Сценарий праздника осени «Осенние сестрички. Сценарии праздника - осенние сестрички (для детей старшего дошкольного возраста)

В ГОСТЯХ У МАШИ И ДУНЯШИ

  • Маша
  • Дуняша - ленивая и ворчливая.

Ведущая.

1-й ребенок.

Быстро лето улетело

Перелетной птицей вдаль,

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2-й ребенок.

Вмиг заворожила взоры

Огневой своей листвой,

Колоском, созревшим в поле,

Пожелтевшею травой.

3-й ребенок.

Одарила гостья-осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями.

Кузовком лесных грибов.

4-й ребенок.

Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

М. Дорофеева

  • 1 куплет

Собрались мы в этом зале.

Чтобы петь и танцевать.

Мы друзей своих позвали,

Чтобы нам не заскучать.

Этой песней открываем

Наш осенний, яркий бал.

И все скажем для начала

«Очень круто ты попал!»

  • Припев

Круто ты попал к нам на бал!

И друзей своих приводи!

Круто ты попал к нам на бал,

Это класс!

Начинаем праздник сейчас!

  • 2 куплет.

Бродит осень по дорожкам

И заходит к детям в сад.

Сразу листья пожелтели

И летят, летят, летят...

Начинает, начинает

Осень свой прощальный бал.

Мы попали просто в сказку -

Ты попал, и я попал!

  • Припев.

5-й ребенок.

Бал в разгаре! Песни, смех!

Музыка зовет нас всех

Веселиться, танцевать!

Всем запрещено скучать!

6-й ребенок.

Руку смело дали другу.

Встали парами по кругу.

Мы танцуем очень ловко

Наш любимый танец «Польку»!

Ведущая.

Нас в гости пригласили

Дружные сестрицы.

Они веселых танцев

И песен мастерицы.

Мы тихонько посидим.

Что же будет, поглядим.

Маша (поет) .

Я на горку шла, тяжело несла.

Дуняша (лежа на скамеечке) .

Маша.

Пироги пекла да избу мела.
Уморилась, уморилась, уморилася!

Дуняша (садится на скамеечке) .



Маша.

Дуняша.

Не мешайте, не будите.
Лучше по домам идите...
Вовсе не хочу вставать.
Не мешайте Дуне спать!

Маша.

Дуняша.

Маша.

Слушай, Дуня, хватит спать!
Пора гостей нам принимать!

Дуняша .

Опять укладывается.

В ГОСТЯХ У МАШИ И ДУНЯШИ

ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ

  • Роли Маши и Дуняши исполняют взрослые.
  • Маша - веселая, трудолюбивая сестрица,
  • Дуняша - ленивая и ворчливая.

Под музыку дети парами заходят в музыкальный зал и выстраиваются полукругом у центральной стены.

Ведущая.

Дорогие дети, уважаемые гости! Разрешите начать наш осенний бал. Сегодня мы прощаемся с золотой красавицей осенью.

1-й ребенок.

Быстро лето улетело

Перелетной птицей вдаль,

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2-й ребенок.

Вмиг заворожила взоры

Огневой своей листвой,

Колоском, созревшим в поле,

Пожелтевшею травой.

3-й ребенок.

Одарила гостья-осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями.

Кузовком лесных грибов.

4-й ребенок.

Так давайте славить осень

Песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

М. Дорофеева

Дети исполняют песню на мотив «Круто ты попал на ТВ».

  • 1 куплет

Собрались мы в этом зале.

Чтобы петь и танцевать.

Мы друзей своих позвали,

Чтобы нам не заскучать.

Этой песней открываем

Наш осенний, яркий бал.

И все скажем для начала

«Очень круто ты попал!»

  • Припев

Круто ты попал к нам на бал!

И друзей своих приводи!

Круто ты попал к нам на бал,

Это класс!

Начинаем праздник сейчас!

  • 2 куплет.

Бродит осень по дорожкам

И заходит к детям в сад.

Сразу листья пожелтели

И летят, летят, летят...

Начинает, начинает

Осень свой прощальный бал.

Мы попали просто в сказку -

Ты попал, и я попал!

  • Припев.

5-й ребенок.

Бал в разгаре! Песни, смех!

Музыка зовет нас всех

Веселиться, танцевать!

Всем запрещено скучать!

6-й ребенок.

Руку смело дали другу.

Встали парами по кругу.

Мы танцуем очень ловко

Наш любимый танец «Польку»!

Дети исполняют танец «Веселая полька», музыка и движения по выбору музыкального руководителя.
После танца дети садятся на места.

Ведущая.

Нас в гости пригласили

Дружные сестрицы.

Они веселых танцев

И песен мастерицы.

Мы тихонько посидим.

Что же будет, поглядим.

Под русскую народную мелодию «Я на горку шла» в музыкальный зал, пританцовывая, заходит Маша. За ней медленно бредет сонная Дуняша.
Она несет большую цветастую подушку, устраивается на скамеечке спать.

Маша (поет) .

Я на горку шла, тяжело несла.
Уморилась, уморилась, уморилася!

Дуняша (лежа на скамеечке) .

Знамо дело, уморилась, уморилася!

Маша.

Пироги пекла да избу мела.
Уморилась, уморилась, уморилася!

Дуняша (садится на скамеечке) .
Ну, конечно, уморилась, уморилася!
Я всю ночь спала, и полдня спала.
Тоже очень уморилась, уморилася.
Ох, как сильно уморилась, уморилася!

Поправляет подушку и опять ложится.

Маша.

Дуня, Дуняша, вставай поскорей!
Смотри, сколько пришло к нам гостей!

Дуняша.

Не мешайте, не будите.
Лучше по домам идите...
Вовсе не хочу вставать.
Не мешайте Дуне спать!

Маша.

Дуня, уж солнышко светит давно.

Дуняша.

Подумаешь, светит. Мне все равно.

Маша.

Слушай, Дуня, хватит спать!
Пора гостей нам принимать!

Дуняша (медленно встает, читает стихотворение нараспев, с закрытыми глазами) .

Вставать по утрам неохота и лень.

Спала б я все утро, спала б я весь день.

Спала б я весь вечер, спала бы всю ночь,

А встану - опять завалиться не прочь.

Опять укладывается.

Маша.

Это, Дуня, просто лень!

Это ж надо - спать весь день!

Хватит спать, давай поднимайся

И за работу скорей принимайся!

Дуняша.

Разве ты не слышала? Уморилась я, сил никаких нет, а ты на работу зовешь!

Маша.

Что же нам, Дуняша, с тобой делать? Ребята в гости пришли, а ты то спишь, то ворчишь! Но, кажется, я придумала, как можно тебя разбудить! Сейчас мы с ребятами споем веселую песенку. Дуняша тоже очень петь любит. Точно знаю, весь сон ее как рукой снимет!

Дети исполняют веселую песню по выбору музыкального руководителя.

Дуняша (ворочается, потягивается, зевает) .

Эх! Хороша песня! Сплясать бы, да больно кушать хочется! Машка, а Машка, ты же вроде пироги собиралась печь? Давай тащи свои пироги! Сейчас мы с ребятками угостимся как следует!

Маша.

Поработай сначала, а потом уж и пироги спрашивай! Бери-ка метлу, пойдем двор мести. Гляди-ка, сколько листьев осенних нападало! (Подает Дуняше метлу.)

Маша (поет) .

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Красные, желтые листья

Кружатся, плавно летят.

Дуняша.

Такие листочки красивые, неохота даже и убирать, пусть еще полетают! (Отмахивается, продолжает сидеть на месте.)

Девочки исполняют «Танец осенних листочков». Музыка и движения по выбору музыкального руководителя.

Дуняша.

На-до-е-ло! Летят и летят эти противные листья, конца-краю им не видать! Ух, и гадкая же эта осень! Нет от нее никакой радости, и пользы никакой, кроме вреда!

Маша.

Что ты говоришь, Дуняша! Как это, нет никакой радости, никакой пользы?! Ты только посмотри, какая красота вокруг! А фрукты, овощи, грибы? Запасы на зиму?

Дуняша.

Запасы, запасы. Какие такие запасы? Современные дети вообще не знают, зачем нужны эти овощи-фрукты.

Маша.

Все они прекрасно знают. Знают и то, что овощи и фрукты - полезные продукты.

Дуняша. А это мы сейчас проверим! Я сейчас загадки буду загадывать. Уверена - никто не отгадает!

Дуняша загадывает детям загадки.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад.

Ну, конечно... (виноград).

Это кто такой зеленый,

Вкусный, свежий и соленый?

Очень крепкий молодец,

Кто же это? (Огурец)

Сама пламенная,

А сердце - каменное. (Вишня)

Красный, сочный.

Вкусный, прочный.

Он растет, не тужит,

С огурцами дружит. (Помидор)

В огороде нашем жил

И со всеми он дружил.

Хвост - зелененький крючок.

Знаем, это... (кабачок).

Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Как зовут его? (Арбуз)
Н. Майданик

Весною повисло.

Все лето кисло.

А сладкое стало.

На землю упало. (Яблоко)

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелененькие пятки. (Морковь)

Сладкая, душистая,

Выросла в саду тенистом

Состоит из долек малых,

Очень вкусных, сочных, алых (Малина)

Белобока, круглолица.

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее... (капуста).

Дуняша.

Ну вот, я так и знала - все вперемешку. А вот где овощ, где фрукт, знает хоть кто нибудь?

Маша.

Конечно, все ребятки знают! Сейчас мы тебе это докажем.

Проводится игра «Овощи - фрукты».

Из общей кучи надо отобрать в разные корзинки муляжи овощей и фруктов, называя их.

Маша.

Видишь, Дуняша, как хорошо ребятки в овощах разбираются!

Дуняша.

Тоже мне! Разве это трудно? На овощи посмотрели и сказали, как они называются. Любой дурак может. А вот не глядя попробуйте! На ощупь, можно сказать. Спорим, никто не сможет?

Маша.

А вот и смогут! Правда, ребята?

Дуняша.

Сейчас лично проверю! Итак! Смертельный номер! Слабонервных родителей просим удалиться из зала! Экстремальное шоу «Кот в мешке»!

Проводится игра «Определи овощи и фрукты на ощупь».

В небольшом мешке сложены муляжи овощей и фруктов. Желающие дети по очереди выходят, опускают руку в мешок и, не заглядывая туда, стараются определить, что именно оказалось у них в руках. В подтверждение правильности ответа предмет достается и показывается всем. Маша хвалит ребятишек за правильные ответы.

Маша.

А знаешь, Дуняша, какие красивые стихи ребята знают об осени?!

Дуняша.

Не знаю, и знать не хочу.

Маша.

Нет, ты все же садись и слушай.

Дети читают стихи.

Я сидел сегодня дотемна

Около открытого окна.

Вдруг на подоконнике прилег

Золотистый маленький листок.

За окошком сыро и темно.

Вот он и влетел в мое окно.

Он дрожит. И видно, оттого

Шевелится хвостик у него.
В. Орлов

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Рыжий листик подружился с ветерком,

Все кружится и играет под окном.

А когда веселый ветер улетал.

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала,

Оставлять его на улице нельзя.

Пусть живет всю зиму у меня!
О. Чусовитина

Маша.

А теперь, Дуняша, послушай, как ласково дети поют об осени песни!

Дети исполняют песню «Осень пришла», слова и музыка С. Юдиной.

Дуняша.

Ну, все! Хватит! Стихи послушали, песни попели. Теперь плясать давай!

Маша.

Погоди плясать, я еще с делами не управилась. Сейчас на кухню сбегаю, проверю, как там тесто. А ты тут ребят пока развлеки чем-нибудь. А вот когда вернусь, тогда и плясать будем!

Дуняша.

Ладно. Я им сейчас прочту лекцию о пользе овощей и фруктов в детском питании. Я ведь отлично в этом деле разбираюсь! Итак, слушайте внимательно! Берем для начала свёклу столовую. Что такое свёкла? Свёкла - это самая незаменимая вещь в детском питании, а главное - в косметике! Раз! И вам обеспечен долговременный, здоровый румянец на щечках! (Трет щеки кусочками свёклы.)
Или вот, к примеру, морковь. Это же кладезь витамина альфа-бета-гамма-каротина! У зайцев, знаете, какие зубы крепкие? А почему? А все потому, что зайцы регулярно питаются морковкой. Если, конечно, их сторож не поймает.

А вот зелененький огурчик! Масочка для лица из него весьма пользительная получается. Глядите, учитесь, пока я жива, как масочку из огурчика для лица делать. Очень помогает от морщин. Особенно тем, у кого их нет!
А вот про картошечку отдельный разговор. Картошечка... А где картошка? Машка! Где картошка? Беги скорее в погреб за картошкой, а то у меня лекция срывается!

Маша (заглядывает в музыкальный зал, руки в муке) .

Сходи, Дуняша, сама. У меня тесто подошло, я пирожками занялась.

Дуняша.

Вот вечно так: все мне приходится самой делать! Где же там эта картошка? А вот она! (Берет мешок с картошкой, картошка просыпается через дырку в мешке.) Машка! Машка! Откуда дырка в мешке?

Маша (заглядывает в зал) .

Не знаю, Дуняша, может, мышки прогрызли... Попроси ребят, они помогут тебе картошку собрать.

Проводится игра «Собери картошку ложкой».

Дуняша.

Ох, плясать охота! Машка еще со своими пирогами застряла на кухне. Да ну ее! Пусть ковыряется!

Выходи, честной народ,

Сейчас Дуня в пляс пойдет!

Будем праздник отмечать,

Будем весело плясать,

Чтоб ребята захотели

В гости к нам прийти опять.

Дети исполняют общий танец по выбору музыкального руководителя.

Дуняша.

Ох, уморилась, не могу! Машка, а Машка! Ну, скоро ты там со своими пирогами? Тащи их сюда скорее! Мы давно готовы к приему пищи!

Маша.

Погоди, Дуняша, еще чуть-чуть. Пусть подрумянятся, как следует.

Ведущая.

Посиди, Дуняша, отдохни да песню нашу послушай. А название песни ты узнаешь, отгадав нашу загадку.

  • Люди ждут его, дожидаются,
  • А когда он придет, укрываются.

Дуняша. Сосед за спичками зашел? Нет, соседа вряд ли стали бы дожидаться. Может, почтальон пенсию принес? А зачем тогда от него прятаться? А! Поняла! Это же про дождик!

Дети исполняют песню «Дождик обиделся», слова М. Пляцковского, музыка Д. Львова-Компанейца.

Затем дети по очереди читают стихи.

Дети.

Дождь прошел, повсюду лужи.

Где пошире, где поуже.

Через лужу прыгнул - раз!

В лужу - шлеп! И весь рассказ!

В луже солнышко помылось,

Сразу все преобразилось.

Искупалась в луже я -

Испугалась вся семья!

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Динь-динь-дон, по лужам.

Без плащей идем и шляп:

Мы с тобою дружим.

Кап-кап-кап, динь-динь-дон,

Все танцуют под дождем,

Динь-динь-дон, кап-кап-кап.

Без плащей, зонтов и шляп.

А. Богдарин

Девочки исполняют «Танец дождя» с синими лентами.

Дуняша.

Спасибо вам, ребята! Казалась мне осень скучной и неприветливой. А теперь поняла я, сколько красоты и радости в ней для тех, кто любит трудиться!

Входит Маша с пирогами.

Маша.

Спасибо вам, ребята, за песни звонкие да танцы веселые, за стихи красивые да костюмы чудесные.

Дуняша.

Ой, Машка, вот и ты со своими пирогами! Подгорели, небось?

Маша.

Ничего и не подгорели. Вот они - румяные, душистые, сдобные!

На них корочка пшеничная,
А начинка в них - яичная.
А вот тут - вкусные
Пироги капустные.
Кто пирог с повидлом любит?
С мармеладом? Курагой?
Подходите, угощайтесь!
Пироги на вкус любой!

Всех ребяток сейчас и гостей угостим! Угощайтесь на здоровье да хвалите осень-кормилицу. А нам, Дуняша, пора. Работы в огороде еще много. Не зря в народе говорится: «Осень - запасиха, зима - подбериха». До свидания!

Дуняша и Маша уходят.

Ведущая.

Всему в природе свой черед,

За осенью зима придет.

Хоть и жалко расставаться,

Но с осенью пора прощаться.

Приглашаем всех на чай! Будем чай с пирогами пить да осень-кормилицу хвалить!

Наталья Денисова
Сценарий праздника «Осень - чудная пора»

Ведущий. Посмотрите-ка, ребята, как красиво сегодня в нашем зале! Сколько кругом разноцветных листьев! Что же за праздник к нам в гости пришёл? Конечно, праздник осени ! Полюбуемся ими и вспомним стихи об осени .

1. Кто же красками листочки

Так красиво расписал?

Кто же в садике дорожки

Мягко листьями устлал?

2. Отчего так покраснели

Листья клёна и осин

Отчего так вкусно ели

Птицы ягоды рябин?

3. Почему на пнях опята

Стайкой дружною сидят?

Почему идут ребята

Подметать дорожки в сад?

4. Потаму что наступила

Осень - дивная пора !

Всё она позолотила,

Листьев – целая гора!

5. В стаи птиц она созвала

Разукрасила леса.

Королева – чудо бала –

Осень ,русская краса!

6. Вновь осенняя пора

Листья закружила,

Чудо – красками она

Всех заворожила!

7. Одарила гостья осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов!

8. Вмиг заворожила взоры

Огневой своей листвой,

Колоском,созревшим в поле,

Пожелтевшею травой.

9. Так давайте славить Осень

Песней, пляской и игрой,

Будут радостными встречи,

ВСЕ ВМЕСТЕ : Осень ,это праздник твой !

Танец «Осень постучалась к нам золотым дождём»

Ведущий :

Осень –очень красивое время года! Все деревья и в саду и во дворе, и в лесу стоят празднично одетые !

1. Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят,летят…

2. Полюбуйтесь - маскарад!

Лес меняет свой наряд,

Снял зелёный,мерит новый –

Жёлтый, красный, и лиловый!

3. Осень золото роняет ,

Осень птичек угоняет –

До свиданья, лес и луг,

МЫ летим на тёплый луг.

4. Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух с зернами

Чёрными набит.

С наступлением осени в полях и огородах зреют овощи. А вы знаете какие овощи растут на вашем огороде? (дети перечисляют) .

Ребята, однажды мама послала свою дочку Таню в огород собрать разных овощей к обеду.

И вот что произошло в огороде.

Сценка «Таня и овощи» .(выходит девочка в руках корзинка, оглядывается по сторонам)

Посылает меня мамам в огород

И капуста, и морковка, тут растёт.

Но каких нарвать, не знаю, овощей

Для салата, винегрета и для щей?

Как мне только разобраться и узнать

Что мне надо для обеда собирать?

Кто бы в этом трудном деле мне помог

Где морковка,где капуста, где лучок?

Морковка.

Я морковка иль морковь,

Из меня салат готовь,

Положи и в борщ,и в суп,

Из гороха и из круп.

Куда хочешь добавляй

И сырой употребляй.

Сладкая и сочная,

Любима всеми очень я.

Я с вами играть не намерена в прядки.

Расту я, как овощ обычный на грядке.

Все лето толстею. А как же иначе?

Мне к осени нужно быть круглой ,как мячик!

И в щах и в борщах мне замены не сыщешь,

Начинка в пирог голубцы - вкуснотища!

И квасят, и тушат, сырая – не хуже,

Гожусь я на завтрак, обед, и на ужин.

Нельзя пожевать без чудесного хруста.

Давно всем понятно, зовусь я капуста!

Зелёный лук.

Говорят, я горький, говорят не сладкий!

Стрелочкой зелёной я расту на грядке.

Я полезный самый, в том даю вам слово!

Лук зелёный ешьте - будете здоровы!

Я кругла и крепка,тёмно-красные бока,

Свёкла молодая,сладкая такая!

Я гожусь на обед, и в борщи и в винегрет!

Картошка.

Я – картошка, загляденье,

Я – картошка, объеденье!

Крах – ма –ли -ста!

Да раз-ва-ри-ста!

Без меня – нет, нет,-не

Получится обед!

(выходит козёл, трясёт бородой, угрожая рогами)

Не дам я морковки, не дам огурцов,

За каждый кочан я сражаться готов!

Все овощи

Защити нас, Таня, защити,

От козла рогатого спаси!

Прогони его ты поскорей,

Пусть идёт дорогою своей!

(Таня берёт хворостину и грозит козлу)

Ты козёл-козлище зелёные глазища,

Уходи,уходи,огороду не вреди!

Не стучи ногами,не крути рогами

Уходи, уходи,огороду не вреди!

Вот тебя!

(козёл убегает)

Спасибо, спасибо, большое спасибо!

Мы выгнать козла без тебя не смогли бы!

Вот капусты кочан

(протягивает Тане)

Вот моркови пучок!

Вот свежий лучок!

Вот свёкла!

Картошка

А вот и картошка!

Мы все поделились с Танюшей немножко.

Ведущий. (прислушивается)

Кто-то к нам сюда бежит,

Кто – то к нам сюда спешит …

Хлопнем,топнем мы дружней,

Пусть отыщет нас скорей.

(в зал вбегает Тучка в руках у неё два султанчика из новогоднего «дождика» .)

Я Тучка осенняя , синяя-синяя,

Пусть небольшая, но очень сильная!

Если только захочу –

Всех вас дождиком смочу!

(бегает и брызгает на ребят) .

Тучка, тучка, подожди,

Убери свои дожди!

Мы про дождик песню знаем

И тебе её подарим.

Песня «Грустный дождик» (Муз. Рук. №5, 2008,стр. 66)

Какая красивая и интересная песенка

Спасибо вам, ребятки!

Дождик, дождик целый день

Барабанит в стёкла.

Вся земля, вся земля

От дождя промокла

А мы зонтики возьмём,

Под дождём гулять пойдём.

Игра «Зонтики»

Очень весело играли,

Свою ловкость показали

Но уж как всегда бывает-

Нам кого-то не хватает…

Солнца нет у нас, друзья!

Что же делать, вот беда!

А мы песню про солнышко знаем.

Песня «Где ты, где ты, солнышко?»

(в зал входит солнышко)

Солнышко.

Здравствуйте! А вот и я!

Солнце все ребята знают,

Солнце очень уважают,

Солнце светит ярко-ярко,

И под солнцем очень жарко!

Солнце всех важнее

Солнце всех нужнее!

Солнце,солнце подожди,

На меня ты посмотри (кружится)

У меня внутри вода,

А вода нужна всегда!

Значит, я важнее

Значит, я нужнее!

(солнышко и тучка спорят, топая ногой, кто из них нужнее, важнее)

Успокойтесь, успокойтесь

И пожалуйста, не ссорьтесь!

Лучше в пляску становитесь,

С нами вместе веселитесь!

Пляска, если не ленится,

Вам поможет, помирится!

Танец «Вперёд 4 шага, назад 4 шага»

Солнышко.

Ну, спасибо, малыши!

Мы плясали от души!

В пляске весело кружились,

Очень крепко подружились.

Ну что ж, если всё в порядке, то можно праздник продолжать !

Урожай в лесу поспел,

Все берут корзинки.

Что же будем собирать

На лесных тропинках?

Что же будем собирать,

Вам придётся угадать!

И на горке и под горкой,

Под берёзой, и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

Что же это?

Дети (грибы)

Ведущий. Ребята, а вы грибы знаете?

Назовите съедобные и не съедобные (дети отвечают)

В руке возьмём по корзинке,

В лес за грибами пойдём.

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком !

Песня «По грибы» (М/р №5, 2006г, стр. 49)

Посмотрите –ка,ребята,

Тут опята,тут маслята.

Солнышко.

А вот на полянке,

Ядовитые поганки! (показывает на мухоморы)

Кто знает, как они называются?

Ну что ж, всё готово!

Вот полянки,вот грибы,

Корзинки тоже тут.

Солнышко.

Пора отправляться за грибами!

Игра «Собери грибы»

Интересно мы играли,

Быстро все грибы собрали!

Солнышко.

Но теперь пора прощаться ,

Нам на небо возвращаться

Вместе. До свидание!

Ребята, что же это такое. К нам на праздник много гостей приходило, а вот осени всё нет и нет . Давай те стихи про неё прочтем, позовём в гости, чтоб скорее она пришла!

1. Вновь осенняя пора

Листья закружила

Чудо- красками она

Всех заворожила!

2. Одарила гостья Осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов.

3. Вмиг заворожила взоры

Огневой своей листвой,

Колоском, созревшим в поле,

Пожелтевшею травой.

4. Так давайте славить Осень

Песней, пляской и игрой,

Будут радостными встречи,

Осень , это праздник твой !

(звучит музыка, в зал входит осень ) .

Осень .

Вы обо мне? А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья!

Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться,

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться!

Мы на празднике все вместе

Славно время проведем!

Чтобы было веселее,

Сейчас танец заведем!

Исполняется танец.

1. Осень- вкусная пора ,

Осень любит детвора !

Эй, ребята, не зева

Созревает урожай!

2. В огороде и в саду

Фрукты, овощи найду.

Ой, чего здесь только нет,

Можно сделать винегрет!

3. Кто на славу потрудился,

Кто всё лето не ленился,

Тот всю зиму будет сыт-

Осень щедро наградит .

4. До чего красив наш сад,

Всюду яблоки висят

Жёлтые, да красные

А на вкус- прекрасные!

5. В поле выросла картошка,

Урожай у нас готов!

Посадили мы немножко-

Накопали семь мешков!

6. В огород залез козёл,

Очень удивился

Он большой кочан нашёл,

Чуть не подавился!

Звучит музыка, в зал вбегает Мышка.

Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Я тут мимо пробегала,

Смех веселый услыхала!

И решила не на шутку

Заглянуть хоть на минутку,

Посмотреть, что за народ

В этом садике живет!

Осень .

Что же, Мышка, проходи,

На ребяток погляди!

Я скажу вам от души -

Все ребята хороши!

Но интересно мне узнать,

любите ли вы играть?

Тогда приглашаю вас поиграть в интересную игру!

Игра «Репка»

У противоположной стороны зала ставят два стульчика на небольшом расстоянии друг от друга. На эти стулья сажают детей и надевают на них шапочки с изображением репки. Выстраивают 2 команды детей по 6 человек в каждой. Это - дед, бабка, внучка, кошка и мышка. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает её и возвращается, за него цепляется бабка, и они продолжают бег вдвоём, вновь огибают «репку» , и бегут назад, и т. д. пока не выстроится «паровозик» из всех участников. В конце игры за мышку цепляется «репка» . Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку» .

Осень .

А сейчас глаза закройте и тихонечко постойте… (В это время взрослые вносят в зал большую репку из папье-маше, внутри которой находятся яблоки). Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Глазки можно открывать!

Ай да репка! Просто диво!

Как кругла и как красива!

Я вам правду говорю -

Репку очень я люблю!

(Поглаживает себя по животу.)

Осень .

Подожди, подожди, Мышка! Ребята тоже очень любят репку! Правда?

Но эта репка непростая,

В середине непустая…

Давайте друг за другом встанем,

Репку мы сейчас потянем!

Дети встают друг за другом, Осень берется за репку , Мышка стоит в сторонке, не желая помогать.

Осень и дети .

Тянем-потянем, вытянуть не можем! Тянем-потянем, вытянуть не можем!

Осень .

Что-то ничего у нас не получается! (Замечает Мышку, стоящую в стороне) . А почему это Мышка нам не помогает? А ну-ка, ребята, зовите Мышку на помощь! (Мышка присоединяется к ребятам) .

Все вместе.

Тянем-потянем, тянем-потянем…

Вытянули репку!

Осень .

Ай, да мы! Ай, да молодцы!

Звучит веселая музыка, все хлопают в ладошки. В это время Мышка "вскрывает" репку и вынимает несколько яблок.

Ой, ребята! Просто чудо!

Эти яблоки откуда?

Из репки!

Ведущий подает поднос Осени . Осень вместе с Мышкой выкладывают на него яблоки из репки.

Осень .

Вот какая наша репка -

Дарит яблоки всем деткам!

Звучит музыка, взрослые раздают яблоки детям.

Славно мы повеселились,

Очень крепко подружились!

Поплясали, поиграли,

Все вокруг друзьями стали!

Осень .

Нам пора уже прощаться ,

В путь обратный собираться!

До свидания!

До свидания!

Сценарий — Осенние сестрички (для детей старшего дошкольного возраста)

Действующие лица:
Взрослые:
Осень (воспитатель)
Дети:
Сентябринка
Октябринка
Ноябринка
Дождик.
Реквизит:
птицы, овощи, фрукты, грибы.

Оформление зала:
Зал украшен гирляндами из осенних листьев, букетами цветов, ветками рябины, осины, клена.
Дети вбегают в зал и танцуют под «Вальс» А. Грибоедова.

1-й ребенок.
Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль.
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.
2-й ребенок.
Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.
3-й ребенок.
Одарила гостъя-осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.
4-й ребенок.
Так давайте славить осень
Песней, пляской и игрой.
Будут радостными встречи.
Осень, это праздник твой!
(М. Дорофеева)
Входит Осень и танцует под музыку П. Чайковского «Октябрь» (фрагмент) из цикла «Времена года».

Осень.
Кто месяцы осенние мне точно назовет?

Дети называют месяцы.

Осень.
Проходит быстро месяц,
а днями дни летят,
Природа постепенно
Меняет свой наряд.
Забот и дел немало,
Есть дочки у меня,
И каждую помощницу
Зову на помощь я.
Познакомиться, друзья,
Вы хотите с ними?
(М. Дорофеева)
Дети.
Да!
Вбегает Сентябринка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук с листьями, грибами, в руках корзинка. Она танцует под музыку П. Чайковского (отрывок из балета «Лебединое озеро»).
Сентябринка.
Я, ребята, Сентябринка,
Паутинка-серебринка.
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам.
Хотите про него узнать?
Прошу загадки отгадать.
Одни дети загадки загадывают, другие отгадывают.
Загадки:
В золотистой шелухе
Очень нравится он мне.
Стоит счистить шелуху,
Слезы проливать начну. (Лук).
Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое? (Яблоко).
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная… (Картошка).

Исполняется танец «Бульба».
Осень.
Покажите-ка, ребята, свое трудолюбие.

Проводится игра с картошкой «Посади и собери».
Сентябринка.
Вижу, любите трудиться,
Можно и повеселиться.
Приглашаю я народ
Встать в веселый хоровод.
(М. Дорофеева)

Дети исполняют «Веселый хоровод».
Дети.




Веселей, хоровод, все ребята рады.
Загляни в огород, выросло, что надо:
Ты, арбузик, дружок, выходи смелее
И с собой приведи дыню поспелее.
Веселей, хоровод, все ребята рады.
Урожай наш хорош, поплясать всем надо.
Огурец, помидор, перчик для салата.
Кабачок, выходи, попляши ребятам.
(В конце каждого куплета дети выполняют любые плясовые движения.)
Осень.
Урожай в лесу поспел,
Все берут корзинки.
Что же будут собирать?
Вам придется отгадать.
Ребенок (загадывает загадку).
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводом в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы).
Дети исполняют песню о грибах по усмотрению музыкального руководителя. Вбегает Октябринка, танцует с легким золотистым шарфом или с листьями (танцевальная импровизация) под «Вальс» П. Чайковского.
Октябринка.
Листьям - время опадать,
Птицам - время улетать.
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка.
Много дел и у меня:
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.
(М. Дорофеева)
Дети читают отрывок из стихотворения «Железная дорога» Н. Некрасова (или другие, по выбору музыкального руководителя).
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покойи простор! -
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе!
И кочи,
И моховые болота, и пни -
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
Ребенок.
Желтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.
Поздний серенький рассвет
В поле над овином
Растревожится - нет-нет -
Криком журавлиным.
Дети исполняют песню о перелетных птицах.
Ребенок.
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Девочки с осенними ветками танцуют импровизированный танец под «Вальс» П. И. Чайковского. Выходит Ноябринка, в руках у нее блестящие султанчики, на голове корона с засушенными листьями.

Ноябринка.
Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка.
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Спит и пчелка, и жучок,
Замолчал в углу сверчок.
Лишь веселая синица
Вдруг вспорхнет - ей не сидится!
Птиц не будем забывать,
Им придется зимовать.
Пищи надо им так мало -
Ты подвесь кусочек сала!
(М. Дорофеева)
Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» из романа в стихах «Евгений Онегин». Ноябринка исполняет, импровизированный танец с султанчиками под «Романс» Г. Свиридова в грамзаписи или в исполнении на фортепиано. Входит Дождик (мальчик с султанчиками, в колпачке).
Дождик.
Дождик, лейся на поля,
Станет мокрою земля,
И весною рожь, пшеница
Снова будут колоситься.
(М. Дорофеева)
Дождик танцует под музыку «Росинки» С. Майкапара.
Дети.
Дождик, дождик, выходи,
Свою лужицу найди.
(Слова народные).

Осень проводит соревнование «Пробеги вокруг лужи в одной галоше». Затем предлагает исполнить парный танец, который дети сочинили заранее вместе с музыкальным руководителем и воспитателем (коллективное танцевальное творчество) под «Вальс» Д. Шостаковича. Осенние сестрички приносят большой бутафорский арбуз, в нем - угощение. Дети благодарят Осень и сестричек и уходят из зала.
Автор сценария М. Дорофеева.

Суд над сигаретой

(ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА)
I. Этапы работы:
проект предстоящего мероприятия;
список участников;
распределение заданий;
анкетирование;
тестирование;
проведение мероприятия;
заключительная встреча с временной инициативной группой для оценки и самооценки работы.
II. Группы, созданные ВИГом (временной инициативной группой):
актеры,
оформители;
звуковая группа;
методисты.
III. Оформление
От входа в школу до класса (зала):
приглашение на мероприятие «Курите, если хотите, но приходите к нам в час., и вы узнаете правду о курении»;
плакаты «За здоровый образ жизни»;
уголок юных пожарников;
карта мира с указанием основных мест произрастания табака.
IV. Классы, непосредственно не участвующие в мероприятии, готовят:
результаты анкетирования;
поделки: сигаретные пачки с устрашающими названиями типа «Рак легких», «Туберкулез»;
памятки «Как избавиться от курения».
По окончании вечера пачки раздаются курильщи¬кам (и взрослым, и детям 5-6-х классов), памятки — ученикам 10-11-х классов, сценарии - класс¬ным руководителям и гостям.
В перерыве заседания суда, когда судебная кол¬легия удаляется на совещание, демонстрируется фильм «Никотиновая трагедия» (20 мин).
В зале стенд, на котором слова:
«Они тебе помогут избавиться от вредных при¬вычек».
Адреса и телефоны врачей:
нарколога;
кабинета по профилактике СПИДа;
Центра здоровья.
Дорогие друзья! Сегодня мы проведем с вами театрализованную игру, которая называется «Суд над папиросой».
Говоря о папиросе, мы подразумеваем все табач¬ные изделия. Давайте путем открытого голосова¬ния изберем председателя суда, двух присяжных заседателей и секретаря, которые будут вести про¬цесс. Чтобы успешнее справиться со столь ответ¬ственной и почетной обязанностью, помните: избран-ные люди должны быть серьезные, умудренные зна¬ниями и опытом. Итак, кого вы желаете видеть за судейским столом?
(Избранные занимают места.)
Ведущий: В процессе необходимы обвинитель и защитник. Их, как известно, назначают. Поэтому я позволю себе назначить обвинителей по данному делу (называются фамилии). Защитником подсуди¬мого буду я. Нет возражений?
(Защитник и подсудимый занимают свои места.)
Председатель: Введите подсудимую (вносят си¬гарету, огромную, ставят ее на скамью подсуди¬мых). Заседание общественного суда объявляю от¬крытым. Слушается дело по обвинению в отравле¬нии человеческого организма и в развитии вредных привычек. Есть ли у подсудимой вопросы к кому-либо из участников процесса?
Сигарета: Нет.
Председатель: Будут ли ходатайства у подсуди¬мой?
Сигарета: Нет.
Председатель: А у представителей обвинения и защиты?
Защитник: Нет.
Председатель: Прошу огласить обвинение.
Секретарь суда: Курить человек начал давно. Еще греческий ученый Геродот, живший в V веке до н.э., писал, что древнейшие племена сжигали на огне какие-то растения и вдыхали образующий¬ся при этом дым. Более подробные сведения о ку¬рении связаны с открытием Америки (1492 г.). Там европейцы впервые увидели табак. Туземцы сво¬рачивали в трубку листья дикорастущих растений, подсушивали их и курили до тех пор, пока не впа¬дали в бессознательное состояние. Переняв эту при¬вычку, моряки Колумба завезли табак в Испанию: курение с быстротой эпидемии распространилось по Европе. Правительства разных стран попыта¬лись вести с ними борьбу. В Швейцарии куриль¬щиков ставили к позорному столбу. В конце XVI века за употребление табака приговаривали к смер¬тной казни. Отрубленные головы с трубками во рту выставляли на площадях и базарах. В Турции за курение сажали на кол. В России, куда в начале века был завезен табак из Англии, тоже началась борьба с «чертовым зельем». В царствование Ми¬хаила Романова курильщиков казнили, их иму¬щество отбирали в пользу государства. Царь Алек¬сей Михайлович повелел всех, у кого будет найден табак, пытать и бить кнутом. Однако постепенно репрессии смягчились и наконец совсем прекра¬тились. На смену трубке пришла папироса. Впер¬вые она появилась в Турции, к концу XIX века распространилась по всей Европе. О том, что та¬бак приносит вред человеческому организму, из¬вестно давно: курение снижает аппетит, затрудня¬ет дыхание, усиливает головные боли. Никотин нарушает деятельность нервной и сердечно-сосу¬дистой систем и органов пищеварения. Исследова¬ния последних лет показали, что заболевание ра¬ком легких связано с курением. Дружба с папиро¬сой никого до добра не доводит. Беспечность ку¬рильщиков, бросающих где попало тлеющий оку¬рок, нередко становится причиной пожара. На ос-новании изложенного и руководствуясь заботой о благе и здоровье граждан, обвиняемая 1492 года рождения, уроженка Центральной Америки, под¬судимая многих стран мира, бесчисленное множе¬ство раз осужденная и заклейменная, предается за вышеназванное преступление суду.
Председатель: Подсудимая, вам понятно, в чем вас обвиняют?
Сигарета: Понятно.
Председатель: Признаете ли вы себя виновной?
Сигарета: Нет, не признаю.
Председатель: Согласны ли вы дать показания по предъявленному вам обвинению?
Сигарета: Никаких показаний я давать не наме¬рена.
Председатель: В таком случае суд переходит к допросу свидетелей. Слово имеет врач (Ф. И. О.). Суд предупреждает вас, что свидетель должен гово¬рить только правду, каковой является истина, на¬учно доказанная медициной. Вам понятно?
Свидетель: Понятно. Отрадно видеть, как уве¬личивается продолжительность жизни людей. Но есть факторы, которые отрицательно влияют на здо¬ровье, и одним из них является курение. Недаром поговорка гласит «Курить - здоровью вредить». У курящего, если он выкуривает сигарету, наступает острое отравление организма. Человек испытывает тошноту, головокружение, дрожь в руках, усилен¬ное сердцебиение. «Все это было со мной, — - ска¬жет заядлый курильщик, - но я теперь привык». Это жестокая ошибка. Медицина установила, что приспосабливаются к действию сигареты лишь от¬дельные органы, на кровеносные сосуды и эндо¬кринную систему первая папироса оказывает такое же вредное воздействие, как и десятая. Так что ар-гумент курильщика несостоятелен. Хочешь жить долго - не прикасайся к сигарете. В ответ мы слы¬шим: «Не могу». Это неправда. Некоторые пытаются отвыкнуть от табака, постепенно понижая день за днем число выкуренных сигарет. Нет, перестать лучше сразу. Лев Толстой бросил курить в 60 лет, причем сразу, с этого времени, по его словам, стал другим человеком: «Просиживал по 5 часов за ра¬ботой, вставал совершенно усталый, чувствовал тош¬ноту, головокружение, а сейчас, после того как бро¬сил курить, чувствую себя совершенно свежим». Гете с 50 лет стал ярым противником табака. Ос-лабление умственной деятельности под влиянием никотина отмечал и русский шахматист Алехин. Поражение одного из крупнейших шахматистов на турнире 1929 года он объяснил тем, что тот много курил. Алехин писал: «Никотин ослабляет способ¬ность мыслить, столь необходимую для шахматис¬та. Я могу сказать, что и сам получил уверенность в выигрыше матча за мировое первенство лишь то¬гда, когда отучился от страсти к табаку». Думаю, что этих свидетельств достаточно. Вред курения несомненен. Поэтому я призываю отказаться всех от пагубной привычки и считаю подсудимую ви¬новной.
Председатель: Благодарим вас, свидетель, вы свободны. Послушаем показания второго свидете¬ля — председателя пожарной дружины (Ф. И. О.).
Свидетель: Пожары, как правило, возникают по разным причинам. Иногда достаточно искры, что¬бы сгорели огромные ценности. Какое же место сре¬ди других причин в возникновении пожара зани¬мает сигарета? Скажу прямо: одно из главных. Ос¬тавленная без присмотра или брошенная в неполо¬женном месте тлеющая сигарета приводит к пожа¬рам.
(Примеры местного значения.)
Председатель: У вас все? Свидетель: Все.
Председатель: Садитесь. Показания дает двор¬ник.
Свидетель: Я работаю дворником. Нужная эта должность или нет? Скажу так: нужная. Курящий не соблюдает чистоту. Он норовит окурок бросить в такое место, где его метлой не достать. Штрафовать таких нужно, вот что я вам скажу.
Председатель: Есть ли вопросы у сторон? Защитник: Разрешите задать вопрос свидетелю? Председатель: Пожалуйста. Защитник: А вы сами-то курите? Свидетель: Курю, конечно, как не курю. Защитник: А почему не бросаете?
Свидетель: Пытался, да ничего не выходит, - сыз¬мальства этому занятию обучен.
Председатель: Свидетели по делу допрошены все, суд переходит к слушанию сторон. Слово обвините¬лю.
Обвинитель: Уважаемый суд! Курение таба¬ка - одна из вреднейших привычек, и бороться с ней надо как с социальным злом. Проблема не из легких, порой трудно убедить человека, что сигарета - далеко не безобидная вещь, какою кажется на первый взгляд. Руководствуясь за¬ботой о благе каждого человека, я прошу суд сурово покарать подсудимую, публично предать сожжению на костре.
Председатель: Слово предоставляется защитни¬ку.
Защитник: Уважаемый суд! Немало горьких уп¬реков высказано в адрес моей подзащитной, и с боль¬шинством из них я не согласен. Курение действи-тельно вредное увлечение. Правда и то, что сигаре¬та при небрежном обращении с ней часто является причиной пожара, ведет к потере народного добра, но ведь все это по вине человека. Сигарета сама по себе безобидная, не она курит, а ее курят. Человек открыл табак, и поэтому надо о человеке говорить, а сигарету осуждать не надо.
Председатель: Вам, подсудимая, предоставляет¬ся последнее слово.
Сигарета: Прошу меня оправдать.
Председатель: Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.
Музыкальная пауза, сценки из школьной жизни и т. д.
Председатель: Оглашается приговор.
Именем народного здравоохранения суд в соста¬ве председательствующего, народных заседателей и секретаря, с участием свидетелей, обвинителя и защитника рассмотрел дело по обвинению сигаре¬ты в отравлении человечества, в возникновении по¬жаров на Земле, в засорении планеты Земля.
Подсудимая виновной в предъявленном ей об¬винении себя не признала и просила ее оправдать. Проанализировав показания свидетелей, заслушав речь обвинителя и защитника, суд признал сигаре¬ту виновной и приговорил ее к сожжению. Приго¬вор суда окончательный, обжалованию не подлежит, приводится в исполнение немедленно.
Дружинники выносят сигарету во двор и сжигают.
Ведущий (обращается к присутствующим): В сегодняшнем процессе я выступил в роли защитни¬ка — это тяжелая и не всегда почетная работа. В меру своих сил и возможностей я пытался облег¬чить участь подзащитной и даже просил ее оправ¬дать. Суд же вынес суровый приговор, скрепя серд¬це я соглашаюсь с этим приговором. Думаю, что сегодняшний процесс не прошел без пользы как для меня, так и для вас. Большое зло приносит куре¬ние. Прислушаемся же к голосу правосудия и бла¬горазумия. Бросим же в костер отраву, которая называется табачными изделиями.
Примерные вопросы анкетирования
старшеклассников по проблеме здорового
образа жизни
Найди правильный ответ на вопрос и зачеркни номера ответов в скобках.
1. Какое, по вашему мнению, отрицательное воз¬действие оказывает алкоголь на молодой орга¬низм?
1 - вредное влияние на организм в целом;
2 - способствует развитию умственной отстало¬сти;
3 - ведет к развитию хронического алкоголиз¬ма (болезненного пристрастия к спиртным напит¬кам);
4 - вредно влияет на потомство;
5 - снижает спортивные результаты;
6 - не оказывает вредного воздействия;
7 - не знаю.

2. Что вы знаете о влиянии алкоголя на потомство?
1 - рождается мертвый ребенок;
2 - рождается ребенок с различными уродства¬ми;
3 - рождается психически неполноценный ре¬бенок;
4 - не знаю;
5 - рождаются вполне нормальные дети.

3. Где вы узнали о вредном влиянии алкоголя на ваш организм и на потомство?
1 -на уроках (природоведения, анатомии, хи¬мии, истории и др.);
2 - дома;
3 - на лекциях и из бесед медицинских работ¬ников;
4 - через телевидение и радио;
5 - через печать (из учебников, газет, журна¬лов).

4. Проводилась ли с вами в школе разъяснитель¬ная работа о вредном влиянии алкоголя на орга¬низм?
1 - на уроках (природоведения, анатомии и физиологии, химии, истории, этики и психологии семейной жизни и др.);
2 - проводили беседы учителя во внеурочное время;
3 - проводили лекции и беседы медицинские работники;
4 - проводили диспуты, конференции, выпус¬кались санбюллетени и оформлялись уголки здоро¬вья.
5 — работа не проводилась.

5. Считаете ли вы, что учащиеся и студенты не должны употреблять алкоголь?
1 - считаю, что не должны;
2 - так не считаю.
6. Какие напитки считаются алкогольными?
1 - пиво;
2 - квас;
3 - лимонад;
4 - кефир.

1 2 3 4
7. Когда в первый раз вы узнали вкус алкоголя (водки, вина, пива, самогона)?
1 - до школы;
2 - в 1-3-х классах;
3 - в 4-б-х классах;
4 - в 7-9-х классах;
5 - в 9-10-х классах;
6 - не знаю вкуса алкоголя.

1 2 3 4 5 6
8. Употребляете ли вы алкогольные напитки?
1 - не употребляю;
2 - употребляю.
9. Испытывали ли вы при употреблении спирт¬ных напитков чувство опьянения?
1 - испытывал(а);
2 - не испытывал(а).
10. Знают ли родители, что вы употребляете алко¬гольные напитки?
1 - знают;
2 - не знают.
11. Как родители реагируют на то, что вы упо¬требляете алкогольные напитки?
1 - никак;
2 - осуждают;
3 - пьют вместе со мной;
4 - поощряют.

1 2 3 4
12. Знают ли педагоги, что вы употребляете алко¬гольные напитки?
1 - знают;
2 - не знают.
13. Как педагоги реагируют на то, что вы употреб¬ляете алкогольные напитки?
1 - никак;
2 - осуждают;
3 - сообщают родителям.
1 2 3

14. Как вы проводите свободное время?
1 - занимаюсь в спортивной секции;
2 - читаю книги;
3 - хожу на дискотеку;
4 - занимаюсь в кружке художественной само¬деятельности, технического творчества и др.;
5 - посещаю театр, кино;
6 - встречаюсь с друзьями.
7 - встречаюсь с девушкой (юношей);
8 - смотрю телепередачи;
9 - нет определенных занятий.

1 2 3 4 5 6 7 8 9
15. Как вы смотрите на дружбу с юношей, девуш¬кой, употребляющими алкогольные напитки?
1 — отрицательно;
2 - положительно.

16. Если употребляете алкоголь, то отметьте моти¬вы употребления:
1 - — самоутверждение (мне нравится, приятно быть немного пьяным, мне скучно);
2 - символическое участие (пьют родители, дав¬ление со стороны товарищей, мои друзья тоже пьют, чтобы не считали меня «мокрой курицей», боль¬шинство взрослых тоже пьют);
3 - снятие психологического напряжения (при¬дать себе смелости и уверенности в себе, чтобы быть спокойнее, чтобы было легче разговаривать с людь¬ми).

Парад рыжих, конопатых


Ведущий-
Чипполино-
Тыква-
Принц Лимон-
Сеньор Помидор-
Солдаты Лимончики-
Пес Мастино-
Фасолинка-
Редисочка-
Музыкант Груша-
Сапожник Виноград-
Виноградинки-

Ход праздника:

Песня "Листопад"


Тыква: Я построил себе дом.
Хорошо живется в нем.
Там уютно и тепло,
И просторно, и светло.
Не страшны мне холода,
Дождь осенний и ветра.



Танец с барабанами

Лимон: Принц Лимон.
Здесь в стране мой закон:
Нельзя ни петь ни веселиться,

Повелитель и синьор,
На полях и грядках
Навожу порядки.
Кто мне не подчинится,
Посажу в темницу.


Не могу никак пройти!

И домик для себя сложил.

Иль в темницу захотел?

Оба: Уходи отсюда вон!

Лимон: Законы надо соблюдать!
Я этот дом велю сломать.

(зовет пса)
Мастино! Мастино!
Выбегает пес, забегает в дом.



Песня "Капризная тучка"

Отчего ты плачешь вдруг?

Выгнали меня из дома вон.


Песня

Грозный Помидор и принц Лимон
Выгнали меня из дома вон.


Стихи об осени.
1.Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль.
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.

2.В миг заворожила взоры
Огневой своей листвой.
Колоском, созревшим в поле.
Пожелтевшею травой.
3.Одарила гостья осень
Урожаями плодов
Моросящими дождями
Кузовком лесных грибов.
4.так давайте славить осень
Песней. пляской и игрой.

Будут радостными встречи

Осень это праздник твой.

5.Утром иней на траве

Ярче зелень сосен

Потому что на дворе

Золотая осень.

6.вновь осенняя пора

Ветром закружила.

Чудо красками она

Всех заворожила.

7.Посмотри какой ковер

Листьев у порога.

Только жаль, что светлых дней

Осенью немного.

А помощников привел.

Обувь каждому починим.

Хоть опять идите в пляс.

Выбегает Чипполино.

Танец Чипполино.

Вы на забыли про меня?

Чипполино: А что случилось?

Выгнали его из дома вон.

И порядок быстро наведем.

Из своих домов выгоняете?

Всем вас надоело бояться!

Было больше добра и порядка!

Танец с зонтиками.

Песенка про дружбу.

Фруктовые гости

(сценка старший-подг)

Приходите, очень просим.

Это ягоды и фрукты

Очень ценные продукты.

Чем ребят вы удивите

О себе нам расскажите.

Апельсин: Я, ребята, апельсин

Солнышка любимый сын.

За границей я живу,

Юг и солнышко люблю.

Кораблем и самолетом

Добираюсь к вам сюда.

Любят апельсины очень

Взрослые и детвора.

Сок мой кисло-сладкий, дети

Всем полезен, вы поверьте.

Хоть заморский я продукт,

Знайте, очень ценный фрукт.

Лимон: Я-душистый принц Лимон

Щедрый я в любой сезон.

Иностранец привозной.

Витаминами богатый

Нужен взрослым и ребятам.

От болезней помогу

Аскорбинкой накормлю.

Виноград: Я красавец виноград

Очень, дети, я вам рад.

Виноград бывает разный

Черный, желтенький и красный.

Есть зеленый, крупный, мелкий

Виноград все любят дети.

Виноградный сок полезный

Прогоняет он болезни.

Не крупна я, но красива.

И полезна, и вкусна,

Я – ребята, ягода.

Хочу тоже похвалиться:

Ягоды мои вкусны

Хоть не крупные они

А вишневое варенье варенье

Это просто наслажденье.

Мой вишневый аромат

Привлекает всех подряд.

Мы – российские сестрицы.

Ягоды отличные

Очень симпатичные.

Я расту и там и тут.

Полосатое, цветное.

Сочное и наливное.

Сок мой тоже всем полезен,

Помогает от болезней.

В руки взял – и сразу кушай.

Надкусил чуть-чуть, и вот

Сок уж по рукам течет.

Что на праздник к вам пришли

И в подарок всем сегодня

Свои соки принесли.

Мы вас рады угостить

Сок фруктовый нужно пить!

Осень: Фрукты все отличные,

Свои и заграничные.

А уж соки просто клад,

Для больших и для ребят.

Спор овощей.

Стихи для заучивания.

1.Быстро лето улетело

Перелетной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2.В миг заворожила взоры

Огневой своей листвой.

Колоском, созревшим в поле.

Пожелтевшею травой.

3.Одарила гостья осень

Урожаями плодов

Моросящими дождями

Кузовком лесных грибов.

4.так давайте славить осень

Песней. пляской и игрой.

Будут радостными встречи

Осень это праздник твой.

5.Утром иней на траве

Ярче зелень сосен

Потому что на дворе

Золотая осень.

6.вновь осенняя пора

Ветром закружила.

Чудо красками она

Всех заворожила.

7.Посмотри какой ковер

Листьев у порога.

Только жаль, что светлых дней

Осенью немного.

Королевство овощей и фруктов (подготовительная группа)

Чипполино-

Принц Лимон-

Сеньор Помидор-

Солдаты Лимончики-

Пес Мастино-

Фасолинка-

Редисочка-

Музыкант Груша-

Сапожник Виноград-

Виноградинки-

Ход праздника:

Дети заходят в зал под музыку встают около стульчиков.

Песня "Листопад"

Вед: Дорогие гости. Сегодня мы с вами попадем в сказочное королевство овощей и фруктов. Кто-то встретит там хорошо известных героев, а кто-то впервые познакомится с ним.

Итак, в королевстве этом правил жестокий принц Лимон и гроза всех бедняков синьор Помидор. В их владениях и построил себе домик маленький Тыква.

Открывается занавес, из домика выходит Тыква, поет песенку.

Тыква: Я построил себе дом.

Хорошо живется в нем.

Там уютно и тепло,

И просторно, и светло.

Не страшны мне холода,

Дождь осенний и ветра.

Тыква заходит в дом. Раздается барабанный стук.

Вед: Слышите стук барабана. Это идет сеньор Помидор и принц Лимон со своей армией лимончиков.

Входят Лимон, Помидор, за ним солдаты-лимончики с барабанами.

Танец с барабанами

После марша Лимон и Помидор представляются зрителям.

Лимон: Принц Лимон.

Здесь в стране мой закон:

Нельзя ни петь ни веселиться,

Нельзя, где хочешь поселиться.

Помидор: А я - великий Помидор,

Повелитель и синьор,

На полях и грядках

Навожу порядки.

Кто мне не подчинится,

Посажу в темницу.

Лимон и Помидор подходят к домику Тыквы.

Лимон: Что за дом здесь на пути?

Не могу никак пройти!

Тыква: (Выглядывает из домика): Я кирпичи всю жизнь копил

И домик для себя сложил.

Помидор: Это как же ты посмел?

Иль в темницу захотел?

Лимон: Иль забыл ты мой закон?

Оба: Уходи отсюда вон!

Солдаты-лимончики выгоняют Тыкву из дома.

Лимон: Законы надо соблюдать!

Я этот дом велю сломать.

Помидор: Стой, принц! Зачем его ломать?

Здесь пес Мастино будет спать.

(зовет пса)

Мастино! Мастино!

Выбегает пес, забегает в дом.

Мастино: Я в этом доме буду жить

И буду верно вам служить! Гав!

Под марш Лимон, Помидор и лимончики уходят.

Вед: И пошел Тыква расстроенный по дороге, а навстречу ему Фасолинка и Редисочка.

Песня "Капризная тучка"

Фасолинка: Здравствуй, Тыковка, мой друг!

Отчего ты плачешь вдруг?

Тыква: Грозный Помидор и принц Лимон

Выгнали меня из дома вон.

Редисочка: Пойдем с нами к музыканту Груше. Может, он что-нибудь посоветует.

Редиска и Тыква, Фасолинка отходят в сторону, выходит Груша с гитарой, поет песню.

Тыква: Здравствуй, Груша! У меня беда.

Грозный Помидор и принц Лимон

Выгнали меня из дома вон.

Груша: Не грусти! Вокруг так много фруктов и овощей.

А значит. Много у тебя друзей.

тем более, что сейчас осень, заходите, друзья!

Стихи об осени.

1.Быстро лето улетело

Перелетной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2.В миг заворожила взоры

Огневой своей листвой.

Колоском, созревшим в поле.

Пожелтевшею травой.

3.Одарила гостья осень

Урожаями плодов

Моросящими дождями

Кузовком лесных грибов.

4.так давайте славить осень

Песней. пляской и игрой.

Будут радостными встречи

Осень это праздник твой.

5.Утром иней на траве

Ярче зелень сосен

Потому что на дворе

Золотая осень.

6.вновь осенняя пора

Ветром закружила.

Чудо красками она

Всех заворожила.

7.Посмотри какой ковер

Листьев у порога.

Только жаль, что светлых дней

Осенью немного.

Груша: Пусть придет сапожник Виноград,

Он всегда помочь нам будет рад.

Выходит Виноград с молоточком.

Виноград: Не один я к вам пришел.

А помощников привел.

Выбегают дети-виноградинки с молоточками.

Виноградинки: Молоточки свои вынем,

Обувь каждому починим.

Оркестр музыкальных инструментов (неапол. песенка)

Виноград: Принимайте ваш заказ,

Хоть опять идите в пляс.

Выбегает Чипполино.

Танец Чипполино.

Чипполино: Здравствуйте, друзья!

Вы на забыли про меня?

Редиска: Чипполино, нужно Тыковке помочь.

Чипполино: А что случилось?

Фасолинка: Грозный Помидор и принц Лимон

Выгнали его из дома вон.

Чипполино: Мы сейчас к Лимону все пойдем

И порядок быстро наведем.

Под веселую музыку все шагают. Выходят Принц Лимон и Помидор.

Чипполино с овощами выстраиваются в шеренгу против лимона и Помидора и наступают на них.

Чипполино: Вы зачем овощам угрожаете?

Из своих домов выгоняете?

Всем вас надоело бояться!

И как Тыкве без дома остаться?

Мы хотим, чтоб на маленьких грядках

Было больше добра и порядка!

Помидор: Да как ты смеешь кричать на меня?

Прикажу в темницу посадить тебя!

Чипполино: Ах, так! Ну, получайте! (начинает раздеваться)

Сейчас я стану понемногу раздеваться,

А вы все будете слезами обливаться.

Помидор и Лимон начинают плакать и просить прощения.

Все лимоны: Мы больше не будем, простите нас.

Чипполино(спрашивает у зрителей): Простим их? Конечно, ведь нам нельзя ссориться. Мы же щедрые дары осени и должны приносить только пользу. Поэтому давайте будем добрыми и веселыми. Дружить – это так здорово, полезно и приятно.

Танец с зонтиками.

Песенка про дружбу.

Фруктовые гости

(сценка старший-подг)

Осень: Кто на праздник едет в гости?

Приходите, очень просим.

Это ягоды и фрукты

Очень ценные продукты.

Чем ребят вы удивите

О себе нам расскажите.

Апельсин: Я, ребята, апельсин

Солнышка любимый сын.

За границей я живу,

Юг и солнышко люблю.

Кораблем и самолетом

Добираюсь к вам сюда.

Любят апельсины очень

Взрослые и детвора.

Сок мой кисло-сладкий, дети

Всем полезен, вы поверьте.

Хоть заморский я продукт,

Знайте, очень ценный фрукт.

Лимон: Я-душистый принц Лимон

Щедрый я в любой сезон.

Иностранец привозной.

Полюбуйтесь, вот какой (кружится)

Витаминами богатый

Нужен взрослым и ребятам.

От болезней помогу

Аскорбинкой накормлю.

Виноград: Я красавец виноград

Очень, дети, я вам рад.

Виноград бывает разный

Черный, желтенький и красный.

Есть зеленый, крупный, мелкий

Виноград все любят дети.

Виноградный сок полезный

Прогоняет он болезни.

Слива: Я, ребята, просто слива!

Не крупна я, но красива.

И полезна, и вкусна,

Я – ребята, ягода.

Вишня: Сливе синей я сестрица.

Хочу тоже похвалиться:

Ягоды мои вкусны

Хоть не крупные они

А вишневое варенье варенье

Это просто наслажденье.

Мой вишневый аромат

Привлекает всех подряд.

Вишня и слива: Мы растем не заграницей,

Мы – российские сестрицы.

Ягоды отличные

Очень симпатичные.

Яблоко: Яблоко – чудесный фрукт.

Я расту и там и тут.

Полосатое, цветное.

Сочное и наливное.

Сок мой тоже всем полезен,

Помогает от болезней.

Груша: Я, ребята, просто груша,

В руки взял – и сразу кушай.

Надкусил чуть-чуть, и вот

Сок уж по рукам течет.

Все фрукты: мы, ребята, очень рады

Что на праздник к вам пришли

И в подарок всем сегодня

Свои соки принесли.

Мы вас рады угостить

Сок фруктовый нужно пить!

Осень: Фрукты все отличные,

Свои и заграничные.

А уж соки просто клад,

Для больших и для ребят.

Спор овощей.

Осень: Прогуляюсь в огород, посмотрю, что там растет.

Все ли фрукты там дозрели, все ли овощи поспели.

Ой, а в огороде пусто: нет ни лука, ни капусты.

Нет гороха, огурцов, помидоров, кабачков.

Свеклы, редьки не видать. Что ж на зиму запасать?

Кто на грядках побывал, кто все овощи собрал?

И корзинку не найду, похожу, все поищу. (ходит)

Слышу, кто-то тараторит: овощи в корзинке спорят.

(овощи в корзинке, редька рядом)

Осень: редька плачет, не унять. Что случилось, не понять.

Овощи (все): ты нам, редька, не сестрица, не хотим с тобой водиться.

И в корзинку к нам сюда на пропустим никогда.

Редька: Я прошу не выгоняйте, редьку вы не обижайте.

Я не закопченная, просто цветом черная.

Овощи: Черной некрасиво быть, не хотим с тобой дружить.

Гадкая и грязная, просто безобразие.

Помидор: То ли дело - помидор, оторвать не можешь взор.

Я красивый, ярко-красный, у меня кафтан атласный.

Огурец: Я – зеленый огурец, сочный яркий молодец.

Цветом я своим горжусь, показаться не гожусь.

Морковь: Не хвалитесь вы друзья, всех красивей – это я.

Я морковка ярче всех, у меня большой успех.

Горох: Я – зелененький горох, цветом тоже я неплох,

Я в землице не сижу, с высоты на всех гляжу.

Свекла: У меня кафтан бордовый, очень тонкий, нежный, новый.

Заглядишься на меня, всех красивей это я.

Капуста: Чтобы всем вам было пусто! Я красивей всех, капуста.

Серединка белая, потому что спелая.

А края зеленые, сочные, ядреные.

Лук: Ох, как ты разлапушилась, больно сильно загордилась.

Мой цвет самый дорогой, потому что золотой.

Не согласен кто со мной, будет слезы лить рекой.

Баклажан: Я красавец баклажан, фиолетовый кафтан.

Благородный редкий цвет, я, друзья, интеллигент.

Репка: Хоть сижу в земле я крепко, платье желтое у репки.

Самый радостный мой цвет. Среди вас такого нет.

Редиска: У меня чудесный цвет, но хочу сказать в ответ:

Хоть редиска не черна, редьке черной я сестра.

Редька: Хоть редиска и мала, а вступилась за меня.

Рада я сестре такой, мы подружимся с тобой.

Яркий цвет хорош, друзья, понимаю это я.

В вас так много красоты, только мало доброты.

Осень: Всех я помирить хочу, спор ненужный прекращу.

Важна польза, а не цвет. Вам от осени ответ.

Все вкусны вы, все полезны, прогоняете болезни.

С редькой надо помириться, черной редьке поклонится.

Если горло заболело, если кашляешь, продрог,

Я скажу, что от простуды всем поможет Редькин сок.

Хоть черна и некрасива в редьке много витаминов.

Овощи: Помирила всех нас Осень. Ты прости нас, редька. Просим.

Редька: Выходите из корзины, не держу на вас обиды.

1 вариант: И на радости сейчас, мы пойдем в веселый пляс.

2 вариант: И на радости все вместе осени подарим песню.

3 вариант: И на радости такой позабавимся игрой.

Стихи для заучивания.

1.Быстро лето улетело

Перелетной птицей вдаль.

Осень чудно расстелила

Увядающую шаль.

2.В миг заворожила взоры

Огневой своей листвой.

Колоском, созревшим в поле.

Пожелтевшею травой.

3.Одарила гостья осень

Урожаями плодов

Моросящими дождями

Кузовком лесных грибов.

4.так давайте славить осень

Песней. пляской и игрой.

Будут радостными встречи

Осень это праздник твой.

5.Утром иней на траве

Ярче зелень сосен

Потому что на дворе

Золотая осень.

6.вновь осенняя пора

Ветром закружила.

Чудо красками она

Всех заворожила.

7.Посмотри какой ковер
Листьев у порога.
Только жаль, что светлых дней
Осенью немного.

Действующие лица:
Взрослые:
Осень (воспитатель)
Дети:
Сентябринка
Октябринка
Ноябринка
Дождик.

Реквизит:
птицы, овощи, фрукты, грибы.

Оформление зала:
Зал украшен гирляндами из осенних листьев, букетами цветов, ветками рябины, осины, клена.
Дети вбегают в зал и танцуют под «Вальс» А. Грибоедова.

1-й ребенок.

Быстро лето улетело
Перелетной птицей вдаль.
Осень чудно расстелила
Увядающую шаль.
2-й ребенок.
Вмиг заворожила взоры
Огневой своей листвой,
Колоском, созревшим в поле,
Пожелтевшею травой.
3-й ребенок.
Одарила гостъя-осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов.
4-й ребенок.
Так давайте славить осень
Песней, пляской и игрой.
Будут радостными встречи.
Осень, это праздник твой!
(М. Дорофеева)
Входит Осень и танцует под музыку П. Чайковского «Октябрь» (фрагмент) из цикла «Времена года».

Осень.

Кто месяцы осенние мне точно назовет?

Дети называют месяцы.

Осень.

Проходит быстро месяц,
а днями дни летят,
Природа постепенно
Меняет свой наряд.
Забот и дел немало,
Есть дочки у меня,
И каждую помощницу
Зову на помощь я.
Познакомиться, друзья,
Вы хотите с ними?
(М. Дорофеева)
Дети.
Да!
Вбегает Сентябринка в венке из фруктов и овощей, на ней фартук с листьями, грибами, в руках корзинка. Она танцует под музыку П. Чайковского (отрывок из балета «Лебединое озеро»).
Сентябринка.
Я, ребята, Сентябринка,
Паутинка-серебринка.
Листья крашу в яркий цвет,
Лучше красок в мире нет.
Поспевать велю плодам,
Урожай хороший дам.
Хотите про него узнать?
Прошу загадки отгадать.

Одни дети загадки загадывают, другие отгадывают.
Загадки:
В золотистой шелухе
Очень нравится он мне.
Стоит счистить шелуху,
Слезы проливать начну. (Лук).
Круглое, румяное,
Сочное и сладкое,
Очень ароматное,
Наливное, гладкое,
Тяжелое, большое,
Что это такое? (Яблоко).
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная… (Картошка) .

Исполняется танец «Бульба».

Осень.
Покажите-ка, ребята, свое трудолюбие.

Проводится игра с картошкой «Посади и собери».

Сентябринка.
Вижу, любите трудиться,
Можно и повеселиться.
Приглашаю я народ
Встать в веселый хоровод.
(М. Дорофеева)

Дети исполняют «Веселый хоровод».

Дети.


Веселей, хоровод, все ребята рады.
Загляни в огород, выросло, что надо:
Ты, арбузик, дружок, выходи смелее
И с собой приведи дыню поспелее.
Веселей, хоровод, все ребята рады.
Урожай наш хорош, поплясать всем надо.
Огурец, помидор, перчик для салата.
Кабачок, выходи, попляши ребятам.
(В конце каждого куплета дети выполняют любые плясовые движения.)
Осень.
Урожай в лесу поспел,
Все берут корзинки.
Что же будут собирать?
Вам придется отгадать.
Ребенок (загадывает загадку) .
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводом в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы) .
Дети исполняют песню о грибах по усмотрению музыкального руководителя. Вбегает Октябринка, танцует с легким золотистым шарфом или с листьями (танцевальная импровизация) под «Вальс» П. Чайковского.
Октябринка.
Листьям - время опадать,
Птицам - время улетать.
Я, ребята, Октябринка,
Золотинка и дождинка.
Много дел и у меня:
Шубу зайчиков проверю,
Приготовлю им кору
И листвою постараюсь
Потеплей укрыть нору.
(М. Дорофеева)
Дети читают отрывок из стихотворения «Железная дорога» Н. Некрасова (или другие, по выбору музыкального руководителя).
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покойи простор! -
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе!
И кочи,
И моховые болота, и пни -
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
Ребенок .
Желтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.
Поздний серенький рассвет
В поле над овином
Растревожится - нет-нет -
Криком журавлиным.

Дети исполняют песню о перелетных птицах.
Ребенок .
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Девочки с осенними ветками танцуют импровизированный танец под «Вальс» П. И. Чайковского.
Выходит Ноябринка, в руках у нее блестящие султанчики, на голове корона с засушенными листьями.

Ноябринка.
Я, ребята, Ноябринка,
Холодинка и снежинка.
Задремали лес, поляны,
На луга легли туманы.
Спит и пчелка, и жучок,
Замолчал в углу сверчок.
Лишь веселая синица
Вдруг вспорхнет - ей не сидится!
Птиц не будем забывать,
Им придется зимовать.
Пищи надо им так мало -
Ты подвесь кусочек сала!
(М. Дорофеева)

Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» из романа в стихах «Евгений Онегин». Ноябринка исполняет, импровизированный танец с султанчиками под «Романс» Г. Свиридова в грамзаписи или в исполнении на фортепиано. Входит Дождик (мальчик с султанчиками, в колпачке).
Дождик.
Дождик, лейся на поля,
Станет мокрою земля,
И весною рожь, пшеница
Снова будут колоситься.
(М. Дорофеева)

Дождик танцует под музыку «Росинки» С. Майкапара.
Дети.
Дождик, дождик, выходи,
Свою лужицу найди.
(Слова народные) .

Осень проводит соревнование «Пробеги вокруг лужи в одной галоше». Затем предлагает исполнить парный танец, который дети сочинили заранее вместе с музыкальным руководителем и воспитателем (коллективное танцевальное творчество) под «Вальс» Д. Шостаковича.
Осенние сестрички приносят большой бутафорский арбуз, в нем - угощение. Дети благодарят Осень и сестричек и уходят из зала.
Автор сценария М. Дорофеева.