Толкования на Евр. Как быть искренним от сердца

Об авторе: Яро Старак (Yaro Starak) закончил бакалавриат по специальности психология в Университете Манитобы, а затем аспирантуру в Университете Британской Колумбии, Канада. Он продолжил дальнейшего обучения в Университете Торонто, как гештальт-терапевт. В 1978 году Яро иммигрировал в Австралию. Он участвовал… еще…

С книгой «Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым» также читают:

Предпросмотр книги «Техники гештальт-терапии на каждый день. Рискните быть живым»

Яро Старак, Тони Кей,Джеймс Олдхейм
Техники гештальт-терапии
на каждый день

«Психотерапия»
Москва
2009

Рискните быть живым"....
ББК88.8
УДК 150.7 С 77
Яро СТАРАК, Тонн КЕЙ, Джеймс ОЛДХЕЙМ С 77 ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Рискните быть живым / Пер. с англ. родред. Г.П.Бутенко. - М.: Психотера-пия, 2009. - 176 с.
Книга представляет собой сборник идей и упражнений гештальт-терапии. Она поможет читателю получить представление о психологических приемах, разработанных гештальт-терапевтами. Эти приемы с успехом могут применяться не только в психологической практике, но и в повседневной жизни, они служат расширению сознания, развитию способности воспринимать мир в его целостности и предназначены для тех, кто хочет научиться воспринимать себя ясно и четко и стать творцом собственной жизни.
Книга адресована психологам и психологам-консультантам, психотерапевтам и групповым терапевтам, студентам и аспирантам означенных специальностей, а также широкому кругу читателей - всем, кто рискует быть живым.
Перевод стихов, цитат и второй части Г.П. Бутенко "
ISBN 978-5-903182-64-0
,
© Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм, 2008 ©Издательство «Психотерапия», 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
...... ...» Часть 1.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ………. 7
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
И ЗАЧЕМ ОНА? ....... ………………. 9
Джеймс................................................................................................... 10
Тони.........................................................................................................12
Яро............................................................................................................ 14
Фигура и фон................................................................................................. 16
Глава 2. ОСОЗНАНИЕ............................................................................J9
1. Внимание и избегание.................................................................... 19
2. Осознание........................................................................................... 20
3. Внешняя зона (Сенсорное осознание) ........................................... 24
Внутренняя зона (Сенсорное осознание)......,........,................. 24
Средняя зона (Сенсорное осознание)..... 25
6. Средняя зона в повседневности... 27
7. Рискните быть живым.. ..... 28
Глава 3. ФИГУРА И ФОН.................................................................31
Бесконечность восприятия................................................................. 31
Значение и фигура-фон 33
Звук и фигура--фон (Внешняя зона)..... ...34
Телесные ощущения и фигура--фон (Внутренняя зона).. 35
Чувства и фигура-фон..,....... .....................,.. ..39
Фиксация (Предметы) .. , 41
Фиксация на себе..... ............ …………………………………….41
Фиксация (Другие) .........................................................................„.... 42
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ................ ...,...........................,... 45
Осознание и ответственность................. ...... 45
Откровенное признание............ 47
Еще одно откровенное признание............... 48
4. Беспомощность............................... 49
5. Обобщения........................................................................ 50
6. Вопросы....................................................................... 51

Ответственность и беззащитность. 53
Уравновешенность. 54
. 9. Использование «НО» ...54
Глава 5. СПОСОБНОСТЬ ОТВЕТИТЬ. 57
Способность к ответу и напряжения в теле 58
Ответственность за свои потребности.. 60
Одобрение..... .... 61
Самоподдержка против зависимости.................63
Глава 6. КОНТАКТ........................ 67
Фокусировка и фигура-фон.....................................................68
Фигура-фон и выбор фокуса..........:........ 69
Ваши границы с миром............................69
Определение своих границ с другими, ..............71
Исследование вашего сходства.........71
Разница между контактом и слиянием..73
Контакт и уход в себя............74
Уход в среднюю зону........... ...... ......................75
Чего не хватает в окружении? . ............... 75
Уход в себя - контакт - слияние.......................... 77
Я? Четко или размыто? ..78
Глава 7. ИЗБЕГАНИЕ.:.... ................ .........79
Созидание и разрушение....................80
Проекция, 82
Проекция на людей.. 84
Интроекция: родительские ценности.......................... 87
Интроекция: «должен» 89
Ретрофлексия.... ................. .. 92
Напряженность мышц и ретрофлексия........... 92
Осознание потребностей...94
Дефлексия......... .... "95
Часть II.
КАК СМАСТЕРИТЬ ШКАТУЛКУ........ 97
Глава 8. НЕЗАКОНЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ........................................ 98
. 1. Незаконченное действие........ ................. 99
Глава 9. КОНФЛИКТ....... ...................................... 103
Конфликт... ..... . .104
Избегание конфликта 106
Преждевременное решение конфликта................. 106
4
Гибкое решение.-. 108
Обнаружение полярности 110
К интеграции конфликта... .., 112
Глава 10. СЛЕДУЯ ХОДУ РАЗВИТИЯ 115
Развитие внутри мира 117
Развитие в вашей жизни.118
Развитие вашего друга.. 118
Конечная цель и путь развития 119
Глава 11. ГЕШТАЛЬТ-ОБЩЕНИЕ 125
Уровни общения.,127
Еще уровни общения..........................................:....................... 128
"3. "Я-Ты" общение........... .„„.„...„..„...„....„..„...„..„ 132
Глава 12. ТВОРЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ „„.,..„.....„,..........,....„..... 137. 1. Гештальт-осознание и креативность...........................141
Глава 13. РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ................................... 143
Запоминание сновидений......................................................... 144
Оживление сновидений. . 145
3. Возвращение утерянных сновидений....................................... 146
4. Придание сути сновидению.. 147
" 5. Идентификация с персонажами сновидения 148
6. Идентификация с неодушевленными проекциями............ 149
7. Контакт между персонажами сновидения.......... 150
8. Послание сновидения.......................................... 151
9. Управление сновидениями 152
Глава 14. ПРОЖИВАНИЕ СВОИХ СНОВИДЕНИЙ 153
Вредные и полезные люди 155
Польза вредных отношений 156
Цена вредных отношений.. 157
Риск разрыва вредных отношений 157
Творческое использование критики........... 161
Творческое Использование наказания „ 164
Глава 15. РИСК БЫТЬ ЖИВЫМ. Заключение 166
Послесловие.
МУДРОСТЬ НАСТОЯЩЕГО 168
Библиография 170

Этот сборник идей и упражнений поможет вам получить представление о психологических приемах, разработанных гештальт-терапевтами. Эти приемы предназначены для того, чтобы научиться ясно и четко воспринимать мир и соответствовать ему. Воспользовавшись приемами, вы сможете обогатить свою жизнь и стать ее
ТВОРЦОМ.
Все приемы, приведенные в книге, взаимосвязаны. И так же как плотник должен научиться пользоваться молотком, пилой и резцом no-отдельности до того, как он сумеет смастерить шкатулку, так и каждая личность лишь тогда сможет в полной мере использовать эти психологические приемы, когда достаточно искусно овладеет каждым из них.
Мы советуем сначала просто прочесть текст и комментарии. Затем начните читать книгу сначала, выполняя упражнения, которые покажутся вам интересными.
ЧАСТЬ 1
использование приемов

ГЛАВА 1
ЧТО ТАКОЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
И ЗАЧЕМ ОНА?
Причина, по которой вы с ужасом
воспринимаете смерть, заключается в том,
что вы не живете в настоящем!
Стэн Келеман

Эта книга -- результат наших общих трудов. Работая над ней, мы то становились едины, как бы сливаясь в одно целое, то конфликтовали и спорили до изнеможения. Вопреки соавторству, каждый из нас троих -- это личность со свойственными именно ей чертами; попытка игнорировать наши различия во время написания начального варианта книги привела к тому, что результат оказался забавным, но довольно безжизненным. Чтобы вдохнуть жизнь в свое творение, нам пришлось позволить себе полнее проявиться как уникальным личностям. Поэтому в книгу были добавлены наши собственные комментарии, выделенные в тексте кавычками.
Большая часть книги написана от первого лица множественного числа. В это «мы» входим и мы, трое авторов, и вы, читатель, а временами и все человечество.

ГЛАВА 2
ОСОЗНАНИЕ
Какой жестокостью ты должен обладать,
чтоб нежный стебель маргаритки
растоптать?
Хо-о
Основной тезис гештальт-терапии заключается в том, что осознание само по себе способно вызвать излечение. Большинство из нас в разные моменты своей жизни научились избегать осознания определенных частей своего «Я» и своего опыта. Обычно мы уклоняемся от осознания, чтобы избежать пугающих нас и неприятных чувств.
Существует множество способов избегания осознания, мы подробно обсудим их чуть позже. Некоторые из общих применяемых способов избегания - это отвлечение внимания от негативных чувств, отрицание существования неприятных чувств и ставшее привычкой стремление не допустить ситуаций, в которых возможно повторение чувств или поступков, которых мы стремимся избежать.
УПРАЖНЕНИЕ 1. ВНИМАНИЕ И ИЗБЕГАНИЕ
Обратите внимание на то, что чувствуете сейчас. Получаете ли вы удовольствие от чтения этой книги? Или вам скучно? Заставляете ли вы себя продолжать чтение или
19
. . ? ?
хотели бы заняться чем-то другим? Осознаете ли вы, что, возможно, избегаете сейчас каких-то чувств? Уклонение, избегание - это на самом деле четко определенные действия, требующие затрат энергии. Ребенок рождается со свободным сознанием и позже научается блокировать его либо по примеру родителей, либо исходя из собственного опыта, который убедил его в необходимости этого блокирования. Таким образом, блокирование собственного сознания - это манипулирование самим собой.
Как первый часто встречающийся результат - избегание постепенно переходит в привычку, как только мы перестаем осознавать, что действительно чего-то избегаем. Блокируя осознание, мы не только тратим энергию, но и препятствуем возникновению естественной реакции в своем поведении, которая должна была бы проявиться. Если мы отказываемся видеть ситуации, способные вызвать у нас злость, то мы никогда и не рассердимся. Используя таким образом блокирование осознания, мы рискуем потерять какую-то часть самих себя, становясь эмоциональными калеками.
. Работая с осознанием, очень важно научиться улавливать момент, когда мы начинаем терять состояние осознания. Не парадокс ли это - как можно научиться осознавать отсутствие осознания? Простейший способ - это усвоить технику избегания. Поскольку теряя осознание, мы каждый раз пользуемся этой техникой и приемами, то вполне возможно проследить ход наших мыслей и задним числом поймать тот момент, когда осознание было потеряно. .
Скука, смущение, замешательство, безжизненность, безотчетный страх, обеспокоенность, чувство одиночества и изолированности - все это проявления бытия вне осознания. В следующем упражнении вы попытаетесь определить границы собственного осознания. На первый взгляд это упражнение очень простое, на самом же деле оно из самых трудных.
УПРАЖНЕНИЕ 2. ОСОЗНАНИЕ
Будучи в одиночестве или лицом к партнеру, обратите вни-. мание на то, что вас окружает. Выберите какой-нибудь
20
предмет и вслух детально опишите его, используя выражение «сейчас я осознаю...» Закончите это предложение описанием цвета или формы выбранного вами предмета. Старайтесь по возможности давать простые описания и отмечать наиболее очевидные детали окружения. Осознайте свою склонность интерпретировать эти первичные осознания и придавать им привычную форму.
Например:
Сейчас я осознаю овал белого цвета, очерченный
ободком более светлого тона.
Сейчас я осознаю длинный желтый предмет.
Сейчас я осознаю круглую часть ваших карих глаз,
отблески света в них.
Интерпретацией последнего наблюдения может быть: «Вы внимательно смотрите на меня».
«Будьте гибкими и изобретательными в своих описаниях: используйте ваши глаза, уши, осязание и обоняние».
«Мне кажется весьма полезным полное погружение в это упражнение на некоторое время - например, на пять минут. Обычно в какой-то момент я ловлю себя на том, что мысли мои витают неизвестно где, и тогда я мягко, но настойчиво возвращаю себя к формуле «сейчас я осознаю, что...»»
«Обращая внимание на такую первичную сенсорную информацию, я начинаю осознавать, что же на самом деле происходит, в отличие от того, каковы мои представления о происходящем. В результате я начинаю взаимодействовать с окружающей меня реальностью, а не с собственными фантазиями о ней».
«Окружающий меня мир становится более полным».
Мы зачастую склонны говорить: «Я вижу твою серьезную улыбку» или «счастливый вид» или «ты хорошо выглядишь». Старайтесь по возможности не прибегать к таким оценочным суждениям: они толкают вас в русло собственного жизненного опыта, ибо используют сравнения, взятые из прошлых воспоминаний и переживаний. Для вас же важно осознать, что
21
происходит именно сейчас. «Сейчас я вижу твои глаза, они прекрасны и напоминают мне туман в лунную ночь» - это, конечно, красиво сказано и, возможно, правда. Но совсем не это мы имеем в виду, когда говорим об ощущениях и осознании. Проведите грань между тем, что вы видите на самом деле и тем, где вы делаете выводы и представляете себе что-то. Такие первичные сенсорные данные - это основа всех переживаний и одни из немногих четко определенных примет в нашей жизни. Очень важно уметь разделять реальность воспринимаемого нами и наши представления и мысли об этом. Между ними есть качественное различие. Эта грань и есть то, что стоит между реальностью и воображаемым миром.
В течение своей жизни я часто отвергал один авторитет только затем, чтобы заменить его другим. В сущности я боялся мысли о том, что в мире есть кто-то еще похожий на меня, кто знает меня так же хорошо. Теперь я пришел к ощущению, что совсем не обязательно прибегать к авторитетам, чтобы узнать, зачем и как жить. Наши нервы, глаза и уши должны начать проникать сквозь пелену, что они сплели для нас, в то время как наши руки хотят объять мир, а сердца - почувствовать его. Мы должны заново открыть свою способность ПРОБОВАТЬ САМИМ. Тогда мы тоже сможем судить о мире.
К. Брукс «Сенсорное осознание»
Мы обогатимся, если приучим себя проверять время от времени качество своего существования. Нам следует развивать навыки отслеживания своих ощущений и осознания. На самом деле, мы можем стать очень чувствительными к моментам избегания и, обратив внимание на чувства, которые сопутствуют актуальному моменту избегания, сумеем еще раз исследовать аспекты себя, являющиеся ключом к дальнейшему росту. Например, если вы обнаружите, что вместо того, чтобы принимать участие в дискуссии, ваши мысли где-то витают, то первым шагом на пути к управлению собой может стать осознание того факта, что вы мечтаете среди бела дня. Сюда входит определение продолжительности ваших ежедневных мечтаний, их причин и, наконец, признание того, что вы это
22
?
делаете. В следующий раз оказавшись в состоянии такого витания, мысленно вернитесь к тому моменту, когда «выключились» из окружения и ушли в фантазии. Что случилось в этот Момент? Может быть, вы пытались избежать чувства гнева, печали, скуки или вины?
Когда ситуация, приведшая нас к потере осознания проис-ходящего, станет ясна, следующий шаг - это решить, стоитли находиться в состоянии полного осознания и насколько по-лезно избегание. Когда вы ходите вокруг больничной ограды,ваши основные чувства могут быть столь удручающими, что,возможно, и стоит «выключиться». Важно, чтобы вы знали,что у вас есть выбор - выключаться или нет. Большинстволюдей не подозревают о его существовании: они проводят боль-шую часть своей жизни в «выключенном» состоянии.
Быть «выключенным» означает, что вы не осознаете того, что происходит в данный момент. Но этот момент - это все, что есть. Остальной мир продолжает жить, как и всегда, но все, что мы можем испытать в настоящем, происходит в нашем сознании именно сейчас. Мы не можем непосредственно сейчас ощущать наши воспоминания, мечты или фантазии о будущем. Они - наша коллекция сенсорных ощущений из прошлого. В них мало неожиданного. Но если мы выберем быть «включенными», не уходить от осознания, настоящее вокруг нас становится рогом изобилия, полным волнующих сюрпризов и открытий.
Часто принято различать зоны осознания. Внешняя зона включает осознание всего происходящего во внешнем мире, то есть всего того, что «не-Я». Внутренняя зона относится к ощущениям внутри, «под кожей». Кожа «служит» границей между этими двумя зонами. Стоит отметить, что приведенные здесь определения зон осознания служат лишь моделью, весьма полезной для различения и узнавания нашего осознания. Но эта модель имеет и границы применимости - она может стать нелепой, если ее рассматривать лишь как сочетание двух значительных деталей. Учитывая эти ограничения, если вы оказались в замешательстве при определении того, с какой из зон имеете дело, используйте следующий прием: если ощущения доступны только вам и никому другому, - это внут23
ренняя зона; если они доступны и другим людям, то это, вероятно, внешняя зона.
Третью зону называют «средней зоной», там имеют место все процессы планирования, воображения, желания, анализирования, воспоминания и так далее. Но об этом позже.
Осознание - это одновременно делание и знание.
Джон Энрайт
Следующие два упражнения приведены для того, чтобы вы почувствовали внешнюю и внутреннюю зоны.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ВНЕШНЯЯ ЗОНА (Сенсорное осознание)
Сосредоточив внимание на внешней зоне, продолжайте предыдущее упражнение, завершая фразу «сейчас я осознаю...» Продолжайте осознавать то, что приходит к вам извне. Например:
Сейчас я осознаю черные полоски меж досок. Сейчас я осознаю обилие света в твоих глазах.
Наблюдайте реальность, а не свои мысли.
Фриц Перлз
УПРАЖНЕНИЕ 4. ВНУТРЕНЯЯ ЗОНА (Сенсорное осознание)
Продолжайте упражнение на осознание, на сей раз фокусируйте внимание на том, что происходит внутри вашей кожи. Например:
Сейчас я осознаю давление ягодиц на кресло, в котором
сижу.
Сейчас я осознаю сухость во рту.
Говоря сейчас, я осознаю першение в своем горле.
«Каждый раз, осознавая свое замешательство или чувствуя себя загнанным в угол и не понимая, что происходит, я использую эти два упражнения для самоориентации. С их помощью я могу разобраться, что происходит во внешнем мире и что происходит внутри меня. Тогда,
24
используя достоверную информацию, я могу переоце-нить свой мир и действовать наиболее ясным и приемле-мым на данный момент способом». .
«Выполняя это упражнение, я изумляюсь появлению огромных сил и энергии в своем теле, чего обычно не чувствую и не осознаю. И сейчас я ощущаю свои ноги стоящими на ковре».
Осталось упомянуть о третьей, так называемой средней зоне. Осознание этой зоны качественно отличается от внешней и внутренней зоны, поскольку ее нельзя непосредственно свести к ощущениям, она абстрагируется от них. Размышления, фантазии, образы, воспоминания о прошлом и планирование будущего - это все активность средней зоны. Без нее мы потеряли бы свою человеческую сущность. Однако характерное для нашего общества преувеличение значения активности средней зоны ведет к подавлению внутренней и внешней зон.
УПРАЖНЕНИЕ 5. СРЕДНЯЯ ЗОНА (Абстрактное осознание)
Если есть возможность, работайте с партнером или перед телевизором с выключенным звуком, заканчивая сле-дующие фразы:
Сейчас я осознаю... и думаю, что это означает, что... Если при выполнении упражнения перед вами оказался плачущий человек, вы могли бы сказать следующее: Сейчас я осознаю, что у тебя в глазах слезы (внешняя зона) и думаю - это значит, что ты опечален (средняя зона).
Я осознаю сейчас, что твои щеки покраснели (внешняя зона), думаю, что ты охвачен эмоциями (средняя зона). Я ощущаю, как по моей спине бегают мурашки (внутренняя зона), и думаю, что это от волнения (средняя зона).
Обратите внимание на различие между действиями во внешней («слезы на твоих глазах», «щеки покраснели») и внутренней («мурашки по спине») зонах и тем, как мы истолковываем происходящее в средней зоне.
25

Мы - не дикая стая зверей, зависящая при добыче пищи от остроты сенсорного восприятия. Большинство из нас, урбанизированных людей, живет, пользуясь навыками познания. Наибольшего успеха добиваются те, кто легко оперирует большим количеством абстрактных понятий. Они могут извлечь уроки из своего прошлого и опыта других людей, а также сделать обоснованный и точный прогноз на будущее, опираясь на прошлый опыт. Почти все наше формальное образование связано с развитием навыков познания. Поэтому в нашем обществе и доминирует средняя зона - в ущерб внутренней и внешней. Мы умеем блистательно мыслить, но теряемся перед видением или ощущением реального, очевидного. Но ведь и лучший в мире компьютер не может выдать полезный результат, если информация, которой он оперирует, является по сути мусором. Компьютерщики говорят: «загрузил мусор - получил мусор». Точно так же самый светлый ум бесполезен, пока ему не будет дана полезная «пища». А это зависит от способности видеть четко, то есть по сути «быть включенным».
Необходимо равновесие между тремя зонами; все они важны для оптимального функционирования.
Предвидение того, что может случиться, или занятость тем, что уже произошло, не позволяет четко видеть, что же происходит сейчас. Человеку, мечтающему о гамбургере или вспоминающему о рыбных палочках, вряд ли понравится изысканное второе блюдо - филе из телятины.
Невротическое страдание -.это страдание
в воображении, страдание в фантазии.
Фриц Перлз
Размышления, образы, представления, воспоминания и планирование не связаны напрямую с сенсорными сигналами мозга. Они опираются на феномен абстрактного мышления, и мы будем называть их фантазиями.
Чтобы определить, насколько фантазия окрашивает фактические сенсорные ощущения, следует отделить наши ожидания от самих ощущений. Различия станут понятными, если мы научимся ощущать качественные различия внутренней, внешней и средней зон нашего сознания.
26
«Когда я вспоминаю (средняя зона) прелесть лета, моря и солнца, я чувствую приятное тепло в своем теле. А теперь фокус моего сознания на воспоминании о женщине. Она в воде, а я, сидя на песчаном берегу, наблюдаю, как она плывет по направлению ко мне. Она выходит из воды, я вижу ее силуэт вырисовывающимся на фоне голубого неба. Я наблюдаю, как она медленно движется в мою сторону... Это воспоминание вызвало во мне грустное чувство. Я знаю, что грежу наяву, перебирая прошлое и желая сию минуту оказаться снова там, на пляже. Я позволяю себе испытывать эту печаль - она становится сильнее, мое дыхание становится глубже и немного чаще. Внезапно моя грусть начинает исчезать, я отпускаю свое воспоминание, мое внимание переключается снова на происходящее вокруг [внешняя зона), здесь и сейчас».
Частности твоих переживаний не известны мне,
кроме как в твоих откровениях.
Фриц Перлз
Обозначение средней зоны словом «фантазия» - один из способов более четкого определения разницы между ней и двумя другими. Мы начали это в предыдущем упражнении. При- менение этого в реальной повседневной жизни гораздо сложнее, но и здесь следует пытаться. Вот упражнение для начала.
УПРАЖНЕНИЕ 6. СРЕДНЯЯ ЗОНА В ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Каждый день, между делом, старайтесь пользоваться словами «я представляю, что...», «я думаю...» или «я верю, что...», когда они подходят к вашим действиям. Например: Мой друг уснул в соседней комнате, а ведь мы собирались пойти в кино. Думаю, что... ...он предпочел сон походу в кино. ...до начала фильма, видимо, осталось 20 минут.
Честно и без оценок используйте сферу деятельности и активность вашей средней зоны. Обращайте внимание на то, как часто вы мечтаете, уходя от реальности, а также на то, что происходит с вами при этом. Фантазии могут стать образом жиз27
ни. Иногда мы отказываемся от своих возможных планов из-за того, что мы представляем себя в состоянии неудачи: мы отказываемся от необычного поведения только потому, что у нас есть фантазии о том, к чему оно могло бы привести. Вот она, реальная опасность - мы можем так и не рискнуть, не попытаться жить.
Реальность - это не то, что вы хотели бы видеть,
и не то, какой вы ее представляете;
реальность - это то, что есть на самом деле.
Роберт Рингер
УПРАЖНЕНИЕ 7. РИСКНИТЕ БЫТЬ ЖИВЫМ
Составьте список своих планов, которые вы хотели бы выполнить. Сконцентрируйтесь на том замысле, который можно реализовать в обозримый срок. Запишите все неприятности, которые могут случиться с вами, если вы попытаетесь это сделать. Являются ли какие-либо из этих опасностей теми, которыми вы обычно останавливаете себя при воплощении своих замыслов в жизнь: подумайте некоторое время о последствиях своих попыток. А затем рискните заняться этим делом и проверьте, сколько из ваших «катастрофических» ожиданий сбылось. Если что-то все же случилось - оказались ли последствия столь же плохими, как вы предполагали? Стоила ли игра свеч? И как вы себя чувствуете теперь?
Будучи замкнутыми в мире запретов наших мыслей и фантазий, мы не можем проверить или опровергнуть их мрачные предсказания до тех пор, пока мы не рискнем и не почувствуем то, что случится на самом деле. Например:
«Если один из страхов, связанных с моим желанием научиться грациозно двигаться в танце, - это боязнь выглядеть глупо, я запишу последствия следующим образом: Они будут смеяться надо мной. Они отвернутся от меня. Я окажусь в одиночестве». «Если я выплесну злость на рассердившего меня старого
28 >
приятеля, что произойдет? Это вконец расстроит нашу дружбу. Он больше не захочет меня видеть».
Попытка поиска смысла и приведения в систему первичных данных из внешней и внутренней зон осознания естественна и свойственна человеку. Когда маленькая девочка впервые видит коробку, она, чтобы определить, что в коробку можно положить, должна ее тщательно исследовать. Кроме того, в ходе исследования ребенок выясняет, что - как ни поворачивай коробку - она все та же, хотя ее размеры в разных плоскостях разные. Выяснив свойства этой коробки, ребенок обобщает их на все коробки. Примерно таким же образом девочка может научиться обобщать, что слезы означают грусть, а прилив крови к лицу - злость. Но такие обобщения не всегда верны. Слезы могут появиться от радости или от злости, румянец может означать волнение, а напряженная шея может быть следствием неудобного положения тела.
Осознание, если им пользоваться в том смысле, как мы его описываем, включает в себя концентрацию в течение достаточно долгого времени, чтобы мы могли полностью прочувствовать предмет, привлекший наше внимание. Гештальт-под-ход предполагает тренировку нашей способности фокусиро-ваться. Установим контроль над этим психологическим действием в том месте, где заметим момент потери направления внимания и тем самым - потери осознания. Это позволит нам еще раз «взглянуть» на некоторые обобщения, которыми мы пользуемся. Как словесные метафоры становятся привычными штампами («Слезы катились по ее лицу»), точно так же из чувств произрастают абстракции («тревога»). Хотя бывает удобно пользоваться абстракциями как некими короткими знаками, мы иногда забываем, что они являются лишь абстракциями и могут привести к заблуждениям. Фокусируя сознание, мы можем выбрать - не делать эти автоматические интерпретации, а осознавать то, что есть, - фактически, это единственный путь видения мира.
Реальность есть не что иное, как сумма всех осознаний того,
как вы переживаете здесь и сейчас.
Фриц Перлз

ГЛАВА 3
ФИГУРА И ФОН
Одинокая сосна на холме прорисовывается На низком и сером небе перед рассветом.
Аrogau
Из всего многообразия всевозможных ощущений мы выбираем лишь несколько и фокусируем на них свое внимание (как всегда - в каждый данный момент времени). Это выделенное нами ощущение становится «фигурой», обособленной от всех прочих, сливающихся в этот момент друг с другом на заднем плане и становящихся «фоном». Способностью к выделению четких и ясных фигур из окружающего их фона определяется то, насколько нам удается использовать окружающий мир для удовлетворения своих потребностей и продолжения роста. Следующее упражнение даст вам возможность попытаться исследовать ваш способ взаимодействия с окружающим миром.
УПРАЖНЕНИЕ 1. БЕСКОНЕЧНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
Прислушайтесь еще раз к своим ощущениям. На сей раз определяйте, к какой из трех зон (внутренней, средней или внешней) принадлежат ваши ощущения. Как и рань31
ше, начните с предложения «сейчас я осознаю...» Если вы работаете с партнером, вы, возможно, будете определять что-то, касающееся него. Например:
«Сейчас я вижу блики света на своих часах» (внешняя зона).
«Сейчас я хочу знать, сколько времени» (средняя зона). «Сейчас я ощущаю холодок, касаясь своих часов» (внутренняя зона).
Продолжите упражнение, позволив своему вниманию свободно перемещаться из одной зоны в другую, и понаблюдайте, насколько успешно вам это удается - как осознание возникает и вновь отходит на задний план все время меняющегося внешнего окружения.
«Как много происходит внутри меня и не меньше - снаружи! Не будучи способным сконцентрироваться на чем-то из происходящего, как бы я справлялся со всем этим? »
Остерегайся того, кого ненавидишь,
им можешь оказаться ты сам.
Джордж Роснер
Мы постоянно концентрируем наше внимание; делая это, мы каждый раз выделяем фигуру из фона. Ни фигура, ни фон не могут существовать друг без друга: более того, их взаимодействие и взаимоотношения и придают смысл нашему миру, позволяя его почувствовать.
Например, когда мы смотрим на сцену, процесс фокусировки внимания поочередно «деструктурирует» и «реструктурирует» наше восприятие сцены.
«Сейчас я сижу в комнате за небольшим столом и пишу. Как только я замечаю оранжевое пятно в правом углу зрительного поля, глаза мои останавливаются на нем. Пятно это оказывается ручками ножниц. Я отмечаю их расположение относительно стола, замечаю, что между раскрытыми лезвиями лежит липкая лента: и вдруг осознаю, что комната изменилась с тех пор, как я вошел в нее. Я помню ее другой, и это воспоминание заменяется ее новым восприятием».
32
Прежнее зрительное восприятие «реструктурировано». Чтобы это произошло, мне нужно было узнать, что оно устарело и расформировать старую «сцену» путем поиска новой фигуры на фоне. Наша способность переключать внимание с одного объекта на другой и обнаруживать таким образом со-отношение частей друг с другом, а также с фоном и позволяет нам видеть смысл во всем доступном нам большом разнообразии восприятий.
Возможно, вы захотите прочувствовать свои собственные процессы восприятия, тогда сделайте следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 2. ЗНАЧЕНИЕ и ФИГУРА-ФОН
Сосредоточьтесь на чем-то крупном, например, на другом человеке или на большом предмете в комнате. Как он смотрится на общем фоне? А теперь обратите внимание на какую-то часть выбранного вами большого объекта.
Например, глядя на другого человека, попробуйте увидеть его лицо на фоне его фигуры и на фоне комнаты.
А теперь смотрите на еще более мелкие детали, например, на его глаза или на то, что отражается в его глазах. Оцените гибкость, с которой вы можете выделять фигуру из фона.
Продолжайте наблюдение, позволяя объектам лишь поочередно оказываться в фокусе. Это поможет вам избежать размывания восприятия.
Обратите внимание на скорость, с которой вы можете четко сформировать фигуру: попробуйте увеличивать скорость переключения внимания до тех пор, пока не сможете сформировать четыре фигуры в секунду. Что происходит? А теперь попытайтесь замедлить этот процесс, затрачивая на выделение каждой фигуры много времени. Что теперь происходит?
«Торопливо перебегая глазами с одной фигуры на другую, я обнаруживаю, что мне не хватает времени для того, чтобы по-настоящему закончить формирование фигуры-фона. А если я очень пристально и долго вглядыва3-2356 33
юсь (в течение минуты или больше), у меня появляется головокружение».
Чтобы зрительное восприятие имело смысл, мы должны выделить его из его окружения. Только тогда, когда объект выделен из окружающего фона, он имеет смысл или значение. Точно так же одна лишь часть (деталь) машины не дает нам возможности мчаться по дороге, а одна лишь часть философии мы не дает нам понять всей философии.
Мысль, идея, утверждение истинны только тогда и в том, где содержат истину. Нечто становится истинным, лишь согласуясь со своим окружением. Нет окружения - нет и истины, вопреки тому, что люди могут себе думать.
Идрис Шах
Гештальт-философия уделяет много внимания зрительному восприятию: тому, как мы с помощью глаз выделяем фигуру из окружающего фона. Одним из наиболее значимых вкладов гештальт-терапии стало распространение представленной здесь модели на все другие наши ощущения, а такж&heip;

Работа со сновидениями.

Царская дорога, источник ресурсов, уроков, помощи и просто увлекательный детектив

1. Каждый день вспоминать и записывать сны.

2. Расстановка участников сновидения на полу в личном пространстве или на столе, в миниатюре:

  • Символ, отношение, что нужно понять? Что это значит? Структура?
  • Хозяин сновидения — смысл урока?
  • Перемещение элементов структуры, воздаяние, обмен ресурсами.

Потрясающие осмысления, это самый горячий материал!

Стратегическое планирование.

Цикл бытия:

  • Иметь
  • Делать
  • Знать
  • Взаимоотноситься

Большой цикл на несколько лет, на год, на месяцы, недели и на день.

Использовать применительно к гексагармме благополучия:

  • Здоровье
  • Работа
  • Деньги
  • Любовь
  • Взаимоотношения

Пройти по вектору движения в пространстве по каждому листочку, отдавая ненужное и получая нужное.

Работа с ресурсами и состояниями.

Получение ресурсов:

  • Насколько я готов заняться той или иной деятельностью или насколько хорошо я себя чувствую?
  • Оценить 1-10.
  • Найти в личном пространстве место, где я получу необходимый мне ресурс?
  • Встать туда и получить.
  • И так до 10 баллов и выше.

Промывка в трех водах:

  • Промывочная.
  • Заживляющая.
  • Живая вода,
  • (можно добавить любые другие ресурсы).

Перед новой деятельностью:

  • Выстроить в пространстве вектор начала и окончания деятельности.
  • Оценить по 10-бальной шкале успешность и эффективность.
  • В точку начала дать всех необходимых ресурсов и прокрутить заново.
  • Если все устраивает — ассоциироваться и пройти.
  • Вернуться назад и запустить себя по нему.

Работа с СЕС.

  • Где находится в теле? VAKD.
  • Найти хозяина СЕС в пространстве.
  • Войти с ним в контакт. Поблагодарить.
  • Раскручиваем. Чего хочешь? Зачем? Что это даст? Сколько тебе лет? До осознания.
  • Предложить дать ресурс или предложить измениться и трансформироваться.
  • Если все нравится — принимаем в себя.
  • Проверяем по 10-бальной шкале, делаем пристройку к будущему и готово.

Выбор на линии времени.

  • На полу, в пространстве построить ОЛЖ.
  • Найти в будущем точку окончательного принятия решения.
  • Построить оттуда варианты событий как вектора.
  • Пройти по каждому — KAVD.
  • Выбрать нужное направление.
  • Пройти снова KAVD и запустить себя по нему.

Коррекция системы.

Русская Матрешка-СК:

  • Мета-цель. Зачем?
  • Принципы. Как?
  • Целевые отношения. Откуда и куда?
  • Раппорт. С кем?
  • Информация. Что?
  • Техники. Как именно?
  • Предпочтения. Что мне нравится?

Расстановка элементов системы на полу и работа с ней:

  • Symbol.
  • Передвинуть, поменять.
  • Ввести новые элементы.
  • Объединить.
  • Дать ресурсов.
  • Трансформировать.
  • И так далее.

Информация.

Получить новую информацию в личном пространстве пропустить ее по 4 разумам:

  • Энтерический (живот).
  • Кардио (сердце).
  • Когнитивный (голова).
  • Полевой (над головой).

Перед сном.

Тест О-кольца на наличие опасностей или угроз здоровью.

Работа с органом (увеличить и почистить).

Работа с метафорой.

Волшебный магазин.

Генеральная уборка убеждений.

Поздравляю я, братишка,
С днем рождения тебя.
Каждый день, без исключения,
Жизнь пусть балует тебя.

Я желаю тебе счастья
Много-много и любви.
Нет их лучше и дороже,
Эти вещи ты цени.

Чтоб финансовые беды
Не печалили тебя!
Ну и крепкого здоровья,
Остальное всё - фигня!

Братик мой, родной, любимый,
С днем рождения тебя!
Богом будь навек хранимый,
Жизни долгие года.

Ангел пусть тебе поможет,
Обойдёт тебя беда,
Сильным будь, любимым тоже
И счастливым навсегда.

Дорогой братишка, поздравляю тебя с твоим днём рождения! Желаю тебе крепкого здоровья, счастья и бесконечной удачи. Пусть осуществятся все твои мечты и оправдаются надежды, а судьба чаще дарит приятные сюрпризы.

Братишка мой, тебя я поздравляю,
Всегда успешным быть желаю.
Удача пусть тебя не покидает,
Компания хорошая лишь окружает.
Любимые пусть радуют и удивляют,
Друзья твои по жизни помогают.
Успехов, радости тебе и сил,
Чтобы во всем хорошее ты находил.
И от сестры прими ты поздравления,
Ведь твой сегодня день рождения!

Братишка, с днем рожденья!
Удач тебе во всём
И счастья много-много,
Чтоб искупаться в нём.

Еще вагон везенья,
Три короба добра.
Целую, обнимаю,
Люблю. Твоя сестра.

Братишка, с днем рождения, пусть сбудутся мечты!
А это поздравление от любящей сестры.
Хочу тебя, родной мой, поздравить от души,
От искреннего сердца, от чистой простоты.

С тобой одна семья мы, и мир у нас всегда.
Тебе я пожелаю лишь счастья и добра,
Еще любви сердечной и дружбы на века.
И будь ты самым смелым и крепким, как скала.

Пусть беды и заботы проходят стороной.
Пусть у тебя не будет проблем ни в чём, родной.
Пусть рядом будет девушка красивая с тобой.
И будь всегда любимым, любимый братик мой!

Как хорошо, когда есть брат -
Защита и опора.
И хоть мы разные с тобой,
Нам не знакомы ссоры.

Ты настоящий, сильный, добрый,
Таких немного на Земле.
И за поддержку и советы
Я благодарна лишь тебе.

Я в день рождения желаю,
Чтоб был всегда на высоте,
Чтоб шел уверенно вперед ты
К своей заветнейшей мечте.

Друзья всегда пусть рядом будут,
Пусть будет много светлых дней.
А вдруг понадобится помощь,
Ты приходи к сестре своей.

В те дни, когда мне будет сложно
Очистить путь свой от преград,
Я знаю точно, кто поможет,
Мой самый лучший в мире брат.

Тебя, мой братик, поздравляю,
И знай, что если, не дай Бог,
В судьбе твоей вдруг гром нагрянет,
Ступлю я первой на порог.

Нет в мире ближе человека,
Чем ты - кровиночка моя,
И ярче солнечного света
В моей судьбе любовь твоя.

В твой день рождения желаю
Счастливым безгранично быть,
И пусть тебя сопровождает
Желанье интересно жить.

Пусть будет жизнь твоя в порядке
И дарит радость и тепло.
В деньгах не ощущай нехватки,
Пускай минуют боль и зло.

Друзей таких, чтоб поддержали,
Живи без тяжести утрат,
Чтоб музыка в душе звучала.
Тебя я поздравляю, брат!

Мы с тобою, брат родной,
Яблоньки плоды одной,
Но, куда б ни укатились,
Сердцем вместе мы с тобой.

Я тебе желаю счастья,
Чтобы крылья за спиной
Вырастали, а проблемы
Пусть обходят стороной.

Пусть в семье всё будет ладно,
Пусть во всех делах везет,
Пусть прирост твоих доходов
Список Форбс перевернет.

Пусть в душе вишневым цветом
Нежная любовь цветет,
А дальнейших дней рождений
Будет бесконечным счет!

Поздравление для брата
Очень я хочу прочесть.
За тебя безмерно рада,
Для меня, братишка, честь -
Рядом в жизни находиться.
А хочу я пожелать
В жизни вверх тебе пробиться,
Олигархом, может, стать.
Круто и красиво жить
... не искать авторитетов.
Разве я могу шутить?
У нас нет с тобой секретов.

Можно влиять только на то, что мы замечаем, видим присутствие, охватываем своим осознанием. Так и Сердце можно начать раскрывать только тогда, когда наше внимание остановится на нём и мы будем наблюдать его каждый день, а может, и каждую минуту.

Бывало у вас такое, что вас не понимают, вы говорите одно, а вас слышат по-другому, или обижаются на вас или задевают в ответ? В каждый момент, когда вы чувствуете эмоциональное реагирование на ситуацию, т.е. когда она вас чем-то цепляет, я советую задаться вопросом:

“Чем меня это цепляет? За какой крючок во мне?”

“Искренна (искренен) ли я сейчас? С собой, в отношениях в этим человеком?”

“Какой импульс у меня в душе, в теле, когда я говорю? Это идёт от сердца или от чего-то другого*?”

Такие вопросы приводят ко взгляду со стороны на ситуацию, к осознанию истинных мотивов, того, что стоит за действием и словом. Мы часто совершаем что-то, потому что считаем, что должны или, что так правильно, или чтоб не обидеть другого или потому что боимся открыть свои истинные чуства. Мы готовы убежать от них или ввязаться в борьбу, вместо того чтобы поговорить искренне, открыться, показаться уязвимым, доверить свои чувства другому. Иногда мы злимся на себя, а ведём себя так, что близкий человек воспринимает это на себя и возникает непонимание, отдоление, конфликт.

В одном разговоре на тему искренности меня привлекла такая фраза: “Это когда ты говоришь из самой глубины, когда за каждым словом ты опускаешься внутрь себя и достаёшь его оттуда”, – и тут у меня родилась “техника”, как быть искренней в разговоре, в отношениях, в конфликте. Она проста и работает на том уровне, которому вы открыты.

Итак, чтобы быть искренним и говорить от сердца нужно держать внимание на сердце. Постоянно. И прежде, чем какие-то слова вырвутся из уст – обратиться вниманием, мыслями, ощущениями к сердцу. Тогда словам легче будет придать правильную на данный момент форму и истинный посыл.

А когда вы чувствуете, что вас хотят задеть, продолжайте осознавать своё сердце – и тогда вы поймёте, почувствуете, что этому человеку просто больно и вы тоже чувствуете его боль, и тогда вы сможете не причинять боль в ответ, а понять и принять то, что происходит здесь и сейчас.

* Зачастую, особенно в конфликтных ситуациях, когда нас чем-то зацепили, нами движет инстинкт защититься, ударить в ответ или бежать (уйти из ситуации, замолчать её). Эти реакции в основном идут из солнечного сплетения – нашего центра воли и манипуляции, конечно этот центр нужен, особенно в созидательном использовании, но не когда мы общаемся с любимыми людьми (или даже с грубой продавщицей=).

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою…" (Евр. 10:19-22).

После призыва приступать к Богу автор перечисляет несколько (а именно четыре) условий (читай - правил), соблюдение которых должно гарантировать эффективность наших усилий: искреннее сердце; полная вера; очищение сердца от порочной совести; омытие тела. О них я и приглашаю читателя поразмышлять в этой публикации.

Самое время поговорить о сфере нашей ответственности. Итак, вот первое из этих условий: "Да приступаем с искренним сердцем…" (Евр. 10:22). И снова мы в раздумье. Как узнать, искреннее ли у нас сердце? Да еще притом, что Писание недвусмысленно предупреждает нас, что "лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иер. 17:9).

Интересное значение греческого слова "искренний" дает Стандартная симфония Стронга. Здесь оно определено как "настоящий, подлинный, справедливый" и в подавляющем большинстве случаев переводится на русский язык как "истинный". А это значит, применительно к рассматриваемому нами тексту, что Бог не приемлет от нас никакого лукавства, фальши, праздного любопытства или пустой религиозности.

Знаем ли мы, какие мы на самом деле? Попрошу не торопиться с утвердительным ответом. Думаю, что на сегодняшний день большинство из нас не может уверенно сказать: "Каким (какой) же создал меня Господь? И каким я являюсь сейчас?". "Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы" (Еккл. 7:29), - к такому заключению пришел один мудрец Ветхого Завета.

Мы настолько далеко ушли от первоначального замысла Творца, что буквально срослись с различными масками, которые меняем в зависимости от ситуации, даже не задумываясь. Одну маску мы носим в семье, другую надеваем для друзей, третью бережем для работы, еще одну - для Церкви. Нам так важно везде выглядеть достойно и быть принятыми всеми!

Я знал одного молодого брата, который все время и без особой причины болтал и постоянно пытался всех смешить. Много раз ему делали замечания, просили быть сдержаннее, советовали взять "немой" пост, заставляли исповедовать, что "при многословии не избежать греха" и даже заклеивали рот скотчем. Ничего не помогало! А потом, когда мы услышали его историю, то сразу поняли, как жестоко хозяйничал в его прежней жизни сатана. Этот парень был евреем. Он имел характерную внешность, был физически слабым и небольшого роста. В школе и ПТУ, где он учился, сверстники, как водится, относились к нему пренебрежительно, дразнили за происхождение и никогда не приглашали в свои компании. И тогда он, чтобы добиться уважения и принятия, стал заучивать анекдоты и смешные истории. Этот парень специально часами репетировал их дома, стоя перед зеркалом. Так скоро юноша стал популярным, без него больше не проходила ни одна вечеринка. Его не то чтобы полюбили, скорее стали ценить (как ценят нужный предмет: магнитофон или мобильник). А он сделал для себя вывод: "Если хочешь, чтобы тебя принимали, - будь смешным"!

Уверовав, молодой человек пришел в Церковь, где его любили и принимали не за какие-то заслуги, а просто как брата. Однако страх быть отвергнутым и привычка смешить и развлекать всех окружающих снова и снова заставляли его одевать дьявольский "дурацкий колпак"!

У каждого из нас обязательно есть своя история о масках. Живя вдали от присутствия Божьего, не переживая Его безусловной отцовской любви, даже самые независимые и свободолюбивые из нас превращались в придворных шутов сатаны! Даже если эти маски были совсем не смешными….

Помню, как трудно было мне сорвать с себя личину ученой самоуверенности, когда я впервые услышал, что Бог любит меня. Конечно, я даже не подозревал, что в тот момент, когда мое лицо искажалось презрительной гримасой, я лицемерил, как провинциальный актер. Мне так хотелось выглядеть уверенным и успешным человеком, что я просто стыдился признать, насколько я нуждаюсь в Его любви. Словно Адам в Эдемском саду, я пытался прикрыть свою наготу смоковными листьями.

Господу потребовался тогда не один месяц, чтобы убедить меня перестать лгать самому себе, будто для меня все это не важно! Это было время серьезной внутренней борьбы. Одна моя половина взывала о милости и прощении Божьем, а другая отчаянно сопротивлялась, цепляясь за соломенные аргументы, типа "человек сам кует свое счастье" или "космонавты летали в космос и никакого Бога там не видели", которые, впрочем, ломались один за другим. И, наконец, наступил день, когда я капитулировал. Меня вдруг затошнило от собственных усилий оправдать мое неверие. Тогда же я впервые искренне обратился к Иисусу, и Он стал для меня реальностью каждого дня.

Впрочем, еще и сейчас Ему приходится освобождать меня от старых пропахших нафталином масок, которые я нет-нет, да и вытаскиваю из последних запертых сундуков с ветхим тряпьем "от кутюр" моей греховной природы.

Может быть, тебе тоже трудно быть свободным? Тогда склонись со мной в молитве:

Источник Камень Краеугольный №41. Август, 2006 г.
3 октября 2006 г.