Коррекция девиантного поведения тренинги подростка. Успокаивающие игры с чистой водой

Тренинг для подростков по коррекции девиантного поведения

Задачи:

Помочь подросткам узнать свои сильные и слабые стороны и научиться их использовать;

Научить строить отношения с окружающими, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других.

Оборудование: листы А4, ручки для всех участников, мяч.

Ход тренинга

Разминка

Каждый участник определяет свое самочувствие и настроение сейчас. Высказывает ожидания (опасения) в связи с предстоящим занятием.

1. Знакомство.

Цель: знакомство участников группы, налаживание связей.

Начинается со знакомства, которое происходит в форме игры «Снежный ком», каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним. Что касается имени, то оно может быть как настоящим, так и вымышленным. Главное, что это имя на все групповые встречи.

2. Установка на работу: задачи и правила.

Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедиться в том, что его правильно понимают.

«У нас впереди тренинг, участие в котором может помочь каждому из вас:

Разобраться в своих отношениях с окружающими и начать строить эти отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других;

Понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение к вам окружающих и ваше к ним;

Узнать свои сильные и слабые стороны и научиться использовать и те, и другие;

Строить самого себя и влиять на свою жизнь.

Для того чтобы наш тренинг протекал наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:

1. Правило активности и ответственности каждого за результаты работы в группе: чем активнее будет каждый участник группы, чем больше он внесет в работу группы, тем больше получит пользы вся группа и он сам.

2. Правило постоянного участия в работе: для каждого члена группы участие в работе обязательно.

3. Правило закрытости группы: то, что происходит в группе, не обсуждается за ее пределами.

4. Правило откровенности и искренности: члены группы должны попытаться быть здесь самими собой, говорить то, что думают и чувствуют.

5. «Я – высказывания»: говорить только о себе и от своего лица (Я думаю, Я чувствую и т.п.).

6. Правило «Стоп!»: тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать «Стоп!» и, таким образом, исключить себя из участия; это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает и самого участника, и всю группу в развитии.

3. «Молекулы»

Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2-5 атомов) в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.

Это упражнение способствует раскрепощению участников, сближению, установлению контактов друг с другом.

4. «Мой сосед»

Ведущий просит детей как следует посмотреть друг на друга, обратить внимание на волосы, глаза, прическу, одежду каждого из участников. Затем он просит одного из детей закрыть глаза и задает вопросы о ком-то из группы:

У кого в группе светлые волосы?

Какие глаза у А?

Кто одет в зеленую кофту?

Какая прическа у О?

Какого цвета волосы у твоего соседа справа?

Эта игра обычно проходит очень живо и способствует развитию наблюдательности, интереса друг к другу.

5. Развитие рефлексии

Письменное задание: напишите на листе бумаги (или в тетрадях) 5 своих положительных качеств и 5 - отрицательных. Далее следует обсуждение. Оно может быть более или менее глубоким в зависимости от готовности группы.

6. «Мы с тобой одной крови»

Упражнение выполняется в парах. Задача каждого учащегося найти как можно больше сходств со своим партнером и записать их. Рекомендуемый стиль записей: «Мы оба тактичные», «Мы оба любим слушать музыку» и т.п.

Во время поиска сходств нельзя консультироваться с другими, особенно со своим партнером. На поиск и запись сходств отводится 5 мин. На это время целесообразно включить легкую музыку.

После того, как перечисление сходств закончено, подростки передают списки друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если какая-то запись партнера не устраивает ребенка, то он должен ее вычеркнуть. После взаимного анализа работа обсуждается в парах, особенно если есть вычеркнутые пункты.

Как обычно можно провести общее обсуждение в кругу. Это упражнение способствует осознанию того общего, что есть у всех людей, какими бы разными они ни казались вначале. Пройдя через поиски и осознание общего с одним человеком, ребенок лучше понимает, что при определенном усилии всегда можно найти то общее, что объединяет тебя с другим, каким бы чужим он ни был для тебя в начале встречи. Такая установка позволяет найти общий язык в самых критических ситуациях.

7. «День рождения»

Каждый из участников получает определенную роль, которой должен придерживаться в течение 20 минут, обстановка задается самыми общими словами, больше поведение участников никак не регламентируется, сюжет действа дети строят сами в ходе игры.

Ведущий: «Представьте себе День Рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостя. Сейчас каждый из вас подучит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы будете играть в нашем импровизированном спектакле. Он (спектакль) будет длиться 20 минут Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе».

Это ролевая игра. Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Оригинал, Бестактный, Отстраненный. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть, как соответствующей его типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые вы преследуете. Можно так же каждую роль определить более подробно. Например, «Миролюбец. Пытается улаживать все возникающие разногласия. Боится конфликтов, поэтому всячески избегает острых углов в беседах».

Задача ведущего - внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая поведение каждого из участников, соответствие предложенной роли. В обсуждении можно задать следующие вопросы:

Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?

Трудно ли было играть предложенную роль?

Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни?

Кроме того, можно спросить детей про ту или иную роль:

Какие чувства вызывает у вас подобное поведение?

Следует иметь в виду, что для удачного развития игры участники должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо разогреты предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает некоторое замешательство вследствие неопределенности инструкций и неизвестности правил. Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию участниками стереотипов своего поведения, а также по моделированию поведения. Можно также после этого упражнения попробовать поработать индивидуально в кругу с кем-то из подростков.

8. «Разбор»

Один человек садится в центр круга. Остальных ведущий разбивает на две группы, одна из которых говорит человеку о том, что им нравится в его поведении во время работы в группе, а другая - о том, что не нравится. Так, пока все не посидят в центре круга. Человек, сидящий в центре, имеет право задать одному из присутствующих личный вопрос о своих достоинствах или недостатках. И так, пока все не посидят в центре.

После того, как все побывают в центре - обсуждение:

Как чувствовали себя в центре круга?

О чем было трудно говорить?

Это упражнение обычно воспринимается детьми очень живо и каждый стремится посидеть в центре круга.

9. «Комплимент»

Упражнение выполняется в кругу. Один из детей берет мячик и бросает его кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен вернуть мячик обладателю с приятными словами о нем. Ребенок может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того, как он закончит, мячик передается следующему сидящему в круге. И так, до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.

Рефлексия и окончание занятия.

1. Обсуждение результатов:

Что нового вы узнали о себе?

Как это повлияет или уже повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

Что из увиденного и услышанного вы хотите, я что не хотите применять в своей жизни?

Оправдались ли ожидания (опасения) от тренинга?

2. Оценить с помощью 10 пальцев: усталость, интерес к происходившему на тренинге, желание прийти в следующий раз.

Деятельность школьного психолога с подростками девиантного поведения

Школьный психолог в своей работе с подростками использует индивидуальные и групповые формы работы. В индивидуальной коррекционной работе с девиантными подростками используются следующие методы:

· профилактическую индивидуальную беседу;

· интервью;

· психологическое консультирование;

· индивидуальную психотерапию;

· групповую психотерапию.

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с девиантными подростками является метод психологического консультирования. Особенностями психологического консультирования девиантных подростков в средней школе является:

1) создание адаптационных механизмов, позволяющих приобрести определенную социальную роль в классе;

2) воспитание новых ценностей, соответствующих ценностям группы, класса; идентификация подростка с одноклассниками;

3) мотивация подростка на общение со специалистами;

4) индивидуальный подход, взаимодействие с различными социальными институтами;

5) обозначение социальной роли подростка в сообществе одноклассников для его успешной адаптации;

6) изменение установок и мотивов личностного поведения.

Таким образом, психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с отклонениями в поведении подростка.

В настоящее время школьный психолог в своей практической индивидуальной коррекционной работе может использовать различные методы психотерапевтического воздействия арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, игротерапию, логотерапию, психодраму и др. Рассмотрим некоторые из них.

Метод разговорной психотерапии –логотерапия - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Моритатерапия – метод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный работник предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения. (86)

В групповых формах работы школьный психолог использует основные методические средства:

1. Ролевые игры. В работе с подростками чаще используются ролевые образы, основой которых является принятие социальных и семейных ро­лей (учителя, директора, друзей и недругов, мамы, бабушки и т.п.). Ролевые ситуации позволяют подросткам изменить свои установки, формируют новые, более эф­фективные коммуникативные навыки.

«Мое поведение в конфликте». Подростки делятся на пары, в которых они принимают роли разных предметов (предъявляются карточки: стол и солонка, вилка и ложка, парта и пенал, алая губная помада и синие тени и т.п.). Разыгрываются конфликты. Обсуждается, кто из ребят как себя проявлял в конфликте: насту­пал или оборонялся?

«Как разрешаются конфликты». Ведущий задает учащимся кон­фликтные ситуации, а они, разделившись на три команды, при­думывают и проигрывают варианты их продолжения: наступле­ние, обсуждение, отступление.

Примеры конкретных ситуаций:

Учительница Нина Петровна сделала Толе несправедливое замечание.

Мама лишила Толю на неделю компьютера за несправедливое замечание в дневнике.

Ваня подговорил ребят обстрелять Толю на прогулке горохом из трубочек.

«Как общаться между собой». Выполнение предваряется следу­ющей беседой.

«Все наше общество состоит из мужчин и женщин. Взаимодействие начинается с самого рождения: сначала с родителями, с братьями, сестрами, затем в детском саду, в школе. Вот тут и начинается самое интересное. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, кто вам нравится, кто - нет, с кем бы вы хотели дружить, а с кем - нет, а к VI-VII классу вы уже точно определяете свои симпатии и антипатии. И чем старше вы стано­витесь, тем больше возникает вопросов: можно ли дружить маль­чикам и девочкам в вашем возрасте, а что скажут окружающие, как реагировать на это, как самому начать дружбу и многие дру­гие вопросы. А чтобы лучше всего понять человека, нужно пред­ставит себя на его месте, хотя бы только в игре. Ведь в игре можно проиграть самые невероятные ситуации, придумать всевозмож­ные решения, которые могут помочь в дальнейшем».

Ситуации:



Мальчику нравится девочка, и он хочет пригласить ее на свой день рождения, где будут и другие ребята и девочки. Она не хочет идти. Ей надо отказать так, чтобы он не обиделся.

Мальчик хочет сидеть с девочкой за одной партой. Как ему сказать ей об этом?

У девочки есть два билета на концерт популярной группы (варианты) и она хочет пойти на него с понравившимся мальчиком. Как его пригласить?

(При разыгрывании сценок предлагается переодевание, изме­нение голоса и т.п.)

«Общение с родителями». Подросткам предлагаются ситуации для разыгрывания по ролям. Задача: подростки и родители должны прийти к общему мнению.

Ситуации:

Ты уходишь к другу смотреть новый фильм или играть в новую игру и рассчитываешь прийти домой не раньше 21.00. Но при выходе натыкаешься на отца или на маму, и они говорят, что ты должен быть дома не позже 18.00, иначе не видать тебе компьютера на день рождения.

Родители говорят, что ты ничего не делаешь по дому, и они решили, что ты отныне по выходным будешь мыть посуду. А ты этого терпеть не можешь.

Родители заставляют убирать в комнате каждый день.

«Взросление - это новые роли». Упражнение начинается с рас­сказа ведущего о том, что период взросления очень важен (мно­гие ученые разрабатывали теории взросления), и задача сегод­няшнего дня - поговорить о взрослении как о периоде овладения новыми ролями.

Затем подросткам предлагается собрать «корзинки» известных им семейных, социальных, половых ролей.

Ситуации:

Войди в кабинет директора в роли ученика, учителя, родителя и т.п.

Сказать: «Как ты хорошо выглядишь» из роли директора школы, куратора, сверстника.

После этого ведущий рассказывает о типичных ролевых нару­шениях: неумении принимать различные по содержанию и стату­су роли, неумении продуцировать новые роли, слиянии человека с ролью. Приводятся и обсуждаются примеры. Затем подростки получают карточки с типичными ролями школьников («Класс­ный шут», «Рубаха-парень», «Козел-отпущения

2. Психогимнастические игры. Эти игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными пред­намеренные изменения. Такие изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а также в состояниях и характе­ристиках отдельных ее участников. Поскольку важнейшие изменения - это формирование самопринятия и приня­тия других людей, то для их упорядочивания нами была выбрана структура самосознания личности, согласно которой в самосоз­нании выделяется имя человека, притязание на социальное при­знание, психологическое время личности (ее прошлое, настоя­щее, будущее), социальное пространство (ее права и обязаннос­ти) (В.С.Мухина, 1998). Таким образом, в психогимнастических играх у подростков формируются следующие составляющие само­сознания:

Принятие своего имени;

Принятие качеств своего характера;

Принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

Принятие своих прав и обязанностей.

Приведем примеры упражнений из этой группы.

«Ласковое имя». Участники должны вспомнить, как их ласко­во зовут дома. Затем они бросают друг другу мячик. Тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, нужно запоминать, кто кому бросил мячик. Когда все подростки назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в об­ратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя.

«Имя превратилось...» Участники представляют себе Страну имен, в которой все имена превратились в названия животных (растений), и придумывают, в какое название животного (расте­ния) могло бы превратиться их собственное имя.

«Рисунок имени». Участники представляют, что каждый из них стал известным мореплавателем или врачом, ученым или писате­лем. И уже при жизни решено за большие заслуги перед людьми поставить ему памятник, а на нем написать имя и украсить его интересными рисунками. Подростки придумывают рисунки к своим именам, а затем в альбомах выполняют их рядом с красиво написанным именем.

«Я горжусь...» Подростки закрывают глаза, а ведущий просит их представить лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано: «Я горжусь, что я...» После того как дети вни­мательно рассмотрят красивые буквы, ведущий предлагает им мыс­ленно «дописать» это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.

«Мы - родители». Подростки должны представить, что пре­вратились в родителей, которые очень любят своего ребенка, хо­тят, чтобы он был хорошим, и поэтому дают ему советы, каким ему следует быть. Каждый последующий «родитель» отрицает со­вет предыдущего и дает свой совет.

Примеры:

1. Будь всегда честной.

2. Не надо быть всегда честной, а то скажешь что-нибудь не так и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой.

«Я в будущем». Один из участников выходит к доске, а веду­щий, обращаясь к нему по имени и отчеству, берет у него ин­тервью, спрашивает, кем он работает, что делает, как ему уда­лось добиться такой интересной работы, легко ли было ему учиться и т.п.

«Я в настоящем, я в будущем». Лист бумаги делится на две час­ти, подросткам предлагается изобразить себя в настоящем и буду­щем.

«Хочу в будущем - делаю сейчас». Ведущий говорит о том, что будущее начинается на самом деле в настоящем. Чтобы получить что-то в будущем, надо действовать уже сейчас. Затем он бросает ребятам мячик, называет тот или иной элемент будущего, они придумывают, что для этого нужно делать прямо сейчас. Напри­мер, «В будущем я - директор фирмы», «Сейчас я стараюсь хоро­шо учиться, не отступать перед трудностями» и т. п.

3. Коммуникативные игры делятся на три группы: 1) направлен­ные на формирование у подростков умения увидеть в другом чело­веке его достоинства и давать другому вербальное или невербаль­ное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углубле­нию осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать. Приведем примеры упражнений.

«Мне в тебе нравится...» Ведущий задумывает какое-то каче­ство, которое ему нравится в подростке и прикасается к нему, пытаясь таким образом передать задуманное качество. Подросток должен угадать, какие качества задуманы (можно привлечь к уга­дыванию всю группу). Затем водящими становятся сами подрост­ки. При последующих выполнениях задуманные качества можно передавать взглядом.

«Волшебное зеркало». Подросткам нужно представить, что в клас­се появилось волшебное зеркало, в котором все ранее не замет­ные достоинства человека становятся видимыми и яркими. Затем предлагается посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.

«Строим автомобиль». Группе предлагается построить автомо­биль, в котором каждый из подростков будет какой-либо его ча­стью (мотором, тормозом и т.д.). После этого автомобиль изобра­жается в движении.

«Кто может быть другом». Подростки обсуждают пословицу: «для того чтобы иметь друзей, надо уметь самому быть другом». Делает­ся вывод: друзья сами не появляются, сохранить дружбу - огром­ный труд. Затем каждый участник записывает три качества, кото­рыми должен обладать друг. Все эти выводы пишутся на большом листе, определяется наиболее предпочитаемое (почему?) каче­ство. Подросткам предлагается определить, какими качествами об­ладают они, каких недостает (вслух можно не говорить).

«Трудности в дружбе». Проводится коллективное обсуждение рассказов подростков, ищутся выходы из этих ситуаций.

Ситуации:

1. «У меня много друзей. Я легко схожусь с ребятами и девчонками, умею их слушать и сопереживать, могу дать дельный совет, я веселая, шучу и это очень многим нравится - они ко мне тянутся. Но ведь я тоже человек и мне тоже надо кому-то иногда «поплакаться в жилетку», но, к сожалению, нет такой подруги рядом, а я не могу рассказывать, как некоторые, направо и налево о своих проблемах. И иногда я чувствую себя ужасно одинокой, даже плачу. Как же мне быть?»

2. «До V класса у меня было много друзей, у нас был очень большой и дружный класс. А потом наша семья переехала в другой город. Все лето я переживал, как же я пойду в новую школу? Когда я пришел в новый класс, ребята приняли меня хорошо, в классе были еще новенькие. Я немного успокоился. Но чувствую себя одиноко, так как не нашел себе настоящего друга, хотя прошел уже целый год».

«Крутой подросток». Подростки выполняют рисунок на тему «Крутой подросток». Затем обсуждают эту тему.

При обсуждении используются следующие вопросы:

1. Что такое «крутость»?

2. Почему многим подросткам хочется быть и выглядеть «крутыми»?

3. Можно ли быть «крутым», если ты не пьешь и не куришь?

4. Задания на формирование «эмоциональной грамотности». Эти задания предполагают обучение распознаванию эмоцио­нальных состояний по мимике, жесту, голосу; умению прини­мать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуа­циях.

Для того чтобы понять, как необходимы данные умения, обра­тимся к рассмотрению феномена алекситимии как предпосылке пси­хосоматических расстройств. Сегодня алекситимия понимается в первую очередь как неспособность человека к выражению и описанию в словах своих внутренних переживаний, неспособность к дифферен­циации чувств и телесных ощущений, недостаточность воображе­ния, ригидность. Приведем примеры упражнений из этой группы.

«Незаконченные предложения». Подросткам предлагается закон­чить следующие предложения:

Я чувствую напряжение, когда...

Я чувствую раздражение, когда...

Мне спокойно...

Мне стыдно...

Мне страшно...

Мне радостно...

Мне приятно...

Мне грустно...

«Отгадай чувство». Подросткам предлагается продемонстриро­вать и распознать следующие эмоции и чувства: радость, огорче­ние, восторг, страх, отвага, скука, негодование, восхищение, скорбь, любовь, ненависть, ужас, стыд, волнение (дети предла­гают свои варианты чувств и эмоций). Каждый выбирает и пока­зывает с помощью мимики, жестов какое-нибудь чувство или эмо­цию. Остальные отгадывают, а затем называют и показывают про­тивоположную пару (радость -горе, страх-отвага и т.д.).

«Копилка эмоциональных реакций». Учащимся предлагается вспомнить любые провоцирующие фразы, например: «Выйди вон», - «Ты - дурак бестолковый»; необходимо указать всевозможные от­ветные реакции: крик, слезы, смех и т.д. Таким образом, набира­ется «копилка» эмоциональных реакций.

«Что чувствует Катя». Ведущий предъявляет ситуацию: «Денис и Катя договорились встретиться после школы и пойти на диско­теку. Катя пришла домой, сообщила о предстоящем вечере роди­телям, на что мама сказала: «Никуда ты не пойдешь. Я запрещаю!» Разыгрываются типы реагирования из «копилки», и затем пред­лагается выбрать наиболее успешный вариант, в котором отсут­ствуют чувства обиды, вины, жалости к себе и т.п.

«Как справиться со стрессом». Упражнение начинается с сооб­щения ведущего о том, что 2/3 населения промышленно развитых урбанизированных стран умирает от последствий стресса. Предла­гается подумать, что такое стресс (подростки приводят собствен­ные примеры). Вводятся понятия о стадиях стресса: адаптация, истощение жизненной энергии, а также о стрессорах внешних (холод, шум и т.д.) и внутренних (эмоциональные внутренние состояния: гнев, страх). Далее подросткам предлагается придумать и разыграть этюд: «Мышки на уроке у учителя-кота», затем поде­литься чувствами.

После этого учащиеся коллективно собирают «копилку» ти­пичных стрессовых ситуаций школьников. После обсуждения де лается вывод, что учеба в школе сопровождается болвшим коли­чеством стрессовых ситуаций, поэтому необходимо научиться справляться со стрессом.

В конце предлагается придумать эмблему «Осторожно, стресс!».

«Учимся справляться со стрессом». Учащиеся делятся на три команды и получают задание придумать и разыграть яркую стрес­совую ситуацию в школе, дома, на улице. Далее они сочиняют сказку про антистрессовую палочку: «повернешь ее налево три раза - жизнь пойдет как по маслу, стрессов не будет».

Обсудив результаты первого и второго упражнений, учащиеся делают вывод, что стресс не всегда приводит к отрицательным последствиям и полная свобода от стресса означает смерть.

5. Когнитивные методы. «Педсовет». Подросткам предлагается представить педсовет уче­ников: они сидят и обсуждают, каким должен быть и каким не должен быть учитель. И ученики тоже спорят и не соглашаются друг с другом. Участники игры должны описать поведение учите­лей по схеме «должен - не должен».

Примеры описаний:

1. Учитель должен всегда говорить спокойным голосом, не кричать.

2. Учитель не должен всегда говорить спокойным голосом, потому что дети не будут его слушаться. Учитель должен быть веселым.

6. Дискуссионные методы. Одним из ведущих методов, используемых в социально-психо­логическом тренинге, является групповая дискуссия. Она позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

«Кто я: ребенок или взрослый». На доске чертится таблица (на три колонки: Ребенок - Подросток - Взрослый), и подросткам предлагается в течение 3 -- 5 минут заполнить колонки Ребенок-Взрослый, т.е. определить, что отличает взрослого от ребенка? Что характерно для ребенка и для взрослого?

2.Делается вывод о том, что подросток находится на переходном этапе от детства к взрослости. (81)

Ролевая игра «Мир без наркотиков»

Цель игры: профилактика всех видов химической зависимости (наркомания, алкоголизм, табакокурение). Целевая группа: дети среднего и старшего школьного возраста.

1. Знакомство с детьми.

Цель: определить уровень знаний, направленность интересов участников группы. Проводится при помощи анкеты. При работе в маленьких группах поставленные вопросы решаются более интенсивно. Создается основа для дальнейшей групповой работы.

Материал: анкеты, ручки, бумага. Продолжительность: 15-20 минут.

Участники делятся на группы по 4-5 человек и обсуждают следующие вопросы:

1. Какие зависимости ты знаешь?

2. Как ты считаешь, почему человек начинает употреблять наркотики, алкоголь, начинает курить?

3. Попробуй назвать положительные и отрицательные стороны алкоголизма, табакокурения, наркомании.

Затем группы выносят свое мнение на общую дискуссию. После обсуждения дети могут задать интересующие их вопросы.

Теперь, когда дети определили положительные и отрицательные качества наркотиков, можно предложить им нарисовать антирекламу на наркотики, алкоголь, сигареты, которая сообщила бы правду о продукте (работа в группах).

Материал: фломастеры, карандаши, краски, бумага.

Временные рамки: 15-20 минут. Цель: смена деятельности, участники закрепляют полученную информацию. Если есть специально отведенное помещение, оно оформляется рисунками на период работы мастерской.

Участники рисуют, затем рассказывают группам о своих рекламах.

2. Ролевая игра.

Цель: осознание и выражение своего отношения к проблеме наркомании.

Материал: карточки с ролями. Продолжительность: 40 минут.

Шаг 1. Описание игровой ситуации. Группа - это отдельный муниципальный округ огромного города, здесь живут люди разного возраста и разных профессий. Городская Дума обеспокоена ситуацией с распространением наркотиков в молодежной среде и рассмотрит любые предложения о том, как можно защитить подростков от наркотиков. Уже назначен день Слушаний в Думе по этому вопросу. Сейчас происходят предварительные дебаты и обсуждение этого вопроса в данном муниципальном округе. На сегодняшнее совещание пришли люди различных профессиональных и социальных групп.

Шаг 2. Всем участникам раздаются карточки с ролями: участковый милиционер, врач, журналист, бизнесмен, советник по делам молодежи (чиновник), священник, педагог, родитель.

Шаг 3. Участники рассаживаются малыми группами согласно полученной роли. Образуются группы милиционеров, врачей, журналистов и т.д. Каждая группа обеспечивается бумагой и фломастерами.

Шаг 4. Ведущий игры благодарит присутствующих за то, что они согласились поучаствовать, выражает надежду на плодотворное сотрудничество и говорит о том, что перед сегодняшним собранием поставлена задача - разработать предложения в городскую программу защиты подростков от употребления наркотиков. Защитить детей от наркотиков можно по-разному: ограничить доступ к наркотикам, научить детей отказываться, напугать их, разрабатывать новейшие методы излечения от наркомании... и т. д. Ведущий просит малые группы составить свой список - что значит «защитить молодежь от наркотиков» - с точки зрения их роли (профессиональной или социальной). Группы работают самостоятельно. Время: 15 минут.

Шаг 5. Группам предлагается проранжировать свой список, выбрать из него три самых важных направления и придумать по два мероприятия, реализующих данные подходы (все фиксируется на листе бумаги). Иначе говоря, необходимо написать, что конкретно делают представители этой группы для защиты населения. Например: для журналистов - защитить = информировать (что еще?), для милиционеров - защитить = посадить в тюрьму торговца (что еще?) и т.д. Далее группа указывает примеры мероприятий, которые они предполагают провести: рейды, конкурсы, обучающие программы, строительство социальных центров или (что еще?). Группу предупреждают, что свой выбор «действий» она должна будет обосновать перед общим собранием. Время - 7 минут.

Шаг 6. Выступающая группа рассказывает о своих предложениях и фиксирует выводы на доске.

Ведущий дает слово представителям всех групп, просит задавать уточняющие вопросы по ходу, но воздерживаться от оценочных высказываний.

Время - 3 минуты представление, 3 минуты -уточняющие вопросы.

Шаг 7. Ведущий благодарит всех за работу и просит передать листочки в соседнюю группу.

Шаг 8. Ведущий предлагает участникам отвлечься от своих ролей и взглянуть на написанное перед ними со своей собственной точки зрения. Ведущий спрашивает: «Как бы вы отнеслись к тому, чтобы все, что вы видите перед собой, проводили с вами, в вашей школе?»

Шаг 9. По результатам ролевой игры проводится дискуссия. Цель - выработка стратегии профилактики наркозависимости, которая была бы наиболее адекватно воспринята молодежью (с акцентом на активную позицию молодежи в работе).

Дискуссионный клуб (Родители - дети)

Цель: улучшение отношений между участниками, повышение культуры внутрисемейных отношений, снижение уровня конфликтности в семье через нормализацию системы требований и распределение прав и обязанностей.

Примечание: подобные формы работы могут проводится на различные темы с обязательным учетом пожеланий участников и быть использованы при работе с учителями, родителями, молодежью.

Время проведения: 2-2,5 часа.

Количество участников: желательно не более 50 человек.

Необходимые материалы: ватман (доска], маркеры, ручки, бумага.

План:

1. Вводная: представление ведущих и участников.

2. Разминка-представление. Участники представляются и называют одного известного человека с таким же именем.

3. Правила работы (важно, чтобы и родители, и дети приняли правила работы «здесь и сейчас», не переходить на личности, говорить от своего лица].

4. Разбивка на команды: родители - дети. В каждой команде выбираются ответственные за соблюдение правил.

5. Каждой группе предлагается обсудить следующий вопрос: какими правами и обязанностями в семье должны обладать дети (отвечают взрослые) и родители (отвечают дети)? Составленные списки не обсуждаются и остаются в группах.

6. Групповое обсуждение: Какой стиль взаимоотношений в семье был бы для вас предпочтительнее? На чем основываются подобные взаимоотношения? Что или кто влияет на налаживание и поддержку оптимальных взаимоотношений в семье? Предполагается, что оптимальным стилем взаимоотношений будет партнерский и демократический, т.е. права и обязанности должны быть равными.

7. Группам предлагается передать листочки с ответами на первый вопрос.

8. Групповое обсуждение вопросов .

Что для вас важно в семейных отношениях?

Как вы думаете, реальны ли списки прав и обязанностей, составленные вами?

Что значит «хорошая семья»?

Что значит быть ответственным в семейных отношениях?

отношениях?

До какого времени дети остаются детьми?

Как можно разделить ответственность в семейных отношениях

Какие вопросы вам трудно обсуждать?

Тематическое занятие для учащихся старших классов «Наркотик - стоит ли ему доверять»

Цель: изменение отношения к употреблению ПАВ в молодежной среде, социально-психологическая оценка ситуации с употреблением и осведомленностью о проблеме наркотиков в подростково-молодежной аудитории.

1. Знакомство. Представление целей и задач занятия. Участникам предлагается, перекидывая мяч, назвать свое имя и то, чем бы он хотел бы заниматься на сегодняшнем занятии, что ждут и чего опасаются от результатов занятия.

2. Выработка правил. Основное – создание атмосферы доверия и презумпции невиновности, т.е. если кто-то много говорит о наркотиках, то это не значит, что он употребляет их.

3. Прояснение запроса (что бы вы хотели узнать, о чем поговорить?).

4. Разминка «пересядьте те, кто...»

5. Ассоциации на слово «наркоман». В быстром темпе, перекидывая мяч, учащимся предлагается назвать первые приходящие в голову ассоциации со словом «наркоман». Двое ребят записывают их у доски. Создается картина -

портрет человека, злоупотребляющего наркотиками. Вопрос к аудитории: Хотите ли вы стать таким человеком? (предполагается, что нет).

Обсуждение:

Человек, который употребляет водку, не стремится стать алкоголиком. Подросток, который экспериментирует с наркотиками, не стремится стать наркоманом. Насколько вы уверены в том, что не станете зависимым от наркотиков?

Одной из наиболее эффективных форм воздействия на личность с отклоняющимся поведением является поведенческая коррекция. Здесь особая роль отводится квалификации консультанта и элементу сотрудничества между подростком и психологом. Так же используются методы коррекции поведения у подростков.

Стимулирование позитивной мотивации.

Формированию девиантного поведения способствуют механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с отклоняющимся поведением имеет устойчивую мотивацию к сохранению такого поведения.

Изменить девиантное поведение можно стимулированием мотивации желательного поведения. Очень важно дать понять подростку, что его поведение создает ряд проблем в первую очередь для него самого и изменение такого поведения от этих проблем избавит. Подросток должен четко представлять насколько он хочет изменить свое поведение и зачем ему это нужно. Правильная мотивация поможет подростку сформировать желательное поведение. девиантное поведение подросток

Методы коррекции эмоциональных состояний.

Корректировать эмоциональное состояние можно по методике систематической десенсибилизации (происходит уменьшение силы эмоций) и тренинга релаксации или уверенности (выработка альтернативных реакций). Метод, разработанный Д.Вольпе, включает в себя релаксацию, представление шкалы тревожных ситуаций и воображение таких ситуаций с последующим расслаблением. Подросток учится адекватно реагировать на тревожные ситуации. Страх и беспокойство могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, противоположными страху, например с релаксацией.

Методы само регуляции.

Между перенапряжением мышц и такими эмоциональными состояниями как тревога, страх, беспокойство существует тесная взаимосвязь. Умение расслабляться помогает устранить или значительно снизить эмоциональный дискомфорт. Э.Джекобс разработал тренинг мышечной релаксации, включающий в себя попеременное напряжение и расслабление мышц. Тренинг будет более результативным, если будет включать в себя вербальную и ментальную релаксацию.

Еще одним методом самоконтроля является метод само регуляции. Он предполагает изменение среды, вызывающей деструктивное поведение(исключение еды из поля зрения при коррекции веса) или награду за правильное поведении.(покупка одежды, развлечения).

Когнитивное пере структурирование.

Девиантное поведение может быть вызвано искажениями в когнитивных процессах, таких, как восприятие, умозаключения, трактовка, воображение и т.п. При их пере конструировании можно ожидать изменений в сферах эмоций и поведения. Одним из приемов этого метода может использоваться указание противоречий в суждениях подростка. Другим эффективным методом является распознавание и коррекция негативных мыслей. Такие убеждения как «Я неудачник», «У меня ничего не получается», «Я плохой», «Я ничего не умею» зачастую сопровождают депрессию, алкогольную или наркотическую зависимость. Важно, чтоб подросток мог исследовать свое поведение и убедился в неадекватности дисфункциональных мыслей. Необходимо чтоб он осознал, что эти ложные убеждения являются причинами большинства его проблем.

Методы угашения нежелательного поведения.

Основным методом является наказание. Оно может использоваться как отсутствие положительного подкрепления на нежелательное поведение, как использование отрицательного подкрепление на нежелательное поведение и как исключение подростка из ситуации, в которой девиантное поведение может быть одобрено.(перевод в другую школу)недостаток методов в тот, что они гасят девиантное, но не формируют желательное поведение.

Методы формирования позитивного поведения.

В формировании желательного поведения основную роль играет позитивное подкрепление. Важно, что подкрепление было индивидуально значимым. Обязательно должна быть сформирована четкая связь «желательное поведение - немедленное положительное подкрепление». Необходимо исключать такие ситуации, когда ошибочно происходит подкрепление отклоняющегося поведения. Например, после попытки суицида (побега из дома) подросток получает награду - повышенное внимание и заботу семьи.

Системно-структурный подход.

Теоретическую и методологическую основу данного исследования составил системный подход, в основе которого лежали идеи Л. Берталанфи (1973), систематизированные в психологии в трудах Б.Ф. Ломова (1971) и встречающиеся до этого уже в работах Б.Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.

В ходе исследования, мы исходили от представления о том, что подросток участвует в большом количестве подсистем, которые тесно взаимосвязаны между собой. Изменение любой из подсистем, в которой состоит подросток, несет изменения в его личности и поведении. Таким образом системный подход позволяет рассматривать максимальное количество вариантов, которые способствуют развитию девиантного поведения у подростков или же предупреждают его.

Принцип детерминизма. (Рубинштейн С.Л., 2001). Данный принцип позволяет нам говорить о том, что нарушения в поведении причинно обусловлены и являются следствием неблагоприятного действия ряда факторов. Сюда относятся микро- и макросоциальные условия развития подростка, которые так или иначе могут повлиять на возникновение нарушений поведения у учащихся. Кроме того, нарушения в поведении могут являться следствием повышенной тревожности, неадекватной самооценки и других особенностей личности.

В данной курсовой работе принцип детерминизма предполагает, что развитие у подростков нежелательного или отклоняющегося от нормы поведения зависит от большого количества факторов: от неосторожного замечания до жесткого обращения с подростком.

Личностный принцип.(Ананьев Б.Г., 1977; Рубинштейн С.Л., 2001). В данном случае предполагается рассмотрение личности как единого целого, а также того, что каждый индивид является индивидуальной и неповторимой личностью, обладающей как общими, свойственными всем людям характеристиками, так и уникальными, свойственными ему одному, качествами.

В данной работе личностный принцип предполагал учет индивидуальных особенностей подростков при выявлении у них форм девиантного поведения и подборе методов коррекции поведения.

Выводы

1. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. Чаще всего нарушения поведения встречаются в младшем и среднем пубертатном возрасте - 12-13, 14-15 лет. Различные формы отклоняющегося поведения не всегда закрепляются. С возрастом они могут сглаживаться или вовсе исчезать.

2. Девиантное поведение, как правило, возникает не из-за не случайного стечения обстоятельств, а в результате продолжительного действия целого комплекса факторов и имеет разные формы проявления. Причиной девиантного поведения подростка может оказаться его неспособность социально приемлемым способом компенсировать свою неприспособленность к социальному окружению.

3. Методы коррекции девиантного поведения подростков ориентированы на исправление отклоняющегося поведения личности, на перестройку мотивационной сферы и самосознания. Так же в коррекции девиантного поведения большую роль играет семья.

Елена ГЕДЗЬ,
Нина СЕРЕДЕНКО,
психологи центра
психолого-педагогической
реабилитации и коррекции
«Ясенево», г. Москва

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Психологический тренинг
внутригруппового взаимодействия

Э та программа является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность «здесь и теперь» попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.
Содержание занятий составлено с учетом американской профилактической программы Гила Ботвина «Тренинг жизненных навыков».

Цель программы
Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Задачи программы
Выработка адекватных и эффективных навыков общения.
Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы.
Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.

Структура программы
Программа состоит из трех блоков :
1. Профилактика зависимых состояний.
2. Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем).
3. Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.

Этапы работы
Занятия по программе проводятся 1 или 2 раза в неделю. При режиме работы 2 раза в неделю продолжительность программы 8 недель; при однократных встречах - 16 недель.
1-й этап. Исходное тестирование участников группы с целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы и типичных способов взаимодействия.
2-й этап. Непосредственная работа над темами программы.
3-й этап. Проведение итогового тестирования. Получение обратной связи от подростков по результатам тренинга.
4-й этап. Обработка результатов тренинга, проведение «круглого стола» с преподавателями для анализа и подведения итогов работы.
5-й этап. Встреча с родителями (по их желанию).

Занятие 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения
Задачи:
информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий;
установить принципы работы в группе;
сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;
формировать у членов группы установку на взаимопонимание;
формировать первые впечатления друг о друге.
Время: 1 час 45 минут.
Место занятия: тренинговый класс.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.

I. Принципы работы в группе
По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение - принять его или отвергнуть.
1. Искренность в общении
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа - это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.
2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.
3. Право каждого члена группы сказать «стоп»
Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.
4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого.
5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого
Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
6. Высказываться деликатно, аккуратно.
7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях.
8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.
Принципы вводятся ведущим:
9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на ведущего.
10. Ввести лимит времени, который будет ограничивать и задавать рамки каждого занятия.
11. Попросить детей предложить дополнительные принципы , если они сочтут это необходимым.

II. Представление
Предложить каждому члену группы представиться. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.

III. Взаимное интервью
Участники разбиваются на пары и в течение 10–15 минут проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого.
В этой процедуре более высок обучающий эффект, так как есть хорошая возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему достоверно представить психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Участники также задают любые вопросы.

IV. Выводы
Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге. Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее сотрудничество.

Коррекционно-развивающая работа

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ поведения и эмоций У ПОДРОСТКОВ

Программа разработана кандидатом психологических наук,

старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании

Института педагогического образования Российской академии образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

НАРУШЕНИЙ

Поведения и эмоций

У ПОДРОСТКОВ

Программа разработана кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником лаборатории психологических исследований в педагогическом образовании Института педагогического образования Российской академии образования

Федосенко Екатериной Владимировной

Упражнения, отмеченные звездочкой (*) , взяты из книги: Керрел С. Групповая психотерапия подростков. СПб., 2002 (Адаптированы и модифицированы автором программы)

(источник - «Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги», СПб.: Речь, 2009)

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ

НАРУШЕНИЙ поведения и эмоций У ПОДРОСТКОВ

Тема 1. «Общение»

Занятие 1

Цели.

  1. Усиление развития группового единства,
  2. увеличение степени самосознания и знания о других с помощью обратной связи.

Приветствие.

Форма приветствия может быть сохранена или изменена по желанию детей.

Упражнение «Лишний стул».

Цель игры – настройка группы на откровенность.

Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все. К кому относится высказанное предложение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие.

Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например: «Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на занятия».

Продолжительность игры 10 – 15 минут.

Упражнение «Знакомство».

Цель игры – усилить развитие группового единства.

Ведущий по заранее приготовленной инструкции читает или пересказывает вопросы, помогающие членам группы больше узнать друг о друге. Перед началом игры стоит сделать акцент на том, что каждый должен отвечать на вопросы, внимательно слушать товарищей, осознавая важность и уникальность каждого присутствующего.

Продолжительность игры 30 – 40 минут.

Примерные вопросы для ведущего:

  1. Ваша любимая музыкальная группа, исполнитель?
  2. Чем бы вам хотелось заниматься через пять лет?
  3. Ваш любимый цвет и почему?
  4. Ваше любимое время года и почему?
  5. Расскажите о лучшем дне в своей жизни.
  6. На какое животное вы похожи и почему?
  7. Каково ваше самое раннее детское воспоминание и почему?
  8. Если бы у вас было 100 тысяч рублей, что бы вы с ними сделали?
  9. Какое неприятное событие в вашей жизни произвело на вас самое сильное впечатление?
  10. Есть ли у вас хобби? Расскажите о нем.
  11. Какой стиль одежды вы предпочитаете и почему?
  12. Назовите, пожалуйста, одну причину, по которой вам хочется находиться в группе, и одну причину, по которой не хочется быть здесь.
  13. Ваш любимый фильм?
  14. Человек, о котором я узнал сегодня больше всего, это…
  15. Человек в этой группе, с которым я бы мог провести много времени на необитаемом острове, это… Почему?
  16. Самый жизнелюбивый человек в этой группе – это…
  17. Человек в этой группе, о котором мне хотелось узнать побольше, это…
  18. Что я жду от занятий?

Завершение занятия. Группа может придумать свой ритуал завершения занятия.

Занятие 2

Цели.

  1. Отработка навыков эмпатии, слушая партнера;
  2. уменьшение чувства изоляции благодаря обмену обратной связью с членами группы.

Приветствие.

Упражнение «Добрые слова».

Цель игры – создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.

Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, мяч, и т.п.) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплементов.

Продолжительность игры 10 минут.

Упражнение «Светлые надежды, темные опасения * ».

Цель игры – определить свои мечты и опасения, повысить эмпатию к другим членам группы, объясняя содержание рабочих материалов партнера.

Рабочие материалы: рабочий бланк «Светлые надежды, темные опасения», карандаши или ручки.

Ведущий раздает участникам рабочие материалы и предлагает им вспомнить их самые заветные мечты и опасения, а затем записать их на бланке. После того как каждый закончит работу, участников разбивают на пары и каждая пара обсуждает свои записи, задает друг другу вопросы для более полного понимания. Затем собирают всех участников, и каждый член группы рассказывает о работе своего партнера в общем кругу. Группа может задавать вопросы, уточнять, но только у того, кто представляет работу, а не у автора. Далее автор сам рассказывает о своей работе. После этого вызывают следующего участника, и так по кругу.

В заключение можно задать несколько вопросов и обсудить их:

  1. Насколько похожи высказанные надежды и опасения?
  2. Насколько важно понимать точку зрения других людей?

Завершение занятия (см. занятие 1).

Занятие 3

Цель.

  1. Составление представления о важности доверия в группе.

Упражнение «Договоримся без слов».

Цель игры - рефлексия группы о поиске взаимопонимания между людьми .

Ведущий объясняет правила игры: по сигналу все члены группы «выбрасывают» от одного до пяти пальцев. Задача - показать одновременно всем одинаковое количество пальцев. Договариваться с помощью слов в игре запрещено. Ведущий считает количество попыток.

В результате обсуждения выявляется, что мешает и что помогает договориться.

Упражнение «Слепой и поводырь».

Цель игры - создание условий для развития у подростков способности доверительно относиться к людям. Материалы: платки, шарфы для завязывания глаз.

Участников делят на пары, одному из них завязывают глаза, второму предлагают провести партнера по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. По завершении работы пары (5-7 минут) участники меняются ролями.

В заключение обсуждаются вопросы:

  1. Как вы себя чувствовали в роли «поводыря»?
  2. Как - в роли «слепого»?
  3. Что вам понравилось в этом упражнении?
  4. Чему вы научились?

Продолжительность игры - 30 минут.

Занятие 4

Цели.

  1. Обсуждение опыта пребывания в позитивной и негативной группах;
  2. рассмотрение общих возможностей группы в сравнении с возможностями одного человека.

Упражнение «Камешки дружбы» * .

Материалы: банка или любая емкость; камешек или бусинка для каждого участника, шарики с отверстиями (они не должны быть совсем легкими); нить, леска, если вы хотите сделать ожерелье, краски и кисти, если вы хотите рисовать на камнях; клеенка, чтобы постелить ее под банку с водой; доска или планшет.

Ведущий ставит емкость с водой в центр группового круга.

Участникам сообщается, что сегодня им предстоит рассмотреть проблему групп и членства в группах, а также обсудить дружбу в этих группах.

Затем участникам предлагается составить список позитивных и негативных групп. Ведущий пишет задание на доске; в случае если подростки недостаточно зрелые, им может потребоваться ваша помощь. Ниже приводится памятка для ведущего.

Позитивная группа:

  1. позволяет тебе быть самим собой: тебе не нужно меняться, чтобы быть ее членом;
  2. позволяет тебе быть несогласным;
  3. приветствует индивидуальность;
  4. оказывает поддержку, когда у тебя проблемы;
  5. позволяет членам уйти, если они этого хотят; не требует преданности членов.

Негативная группа:

  1. настаивает на том, чтобы ты мыслил, чувствовал и вел себя так, как предписывает группа;
  2. не позволяет иметь другую точку зрения;
  3. настаивает на приверженности мнению большинства;
  4. не позволяет тебе уйти;
  5. может потребовать доказательство верности, настаивая на уча стии в нечестных, подлых, криминальных или агрессивных действиях.

Каждому участнику (по кругу) предлагается определить позитивную и негати вную группы, членом которых он был (напомните, что семья тоже (считается такой группой, а также лагерь, кружок, спортивная команда, молодежная банда и т. п.).

Передавая корзину с камешками по кругу, предложите каждому участнику выбрать свой камень (камень, который чем-то похож на них самих, привлекает внимание, стимулирует воображение и т. д.).

Одному из участников предлагается бросить свой камень в воду (камень остается в воде), затем еще один участник бросает камень.

Возможности группы (в сравнении с возможностями одного человека) были продемонстрированы.

Теперь группа делает ожерелья из камешков или рисует на них (в зависимости от материала).

Ведущий тем временем напоминает участникам, что камешки - это символы, напоминающие об участии в группе, и поощряет подростков носить ожерелья или приносить разрисованные камешки (их можно хранить в классе для занятий).

Продолжительность игры - 45-50 минут.

Тема 2. «Личность»

Занятие 5

Цель.

  1. Расширение знаний о себе благодаря получению от других обратную связь.

Упражнение «Ассоциации».

Цель игры - больше узнать о себе с помощью обратной связи.

Участникам предлагается выбрать категорию, в которой они будут работать, например, «машины», «цветы», «времена года», «цвета», «животные», «растения» и т. д. Далее каждый участник должен письменно сравнить всех членов группы в соответствии со своей категорией. Например, у Миши категория «животные», на своем листке он пишет: Аня - заяц, Коля - тигр, Рома - енот и т. д. В итоге каждый участник игры получает перечень таких ассоциаций (необходимо еще раз напомнить подросткам о запрете на издевательские и унижающие сравнения, высмеивания).

Каждый участник, получивший такой лист, может высказать свое мнение по поводу ассоциаций, согласиться или не согласиться с ними, главное - не допустить, чтобы кто-то из ребят обиделся на автора ассоциаций. Необходимо объяснить, что это мнение другого человека, которое можно принять или не принять, но в любом случае необходимо подумать над информацией и сделать выводы.

Продолжительность игры - 20 минут.

Упражнение «Предмет, похожий на меня».

Цель игры - расширить знания о себе, рассказывая о себе в связи с выбранным предметом, получая обратную связь.

Материалы: различные предметы, которые сможете найти, например коробка, кукла, мяч, мягкая игрушка, коробка или подушка в виде сердца; маска волшебника, Деда Мороза, ножницы, еловая шишка, головоломка (пазл) и т. д. (Необходимо, чтобы предметы обладали ассоциативным потенциалом, способным вызвать некоторые реакции.)

Ведущий раскладывает материалы на столе и предлагает каждому участнику по очереди выбрать похожий на него предмет и объяснить свой выбор. Остальные члены группы реагируют на самопрезентацию, давая обратную связь каждому участнику. С помощью обратной связи самопрезентацию подтверждают или оспаривают.

Занятие 6

Цель.

  1. Повышение уровня самосознания через завершение вслух предложений, высказанных перед группой.

Упражнение «Рыба для размышления * ».

Материалы: методика «Неоконченные предложения»; корзина, коробка или другой контейнер.

Ксерокопии страниц с текстом разрезаются, складываются и помещаются в контейнер, который ставится в центр круга. Каждый член группы по очереди ловит «рыбу», доставая из корзины бумажку с неоконченным предложением. После этого он возвращается на свое место и вслух читает предложение, завершая его собственными словами. После ответа каждого участника следует обсуждение, длительность которого определяет ведущий, дающий сигнал перехода очереди к следующим «рыболовам».

Ведущему необходимо вызвать обсуждение даваемых ответов. Временные рамки здесь важны потому, что вы должны обеспечить каждому участнику возможность закончить предложение, хотя обсуждение и самостоятельное взаимодействие - индивидуальный вариант. Способствуйте дискуссии и взаимной обратной связи.

Предложения составлены таким образом, что их завершения содержат в себе личную информацию об отвечающем.

Продолжительность игры - 40 минут.

Занятие 7

Цели.

  1. Увеличение степени самосознания путем объяснения подростками, почему им нравятся те песни, которые они выбрали, и что эти песни говорят о них;
  2. тренировка навыков эмпатии, слушая других и предоставляя им обратную связь.

Упражнение «Хит-парад»*.

Материалы: магнитофон или CD-плеер для группы, много кассет или дисков с записями современной музыки (предоставляемых самими подростками).

Не забудьте прослушать песни до занятий, так как в них может оказаться нецензурная лексика; предупредите участников, что такой материал приниматься не будет.

Продолжительность игры - 50 минут.

Занятие 8

Цель.

  1. Работа над самоидентичностью путем создания своего символ при помощи воображения и методами креативности, развитие Я-концепции подростков.

Упражнение «Ершик-виртуоз»*.

Материалы: цветные кухонные ершики (крупные, подобранные в хозяйственных или универсальных магазинах), по одному для каждого участника; история, выбранная ведущим для чтения.

Ведущий читает группе историю, в то время как ее члены используют ершики для создания образа («автопортрет», «скульптура», «символ»), с которым они могут себя отождествить. История может иметь отношение к какому-либо конкретному символу, но символ может быть и не связанным с историей. В конце истории каждый участник представляет всем остальным свое «ершиковое создание» и объясняет его значение.

Ведущему нужно выбрать историю, иллюстрирующую некую желаемую добродетель, такую как честность, внутреннюю целостность, толерантность, мудрость и т. д. Это может быть сказка или рассказ, история не должна быть слишком длинной или, наоборот, короткой. Ее цель - привлечь внимание ребят.

После окончания истории каждый участник представляет свой символ и рассказывает о нем. Закончить упражнение можно обсуждением увиденного. Можно спросить участников, были ли они удивлены чьим-нибудь символом или объяснением.

Занятие 9

Цели.

  1. Подкрепление позитивного восприятия себя,
  2. отреагирование позитивных черт товарищей.

Упражнение «Драгоценные качества»*.

Материалы: бумага и карандаши для составления списков; кожаные ремешки, проволока и другие материалы для изготовления браслетов и ожерелий; бусинки разных размеров, форм, цветов и материалов.

Участники группы составляют список из пяти качеств, которые им в себе нравятся. Затем они выбирают по одной бусинке на каждое из этих выбранных качеств. Каждую бусинку надо выбирать тщательно, чтобы потом они напоминали о соответствующем качестве. Эти пять бусинок каждый использует для изготовления своего браслета или ожерелья.

Когда группа закончит создание «ювелирных украшений», дайте каждому участнику возможность показать свое творение и расска зать о том, какую черту характера представляет каждый его элемент.

Продолжительность игры - 40-50 минут.

Тема 3. «Семья»

Занятие 10

Цели.

  1. Осознание положения вещей в своей семье, которое раньше могло сознательно не отслеживаться;
  2. определение возможностей для изменения в своих семьях,
  3. улучшение навыков самонаблюдения, определяя собственную позицию в семье.

Упражнение «Скульптура семьи».

Каждый участник по очереди превращается в скульптора. Он воссоздает свою семью в виде живой скульптуры, выбирая других участников группы на роли ее членов и располагая их в комнате так, чтобы они символизировали обстановку в семье.

Можно привести примеры: силу и контроль можно выразить, поместив властных членов семьи выше слабых. Если мама обладает властью, ее можно попросить встать на стол. Члены семьи, лежащие на полу, изображают бессилие. Близкие или холодные отношения можно отразить при помощи расстояния между членами семьи. В идеале, скульптор выбирает кого-то, кто занимает в скульптуре его собственное место. Это не всегда возможно, когда число членов семьи превышает число членов группы.

Завершив скульптуру, ее создатель интерпретирует свою работу, объясняя, почему члены семьи расположены именно так.

После этого ведущий предлагает скульптору перестроить скульптуру, придав ей такой вид, какой бы он хотел видеть свою семью.

Продолжительность игры - упражнение может продолжаться 2-3 занятия.

Занятие 11

Цели.

  1. Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний;
  2. отреагирование болезненных воспоминаний.

Упражнение «Семейные истории»*.

Материалы: листы бумаги для рисования и цветные фломастеры.

Участникам раздаются бумага и маркеры.

Лист бумаги делится пополам темной линией, которая символизирует границу между счастьем и несчастьем, которое происходит на листе, то есть в семье.

Ребятам говорится, что в каждой семье случаются как хорошие события, так и плохие, и их просят нарисовать на одной половине листа счастливое воспоминание, связанное с их семьей, а на другой - несчастливое воспоминание.

Когда группа закончит рисовать, предложите каждому участнику по кругу представить свою историю, изображенную на картинке.

Продолжительность игры - 40-50 минут.