Что одеть на корпоратив новый год. Что одеть на новогодний корпоратив - советы стилистов

Вместо ног. Кожа у них белоснежно-белая. Русалки обладают мелодичным и гипнотизирующим тембром голоса. Согласно преданию, ими могли стать девушки, которые погибли до замужества или по причине разбитого любовью сердца, а также маленькие некрещеные или по каким-то причинам проклятые дети. На вопрос о том, кто такие русалки, некоторые мифы дают ответ, что они являются дочками Водяного или Нептуна и относятся к

Происхождение названия

Русалки предпочитают не только соленую морскую воду, но комфортно себя чувствуют в пресной озерной. Предположение о том, кто такие русалки и каково происхождение их названия, основывается на этимологии слова «русло» - имеется в виду излюбленное место русалок. Называют этих мифических созданий по-разному: нимфы, сирены, купалки, чертовки, ундины, вилы.

Легенды о русалках

В старину люди считали, что общение с русалкой - довольно опасная штука. Сначала она привлекает к себе прекрасным мелодичным голосом, а потом щекочет до обморочного состояния и уносит в пучину. Бытует предположение, что русалки ненавидят каленое железо, поэтому, уколов эту речную нимфу иголкой, можно спасти свою жизнь.

Объектом интереса русалок всегда были мужчины. Считалось, что маленьких детей они не трогали, а иногда помогали заблудившимся малышам найти дорогу домой. По своей прихоти могли утопить или, наоборот, спасти попавшего в беду человека. Также морские красавицы любят яркие вещи, которые могут украсть или попросить. Живут русалки дольше людей, но они все же уязвимы, хотя раны на их теле заживают достаточно быстро.

Среди русалочьих игр стоит упомянуть запутывание рыбацких сетей, вывод из строя топление лодок. Наиболее активны эти вредные создания во время «русалочьей недели» в июне, в старину так называли Троицкую неделю. Самым опасным считается четверг, когда купаться в одиночку и вечером себе дороже.

Есть ли доказательства существования русалок?

Вопрос о том, кто такие русалки и существуют ли они в действительности, будоражит людское воображение уже довольно долгое время. Хотя многие отрицают возможность существования таких существ, как русалки, единороги, вампиры, кентавры, все же есть в человеческом сознании вера в чудеса. Тем более что всем известная поговорка «Нет дыма без огня» заставляет задуматься о возможности существования таких существ. Ведь в фольклоре различных народов мира имеется огромное количество историй об обнаженных обольстительницах с рыбьим хвостом.

С приходом христианства, появилась идея появления души у русалки, если она навсегда откажется от моря и будет жить на суше. Такой выбор был довольно сложен, редко кто на него решался. Есть одна грустная история о шотландской русалке из VI века, которая полюбила одного священника и молилась о приобретении души, но даже мольбы самого монаха не переубедили морскую красавицу предать море. Серо-зеленые камни на берегу острова Ионы до сих пор называют слезами русалки.

Прекрасные и ужасные

Основным источником рассказов про русалок были мореплаватели. Даже скептик Колумб поверил в их реальность. Когда он путешествовал в районе Гвианы, то, не представляя, кто такие русалки, повествовал, что собственными глазами лицезрел трех необычных, но почему-то мужеподобных, существ с хвостами, как у рыб, развлекавшихся в море. А может это просто сексуальные фантазии, тоска и неудовлетворенность в любви и ласке месяцами путешествовавших мореплавателей? Тогда рассказы о недоступных и манящих морских обольстительницах вполне объяснимы, и, глядя на тюленей, они представляли себе голых полуженщин, заманивающих их волшебным пением.

Вопросом о том, кто такие русалки и существуют ли они вообще, интересовался даже Петр I. Известно его обращение к священнослужителю Франсуа Валентину из Дании, который описывал одну сирену из Амбойны, вблизи Пятьдесят человек тому были свидетелями. Он утверждал, что если и стоит верить каким-либо историям, то только об этих чудесных созданиях.

Верить или не верить?

Подобно современным историям об инопланетянах, слухи о русалках быстро распространялись после очередного Нет точного определения, объясняющего однозначным образом, кто такие русалки. Фото, которые существуют, не дают 100 % гарантии подлинности. Вызывающие интерес морские создания не всегда описывались как обворожительные нимфы, иногда это были довольно неприятные и безобразные создания с большими ртами и торчащими наружу острыми, как шипы, зубами.

В Средневековье многие европейские церковные здания были декорированы выточенными фигурками ундин. Немногие, конечно, могут честно признаться в своей вере в их существование, но все же истории о русалках продолжают будоражить людское воображение.

Русалки в мифах восточных славян

Ответ на вопрос о том, кто такие русалки и как они появились, может дать восточнославянская мифология. Русалками могли стать не только некрещеные младенцы, но и девушки, покончившие свою жизнь самоубийством или находившиеся в положении. Процесс родов проходил уже в загробном мире. В восточной мифологии воображаемый образ русалки описывался в виде нагой или в белой рубашке, вечно юной и невероятно красивой девы с длинными волосами цвета болотной тины и венком на голове. Одновременно можно найти в народных поверьях страшный и безобразный образ этого мифического персонажа. Кто такая русалка? В мифологии восточных славян она представлялась как чрезмерно тощая или, наоборот, с крупным телосложением, большой грудью и растрепанными волосами. Эта демоническая нимфа была всегда бледная, с холодными длинными руками.

Обитали русалки в глубоких водоемах и болотах, а определенные источники указывают, что они могли прятаться также на облаках, под землей и даже в гробах. Там они находились целый год, а во время Троицкой недели, когда наступало время цветения ржи, выходили порезвиться и становились видимыми для народа.

Чем грозит знакомство с русалкой?

Кто такая русалка и что она делает, можно узнать в старинных былинах, согласно которым они не переносят молодых особ женского пола, а также пожилых людей. А вот деток и молодых мужчин привлекают обаянием и могут запугать до смерти, а могут, наигравшись, отпустить восвояси. Следует опасаться их очаровательного голоса, обладающего гипнотическими свойствами. Человек может несколько лет стоять неподвижно, слушая русалочье пение. Предупредительным сигналом такого пения является звук, напоминающий стрекотание сороки.

Соблазнившись на неземную красоту русалки, можно навеки остаться ее рабом. Народ верил, что тот, кто познал любовь ундины или вкусил хоть раз ее поцелуй, в скором времени серьезно заболеет или наложит на себя руки. Спасти могли только специальные амулеты и определенное поведение. Увидев русалку, нужно было перекреститься и нарисовать воображаемый круг защиты. Также спасти могли два крестика на шее, спереди и сзади, так как русалки имеют обыкновение нападать со спины. Можно было также попытаться отмахнуться от злодейки или ударить палкой по ее тени. Согласно старинному поверью, русалки ненавидят запах крапивы, полыни и осины.

Русалочка из сказки

Заводя разговор на тему русалок, невозможно не вспомнить сказку Ганса Христиана Андерсена. Смелая Русалочка спасает жизнь принца во время ужасного шторма, а затем производит обмен со злой колдуньей, потеряв при этом свой волшебный голос и обретя возможность ходить. Каждое движение приносит нестерпимую боль, но все равно без своего голоса она не в состоянии покорить принца. В итоге она проигрывает сражение и превращается в морскую пену.

Мультфильм от Уолта Диснея про русалочку Ариэль имеет более оптимистичную концовку: «они поженились и жили долго и счастливо». Эти так полюбившиеся сказочные истории вплели в себя множество элементов из повествований об этих существах. Это и пленительный голос, и возможность выбора суши или моря, а также запретные романтические отношения между человеком и русалкой. В остальном, конечно, это художественный вымысел, но все же в результате сложился положительный образ хвостатой красавицы.

Волшебные сирены являются популярными героями в фольклоре различных народов и культур, и интерес к тому, кто такие русалки, не угасает в настоящее время.

Первым, кто занялся увлеченным изучением русалок, стал Израиль. Многие специалисты утверждали, что эти существа обосновались на священных землях. Начало истории пришлось на небольшой пляж в Кирьят-Яме, где была найдена несколькими людьми настоящая русалка.

По отзывам очевидцев женщина в чешуе ежедневно выбиралась вечером на берег на несколько минут. Некоторые приезжие не верили слухам, принимая факт за розыгрыш или отдыхающая туристка.

Но у красивой женщины был виден хвост зеленого цвета. Когда существо заметило, что на него смотрят, оно мгновенно нырнуло в воду, скрывшись в ней. Ранее в этих районах подобное явление не было обнаружено.

Русалку в древних мифах всегда отображали в одном образе – прекрасной молодой девушки с чешуйчатым хвостом. Это существо может иметь пару ног, а хвосты не только подобны рыбьим, но и дельфиньим, а в некоторых случаях и змеиным.

Русалка забирает человеческую жизнь для продолжения своей молодости. С этой целью она выходит на берег, поет песни и ожидает жертву. Наиболее часто наблюдаются у небольших рек и озерах.

Российский фольклор считает девушку незаменимой спутницей водяного. С 2012 года Кирьят стал местом обитания большого наплыва туристов. Предлагается премия человеку, который хотя бы на фотографии принесет доказательство появления русалки. Но до сих пор прекрасная дева не попала в объективы камер.

За все время были найдены тысячи очевидцев этих дивных созданий. Например, мужчина, занимающийся выловом рыбы, во время нахождения в океане, отчетливо слышал странные звуки, доносившиеся со дна.

Люди, находившиеся в тот момент на палубе отмечали, что это было пение русалки. Девушки настолько красиво пели, что трое из команды попытались прыгнуть с корабля на голос.

Рядом с берегами Антарктиды несколько людей в разное время наблюдали существ, отдаленно похожих на русалок. У японцев подобное явление с рыбьим хвостом называется «ningen». Но в данном случае в японских водах присутствует существо менее похожее на человека по причине сильной бледноты. Их тело более худое и вытянутое, а хвост удлиненный.

В Средневековые времена возле таинственного английского замка Orfold в Суффолке поймали настоящего водяного. Существо сразу было перенесено в королевский музей, где ему предоставили все условия для существования, но водяной вскоре сбежал.

Согласно сказаниям полу человек не произнес за все время ни слова, а его единственной едой была рыба.

В Диведе одновременно более десяти людей увидели прекрасную девушку, которая купалась в море. Сначала ее приняли за странную туристку, купающуюся во время грозы, но затем заметили выступающий из-за спины хвост. Этому происшествию практически 200 лет, но о нем до сих пор все знают.

Еще одним случаем, связанным с появлением русалки можно считать Зимбабве около 15 лет назад. Работники, находящиеся на водохранилище, вынуждены были бросить свою работу по причине населявших водоем русалок, от страха мужчины больше не возвращались на проклятое место. Этот случай получил популярность в виде отчета, опубликованного в местной прессе.

Рождение детей русалок

Не стоит забывать о том, что каждую мифологию подтверждали реальные факты. Существуют разные виды мутации плода, например порфирия – реальный вампиризм в человеке. Но еще и другой, не до конца изученный – синдром сирены, что также внесло свои суеверия на счет русалок.

Синдромом сирены (сиреномелией) является аномальное эмбриональное развитие, при котором у ребенка в утробе сращиваются ноги. После рождения это имеет разный вид: конечности срастаются полностью на всю длину, или же частично.

Бывают случаи, когда младенец появляется на свет с одной громадной ногой, которая делает его похожим на русалку. Если вовремя не провести операцию, и не разделить сросшиеся конечности, младенец умрет.

Взрослые люди, которые имеют синдром сирены, даже после хирургического вмешательства не способны передвигаться, но они хорошо и свободно себя чувствуют в воде.

Один из симптомов болезни – чрезвычайное пересыхание кожи, что приносит дискомфорт, а иногда и боль. Поэтому человек вынужден постоянно увлажнять свою нижнюю часть.

Отмечается, что женщин рождается втрое больше с этим диагнозом, чем мужчин. Ученые переводят между легендой и научным объяснением параллель. Возможно одна из девушек с синдромом сирены находилась отдаленно на берегу, а когда увидела других людей, испугавшись насмешек, сбежала.

Русалки миф или реальность. Случаи встреч

Русалка как правило изображается, как девушка с рыбьим хвостом, но у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а порой еще и играет на арфе. Кроме русалок существуют и «русалы» иногда такие же романтичные, а временами вспыльчивые и гневные. Русалки любят погреться на солнце на прибрежном песке или на скалах, расчесывая гребнями свои длинные волосы. Они встречаются не только в морях, но и в озерах, реках и даже колодцах. В России - в омутах.

Неизвестный корреспондент пишет: «В том году мы отдыхали на Азовском море. Один раз я, 12-ти летний мальчик, шел по пояс в воде, минуя отмели и углубления, которые плавно чередовались, и внезапно провалился в подводную яму. Я нырнул, что бы посмотреть, что это за яма, и… лицом к лицу столкнулся с небольшим зеленым человечком!

Он отдыхал, лежа на песчаном дне. Глаза у него были несоразмерны лицу - большие и очень выпуклые. Он поднял веки, наши взгляды встретились и оба вздрогнули. Человечек махнул рукой и нечаянно поцарапал мне живот своими длинными ногтями. Мы оба рванулись в разные стороны. Он - вглубь, а я - вверх. Перепуганный насмерть, примчался я домой и больше ни разу не вошел в море в том году. больше зеленого человечка я не встречал».

Это далеко не первое свидетельство наблюдения в воде человекообразного существа.

1610 год — англичанин Г.Хадсон увидал русалку недалеко от берега. У нее была белая кожа, а на голове - длинные черные волосы. Моряки прошлых столетий так часто встречали русалок, что попросту отмахнуться от их рассказов ученым было невозможно.

Вот что написал известный английский путешественник мореплаватель Генри Гудзон, в начале XVII столетия: «Один из матросов команды, посмотрев за борт, увидал русалку. Ее грудь и спина были, как у женщины… Очень белая кожа и спадающие черные волосы. Когда русалка нырнула, мелькнул ее хвост, походивший на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели».

В начале XVIII столетия в одной книге поместили изображение русалки с такой подписью:

«Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину полтора метра, телосложение похожее на угря. Прожило существо на суше четыре дня и 7 часов в бочке с водой. Временами издавало звуки, напоминавшие мышиный писк. Предлагаемых моллюсков, крабов и морских раков есть не стало…»

Почему-то более часто русалок встречались в Шотландии. В XVII столетии в «Абердинском альманахе» утверждали, что путешествующие в этих местах «непременно увидят прелестную стайку русалок - изумительно красивых созданий».

1890 год — учитель Уильям Монро (Шотландия) увидал на пляже существо, на голове которого «были волосы, лоб выпуклым, лицо пухлым, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие. Груди и живот, руки и пальцы того же размера, что и у взрослого человека; то, как это существо использовало свои пальцы (при расчесывании), не предполагает наличия перепонок».

1900 год — с русалкой, у которой были волнистые золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза, ростом с человека, повстречался некий Александр Ганн. Через 50 лет в тех же местах русалку увидели две девочки. По их описанию, она в точности была похожа на русалку, которую видел Ганн.

1957 год — существо, похожее на русалку, даже запрыгнуло на плот путешественника Эрика де Бишопа. Руки этого странного существа покрывала чешуя.


В России жители одной деревушки возле Ведлозера в Карелии с давних времен замечали в нем водяных существ полутораметрового роста с круглой головой, длинными волосами, белыми руками и ногами, но коричневым туловищем. Увидев рыбаков, они ныряли под воду. Эти водяные описаны в книге С. Максимова, которая вышла в 1903 г.

Частота встреч с русалками начала снижаться после эры великих географических открытий и уже в наше время упала почти до нуля. Морские люди вымерли, и, вероятно, произошло это относительно не так давно - в середине или конце XIX столетия. Причина- усиление рыболовства и загрязнение вод. Шансов на то, что где-то в теплых бухтах южных морей мы еще повстречаем последних представителей русалочьего племени, не больше, чем на встречу со в Гималаях или с динозавром в Конго.

Жанна Железнова из Петрозаводска рассказала вот о таком случае:

«В этнографической экспедиции я узнала о встрече человека с невиданным земноводным человекообразным существом.

Это произошло во время Великой Отечественной войны в Белоруссии. Солдат отстал от своего взвода, чтобы догнать его, шел по лесной дороге. И вдруг увидел, на этой дороге лежит человек. Он побежал к нему, и когда добежал, то понял, что это не совсем человек, а кто или что - понять невозможно. С виду мужчина с бородой, но весь в рыбьей чешуе, а на руках и ногах вместо пальцев перепонки. Солдат перевернул его на спину, увидал, что у него лицо человеческое, хотя и нельзя назвать его красивым, но и безобразным не назовешь.

И этот чешуйчатый начал знаками показывать солдату на себя и куда-то в сторону, вероятно, просил его туда отнести. Солдат пошел в том направлении и в скором времени увидал небольшое лесное озеро. Отволок туда чешуйчатое существо, опустил в воду. Он немного полежал в воде, пришел в себя и уплыл. И даже на прощание солдату рукой помахал».

В исландской хронике XII столетия запечатлено свидетельство о полуженщине-полурыбе, которую увидели у берегов Гренландии. У нее было ужасное лицо, широкий рот и два подбородка. Рафаэль Холиншед сообщает о том, что во времена английского короля Генриха II (50-80-е годы XII века) рыбаки поймали человека-рыбу, который отказывался говорить и ел как сырую, так и вареную рыбу. Он сбежал в море через два месяца после поимки.

1403 год — после шторма в Западной Фрисландии обнаружили русалку, запутавшуюся в водорослях. Ее одели и кормили обыкновенной пищей. Она научилась прясть и кланяться перед распятием, но так и не начала говорить. Она часто предпринимала безуспешные попытки к бегству обратно в море и умерла после 14-ти лет жизни среди людей.

Эти и другие подобные свидетельства долго поддерживали веру в существование человекоподобных морских существ. Скорей всего, за русалок принимали тропических ламантинов, небольших китов, котиков и тюленей. Вблизи эти животные, безусловно, вовсе не напоминают людей, но в воде их позы и крики бывают порой очень «человеческими»…

1723 год, Дания — была учреждена специальная Королевская комиссия, которая должна была внести полую ясность в вопросе о существовании русалок. Во время поездки на Фарерские острова с целью сбора информации о русалках члены комиссии встретили русалку-мужчину. В докладе было указано, что у русалки «глубоко посаженные глаза и черная борода».

1983 год – американский антрополог из Университета Виргинии Рей Уогнер рассказал одной ричмондской газете, что в южной части Тихого океана, неподалеку от острова Новая Гвинея, он дважды видел существо, чем-то напоминающее человека. Уогнер объяснил, что при помощи новейшего подводного видеооборудования ему удалось установить, что существо, которое он увидел, было морской коровой. В большинстве известных случаев, считает он, русалки были не чем иным, как тюленями, бурыми дельфинами, ламантинами или морскими коровами. Но Уогнер не утверждает, что русалки вовсе не существуют.

Приведем случай невероятной встречи. Сообщение о нем получила одна из московских редакций в ответ на публикацию статьи на тему реальности леших и русалок. Говорилось об одной разновидности - болотнянике.

В военные годы Иван Юрченко жил в деревне Николаевка, в одной из северных областей европейской части России, учился в начальной школе. Школа отправляла учеников полоть сорняки в колхозных посевах, далеко за деревню. Там сразу же за полем начинались болота. Возле болот находились сенокосы. Косцы устроили рядом сарай для ночевки, постелили на нары сено. Как-то утром, придя на прополку, ребята зайдя в сарай заметили, что на сене остались вмятины от двух фигур огромного роста, как видно ночевавших в сарае той ночью. Они удивились росту людей, поговорили по этому поводу и принялись за работу.

Ивану захотелось оправиться и он отошел с поля к болоту. И вот на болоте за кустами он увидел двух неизвестных, которые пристально следили за ним. Иван обратил внимание на то, что они были черными, на головах у них были длинные волосы, в плечах были очень широкими. Рост не мог определить, так как мешали кусты. Иван очень испугался и, крича, побежал к своим товарищам.

Узнав, что кто-то есть на болоте, побежали в деревню к коменданту (комендатуры в то время существовали для ссыльных) и председателю колхоза. Те, вооружившись наганом и ружьем, с ребятами отправились к месту происшествия. Неизвестные черные люди ушли в глубь болота и из-за кустарников смотрели на людей. Никто из местных жителей не решался продвинуться вперед.

Мужчины выстрелили в воздух, неизвестные оскалили белые зубы (что в особенности бросалось в глаза на черном фоне их лиц), начали издавать звуки, похожие на раскатистый хохот. После этого, как показалось Юрченко, они присели или погрузились в болото. Больше их никто не видел. В сарае на сене остались следы, как видно, самца огромного роста и самки поменьше, можно было рассмотреть и следы больших грудей.

Так известно ли нашим современникам о подобных существах? Или это единственный непонятный случай?

Вот еще такое письмо.

«В 1952 году я, М.Сергеева, работала на лесозаготовительном участке Балабановск в Западной Сибири. Заготовляли лес в зимнее время, а весной сплавляли по реке Карайга. Местность кругом болотистая, летом мы собирали там грибы и ягоды. Много там и озер. В 20-ти км от участка находится озеро Порасье. На него-то четвертого июля мы и пошли: я, старик сторож с племянником Алексеем и Таня Шумилова.

По пути дед рассказал, что озеро это торфяное и незадолго до революции оно высохло, дно загорелось от молнии и горело на протяжении целых 7-и лет. После вода вернулась, и теперь на озере много плавучих островов. Их называют „кымья“. Пока погода стоит хорошая, кымья у берега, но если отходят на середину озера - жди дождей.

На месте мы были уже в одиннадцатом часу вечера. Наскоро натянули два полога и тут же втроем свалились от усталости. А дед отправился ставить сети.

Когда мы поутру проснулись, уха была уже готова. Рыбы в сети поймалось много, загрузили целиком повозку. И тут я увидела, что неподалеку за деревьями виднеется еще одно озеро. Спросила о нем старика, но он рассердившись на меня буркнул: «Озеро как озеро…» Больше ни о чем спрашивать я его не стала, но Алексею и Татьяне все рассказала. Выбрав момент, когда дед пошел осматривать дальнюю сеть, мы побежали к тому озеру, благо до него было всего метров 200. Вода в нем оказалась настолько чистой, что все камешки на дне было видно. Таня и Алексей захотели искупаться, я же лишь сняла платок и положила его на какую-то корягу у берега, а сама присела рядом.

Алексей уже зашел в воду и звал Таню, когда вдруг та вскрикнула, схватила свою одежду и кинулась в лес. Я посмотрела на Алексея, который стоял неподвижно и смотрел перед собой округлившимися глазами. И тут я увидала, как к его ногам тянется чья-то рука. Под водой к Алексею подплыла девушка. Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными черными волосами, которые тут же убрала с лица.

На меня глянули ее большие синие глаза, девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я вскрикнув, вскочила, и потащила его за волосы из воды. Увидела, как при этом зло сверкнул взгляд русалки. Она схватила лежавший на коряге мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду.

Мы и опомниться не успели, как дед очутился рядом. Он торопливо перекрестил Алексея, поплевал в сторону и лишь после этого облегченно вздохнул. Я и не подозревала, что наш сторож-человек верующий…

В том же году в декабре меня перевели на другой участок, и постепенно тот случай начал забываться. Но через 9 лет я вдруг получила письмо от старика, в котором он писал, что тяжело болен и вряд ли поднимется. Я взяла отпуск на три дня и отправилась к нему. Мы проговорили всю ночь, тогда-то старик мне и поведал одну историю.

Лет 40 назад, молодым парнем, он работал десятником. Как-то раз пошел в лес за жердями. Тогда впервые и оказался на том самом озере. Захотел искупаться… и завладела им русалка. Трое суток не отпускала, с жизнью уже распрощался. Но, на счастье, вспомнил благословение матери… И громко произнес он эти слова. Русалка с ненавистью, и невероятной силой оттолкнула его…
Только тогда я поняла, почему старик так не хотел пускать нас на то озеро».

Наверное, нет человека, который бы хотя бы раз не слыхал о русалках, ведь это один из самых распространенных сказочных персонажей. Удивляет, насколько перекликаются русалочьи темы в разных культурах, что позволяет нам говорить об архетипическом значении данного образа, который является продуктом коллективного бессознательного.

Кто такие русалки?

Русалки в восточнославянских поверьях – это женский демонологический персонаж, своеобразная химера (состоящая из несопоставимых частей) или гибрид. Русалка связана со стихией воды, является водным духом. Связь с водой подчеркивается как внешне (самое распространенное представление о русалке –как о полуженщине-полурыбе),так в названии: "русалка" - означает водяную деву. Во многих славянских землях (Россия, Польша, Сербия, Болгария) встречаются родственные этому имени названия источников, рек и прибрежных стран: Руса, Россь, Русиловка, Ruseca, Ras, Rasa и др. Все это свидетельствует о наличии в них древнейшего корня, служившего для обозначения воды. В санскрите "rasa" - жидкость, влага, вода; у кельтов "rus", "ros" - озеро, пруд; в переводе с латинского "ros" означает "роса" (орошать, росинец - дождь), наше "русло" - середина речного ложа.

Также рассматриваетсяпроисхождение названия "русалка" (в слав. миф) от слова "русый", что означает на древнеславянском "светлый","чистый" .

Типичный атрибут русалки – простоволосость (распущенные волосы), что было совершенно недопустимо в обычных бытовых ситуациях для крестьянских девушек.

Где они живут?

Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, омутов, колодцев, которые считались путем в подземное царство. В зависимости от места обитания, русалки делятся на водяных и морских (живущие в море) По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки эти не имели хвоста. Чаще их путали с сиренами из античных мифов и жить они могли не только в воде но и на деревьях и в горах..

Основное время русалки проводят на дне реки. Днем они спят, а под вечер всплывают на поверхность.

Осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческим глазом, хрустальных дворцах. В начале же лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают и мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славянские племена.

Всех русалок, обитающих в наших водоемах, можно разделить на два вида. К высшему относятся так называемые натуральные русалки. Их не так уж и много: две-три на крупную реку. Они бессмертны и являются прямыми порождениями нечистой силы. Натуральные русалки из воды никогда не выходят, поэтому встретиться с ними очень сложно. Внешность у них, так же как и характер, довольно отвратительная: тело - сплошь зеленого цвета, такого же цвета глаза и волосы, а на руках и ногах, между пальцами, перепонки как у гусей. Натуральная русалка, как правило, является женой водяного и вместе с ним руководит действиями русалок природных, которые относятся к низшему виду.

"Природные русалки, в отличие от натуральных, смертны и лишь доживают в облике духов воды свой земной срок. Русалке присущи те же черты характера, привычки и вкусы, что были у нее при земной жизни. Наиболее активны те из русалок, кто умер неудовлетворенной, с каким-нибудь желанием, или те, кто при жизни обладал беспокойным характером."

Откуда берутся русалки?

Повсеместно известны представления о принадлежности РУСАЛКИ к миру мертвых; ср. варианты названий РУСАЛКИ в разных традициях: «навки», «мавки» (от навь - «души умерших»), «мертвушки». Мавки внешне выглядят как живые, но если мавка обернется к вам спиной, вы увидите ее внутренности, поскольку на спине у нее кожный покров отсутствует. Поэтому их еще называют "не имеющие спины". Их представляют в виде детей или дев с длинными волосами, в белых сорочках. По представлениям словинцев, мавки летают по воздуху в виде больших черных птиц, с большим клювом и когтями, которыми они задирают людей до смерти. Если на них брызнуть водой и сказать: "Крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа", они обращаются в ангелов и оказывают своему благодетелю большие услуги. Это может произойти только в течение семи лет, после того, как ребенок превратился в мавку. Если же в течение семи лет мавку никто не покрестит, то она навсегда остается мавкой. Защитой от мавок по народным поверьям служит чеснок, хрен и полынь.

В 2007 году в Крыму я приобрела украшение, которое обладает для меня многими смыслами, но в том числе, оно символизирует и русалку:

Сравните также эти изображения с изображением Хель, в скандинавской мифологии - это Хель, повелительница мира метрвых, одна их хтонических чудовищ, дочь Локи и великанши Ангрбоды.Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

Считалось, что русалками становились:

· девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные («зарученные») невесты, не дожившие до свадьбы,

· утопленницы-самоубийцы

· девушки и девочки, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период),

· либо младенцы, умершие не окрещенными.

· мертворожденные девочки

· украденные русалками младенцы

· Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.), но и конкретных умерших в селе людей. Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученная умерла». Соответственно необходимость соблюдать запреты на некоторые виды работ и выполнять поминальные обычаи в течение Русальной недели распространялась прежде всего на тех, чьи умершие родственники стали РУСАЛКАМИ.

Что они делают?

В описании того, что творят русалки есть много амбивалентности.

Свидетельства их помощи и защиты:

Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе традиционное в таких случаях угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от всевозможных напастей и невзгод.

По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов.

Русалки, наравне с эльфами, по древним поверьям, обладали высоким даром мудрости.

Встреча с русалкой могла сулить несметные богатства.

Русалки также известны и своими проказами:

· "сидя в омутах, они путают у рыбаков сети, цепляют их за речную траву, ломают плотины и мосты, заливая окрестные поля, перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им крылья одно за другое так, что птица не в силах их расправить".

· О морских русалках в Астраханской губернии рассказывают, что, появляясь из воды, они поднимают бурю и качают корабли.

· Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.

· Встреча с русалкой могла обернуться несчастьем: Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Русалки обладают умением превосходно петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, совсем не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова из спетого, так как песни речных красавиц совсем не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только им, русалкам.

лунные ночи русалки любят посидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать не рекомендуется: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без ее спроса вещь."

Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая обмывает их нежное тело. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то она может просто-напросто высохнуть, как рыба.

Праздники русалок.

Русалки в славянской мифологии подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.

Спустя 50 дней после Пасхи начинается Троица, вслед за которой начинается русальная неделя, которая идет вплоть до праздника Ивана Купалы. На русальной неделе проводятся русалии - обряды, связанные с проводами русалок. В эту самую неделю русалки становятся особенно активными.

"Появление на берегу русалок знаменует собой не только окончательное пробуждение природы, но и начало широко отмечаемой в прошлом русальной недели, в течение которой очнувшиеся от долгой спячки русалки шалили напропалую. Хотя слово шалили здесь вряд ли уместно. Шалости у представителей царства мертвых, как известно, специфические и ничего общего с проделками земных людей не имеют."

На русальной неделе стараются не купаться, не стирать и не шить - все эти занятия в ведении русалок, которых лучше не искушать напрасно.

"Особенно опасен для людей в русальную неделю четверг. Зазевавшихся, далеко заплывших или просто пьяных русалки в этот святой для себя день топят и умерщвляют иными способами десятками, а то и сотнями."

В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду. Но просьба эта кажется странной только на первый взгляд. Как уже говорилось, в русалок превращаются девочки, умершие до крещения в церкви и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и теперь уже умереть по-настоящему. И горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке. Гнев ее страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Именно поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести следующие слова: Крещу тебя, Иван да Марья, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. После этого, как правило, невидимые ангелы подхватывают душу ребенка и уносят ее в рай."

Другие разновидности русалок

Мавки - славянские мифические существа (у украинцев Мавки, майки, нейки, у болгар навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье). Название это происходит от старославянского навь - мертвец. Мавки - дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озерах, часто сближаются с русалками, сбивают путников с дороги, заводят в болота и убивают.

Лоскотухи (лоскотки)– русалки, которые щекочут до смерти парней и девушек.

Водяницы

Сирены-заманивающие своими песнями и топящие корабли.

Нереиды - Судя по их именам, они - олицетворенные свойства и качества морской стихии, поскольку она не вредит человеку, но является к нему расположенной и чарует его своей прелестью. Они посетили свадьбу Фетиды . Составляли хор в трагедии Эсхила «Нереиды». Нереидам посвящен XXIV орфический гимн.Нереиды ведут идиллически-спокойную жизнь в недрах моря, развлекаясь мерными движениями хороводов, в такт движению волн; в зной и лунные ночи они выходят на берег, или устраивают музыкальные состязания с тритонами, или на берегу, вместе с нимфами суши, водят хороводы и поют песни. Их почитали прибрежные жители и островитяне и хранили слагавшиеся о них сказания. Вера в них сохранилась даже до нашего времени, хотя нереиды нынешней Греции - вообще нимфы водной стихии и смешиваются с наядами.

М.Ю. Лермонтов

РУСАЛКА

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река

Отраженные в ней облака;

И пела русалка - и звук ее слов

Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: "На дне у меня

Играет мерцание дня;

Там рыбок златые гуляют стада;

Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков

Под тенью густых тростников

Спит витязь, добыча ревнивой волны,

Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей

Мы любим во мраке ночей,

И в чело и в уста мы в полуденный час

Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,

Остается он хладен и нем;

Он спит - и, склонившись на перси ко мне,

Он не дышит, не шепчет во сне!"

В глазах у нее, ускользая, играет волна,

В зеленых глазах у нее глубина - холодна.

Приди - и она обоймет, заласкает тебя,

Себя не жалея, терзая, быть может, губя,

Но все же она поцелует тебя - не любя.

И вмиг отвернется, и будет душою вдали,

И будет молчать под луной в золотистой пыли,

Смотря равнодушно, как тонут вдали - корабли.

Русалка

В лазоревой воде, в жемчужныхберегах,

Плыла русалка в блеске чудном.

Она глядела вдаль, скользила в тростниках,

Была в наряде изумрудном.

На берегах реки, из цельных жемчугов,

Не возникало трав на склонах.

Но нежный изумруд был весь ее покров,

И нежен цвет очей зеленых.

Над нею догорал оранжевый закат,

Уже зажглась луна опалом.

Но устремляла вдаль она лучистый взгляд,

Плывя в течении усталом.

Пред ней звезда была меде дымных облаков,

И вот она туда глядела.

И все роскошества жемчужных берегов

За ту звезду отдать хотела.

Русалки

Мы знаем страсть, но страсти не подвластны.

Красою наших душ и наших тел нагих

Мы только будим страсть в других,

А сами холодно-бесстрастны.

Любя любовь, бессильны мы любить.

Мы дразним и зовем, мы вводим в заблужденье,

Чтобы напиток охлажденья

За знойной вспышкой жадно пить.

Наш взгляд глубок и чист, как у ребенка.

Мы ищем Красоты и мир для нас красив,

Когда, безумца погубив,

Смеемся весело и звонко.

И как светла изменчивая даль,

Когда любовь и смерть мы заключим в объятье,

Как сладок этот стон проклятья,

Любви предсмертная печаль!

Владимир Набоков

Русалка

Пахнуло с восходом огромной луны

сладчайшею свежестью в плечи весны.

Колеблясь, колдуя в лазури ночной,

прозрачное чудо висит над рекой.

Все тихо и хрупко. Лишь дышит камыш;

над влагой мелькает летучая мышь.

Волшебно-возможного полночь полна.

Река предо мною зеркально-черна.

Гляжу я - и тина горит серебром,

и капают звезды в тумане сыром.

Гляжу - и, сияя в извилистой мгле,

русалка плывет на сосновом стволе.

Ладони простерла и ловит луну:

качнется, качнется и канет ко дну.

Я вздрогнул, я крикнул: взгляни, подплыви!

Вздохнули, как струны, речные струи.

Остался лишь тонкий сверкающий круг,

да в воздухе тает таинственный звук...

Николай Гумилев

"Русалка"

На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны,
Это странно-печальные сны
Мирового, больного похмелья.
На русалке горит ожерелье
И рубины греховно-красны.

У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.

Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины...
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.

Русалка - один из самых распространенных женских демонических персонажей, связанных со стихией воды.

Вообще-то образ русалки, особенно в славянской традиции, разнообразен. Она нередко выступает не только в качестве собственно водного духа, но и как дух лесной, полевой, как олицетворение плодородия и даже духа судьбы. У некоторых народов русалка даже выступала в роли чуть ли не полубогини.

В некоторых местах русалок подразделяли на водяных и лесных. В первом случае русалки были женами водяных, а во втором - леших.

Женских духов воды называли не только русалки, но и водяница, шутовка, купалка, мертвушка и так далее. Сам же термин «русалка» имеет очень древнее происхождение, но до сих пор точно не установлена его этимология. Исследователи считают, что это слова восходит к слову русло или роса. Также есть гипотеза, что оно образовано от прилагательного русый, в качестве «светлый».

Как выглядит русалка

Нужно отметить, что облик русалок, как водных духов, везде воспринимался по-разному, в зависимости от климатических условий. Так у народов, живущих на юге, русалки как правило шаловливые, веселые, они не столько творят зло, сколько просто проказничают, забавляются. В некоторых местах считалось, что русалка, поймав человека, иногда загадывает ему загадки, и если он их отгадает, то отпускает его.

Русалки обычно предстают в образе прекрасных, обнаженных девушек, часто одетых в белые одежды.

А вот севернее, русалки становясь более грозными существами. Они мстительны, готовы погубить любого путника, защекотать его до смерти или потопить. Их внешний вид ужасен - они бледны, часто с зеленоватым оттенком, их волосы растрепаны и весь внешний вид весьма ужасен. Так, например, на севере России русалок представляли по большей части в виде страшных, уродливых и косматых баб с отвислой грудью, которую они закидывают за плечи.

Иногда русалки представлялись похожими на призраков: считалось, что они имеют облик обычных людей, но при этом бывают прозрачны, словно сотканные из тумана.

Происхождение русалок. Как становятся русалками

Согласно народным поверьям, русалками становились девушки, либо утопленницы, либо умершие не своей смертью. В первую очередь это касается девушек, умерших до вступления в брак, особенно «зарученные» (просватанные) невесты, не дожившие до свадьбы. С этим и связано мнение, что русалки тоже смертны, поскольку они почти люди, просто в этом облике доживают свой земной век. Поэтому они имеют тот же характер, привычки и вкусы, какие были у покойниц. И выглядят они обычно в той одежде, в которой умерли - отсюда образ русалки в подвенечном платье и с венком на голове.

Также русалками становились женщины, утонувшие на так называемой Русальной неделе.

В некоторых местах полагали также, что русалкой может стать проклятая матерью и похищенная нечистой силой девушка.

Обитают русалки преимущественно в водоемах. Но не всегда. Так согласно поверьям с середины весны и летом они перебираются в поля, особенно там где растет рожь или конопля. А согласно другим поверьям, после Троицына дня они где-нибудь выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, и на ней поселяются.

Русалки и культ плодородия

Известны обряды, явно указывающие на связь русалок с культом плодородия. Так, в некоторых местах существовал обряд, в ходе которого парни наряжались русалками и гонялись с кнутами за женщинами, стараясь ударить их, а те спрашивали у ряженых: «Русалоцки, как лен уродится?»; ряженые в ответ указывали на длину кнута, вызывая этим бабьи выкрики: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший!»

Поведение русалок

Русалки любят петь, тем более, что почти во всех традициях считается, что голос у русалок очень красив, он просто завораживает, одурманивает того, кто его слышит и он полностью им подчиняется. В этом русалки перекликаются с сирином, мифической птицей с женской головой, чьи песни способны были заворожить и даже погубить человека или с сиренами из греческой мифологии. Кстати именно поэтому, в народном лубке русалки нередко изображались в виде птиц, с женскими головами и грудями.

Приписывалась русалкам и способности к оборотничеству, что весьма типично для всех представителей нечистой силы. Русалки могли превращаться в животных (собака, птица, мышь, заяц, кошка) и предметы - сноп соломы, коряга и прочее.

Русалки не сидят на месте, они любят прогуливаться, поэтому их можно встретить практически где угодно и не только на берегу водоема. Они могут сидеть на мосту или на дереве, быть возле колодца, на полянах, в лесу, на перекрестках и огородах и даже прятаться за печкой или углом дома. Особенно они любят приходить в те дома, где когда-то жили.

Русалки еще любят приходить в бани, где не просто стоят, но могут там стирать свою одежду или мыться. В такие моменты лучше с ними не встречаться.

Интересно, что в отличие от остальных представителей нечистой силы, русалки могут передвигаться не только ночью, но и днем.

Также русалкам приписывалась «забота» и умение насылать бурю, дождь, град, а если он разгневаются, то могли заставить реки разлиться так широко, что тони затапливали пастбища и огороды.

Способность затапливать что-либо у русалок связана с их волосами. Народные поверья утверждают, что у русалки волосы всегда мокрые и если она начнет их расчесывать своим гребешком, то вода будет литься до тех пор, пока она будет это делать. Отсюда и родилось поверье о том, что если увидеть русалок, расчесывающих волосы у воды - то жди беды. Другое поверье - русалки сильно плещутся перед утопленником.

Но с другой стороны, стоит волосам русалки высохнуть - она умрет.

Еще одно любимо занятие русалок - плескаться и кататься на колесах водяной мельницы.

Купаются русалки преимущественно на утренней и вечерней заре, а также в полдень. Поэтому это время считалось опасным для купания простых людей. Слишком высок риск столкнуться с русалками и попасть к ним в немилость.

Русалки любят заниматься рукодельем, поэтому иногда у женщин, уснувших без молитвы, похищают нитки и пряжу, которую они потом, качаясь на древесных ветвях, разматывают или завивают ими свои березки.

Опасность русалок

Как и всякая нечистая сила, русалки приносят вред человеку. Они сбивают путников с пути, душат, щекочут до смерти, утаскивают на дно и топят, могут превратить в какое-либо животное или предмет, топят рыбацкие лодки или запутывают сети, мельникам портят жернова, разрушают плотины, воруют белье, отбирают у коров молоко, уводят отбившихся от стада животных, заманивают к себе детей различным обманом. Также русалки могут насылать болезни - лихорадки, головную боль, водянку и так далее. Вообще считалось, что встреча с русалкой уже сама по себе вызовет какое-либо заболевание, а кроме того, человек может потерять сон или, наоборот, русалки ему «очи зашьют».

Но нужно отметить, что такие зловредные действия русалки в основном делают тем, кто не соблюдает различных запретов, кто не ведет праведную жизнь, не чтит приметы и поверья. Потопление русалками людей, по народному убеждению, нередко является результатом того, что человек пошел купаться в неурочное время, без креста, в запретном месте.

Следует отметить, что русалки не только могли творить зло, но и наоборот, помогать людям. Так, в некоторых традициях верили, что русалки иногда заботятся о человеческих детях, особенно оставленных женщинами в поле: кормят их грудью, баюкают, развлекают и так далее.

В силу того что русалки, это девушки, то им свойственно влюбляться и влюбляться горячо. Поэтому молодым, красивым парням и холостым мужчинам следовало их опасаться, так как русалка может заставить взять себя в жены и увести с собой на дно. Существует много историй о том, что мужчина был женат на русалке и ушел жить к ней. Там он проводил свои годы в богатстве и роскоши, русалка исполняла все его желания, кроме одного - хоть на мгновение покинуть водяное царство.

В большинстве случаев с русалками старались не связываться. Для этого использовали различные защитные средства. Например, если человек сталкивался с русалками, то во избежание несчастий нужно было бросить им платок или что-то другое из одежды, чтобы они отстали. Кстати именно по этой причине, в некоторых местах специально для них во время «Зеленых святок» развешивали на кустах новые полотна и одежду. Задабривание нечистой силы - одни из самых распространенных способов и защиты от них.

Особенно опасаться русалок следовало в период с Троицы до Петрова поста и в дни русальной недели. На эти дни строго настрого нужно было соблюдать все предписания, касающиеся ткачества, работы и так далее.

Защита от русалок

Для защиты от вредоносных русалок, нападающих на людей, повсеместно использовали различные обереги, например, некоторые растения (полынь, любисток, хрен, чеснок, освященную вербу и т.д.), церковный ладан и железные орудия. Кроме этих оберегов, русалки, по поверьям, боятся очерченного круга, креста и молитвы.

Также верили, что если к русалкам подъехать на кочерге, они испугаются и убегут, так как решат, что это едет ведьма, а ведьм они боятся.

© Алексей Корнеев