Нод формированию элементарных математических представлений. План-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему: Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое королевст

старшей группе)

Тип НОД: познавательная.

Вид НОД: познавательно - исследовательская, практико-ориентированная.

Интеграция образовательных областей: познание (ФЭМП), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Мотивация воспитанников: составляя математическую сказку, я смогу больше узнать об окружающем мире.

Цель: Развивать познавательные процессы; стимулировать мыслительную активность детей.

Задачи:

Образовательные: Упражнять в счёте в пределах 10. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, развивать умение решать простые задачи в стихотворной форме.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Форма организации детей: подгрупповая.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, магнитная азбука – цифры, графическое изображение «Лабиринт», игра «Танграм», палочки Кюизенера, изображение яблок, ноутбук.

Воспитатель: Ребята, сегодня, мы с вами будем волшебниками. А где случается волшебство?

Дети: В сказке, кино, цирке, театре.

Воспитатель: Мы сегодня будем волшебниками и придумаем математическую сказку. А как начинаются все сказки?

Дети: Жили – были. В некотором царстве, в некотором государстве.

Воспитатель: И в нашей сказке жили дед и баба и были у них внук и внучка.

Как назовём внука?

Ответы детей: Ваня.

Как назовём внучку?

Ответы детей: Алёнушка.

Воспитатель: Отправилась Алёнушка, к своим подружкам в гости. Нужно ей идти через лес. Шла она, шла и заблудилась. Очутилась на огромной поляне, где стоял сказочный замок.

Какой красивый замок! Из чего же он состоит? (Из геометрических фигур.) Назовите их. (Сравнить, каких больше….)

В этом замке жил Кащей, увидел он девочку и спрятал её к себе в темницу.

А в это время дед и бабка ждали свою внучку, а ее нет и нет. Плачут дед с бабкой. А Ваня им говорит… Помогите мне ребята, что может сказать им Ваня?

Ответы детей: Я пойду спасать Алёнушку.

Воспитатель: Отправился Ваня в путь - дорогу. Ребята, а кого Ваня мог встретить по дороге?

Ответы детей: волка, лису, медведя, Бабу Ягу…

Воспитатель: Идёт Ваня по дороге, а навстречу ему волк.

Воспитатель: О чем Ваня может спросить у волка?

Дети: Не видел ли он Алёнушку?

Воспитатель: Что мог ответить волк?

Ответы детей … не знает, покажет дорогу…

Я покажу дорогу - говорит волк, если выполнишь моё задание.

Задание выполняют все.

Графическое упражнение «Лабиринт»

Дети карандашом, индивидуально, проходят лабиринт. Ребята, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга задание.

Показал волк Ванне дорогу.

Воспитатель: Ребята, опишите какую лису встретил Ваня?

Ответ детей: хитрую, рыжую, плутовку, обманщицу.

Воспитатель: И задачки у лисы хитрые.

Вот к зайчонку на обед

Прискакал дружок сосед.

На пенёк зайчата сели

Сколько съедено морковок? 10.

Игра «Танграм» (Выполняют все.)

Молодец Ванюша, справился с заданием, а сейчас поиграй со мной.

Воспитатель: Ребятки, давайте и мы поиграем. (Слайд.)

Физкультминутка:

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Правой, левую ладошку

Мы похлопаем немножко.

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки по громче делай!

А потом, потом, потом,

Левой правую побьём.

Вверх ладошки – хлоп, хлоп.

По коленкам шлёп, шлёп.

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай. .

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой.

Справа – можем, слева – можем!

И крест – накрест руки сложим.

(Выполняют 1-3 ребёнка.)

Показал медведь дорогу.

Подошёл Ваня к дому, а войти не может.

Воспитатель: Как вы думаете, почему избушка его не пускает?

Дети: Нужно сказать волшебные слова.

Воспитатель: Кто знает волшебные слова?

Дети: Избушка, избушка

Встань к лесу задом,

А ко мне передом.

Зашёл Ваня в избушку, А Баба Яга ему и говорит: «Знаю, Ваня, зачем ты пришёл. Алёнушка у братца моего, Кащея Бессмертного».

Домик мой старый, у крыльца лесенка сломалась. Отремонтируешь ее, покажу тебе дорогу.

Работа с палочками Кюизенера.

Разложить 10 палочек от самой короткой до самой длинной.

Воспитатель: Кто поможет Ване.

(Выполняет 1 ребёнок.)

Баба Яга: Ванюша, у меня есть волшебный сундук, он закрыт на замок. Не могу я подобрать ключ к замку. Помоги мне, открыть его.

Что-то не открывается сундук. Ребята, давайте поможем Ване. (Выполняет 1 ребёнок.)

Баба Яга: Здесь всё перепутано. Ребятки, помогите мне навести порядок в моём сундуке.

Задание. Подчеркнуть, что здесь лишнее.

(Выполняют все .)

Молодцы детки, решила Баба Яга помочь Ване добраться до замка Кащея Бессмертного.

Сели они в ступу и полетели.

Баба Яга рассказала Кащею, какой Ваня умный, смелый и трудолюбивый и что он пришёл за сестрой.

Кащей: Хорошо, освобожу девочку если отгадаешь мои загадки. (Слайд.)

Оглянуться не успели,

Яблоки в саду созрели,

Три румяных наливных,

Три с кислинкой - сколько их? (6.)

На забор взлетел петух,

Повстречал еще там двух,

Вы ответьте мне, ребята,

Сколько стало петухов? (3.)

Десять спелых груш

На веточке качалось.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (8.)

Выполнил Кащей своё обещание.

Вернулись Алёна и Ваня домой. Обрадовались бабушка, и дедушка, стали внучат обнимать и умником и умницей называть. Алёнушка с тех пор больше без Вани в лес не ходила.

Вот и сказка вся.

Воспитатель: Составили мы с вами математическую сказку. Как же мы ее назовем?

Ответы детей: «Как Ваня Алёну спасал».

Воспитатель: А что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашей сказке?

Нашу сказку мы запишем, нарисуем к ней иллюстрации и издадим книжку.

Мы преодолели много препятствий, где вы показали себя умными, внимательными, сообразительными. Вы все молодцы, похвалите себя, обнимите себя, погладьте себя и скажите: «Какой я умный и хороший».

Математика - страна очень интересная,

Открывает нам она много неизвестного.

Раз, два, три, четыре, пять.

Сравнивать и различать

Треугольники, круги, линии, квадратики.

Мы сегодня молодцы,

Все мы математики!

Если ты не понимаешь,

Математику не знаешь,

Должен ты ее учить,

Чтоб потом умней всех быть.

Мы тебе сейчас поможем,

Как решать тебе покажем.

Ты смотри, запоминай,

А потом и сам решай.

Конспект открытой НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ

«Путешествие в математическое королевство»

Для детей старшей группы

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Упражнять в счёте в пределах 8 в прямом и обратном порядке;

Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;

Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, сравнивать предметы по высоте;

Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание;

Развивать умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать задание и выполнять его самостоятельно;

Воспитывать интерес к математическим заданиям.

Используемые технологии: ИКТ

Материал и оборудование : карточки с цифрами на каждого ребенка от 1 до 8; карточки с заданиями на сравнение чисел, знаки >,

Ход НОД:

Вос-ль: -Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдувают с ладошек улыбки ).

Воспитатель предлагает детям собраться в круг.

Вос-ль:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

Ребята, посмотрите на экран (На экране изображение конверта) . Кто-то прислал нам электронное письмо. Интересно, от кого оно? (На экране появляется королева из страны Математики ) и говорит:

- «Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я прошу, вас навести порядок в моем королевстве»

Вос-ль:

Ребята, мы поможем жителям математического королевства? (ответы детей )

Вос-ль:

Вы уверены в своих силах и знаниях? (ответы детей )

Вос-ль :

Тогда отправляемся в математическую страну. Отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд) (На экране появляется поезд)

Молодцы ребята, конечно это поезд. Я вам раздам билеты, в которых указана цифра, обозначающая ваше место в поезде. Посмотрите внимательно на вашу цифру и займите свое место. Садитесь удобнее, мы отправляемся в путь.

(На экране заставки леса, моря, поля, горы и замок)

Ребята, посмотрите, кажется, мы приехали в королевство. (На экране ворота с замком, на котором изображены геометрические фигуры ).

Ой, ребята, злой волшебник повесил замок на ворота королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться, какая из фигур лишняя.

Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

(сравнение по форме, цвету, величине )

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).

Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.

Выходит королева математики.

К.:- Здравствуйте мои друзья, я очень рада видеть вас. Как хорошо, что вы приехали. Я очень долго за вами наблюдала, как вы ловко справляетесь с математическими заданиями. Ведь для того, что бы навести порядок в моей стране, нужны ваши знания и умения.

Задание №1 (На экране перепутанные числа)

Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему. (Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 8 )

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание (на экране числовой ряд от 1 до 8)

Вопросы детям:

Посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5

какое число вы поставили между числами 5и7

какое число вы поставили между числами 1 и 3

какое число вы поставили между числами 4 и 6;

Назовите соседей числа 6, 2, 4.

Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

Задание №2 (на экране математические знаки >,

Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны? Помогите им, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно ) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.

Отлично, математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать, какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз

«Геометрические фигуры» (На экране изображение геометрических фигур)

Вот фигуры-непоседы,

Любят в прятки поиграть.

Так давайте их, ребята,

Будем глазками искать.

Дружно глянем все налево.

Что там? Это же … квадрат.

Не уйти тебе проказник,

От пытливых глаз ребят.

На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат. (Дети шагают на месте )

Теперь направо посмотрите,

Узнаете? Это – … круг.

И тебя мы отыскали.

Нас встречай, любимый друг.

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся. (Дети кружатся на месте )

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай,

До овала доставай! (Дети прыгают с поднятыми вверх руками )

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

И на корточки присядем.

Хорошо фигуры знаем. (Дети приседают )

Задание №3 (На экране изображение разных по высоте домов)

Ребята, дома на улицах в математическом королевстве располагались по порядку от самого высокого к самому низкому. Волшебник и здесь навел путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от самого высокого к самому низкому.

Дети выполняют задания.

Вос-ль:

Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.

(На экране дома от самого высокого до самого низкого)

Задание №4 (На кране домики с цифрами и человечки)

Ребята, жители этих домов потерялись. Вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить в каждый домик вам покажет цифра на крыше дома. Приступайте. Дети выполняют задания.

Вос-ль:

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.

(на экране домики с жильцами)

Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.

Задание №5

Ребята, а сейчас предлагаю вам поиграть. Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой волшебник специально кое-где оставил.

Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – топайте ногами.

Утром солнышко встает

По утрам нужно делать зарядку

Нельзя умываться по утрам

Днем ярко светит луна

Утром дети идут в детский сад

Ночью люди обедают

Вечером вся семья собирается дома

Задание №5

Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магического круга. (На экране круг, 1/2круга, ¼ круга) Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратиться в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно сложить, чтобы части были одинаковые? (совмещать края ) Как можно назвать каждую из частей? ½ А теперь сложите ещё раз пополам. Как теперь называется полученная часть круга? ¼.

Молодцы, злые чары сняты!!!

Ребята, вы выполнили все задания, теперь в моем математическом королевстве полный порядок, а злой волшебник превратился в доброго. Я вам очень благодарна за помощь. В знак благодарности примите от меня вот этот подарок.

Вос-ль :

Ребята, а нам пора возвращаться обратно в детский сад. Занимайте свои места в поезде (на экране поезд).

К.: До свидания, ребята!

(на экране замок, горы, поля, моря, леса)

Вос-ль :

Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным? Сегодня все работали хорошо! Молодцы!!!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

для детей старшего возраста

«На островах математики»

Выполнила:

Прокопович И.Г.

п.Мулымья 2015 г.

Цель : развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи:

Образовательная . Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах, продолжать учить детей считать в пределах 10, находить соседей чисел, сравнивать числа, развивать пространственное представление, логическое мышление, внимание, мелкую моторику. Умение отвечать на вопросы, упр-ть в произношении звуков «С», «У».

Развивающая . Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение.

Воспитательная . Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

Оборудование: письмо, математические задачи, цифры, листы бумаги, ручка, ножницы, квадраты. Слайды с изображением остравов «Цифроград», «Компьютеров», «Мастерилка», смайлики.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: (слайд 1) Кем то придумано просто и мудро,

Про встречи здороваться «Доброе утро!»,

«Доброе утро!» солнцу и птицам,

«Доброе утро!»улыбчивым лицам.

К нам сегодня пришли гости, давайте скажем всем «Доброе утро!»

Воспитатель: Ребята,в наш детский сад пришло письмо, давайте его прочитаем.

«У меня в стране беда,ваша помощь мне нужна

Приглашаю всех детей в путь отправиться скорей!

Ждут вас испытания, трудные задания.
К нам на остров поспешите и порядок наведите!

Царица Математики»

Воспитатель:Отправимся в путешествие?

Дети: Да,отправимся.

Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие?

Дети: На самолёте,поезде,ракете, машине, вертолёте, пароходе.

Воспитатель : Вы всё правильно назвали, на всех видах транспорта можно отправиться путешествовать. А хотите полететь на ковре самолёте?

Дети:Да.

Воспитатель:Мы отправимся на ковре самолёте. Но самолёт не простой он может полететь, когда мы решим математические задачки. Вы готовы отправиться в путешествие?

Дети:Готовы. (Все садятся на ковёр)

1.Пять ворон на крышу сели.

да ещё две прилетели

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело

- Дети: Семь ворон. (5+2=7)

2.На блюдце у Андрюши

четыре жёлтых груши

Есть ребёнок захотел и две груши съел?(4-2=2)

Сколько осталось груш?

Дети: Две груши.

Воспитатель:Как вы догадались, что две груши?

Дети (групповые и индивидуальные ответы)

Воспитатель: Молодцы, правильно решили задачу.

3.Мурка-кошка мышеловка,

Съела 3 мышей в кладовке

И сейчас к норе подкралась,

Цап ещё одна попалась,

Вот так Мурка,сколько ей

Удалось поймать мышей?

Дети: четыре мышки. (3+1=4)

Воспитатель: А как вы догадалась? (ответы детей) Правильно, четыре мыши поймала кошка.

Воспитатель: Молодцы, решили все задачи.

Дыхательная гимнастика. «Надуваем ковер самолет» (дети «насосом надувают» ковер-самолет) произношение звука «С».

«Полетели» произношение звука «У» (слайд 2)

Воспитатель:Вот мы с вами прилетели на 1остров,который называется Цифроград. Здесь живут цифры (слайд 3)

1 задание «Разложите цифровой ряд от 1-10»

2 задание «Разложите цифровой ряд от 5-9, от 2-8»

3 задание «Назовите соседей числа 5,9,4»

4 задание «Назовите число больше 7, но меньше 9», «Назовите число меньше 5,но больше 3»

5 задание (самостоятельно) «Сравните числа» (поставить знак дольше, меньше или равно)

Воспитатель: А сейчас мы отправимся на другой остров.

Чтобы попасть на этот остров нужно знать дни недели.

Дети называют дни недели.

Игра «Дни недели»

(дети выполняют движения соотв.тексту)

(слайды « Дни недели»)

В понедельник я купался, а во вторник рисовал.

В среду долго умывался, а в четверг футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье целый день я отдыхал.

Воспитатель: Какой второй день недели? Какой пятый? А какой день середина недели? (ответы детей)

Мы с вами попали на остров Компьютеров. (слайд 4).А компьютеры не работают. Вы сможете починить компьютеры? (Ответы детей)

Воспитатель: Для этого нужно геометрические фигуры нарисовать в определенном порядке.(Дети рисуют геометрические фигуры):

В правом верхнем углу- прямоугольник

В левом нижнем углу- квадрат

В левом верхнем углу -круг

В правом нижнем углу – треугольник

В центре- овал.

Дети выполняют задания.

Воспитатель: Какая геометрическая фигура в правом верхнем углу? Где находится круг? и.т.д. (ответы детей)

Молодцы, ребятки, справились с заданием. Исправили все компьютеры.

Физминутка «Ракета»

Раз, два- стоит ракета, Три – четыре- самолет

1,2-хлопок в ладоши, а потом на каждый счет,

1,2,3,4-руки выше, плечи шире.

1,2,3,4- и на месте походили.

Мы с вами попали на остров Мастерилка. (слайд 5)

Воспитатель: Ребята перед вами квадрат.Сколько у квадрата углов (сторон)?

Дети: четыре.

Воспитатель:А сейчас превратите квадрат в фигуру без начала и конца.Дети с помощью ножниц обрезают углы у квадрата.

Воспитатель: какая фигура получилась? - Дети(индивидуальные и хоровой ответы): круг.

Воспитатель: Молодцы,с этим заданием справились.

Воспитатель: Превратите квадрат в 4 треугольника. Подумайте,как нужно разрезать квадрат?

Как получили треугольники?

Дети: Сложили по диагонали два раза и разрезали по линии сгиба.

Воспитатель: Молодцы,дети. Справились и с этим заданием.

Я думаю Царице Математике понравится, что вы справились со всеми заданиями.

Вам понравилось наше путешествие?

Если понравилось, то почему - чем занимались, что было трудным, что интересным. (Дети вспоминают и рассказывают).

А нам пора возвращаться в детский сад. Если вам понравилось наше путешествие-то выберите веселый смайлик, если нет- то грустный.

Дети занимают места на ковре-самолете и «улетают» в группу (произношение звука «У»). (слайд 6)