Кто придумал пододеяльник. История возникновения постельного белья

Давно стало для нас привычной обыденной вещью. И пользуясь им, мы даже задумываемся, когда и где оно появилось, каким оно было раньше, и как люди вообще могли без него обходится.

Мы редко интересуемся историей происхождения вещей окружающих нас с рождения и применяемых в повседневной жизни. Они настолько привычны, что мы даже не представляем как можно обходится без них. Именно к этой категории вещей можно отнести постельное белье.

Когда-то давно не существовало ни постельного белья ни подушек и матрасов, и то и другое людям могли заменять охапка сухой листвы или травы, циновки, шкуры животных, шерсть, хлопок. Человек всегда стремился сделать с помощью доступных средств и материалов спальное место максимально удобным, и со временем обязательными атрибутами постели стали матрасы, одеяла и подушки и постельное белье. Одна из версий возникновения постельного белья говорит, что оно появилось в Древнем Риме. В то время постельное белье было дорогим и позволить его себе могли только обеспеченные граждане Рима.

Позднее постельное белье узнали и стали использовать и в других странах, но очень долгое время оно было роскошью, которая была доступна небольшой обеспеченной части населения. Доступным широкому кругу населения постельное белье стало благодаря индустриализации текстильной промышленности, когда с появлением текстильного оборудования и механизацией процесса производства значительно снизилась стоимость ткани. Но вернемся немного назад. Тот вид, которым мы привыкли пользоваться, постельное белье приобрело к 15 веку. Именно тогда в моду вошел белый цвет белья, а его производство было сродни искусству, изготовленное вручную, постельное белье украшалось дорогими кружевами и вышивкой, оно было предметом гордости своих владельцев. В 17 веке особой популярностью в Европе стало пользоваться постельное белье из льна и дамасского шелка. Каждый предмет был уникальным, он изготавливался вручную и отличался уникальным дизайном. По желанию заказчика белье могло быть украшено вышивкой с монограммой или гербом владельца. Стараниями мастеров, украшенное кружевами, вышивкой и разнообразной техникой росписи, постельное белье приобретало изысканность и красоту, доступное только богатым людям, оно передавалось по наследству и становилось частью приданого. В широкий обиход постельное белье вошло только в 19 веке.

Пододеяльники, ставшие обязательной составляющей комплекта постельного белья, появились примерно в середине двадцатого века, до этого его просто заменяла простыня которая находилась между одеялом и спящим человеком. Именно этой простыне пододеяльник обязан своим названием, ведь он заменил простыню которая клалась под одеяло. Примерно в это же время постельное белье стали производить и продавать комплектами, наволочки, простыня и пододеяльник производились из одинакового материала и какие либо украшения комплекта типа вышивки или кружев выполнялись в одном стиле. Стоимость белья помогло понизить развитие производства и появление новых технологий. Кружева ручной работы сменили более дешевые машинного производства, ручная вышивка тоже была заменена на машинную. Стала применяться многоцветная цветная печать на ткани.

На постельное белье тоже существует мода и не редко французские и итальянские дома моды предлагают новые коллекции белья. В Европе постельное белье производят преимущественно из сатина и бязи, в Америке из перкаля и поплина, а консервативная Англия отдает предпочтение постельному белью из льна. Современная лёгкая промышленность России производит постельное бельё в ассортименте, способном удовлетворить даже самых взыскательных и капризных покупателей. Особенным спросом и популярностью у потребителей пользуется постельное белье ивановских производителей, их продукция отличается высоким качеством и разумными ценами. Огромный ассортимент КПБ производимых в Иваново позволит приобрести красивое исходя из вашего вкуса и финансовых возможностей.

Первые подушки, предположительно, появились в древнем Египте, хотя с современными подушками у них нет ничего общего. Они представляли из себя изогнутую дощечку на подставке с их помощью старались не испортить во сне сложные прически.

Вплоть до 19 века деревянные подушки были распространены в Японии.

В Китае материалом для изготовления подушек были камень, железо и фарфор, это были жесткие подставки прямоугольной формы.

Во многих культурах на подушку наносились изображения и символы, которые как считалось могли защитить спящего от злых духов.

Считается, что первой постельным бельем из шелка в Европе стала пользоваться мадам Помпадур.

Во франции женщин трудившихся над изготовлением постельного белья называли белошвейками, так как все материалы с которыми они работали были белого цвета.

По утверждениям биографов Мерлин Монро пользовалась исключительно шелковым постельным бельем, которое заказывала в Китае.

В Италии, например, так и не привыкли использовать пододеяльники и продолжают пользоваться откидными простынями.

В средние века в России крестьянам постель заменяли набитые соломой мешки.

В Кремле в середине шестнадцатого века существовала Постельная палата. Целью её образования было создание и хранение постельного белья для всей царской семьи.

Петр-I для обучения русских девушек плетению кружев для постельного белья пригласил в Новодевичий монастырь мастериц - монахинь из Фламандии.

В России обязательным атрибутом постельное белье стало в 19-м веке. Материалом для изготовления был лен, а украшалось оно елецкими и вологодскими кружевами.

Обязательной частью приданого для невесты было постельное белье, которое девушка шила своими руками. На изготовление такого белья иногда уходил не один год.

Очень часто на Руси одеяло выполненное в стиле лоскутной стежки вешалось в качестве украшения на стену.

В 2007 году в Чебоксарах был сшит комплект постельного белья занесенный в книгу рекордов Гиннеса. На его производство потребовалось около 1028 кв.м. ткани и 20000 метров швейных ниток.

Постельное бельё.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Постельное белье — изделия из ткани, используемые для обустройства постели. Понятие «постельное белье» подразумевает единый комплект тканых изделий — обычно это пододеяльник , простыня , наволочка . Один стандартный комплект, как правило, включает 1 пододеяльник, 1 простыню и 2 наволочки. Все белье подразделяется на несколько категорий, в зависимости от величины матраса , подушек и одеяла , и бывает полуторным, двуспальным, семейным.

Виды постельного белья

По величине

По величине (размеру) белье подразделяется на несколько видов. В зависимости от комплектации и назначения и исходя из величины матраса, одеяла и подушек бывает:

  • полуторным;
  • двуспальным;
  • семейным.

Односпальное белье пользовалось популярностью в XX веке, когда остро стояла проблема жилищной площади (после революции и Великой Отечественной войны) и предпочтение отдавалось малогабаритному жилью (из-за дефицита такового вообще) и малогабаритной мебели. Сегодня односпальное белье практически не продается, но широко распространены виды постельного белья полуторного, двуспального, а также семейного типов и двуспальное белье европейского стандарта. Для детских постелей производится особое белье детских размеров.

Величина полуторного комплекта

  • пододеяльник — 150*210 см, 150*215 см, 160*220 см,
  • простыня — 160*210 см, 150*215 см, 180*260 см,

Величина двуспального комплекта

  • пододеяльник — 180*210 см, 180*215 см, 200*220 см,
  • простыня — 175*210 см, 175*215 см, 210*230 см, 220*215 см, 240*260 см,
  • наволочки — 70*70 см, 60*60 см, 50*70 см.

Величина комплекта двуспального европейского стандарта:

  • пододеяльник — 205*225 см, 225*245 см,
  • простыня — 240*280 см,

Величина комплекта так называемого семейного белья:

  • пододеяльники (2 шт.) — 150*210 см,
  • простыня — 240*280 см,
  • наволочки — 70*70 см, 50*70 см.

По плотности ткани

По плотности ткани (плетение нитей) постельное белье из хлопка или льна делится на несколько видов. Плотность переплетения (количество нитей на квадратный сантиметр), как правило, обязательно указывается на комплектах высококачественного белья, исходя из чего белье бывает:

  • очень высокой плотности плетения (130—280 нитей/см²);
  • высокой плотности плетения (85-120 нитей/см²);
  • плотности плетения выше среднего (65-80 нитей/см²);
  • средней плотности плетения (50-65 нитей/см²);
  • плотности плетения ниже среднего (35-40 нитей/см²);
  • низкой плотности плетения (20-30 нитей/см²).

Низкой плотностью обладает батистовое белье; плотностью ниже среднего и средней — белье из льна и хлопка; плотностью выше среднего — белье, произведённое на основе турецкого шёлка, искусственных тканей; высокой плотностью отличается белье из перкаля . Так как китайский шелк занимает на рынке до 80%, то измерение плотности ткани принято во всем мире или в граммах на один квадратный метр или в момми - количество нитей на один миллиметр. Например, плотность шелковой ткани для постельного белья должна быть не менее 16 момми (16 нитей на миллиметр). Чем выше плотность шелка, тем дольше прослужит постельное белье, до 15 лет.

Ткани для постельного белья

Традиционно тканями для пошива постельного белья являются хлопок, лён и шёлк.

Лён — это наиболее древний материал, отличающийся хорошей теплопроводностью и гидрофильностью, необычайно высокой прочностью и устойчивостью к растяжению. Льняные ткани имеют гладкую поверхность и поэтому мало подвержены загрязнению, легко стираются. Все эти качества, естественно, отличают и льняное белье. Родиной льна являетсяЕгипет . Уже за 2000 лет до нашей эры там производили из льна различные ткани — от грубых, плотных до тончайших, полупрозрачных. Толщина льняной нити в них могла быть такой, что 240 метров её весили всего 1 грамм. Конечно, в качестве ткани для постельного белья лён не был использован сразу же. К примеру, знаменитый даже за пределами Египта виссон (роскошная ткань из льна особого сорта) использовали для изготовления набедренных юбочек для фараонов. В период расцвета древнегреческой культуры льняные ткани также не утратили своей популярности и были довольно широко распространены. Ткани из льна пользовались спросом и в Ассирии, и в Древнем Риме, и в Византии. В Западной Европе наибольшее распространение льняные ткани приобрели в средние века и в эпоху Возрождения, когда и началось возникновение постельного белья. Скифы , населявшие южные регионы современной России, наряду с мехом, кожей и войлоком, также ценили ткани из льна. В XIX веке льняные ткани стали настолько распространёнными в России, что в судебные уложения была включена особая статья о наказании за кражу льна и льняной ткани или льняных изделий. Начиная с XVI—XVII веков, льноводство , можно считать, стало национальной гордостью России.

Хлопок также известен с давних времён. Ещё Геродот , живший в V веке до нашей эры, писал, что жителям Индии известно растение, которое вместо плодов даёт «шерсть», белее и мягче овечьей. В Древнем Египте и в Древней Греции хлопковые ткани начали распространяться лишь в более поздний период, а в Западной Европе они приобрели популярность в быту впервые только в 15 веке, когда и началось «шествие» постельного белья по Европе. Это были в основном итальянские ткани типа саржи и бязи , а также тонкие, отдалённо напоминающие батист и муслин . Однако особым спросом пользовались восточные хлопковые ткани, что объяснялось высоким уровнем развития текстильного производства на всем Арабском Востоке. Некоторые существующие и ныне наименования тканей возникли от названий крупных средневековых текстильных центров Востока — к примеру, «муслин» произошёл от города Моссул, «дама» — от города Дамаск. Хлопчатобумажное белье достаточно прочно (как правило, говорят о прочности волокна на разрыв и истирание) и износостойко, обладает хорошими гигиеническими свойствами.

Шёлк (натуральный) является продуктом жизнедеятельности . Исторически шёлк не сразу стал использоваться для изготовления постельного белья: шёлковые ткани известны в Древнем Египте и в Древней Греции довольно поздно, а в Древнем Риме — с I века нашей эры. В IV веке в Византии изготавливали известные всему миру плотные шёлковые ткани, покрытые тканым или вышитым узором, в частности «золотные» ткани — золотоузорчатая парча , и золоченный алтабас . В Западной Европе шёлк, появившийся не раньше VIII века, был предметом роскоши. Шёлковые ткани были привозными и стоили баснословно дорого, поэтому пока не шли на производство белья, но ассортимент их был достаточно велик: наряду с более мягкими тканями типа дама , тафты , камки , фуляра, крепа , камлота широко использовали тяжёлую парчу , а с XVI века — и бархат . В Россию шёлковые ткани парчового типа и мягкие шелка начали экспортировать уже в X—XIII веках. Позднее приобрели распространение бархат (в том числе рытый и золотный), блестящие глянцевые атласы (узорные и золотные), а также мягкая объярь . В наше время самым гипоаллергенным, антибактериальным и термостатичным считается постельное белье из шелка. Шёлковое белье обладает высокой упругостью в сочетании с гладкостью, роскошью и хорошими гигиеническими свойствами. Атласное или сатиновое плетение шелка придает блеск и красоту, и трехгранная шелковая нить усиливает перелива цвета. Например: зеленый шелк при разном освещении (дневном, солнечном, вечернем, электрическом) дает оттенки серебра, золота, игру цвета от бледно до темно зеленого. Шелковые ткани, используемые в постельном белье: Однотонные - окрашенные от белого до черного цвета.Жаккардовые однотонные - переплетение нитей одного цвета создает рисунок на ткани. Цветные (традиционное окрашивание), когда каждый цвет наносится последовательно один за другим по лекалам. Ручное окрашивание - на однотонно окрашенную ткань художник вручную наносит рисунок. Жаккардовая ткань цветными нитями - заранее окрашенные нити при ткачестве создают узор с помощью компьютерной программы (очень похоже на парчу).

Очень распространены сегодня смесовые ткани - смешение шелковых нитей с хлопковыми, бамбуковыми, искусственными нитями. Например, в основании - шелк, а в утке более дешевые нити, чтобы постельное белье было менее дорогим. Следует заметить, что если комплект постельного белья состоит из смешанных тканей (верх пододеяльника - шелк, а низ - хлопок), то в шелковая ткань не 100% натуральная. Режим стирки натурального шелка кардинально отличается от других тканей.

Стандарты разных стран

Как свидетельствует история, в разных странах мира белье имеет свои внешние отличительные особенности. Так, наволочки могут быть на пуговицах, на молнии или иметь клапан-запах. Пододеяльники изготавливаются в виде конверта или кармана (с запахом по короткой стороне), быть сплошными (на молнии или на пуговицах), прорезными (с отверстием посередине). Простыня в комплектах постельного белья также отличается многовариантностью — она может быть обычной или с резинкой по периметру. Кроме того, по своей величине белье также отличается разнообразием. В Европе, к примеру, существует собственная градация комплектов постельного белья. Там чаще всего пользуются следующими обозначениями:

  • «king-size» (белье для очень большой, т. н. «трёхспальной» кровати);
  • «2-bed» (белье для двуспальной кровати);
  • «1,5-bed» (белье для полуторной кровати);
  • «1-bed» (белье для односпальной кровати);
  • «children» (белье до 125 см в длину для кроватки на одного ребёнка).

Бывает, что некоторые иностранные производители маркируют комплекты белья и другим образом:

  • «single» (односпальное белье),
  • «extra long single» (полуторное белье),
  • «full» (двуспальное белье),
  • «king size» (белье увеличенных размеров).

В зависимости от страны-изготовителя различаются и стандартные размеры белья (обычно, на 10-15 см) и форма наволочек.

Постельное белье - настолько привычный предмет повседневной жизни, что вряд ли кто-то из нас задумывался, где и когда появился первый комплект постельного белья, из какого материала он был сшит и сколько элементов в него входило...

История постельного белья: становление

В каменном веке прототипом постельного белья были шкуры диких животных, а в более поздних периодах использовали солому, хлопок, шерсть. Спасть на необработанных материалах было некомфортно: шерсть и солома кололись и на коже появлялись раздражения. Историки утверждают, что первые, кто сменил шкуры на отрезы суконных и шерстяных тканей, украшенные узорами были очень состоятельные древние римляне в I-II веках нашей эры. Кстати, в то время постельное белье с изображениями роз и персиков, считалось своеобразным лекарством, придающим любовные силы.

В эпоху Ренессанса по всей Европе, наконец-то, стало модным застилать кровать тканями. Но такая мода была распространена только в состоятельных семьях. В то время постельное белье изготавливалось только вручную, поэтому считалось произведением искусства, и было доступно только богатым людям. Так что именно постельное белье в Европе долгое время было показателем положения семьи в обществе. Вплоть до 18 века постельные принадлежности были недопустимы даже для среднего класса.

В то время простыни были только белыми, по краям допускались кружева или просто белая вышивка. Но затем стали появляться узоры и скромные украшения-монограммы, сплетенные в виде вензеля начальные буквы имени и фамилии, условные изображения растений и животных. Но вышивка на постельном белье появились намного раньше моды украшать простыни узорами, а именно в XV веке н.э. Тогда вышивали на белье фамилии и имени будущего владельца или ткача, либо название местности, где ткалось изделие. А вот Барокко и Рококо уже ввели моду на сложнейшие вышивки. Украшения постельного белья порой были вызывающего для того времени содержания.

История постельного белья: расцвет

Из Европы в Россию постельное белье изо льна и хлопка привез Петр I. Тогда в Новодевичий монастырь пригласили мастериц, монахинь из Фламандии, чтобы они обучили русских девушек-сирот, живших при монастырях, умению плести брабантские кружева для постельного белья. В качестве тканей для постельного белья использовались лен и хлопок. Через несколько лет неповторимые русские кружевные, батистовые, кисейные изделия уже ткали мастерицы во всей России, а белье стало настолько популярно, что украшало Английские и Турецкие спальни. А в середине 18 века самым известным производителем постельного белья была мануфактура помещицы Протасовой. В старые времена было принято запасаться постельным бельём впрок для передачи по наследству и в качестве приданого. Было естественно, если в доме лежало более дюжины комплектов постельного белья.

«Раньше в комплект постельного белья минимум входило три простыни, которые стлали в следующей последовательности: тонкая простынь предназначалась для накрытия перины, затем стелили грубую холщовую, а сверху постель накрывали тонкой кружевной льняной простыней. Четвертая же простынь с вышивкой и кружевами использовалась в качестве покрывала. Завершали композицию подушки в количестве не менее трех штук в узорчатых наволочках, которые складывались на кровати своеобразной горкой».

С окончанием второй мировой войны начинается массовое производство постельного белья, а самое лавное - появляются удобные пододеяльники. Сегодня представлено огромное разнообразие различных принадлежностей для сна: комплекты постельного белья, подушки, одеяла, матрасы, покрывала. Комплекты белья можно приобрести в ПВХ упаковке, а также в подарочной упаковке. Не знаете какое постельное белье лучше выбрать? Менеджер интернет-магазина «Holen» всегда поможет подобрать то, что вам понравится!

В наше время результаты деятельности напрямую зависят от того, какой режим сна у каждого из нас. Помимо работы также есть семьи, личная жизнь, вечерний досуг, да и просто потребность отдохнуть. Для всего этого каждый человек нуждается в энергии, бодрости, желании делать и двигаться вперед. Ключевым фактором для наличия всего вышеперечисленного является крепкий регулярный сон. Что нужно современному человеку, чтобы хорошо выспаться?

Уютная тихая спальня, удобная кровать и, конечно, качественное постельное белье . Этот предмет обихода прочно вошёл в нашу повседневную жизнь.

А интересно ли Вам узнать когда и где впервые появилось постельное белье, каким оно было? Если да - то эта статья для Вас.

Происхождение того, что мы сейчас называем постельным бельем имеет долгий путь.

Люди каменного века уже спали на матрасах, а значит, постели появились на 50 тысяч лет раньше. Около 73 тысяч лет назад люди стали периодически сжигать старые "тюфяки", поэтому наибольшее количество травяных матрасов обнаруживалось в самых древних пластах. Такие двух-трёхметровые подстилки состояли из слоёв прессованной травы, стеблей осоки и камыша толщиной около сантиметра. Они покрывались широкими листьями растений, которые своим запахом отпугивали насекомых. Также прототипом постельного белья были шкуры диких животных, а в более поздних периодах использовали солому, хлопок, шерсть. Спасть на необработанных материалах было некомфортно: шерсть и солома кололись и на коже появлялись раздражения.

Человечество упорно шло к обеспечению себя комфортным сном и мягкой постелью , появилась надобность застелить постель тканью, так как она соприкасается с нашей кожей, она не должна была вызывать аллергию и была призвана создавать чувство комфорта.

Бытует мнение, что возникновение постельного белья связано с историей Древнего Египта . Именно там были найдены первые следы льняного производства . Льноводство процветало в V-IV тысячелетии до н.э. в Месопотамии, Ассирии, Древнем Китае, Древней Индии. Кроме того египтяне изготавливали льняные ткани потрясающего качества и легкости. Чистая и светлая льняная одежда служила эмблемой невинности и нравственной чистоты, ее носили девственницы и жрицы. Образцы льняного полотна сохранились на мумиях - древние египтяне знали о свойствах льна подавлять процесс гниения.

Однако всё же первенство создания кровати принадлежит шумерской цивилизации , которая гораздо старше, чем египетская. Шумеры первые стали в жилищах выделяться отдельные комнаты. Комнаты эти предназначались для сна и обустраивались специальным местом для этих целей - подобием современной кровати. Конечно же, на кровати шумеров не лежал ортопедический матрац. Кровать древних шумеров была достаточно жесткой. А вот имелось ли у шумеров постельное белье - остается неразгаданной загадкой.

Сама же идея постельного белья для спального места принадлежит древним римлянам, но многие высказывают предположение, что идея застилать тканью кровати сначала возникла в Египте. Но оно было привилегией лишь узкого круга знати. В средневековье постель украшали шкурами диких животных.

Так или иначе, но именно шумерам принадлежит первый шаг к тем прекрасным, уютным спальным комнатам, которые сегодня имеют место быть. Документально же, первые упоминания о постельном белье встречаются гораздо позже - в XV веке . Говорят о жителях Рима, которые застилали свои ложе тканями изо льна. На этих тканях рисовали различные цветочные узоры, а также персонажей мифологии того времени. Безусловно, что постельное белье в те времена было роскошью и позволить его могли только очень богатые и знатные особы. Кстати говоря, лен закупали у египтян.

В XV-XVI веков основоположницей домотканого текстиля в эпоху Возрождения стала Европа. Италия и Голландия были известны мастерами домашнего текстиля из льна - полотенца, салфетки, скатерти и, безусловно, постельное белье . Каждый ремесленник владел своим стилем, нанося на ткань свой неповторимый рисунок, орнамент, украшающий готовое изделие. Постельное белье , как и другие тканые изделия того времени, непременно несли на себе родовой герб или вензель его хозяина, выполненные изящным ажурным плетением.

В XVI веке стала модной причудливо-витиеватая вышивка на домотканых изделиях, тогда же и возникло ремесло белошвейки. И сама ткань, и кружевная вышивка для постельных принадлежностей в те времена были исключительно белыми, поэтому профессия белошвейки названа так по цвету полотна, с которым они работали. Ими создаются истинные шедевры ткацкого искусства, белье делается еще более утонченным и изящным. Конечно же, такие творения были исключительными и неповторимыми и, поэтому их могли дозволить себе только богатые семейства. Постельное белье было очень дорогим и свидетельствовало о принадлежности этих семей к высшим слоям общества.

XVI-XVII века отметились новым дуновением моды в Старом Свете - устилать кровати легкими тканями из хлопка, называемыми бязью. Позднее фаворитка короля Франции Людовика XV Мадам де Помпадур внесла свои изменения в модные течения постельного убранства того времени. С ее благословения постельные принадлежности стали изготавливать из китайского шёлка и из него же украшать кровати балдахинами с всевозможными узорами, историческими, а порою и фривольными сюжетами.

Из Европы в Россию постельное белье изо льна и хлопка привез Петр I. В Российской империи дорогое постельное белье ткали вручную при монастырях, а в деревнях до начала прошлого столетия и помышлять не смели о постельном белье и подушках – с этой целью использовалась охапка соломы, которая служила и матрасом, и подушкой, одеялом и простынею. По приказу Петра I в Новодевичий монастырь пригласили мастериц, монахинь из Фламандии, чтобы они обучили русских девушек-сирот, живших при монастырях, умению плести брабантские кружева для постельного белья . В качестве тканей для постельного белья использовались лен и хлопок. Через несколько лет неповторимые русские кружевные, батистовые, кисейные изделия уже ткали мастерицы во всей России, а белье стало настолько популярно, что украшало Английские и Турецкие спальни. А в середине XVIII века самым известным производителем постельного белья была мануфактура помещицы Протасовой. В старые времена было принято запасаться постельным бельём впрок для передачи по наследству и в качестве приданого. Было естественно, если в доме лежало более дюжины комплектов постельного белья .

XIX век приносит новые веяния: очень популярной становится вышивка белой гладью по полотну такого же цвета. Подобной вышивкой особенно прославилась Швейцария.

В начале двадцатого столетия постельное белье было, своего рода, критерием богатства, оно непременно входило в приданое невесты. Девица с детства собирала свое приданное: пряла пряжу, ткала льняное или хлопковое полотно, расшивала его узорами и кружевами. Белоснежное постельное белье на свадьбу являлось символом непорочности и верности. Социальное положение новобрачной определялось ее приданым, сундук невесты обязательно должен был содержать постельное белье , лично расшитое кружевами и изящным орнаментом. Самые красивые вещи передавались из поколения в поколение, от матери к дочери, их заботливо берегли и выставляли напоказ, как объект особой гордости семейства.

После второй мировой войны благодаря прогрессу текстильного производства постельные принадлежности из хлопка и льна, сатина, бязи и ситца стали обязательными в каждой семье. Его стали производить разных размеров, расцветок и качества. Стало возможным приобретать целые комплекты постельного бель я (КПБ), которые состоят из наволочек, простыни и пододеяльника.

Сейчас вряд ли можно кого-то удивить дизайном постельного белья. Но как раньше, так и сейчас нам не безразлично, как мы проводим значительную часть своей жизни. Стараясь сделать лучше и комфортней наш сон, ведущие производители во всем мире ежедневно стараются нас удивить. Изобилие тканей - шелк, жакард, сатин, бамбук, тенсел, позволяет удовлетворить даже самого требовательного потребителя. Несмотря на то, что приоритетами современного общества являются здоровье и качество мы имеем возможность вместе с этим получить и царскую роскошь постельного белья тех времен.

О.БУЛАНОВА

На заре человечества люди не знали не только постельного белья, но и самой кровати – ее заменяло ложе из сухих листьев и мхов. Позже, с развитием цивилизации в примитивных жилищах появились примитивные матрацы, набитые сеном или шерстью животных. Оболочка для матраца делалась из домотканого холста, а одеялом служила шкура животного.

Постель служила годами, пока не изнашивался матрац или не вытиралась шкура -“одеяло”. Подушек, кстати, человечество долгое время не знало вообще, используя вместо них или собственный локоть, или охапку тех же шкур. И ни о каком постельном белье речи просто не шло, хотя без него постель представляла собой буквально заповедник для микробов.

Первые свидетельства о постельном белье из ткани нашлись в древнеримских летописях. Белье было или из местного шелка, или из египетского льна, весьма качественное и очень красивое. Более того, если для обычной постели узоры на простынях были из роз и персиков, то для постели любовников на белье красовались сатиры.

С закатом древней цивилизации и приходом варваров человечество опять на несколько столетий забыло о такой необходимой с точки зрения гигиены вещи. В средневековой Европе постельного белья не было где-то до XV в. Церковники запрещали не только использовать постельное белье (о котором, они, конечно, читали в летописях, хранящихся в монастырских библиотеках), но даже и мыться. Чистота есть грех! – говорили они. В Средние века белье заменяли шкуры редких животных. Стоили они очень дорого и, как правило, были результатом борьбы за сердце прекрасной дамы.

С XV в. мы находим упоминание о белье в некоторых богатых замках Италии. Почему богатых? Потому что менее обеспеченные такую роскошь себе позволить не могли. А Италия так же, как и ранее Римская империя, снова потихонечку ввела моду на постельное белье, а с ним и на скатерти, полотенца и салфетки. В эпоху Высокого Возрождения эти предметы обихода имели большое значение и ценились очень высоко.

Самым лучшим для изготовления белья считалось голландское полотно, а самыми лучшими мастерами – голландцы. Каждая вещь была уникальной и штучной: на ней мастер вышивал не только вензель заказчика или его герб, но и свое имя, и название местности, где жил и работал. Были даже простыни, на которых выткано стихотворение, посвященное тому событию, в честь которого заказывалось белье.

Именно по этой причине вплоть до XVIII в. комплекты белья считались роскошью, и лишь к концу XVIII – началу XIX в. стали доступны среднему классу. Было, как говорится, неписанное правило – белья должно быть много. Белье в то время (и так повелось и в течение долгих последующих веков) заказывалось дюжинами к важным событиям типа рождения ребенка или свадьбы.

Вплоть до XIX в. белье (включая скатерти, полотенца и салфетки) было исключительно белым, отделано кружевами или белой вышивкой. И по этой причине тоже (а не только из-за штучности и эксклюзивности) оно было предметом роскоши – бедный человек не мог позволить себе часто менять быстро пачкающееся белое белье. Количество и качество постельного белья долгое время являлось показателем положения семьи в обществе.

Считается, что в деле популярности постельного белья большую роль сыграла мадам де Помпадур. Сия дама вообще была большим ценителем новшеств и вводила их в моду, не покладая рук. В этом же XVIII в. входит в моду постельное и столовое белье, украшенное “дрезденским” кружевом – ажурной, изысканной белой вышивкой. Стиль получает название от эпохи – “рококо”. Белье становится все более изысканным и все более дорогим.

А что же простые люди? Они тоже уже привыкли застилать постель тканью, однако их белье было цветным, с многочисленными швами и, понятное дело, без кружев и вышивки. Однако в деревнях белья не было вообще. Более того, у крестьян не было даже подушки, которая прижилась к этому времени во всей Европе, не говоря уже о Востоке или Кавказе, где подушка – своеобразный фетиш.

Постельное белье, украшенное кружевами и вышивкой, стало входить в приданое, и чем его было больше, тем лучше. Эта мода перекочевала с правлением Петра I из Европы в Российскую империю, а оттуда и в Азербайджан. Чем больше было белья, тем состоятельнее считалась невеста, и тем престижнее было взять такую замуж. Для приданого делалось не просто белье, а так называемые свадебные комплекты, украшенные вензелями, кружевом, фестонами… В то время в свадебный комплект входили четыре наволочки и две простыни – нижняя и верхняя.

Материалом для свадебного гарнитура традиционно служил лен, тонкое “голландское” полотно, в особо богатых домах – шелк. В советское время этот обычай был практически утерян, лишь в некоторых семьях “из бывших” он еще держался. В Европе же он никогда не исчезал.

А почему не упомянут пододеяльник? И их вообще не было, вместо них использовалась простынь, которую пришивали к одеялу. Это относится не только к российской или аристократической азербайджанской постели, а вообще к европейской. Пододеяльник – изобретение новое, он появился лишь после Второй мировой войны. (После войны, кстати, из постельной моды ушло большое количество подушек, и, соответственно, наволочек, количество постельного белья стало минимальным, каждому – по одной наволочке, простыне и пододеяльнику).

Для улучшения внешнего вида белье у представителей среднего и низшего класса обязательно крахмалили – ведь очень часто вместо льна использовался хлопок, а это не такой глянцевый и прочный материал, как лен, а богатого вида белья хотелось всем. Этот обычай процветал в СССР, хотя в Европе его вовсе не было.

Существовала мода и метод застилки кровати. Обязательно должно было быть три простыни; первой из грубого холста укрывался волосяной или шерстяной матрац, на который клалась пуховая перина, потом шла простыня из более тонкого холста, потом льняная с вышивкой. Это было очень грамотно: ведь чем больше слоев ткани, тем теплее зимой и прохладнее летом, тут играет роль воздушная прослойка. Да и гигроскопичность у трех слоев гораздо выше, чем у одного. Понятное дело, таких заумных слов в то время не знали, но действовали на уровне интуиции и опыта предков. А лен, кстати, самая лучшая по показателям гигроскопичности ткань.

Подушки выстраивали горкой поверх покрывала, которое тоже богато украшалось; подушек было много, не меньше трех штук, идеально – шесть, и все разного размера. Подушки покрывались кружевной накидкой. По боку кровати обязательно шел кружевной или богато вышитый подзор. Он пришивался, как правило, к верхней простыне и обязательно должен был выглядывать из-под покрывала. И пришивался лишь с одного боку – потому что кровати стояли исключительно боком к стене.

Самое красивое белье в роду береглось, передавалось по наследству, им хвастались знакомым и родственникам, понимавшим толк в рукоделии. Женщина, которая не имела много постельного и столового белья, считалась плохой хозяйкой, вообще эта сторона жизни – и столовое, и постельное, и нательное белье – считалась одной из самых важных, белья должно было хватать на все случаи жизни: на свадьбы, крестины, приезды гостей, которые жили в домах месяцами.

В Европе в XIX в. были очень популярны различные издания и книги, посвященные домоводству, одна из самых известных таких книг – труд англичанина Томаса Хопа “Убранство жилого дома”, выпущенная в 1807 г. Эта книга стала настольной у женщин не только в Англии, но и Франции, Австрии, Швейцарии, России.

К ХХ в., с его развитием промышленности и увеличением населения, постельное белье с ручной вышивкой стало уделом немногих. Красивого постельного белья стало не хватать, потому что люди не желали спать на обыкновенной “голой” простыне. Такие “голые” простыни и пододеяльники безо всякого украшения вошли в обиход только в советское время. В это время с бельем вообще было плохо.

Увеличению количества красивого белья помогло развитие текстильных технологий, в частности, изобретение машинной вышивки. Стоимость белья значительно снизилась, количество, соответственно, увеличилось. А дальше… Дальше все пошло семимильными шагами. Был нарушен стереотип столетий, что белье должно быть только белым. Появилось сначала белье пастельных тонов, а потом и цветное – где-то к 1960-м гг., вариант белого аристократического белья т.е. классический немного отходит назад.

Пока еще цветной рисунок идет на белом фоне, но и это было уже смелым. Лишь к концу ХХ в. появляется белье, цветное на всей своей “протяженности”. Поначалу этого примитивного, но страшно модного цветного белья в СССР не было и в помине. Жалкие потуги советской промышленности были способны лишь на мелкий ромб и цветочек.

Менялся покрой пододеяльника и наволочек. В разных странах придумывали что-то новое, что-то свое. Особо отличилась Америка, в которой удобство и новизна всегда ценились выше традиций. Только там могло прийти в голову придумать простынь на резинке и одноразовое белье из нетканых материалов. Первое прижилось, особенно в отельном бизнесе и в качестве нижней простыни-наматрасника, а вот второго мир не принял. Если только в поездах в некоторых странах.

В 1990-е года в республиках бывшего СССР из-за всеобщей нехватки появились не только конфеты из сои, но и белье из синтетики. Оно было дешевым и ярким, как раз таким, какое было необходимо истосковавшемуся по дефициту бывшему советскому человеку.