями, и вести себя так, будто ей всё позволено.
А дети всё видят. Они видят это лицемерие и ложь, они это чувствуют.

Православные родители очень часто пытаются оградить, изолировать детей от общества вообще. Как будто можно засунуть ребёнка под колпак. Такие родители стремятся отдавать детей во всякие мыслимые и немыслимые православные гимназии, воскресные школы, подбирать православных друзей, чтобы ребёнок общался только с правильными мальчиками и девочками. Но это не сработает.

Важно сделать ребёнку все необходимые духовные прививки, чтобы у него выработался иммунитет. А для этого с ребёнком надо общаться, разговаривать, объяснять, учить видеть причинно-следственные связи. А чтобы ребёнок поддерживал с родителями дружескую связь, доверял родителям, нельзя только давить и запрещать.

Конечно, ребёнок часто всё равно закрывается, потому что мама есть мама. Здесь придётся проявлять мудрость и искать подход к конкретному своему ребёнку, чтобы он не боялся делиться с родителями своими важными и сокровенными проблемами.

У нас же часто так бывает, что мама изо всех сил воспитывает дочь, не уважает её личное пространство, давит на неё, а потом такая дочь становится более свободной и вырывается на свободу подальше от такой матери. На таком этапе уже сложно налаживать дружеские отношения. Можно, наверное, но очень сложно. Лучше всё-таки с детства учиться дружить с ребёнком.

Мы наблюдаем эти конфликты детей и взрослых сплошь и рядом. Все эти невестки со свекровями оттуда же произрастают, когда матери начинают ревновать своих сыновей к их жёнам, например. И возмущаются: «Как же так, он её больше любит, чем меня, но я же главнее, я же мама!»

То же самое и с мамами девочек происходит. Девочка выходит замуж, и мама вдруг становится тёщей. И если мамы конкурируют с супругами своих детей, то в семье начинаются серьёзные проблемы. Вмешательство родителей в дела взрослых детей недопустимы. Дети, создавая свои собственные семьи, уже способны брать на себя ответственность за свою жизнь, а с ними продолжают сюсюкаться, как с маленькими. Это часто происходит из-за эгоизма родителей, я думаю…

О путешествиях, шаблонах и личной ответственности

Мне нравится видеть что-то новое, интересное. Смотреть разные страны, города, другие культуры. Очень люблю активный отдых, например, горные лыжи. Не хотелось бы себя ограничивать четырьмя стенами или дачей.

Может быть, кому-то достаточно паломничеств, но те, кто утверждают, что только так и надо отдыхать, что православным нельзя знакомиться с другими культурами – это какие-то шаблоны.

Навязывание какого-то образа жизни или размышление о том, что православной женщине можно только в паломничества – это же тоже шаблон. Я знаю огромное количество активных православных семей, которые ездят отдыхать за границу.

Да, все эти шаблоны навязывались очень активно: платки эти, юбки, неухоженные волосы. Иногда какие-нибудь формы читаешь – и просто удивляешься. Я не знаю, о чём думают женщины, рассуждающие о том, можно ли пользоваться дезодорантами. Конечно, нет. Надо вонять потом, и это будет очень православно! И столько копий ломается вокруг такой ерунды. А люди не о том думают.

И вот эта ритуальная и фарисейская религия, которая бывает не только у православных, кстати, очень хорошо человека освобождает от ответственности. В такой вере не надо задействовать свой мозг, делать самостоятельный выбор. Куда проще выполнить тучу ритуалов и со спокойной совестью думать, что ты такой весь из себя правильно живёшь. И не надо делать никаких усилий над своим сердцем, над своей душой, понуждать себя любить ближних, делать добрые дела. А ритуалы обрастают новыми ритуалами, и мы получаем толкование на толкование, и так бесконечно.

Я часто вижу, как за видимым послушанием духовнику кроется огромное нежелание принимать самостоятельные решения. И эти вечные «батюшка благословил / батюшка не благословил» тоже оттуда идёт. Это может исходить и из благих побуждений, когда человек ищет волю Божью, но в то же время это нежелание брать на себя ответственность. Это же очень удобно, когда батюшка всё решает, а мы только под благословение подходим. Везде надо искать золотую середину.

Вот и совершенно правильное утверждение о том, что всё делается по воле Божьей, человек может интерпретировать в том же ключе и перекладывать на Бога ответственность за свои личные ошибки, за свои личные решения. Каждый человек имеет свободу, которую Господь у него никогда не отнимал.

С этого и Адам начал, ставя Богу в упрёк, что это Он дал Адаму такую жену. Это, выходит, Бог виноват в том, что «Ева обольстила меня, и я ел», а сам Адам тут вроде и не при чём. И эта проблема сохраняется и в современных людях.

Беседовала Лика Сиделёва

Убийство отца Даниила Сысоева в храме Апостола Фомы два с лишним года назад потрясло не только Церковь, но, казалось, всю страну. Но, наверное, больше всего изменило жизнь его супруги, матушки Юлии. Сейчас она помогает вдовам священников, издает книги отца Даниила, продолжает его миссионерские труды. Она и трое дочерей празднуют день смерти отца Даниила как день его рождения, как его победу.

СПРАВКА
Юлия СЫСОЕВА родилась в 1973 году. Окончила фармацевтический факультет Медицинского института. В 1991 году приняла крещение. В 1994-м вышла замуж за семинариста Даниила Сысоева. Автор книг «Записки попадьи», «Бог не проходит мимо». Воспитывает троих дочерей. Президент благотворительного фонда «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева».

Не просто ООО

- Насколько можно судить по вашим книгам, у вас и раньше была очень насыщенная жизнь. Но особенно активная работа началась после смерти отца Даниила. Что изменилось? Появились время или силы?

Времени больше не стало - его и раньше не хватало. Просто пришло понимание, что нужно начинать жить заново. Не просто оставаться мамой своим детям, заниматься своими проблемами, но выйти за эти рамки.

Раньше я больше принадлежала мужу. Я была с ним, была сопричастна ему, служила, что называется. А потом, получив так называемую «свободу», почувствовала потребность в еще большей реализации. Да, я и раньше писала книги, но понимала, что у меня есть отец Даниил, которого я должна встретить, приготовить ему ужин, постирать вещи - такие бытовые моменты, которыми каждая жена занимается. Это затягивает в определенный круговорот.

- Когда вы ощутили необходимость создания благотворительного фонда помощи вдовам священников?

Еще при жизни отца Даниила. Как-то мне пришла в голову идея, что необходимо создать фонд помощи священническим семьям, вдовствующим матушкам, тем семьям священнослужителей, которые попали в трудную ситуацию. Я поделилась с отцом Даниилом. Он сказал: «Вот и займись этим». Я долго раздумывала и решила, что нет, не буду я этим заниматься, не знаю, с чего начинать и за что хвататься.

После его смерти я вспомнила об этом, но все еще не понимала, что можно сделать. А когда возникла необходимость издавать его книги, мне посоветовали создать фонд. Открыть просто «ООО»? Что-то мне показалось в этом не то. И мы создали фонд помощи, начали издавать книги и сразу искать матушек. Информация о нуждающейся семье у нас как правило из «первых рук» - это епархиальные сведения. Если информация приходит не из епархии, мы звоним в епархию, благочинным, на приход настоятелям и выясняем, есть ли такой батюшка, такая семья, действительно ли у них такая-то и такая-то ситуация. Матушкам мы жертвуем с книжного дохода и из пожертвований благотворителей.

- Но зачем нужен фонд? Разве Церковь не заботится о вдовствующих матушках?

Об этом говорить не принято. К сожалению, многие считают, что, если что-то негативное происходит в Церкви, нужно отмолчаться благочестиво, все равно же у нас хорошо, «спаси Господи», а разве можно обсуждать священноначалие?

Когда батюшка умирает и матушка остается с детьми, то, даже если ей продолжают выплачивать зарплату мужа, она все равно выбрасывается из жизни прихода. Знаю много примеров, поскольку мы много общаемся с разными вдовами. Есть такие случаи, когда матушку, вдову, попросили освободить церковный дом. А идти ей некуда, потому что на свои деньги этот дом ремонтировали, латали, строили, не думали о том, что он церковный, не их. А тут другого священника прислали, а он тоже с семьей - где ему жить? Как решить такую проблему? Уезжают матушки, снимают квартиру, мыкаются по углам, с детьми причем. Одна пошла к владыке за помощью, он благословил найти средства, купить жилье. А другой матушке владыка сказал, что это «ее проблемы, а не проблемы Церкви».

Когда я столкнулась с этой проблемой, поняла, что должны быть такие организации, причем не одна, потому что наше дело - капля в море. Мне кажется, что вопросы о вдовах должны решаться на высшем церковном уровне. Наверное, если священник принадлежит Церкви, то и семья принадлежит ей. Сказать, что помощи совсем нет, нельзя, но ее не хватает.

- Как вам кажется, нужно что-то делать, чтобы ситуация изменилась?

Я понимаю, что я должна делать для этого, вижу свои определенные задачи. Зачем думать о других людях и их возможностях? «А была бы я президентом, я бы сейчас таких делов наворотила, ух, развернулась, всем бы помогла, все бы как сыр в масле катались». Думаю, что везде есть человеческие слабости и немощи. И мы сталкивались с осуждением нашей деятельности, что наш фонд что-то не так делает, где-то ошибается. Я согласна, что-то не по силам взяли, где-то неправильно сделали, но нужно что-то хотя бы делать, а не осуждать только.

- Может, стоит почерпнуть какой-то опыт из того, «как было до революции»?

Это заблуждение, что до революции у нас все было классно и здорово, в том числе и в Церкви. На самом деле именно она отсеяла овец от волков. Исходя из того, что я читала, та система была очень нездоровая, наверное, отчасти поэтому и революция произошла. Браки между духовным сословием, «приписные невесты», когда умирает священник или становится старым совсем, присылают к его дочери семинариста, устраиваются смотрины, потом свадьба, и семинарист получает «место» на его приходе. Возрождать такую сословность нельзя, это разрушает Церковь. Да и особой заботы о семьях священников не было - главное, сына пристроить в духовное училище лет в девять, невеста в 17 лет могла быть уже «перезревшей».

Православный инкубатор

- Как вы воспитываете своих девочек? Что для вас самое важное в этом отношении?

У нас люди не знают, как воспитывать детей. Есть определенные критерии, но слишком много лет безбожия было, народ был в египетском плену, и, наверное, должно пройти примерно столько же, лет сорок, чтобы изжить это. Наши бабушки и мамы, традиции советских времен не дают православной семье преодолеть старые стереотипы. Я, как и все, нахожусь в той же ситуации и ломаю копья на том же. Мне кажется, что акцент не нужно делать на том, чтобы вырастить хорошую хозяйку и жену. Гораздо важнее дать возможность ребенку стать христианином. Не номинальное православие, а любовь в сердце, в душе ко Христу. Мне кажется, если у девочки будет на первом месте Бог, то ей не нужно специально вдалбливать, что «нужен православный муж, благочестивый» - она просто не сможет выбрать неверующего мужа. Может быть, я идеализирую, не знаю. Но о чем она будет с ним говорить, что у нее может быть общего с неверующим парнем? Конечно, бывают чудеса, может быть, он обратится через нее. Но это скорее исключение из правил.

Есть такой «синдром заботливой квочки», которая хочет оградить ребенка от всяких опасностей. И это происходит не только потому, что родители боятся за ребенка, что он не устоит перед «мирскими» соблазнами. Такое естественное желание - защитить от дурной школы или компании, и я этим занимаюсь. Конечно же, я не хочу, чтобы моя дочь общалась с девочками, у которых на уме только сигареты и тусовки. Хотя она видит, как девочки с мальчиками общаются, и знает, что достаточно близко. Я ей говорю, что так только поломаешь себе жизнь, не сохранишь для любимого человека, даже если полюбопытствуешь, то получишь такое послевкусие…

Ребенка невозможно вырастить в парнике, посадить в «православный» инкубатор, где и учителя, и врачи, и лагерь - все только православное. Я наблюдала за девочками, да и мальчиками, которые выросли в очень строгих и закрытых православных семьях, где никогда не смотрели телевизор, никогда не ходили в брюках, не было светского общения. Когда они дорвались до свободы, сразу сбросили длинные юбки и побежали на тусовки.

У моей старшей дочери был период, когда она очень рвалась в разные неполезные ей компании, даже мечта у нее была - сходить в ночной клуб. Я дала ей эту возможность: «Пожалуйста, сходи, выпей коктейль». Нашла надежных друзей, с которыми она сходила. И говорит мне: «Слушай, мам, совершенно неинтересно. Посмотрела я на это - ну и что?»

Чем отличается семья священника от семьи «простых верующих», но также предполагающих прожить вместе до конца дней?

Если муж принадлежит семье, работает на семью, то священник уже не может так делать. Он занят на службе и не может служить для зарабатывания денег, для обеспечения своей семьи. Он не принадлежит детям, жене. Даже очень занятой бизнесмен может иногда отключить телефон и просто уехать с семьей куда-то. Священник этого сделать не может. В одной знакомой семье у мужа мало востребованная специальность, а у жены высокооплачиваемая работа, и она не может позволить себе отпуск до трех лет по уходу за ребенком. Получается, что муж больше проводит времени с ребенком, таков их выбор. Но в семье священника это невозможно.

- А тем более матушке с множеством детей…

Дети потребляют больше усилий, а муж - больше эмоциональной энергии. Я не являюсь хорошим воспитателем: не умею устраивать кукольные театры, рисовать с ними и т. д. Поэтому для меня забота о детях происходит на уровне отвел-привел-постирал-накормил. А муж - это душевное общение, его ждешь вечером со службы, с работы. Получается, что в этом и реализация происходит - или не хочется выходить за рамки такой жизни, или же хочется, но просто нет возможности. А скорее, не хочется, потому что чувствуешь удовлетворенность, реализованность, крутишься в этом как белка в колесе.

Цена победы

- Что сейчас для вас и ваших детей значит 20 ноября - день, когда убили отца Даниила?

Это день рождения отца Даниила, именно так мы его отмечаем, а не как поминки, хотя, конечно, служим панихиду. Мы это воспринимаем не как трагический уход из жизни, кончину. Он при жизни всегда поправлял, когда кто-то говорил о смерти: «Не погиб, потому что погибают души, а этот человек перешел в жизнь вечную».

Это его победа. Осознание этого события пришло ко мне на первую годовщину. Я преодолела это желание скорбеть и убиваться о человеке по-человечески, наверное, это трудно понять, глядя со стороны. Как это ни парадоксально звучит, но я больше не принимаю соболезнования. Я не могу скорбеть о человеке, который променял эту узкую жизнь на несоразмерную ей реальность и полноту. Думаю, что затащить его обратно, в эту жизнь - это эгоизм. Он сам бежал всегда в небеса, стремился туда сам и призывал других.

Вот сейчас работаю над книгой воспоминаний о нем. И открываю заново для себя этого человека, смотрю на него не как жена, а совершенно другими глазами. Много удивительных открытий делаю, получая свидетельства других людей о нем. И опять же понимаю, что здесь, в этой жизни, ему просто было тесно. А мне до этого расти и расти, плыть большими гребками. Потому что мне здесь комфортно, хорошо, пожить хочется. А у него была сильнейшая любовь к Богу, поэтому хотелось бежать к Нему. Я этого совершенно не понимала.

У многих, кто занимается помощью другим, тем более настоящим служением, рано или поздно наступает синдром выгорания или просто депрессия. Бывало ли что-то подобное у отца Даниила?

Я понимаю «синдром выгорания» немного иначе: «светя другим сгораю сам» - как свеча. Человек не думает о своем здоровье, о том, чтобы выспаться, но к нему приходят другие силы, духовные. Знаю одного священника, который умер в алтаре: он исповедовал, отошел в алтарь, почувствовав себя плохо, и там скончался. Это, конечно, блаженная кончина. Думаю, если бы отец Даниил не удостоился мученической кончины, он бы именно так «сгорел на работе».

- Какое у вас отношение к человеку, стрелявшему в отца Даниила?

Я слышала от людей разговоры о том, что они порвали бы его собственными руками. У меня не было таких чувств. Про него я забыла и не думаю, нет желания смотреть ему в глаза. Имя нераскаянного грешника не записано в книге жизни, нет и памяти о нем, словно не было его.

Официальная версия - что он убит, а заказчики неизвестны. Но в связи с тем переосмыслением, о котором я говорила, какое может быть желание справедливости или мести, если таким путем мой муж получил то мученичество, о котором мечтал?

Светлана УЛЬЯНОВА