Maison Martin Margiela Биография. Новые ароматные произведения

Главной характерной чертой этого дома и его создателя является анонимность. Мартин Марджела избегает общения с навязчивыми репортерами, и именно это подогревает интерес к нему со стороны фотографов и модных журналистов.

И по сей день в прессе не появилось ни одной фотографии этого загадочного мужчины. Он никогда не отступает от принципа «невидимости», и даже не выходит поприветствовать и поблагодарить публику после показов.

В 1998 году открытие Дома Maison Martin Margiela стало еще одним способом этого дизайнера подчеркнуть свой имидж «Мартина Маргинала», обезличенного и анонимного творца. С тех пор ответы на вопросы, касающиеся его творений, задаются дизайнеру исключительно по электронной почте или по факсу. Никакого личного общения!

В скором времени Мартин Марджела решает довести эту анонимность до предела.

На свою одежду он нашивает пустые бирки или бирки с номерами, даже не подписывая свои творения собственными именем.

Таким же загадочным образом марка развивается, и сегодня на бирках на одежде Мартина Маргьелы можно увидеть лишь цифру, которая обозначает одну из линий.

Сотрудничество с Hermes в 1998-2003 годах стало поворотным моментом в деятельности марки, которая тут же стала известной широкой публике.

В 2002 происходит новый взлет марки, она переходит под патронаж марки Diesel и ее акционером становится другой бизнесмен.

Diesel и Martin Margiela объединяет творческий подход и общие амбиции в мире моды. В 2000 году Maison Martin Margiela открывает свой первый бутик в Токио. За ним в 2002 году следует открытие бутиков в Брюсселе и Париже.

В 2004 году первый бутик в Лондоне, расположенный в доме, где творит дизайнер, открывает свои двери перед покупателями

Сегодня одежда, создаваемая Домом Martin Margiela продается в 32 монобрендовых и в более чем 500 мультибрендовых точках в семи континентах мира. Однако все чаще в прессе появляются слухи, что сам Марджела уже давно отошел от дел и от его имени творит команда молодых талантливых дизайнеров.

ВАЖНЫЕ ДАТЫ

1979 - Мартин Марджела заканчивает учебу на отделение Моды в Королевской Академии Изобразительного искусства в Бельгии
1984/87 - Мартин Марджела приезжает в Париж и становится ассистентом Жан-Поля Готье
1988 - Создание Дома Мартина Марджелы
1989 - в привокзальном кафе проходит первый показ женской коллекции. Молодой дизайнер становится лауреатом престижной премии ANDAM
1992 - Марка утверждается на рынке; открывается первая точка продаж в универмаге Printemps Haussmann в Париже
1993 - Презентация коллекции весна-лето под названием «Ретроспектива»
1994 - Создатель коллекции отказывается выходить на поклон после дефиле. Далекий от какого-либо конформизма, Мартин Марджела решает представить свою коллекцию осень-зима непосредственно в своих магазинах
1997 - Создание оригинального лейбла марки. Цифры от 0 до 23 представляют отныне определенную линию одежды (например, 1 - женская линия, 10 - мужская). Голландский музей Boijmans van Beuningen, который находится в Роттердаме, дает путевку в жизнь дизайнеру и организует ретроспективную выставку его одежды. Эта уникальная выставка была показана во многих городах мира - от Киото в Японии до Нью-Йорка.
1998 - 2003 - Мартин Марджела создает эскизы одежды для женских коллекций дома Hermes
2000 - в Токио открывается первый бутик Maison Martin Margiela
2002 - Дженни Мейренс, основательница Maison Martin Margiela, уходит с поста. Maison Martin Margiela перекупает марка Diesel. С тех пор главным акционером марки Martin Margiela является Рензо Россо
2008 - Запуск линии украшений и совместная работа с L’Oreal по созданию линии парфмерии
2009 - Разработка линии предметов интерьера

Со швами наружу, объемные подплечники поверх наряда и пр. В СМИ стали называть Маржелу родоначальником деконструктивной моды.

«Его первая коллекция стала шоком для всех. Но в то же время это было настоящее открытие. Мартин чувствует наступление нового, будто парящего в его воздухе. Он заглянул на десяток сезонов назад, взял самую скучную и повседневную одежду и показал, как по-новому ее можно носить сейчас».

Жир Брюло, владелец бутика Louis в Антверпене

С первых показов Maison Martin Margiela лица моделей намеренно скрывали: прятали под париками, выкрашивали краской, обтягивали или . Сам Мартин Маржела никогда не выходил на поклон в конце шоу. По заявлению Модного дома, такой способ помогал аудитории сконцентрироваться непосредственно на самой коллекции.

«Отдельные вещи или целые коллекции могут быть результатом работы только множества голов, сердец и рук. Дизайнер самовыражается посредством собственной работы, в которой принимают участие и все другие члены команды. И каждый, кто работает вместе с ним - ассистенты, закройщики, швеи и даже маркетологи - вкладывают свои собственные знания и чувства в создание этих вещей».

Maison Martin Margiela

В 1989-м Maison Martin Margiela удостоились премии «За заслуги в области современной моды» от A.N.D.A.M. Fashion Awards Paris. В этом же году в коллекции бренда осень-зима 1989/1990 был представлен жакет, созданный из осколков разбитых тарелок.

В 1990 году Maison Martin Margiela открыли ателье на бульваре Сен-Дени в Париже, заняв шестикомнатные апартаменты.

В 2007 году была запущена линия . Для сезона весна-лето 2008 Maison Martin Margiela представили коллекцию Incognito, созданную по лицензии итальянской компании Marcolin S.p.A. В нее вошли плоские монолинзовые модели.

В конце 2010 года, к Всемирному дню борьбы со СПИДом, бренд выпустил коллекцию с надписью на японском языке, что в переводе означало: «Существуют более эффективные меры борьбы со СПИДом, но ношение этой футболки - хорошее начало». Средства от продаж поступили в фонд французской организации AIDES.

С 3 июня по 5 сентября 2010 года в галерее Embankment в Сомерсет-хаус проходила выставка-ретроспектива Maison Martin Margiela. В экспозиции были представлены фотографии, документальные видео, известные наряды и предметы интерьера из архивных коллекций Модного дома.


В июле 2010 года на Неделе Высокой моды в Париже была представлена коллекция Maison Martin Margiela Haute Couture осень-зима 2010/11.

В 2011 году Maison Martin Margiela разработали новый интерьер парижского пятизвездочного отеля Maison Champs-Elysees. По замыслу архитекторов, антураж отеля – «это тонкая игра, в которой реальность смешивается с иллюзией, а прошлое с настоящим».

«С помощью дома Maison Martin Margiela мы хотим предложить нашим клиентам совершенно новую концепцию жилого пространства. Мы по-новому смотрим на традиционные правила и предлагаем роскошную, но расслабленную атмосферу, сочетающую минимализм форм и невероятное внимание к деталям».

Бернадетт Шевалье, президент отеля La Maison Champs Elysées

В этом же году Maison Martin Margiela создали часовой без циферблата. Стоимость аксессуара составила 795 долларов.

В 2011 году в нарядах из коллекций Maison Martin Margiela неоднократно появлялась . На вечер памяти Стива Джобса певица пришла в черном платье бренда, выполненном из волос.

В 2013 году Мaison Martin Margiela выпустили уникальные кожаные сумки-шопперы. Эксклюзивность аксессуаров заключалась в том, что их можно было складывать в небольшой .

В 2013 году команда дизайнеров бренда создала женские сапоги, главной изюминкой которых стал каблук. Он был выполнен из органического стекла, а внутри – находилась розовая шпилька.

В 2014 году была представлена женская коллекция Maison Martin Margiela осень-зима 2014/2015. В нее вошли удлиненные жакеты, с объемными плечами, с высокой талией свободного кроя, топы и платья с отделкой из , топы без бретелей , юбки-макси, классического фасона. Образы были дополнены поясами на талию и необычной формы. Цветами коллекции стали сдержанные тона: благородный красный, белый, черный, бежевый, кремовый, синий.

Весной 2014 года в продажу поступили кеды Paint Splattered Replica High Top. Обувь имела однотонный верх цвета какао, частично покрытый брызгами краски, каучуковую подошву и кремового оттенки шнурки. Еще одной новинкой весенне-летнего сезона стала футуристическая модель сникеров Neo-Sneaker. Обувь сочетала в себе глянцевую, матовую и текстурную поверхность.

Летом 2014 года Maison Martin Margiela пополнили интерьерную линию коллекцией текстильных фотообоев, ручками в виде гусиных перьев, закладками для книг, стилизованными под стельки японской обуви таби, тетради и конверты для почтовых отправлений из накрахмаленной хлопковой ткани вместо бумаги. Авангардный Дом также представил зажимы для скатерти, изготовленные из французских столовых ложек начала XX века, ваза под шампанское из нержавеющей стали, компактную пепельницу с зажимом для внешнего кармана пиджака, деревянные матрешки, печенья с предсказаниями в виде яиц, тканевые часы с возможностью последующей стирки циферблата, рождественский шар.

В 2014 году Maison Martin Margiela представил унисекс-коллекцию сникеров и кедов осень-зима 2014/2015. Обувь была выполнена из телячьей и змеиной кожи, а также из войлока. Дизайнеры бренда предложили сникеры в черном, зеленом, белом, золотистом, серебряном, перламутровом синем и баклажановом оттенках и украсили их потертостями, контрастными вставки и объемными липучками.

6 октября 2014 года Maison Martin Margiela официально подтвердили информацию о том, что Джон Гальяно займет пост креативного директора бренда. Уникальный дизайнер будет разрабатывать мужские и женский коллекции pret-a-porter, а также приступит к созданию нарядов Haute Couture. Оценить дебютную работу великого модельера для Maison Martin Margiela можно будет в январе 2015 года во время Недели Высокой моды.

«Maison Martin Margiela готовы принять новую харизматичную и креативную душу. Джон Гальяно - это один из самых великих и бесспорных талантов всех времен. Уникальный, исключительный кутюрье для дома Maison, который всегда бросал вызов миру моды и привносил в него инновации. Я с нетерпением жду его возвращения, чтобы создать такую мечту в мире моды, на которую способен только он, и надеюсь, что здесь он найдет свой новый дом».

Ренцо Россо, президент холдинговой компании OTB, частью которой является Maison Martin Margiela

Коллаборации

  • Opening Ceremony

В 2010 году Модный дом создал для бутика Opening Ceremony капсульную коллекцию женской обуви и аксессуаров осень-зима 2010/2011 в минималистическом стиле.

  • Cutler & Gross

В 2010 году началось сотрудничество Maison Martin Margiela и Cutler & Gross. В каждом сезоне марки выпускают солнцезащитных очков для мужчин и женщин.

  • Ruby Helmet

В 2012 году Maison Martin Margiela разработали для Ruby Helmet дизайн шлемов. На карбоновый корпус была нанесена краска с эффектом мелового покрытия. После этого дизайнеры расписали шлемы своими инициалами и схематичными рисунками.

В 2012 году состоялась коллаборация Maison Martin Margiela with . Женские наряды имели ассиметричный крой, в мужской коллекции в большей степени присутствовали вещи и -стиля. В результате сотрудничества также были созданы обувь и аксессуары. Главной гордостью коллаборации, по мнению креативного консультанта H&M Маргареты Ван Де Бош, стали «пальто-одеяло, платье-автомобильный чехол, жакет из кусков ткани и кукольный кардиган».

«Мне нравится, что каждая наша коллаборация дает людям шанс получить новый опыт в сфере моды. Для Maison Martin Margiela, команды, которая действительно хочет, чтобы их вещи носили, это особенно важно. Вы можете думать, что их идеи радикальны, но они всегда пригодны для жизни. Maison Martin Margiela - это марка, чьи вещи люди покупают не по случаю, а для жизни. С нашей совместной коллекцией люди по всему миру смогут понять, почему».

Маргарета Ван Де Бош

  • Swarovski

В 2013 году Maison Martin Margiela и представили лимитированную коллекцию женских украшений, выполненных из кристалактита. Цена одного изделия составила около 1000 евро.

  • Casio G-Shock

В 2013 году, в честь 13-летия Casio G-Shock, Maison Martin Margiela создали для марки коллекцию . Взяв за основу модель GA-300, дизайнеры покрасили корпус аксессуаров в серебряный цвет и заменили циферблат на открытый часовой механизм.

  • Converse

В 2014 году в продажу поступила вторая капсульная коллекция Maison Martin Margiela for . В ней были представлены кеды, выполненные из цветной кожи и выкрашенные белой краской. Согласно задумке дизайнеров, при ходьбе со временем на обуви появятся трещины, сквозь которые будет виден изначальный цвет. Таким образом, кеды в процессе носки будут выглядеть еще более стильными. Стоимость одной пары составляет 200-230 долларов.

  • Obscura

В 2014 году Модный дом и журнал Obscura представили в Гонконге совместную выставку, посвященную парфюмам серии Maison Martin Margiela Replica. Для инсталляции гонконгские и японские фотографы подготовили шесть снимков, передающих настроение каждого аромата Replica.

  • Mykita

В 2014 году Maison Martin Margiela и представили коллекцию солнцезащитных очков. Она включала две линии — Essential и Dual, каждая из которых была представлена несколькими моделями. В линию Essential вошли очки с оправой из нержавеющей стали, в линии Dual бренды предложили аксессуары с пластиковой оправой. Все модели были представлены в нескольких цветовых вариантах.

  • Канье Уэст

В 2014 году Модный дом представил капсульную коллекцию обуви Maison Martin Margiela for Kanye West. В нее вошли кеды с отделкой мехом пони стоимостью 909 долларов за пару.

Выбор знаменитостей

Бренду Maison Martin Margiela отдают предпочтения Рианна, Леди Гага, Джулианна Мур, Сара Джессика Паркер, Миа Моретти, Алан Камминг, Кристин Кройк, Гвен Стефани, Кирстен Данст, Майли Сайрус, Кайли Миноуг, Канье Уэст, Крис Браун, Рита Ора и др.

Официальный сайт: www.maisonmartinmargiela.com

под призрачным руководством его основателя были окутаны множеством тайн: его бутики не отмечены на картах и в телефонных книгах, вместо названия бренда на бирке выбит набор неясных, на первый взгляд, цифр, лица моделей на показах замотаны в капрон, а в первых рядах сидят те, кто успел прийти раньше. Сам дизайнер скрывается от фотографов и журналистов, а на вопросы отвечает по факсу. Поэтому историю дома Martin Margiela мы знаем по урывочным фактам. Так в силу скрытности его основателя, вся хронология этого бренда строится на случайных цитатах, фактах и, частично, домыслах.

«Мы уверены, что то, как выглядит Мартин Маржела, никак не связано с рабочим процессом. Нам хочется, чтобы люди воспринимали вещи через призму собственного вкуса и стиля, а не впечатления от персоны или группы лиц, которые их создают» , - заявляют в Maison Martin Margiela.

После окончания The Royal Academy of Fine Arts в 1979 году, Мартин Маржела уезжает из Антверпа и устраивается работать ассистентом Жана-Поля Готье. Как говорят критики, именно здесь, увидев оборотную сторону славы - назойливость СМИ - молодой дизайнер решает стать невидимкой мира моды.

1988–1989

В 1988 году Маржела встречает Дженни Мейренс, владелицу бутика дизайнерской одежды в Брюсселе. Она называет малоизвестного бельгийца «самым талантливым молодым дизайнером, которого она когда-либо видела» . Вместе они основывают Maison Martin Margiela, а чуть позже устраивают дебютный показ SS 1989.


Первые шоу дизайнера вызывают настоящий ажиотаж: среди повседневных жакетов, отличающихся необычным кроем, он представляет вечерние туалеты, выполненные из кожаного мясницкого фартука, и укороченные жакеты, сшитые из кусочков тюлевого бального платья.

«Его первая коллекция стала шоком для всех. Но в то же время это было настоящее открытие. Мартин чувствует наступление нового, будто парящего в его воздухе. Он заглянул на десяток сезонов назад, взял самую скучную и повседневную одежду и показал, как по-новому ее можно носить сейчас», - Жир Брюло, владелец бутика Louis в Антверпе.

В прессе начинают говорить о Маржеле, как о родоначальнике «destroy fashion», на что сам дизайнер отвечает, что не стремится к разрушению, когда режет старые вещи, а желает подарить им жизнь в новой форме.






За время своей работы Маржела сумел скроить одежду из карт, постеров, носков, накладных ресниц и меховых шапок, украсил боди мячиками для бадминтона, создал сумку из мотоциклетского шлема. Кутюрная линия «Artisanal» полностью выполняется вручную в ателье в Париже, на бирке она отмечена цифрой «0».

1990–1997

В 1990 году Maison Martin Margiela переезжает в новое ателье на бульвар Сан-Дени, шестикомнатные апартаменты с белыми стенами, полом и мебелью, а позже в 1994 - в мастерскую в переулке Рюэль, оформленную в том же стиле. Один из сотрудников дома рассказывает, как белый цвет стал визитной краточкой бренда:

«Когда Дженни (Мейренс) и Мартин только начинали, они собирали мебель отовсюду: с улиц, блошиных рынков, самых разных магазинов. У них не было денег, и вся мебель выглядела абсолютно по-разному. Чтобы связать фурнитуру воедино, они покрасили ее в белый».









  • Главный офис Maison Martin Margiela, январь 2010 года

В 1995 году выпускается специальное издание японского журнала Street , опубликовавшее коллекции Maison Martin Margiela с 1989 по 1996 год.







В 1997 году на традиционно пустой белой бирке появляются черные цифры от «0» до «23». Число, обведенное в кружок, обозначает принадлежность вещи к определенной линии бренда.



Как бы то ни было, имя автора работы на ярлыке так и не появляется. «Отдельные вещи или целые коллекции могут быть результатом работы только множества голов, сердец и рук. Дизайнер самовыражается посредством собственной работы, в которой принимают участие и все другие члены команды. И каждый, кто работает вместе с ним - ассистенты, закройщики, швеи и даже маркетологи - вкладывают свои собственные знания и чувства в создание этих вещей» , - Maison Martin Margiela

Чуть позже открывается первая персональная выставка Maison Martin Margiela в музее Бойманса Ван Бейнингена в Роттердаме. В стеклянном павильоне представлены восемнадцать манекенов в одежде светлых тонов, созданной за период со дня основания дома до 1998 года. После этого выставка побывает в Киото, Нью Йорке и Токио.



1998 - 2008

В 1998 Мартин Маржела запускает линию женской обуви, маркированную цифрой «22». На показе модели ходят по подиуму в туфлях, крепившихся к ноге при помощи ленты-уплотнителя.



Обувь Марджелы очень часто отличается необычной формой и дизайном:






В марте Маржела становится креативным директором , с которым сотрудничает вплоть до 2003 года. Легкие минималистические платья, двусторонние свитера, идеально скроенные жакеты и пальто возводят бренд на пик популярности.

В марте 1998 года американский фотограф Марк Бортвик, британский стилист Джейн Хау и французский писатель Сидней Пикассо представляют собственное видение коллекции Маржелы AW 1998/99. Пришедшим на показ повязывают на запястье белую хлопковую ленту, на которой напечатан памфлет Пикассо, коллекцию представляют марионетки, выполненные в натуральную величину, на стене транслируется созданное Бортвиком видео, демонстрирующее моделей в одежде Maison Martin Margiela, а после шоу выходит книга «2000 – 1», содержащая фотографии со съемок.





В апреле Маржела становится куратором A magazine .

В октябре 1998 года дизайнер запускает десятую линию мужской одежды. Маржела продолжает экспериментировать, создавая одежду из кожаных ремней, лыжных перчаток, баскетбольных кроссовок, дорожных сумок и пилотных шлемов.








Тогда же появляется и линия «13», в которую входят книги, включая первую «2000 – 1» Марка Бортвика, и предметы интерьера.






В 2002 году Maison Martin Margiela становится частью группы NEUF под руководством Ренцо Россо, владельца Diesel Group .

В период с 2000 по 2010 год бутики бренда открываются в разных городах Франции, Японии, США, Китая, Германии, Италии и России.

В 2003 году Мартин Маржела открывает четвертую люксовую линию женской одежды: хотя вещи не выполнены полностью вручную как Artisanal, они отличаются фирменной детализацией фактуры и сложностью кроя.








В 2004 году после нескольких переездов головной офис Maison Martin Margiela «вселяется» в просторное помещение, бывший монастырь, на улице Сан-Мур, где находится и по сей день.

Презентованная в 1997 году линия «6» чуть позже эволюционирует в «MM6». Это все та же базовая одежда для женщин или вещи–унисекс.







С 2005 года появляется одиннадцатая линия аксессуаров для женщин и мужчин.













Чуть позже появляется четырнадцатая мужская линия, где мы видим элегантные вещи, которые легко представить в повседневной жизни, а также реплики существовавшей ранее одежды.







В 2006 году Maison Martin Margiela впервые представляет коллекцию линии Artisanal в рамках кутюрной недели моды SS 2006.




Maison Martin Margiela Artisanal FW 2009

В 2007 году запускается восьмая линия солнечных очков. Маржела создает знаменитые «Инкогнито», очередную интерпретацию фирменной идеи невидимости.



Черная полоска на глазах или маска нередко скрывают лица моделей на показах и в лукбуках Маржелы. Дизайнер уверен: ничто не должно отвлекать взгляд от главного -одежды.

В 2008 году проходит первая выставка в Италии, а немного позже - в Китае,где была представлена ретроспектива бренда, начиная с первой коллекции 1989 года.

В июле Маржела выпускает первую коллекцию ювелирных украшений.



В марте компания заявляет о сотрудничестве с L’oreal для создания парфюмерной линии. Годом позже Maison Martin Margiela презентует свой дебютный аромат Untitled .



2009–2010

Показ SS 2009, посвященный двадцатилетию бренда, вошел в историю моды, как один из самых зрелищных. Маржела доводит идею невидимости до гротеска: лица моделей спрятаны под париками и замотаны в капрон.



В октябре 2009 года издательство Rizzoli выпускает книгу, собравшую воедино всю насыщенную историю Maison Martin Margiela.

В то же время владелец акций бренда Ренцо Россо сообщает: «Мартина не было с нами на протяжении долгого времени. Он будто бы здесь, но на самом деле его нет. У нас есть команда новых молодых дизайнеров. Мы ставим на их юность и энергичность. Это и есть Maison Martin Margiela 2015 года» .

Заявление влечет за собой массу слухов, которые подтверждаются в декабре того же года. В прессе появляется сообщение, что Мартин Маржела покидает дом. Компания отказывается давать комментарий о причинах ухода.

В 2010 году Maison Martin Margiela представляет официально первую самостоятельную коллекцию Haute Couture SS 2010.




Как бы то ни было, уже на протяжении двадцати лет Maison Martin Margiela остается одним из самых влиятельных домов. Коллекциями бренда вдохновлялись Marc Jacobs, AF Vandevorst, Junya Watanabe, Hermès и Prada. А мэтр французской моды Аззедин Алая однажды признался: «Сейчас уже совсем не осталось настоящих талантов с тем особенным неповторимым видением. Последний из них – Маржела» .




  • Maison Martin Margiela FW 2010

Никто никогда не видел его лица, но за коллекциями этого дизайнера объявлена охота.

Он не выходит после показа на подиум, не появляется на людях, ему неинтересно «светиться» на скандальных тусовках, интервью не дает даже по факсу, на любые вопросы за него отвечает пресс-офис. Никто, кроме семьи и штата приближенных сотрудников, его не видел и не слышал. Загадочный дизайнер бесконечно далек от молниеносного и беспощадного колеса моды, которое вертится только при наличии статуса и больших денег.

Будущий модельер родился в Бельгии, в 1957 году и как многие, ныне известные бельгийские дизайнеры, окончил Школу изящных искусств в Антверпене.
Мартин Маржела ведет затворнический образ жизни, но за двадцать лет успел отстоять право на свободное и самостоятельное творчество. До этого он ассистировал Жан-Полю Готье, как раз тогда, когда имя последнего гремело на весь мир. Старейший французский бренд Hermes приглашал Маржела для создания женских коллекций. Через пять лет успешной работы его по иронии судьбы заменили на все того же Готье.

В 1988 году Мартин Маржела создал свою собственную марку в Брюсселе и буквально ошарашил весь мир моды, ворвавшись на парижскую модную сцену.
В то время писком моды были деловые костюмы с гигантскими плечами, высокие шпильки, прямые юбки и огромные пластиковые клипсы. Так что его депрессивная эстетика в темных тонах пришлась по меньшей мере не ко двору. В отчаянии, пытаясь хоть как-то осознать это явление и как-то назвать этот стиль, критики обозначили его «деконструкцией», хотя, говорят, самому дизайнеру этот мудреный термин никогда не нравился.

Он упрямо гнул свою линию и в результате на оригинальном подходе, на провокации, на вызове построил весьма прибыльный бизнес и добился признания бренда Maison Martin Margiela на международном уровне. Уже и в Москве этой осенью открывается его первый бутик. Такому коммерческому успеху немало поспособствовал и весьма неожиданный союз Maison Martin Margiela с Ренцо Россо, итальянцем, когда-то основавшим компанию Diesel. Некоторые называют такой союз мезальянсом, но, пожалуй, несправедливо. Жаркие итальянцы, создатели массовой марки, и подчеркнуто независимый бельгийский дизайнер - сочетание, взрывоопасное, но именно благодаря ему Мартину удалось значительно расширить свой бизнес. И пусть на первый взгляд Маржела среди других брендов напоминает эдакого бродягу в мире моды, давно прошли те времена, когда к нему относились несерьезно. Сегодня благодаря таланту (а также серьезным акционерам) его ставят в пример молодым - от Александра Маккуина до Софии Кокосалаки. И те почитают его как никто.

Дом выпускает десять линий одежды. И каждая обозначена какой-нибудь цифрой на этикетке. Линия Artisanal - это 0, основная коллекция- 1, базовые модели - 4, вещи по умеренным ценам - 6, аксессуары - 11, а обувь - 22. На остальных ярлыках - числа от 1 до 23 (совершенно в произвольном порядке - главное, чтобы места хватило), и одна из цифр обязательно обведена в кружок - для различения линий одежды. На одежде - хитрый шифр, а в бутиках - ничего лишнего.

Белая мебель и стены, продавцы в белых халатах похожи на лаборантов, а не на сотрудников магазина одежды. Сразу видно, что этот художник не из тех, кто испытывает страх чистого листа. Он и вместо подписи просто цепляет к одежде белую бирку. К чему такая стерильность?

Дизайнер уверен, что на показе люди должны увидеть саму вещь, а не все, что вокруг нее. Поэтому идущая по подиуму женщина Martin Margiela выглядит не как модель, а так, словно случайно забежала сюда с работы в обеденный перерыв. Даже на фотографиях лица девушек закрывают черные прямоугольники - разве что надписи Censored не хватает.

Его интересует вещь, как она создается, ее скелет, ее нерв и плоть, ее портновская сущность. Пиджак без рукава, платье со швами наружу, подплечники огромных размеров, которые крепятся сверху. Вот-вот он повторит вслед за поэтом: «Я хочу, чтобы роза снова стала розой». Вещь тоже имеет право на личную жизнь, без атрибутов в виде красавиц моделей и громких дизайнерских имен.

Каждый предмет гардероба - артефакт. Наряды из «рукодельной» линии Artisanal и вовсе язык не повернется назвать вещами. Все платья в ограниченном количестве, почти каждый месяц выпускается еще один предмет женского и мужского гардероба. Например, в этом году в феврале настроение у творца было чемоданное, и он сшил куртку из дорожной сумки. В марте он создает платье из шелковых шарфов, сплетенных вручную. А в апреле рисует на холсте масляными красками, снимает картину с планшета и выкраивает женское платье. Он уверен: с помощью дизайнерской фантазии и из самого обычного, «расходного» материала может получиться шедевр.

В последнее время Maison Martin Margiela стремится к абсолютному минимализму, и с каждым днем его минимализм все радикальней. Поклонники дизайнера точно знают, чем порадует художник в своей коллекции осень-зима 2007/2008. Флюоресцентные расцветки, громадные жилеты и брюки в обтяжку. Снова вернутся накладные плечи, они будут так велики, что в дверь придется проходить боком. Зато вы можете быть уверены: в такой одежде вы наверняка попадете в загадочный мир невидимого Мартина Маржела.

В том же году появляется женская линейка с кодовым названием 6, позже трансформировавшаяся в MM6. Интеллектуальный дизайн MM6 полностью отражает дух марки: функциональность и лихорадочный деконструктивизм в одном флаконе. Известный своим авангардистским чувством стиля, в MM6 дизайнер выражает креативность посредством переработки, трансформации и интерпретации. При всем этом каждая модель линейки несет в себе заряд романтизма и какой-то поэтичной мечтательности. Все это в сочетании с мастерским пошивом моментально вызывает любовь приверженцев урбанистического стиля. Беспорядок, каким-то образом оформившийся в идеально скроенную одежду - так критики объясняют философию MM6.

Первая мужская коллекция появляется годом позже и ей присваивается номер 10. В линию 13 входят уже и книги, и предметы интерьера, а люксовая линейка под цифрой 0 или «Artisanal» представляет собой подиумные коллекции, изготовленные вручную. Но и здесь есть все тот же полный отказ от красоты в традиционном понимании и узнаваемая концептуальность, граничащая с практичностью. Старые предметы одежды разрезаются, разрываются и переставляются на новые. Поношенные кожаные перчатки превращаются в топ, а рулон старой марли - в пиджак.

Дизайнер доводит выходы на показах до гротеска, наряжая моделей в меховые парики, маски, полностью расшитые камнями, а в лукбуках, больше похожих на плакаты с информацией о розыске преступников, глаза моделей закрашивает черным маркером. В конце концов Мартан, вдохновившись этой самой черной полосой, выпускает плоские очки «Инкогнито».

Дальше - больше. Под номером 12 появляются авангардные, но при этом изысканные ювелирные украшения, а затем совместно с L’oreal Маржела разрабатывает аромат Untitled. Признавая, что мода циклична, а также активно опровергая свою репутацию разрушителя, Мартан начинает переиздавать старые модели, воссоздавать наиболее полюбившиеся вещи, не забывая прикладывать к ним подробное описание. В 2003 году дизайнер оставляет Hermés. По иронии судьбы, у руля его сменяет Жан Поль Готье.